Эта важная бумага может быть составлена по просьбе самого сотрудника, по инициативе руководителя или по внешнему запросу, в зависимости от места и цели предполагаемого предъявления. Характеристика на сотрудника может быть внутренним документом и предназначенной для предоставления по любому месту требования. Ниже приведён пример характеристики на работника. Скачайте и отредактируйте под себя.
ФАЙЛЫ
Скачать образец заполненной характеристики на сотрудника .doc
Образец написания универсальной характеристики
г._______________________
«____» _____________ 201_ года
Характеристика
на Аверину Веру Владимировну, старшего экономиста ООО «_____________»
Аверина В.В., «__» ________ 19__ года рождения, образование высшее (окончила в 2000 г. Московский Государственный Университет по специальности «Экономика и управление»).
Работает в ООО «_____________» на должности экономиста с 18 апреля 2007 г., в 2009 году переведена на должность «старший экономист». За время работы направлялась на курсы повышения квалификации, которые успешно окончила, получив сертификаты по программам: «Отчетность-2016», «Финансовая аналитика», «Современный экономический прогноз».
За время работы показала комплексное владение знаниями и умениями по своей специальности. Обладает отличными навыками ведения деловых переговоров, коммуникабельна, стремится к активному самосовершенствованию. Интересуется последними информационными новшествами в экономической области, посещает тренинги и семинары по специальности.
Зарекомендовала себя как надежный, ответственный работник, не нарушающий сроки выполнения заданий и предоставляющий исчерпывающую отчетность. В трудных ситуациях быстро принимает оптимальное решение. Стрессоустойчива и спокойно воспринимает критические замечания. В коллективе пользуется уважением и хорошим отношением коллег, в конфликтных ситуациях не замечена.
Дисциплинарных взысканий за время работы не получала.
Характеристика выдана для предъявления по месту требования.
«___»________201_ года
_________/________________________
Внутренние характеристики
Вышестоящий руководитель может затребовать непосредственное руководство дать оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника в различных ситуациях. Эти ситуации могут быть такие, как:
- принятие решения о переводе на определенную должность;
- оценка способности выполнить то или иное поручение;
- возможность ответственной командировки;
- найти оптимальный способ воздействия на сотрудника, чтобы повысить его профессионализм или нивелировать отрицательные качества;
- определение возможности доверия (допуски к служебной информации, коммерческой тайне и т.п.);
- чтобы оценить стрессоустойчивость и профпригодность к опасным работам и критическим ситуациям;
- принять меры для снижения напряженности в коллективе и др.
В составлении этого документа может принимать участие не только начальник структурного подразделения, где работает характеризуемый сотрудник, но и работники отдела кадров, а также, при необходимости, руководитель службы безопасности.
К СВЕДЕНИЮ! Основания для составления внутренних характеристик должны быть прописаны в локальных нормативных актах предприятия.
Внешние характеристики
Официальные документы, которые будут предоставляться в инстанции помимо предприятия, могут быть оформлены по запросу самого сотрудника или непосредственно по требованию самих инстанций.
- Характеристика составляется по просьбе сотрудника
Работнику предприятия может понадобиться отзыв о нем от руководства для таких целей:- поступление в высшее учебное заведение;
- выдача разрешительных документов;
- взятие кредита;
- прохождение воинской службы;
- различные отношения с правоохранительными, муниципальными и другими государственными органами.
ВНИМАНИЕ! Когда точно известна цель написания характеристики и место ее предоставления, легче сделать акцент на информации определенного рода. Например, для получения кредита не так важны производственные показатели, как дисциплинированность, ответственность, обязательность работника и т.п. На практике чаще всего в характеристике указывают «Для предъявления по месту требования», а значит, она должна носить универсальный характер.
- Характеристика составляется по стороннему запросу
Подать запрос на предприятие о предоставлении характеристики на сотрудника могут должностные лица, государственные структуры, адвокаты и пр. – обычно это происходит в случае совершения работником предприятия каких-либо правонарушений либо если он в чем-то подозревается.ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В стороннем запросе далеко не всегда четко определено, какого рода информация о работнике требуется. Поэтому лучше составлять характеристику по базовым шаблонам, рекомендуемым для подобных документов.
Правильно оформленная характеристика
Любой документ требует правильного оформления и наличия соответствующих реквизитов. Основные моменты, важные для оформления характеристики, заключаются в следующем.
- Для написания этого документа используют официальный бланк организации либо лист стандартного формата А4. Для внешних характеристик предпочтительнее бланк, но если его нет, то реквизиты организации должны быть указаны в обязательном порядке.
- Текст излагается от третьего лица, при этом используется настоящее или прошедшее время (например, «работник соответствует…, обладает» или «сотрудник имел…, выполнял).
- Первым словом документа является его название «Характеристика», далее следует написать, на кого она дается (полное ФИО без сокращений и должность сотрудника).
- Объем текста не ограничивается, на практике редко превышает одну печатную страницу.
- В конце текста пишется стандартная информация о месте предоставления, либо указывается, что предъявить характеристику можно по месту требования.
- Ответственность за достоверность сведений в характеристике несут подписавшиеся. Достаточно подписи руководителя организации, желательна виза руководителя отдела кадров и непосредственного начальника характеризуемого. Подписи должны быть расшифрованы (фамилия и инициалы).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы характеристика набрала силу юридического документа, она должна быть датирована, завизирована руководством и заверена круглой печатью предприятия.
Содержание характеристики: необходимость и достаточность
Различие в написании внутренней и внешней характеристик базируется на том, что в первом случае изначально известно, где именно работает сотрудник, и куда будет предоставляться характеристика. Поэтому в документе «для внутреннего пользования» эти сведения можно опустить, зато полнее раскрыть рабочий и творческий потенциал работника.
Во внешней же характеристике нужно как можно полнее указать все личные данные сотрудника, причем только с письменного его согласия на их обработку и использование, как того требует закон (ст.88 ТК РФ).
Прежде чем составлять текст характеристики, определите цель ее предоставления: это поможет правильно отобрать факты для изложения.
Обычно характеристику содержательно можно разделить на несколько блоков:
- Заголовок,
- Анкета,
- Трудовая деятельность,
- Личные качества,
- Заключение.
Заголовок и заключение относятся к оформлению характеристики. Остальные пункты рассмотрим подробнее.
Анкета
В первом абзаце нужно коротко описать официальные данные о человеке: указать его год рождения, перечислить оконченные им учебные заведения, уточнить специальность, а также, если есть ученые степени и звания. В этом абзаце достаточно употреблять только фамилию с инициалами, так как полное имя уже было указано в заголовочной части.
Трудовая деятельность
Описание трудового пути работника может быть как полным, так и ограниченным работой в данной организации. При этом важно указать:
- на какую должность был принят на работу;
- показатели карьерного роста (в каком году, какие должности последовательно занимал);
- сведения о получении дополнительного образования, повышении квалификации, прохождении курсов и пр.;
- оценка результатов работы (в каких проектах принимал участие, чем руководил, что удалось выполнить самостоятельно и т.п.);
- достижения (успехи и поощрения либо, наоборот, провалы и порицания);
- стоит перечислить все награды и взыскания.
Личные качества
Один из самых важных разделов документа, ведь если трудовую деятельность можно оценить объективно (по наличию результатов, отсутствию дисциплинарных взысканий и т.п.), то характеристика личности всецело зависит от способа ее подачи. Особенно этот раздел имеет значение для внешних характеристик, ведь сторонние организации интересует, в первую очередь, «психологический портрет» человека, а не его трудовые достижения. Приведем план развернутой характеристики личности сотрудника, при необходимости можно выбрать нужные пункты и ограничиться ими.
- Общее впечатление, сложившееся о человеке за время сотрудничества с ним;
- мнение работодателя о способностях, проявленных сотрудником, и его потенциальных возможностях;
- рекомендации по поводу использования выявленных качеств;
- приблизительные психологические штрихи личности работника;
- оценка коммуникабельности, конфликтности, толерантности;
- выводы относительно дисциплинированности, ответственности, честности;
- степень принятия сотрудника коллективом;
- сведения о слабых местах в характере сотрудника;
- прогноз поведения в определенных ситуациях, важных для адресата характеристики;
- другие факты, которые работодатель посчитает нужным осветить.
