Как составить анкету для курсовой работы

Что такое анкетирование в курсовой работе

Анкетирование – это эмпирический метод получения информации о состоянии изучаемого объекта. Анкетирование реализуется при помощи опросных листов – анкет. Как метод получения информации анкетирование актуально для курсовых работ по социально-экономическому и гуманитарному профилю. Во введении к курсовой работе достаточно обозначить анкетирование как метод сбора информации. Обоснование и реализация данного метода должны быть аргументированно описаны в главе, посвящённой эмпирическому исследованию изучаемого предмета.

Зачем нужно анкетирование

Метод анкетирования эффективен при сборе массива информации об общественном мнении по поводу того или иного социального процесса, явления. При сборе информации именно анкетирование позволяет проанализировать динамику социально-экономических процессов.

Как провести анкетирование в курсовой работе

При использовании анкетирования в курсовой работе нужно провести подготовительную работу:

  • сформулировать цель (цель в анкете не совпадает с целью курсовой работе: цель анкетирования более локальна и конкретна);
  • сформулировать мотивационное обращение к респондентам, чтобы побудить их к участию в анкетировании;
  • продумать и сформулировать перечень вопросов.

Вопросы в анкете должны быть сформулированы с учетом ряда следующих требований:

  • вопросы должны быть логично связаны общей тематикой;
  • формулировки должны исключать двусмысленность, некорректность и навязывание вариантов ответов;
  • количество вопросов анкеты должно быть оптимальным (не более 20);
  • по возможности анкета должна быть автоматизирована посредством сервисов онлайн-анкетирования (самый простой Google Forms).

Нужно понимать, что такой инструмент как анкета не является простым списком вопросов по теме. Для использования анкеты как целостного инструмента нужно обращать внимание на построение гипотез и проверку этих гипотез при помощи вопросов.

Анкета обычно состоит из трех блоков:

  1. введения, или преамбулы;
  2. основной части, состоящей из перечня вопросов;
  3. заключительной части.

Структура анкеты

Рисунок 1. Структура анкеты

Общая схема разработки анкеты представлена на рисунке.

Схема разработки анкеты

Рисунок 2. Схема разработки анкеты

Для каждого элемента структуры анкеты есть свои требования.

Во введении указывается цель проведения анкетирования. Важно сформулировать цель таким образом, чтобы для респондента была очевидна важность проводимого исследования. Также во введении нужно разместить общую инструкцию к заполнению анкеты и способам ее возврата исследователю. При наличии сложных вопросов дополнительную инструкцию по работе с ними нужно разместить непосредственно в месте их нахождения.

Пример формулирования вводной части в анкете

Рисунок 3. Пример формулирования вводной части в анкете

В основной части анкеты размещаются упорядоченные по определенным принципам вопросы. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали проблему, которую необходимо изучить в ходе исследования. Для этого используют комбинацию открытых и закрытых вопросов.

Открытые вопросы предполагают свободный ответ респондента с самостоятельным формулированием ответов. Открытые вопросы применяются для выяснения мнений и мотивов респондентов. Закрытые вопросы предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда представленных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к изучаемому объекту.

По закрытым вопросам при обработке можно создавать аналитические таблицы, графики, диаграммы, которые наглядно будут показывать неявные тенденции поведения и выбора респондентов.

Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор обширной качественной информации, закрытые – и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. В одной анкете они должны дополнять друг друга.

Примеры закрытых вопросов

В анкете можно применять разветвленные закрытые вопросы. При положительном ответе на довольно широкий вопрос, снабженный дихотомической шкалой ответов (да, нет), респонденту предлагается перейти к ответу на следующий вопрос, при отрицательном же ответе-на другой вопрос, расположенный несколько ниже. Такой подход к расположению вопросов в анкете делает ее более рациональной, ибо может потребоваться меньшее число альтернатив для отдельных вопросов, но при сохранении возможностей получения ответов от тех респондентов, которые могут предоставить необходимые сведения (которым есть что сказать). При проектировании разветвленных вопросов следует точно указывать алгоритм перехода на отдельные группы вопросов.

Пример дихотомического вопроса

Рисунок 4. Пример дихотомического вопроса

После использования дихотомического вопроса хорошо будет задать вопрос, уточняющий, предлагающий набор альтернативных ответов

Пример закрытого вопроса с ограниченным числом альтернатив

Рисунок 5. Пример закрытого вопроса с ограниченным числом альтернатив

Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта, позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных особенностей объектов.

Пример вопроса с использованием шкалы Лайкерта

Рисунок 6. Пример вопроса с использованием шкалы Лайкерта

В анкете можно использовать ранжирование вариантов ответов по шкалам.

Пример шкальных вопросов

Рисунок 7. Пример шкальных вопросов

В целях выявления ошибок или случаев недобросовестного заполнения анкет в их структуру рекомендуется включать проверочные вопросы. Для этого нужно повторить наиболее значимый для исследования вопрос в другой формулировке. Если анкета заполнена с ошибками или в ответах респондента замечено стремление ввести исследователей в заблуждение, то такую анкету следует изымать из дальнейшего анализа.

Порядок размещения вопросов в основной части также должен подчиняться правилам. Начинать любую анкету следует с простых, но интересных для респондентов вопросов. Если вопрос будет сложным для понимания, то возрастет вероятность того, что респондент не закончит работу с анкетой. Таким образом, возврат анкет будет далеко не полным и, возможно, недостаточным для взвешенных, обоснованных выводов.

В заключительной части анкеты размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место.

Как оформить опрос в курсовой работе

Для курсовой работы важно оформлять определенным образом как саму анкету, так и результаты анкетирования, представленные графическим способом.

Анкету целесообразнее оформить отдельным приложением, с обязательным развернутым описанием методики проведения опроса, расчетом выборочной совокупности. Также в основном тексте должны быть ссылки на приложение с анкетой. Сама анкета должна быть оформлена таким образом, чтобы ее функциональные блоки легко идентифицировались респондентами. Допустимо использовать при оформлении анкеты разные шрифты для разных блоков, обозначать визуально переходы от одного блока к другому.

При оформлении бланка с анкетой важно придерживаться общего правила: поля и интервалы между вопросами внутри анкеты должны быть достаточными, чтобы не затруднять чтение и отметки в них. Стремление сжать вопросник до одной страницы (или до двух, трех и т.д.), сделать его компактным на практике приводит к очень сложной по восприятию форме опросного листа.

Вопросы должны располагаться только на одной стороне листа. Поля должны быть не менее 2,5 см. Альтернативные варианты ответов предпочтительнее размещать по вертикали, а не в строчку. Когда ответы расположены в строчку, респонденты чаще пропускают нужные варианты ответов.

Пример неудачного оформления закрытого вопроса

Рисунок 8. Пример неудачного оформления закрытого вопроса

В основном тексте (как правило, это вторая глава курсовой работы) размещают итоги проведенного опроса и анализ полученных результатов. Итоги опроса сопровождают диаграммами и графиками, иллюстрирующими распределение ответов респондентам по группам. Все графические объекты с результатами анкетирования оформляются как рисунки с соответствующими подписями. В оформлении диаграмм допустимо использовать цвет. Все графические объекты должны быть одного размера и в одной стилевой и цветовой гамме.

Выбор вида графических объектов при оформлении результатов анкетирования

Если вопросы предлагают два варианта ответов (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Пример диаграммы

Рисунок 9. Пример диаграммы

Пример линейной гистограммы

Рисунок 10. Пример линейной гистограммы

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм.

Столбчатая диаграмма

Рисунок 11. Столбчатая диаграмма

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

Пример сложной гистограммы

Рисунок 12. Пример сложной гистограммы

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы. Для систематизации ответов выделяются категории ключевых слов, тогда ответы на открытые вопросы также можно визуализировать с помощью графических инструментов.

Где располагаются итоги анкетирования

Анализ и графические объекты с итогами анкетирования располагаются во второй главе. Если диаграммы и графики представляют собой масштабные объекты с большим количеством элементов, то их выносят в приложения.

Типичные ошибки при оформлении анкетирования

1. Отсутствие выраженной структуры в анкете.

Если отдельные элементы не оформлены графически отличающимся шрифтом (или другими способами) то респондент может не обратить внимания на отдельные инструкции, вопросы или особенности возврата анкеты. Все это может привести к потере информации или ее искажению.

2. Отсутствие необходимых элементов в анкете.

Если в анкете отсутствует введение, то у респондентов может не хватить личной мотивации заполнить анкету до конца.

3. Использование вопросов одного типа: только открытых или только закрытых.

Однотипные вопросы существенно снижают качество анкеты и затрудняют анализ полученных ответов.

5. Отсутствие выделенных мест для ответов респондентов.

Даже при наличии хорошо структурированных вопросов иногда исследователь забывает предусмотреть место для написания респондентом ответа на открытый вопрос. В этом случае информация теряется.

6. Неполный перечень ответов на закрытый вопрос.

Если не предусмотреть все варианты типичных ответов на вопрос, может сложиться ситуация невозможного выбора: когда нужного ответа нет и не предусмотрено добавление своего варианта ответа.

Избежать этой ошибки можно, добавив вариант «Другое» в перечень ответов.

Пример смешанного вопроса

Рисунок 13. Пример смешанного вопроса

Примеры анкет в курсовой работе

Если студенту в работе над анкетированием помогают, то важно давать правильные инструкции по особенностям работы с анкетой. Например, на рисунке 14 представлен образец опросного листа для анкетирования с инструкцией. Это пример опросного листа для очного анкетирования.

Пример анкеты с инструкцией для распространителя

Рисунок 14. Пример анкеты с инструкцией для распространителя

На рисунке 15 представлен пример анкеты для курсовой по товароведению. В данном опросном листе не очень удачно выбран формат маркеров для ответов на закрытые вопросы. Проставленные знаки ответов респондентов могут сливаться с данным видом маркеров. Также мало места оставлено на листе для ответов. такую анкету не удобно заполнять и впоследствии обрабатывать.

Пример анкеты для курсовой по товароведению

Рисунок 15. Пример анкеты для курсовой по товароведению

Ответы на вопросы

Сколько вопросов должно быть в анкете?

Оптимальное количество вопросов для анкеты – 20, из них 5 должно быть биографических (о поле, возрасте, социальном положении респондентов).

Нужно ли оформлять в приложения заполненные бланки анкет?

Заполненные бланки оформляются отдельным приложением. Их наличие свидетельствует о том, что анкетирование действительно проводилось. Если Анкетирование проводилось в автоматизированном формате с использованием специальных сервисов, то необходимо оформить ссылку на онлайн-анкету.

Обязательно ли оформлять диаграммы и графики?

Графически оформить результаты очень важно, это наглядно покажет выявленные зависимости внутри исследуемого объекта.

Составили подробную инструкцию по составлению опросов, после прочтения которой кто мечтает хоть в раз в жизни отправить друзьям массовое сообщение с текстом: «Помоги, пожалуйста, заполни анкету для курсовой!»

Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 1. Определение типа опроса и респондентов

Подготовка опроса — этап, определяющий качество исследования, помогающий избежать ошибок в будущем. Опросы бывают почтовые, онлайн, квартирные, телефонные и раздаточные. Сегодня наибольшей популярностью пользуется анкетирование с применением информационных технологий, однако в зависимости от вашего исследовательского вопроса вам могут понадобиться и другие типы.

Второй критерий деления — это количество и качество респондентов. Опросы могут быть массовыми и экспертными. У них разный жизненный срок — мнение большого количества людей чаще меняется.

Шаг 2. Определение выборки

Выборка — процесс определения единиц анализа, часть генеральной совокупности, то есть всего массива единиц данных, которые относятся к проблеме исследования. Соответственно, выборочная совокупность — сумма всех единиц анализа, которые предстоит включить в исследование.

