Как составить анализ по вопросу

Анализ может быть полезен для принятия обоснованных решений на основе данных и исследований. Написание анализа помогает эффективно заручиться поддержкой конкретной идеи. Умение писать — ценный навык для любой карьеры. В этой статье вы узнаете, что такое анализ, почему он важен, и советы о том, как его написать.

Что такое анализ?

Анализ – это детальное изучение темы. Он включает в себя проведение исследований и разделение результатов на более мелкие логические темы для формирования разумных выводов. Он представляет конкретный аргумент по теме и поддерживает этот аргумент доказательствами. Вы можете выполнить анализ, чтобы найти различные решения проблемы в различных ситуациях.

Почему важен анализ?

Анализ важен, потому что он организует и интерпретирует данные, а затем структурирует эти данные в представляемую информацию, полезную для реальных приложений. Например, маркетинговый анализ интерпретирует модели покупок, размер рынка, демографию и другие переменные для разработки конкретного маркетингового плана.

Как написать анализ

Написание анализа требует определенной структуры и ключевых компонентов для создания убедительных аргументов. Следующие шаги могут помочь вам отформатировать и написать свой анализ:

  1. Выберите свой аргумент.

  2. Определите свой тезис.

  3. Напишите введение.

  4. Напишите основные абзацы.

  5. Добавьте вывод.

1. Выберите свой аргумент

Первый шаг — определить аргумент, который вы приводите. Тема, которую вы анализируете, должна быть конкретной, чтобы вы могли представить четкие, целенаправленные аргументы. Этот аргумент должен занять сильную позицию, чтобы читатели точно поняли, в чем состоит ваше утверждение.

Пример: «Корпорации должны предоставлять больше возможностей для работы на дому».

Это заявление конкретно относится к возможностям работы на дому и занимает твердую позицию по этой теме.

2. Определите свой тезис

После того, как у вас есть аргументы, вы можете приступить к разработке своего тезиса. Утверждение тезиса обычно представляет собой одно предложение, резюмирующее утверждения, которые вы делаете в своем анализе. Требования должны быть достаточно узкими, чтобы соответствовать масштабу вашего аргумента. Тезис основывается на аргументе, предоставляя конкретные утверждения, которые вы можете подкрепить доказательствами в основных параграфах анализа.

Пример: «Корпорации должны предоставлять больше возможностей для работы на дому, потому что это создает лучший баланс между работой и личной жизнью, повышает производительность и улучшает удержание персонала».

3. Напишите введение

Ваше введение является руководством для вашего читателя, чтобы понять, какую информацию вы будете обсуждать в анализе и в каком порядке. Представьте тему в более широком смысле в первых нескольких предложениях, а затем изложите свой тезис.

Пример: «Каждый год все больше компаний переходят на работу на дому и видят невероятные преимущества. Исследования показали, что это одна из самых желанных привилегий для сотрудников и одна из самых выгодных для работодателей. Корпорации должны предоставлять больше работы. из дома, потому что это создает лучший баланс между работой и личной жизнью, повышает производительность и улучшает удержание персонала».

4. Напишите основные абзацы

После введения у вас теперь есть руководство для остальной части вашего анализа. Каждый компонент вашего тезисного утверждения должен иметь свой собственный основной абзац и включать доказательства, подтверждающие каждое утверждение. Обсудите по одному аргументу в каждом абзаце. Каждый абзац будет начинаться с тематического предложения, в котором четко представлен конкретный аргумент, который вы будете обсуждать. Убедитесь, что вы подкрепляете каждое утверждение доказательствами из надежного источника. Вы можете использовать журнал, книгу или статистику из авторитетного онлайн-источника. Процитируйте свои ресурсы, чтобы отдать должное.

5. Добавьте вывод

Заключение должно включать перефразированную версию вашего тезиса и повторять ваши основные аргументы. Объясните более важные последствия ваших выводов и ответьте на любые оставшиеся вопросы, которые могут возникнуть у вашего читателя.

Пример: «Доказано, что работа на дому снижает стресс сотрудников, повышает их производительность и повышает удовлетворенность работой. Многие работодатели понимают эти преимущества и применяют более гибкий график работы. Уровень удовлетворенности является самым низким за последние два десятилетия, а стресс, связанный с работой на пике важно, чтобы больше компаний начали рассматривать преимущества работы на дому».

Анализ против сводки

Анализ и сводка обсуждают идеи и обеспечивают более простые способы понимания данных, но они имеют очень разные способы использования и представления информации. Вот основные отличия:

Резюме

  • Представляет имеющуюся информацию более сжато

  • Определяет основные моменты

  • Констатирует факты того, что было сказано/сделано

  • Указывает, что было включено

  • Повторяет мысли или вклад других

Анализ

  • Выбирает определенный элемент/область для изучения

  • Изучает и интерпретирует данные

  • Делает выводы на основании доказательств

  • Обсуждает значение элементов

  • Обсуждает, как элементы соединяются

  • Можно обсудить преимущества и недостатки

Советы по написанию анализа

Следующие советы помогут вам написать разумный и критический анализ:

  • Будьте откровенны.

  • Будьте беспристрастны.

  • Проанализируйте все доказательства.

  • Составьте ментальную карту.

Будьте явными

Есть много способов интерпретировать доказательства, поэтому очень важно, чтобы все доказательства были напрямую связаны с вашим аргументом. После каждого доказательства добавьте одно-два предложения, дающие вашу собственную интерпретацию того, как информация связана с вашим аргументом. Предоставьте больше информации, если доказательства особенно важны.