Анкета персонажа: как собрать на своего героя настоящее досье
Анкета персонажа поможет автору избежать смысловых дыр и нестыковок в романе. Благодаря разработанному досье вы сможете выстроить логичный сюжет, создадите живого объемного героя. В статье предлагаем шаблон анкеты персонажа.
Редактор,
куратор блога Band
В материале мы расскажем:
Досье на героя
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Хороший писатель знает о своем герое самые интимные подробности: кто, откуда, зачем и почему он такой. Даже если полная предыстория вымышленного персонажа не попадает в финальную версию книги, она все равно имеет значение.
Чтобы держать все детали в фокусе и не пририсовывать герою внезапных новых «талантов» в середине книги, писатели используют анкету персонажа. Анкета помогает автору избежать смысловых дыр и нестыковок, формирует полноценную, живую личность героя. Чем детальнее досье, тем более реалистичен персонаж. Более того, хорошо прописанное досье на персонажа может двигать сюжет, помогать автору придумывать новые линии и повороты.
Что такое анкета персонажа
- Анкета персонажа
- это документ, подробно описывающий героя книги, новеллы, сценария, игры. Автор разрабатывает его до начала работы с произведением. На каждого значимого героя пишется отдельное досье. Документ должен включать такие блоки как происхождение героя и его бэкграунд, внешность, особенности характера, взаимосвязи и другое.
–
Под этим документом могут также иметь виду «досье героя», «матрица героя» и даже «зарисовка героя» (хотя последнее скорее о чем-то более коротком).
Шаблон анкеты персонажа
Даже если вы сейчас не планируете использовать эти данные в книге, все равно заполните каждый пункт. Можете добавить что-то свое. Тогда герой получится настоящим. У него будет личная история и читатель это почувствует.
Когда вы, как автор, будете обдумывать эти детали, в голове начнут прорисовываться сцены с их использованием.
Традиционно анкета для создания персонажа содержит следующие блоки и пункты.
- Имя: ФИО + прозвище + как называла мама (бабушка, папа) в детстве.
- Возраст: дата рождения + знак зодиака + возраст на момент событий в книге + соответствует ли персонаж своему возрасту внешне и внутренне + как его воспринимают окружающие (старик? юноша? мужчина в самом расцвете лет?).
- Гендер: пол персонажа + сексуальная ориентация + кем себя считает.
- Биологический вид: кто это? человек? существо с другой планеты? эльф? какая раса, национальность? Если это вымышленное существо, хоббит, например, то продумать историю народа традиции, особенности.
- Биометрические данные: цвет глаз, волос, рост, вес и т.д.
- Физические особенности: есть ли какие-то отклонения от норм – хромота? лишний палец? жабры?
- Внешний вид: любимая одежда, повседневная одежда, опрятность, какие-то необычные элементы или пристрастия в одежде, прическа.
Не переусердствуйте в погоне за индивидуальностью образа. Зачастую настоящие герои – обычные во внешности люди, но добавить запоминающуюся изюминку можно. - Речь: грамотная или нет, есть ли дефекты речи, использует ли сленг, может быть, особенные словечки?
- Тип личности: интроверт или экстраверт? флегматичен, меланхоличен?
- Уровень самоуверенности: уверен в себе или нет, как это проявляется.
- Привычки, принципы: жестикуляция (щелкать пальцами, например, когда разговаривает), ежедневная рутина (начинать утро с бокала шампанского), принципиальная позиция (не врет или не женится).
- Фобии и мании: чего боится, на чем зациклен.
- Все, что считаете важным и интересным: злопамятный или нет, простодушный или продуманный, отзывчивый и добрый или замкнутый и озлобленный.
- Семья: кто родители, какие были взаимоотношения в семье, есть ли братья и сестры, бабушки и дедушки.
- Браки и любовь: были ли браки, есть ли сейчас, какие отношения с партнером.
На значимых партнеров (любовников) необходимо завести свой профиль героя и так же расписать его историю, чтобы глубже понять взаимоотношения. - Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: что интересного и судьбоносного происходило? Может, гибель друга? Буллинг в школе? Выиграл в лотерею?
Анкету можно расширять до бесконечности, но для начала достаточно этих 19 пунктов. Важно, чтобы они коррелировали между собой. Ведь если ваш главный герой – бедный подросток из неблагополучной семьи, то вряд ли он будет обладать кристальной речью, а в одежде предпочитать итальянские бренды.
Что еще почитать по этой теме:
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Как вести и использовать досье героя
Самый простой способ – выписать профиль персонажа на лист бумаги (word, google docs) и держать под рукой во время работы, периодически заглядывая в него. На каждого героя свое распечатанное досье.
Если значимых персонажей несколько, можно использовать таблицы excel.
Например так:
Еще можно взять в работу сервисы по созданию mind map (интеллект карты). В картах можно прорисовывать причинно-следственные связи. Выглядит примерно так:
В сети много бесплатных сервисов по созданию mind map, интерфейс интуитивно понятен.
Пример анкеты персонажа
Приведем упрощенный пример анкеты на одного из известных литературных героев.
- Имя: Коровьев, он же Фагот, он же Длинный и Клетчатый.
- Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
- Гендер: мужчина, традиционной ориентации.
- Биологический вид: нечистая сила, рыцарь тьмы в человеческом обличье.
- Биометрические данные: голова маленькая, маленькие глазки, усы перышки.
- Физические особенности: высокий рост (под 2 метра), худощав.
- Внешний вид: носит клетчатый пиджак, картуз и пенсне, одно стеклышко которого треснуто. Вид неопрятный. «На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…»
- Речь: «треснувший», «дребезжащий», «трескучий», «разбитый», «громкий козлиный» тенор. В речи может использовать блатной жаргон, может паясничать. Разговаривает развязно и весело.
- Сфера деятельности: помощник Воланда, официально – его переводчик на время визита в Москву. Также маг, чародей, регент. Также рыцарь тьмы.
- Друзья: кот Бегемот и демон Азазелло.
- Увлечения: фокусы, шутки, розыгрыши.
- Тип личности: экстраверт в виде Коровьева, но замкнутый интроверт в истинном обличье.
- Уровень самоуверенности: самоуверен.
- Все, что считаете важным и интересным: хитрый, глумливый, может быть жесток.
- Семья: неизвестна.
- Браки и любовь: нет.
- Важные события в жизни, которые могли бы повлиять на характер: когда-то давно темный рыцарь неудачно пошутил, за что и был наказан образом шута.
Анкета из примера составлялась по готовому литературному образу, но в действительности все наоборот – сначала анкета, а потом введение героя в литературное произведение.
Если в голове уже возник персонаж, оживите его в деталях, зафиксируйте их на листе, используя шаблон персонажа.
И приходите на наши курсы литературного мастерства за новыми знаниями, вдохновением и практическими заданиями. Наши редакторы подскажут и дадут обратную связь.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Как правильно составить характеристику на ученика (школы, колледжа, вуза)? Рекомендации, образцы, примеры.
Для чего составляется характеристика на ученика? Она подразумевает описание достоинств и недостатков кого-либо или чего-либо. В данной статье будет рассмотрена характеристика на ученика школы или другого учебного заведения. Такой документ требуется в случае перевода учащегося из одного класса в другой, из младшей школы – в старшую или при переходе в другую школу. По окончании школы для поступления в другое учебное заведение тоже может понадобиться характеристика. В военкоматах от призывников тоже не редко просят характеристику с места учебы. И самое не приятное, ее требуют в полиции, при постановке неблагополучного ученика на учет или при заведении уголовного дела.
Во всех этих случаях характеристика это почти то же самое, что и резюме при устройстве на работу, только пишется она не самим учеником, а его учителем. В ней указываются учебные успехи, степень физического развития, отношения со сверстниками учителями и многое другое.
Характеристика может быть обыкновенной и психологической, либо включать все сведения.
