Как составить анкету для читателей

ОБРАЗЦЫ АНКЕТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ИНТЕРЕСОВ

Анкета «Какой я читатель?»

(для подростков 10-14 лет)

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемый читатель! У тебя уже немалый читательский опыт. Настало время осознать его. Мы предлагаем тебе ТЕСТ для самопроверки. Определи сам, какой ты читатель. Для этого прочитай этот тест и поставь рядом с высказываниями знак «+» в том случае, если они соответствуют твоему мнению.

Итак, какой я читатель?

1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.

2. Читаю медленно, вчитываюсь в каждое слово

3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки,

4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.

5. Люблю читать для души, а не по указке кого-то.

6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.

7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.

8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.

9. Книгам не очень доверяю; ведь это вымысел.

10. Верю во все, что в книге происходит.

11. Нет ничего скучнее чтения.

12. Чтение для меня самое интересное занятие.

13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.

14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.

15. Кто написал книгу — для меня не имеет никакого значения.

16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.

17. Я рассуждаю так книга — книгой, а жизнь — жизнью.

18. Для меня хорошая книга — та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней открываю себя

19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта — читай и все.

20. Быть хорошим читателем — это способность, которую надо развивать.

А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.

Ключ к разгадке

Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик. Ты способен чужую жизнь

почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было побольше.

Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что-то другое занимает тебя больше. Надеемся, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.

Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, то ты читатель по настроению.

Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще.

Анкета

«Умеешь ли ты читать художественную литературу?»

(для учащихся 9-11 классов)

Вступительное слово

Ты уже прочитал немало книг, и научных, и художественных. Уносился в другие миры, узнал о жизни разных людей, решал научные проблемы, окунался в сложные области знаний. Замечал ли ты, что чтение художественной литературы отличается от чтения научно-познавательной книги?

Задумывался ли над этой разницей? Оценивал ли себя как читателя? Вопросы теста организуют твою мысль в этом направлении. Прочти вопросы и отметь подходящие для тебя ответы.

1. Быстро ли ты читаешь художественную литературу?

а) моментально «проглатываю»;

б) по-разному;

в) медленно, вдумчиво.

2. В какой обстановке ты обычно читаешь книги?

а) в шумной;

б) в любой;

в) в тишине.

3. Перечитываешь ли ты книги?

а) часто;

б) никогда;

в) редко.

4. Интересует ли тебя внутренний мир героев книг?

а) главное для меня — действие, сюжет;

б) для меня это самое главное в художественной литературе;

в) иногда задумываюсь над этим;

5. Включаешься ли эмоционально в написанное автором?

а) бывает, и радуюсь, и грущу;

б) никогда не реагирую, ведь это выдумка;

в) иногда, в особо захватывающих местах.

6. Возникает ли у тебя образное представление читаемого?

а) создаются в воображении целые картины;

б) иногда вижу персонажей как живых;

в) никогда;

7. Соотносишь ли ты читаемое со своим личным жизненным опытом?

а) всегда сравниваю с собой и своим поведением;

б) иногда, когда ситуации похожи;

в) нет, книжные герои далеки от реальности, и я не нашел ни в одном произведении героя,

похожего на себя.

8. Интересны ли тебе авторы художественных произведений как личности и художники?

а) всякий раз это встреча с интересным человеком, оригинально мыслящим;

б) обращаю внимание только на знаменитых;

в) автор мне неважен, была бы книга интересна .

9. Пропускаешь ли ты описание природы?

а) да, они только отвлекают от сюжета;

б) иногда задерживаю на них внимание;

в) никогда, т.к. они помогают лучше постичь глубины происходящего.

10. Придумываешь ли ты продолжение прочитанного?

а) часто проигрываю про себя разные ситуации;

б) нет, это дело писателя;

в) иногда, в случае занимательности сюжета.