Будьте сбалансированы

Анализ должен учитывать все факты и представлять обоснованные суждения. Если вы найдете информацию, которая оспаривает вашу позицию, проанализируйте ее, а затем используйте веские доказательства, чтобы показать, что ваши аргументы по-прежнему заслуживают доверия. Используйте такие фразы, как «Эти доказательства предполагают…» или «Многие согласны с тем, что…», чтобы поддерживать критический и достоверный анализ.

Проанализируйте все доказательства

Все доказательства обеспечивают определенный уровень релевантности. Всегда анализируйте каждое доказательство, которое вы представляете в своем анализе, даже если оно противоречит вашим аргументам. Признание данных, которые могут не полностью поддерживать ваш тезис, может помочь вам привести эффективные аргументы против него.

Составьте карту ума

Перед написанием полезно провести мозговой штурм и создать план, чтобы собрать и соединить свои мысли. Попробуйте нарисовать ментальную карту, начав с кружка с центральной темой. Напишите меньшие идеи, связанные с темой, снаружи, затем соедините меньшие пузыри, если есть четкие шаблоны или связанные идеи. По мере того, как вы соединяете идеи, возникают темы. Это может помочь вам сузить тему и создать диссертацию.

Анализ данных исследования

У каждого исследования есть цель — получить знания о пользователях и понять, как наш продукт может решить их проблемы. Мы стремимся получить как можно больше информации, но сбор данных — это только часть исследования.

После того как данные собраны, нужно их проанализировать:

  • убрать ошибки и искажения;
  • выбрать метод анализа исходя из типа и количества данных;
  • структурировать, интерпретировать и выделить закономерности;
  • сформулировать ответы на исследовательские вопросы;
  • зафиксировать итоги, выводы и рекомендации.

Как и зачем анализировать данные

Анализ данных — это самостоятельный этап, ключевой для любого исследования. Именно здесь мы понимаем, какие гипотезы подтвердились, определяем сценарии пользователей, находим боли, UX-проблемы и инсайты для развития продукта.

Пропустив этап анализа, вы рискуете исказить выводы:

  • упустить детали — когда проведешь несколько встреч подряд, к последней уже забываются подробности первой;
  • перепутать, к кому из опрошенных пользователей относится полученный факт;
  • запомнить только яркие инсайты, но не проверить, характерны ли они для всех пользователей.

Опираясь на такие выводы, вы не поможете продукту стать лучше, а только всех запутаете. В результате команда потратит ресурсы и создаст ненужную или неудобную фичу.

При планировании исследования донесите до заказчика ценность анализа данных и заложите на него достаточное время. Например, один час интервью может занять до трёх часов анализа.

Окончательные выводы мы делаем только после завершения анализа, но можем подводить промежуточные итоги. Они помогают принимать решения об изменениях по ходу исследования, например:

  • после нескольких интервью поняли, что нужно делить аудиторию на более узкие сегменты, — запланируйте больше контактов с пользователями;
  • после двух-трёх тестирований прототипа увидели критичную ошибку — предложите внести правки в прототип и протестировать обновленную версию.

Подготовка и анализ данных

Перед анализом данных важно вспомнить цели, задачи и гипотезы исследования. К ним стоит периодически возвращаться, чтобы фокусироваться на главном и не потерять из виду детали.

Чтобы анализ был полным, а выводы репрезентативными, данные нужно предварительно обработать.

Как подготовить и проанализировать количественные данные

Избавьтесь от нерелевантной информации. Найдите ошибки, пропуски, записи, которые не соответствуют выборке, и удалите их.

Проверьте репрезентативность выборки:

🎯 В выборку попали нужные респонденты

Для исследования нам нужны были только пользователи на тарифе Премиум, а на опрос ответили также и пользователи Стартового тарифа. Уберите такие ответы.

📊 Выборка однородна и сохранены пропорции групп

Если аудитория продукта состоит из бухгалтеров (50%) и директоров организаций (50%), проверьте, сохраняется ли это распределение в выборке исследования.

👌 Количество ответов соответствует минимальному репрезентативному значению

Если аудитория продукта — 50 000 человек, то минимальное репрезентативное количество ответов на опрос — 381, при доверительной вероятности 95% и погрешности в 5%.
Например, мы выяснили, что 66% респондентов регулярно читают новости на мобильном устройстве. Это значит, что среди 95% аудитории продукта 66%±5% будет свойственно такое поведение.

Остальные 5% аудитории попадут за пределы найденного интервала 66%±5%, и понятных выводов о поведении этой части аудитории мы сделать не сможем.

Обработайте открытые вопросы. Распределите повторяющиеся ответы по группам, чтобы обобщить их.

Анализ количественных данных — это статистический анализ, который помогает найти смысл в числах и заставить их отвечать на вопросы. Мы группируем события по темам и гипотезам, подсчитываем количество, ищем общие признаки и закономерности. В зависимости от целей и вопросов исследования, выбираем один или несколько приёмов анализа:

  • Описательный: подсчёт частот, процентов, коэффициентов, средних, мод и медиан.
  • Сравнительный: сравнение зависимых и независимых выборок.
  • Анализ взаимосвязей: корреляционный и регрессионный анализ.

Для исследовательских целей почти всегда достаточно описательного анализа количественных данных. Остальные виды используем реже, так как они требуют больше ресурсов и могут затянуть или усложнить исследование без очевидной пользы.