План характеристики
Характеристика на учащегося должна содержать следующие пункты:
1. Общие сведения об учащемся. Фамилия, имя, отчество, возраст, в каком классе учится, национальность, внешний вид, внешкольные увлечения школьника, чем занимаются родители, полная или не полная семья;
2. Состояние здоровья и физическое развитие. В этом пункте указываются особенности физического развития школьника и на сколько оно соответствует возрасту. Если ребенок занимается спортом, – указать каким и каких успехов достиг. При указании состояния здоровья используются данные школьного медпункта и полученные из беседы с родителями. Тут же указываются вредные пристрастия: курение, алкоголь, наркотики;
3. Условия семейного воспитания. В этом пункте указываются подробные сведения о составе семьи, ее социальном положении. Указывается образование родителей, бытовые и жилищные условия, материальное благосостояние. Должно быть уделено внимание нравственному климату в семье, какое воспитание в семье поучает школьник (положительное или отрицательное). Отдельно описывается отношение ребенка к членам семьи;
4. Интересы ученика. Указываются интересы школьника как учебные, так и внешкольные. Дается оценка устойчивости интересов, глубина, ширина диапазона интересующих тем, направленность, степень увлеченности;
5. Интеллектуальное развитие. Этот пункт содержит сведения об особенностях памяти, то есть как именно (способ) запоминает школьник – зрительно, на слух и т.п. На сколько прочно, быстро и полно происходит запоминание. Особенности мышления подразумевают умение анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний и синтеза выводов из них. Также сюда входит логичность в суждениях, склад ума и уровень самостоятельного мышления. Внимательность – умение переключать внимание, концентрироваться на каких-либо отдельных задачах, степень развития произвольного внимания, умение распределить внимание на несколько задач. В этом же пункте должна быть информация об уровне развития общейучебных умений. Это умение планировать и организовывать свою учебу, отыскивать необходимую информацию, на сколько рациональны учебные умения, какова степень культуры умственного труда. Здесь же указывается развитость речи. В это описание входит словарный запас, культура речи, умение делать выводы и рассуждать, насколько выразительна и грамотна речь;
6. Особенности темперамента. Здесь описывается преобладающие эмоции ребенка и их устойчивость, как часто меняется эмоциональное состояние школьника. Указывается, какой тип темперамента преобладает у ученика, сила или слабость нервной системы, на сколько он уравновешен, подвижен, его темп психических реакций и реактивность ребенка. Дается анализ характера эмоций, т.е. насколько ребенок вспыльчив, сдержан, обидчив и т.п. Какова его эмоциональная возбудимость – впечатлительность, раздражительность. Необходимо указать степень агрессивности или депрессивности;
7. Волевые качества. Здесь, фактически, определяется, на сколько ученик способен устойчиво стремиться к поставленной цели, его самостоятельность, решительность, настойчивость, умение управлять своими эмоциями;
8. Коммуникабельность в отношении с коллективом класса и учителями. Здесь дается характеристика понимания учеником своего места в коллективе, его отношение к своему положению (доволен или нет). Если не доволен, то какую роль он хотел бы играть. Также оценивается отношение к коллективной жизни класса: проявление активного участия или пассивный исполнитель. Отношение к общественным поручениям. Каково его отношение к мнению коллектива относительно него, как к нему относится большинство ребят в классе. Оценивается отношение ученика к преподавателям и учителей к нему. Взаимоотношения с противоположным полом. Есть ли близкие друзья в классном коллективе. Готов ли придти на помощь товарищам.
9. Уровень притязаний и самооценка показывают, на сколько ученик стремится занять то или иное положение в коллективе класса, достичь поставленных целей в учебе и жизни. Оценивается на сколько самооценка ученика адекватна в различных видах деятельности и поступках, в отношении себя и своего внешнего вида.
10. Морально-этические качества отражают обще принятые понятия: чуткость, заботливость, честность, возможность предательства, справедливость, лицемерие, нарушению правовых норм. В этой же части рассматривается тактичность в отношениях со сверстниками и преподавателями, родственниками и чужими людьми. Оценка крепости дружбы и способности защитить близкого в сложной ситуации то же излагается здесь.
Заключение. Подводится итог описанных качеств ученика. Говорится о преобладающих чертах его характера и как они влияют на учебу и личную жизнь. Делается вывод о том, что следовало бы изменить и как целесообразнее, с педагогической точки зрения, это сделать.
Конечно в характеристиках на учеников не надо все эти пункты подробно расписывать, 1-3 предложений обычно достаточно чтобы изложить всю суть. Но важные моменты или особенности ученика (если они есть) стоит расписать подробнее.
Психологическая характеристика
В данном разделе будет схематично описана методика оценки психологического образа ученика. Это задача школьного психолога, но учитель все же должен представлять каким образом проводится эта работа.
Для составления психологической характеристики ученика используется ряд тестов, направленных на определение степени тревожности ребенка, особенности его самооценки и уровня школьной мотивации. Используя эти тесты, психологи могут дать конкретный ответ, какие именно причины необходимо учитывать, чтобы изменить в положительную сторону какие-либо негативные черты характера ученика.
И так, как и описанная выше характеристика начинается с имени, возраста и семейного состава характеризуемого. Далее приводятся результаты проводимых тестов, и в конце делается вывод на основе анализа результатов тестов с последующими рекомендациями. Для оценки тревожности используется тест Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, который заключается в последовательном показе картинок с изображением ребенка в различных ситуациях. При этом на рисунке ребенок изображен без лица, а от испытуемого требуется сказать какое лицо (грустное или веселое) в данной ситуации должно быть по его (ее) мнению. Рисунки разделены на группы: ребенок со сверстниками, со старшими или младшими детьми, с родителями, с учителями. Ответы по каждой группе рисунков оцениваются отдельно в процентном соотношении. Обобщение результатов позволяет сделать вывод о той или иной степени (в %) тревожности в различных ситуациях.
Вывод об особенностях самооценки делается на основе теста «лесенка». Из самого названия можно догадаться, что ребенок должен поставить себя на какую-то ступень и расставить относительно себя всех предложенных ему персонажей: родителей и родственников (папа, мама, братья и сестры, бабушки и дедушки), школьный коллектив, друзья во дворе и школе, учителя. Для удобства вычислений самооценки можно предлагать лесенку с10-ю ступенями. Результаты теста описательные по отношению к каждому предлагаемому персонажу.
На основании этих тестов делается вывод об отношении ребенка к школе и семье. Сопоставление результатов тестов помогают выявить причины того или иного поведения школьника.
Отличия характеристик на учеников младшей и средней школы и профессиональных учебных заведений
Принципиально характеристика на учеников младшей и средней школы отличается только возрастом ребенка. Обе характеристики составляются по приведенному выше плану. Как для учащихся младших классов, так и для средней школы указывается склонность ребенка к гуманитарным или естественным наукам.
Характеристика на учащихся профессиональных учебных заведений дополняется отношением к получаемой (полученной) профессии, успехи в ее освоении, профессиональные навыки. Во всем остальном, следует придерживаться того же плана составления характеристики.
Как написать характеристику на ученика
Как написать характеристику на ученика? Что нужно учитывать при составлении данного документа? Обо всем этом подробно мы поговорим в данной статье.
Инструкция:
Вам понадобится:
Знания о личности ученика, доступ к компьютеру или же обыкновенная шариковая ручка и лист бумаги формата A4.
1
Что такое характеристика? Подобный документ является своеобразным отображением личности человека, на которого он составляется. Назначение характеристики может быть достаточно разнообразным. Начиная со школьной скамьи, характеристика будет сопровождать человека при постановке на военный учет, поступлении в ВУЗы, трудоустройстве на постоянное место работы. Исходя из этого, при написании подобного документа следует быть предельно внимательным, так как в дальнейшем именно от грамотно составленной характеристики будет зависеть жизнь человека.
2
Перед тем, как написать характеристику на ученика, вам следует обратить внимание на следующие факторы.
Прежде всего, присмотритесь, какое отношение он проявляет в общении с остальными детьми, как общается с преподавателями и как реагирует на их замечания. Также при составлении подобного документа помимо поведения ученика необходимо учитывать мнение окружающих его людей – пользуется ли он авторитетом среди учащихся, общителен ли ученик или же замкнут в себе, принимает ли участие в жизнедеятельности класса или же старается избегать этого. В характеристике помимо всего перечисленного необходимо упомянуть об успеваемости характеризуемого человека. Принимая во внимание все эти факторы, вы можете приступить непосредственно к написанию характеристики.
