Как составить анализ песни

Сделать анализ музыкального произведения — это не просто описать характер произведения и эмоции, которые оно у вас вызывает. Анализ музыкального произведения — это разбор по молекулам и атомам музыкальной структуры. Цель анализа музыкального произведения — выявление средств и приёмов выразительности, с помощью которых создаётся тот или иной музыкальный образ и всё произведение в целом.

Виды музыкального анализа

Музыкальный анализ бывает нескольких видов. Если преподаватель даёт вам задание «Сделать анализ музыкального произведения», надо обязательно уточнить, какого вида анализ надо сделать. Вспомните, когда врач в поликлинике отправляет вас сдать анализ кроме, он обязательно указывает какой это анализ: общий, биохимический, развёрнутый и т.д. В музыкальном анализе аналогично.

Существуют разные виды анализа музыкального произведения:

1.Описательный
2.Анализ формы
3.Гармонический анализ
4.Целостный
5.Сравнительный

Описательный анализ

Описательный анализ музыки

Описательный анализ обычно предполагает ответ на вопросы: «О чём эта музыка?», «Какие эмоции вы испытываете после прослушивания?», «Назовите ассоциации, которые навеяла вам эта музыка».

И здесь вам надо написать целый рассказ, о том, что эта музыка, как весенний ручеёк, бабочки порхают над ним, и прям-таки ощущается тепло первых весенних солнечных лучей. Или что-то в этом роде.

Пример описательного анализа. А.С. Грибоедов. Вальс си минор.

Музыкальный образ этого произведения лирический. Автор рассказывает о своих глубоких чувствах и переживаниях. Характер произведения взволнованный, нежный. Темп подвижный. Мелодия очень выразительная, кружащаяся.

В описательном анализе старайтесь не приводить конкретных образов, вроде «листик шелестит», если на это не указывается в названии произведения или в его программе. Или, если вы не ученик первого класса общеобразовательной школы. Ведь у других слушателей может возникнуть совсем иная ассоциация. Если же данный анализ задан вам с целью развить вашу фантазию, то пишите всё, что услышали в произведении.

Анализ формы

Анализ формы

Анализ формы — это уже профессиональный уровень разбора музыкального произведения. Здесь вам надо назвать жанр произведения (Соната, Концерт, Этюд, Пьеса и т.д.) и рассказать из каких частей она состоит.

Формы бывают простые (период, двухчастная, трёхчастная) и сложные (сложная трёхчастная, рондо, вариационная, сонатная и др.)

Каждую часть формы принято обозначать буквой. Например, двухчастную форму обозначают буквами AB. Трёхчастную — буквами ABA. Форма рондо может иметь структуру ABACADA.

В сонатной форме надо указать, что имеется экспозиция, разработка, реприза. Сделать разбор экспозиции с указанием характера главной партии, побочной партии. В разработке указать, какие элементы главной или побочной партии разрабатываются. В репризе обратить внимание на наличие коды, если она имеется.

Обратите внимание на кульминацию всего произведения. В какой части она происходит? Как правило, кульминация приходится на точку золотого сечения. Структурно это соотношение 62% + 38%. Например, если в произведении 32 такта, то кульминация будет примерно в 22 такте. Это решается простой пропорцией (32х68):100=21,7

Пример анализа формы. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка.

«Старинная французская песенка» представляет собой двухчастную репризную форму. Ее форму можно представить буквами А+А | B+A .
В первой части дважды проводится основная тема. Первая часть представляет собой период, состоящий из двух предложений, повторной структуры. Каждое предложение составляет 8 тактов.
Вторая часть слышна по появлению новой темы, которая отличается по своему характеру от первой темы. Структурно она представляет собой предложение из 8 тактов.
Завершается пьеса повторением первой темы, но лишь одного ее предложения. Поэтому она не может образовать трёхчастную форму.
Общее количество тактов в пьесе — 32. Кульминация приходится на 22 такт, который совпадает с точкой золотого сечения.

