Как составить анализ нормативного акта

4.2. Этап 2. Анализ нормативных правовых актов, включенных в Перечень.

Если в нормативном правовом акте присутствуют нормы, позволяющие охарактеризовать перечень документов в целом, либо отдельные документы, производится установление соответствия данных положений нормам статьи 7 Закона N 210-ФЗ. При этом необходимо обратить внимание на следующие положения:

1. Наличие в тексте нормативного правового акта прямого указания на необходимость представления документов (информации) или осуществления определенных действий заявителем (к примеру, “для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляется справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния…”).

2. Указание в положениях нормативного правового акта на обусловленность получения результата государственный (муниципальной) услуги необходимостью представления заявителем определенных документов (информации) или осуществления им определенных действий (к примеру, “для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование: 1) заявление о переустройстве; 2) правоустанавливающие документы…”).

3. Обусловленность принятия заявления о предоставлении государственной (муниципальной) услуги необходимостью приложения к нему “всех необходимых документов” (например, “лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами”).

4. Установление правила об отказе в предоставлении государственной (муниципальной) услуги по причине непредоставления всех необходимых документов.

5. Установление правила, согласно которому при рассмотрении заявления должностное лицо запрашивает недостающие документы у заявителя.

6. Наличие нормативно закрепленных полномочий органа (организации) о праве требования от заявителя осуществления определенных действий или представления соответствующих документов.

При исследовании нормативных правовых актов одновременно производится заполнение справочника документов, необходимых для предоставления государственной (муниципальной) услуги в соответствии с законодательством. Для этих целей целесообразно работать со всем региональным (муниципальным) массивом нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной (муниципальной) услуги. При обнаружении документа, требование предъявления которого закреплено в нормативном правовом акте, производится занесение документа в таблицу.

На каждую государственную (муниципальную) услугу заполняется отдельная таблица <*>. В заголовке таблицы указывается наименование и вид услуги (государственная или муниципальная), орган исполнительной власти или иной субъект, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу. Если в предоставлении услуги участвуют несколько органов власти (иных субъектов), либо данную услугу могут предоставлять несколько органов (например, если компенсационные выплаты производятся различными органами), указываются все указанные органы (субъекты). После окончания анализа всех документов по услуге в “шапке” таблицы указывается на необходимость (отсутствие необходимости) осуществления межведомственного взаимодействия для предоставления документов.

——————————–

<*> Целесообразно вести работу по составлению таких таблиц отдельно от работы по разработке Таблицы межведомственных взаимодействий по государственным (муниципальным) услугам, предоставляемым органами власти (организациями) субъекта Российской Федерации. В последующем целесообразно провести проверку на соответствие данным, которые содержатся в таблицах, заполняемых с целью коррекции нормативных правовых актов и Таблицы межведомственных взаимодействий по государственным (муниципальным) услугам, предоставляемым органами власти (организациями) субъекта Российской Федерации.

В таблице – справочнике документов по государственной (муниципальной) услуге отражаются:

– наименование документа в соответствии с текстом нормативного правового акта;

– конкретный пункт и реквизиты нормативного правового акта, согласно которому требуется предоставление данного документа или информации о нем;

– орган (организация, иной субъект), предоставляющий документ или информацию о нем;

– способ предоставления документа и обоснование способа предоставления документа при предоставлении услуги, приложенное лицом, производящим исследование.

Этапы подготовки студента к работе с нормативно-правовыми актами:

  1. Просмотр
    записей конспекта лекции, изучение
    дополнительных источников по теме.

  2. Выяснение
    вопросов, на которые следует обратить
    внимание в ходе анализа нормативно-правового
    акта.

Этапы составления анализа нормативно-правового акта:

  1. Указать
    исходные данные источника: место
    публикации, название закона, дату
    издания и т.п.

  2. Ознакомиться
    с текстом нормативно-правового акта.
    Нормативно — правовые акты содержится
    в справочных правовых системах
    «Консультант Плюс» и «Гарант».

  3. В
    процессе ознакомления с нормативно-правовым
    актом, следует учитывать те изменения
    в законодательстве, которые в него в
    последнее время были внесены. В этой
    связи целесообразно использовать
    нормативные акты в редакции, наиболее
    полно отражающей внесенные в них
    изменения и дополнения.

  4. Обозначить
    ключевые моменты в нормативно-правовом
    акте.

  5. Сформировать
    общее представление по заданной теме.

Общие требования к оформлению анализа нормативно-правового акта:

  1. Текст
    нормативно-правового акта должен быть
    написан на одной стороне листа бумаги
    формата А4

  2. Текст
    работы должен быть выполнен на компьютере
    через 1,5 интервала, шрифт – 14, Times
    New
    Roman.