3
Изначально в документе указывается его назначение, например, главному военному комиссару (в случае постановки ученика на воинский учет) или же начальнику ОВД (в случае запроса характеристики представителями органов внутренних дел). После оформления данного пункта следует перечисление психологических особенностей характеризуемого. Помните, что от того как вы напишете характеристику будет зависеть дальнейшая судьба ученика. Учитывая его ранний возраст, не следует усугублять дело излишеством негатива – всегда старайтесь смягчить краски, даже если личность ведет себя неэтично. Конечно, максимальной лояльности проявлять не следует. Отображайте все как есть, грамотно подбирая термины и описания поведения ученика.
После составления характеристики документ следует заверить своей подписью, а также подписью и печатью от имени директора учебного заведения.
Как написать характеристику ученику?
В последнее время достаточно частыми становятся случаи, когда классному руководителю приходится писать характеристику ученику. Чаще это бывает необходимо сделать, когда происходит что-то неординарное, когда требуется вмешательство компетентных органов. Итак, вам нужно написать характеристику. Конечно, прежде всего необходимо будет опираться на свои впечатления и наблюдения, но если есть возможность, побеседуйте с учителями-предметниками, работающими в классе, школьным психологом. Кроме того, если позволяет обстаятельства, выясните мнение одноклассников.
Никогда не выкидывайте черновики характеристики, так как очень часто приходиться писать характеристику на ученика даже после окончания им школы: в военкомат, при приеме на работу, при поступлении в другое учебное заведение.
Примерная структура характеристики учащегося общеобразовательной школы может иметь следующие составляющие:
- Развитие (интеллектуальное, физическое, нравственное).
- Учение (способности и возможности, прилежание, результат).
- Интересы (направленность интересов, глубина, постоянство, перспективность).
- Жизнь в коллективе класса (статус в коллективе).
- Отношения с товарищами и учителями.
- Характер (моральные и волевые качества).
- Направленность личности (убеждение, поведение).
- Деятельность (общественно полезная, познавательная, трудовая, досуговая).
Помните, что характеристика — ваша оценка личности ученика, а оценка эта должна быть взвешенной, обоснованной. Можно использовать несколько другую структуру написания характеристики школьника:
- Состояние здоровья.
- Социальное положение родителей.
- Взаимоотношения в семье.
- Тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).
- Черты характера, акцентуации.
- Волевые черты характера (решительность, смелость, активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и т. д.)
- Организованность (самоконтроль, выдержанность, самообладание, самокритичность, дисциплинированность).
- Особенности памяти, речь, эмоции.
- Успеваемость, интеллектуальное развитие (любимые предметы, нелюбимые предметы).
- Характер чтения.
- Отношение к труду (учебному, физическому, общественно полезному, труду по самообслуживанию).
- Взаимоотношения в группе, коллективе, положение в коллективе.
- Отношение к родителям, учителям, сверстникам.
- Отношение к себе: самокритичное, переоценка собственной личности.
- Участие в жизни класса, школы.
- Занятия в свободное время и сведения о том, с кем преимущественно общается школьник.
- Наиболее типичные проявления недисциплинированности.
- Педагогические выводы и рекомендации.
В любом случае вне зависимости от того, по какому плану будет написана характеристика, важно помнить о недопустимости «навешивания ярлыков», об ответственности за свою позицию. И еще: безапелляционность — свидетельство скудности мировоззрения. Важно умение классного руководителя правильно выбрать меру в выражении своих эмоций.
Конечно, педагогические выводы и рекомендации классного руководителя будут зависеть от назначения требуемой характеристики, и все же они должны быть написаны с позиций уважения к личности ученика, понимания ответственности за его судьбу.
Все новое это хорошо забытое старое, поэтому я часто обращаюсь к старым изданиям, в которых много полезного для нашей работы. Библиографические данные книг, по своей молодости, я не сохранил, но полезные моменты предлагаю Вашему вниманию.
В классах всегда возникает необходимость написать характеристику на своих учащихся. Для этого я использую приведенный ниже примерный план психологической характеристики ученика. Желаю удачи!
Раздел 1. Общие сведения о ребенке.
Анкетные данные.
– Фамилия, имя.
– Дата рождения.
– Школа, класс.
– Специализация школы.
Сведений о состоянии здоровья.
– Часто ли болеет (часто, средне, редко).
– Хронические заболевания (какие).
– Особенности функционирования нервной системы:
- быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
- стабилен в проявлении настроения;
- преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
- преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические).
– Занятия общественно полезным трудом (каким).
– Занятия в художественной самодеятельности (какой).
– Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.
– Занятия спортом (каким).
– Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
Направленность интересов:
– На учебную деятельность;
– На трудовую деятельность;
– На художественно – эстетическую деятельность;
– На достижение в спорте, туризме;
– На отношения между людьми.
Отношения к делу:
- Общественная активность.
– Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
– Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
– Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
– Редко принимает участие в общественных делах.
– Отказывает участвовать в общественных делах.
- Трудолюбие.
– Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
– Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
– Редко охотно берется за работу.
– Чаще всего старается уклониться от любой работы.
– Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
- Ответственность.
– Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
– В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
– Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
– Очень редко выполняет порученное ему дело.
– Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
- Инициативность.
– Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
– Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
– Редко сам начинает новое дело.
– Почти никогда сам не начинает новое дело.
– Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
- Организованность.
– Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
– В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
– Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.
– Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.
- Любознательность.
– Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
– В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.
– Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.
– Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
– Равнодушен к всякого рода новым знаниям.
- Аккуратность.
– Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут – и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
– Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.
– Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
– Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет
общественное имущество, даже портит его.
– Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям:
- Коллективизм.
– Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.
– Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.
– Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
– Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
– Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».
- Честность. Правдивость.
– Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.
– Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
– Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
– Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
– Склонен всегда, говорить не правду.
- Справедливость.
– Активно борется с тем, что считает несправедливым.
– Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
– Редко выступает против того, что считает несправедливым.
– Не добивается справедливости.
– Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
- Бескорыстие.
– В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
– Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
– Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
– В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
– В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
- Общительность.
– Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
– Как правило, с удовольствием общается с людьми.
– Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
– Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
– Замкнут, необщителен.
- Чувство товарищества.
– Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
– Как правило, помогает товарищам.
– Помогает товарищам, когда его просят.
– Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
– Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
- Отзывчивость.
– Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
– Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
– Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.
– Почти не умеет сочувствовать другим.
– Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
- Вежливость, тактичность.
– Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
– Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
– Часто бывает, невежлив и нетактичен.
– Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
– Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе:
- Скромность.
– Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
– Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.
– Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
– Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.
– Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
- Уверенность в себе
– Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.
– Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.
– Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
– Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если
сам может справиться.
– Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
- Самокритичность.
– Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
– В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
– Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
– К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.
– Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
- Умение рассчитывать свои силы.
– Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.
– Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
– Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
– В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
– Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
- Стремление к успеху, первенству.
– Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.
– Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.
– Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
– Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».
– Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.
- Самоконтроль.
– Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
– Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
– Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
– Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
– Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
Волевые качества личности
- Смелость.
– Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
– В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
– Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
– В большинстве случаев отступает перед силой.
– Всегда отступает перед силой, трусит.
- Решительность.
– Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
– В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
– Иногда колеблется перед ответственным решением.
– Редко решается принять какое – либо ответственное решение.
– Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
- Настойчивость.
– Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.
– Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
– Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
– Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
– Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
- Самообладание.
– Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
– Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.
– Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
– Часто не может подавить нежелательные эмоции.
– Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
Положение ребенка в детском коллективе.
- Авторитет в классе.
– Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
– Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
– Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой – то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
– Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
– В классе авторитетом не пользуется,
- Симпатия.
– Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
– В классе ребята относятся к нему с симпатией.
– Пользуется симпатией только у части одноклассников.
– Пользуется симпатией у отдельных ребят.
– В классе его не любят.
- Авторитет во внешкольных объединениях.
– Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
– Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
– Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)
– Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).
– Не является членом никакого внешкольного объединения.
Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание.
– Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
– Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.
– Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
– Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
– Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.
Память.
– При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
– При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
– Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.
– При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.
– Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление.
– Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
– Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
– Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
– В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
– Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная реактивность.
