Как составить анализ музыкального произведения

Сделать анализ музыкального произведения — это не просто описать характер произведения и эмоции, которые оно у вас вызывает. Анализ музыкального произведения — это разбор по молекулам и атомам музыкальной структуры. Цель анализа музыкального произведения — выявление средств и приёмов выразительности, с помощью которых создаётся тот или иной музыкальный образ и всё произведение в целом.

Виды музыкального анализа

Музыкальный анализ бывает нескольких видов. Если преподаватель даёт вам задание «Сделать анализ музыкального произведения», надо обязательно уточнить, какого вида анализ надо сделать. Вспомните, когда врач в поликлинике отправляет вас сдать анализ кроме, он обязательно указывает какой это анализ: общий, биохимический, развёрнутый и т.д. В музыкальном анализе аналогично.

Существуют разные виды анализа музыкального произведения:

1.Описательный
2.Анализ формы
3.Гармонический анализ
4.Целостный
5.Сравнительный

Описательный анализ

Описательный анализ музыки

Описательный анализ обычно предполагает ответ на вопросы: «О чём эта музыка?», «Какие эмоции вы испытываете после прослушивания?», «Назовите ассоциации, которые навеяла вам эта музыка».

И здесь вам надо написать целый рассказ, о том, что эта музыка, как весенний ручеёк, бабочки порхают над ним, и прям-таки ощущается тепло первых весенних солнечных лучей. Или что-то в этом роде.

Пример описательного анализа. А.С. Грибоедов. Вальс си минор.

Музыкальный образ этого произведения лирический. Автор рассказывает о своих глубоких чувствах и переживаниях. Характер произведения взволнованный, нежный. Темп подвижный. Мелодия очень выразительная, кружащаяся.

В описательном анализе старайтесь не приводить конкретных образов, вроде «листик шелестит», если на это не указывается в названии произведения или в его программе. Или, если вы не ученик первого класса общеобразовательной школы. Ведь у других слушателей может возникнуть совсем иная ассоциация. Если же данный анализ задан вам с целью развить вашу фантазию, то пишите всё, что услышали в произведении.

Анализ формы

Анализ формы

Анализ формы — это уже профессиональный уровень разбора музыкального произведения. Здесь вам надо назвать жанр произведения (Соната, Концерт, Этюд, Пьеса и т.д.) и рассказать из каких частей она состоит.

Формы бывают простые (период, двухчастная, трёхчастная) и сложные (сложная трёхчастная, рондо, вариационная, сонатная и др.)

Каждую часть формы принято обозначать буквой. Например, двухчастную форму обозначают буквами AB. Трёхчастную — буквами ABA. Форма рондо может иметь структуру ABACADA.

В сонатной форме надо указать, что имеется экспозиция, разработка, реприза. Сделать разбор экспозиции с указанием характера главной партии, побочной партии. В разработке указать, какие элементы главной или побочной партии разрабатываются. В репризе обратить внимание на наличие коды, если она имеется.

Обратите внимание на кульминацию всего произведения. В какой части она происходит? Как правило, кульминация приходится на точку золотого сечения. Структурно это соотношение 62% + 38%. Например, если в произведении 32 такта, то кульминация будет примерно в 22 такте. Это решается простой пропорцией (32х68):100=21,7

Пример анализа формы. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка.

«Старинная французская песенка» представляет собой двухчастную репризную форму. Ее форму можно представить буквами А+А | B+A .
В первой части дважды проводится основная тема. Первая часть представляет собой период, состоящий из двух предложений, повторной структуры. Каждое предложение составляет 8 тактов.
Вторая часть слышна по появлению новой темы, которая отличается по своему характеру от первой темы. Структурно она представляет собой предложение из 8 тактов.
Завершается пьеса повторением первой темы, но лишь одного ее предложения. Поэтому она не может образовать трёхчастную форму.
Общее количество тактов в пьесе — 32. Кульминация приходится на 22 такт, который совпадает с точкой золотого сечения.