А теперь подсчитай свои баллы

№ вопроса  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

                  а 3  3  1  3  1  1  1  1  3   1

                  б 2  2   3  1  3  2  2  2  2   3

                  в 1  1   2  2  2  3  3  3  1   2

Ключ к ответам.

10-15. Мы можем поздравить тебя — ты идеальный читатель: читатель-художник и мыслитель одновременно. Ты наблюдателен, эмоционален, способен к сопереживанию и мысленному перевоплощению. Ты чуток к внутреннему миру людей. У тебя богатое воображение и неординарное мышление.

16-25. У тебя есть определенный читательский талант. Может быть, тебе не хватает

внимательности и более глубокого анализа прочитанного. Хотелось бы пожелать тебе хороших книг на твоем читательском пути, которые бы целиком, без остатка захватили тебя и вошли в твою жизнь навсегда.

26-30. Ты читаешь художественную литературу довольно поверхностно и с большей

скоростью, чем научную. Очевидно, тебе еще не попалась книга, которая бы полностью погрузила в себя, заставила задуматься, вчитываться в это еще раз. Сделай усилие — возьми в руки хотя бы небольшой рассказ и почитай его, не пропустив ни одного слова, ловя между строк образ автора.

Может быть, тебе откроется чудесный мир, полный жизни и красоты. Попробуй, ведь надо когда-то начать думать, чувствовать, страдать. Для этого и существует художественная литература.

Анкета

 «Круг чтения»

(для подростков и старшеклассников)

1. Как часто вы читаете?

а) ежедневно;

б) 2-3 часа в неделю;

в) гораздо реже.

2. Чем для вас является книга? Чем объясняется стремление к ней?

а) источник духовного познания;

б) источник эстетического наслаждения;

в) средство для подъема образовательного уровня.

3. Как вы оцениваете собственное чтение?

а) читаю много;

б) читаю мало, но достаточно для себя;

в) читаю много, но хотелось бы больше;

г) читаю мало.

4. Что предпочитаете читать?

а) русскую классику;

б) современную русскую литературу;

в) современную зарубежную литературу.

5. От кого узнаете о новых книгах?

а) от учителей;

б) от родителей;

в) от библиотекаря;

г) от знакомых, друзей;

д) из прессы.

Анкета «Изучение художественных интересов»

(для старшеклассников)

1. Какой вид искусства тебе больше всего нравится (литература, архитектура, скульптура,

театр, музыка, кино, живопись, балет)?

2. Что тебе нравится на уроках литературы?

а) узнавать об особенностях литературы;

б) чтение на уроках стихов, рассказов, отрывков из прозы;

в) слушать рассказ учителя о жизни писателя, поэта, драматурга;

г) писать сочинения;

д) делать доклады, сообщения;

е) обсуждать характеры и взаимоотношения героев книги;

ж) ничего не нравится.

3. Твой любимый писатель (поэт, драматург)?

4. Назови, какие книги этого художника слова ты читал.

5. Какие книги ты прочитал за последний месяц (кроме тех, которые требуются по программе)?

6. Что тебя привлекает в книге:

а) эстетическое наслаждение от описаний, портретов, пейзажей и др.;

б) занимает, в основном, динамичность, действие, сюжет;

в) образы героев произведения.

7. Нравится ли вам смотреть театральные постановки по прочитанным произведениям?

8. Сколько раз за последние полгода ты ходил в театр?

9. Назови увиденные в театре спектакли.

10. Какой нижегородский театр нравится тебе больше других?

11. Назови любого театрального режиссера и его постановку.

12. Назови свои любимые телепередачи.

13. Назови свой любимый художественный фильм.

14. Знаешь ли ты режиссера этого фильма? Назови его.

15. Назови знакомого тебе художника и его картину.

16. Назови знакомого тебе скульптора и его произведение.

17. Назови знакомого тебе композитора и его произведение.

49

18. Посещаешь ли ты эстрадные концерты?

19. На каких концертах ты был за последний год?

20. Какой из них больше всего тебе понравился?