Гармонический анализ

Гармонический анализ

Гармонический анализ подразумевает определение функций аккордов, тональный план произведения, отклонения и модуляции, каденции.

Это задание выполняется при наличии нотного текста, в отличие от описательного анализа, который можно выполнить на слух, без нот.

При гармоническом анализе вам надо, прежде всего, определить тональность произведения, и затем подписать карандашом функции аккордов. Это будет выглядеть вот так:

Гармонический анализ

Пример гармонического анализа. Н.Ладухин. «Сольфеджио для одного, двух и трех голосов» №65.

Эта пьеса написана для голоса с сопровождением фортепиано. Анализируем аккорды в партии фортепиано.

Пьеса написана в тональности ля минор гармонический. Форма трёхчастная безрепризная.
Первая часть — период, состоящий из двух предложений 8+8 тактов. Мелодический состав можно изобразить буквами А+А1.
Аккорды, представленные в первой части — это главные трезвучия и их обращения. Также встречается побочное трезвучие — II6 в пятом такте.

Первое предложение заканчивается автентической каденцией на аккорде D43.
Второе предложение заканчивается отклонением в параллельную тональность До мажор. Отклонение происходит через трезвучие VII натуральной ступени соль-си-ре), приравненное к D53 параллельной тональности До мажор.

Вторая часть является связкой между первой и третьей частями. Мелодия её строится на секвенционных терцовых ходах. В гармоническом плане во второй части используются аккорды D7 и его обращения.

Третья часть представляет собой период, состоящий из двух предложений повторной структуры. Начинается третья часть с аккордов субдоминанты и заканчивается полной заключительной каденцией.

Структурно пьеса состоит из 40 тактов. Кульминация пьесы приходится на 25 такт, с которого начинается третья часть. В кульминации появляются аккорды субдоминанты. Мелодическая кульминация приходится на ноту ре, которая также является субдоминантой. Пропорционально кульминация совпадает с точкой золотого сечения.

Целостный анализ

Целостный анализ

В целостном анализе надо объединить все предыдущие виды анализа. Это должен быть самый развёрнутый вид анализа. Здесь надо вспомнить все средства музыкальной выразительности и проанализировать произведение, опираясь на них.

Пример целостного анализа. Н.Паганини. Каприс №1, Ми мажор.

Описательная часть анализа

Каприс №1 написан в тональности Ми мажор.

В каждом Каприсе развивается и обыгрывается обычно один виртуозный прием, определенный вид скрипичной техники. Так, Каприс Ми мажор № 1 построен на сочетании игры арпеджио-образными пассажами с ударным отскакивающим смычковым штрихом «рикошет». Словно рисуя скрипичным звуком, Паганини создает из ажурных плетений арпеджио и штриха «рикошет» узорчатую, «переливающуюся» гармоническую ткань, удивительную по легкости и прозрачности колорита. Произведение имеет стремительный, динамичный характер. Несмотря на ремарку Анданде, Каприс№1 звучит стремительно и виртуозно.

Про форму

Тема проводится шесть раз в тональностях: Ми мажор, ми минор, До диез мажор, Ми мажор, Ми мажор, Ми мажор.  Предположим, что  образуется трехчастная форма с развивающей средней частью.

Первая чаcть – период. Мелодия  звучит в Ми мажоре с отклонениями в тональности S и D. Фактура расслаивается на опорный и орнаментальный слой, поэтому отчетливо прослушиваются гармонические последовательности аккордов.

Про гармонический анализ

Тема  строится на арпеджированном движении аккордов  с двойными нотами, что создает   следующую гармоническую последовательность:

Т53|-D6-D65|-D6-D2󠆵     (S)|- D53-T64|-D6-D2->(S)|-

D53-T6|-S53-DD6|- D53-D6|- T53|-

S53|- DDумVII7 – D2|- D53-D2|

T6-S53|-K64-D7|- T53|.

Тональный план первой части: E- A- H – E.

Период заканчивается полной совершенной каденцией.