  3. Поля
    оставляются по всем четырем сторонам
    листа. Размер левого поля – 30 мм, правого
    – не менее 10 мм, верхнего и нижнего полей
    – по 20 мм.

  4. Нумерация
    страниц сквозная. Номер страницы
    проставляют арабскими цифрами в правом
    верхнем углу. На титульном листе номер
    страницы не ставится.

  5. В
    конце работы необходимо указать
    исходные данные публикации
    нормативно-правового акта.

Качество
работы определяется следующими
параметрами:
самостоятельностью
осмысления основных вопросов темы,
качеством анализа исходных данных,
обоснованностью и четкостью изложения
ответа на поставленный вопрос, оформлению
отчетного материала в соответствии с
заданными преподавателем требованиями.

Задания для выполнения самостоятельной работы

Разделы
и темы

Рекомендуемый
нормативно-правовой акт

Тема
1.Социопсихосоматика здоровья

Федеральный
закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 “Основы
законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан” ст.61

  1. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по закреплению и систематизации знаний

3.1 Работа с конспектом лекции.

Лекции
являются одной из форм учебных занятий
в ссузе. Лекции позволяют преподавателю
дать системное изложение предмета. В
них предполагается отражение того
ценного и нового, что имеется в данной
науке на сегодняшний день, и того, что
еще не нашло отражения в учебниках.
Лекции содержат сведения, почерпнутые
из большого числа различных источников.
Для приобретения тех же знаний без
лекций студентам пришлось бы тратить
намного больше времени.

Лекции

это теоретическая основа для самостоятельной
работы студентов, цель которой состоит
в пробуждении у них интереса к
самостоятельному труду. Учебный материал
усвоится лучше, если он будет связан с
предыдущим. Поэтому каждому студенту
очень важно приучить себя перед новой
лекцией обращаться к просмотру предыдущего
материала. От того, как студент подготовился
к восприятию лекции, во многом будет
зависеть ее эффективность.

Конспект
лекций не должен превращаться в
единственный источник информации.
Напротив, содержание лекции должно
подводить студента к самостоятельному
обдумыванию материала, к работе с
дополнительной литературой, специальной
литературой по теме лекции и т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Формализованный метод разбора и анализа нормативных и методических документов, а также синтеза на их основе локальных актов

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 8.5K


Так сложилось, что я участвовал в разработке направления персональных данных в самом начале появления документов ФСТЭК об их защите. В связи с этим пришлось перелопатить огромный объем различных нормативных документов. Чуть позже случилась работа по организации обработки персональных данных – мне пришлось создать достаточно объемный справочник для сотрудников оператора, не знакомых с требованиями законодательства. После кардинального внесения в закон изменений, этот справочник был переработан, при этом я для передачи опыта проведения такой работы создал формализованный метод анализа нормативных документов. О нем далее и пойдет речь.

Методика

Методика занимает всего один лист А4, но требует некоторых пояснений. Я исходил из принципа особенного уделения внимания психологическому состоянию разбирающего документ человека. К сожалению эта работа относится к когнитивной – требует состояния потока. При прочтении нормативного акта (далее – НА, под которым я буду иметь ввиду любой нормативный, правовой, методический документ) часто сложно удержать мысли на тексте, продираясь сквозь его юридические и пунктуационные дебри. Поэтому лучше придерживаться правила, при котором любая операция поиска по тексту должна быть связана с одним «понятием» за одно прочтение текста (это из разряда: подчеркните в «Войне и мире» все буквы «О», зачеркните все буквы «А» и обведите в кружок все буквы «Е»).

Анализ документа (НА)

По первым трем пунктам методики. Эти шаги нужны для того, чтобы не делать «ненужной» работы. Допустим, если Вам необходимо составить трудовой договор, нет смысла читать уголовно-процессуальный кодекс. Имеется одно замечание – необходимо внимательно вчитываться в сферу действия федеральных законов. Очень часто оказывается, что одни и те же понятия в разных законах имеет различный смысл – в зависимости от рассматриваемой сферы (контекста).

Пример:

Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»
Статья 11. Биометрические персональные данные
1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

и
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. №242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»
Статья 1. Основные понятия
3) геномная информация — персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности;

в этом примере «персональные данные» в понятии 242-ФЗ не являются «биометрическими персональными данными» в понятии 152-ФЗ.

По 5-7 пунктам, лучше увидеть:

Приказ ФСТЭК №17 («правильное» расположение блоков отмечено зеленой каймой, а «неправильное» — красной).

Это общий вид размещения склейки:

Закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «до» и «после» 23 пункта методики (видно, что в шкафу лежат цветные карандаши, мелки и целая пачка разобранных документов: по персональным данным и образованию).

