Как составить аннотацию к учебному пособию

   Аннотацией называется краткая характеристика учебного материала с точки зрения содержания, целевого назначения, формы и других его особенностей. Средний объем аннотации – 500 печатных знаков. Аннотация в научной и учебной литературе должна быть объективно описательной, исключать какую-либо оценку содержания произведения.

   Сначала напишите  в каком году издан, где издан. После этого охарактеризуйте учебник по всем параметрам: сколько глав, параграфов в них, какие темы или подтемы, цель этого учебника. Дайте оценку, например, напишите о том, что авторы учебника не совсем доходчиво излагают материал, или наоборот

     Вот пара примеров аннотаций на научную литературу:

1. «Пособие дополняет курс лекций, читаемый студентам 4-го курса физического факультета, специализирующихся в области физики низких температур и физики конденсированного состояния. Оно отражает основные аспекты проблемы физических основ материаловедения электропроводящих функциональных материалов на 2011 г. и состоит из предисловия, пяти глав и заключения. Во введении излагается история возникновения и развития физики функциональных материалов как самостоятельного направления в физике конденсированного состояния. Первая глава посвящена рассмотрению методов контроля структуры функциональных материалов; во второй главе рассматриваются две основные модели построения энергетического спектра электронов проводимости; в третьей главе излагаются модели описания электронного транспорта в металлах и их основные свойства с точки зрения практического использования; в четвертой главе рассматриваются основные свойства полупроводников; в пятой главе приводятся основные характеристики сверхпроводников. В заключении подводится итог рассмотрения основных свойств электропроводящих функциональных материалов по состоянию на 2011 г. Предназначено для студентов 4-го курса ФФ.»

2″ Учебник написан в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования и программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

    В учебнике изложены теоретические основы охраны природы, ее современные проблемы как глобального, так и регионального масштаба. Рассмотрены общие свойства экосистем, условия их устойчивости, проблемы деградации почв и вод, загрязнения среды, борьбы с вредителями, энергообеспечения и сохранения биологического потенциала нашей планеты.

   Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванные обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привели к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук. Понимание этой сложности и многогранности очень важно для успешного решения экологических проблем.

    Предназначается для студентов колледжей и техникумов и всех интересующихся проблемами экологии и охраны окружающей среды.

    Учебник написан в доступной форме, снабжен словарем терминов и определений.”

Аннотация
на методические пособия

Художественно-эстетическое
воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. Волынкин В.И.

Учебное пособие содержит материал к
курсу “Дошкольная педагогика”, охватывает широкий круг проблем художественно-эстетического
воспитания и развития дошкольников.

Данное пособие предлагает
педагогу  одно из решений проблемы художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста. Эффективность интегрированных занятий предлагаемого
пособия определяется комплексным использованием средств театра, музыки,
художественной литературы, рисования. Такие формы обучения и воспитания
способствуют развитию эстетического вкуса, формированию
художественно-творческих и музыкальных способностей детей. Данное пособие
предназначено  воспитателям, методистам, руководителям детских дошкольных
учреждений при организации работы по направлению художественно-эстетического
развития дошкольников..

Теория
и методика творческого конструирования в детском саду. Учебное пособие.
Парамонова Л.А.

В учебном пособии охарактеризованы
психолого-педагогические основы формирования творческого конструирования у
детей от 2- 7 лет. Также представлены новые технологии конструирования из
разных материалов.

В пособии показаны разные формы
организации данной работы (конструирование по образцу, по модели, по условиям,
по теме по замыслу, по простейшим чертежам и т.д.), освещен зарубежный опыт в
данном направлении. В главе «Теоретические основы формирования детского
творческого конструирования»  широко  представлена специфика детского
творчества и его формирования. Выявлена динамика взаимосвязи игры и
конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Широко представлена
методика обучения детей 2-7 лет конструированию. После каждого раздела
сформулированы вопросы по темам, а также представлены рисунки образцов.

Лепка
из пластилина «Цветы на лугу»:

 учебно-методическое
пособие / И.Лыкова

Пособие содержит комплекты
технологических карт с «пошаговым» показом техники создания конкретного
художественного образа и вариантов его творческого воплощения.

Каждый комплект включает
8 двусторонних картонных карточек свысококачественными изображениями.

