Как составить анализ своей лекции

Примерная схема анализа лекционного занятия

  1. Общие сведения

Учебное заведение. Факультет, отделение,
курс (номер группы); специальность.
Название дисциплины. Фамилия, имя,
отчество преподавателя, ученая степень,
должность.

Тема лекции. Цели лекции (образовательная,
развивающая, воспитательная).

  1. Классификация лекции

Проклассифицируйте лекцию:

– по способам подачи учебного материала
(информационная, проблемная,
лекция-дискуссия, лекция-полилог,
лекция-визуализация, лекция-
пресс-конференция и т.д.);

– по месту лекции в учебном курсе:
вводная, установочная, тематическая
(текущая), обзорная, обобщающая,
ориентирующая, заключительная (итоговая).

  1. Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных
вопросов, рассматриваемых на лекции) и
следование ему. Сообщение литературы
или других источников по теме лекции.

Способы
изложения учебного материала, который
определяет структуру лекции: индуктивный
(примеры,
факты, подводящие
к общим научным выводам); дедуктивный
(рассмотрение
общих положений
с последующим разъяснением возможности
их применения,
используя
конкретные
примеры); традиционный
(последовательное
рассмотрение относительно
самостоятельных вопросов темы);
концентричный
(все
преподавание строится
вокруг одного центра, которым является
поставленная проблема; рассматриваемая
проблема все время держится в поле
зрения, к ней постоянно возвращаются,
постепенно углубляя и развивая
представления о ней и предлагая способы
ее решения).

Заключительные
выводы по лекции.

Можно ли говорить о четкости структуры
данной лекции (вступление, основная
часть, выводы)?

  1. Содержание лекции

Научность
и информативность (современный научный
уровень) материала лекции: доказательность
и аргументированность; наличие достаточно
ярких, убедительных примеров, фактов,
обоснований, документов и научных
доказательств. Освещение истории
вопроса. Характеристика различных
концепций и научных подходов. Биографический
материал. Излагался ли материал, которого
нет в учебниках и учебных пособиях?
Связь с предыдущим и последующим
материалом. Внутрипредметные и
межпредметные связи. Связь лекционного
материала с задачами будущей
профессиональной деятельности.

Соответствие содержания лекции
дидактическим принципам высшего
образования: связь теории с практикой,
практического опыта с наукой;
систематичность и последовательность
обучения; доступность знаний; прочность
усвоения; активность, сознательность
и самостоятельность студентов в учебе
и т.д.

  1. Методика проведения лекции

Методическая
обработка излагаемого материала –
выявление
ведущих идей и положений; подчеркивание
выводов, повторение их в
различных формулировках; изложение
материала доступным и ясным языком;
разъяснение вновь вводимых терминов и
названий. Применение методических
приемов для повышения мотивации к
изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование
приемов эвристической беседы; учет
индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления
учебного материала: повторение, вопросы
на проверку внимания и усвоения;
подведение итогов в конце рассмотренного
вопроса, всей лекции.

Применение наглядных и компьютерных
средств обучения (компьютерная
презентация, видеофрагменты и др.).

Использование преподавателем опорных
материалов лекции (плана-конспекта,
отдельных записей, полного текста
лекции) или преподаватель обходился
без опорных материалов. Охарактеризуйте
особенности чтения лекции по конспекту
и без опорных материалов.

Выдержан ли регламент занятия? Какие
вопросы лектор-преподаватель не успел
рассмотреть? Почему?

  1. Руководство работой студентов

Как
осуществлялась активизация познавательной
деятельности студентов, применялись
способы поддержания интереса и внимания
обучаемых на отдельных этапах занятия?
Каким образом вовлекал преподаватель
слушателей в творческую работу по
восприятию и осмыслению нового материала
(проблемные вопросы, познавательные
задачи, разбор ситуаций и т.д.)?

Создавал ли преподаватель возможность
для осмысленного конспектирования,
акцентировал ли изложение лекции
(выделение темпом, голосом, интонацией,
повторение наиболее важной информации,
использование пауз, записи на доске,
демонстрация иллюстративного материала
и т.д.)?

Как усваивали студенты лекционный
материал? Вели ли записи в конспектах?
Реакция слушателей (реплики, вопросы,
отсутствие контакта, отстраненность,
потеря внимания, совсем не слушали,
занимались посторонними делами, шумели,
уходили и т. д.). Как реагировал и отвечал
преподаватель на заданные вопросы?

  1. Лекторское мастерство преподавателя

Знание предмета, учебного материала.
Увлеченность наукой (конкретной областью
знаний). Педагогический такт. Стиль
общения. Юмор. Гуманистическая
направленность личности преподавателя.
Учет состава аудитории и умение
устанавливать с ней контакт.

Речевое мастерство: голос (сила, диапазон,
тембр), эмоциональность, образность,
дикция, темп. Культура речи: использование
изобразительно-выразительных средств
(эпитеты, сравнения, метафоры, градации,
риторические вопросы и обращения);
соблюдение норм языка: лексических
(знание значения употребляемых слов,
умение избегать тавтологии, слов-паразитов,
штампов и т. д), синтаксических (умение
правильно строить предложения, не
нарушая норм сочетаемости несогласования
и т. д.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Схема анализа лекционного занятия

При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.

2. Выразительность и доступность речи.

3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

6. Воздействие личности лектора на аудиторию.

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).