Гармонический анализ

Гармонический анализ

Гармонический анализ подразумевает определение функций аккордов, тональный план произведения, отклонения и модуляции, каденции.

Это задание выполняется при наличии нотного текста, в отличие от описательного анализа, который можно выполнить на слух, без нот.

При гармоническом анализе вам надо, прежде всего, определить тональность произведения, и затем подписать карандашом функции аккордов. Это будет выглядеть вот так:

Гармонический анализ

Пример гармонического анализа. Н.Ладухин. «Сольфеджио для одного, двух и трех голосов» №65.

Эта пьеса написана для голоса с сопровождением фортепиано. Анализируем аккорды в партии фортепиано.

Пьеса написана в тональности ля минор гармонический. Форма трёхчастная безрепризная.
Первая часть — период, состоящий из двух предложений 8+8 тактов. Мелодический состав можно изобразить буквами А+А1.
Аккорды, представленные в первой части — это главные трезвучия и их обращения. Также встречается побочное трезвучие — II6 в пятом такте.

Первое предложение заканчивается автентической каденцией на аккорде D43.
Второе предложение заканчивается отклонением в параллельную тональность До мажор. Отклонение происходит через трезвучие VII натуральной ступени соль-си-ре), приравненное к D53 параллельной тональности До мажор.

Вторая часть является связкой между первой и третьей частями. Мелодия её строится на секвенционных терцовых ходах. В гармоническом плане во второй части используются аккорды D7 и его обращения.

Третья часть представляет собой период, состоящий из двух предложений повторной структуры. Начинается третья часть с аккордов субдоминанты и заканчивается полной заключительной каденцией.

Структурно пьеса состоит из 40 тактов. Кульминация пьесы приходится на 25 такт, с которого начинается третья часть. В кульминации появляются аккорды субдоминанты. Мелодическая кульминация приходится на ноту ре, которая также является субдоминантой. Пропорционально кульминация совпадает с точкой золотого сечения.

Целостный анализ

Целостный анализ

В целостном анализе надо объединить все предыдущие виды анализа. Это должен быть самый развёрнутый вид анализа. Здесь надо вспомнить все средства музыкальной выразительности и проанализировать произведение, опираясь на них.

Пример целостного анализа. Н.Паганини. Каприс №1, Ми мажор.

Описательная часть анализа

Каприс №1 написан в тональности Ми мажор.

В каждом Каприсе развивается и обыгрывается обычно один виртуозный прием, определенный вид скрипичной техники. Так, Каприс Ми мажор № 1 построен на сочетании игры арпеджио-образными пассажами с ударным отскакивающим смычковым штрихом «рикошет». Словно рисуя скрипичным звуком, Паганини создает из ажурных плетений арпеджио и штриха «рикошет» узорчатую, «переливающуюся» гармоническую ткань, удивительную по легкости и прозрачности колорита. Произведение имеет стремительный, динамичный характер. Несмотря на ремарку Анданде, Каприс№1 звучит стремительно и виртуозно.

Про форму

Тема проводится шесть раз в тональностях: Ми мажор, ми минор, До диез мажор, Ми мажор, Ми мажор, Ми мажор.  Предположим, что  образуется трехчастная форма с развивающей средней частью.

Первая чаcть – период. Мелодия  звучит в Ми мажоре с отклонениями в тональности S и D. Фактура расслаивается на опорный и орнаментальный слой, поэтому отчетливо прослушиваются гармонические последовательности аккордов.

Про гармонический анализ

Тема  строится на арпеджированном движении аккордов  с двойными нотами, что создает   следующую гармоническую последовательность:

Т53|-D6-D65|-D6-D2󠆵     (S)|- D53-T64|-D6-D2->(S)|-

D53-T6|-S53-DD6|- D53-D6|- T53|-

S53|- DDумVII7 – D2|- D53-D2|

T6-S53|-K64-D7|- T53|.