Про тональный план

Вторая часть представляет собой развитие  темы первой части. Сначала она звучит в одноименной тональности – в ми миноре. Ми мажор и ми минор появляются  в сопоставлении, поэтому вторая часть сначала воспринимается более мягко и лирично. Однако, вскоре гармоническое напряжение нарастает, мелодия мечется между самыми крайними нотами скрипичного диапазона. Слышны хроматические восходящие ходы, приводящие к отклонениям в далекие тональности.  Кульминацией средней части являются нисходящие гаммообразные созвучия, повторяющиеся шесть раз (  совпадает с количеством проведений темы).

Тональный план второй части: e-h-D- G-D-G-Es-As-A-F-B-Cis-As-A-E.

Тональное развитие во второй части приводит в основную тональность Ми мажор.

В Третьей части тема проводится трижды и каждый раз в основной тональности. Также слышны нисходящие пассажи из второй части.  Заключительная часть утверждает тональность Ми мажор. Никаких отклонений и модуляций нет.

Про структуру

По количеству тактов Каприс №1 представляет собой следующую структуру:

1 часть – 16 тактов, одно проведение темы, отклонения в тональности S и D.

2 часть – 38 тактов, тональное и тематическое развитие, два проведения темы в тональностях e и Cis.

3 часть – 24 такта, три проведения темы, однотональная в E.

Много других примеров, и даже готовых домашних заданий по сольфеджио, вы можете найти на этой полезной странице.

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
Характер, настроение – (по словарю настроений)
Интонация – выразительные и изобразительные – выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
Музыкальный жанр – простые – марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
Лад – минор, мажор.
Регистр – низкий, средний, высокий
Темп – быстро, умеренно, медленно.
Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука (<), постепенное усиление звука (>).
Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

Схемы и таблицы  для анализа музыкального произведения

Схемы и таблицы для анализа музыкального произведения

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
  • Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
  • Характер, настроение – (по словарю настроений)
  • Интонация – выразительные и изобразительные – выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
  • Музыкальный жанр – простые – марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).
  • Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
  • Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
  • Лад – минор, мажор.
  • Регистр – низкий, средний, высокий
  • Темп – быстро, умеренно, медленно.
  • Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().
  • Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)
  • Звуковедение (штрихи) – легато- плавно, стаккато – отрывисто, маркато – тяжело, отдельно
  • Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз. инструменты.
  • Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