Схема анализа лекции (по А.М.Дикунову)

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

Что оценивается Качественная оценка Баллы
1. Содержание
1. Научность a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно 5 3 2
2. Проблемность a) ярко выражена b) отсутствует 5 2
3. Сочетание теоретического с практическим a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует 4 3 2
4. Доказательность a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно 5 3 2
5. Связь с профилем подготовки специалиста a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая 5 3 2
6. Структура лекции a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная 5 3 2
7. Воспитательная направленность a) высокая b) средняя c) низкая 4 3 3
8. Соответствие учебной программе a) полностью соответствует b) частично соответствует 5 3
9. Использование времени a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально 5 3 2
2. Изложение материала лекции
1. Метод изложения (преимущественно) a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный 5 4 3
2. Использование наглядности a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется 5 3 2
3. Владение материалом a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту 5 3 2
4. Уровень новизны a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует 5 4 2
5. Реакция аудитории a) повышенный интерес b) низкий интерес 4 2
3. Поведение преподавателя
1. Манера чтения лекции a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная 5 3 2
2. Культура речи a) высокая b) средняя c) низкая 5 3 2
3. Контакт с аудиторией a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует 5 3 2
4. Манера держать себя a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений 5 3 2
5. Внешнее проявление психического состояния a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность 4 3 2
6. Отношение преподавателя к слушателям a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное 4 3 2
7. Такт преподавателя a) тактичен b) бестактен 4 2
8. Внешний облик a) опрятен b) неряшлив 4 2

Шкала итоговой оценки:

100 – 90 – отлично;

79 – 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

Схема анализа семинарского (практического) занятия

Общие сведения – тип занятия, контингент, место занятий, преподаватель.

Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.

— Наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности.

— Использование на занятиях активных методов обучения, технологий развития личности студента.

— Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.

— Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).

— Методически обоснованное применение демострационного и раздаточного материала.

Источник

Анализ лекции, критерии оценки ее качества.

— как вида деятельности преподавателя. Здесь учитываются содержание и структура этой деятельности, функционирование познавательных, эмоциональных процессов, использование различных способов управления поведением студентов;

— как вида деятельности студентов. выявление уровня мотивации, интереса и динамики их проявления, определение психического состояния студентов;

Критерии оценки качества лекции таковы:

-Содержание лекции. Реализации принципа научности, соответствие содержания материала современному уровню развития научных знаний по данной проблеме. Система приемов для активизации познавательной активности студентов на лекции. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. Широта используемой информации, наличие задания для самостоятельной работы.

-Методика чтения лекции. Структура и логика изложения материала, следование плану, доступность разъяснения основных понятий, доказательность и аргументированность. Приемы установления обратной связи. Механизм подведения итогов лекции.

-Руководство работой студентов. Наличие приемов привлечения внимания. Обучение студентов навыкам конспектирования материала. Создание комфортной обстановки.

-Лекторские данные преподавателя: знание и свободное изложение материала, эмоциональность, выразительность и культура речи, внешний вид преподавателя, умение устанавливать контакт с аудиторией.

-Результативность лекции: информационная ценность лекции, воспитательный аспект, достижение целей лекции.

Учебный план —документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения.

Стандарт —это основной нормативный документ, в котором определяется минимальный обязательный объем содержания образования по учебным дисциплинам в соответствии с уровнем развития науки, культуры и производства.

КТП —план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение.

Резюме

Россия, Москва, . 77 Моб. тел.: 89685506132 E-mail: darya_plitina@list.ru

Плитина Дарья Дмитриевна

Цель Повысить карьерный рост.
Личные данные Дата рождения: 31.05.97 Семейное положение: не замужем
Опыт работы Название организации «КофеХаус» должность (дата) Бармен обязанности: Приготовление напитков, общение с гостями
Образование Годы обучения 2013 — 2017 Название ВУЗа, г. Москва 1-й МОК § Специальность: Станковая живопись § Квалификация: Педагог-живописец
Навыки Уверенный пользователь: MC.word, exel.

Положение о порядке организации и проведении классификационного экзамена

1. форма

2. объём

3. сроки проведения

4. нормативное обеспечение

5. необходимые материалы для проведения экзамена

6.состав эк.Комиссии

7. условия подготовки и процедуры проведения эк.

8. характеристика комплекта контрольно оценочных средст

1.Форма

· Экзамен (зачет) может проводиться в форме устного опроса по билетам (вопросам) или без билетов, с предварительной подготовкой или без подготовки, по усмотрению кафедры. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

· Экзаменационные билеты (вопросы) утверждаются па заседании кафедры и подписываются заведующим кафедрой не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. В билете должно содержаться не более трех вопросов. Комплект экзаменационных билетов по дисциплине должен содержать 25—30 билетов.

· Использование авторских методик для проведения экзаменов (зачетов) допускается при условии своевременного рассмотрения и утверждения их на заседании кафедры, а также согласования в учебном отделе деканата.

· Экзаменатор может проставить зачет без опроса или собеседования тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

Объём

Экзамен проводится за счет часов отведенных на производственную практику

Сроки проведения

Срок экзамена устанавливается в зависимости от этапов усвоения всех частей профессионального модуля

Взаимосвязь научной и практической педагогической деятельности. Тема №1

Педагогика– наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы воспитания и обучения человека.

Объект педагогики– целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности человека. Иначе говоря, объектом педагогики является педагогическая деятельность. Педагогика способствует осмыслению педагогической деятельности, её упорядочению и повышению её эффективности. Предметом педагогикиявляется образование как реально протекающий педагогический процесс, целенаправленно осуществляемый в социальных институтах: в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Педагогика как наука выполняет две основных функции:теоретическую и технологическую. Теоретическая функция связана с описанием и объяснением педагогического опыта, выявлением состояния и оцениванием педагогических явлений, прогнозом дальнейшего развития и совершенствования этих явлений. Технологическая функция предполагает проектирование (планирование педагогической деятельности), преобразование педагогической действительности (например, вооружение ученика новыми знаниями и умениями, формирование у него новых отношений), анализ и оценку эффективности проведённых преобразований.

Задачи педагогической науки:

· вскрытие закономерностей в областях воспитания, обучения, образования, управления образовательными системами;

· изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

· прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

· внедрение результатов исследования в практику.

Основные категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Среди категорий педагогики важнейшими считаются воспитание, обучение, образование, формирование личности. Эти категории очень сложны, вследствие чего их толкование в педагогической науке неоднозначно. Наиболее признанными сегодня являются следующие определения:

· воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению;

· обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого ученик приобретает знания и опыт, развивается как личность;

· образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества;

· формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека; в педагогической науке широко распространено мнение, что образование как процесс служит формированию личности; таким образом, формирование личности является очень широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека.

Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Источник

Психологический анализ лекций

После проведения лекции, если это требуется, лектором может проводится психологический анализ лекции по следующей схеме:

Классификация лекций

– по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);

– по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).

Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему. Сообщение литературы или других источников по теме лекции.

Способы изложения учебного материала, который определяет структуру лекции: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры); традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы); концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

Заключительные выводы по лекции.

Можно ли говорить о четкости структуры данной лекции (вступление, основная часть, выводы)?

Содержание лекции

Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.

Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Методика проведения лекции

Методическая обработка излагаемого материала — выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Применение наглядных и компьютерных средств обучения

Использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов. Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

Руководство работой студентов

Как осуществлялась активизация познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Каким образом вовлекал преподаватель слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.)?

Создавал ли преподаватель возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал ли изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, и т.д.)?

Как усваивали студенты лекционный материал? Вели ли записи в конспектах? Реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, занимались посторонними делами, шумели и т. д.). Как реагировал и отвечал преподаватель на заданные вопросы?

Лекторское мастерство преподавателя

Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.).

Результативность лекции

Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции? Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме? Общие выводы и рекомендации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, лекция является основным видом аудиторных занятий.

Учитывая вышеизложенный материал, мы пришли к следующим выводам:

Лекция – это важнейшая форма обучения, характеризуемая логически стройным, последовательным и глубоким изложением учебного материала преподавателем.

Лекция уступает часть своего значения другим формам обучения по мере повышения уровня доступности информации, но остаётся важнейшей формой обучения в современной высшей школе. Для повышения эффективности лекции следует знать и использовать различные методы и стили чтения лекции, использовать разные виды с учётом аудитории, времени и места проведения занятия. Лекция может тяготеть как к монологичности, так и к диалогичности, общению со студентами, в зависимости от индивидуального стиля лектора и выбранного им стиля чтения. Подготовка лекции является структурированным и систематическим процессом, чёткое исполнение предписаний которого является залогом успешности проведения лекционного занятия. Психологический анализ лекции помогает учесть успехи и недостатки проведенного занятия, исправить в дальнейшем допущенные на занятии ошибки.

В связи с дефицитом научной литературы по психологии, когда даже хрестоматии издаются на всю страну тиражом лишь в 15-20 тыс. экземпляров, новые исследования в психологии имеют тираж менее 1 тыс., а оригинальные теоретические труды — в пределах 5-10 тыс. экземпляров, при изложении в лекции материала, который в учебниках не рассмотрен или уже устарел, от лектора требуется творческая самостоятельность и смелость суждений, а также максимальная корректность, которая особенно нужна в тех случаях, когда приходится ставить под сомнение устаревшие положения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. – СПб., 2006.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. — Ереван, 1983.

6. Штокман И.Г. Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. — Киев: Высшая школа, 1981.

7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. – М.: Знание, 1979.

8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. — М., 1998.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 1997.

11. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-н/Д, 1998.

Источник

Примерная схема анализа лекционного занятия

Учебное заведение. Факультет, отделение, курс (номер группы); специальность. Название дисциплины. Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность.

Тема лекции. Цели лекции (образовательная, развивающая, воспитательная).

Классификация лекции

– по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-полилог, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);

– по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).

Структура лекции

Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему. Сообщение литературы или других источников по теме лекции.

Способы изложения учебного материала, который определяет структуру лекции: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры); традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы); концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

Заключительные выводы по лекции.

Можно ли говорить о четкости структуры данной лекции (вступление, основная часть, выводы)?

Содержание лекции

Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.

Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.

Методика проведения лекции

Методическая обработка излагаемого материала – выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Применение наглядных и компьютерных средств обучения (компьютерная презентация, видеофрагменты и др.).

Использование преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов. Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

Выдержан ли регламент занятия? Какие вопросы лектор-преподаватель не успел рассмотреть? Почему?

Руководство работой студентов

Как осуществлялась активизация познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия? Каким образом вовлекал преподаватель слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.)?

Создавал ли преподаватель возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал ли изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала и т.д.)?

Как усваивали студенты лекционный материал? Вели ли записи в конспектах? Реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, совсем не слушали, занимались посторонними делами, шумели, уходили и т. д.). Как реагировал и отвечал преподаватель на заданные вопросы?

Лекторское мастерство преподавателя

Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости несогласования и т. д.).

Источник

СХЕМА АНАЛИЗА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

При оценке качества лекции внимание должно быть обращено на следующее:

1. Научность содержания.

2. Выразительность и доступность речи.

3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

6. Воздействие личности лектора на аудиторию.

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).

Схема анализа лекции (по А.М. Дикунову). Общие вопросы:

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

2. Изложение материала лекции

3. Поведение преподавателя

Шкала итоговой оценки: 100 – 90 – отлично;

79 – 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.

При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.

Приложение 4

ПРИМЕР МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема семинарского занятия.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса…. темы……, проблемы учебного предмета…. овладение научно-теоретической и конструктивной методологией.

Задачи семинарского занятия:

1. Образовательные:

· расширение общего научного кругозора;

· углубление самостоятельного изучения студентами отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

· формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

· овладение методикой конкретной науки;

· выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

· развитие умений доказать, обобщать;

· умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

· развитие эмоций, чувств;

· развитие волевых усилий;

· совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

· формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.

Вид семинара.

Организационно-методические указания. В этом разделе плана семинарского занятия указывается порядок проведения семинара, продолжительность выступлений (докладов, сообщений) студентов,

порядок консультаций в период подготовки.

Организация семинара

· Вступительное слово преподавателя. (Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия).

· Заслушивание рефератов, докладов.

· Вопросы участникам семинара.

· Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.

· Заключительное слово автора реферата или доклада.

· Заключительное слово преподавателя, проводившего семинар.

· Оценочные суждения студентов, преподавателя.

Порядок использования информационных технологий, наглядных пособий, дополнительной научной и справочной литературы.

Источник

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПО

Анализ открытого занятия по дисциплине ОДБ.12 «Биология»

преподавателя биологии Воробьевой Жанны Александровны

Дата проведения: 21.10.2019

Группа: ТМ- 16

Количество студентов: 25

Присутствуют: 21

Цель посещения: оценка качества преподавания дисциплины, изучение профессионального мастерства преподавателя в соответствии с требованиями квалификационной категории «специалист высшей категории».

Подготовка аудитории к занятию: в кабинете биологии созданы оптимальные условия для проведения открытого занятия; санитарно-гигиеническое состояние хорошее.

Методическое обеспечение занятия: рабочая программа учебной дисциплины, методическая разработка открытого занятия, электронная презентация Power Point, тесты, криптограммы, синквейны, комиксы по актуализации опорных и закреплению новых знаний.

Материально-техническое обеспечение занятия: аудиовизуальный комплекс (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска).

Тема занятия: «Ферменты».

Дидактическая цель: сформировать у студентов прочные знания о белках-ферментах, изучить их свойства, классификацию, механизм действия и практическое применение.

Методическая цель: применять современные технологии, методы и средства обучения при проведении лекционного занятия; активизировать процессы обучения за счет создания условий эффективной познавательной деятельности студентов.

Воспитательная цель: прививать элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, формировать научное мировоззрение, чёткое представление о роли естественных наук в современном обшестве.

Вид занятия: лекционное занятие с использованием активных методов работы со студентами (занятие защиты проектов).

Тип занятия: проблемно-поисковое с использованием инновационных технологий и активных форм обучения.

Краткий анализ организационного момента: после взаимного приветствия преподаватель отметила отсутствующих студентов. Дежурные доложили преподавателю о готовности аудитории к занятию.

Мотивация обучения и актуализация опорных знаний: преподаватель удачно начала занятие с эпиграфа и самостоятельной постановки целей студентами. Актуализация опорных знаний проведена в форме устного фронтального опроса, разгадывания криптограмм и проверке составленных синквейнов. Во время устного фронтального опроса были рассмотрены понятия, связанные с темой занятия, что позволило подготовить студентов к восприятию нового материала.

Формы и методы обучения: в процессе изучения новой темы предложен проблемный вопрос, изложение материала проходило в форме объяснения с использованием презентации, докладов студентов из творческих групп с защитой презентаций и флеш-анимаций. Презентации-проекты студентов удачно визуализируют теоретический материал лекции, что способствовало лучшему восприятию. Преподаватель привлекла студентов в обсуждении учебного материала. В процессе изучения использовались разнообразные формы и методы работы со студентами: разгадывание криптограмм, защита проектов, флеш-анимация, презентации, комиксы, притчи, видеоролики о ферментах, комикс-сказка, синквейны, ребусы. В заключительном этапе преподаватель проанализировала подготовленные проекты, результаты фронтального опроса, прокомментировала работу студентов на занятии, указала основные ошибки.

Анализ педагогического мастерства: Воробьева Ж. А. в совершенстве владеет теорией и методикой преподаваемой дисциплины, творчески подходит к проведению своих занятий.

Структура, содержание и методы проведенного занятия тщательно продуманы и соответствуют инновационным подходам в обучении, что способствует формированию биологической культуры и развитию познавательных интересов у студентов. В ходе занятия педагог использовала разнообразные формы коллективной и самостоятельной учебной деятельности. На каждом этапе выполнения заданий прослеживался систематический контроль и коррекция знаний и умений.

Занятие имело воспитывающий и развивающий характер; были соблюдены принципы научности, связи теории с практикой, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.

Речь преподавателя четкая и грамотная. Занятие прошло в деловой и доброжелательной атмосфере, показав высокий уровень профессионализма преподавателя, умение реализовывать принцип сотрудничества в учебном процессе.

Результаты занятия: преподаватель реализовала поставленные цели, дидактические задачи.

Результаты оценивания работы студентов: на «5» – 5 чел., «4» – 6 чел., на «3» – 1 чел..

Выводы: мастерство и опыт преподавателя соответствуют квалификационной категории «специалист высшей категории»; рекомендовано распространение опыта работы.

Анализ открытого занятия преподавателя Цемах И.В.

Преподаватель: Цемах Ирина Владимировна

Дата проведения: 08.02.2019 г.

По дисциплине: Техническая механика

Количество студентов: в группе ТМ14 по списку 20 студентов, присутствуют 20 студентов.

Цель посещения: диагностика педагогического мастерства преподавателя Цемах И.В., которая аттестуется на установление квалификационной категории «Специалист высшей категории».

Подготовка аудитории к занятию: занятие проходит в аудитории согласно расписанию. Аудитория подготовлена к лекционному занятию и отвечает санитарным нормам.

Методическое обеспечение занятия: рабочая программа по дисциплине «Техническая механика», методическая разработка занятия, перечень базовых теоретических понятий по теме лекции, вспомогательный визуальный материал для восприятия новых знаний, презентация с тестами и проблемными заданиями, опорный конспект лекции.

Тема занятия: «Растяжение и сжатие. Испытание материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении»

Методическая цель: совершенствовование методики проведения проблемной лекции с использованием кейс-метода и элементов активного обучения с применением информационных технологий, демонстрация эффективности проблемной лекции для активизации мыслительной деятельности студентов.

Дидактическая цель: дать теоретические знания по напряженному состоянию заданного тела при растяжении, о статических испытаниях материала и основных механических характеристиках, сформировать навыки выполнения практических расчетов на прочность, закрепить в практических расчетах теоретические знания, развивать навыки анализировать и применять теоретические знания в решении практических задач и проблемных вопросов, развивать умение делать необходимые выводы.

Воспитательная цель: сформировать логическое мышление у студентов; воспитание интереса к будущей профессии, творческое отношение к самостоятельной работе.

Вид занятия: проблемная лекция.

Формы и методы проведения занятия: элементы проблемного обучения, кейс-метода, тестовый опрос.

Актуализация опорных знаний: проведена в форме тестового контроля знаний по построению эпюр нормальных сил и напряжений, презентацией домашней самостоятельной работы с помощью мультимедийного проектора.

Опрос студентов: тестовый опрос удачно сочетался на занятии с представлением презентаций, подготовленных студентами по самостоятельной домашней работе, студенты вспомнили предыдущий теоретический и практический материал, необходимый для дальнейшего изучения теоретических знаний по растяжению и сжатию. Сочетание активных форм по актуализации опорных знаний позволило преподавателю опросить большинство студентов и стимулировать активность мыслительной деятельности студентов к восприятию нового материала.

Мотивация обучения: мотивация обучения была проведена в начале занятия. Преподаватель подчеркнула важность данной темы и ее значение для изучения других дисциплин, а также при проектировании курсового проекта и в будущей профессиональной деятельности.

Основная часть занятия: на этом этапе занятия преподаватель использовала элементы проблемного изложения новых знаний, которые давала не все знания студентам в готовом виде, а в ходе лекции ставила вопросы, создавала проблемные ситуации с помощью подготовленных кейсов, направляла внимание студентов на основные понятия и положения темы, вовлекала их в активную учебную деятельность по решению кейсовых заданий и проблем, в ходе которых обеспечивается самостоятельная творческая работа студентов. Проблемные задания выполнялись студентами индивидуально, но при коллективном обсуждении в малых группах. Использование элементов проблемного обучения не только активизировало мыслительный процесс студентов, но и способствовало логическому мышлению, развитию познавательного интереса к дисциплине, навыков анализа поставленных условий практической задачи, синтеза, решения задачи. После выполнения проблемных задач в мини-группах были заслушаны представители групп по результатам работы. Обсуждение решения проблемных задач сопровождалось дискуссией, что позволило развить у студентов навыки доказывать свою точку зрения и аргументировать ее, позволило преподавателю работать в тесном сотрудничестве со студентами. Преподаватель логично, аргументировано и доступно излагала новые знания темы, используя при этом элементы проблемного и кейс-метода по активизации мышления студентов.

Заключительная часть занятия преподаватель проанализировала результаты выполнения тестового опроса и проблемных кейсовых заданий, прокомментировала работу групп по выполнению заданий, указала на основные ошибки студентов. Оценки выставлялись студентам на основании баллов, выставленных в рейтинговую таблицу по всем видам работы, что позволило преподавателю объективно оценить работу всех студентов на занятии.

Анализ педагогического мастерства: цели занятия достигнуты, тема занятия соответствует тематическому плану рабочей программы дисциплины. Структура занятия соответствует виду занятия. Оценки выставлены и прокомментированы. Подведены итоги занятия. Преподаватель продемонстрировала эффективность активных методов обучения при проведении лекционного занятия. Студенты активно работали на занятии, была создана деловая атмосфера. Преподаватель продемонстрировала высокий уровень педагогического мастерства.

Выводы: Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Уровень педагогического мастерства преподавателя Цемах И.В. соответствует требованиям к квалификационной категории «Специалист высшей категории».

Анализ занятия

Дата:10.11.2019г.

Цель посещения: диагностика педагогического мастерства преподавателя, который аттестуется на установление квалификационной категории «Специалист высшей категории»

Преподавателя: Сушко О.Н.

По дисциплине: Физика

Ф.И.О. посетившего занятие: Богачёв С.Н.- председатель экспертной аттестационной комиссии, директор Торезского горного техникума им.А.Ф.Засядько, Лепеха Светлана Николаевна преподаватель физики высшей квалификационной категории- Донецкого электрометаллургического техникума.

Группа:ТЭО-14

Присутствующие: 22чел. Отсутствующие: –1 чел Опоздавшие: нет

Подготовка аудитории к занятию, её состояние и выполнение норм ТБ:

Занятие проводится в соответствующей аудитории согласно расписанию. Аудитория подготовлена в соответствии с санитарными нормами и ТБ.

Тема занятия: «Законы постоянного тока»

Методическая цель – совершенствовать методику проведения семинарского занятия с использованием элементов активного обучения, продемонстрировать эффективность семинарского занятия при обобщении, систематизации и промежуточном контроле знаний и умений студентов, достигнута преподавателем.

Дидактическая цель: поставленные преподавателем дидактические цели – обобщить и систематизировать полученные на лекциях знания по разделу: «Законы постоянного тока», выявить уровень знаний и умений студентов, развить познавательную активность и творчество студентов, их наблюдательность, достигнуты.

Развивающая цель – создать условия для развития мышления, памяти, элементов творческой деятельности, критического мышления и умения вести диалог достигнута преподавателем.

Воспитательная цель достигнута преподавателем путем формирования у студентов заинтересованности к обучению, воспитанию у них ответственного отношения к учебному труду; чувства взаимопомощи при работе в группе. Все студенты ответственно подошли к выполнению заданий к семинарскому занятию.

Вид занятия: семинарское

Тип занятия: обобщение, систематизация и контроль полученных знаний.

Форма и методы проведения занятия с элементами деловой игрыфронтального опроса, парной и индивидуальной работы, работы в группах, способствовали активизации познавательной деятельности студентов. Эмоциональная обратная связь на занятии была устанавлена педагогом через чувство настроя группы, уловить который можно только по поведению студентов, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной позволила педагогу получить информацию об уровне усвоения лекционного материала. Все студенты были активны, логично и четко отвечали на поставленные вопросы преподавателем.

Межпредметные связи с электротехникой, математикой, информатикой, историей, географией, химией прослеживались в подготовленной информации студентами.

Технические средства обучения –ПК, мультимедийный проектор и экран использовались преподавателем с целью создания студентами презентаций по теме и с целью контроля знаний, что позволило преподавателю привнести эффект наглядности в занятие, выявить уровень знаний, а студентам – систематизировать, обобщить и усвоить материал быстро и качественно.

Методическое обеспечение занятия и подготовка учебно-методической документации к занятию: Рабочая программа по дисциплине утверждена заместителем директора по учебной работе 10.09.15, имеет внутреннею и внешнюю рецензии с рекомендациями к использованию в учебном процессе. Методическая разработка занятия рассмотрена на заседании цикловой комиссии математических и общих естественно – научных дисциплин 10.10.2015 и рецензирована методистом. План занятия соответствует виду занятия. Подготовлены иллюстративно – наглядные материалы: портреты физиков, тесты, таблицы, кроссворды карточки, фишки (как накопительная система рейтинговых баллов), критерии оценивания по каждому конкурсу в виде рейтинговой таблицы, презентация PowerPoint.

Актуализация опорных знаний проведена в форме тестового контроля и устного фронтального опроса. Тестовый опрос, устный фронтальный опрос студентов по предыдущей теме занятия удачно сочетался с игровыми элементами опроса (использование кроссвордов), что позволило студентам активно и быстро отвечать на поставленные вопросы. Сочетание всех форм работы на семинарском занятии помогло преподавателю опросить всех студентов, систематизировать и обобщить большой объем лекционного материала.

Мотивация обучения была проведена в начале занятия. Преподаватель подчеркнула важность данной темы и ее значение для изучения других дисциплин, а также в будущей профессиональной деятельности. Преподавателем было обращено внимание на практическое значение темы.

Выполнение требований к проведению занятия в соответствии с его структурой, выполнение плана занятия: Содержание занятия, его структура соответствуют данному виду занятия. Основные характерные элементы семинарского занятия – актуализация и систематизация знаний студентов посредством различных форм и методов (тестовый, фронтальный опрос, работа в команде, работа в парах, разгадывание кроссвордов, взаимопроверка тестов), были использованы преподавателем. Все его запланированные структурные элементы выполнены в предусмотренные временные сроки. Подведены итоги занятия.

Деятельность преподавателя в соответствии с требованиями квалификационной категории, использование информационных технологий обучения: На данном семинарском занятии преподаватель использовала одну из эффективных форм и методов организации занятия – работа в команде и в парах с решением задач физического и практического содержания. Данные формы занятия способствовали достижению поставленных целей, активизировали познавательную деятельность студентов на занятии, применены такие принципы дидактики, как принцип научности; систематичности при актуализации опорных знаний; принцип фундаментального усвоения знаний и умений, который выполняется благодаря примерам и задачам практического содержания; принцип стимулирования обучения и самостоятельности. Преподаватель удачно выбрала форму организации занятия, которая позволила достичь поставленных целей. Занятие проводилось на государственном языке, в деловой атмосфере, оптимальном психологическом климате.

Деятельность студентов, уровень коллективной и индивидуальной работы: Студенты имели возможность закрепить полученные знания на лекционных занятиях, глубже самостоятельно изучить теоретические вопросы темы, показать умение обобщать и формулировать выводы, проявить умения кратко, аргументировано и логично отвечать на обсуждаемые вопросы, творчески работать с конспектом. В процессе игры у студентов формировалось чувство соревновательности, ответственности перед командой, коллективом. Подготовка к семинарскому занятию предполагала индивидуальную работу со всеми студентами группы, т.к. каждый из студентов получил индивидуальное задание на реферативное сообщение.

Краткий анализ опроса (или результаты обратной связи): При актуализации опорных знаний все студенты были опрошены, объективно оценены, ответы прокомментированы, обращено внимание на типичные ошибки, выставлены оценки: «5» – , «4»- 12 , «3»-7. Сделан анализ практической работы на семинарском занятии каждой команды.

Результаты занятия: Выбор форм и рациональной структуры, темпа проведения семинарского занятия обеспечили решение поставленных задач. Цели занятия достигнуты. На занятии использованы большинство принципов дидактики и способов обучения, которые активизировали умственную деятельность студентов, стимулировали познавательный интерес к учёбе.

Выводы: Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Уровень педагогического мастерства преподавателя Сушко Ольги Николаевны соответствует требованиям к квалификационной категории «Специалист высшей категории».

Анализ открытого занятия преподавателя

Преподаватель : Филоненко В.В.

Дата проведения: 19.11.2019 г.

По дисциплине: «Отечественная история»

Количество студентов: в группе БУ.14 по списку 24 студента, присутствуют – 20 студентов.

Цель посещения: оценка качества преподавания дисциплины, профессионального мастерства согласно требованиям квалификационной категории «Специалист высшей категории».

Подготовка аудитории к занятию : аудитория подготовлена к занятию согласно требований по технике безопасности и санитарных норм.

Методическое обеспечение занятия: рабочая программа, план занятия, конспект лекции, приложение материалов к занятию.

Тема занятия: «Донбасс в годы Великой Отечественной войны и начала восстановления мирной жизни ( 1941-1952 гг.)»

Методическая цель: усовершенствовать методику проведения лекционного занятия с использованием интерактивных форм обучения.

Дидактическая цель: изучить исторический материал по данной теме, охарактеризовать ход оборонительных боевых действий, показать суть нацистского «нового порядка», дать характеристику партизанскому и подпольному движению на территории донецкого региона; закрепить навыки анализа исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях.

Воспитательная цель: воспитывать студентов в духе патриотизма. способствовать формированию бережного отношения к историческому наследию своего народа.

Вид занятия: лекция

Форма проведения: интерактивная лекция.

Актуализация опорных знаний (методы, формы, активизация студентов, систематичность проверки знаний): актуализация опорних знаний проводилась усно, в форме игры «Исторический аукцион», «Вставь пропущенные буквы» (работа с историческими терминами и понятиями), что способствовало активизации студентов на данном этапе занятия. Учебный материал предыдущего занятия студенты усвоили. Преподаватель систематически проводит опрос домашнего задания.

Опрос студентов: в ходе фронтальной беседы преподаватель затронула понятия, связанные с темой занятия, что позволило подготовить студентов к восприятию нового материала.

Мотивация обучения: преподаватель обратила внимание на значение темы и межпредметные связи. Мотивация обучения проводилась преподавателем на протяжении всего занятия, путем оценивания знаний, постановкой проблемных вопросов.

Основная часть занятия: при изложении лекционного материала преподаватель использует проблемные вопросы, презентацию, слайды, что соответствует оптимальному сочетанию словесных , наглядних методов обучения. Лекционный материал соответствует современному научному уровню. Лекция аргументирована, насыщена достаточно яркими и убедительными примерами исторических фактов. Присутствует внутрипредметная и межпредметная связь со всемирной историей, историей России.

Закрепление материала: проходило в усной форме. Студенты ответили на поставленные проблемные вопросы, а также в процессе опроса была включена нестандартная ситуация, требующая высказывания своей точки зрения, своего мнения на присходившие исторические события в Донбассе.

Заключительная часть занятия: преподаватель проанализировала результаты опроса, прокомментировала ответы студентов на занятии, указала на основные ошибки студентов. Студенты усвоили лекционный материал по теме, проявляя активное участие в закреплении изученного материала. Выставлены такие оценки : «5» -3, «4» – 4.

Анализ педагогического мастерства преподавателя: на данном лекционном занятии преподаватель использует эффективные методы и формы организации занятия – проблемные вопросы, игровые элементы, презентации, нестандартные ситуации,что активизирует познавательную деятельность студентов. Четко придерживается структуры занятия, логичности каждого его элемента. Материал излагается доступно. Преподаватель в совершенстве владеет учебным материалом. Создает возможность для осмысленного конспектирования, акцентирует изложение лекции темпом, голосом, интонацией. В изложении материала присутствует речевое мастерство: тембр, диапозон, эмоциональность дикция, темп.

Выводы : Занятие проведено на высоком и достаточно профессиональном уровне с соблюдением требований к его проведению в соответствии с квалификационной категорией «Специалист высшей категории».

АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель: Куплевацкая Татьяна Викторовна

Квалификационная категория: специалист первой категории.

Место проведения: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Снежнянский горный техникум».

Цель посещения занятия: изучение и анализ педагогического мастерства преподавателя Куплевацкой Татьяны Викторовны (специалиста первой категории) для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории «специалист первой категории».

  1. Общие сведения:

Дата проведения: 24.01.2018г.

Учебная аудитория: 102

Учебная группа: ТЭО.17

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Всего по списку: 25 чел. Присутствующие: 19 чел.

Отсутствующие: 6 чел.

Дисциплина: Русский язык

Тема занятия: Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения.

Вид занятия: лекционное занятие.

Тип занятия: комбинированное с элементами самостоятельной творческой работы студентов

Формы и методы проведения: фронтальный опрос студентов «по цепочке», орфографическая разминка; просмотр презентаций самостоятельной творческой работы студентов; работа в парах, работа с тестами, по развитию речи – описание картин Айвазовского.

Материально-техническое и методическое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, ноутбук; рабочая программа, методическая разработка занятия, тематическая презентация слайдов, тесты, видео (фрагменты) с экскурсией в виртуальную Третьяковскую галерею.

Межпредметные связи: русская литература, художественная культура, основы технологии слесарных и электромонтажных работ.

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Состояние аудитории отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Учебная аудитория соответствует своему функциональному назначению, характеру и режиму учебного процесса; учебные места соответствуют антропометрическим, физиологическим и психологическим требованиям, а также характеру работы. Помещение проветрено перед началом занятия.

  1. Структура занятия

На занятии прослеживается комплексный подход в планировании задач обучения, воспитания, развития. В содержании занятия выделено главное – что должны знать и уметь студенты по результатам проведенного занятия.

Организационный момент:

Полная готовность группы к работе, быстрое включение студентов в деловом ритме, обеспечена организация внимания всех студентов.

Актуализация опорных знаний:

метод: репродуктивный,

форма: фронтальный опрос, выполнение упражнений, дискуссия по теме занятия, как начальная мотивация учебной деятельности.

Начальная мотивация учебной деятельности:

методы: проблемно-поисковый; просмотр фрагментов видеофильма

формы: фронтальная и индивидуальная работа;

задача – ответить на вопрос: какова же связь изучаемой темы с будущей специальностью?

Изучение нового материала:

методы: объяснительно-иллюстративный с использованием видеофильма, творческих работ студентов, последовательное изложение по принципу «от простого к сложному».

формы: групповая с элементами индивидуальной работы.

Закрепление, обобщение и систематизация изученного материала: выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения заданий на карточках (работа в парах), работа с тестами, у доски.

Работа по развитию речи: просмотр видео «Галерея картин Айвазовского И.К.», работа по картине Айвозовского «Радуга» – описать сюжет картины, используя односоставные и двусоставные предложения, чтение мини-сочинений.

Подведение итогов: выставление и комментирование оценок. Всего за занятие оценены девять студентов, из них: шестеро – на «отлично», трое на «хорошо».

Преподаватель еще раз прокомментировала допущенные ошибки, поблагодарила всех студентов за работу. Оценка за занятие выставлялась исходя из количества набранных баллов по этапам занятия – студентам перед актуализацией знаний были объяснены критерии и система оценивания, количество заработанных баллов переведены в оценку (баллы и оценки выставлены в единой контрольной карте). На основании этой же таблицы определен рейтинг активности студентов на занятии. Во время оценивания студенты убедились, что полнота и объективность учета правильных ответов с помощью установки баллов за каждый элемент занятия может послужить мотивацией в обучении.

Рефлексия: студентам было предложено провести анализ работы на занятии. Студенты оценивали успешность своей деятельности, отыскивая причины, приведшие к успеху и неудаче. Предложено закончить фразы: «сегодня я узнал…», «было интересно…», «было трудно понять…», «я научился…», «у меня получилось…», «меня удивило…».

Обстановка на протяжении всего занятия доброжелательная, что располагало студентов к рефлексии.

Домашнее задание: составить синквейны на тему картины «Радуга», в мини-сочинениях определить вид простых предложений, выделить грамматические основы.

В ходе занятия реализованы основные принципы дидактики, связь преподаватель-студент, студент-студент.

Выбраны рациональные и современные методы и формы обучения, прослеживается личностно-ориентированный подход, созданы необходимые учебно-материальные условия.

В течение занятия наблюдалось рациональное сочетание самоуправления (при обсуждении учебного материала, выполнении заданий) и управления преподавателем познавательной деятельностью студентов.

Все формы работы использованы в соответствии со структурой занятия и его задачами.

  1. Цели, которые намечал преподаватель на занятии

методическая:

показать методику проведения лекционного комбинированного занятия с использованием активных форм и методов обучения;

дидактическая: сформировать устойчивые знания по теме: «Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения», дать знания по основным понятиям темы, обобщить и углубить полученные знания, связав их с литературой и будущей профессиональной деятельностью.

развивающая: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи студентов, интереса к русскому языку;

воспитательная: побудить к познавательной деятельности; формировать устойчивый интерес к русскому языку, литературе, воспитание нравственности, любви к прекрасному; воспитывать самостоятельность, настойчивость, самооценку, культуру умственного мышления; формировать необходимые коммуникативные качества.

Все цели занятия достигнуты.

  1. Сравнение содержания занятия с требованиями программы

Содержание занятия составлено в соответствии с требованиями программы дисциплины, в ходе занятия формируются компетенции, знания и умения, сформулированные в рабочей программе.

  1. Оценка содержания занятия

  • научность: изложенный теоретический материал сформулирован на принципах научности и доступности, от простого к сложному. Преподаватель и излагает мысли доступно, в логической последовательности, грамотно.

  • наглядность: при формулировании основных понятий темы приведены конкретные примеры из литературных произведений, все основные понятия темы с примерами отражены в слайдах, видеофильме;

  • последовательность: методическая разработка открытого занятия составлена грамотно и творчески, все элементы занятия имеют логическую последовательность и завершенность, при подведении итогов показана связь данной темы с предыдущими темами.

– связь с практикой: преподавателем использованы понятия изучаемой темы

с будущей профессиональной деятельностью студентов в составленных предложениях.

  1. Методы деятельности преподавателя на занятии

При подготовке к лекционному занятию студенты самостоятельно выбрали формы своего участия на занятии. Более подготовленные из них выступили с творческими работами по данной теме в роли докладчиков. При фронтальных формах работы преподаватель заслушивала ответы и дополнения желающих студентов, корректно направляла их.

  • Преподаватель проявила себя как доброжелательный, уверенный в своем деле творческий человек. Все возникающие в ходе занятия непредвиденные вопросы рассмотрены. Студенты свободно высказывали свое мнение, самостоятельно исправляли допущенные ошибки, активно участвовали в обсуждении. При отсутствии мнения по теме обсуждения у обучающихся преподаватель дополняла и корректировала ответы на вопросы. Культура речи преподавателя на достаточно высоком уровне.

  1. Методы формирования и закрепления интереса к материалу

Визуализация лекционного материала, проблемно-поисковый подход в обучении, подготовленные студентами творческие работы, слайды, видеофильм к занятию, способствуют мотивации обучения, отображают целенаправленность в проведении занятия.

  1. Работа студентов на занятии

На всех этапах занятия студенты показали активную познавательную деятельность. При актуализации опорных знаний все студенты активно участвуют во фронтальном опросе, при выполнении упражнений, тестов, используют полученные теоретические знания, что свидетельствует о сознательном и прочном их усвоении. Активно выступили студенты после просмотра видеофильма. Также творческий подход реализован студентами при подготовке индивидуальных работ. Вопросы, которые задаются студентам – лаконичные, четкие, понятные для них, отвечают принципам доступности, системности и последовательности. Студенты формулируют ответы, используя терминологию русского языка. Обучающиеся продемонстрировали и умение организовывать свою деятельность при работе в парах. Работали с увлечением, активно демонстрировали приобретенные знания, умение работать.

  1. Эффективность обучения

Учебное время насыщено разнообразными и рациональными методами и формами работы, средствами визуализации на основе современных подходов в обучении, при этом отсутствуют посторонние материалы.

Отношения со студентами построены на принципах сотрудничества, толерантности. Обучающиеся проявили дисциплинированность и организованность.

  1. Обратная связь

В ходе занятия реализована связь преподаватель-студент, студент-студент. Обучающимся перед актуализацией знаний объяснены критерии и система оценивания, на этапе подведения итогов количество заработанных баллов переведено в оценку.

  1. Воспитательный эффект занятия

Татьяна Викторовна имеет достаточный педагогический опыт в работе со студентами, что не могло не отразиться на эмоциональной атмосфере занятия. Отношения со студентами построены на принципах толерантности, сотрудничества, свободы мысли и выбора. Эрудиция, такт и психолого-педагогическое мастерство лишь усилили образовательный и воспитательный эффект (поддерживает тесный контакт со студентами, основанный на взаимопонимании и уважении, хорошо владеет возрастной психологией, старается находить подход к каждому студенту, учитывая его характер, темперамент, знания).

  1. Выводы

Уровень профессионально-методического мастерства достаточный и отвечает требованиям к квалификационной категории «специалист первой категории». Структура и тип занятия полностью соответствуют цели и задачам занятия. План занятия тщательно продуман, все этапы соблюдены. Учебный материал и тематика полностью соответствуют рабочей программе. План и ход занятия представлен в доступной форме с последовательным и понятным алгоритмом. Наибольшее впечатление на занятии произвели активность студентов, их умение высказывать мысли грамотно и в логической последовательности.

Преподаватель обладает знаниями по данной теме на высоком уровне, в изложении темы прослеживалась логика и последовательность, владеет различными методами обучения. Стиль общения преподавателя и студентов – доброжелательный, поддерживалась культура речи, наблюдался явный авторитет преподавателя.

При повторном проведении занятия возможна большая дифференциация заданий для самостоятельного выполнения.

Оценка занятия – «5» по пятибалльной шкале.

Уровень педагогического мастерства Куплевацкой Татьяны Викторовны соответствует требованиям к квалификационной категории «специалист первой категории»

Добавить комментарий