Как подготовить и проанализировать качественные данные

Качественные данные фиксируйте в виде транскриптов — текстовых версий бесед. Зачем это делать: текст можно структурировать, а значит будет удобнее его анализировать и искать нужную информацию. Воспользоваться поиском по тексту проще, чем переслушать запись несколько раз.

Мы делаем транскрипты самостоятельно, без привлечения сторонних компаний:

  • сами переслушиваем разговоры, переводим аудио в текст или используем специальные сервисы для расшифровки записей;
  • выбираем, насколько подробный транскрипт писать: дословный с отметками о паузах и междометиях или тезисный с указанием ключевых фраз, мыслей и действий респондента;
  • фиксируем эмоции респондента и цитируем его яркие высказывания;
  • помечаем тегами важные мысли и ставим отметку со временем на записи, чтобы проще было найти этот момент разговора и переслушать его;
  • делаем отдельный транскрипт по каждому респонденту или сразу вносим данные в единую таблицу со всеми ответами. Информацию в таблице группируем по общим признакам и категориям.

Анализ качественных данных — это содержательный анализ информации, который помогает её структурировать. Например, можно смотреть на текст в разрезе тем для интервью, отдельных событий или смыслов. Для этого используйте:

  • Смысловой или тематический анализ— разделите текст на смысловые единицы, которые помогают найти ответы на вопросы исследования.
  • Тематический анализ хорошо описан в статье Марии Росала.

  • Событийный анализ— опишите, что и в каком порядке случилось, как пошагово устроен процесс у пользователей.

Интерпретация результатов

После систематизации данных и группировки фактов мы раскрываем смысл найденных закономерностей и описываем, что означают результаты.

Не держите находки в голове, а сразу фиксируйте, чтобы не упустить чего-то важного.

При интерпретации данных, придерживайтесь следующих принципов:

  • Сохраняйте нейтральную позицию. Подмечайте не только негативные моменты, но и позитивные, смотрите на всю картинку сразу.

    Если пользователь вёл себя излишне эмоционально, сохраняйте спокойствие. Не ведитесь на громкие крики и эмоции, будьте непредвзяты в суждениях.

  • Разделяйте факты и мнения. Учитывайте, что порой мнение расходится с поведением.

    Если пользователь выполнял три простых действия полчаса, но назвал тестирование простым — смотрите на факты. Объективно он потратил много времени. Но помните, что субъективная оценка сложности тоже важна.

  • Отделяйте главное от побочного. Главное — это то, что работает на цель исследования и помогает проверить гипотезы.

    Оставляйте за скобками исследования остальную информацию, например, пожелания пользователя по сервису — к ним вы вернётесь позже. Но если пользователь говорит, что откажется от сервиса, если не вы не сделаете фичу — это признак, что проблема критичная.

  • Отделяйте частное от общего. Учитывайте, что не все проблемы пользователей — типичные.

    Когда один человек жалуется громко и настойчиво, а десять других не видят проблемы, не стоит фиксировать, что «пользователи недовольны».

  • Ищите логические связи. Задумывайтесь о закономерностях, причинах и следствиях.

    Если 30% пользователей не делают выгрузку ключевого отчёта из сервиса, уточните, кто эти пользователи? Возможно, их объединяет какой-то общий признак, который объясняет такое поведение.

Когда проинтерпретируете данные и зафиксируете основные мысли — переходите к формулировке выводов.

Формулирование выводов

Выводы всегда привязаны к цели и гипотезам, это те самые ответы на вопросы исследования, которые мы искали. Погружаясь в результаты исследования, мы начинаем видеть не только проблемы, но и возможности их решения. На основании этого видения можно разработать рекомендации — это тоже результат анализа.

Важно учитывать, что количественные выводы применимы только для количественных данных, а качественные для качественных данных.
Нельзя сделать вывод, что треть ваших пользователей отказываются от продления из-за сложного интерфейса, проведя 12 интервью. Помни, что качественные данные помогают понять суть проблемы, а количественные — оценить, насколько часто эта проблема встречается у целевой аудитории.

В рамках одного исследования не всегда получается найти ответы на все поставленные вопросы. Зафиксируйте это в итогах, уточнив, какие области остались неизученными, и как их можно исследовать в будущем.

Описание итогов исследования

Формат фиксации и передачи информации зависит от того, кто и как будет пользоваться результатами, сроков и ожиданий заказчика. Одному заказчику достаточно отчёта, другому — презентации с фактами, приправленными шутками, третьему — схемы, выводов и рекомендаций.

При оформлении результатов исследования помните:

  • К итогам обращается не только исследователь, но и команда. Зафиксируйте результаты так, чтобы заказчик или коллега могли быстро найти информацию. Например, прикрепляйте ссылку на итоги исследования к задаче в командном пространстве (Trello, YouTrack).
  • Спустя время невозможно восстановить по памяти данные без искажений, поэтому всю важную информацию зафиксируйте в отчёте.

При описании результатов предлагаем придерживаться такого плана:

🔻 Цель и гипотезы

Цель: проверить удобство нового приложения для фермеров.
Гипотеза: фермеры смогут добавить характеристики своего участка в приложение.

👥Описание респондентов
и их количество

5 владельцев участков с разными почвами.