СЛОВАРЬ  ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

СЛОВАРЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО

СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ

Веселая

Радостная

Спокойная

Грустная

Добрая

Печальная

Серьезная

Игривая

Взволнованная

Неторопливая

Встревоженная

Сдержанная

Задорная

Торжественная

Жалобная

Мужественная

Звонкая

Таинственная

Убаюкивающая

Праздничная

Бесстрашная

Тоскливая

Стремительная

Тяжелая

Колыбельная

Поэтичная

Сказочная

Озорная

Вьюжная

Скорбная

Бодрая

Нежная

Грузная

Боевая

Возвышенная

Шутливая

Мягкая

Ненастная

Ласковая

Страшная

Хмурая

Волшебная

Важная

Громоздкая

Смелая

Плавная

Тревожная

Мечтательная

Колючая

Зловещая

Маршевая

Плачущая

Бойкая

Мощная

Отважная

Задумчивая

Забавная

Беспокойная

Напевная

Четкая

Пугливая

Одухотворенная

Мечтательная

Грубая

Неуклюжая

Решительная

Просящая

Осторожная

Отчетливая

Резвая

Сердечная

Протяжная

Богатырская

Угловатая

Легкая

Сердитая

Торопливая

Задушевная

Прыгучая

Хороводная

Загадочная

Недовольная

Светлая

Щемящая

Гордая

Густая

Грозная

Скачущая

Трепетная

Мирная

Трепещущая

Трогательная

Темная

Настороженная

Могучая

Насыщенная

Суровая

Безмятежная

Отчаявшаяся

Острая

Трагичная

Солнечная

Победная

Душевная

Динамичная

Приветливая

Раскаявшаяся

Напевная

Сверкающая

Добродушная

Подкрадывающаяся

Величественная

Доверчивая

Тягучая

Ослепительная

Призывная

Проникновенная

Наивная

Грозная

Надломленная

Беззлобная

Плясовая

Чуткая

Светлая

Злая

Ликующая

Улыбающаяся

Прозрачная

Лиричная

Восторженная

Беззаботная

Завороженная

Живая

Пышная

Шумная

Покорная

Яркая

Невозмутимая

Жизнеутверждающая

Лучезарная

Неприхотливая

Оптимистичная

Грациозная

Эффектная

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Перфокарта для анализа музыкального произведения

Схема анализа элементов музыкальной речи № Элемент музыкальной речи 1. интонация 2. Виды элементов музыкальной речи Приемы определения элементов музыкальной речи Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование… ритм 3. 4. Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…   Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый… темп 5. Мелодия Медленный, умеренный, медленный   Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки   Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте… штрихи Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку 6. Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии   Отрывисто, связно, не связно лад Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради) Мажор (светлый) Минор (темный) Соотнести с цветовой окраской

Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

1.

интонация

2.

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…

ритм

3.

4.

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

темп

5.

Мелодия

Медленный, умеренный, медленный

Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки

Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…

штрихи

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

6.

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

Отрывисто, связно, не связно

лад

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской

, тембр характер сопровождение форма,построение музыкального произведния Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра? При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?? О каких событиях рассказывает музыка? Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором? Музыкальное произведение Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация. Развитие музыки. Изобразительность музыки Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. (Для чего создано произведение?) ” width=”640″

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО

произведения

Средства выразительности(элементы муз-й речи), которые помогли разобраться в этой музыке

  • характер движения мелодии(плавно, отрывисто, скачками, поступенно)
  • темп(быстро, умеренно и т.д)
  • лад (мажор,минор,колорит)
  • динамика(f,p,,
  • тембр
  • характер сопровождение
  • форма,построение музыкального произведния

Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.

Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?

При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??

О каких событиях рассказывает музыка?

Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором?

Музыкальное

произведение

Настроение, чувства, черты характера человека, выраженные в музыке.

Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.

Развитие музыки.

Изобразительность музыки

Какие мысли, идеи воплощены в музыке?

Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.

(Для чего создано произведение?)

Примерные вопросы к целостному анализу музыкального произведения:

– О чем это произведение? – Как бы вы его назвали и почему? – Сколько в нем героев? – Как они действуют? – Какими показаны герои? – Чему они нас учат? – Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?

Или: – Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке? – Что важнее в песне – мелодия или слова? – А в человеке что важнее – ум или сердце? – Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать? – Что переживал композитор, когда писал эту музыку?  – Какие чувства он хотел передать? – Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? – Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)? – Каков жанр («кит»)? – Почему так решили? – Каков характер музыки? – Композиторская или народная? – Почему? – Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент? – Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Анализы музыкальных произведений регулярно пишут специалисты и студенты музыкальных учебных заведений, это примеры идеальных разборов.

Но разбор может сделать и непрофессионал, в таком случае будут преобладать субъективные впечатления рецензента.

Рассмотрим содержание как профессионального, так и любительского анализа музыкальных произведений, в том числе на примерах.

Содержание

  • 1 Кратко об объектах анализа
  • 2 Немного о профессиональном разборе
  • 3 Особенности любительской рецензии
  • 4 Примеры типичных ошибок дилетантов
  • 5 Советы для хорошего анализа

Кратко об объектах анализа

Объекты анализа

Объектом анализа может стать музыкальное произведение абсолютно любого жанра

В центре анализа музыкального произведения может быть:

  • отдельная мелодия;
  • часть музыкального произведения;
  • песня (неважно, шлягер это или же новый хит);
  • концерт музыки, например фортепианной, скрипки и других;
  • сольная или же хоровая музыкальная композиция;
  • музыка, созданная с помощью традиционных инструментов или совершенно новых приспособлений.

В общем, анализировать можно все, что звучит, но важно помнить, что объект сильно влияет на содержательный аспект.

Немного о профессиональном разборе

Разобрать произведение профессионально очень сложно, ведь такой анализ требует не только прочной теоретической базы, но и наличия музыкального слуха, умения чувствовать все оттенки музыки.

Существует дисциплина, которая так и называется «Анализ музыкальных произведений».

Профессиональный анализ

Студенты музыкальных учебных заведений изучают анализ музыкальных произведений как отдельную дисциплину

Обязательные компоненты для этого вида анализа:

  • музыкальный жанр;
  • разновидность жанра (если есть);
  • стиль;
  • музыкальная форма и система средств выразительности (мотивы, метрическая структура, лад, тональность, фактура, тембры, есть ли повторения отдельных частей, зачем они нужны и др.);
  • музыкальный тематизм;
  • характеристика созданного музыкального образа;
  • функции составляющих музыкальной композиции;
  • определение единства содержания и формы подачи музыкальной структуры.

Пример профессионального анализа — https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPceHpIZ0VBS093NHM/view?usp=sharing

Дать характеристику названным компонентам не получится без знания и осмысления типичных закономерностей музыкальных произведений и структур.

Во время анализа важно обращать внимание на плюсы и минусы с теоретической позиции.

Особенности любительской рецензии

Любительская рецензия во сто крат легче профессиональной, но и такой разбор требует от автора хотя бы элементарных познаний в музыке, ее истории и современных тенденциях.

Особенности любительского анализа

Очень важно непредвзято подходить в анализу произведения

Назовем элементы, которые можно использовать для написания анализа:

  • жанр и стиль (этот элемент расписываем только, если хорошо ориентируемся в теории или же после прочтения специальной литературы);
  • немного об исполнителе;
  • объективное сравнение с другими композициями;
  • содержание композиции, особенности его передачи;
  • средства выразительности, которые использует композитор или певец (это может быть игра с фактурой, мелодией, жанрами, соединение контрастов и т.д.);
  • какое впечатление, настроение, эмоции вызывает произведение.

В последнем пункте можно говорить о впечатлениях от первого прослушивания и от повторных.

Очень важно подходить к анализу непредвзято, справедливо оценивая плюсы и минусы.

Не забывайте, то, что для вас кажется достоинством, для другого может показаться страшным недостатком.

Пример любительского анализа: https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcczdSSXdWaTVycE0/view?usp=sharing

Примеры типичных ошибок дилетантов

Если профессионал пропускают все сквозь «очки» теории, прочного знания истории музыки, особенностей стилей, то любители стараются навязать свою точку зрения, и это первая грубая ошибка.

Когда вы пишете публицистическую рецензию на музыкальное произведение, проявите свою точку зрения, но не «вешайте ее на шею» других, просто вызовите у них интерес.

Пусть сами послушают и оценят.

Пример типичной ошибки № 2 — сравнение альбома (песни) конкретного исполнителя с его предыдущими творениями.

Ошибки дилетантов

Задача рецензии — заинтересовать читателя данным произведением

Горе-рецензент пишет, что композиция хуже шедевров из сборников, выпущенных ранее или же копия произведений из них.

Такой вывод сделать очень легко, но он не имеет никакой цены.

Лучше написать про музыку (настроение, какие инструменты задействованы, стиль и подобное), текст, насколько они сочетаются.

Третье место занимает еще одна популярная ошибка — переполнение анализа биографическими сведениями об исполнителе (композиторе) или особенностях стиля (нет, не композиции, а в целом, например, целый теоретический блок о классицизме).

Это просто заполнение места, согласитесь, если кому-то нужна биография, ее будут искать в других источниках, рецензия для этого совсем не предназначена.

Не допускайте таких ошибок в своем анализе, иначе отобьете желание читать его.

Советы для хорошего анализа

Для начала нужно внимательно прослушать композицию, полностью погрузившись в нее.

Далее определяем, что нужно знать из теории для полноценного или более-менее качественного анализа.