Тональный план первой части: E- A- H – E.

Период заканчивается полной совершенной каденцией.

Про тональный план

Вторая часть представляет собой развитие  темы первой части. Сначала она звучит в одноименной тональности – в ми миноре. Ми мажор и ми минор появляются  в сопоставлении, поэтому вторая часть сначала воспринимается более мягко и лирично. Однако, вскоре гармоническое напряжение нарастает, мелодия мечется между самыми крайними нотами скрипичного диапазона. Слышны хроматические восходящие ходы, приводящие к отклонениям в далекие тональности.  Кульминацией средней части являются нисходящие гаммообразные созвучия, повторяющиеся шесть раз (  совпадает с количеством проведений темы).

Тональный план второй части: e-h-D- G-D-G-Es-As-A-F-B-Cis-As-A-E.

Тональное развитие во второй части приводит в основную тональность Ми мажор.

В Третьей части тема проводится трижды и каждый раз в основной тональности. Также слышны нисходящие пассажи из второй части.  Заключительная часть утверждает тональность Ми мажор. Никаких отклонений и модуляций нет.

Про структуру

По количеству тактов Каприс №1 представляет собой следующую структуру:

1 часть – 16 тактов, одно проведение темы, отклонения в тональности S и D.

2 часть – 38 тактов, тональное и тематическое развитие, два проведения темы в тональностях e и Cis.

3 часть – 24 такта, три проведения темы, однотональная в E.

Много других примеров, и даже готовых домашних заданий по сольфеджио, вы можете найти на этой полезной странице.

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
Характер, настроение – (по словарю настроений)
Интонация – выразительные и изобразительные – выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
Музыкальный жанр – простые – марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
Лад – минор, мажор.
Регистр – низкий, средний, высокий
Темп – быстро, умеренно, медленно.
Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука (<), постепенное усиление звука (>).
Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

Схемы и таблицы  для анализа музыкального произведения

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные – выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые – марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