-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.
– Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.
– Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
– Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
Общий эмоциональный тонус.
– Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.
– Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
– Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
– В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
– Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность.
– Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
– Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
– Эмоционально уравновешен.
– Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
– Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
Характеристика является важным документом, в котором указывается персональная информация о сотруднике, с описанием его личных и профессиональных качеств. Составляется документ в зависимости от требований и органов, куда он будет подаваться. Можно конечно скачать образец из интернета, но лучше составить свою, индивидуальную (личную) характеристику. По составленной информации, руководитель сделает вывод о компетенции и личных качествах человека, а также о его характерологических особенностях.
Смотрите далее: как написать характеристику.
Содержание:
- 1 В суд с последнего места работы
- 2 По месту требования
- 2.1 Пример:
- 3 Производственная на рабочего
- 3.1 Пример:
- 4 Менеджера
- 5 Образец на работника – водителя
- 5.1 Пример:
- 6 Главного бухгалтера и бухгалтера-кассира
- 7 Юриста или юрисконсульта
- 7.1 Пример:
- 8 Учителя (преподавателя)
- 8.1 Образец:
- 9 Врача (медицинского работника)
- 10 Уборщицу
- 11 Дворника
- 12 Лаборанта
- 13 Повара
- 13.1 Образец
- 14 Воспитателя детского сада
- 14.1 Пример:
- 15 Журналиста
- 16 Охранника
- 17 В полицию по уголовному делу
- 18 Начальника отдела кадров
- 19 Справка-характеристика
- 19.1 Бланк – форма (образец для заполнения)
- 19.2 Готовые шаблоны для заполнения характеристики
- 20 Характеристики юрисконсульта
В суд с последнего места работы
Возникают различные ситуации, когда людям необходимо участвовать в судебных процессах. В этих случаях требуется предоставить характеристику с последнего места работы. Многое определяет вид процесса – уголовный или гражданский. Для каждого существуют свои нюансы описания сотрудника с акцентированием определенных качеств.
Гражданский судебный процесс будет рассматривать выполнение трудовых обязанностей, перспективного карьерного продвижения, стабильность трудоустройства. При усыновлении истцу или ответчику желательно предоставить документ, в котором описаны положительные качества и финансовая обеспеченность.
Структура характеристики в суд представлена такими разделами:
- дата и место составления;
- ФИО, должность, дата рождения;
- стад работы с последнего места работы;
- семейное положение и состав семьи;
- образование, курсы, навыки;
- реквизиты и наименование компании;
- описание вида деятельности, которым занимается сотрудник;
- служба в армии;
- достижения, поощрения, награды.
Характеристика заверяется руководителем или начальником отдела кадров. Важные формулировки – платежеспособность и уровень заработной платы, уровень профессионализма, деловой потенциал, отношения с коллегами и ответственность.
По месту требования
В зависимости от разновидностей и целей составления различают документ внешнего и внутреннего типа. Внешний составляется по месту требования – в банк, военкомат, государственные органы и структуры, в полицию и т.д. При составлении руководствуются общепринятыми правилами составления деловых документов. Описывается личность, трудовые достижения, стрессоустойчивость, конфликтность, поведение в коллективе, отношение к коллегам, компетентность.
Общее описание должно создать образ личности и помочь сформировать правильное мнение.
Пример:
Характеристика
Ф.И.О работает в (название фирмы) с 01.02.2018г. по сегодняшний день на должности менеджера-консультанта.
За время работы ________ зарекомендовал(а) себя как ответственный, целеустремленный, трудолюбивый сотрудник. Придерживается норм корпоративной этики.
В коллективе имеет хорошую репутацию, отношения с коллегами дружелюбные, открытые, всегда отзывчивый. Клиенты ценят его за высокую культуру общения и профессиональный подход в работе.
С поставленными задачами и проблемами справляется креативно, быстро и качественно. Имеет прекрасную коммуникацию. При поставленных сложных целях всегда справляется с ними и предоставляет полезные советы.
Работает над повышением квалификационных знаний и профессионального уровня, занимается саморазвитием и обучением. Всегда приходит на помощь другим, за что его ценят в коллективе.
Самостоятельный в работе, выполняет сложные разнообразные виды заданий от руководства.
Для предоставления по месту требования.
Дата __________ Подпись ____________
Производственная на рабочего
Данный вид документа характеризует способности сотрудника и его навыки. Часто предоставляется на новое место работы, чтобы работодатель имел возможность узнать о претенденте на должность.
Составляется и подписывается руководителем фирмы. Обязательно необходимо указать выговоры, предупреждения, взыскания, которые были следствием серьезных нарушений.
Требования и структура производственной характеристики:
- порядковый номер документа и дата составления;
- хронология трудоустройства и становления на рабочем месте;
- наличие поощрений, нарушений, взысканий;
- подпись руководителя и печать фирмы.
Характеристика должна объективно описывать человека с точки зрения его квалификации и отношения к работе.
Пример:
Специалист по учету товарно-материальных ценностей Иванченко В.П. в компании работает два года. Имеет ряд положительных профессиональных качеств: ответственная, добросовестно относится к обязанностям, соблюдает и придерживается корпоративной инструкции и законодательных нормативов. Вовремя составляет отчеты, грамотно ведет документацию.
Участвует в корпоративной жизни коллектива, имеет хорошую репутацию, ценится в коллективе за открытое отношение и трудолюбие.
Менеджера
Характеристика
Выдана Петровой Нине Васильевне, 23 октября, 1983 г.р., работающей в должности менеджера.
Петрова Нина Васильевна, работает в ТЦ «Город», расположенном по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.12, к.2.
Нина Васильевна поступила на работу в качестве продавца-консультанта, но проявив ответственность и клиентоориентированность, была переведена в статус менеджера по продажам.
За все время работы Нина Васильевна проявила себя как ответственный, исполнительный и дисциплинированный сотрудник, стремящийся к повышению своего уровня знаний и качественному выполнению порученной работы.
Нина Васильевна придает большое значение охране труда и выполнению техники безопасности, соблюдает внутренние правила, действующие в фирме, и распорядок рабочего дня.
За все время работы Нина Васильевна проявил себя как добросовестный работник, быстро выполняющий свои должностные обязанности, и способный в короткие сроки справиться с большим объемом работы. Вежливо и тактично общается со всеми коллегами и клиентами компании. Трудолюбивая, честная, пунктуальная, умеет работать в команде. Не создает конфликтные ситуации в коллективе, пытается решить возникшие в коллективе конфликтные ситуации со стороны. Очень ответственно работает с документацией.
За время работы выговоры и взыскания за какие-либо нарушения ни разу не получала.
Управляющий отделом продаж подпись / Семенова И.Р. /
Образец на работника – водителя
Причины составления
Выдается в 2 случаях:
- по личному требованию работника;
- в ответ на запросы внешнего и внутреннего типа.
Внешняя характеристика – составляется по требованию самого водителя или других пользователей: банк, суд, адвокатская фирма. Внутренняя предоставляется на требование актов, выданных органами руководства компании. В случае перевода в другой отдел или должность.
Структура текста
Составляется в произвольной форме без стандартной формы. Исключение – запросы в государственные органы, когда выдается конкретный бланк.
Условно ее разделяют на 5 частей:
- Заголовок.
- Анкетные данные.
- Трудовая деятельность.
- Основная часть – личные качества.
- Заключение.
Пример:
Общество с ограниченной ответственностью «Гарант»
г. Самара, ул. Строителей, 2А
01 марта 2018 года
ХАРАКТЕРИСТИКА
Выдана водителю категории «В» и «С» Макаренко Владиславу Николаевичу,
(водительская категория, ФИО сотрудника)
1980 года рождения, образование средне-специальное.
2001 году окончил Самарский колледж по специальности «Автомеханик».
В 2010 году принят на работу в ООО «Гарант» водителем.
На протяжении этих лет аварий и нарушений не было. Ответственно выполняет поставленные задания. Всегда заботится о технической исправности транспортного средства. По неоднократным просьбам выполнял функции механика.
Вежливый и тактичный по отношению к другим. Коллеги уважают и ценят его. Трудовую дисциплину не нарушал.