Важно составить план анализа, указав в нем необходимые понятия и аспекты для объективной характеристики (это касается как любителей, так и студентов, от которых требуется профессиональный разбор).

Не пытайтесь сделать сравнительный анализ, если не ориентируетесь в тенденциях и особенностях музыки определенного периода, иначе рискуете блистать нелепыми ошибками.

Студентам музыкальных образовательных учреждений на первых курсах достаточно сложно писать полный анализ, желательно уделять больше внимания более легким компонентам анализа.

То, что посложнее, описывают с учебником.

А вместо заключительной фразы дадим универсальный совет.

Если вы претендуете на профессиональный анализ, попробуйте дать полный ответ на вопрос: «Как это сделано?», а если любительский: «Почему стоит прослушать композицию?»

В этом видео вы увидите пример разбора музыкального произведения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Слово «анализ» в перевод с греческого означает «разложение», «расчленение». Музыкально – теоретический анализ произведения – это научное изучение музыки, которое включает в себя:

  1. Исследование стиля и формы.
  2. Определение музыкального языка.
  3. Изучение того, насколько важны эти элементы для выражения смыслового содержания произведения и их взаимодействие друг с другом.

Примером анализа музыкального произведения является метод, который основан на расчленении единого целого на мелкие части. В контрасте с анализом идет синтез – прием, который подразумевает соединение отдельных элементов в общее. Два эти понятия тесно связаны друг с другом, так как только их сочетание ведет к глубокому пониманию какого-либо явления.

Зачем нужен анализ.

Это также относится и к анализу музыкального произведения, который в конечном счете должен приводить к обобщению и более ясному понимаю объекта.

Значение термина

Существует широкое и узкое употребление данного термина.

1. Аналитическое исследование любого музыкального явления, закономерности:

  • структура мажора или минора;
  • принцип действия гармонической функции;
  • нормы метроритмической основы для конкретного стиля;
  • законы композиции музыкального произведения в целом.

В таком значении музыкальный анализ соединяется с понятием «теоретическое музыкознание».

2. Изучение любой музыкальной единицы в рамках одного конкретного произведения. Это узкое, но более распространенное определение.

Теоретические основы

В XIX веке шло активное становление этого музыкального раздела. Многие музыковеды своими литературными произведениями спровоцировали активное развитие анализа музыкальных произведений:

1. А. Б. Маркс «Людвиг Бетховен. Жизнь и творчество». Данное творение, написанное в первой половине 19 века, стало одним из первых образцов монографии, которая включила в себя анализ музыкальных произведений.

2. Х. Риман «Руководство композиции фуги», «Смычковые квартеты Бетховена». Данный немецкий музыковед создал учение о гармонии, форме и метре. Основываясь на нем, углубил теоретические методы анализа музыкальных произведений. Его аналитические труды имели большое значение для прогресса в этом музыкальном направлении.

3. Работа Г. Кречмара «Путеводитель по концертам» помогла развить теоретико-эстетические методы анализа в западноевропейском музыковедении.

4. А. Швейцер в своем литературном творении «И. С. Бах» рассматривал музыкальные произведения композиторов в трех единых аспектах анализа:

  • теоретическом;
  • исполнительском;
  • эстетическом.

5. В своей трехтомной монографии «Бетховен» П. Беккер разбирает сонаты и симфонии величайшего композитора с помощью их поэтической идеи.

6. Х. Лейхтентритт, «Учение о музыкальной форме», «Анализ фортепианных произведений Шопена». В трудах авторах проводит грамотное сочетание высокого научно – теоретического уровня анализа и образных характеристик с эстетическими оценками.

7. А. Лоренц «Тайны формы у Вагнера». В данном литературном произведении писатель проводит исследование на основе подробного анализа опер немецкого композитора Р. Вагнера. Устанавливает новые виды и разделы анализа форм музыкального произведения: синтезирующая сценическая и музыкальная закономерности.

8. Важнейшим примером развития анализа в музыкальном произведении являются труды французского музыковеда и общественного деятеля Р. Роллана. К ним относится работа «Бетховен. Великие творческие эпохи». Роллан проводит анализ музыки различных жанров в творчестве композитора: симфоний, сонат и оперы. Создает собственный уникальный аналитический метод, который основан на поэтических, литературных метафорах и ассоциациях. Такой метод выходит за строгие границы музыкальной теории в пользу свободного понимания смыслового содержания предмета искусства.

Такой прием впоследствии окажет большое влияние на развитие анализа музыкальных произведений в СССР и на Западе.

Русское музыковедение

В XIX веке наряду с передовыми тенденциями общественной мысли произошло интенсивное развитие в целом в области музыковедения и в музыкальном анализе в частности.

Русские музыковеды и критики направили свои усилия на то, чтоб утвердить тезис: в каждом музыкальном произведении выражается определенная идея, передаются какие-то мысли и чувства. Ради этого и создаются все произведения искусства.

А. Д. Улыбышев

Одним из первых проявил себя первый русский музыкальный писатель и деятель А. Д. Улыбышев. Благодаря своим трудам «Бетховен, его критики и толкователи», «Новая биография Моцарта», он оставил заметный след в истории критической мысли.

Оба этих литературных творения включают в себя анализ с критическими и эстетическими оценками множества музыкальных произведений.

В. Ф. Одоевский

Не будучи теоретиком, русский писатель обратился к отечественному музыкальному искусству. Его критико-публицистические работы наполнены эстетическим разбором множества произведений – в основном опер, написанных М. И. Глинкой.

Русские критики.

А. Н. Серов

Композитор и критик дал начало методу тематического анализа в русской теории музыки. Его очерк «Роль одного мотива в целой опере “Жизнь за царя”» содержит примеры нотного текста, с помощью которых А. Н. Серов изучил становление финального хора, его темы. В основе его формирования, по мнению автора, лежит созревание основной патриотической идеи оперы.

александр николаевич серов

Статья «Тематизм увертюры “Леонора”» содержит изучение связи тематики увертюры и оперы Л. Бетховена.

Также известны и другие русские прогрессивные музыковеды и критики. Например, Б. Л. Яворский, который создал теорию ладового ритма и внес множество новых идей в комплексный анализ.

Виды анализа

Самое важное в анализе – установить закономерности развития произведения. Ведь музыка – это временное явление, отражающее события, которые происходят в ходе его развития.

Виды анализа музыкального произведения:

1. Тематический.

Музыкальная тема – это одна из главнейших форм воплощения художественного образа. Данный вид анализа – это сравнение, изучение тем и всего тематического развития.

Виды анализа.

Кроме того, он помогает определить жанровые истоки каждой темы, поскольку каждый отдельный жанр предполагает индивидуальный круг выразительных средств. Определив, какой жанр лежит в основе, можно более точно понять смысловое содержание произведения.

2. Анализ отдельных элементов, которые используются в данном произведении:

  • метр;
  • ритм;
  • лад;
  • тембр;
  • динамика;

3. Гармонический анализ музыкального произведения (примеры и более подробное описание будут приведены ниже).

4. Полифонический.

Этот вид подразумевает:

  • рассмотрение музыкальной фактуры как определенного способа изложения;
  • анализ мелодии – самой простой единой категории, которая заключает в себе первейшее единство художественных средств выразительности.

Метр, ритм, динамика.

5. Исполнительский.

6. Анализ композиционной формы. Заключается в поиске типа и формы, а также в исследовании сопоставлений тем и развития.

7. Комплексный. Также этот пример анализа музыкального произведения называется целостным. Он производится на основе разбора формы композиции, при этом сочетается с анализом всех компонентов, их взаимодействия и развития в целом. Высшая цель такого вида анализа – изучение произведения как общественно-идеологического явления вкупе со всеми историческими связями. Он находится на грани теории и истории музыковедения.

Вне зависимости от того, какой именно вид анализа производится, необходимо выяснить историко-стилистические и жанровые предпосылки.

