Как составить анализ текста по литературе

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Выводы

Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.

Анализ поэтического произведения

Анализ драматического произведения

Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать – составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ – это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но впоследствии ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: “что этим отрывком автор хотел сказать?”.

Стоит помнить, что тема – это предмет рассуждения. А тематика – это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста – легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста – в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приемы построения текста – повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного – если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора – показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль – это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства – союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием – антитеза, т.е. когда идет противопоставление – глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности – используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности – безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).
  1. План выполнения
  2. Текст
  3. Анализ

На олимпиаде по литературе участнику предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического (по выбору).  Мы остановимся на прозаическом тексте. Оценивается уровень сформированности умений анализировать текст, привлекая для этого все имеющиеся знания по языку и литературе. Обычно в задании предлагаются вопросы, на которые может ориентироваться ученик, но он имеет право выбрать свой путь анализа произведения, главное – он должен создать цельный, связный, объединённый общим замыслом аналитический текст. Важным моментом анализа является понимание учеником смысла произведения, его тематики и проблематики, и того, каким образом, с помощью каких средств автор раскрывает этот смысл. То есть мы опять подчёркиваем, что произведение анализируется в единстве формы и содержания.

План выполнения

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста. Сразу следует заметить, что нет единого обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше восприятие и понимание текста.

Итак, останавливаясь на анализе прозаического текста как задании олимпиады по литературе. Тогда с точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Также на олимпиаде возможен анализ лирического произведения, с которым вы также можете ознакомиться.

Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Текст

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Анализ

Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность. Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая.

В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая». Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение. Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания». Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка – муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается, а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе?

Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя. Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все»  и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы.

Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия. Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан  вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.

Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней».   Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина». Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»; «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения. Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред? Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает. В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках литературы возможен анализ прозаического текста и на уроке русского языка. Ознакомьтесь с примером лингвистического анализа текста того же отрывка повести Ричарда Баха для того, чтобы сравнить оба анализа и понять разницу между ними.

Обычно наиболее сложным заданием для начинающих олимпиадников по литературе оказывается анализ текста. Звучит действительно пугающе, но так ли это на самом деле? Отвечает олимпиадный тренер.

Секреты анализа художественного произведения в формате ВсОШ: советы олимпиадного тренера

На олимпиаде вам предложат стихотворение или небольшой рассказ, о котором нужно что-то написать… Что именно? Вот те идеи, которые кажутся нам наиболее значимыми для анализа художественного произведения в формате ВсОШ:

Мыслите шире

Мы все привыкли к формату школьных сочинений, в которых нам часто приходится рассуждать о том, «чему нас учит великая русская литература» и «что хотел сказать автор». На олимпиаде стоит забыть о дидактике: чаще всего писатели и поэты ничему не хотят нас научить, и попытки вывести из каждого произведения урок смотрятся неуместно и наивно.

Не заигрывайтесь с чувствами

Вторая (далеко не столь вредная, и даже очень полезная) привычка, которую мы приобретаем на школьных уроках — делиться своими впечатлениями, чувствами, которые вызывают у нас книги. Однако в формате анализа (в отличие от творческого задания) это не всегда уместно: старайтесь анализировать сам текст, а не свои впечатления от него. Фразы вроде «стихотворение заставило меня грустить», «я, как и главный герой рассказа, был несчастно влюблен» не приближают нас к пониманию того, как устроен текст.

Однако, подобные мысли можно превратить в инструмент анализа: «стихотворение являет собой печальное воспоминание о прошлом, и потому может быть названо элегией», «одной из тем рассказа становится тема безответной любви».

Соблюдайте баланс

Главное в этом формате работы — аналитические навыки, но не стоит становиться «черствым сухарем». Чтобы написать хороший анализ, порой следует проникнуться характерами героев и их поступками, не стоит перегружать работу терминологией, игнорируя суть и боясь открыто говорить о том, что герои любят и ненавидят, страдают и радуются.

Секреты анализа художественного произведения в формате ВсОШ: советы олимпиадного тренера

Придумайте главный вопрос к тексту

Если вы не знаете, как выстроить композицию, попробуйте придумать главный вопрос о тексте, отвечая на который, можно рассказать и о его форме, и о содержании, и сопоставить его с историко-литературным контекстом. В конце вступления задайте этот вопрос, в основной части постепенно подведите к ответу и дайте его в заключении.