СЛОВАРЬ  ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

СЛОВАРЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО

СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

Веселая

Радостная

Спокойная

Грустная

Добрая

Печальная

Серьезная

Игривая

Взволнованная

Неторопливая

Встревоженная

Сдержанная

Задорная

Торжественная

Жалобная

Мужественная

Звонкая

Таинственная

Убаюкивающая

Праздничная

Бесстрашная

Тоскливая

Стремительная

Тяжелая

Колыбельная

Поэтичная

Сказочная

Озорная

Вьюжная

Скорбная

Бодрая

Нежная

Грузная

Боевая

Возвышенная

Шутливая

Мягкая

Ненастная

Ласковая

Страшная

Хмурая

Волшебная

Важная

Громоздкая

Смелая

Плавная

Тревожная

Мечтательная

Колючая

Зловещая

Маршевая

Плачущая

Бойкая

Мощная

Отважная

Задумчивая

Забавная

Беспокойная

Напевная

Четкая

Пугливая

Одухотворенная

Мечтательная

Грубая

Неуклюжая

Решительная

Просящая

Осторожная

Отчетливая

Резвая

Сердечная

Протяжная

Богатырская

Угловатая

Легкая

Сердитая

Торопливая

Задушевная

Прыгучая

Хороводная

Загадочная

Недовольная

Светлая

Щемящая

Гордая

Густая

Грозная

Скачущая

Трепетная

Мирная

Трепещущая

Трогательная

Темная

Настороженная

Могучая

Насыщенная

Суровая

Безмятежная

Отчаявшаяся

Острая

Трагичная

Солнечная

Победная

Душевная

Динамичная

Приветливая

Раскаявшаяся

Напевная

Сверкающая

Добродушная

Подкрадывающаяся

Величественная

Доверчивая

Тягучая

Ослепительная

Призывная

Проникновенная

Наивная

Грозная

Надломленная

Беззлобная

Плясовая

Чуткая

Светлая

Злая

Ликующая

Улыбающаяся

Прозрачная

Лиричная

Восторженная

Беззаботная

Завороженная

Живая

Пышная

Шумная

Покорная

Яркая

Невозмутимая

Жизнеутверждающая

Лучезарная

Неприхотливая

Оптимистичная

Грациозная

Эффектная

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Схема анализа элементов музыкальной речи № Элемент музыкальной речи 1. интонация 2. Виды элементов музыкальной речи Приемы определения элементов музыкальной речи Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование… ритм 3. 4. Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…   Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый… темп 5. Мелодия Медленный, умеренный, медленный   Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки   Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте… штрихи Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку 6. Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии   Отрывисто, связно, не связно лад Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради) Мажор (светлый) Минор (темный) Соотнести с цветовой окраской

Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

1.

интонация

2.

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…

ритм

3.

4.

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

темп

5.

Мелодия

Медленный, умеренный, медленный

Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки

Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…

штрихи

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

6.

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

Отрывисто, связно, не связно

лад

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской

, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) ” width=”640″

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО

произведения

Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке

  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

Музыкальное

произведение

Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

Развитие музыки.

Изобразительность музыки

Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

– О чем это произведение? – Как бы вы его назвали и почему? – Сколько в нем героев? – Как они действуют? – Какими показаны герои? – Чему они нас учат? – Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или: – Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке? – Что важнее в песне – мелодия или слова? – А в человеке что важнее – ум или сердце? – Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? – Что переживал композитор, когда писал эту музыку?  – Какие чувства он хотел передать? – Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? – Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)? – Каков жанр («кит»)? – Почему так решили? – Каков характер музыки? – Композиторская или народная? – Почему? – Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? – Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Целостный анализ музыкального произведения

      Как организовать процесс познания музыки, чтобы, изучая закономерности музыкального искусства, развивая музыкальное творчество ребят, эффективно воздействовать на воспитание личности, ее нравственных качеств.

  При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на  детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (раздел музыкальной педагогики) является самым уязвимым и сложным.

Восприятие музыкального произведения в классе – это процесс духовного сопереживания, основанного на особом состоянии души и настроении. Поэтому от того, как проходит анализ произведения, во многом зависит и то, оставит ли след в душе ребенка прозвучавшая музыка, появится ли у него желание вновь обратиться к ней или услышать новую.

 Упрощенный  подход к анализу музыки (2-3 вопроса: О чем произведение? Каков характер мелодии? Кто написал его?) создает формальное отношение к изучаемому произведению,  которое в последствии формируется у учащихся.

Сложность проведения целостного анализа музыкального произведения заключается в том, что в процессе его проведения должна формироваться активная жизненная позиция ребят, способность вместе с учителем проследить то, как искусство своими  специфическими  средствами раскрывает жизнь и ее явления.

      Целостный анализ должен стать средством развития музыкальности, эстетической и этической сторон личности.

Во-первых,  необходимо четко определить для себя, что это такое.
     Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами.

Здесь происходит поиск особых черт выразительности произведения. Анализ включает:
– выяснение содержания, идеи – концепции произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;
– определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также объем информации, которую необходимо сообщить учащимся.

В-третьих, особенность анализа заключается в том, что он должен чередоваться со звучанием музыки. Каждая грань его должна подтверждаться звучанием музыки в исполнении учителя или фонограммой. Огромную роль здесь играет сравнение разбираемого произведения с другими – сходными и отличными. Пользуясь методами сравнения, сопоставления или разрушения, способствующими более тонкому  восприятию различных нюансов, смысловых оттенков музыки, учитель уточняет или подтверждает ответы учащихся. Здесь возможны сопоставления разных видов искусства.

В-четвертых, в содержании анализа должны быть учтены музыкальные интересы ребят, уровень их подготовленности к восприятию произведения, степень их эмоциональной отзывчивости.

Иными словами, задаваемые в ходе работы вопросы должны быть доступными, конкретными, соответствовать знаниям и возрасту учеников, логически последовательными и соответствовать теме урока.

