Как составить анализ социологического опроса

          ООО «Консалтинг» провело
социологическое исследование по гендерным проблемам.
Данные исследования приведены ниже.

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

ЦЕЛЬ: Изучение общественного мнения о положении женщин в
современном обществе.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Методика социологического исследования заключается в
следующем: опрос проводился с помощью анкеты, как в индивидуальной, так и
групповой форме. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых
вопросов (см. Приложение №1)

Количественный анализ результатов анкетирования
представлен в таблице №2 (см. Приложение №2).

В ходе социологического исследования было опрошено 200
респондентов.

1.      Из них 

50% – мужчин;

50% – женщин.

2.      Возрастная структура мужчин:

    29% – 18-27 лет

    20% – 28-37 лет

    16% – 38-47 лет

    21% -48-57 лет       

    14% -58- и старше.

    Возрастная структура женщин:

     30% -18-27 лет

     18% – 28-37 лет

     16% – 38-47 лет

     20% -48-57 лет       

     16% – 58 лет и старше.

В итоге среди опрошенных респондентов преобладают лица
молодого и предпенсионного  возраста (64,5%).

Статус социального положения распределился следующим
образом:

У мужчин:                                                       
У женщин:

Рабочий – 5%

Рабочий –2%

ИТР – 22%

ИТР – 15%

Служащий – 30%

Служащий – 25%

Предприниматель – 9%

Предприниматель – 17%

Студент – 16%

Студент – 14%

Пенсионер – 10%

Пенсионер – 7%

Безработный – 8%

Безработный – 5%

Домохозяйка – 7%

Таким образом, в социальном положении среди респондентов   преобладают служащие, ИТР и предприниматели.

Представленные ниже вопросы, которые были заданы
респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.

В условиях экономического кризиса, падения жизненного
уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является
важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью – семьей (впрочем как и для мужчин, что подтвердили результаты
опроса). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего: работа и
карьера, семья, работа и семья одновременно?». Ответы отражены в таблице 1.

Таблица
1

Категории опрошенных

Варианты ответов

Работа и карьера

(%)

Семья

(%)

Работа и семья одновременно (%)

Все мужчины

13

10

77

Все женщины

11

20

69

Мужчины-рабочие

8

12

80

Женщины-рабочие

5

20

75

Мужчины ИТР

10

8

82

Женщины ИТР

5

38

57

Мужчины-служащие

15

7

78

Женщины-служащие

5

25

70

Мужчины-предприниматели

12

9

79

Женщины –предприниматели

10

17

73

Мужчины-студенты

10

15

75

Женщины-студентки

10

17

73

Мужчины-пенсионеры

4

36

60

Женщины-пенсионеры,
домохозяйки

6

68

26

Мужчины-безработные

18

15

67

Женщины-безработные

16

17

67

Таким образом, в настоящее время для большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются
одновременно работа и семья. Следующий вопрос коснулся согласия – несогласия
респондентов с традиционной ролью женщины в обществе. Результаты опроса
показали, что на степень согласия – 
несогласия респондентов влияют такие факторы, как пол, образование, род
деятельности. Так, среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем
среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на
предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они
выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее
предназначение – семья, муж, дети».

Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины
мужчины – рабочие (43%), мужчины – студенты (37%) и мужчины – предприниматели
(20%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса
(26%). По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы.

Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины
(57%) придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение
женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля
женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной
ролью женщины, неодинакова: женщин – рабочих 9%, женщин ИТР 13%, студентки
21%,  женщин – служащих 10%, женщин –
предпринимателей 26%, женщин – домохозяек 3%.

Прочно укоренившиеся в общественном сознании стереотипы
«семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича,
которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине
реализовывать себя в карьерном и личностном росте.

На такое положение дел влияет множество факторов, в том
числе и осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у
мужчин и женщин. Когда респондентам был задан вопрос, имеют ли мужчины и
женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и
продвижения, то 36% мужчин и 54% женщин констатировали, что шансы не равны, а
10% мужчин и женщин затруднились ответить. Причем, чем выше образование
опрошенных, тем больше доля респондентов считают, что шансы не равны.  

На вопрос: «Является ли Ваш пол препятствием на пути
карьерного роста» ответы распределились следующим образом: 100% мужчин считают,
что их пол не препятствует карьерному росту; иная картина наблюдается среди
ответов женщин на данный вопрос: «Да, является» -39%; «Нет, не является» – 44%;
«Затрудняюсь ответить» -17% женщин. Если провести анализ данного вопроса на
основе возрастного среза, то можно увидеть, что более уверено себя чувствует
молодое поколение и женщины среднего возраста ( диаграмма
№1).

ДИАГРАММА №1

Распределения ответов на
вопрос:

 «Является ли ваш пол препятствием на пути
карьерного роста»

 

Когда респондентам был задан вопрос:
«Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 75% опрашиваемых ответили, что мужчину. Возможно это результат
устоявшегося стереотипа о том, что женщина не может быть хорошем руководителем.
В настоящее время число женщин – руководителей невелико: из 60 млн. занятых
женщин лишь 1,5 млн. руководителей.[1]

В анкете был поставлен вопрос: «Кому
проще устроится на высокооплачиваемую работу?» 77% респондентов ответили, что
проще устоится мужчине, чем женщине, а 
23% респондентов считают, что легче устроится  женщине.

В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно
работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на
детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере
формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной
самореализации. В связи с чем респондентам был задан
вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не
оказывает неблагоприятного влияния». Ответы распределились следующим образом:

Диаграмма

распределения ответов среди женщин

Диаграмма

распределения ответов 
среди мужчин

Таким образом данный стереотип не находит своего
подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не
оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей. Вероятно, что этот стереотип установили
мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в
карьерном и личностном росте.

Результаты разных исследований показывают, что дети
работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так
агрессивны  и не слишком заторможены),
лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного
достоинства, чем дети домохозяек.[2]

В заключение социологического исследования хотелось бы
выяснить насколько, в настоящее время, опрашиваемые чувствуют  себя социально защищенными.
На вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время свою социальную защищенность?»
были получены следующие результаты:

Вариант ответа

Мужчины (%)

Женщины (%)

Полностью социально
защищен (а)

9,7

5

Недостаточно социально
защищен (а)

64,3

43,2

Вообще социально не
защищен (а)

18

36,8

Затрудняюсь ответить

8

15

Из выше изложенного можно сделать вывод, что женщина
(36,8%) в настоящее время чувствует себя менее социально защищенной
чем мужчина (18%). Это объясняется тем, что переживаемый российским обществом
кризисный этап реализации экономических реформ затронул такие важные сферы
жизнедеятельности, как воспроизводство и здоровье людей, уровень и качество
жизни, занятость, духовно – нравственное и психологическое состояние населения.
В первую очередь от этого пострадала женская часть населения, так как она
оказалась менее социально защищенной со стороны государства.                                                                                                                                                 

Ратифицированная СССР в 1981 году Конвенция ООН 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин официально закрепила равное положение между мужчиной и женщиной, но все
же в настоящее время это не означает, что в нашей стране полностью преодолены
негативные и патриархальные стереотипы относительно роли женщины в обществе.
Изменение гендерных стереотипов – процесс длительный
и сложный. Тем не менее происходит постепенная
трансформация взглядов относительно социальной роли женщины в сторону их эгалитаризации (равенства). Такие факторы, как пол, возраст
и образование, оказывают наиболее существенное влияние на изменение гендерных представлений и установок.

На основе проведенного
исследования можно сделать  следующие
выводы:

1)       
В настоящее время для большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются
одновременно работа и семья.

2) Результаты
опроса показали, что на степень согласия – 
несогласия респондентов с «естественным» предназначением женщин влияют
такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Среди опрошенных женщин
(67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с
«естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше
образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что
«женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».

3)   
В настоящее время для мужчин и женщин приоритетными
являются одновременно семья и работа.

4)     
 Процесс обострения
социально-экономических проблем в обществе отразился на снижении жизненного
уровня и в целом на ухудшении социального положения женщин. Анализ опроса
показал, что социально незащищенными на сегодняшний момент остаются женщины,
36,8% женщин считают, что вообще социально не защищены.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ООО
«Консалтинг»  проводит социологический
опрос, который направлен

 на изучение общественного мнения о положении
женщин в современном обществе.

Просим
Вас ответить на вопросы анкеты.

Вам
необходимо выбрать  альтернативу, которая

соответствует
вашему мнению.
АНКЕТА

1.
   
Ваш пол:

      001 Мужской

      002 Женский

2.
   
Ваш возраст:

      003 18-27 лет

      004 28-37 лет

      005 38-47 лет

      006 48-57 лет

      007 58 лет и старше

3.
   
Ваше социальное положение в
настоящее время:

      008 Рабочий

      009 ИТР

      010 Служащий

      011 Предприниматель

      012 Студент

      013 Пенсионер

      014 Безработный

      015 Домохозяйка

      016 Другое
(укажите) __________________________________

4.
   
Каков уровень Вашего образования?

017 Начальное

018 Среднее

019 Среднее специальное

020 Незаконченное высшее

021 Высшее

022 Имею ученую степень
кандидата, доктора наук.

5.
   
Что в настоящее время для Вас
важнее всего ?

023 работа и карьера

024 семья

025 работа и семья одновременно

6.
   
Согласны ли Вы с тем, что
основная роль женщины в обществе связана с «естественным» ее предназначением –
семья, муж, дети.

026 Да

027 Нет

028 Затрудняюсь ответить

7.
   
Как Вы думаете, имеют ли мужчины
и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального  роста и продвижения?

029 Шансы не равны

030 Шансы равны

031 Затрудняюсь ответить

8.
   
Является ли Ваш пол препятствием
на пути  карьерного роста?

032 Да

033 Нет

034 Затрудняюсь ответить

9.
   
Кого Вы хотели бы видеть
руководителем?

035 Мужчину

036 Женщину

10.
 
На ваш взгляд, если женщина
работает, то это оказывает :

037 Негативное влияние на семью;

038 Негативное влияние на детей;

039 работа не оказывает
неблагоприятного влияния ни на семью, ни на детей.

11.
 
Как вы думаете, кому проще
устроится на высокооплачиваемую  работу:

040 Мужчине

041 Женщине

12.
 
Как Вы оцениваете в настоящее
время свою социальную защищенность?

042 Полностью социально защищен

043 Недостаточно социально защищен

044 Вообще социально не защищен

045 Затрудняюсь ответить

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Количественный
анализ.

Таблица 2

Мужчины

Женщины

Общий
результат

вопр.

шифр

кол-во

Процент

Соотнош.

вопр.

шифр

кол-во

Процент

соотнош.

вопр.

шифр

кол-во

Процент

соотнош.

1.

001

100

50

1.

002

100

50

1.

200

100

2.

003

29   

29

2.

003

30

30

2.

003

59

29,5

004

20

20

004

18

18

004

38

19

005

16

16

005

16

16

005

32

16

006

21

21

006

20

20

006

41

20,5

007

14

14

007

16

16

007

30

15

3.

008

5

5

3.

008

10

10

3.

008

15

7,5

009

22

22

009

15

15

009

37

18,5

010

30

30

010

25

25

010

55

27,5

011

9

9

011

17

17

011

26

13

012

16

16

012

14

14

012

30

15

013

10

10

013

7

7

013

17

8,5

014

8

8

014

5

5

014

13

6,5

015

015

7

7

015

7

3,5

4.

017

2

2

4.

017

4.

017

2

1

018

5

5

018

10

10

018

15

7,5

019

39

39

019

33

33

019

72

36

020

9

9

020

12

12

020

21

10,5

021

45

45

021

45

45

021

90

45

5.

023

13

13

5.

023

11

11

5.

023

24

12

024

10

10

024

20

20

024

30

15

025

77

77

025

69

69

025

146

73

6.

026

57

57

6.

026

24

24

6.

026

81

40,5

027

32

32

027

67

67

027

99

49,5

028

11

11

028

9

9

028

20

10

7.

029

36

36

7.

029

54

54

7.

029

90

45

030

59

59

030

41

41

030

100

50

031

5

5

031

5

5

031

10

5

8.

032

8.

032

39

39

8.

032

39

19,5

033

100

100

033

44

44

033

144

72

034

034

17

17

034

17

8,5

9.

035

81

81

9.

035

69

69

9.

035

150

75

036

19

19

036

41

41

036

60

30

10.

037

29

29

037

18

18

037

47

23,5

038

39

39

038

24

24

038

63

31,5

039

32

32

039

58

58

039

90

45

11.

040

83

83

11.

040

71

71

11.

040

154

77

041

17

17

041

29

29

041

46

23

12*

12*

12*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

*результаты ответов респондентов приведены в тексте
качественного анализа.

Обработка данных
социологических опросов включает ряд
этапов:

  1. Подготовка данных
    к вводу в ПВМ

  2. Ввод данных в ПВМ

  3. Математическая
    обработка

  4. Создание электронных
    и физических архивов

1. Подготовка
данных к вводу

включает проверку и кодировку массива
заполненных анкет. Для этого массив
заполненных анкет просматривается, при
этом из массива исключаются :

  • анкеты заполенные менее чам на 23 (по
    количеству ответов на закрытые вопросы)

  • претенциозно заполненные анкеты
    (имеющие “минусы” в ответах на вопросы
    “ловушки”)

  • анкеты не прошедшие тест по совокупности
    контрольных вопросов

  • анкеты у кторых не заполнен
    социально-демографический блок

Каждая годная анкета номеруется. Из нее
выписываются ответы на открытые вопросы.
Если необходимо, то соответствующие
позиции открытых вопросов кодируются.

2. Ввод данных в
ПВМ
производится
в соответствии с инструкциями по вводу
данных конкретного пакета программ,
при этом желательно, чтобы номер анкеты
в физическом массиве и номер анкеты в
электронном виде совпадали.

Во время ввода
рекомендуется копировать массив
введенных в память данных на дискету и
защищать его от постороннего вмешательства.
По окончании ввода данных делаются 2
копии введенного массива, при этом одна
копия считается рабочей, а дольная копия
описывается и бочей, а другая контрольной,
которая хранится в архиве вместе с
архивированной копией программы, с
помощью которой производился ввод и
обработка данных.

3.Математическая
обработка данных

включает:

  1. Расчет и анализ
    одномерных распределений ответов по
    каждому вопросу

  2. Расчет и анализ
    группировочных таблиц сопряжения по
    всем основным социально-демографическим
    признакам, включенным в анкету

  3. Анализ влияния
    факторов на изучаемые процессы в
    соответствии с гипотезами исследования

  4. Построение
    математической факторной модели
    изучаемого процесса

Математическая
обработка результатов производится с
использованием стандартных пакетов
обработки информации наиболее известными
из которых являются система “САНИ” и
“АСТРА”.

1.Расчет
и анализ одномерных распределений
ответов

производится в отношении доли отметивших
каждую альтернативу. При этом расчитываются
следующие показатели:

  • Доля отметивших каждую альтернативу
    в % к числу ответивших на данный вопрос
    (Этот показатель используется наиболее
    часто)

  • Доля отметивших каждую альтернативу
    в % к числу опрошенных (Этот показатель
    часто используется, когда анализируются
    ответы на вопросы касающиеся только
    части респондентов)

  • Доля отметивших каждую альтернативу
    в % к сумме ответов на все альтернативы
    данного вопроса (Этот показатель иногда
    используют, если по содержанию вопроса
    можно было отметить несколько альтернатив)

Данные о линейных
распределениях ответов удобно занести
на бланк анкеты. По результатам анализа
делается заключение

о модальности
ответов и их вариабельности. Из дальнейшего
анализа,как правило исключают ответы
на вопросы, у которых респондентами
использовано менее половины позиций
шкалы, а также вопросы на которые более
трети респондентов отказались отвечать
( нет ответа или отмечена позиция “Не
знаю”, “Не могу сказать” и т.д.)

2. Расчет
и анализ группировочных таблиц сопряжения
позволяет
сделать заключение о различии модальности
в группах опрошенных по основным
социально-демографическим признакам:
полу, возрасту, уровню образования и
т.д.

Как правило такой анализ производится
по основным показателям изучаемого
процесса.Перед построением таблиц
сопряжения полезно проанализировать
коэффициенты связи (по Пирсону) включенных
в анализ показателей состояния изучаемого
процесса с социально – демографическими
показателями. Как правило различия в
распределении модальности наблюдаются,
если соотвтетсвующий коэффициент связи
существенен с Р > 0, 95. Группировочные
таблицы строятся с указанием доли
ответивших на вопрос из числа респондентов
соответствующей группы.Пример:

Как по Вашему, нужна ли социология
экономистам ?

Девушки

Юноши

Определенно
нужна

22

11

Скорее
нужна

48

22

Скорее
не нужна

15

39

Совершенно
не нужна

5

21

Не
знаю

10

7

Коэфф. Пирсона 0, 62

Как видим, налицо различие в отношении
к социологии по полу опрошенных. Этот
факт необходимо учитывать в дальнейшем
анализе.

3.Анализ влияния
факторов
на
изучаемые процессы производится с
использованием статистических мер
вязи, к которым относятся коэффициенты
сопряженности Пирсона, Крамера, Чупрова,
информационные меры связи. Коэффициенты
расчитываются с использованием
стандартных программ и показывают меру
взаимообусловленности в распределении
частот появления соответствующих
признаков. Один из признаков условно
считается зависимым, другой –
детерминирующим, однако
заключение о наличиии связи может дать
только качественный анализ всей
сосвкупности связей.

Анализ коэффициентов связи позволяет:

  • выделить факторы статистический уровень
    влияния которых позволяет исключить
    их из дальнейшего анализа (гипотеза о
    наличии связи отрицается)

  • проранжировать оставшиеся связи по
    уровню взаимной сопряженности с
    изучаемым процессом, при этом следует
    иметь ввиду, что уровень взаимной
    сопряженности может определяться как
    влиянием данного фактора на процесс,
    так и взаимным изменением данного
    фактора и процесса под влиянием третьего
    фактора. Вывод о связи может быть сделан
    только на основании анализа всей
    совокупности связей в системе “изучаемый
    процесс” – “факторные признаки”,
    поэтому расчитывают не отдельные
    коэффициенты, а таблицу коэффяициентов.Пример:

Пусть S0
– показатель, отражающий уровень интереса
студентов к социологии, а F1,
F2,F3
– факторы
учебного процесса, отражающие содержание
программы, уровень квалификации
преподавателей и объем программы в
часах. Матрица коэффициентов связи
может выглядеть так:

S0

F1

F2

F3

S0

1

0,89

0, 68

0,75

F1

0,89

1

0,56

0,95

F2

0,68

0,56

1

0,11

F3

0,75

0,95

0,11

1

Чисто
внешне значимы все три фактора, однако
при анализе внутренних связей можно
заметить, что оценка содержания программы
оказалась зависимой от ее объема в
часах, поэтому не смотря на то, что
уровень связи изучаемого процесса с
показателем “содержание…” выше,
детерминирующим следует считать фактор
“объем программы в часах”, так как
именно он определяет меру содержательности
программы. Кроме того на содержание
программы оказывает значимое влияние
и фактор “квалификация …”, поэтому
результат анализа может быть графически
отражен в виде следующей схемы:

4. Построение
математической факторной модели
включает
оценку количественного влияния факторов
на изучаемый процесс. Модель разрабатывается
после качественного анализа влияния
факторов и требует включения только
тех факторов, влияние которых на изучаемый
процесс доказано на предыдущем этапе.
Модель как правило представляется в
виде регрессионной функции вида:

Y
= F
( f2,f3, … ,fn),

вид функции
выбирается исходя из качественного
анализа процесса или подбирается путем
перебора. Для моделирования часто
используют стандартные пакеты типа
Statgraf или Statistica для Windows.

Анализ завершается
подготовкой
отчета по результатам проведенного
исследования. Отчет включает описание
всех основных этапов исследования:

Во введении
дается развернутая характеристика
проблемной ситуации, описывается объект,
предмет, цели и задачи исследования.

Теоретический
раздел
отчета
включает анализ публикаций по данной
проблеме, теоретический анализ основных
понятий исследлования, теоретическую
и рабочую модель с необходимыми
обоснованиями и выкладками.

Процедурно-методический
раздел

включает обоснование выбора метода
исследования, макеты инструментов,
расчет и обоснование выборки, а также
краткое описание процедур отбора единиц
наблюдения.

Аналитический
раздел

содержит результаты анализа полученных
данных.

В заключительном
разделе

подволятся итоги исследования и даются
рекомендации или технологии управления
изучаемым процессом в соответствии с
цлью исследования.

В отчет также
включают список
использованных литературных источников
и приложения.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное – проводится с одним участником;
  • групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Чуднова Ольга Владимировна
Сахалинский государственный университет
старший преподаватель кафедры социологии

Аннотация
Статья посвящена описанию процесса обработки первичной социологической информации, получаемой в ходе интервью, анкетирования и иных количественных методов с помощью прикладной компьютерной программы Microsoft Office Excel. Проведенный анализ позволяет утверждать, что высокая адаптивность и простота работы с данным программным обеспечением позволяет решать множество разнообразных задач, необходимых для социолога-практика.

Chudnova Olga Vladimirovna
Sakhalin State University
Senior Lecturer, Sociology Department

Abstract
The article describes processing of primary sociological information obtained through interviews, questionnaires and other quantitative methods using Microsoft Office Excel application. Performed analysis allows to state that high adaptability and ease of use of this software enable to solve a wide variety of Sociological Practitioner’s tasks.

Библиографическая ссылка на статью:
Чуднова О.В. Алгоритм базового анализа данных социологического опроса в программе MS Excel // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/45596 (дата обращения: 10.05.2023).

В ходе проведения массовых социологических опросов перед исследователями нередко возникает проблема, связанная с обработкой больших совокупностей полученных данных и их преобразованием из рукописного вида в электронный, машиночитаемый формат.

К сожалению, практически все специализированные программы для обработки социологической информации (SPSS, Statistica, Vortex, PolyAnalyst и др.) распространяются на коммерческой основе, предъявляют серьезные требования к техническим характеристикам персональных компьютеров и зачастую не имеют русифицированного файла помощи.

В связи с этим возрастает необходимость обращения к программному обеспечению, имеющемуся на большинстве современных ЭВМ и позволяющему решать различные задачи необходимые социологу-практику.  Одной из таковых программ является Microsoft Office Excel (Excel).

Обработка первичной социологической информации полученной в ходе опроса происходит в Excel в несколько этапов.На первом этапе необходимо пронумеровать все анкеты подлежащие анализу, для постоянного контроля ввода данных и возможности их своевременного корректирования. Далее необходимо «закрыть» все открытые вопросы анкеты, объединив ответы респондентов в группы [1, с. 434-437].Так, при ответе на открытый вопрос «Сколько лет Вы трудитесь в вузе?» человек может указать точный стаж, который социолог для удобства анализа отнесет в группы: «менее 5 лет», «5-10 лет», «11-16 лет», «17-22 года», «23 и более лет» (рис.1, вопрос 1).

Рис. 1 Фрагмент анкеты

Когда все открытые вопросы анкеты приведены в «закрытый» вид, следует присвоить числовой код каждому варианту ответа в каждом вопросе, то есть закодировать его. Если вопрос задан в виде таблицы (рис 1, вопрос 3), то при его анализе необходимо каждую строку ответа кодировать как отдельный вопрос. Ведь, по сути, каждый вопрос таблицы задается респонденту как отдельный: «Насколько Вы удовлетворены заработной платой?», «Насколько Вы удовлетворены графиком работы?» и т.д. Если же респондент пропустил вопрос или не смог ответить на него, то код отсутствию ответа не присваивается.

На втором этапе происходит формирование базы данных социологического опроса в Excel.

В первый столбец матрицы необходимо внести номера анкет, а в первую строку – краткие формулировки вопросов или их номера. Таким образом, каждой строке матрицы соответствует одна анкета, а каждому столбцу – один вопрос или подвопрос (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент базы данных социологического опроса в Excel

Поскольку во втором вопросе анкеты (рис.1) респондент может выбрать несколько вариантов, вопрос необходимо разбить на колонки по числу вариантов ответа (подвопросы).