С развитием Интернета у библиотек появилось больше возможностей узнать мнение читателей о работе учреждения и сотрудников: анкеты размещаются в социальных сетях, на официальном сайте, на страницах блога.

Рассказываем, как оформить анкету, чтобы читатели смогли быстро и без трудностей ее заполнить, а также приводим в пример несколько онлайн-ресурсов, которые позволят быстро составить анкету и распространить ее среди пользователей.

Библиотекари регулярно проводят среди своих читателей соцопросы, как правило, для того чтобы выяснить качество предоставляемых услуг, а также составить статистику читателей: пол, возраст, профессия и многие другие показатели. Это помогает составить объективное представление о своих читателях, какие книги больше всего пользуются спросом, а также определить свое место на рынке библиотечно-информационных услуг.

Соцопросы значительно упрощают процесс подготовки очередного мероприятия или творческой встречи. Библиотекари могут определить степень заинтересованности читателей в тематике предстоящего мероприятия.

Начало работы

В первую очередь необходимо определить четкую задачу, которую будет выполнять ваш опрос. От четко поставленной цели напрямую зависит содержание анкеты: вопросы, варианты ответов, заключение.

Шапка. В начале анкеты обязательно должно быть указано ее название — в «шапке» или в обращении к респонденту. Название постарайтесь придумать короткое – 3–4 слов будет достаточно.

Преамбула. После «шапки» следует преамбула, или вступительное слово, где следует поприветствовать респондента и вкратце описать, что от него требуется. Также в приветствии рекомендуется предупредить о том, что опрос является анонимным, а личные данные не уйдут к третьим источникам.

Окончание. В конце анкеты не забудьте поблагодарить респондента за уделенное время.

Составляем вопросы для анкеты

Все вопросы в анкете можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Например, вопрос «Нравится ли Вам профессия библиотекаря?» является прямым, поскольку его содержание и интересы исследователя совпадают, а студенты или преподаватели не обладают компетенциями ответить на него.

В косвенных вопросах эти два показателя расходятся. Например, вопрос «Согласны ли Вы, что профессия библиотекаря является одной из самых интересных?» относится к более широкому кругу респондентов, вне зависимости от профессии. Однако злоупотреблять таким типом вопросов не следует.

По наличию вариантов ответов вопросы могут быть разделены на несколько категорий:

1. закрытые — предлагается выбрать всего один вариант ответа.

2. полузакрытые — можно выбрать несколько вариантов ответа.

3. открытые — респондент может самостоятельно выбрать формат ответа, без подсказок (вариантов ответа).

В зависимости от выполняемых функций вопросы бывают контрольными и основными. Если основные вопросы несут в себе прямой смысл, то контрольные служат скорее для проверки искренности респондента. Они задаются, как правило, уже после того, как был дан ответ на основной вопрос.

Составляем структуру и порядок вопросов

Следите за объемом. Количество вопросов зависит от самого исследования. Однако следите, чтобы анкета не была слишком большой, — не у каждого респондента много свободного времени, которое он может уделить вашей анкете.

Соблюдайте логику. Грамотно выстроенная логика не вызовет лишних вопросов у отвечающего и не потребует дополнительного объяснения. Особенно за логикой следует следить в онлайн-анкетировании, где анкеты поддерживают такую возможность, как развитие дальнейшего опроса в зависимости от выбранного варианта ответа.

Выстраивайте сложность по возрастанию. Сначала разместите простые вопросы, ответы на которые не вызовут у респондента трудностей, затем — более сложные. Не забывайте при этом оставлять пустые поля для ответа респондента.

Будьте краткими. Вопросы должны быть четкими и восприниматься однозначно: уберите лишние слова, не влияющие на смысл, проверьте логическую последовательность.

Следите за целостностью блоков. Не следует переносить часть вариантов ответа на другую страницу — это попросту неудобно. Вряд ли кто-то будет сверять информацию на разных страницах, он либо пропустит вопрос, либо попросту не увидит оставшуюся часть вариантов. Соответственно, это негативно повлияет на результаты. Если вопрос не помещается на страницу, разумней будет его целиком перенести на другую страницу.