📊 Обобщённые данные

5 из 5 пользователей справились с заданием и смогли добавить свой участок в приложение.
2 из 5 пользователей не поняли, куда заносить информацию о типе почтвы, потому что искали эту характеристику в разделе Х.

📌 Ссылки на другие материалы

Прототипы приложения, транскрипты, дополнительные данные.

Выводы

Пользователи понимают, как добавить информацию о своём участке в приложение. Но могут испытывать сложности при выборе характеристики «Тип почвы».

Рекомендации

Решение требует доработок в разделе с выбором типа почвы. Важно перенести тип почвы из раздела Y в раздел Х.

Отчёт и другие артефакты лучше сохранить в одном месте, тогда при повторном обращении к результатам будет легче восстановить контекст и переиспользовать данные.

          ООО «Консалтинг» провело
социологическое исследование по гендерным проблемам.
Данные исследования приведены ниже.

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

ЦЕЛЬ: Изучение общественного мнения о положении женщин в
современном обществе.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Методика социологического исследования заключается в
следующем: опрос проводился с помощью анкеты, как в индивидуальной, так и
групповой форме. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых
вопросов (см. Приложение №1)

Количественный анализ результатов анкетирования
представлен в таблице №2 (см. Приложение №2).

В ходе социологического исследования было опрошено 200
респондентов.

1.      Из них 

50% – мужчин;

50% – женщин.

2.      Возрастная структура мужчин:

    29% – 18-27 лет

    20% – 28-37 лет

    16% – 38-47 лет

    21% -48-57 лет       

    14% -58- и старше.

    Возрастная структура женщин:

     30% -18-27 лет

     18% – 28-37 лет

     16% – 38-47 лет

     20% -48-57 лет       

     16% – 58 лет и старше.

В итоге среди опрошенных респондентов преобладают лица
молодого и предпенсионного  возраста (64,5%).

Статус социального положения распределился следующим
образом:

У мужчин:                                                       
У женщин:

Рабочий – 5%

Рабочий –2%

ИТР – 22%

ИТР – 15%

Служащий – 30%

Служащий – 25%

Предприниматель – 9%

Предприниматель – 17%

Студент – 16%

Студент – 14%

Пенсионер – 10%

Пенсионер – 7%

Безработный – 8%

Безработный – 5%

Домохозяйка – 7%

Таким образом, в социальном положении среди респондентов   преобладают служащие, ИТР и предприниматели.

Представленные ниже вопросы, которые были заданы
респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.

В условиях экономического кризиса, падения жизненного
уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является
важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью – семьей (впрочем как и для мужчин, что подтвердили результаты
опроса). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего: работа и
карьера, семья, работа и семья одновременно?». Ответы отражены в таблице 1.

Таблица
1

Категории опрошенных

Варианты ответов

Работа и карьера

(%)

Семья

(%)

Работа и семья одновременно (%)

Все мужчины

13

10

77

Все женщины

11

20

69

Мужчины-рабочие

8

12

80

Женщины-рабочие

5

20

75

Мужчины ИТР

10

8

82

Женщины ИТР

5

38

57

Мужчины-служащие

15

7

78

Женщины-служащие

5

25

70

Мужчины-предприниматели

12

9

79

Женщины –предприниматели

10

17

73

Мужчины-студенты

10

15

75

Женщины-студентки

10

17

73

Мужчины-пенсионеры

4

36

60

Женщины-пенсионеры,
домохозяйки

6

68

26

Мужчины-безработные

18

15

67

Женщины-безработные

16

17

67

Таким образом, в настоящее время для большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются
одновременно работа и семья. Следующий вопрос коснулся согласия – несогласия
респондентов с традиционной ролью женщины в обществе. Результаты опроса
показали, что на степень согласия – 
несогласия респондентов влияют такие факторы, как пол, образование, род
деятельности. Так, среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем
среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на
предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они
выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее
предназначение – семья, муж, дети».

Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины
мужчины – рабочие (43%), мужчины – студенты (37%) и мужчины – предприниматели
(20%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса
(26%). По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы.

Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины
(57%) придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение
женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля
женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной
ролью женщины, неодинакова: женщин – рабочих 9%, женщин ИТР 13%, студентки
21%,  женщин – служащих 10%, женщин –
предпринимателей 26%, женщин – домохозяек 3%.

Прочно укоренившиеся в общественном сознании стереотипы
«семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича,
которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине
реализовывать себя в карьерном и личностном росте.

На такое положение дел влияет множество факторов, в том
числе и осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у
мужчин и женщин. Когда респондентам был задан вопрос, имеют ли мужчины и
женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и
продвижения, то 36% мужчин и 54% женщин констатировали, что шансы не равны, а
10% мужчин и женщин затруднились ответить. Причем, чем выше образование
опрошенных, тем больше доля респондентов считают, что шансы не равны.  

На вопрос: «Является ли Ваш пол препятствием на пути
карьерного роста» ответы распределились следующим образом: 100% мужчин считают,
что их пол не препятствует карьерному росту; иная картина наблюдается среди
ответов женщин на данный вопрос: «Да, является» -39%; «Нет, не является» – 44%;
«Затрудняюсь ответить» -17% женщин. Если провести анализ данного вопроса на
основе возрастного среза, то можно увидеть, что более уверено себя чувствует
молодое поколение и женщины среднего возраста ( диаграмма
№1).

