Правила составления анкет для психологического исследования
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Это ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.
Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем – вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены …чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2-3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего следует завершающая «паспортичка» (информация о поле, возрасте и т.п.).
Расположение коммуникативных блоков анкеты. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
- Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.
Другое дело, если эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).
- Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый …» и т.п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.
- Паспортичка (или объективка). Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.
Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором, наоборот, предполагаемой усталостью от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объ-ективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.
Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».
Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п. Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
- Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие организационные моменты.
- Вступительные вопросы (контактные вопросы).
- Основные вопросы.
- Заключительные вопросы (см. выше: чем закончить анкету?).
- «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого).
- Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».
Ключевые слова: Опрос
Источник: Киреева З.А., Методы психологического исследования
Требования к созданию анкеты
Существует
ряд правил, которые определяют особенности
создания любого
типа анкет:
-
перед
разработкой анкеты для повышения ее
прогностичности необходимо четко
представлять цель и задачи предстоящего
исследования; -
вопросы
анкеты должны соответствовать уровню
развития и жизненному
опыту опрашиваемых (возрасту, образованию,
социальному
происхождению, национальным особенностям
и т.п.); -
в
формулировках вопросов должно быть
как можно меньше эмоционально
значимых слов; -
следует
избегать возможности оценочных ответов
(таких, как «хорошо – плохо»,
«сильно – слабо» и т.п.); -
формулировки
вопросов должны быть по возможности
нейтральными, а когда
этого трудно добиться, следует дублировать
вопросы таким образом,
чтобы они с разных сторон отражали одно
и то же качество; -
анкета
должна обладать достаточной разрешающей
способностью, то есть
возможностью выявлять как можно более
тонкие различия между людьми
по степени выраженности тех или иных
личностных свойств; -
анкета
должна быть доступна, то есть опрашиваемый
должен понять вопрос,
суметь вспомнить о каких-то событиях
прошлого и выбрать адекватный для него
ответ; -
анкета
не должна быть монотонной и стереотипной.
Количество вариантов
ответов в предъявляемых вопросах, как
правило, не должно быть
более 5-6, а расчетное время заполнения
анкеты – не более 30 минут.
При разработке анкеты используются
закрытые либо открытые вопросы.
При
составлении
анкеты
необходимо обратить внимание на следующие
основные
моменты:
Введение,
в
котором указано: кто и для чего проводит
опрос, как будут использованы
данные, если требуется – гарантия
анонимности информации, инструкция по
заполнению анкеты и способе её возврата.
Во
второй части анкеты идут вступительные
вопросы,
которые
выполняют
две функции; необходимо заинтересовать
респондента и максимально
облегчить ему включение в работу.
Заключительные
вопросы
по
содержанию темы должны быть относительно
нетрудными, т.к. надо учесть, что, работая
с анкетой, люди постепенно
утомляются.
В
конце заполняется «паспортичка»
(пол,
возраст, образование, стаж работы и
т.д.). Она лаконична и не требует особого
напряжения.
Обычно
в заключительной
части
анкеты
выражается благодарность за сотрудничество
в проведении опроса.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
|
Вопросы
для обсуждения
-
Каковы основные
разновидности вопросов в анкете? -
Перечислите
основные этапы подготовки анкеты. -
Какие
ошибки могут быть допущены на этих
этапах? Каким образом
их
можно преодолеть? -
Опишите значение
и функции инструкции в анкете. -
Выделите достоинства
и недостатки анкетирования.
Библиографический
список
Основной:
-
Бурлачук
Л.Ф. Словарь-справочник по психологической
диагностике / Л.Ф.
Бурлачук, С.М. Морозов. – Киев, 1989. -
Бутенко
И.А. Анкетный
опросник
как общение
социолога
с
респондентами
/ И.А.
Бутенко. – М., 1989. -
Практикум
по социологии / Под ред. И.М. Слепенкова,
В.И. Дряхлова и
др. – М., 1992. -
Психологическая
диагностика: Учебное пособие / Под ред.
К.М.
Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2001. -
Экспериментальная
психология: Практикум: Учебное пособие
/ Под ред.
Т.В.Корниловой, С.Д. Смирнова. – М., 2002.
Дополнительный:
-
Квинн В. Прикладная
психология / В. Квинн. – СПб.: Питер, 2000. -
Майерс Д. Социальная
психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер,
1997. -
Методы
социальной психологии / Под ред. Е.С.