Проверяйте анкету после публикации. После того как вы опубликовали анкету, станьте первым респондентом своего же опроса: перейдите по ссылке, заполните все данные, отправьте результаты на электронную почту. Вполне возможно, что вы могли упустить важные детали, и чем раньше вы поправите неточности, тем лучше.

Рекомендации для составления вопросов

  • Составляйте грамотные и, по возможности, короткие вопросы. Вариантов ответа также не должно быть слишком много. Если понимаете, что в 3–4 варианта не укладываетесь, разумней будет добавить пустое поле «Ваш вариант».
  • Во вступлении опишите, с какой целью вы проводите опрос. Если необходимо, поясните, о чем респонденту надо помнить во время заполнения анкеты.
  • Старайтесь не злоупотреблять специальными терминами. Анкета должна быть понятна широкому кругу респондентов. Если терминологии не миновать, лучше пояснить значение в скобках или в сноске внизу страницы.
  • Если предполагается, что в опросе будут участвовать дети, то шрифт сделайте крупным, а расстояние между строками и пунктами — достаточно широким. Разместите на странице не более 3–4 вопросов.

Ресурсы для анкетирования в Сети

Survio
Создавайте собственные анкеты или воспользуйтесь готовыми шаблонами. Метод рассылки также можно выбрать: оставьте ссылку на анкету в соцсетях, сделайте email-рассылку, скопируйте код и добавьте на сайт в виде кнопки или всплывающего окна. Платный аккаунт предоставляет возможность составлять логику между вопросами (переход к следующему разделу в зависимости от выбранного ответа в предыдущем вопросе).

Google forms
Совершенно бесплатный, однако не менее функциональный сервис для составления онлайн-анкеты. Чтобы воспользоваться формами, достаточно зарегистрировать аккаунт в Google.

Simpoll
Можно создавать собственные анкеты, тесты, голосования. Сервис предлагает за достаточно небольшую сумму сделать pro-аккаунт, после чего откроется полный функционал сервиса. Чтобы распространить форму среди читателей, можно разместить скопированную ссылку на неё в соцсетях либо html-код на сайте библиотеки. Бесплатно доступны 3 формы по 10 вопросов. Перед использованием необходимо зарегистрироваться на сайте.

Online Test Pad
Бесплатный ресурс для создания опросов, доступный только после регистрации. Имеется большое количество типов вопросов (одиночный выбор, множественный выбор, свободный ответ, ранжирование и многое другое). Результаты опросов выгружаются в формате excel. Чтобы открыть доступ к готовой форме, скопируйте ссылку или разместите на сайте html-код.

Anketolog
После регистрации можно создавать собственные анкеты с нуля либо на основе шаблонов. В свободном доступе имеются 26 шаблонов для самых разных направлений опросов. Можно создать до 3 шаблонов по 10 вопросов. Платная версия предоставляет возможность sms-рассылки, а также помощь специалистов для грамотного создания сложных анкет.

Понравился ли Вам материал?

Анкета

Читательские интересы и предпочтения

Цель: выявление интереса к чтению, определение количества прочитанных книг, в том числе не из школьной программы, предпочитаемого жанра, соотношения чтения классической и современной литературы, русской и зарубежной, влияния классного чтения на формирование круга свободного чтения, роли семьи в выборе книг и в стимулировании к чтению.

  1. Читаете ли Вы книги?

– Да

– Нет

2. Вы читаете книги только по школьной программе или и другие?

А) Школьную

Б) Школьную и другую

3. Как часто Вы читаете?

А) Каждый день

Б) 1 раз в неделю

В) 1 раз в две недели

Г) Другой ответ

4. Любите ли вы читать?

А) Да. Почему?

Б) Нет. Почему?

5. О чём Вам интересно читать?