Объем выборки определяется тематикой и методологией исследования. Выборка бывает двух типов: вероятностная и целенаправленная, которые в свою очередь делятся на несколько подвидов:

  • Случайная выборка — вероятностная, когда у всех единиц генеральной совокупности есть одинаковая возможность попасть в выборочную. Случайная выборка может быть повторной и бесповторной, в зависимости от того, может ли респондент попасть в выборку больше одного раза.
  • Механическая выборка — тоже вероятностная. Все единицы генеральной совокупности записываются в один список, а выборочная определяется через равные интервалы.
  • Стихийная выборка является целенаправленной. Полезна в том случае, если вы не знаете весь свой массив данных. Поэтому респонденты, которым вы отправляете анкету, советуют вам свои контакты. Этот метод называется «снежный ком».
  • Еще один из методов — квотный. Его плюс в том, что он очень точен. Выборка выделяется на основе квот — различных признаков респондентов: пол, возраст, занятость.
Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 3. Создание вопросов

Чтобы получить максимально объективные данные необходимо строго соблюдать структуру опроса. Среди других факторов еще можно выделить качество выборочной совокупности и интервьюера/исследователя.

Чтобы данные были максимально точными, можно применить несколько техник:

  • сопоставить данные с уже полученными до этого достоверными данными,
  • сравнить результаты одних респондентов с другими, если речь идет об описании одного события;
  • сравнить результаты своего исследования с другими,
  • вставлять в свою анкету проверочные вопросы для респондентов.

Также не стоит спрашивать у респондента о событиях, которые произошли более 5 лет назад: воспоминания стираются или становятся неточными. События вспоминаются легче, чем эмоции: негативное забывается быстрее, чем положительное. Эти особенности человеческого сознания влияют на ответы.

Анкета не должна быть длинной и скучной: вы сами вряд ли захотите заполнять опрос, в котором 50–100 вопросов. Чем конкретнее и четче вопросы, тем точнее на них ответят респонденты, не имея возможности отвечать абстрактно и уходить от ответа. Если вам все-таки необходимо задать общий вопрос, используйте «метод воронки» — составьте анкету с вопросами от частных к общим. В противном случае используйте блочную систему — разделите анкету тематически.

Больше правил составления анкет:

  • Если можете найти ответ в интернет — не включайте вопрос в анкету. То есть если вы можете узнать информацию без помощи респондента, не стоит тратить на это вопрос.
  • Нельзя использовать двойное отрицание: «Не думаете ли вы…»
  • Вопросы лучше формулировать обезличено.
  • Если предполагается ответ «да» или «нет», то вопрос не может начинаться с «нравится ли вам». Не должны использоваться любые формулировки, склоняющие респондента на одну или другую сторону.
  • Если вы используете вопрос со шкалой, обязательно включите нейтральную позицию, а также «затрудняюсь ответить».
  • Вопросы и предлагаемые варианты ответа должны быть логически связаны. Ответы тоже должны быть построены по единому критерию. Например, если у вас вопрос «Какие инициативы студенческого совета вас заинтересовали?», нельзя предлагать такие варианты ответа, как «работа столовых», «ПГАС», «жираф», «четыре».
  • В вопросах, где можно отметить несколько вариантов ответа, соответствующая пояснительная информация должна быть указана.
  • Вопрос не должен требовать от респондента особых знаний.
  • Текст анкеты должен быть понятен тому, кто на нее отвечает, а также не быть оскорбительным.
  • Необходимо составлять вопросы так, чтобы респондент не отвечал определенными образом, думая, что вы от него этого хотите.
Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Анкета всегда состоит из трех частей: вводной, основной и паспортички.

  • Вводная часть — описание исследовательского проекта, благодарность за прохождение, упоминание анонимности опроса и другие важные данные.
  • В основной части — вопросы анкеты.
  • Паспортичка — вопросы о социальных и демографических данных респондента.

Вопросы могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми.

  • Закрытые — с перечнем вариантов ответа.
  • Открытые — когда респондент имеет возможность ответить на вопрос в свободной форме.
  • Полузакрытый вопрос имеет вариант ответа «другое» с возможностью ответить подробнее.

Есть и другое деление: содержательные вопросы и функциональные.

  • Содержательные — это те вопросы, которые направлены на получение конкретной информации.
  • В то время как функциональные — это вводные вопросы для установления коммуникации с респондентом, фильтрующие вопросы и вопросы-ловушки, которые позволяют увеличить качество полученной информации.

Существует несколько техник составления анкеты:

  • Прямая воронка. Расположение вопросов от общих к частным. Полезен, так как нет необходимости задавать наводящие вопросы.
  • Обратная воронка. Позволяет получить информацию от незаинтересованных людей.
  • Проблема — решение. Подходит для опросов о конфликтах и сложных ситуациях. Вопросы располагаются в порядке от описания проблемы к ее решению.
  • Воронка Гэллапа. Вопросы располагаются от изучения осведомленности о проблеме у респондента к причинам его взглядов.

Для получения некоторых типов информации можно использовать нестандартные вопросы: ассоциации, рисуночные тесты и так далее.

Еще один пункт, которому необходимо уделить внимание — это шкалы. Они позволяют определить силу мнения респондента. Шкалы бывают:

  • Номинальные — порядок наименований, качественных данных, мнений и т.д.
  • Порядковые — шкала со строгим порядком от наиболее значимого к менее значимому явлению, или наоборот. К таким шкалам можно отнести баллы и оценки.
  • Интервальные — шкалы с промежутками между значениями, равными или неравными.

Шкалы влияют на качество ответа респондента. Они должны быть полными, с чувствительной градацией.

Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 4. Распространение

Распространение опросов зависит от его типа. Если это личный опрос-интервью, то необходимо заранее договориться о его проведении. Массовое анкетирование чаще всего проводится в одной аудитории на работе или учебе, но тогда оно не должно занимать по времени больше 30 минут. Почтовые опросы позволяют получить мнение в труднодоступных регионах, однако сам метод несколько устарел. Мы часто становимся участниками уличных опросов, однако такие включают в себя много статистических погрешностей. Телефонные опросы — еще один вид, они должны включать в себя много вводных вопросов, чтобы респондент чувствовал себя комфортно. И, наконец, есть интернет опросы — один из современных видов и наиболее точных, так как респондент имеет возможность корректировать ответы, возвращаясь к предыдущим вопросам. Возможность «репоста» также облегчает применение метода «снежного кома», однако есть возможность искажения выборки за счет особенностей социальных сетей.

Как мы видим, у всех техник есть свои плюсы и минусы. Выбор остается за исследователем — для каждой темы есть свой подходящий метод.

Brightscout / Dribbble
Brightscout / Dribbble

Шаг 5. Обработка данных

Обработка данных — следующий важный шаг для анализа полученной информации.

Существует два варианта статистического анализа: дескриптивный, когда мы анализируем исключительно выборочную совокупность, и индуктивный, когда по результатам анализа выборки делаем выводы про всю генеральную совокупность.

Перед тем, как производить анализ, необходимо проверить анкеты на достоверность: полноту информации, заполненность всех ответов. Анкеты, в которых не заполнены вопросы паспортички или 10% основной части — убираются из массива. В зависимости от количества брака проводится дополнительный этап опроса. После этого можно приступать к обработке. Элементарную обработку данных можно провести в Excel, более качественную — в SPSS или R.

Первый этап — группировка информации по определенному признаку. Это можно сделать с помощью матриц, таблиц корреляции.

Следующий — описательная статистика: выделение средних значений и построение диаграмм, графиков.

Последний этап — это выявление скрытой информации. Ее можно получить с помощью более комплексных методов анализа: корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, многомерное шкалирование и другие методы оценки наличия и плотности связей между переменными.

Литература:

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования

Боришполец К.П. Методы политических исследований

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование

Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование

Савельев В. Статистика и котики

А. О. Крыштановский. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS

Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях

Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента

Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках : современные методы (учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений)

Прокачиваем курсовую,

Ваша The Вышка

Автор: София Фремер

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное – проводится с одним участником;
  • групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Как провести анкетирование

Анкета
– в широком смысле это ряд вопросов, на
которые опрашиваемый должен дать ответ.
Анкета требует тщательной разработки,
опробования и устранения выявленных
недостатков до начала её широкого
использования. В небрежно подготовленной
анкете можно всегда найти целый ряд
ошибок.

Хорошая
анкета должна:


облегчить ответ опрашиваемого лица;


сформулировать вопрос с учетом его
влияния на ответ опрашиваемого;


позволить легко провести анализ
полученной информации..

Разработка анкеты.

  1. Составление
    вопросов.

В
ходе разработки анкеты исследователь
вдумчиво отбирает вопросы, ответственно
их формулирует и определяет число и
последовательность. Самые обычные
ошибки – постановка вопросов, на которые
невозможно ответить, на которые не
захотят ответить, которые не требуют
ответа , отсутствие вопросов, на которые
следовало бы обязательно получить
ответ. Каждый вопрос нужно проверить с
точки зрения вклада, которые он вносит
в достижение результатов исследования.
Вопросы, представляющие собой просто
праздный интерес, следует опускать,
поскольку они затягивают процедуру и
действуют опрашиваемым на нервы. Формы
вопросов могут существенно повлиять
на полноту и формальность ответа.
Существует два типа вопросов:


открытый;


закрытый.

Закрытый
вопрос включат в себя все возможные
варианты ответов, и опрашиваемый просто
выбирает один из них. Открытый вопрос
дает опрашиваемым возможность отвечать
своими словами. Открытые вопросы часто
дают больше важной информации , поскольку
опрашиваемые ничем не связаны по своим
ответам. Особенно полезны открытые
вопросы на поисковом этапе исследования,
когда необходимо установить, что люди
думают, не замеряя какое количество из
них думают тем или иным образом. С другой
стороны, на закрытые вопросы дают ответы,
которые легче интерпретировать и сводить
таблицы.

Формулирование
вопроса требует осторожности. Исследователь
должен пользоваться простыми,
недвусмысленными словами, которые не
влияют на направление ответа. И не
следует перегружать вопросы сложными
терминами.

Особого
внимания требует и установление
последовательности вопроса. Первый из
них должен по возможности пробудить у
спрашиваемого интерес. Трудные или
личные вопросы следует задавать в начале
анкеты, пока опрашиваемые не успели
замкнуться в себе. Вопросы должны
задаваться в логической последовательности.

  1. Проверка
    анкеты.

Прежде
чем начинать опрос, нужно провести
анкету (так можно избежать многих
ошибок).

Опрос
может проходить в устной форме или
письменной форме. Если Вы выбрали
письменную форму, то позаботьтесь о
том, чтобы опросный лист был оформлен
в печатном виде (никому не захочется
тратить время на разборку Вашего
подчерка), содержал помимо вопросов на
тему и цель исследования. В обращениях
пишите «Вы» с большой буквы, орфография
и правильная постановка вопросов играют
не маловажную роль – не стоит подрывать
репутацию как свою, так и института. Не
задавайте вопросов, которые могут
вызвать неприятные чувства, например
стыд, недовольства или лучше ставить
их не в прямой, а в косвенной форме.

Если
Вы будете проводить устный опрос
(интервью), то к нему нужно хорошо
подготовиться. Мало знать на отлично
тему вашего исследования, важно умение
общаться с людьми. Но помните, что Ваше
влияние на опрашиваемых может исказить
результат опроса, который пригодиться
в будущем. Постарайтесь заинтересовать
респондентов, говорите им про то, как
важно для Вас получить от них информацию
по теме исследования. Льстите, дайте
опрашиваемым почувствовать, что он
умнее и компетентнее в его профессии.
Если видите, что затрудняются ответить,
то помогите, задавайте наводящие вопросы.

  1. Сбор
    ответов.

Затем
нужно обобщить полученные ответы на
вопросы. Каждый ответ нужно тщательно
проанализировать, может получиться
так, что Вам снова придется увидеться
или созвониться с опрошенными, если
какие-то ответы не ясны или не понятно,
что всё-таки они имели ввиду.

  1. Обработка
    результатов.

После
того, как ответы проверены и, в случае
необходимости, исправлены, нужно
обработать результаты и представить
их в виде анализа. Можно сделать таблицы,
графики, диаграммы.

  1. Написание
    аналитической части курсовой работы.

Окончательный
анализ имеет цель: представить результаты
опроса в наиболее ясной и наиболее
доступной форме, выявить практическую
ценность, актуальность исследуемой
проблемы. В любом случае Вы не должны
поддаваться влиянию своих собственных
убеждений. Важно изложить факты с
максимальной точностью, иначе, зачем
нужно было проводить анкетирование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА «МАРКЕТИНГА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине 
«Маркетинговые исследования»

на тему:

«Анкета и анкетирование»

                 
Исполнитель

Специальность: маркетинг

№ зачетной книжки:

Преподаватель: Каменева
Н.Г.

Москва 2008

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….1

Глава
1. Цели, задачи и требования
к анкетированию……….……….…..3

    1. Характеристика методов опроса……………………..…………………….3
    1. Анкета в системе маркетингового исследования……………………..……7

1.3. Преимущества и 
недостатки анкетирования………………….…………..12

Глава 2. Технология
создания анкеты………………………..…………….14

2.1. Содержание анкеты……………………………………………………….15

2.2. Разработка анкеты…………………………………………………….…..17

2.3. Рекомендации по составлению анкеты…………………………..………18

2.4. Правила создания 
анкет в ООО «Эль Трейд»…………..………………21

2.5. Организационный план 
процесса анкетирования……………………….23

2.6. Анкета для выявления  
мнения потребителей о качестве 
продукции фирмы ООО «Эль Трейд» и уровня и уровня их удовлетворенности……….25

Глава 3. Маркетинговый 
анализ анкетирования конкретной организации…………………………………………………………………….27

Выводы по результатам 
анкетирования…………………..……………….32

Заключение………………………………………….…………………………33

Список использованной литературы……………………………..……….34

Введение

Моя курсовая работа посвящена 
теме «Анкета и анкетирование».

Первая глава раскрывает
теоретические аспекты сущности
анкетирования, круг целей и задач 
анкетирования, преимущества и недостатки
анкетирования.

Во второй главе выделяются
требования по составлению вопросов
в анкете в зависимости от целей 
и составляются опросные анкеты исходя
из конкретной цели исследуемой организации.
Разрабатывается организационный 
план процесса анкетирования.

Третья глава носит практический характер. В ней проводится
статистический анализ материалов из
анкет с построением таблиц и графиков.
В конце составляется аналитический отчет
и делаются выводы по результатам анкетирования.

Актуальность данной
темы обусловлена тем, что опрос самый  распространенный метод сбора
первичной информации. С его помощью получают
почти  90%  всех социологических 
данных.  В каждом случае опрос предполагает
обращение к непосредственному участнику
и нацелен на те стороны процесса, которые
мало поддаются или не поддаются вообще
прямому наблюдению. Вот почему опрос
незаменим, когда речь идет об исследовании
тех содержательных характеристик общественных,
групповых и межличностных отношений,
которые скрыты от внешнего глаза и дают
о себе знать лишь в определенных условиях
и ситуациях. Существует две основных
разновидности опроса:  анкетирование и интервьюирование. Анкетирование – один
из основных видов опроса, осуществляемого
путем опосредованного общения с респондентом.
Анкета – это ряд вопросов на которые
опрашиваемый должен дать ответ. Она является
очень гибким инструментом в том смысле,
что для получения необходимой информации
могут использоваться вопросы, отличающиеся
формой, формулировками и последовательностью,
т.е. вопросы можно задавать множеством
разных способов. Хорошая анкета должна:
облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать
вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
позволить легко провести анализ. При
этом анкета должна быть опробована, и
в ней должны быть устранены все выявленные
недостатки.

Цель работы – провести
анализ и показать на примере фирмы ООО «Эль Трейд» важность
и необходимость использования анкет
и анкетирования в маркетинговой деятельности.

В курсовой работе были поставлены
следующие задачи:

  1. Обозначить сущность анкетирования, круг целей и задач анкетирования
  2. Отразить преимущества и недостатки анкетирования
  3. Выделить требования по составлению вопросов в анкете в зависимости от целей
  4. Составить опросную анкету исходя из конкретной цели фирмы ООО «Эль Трейд»
  5. Разработать организационный план процесса анкетирования
  6. Провести статистический анализ материалов из анкет с построением таблиц и графиков
  7. Написать аналитический отчет и сделать выводы по результатам анкетирования

Предмет исследования курсовой
работы  – анкетирование как один из основных видов опроса.

Объект исследование
– роль анкет и анкетирования 
в маркетинговой деятельности на
примере организации ООО «Эль
Трейд».

Глава
1.  Цели, задачи и требования к 
анкетированию.

Для
эффективности рыночной деятельности,
ведения целенаправленной конкурентной
борьбы фирме необходимы маркетинговые
исследования. Каждая крупная зарубежная
компания ежегодно проводит своими силами
или заказывает проведение сторонними
организациями 3 – 4 маркетинговых исследований.

Принципиальной особенностью маркетингового
исследования, отличающей его от сбора 
и анализа внутренней и внешней 
информации, является его целевая 
направленность на решение определенной
проблемы или комплекса проблем маркетинга.
Эта целенаправленность и превращает
сбор и анализ информации в маркетинговое
исследование.

Маркетинговые
исследования – это систематический сбор,
регистрация и анализ данных по проблемам,
относящимся к маркетингу. Задачи исследования
маркетинга входят в состав информационной
системы маркетинга, являющейся частью
информационной системы управления предприятием.
Маркетинговые исследования связаны с
принятием решений по всем аспектам маркетинговой
деятельности. Все маркетинговые исследования
представляются в двух разрезах:  оценка
тех или иных маркетинговых параметров
для данного момента времени и получение
их прогнозных значений.

Маркетинговое исследование
– процесс, состоящий из пяти этапов.
На первом происходит четкое определение 
проблемы и постановка целей исследования. Второй этап
– разработка плана сбора информации
с использованием первичных и вторичных
данных. Сбор первичных данных требует
выбора методов исследования (наблюдение,
эксперимент, опрос), подготовка орудий
исследования (анкеты, механические устройства),
составления плана выборки (единица выборки,
объем выборки, процедура выборки) и выбора
связи с аудиторией (телефон, почта и личное
интервью). Третий этап – сбор информации
с помощью внекабинетных или лабораторных
изысканий. Четвертый этап – анализ собранной
информации для вывода из совокупности
полученных данных показателей среднего
уровня, переменных составляющих и выявления
разного рода взаимосвязей. Пятый этап
– представление основных результатов,
которые дадут управляющим по маркетингу
возможность принимать более взвешенные
решения.

1.1.
Характеристика методов опроса

Охарактеризуем более 
детально количественные методы сбора 
первичных данных или методы опроса.

Под опросом понимается метод сбора информации, путем
установления контактов с объектами исследования.
В качестве орудия исследования методом
опроса используется анкета, представляющая
собой вопросник, предусматривающий фиксацию
ответов.

Достоинство этого метода
состоит прежде всего в практически 
неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет
получить данные не только о текущем поведении
объекта, но и о его поведении в прошлом
и намерениях в будущем.

Опросы практически 
не имеют альтернативы в тех случаях,
когда фирма нуждается в информации
о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей,
о степени их удовлетворенности, об имидже
фирмы и т.п.

Этим, прежде всего, объясняется 
широкое применение при проведении
маркетинговых исследований этого 
метода. К недостаткам этого метода
относится относительно большая трудоемкость и значительные
затраты на проведение опросов, а также
возможное снижение точности полученной
информации, обусловленное неправильными
или искаженными ответами.

Опрос может последовать 
в устной или письменной форме. Устные
и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы
разделяются:

  1. по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
  2. по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
  3. по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);
  4. по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
  5. по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

При письменном опросе участники 
получают опросные листы, которые они 
должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно
закрытые вопросы, ответ на которые заключается
в выборе одного из приведенных вариантов.

Опросы могут быть одноразовыми или повторяющимися.

Повторяющиеся опросы называют
панелью. В качестве панели может 
выступать группа лиц, предприятия. Панель
– это вид непрерывной выборки. Она позволяет
зафиксировать изменения наблюдаемых
величин, характеристик. Панельный опрос
используют при изучении мнений потребителей
за какой-либо промежуток времени.

Следует отметить, что существуют трудности обеспечения
репрезентативности формируемой панели.
Помимо общих проблем формирования репрезентативной
выборки, существуют проблемы, обусловленные
тем, что панели обычно создаются для проведения
многократных исследований. Участники
панели могут просто отказаться от дальнейшего
сотрудничества, переехать в другой город,
перейти в другую потребительскую панель,
умереть. Кроме того, участники панели,
чувствуя себя под контролем, сознательно
или бессознательно меняют привычный
образ поведения: домашние хозяйки лучше
готовятся к закупкам, уменьшается доля
спонтанных покупок.

Можно выделить следующие 
методы сбора данных при проведении
опросов с участием интервьюеров
или при самостоятельном заполнении
анкет респондентами:

1. Интервьюирование, осуществляемое на дому
у респондента. Возможно предварительное согласование
сроков интервью по телефону.

При таком способе 
обычно легче установить доверительные 
отношения, возможен показ образцов
товара, рекламных материалов и т.п.
Домашняя обстановка настраивает на достаточно длительное
интервью с высокой степенью концентрации
на проводимом исследовании. Однако это
дорогой метод сбора данных.

2. Интервьюирование 
посетителей крупных магазинов. Компании, проводящие такие исследования,
могут в крупных магазинах иметь свои
офисы. Посетители магазина опрашиваются
интервьюером в помещении магазина или
могут приглашаться для дачи интервью
в офис. С помощью данного метода без использования
специальных методических подходов трудно
обеспечить репрезентативность результатов
исследования и вдумчивое отношение опрашиваемых
к задаваемым вопросам. По сравнению с
первым методом данный метод является
более дешевым.

3. Интервью 
в офисах. Используется обычно при сборе информации
о продукции производственно-технического
и офисного назначения. Этот метод по существу
обладает теми же достоинствами и недостатками,
как и первый метод, однако имеет более
высокую стоимость проведения, обусловленную
использованием более квалифицированных
интервьюеров.

4. Традиционное 
телефонное интервью. К числу достоинств данного метода сбора
данных относится следующее: относительно
низкая стоимость, возможность охватить
большое число респондентов и обеспечить
высокий уровень репрезентативности,
возможность проведения за относительно
короткий период времени. Данному методу
присущи следующие недостатки: невозможность
что-либо показать респонденту, невозможность
интервьюеру иметь личное впечатление
от встречи с респондентами. (Вместе с
тем отсутствие личного контакта порой
способствует получению правдивых ответов
на вопросы о потреблении алкоголя, противозачаточных
средств и т.п.) Далее – трудность получения
пространных ответов на большое число
вопросов, так как терпение респондента
может иссякнуть. Кроме того, трудно проверить
качество проведенного интервью и установить,
все ли запланированные респонденты в
реальности были опрошены. Для контроля
за качеством проведенного обследования
руководство может организовывать повторные
проверочные звонки к ранее опрошенным
респондентам.

5. Телефонное интервью из специально оборудованного
помещения, где одновременно работают несколько
интервьюеров, к телефонам которых могут
подсоединяться контролеры. Помимо хороших
возможностей контроля качества работы
интервьюеров, данный метод по сравнению
с традиционным телефонным интервью обеспечивает
снижение затрат за счет объединения ресурсов
(материально-технических, программных
и др.).

6. Телефонное 
интервью с помощью компьютера. Многие компании, занимающиеся опросом
потребителей, специально оборудованные
помещения для телефонного интервьюирования
оснащают специальной компьютерной техникой.
Эта техника осуществляет автоматический
набор телефонных номеров респондентов,
после чего на мониторе появляется вступительный
текст, а затем – последовательно задаваемые
вопросы с возможными вариантами ответов.
Интервьюер зачитывает респонденту вопросы
и с помощью кода фиксирует названный
вариант ответа. При этом следующий вопрос
формулируется в зависимости от варианта
ответа на предыдущий вопрос. Компьютерная
база ответов и их статистическая обработка
осуществляются автоматически в реальном
масштабе времени. В ряде случаев анализ
только части ответов позволяет принять
определенные решения и прекратить дальнейший
опрос, экономя время и ресурсы.

7. Полностью 
компьютеризованное интервью. В данном случае в дополнение к ранее
описанному методу респондент отвечает
на вопросы путем нажатия на кнопки своего
телефона или вопросы появляются на мониторе
его компьютера, и респондент вводит ответы,
используя обычную компьютерную клавиатуру.

8. Групповое 
самостоятельное заполнение анкет. Такой подход используется для удобства
и удешевления интервьюирования.

Например, перед двадцатью-тридцатью 
членами группы демонстрируется 
рекламный ролик, после чего они 
индивидуально отвечают на вопросы анкеты, касающиеся оценки
данного ролика. Участниками группы могут
быть школьники одного класса, студенты
одной учебной группы, отдыхающие какого-либо
дома отдыха и т.д. Возможна обратная связь
с интервьюером.

9. Самостоятельное 
заполнение оставленных анкет является вариантом исследования на
основе самостоятельного заполнения анкет.
После предварительного устного разъяснения
целей и задач проводимого исследования
анкета оставляется у респондента. Заполненную
анкету, спустя определенное время, или
забирают у респондента, или он отсылает
ее по почте в конверте оплаченным ответом.
Данный метод применяется при проведении
опросов ограниченной территории, не требующей
от интервьюера больших передвижений.
Этот метод характеризуется высокой степенью
возврата ответов, минимальным влиянием
интервьюера на опрашиваемых, относительной
дешевизной и хорошим контролем за формированием
группы респондентов. В качестве респондентов
могут выбираться сотрудники одной организации,
жильцы отеля, посетители магазина и т.п.

10. Исследование 
по почте. Вопросы и ответы на них посылаются по
почте. Достоинства данного метода обусловлены
тем, что не надо нанимать интервьюеров,
легкостью формирования групп целевых
респондентов, его дешевизной. Этот метод
обладает теми же недостатками, что и методы
самостоятельного заполнения анкет без
участия интервьюера, рассмотренные выше.
Кроме того, этот метод характеризуется
низким процентом возвращенных ответе,
он ориентирован в основном на достаточно
грамотных людей, проживают в странах
с эффективной почтовой системой. Существует
возможность искажения результатов за
счет того, что ответившие респонденты
по своему социальному положению, отношению
к определенному товару, рекламе, отличаются
от тех, кто не ответил на
анкету (самовыборка респондентов).

Анализируя различные 
способы связи с аудиторией, с 
одной стороны, а также особенности 
аудитории, содержание опроса и возможности 
исследователей, с другой, исследователь 
выбирает наиболее приемлемый способ связи
с аудиторией при проведении опроса. Решение
этой задачи позволяет исследователям
приступить непосредственно к разработке
анкеты, представляющей собой перечень
вопросов, на которые опрашиваемому предстоит
дать ответы.

    1.  Анкета в системе маркетингового исследования

Анкетирование – один из
основных видов опроса, осуществляемого
путем опосредованного общения с респондентом.

Опрос может последовать 
в устной или письменной форме. При письменном опросе участники получают
опросные листы, которые они должны заполнить
и отослать по назначению. В данном случае
используются преимущественно закрытые
вопросы, ответ на которые заключается
в выборе одного из приведенных вариантов.
Вопросы подразделяются следующим образом:

  • да – нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
  • альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
  • ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
  • шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.

Разные виды вопросов
задают различные уровни шкал, которые 
можно применить в дальнейшем
для измерения величины исследуемого
признака.

При разработке вопросов
нужно исходить из потребности в 
информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ.
Если исследователя интересует только
согласие или несогласие, то достаточен
вопрос вида «да — нет». Если же
нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых,
то необходимо использовать шкалирующие
вопросы.

Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу
дела, вопросы, помогающие установить
контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие
правильность и подлинность ответов. Кроме
того, используются статистические вопросы,
касающиеся личности опрашиваемого.

Вопросы, которые могут вызвать неприятные
чувства, например стыд, недовольство
или желание приукрасить реальность, лучше
всего ставить не в прямой, а в косвенной
форме, например: вместо вопроса
«Имеете ли вы автомобиль?» можно задать
вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?».
При исследовании реальных мотивов и мнений
часто используются методы проекции и
ассоциации. В первом случае тестируемому
лицу предлагается описать какую-либо
ситуацию или выразить возможную реакцию
третьего лица на эту ситуацию. Как правило,
люди приписывают другим те особенности
характера, которыми они обладают сами,
свои мнения и представления.
На принципе ассоциации основан тест,
выясняющий, что напоминает испытуемому
то или иное слово, например: что ассоциируется
со словом «лето» и т.д. (словесная ассоциация).
Ту же основу имеет тест дополнения предложений,
в ходе которого опрашиваемому предлагается
закончить неполное предложение, например:
«Спортивным автомобилем владеют люди,
которые…». Время ответа в обоих
случаях должно быть ограничено, чтобы
получить спонтанные суждения.

В исследовании маркетинга
чаще всего употребляется устный
опрос, или интервью. Если опрос проходит
по строго заданной схеме, то говорят 
о стандартизированном интервью.
Репрезентативность подобной формы 
сбора данных во многом зависит от лица, проводящего
интервью. С одной стороны, хорошая его
подготовка способствует уменьшению доли
лиц, отказывающихся участвовать в работе.
С другой стороны, нужно учитывать влияние
интервьюера на опрашиваемых, которое
искажает иногда результаты опроса.

Преимущества 
свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной
схемы нет):

  • возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
  • возможно получение добавочной информации.

Недостатки подобных опросов:

  • трудно протоколировать ответы;
  • плохая сравнимость результатов;
  • трудность в обработке данных; высокие затраты.

 При сборе первичных 
данных у исследователей маркетинга 
есть выбор из двух основных орудий исследований – это анкеты
и механические устройства. Анкета – более
распространенное орудие. В широком смысле анкета
– это ряд вопросов, на которые опрашиваемый
должен дать ответ. Анкета – инструмент
очень гибкий в том смысле, что вопросы
можно задавать множеством разных способов.
Хорошая анкета должна: облегчить ответ
опрашиваемого; сформулировать вопрос
с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
позволить легко провести анализ. Анкета
требует тщательной разработки, опробования
и устранения выявленных недостатков
до начала ее широкого использования. 
В небрежно подготовленной анкете можно
всегда найти целый ряд ошибок.  В ходе
разработки анкеты исследователь маркетинга
вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование
и последовательность. Самые обычные ошибки
– постановка вопросов, на которые невозможно
ответить, на которые не захотят ответить,
которые не требуют ответа, и отсутствие
вопросов, на которые следовало бы обязательно
получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить
с точки зрения вклада, который он вносит
в достижение результатов исследования.
Вопросы, представляющие собой просто
праздный интерес, следует опускать, поскольку
они затягивают процедуру и действуют
опрашиваемым на нервы. Форма вопроса
может повлиять на ответ. Исследователи
маркетинга выделяют два типа вопросов:

  • Открытые
  • Закрытые

Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать
своими словами. Открытые вопросы имеют
форму, открывающую для опрашиваемого
полную свободу в формулировке ответа
(например, «Укажите важные для Вас характеристики
компьютера»). Открытые вопросы предпочтительней
при предварительных исследованиях, направленных
на выяснение характера проблемы. Открытые
вопросы часто дают больше, поскольку
опрашиваемые ничем не связаны в своих
ответах. Особенно полезны открытые вопросы
на поисковом этапе исследования, когда
необходимо установить, что люди думают,
не замеряя, какое количество из них думают
тем или иным определенным образом. С другой
стороны, на закрытые вопросы дают ответы,
которые легче интерпретировать и сводить
в таблицы.

Примеры открытых вопросов:

Тип
вопроса

Вариант
формулировки

Подбор словесных 
ассоциаций

Что первое приходит
вам на ум, когда вы покупаете 
моющие средства для посуды?

Завершение 
предложения

При выборе мебели самым важным для меня
является …

Завершение 
рассказа

Когда у меня возникает потребность
в ремонте квартиры, я ищу информацию о
ремонтных услугах, которая публикуется
в газетах _ _ _ _ _

Недостаток открытых
вопросов состоит в том, что возникают 
трудности перед исследователем
при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности
их однозначной интерпретации. Поэтому
на практике наибольшее распространение
при проведении маркетинговых исследований
нашли закрытые вопросы.

Закрытые вопросы предоставляют
опрашиваемому набор альтернативных ответов,
из которых он должен выбрать один или
несколько, наилучшим образом отражающих
его позицию (например, «Укажите две наиболее
важные для Вас характеристики компьютера:
быстродействие, объем оперативной и постоянной
памяти, разрешение монитора, надежность,
стоимость). Эти вопросы могут требовать
однозначного ответа («да» или «нет») или
предоставлять множественный выбор. Иногда
закрытый вопрос можно расширить при помощи
одного открытого варианта (так называемый
«полузакрытый вопрос»), на случай, если
исследователь не может отметить все варианты
ответов («другое»)

Рассмотрим примеры 
закрытых вопросов:

Альтернативные 
вопросы – это вопросы, которые позволяют сделать
выбор ответа из двух или трех вариантов.

Предлагает 
ли ваша фирма оптовые скидки клиентам?

  • Да
  • Нет

Существуют 
ли, по Вашему мнению, сезонные колебания 
спроса на газированную минеральную 
воду?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

Также используются вопросы 
с несколькими вариантами ответов
(из трех или более утверждений)

Какие из перечисленных 
видов оплаты являются наиболее
приемлемыми для Вас?

  • Натуральная оплата
  • Перечисление на банковский счет
  • Выплата наличными
  • Другое

Вопросы со шкалой
Лайкерта предоставляют возможность опрашиваемому
высказать степень согласия или несогласия
с предложенными утверждениями.

Решение проблем,
с которыми сталкивается предприятие
в условиях рыночных отношений, зависит
от наличия высококвалифицированных кадров?

  • Полностью согласен
  • Согласен
  • Частично согласен
  • Не согласен
  • Полностью не согласен

Систематический
дифференциал являет собой 5-7 размерную шкалу, границами
которой есть противоположные утверждения.
Опрашиваемому предоставляется оценить
свое отношение к изучаемой проблеме по
предложенной шкале.

Дайте оценку
представленных на ваше рассмотрение
параметров пылесоса по следующей шкале:

1 2
3 4 5

Цена низкая □ □ □ □ □ высокая

Мощность низкая □ □ □ □ □ высокая

Вес незначительный □ □ □ □ □
значительный

Размер маленький □ □ □ □ □ большой

Шкала важности – это тип вопроса, при котором опрашиваемый
определяет степень важности предложенного
ему утверждения.

Цена компьютера в принятии
решения о его приобретении для меня…

  • Важна
  • Не очень важна
  • Совсем не важна

Оценочная шкала – тип вопроса, который предлагает дать
количественную оценку (в баллах) определенного
утверждения.

Оцените, пожалуйста, значение
(от 10 до 1 в порядке уменьшения) нижеприведенных
параметров при принятии решения о покупке
ДСП.

Факторы Баллы

Цена ____

Ассортимент ____

Сроки исполнения заказов
____

Надежность 
поставок ____

Страна-производитель ____

1.3.
Преимущества и недостатки анкетирования.

Как и другие методы опроса,
анкетирование имеет свои преимущества
и недостатки.

Преимущества 
анкетирования.

Анкетирование имеет 
три важных преимущества: небольшие 
затраты, контроль респондентов и отсутствие
«эффекта интервью».

    1. Небольшие затраты. Исключение интервьюера или специальных устройств, например, компьютерных программ, значительно сокращает расходы.
    2. Контроль респондентов. Респонденты могут управлять скоростью заполнения анкет, никуда не торопясь. В идеале респондент должен чувствовать себя абсолютно свободно.
    3. Отсутствие «эффекта интервью». Как указывалось выше, некоторые респонденты волнуются, насколько интервьюеру понравятся их ответы, особенно если вопрос касается щекотливых тем, например, азартных игр, курения или лечения зубов.

Анкета и анкетирование. 7 📙 Курсовая → 🆔 26641

Анкета и анкетирование. 7 📙 Курсовая → 🆔 26641

  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование
  • Анитимонопольная политика в РФ
  • Аничков Николай Николаевич
  • Анімаційне обслуговування
  • Анімаційне обслуговування в туристичній індустрії
  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование
  • Анкета и анкетирование

Анкета и анкетирование. 7

Добавить комментарий