На одной стороне карточки
наглядно показана изобразительная техника – способ создания образа по
методу”шаг за шагом”,на другой стороне представлены варианты образов
или сюжетные композиции. Комплекты технологических карт могут использоваться
для индивидуальной работы на занятиях по разным видам изобразительной деятельности
в детском саду, различных студий детского творчества и в семье.

Изобразительная деятельность в детском
саду. 1 младшая группа. Учебно-методическое пособие. И.Лыкова.

Учебно-методическое пособие
представляет систему практической работы для реализации задач и содержания
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная
деятельность) в 
первой младшей группе детского
сада.

Входит в универсальный
учебно-методический комплект И.А. Лыковой «Цветные ладошки», согласованный с
принципами ФГОС ДО и направленный на выявление, поддержку и развитие творческой
индивидуальности каждого ребенка средствами разных видов изобразительной
деятельности.

Все занятия взаимосвязаны, содержательны
и направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития
детей, сформулированных в предисловии. В «Приложении» даны материалы для
проведения эстетизированных развлечений с детьми на занятиях и в повседневной
жизни.

Книга адресована
воспитателям групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций,
преподавателям изостудий, специалистам системы дополнительного художественного
образования, студентам педагогических колледжей и вузов, гувернерам и
родителям. Может быть полезна для работы в малокомплектном, частном и семейном
детском саду.

Рисование,
аппликация, конструирование в детском саду. Е.А.Короткова

В данной книге предложены задания по
аппликации, рисованию и конструированию с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях дошкольники знакомятся с разными жанрами живописи. Конструирование
представлено техникой оригами и ручным трудом. В пособии представлен план
занятий на год по возрастным категориям (старшая и подготовительная группы), а
также конспекты НОД. Каждый конспект сопровождается иллюстрацией и схемами
конструирования и оригами, образцами работ.

Все конспекты НОД тематические в
соответствии с сезонами, праздниками. Занятия представлены циклами. В
конспектах НОД широко показана практическая работа детей.

Книга поможет в работе воспитателям
старших, подготовительных групп, а также родителям.

оформление аннотации_Монтажная область 1.png

Часто начинающие авторы и студенты испытывают определенные затруднения при составлении аннотации к своим работам и публикациям. Почему так происходит? В большинстве случаев причины всего две: недостаточное понимание назначения аннотации и незнание правил ее написания. А ведь грамотно составленная аннотация играет в публикации важную роль. Она знакомит читателя с содержанием основного текста, помогает определить, отвечает ли информационное содержимое текста поисковому запросу.

Что обозначает термин – «аннотация»

Аннотация

Сжатое, обобщенное описание основного текста. Главная особенность аннотации заключается в том, что в ней обозначаются затронутые в публикации проблемы, вопросы, темы. При этом само содержание не раскрывается. Правильно составленная аннотация будет отвечать на вопрос: «О чем говорится в тексте?»

Посмотрите наше видео, чтобы оформить аннотацию быстро и без ошибок.

Какие бывают аннотации

Существует несколько видов аннотаций, различных по структуре, содержанию, объему. Выбор каждого из перечисленных выше параметров, определяется спецификой и целями публикации. При этом обязательно сохраняется главное требование – лаконичность.

Виды аннотаций по содержанию

  • Справочная или описательная (второе название) аннотация – выдерживается в нейтральных тонах. Структура текста состоит из описания главной темы основного текста, а также жанра и особенностей изложения. Иногда в справочной аннотации отражается минимальная информация о самом авторе.
    1111.jpg

  • Рекомендательная аннотация – акцентируется на наиболее интересных деталях и нюансах публикации, которые смогут побудить к прочтению текста. Зацепить при помощи эмоций или вызвать профессиональное любопытство.
    2222.jpg

  • Общая аннотация – в основе ее структуры лежит обобщенное описание сразу нескольких источников. Акцент на главной идее и пути реализации ее в публикации. Общие аннотации составляются к предназначенным для широкой аудитории текстам.

Виды аннотаций по объему

  • Краткая аннотация – составляется в виде предельно сжатого, лаконичного резюме или описания пары аспектов публикации. Может указывать на уровень понимания автором затронутой им темы, а также на глубину ее проработки.

333333.jpg

  • Развернутая аннотация – составляется из описания общей тематики публикации и отдельных разделов, рубрик, глав или частей. Чаще всего развернутые аннотации пишутся к учебной литературе, научным работам, а также монографиям.