А) О путешествиях

Б) О приключениях

В) О магии

Г) О современных школьниках

Д) О войне

Е) Другой ответ

6. Каких авторов Вы читаете чаще всего?

А) Русских

Б) Зарубежных

7. Есть ли у Вас любимый автор?

– Да

– Нет

8. Назовите авторов книг, которые Вы читали и читаете.

9. Какие герои вам нравятся (назовите качества)?

10. На что вы обращаете внимание, когда читаете книгу?

– на сюжет

– На образ (на героя)

– на размышления автора

– на описание природы

– другое

11. Знаете ли Вы писателей и произведения нижегородских писателей? Назовите их.

– Да

– Нет

12. Обсуждаете ли Вы с семьёй, друзьями и знакомыми прочитанные книги?

– Да

– Нет

13. Кто помогает Вам выбрать книгу?

А) Родители

Б) Друзья

В) Учитель

Г) Сам

Д) Другое

14. Читают ли в Вашей семье вслух?

– Да

– Нет

15. Посещаете ли Вы библиотеку?

– Да

– Нет

1. Как Вы обычно проводите свое свободное время? (не более трёх вариантов): 
 – смотрю телевизор 
 – ничего не делаю 
 – читаю книги и журналы 
 – посещаю кино, театр, досуговые центры, дискотеки 
 – слушаю музыку 
 – общаюсь с друзьями 
 – провожу время за компьютером 
 – занимаюсь спортом 
 – занимаюсь творчеством 
 – путешествую 
Свой вариант: 

2. Как часто Вы посещаете библиотеку?
 – один раз в неделю 
 – один раз в месяц 
 – по мере необходимости 
 – не посещаю библиотеку 
Свой вариант: 

3. Чтение для Вас – это… (не более трёх вариантов):
 – повышение культурного и интеллектуального уровня 
 – выполнение учебного задания 
 – наказание, придуманное взрослыми 
 – удовольствие 
 – разновидность отдыха 
 – пустое времяпровождение 
Свой вариант: 

4. Как Вы выбираете книги для чтения? 
 – по совету друзей 
 – ориентируюсь на фамилию знакомого автора 
 – по совету библиотекаря 
 – отслеживаю информацию о книгах в Интернете 
 – следую моде на произведение 
 – выбираю с книжных выставок библиотеки 
 – случайно 
Cвой вариант: 

5. Произведения каких жанров и тематики Вам нравятся?
 – детективы 
 – фантастика 
 – приключения 
 – фэнтези 
 – отечественная классика 
 – зарубежная классика 
 – романы о любви 
 – житейская проза 
 – поэзия 
 – комиксы, манга 
 – исторические романы 
 – военная проза 
 – юмористическая литература 
Cвой вариант 

6. Есть ли у Вас любимые писатели? Если да, напишите, пожалуйста, какие.
 – да  
 – нет 
 – затрудняюсь ответить

7. Можете ли Вы назвать современных авторов, книги которых Вам нравятся? Если да, напишите, пожалуйста.
 – да  
 – нет 
 – затрудняюсь ответить

8. Есть ли у Вас любимая книга? Если есть, напишите, пожалуйста, какая. 
 – да  
 – нет 
 – затрудняюсь ответить

Начало формы

9. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать своему лучшему другу, подруге? Почему именно эту книгу?
 
 – затрудняюсь ответить

10. Назовите книгу, которая достойна, чтобы ее перечитывали из поколения в поколение. Почему?
 