Нельзя недооценивать и поведение учителя  как в момент восприятия музыки, так и во время ее обсуждения: мимика, выражение лица, незначительные движения – это тоже своеобразный способ анализа музыки, который поможет глубже почувствовать музыкальный образ.
Вот примерные вопросы к целостному анализу произведения:

-О чем это произведение?

-Как бы вы его назвали и почему?

-Сколько в нем героев?

 -Как они действуют?

 –Какими показаны герои?

-Почему музыка звучит взволнованно?

Или:
-Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке?

-Что важнее в песне – мелодия или слова? А в человеке что важнее – ум или сердце?

Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?

Что переживал композитор, когда писал эту музыку? 

Какие чувства он хотел передать?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

 Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?

-Каков жанр («кит»)?

-Почему так решили?

-Каков характер музыки?

-Композиторская или народная?

-Почему?

-Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент?

-Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Главное при составлении  вопросов к целостному анализу произведения – обратить внимание на воспитательно-педагогическую основу произведения, выяснение музыкального образа, а затем – на средства музыкальной выразительности, с помощью которых они  воплощены.

Следует помнить, что вопросы анализа для учащихся младшего и среднего школьного возраста отличаются, так как уровень их знаний и психологопедагогическая характеристика имеют существенную разницу.

Младший школьный возраст – это этап накопления эмпирического опыта, эмоционально-чувственного отношения к внешнему миру. Специфические задачи эстетического воспитания – развитие способности целостного, гармонического восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.
Важнейшей психолого-педагогической характеристикой среднего школьного возраста является яркое проявление предметно-образной интерпретации, которая начинает превалировать над эмоциональностью восприятия, интенсивное нравственное формирование личности. Внимание подростков начинает привлекать внутренний мир человека.

Рассмотрим конкретные примеры вариантов проведения музыкально-педагогического анализа изучаемых произведений.

«Сурок» Л.Бетховена (2класс, 2четверть).

-Какое настроение вы почувствовали в этой музыке?

-Почему песня звучит так грустно, о ком она?

-Какой «кит»?

-Почему вы так думаете?

-Какая мелодия?

-Как она движется?

-Кто исполняет песню?

Обогатит восприятие и осознание музыки Л.Бетховена рассматривание картины «Савояр» В.Перова.
-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали, слушая музыку «Сурок»?(,,,)

«Ночь» из балета «Конек-горбунок» Р.Щедрина (3класс).

Ребятам накануне можно дать домашнее задание: нарисовать картину ночи из сказки П.Ершова «Конек-горбунок», выучить и прочитать фрагмент описания ночи. После проверки задания на уроке беседуем по следующим вопросам:

-Как должна звучать музыка, чтобы передать ночь из сказки «Конек-горбунок»? А сейчас послушайте и скажите, такая ли ночь? (Прослушивание записи в исполнении оркестра).
-Какой из наших музыкальных инструментов подойдет для сопровождения этой музыки? 
(Ученики выбирают из предложенных инструментов тот, который больше подходит).
-Слушаем его звучание и думаем, почему его тембр созвучен музыке. (
Исполнение в ансамбле с учителем. Определяем характер произведения. Убеждаемся, что музыка плавная, певучая).

-А плавная, певучая музыка какому жанру соответствует?

-Можно ли назвать эту пьесу – «песня»?

-Пьеса «Ночь» похожа на песню, она плавная, певучая, песенная.

-А музыка, пронизанная певучестью, мелодичностью, но необязательно предназначенная для пения, называется песенной.

«Котенок и щенок» Т.Попатенко (3класс).

-Понравилась ли песня?

-Как бы вы назвали ее?

-Сколько здесь героев?

-Кто усатенький, а кто мохнатенький, почему так решили?

-Как вы думаете, почему песню назвали не «Кот и собака»?

-Что случилось с нашими героями и почему, как вы думаете?