44444.jpg

Структура аннотации

Если внимательно присмотреться, можно заметить, что структура любой аннотации состоит из 2-х частей. Первая содержит библиографическое описание. Вторая – сжатое описание главной темы или идеи произведения. В конце нее может находиться указание на адресата (на какую аудиторию рассчитана публикация).

Структура аннотации:

  1. Заголовок и данные автора.
  2. Указание звания автора или принадлежности его к какой-либо школе.
  3. Форма произведения (что это – рассказ, повесть, научная работа или курсовая).
  4. Основная тема произведения.
  5. Короткое описание важных характеристик (сюда относится указание места событий, время, сами события и пр.).
  6. Нюансы текста, задающие его уникальность (это могут быть нестандартные способы решения поднятых в публикации проблем или вопросов, рекомендации, новейшие методики и пр.).
  7. Адресат (обозначение аудитории, которой данный текст может быть полезен).

Правильно составленная аннотация всегда будет содержать собственную логику и целостную, законченную структуру.

Как оформляется аннотация

Рассмотрим подробно правила оформления аннотации.

  • В аннотацию не вставляются таблицы, цитаты, списки и прочие, подобные структурные элементы текста. В предложениях используются глагольные и причастные конструкции.
  • Рекомендуемый объем обычной, не развернутой аннотации – около 500-600 знаков. Обычно это 5-6 предложений. Указанные параметры носят рекомендательный характер, могут быть увеличены или уменьшены.

555555.jpg

  • Для печати: выравнивание текста по ширине, автоматический перенос не используется, шрифт идентичен публикации, абзацных отступов нет.

О ключевых словах

Почему так важно использовать в тексте аннотации ключевые слова? Они являются ответом на поисковой запрос. С их помощью определяется тематика произведения и создается его высокоуровневое описание. Ключом может выступать одно слово или словосочетание. Для аннотации, достаточно подобрать 6-8 ключевых слов.

66666.png

Использование языковых клише

При составлении аннотации допустимо использование языковых клише, которые прекрасно отражают смысловые блоки текста: описание содержания, цель публикации, призывы к прочтению.

777777.jpg

Языковые клише в аннотации способствуют структуризации текста. Делают его более простым и доступным для восприятия читателя.

88888.jpg

Как правильно составить аннотацию

Прежде чем приступить к составлению аннотации, важно внимательно прочесть все произведение. Выделить основную нить повествования, уловить главную мысль.

Сжать ее до размеров 2-3 предложений.

  • Определить значимость произведения, дать ему оценку. Коснуться поднятых в произведении проблем и вопросов. Ввести в тело аннотации 2-3 оценочных словосочетания (примеры – «важная тема», «убедительно доказывает» и пр.).

99999.jpg

  • Не дублировать информацию из заголовка произведения. Исключить субъективизм, эмоционально-окрашенные, оценочные суждения. Просто и понятно описать категорию людей, которым данное произведение может быть интересно.

  • По возможности, использовать известные широкой аудитории термины. Избегать понятий, значение которых может быть знакомо ограниченному кругу специалистов.

1010.jpg

  • Аннотация составляется от третьего лица. Даже в тех случаях, когда ее написанием занимается сам автор произведения.

Частые ошибки при составлении аннотации

Начинающие авторы, как правило, допускают схожие ошибки при составлении аннотации. Среди наиболее часто встречающихся, можно выделить нецелесообразное превышение объема. Как было сказано выше, в некоторых случаях развернутая аннотация имеет смысл. Однако, важно понимать, что если она не будет заполнена полезной и нужной информацией, читатель потеряет всякий интерес не только к аннотации, но и к произведению.

Также грубейшей ошибкой считается искажение смысла публикации в аннотации. Ложная информация введет читателей в заблуждение относительно содержания публикации и оттолкнет от чтения.

Если у вас есть проблемы с оформлением работы, вы можете заказать оформление аннотации у экспертов Студворк!


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

– и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Лицо человека на странице с текстом
Фото: Pixabay

Чтобы презентовать научную или художественную работу, необходимо кратко и емко передать ее суть. Грамотно составленная аннотация — залог того, что вашу статью, книгу, курсовую, дипломную обязательно прочтут.

Аннотация: что это, виды

С этим понятием сталкиваются студенты, которые пишут курсовые и дипломные работы, а также люди, чья профессия связана с написанием статей, книг. Когда с кратким тезисным пересказом впервые сталкиваются, то сразу возникает вопрос, что такое аннотация и как ее написать.

Впервые появилось это понятие в 1800-х годах в Лондоне. В то время Королевское общество начало использовать тезисные конспекты докладов, произнесенных на заседаниях. Такой способ передачи научных знаний был удобен.

Спустя три десятилетия Королевское общество решило опубликовать все аннотации в журнале Philosophical Transactions. С тех пор такая практика закрепилась, этому примеру последовали другие журналы.

История появления такой конспективной формы дает понять, что аннотация — это краткое содержание рукописных и печатных работ. В эру цифровых технологий, интернета и бесконечного потока данных небольшие тезисы помогают людям ориентироваться в информации. При помощи аннотаций человек определит наиболее подходящий материал для своего обучения или профессионального роста.

Аннотация к книге или научному труду формирует общее представление о содержании источника. Так можно сэкономить время, не тратить часы на то, что либо не понравится, либо не подойдет по теме.

Как правило, аннотацию размещают на обложках книг или первых страниц печатных изданий. В тезисном пересказе автор подчеркивает основные моменты, а также указывает на приемы, которые позволили ему раскрыть тему. Если брать художественную литературу или кино, то аннотация намекнет на поворот событий или особенности персонажей, заинтриговав, но не раскрыв сюжет.

Таким образом, основные сведения об источнике информации дает именно аннотация. Что это за форма изложения, в чем ее практическое значение? Аннотация — анонс, который в лаконичной форме описывает тему, отличительные черты и все то, что позволяет привлечь потенциальных зрителей или читателей.

Краткое изложение материала очень важно в современном мире. Такой инструмент, как аннотация, подталкивает потенциальных читателей к ознакомлению с контентом — научным, научно-популярным или художественным материалом.

Читающий человечек

Аннотация — это краткое содержание рукописных и печатных работ: Pixabay

В каждой аннотации информация излагается лаконично, без дополнительных объяснений, без детализации. Структура и особенности изложения таких описаний зависят от специфики первоисточника, целей изложения. Аннотации различают:

По содержанию и задачам

Краткие тезисные характеристики в зависимости от задач и содержания бывают:

  1. Справочные. Они нейтрально в общих чертах описывают тему произведения, жанр и особенности повествования, иногда содержат краткие сведения об авторе.
  2. Рекомендательные. В таких описаниях указываются детали и подробности, которые могут заинтересовать целевую аудиторию. Приводятся аргументы, которые апеллируют к эмоциям читателя (интригуют его) или возбуждают профессиональный интерес.

По объему материала

Аннотация — это не всегда краткое изложение сути в пределах нескольких сотен символов. Бывают следующие разновидности:

  1. Краткие. Описывают максимально коротко суть произведения и глубину проработки материала.
  2. Развернутые. Их встретите в книгах, учебниках, монографиях и научных работах. Как правило, они занимают 2–3 страницы.
  3. Обзорные. Аннотации, которые описывают сразу несколько работ, объединенных родственной тематикой или близким подходом к изложению материала и рассмотрения темы. Как правило, их пишут для сборников, которые затрагивают определенные проблемы социума, науки, духовности, культуры и т. д.

Человек каждый день видит аннотации, хотя и не подозревает, что имеет дело именно с ними. Такой инструмент привлечения внимания встретите на обложках журналов, на сайтах в интернете, в буклетах, на кино- и книгопорталах.

Однако одно дело читать аннотации, а другое — писать самостоятельно. Как построить такие тексты, какую информацию выбирать для составления тезисов?

Аннотация: как написать, пример

Девушка думает, что написать

Как написать аннотацию: Pixabay

С написанием аннотаций иногда возникают трудности, связанные с выработкой структуры и отбором фактов для изложения. Чтобы разобраться в этом, приведем несколько примеров и расскажем, как писать аннотацию.

Встречаются такие типы кратких описаний источников информации:

Аннотация к книге: схема и пример

Чтобы привлечь внимание потенциального читателя, в начале книги указывают такие сведения:

  • библиографические данные;
  • сведение об авторе;
  • жанр и форму произведения;
  • тему произведения или научной работы;
  • краткое содержание;
  • причины издания или переиздания (при необходимости).

Если пишете тезисную характеристику к монографии и учебным книгам, то акцентируйте внимание читателя на особенностях содержания и том, как информация имеет практическое применение.