В 2017 году награжден грамотой и денежным вознаграждением за честный труд и добросовестное отношение.
Характеристика выдана для предъявления по месту требования.
Директор _______
подпись _______ расшифровка
Главного бухгалтера и бухгалтера-кассира
В характеристике необходимо указывать: соблюдает ли сотрудник законодательные нормативные акты, как ведет учет каждого участка, как выполняет начисление заработной платы и налогов, придерживается ли кассовой дисциплины, ведет ли платежно-расчетные операции разных видов, составляет и сдает отчетность, владеет программным обеспечением, ведет аудит.
К тому же важно указывать такие качества как: усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, терпеливость, точность.
Юриста или юрисконсульта
На крупных предприятиях существует юридический отдел, который занимается составлением договоров, проверкой соответствия документов законодательству, судебными делами. Специалист должен быть не просто компетентный в своей деятельности, но и хорошо владеть навыками профессионала.
В документе важно указать: какими судебными делами занимался сотрудник, уровень подготовленности в решении законных и правовых вопросов, обязанности и проверка различных договорных актов.
Необходимо указывать личные качества, которые важны для бесконфликтной работы в коллективе.
Пример:
Общество с ограниченной ответственностью «Гарант»
г. Самара, ул. Строителей,2А
01 марта 2019 года
ХАРАКТЕРИСТИКА
Дана штатному юристу Макаренко Владиславу Николаевичу 1980 года рождения. Образование – высшее юридическое.
В 2007 году был принят на должность юриста.
В обязанности входит:
- составление и анализ договоров;
- составление внутренних документов;
- представление интересов организации;
- участие в судебных процессах.
За период работы зарекомендовал себя только с положительной стороны. Обладает такими качествами: грамотный, трудолюбивый, ответственный. Знает действующее законодательство, отлично ориентируется в изменениях и дополнениях.
Трудовую дисциплину не нарушает. Пользуется уважением среди коллег, отзывчивый, коммуникабельный.
Характеристика дана для предъявления по месту требования.
Директор ___________ (Ф.И.О.)
Учителя (преподавателя)
Написать данный тип документа может директор школы или завуч. Составляется в основном при прохождении переаттестации, для награждения, участия в конкурсах, трудоустройстве или по личному требованию.
Кроме стандартных разделов в характеристике учителя указывается: сколько выпусков у него было, какую методическую тему исследует, какая программа используется в системе обучения, обладание новыми технологиями в образовательном процессе, работа с учениками и родителями.
Для подтверждения профессионального уровня можно указать достижения учеников на различных олимпиадах.
Образец:
Характеристика
на Макаренко Владислава Николаевича учителя физики
высшей квалификационной категории
Самарская среднеобразовательная школа № 1
Макаренко В.Н. работает в данном учреждении с 2010 года. За этот период проявил себя как инициативный и ответственный сотрудник.
Макаренко В.Н. в совершенстве использует новые методические и технологические подходы в процессе обучения. Успешно использует их на практике, чем значительно повышает уровень успеваемости и заинтересованности учеников.
Характеризуется как грамотный, квалифицированный педагог, который знает особенности и проблемы обучения в данном предмете. Личностная направленность образования позволяет мотивировать детей и хорошо усваивать знания.
Особое внимание уделяет внеклассной работе, чтобы повысить коммуникативную активность учащихся. Для этого проводит мероприятия, соревнования, развивающие турниры.
В классном руководстве ориентируется на сплоченность класса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Создает различные ситуации, чтобы дети могли правильно реагировать и рассуждать в таких случаях в реальной жизни. Родители высоко оценивают его работу с учениками.
Активно участвует в методических конференциях, сборах, семинарах, повышает квалификацию во время прохождения курсов.
Характеристика дана для предъявления в __________
Директор подпись (Ф.И.О.)
Врача (медицинского работника)
В случае написания справки-характеристики для сотрудника медицинского учреждения становится непросто описать все обязанности и акцентировать внимание на конкретном аспекте. Для такого составления важно указать моральные, квалификационные, научные, деловые качества.
Это довольно серьезный документ, который в полной мере должен описать не только личностные особенности, но и всестороннюю обязанность этой сферы.
Обязательным пунктом необходимо выделить реагирование в форс-мажорных ситуациях, которые касаются безопасности здоровья и жизни пациента.
Уборщицу
ОАО «Евростар»
Характеристика на Яковлеву Елену Викторовну
За время работы в данной организации с 20.01.18 по 12.01.19 в качестве уборщицы, Яковлева Е.В. зарекомендовала себя как ответственный работник, профессионал своего дела. Ей присущи: высокая работоспособность, коммуникабельность, бесконфликтность. Особенно хочется подчеркнуть то, что Яковлева Е.В. прекрасно ладит с людьми. Елена Викторовна всегда аккуратно выполняет свою работу, следит за трудовой дисциплиной. Яковлева уважаема среди коллег. Она не курит, не пьет спиртные напитки. Претензий и замечаний к ее работе нет.
Выдана:
«22» октября 2019 года
подпись Начальник АХО (Антонова М.П.)
Дворника
Характеристика
В фирме ООО «Атмосфера» сотрудник Комаров Александр Федорович работает с 2012 года дворником.
За время работы Комаров Аександр Федорович проявил себя как честный, ответственный, трудолюбивый, исполнительный человек.
Комарову Александру Федоровичу, в силу занимаемой им должности, приходится очень много заниматься физическими нагрузками, с которыми он справляется очень хорошо. Коллеги подчеркивают, что Комаров Александр Федорович также является очень хорошим собеседником, при общении он открыт и дружелюбен.
Одно из главных качеств Комарова Александра Федоровича – это трудолюбие. При необходимости он готов остаться и работать во внеурочное время. Всячески старается быть полезен фирме.
Вредных привычек Комаров Александр Федорович не имеет, что очень важно для человека, который занимает данную должность.
Характеристика выдана для передачи по месту требования.
Выдана:
«12» декабря 2018 года
подпись (Андреев А.Н.)
Лаборанта
Характеристика
Михайлов А.В. работает старшим лаборантом с декабря 2011 г. Свои обязанности он исполняет на высоком уровне, инициативен, четко руководствуется инструкцией.
Михайлов знает, соблюдает требования нормативно-технических документов по проведению лабораторных исследований, анализов и испытаний. Александр Владимирович самостоятельно работает на всем имеющемся в лаборатории оборудовании, в том числе и новом.
Александр Владимирович следит за выполнением другими техниками исследований, анализов, испытаний по определению характеристик, состава, свойств материалов в соответствии с существующими стандартами и техническими условиями. Михайлов лично изучает результаты исследований, анализов и испытаний технологических проб и образцов, готовит на их основании отчеты, передает заключения на рассмотрение руководству лаборатории.
Михайлов учитывает выполняемые лабораторией работы по видам, объемам и срокам, а также своевременно информирует начальников подразделений и должностных лиц фирмы о результатах исследований, анализов и испытаний. Со знанием дела Михайлов руководит вспомогательными и подготовительными операциями по проведению особо сложных лабораторных работ, а при необходимости выполняет их лично. Делает это качественно и в точно отведенные для этого сроки.
Михайлов координирует действия техников, входящих в состав рабочей группы, занимающейся новыми методами исследований, анализами и испытаниями. Александр Владимирович поддерживает в исправном состоянии установки, приборы, инструменты и иное лабораторное оборудование.
В соответствии с установленными требованиями Михайлов ведет техническую документацию лаборатории, регулярно вносит предложения, направленные на усовершенствование работы лаборатории. Михайлов добросовестно и ответственно исполняет иные должностные обязанности старшего лаборанта. Он постоянно улучшает свои профессиональные навыки, знает, применяет в повседневной работе передовой опыт в области проведения исследований, анализов и испытаний материалов.
Михайлов старательно выполняет свою работу. Он работоспособен, рационально использует свое рабочее время, опрятен, аккуратен, физически здоров.
При внезапных изменениях в производственной обстановке Михайлов действует энергично и уверенно. Он часто вносит на рассмотрение руководства лаборатории мотивированные, всесторонне обдуманные предложения. Решения, указания и поручения руководства лаборатории Михайлов выполняет качественно, своевременно и точно в срок.