8 и 9 пункты – это механическая работа, которую просто надо внимательно выполнить и перепроверить.
Пункты с 8 по 15 – это «включение» максимально возможного количества когнитивных процессов запоминания информации: ее «свертки» и анализа.
На 10 пункте может подстерегать ловушка от наших законодателей, если мы пытаемся вникнуть в структуру НА: часто смысловые блоки оказываются в разных частях закона и тогда на 12 шаге может получиться «мозаика». В случае же выполнения 15 пункта с точки зрения субъекта – такая «мозаика» будет получаться всегда (разные вопросы, касающиеся, например, оператора персональных данных, будут разбросаны по всему тексту – в обязанностях, сроках, правах и т.д.).
16 пункт – позволяет очень подробно вникнуть и визуализировать во все тонкости НА. Его особенность – на этом шаге не используется цветовое разделение (визуально контрастно различимых цветов оказывается мало, по этой же причине не стоит раскрашивать рядом стоящие блоки неконтрастными цветами – лучше их чередовать: теплый-холодный).
Пункты с 17 по 21 необходимы для визуализации места НА в системе нормативных актов, а 20 пункт – еще и определиться с перечнем локальных актов, которые должны быть разработаны в организации.
Пункты с 22 по 26 имеет смысл выполнять только в случаях, когда разбираемый НА необходим для текущей работы.

Три примера выполнения описанных действий:


Приказ ФСТЭК №21.

Приказ ФСТЭК №31 (приложение с таблицами приклеено отдельно, в стороне)

Составной документ (Постановление Правительства РФ №1119, Приказ ФСБ РФ №378 и Приказ ФСТЭК №17). Все классификации и определение требований выполняется последовательно слева-направо: определяется наличие НДВ, уровень защищенности, требования к режиму, группа класса криптосредства, точный класс криптосредства, класс ГИС и его уточнение уровнем защищенности ПДн.

Синтез документа (ЛА)

При разработке ЛА по сути описан стандартный метод разработки содержания и его наполнения. Отдельно имеет смысл отметить 3 и 5 пункты.
В 3 пункте, в случае отсутствия какого-либо текстового «наполнения» для создаваемого документа, имеет смысл обратиться к аналогам НА/ЛА в другой области права, воспользовавшись 6 статьей Гражданского кодекса РФ.

ГК РФ:

Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии
1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В 5 пункте упоминается «каноническая форма текста». Это не общепринятое понятие взято из замечательной, но трудно читаемой книги Курносова Ю.В. и Конотопова П.Ю. «Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы» (более подробно о нем можно прочитать с 3-го снизу абзаца на 335 странице и далее, издание РУСАКИ, 2004 г.).

Примеры «синтеза»:
• Правила обработки персональных данных для государственной организации (тут наглядно представлен 15 пункт разбора – пункты сгруппированы не по тексту закона, а по субъектам, видам отношений, срокам и т.д.);
• Согласие на обработку персональных данных, в котором учтены все ссылки на него по тексту закона (может отличаться от последней редакции закона);
• Запрос субъекта персональных данных оператору персональных данных (содержит «немного больше», чем имеет право запрашивать субъект, но т.к. операторы в большинстве своем закона не читали – это на них производит неизгладимое впечатление и, обычно, они соглашаются решить вопрос с субъектом миром, без ругани и скандалов).

Еще пример – отрисованы уже сами Правила (не в виде интеллект карты, а в виде алгоритма – в него вырождается mind-карта, если все логично выстроено):


Полная последовательность всех шагов по организации обработки и обеспечения безопасности персональных данных в организации.

Алгоритм 1 шага — подготовка к обработке персональных данных в организации.

Алгоритм 4 шага — необходимые действия оператора по обработке персональных данных в организации в зависимости от способа обработки.

Алгоритм 8 шага — необходимые действия оператора по обработке персональных данных в организации в зависимости от категории обрабатываемых персональных данных.

Заключение

В заключении напомню, что оспорить «буквальное чтение» написанного в нормативных актах очень сложно, поэтому призываю именно так и читать/писать документы.
И, естественно, эту методику с некоторыми модификациями можно использовать не только для разбора нормативных документов, но и для анализа любой литературы (в первую очередь учебной) и синтеза различных отчетов, аналитических записок, курсовых работ и диссертаций.
И последнее, для того, чтобы использовать описанную методику быстро, не задумываясь, просто взглянув на документ, необходимо достаточно много «тренироваться», как и в любом деле, в котором человек хочет стать профессионалом или добиться заметных результатов.

Мой личный e-mail

Мой личный e-mail для вопросов, замечаний и предложений xanton@list.ru

Добавить комментарий