Кузьмина, В.Е. Семенова.
– Л., 1977. -
Никандров
В.В. Неэмпирические методы психологии:
Учебное пособие/
В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Евгения Кузнецова
Эксперт по предмету «Психология»
преподавательский стаж — 8 лет
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Анкетирование — это вербально коммуникативный метод психологического исследования, в котором в качестве инструмента для сбора сведений от респондента применяется специально разработанный перечень вопросов, то есть анкета, которая может быть открытой или закрытой.
Особенности метода анкетирования
Сегодня анкетирование стало одним из самых популярных методов психологического исследования. Его используют не только в психологии, но и в социологии и прочих гуманитарных науках. Проблема исследования особенностей анкетирования своевременна и наиболее актуальна для тех, кто осваивает профессию психолога.
Метод анкетирования представляет собой форму опроса. Он, как правило, производится заочно, т. е. не предполагает прямого контакта интервьюера с респондентом. Использование анкет является особенно актуальным в том случае, когда требуется опросить большое число респондентов за короткое время.
В процессе анкетирования специалисты получают необходимую информацию. Для этой цели необходима тщательная подготовка анкеты. В первую очередь, при подготовке анкеты составляется вопросник, в котором вопросы формулируются максимально точно. Психолог должен учитывать образовательный и культурный уровень отвечающего лица.
При подготовке анкет особые требования предъявляются к формулировке вопросов, порядку употребления слов, поскольку это может оказать влияние на ответ. Помимо того, исследователям следует соблюдать правила расположения вопросов – они размещаются в анкете не в логической, а в психологической последовательности, что побудит респондента к более точным ответам.
Правила анкетирования
В современной науке для анализа мнений разных групп людей часто используется анкетирование как метод психологического и социологического исследования. Над формированием соответствующих анкет трудятся профессионалы из определенной области, а также опытные психологи. Задача специалистов состоит в грамотном составлении вопросов для респондента.
«Анкетирование как метод психологического исследования» 👇
Существует несколько правил, которым должен соответствовать так называемый «контрольный список»:
- Учет цели и содержания вопросов в анкете;
- Расположение в начале анкеты вопросов, уточняющих личные данные, что помогает провести анализ результатов различных обследований;
- Отсутствие расплывчатых или незначительных вопросов.
Кроме перечисленного вопросы в анкете должны быть четкими и логичными. Они следуют друг за другом в логической последовательности, что постепенно наращивает интерес опрашиваемого. В конце анкеты можно задать самые сложные вопросы, над ответом на которые человеку необходимо поразмыслить.
Важнейшим условием качественного проведения анкетирования является точность формулировок вопросов. Это не допустит двоякое толкование или неясность. Не допускается при создании анкеты использовать вопросы из нескольких многословных предложений и употребления профессиональных терминов. Если анкетирование имеет больше социологическую направленность, то в нем не нужно затрагивать вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или среде социума, в которой проживает респондент.
Основные виды вопросов в анкетировании
Вопрос в анкете классифицируются по разным признакам. Так, в соответствии с содержанием (направленностью) вопросов принято выделять вопросы о личности, о фактах сознания и поведения. Личные вопросы касаются пола, возраста, образования, профессии, семейного положения респондента. Они позволяют в дальнейшем обработать материал анкетирования в рамках выбранной подгруппы людей. В этом случае по необходимости сопоставляется сходная информация из различных подгрупп.
Вопросы о фактах сознания необходимы для определения:
- Мнения,
- Мотива,
- Ожиданий,
- Планов,
- Оценочных суждений и др.
Вопросы о фактах поведения позволяют выявить реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.
По форме ответа вопросы анкеты могут иметь закрытый или открытый характер. Также они могут быть полузакрытыми. Закрытые вопросы содержат набор вероятных ответов, когда респонденту необходимо только графически отметить свой выбор из предоставленных вариантов. Число сделанных выборов (один или несколько) оговорено в инструкции к анкете.
В процессе обработки данных от больших групп респондентов специалисты могут использовать дешифрирование ответов на закрытые вопросы. Применение закрытых вопросов дает возможность более результативно сопоставить результаты респондентов. Тем не менее, в них часто отсутствует полнота выражения индивидуальных мнений (оценок). Это иногда способно вызвать недовольство со стороны испытуемых. Считается, что подобные вопросы провоцируют серию неправильных или автоматических ответов.
