Как составить анализ сказки

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

Анализ
сказки, басни, рассказа
 

План анализа сказки 
         Сказка – повествовательное произведение о
вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
 
1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли
она к устному народному творчеству или у неё есть автор.
 
2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что
взято из реальной жизни?
 
3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего? 
4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые
являются частью реальной жизни.
 
5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в
реальной жизни?
 
6. Какой момент в сказке ты считаешь самым
захватывающим?
 
7. Назови положительных и отрицательных героев этой
сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые
важные, значительные поступки.
 
8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал?
Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
 
9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль
этой сказки? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.
 
10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка
замыслом, сюжетом и характером главного героя?
 

План анализа басни 
         Басня – короткое стихотворное или
прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди
или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей,
недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
 
Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней
Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например,
лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь –
неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть,
сила т.д.
 
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под
определение басни.
 
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее
мораль, то есть главную мысль, идею?
 
* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ. 
3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни
своими словами.
 
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой
басни.
 
5. Определи, как написана эта басня: прозой или
стихами.
 
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в
этой басне?
 
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими,
образными, запоминающимися?
 
8. Перечисли основные черты характера главных героев
басни.
 
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что –
поучительным?
 
10. Подготовься к выразительному чтению басни.
Прочитай басню «по ролям».
 
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский
язык?

План анализа рассказа 
         Рассказ – любое небольшое повествовательное
произведение.
 
1. Прочитай внимательно рассказ. 
2. Подумай, отражает ли название рассказа его
содержание.
 
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты
знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?
 
4. Узнай, когда и где рассказ был написан. 
5. Подумай, какой из типов изложения событий
преобладает в рассказе :
 
– повествование ( рассказывает ); 
– описание ( показывает ); 
– рассуждение ( доказывает ). 
6. Кратко перескажи рассказ. 
7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей
точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?
 
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких –
отрицательными и почему?
 
9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало,
обрадовало, а что – показалось грустным, странным?
 
10. Какому из героев ты больше всего сопереживал?
Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
 
11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй
главную идею этого произведения.
 
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в
будущем?
 
13. Какие достоинства произведения ты отметил? 

План рассказа о
герое
 
1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся)
герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего
мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я
восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.
 
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду,
манеру поведения.
 
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше
всего раскрывается характер героя.
 
4. Перечисли основные черты характера этого героя. 
5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими
персонажами.
 
6. Вспомни героев других произведений, которые в
чем-то схожи с этим персонажем.
 
7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на
этого героя? Почему?
 
8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых
фраз лучше всего передает характер этого героя?
 
9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил
этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него
было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
 

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: “Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были”.

                                      План

Литературно-художественного анализа произведения( сказки)

  1. Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
  2. Тема( о ком,чём- по основным событиям)
  3. Идея( ради чего, с какой целью)
  4. Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
  5. Художественное своеобразие произведения

( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)

  1. Выводы- значение в работе с детьми

 «Сивка- Бурка».

 Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

 Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

 «Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

 Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»

 Исполняет все приказы своего хозяина:

 -Что угодно ,Иванушка?

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай 

 Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем  Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

 —Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»

7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»

Характеристика языка:

Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»

 «Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»

Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика  – это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка. 

Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лиса и тетерев».

Русская народная сказка(о животных)

Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.

Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.

Характеристика  главных героев:

Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.

Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и  «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».

Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю  она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче  указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить  надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».

Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.

Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая  ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)

Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что  не с добрыми помыслами подошла она  к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.

-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.

-Или ты меня боишься?-сказала лиса.

-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.

Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.

Художественные особенности сказки: 

В этой сказке нет традиционного начала .

В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.

Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».

Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лисичка-сестричка и волк.»

Русская народная сказка (о животных).

Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост  в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.

Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.

Характеристика главных героев:

Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».

Обманщица «- Здравствуй, кумушка! – Здравствуй, куманек – Дай мне рыбки! – Налови сам, да и ешь. – Я не умею.

– Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк глупый  «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он.

 «- И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».

Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везет.

– Что ты, кумушка, говоришь?

– Я, куманек, говорю: битый битого везет.

– Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки»,  « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.

Литературно-художественный анализ р.н.сказки

« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)

  1. « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
  2. В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
  3. Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
  4. Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»

Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)

Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)

5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).

6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.

Литература:

1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.

2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-П., 2006 г.

3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.

4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.

5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.

6.www. Images.yandex.ru

7.www.google.com

8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html

Как анализировать сказку

Чем проще сюжет сказки, тем сложнее она может быть для анализа. Авторские, современные сказки, подразумевают близость к беллетристике, иногда даже потакают массовым вкусам, поскольку созданы по шаблонам популярных сюжетов. В то же время исконная, народная сказка, может быть очень сложна для анализа, несмотря на простой, а иногда и примитивный сюжет. Ведь ее корни уходят в архетипы, в коллективное бессознательное, а каждый образ может быть символом, который раскрывается на нескольких уровнях.

Как анализировать сказку

Инструкция

Вводная часть. Здесь нужно охарактеризовать описываемую сказку. Является ли она народной или у нее есть автор? В том же абзаце можно пересказать фабулу. Например, “Снежная королева” – это сказка о том, как простая девочка Герда победила могучую Снежную королеву своей любовью к мальчику Каю. А вот “Колобок” – это не только сказка о волшебной круглой булке, которая катается по лесу и разговаривает с дикими животными, а метафора простака, который оторвался от семьи, от рода и на своем пути встречает разные типы опасностей: грубую силу, хитрость.

Выделить героев и обозначить конфликт. Герои могут быть положительные и отрицательные, антагонисты и протагонисты, главные и второстепенные. Конфликт может быть внешним и внутренним. Он может развиваться в области чувств или рассудка. Обязательно нужно указать, к каким последствиям приводит конфликт и каким способом он разрешается. Как меняется герой? Есть ли у героя “второе дно”, психологическая сложность. Например, Лапландка – персонаж-функция, она только помогает Герде, а Маленькая Разбойница раскрывается с положительной стороны, преодолевает внутренний конфликт после встречи с подружкой Кая.

Сделать вывод, какое место занимает эта сказка в ряду себе подобных. Является ли это произведение типичным для своего жанра или его отличают некие особенности? Возможно ли провести исторические, параллели, обозначить реалистичность событий сказки? Является ли она социально достоверной? Актуальна ли сказка сегодня или она излишне жестока? На последний вопрос обычно отвечают, анализируя сказки “Хаврошечка”, “Морозко”. Как правило, авторы приходят к выводу, что сказка является своеобразным градусником морали: то, что было суровой реальностью 500 лет назад, сегодня вызывает ужас и отторжение.

Видео по теме

Обратите внимание

Важно обратить внимание, какое издание сказки нужно проанализировать. Многие произведения подвергались цензуре. Так, в годы советской власти из “Снежной королевы” исчезли явные упоминания об ангелах, в которым взывала Герда, а Жуковский в XIX веке изменил заголовок “Сказки о попе и работнике его Балде” на “Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике Балде”. Иногда эти тонкости очень важны для анализа. http://pandoraopen.ru/2011-03-01/na-skazku-pushkina-nakladyvayut-cenzuru/

Полезный совет

Многие сказки отсылают читателя к более глубоким культурным пластам. Например, розы в “Снежной королеве” не только символ любви, но и Рождества, младенца Христа.

Источники:

  • Виды сказок и примеры их анализа

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий