Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.
План анализа
Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.
Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:
Критерий | На что обратить внимание | |
---|---|---|
1. | Авторство, место публикации. |
|
2. | Актуальность. |
|
3. | Новизна. |
|
4. | Жанр. | Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом:
|
5. | Качество обзора литературы. | Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме. |
6. | Репрезентативность фактов. | Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных:
Именно их присутствие определяет уровень информативности материала. |
7. | Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования. |
|
8. | Обоснованность выводов. | Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи? |
Советы
Анализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.
После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.
Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.
Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.
Пример анализа научной статьи
После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.
В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.
Студентам необходимо не только знать, как писать рефераты, курсовые или дипломные работы, но и как анализировать чужие научные статьи. Почему этот навык важен и как правильно проводить подобный анализ, мы расскажем в статье.
Хотите первыми получать новые материалы? Обязательно подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за актуальными скидками и акциями от компании, чтобы учиться ещё выгоднее.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Анализ научной статьи: что это такое
Чтобы написать собственное исследование, необходимо освоить такой важный навык, как анализ научных статей. Давайте разберёмся, что это такое.
Анализ научной статьи — это практический вид учебной деятельности, в процессе которого документ, написанный другим автором, изучается по определённым параметрам. Такой анализ нужен, чтобы объективно оценивать, насколько научно-исследовательская работа НИР обладает теоретической и практической значимостью.
Зачем нужен анализ научных работ
Зачем студентам учиться анализировать научные работы? Неужели недостаточно просто их прочитать? Ведь большие объёмы исследовательских статьей и сложный язык не очень вдохновляют на скрупулёзную работу.
Однако этот навык действительно очень полезен, ведь он помогает:
- разобраться, что перед нами: действительно полезная научная статья или фикция;
- научиться проверять данные и фактическую информацию, которые приводит автор;
- выбрать действительно важные материалы из большого разнообразия научной литературы;
- составить основу для своего будущего научного исследования;
- подкрепить научные концепции и теории, которые вы планируете рассматривать, серьёзной аргументацией и ссылками на работы других авторов;
- изучить чужие образцы, чтобы в будущем грамотно написать собственную первую научную статью.
Анализ научных статей учит выделять главное, понимать, насколько автору удалось раскрыть тему, цели и задачи работы, а также развивает такой важный гибкий навык как критическое мышление.
Алгоритм анализа научно-исследовательской работы
Прежде чем анализировать научную статью, нужно как следует подготовиться: несколько раз внимательно прочитать текст, провести анализ понятий и терминов в научной работе, вникнуть в логику авторской мысли и полностью понять смысл. Только после этого можно приступать непосредственно к анализу научной статьи.
Как это делать? Существует определённая методология, придерживаясь которой, вы легко справитесь с задачей. Она состоит из следующих этапов:
- Обратить внимание на научное издание, в котором вышла статья.
- Проверить информацию об авторе.
- Оценить актуальность темы и её научную новизну.
- Подметить, сохраняет ли автор стилистическое единообразие.
- Проанализировать, последовательно ли автор излагает материал.
- Изучить библиографические источники, которые использовались в статье.
- Посмотреть, какие методы исследования легли в основу статьи.
- Проверить, проводит ли автор экспериментальные данные и соответствуют ли они истине.
- Оценить, насколько аргументированно автор обосновывает итоговые выводы по статье.
Чтобы понимать, какие конкретные моменты выделять при анализе научной статьи, рассмотрим каждый этап подробнее.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Анализируем выходные данные издательства
Неважно, в каком виде вы читаете статью — в бумажном или электронном. Важно проверить саму площадку, где автор опубликовал работу, на такие показатели, как:
- популярность — публикуются ли там статьи известных авторов;
- индекс цитируемости — показывает, что издание или площадка выпускает материалы на актуальную тематику;
- рецензирование статей — проводят ли предварительную проверку работ или публикуют всё подряд;
- тематика издания или интернет-ресурса — чем уже тематическая направленность, тем, как правило, выше шанс найти стоящие материалы.
Где искать научные статьи? В интернет-пространстве высокий уровень доверия у нескольких электронных библиотек. Среди них: КиберЛенинка, eLIBRARY.ru
Проверяем информацию об авторе
Обязательно уточните, кто написал статью. Проверять информацию об авторе лучше по таким параметрам:
- где и кем работает — видный учёный вызовет больше доверия, чем неизвестный автор;
- сколько у него публикаций и есть ли они;
- какую информацию об авторе можно найти в открытых источниках.
Некоторые авторы получают гранты, чтобы написать конкретную статью. Это значит, что тематика обладает высокой актуальностью, а сам исследователь — высоким доверием в научной среде.
Оцениваем актуальность и научную новизну
Важным моментом в анализе статей является оценка актуальности и научной новизны.
Чтобы понять, насколько проблемы, поднимаемые в статье, актуальны для научного мира, стоит уделить внимание таким моментам:
- посмотреть, в какое время вышла статья;
- проверить, выпускаются ли публикации других авторов по схожей тематике;
- присутствуют ли тематические доклады на научных конференциях и семинарах.
А чтобы проверить статью на научную новизну, стоит обратить внимание, содержит ли она оригинальные данные или новые методические подходы.
Оцениваем стиль и жанр статьи
Теоретически, все авторы статей должны придерживаться определённого стиля — научного. Однако на практике отдельные части текста могут не соответствовать требованиям жанра научной статьи и выпадать из общей стилистики.
Ваша задача, как исследователя, — оценить, насколько автору удалось выдержать жанровое и стилевое единообразие и не сорваться в разговорный или публицистический стиль.
Анализируя научные статьи, не забудьте отметить, соответствует ли само исследование заявленной теме.
Анализируем последовательность изложения
Ещё один важный показатель — это последовательность, в которой автор научной статьи излагает свои мысли. У хороших материалов прослеживается чёткая структура и разумная логика:
- вначале автор ставит цели и определяет план исследования;
- далее описывает теорию или обосновывает гипотезу;
- потом приводит практические доказательства;
- в конце — подводит итог и делает заключительные выводы.
Если структуры нет или она не соответствует общепринятому шаблону, это стоит указать в анализе научной статьи.
Изучаем библиографические источники
Материалы, на которые опирался исследователь в научной статье, так же важны, как и сам текст. По списку литературы можно понять, насколько глубоко изучалась тема, рассматривал ли автор множество точек зрения или придерживался одной.
Библиографические источники стоит проверять по следующим параметрам:
- общее количество использованной литературы;
- присутствуют ли авторитетные имена в списке;
- соответствует ли тематика перечисленных работ заявленной теме статьи.
Обязательно проверьте, сделал ли автор обзор использованной литературы в начале статьи.
Оцениваем методы исследования
Методологическая база — это способ, который выбирает автор, чтобы достичь поставленные в статье цели. Методы помогают аргументированно строить теоретические основы и делать итоговые выводы.
Поэтому обязательно обращайте внимание, перечислил ли автор все методические приёмы в начале статьи и насколько они помогают раскрыть тему исследования.
Проверяем фактические данные
Даже самая стройная теория разрушится, если она не базируется на реальных результатах экспериментов, опросах или других фактических данных, которые её подтверждают. Поэтому при анализе научной статьи, важно оценить следующие моменты:
- приводит ли автор доказательную базу;
- насколько данные соответствуют реальности;
- смог ли автор описать их в рамках предметной научной терминологии.
При анализе экспериментальных данных нужно делать акцент не только на содержание, но и на форму. В каком виде их представил автор? Удобно ли читателю с ними знакомиться? Или хотелось бы большей структурности?
Оцениваем итоговые выводы по статье
Анализ результатов научной работы включает в себя оценку научной статьи по следующим параметрам:
- согласуются ли итоговые выводы с научным исследованием;
- удалось ли автору достичь поставленные в начале цели и задачи;
- учитывают ли они актуальность и научную новизну, описанные раннее;
- остались ли какие-то моменты, которые автору не удалось раскрыть в своей статье.
Если нашли какие-то проблемные вопросы, которые остались без ответа в научной статье — берите их на заметку. Возможно, в будущем они смогут стать темой вашего собственного исследования.
Важные советы по анализу научных работ
Чтобы не возникло проблем с теоретическим анализом научных работ, воспользуйтесь полезными советами:
- Работайте со статьёй либо в удобном редакторе, который позволяет делать примечания, либо с распечатанным вариантом.
- Выделяйте цветом или любым иным образом важные моменты в статье: цели, задачи, теоретические обоснования, главные тезисы и так далее. К ним вам придётся возвращаться, чтобы хорошо проанализировать текст.
- Проверяйте все данные, которые приводит в своей статье автор, особенно если в тексте отсутствуют ссылки на источники.
- Подумайте, можно ли улучшить статью и что для этого необходимо: дополнительные исследования, более точные данные или что-то ещё.
Если вам нужно не просто проанализировать научную статью, но и сдать письменный результат на проверку, не забудьте проверить анализ на возможные ошибки и правильно оформить документ, опираясь на методические указания вуза.
Анализ научной работы: пример
Чтобы наверняка справиться с задачей и не допустить ошибок, стоит посмотреть, как проводят анализ научных работ другие исследователи. Для этого можно пойти несколькими путями:
- обратиться к научному руководителю и попросить примерные шаблоны;
- задать поисковой запрос в интернете и найти готовые примеры;
- скачать наш образец, который мы специально подготовили для вас в формате Word.
Выбирайте тот вариант, который вам больше подходит и совершенствуйтесь в навыке анализировать научные статьи.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Надеемся, теперь вы точно знаете, как провести анализ любой научной работы и обосновать свои выводы. А если нет времени выполнять это или любое другое учебное задание самостоятельно, обращайтесь за помощью в наш студенческий сервис.
Анализ научной статьи – это объективная оценка написанного документа по нескольким параметрам (смысловая нагрузка, информативность, содержательность и т.д.), основанная на теоретической/практической значимости исследований, проведенных автором.
Для чего нужен анализ?
Основные моменты, исследуемые в процессе изучения будущей публикации для издания.
- Авторский профессионализм (стиль написания, манера подачи информации, соблюдение правил орфографии и т.д.)
- Отсутствие плагиата на другие труды, аналогичные теме исследования.
- Аргументированная обоснованность проделанных экспериментов, возможность их применения на практике.
Изучение трудов по разным тематикам – это возможность улучшить багаж знаний редактора по ряду направлений. Основная сложность заключается в работе с публикациями ученых с небольшим опытом.
Что должно быть в готовом анализе?
Структура правильно-составленного документа – это:
- название труда, данные об авторе/авторах, место публикации;
- актуальность проведенных экспериментов;
- наличие/отсутствие новизны;
- жанр;
- грамотность составления литературного обзора используемых источников;
- репрезентативность фактов;
- практическая/теоретическая значимость для выбранной отрасли;
- аргументированность выводов автора.
Название труда, место публикации, соответствие стиля
В этой части указывается:
- данные об авторе/авторах (ФИО, место работы, наличие ученой степени/звания);
- информация о прошлых публикациях (название издания, степень его авторитетности, индекс цитирования и т.д.);
- соблюдение требуемого стиля/содержанию заголовка документа.
Актуальность исследования
Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.
Новизна работы
Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.
Соответствие жанру
Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:
- соответствие/несоответствие материала требованиям, выдвигаемым к оформлению академического текста и составлению научных трудов;
- отсутствие громоздких словесных конструкций, уместность использования специализированной терминологии и т.д.;
- доказательная база, ее весомость в изучаемом документе, использование схемы «тезис-аргумент»;
- анализ количества используемых цитат и их соответствия выбранной теме исследования;
- логическая взаимосвязь структурных элементов между собой.
Составление литературного обзора
В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.
Репрезентативность фактов
Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.
Теоретическая/практическая значимость
При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.
- Предоставляет ли изложенная информация новые знания читателю?
- Где рациональнее применять результаты исследований? Что при этом изменится?
- Наличие/отсутствие апробаций.
Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать тут.
Аргументированность выводов
В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.
Если у вас возникли сложности с анализом научных статей, обращайтесь к специалистам компании «Диссертация». Мы работаем только после заключения официального договора о сотрудничестве.
5 конкретных советов, как правильно сделать анализ научной статьи для журнала
Для составления объективного анализа, редактору рекомендуется придерживаться строгого алгоритма действий.
- Субъективное мнение – это основная преграда при составлении высококачественного анализа. Для четкого понимания сути текста, его неоднократно перечитывают, уделяя внимание логике построения структурных элементов, информативности, полноте раскрытия темы.
- Анализ научной статьи начинается с краткого описания исходных данных. Первый пункт, подробно описываемый редактором – это соответствие заголовка содержанию статьи и выбранной тематике.
- Следующий шаг – проработка уровня информативности статьи. Наличие в документе необходимых научных фактов, подтверждающих работу, проведенную автором (результаты апробации проведенных экспериментов, итоги опросов, исследований и т.д.) увеличивает качество текста, уровень его информативности.
- Соблюдение автором логики взаимосвязи структурных элементов упрощает анализ представленного документа. Перескакивание с темы на тему, отсутствие поэтапного изложения исследуемой проблемы – грубые ошибки, свойственные начинающим ученым. Поэтапное рассмотрение предмета исследования – это гарантия получения хорошей характеристики при анализе работы.
- В процессе изучения текста, редактор внимательно изучает жанр статьи, особенности предмета исследования. Если задача труда – побудить читателя к размышлениям об имеющейся проблеме или начать поиск других источников по теме, допускается небольшой процент «недосказанности» в раскрытии темы.
Образец готового анализа научной статьи по психологии
Чтобы получить представление о том, как правильно составлять анализ, ознакомьтесь с примером «разбора» научной статьи, представленным ниже.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА
Общая характеристика работы
В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости. Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.
Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.
Проблема исследования состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.
Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.
Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме «гордости за достижение», б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.
В исследовании решались следующие задачи:
- Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.
- Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.
- Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления;
Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы. Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.
Полученные в ходе исследования результаты позволили:
- Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй — из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.
- Вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный «гордостью за достижение» и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.
- Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит «культурно-значимое достижение» и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.
Новизна работы определяется тем, что в ней:
1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка;
2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным;
3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание;
4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.
Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.
Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.
Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.
В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:
-
Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих. Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.
-
В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.
-
Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми.
-
Подробный анализ темы/тезисов научных статей для журнала необходим для определения уровня профессионализма автора перед подачей заявки на публикацию.
-
Единство текста, соответствие заголовка содержанию документа, наличие практических результатов – это основные критерии правильно-составленного научного труда.
-
Редактор обязан объективно оценивать работу по всем основополагающим критериям без неаргументированных субъективных суждений.
Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию научных статей и других сложных технических текстов. Мы предлагаем удобную, поэтапную форму оплаты и сотрудничество после заключения официального договора. Будем рады сотрудничеству.
Была ли полезна статья?
Спасибо, ваш ответ принят
Чтобы заслужить доверие публики и заработать репутацию в научном сообществе, недостаточно просто написать проект и опубликовать его. Любой научный труд подлежит оценке экспертов, которые могут, как похвалить, так и раскритиковать, но прежде, чем это сделать, они проводят анализ научной работы.
При написании научной статьи, монографии или диссертации автор должен придерживаться определенных правил, прописанных в методических рекомендациях, ГОСТах и требованиях издательства. Чем меньше погрешностей допускает исследователь, тем качественнее получается материал. После того, как работа написана и даже опубликована, она подвергается тотальному анализу со стороны квалифицированных экспертов.
Что такое анализ научной статьи?
Анализ научной статьи предполагает тотальное изучение материала с целью выявления в нем достоинств и недостатков. Данное мероприятие призвано вывести объективную оценку работе автора.
Анализ научной статьи позволяет выделить следующие моменты:
- Профессионализм исследователя: насколько детально он рассмотрел тему, стиль написания, новизна, грамотность, этика, способ самоподачи и пр.;
- Плагиат: соблюдение требований к уникальности текста, уровень самостоятельной работы, на какие источники информации опирался автор, уровень заимствования, доказательная база и пр.;
- Эксперимент: достоверность данных способ сбора информации, анализ полученных результатов и выводов автора, достоверность и обоснованность, доказательность всех высказываний исследователя, практическая значимость материала и пр.
Таким образом, любая оценка научной статьи основывается, прежде всего, на данных ее анализа. Без проведения анализа материала невозможно оценить вклад автора, проделанную им работу.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что потребуется для проведения анализа научной статьи?
Обратите внимание, что оценивать научную статью имеет право только высококвалифицированный эксперт, который разбирается в теме (направлении), имеет за плечами соответствующее образование и/или опыт работы в необходимой отрасли и пр.
Для оценки научной статьи потребуется непосредственно материал (сама научная статья), план приведения анализа (то есть выделение аспектов, которые будут подвергаться анализу), принадлежности для записей (бумага и ручка или ПК), свободное время и желание.
Как правило, эксперт (критик) самостоятельно определяет, что он намерен оценивать. Научную статью можно найти в любом научном журнале, ВАК-издании сборнике научных трудов.
План проведения анализа позволит определить границы работы: что нужно проанализировать, на какие параметры сделать акцент, достоинства и недостатки проекта, общий вывод, рекомендации и пр. чаще всего оцениваются структура и содержание материала оформление, стиль, грамотность автора, глубина погружения в тему, обоснованность выводов и суждений, доказательная база, методы исследования и пр.
Правила проведения анализа научной статьи
Для начала необходимо тщательно прочитать материал, понять, что хотел показать автор, какую проблему он выдвинул на первый план, оценить ее актуальность и необходимость решения.
Затем критики, рецензенты придерживаются следующего плана действий:
- Сопоставление наименования исследования и содержания: соответствует ли текст теме, имеются ли «лирические отступления»;
- Глубина погружения в тему: здесь необходимо проанализировать полноту раскрытия темы, источники информации (их актуальность достоверность и обоснованность), наличие научных фактов и неопровержимых доказательств, степень информативности проекта;
- Оценка читабельности текста: здесь важно отметить соблюдение принципов логичности и последовательности, краткости, понятности, наличие выводов;
- Общий вывод по работе: достоинства и недостатки научной статьи, что не было учтено, какие ошибки или «поступки» допущены, каков стиль изложения информации, аргументированность выводов, наличие цитат и уникальность работы, вклад автора и практическая значимость исследования.
Как оформить анализ научной статьи?
Анализ научной статьи, как и любой документ, должен иметь свою структуру. Недостаточно просто описать прочитанный материал пересказать его и оценить. Необходимо правильно оформить мнение эксперта.
Общая структура анализа научной статьи выглядит следующим образом:
- Наименование научной работы, данные об авторе, место и дата публикации;
- Оценка текста: структура и содержание, актуальность темы, тезисы, информативность материала, способ подачи информации (жанр, грамотность и профессионализм), аргументированность выводов и пр.
- Новизна и значимость исследования;
- Общий вывод по работе и рекомендации.
Анализ научной статьи позволяет сделать оценку материала более объективной и справедливой, показывает все достоинства и недостатки проекта. Фактически критик описывает каждый свой шаг. Весь текст анализа научной статьи должен быть последовательным, логичным и обоснованным. Лучше всего разделить материал на блоки, указав заголовок (например, Информативность текста новизна и значимость исследования, выводы и пр.).
Таким образом, анализ научной статьи помогает объективно оценить вклад исследователя в развитие науки и отрасли, его профессионализм.
Цель анализа научной статьи – оценка значимости исследования. Он позволяет оценить публикацию с точки зрения использования ее в качестве источника актуальной, полезной и достоверной информации.
Опыт детального разбора статей повышает компетентность редактора, анализирующего опубликованный труд. Он дает четкое понимание того, какие ошибки, недочеты и недоработки в тексте могут отрицательно отразиться на репутации ученого, снизить востребованность готовой работы среди коллег.
Что дает умение анализировать чужие статьи
Это приносит пользу как опытным, так и начинающим ученым. Они осваивают методику оценки научных текстов:
- вырабатывается дискуссионность;
- собственный стиль изложения мыслей;
- четкое понимание требований научных журналов;
- развивается критичность мышления;
- способность оценивать результаты не с точки зрения компетентности автора, а с позиции реальной ценности публикации.
Все это благоприятно отражается на собственных статьях, качество которых достигает максимально возможного уровня, что естественным образом повышает индекс цитирования в Science Index.
Услуги срочной публикации научных статей в журналах ВАК
Как делать анализ научной статьи
Несколько приведенных ниже рекомендаций помогут редактору написать анализ научной статьи качественно.
- Для чтения публикации используйте распечатку на офисной бумаге. Для электронной версии откройте текстовый редактор, позволяющий делать пометки на полях, отмечать маркером значимые участки.
- Если вы используете копию опубликованной работы, проверьте, чтобы нумерация в ней совпадала с первоисточником. В этом случае вы не ошибетесь, ссылаясь на определенные страницы при проведении анализа.
-
Первое прочтение – ознакомительное. Встречая непонятные термины, найдите их значение, чтобы разобраться в деталях.
Обязательно перечитайте все еще раз, так будет легче анализировать представленные автором материалы. Останавливайтесь на сложных моментах, которые нужно осмыслить.
- Читая второй раз, отмечайте тезисы и данные, достоверность которых вызывает сомнения, особенно если они доказаны автором неубедительно или слабо.
- При наличии статистики проверяйте ее достоверность и актуальность.
- Анализируйте текст детально, выделяя тезисы и аргументы к ним. Отмечайте абзацы и предложения с ключевой информацией, которую потом будете использовать.
- Если возникли вопросы или некоторые аспекты раскрыты автором неполно, сделайте соответствующие пометки: они помогут сделать вывод о том, как улучшить статью.
- Анализировать исследование начинают только после того, как затронутая в нем тема становится абсолютно понятной. Отбросьте субъективное мнение, руководствуйтесь только конкретными критериями.
План анализа научной статьи
Анализируя, используйте шаблон, чтобы не упустить важные моменты.
Критерий |
Обратите внимание на следующие моменты |
Оценка авторитетности автора и издания |
|
Актуальность исследования |
Как давно была опубликована статья и насколько актуальна ее тема, востребована в научной сфере или общественной жизни сейчас |
Новизна |
Вносит ли работа вклад в науку, раскрывая новые данные |
Стилистический анализ |
Соответствие текста академическому письму. Использование специальной терминологии, ее уместность. Соответствие доказательной базы стандартам стиля (когда каждому тезису приводится аргумент). Соприкосновение в анализируемом научном труде уже известных знаний с новыми фактами, полученными автором. Количество цитат, их уместность и смысловая точность. Оцените, является ли работа единым целым, соблюдается ли структура. Анализ резюме, представленного на двух языках, с изложением научной идеи статьи |
Обзор использованной литературы |
Качество, солидность, количество изученных автором источников знаний, их соответствие теме исследования |
Факторный анализ: доказательная база и достоверность фактов |
Этот метод оценивает объективность и точность приведенных данных, экспериментов, выводов, заключений, отчетов, мнений экспертов и других официальных сведений, представленных ученым. Присутствует ли логика, полностью ли раскрыта тема? Редактор должен оценить, каким образом исследователь регистрировал события, изучено ли их взаимодействие с другими явлениями, как оценивалась динамика. Какой подход был при этом использован – субъективный, творческий или догматический? |
Критический анализ |
Методика рассматривает ценность работы по двум главным аспектам. 1. Теоретический.
2. Практический.
Насколько автор беспристрастен? Обоснованы ли его выводы, соответствуют ли представленным в статье фактам и результатам исследования? |
Пример анализа научной публикации
Ознакомившись с исследованием и собрав необходимые сведения, осмыслите и структурируйте их. Оформление результата выполняется как в примере написания, по общепринятым стандартам.
Заключительный этап – проверка написанного, исправление допущенных ошибок, внесение корректив. Обязательно сделайте это, когда работа полностью готова, чтобы оценить целостность проведенного анализа.
При помощи специализированных журналов ученые обмениваются опытом и знаниями. Аналитическая оценка чужих работ позволяет оценить вклад в науку и применимость данных к своим исследованиям. Кроме того, нераскрытые автором статьи вопросы или обнаруженные в публикации неточности могут стать основой нового исследования.