Полузакрытый тип вопросом используют в том случае, когда составители не осведомлены обо всех вероятных вариантах ответов. Также это происходит тогда, когда они намерены более точно и полно выяснять индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Помимо списка готовых ответов такие вопросы содержат раздел «другие ответы» и несколько пустых строк (обычно 7-8).
Открытый вопрос характеризуется тем, что респондент ответ на него формулирует целиком и полностью сам. Разумеется, это затрудняет сопоставимость ответов. По этой причине такие вопросы используют лишь на ранних этапах составления анкеты или тогда, когда появляется необходимость в максимально полном выражении всех вариантов ответов, имеющихся в группе.
В соответствии со способом формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными. По функции их подразделяют на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). Большая часть вопросов направлена на получение информации от каждого респондента. Это отражает так называемые основные вопросы.
Вопросы типа «фильтра» становятся основой анкеты тогда, когда необходима информация не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Начало и окончание фильтра должно быть четко обозначено на графике.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Метод исследования анкетирование
Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.
Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).
Данный метод обладает следующими достоинствами:
— высокой оперативностью получения информации;
— возможностью организации массовых обследований;
— сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
— отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
— невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,
Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:
— отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;
— не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.
В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография — одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации.
Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.
По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:
1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;
2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;
3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.
В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.
Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.
Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:
а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да – нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.);
б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например:
«Какие лекции вы посетили на этой неделе?
— психологию
— социологию
— религиоведение
— философию
— эстетику»
в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:
— полностью согласен
— согласен, но бывают исключения
— не знаю
— не согласен, но иногда бывает
— совершенно не согласен
г) табличная форма. Например:
Достаточно ли у Вас времени на: | Да | Нет | Не знаю |
… | |||
… | |||
… |
При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов.
Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа.
На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.
Источник: http://biofile.ru/psy/1658.html
открытая библиотека учебной информации
Беседа
Эксперимент
Эксперимент — ϶ᴛᴏ метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния[12].
Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 12, 13).
а б
Рис. 12. Классификация видов эксперимента:
а – в зависимости от условий проведения эксперимента; б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении психических явлений
Рис. 13. Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента
Психологический эксперимент в отличие от наблюдения предполагает возможность активноговмешательства исследователя в деятельность испытуемого (рис. 14)[13].
Рис. 14. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
Беседа– вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 15).
Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее определœенными набором и порядком вопросов.
Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер.
Он также ведется по определœенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов.
Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Рис. 15. Особенности применения стандартизированного
и свободного опроса
Анкетирование— ϶ᴛᴏ сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1. Определœение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.
2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросыпозволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями — как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения.
Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа͵ помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно.
Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.
3. Определœение числа и порядка задаваемых вопросов.
Читайте также
Метод наблюдения Чтение и анализ литературы Данный способ включает три основных вопроса: составление библиографии, чтение источников и анализ прочитанной литературы. Составление библиографии может идти двумя путями: эмпирическим и научным. В первом случае… [читать подробенее]
Опрос –это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы. Это общение, благодаря которому можно быстро получить информацию,… [читать подробенее]
Анкетирование – это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на… [читать подробенее]
Самостоятельной и очень распространенной формой опроса является анкетирование, т.е. заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов. Анкета — таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент. Анкетирование — опрос с помощью анкеты. … [читать подробенее]
Анкета представляет собой основной канал получения данных от респондентов. Получившие эти данные исследователи после соответствующей обработки передадут их руководителям компаний, принимающим то или иное решение. Указанный канал выполняет две основные… [читать подробенее]
Анкетирование– это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета– это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на… [читать подробенее]
Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами. Основные виды вопросов в анкете. По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида: 1) о личности… [читать подробенее]
Анкетирование – это проведение опроса посредством анкеты, т.е. заранее разработанного перечня вопросов в различном формате, предлагаемых для ответа респонденту. Анкета – это сложный психологический инструмент, позволяющий направлять мысли респондента в нужное для… [читать подробенее]
Количественно-качественные методы Количественно-качественные методы количественно описывают качественные показатели. Наиболее часто используемым методом является тестирование in hall. Холл — тесты — это личные полуформализованные интервью в специально… [читать подробенее]
Дополнительный материал для пояснения. Для эффективного исследования уровня агрессивности ребенка нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее… [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/861175_anketirovanie
Правила составления анкет для психологического исследования
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты. Это ведущий принцип, из которого следуют все другие требования к ее построению.
Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.
), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены …чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».
Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2-3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление.
Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно — и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности.
Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего следует завершающая «паспортичка» (информация о поле, возрасте и т.п.).
Расположение коммуникативных блоков анкеты Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
• Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям.
Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле.
Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.
Другое дело, если эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем.
Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки). • Обращение к респондентам.
Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый …» и т.
п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.
• Паспортичка (или объективка). Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов.
В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними.
Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.
Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты.
Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором, наоборот, предполагаемой усталостью от работы с анкетой.
В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют.
Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объ-ективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.
Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».
Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность.
Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п.
Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»).
Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»).
Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова: 1 Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие организационные моменты. 2 Вступительные вопросы (контактные вопросы). 3 Основные вопросы. 4 Заключительные вопросы (см. выше: чем закончить анкету?). 5 «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого).
6 Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».
Источник: https://psyera.ru/pravila-sostavleniya-anket-dlya-psihologicheskogo-issledovaniya_8119.htm
Метод анкетирования
Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.
Виды анкетирования
Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек.
- Групповое анкетирование — опрашиваются несколько человек.
- Аудиторное анкетирование — разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения .
- Массовое анкетирование — участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.
По типу контактов с респондентами
- Очное — опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
- Заочное — интервьюер отсутствует.
- Рассылка анкет по почте.
- Публикация анкет в прессе.
- Интернет анкетирование.
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
- Онлайн-анкетирование.
Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.
Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.
Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.
Цель анкетирования
Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.
- Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
- Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
- Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.
После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.
Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий. В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.
С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.
Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из — за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.
Источник: https://womanadvice.ru/metod-anketirovaniya
Метод анкетирования
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
Общие сведения
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона1, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
Виды анкетирования
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько респондентов)
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует)
- Рассылка анкет по почте
- Публикация анкет в прессе
- Публикация анкет в интернете
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Источники
- Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 45
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
Рекомендуемая литература
Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0
См. также
- Вербально-коммуникативные методы
- Метод опроса
- Экспериментальная психология
Категории:
- Методы психологии
- Экспериментальная психология
Источник: http://mediaknowledge.ru/63408bb39fde2e59.html
Анкетирование как разновидность метода опроса
Анкета — это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме. Это очень распространённый метод, в основном, используемый в социологии, а из психологических отраслей — в социальной психологии. Анкета как метод исследования была впервые разработана Д. Гальтоном в Англии в 1870 году.
Преимуществами анкетирования как метода являются:
— возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;
— относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ;
С помощью метода анкетирования в психологии исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы). Это не простой метод.
Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.
Требования к формулированию вопросов:
— они должны быть понятны для исследуемой категории людей;
— лаконичны;
— исключать двусмысленность в понимании;
— не раздражать, не унижать достоинства;
— хорошо и чётко напечатаны.
По форме вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые; прямые и косвенные. Открытые вопросы предполагают свободные ответы, не содержат возможных вариантов ответов. Они встречаются значительно реже закрытых. Готовые ответы здесь не предполагаются.
Респондент отвечает на такие вопросы по своему усмотрению. По сравнению с закрытыми, информация в этом случае получается более полная (и в этом их плюс), а обработка и интерпретация затруднены, неоднозначны, что затрудняет сравнение ответов разных испытуемых.
Кроме того, такие анкеты требуют большего времени выполнения.
Закрытые вопросы предусматривают готовые варианты ответов. Несомненным преимуществом закрытых вопросов является единообразие ответов и относительная лёгкость обработки данных, а недостатком — менее точная интерпретация, приближенный вариант ответа, отсутствие необходимого варианта ответа.
В этом плане есть выход в использовании полузакрытых вопросов, содержащих наряду с готовыми вариантами ответов возможность изложения своего варианта ответа, в формулировке типа: Изложите свой вариант, если нет нужного Вам варианта ответа.
В случае с закрытыми вопросами от респондента требуется выбрать один ответ, соответствующий его мнению. Может быть из двух (да / нет; согласен / не согласен), из трёх вариантов ответов (да / в половине случаев / нет), из пяти (всегда / в большинстве случаев / в половине случаев / редко / никогда) и т.д.
Анкета, как правило, состоит из:
а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;
б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации.
Например, если исследуются проблемы семьи, то, безусловно, в паспортичку вносится вопрос о семейном положении, количестве браков, стаже совместной жизни в них. Если исследуются проблемы, связанные с занимаемой должностью — то в паспортичку могут войти вопросы, связанные с образованием, стажем работы в той или иной должности и т.д.
в) затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 — 25). Они должны быть сформулированы соответствующим образом (о чём было сказано выше).
В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.
Источник: http://www.ahmerov.com/book_617_chapter_26_anketirovanie_kak_raznovidnost_metoda_oprosa.html
Анкетирование как метод психологического
исследования
Содержание
Введение 3
1.
Понятие психологического исследования: методы и этические
принципы 4
2.
Особенности
анкетирования как метода психологического исследования 6
Заключение 9
Список
использованных источников 10
Введение
Психология как наука призвана изучать и описывать
различные аспекты становления и развития индивида, группы и общества в целом.
Психология теоретически и эмпирически изучает различные
социально-психологические процессы, феномены и механизмы. Так как общество
переменчиво, неустанно изменяется и прогрессирует, то психологические
исследования не исчерпают себя никогда.
Психология в
процессе научного исследования использует различные методы, как
экспериментальные, так и не экспериментальные, каждый из которых имеет свои
особенности и преимущества. Одним из таких методов является анкетирование, как
вид письменного опроса. Для того, чтобы подобрать наиболее оптимальные методы
психологического исследования, которые бы соответствовали цели, задачам и
условиям проводимого исследования, необходимо знать особенности каждого метода,
а особенно анкетирования, столь часто применяемого. Поэтому данная тема
является актуальной.
1.
Понятие психологического исследования:
методы и этические принципы
Научное исследование является способом получения объективных знаний об
окружающей действительности. Психологическое исследование − это
способ научного познания сущности психических явлений и закономерностей.
Психологическое исследование состоит из
ряда этапов и должно соответствовать определенным требованиям.
Требования
к научному психологическому исследованию:
·
Необходимо тщательно спланировать исследование,
разработать логическую и хронологическую схемы исследования, состоящие из
детального проектирования всех его этапов.
·
Место проведения исследования
должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим
и инженерно-психологическим требованиям.
Методы
научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые
получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий
и выработки практических рекомендаций.
Целью
всех психологических методов является раскрытие закономерностей психики и
поведения человека, но каждый метод осуществляет это в соответствии со
свойственными ему особенностями.
Существует огромное количество
классификаций методов психологического исследования. Одной из наиболее
признанных и известных, является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым.
Все методы он
разделил на четыре группы психологических методов исследования:
1.
Организационные методы
(сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на
протяжении всего исследования и представляют различные
организационно-исследовательские подходы).
2.
Эмпирические методы (наблюдение и эксперимент, психодиагностические
методы, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов
деятельности, биографический метод).
3.
Методы обработки данных (количественный (статистический)
и качественный (дифференциация материала по группам) методы).
4.
Интерпретационные методы
(генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз,
стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи
между всеми характеристиками личности) методы).
При проведении психологического
исследования необходимо придерживаться следующих принципов:
·
Принцип минимизации риска (в большинстве случаев предполагаемый
риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной
повседневной жизнью).
·
Принцип добровольного участия испытуемых в исследовании, а также
право отказаться от исследования в любой момент по своему желанию. Принцип
конфиденциальности (информация, полученная в ходе и результате исследования,
является конфиденциальной.
Таким
образом, психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и
закономерностей. Психологическое исследование должно соответствовать требованиям
научного исследования, а также этическим принципам.
2.
Особенности анкетирования как метода психологического исследования
Метод
анкетирования является эмпирическим и входит в группу опросных методов
исследования. Все опросные методы делятся на устные и письменные. Устный
опрос (беседа, интервью) применяется, если необходимо исследовать небольшой
круг людей. Если же нужно опросить несколько десятков, сотен или тысяч
респондентов за короткий промежуток времени, то в таких случаях применяется
письменный опрос – анкетирование.
Анкета [< фр.
enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной
социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной
коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых
логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее
сбор материала анкетированием. Анкетирование – это метод сбора первичного
материала в виде письменного опроса[1].
Создание анкеты
состоит из ряда этапов:
·
определение
содержания анкеты (перевод гипотез исследования на язык вопросов);
·
выбор
нужного типа вопросов (открытые или закрытые, основные или функциональные);
·
определение
числа и порядка задаваемых вопросов.
При создании анкеты
необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
·
принцип
расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к
наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты;
·
не
должно быть скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие;
·
важно
отделять смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к
респонденту, информирующими о начале следующего блока;
·
необходимо
избегать скопления однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и
утомления у респондента;
·
вопросы должны быть ясно и четко
сформулированы;
·
рекомендуется включать вопросы,
проверяющие степень искренности респондента.
В настоящее время
используются следующие виды анкет, которые классифицируются так:
По
числу респондентов
·
Индивидуальное
анкетирование (один респондент)
·
Групповое
анкетирование (несколько респондентов)
·
Массовое
анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По
полноте охвата
·
Сплошное
(опрос всех представителей выборки)
·
Выборочное
(опрос части выборки)
По
типу контактов с респондентом
·
Очное
(в присутствии исследователя-анкетёра)
·
Заочное
(анкетёр отсутствует)
·
Рассылка
анкет по почте
·
Публикация
анкет в прессе
·
Публикация
анкет в интернете
·
Вручение
и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
По
способу предоставления информации
·
На
печатной основе
·
Офлайн
·
Онлайн
анкетирование
С ростом популярности
Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн
анкетирование. Данный вид анкетирование
обладает следующими преимуществами:
·
число респондентов не ограничено;
·
современное удобное оформление;
·
удобные способы рассылки на участие в анкетировании;
·
отсутствует зависимость от местонахождения респондента;
·
современные инструменты создания вопросов;
·
минимальные материальные затраты;
·
быстрая и точная обработка результатов.
Единственный
недостаток данного вида анкетирования – это обязательное наличие подключения к
сети Интернет.
Анкетирование по
сравнению с другими методами имеет ряд преимуществ:
·
позволяет
охватить большой круг людей в минимальные сроки;
·
отсутствие
личного влияния на респондента;
·
анонимность
исследования повышает достоверность информации;
·
результаты
удобно подвергать математической обработке.
Но в то же время
анкетирование имеет и недостатки:
·
ограниченность
информации и задач программы исследования;
·
невозможность
контроля респондентов при заполнении анкеты часто приводит к влиянию третьего
лица;
·
невозможность
проследить невербальные реакции испытуемого на вопросы;
·
часть
анкет не возвращается.
Таким образом,
анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса.
Данный метод, по сравнению с другими, обладает рядом преимуществ, но также
имеет и недостатки.
Заключение
Психологическое
исследование − это способ научного познания сущности
психических явлений и закономерностей.
Методы психологического исследования – это основные
приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
Традиционно в психологии выделяют следующие методы:
наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.
Метод анкетирования является эмпирическим
методом и входит в группу опросных методов исследования.
Анкетирование – это метод сбора
первичного материала в виде письменного опроса. Создание анкеты состоит из
ряда этапов, а также учитываются принципы и рекомендации создания анкеты
(доступность и четкость вопросов, отсутствие влияния предыдущих вопросов на
последующие и т.д.).
Анкетирование
обладает рядом преимуществ (отсутствие личного влияния, анонимность,
экономность и т.д.), но имеет и недостатки (ограниченность информации,
невозможность контроля, влияние третьего лица и т.д.)
В настоящее время,
чаще других, используются следующие виды анкет:
анкеты-интервью и
прессовые анкеты. С ростом популярности Интернета всё более востребованным
способом сбора данных становится on–line
анкетирование, обладающее значительными преимуществами.
Список
используемых источников:
Литература:
1.
Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов
вузов. / Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.
2. Валеев
Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное
пособие. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.
3. Дружинин
В. Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов /– 2-е изд., доп. – СПб.:
Питер, 2003. – 319 с.
4.
Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика. – М.: Эксмо,
2010. — 448 с.
5. Леонтьев
А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
6. Маклаков
А. Г. Общая психология. – СПб.: 2008. – 583 с.
Интернет
источники:
1.
Долженко
Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 22.01.2016)
2.
Южакова
О. С.
Методы
психологического исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-1-metody-psikhologicheskogo-is
Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 22.01.2016)
3.
Психологический
портал.ру. Методы в психологии по Б.Г.Ананьеву
[Электронный ресурс]. URL:http://www.anypsy.ru/content/metody-v-psikhologii-po-bgananevu. Загл. с экрана. Яз. рус.,
(дата обращения 22.01.2016)
Скачано с www.znanio.ru