Методами коммуникации и обработки деловой, научно-технической информации, в том числе документированной, владеет в совершенстве.
Михайлов поддерживает хорошие отношения со всеми коллегами. Он пример деловой этики и порядочности. Неблаговидные и недостойные поступки не совершал. Критику Михайлов воспринимает спокойно, недостатки максимально быстро устраняет.
Выводы:
- Михайлов А.В. соответствует своей должности.
- Александра Владимировича требуется поощрить. Ему нужно объявить благодарность за добросовестное исполнение порученной ему работы и достижение в ней высоких результатов.
Повара
Составляется по требованию сотрудника. Большинство случаев – новое трудоустройство, оформление кредита. Как и все стандартные типы документов должна состоять из обязательных разделов.
В основной части следует уделить внимание выполнению должностных обязанностей. Важно указать на каком участке или цехе работает, знание технологии приготовления и технологических карт, владение различными техниками работы.
Повар должен не только выполнять приготовление блюд, но и руководить и сотрудничать с коллективом для слаженной работы.
Образец
Общество с ограниченной ответственностью «Гарант»
г. Самара, ул. Строителей,2А
01 марта 2019 года
ХАРАКТЕРИСТИКА
Принят на должность повара 21.03.2010 года.
За проработанное время в ресторане зарекомендовал себя как высококвалифицированный работник, который владеет специальностью. Знания применяет на практике в составлении меню, разработке новых технологических карт, организации работы.
Повышает уровень профессиональных знаний прохождением курсов и мастер классов.
В коллективе проявляет лидерские качества, за что пользуется уважением. Коммуникабельный, хорошо проявляет себя в непредвиденных ситуациях, прекрасно контактирует с клиентами.
Технику безопасности не нарушает.
Характеристика дана для предъявления в _______
Директор подпись (Ф.И.О.)
Воспитателя детского сада
Работники дошкольных учебных заведений проходят переаттестацию для повышения категории и уровня компетентности. В таком случае характеристику составляют родители с подтверждением руководителя дошкольного учреждения. Если справка предоставляется при переводе, новом трудоустройстве, тогда пишется от имени директора.
В характеристике указывается: умение воспитателя работать с детьми разного возраста, организация групп, соблюдение порядка, применение педагогических методов в работе, в новых подходах, решение конфликтных ситуаций между детьми.
Воспитатель должен соблюдать санитарную и личную гигиену ребенка, навыки в нахождении «общего языка» с проблемной категорией воспитанников.
Пример:
За время работы Иванченко В.В. зарекомендовал себя как грамотный, методически подкованный, квалифицированный работник.
Организация образовательного процесса происходит на основании педагогических требований и программ. Основная направленность в работе – развитие самостоятельности, личности ребенка, раскрытие потенциала и творческих способностей.
Интерес воспитателя к инновационным подходам и разработкам проявляется в высоких достижениях воспитанников. Группа постоянно принимает активное участие в конкурсах областного уровня.
Прошел курсы повышения квалификации. Награжден грамотой Управления дошкольных образовательных учреждений.
Среди личных качеств выделяется целеустремленность, наличие собственного мнения, уважение к коллегам, рассудительность.
Журналиста
Характеристика
Ветрова Маргарита начала свою работу в газете «Правда» в качестве внештатного журналиста в раздел новостей с октября 2011 года. В декабре 2011 года приказом главного редактора она была зачислена в штат на должность помощника главного редактора раздела новостей. На этой должности Маргарита работает в настоящее время.
Во время работы в нашей газете Маргарита продемонстрировала свои лучшие качества журналиста и помощника главного редактора. Она обладает аналитическим складом ума, способна оперативно работать, быстро переключается с задачи на задачу, умеет «видеть» и раскрывать интересные для читателя темы, обладает широким кругозором, умеет писать в нужной стилистике.
В качестве помощника главного редактора Маргарита выполняла следующие функции:
- следила за работой иных корреспондентов;
- проводила стилистическое и литературное редактирование материалов;
- наполняла колонки новостей, занималась поиском интересных тем;
- подбирала иллюстрации;
- собирала, согласовывала комментарии с экспертами.
Свои должностные обязанности Маргарита выполняла просто безупречно, поэтому, как ее непосредственный руководитель, могу рекомендовать ее для работы на подобной должности.
Главный редактор газеты «Правда»
число, подпись (Нефедов П.В.)
Охранника
ООО «Вера»
г. Москва, ул. Красносельская, д.4
8 495 004 87 69
Характеристика
На Дмитриева Павла Николаевича
Дмитриев П.Н. работал в фирме в период с 12.04.18 по 15.12.19 охранником.
За это время Дмитриев П.Н. показал себя добросовестным сотрудником. Он исполнителен, ответственно относится к порученным делам, четко выполняет должностные обязанности. Дмитриев П.Н. обладает высокими профессиональными и моральными качествами, не курит, не злоупотребляет алкогольными напитками.
Он внимательный, хорошо общается с коллективом, всегда старается помочь своим коллегам. Дмитриев очень добрый человек. Он рационально подходит к работе, уважаем в коллективе. Претензий от руководства никогда не получал.
Начальник охраны Сергеев М.А.
В полицию по уголовному делу
Составляется по таким поводам:
- для изучения человека, который проходит по судебному делу как подозреваемый, соучастник или свидетель;
- при трудоустройстве в правоохранительные органы;
- в случае проблем с законом несовершеннолетних, которые работают и ими интересуется полиция чтоб изучить личность.
Универсальной формы нет, но примерная структура должна содержать:
- дата;
- Ф.И.О., образование, квалификация и стаж работы;
- данные о том, кто составляет документ;
- специфика трудовой деятельности;
- описание личности сотрудника с указанием всех положительных и негативных сторон, возникновении конфликтов в команде, отношение к коллегам;
- семейное положение.
Писать характеристику важно от первого лица, желательно руководителя. Это сформирует изначально хорошее мнение о человеке.
Начальника отдела кадров
Характеристика
Светлова Галина Ермоловна, 1987 г.р., работает начальником отдела кадров компании ООО «Метеор» с августа 2012 года. В обязанности Галины Ермоловны входит кадровый отчет, оформление кадровой документации, организация собеседований, проведение тренингов, мастер классов для работников.
Галина Ермоловна зарекомендовала себя как ответственный и внимательный к деталям специалист, способный руководитель коллективом, состоящим из 6-8 человек, вести кадровый учет коллектива, состоящего из 200 человек. Отлично знает трудовое законодательство и успешно применяет его на практике. Проведенная государственными органами проверка показала, что в фирме отлично соблюдаются трудовые права сотрудников. Все бумаги оформляются без ошибок и точно в срок.
Галина Ермоловна умеет учитывать интересы работников и быстро решает конфликтные ситуации. За время руководства отделом кадров Галиной Ермоловной ни один из ее работников не обращался в трудовую инспекцию, т.к. все спорные ситуации и конфликты решались внутри фирмы.
Галина Ермоловна прекрасно владеет методикой эффективного подбора персонала. Она подбирает работников с необходимой квалификацией и стажем. Галина Ермоловна участвовала во всех собеседованиях, проводимых в фирме. Также она лично организовывает тестирования с потенциальными работниками.
Галина Ермоловна постоянно совершенствует свои профессиональные навыки. За 5 лет, проведенных в фирме, она прошла 3 курса повышения квалификации в сфере HR, а также прослушала 5 тематических семинаров.
За все годы работы Галина Ермоловна показала себя как доброжелательный, спокойный, уверенный в себе человек. Она умеет найти подход к каждому работнику, создает непринужденную и дружескую атмосферу в коллективе.
Справка-характеристика
Востребованность такого документа формирует основные правила и требования к его составлению. Необходимо последовательно указывать основные составляющие разделов, чтобы не писать все хаотично.
Логическая последовательность и хронология позволяют в общих чертах составить образ человека и предварительно понимать его специфику деятельности.
Бланк – форма (образец для заполнения)
Готовые шаблоны для заполнения характеристики
В зависимости от места предоставления – необходимо акцентировать внимание на тех чертах и качествах, которые будут рассматриваться в первую очередь. Для правильного составления характеристики лучше использовать эту общепринятую форму.