 – нет такой книги 
 – затрудняюсь ответить

11. Есть ли у Вас любимый журнал? Если да, то какой?
 – да  
 – нет 
 – затрудняюсь ответить

12. Чем Вас может привлечь периодическое издание? (можно отметить несколько вариантов)
 – интересным содержанием 
 – достоверностью и точностью информации 
 – оперативностью информации 
 – полиграфическим оформлением журнала 
 – качеством изложения материала 
 – оригинальностью подачи материала 
 – наличием приложений в журнале (постеры, диски и др.) 
Cвой вариант 

13. Что, на Ваш взгляд, может повлиять на повышение интереса молодежи к чтению?
 – содержание школьной программы 
 – домашняя библиотека 
 – читающие друзья 
 – хорошие фонды библиотек 
 – читающая семья 
 – информация о книгах в сети Интернет 
 – информация о библиотеках в сети Интернет 
Cвой вариант 

14. Есть ли у Вас желание приобщить в будущем к чтению Ваших детей?
 – да 
 – нет 
 – не знаю 
Cвой вариант 

В заключение ответьте, пожалуйста, ещё на несколько вопросов о Вас лично: нам эта информация очень важна.

Анкета “Библиотека – читателю, библиотека – пользователю”

Уважаемые жители города! Центральная библиотека г. Гагарина с целью улучшения библиотечного обслуживания жителей города просит Вас ответить на вопросы анкеты о качестве и доступности библиотечных услуг и выразить свои пожелания по их улучшению.

Заполненную анкету можно прислать на адрес biblio-gagarin@mail.ru, или принести в библиотеку.

Скачать анкету

Являетесь ли вы постоянным читателем библиотеки?

☐ да, являюсь читателем библиотеки

☐ читателем библиотеки не являюсь

Как часто посещаете библиотеку?

☐ Один раз в неделю

☐ Один раз в две недели

☐ Один раз в месяц

☐ Другое…

Укажите наиболее удобное для Вас время посещения библиотеки:

☐ С 11.00 до 15.00

☐ С 15.00 до 18.00

☐ С 18.00 до 19.00

☐ В выходные дни: субботу или воскресенье

☐ Другое…

Зависит ли посещение библиотеки от времени года?

☐ Нет, не зависит

☐ Нет, посещаю по мере необходимости

☐ Да, летом не посещаю

☐ Да, посещаю только летом

☐ Другое…

Устраивает ли Вас режим работы библиотеки в летний период: суббота, воскресенье – выходные дни?

☐ Вполне устраивает

☐ Не устраивает

Для комфортной работы в библиотеке Вам необходимо:

☐ Доброжелательность библиотекаря

☐ Индивидуальное, обособленное место

☐ Доступ ко всем видам носителей информации (книги, журналы, электронные носители)

☐ Наличие ксерокса, сканера, принтера и других услуг

☐ Другое…

Какие формы досуговой работы в библиотеке наиболее привлекательны для Вас?

☐ Клубы по интересам

☐ Интерактивные игры, конкурсы, викторины

☐ Музыкальные и литературные вечера

☐ Встречи с интересными людьми

☐ Другое…

Что Вам нравится в работе библиотеки, услугами которой вы пользуетесь?

☐ Дни и часы работы

☐ Отношение работников библиотеки к читателям

☐ Поиск информации по каталогам и картотекам

☐ Наличие нужной литературы: книги, газеты и журналы

☐ Возможность получить литературу на дом

☐ Возможность доступа в интернет

☐ Оперативность обслуживания

☐ Дополнительные платные услуги

☐ Система информации об услугах, предоставляемых библиотекой

☐ Другое…

Что не устраивает Вас в работе библиотеки, услугами которой Вы пользуетесь?

☐ Отсутствие возможности использовать ресурсы других библиотек

☐ Отсутствие доступа к полным текстам документов через сайт

 ☐Качество предоставляемых услуг

☐ Необходимость платить за услуги

☐ Проблемы с ксерокопированием, сканированием

☐ Профессиональный уровень библиотекарей

☐ Недостаток рабочих мест с доступом в интернет

☐ Недостаток информации об услугах и ресурсах библиотеки

☐ Режим работы, расписание

☐ Отсутствие обучения и консультирования при обращении к электронным ресурсам

☐ Отсутствие в библиотеке необходимой литературы

☐ Другое…

Укажите, пожалуйста, Вашу Фамилию Имя Отчество, возраст

Дата

Добавить комментарий