Не ищите универсальный шаблон

Универсального ключа к анализу текста не бывает. Каждый текст требует своего подхода. То, что в одном тексте имеет смысл, во втором не будет иметь значения. Не стремитесь найти клише, «универсальное вступление», одну единственную композицию и повторять их из работы в работу.

Обращайте внимание на важные моменты

Основной перечень аспектов, на которые стоит обращать внимание, таков:

  1. Название текста (соответствует или не соответствует содержанию? почему оно именно такое?), эпиграфы, подзаголовки
  2. Сюжет/фабула, конфликт
  3. Комическое/трагическое
  4. Система персонажей
  5. Система образов
  6. Время и пространство
  7. Контекст: литературный, исторический (год написания, описываемая эпоха), биографический (если известен)
  8. Черты жанров
  9. Язык, стиль (авторский, в речи героев)
  10. Детали
  11. Композиция
  12. Метр (если вы анализируете лирику)
  13. Тропы и фигуры

Чтобы узнать, как именно работать с каждым из этих аспектов, приглашаем вас на выездные школы по литературе по подготовке к новому олимпиадному сезону📚


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Для литературного анализа следует очень внимательно прочитать литературное произведение, чтобы разобраться, как автор доносит свои ключевые идеи. Начните делать примечания к тексту и читайте произведение с максимальной концентрацией, после чего сформулируйте свои доводы и составьте план. Напишите анализ в соответствии с планом и отредактируйте свою работу, чтобы сдать чистовой вариант текста.

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 1

    1

    Записывайте идеи, когда читаете текст. При первом знакомстве с текстом делайте записи о тех аспектах, которые обращают на себя внимание, — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия.[1]

    • Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. В одном из абзацев автор делает важное заявление? Текст внезапно стал философским? Выделяйте или отмечайте такие отрывки.
    • Например, одна из главных цитат романа Джорджа Оруэлла «1984», которая часто повторяется: «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила». Поскольку это девиз Партии (одной-единственной политической партии государства), нам становится понятно, что данный текст будет важен для сюжета. Можно использовать цветной маркер, чтобы выделять этот отрывок текста при каждом его упоминании. Так вам будет проще найти утверждение, чтобы проанализировать, когда, где и зачем Оруэлл повторяет эти строки.
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 2

    2

    Замечайте литературные приемы. Автор использует литературные приемы, чтобы доказать свою точку зрения или рассказать историю. В литературных произведениях используется аллитерация, художественные образы, метафоры, аллюзии, аллегории, повторения, ретроспектива, различные предзнаменования и другие приемы.[2]

    • Например, художественные образы — это живой язык автора, который помогает сформировать мысленное представление. Они могут задавать тон всего текста. Рассмотрим пример из романа «1984» Джорджа Оруэлла, который встречается в четвертом абзаце:
      • «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным — кроме расклеенных повсюду плакатов».
    • Этот короткий отрывок позволяет представить суровый мир, очень холодный и лишенный цвета.
  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 3

    3

    Сосредоточьтесь на ключевых темах. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Темой может быть религия, правительство, борьба добра и зла, власть, социальный строй, взросление, война, образование, права человека и многое другое. Определите темы как можно раньше, чтобы вам было проще выписывать примеры таких тем в процессе чтения текста.[3]

    • Среди главных тем романа «1984» можно назвать войну, власть и социальный строй.
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 4

    4

    Обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. В стихотворении обращайте внимание на переносы строк, порядок куплетов, внешний вид и даже задействованное негативное пространство. Почему автор выбрал именно такую форму и как она помогает лучше представить ключевые идеи?[4]

    • Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия?
    • Например, в стихотворении часто содержится меньше информации, чем в романе, в связи с чем автор может использовать форму, чтобы привлечь внимание к скрытому или вопросам без ответа.
  5. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 5

    5

    Учитывайте исторический контекст. Произведения не создаются в вакууме, так что время и место, в котором работал автор, всегда влияют на произведение. Узнайте, где жил автор, когда написал роман, что происходило в это время в мире.[5]