План анализа.

Все виды анализа включают в себя временное, искусственное абстрагирование, отделение конкретного элемента от других. Это необходимо сделать, чтобы провести объективное исследование.

Зачем нужен музыкальный анализ?

Он может служить разным целям. Например:

  1. Изучение отдельные элементы произведения, музыкального языка используется в учебных пособиях и теоретических работах. В научных исследованиях такие компоненты музыки и закономерности композиционной формы подвергаются всестороннему анализу.
  2. Отрывки из примеров анализа музыкальных произведений могут служить доказательством чего-либо при изложении общих теоретических проблем (дедуктивный метод) или подведении зрителей к обобщающим выводам (индуктивный метод).
  3. Как часть монографического исследования, которое посвящено конкретному композитору. Это касается сжатой формы целостного анализа музыкального произведения по плану с примерами, который является неотъемлемой частью историко-стилистических исследований.

План

1. Предварительный общий осмотр. В него входят:

а) наблюдение за типом формы (трехчастная, сонатная и т.п.);

б) составление цифровой схемы формы в общих чертах, без подробностей, но с названием главных тем или частей и их местом расположения;

в) анализ музыкального произведения по плану с примерами всех основных частей;

г) определение функций каждой части в форме (середины, периода и т.д.);

д) изучение того, развитию каких элементов уделено особе внимание, каким способом они развиваются (повторяются, сопоставляются, варьируются и т.п.);

е) поиск ответов на вопросы, где находится кульминация (если она есть), какими способами она достигается;

ж) определение тематического состава, его однородности или контрастности; каков его характер, какими средствами он достигается;

з) исследование тонального строения и каденций с их соотношением, замкнутостью или разомкнутостью;

и) определение типа изложения;

к) составление подробной цифровой схемы с характеристикой структуры, важнейшими моментами суммирования и дробления, длина дыхания (длинное или короткие), свойства пропорций.

2. Сопоставление главных частей конкретно в:

  • темповой однородности или контрастности;
  • высотном профиле в общих чертах, соотношении кульминаций с динамической схемой;
  • характеристике общих пропорций;
  • тематическом соподчинении, однородности и контрастности;
  • тональных соподчинениях;
  • характеристике целого, степени типичности формы, в основах ее строения.

Гармонический анализ музыкального произведения

Как говорилось выше, этот вид анализа – один из наиболее важных.

Чтобы понять, как сделать анализ музыкального произведения (на примере), необходимо иметь определенные навыки и умения. А именно:

  • понимание и умение гармонически обобщить конкретный отрывок по логике функционального движения и ладотональности;
  • способность связать свойства гармонического склада с характером музыки и индивидуальными особенностями данного произведения или композитора;
  • правильное объяснение всех гармонических фактов: аккорда, каденций, голосоведения.

Исполнительный анализ

К данному виду анализа относится:

  1. Поиск сведений об авторе и самом музыкальном произведении.
  2. Стилевые представления.
  3. Определение художественного содержания и характера, образов и ассоциаций.

Штрихи, приемы игры и средства артикуляции также являются важной составляющей частью приведенного примера исполнительского анализа музыкального произведения.

Вокальная музыка

Хоровая музыка.

Музыкальные произведения в вокальном жанре нуждаются в особом методе анализа, который отличается от инструментальных форм. Чем отличается музыкально-теоретический анализ хорового произведения? Пример плана приведен ниже. Вокальные музыкальные формы требуют своего собственного метода анализа, отличного от подхода к формам инструментальным.

Необходимо:

  1. Определить жанр литературного источника и самого музыкального произведения.
  2. Исследовать выразительные и изобразительные детали партии хора и инструментального аккомпанемента и литературного текста.
  3. Изучить отличия оригинальных слов в строфах и строках с измененной структурой в музыке.
  4. Определить музыкальный метр и ритм, соблюдая правила альтернанса (чередование рифм) и квадратности (неквадратности).
  5. Сделать выводы.

Добавить комментарий