-Ребята всерьез «нахлопали» и «нашлепали» наших героев или слегка?
-Почему?

-Чему нас учит история, случившаяся с котенком и щенком?

-Правы ли ребята, когда все же пригласили зверят на праздник?
-Как бы вы поступили на месте ребят?

-Каков характер музыки?

-Какая часть произведения ярче характеризует героев – вступление или сама песня, почему?

-Какими изображает мелодия котенка и щенка, как?

-Если бы вы умели сочинять музыку, то произведение какого характера сочинили бы на эти стихи?

Следующий этап работы над произведением – покуплетное сопоставление исполнительского плана развития музыки, причем средства музыкальной выразительности (темп, динамика, характер движения мелодии) помогут найти настроение, образно-эмоциональное содержание каждого куплета.

«Вальс – шутка» Д.Шостаковича (2класс).

-Послушайте произведение и подумайте, для кого оно предназначено. (…Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др.).

-А что они могут делать под такую музыку? (Танцевать, кружиться, порхать…).
-Молодцы, все услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев.

Какой же танец они танцуют? (Вальс).

-Теперь представьте, что мы с вами попали в сказочный цветочный город из сказки о Незнайке. Кто бы мог там так танцевать вальс? (Девочки-колокольчики, в голубых и розовых юбочках и др.).

-Заметили ли вы, кто появился на нашем цветочном балу, кроме девочек-колокольчиков? (Конечно! Это большой жук или гусеница во фраке.)

-А я думаю, что это Незнайка с большой  трубой. Как он танцует – так же легко, как девочки-колокольчики? (Нет, он страшно неуклюж, наступает на ноги.)

-Музыка здесь какая? (Смешная, неуклюжая).

-А как относится композитор к нашему Незнайке? (Смеется над ним).
-Танец у композитора получился серьезный? (
Нет, шуточный, смешной).
-Как бы вы назвали его? (
Забавный вальс, танец колокольчиков, шуточный танец).
-Молодцы, вы услышали самое главное и догадались, что хотел сказать нам композитор. Он так и назвал этот танец – «Вальс – шутка».

Конечно же, вопросы анализа будут чередоваться и варьироваться, сопровождаясь звучанием музыки.

Итак, от урока к уроку, от четверти к четверти систематически собирается и закрепляется материал по анализу произведений.

Остановимся на некоторых произведениях и темах из программы 5 класса.
«Колыбельная Волховы» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко».

До того, как ребята познакомятся с музыкой «Колыбельной», можно обратиться к истории создания и содержанию оперы. 

-Я расскажу вам Новгородскую былину…(содержание оперы).

В эту былину был влюблен замечательный музыкант-сказочник  Н.А.Римский-Корсаков. Он воплотил предания о Садко и Волхове в своей опере-былине «Садко», создал либретто на основе сказок и былин о талантливом гусляре и выразил свое восхищение национальным народным искусством, его красотою, благородством.

Либретто – это краткое литературное содержание музыкального спектакля, словесный текст оперы, оперетты. Слово «либретто» итальянского происхождения и буквально означает «книжечка». Композитор может написать либретто сам, а может воспользоваться трудом литератора – либреттиста.

Разговор о «Колыбельной» можно начать о размышлении о роли Волховы в раскрытии главного замысла оперы.

-Красота людской песни пленила волшебницу, разбудила в ее сердечке любовь. И согретое лаской сердце помогло Волхове сложить свою песню, похожую на ту, что поют люди. Волхова не только красавица, но и волшебница. Прощаясь со спящим Садко, она запевает одну из самых ласковых людских песен – «Колыбельную».

После прослушивания «Колыбельной» спрашиваю ребят:

-Какие черты характера Волховы раскрывает эта простая, бесхитростная мелодия?

-Близка ли она народной песне по мелодии, тексту?

-Музыку какого народа она напоминает?

-Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать этот музыкальный образ? (Охарактеризовать тему, форму, интонацию произведения. Обратить внимание на интонацию припева.)

При повторном прослушивании этой музыки обратить внимание на тембр голоса – колоратурное сопрано.

По ходу беседы можно сравнить два различных музыкальных портрета двух персонажей: Садко («Песня Садко») и Волховы («Колыбельная Волховы»).

Для воссоздания художественно-эмоционального фона рассмотреть с ребятами картину И.Репина «Садко». На следующем уроке можно использовать материалы, касающиеся творческих направлений композитора, интересную информацию из истории создания конкретного произведения. Все это – необходимый фон для глубокого вживания в интонационный строй музыки.

Симфония Си – минор №2 «Богатырская» А.Бородина.

Слушаем музыку. Вопросы:

-Каков характер произведения?

-Каких героев вы «видели» в музыке?

-С помощью каких средств музыка смогла создать богатырский характер? (Идет разговор о средствах выразительности музыки: определение регистра, лада, анализ ритма, интонаций и т.д.)

-В чем отличие и сходство 1-й и 2-й тем?

Демонстрирую иллюстрации картины «Три богатыря» В.Васнецова.

-Чем похожи музыка и картина? (Характером, содержанием).

-С помощью чего в картине выражен богатырский характер? (Композиция, цвет).

-Можно ли в картине услышать музыку «Богатырской»?

Можно сделать на доске перечень выразительных средств музыки и картины:

Музыка: 


1. Интонации,  регистр, ритм –
мощные, уверенные,  величавые.
2. Лад:  минорный. Суровость, 
сдержанность.

Картина:


Композиция – мощная, крепкая,
устойчивая.
Краски: близкие цвета, мало
контрастов. Характер: суровый,
могучий.

-Нужны ли в наше время в жизни богатыри? Какими вы их себе представляете?
Попробуем  проследить за движением мысли учителя, наблюдая процесс поиска им и его учениками истины.

Анализы музыкальных произведений регулярно пишут специалисты и студенты музыкальных учебных заведений, это примеры идеальных разборов.

Но разбор может сделать и непрофессионал, в таком случае будут преобладать субъективные впечатления рецензента.

Рассмотрим содержание как профессионального, так и любительского анализа музыкальных произведений, в том числе на примерах.

Содержание

  • 1 Кратко об объектах анализа
  • 2 Немного о профессиональном разборе
  • 3 Особенности любительской рецензии
  • 4 Примеры типичных ошибок дилетантов
  • 5 Советы для хорошего анализа

Кратко об объектах анализа

Объекты анализа

Объектом анализа может стать музыкальное произведение абсолютно любого жанра

В центре анализа музыкального произведения может быть:

  • отдельная мелодия;
  • часть музыкального произведения;
  • песня (неважно, шлягер это или же новый хит);
  • концерт музыки, например фортепианной, скрипки и других;
  • сольная или же хоровая музыкальная композиция;
  • музыка, созданная с помощью традиционных инструментов или совершенно новых приспособлений.

В общем, анализировать можно все, что звучит, но важно помнить, что объект сильно влияет на содержательный аспект.

Немного о профессиональном разборе

Разобрать произведение профессионально очень сложно, ведь такой анализ требует не только прочной теоретической базы, но и наличия музыкального слуха, умения чувствовать все оттенки музыки.

Существует дисциплина, которая так и называется «Анализ музыкальных произведений».

Профессиональный анализ

Студенты музыкальных учебных заведений изучают анализ музыкальных произведений как отдельную дисциплину

Обязательные компоненты для этого вида анализа:

  • музыкальный жанр;
  • разновидность жанра (если есть);
  • стиль;
  • музыкальная форма и система средств выразительности (мотивы, метрическая структура, лад, тональность, фактура, тембры, есть ли повторения отдельных частей, зачем они нужны и др.);
  • музыкальный тематизм;
  • характеристика созданного музыкального образа;
  • функции составляющих музыкальной композиции;
  • определение единства содержания и формы подачи музыкальной структуры.