    • Например, роман «1984» был опубликован почти сразу после Второй мировой войны, в 1949 году, когда над миром нависла угроза фашизма. Не менее важен тот факт, что Оруэлл был свидетелем проблем тоталитарных режимов в государствах вроде Испании и хотел предупредить весь мир об опасности развития тоталитаризма в любой форме, будь то левые или правые политические силы.[6]
  6. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 6

    6

    Определите цель автора. При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Если вы способны подтвердить свои идеи доказательствами из текста, то можно выбрать любую цель на свое усмотрение.[7]

    • Чтобы определить цель автора, проанализируйте исторический контекст книги, а также важные для автора темы. Также можно прочитать другие рецензии, комментарии и интервью с автором.
    • Например, одной из главных целей Оруэлла при работе над романом «1984» было показать, что ждет граждан, если не контролировать работу собственного правительства — тоталитарный режим, который следит за каждым шагом и мыслью людей.
  7. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 7

    7

    Обдумайте, как автор демонстрирует свою главную цель. Свяжите свои записи и заметки к тексту с вашими представлениями об одной из целей автора. Подумайте, как автор использует отмеченные вами приемы, чтобы донести свою точку зрения.[8]

    • Так, девиз «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила» становится введением к цели автора. Он позволяет читателю представить, что произойдет дальше: представителей такого общества заставляют молча проглатывать противоречивые утверждения правительства. В романе этот концепт получил название «двоемыслие».
  8. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 8

    8

    Сосредоточьтесь на теме, чтобы определиться с аргументами. Сосредоточьтесь на одном элементе сюжета, который олицетворяет собой выбранную вами главную цель произведения. Чем именно вас затронула эта конкретная тема. Почему она кажется важной?[9]

    • Например, вы хотите сосредоточиться на том, как художественные образы задают тон в романе «1984». Почему это важно? Без таких образов роман воспринимался бы иначе, а Оруэллу было бы трудно показать читателю убедительный мир.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 9

    1

    Сформулируйте тезис. Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении.[10]

    • Например, можно написать: «В романе «1984» Оруэлл использует художественный образ жуткого и серого мира, чтобы убедить читателей в главном: тоталитаризм недопустим ни при каких условиях и обстоятельствах».
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 10

    2

    Продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.[11]

    • Также можно начать с исторической справки, чтобы погрузить читателя в контекст произведения.
    • Еще один вариант — сначала представить самую важную часть доводов, а затем развивать свою мысль.
  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 11

    3

    Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею.[12]

    • Например, составьте такой план:
      • I. Введение
      • II. Общие сведения и исторический контекст романа «1984»
      • III. Знакомство с главной темой
      • IV. Художественные образы как инструменты реализации выбранной темы
      • V. Выводы
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 12

    4

    Добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ.[13]

    • Подробный план может иметь следующий вид:
      • I. Введение
        • А. Указать работу, включая автора, название и дату создания
        • Б. Тезис: В романе «1984» Оруэлл использует художественный образ жуткого и серого мира, чтобы убедить читателей в главном: тоталитаризм недопустим ни в каких условиях и обстоятельствах.
      • II. Общие сведения и исторический контекст романа «1984»
        • А. Вторая мировая война
        • Б. Злоключения Оруэлла в Испании
          • 1. Влияние фашизма на мировоззрение автора
          • 2. Опасность тоталитаризма в случае прихода к власти левых и правых политических сил
        • В. Происхождение фразы «Холодная война»
      • III. Знакомство с главной темой автора
        • А. Предупреждение об опасности тоталитаризма
          • 1. Партия контролирует все аспекты жизни
          • 2. Отсутствие неприкосновенности частной жизни и даже собственных мыслей
          • 3. Логичные последствия абсолютной власти по мнению Оруэлла
      • IV. Художественные образы как инструменты реализации выбранной темы
        • А. Книга начинается с тусклых и бесцветных образов, которые задают тон повествования
        • Б. Описание упадка городов создает ощущение, будто мир распадается на части
        • В. Контрастные образы встреч Уинстона с Джулией подчеркивают цель основных образов
      • V. Выводы

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 13

    1

    Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом.[14]

    • Например, напишите: «Уже в самом начале романа Оруэлл знакомит нас с мрачным и холодным миром, в котором никто не захочет жить».
    • В литературном анализе аргументация должна проходить красной нитью через весь текст работы. Каждый новый абзац должен быть связан с главным тезисом вашего анализа. Благодаря такому подходу читатель сможет рассмотреть вашу главную идею.
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 14

    2

    Подкрепляйте свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать читателю, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.[15]

    • Просмотрите свои записи, чтобы найти подходящие цитаты. Далее объясните смысл цитаты и укажите, почему она подтверждает вашу точку зрения. Анализ цитаты должен быть хотя бы не короче самой цитаты.
    • Например, добавьте: «Уже в самом начале романа Оруэлл знакомит нас с мрачным и холодным миром, в котором никто не захочет жить: “Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным — кроме расклеенных повсюду плакатов”».
    • Не забывайте правильно оформлять цитаты в тексте.
  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 15

    3

    Проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте читателям, что ваши доказательства связаны с утверждением.[16]

    • Например, завершите абзац с цитатой следующим образом:
      • Этот мир жесток к своим обитателям, от него веет «холодом» и предчувствием беды, а будни не чередуются с радостными днями. Даже яркий солнечный день не помогает забыть о мрачности и унынии. Посредством таких описаний Оруэлл демонстрирует, что мир романа может оказаться и нашим будущим, суровой реальностью без возможности найти отраду в фантазиях или веселье.
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 16

    4

    Напишите введение. Если вы еще этого не сделали, то пришло время написать введение. Частью введения должен быть главный тезис, но также следует изложить утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе.[17]

    • Во введении стремитесь привлечь внимание читателя. Например, напишите:
      • Попробуйте представить мир, в котором всемогущее правительство тщательно анализирует каждое выражение лица, каждое движение и каждое сказанное слово. Каждого, кто нарушает правила или выходит за рамки дозволенного, ждет жестокое наказание. Если это напоминает вам абсурдную и мрачную реальность, в которой никто не захочет жить, то именно это хотел показать Джордж Оруэлл в своем романе «1984». События книги происходят в антиутопическом будущем, в котором всех граждан контролирует тоталитарное правительство. В романе «1984» Оруэлл использует художественный образ жуткого и серого мира, чтобы убедить читателей в главном: тоталитаризм недопустим ни в каких условиях и обстоятельствах. Он пришел к такому выводу, когда воевал против фашистов в Испании, а также наблюдал за политическим климатом в мире во время Второй мировой войны.
  5. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 17

    5

    Напишите выводы. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом. Покажите читателю, что все линии сходятся в одной точке.[18]

    • Например, напишите:
      • Оруэлл очень боялся того, что мир может двигаться в сторону тоталитаризма. Исходит ли угроза от левых или правых сил, каждый сознательный гражданин должен бороться, чтобы не допустить такой участи. В своем романе Оруэлл показывает логические последствия тоталитарной власти. Художественные образы заставляют читателя поверить в реальность существования этого мира. После знакомства с таким вариантом будущего никто не захочет отдать власть правительству, которое станет причиной подобной жестокой реальности.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 18

    1

    Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Прочитайте анализ такими глазами, будто вы никогда не видели проанализированный текст. Вам удалось проследить цепочку доводов только по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.

    • Попросите друга прочитать ваш анализ и высказать свое мнение.
  2. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 19

    2

    Избавьтесь от фраз вроде «Я считаю» и «Мне кажется». Если вы впервые написали литературный анализ, то вполне нормально ощущать неуверенность. В этом нет ничего необычного! Однако же излагать свои доводы следует без таких фраз. Они делают доводы менее убедительными и как бы сигнализируют читателю, что вы не уверены в своих словах.[19]

  3. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 20

    3

    Прочитайте текст вслух. Исправьте ошибки, которые найдет программа проверки правописания, а после этого проверьте работу сами. Читайте вслух, чтобы замедлиться и не пропустить ни единой ошибки.[20]

    • Например, обращайте внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.
  4. Изображение с названием Write a Literary Analysis Step 21

    4

    Покажите текст постороннему человеку. Всегда полезно показать свою работу еще одной паре глаз, чтобы найти ошибки. Попросите друга, родителя или одноклассника прочитать ваш анализ и подчеркнуть выявленные грамматические ошибки.

    Реклама

Советы

  • Перед началом работы убедитесь, что вы правильно понимаете суть задания. Всегда следуйте указаниям и рекомендациям преподавателя.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 24 787 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добавить комментарий