При обработке вопроса заданного в виде таблицы, следует разбивать его на подвопросы по количеству строк.

Затем в матрицу вносятся данные всех анкет в соответствии с ранее произведенным кодированием.

Таким образом, согласно нашей матрице, респондент заполнивший анкету № 2, имеющий стаж работы более 23 лет, выбрал в качестве ответов на второй вопрос варианты №2, 4, 6 (возможность сделать хорошую карьеру, интерес к науке, свободный график работы и возможность совместительства). Он же удовлетворен заработной платой; скорее удовлетворен графиком работы; не удовлетворен разнообразием выполняемой деятельности; скорее не удовлетворен возможностями карьерного роста.

Для удобства формирования базы данных социологического опроса рекомендуется закреплять первую строку матрицы (вкладка «Вид» → «Закрепить области» → «Закрепить верхнюю строку») (рис. 3), что позволит всегда видеть заголовок таблицы.

Рис. 3 Матрица данных с закрепленным заголовком

Кроме того, если в анкете присутствует значительное количество вопросов, требующих разбивки в матрице данных, эти вопросы желательно выделять одним цветом (щелчок левой кнопкой мыши по столбцу выделяет его, далее во вкладке «Главная» выбираем «Заливка» и необходимый цвет).

На третьем этапе  исследователем должен быть осуществлен поиск и устранение ввода ошибочных значений. Реализуется такая процедура с помощью функции «Условное форматирование», она позволяет выделить цветом все ячейки, содержащие ошибку. Согласно нашей кодировке в вопросе № 1 в матрице данных могут присутствовать только значения 1-5. Все иные цифры являются ошибочными и должны быть исправлены. Для поиска иных значений в вопросе №1 выделим его щелчком мыши. Далее перейдем во вкладку «Главная» → «Условное форматирование» → «Создать правило». В открывшемся окне отметим «Форматировать только ячейки, которые содержат» в полях раздела «Форматировать только ячейки, для которых выполняется следующее условие», выберем «значение ячейки», «вне», «1», «5». Затем выберем требуемый формат, например фон. При нажатии кнопки «OK», Excel выделит зеленым ошибочные значения. (Рис. 4).

 Рис. 4. Поиск ошибок ввода данных

На четвертом этапе происходит непосредственная обработка социологической информации. Для подсчета процентного распределения ответов на вопросы, предполагающие только один ответ, необходимо пользоваться функцией «СЧЕТЕСЛИ». Для этого под таблицей, в столбце «№ анкеты» прописываем номера вариантов ответа на вопросы. Во втором столбце прописываем формулу (рис. 5). В нашем примере формула подсчета первого варианта ответа на вопрос о стаже работы будет иметь следующий вид:

=СЧЁТЕСЛИ(B2:B11;1)/10, где

B2:B11- столбец, в котором находятся интересующие нас ответы;

1 – номер варианта ответа, процент которого необходимо посчитать;

10 – общее количество анкет.

Для подсчета второго варианта, формула приобретет значение: =СЧЁТЕСЛИ(B2:B11;2)/10. Полученное число необходимо перевести в процентный формат: вкладка «Главная» → «Процентный формат».

Когда все варианты ответа в первом столбце просчитаны, формулу можно растянуть вправо для подсчета процентов по всем вопросам, предполагающим один ответ.

Рис. 5 Подсчет процентного распределения ответов на вопросы, предполагающие один вариант

Если вопрос предполагает множественный ответ, то расчет процентного соотношения ответов рассчитывается следующим образом: сначала необходимо узнать, сколько всего ответов дали респонденты при ответе на вопрос. Для этого воспользуемся счетом заполненных ячеек, с помощью формулы: =СЧЁТЗ(C2:J11), где C2:J11- диапазон столбцов, в которых находятся интересующие нас ответы.

Далее применим формулу использованную ранее. Для подсчета процентного распределения первого варианта ответа во втором вопросе анкеты, формула будет иметь вид:

=СЧЁТЕСЛИ(C2:C11;1)/27, где

C2:C11 – диапазон столбцов, в которых находятся интересующие нас ответы;

1- номер варианта ответа, процент которого необходимо посчитать;

27 – сумма всех ответов на вопрос № 2. (Рис.6)

Рис. 6 Подсчет процентного распределения ответов на вопрос, предполагающий множественный ответ.

Если в ходе исследования социологу необходимо определить связь между признаками, например, выяснить, сколько респондентов со стажем работы от 5 до 10 лет полностью удовлетворены заработной платой (столбец В3-1), необходимо пользоваться формулой вида:

=СЧЁТЕСЛИМН(B2:B11;2;K2:K11;1)/СЧЁТЕСЛИ(B2:B11;2), где

B2:B11 – диапазон столбцов, в которых находятся ответы о стаже работы;

2 – код ответа, обозначающий стаж работы от 5 до 10 лет;

K2:K11- диапазон столбцов, в которых находятся ответы об удовлетворенностью заработной платой;

1 – код ответа, обозначающий полную удовлетворенность заработной платой.