ДИАГРАММА №1

Распределения ответов на
вопрос:

 «Является ли ваш пол препятствием на пути
карьерного роста»

 

Когда респондентам был задан вопрос:
«Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 75% опрашиваемых ответили, что мужчину. Возможно это результат
устоявшегося стереотипа о том, что женщина не может быть хорошем руководителем.
В настоящее время число женщин – руководителей невелико: из 60 млн. занятых
женщин лишь 1,5 млн. руководителей.[1]

В анкете был поставлен вопрос: «Кому
проще устроится на высокооплачиваемую работу?» 77% респондентов ответили, что
проще устоится мужчине, чем женщине, а 
23% респондентов считают, что легче устроится  женщине.

В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно
работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на
детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере
формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной
самореализации. В связи с чем респондентам был задан
вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не
оказывает неблагоприятного влияния». Ответы распределились следующим образом:

Диаграмма

распределения ответов среди женщин

Диаграмма

распределения ответов 
среди мужчин

Таким образом данный стереотип не находит своего
подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не
оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей. Вероятно, что этот стереотип установили
мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в
карьерном и личностном росте.

Результаты разных исследований показывают, что дети
работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так
агрессивны  и не слишком заторможены),
лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного
достоинства, чем дети домохозяек.[2]

В заключение социологического исследования хотелось бы
выяснить насколько, в настоящее время, опрашиваемые чувствуют  себя социально защищенными.
На вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время свою социальную защищенность?»
были получены следующие результаты:

Вариант ответа

Мужчины (%)

Женщины (%)

Полностью социально
защищен (а)

9,7

5

Недостаточно социально
защищен (а)

64,3

43,2

Вообще социально не
защищен (а)

18

36,8

Затрудняюсь ответить

8

15

Из выше изложенного можно сделать вывод, что женщина
(36,8%) в настоящее время чувствует себя менее социально защищенной
чем мужчина (18%). Это объясняется тем, что переживаемый российским обществом
кризисный этап реализации экономических реформ затронул такие важные сферы
жизнедеятельности, как воспроизводство и здоровье людей, уровень и качество
жизни, занятость, духовно – нравственное и психологическое состояние населения.
В первую очередь от этого пострадала женская часть населения, так как она
оказалась менее социально защищенной со стороны государства.                                                                                                                                                 

Ратифицированная СССР в 1981 году Конвенция ООН 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин официально закрепила равное положение между мужчиной и женщиной, но все
же в настоящее время это не означает, что в нашей стране полностью преодолены
негативные и патриархальные стереотипы относительно роли женщины в обществе.
Изменение гендерных стереотипов – процесс длительный
и сложный. Тем не менее происходит постепенная
трансформация взглядов относительно социальной роли женщины в сторону их эгалитаризации (равенства). Такие факторы, как пол, возраст
и образование, оказывают наиболее существенное влияние на изменение гендерных представлений и установок.

На основе проведенного
исследования можно сделать  следующие
выводы:

1)       
В настоящее время для большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются
одновременно работа и семья.

2) Результаты
опроса показали, что на степень согласия – 
несогласия респондентов с «естественным» предназначением женщин влияют
такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Среди опрошенных женщин
(67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с
«естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше
образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что
«женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».

3)   
В настоящее время для мужчин и женщин приоритетными
являются одновременно семья и работа.

4)     
 Процесс обострения
социально-экономических проблем в обществе отразился на снижении жизненного
уровня и в целом на ухудшении социального положения женщин. Анализ опроса
показал, что социально незащищенными на сегодняшний момент остаются женщины,
36,8% женщин считают, что вообще социально не защищены.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ООО
«Консалтинг»  проводит социологический
опрос, который направлен

 на изучение общественного мнения о положении
женщин в современном обществе.

Просим
Вас ответить на вопросы анкеты.

Вам
необходимо выбрать  альтернативу, которая

соответствует
вашему мнению.
АНКЕТА

1.
   
Ваш пол:

      001 Мужской

      002 Женский

2.
   
Ваш возраст:

      003 18-27 лет

      004 28-37 лет

      005 38-47 лет

      006 48-57 лет

      007 58 лет и старше

3.
   
Ваше социальное положение в
настоящее время:

      008 Рабочий

      009 ИТР

      010 Служащий

      011 Предприниматель

      012 Студент

      013 Пенсионер

      014 Безработный

      015 Домохозяйка

      016 Другое
(укажите) __________________________________

4.
   
Каков уровень Вашего образования?

017 Начальное

018 Среднее

019 Среднее специальное

020 Незаконченное высшее

021 Высшее

022 Имею ученую степень
кандидата, доктора наук.

5.
   
Что в настоящее время для Вас
важнее всего ?

023 работа и карьера

024 семья

025 работа и семья одновременно

6.
   
Согласны ли Вы с тем, что
основная роль женщины в обществе связана с «естественным» ее предназначением –
семья, муж, дети.

026 Да

027 Нет

028 Затрудняюсь ответить

7.
   
Как Вы думаете, имеют ли мужчины
и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального  роста и продвижения?

029 Шансы не равны

030 Шансы равны

031 Затрудняюсь ответить

8.
   
Является ли Ваш пол препятствием
на пути  карьерного роста?

032 Да

033 Нет

034 Затрудняюсь ответить

9.
   
Кого Вы хотели бы видеть
руководителем?

035 Мужчину

036 Женщину

10.
 
На ваш взгляд, если женщина
работает, то это оказывает :

037 Негативное влияние на семью;

038 Негативное влияние на детей;

039 работа не оказывает
неблагоприятного влияния ни на семью, ни на детей.

11.
 
Как вы думаете, кому проще
устроится на высокооплачиваемую  работу:

040 Мужчине

041 Женщине

12.
 
Как Вы оцениваете в настоящее
время свою социальную защищенность?

042 Полностью социально защищен

043 Недостаточно социально защищен

044 Вообще социально не защищен

045 Затрудняюсь ответить

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Количественный
анализ.

Таблица 2

Мужчины

Женщины

Общий
результат

вопр.

шифр

кол-во

Процент

Соотнош.

вопр.

шифр

кол-во

Процент

соотнош.

вопр.

шифр

кол-во

Процент

соотнош.

1.

001

100

50

1.

002

100

50

1.

200

100

2.

003

29   

29

2.

003

30

30

2.

003

59

29,5

004

20

20

004

18

18

004

38

19

005

16

16

005

16

16

005

32

16

006

21

21

006

20

20

006

41

20,5

007

14

14

007

16

16

007

30

15

3.

008

5

5

3.

008

10

10

3.

008

15

7,5

009

22

22

009

15

15

009

37

18,5

010

30

30

010

25

25

010

55

27,5

011

9

9

011

17

17

011

26

13

012

16

16

012

14

14

012

30

15

013

10

10

013

7

7

013

17

8,5

014

8

8

014

5

5

014

13

6,5

015

015

7

7

015

7

3,5

4.

017

2

2

4.

017

4.

017

2

1

018

5

5

018

10

10

018

15

7,5

019

39

39

019

33

33

019

72

36

020

9

9

020

12

12

020

21

10,5

021

45

45

021

45

45

021

90

45

5.

023

13

13

5.

023

11

11

5.

023

24

12

024

10

10

024

20

20

024

30

15

025

77

77

025

69

69

025

146

73

6.

026

57

57

6.

026

24

24

6.

026

81

40,5

027

32

32

027

67

67

027

99

49,5

028

11

11

028

9

9

028

20

10

7.

029

36

36

7.

029

54

54

7.

029

90

45

030

59

59

030

41

41

030

100

50

031

5

5

031

5

5

031

10

5

8.

032

8.

032

39

39

8.

032

39

19,5

033

100

100

033

44

44

033

144

72

034

034

17

17

034

17

8,5

9.

035

81

81

9.

035

69

69

9.

035

150

75

036

19

19

036

41

41

036

60

30

10.

037

29

29

037

18

18

037

47

23,5

038

39

39

038

24

24

038

63

31,5

039

32

32

039

58

58

039

90

45

11.

040

83

83

11.

040

71

71

11.

040

154

77

041

17

17

041

29

29

041

46

23

12*

12*

12*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

*результаты ответов респондентов приведены в тексте
качественного анализа.

Чуднова Ольга Владимировна
Сахалинский государственный университет
старший преподаватель кафедры социологии

Аннотация
Статья посвящена описанию процесса обработки первичной социологической информации, получаемой в ходе интервью, анкетирования и иных количественных методов с помощью прикладной компьютерной программы Microsoft Office Excel. Проведенный анализ позволяет утверждать, что высокая адаптивность и простота работы с данным программным обеспечением позволяет решать множество разнообразных задач, необходимых для социолога-практика.

Chudnova Olga Vladimirovna
Sakhalin State University
Senior Lecturer, Sociology Department

Abstract
The article describes processing of primary sociological information obtained through interviews, questionnaires and other quantitative methods using Microsoft Office Excel application. Performed analysis allows to state that high adaptability and ease of use of this software enable to solve a wide variety of Sociological Practitioner’s tasks.

Библиографическая ссылка на статью:
Чуднова О.В. Алгоритм базового анализа данных социологического опроса в программе MS Excel // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/45596 (дата обращения: 10.05.2023).

В ходе проведения массовых социологических опросов перед исследователями нередко возникает проблема, связанная с обработкой больших совокупностей полученных данных и их преобразованием из рукописного вида в электронный, машиночитаемый формат.

К сожалению, практически все специализированные программы для обработки социологической информации (SPSS, Statistica, Vortex, PolyAnalyst и др.) распространяются на коммерческой основе, предъявляют серьезные требования к техническим характеристикам персональных компьютеров и зачастую не имеют русифицированного файла помощи.

В связи с этим возрастает необходимость обращения к программному обеспечению, имеющемуся на большинстве современных ЭВМ и позволяющему решать различные задачи необходимые социологу-практику.  Одной из таковых программ является Microsoft Office Excel (Excel).

Обработка первичной социологической информации полученной в ходе опроса происходит в Excel в несколько этапов.На первом этапе необходимо пронумеровать все анкеты подлежащие анализу, для постоянного контроля ввода данных и возможности их своевременного корректирования. Далее необходимо «закрыть» все открытые вопросы анкеты, объединив ответы респондентов в группы [1, с. 434-437].Так, при ответе на открытый вопрос «Сколько лет Вы трудитесь в вузе?» человек может указать точный стаж, который социолог для удобства анализа отнесет в группы: «менее 5 лет», «5-10 лет», «11-16 лет», «17-22 года», «23 и более лет» (рис.1, вопрос 1).

Рис. 1 Фрагмент анкеты

Когда все открытые вопросы анкеты приведены в «закрытый» вид, следует присвоить числовой код каждому варианту ответа в каждом вопросе, то есть закодировать его. Если вопрос задан в виде таблицы (рис 1, вопрос 3), то при его анализе необходимо каждую строку ответа кодировать как отдельный вопрос. Ведь, по сути, каждый вопрос таблицы задается респонденту как отдельный: «Насколько Вы удовлетворены заработной платой?», «Насколько Вы удовлетворены графиком работы?» и т.д. Если же респондент пропустил вопрос или не смог ответить на него, то код отсутствию ответа не присваивается.

На втором этапе происходит формирование базы данных социологического опроса в Excel.

В первый столбец матрицы необходимо внести номера анкет, а в первую строку – краткие формулировки вопросов или их номера. Таким образом, каждой строке матрицы соответствует одна анкета, а каждому столбцу – один вопрос или подвопрос (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент базы данных социологического опроса в Excel

Поскольку во втором вопросе анкеты (рис.1) респондент может выбрать несколько вариантов, вопрос необходимо разбить на колонки по числу вариантов ответа (подвопросы).

При обработке вопроса заданного в виде таблицы, следует разбивать его на подвопросы по количеству строк.

Затем в матрицу вносятся данные всех анкет в соответствии с ранее произведенным кодированием.

Таким образом, согласно нашей матрице, респондент заполнивший анкету № 2, имеющий стаж работы более 23 лет, выбрал в качестве ответов на второй вопрос варианты №2, 4, 6 (возможность сделать хорошую карьеру, интерес к науке, свободный график работы и возможность совместительства). Он же удовлетворен заработной платой; скорее удовлетворен графиком работы; не удовлетворен разнообразием выполняемой деятельности; скорее не удовлетворен возможностями карьерного роста.

Для удобства формирования базы данных социологического опроса рекомендуется закреплять первую строку матрицы (вкладка «Вид» → «Закрепить области» → «Закрепить верхнюю строку») (рис. 3), что позволит всегда видеть заголовок таблицы.

Рис. 3 Матрица данных с закрепленным заголовком

Кроме того, если в анкете присутствует значительное количество вопросов, требующих разбивки в матрице данных, эти вопросы желательно выделять одним цветом (щелчок левой кнопкой мыши по столбцу выделяет его, далее во вкладке «Главная» выбираем «Заливка» и необходимый цвет).

На третьем этапе  исследователем должен быть осуществлен поиск и устранение ввода ошибочных значений. Реализуется такая процедура с помощью функции «Условное форматирование», она позволяет выделить цветом все ячейки, содержащие ошибку. Согласно нашей кодировке в вопросе № 1 в матрице данных могут присутствовать только значения 1-5. Все иные цифры являются ошибочными и должны быть исправлены. Для поиска иных значений в вопросе №1 выделим его щелчком мыши. Далее перейдем во вкладку «Главная» → «Условное форматирование» → «Создать правило». В открывшемся окне отметим «Форматировать только ячейки, которые содержат» в полях раздела «Форматировать только ячейки, для которых выполняется следующее условие», выберем «значение ячейки», «вне», «1», «5». Затем выберем требуемый формат, например фон. При нажатии кнопки «OK», Excel выделит зеленым ошибочные значения. (Рис. 4).

 Рис. 4. Поиск ошибок ввода данных

На четвертом этапе происходит непосредственная обработка социологической информации. Для подсчета процентного распределения ответов на вопросы, предполагающие только один ответ, необходимо пользоваться функцией «СЧЕТЕСЛИ». Для этого под таблицей, в столбце «№ анкеты» прописываем номера вариантов ответа на вопросы. Во втором столбце прописываем формулу (рис. 5). В нашем примере формула подсчета первого варианта ответа на вопрос о стаже работы будет иметь следующий вид:

=СЧЁТЕСЛИ(B2:B11;1)/10, где

B2:B11- столбец, в котором находятся интересующие нас ответы;

1 – номер варианта ответа, процент которого необходимо посчитать;

10 – общее количество анкет.

Для подсчета второго варианта, формула приобретет значение: =СЧЁТЕСЛИ(B2:B11;2)/10. Полученное число необходимо перевести в процентный формат: вкладка «Главная» → «Процентный формат».

Когда все варианты ответа в первом столбце просчитаны, формулу можно растянуть вправо для подсчета процентов по всем вопросам, предполагающим один ответ.

Рис. 5 Подсчет процентного распределения ответов на вопросы, предполагающие один вариант

Если вопрос предполагает множественный ответ, то расчет процентного соотношения ответов рассчитывается следующим образом: сначала необходимо узнать, сколько всего ответов дали респонденты при ответе на вопрос. Для этого воспользуемся счетом заполненных ячеек, с помощью формулы: =СЧЁТЗ(C2:J11), где C2:J11- диапазон столбцов, в которых находятся интересующие нас ответы.

Далее применим формулу использованную ранее. Для подсчета процентного распределения первого варианта ответа во втором вопросе анкеты, формула будет иметь вид:

=СЧЁТЕСЛИ(C2:C11;1)/27, где

C2:C11 – диапазон столбцов, в которых находятся интересующие нас ответы;

1- номер варианта ответа, процент которого необходимо посчитать;

27 – сумма всех ответов на вопрос № 2. (Рис.6)

Рис. 6 Подсчет процентного распределения ответов на вопрос, предполагающий множественный ответ.

Если в ходе исследования социологу необходимо определить связь между признаками, например, выяснить, сколько респондентов со стажем работы от 5 до 10 лет полностью удовлетворены заработной платой (столбец В3-1), необходимо пользоваться формулой вида:

=СЧЁТЕСЛИМН(B2:B11;2;K2:K11;1)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B11;2), где

B2:B11 – диапазон столбцов, в которых находятся ответы о стаже работы;

2 – код ответа, обозначающий стаж работы от 5 до 10 лет;

K2:K11- диапазон столбцов, в которых находятся ответы об удовлетворенностью заработной платой;

1 – код ответа, обозначающий полную удовлетворенность заработной платой.

Таким образом, с помощью программы MS Excel, социолог может в сжатые сроки базовый анализ данных, интерпретировать значительные числовые массивы, полученные в ходе эмпирических исследований. Высокая адаптивность и простота работы, легкость экспорта данных, как между пользователями, так и между другими программными продуктами, позволяет реализовать на практике любой метод количественных исследований и решить большую часть задач, встречающихся в работе социолога.

Библиографический список

  1. Рабочая книга социолога / под ред. Г.В. Осипова. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чуднова Ольга Владимировна»

Форма самостоятельной работы студентов зависит от предмета и конкретной темы. Обычно преподаватели задают сделать доклад, решить упражнения, написать эссе и т. д., но по ряду дисциплин учащимся могут дать особый тип работы — подготовку аналитической справки. Не все знают, что должно содержаться в таком документе, поэтому мы расскажем, как написать аналитическую справку и покажем пример.

Рекомендации по подготовке всех типов учебных работ мы собрали в информационном телеграм-канале, а также сделали специальную группу со скидками и акциями.

Что значит аналитическая справка

Понятие аналитической справки пришло в учебный процесс из делопроизводства. Этот документ готовят в различных организациях, чтобы изучить деятельность тех или иных отраслей: стоимость закупок, эффективность работы отделов, результаты производства и пр.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

В вузе аналитическую справку чаще всего задают по предметам, связанным с бизнесом: экономике, менеджменту, маркетингу и т. п. Впрочем, эту форму работы могут задать и по истории или географии (сравнить определённые периоды или страны).

Цель аналитической справки — изучить конкретный аспект деятельности и сделать выводы о его успешности.

Как выглядит аналитическая справка

Аналитическая справка — это документ, объём которого обычно составляет 5-10 страниц. В нём отражена информация по конкретному вопросу, а также есть наглядные материалы, которые облегчают её восприятие:

  • схемы;
  • таблицы;
  • графики;
  • диаграммы и пр.

Составление аналитической справки — непростой процесс, который требует от студента умения работать с информацией и внимания к деталям.

Как составить аналитическую справку

Учащимся, которые ещё не сталкивались с этим типом работ, будет полезно знать, как пишется аналитическая справка.

Структура аналитической справки

Содержание работы зависит от предмета и конкретной темы, но общий план аналитической справки подойдёт для любой дисциплины:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Выводы.

Титульный лист аналитической справки и её оглавление оформляются также, как и для других работ в институте.

Во введении необходимо сформулировать цель и задачи работы, подчеркнуть актуальность и значимость темы.

В разделах основной части нужно изложить ключевую информацию: например, цифровые показатели или данные исследований.

В заключении студент формулирует итоги работы, интерпретирует изложенную информацию и даёт краткую характеристику изучаемой проблеме.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Структура аналитической справки

В компаниях аналитическую записку пишут на специальных бланках, в вузе её можно оформить в обычном текстовом редакторе

Требования к оформлению аналитической справки

В ГОСТах не зафиксировано единой формы аналитической справки, поэтому рекомендуем обратиться к методическим указаниям конкретного университета.

Чаще всего стандарты оформления аналитической справки такие же, как и у большинства учебных работ:

  • шрифт Times New Roman или Arial;
  • размер — 12 или 14 пт;
  • выравнивание по ширине;
  • одинарный или полуторный межстрочный интервал;
  • абзацный отступ 1.25 см;
  • поля — по 2 см с каждой стороны.

Наглядные материалы лучше делать небольшого объёма, чтобы не пришлось «разрывать» их на несколько страниц.

Правила написания аналитической справки

Тем, кто не знает как сделать аналитическую справку, помогут наши советы:

  1. Написание аналитической справки начинается с поиска нужной информации. Обратите особое внимание на её актуальность (необходимо брать статистику последних лет, пользоваться «свежими» изданиями справочной литературы).
  2. После того, как вы нашли подходящие источники, выберете нужные данные и структурируйте их, исходя из цели работы.
  3. Соблюдайте логику изложения (например, по хронологическому принципу).
  4. Проанализируйте полученную информацию и сделайте выводы. Они не должны противоречить представленным данным.
  5. Подтверждайте все использованные сведения ссылками на источники.

Чтобы было легче понять, как составляется аналитическая справка, приведём пример.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Образец аналитической справки

По ссылке вы можете скачать образец аналитической справки, посвящённой трудоустройству студентов конкретных специальностей в Томской области. Она достаточно большая по объёму, но даёт хорошее представление о том, что должно быть изложено в подобных работах. Рекомендуем ориентироваться на этот шаблон аналитической справки при подготовке собственной.

Если, несмотря на наши советы, студент всё же не разобрался, как оформить аналитическую справку, её подготовку всегда можно доверить образовательному сервису. Там работают профессионалы, которые справятся с любой дисциплиной.

Добавить комментарий