Как пишется такая аннотация? Пример к книге поможет понять, как правильно ее написать:

Уильям Шекспир. Трагическая история Гамлета, принца Датского. — М., 2019. — 268 с.

Жанр: трагедия.

Король Дании умер, и на его троне воцарился его брат Клавдий. Сыну покойного короля, Гамлету, является призрак отца, раскрывающий страшную тайну: он умер не своей смертью, а был убит братом. Гамлет становится одержим местью, но вынужден таиться и прикидываться безумцем до тех пор, пока не настанет подходящий момент…

Знаменитая трагедия Шекспира основана на истории средневекового скандинавского героя Амлоди, по всей видимости, почерпнутой автором из летописи Саксона Грамматика «Деяния данов» XIII века.

Книжечка

Аннотация к книге: Pixabay

Художественное произведение не всегда нуждается в подробном анализе. Важно создать интригу для читателя, чтобы ему стало интересно узнать сюжетное повествование. Вот наглядный пример:

Джоан Кэтлин Роулинг. Гарри Поттер и Философский Камень. — Росмэн, 2006. — 400 с.

Жанр: фэнтези.

«Гарри Поттер и Философский Камень» — первая книга из цикла работ Джоан Роулинг о приключениях 11-летнего мальчика, ученика школы магии Хогвартс. Это произведение принесло автору мировую славу.

Это история об обычном мальчике, который узнает о своих волшебных способностях. В детстве из-за него исчез злобный волшебник, который желает возродиться и отомстить. Но теперь он хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать больше о своих способностях и научиться управлять ими, мальчик отправляется в школу волшебства, где знакомится с новыми друзьями.

Аннотация к статье: требования и пример

Аннотация к научной статье строго регламентирована. Обычно ее объем не превышает 500 печатных знаков. Необходимо изложить суть статьи, подтвердить ее актуальность, описать цели, которые желаете достичь, кратко изложить результат работы, дать характеристику предмету.

Рассмотрим пример, как писать аннотацию к статье:

Григорьев А.В. Методы использования системного анализа в правовой сфере. — Вестник МГЮА имени О.Е.Кутарина. — 2009. — №3. — С.24–26.

В статье представлены методы системного анализа и способы их применения в правовой сфере. Рассмотрены методы, которые использовались в компьютерных технологиях, бизнесе и нескольких похожих сфер деятельности человека. В ходе выполненных действий получили ожидаемый результат. Аналитическая методика принесла свои плоды, а также оказала благоприятное воздействие на деятельность в юриспруденции.

Аннотация к диплому: структура и пример

Аннотация к диплому — важная часть дипломной работы студента, исходя из содержания которой экзаменационная комиссия делает выводы об изложенном материале и выбранной теме работы, а также оценивает структуру повествования и достигнутые цели во время исследований. В описании укажите сведения в таком порядке:

  1. Информация об авторе.
  2. Общие сведения о работе: тема, желаемые и достигнутые цели, актуальность материала на сегодняшний день, объект исследования, теоретическое и практическое значение.
  3. Паспорт работы: количество страниц основного текста, приложений, позиции списка литературы.
  4. Краткое содержание глав.

Как пишется такая аннотация? Пример приведен ниже:

Аннотация на дипломную работу студента Красильникова О.К. на тему: «Анализ ликвидности и платежеспособности баланса предприятия и их пути повышения»

Работа включает: 94 страницы, 10 таблиц, 6 рисунков, список использованных источников (45 позиций), 13 приложений.

Предмет исследования — теоретические и практические проблемы анализа ликвидности и платежеспособности предприятия.

Цель работы состоит в разработке научно-методологических подходов и практических рекомендаций по повышению ликвидности и платежеспособности предприятия посредством разработки конкретных рекомендаций.

По результатам исследования предложена модель обеспечения необходимым приростом собственного капитала на основе анализа коэффициентов, представляющая собой целенаправленную последовательность операций и функций.

Полученные результаты помогут улучшить ликвидность, а также выстроить грамотное ведение финансов на предприятии.

Необходимость краткой письменной характеристики для многих кудесников пера попросту непонятна. Обесценивание краткого тезиса часто приводит к тому, что увлекательный сюжет, интересные мысли и грамотная подача материала не будут оценены читателями. Следуйте представленным инструкциям и быстро овладеете искусством составления аннотаций.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1825820-annotacia-cto-eto-takoe-i-kak-ee-napisat/

Добавить комментарий