Таким образом, с помощью программы MS Excel, социолог может в сжатые сроки базовый анализ данных, интерпретировать значительные числовые массивы, полученные в ходе эмпирических исследований. Высокая адаптивность и простота работы, легкость экспорта данных, как между пользователями, так и между другими программными продуктами, позволяет реализовать на практике любой метод количественных исследований и решить большую часть задач, встречающихся в работе социолога.

Библиографический список

  1. Рабочая книга социолога / под ред. Г.В. Осипова. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чуднова Ольга Владимировна»

Фразы-шаблоны для исследовательской работы

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Источник

Как интересно оформить результаты опросов и таблицы данных

0*j2Ehz wZNHiq dK

Тексты с большим количеством статистики и сравнительных таблиц утомляют читателей и имеют все шансы быть недочитаными. Сохранить вовлеченность и дочитываемость материала поможет инфографика.

В этой статье мы расскажем, как создавать редакционные инфографики, которые быстро собираются, хорошо выглядят, и по структуре являются последовательным повествованием.

Редакционную инфографику создают в четыре этапа: сбор данных, интерпретация (поиск смыслов), визуализация и размещение в конкретном медиа.

1*8lvU95bdLAyr1TWrlc0fCg

Интерпретацией данных занимается редактор. Процесс похож на подготовку материала в формате объяснительной журналистики: нужно подать сложную для восприятия информацию, помочь человеку понять, как тема касается его лично.

Например, в проекте http://life.mail.ru планировался материал про антикризисное использование бытовой техники, с большой таблицей тарифов на электроэнергию.

1*F2rYREmm4lz4qUjbtfiB4g

Таблица помогала найти нужный тариф, но занимала много места и не позволяла сравнивать разные временные периоды между собой. Полезные данные здесь — это стоимость одной стирки белья, которую редакторы высчитали по специальной формуле.

Вот как это выглядит на временной шкале:

1*ur8qWX GyGwSN4rm5fSsKQ

Стало не просто видно, что в квартирах с газовой плитой стирать дороже, но и насколько: днём разница составляет 2–3 рубля, а вот ночью — всего 80 копеек.

Как найти историю в данных

Информация интересна человеку ровно настолько, насколько может быть ему полезна. Редакционная инфографика не просто показывает красивые цифры: она превращает данные в историю, которая заинтересует читателя.

1*jkEU9Squ2v5pQiz674GcuQ

Чтобы понять разницу, возьмём прошлогоднюю инфографику для Леди Mail.Ru и превратим её в новую редакционную инфографику контент-проектов Mail.Ru.

Вот данные, которыми мы располагаем:

1* zxIOgvAmUVFwU7l6x5 fQ

81% женщин недовольны своей фигурой, из них 56% сидят на диете, из них. и так далее. Статистика показывает соотношение величин. Если сказать «Из 100 женщин 81 недовольна своей фигурой», будет легче представить себя стоящей в шеренге с другими женщинами, чем безликим процентом.

1*MvWhvGt1pHQVMKeyaNDGNQ

Присоединим к этому информацию про недовольство фигурой в зависимости от размера одежды — и получим вступление (лид), которое вкратце описывает проблему и помогает читателю определить, как тема касается его лично.

1*aVYWTliJ8tvWzL7BA17OQQ

Чтобы человек не потерял интерес к длинному материалу, важно помочь ему «осилить большие куски». Этот подход называется «деление на порции» (англ. — chunking). Он вызывает у читателя ощущение, что большая статья не такая уж большая и ее будет легко дочитать до конца (онлайн-СМИ используют в этих целях мультимедийный обвес). То же правило работает для инфографики.

Теперь видно, что вся оставшаяся статистика касется именно этих 45 женщин, которые сидят на диете: всего пять блоков о причинах и следствиях диеты, и один — о тех, кто старался и у кого ничего не получилось. Свяжем их в историю.

1*OZ56Zq6ldkWIUvnVeqGCtw

Обратите внимание, что первоначальные заголовки сильно поменялись, чтобы соответствовать новой структуре. Если прочитать по диагонали только заголовки, они будут похожи на предложение:

Леди на диете. Из 100 женщин 19 довольны своей фигурой, 81 недовольна. Зачем садятся на диету, когда сидят на диете, как соблюдают диету? В результате диеты 19 похудевших сохраняют результат. Почему бросают диету?

Выводы

В основе хорошей инфографики — её польза для человека. Редакционная инфографика органично смотрится в статье: у нее вертикальная ориентация, поэтому ее можно прокручивать вместе со страницей. Она помогает собрать разрозненные данные в историю и повысить дочитываемость материала при коротком окне внимания читателя.

В следующем материале мы расскажем:

Больше о медиа, форматах, подаче и распространении контента, инструментах и аналитике — в нашей группе на Facebook.

Источник

Как оформить результаты анкетирования

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных.

Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет. Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

image018

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

image020

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

image021

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

image023

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Источник

Как написать результаты анкетирования в исследовательской работе

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Исследовательские работы и проекты

Результаты исследовательской работы

Я провела социологический опрос среди обучающихся третьих и шестых классов, в котором приняли 47 человек, содержащие следующие вопросы:

1. Покупая продукты, обращаете ли Вы внимание на их состав?

2. Знаете ли Вы, как расшифровываются пищевые добавки, обозначаемые с помощью индекса E?

3. Знаете ли Вы, как они влияют на Ваше здоровье?

Результаты социологического опроса

Этот социологический опрос показал, что только 2% опрошенных обращают внимание на состав продуктов, 98% не знают как расшифровывается индекс Е, и не знают как

Результаты анкетирования

Также в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся третьих и шестых классов. В анкетировании приняло участие 47 человек, им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Любите ли Вы газированные напитки, сухарики, чипсы?
2. Часто ли Вы употребляете газированные напитки, сухарики, чипсы?
3. Используете ли Вы и ваши близкие для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре, лапшу, котлеты и т.д.)?

Анализ анкетирования показал, что все опрошенные учащиеся 95% употребляют те или иные продукты в своём пищевом рационе, 90% обучающихся ответили, что очень любят газированные напитки, сухарики, чипсы. Из них 30% употребляют газированную воду и 15% сухарики и чипсы очень часто (практически каждый день).

10% отметили, что в приготовлении домашней пищи они и родители используют полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (лапша, картофель и т.д.).

Результаты исследования пищевых добавок

Анализ качественного состава сухариков

Анализ качественного состава чипсов

Анализ качественного состава газированных напитков

В лимонаде содержатся такие добавки: Е330, Е211, Е952, Е951, Е950, сахарат натрия.

В ходе исследования:

Источник

Анкетирование

Наиболее распространенным видом практического исследования в проектной работе является проведение анкетирования.

anketirovanie v proektnoy rabote

Анкетирование как практическая часть проектной работы

Анкетирование в проектной работе направлено на определение отношения респондентов к чему-либо, их точки зрения относительно какого-либо явления, события, проблемы и т.д.

Организация и проведение анкетирования в проектной работе включают в себя несколько этапов.

На первом этапе необходимо определить цель, задачи анкетирования, объем выборки, выбрать способ связи с респондентами, разработать анкету.

Выборка анкетирования – это количество респондентов, принимающих участие в исследовании. Для достоверности данных проведенного анкетирования в выборку необходимо включать от 20 до 100 респондентов.

Респондентами выступают люди, служащие источником информации, и заполняющие анкету, например:

К способам связи с респондентами относятся:

Анкета является социологическим инструментарием опроса, представляющим собой структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации.

Анкета в проектной работе должна включать в себя следующие части:

В анкете могут быть представлены открытые и закрытые и полузакрытые вопросы. Открытые вопросы подразумевают свободный ответ респондента. Как правило, такой вопрос задается, когда необходимо уточнить мнение или мотивы, которыми руководствуется анкетируемый. В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать подходящий вариант из предложенных или ответить односложно на вопрос (да/нет). Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его мнению.

Вопросы в анкете необходимо представлять не разрозненно, а по степени их значимости (в порядке возрастания значимости), по категориям (к примеру, если анкетирование касается видов спорта, сначала нужно задать все вопросы по одному виду спорта, затем переходить к другому). Также вопросы следует группировать блоками по принципу схожести их структуры.

В конце анкеты необходимо вписать вводную фразу, выражающую благодарность за участие в анкетировании, например:

okonchanie anketyi slova blagodarnosti

Окончание анкеты в проектной работы

Разработанную анкету обязательно следует оформить и включить в приложение проектной работы.

На втором этапе происходит обработка и анализ результатов анкетирования.

Обработанные результаты в проектной работе, желательно, предоставить не в текстовом виде, а наглядно в виде диаграмм, гистограмм, таблиц (это касается закрытых и полузакрытых вопросов), результаты по открытым вопросам можно представлять в виде текста.

Методы обработки результатов анкетирования в проектной работе условно можно разделить на 2 группы:

В ходе анализа результатов анкетирования в тексте проектной работы необходимо обязательно делать ссылки на вопросы анкеты, вопросы следует анализировать подробно, а также отражать личные точки зрения респондентов.

В конце анкетирования следует подвести его итог с помощью вводной фразы, к примеру:

В подведенном итоге необходимо кратко суммировать основные результаты, отразив мнение и отношение респондентов к теме анкетирования.

По результатам анкетирования в проектной работе может быть разработан продукт проектной деятельности. К примеру, если в результате анкетирования было выявлено, что респонденты плохо осведомлены о существующей проблеме или желают получить по теме исследования больше информации, то в качестве продукта проектной деятельности можно разработать буклет, памятку, журнал, учебное пособие, записать видеоролик и т.д., кроме того само анкетирование может быть продуктм проектной деятельности.

Источник

Добавить комментарий