Характеристики юрисконсульта
Ниже вы найдете похожие характеристики, составленные специально для вас юрисконсультом, который работает в отделе кадров.
Весь архив характеристик, образцы и примеры, шаблоны и формы для самостоятельно заполнения Вы можете посмотреть на следующей странице.
Характеристики
В разделе собраны все образцы, шаблоны и бланки, указаны ссылки для более детального изучения востребованных документов.
Следующие характеристики – на работников (сотрудников)
Характеризуем руководителей: начальников и директоров, управляющих и заведующих, руководящих работников всех форм собственности.
Характерные документы на руководителя предприятия
Характерные документы предоставляются и в органы государственной автомобильной инспекции. Смотрите далее.
Характерные документы в ГАИ (ГИБДД)
Если человек заслужил отрицательную характеристику, значит награда нашла своего «героя» в виде негативной характеристики и отзыва о его трудовых и личностных качествах как работника, так и человека. Как составить – смотрите ниже.
Образец отрицательной характеристики с места работы, учебы
Характеристика с места работы требуется для объективной оценки деловых и личностных качеств работника. Ее запрашивают для награждения или взыскания, для исследования личности в суде и пр. Рассказываем, что писать в характеристике и как ее оформить.
В каких случаях необходима
Обычно специалистов отдела кадров просят составить характеристику:
- сами сотрудники;
- государственные органы;
- руководители организации.
В первом и втором случаях необходима нейтральная или положительная характеристика на сотрудника для предъявления ее в какие-то инстанции за пределами той организации, в которой работает человек. Например, в органы опеки и попечительства, учебное заведение, в котором он обучается без отрыва от производства, по новому месту работы или в суд. Т. е. оценка качеств работника требуется внешнему заказчику.
В третьем случае готовятся некие внутриорганизационные процедуры, связанные с оценкой сотрудника, и документ используют внутри учреждения. Его заказчик внутренний.
Кто готовит документ
Осознавая, для чего нужна и что такое характеристика, не всегда специалист кадровой службы способен ее составить, поскольку он не всегда знает о деловых качествах каждого работника на предприятии. В таком случае готовит такой документ непосредственный начальник сотрудника, а представитель кадровой службы лишь оказывает ему помощь в написании и оформлении бумаги.
Если за бумагой обращается работник, подготовить и выдать ее следует в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ). Это правило распространяется и на бывшего сотрудника, вне зависимости от того, как давно он уволился (см., например, Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750). Если заказчик внешний, то сроки обычно обговаривают дополнительно.
Примеры характеристик
В зависимости от целей создания содержание документа меняется, но общие правила составления остаются неизменными. Рассмотрим наиболее распространенные на практике варианты оформления бумаги.
Положительная и отрицательная оценка
Для начала приведем пример характеристики на работника с места работы, где положительно описывают профессиональные качества и сильные стороны человека. Это наиболее частый вариант, который приходится оформлять отделу кадров.
Клубтэкаев Карл Карпович — специалист высокого профиля, который трудится в ООО «Clubtk.ru» 15 лет. Его общий стаж работы составляет 22 года. За время своей работы в ООО «Clubtk.ru» он зарекомендовал себя как ответственный, квалифицированный сотрудник. Карл Карпович грамотно, быстро и эффективно решает поставленные перед ним задачи. Порученные ему проекты монтажа электрических систем выполнены качественно и в короткие сроки. Основными положительными качествами Карла Карповича являются его ответственность и упорство при достижении цели. Нельзя не отметить и его умение грамотно объяснить поставленную задачу другим специалистам. Клубтэкаев Карл Карпович дважды удостоен благодарности от руководства ООО «Clubtk.ru».
Другой пример — с отрицательным описанием профессиональных и личных качеств сотрудника:
Клубтэкаев Карл Карпович проработал в ООО «Clubtk.ru» слесарем 1 год и 3 месяца. За это время он не проявил высокого профессионализма. Несмотря на некоторые положительные качества, Карл Карпович характеризуется как малодисциплинированный работник. Отсутствие дисциплины проявлялось в несоблюдении сроков выполнения работ, регулярных опозданиях. Карл Карпович дважды подвергался дисциплинарным взысканиям.
Для поощрения
Следующий образец подойдет тем, кто готовит документ для поощрения сотрудника. Если оно инициировано руководством организации, требования к процедуре определяются локальными нормативными актами компании — правилами внутреннего трудового распорядка, положением о поощрении и т. п. Если специальной формы в этих ЛНА не предусмотрено, воспользуйтесь следующим шаблоном:
Для выбора верных слов подумайте, какие качества в компании считаются наиболее ценными, и, исходя из этого, давайте определение работнику. Пример, представленный выше, делает акцент на исполнительских качествах. Дополнительно укажите (на выбор или несколько сразу):
- преданность делу, лояльность компании и ее руководителям;
- способность принимать на себя решения, проявлять инициативу;
- ответственное отношение к качеству и срокам выполнения работ;
- умение выстраивать отношения с клиентами;
- иные особо ценные в вашей компании навыки, умения или качества.
Помимо поощрения на уровне работодателя, есть еще награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае к документам с места работы предъявляются серьезные требования (подробно об этом — в Указе президента РФ № 1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», письме администрации президента РФ № АК-3560 от 04.04.2012). Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями и предложенным образцом, чтобы корректно оформить документы о награждении.
Вот пример характеристики для награждения почетной грамотой министерства:
Для взыскания
Работник совершил проступок, и встает вопрос о взыскании: выговоре или увольнении. Возможно, проводится служебное расследование. Какую меру наказания выбрать? Для ответа на этот вопрос тщательно исследуются все обстоятельства и материалы происшествия. Если во внимание примут положительные качества:
- ответственность за выполняемую работу;
- отсутствие вредных привычек;
- соблюдение трудовой дисциплины и т. д., —
то наказание для работника, совершившего проступок, возможно, смягчат.
При повышении
В крупной организации, обладающей разветвленной иерархической структурой, или в государственных и муниципальных органах многие внутренние процедуры строго формализованы. Например, существует резерв управленческих кадров. Комплект документов на каждого участника такого резерва обязательно включает характеристики. В них акцент делается на качествах работника, необходимых для кандидата на руководящую должность: компетентность, волевые и организаторские способности, интеллект и авторитет.
При аттестации
Трудовым кодексом не регулируется процедура проведения аттестации персонала в организации. Но если такая процедура планируется, необходимо составить и утвердить приказом положение об аттестации, в котором необходимо прописать перечень документов, предоставляемых аттестационной комиссии, в том числе характеристику на аттестуемого работника.
В нее включают:
- сведения об образовании, повышении квалификации, должности, стаже работы;
- оценку результатов работы и выполнения значимых проектов;
- информацию о наличии или отсутствии взысканий или поощрений.
Для суда
В ходе судебных слушаний к материалам дела часто приобщаются характеристики на ответчика (обвиняемого): их вправе запрашивать любой участник судебного процесса, в том числе и работник, против которого возбуждено дело. Взять за основу в этом случае рекомендуем пример нейтральной характеристики на работника, поскольку выданный работодателем документ становится своего рода свидетельским показанием, и он должен быть максимально точным и правдивым. Кстати, такое объективное описание качеств сотрудников уже не раз становилось обстоятельством, смягчающим административную ответственность (см., например, решение Давлекановского районного суда от 23.08.2010 по делу № 12-93/2010).
Этот документ:
- составляют на бланке организации;
- включает анкетные данные сотрудника (Ф.И.О., год рождения, семейный статус, стаж работы, должность, образование и т. п.);
- содержит детальное описание деловых и личных качеств;
- завершают фразой, объясняющей цель составления (чаще всего «для предоставления в суд» или «для предъявления по месту требования»);
- подписывает руководитель предприятия;
- заверяют печатью (при наличии).
Если работник не согласен с характеристикой
Содержание такого типа документа работодатель не обязан согласовывать с сотрудником, за исключением случая проведения аттестации, когда он обязан ознакомить с ней аттестуемого заранее. Если тот выражает недовольство ею и результатами аттестации, он вправе обратиться в апелляционную комиссию или суд.