Пример профессионального анализа — https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPceHpIZ0VBS093NHM/view?usp=sharing

Дать характеристику названным компонентам не получится без знания и осмысления типичных закономерностей музыкальных произведений и структур.

Во время анализа важно обращать внимание на плюсы и минусы с теоретической позиции.

Особенности любительской рецензии

Любительская рецензия во сто крат легче профессиональной, но и такой разбор требует от автора хотя бы элементарных познаний в музыке, ее истории и современных тенденциях.

Особенности любительского анализа

Очень важно непредвзято подходить в анализу произведения

Назовем элементы, которые можно использовать для написания анализа:

  • жанр и стиль (этот элемент расписываем только, если хорошо ориентируемся в теории или же после прочтения специальной литературы);
  • немного об исполнителе;
  • объективное сравнение с другими композициями;
  • содержание композиции, особенности его передачи;
  • средства выразительности, которые использует композитор или певец (это может быть игра с фактурой, мелодией, жанрами, соединение контрастов и т.д.);
  • какое впечатление, настроение, эмоции вызывает произведение.

В последнем пункте можно говорить о впечатлениях от первого прослушивания и от повторных.

Очень важно подходить к анализу непредвзято, справедливо оценивая плюсы и минусы.

Не забывайте, то, что для вас кажется достоинством, для другого может показаться страшным недостатком.

Пример любительского анализа: https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcczdSSXdWaTVycE0/view?usp=sharing

Примеры типичных ошибок дилетантов

Если профессионал пропускают все сквозь «очки» теории, прочного знания истории музыки, особенностей стилей, то любители стараются навязать свою точку зрения, и это первая грубая ошибка.

Когда вы пишете публицистическую рецензию на музыкальное произведение, проявите свою точку зрения, но не «вешайте ее на шею» других, просто вызовите у них интерес.

Пусть сами послушают и оценят.

Пример типичной ошибки № 2 — сравнение альбома (песни) конкретного исполнителя с его предыдущими творениями.

Ошибки дилетантов

Задача рецензии — заинтересовать читателя данным произведением

Горе-рецензент пишет, что композиция хуже шедевров из сборников, выпущенных ранее или же копия произведений из них.

Такой вывод сделать очень легко, но он не имеет никакой цены.

Лучше написать про музыку (настроение, какие инструменты задействованы, стиль и подобное), текст, насколько они сочетаются.

Третье место занимает еще одна популярная ошибка — переполнение анализа биографическими сведениями об исполнителе (композиторе) или особенностях стиля (нет, не композиции, а в целом, например, целый теоретический блок о классицизме).

Это просто заполнение места, согласитесь, если кому-то нужна биография, ее будут искать в других источниках, рецензия для этого совсем не предназначена.

Не допускайте таких ошибок в своем анализе, иначе отобьете желание читать его.

Советы для хорошего анализа

Для начала нужно внимательно прослушать композицию, полностью погрузившись в нее.

Далее определяем, что нужно знать из теории для полноценного или более-менее качественного анализа.

Важно составить план анализа, указав в нем необходимые понятия и аспекты для объективной характеристики (это касается как любителей, так и студентов, от которых требуется профессиональный разбор).

Не пытайтесь сделать сравнительный анализ, если не ориентируетесь в тенденциях и особенностях музыки определенного периода, иначе рискуете блистать нелепыми ошибками.

Студентам музыкальных образовательных учреждений на первых курсах достаточно сложно писать полный анализ, желательно уделять больше внимания более легким компонентам анализа.

То, что посложнее, описывают с учебником.

А вместо заключительной фразы дадим универсальный совет.

Если вы претендуете на профессиональный анализ, попробуйте дать полный ответ на вопрос: «Как это сделано?», а если любительский: «Почему стоит прослушать композицию?»

В этом видео вы увидите пример разбора музыкального произведения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий