В ряде случаев необходимо сделать аннотацию к списку литературы. Аннотация литературного источника строится на формировании описания данного источника с целью ввести в курс дела читателя и дать общую информацию о содержании данного источника. Аннотированный список – это список литературы с кратким описанием (примерно на 1-2 абзаца) содержания каждого источника.
Аннотированный список литературы по теме исследования
Библиографический список с аннотацией составляется на основе прочтения самого источника. Но это в идеале. Так как чтение каждого источника для составления аннотации – процесс весьма времязатратный. А как раз времени на аннотированный список источников нет, то аннотированный список библиографических источников строится следующим образом.
Составить аннотированный библиографический список ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Многие источники, аннотацию которых следует привести уже содержат ее. Данное положение относится как монографическим источникам и учебника, так и к статьям в периодических изданиях, таких как журналы, сборники статей и материалов конференций.
Аннотированный список книг
Если мы составляем список книг с аннотацией, то для экономии времени можно найти аннотацию каждого источника непосредственно в нем самом. В каждой книге ее краткое описание содержится либо на второй-третьей странице вместе с ее библиографическим описанием, либо реже в конце книги на предпоследней странице. Аннотация в книге представляет собой как правило один-три абзаца краткого описания содержания данной книги – это и есть аннотация источника. Именно эту аннотацию можно взять целиком, либо как минимум использовать в качестве основы для, того, чтобы составить аннотированный список книг.
Аннотированный список научной литературы включает в себя не только книги, монографии и учебники. В него должны входить еще и другие источники. Только таким образом можно сформировать полноценный библиографический список с аннотацией.
Аннотированный список статей
Аннотация источников, к которым относятся и статьи в периодической печати, а также сборников статей и сборников материалов конференций строится по тому же принципу, как и для книг. Но написание аннотаций для статьей процесс несколько более сложный, так как схитрить, как с книгами получится не всегда. Только в 50% случаев статьи имеют аннотацию и это в основном относится к серьезным журналам, так как требования в них достаточно жесткие, а аннотация является обязательным элементом. Без нее статью для публикации в журнале просто не примут.
Составить аннотированный библиографический список ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Если аннотация в статье есть, то все просто. Берем эту аннотацию и переносим ее в библиографический список с аннотацией. Аннотация к статье обычно находится после заглавия статьи и располагается вместе с ключевыми словами. Кстати, даже если аннотации нет, то ключевые слова есть практически всегда в статьях не только журнальных, но и в других видах периодических изданий последних лет. Связано это с тем, что сейчас практически все научные статьи имеют электронную форму и для поиска их в электронной библиотеке используется не только сам текст статей, но и подборки ключевых слов. Поэтому аннотированный список статей можно сформировать используя набор ключевых слов по каждой статье. Хотя сама статья не имеет такого большого объема, как монография, что позволяет, не тратя большого количества времени, пробежаться по ней и составить аннотацию.
Пример аннотированного списка литературы
Ко мне часто обращаются с просьбой: «Составьте аннотированный список литературы». Пример аннотации к списку литературы, а точнее к каждому отдельному источнику можно посмотреть практически в любой статье или монографии. Здесь я пример аннотации приводить не буду, так как любое копирование – является нарушением авторского права. Тем более не могу приводить уже выполняемые мной аннотируемые списки литературы, так как передал их заказчику. Ну, а составлять пример специально для этой страницы – не рационально с экономической точки зрения. Но могу составить аннотированный список литературы специально для Вас, напишите мне.
Составить аннотированный библиографический список ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Структура аннотации в списке литературы:
– вводная часть,
– основная часть,
– заключительная часть.
Но можно не соблюдать указанный порядок и составить аннотацию в соответствии со структурой самого источника, его вида, объема, тематики и требований принимающей аннотированный список литературы стороны. По сути, жестких требований к написанию аннотации нет. Главное то, что аннотация должна дать представление о содержании аннотируемого источника и ответить на вопрос: «Каким образом этот источник поможет в Вашей научной работе?».
Аннотированный список интернет-ресурсов
Электронный источники, размещенные в свободном доступе в сети Интернет, все чаще используются при написании работ различного вида, поэтому в отдельных случаях необходимо подготовить аннотированный список интернет-ресурсов.
Составить аннотированный библиографический список ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Особенностью – простотой и усложнениеv одновременно, являются следующие признаки:
– текст в интернет-источниках как правило хорошо структурирован, имеет заголовки различных уровней, поэтому в таких источниках очень легко определить логические элементы и построить на основе этого структуру будущей аннотации;
– в html коде любой страницы сайта можно посмотреть ее мета-теги (для знающих людей), в которых содержаться ключевые слова и очень часто краткое описание той информации, которая содержится на данной странице – по сути такая «не емкая» аннотация;
– к тому же можно просто «надергать» отдельных предложений и собрать их в осмысленный текст, и аннотация интернет-ресурса будет практически готова.
Таким образом, я рассмотрел особенности формирования аннотированного списка литературы как в целом, так и задачи его создания по отдельным видам источников. Поэтому Вам вполне по силам справится самостоятельно. Но если все же проблемы возникли, у Вас не получается, нет времени или еще миллион и одна причина, по которым работа все еще не выполнена, напишите мне, я обязательно помогу.
Примерный образец аннотированного списка литературы
-
Борытко, Н. М.
Педагогика : учеб. пособие для вузов /
Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М.
Байбаков. – Москва : Академия, 2007.
В
учебном пособии раскрывается гуманитарный
подход к проектированию и реализации
педагогической деятельности. Соответствует
государственному образовательному
стандарту 2005 г. Предназначен для студентов
педагогических вузов. Может быть полезным
для системы повышения квалификации
работников образования.
-
Смышляева, Л. Г.
Методология и методы педагогических
исследований : учебное пособие / Л. Г.
Смышляева, А. Г. Яковлева, Л. А. Сивицкая.
– Томск: Изд-во ТГПУ, 2007 – 240 с.
В
пособии даны сведения по
методологии науки, ее специфике как
виде человеческой деятельности;
современных направлениях модернизации
отечественной системы образования;
актуальных проблемах психолого-педагогических
исследований. Издание адресовано
студентам, магистрантам и аспирантам
педагогического университета.
-
Яковлева, А. Г.
Методика преподавания педагогики и
психологии: конспект лекций. Ч. 1 :
Преподавание педагогики / А. Г. Яковлева.
– Томск : Изд-во ТГПУ, 2012. – 188с.
Пособие раскрывает
содержательные и организационные
особенности изучения учебной дисциплины
«Методика преподавания педагогики и
психологии». В авторской разработке
представлены конспекты лекций, отражающие
содержание разделов учебной дисциплины;
обозначены четкие ориентиры студенту
по подготовке студентов у учебным
занятиям; заданы содержание и формы
контрольно0измерительных материалов
для самоконтроля и внешней оценки знаний
и умений. Предназначено для магистрантов
и преподавателей педагогических вузов.
Приложение 6
Министерство образования и науки рф
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Педагогический
факультет
Кафедра дошкольного
образования и логопедии
ОТЧЕТ О УЧЕБНОЙ
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ)
ПРАКТИКЕ
Студента-практиканта_______________________________________________
педагогического
факультета ___курса ______группы
Место прохождения
практики________________________________________
__________________________________________________________________
Время прохождения
практики________________________________________
Факультетский
руководитель_________________________________________
Отчет принят с
замечаниями / без замечаний групповым
руководителем
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Томск – 2013
Программа
практики составлена в соответствии с
федеральным государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования по направлению подготовки
050700.62
Специальное (дефектологическое)
образование,
профиль Логопедия
Программу учебной
дисциплины составили:
Старший преподаватель
кафедры ДОиЛ ________________________ Сергеева
А.И.
Программа учебной
дисциплины утверждена на заседании
кафедры ДОиЛ
Протокол № ____ от
«____» _____________ 201_ г.
Зав. кафедрой
______________________ Файзуллаева Е. Д.
Программа учебной
дисциплины одобрена методической
комиссией ПФ ТГПУ
Председатель
методической комиссии ПФ _____________ Яркина
Т.Н.
Согласовано:
Декан ПФ
______________________ Титова Г. Ю.
Начальник отдела
практик _______________Перова О. В.
18
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Правильное оформление списка литературы, составленное по примеру и в соответствии с нормами ГОСТ, является важным требованием при написании диссертаций, дипломных работ, научных статей. С течением времени нормы претерпевали изменения, адаптируясь под современность. В 2020 году раздел «список литературы» может иметь несколько наименований. Возможен вариант написания со словом «используемой» или «использованной». Также допускается вариант «библиографический список».
Список литературы по госту 2020
Порядок внесения используемых материалов в список литературы:
- Нормативно-правовые акты с указанием даты опубликования и названия.
- Монографические материалы.
- Учебная литература (учебники, пособия, методички, курсы лекций).
- Периодические издания (научные сборники, журналы)
- Материалы из архивных источников.
- Интернет-издания (оформляются в виде ссылок на источники).
- Иностранные источники.
Все цитаты, которые указаны в научной работе, должны соответствовать нумерации в библиографическом списке. Изучаемая литература не может использоваться, если ей более 10 лет. При обоснованной необходимости использования источников старше этого возраста, следует помнить, что максимально допустимое количество подобных изданий не должно превышать 30% от общего списка литературы.
Все источники должны строго соответствовать изучаемой теме, задачам и целям работы.
Пример библиографического списка
- Федеральный закон от 01 января 0000 г. №95 – ФЗ «О Центральном банке».
- Попова А.А. История возникновения банков: сборник для вузов. – М.: Просвещение, 0000. – С.112-115.
- Ромашкина И.И. Современный банковский словарь: методическое пособие для вузов. – СПб.: Дрофа, 0000. – 99 с.
- Астров Е.И. О логике экономических наук // Вопросы философии. – 0000. – №5. – С.25-30.
- Постановление Ивановского областного отделения общества финансистов «Состояние лекционной работы в городе Иваново» от 10 апреля 0000 г. // Гос. архив Ивановской области. Ф. 20. Оп. 40. Д. 15. Л. 11.
- The Oxford Dictionary of English Etymology. – Oxford: At the Clarendon press, 2018. – 1056 p.
Как составить аннотированный список литературы
Аннотированный список литературы включает в себя краткую аннотацию к используемому источнику. Подобное описание характеризует объект, основную проблему, цели работы, ее результаты.
Образец аннотированного списка литературы
Бурков А.И. Обогащение словарного запаса дошкольников//Ласточка. 2020, №2.
Аннотация: В статье затронуты вопросы увеличения словарного запаса у детей дошкольного возраста. Изучаются возможности увеличения количества слов, качества их произношения. Рассматриваются предпосылки методики обогащения словаря с точки зрения лингвистики, психологии и дидактики.
Орлова Т.Г. Использование толкового словаря на уроке как способ увеличения словарного запаса//Педагогическое образование: Теория и практика. 2000, №1, С.105-112.
Аннотация: В статье затрагивается вопрос эффективности использования толкового словаря на уроках с целью расширения словарного запаса учащихся начальных классов. Делается вывод, что методика имеет свои положительные результаты при регулярном использовании.
Ссылка на диссертацию в списке литературы
Автору научной работы приходится ссылаться на труды других исследователей. Благодаря ссылкам на стороннюю диссертацию можно понять широту познаний соискателя в сфере исследований. Эти сведения необходимо внести в список использованной литературы, чтобы избежать обвинения в плагиате.
Оформляют подобную ссылку согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» и ГОСТ 7.1 – 2003 «СИБИД». Это государственный стандарт, приближенный к международному ISBD.
Под ссылкой в данном случае подразумеваются библиографические сведения о цитируемом источнике. При точном цитировании фраза обозначается кавычками. Рядом размещается отсылка к источнику в списке литературы.
Пример ссылок на диссертацию
- Автор, А.А. Заглавие. [Цитируемый текст]: диссертация (название) кандидата (каких?) наук: 00.00.00: защищена 01.01.20: утв. 01.03.20/ Автор Александр Александрович. – М., 2018. – 200 с. – Просвещение: с.191-200. – 01010101011.
- Автор А.П. Заглавие [Цитируемый текст]: диссертация (название) кандидата экономических наук: 05.05.05: защищена 25.05.19: утв. 26.09.19/ Автор Александр Павлович. – СПб., 2019. – 202 с. – Библиограф.: с.115-118. – 0101010101.
Как оформить монографию в списке литературы
Монография является обязательным источником, который нужно использовать при написании статьи. У нее специфическое оформление. Сложность внесения монографии в библиографический список вызывают расхождения в нескольких действующих ГОСТах.
Пункты, которые необходимо учесть при внесении монографии в список литературы:
- автор;
- заголовок (название) монографии;
- указание типа источника;
- место издания;
- издательство, в котором осуществлялась публикация;
- год издания;
- количество страниц монографии.
Примеры правильного оформления монографии в списке используемой литературы:
Вариант по ГОСТ 2008
- Астанин А.А., Белкин И.И., Воронина Ю.А. Правила пожарной безопасности на производстве. – М.: Рассвет, 2018. – 549 с.
- Ромашкин Ю.И, Иванюк И.А. Технологические процессы в создании безопасной промышленной техники. – СПб.: Интеллект, 2017. – 258 с.
Пример оформления в соответствии с ГОСТ ом 2003 года:
- Васильков Р.В. «Развитая мускулатура и эстетика тела» [текст]/ Васильков Р.В.; ред. Т.И. Иваненко. – СПб.: Советский спорт, 2007. – 259 с.
Монография должна быть не старше 5 лет.
Оформление электронного источника в списке литературы
Данный раздел ГОСТа был существенно изменен. Введено обязательное написание аббревиатуры URL. Также после вставки адреса необходимо указать дату обращения к источнику.
Электронные источники делятся на два типа: локальные и удаленные.
В первом случае речь идет о физическом устройстве, содержащем информацию в электронном виде – CD или DVD диски с данными. Оформляют в списке литературы с пометкой о типе носителя.
Пример
- Бочкин Э.П. Пробуждающая гимнастика после сна в дошкольных образовательных учреждениях [CD или DVD]: Бочкин Э.П. Пробуждающая гимнастика после сна в дошкольных учреждениях – Электронные данные. – Москва: ЦИФРА-М, 2015. – 1 эл. опт. Диск (CD-ROM или DVD-ROM).
- Энциклопедия индийской музыки [CD]. – электронные данные – Москва: ЦИФРА-М, 2000 – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
В некоторых случаях следует указать системные требования для доступа к ресурсу. Например, файл записан в формате pdf.
Электронный ресурс удаленного доступа подразумевает под собой сеть Internet. Используя подобные источники, следует указать год, число и месяц обращения к нему. Если на сайте фиксируются внесения изменений, об этом также следует написать. Если дату обновления установить невозможно, то ничего не указывается. Не следует использовать и ссылаться на ресурсы, нарушающие авторские права.
Параметры, необходимые для внесения в список литературы электронных ресурсов:
- заглавие;
- сведения об ответственности (об издании);
- вид и объем ресурса;
- место издания.
Встречаются случаи, когда необходимая информация находится в закрытых источниках Этом момент также стоит уточнить. Например, цитируется текст из таких программ, как «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс».
Пример
- Педагогический рост // Современная Россия / сост.: Цветкова А.Ю., Петров И.Е.; Санкт-Петербург, [2018 -]. Дата обновления: 05.09. 2019. URL: http:// вставить ссылку (дата обращения 11.03.2020).
Общие требования к созданию списка литературы
При составлении используется шрифт 14, Times New Romans. Интервал полуторный. Выравнивание по ширине. Указываются номера страниц источника. Нумерация списка ведется при помощи арабских цифр.
Пример правильного оформления списка литературы по ГОСТу
- Федеральный закон от 05 марта 0000 г. №3 – ФЗ «Об образовании».
- Муравьев А.Е. Российская педагогика. – М.: Проспект, 2018. – 398 с.
- Иванова, О. И. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / О. И. Иванова; Министерство образования и науки РФ, Омский государственный университет. – Омск : ОГУ, 2018. – 92 с. – ISBN 000-0-0000-0000-0.
- Власевич, О.О. Возрастная педагогика: краткий курс лекций / О.О. Власевич. – Рязань: Юрайт, 2019. – 178 c.
- Караев Л. Я. О воспитании в семье // Педагогическое воспитание. 2011. № 1. С. 23. (Газета).
- Яковлев Т. Р. О культуре поведения // Образование. 2015. № 1. С. 15. (Журнал).
- Выступление В. И. Малика на заседании областного педагогического совета от 28 марта 1015 г. «О задачах воспитания» // Рос. гос. архив педагогической истории Ф. 1-м. Оп. 1. Д. 252. Л. 81.
- Васильева А.Л. Воспитание в семье [Электронный ресурс]. URL: http://education/1111111/111 (дата обращения: 08.12.2019)
В научной работе должны преобладать собственные мысли автора. Следует помнить, что заимствованный материал может достигать лишь 40 % от общего объема работы.
Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства ‘АРТ-РОДНИК’
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТПЕЧАТИИМ.
И. ФЕДОРОВА
ФАКУЛЬТЕТИЗДАТЕЛЬСКОГОДЕЛАИЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРАКНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ
КНИГИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №1
по теме: «Составление аннотированного
библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства
«АРТ-РОДНИК»
Работу выполнил: ПАРЕПКО Д.Д.,
тудент II курса заочного отделения
специальность «Книгораспространение»
Москва, 2012 год
Оглавление
Введение
Теория библиографии
.1 Основная функция и принципы библиографии
1.2 Объект и предмет библиографии
2 Библиографический поиск
3 Библиографическое описание
Аннотирование
Библиографическая группировка
Аннотированный библиографический список
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
аннотированный
библиографический список
Целью данной контрольной работы является получение навыков в грамотной
работе с библиографическими материалами (источниками, документами), знании
основ эвристики в библиографии, умении грамотногосоставления библиографического
описания и аннотации.
В настоящей контрольной работе представлен теоретический материал по
предмету «библиография», а так же в качестве примера приводится аннотированный
библиографический список литературы. Для составления списка отбор произведений
выполнялся по критерию «издательский дом», в данной работе – книги издательства
«АРТ-РОДНИК».
Материалы использованные, а так же послужившие написанию контрольной
работы, были взяты из фондов Российской Государственной Библиотеки
(бывш.Государственная Библиотека СССР им. В.И. Ленина).
1. Теория библиографии
Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном
этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в
целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности,
культуры.
В библиографии выделяют четыре основных исторических периода:
ü Первый период – возникновение библиографии в Древней Греции
как книгописания, труда книгописца-библиографа. V век до н.э.;
ü Второй период – библиография как обобщающая наука о книге и
книжном деле, отдельный литературный жанр (XVII – XVIIIвв.);
ü Третий период – возникновение библиографии как особой науки
книговедческого цикла. Конец XIX –
начало XX вв.;
ü Четвертый период (современный) – библиография становится особой
областью книжного и информационного дела со своей дисциплиной –
библиографоведением.С 60-х гг. XXвека.
На современном этапе именно в нашей стране было введено понятие для
обозначения науки о библиографии – «библиографоведение». Обозначение
библиографической науки вошло в ГОСТ 16448 – 70 «Библиография термины и
определения», а так же повторен в новой редакции ГОСТ 7.0 – 77. В 1984 году
впервые был выпущен учебник для вузов под названием «Библиографоведение. Общий
курс».
1.1 Основная
функция и принципы библиографии
Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с
выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как
деятельности вообще. Сегодня широко распространен термин «общественная функция
библиографии», понимая ее как цель, которую библиография осуществляет в системе
информационной деятельности.
Такой определяющей общественной функцией библиографии является
управление. Согласно ГОСТ 7.0 – 77: «Библиография – область научно-практической
деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической
информации в целях воздействия на использование произведений печати в
обществе». Исходя из основной общественной функции библиографии, можно
предложить следующее определение: библиография – это область информационной
деятельности, основной общественной функцией которой является управление
процессом создания, распространения, хранения и использования социальной
информации в обществе.
Подобный подход обусловлен сложным дифференцированным духовным процессом
отражения и освоения в общественном сознании и практике социальной информации,
материализуемой в документах разного рода. Отсюда следуют и три основные
частные функции библиографии: сигнальная (момент наличия и появления новой
информации), оценочная (проверка и адаптация новой информации в системе
знаний), рекомендательная (использование социальной информации, путем отбора
оптимальных условий ее освоения потребителем).
Наряду с общественными функциями библиографии аналогичный характер носят
и основные принципы. Ранее всех выделялись три основных принципа: партийности,
научности и народности; где определяющим векторов являлась идея, которую несет
в себе предмет. В данном случае – это системность и неотъемлемая связь с
научной деятельностью, а так же общественная польза библиографии. Сегодня,
ввиду широты охвата информационного пространства, библиография несет в себе и
такие принципы, как: деятельность, коммуникативность и системность. Эти
принципы подразумевают основные задачи библиографии в современных информационных
условиях – мобильность, усвоение и обработка больших объемов информации,
связанность и доступность в общей информационной среде, универсальность и
единая форма «записи» информации.
1.2 Предмет и объект библиографии
Своеобразие объекта библиографии состоит в том, что он уже выступает в
определенном способе идеализации – знаковых системах воспроизведения социальной
информации. Библиография входит в систему информационной деятельности, или –
систему книжногодела, т.к. именно на него направлено ее управляющее
воздействие.
Книжное дело – сфера духовной общественной деятельности (культуры),
основной функцией которой является информационное общение (коммуникация), путем
производства, распространения, хранения и использования книги (произведений,
документов, изданий).
Таким образом, можно утверждать, что объектом библиографии является книжное
дело как процесс информационного общения, учитывая и социальную информацию, и
книгу как способ существования и использования этой информации в обществе.
Предмет библиографии можно квалифицировать как результат –
библиографическая информация и «библиографическая книга». Если быть точнее,
предмет может включать в себя не только саму информацию, но и собственно
библиографическую деятельность. Поэтому предметом библиографии является
библиографическое знание.
2.
Библиографический поиск
Библиографический поиск – это информационный поиск(отбор
библиографируемых документов) из числа выявленных с целью их последующей
библиографической обработки (записи), осуществляемый на основании
библиографических данных.В библиографии выделяют три основные цели
информационного поиска:
1. Поиск необходимых сведений об источнике и установление его
наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической
информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально
создаваемых для более эффективного поиска и использования информации
(литературы, книги).
2. Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в
которых есть или может содержаться нужная информация.
. Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге,
например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках
машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из
жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.
Методы библиографического поиска:
Сплошной метод.При сплошном методе библиограф для осуществления
поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся
пособий и источников…
Выборочный метод. Более рациональный и реальный путь поиска литературы
выборочный метод, т.е. «ограниченно сплошной». В литературе его часто называют
также «эпизодический метод»
Интуитивный метод.Индивидуальный подход к поиску необходимых источников
на основе предположения либо базовых знаний, с учетом конкретизации по
какому-либо типу (автор произведений, жанр, издательство).
Типологический (рецептурный) метод. В любом случае типологический
(рецептурный) метод отражает в себе и привносит в процесс информационного
поиска определенное рациональное начало, планомерность. В то же время он
показывает важность отправной, исходной точки этого сложного процесса. Она
может быть избрана и на основе интуиции, и на основе сознательного,
целенаправленного размышления, рабочей гипотезы, рецепта.
Индуктивный метод. Общий вывод о наличии искомых источников (фактических
сведений) по интересующему вопросу в этом случае делается на основе изучения
всех единичных источников.
Дедуктивный метод.Противоположен индуктивному – делается на основе
конкретных единичных источников,.
«По библиографическим ссылкам».Поиск источников по уже существующим
библиографическим базам данных.
«Путем восхождения от абстрактного к конкретному».
После того как выполнен библиографический поиск, необходимо приступить к
выбору найденных произведений (изданий) для дальнейшего составления
библиографического описания.
3.
Библиографическое описание
Библиографическое описание (далее – БО) – это часть библиографической
записи*, совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по
определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов
и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. БО представляет
собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы
взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией. Ранее
для аналогичного понятия употреблялись термины “каталография”, “библиограмма” и
т.п. БО появились почти одновременно с книгой в библиотечных каталогах
древнейших библиотек и часто представляли собой первые строки произведений,
которые в те времена служили заглавием, иногда имя автора и его занятие.
Основное назначение библиографического описания – это идентификация
издания в системе других.
Существуют следующие виды библиографического описания:
ü Монографическое – подразумевает описание одного документа;
ü Сводное – описание многотомного или же сериального документа;
ü Аналитическое – это описание какой-либо составной части
документа;
ü Краткое- представляет собой описание лишь обязательных
элементов конкретного документа;
ü Расширенное – здесь имеет место описание обязательных
элементов, а так же одного или нескольких факультативных;
ü Полное – описание обязательного элемента и всех возможных
факультативных элементов;
ü Объединенное – описание, которое выполняется при различных
публикациях одного документа – переиздания, переводы и т.п. и/или связанные с
ним другие документы – рецензии, рефераты и т.п.;
В основе подобной систематизации лежат три основных типологических
признака: объект описания, функция описания и полнота описания. Первый признак
– объект описания, позволяет выделить такие виды библиографического описания
как монографическое, сводное, аналитическое и объединенное (эти виды описания
представлены в ранее действующем ГОСТ 7.1 – 84). Полнота описания – это
краткое, расширенное и полное библиографическое описания; обусловлены делением
элементов описания на обязательные и факультативные. К функциональному признаку
можно отнести такой вид описания как библиографическая ссылка, представляющая
собой примечание к тексту, «ссылающаяся» на какое-либо произведение.
В настоящее время основным документом, определяющим и регламентирующим
составление библиографической записи и библиографического описания является
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» [М., ИПК
Издательство стандартов, 2004].
Составление библиографического описания относится в свою очередь к одному
из методов библиографирования (составления библиографических записей). Помимо
Описания в данной работе так же будет представлен и такой метод как
аннотирование.
4.
Аннотация
Аннотация –
краткая характеристика документа, его части или совокупности документов с точки
зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит
пояснительный или рекомендательный характер.
Аннотация является второй из основных категорий библиографической записи.
Современная модель аннотации схематично представлена на рис. 1. В основу
составления аннотации положены три основных признака: функциональный, полнота
отражения и количество аннотируемых изданий (документов). На основе этих
признаков выделяют следующие виды аннотации:
ü Общая – такой вид аннотации призван характеризовать
содержание документа в целом;
ü Аналитическая – подобная аннотация должна характеризовать
часть или аспект содержания;
ü Справочная – призвана уточнять заглавие и/или дополнять
библиографическое описание сведениями фактографического характера;
ü Рекомендательная – характеризует содержание с учетом
профессионально-психологических возможностей потребителя, представлена как
правило с методическими указаниями о использовании документа;
ü Оценочная – это критическая характеристика содержания
документа;
ü Групповая – вид аннотации характеризующей содержание
нескольких документов.
Рис.1. Аннотация
При составлении аннотации действует следующий нормативный документ – ГОСТ
7.9-95 «Реферат и аннотация».
Аннотации в контрольной работе общие, т.к. выполняют лишь краткую
информативную функцию, приоткрывая суть находящейся под обложкой информации в
целом (за редким исключением аннотации могут носить справочный характер).
5.
Библиографическая группировка
Библиографическая группировка – это объединение библиографических записей
в группы по заданным признакам. В основном используется на соответствующем
этапе создания библиографических пособий, сущность которого заключается в
логическом упорядочении и расположении отобранных из документного потока
материалов, что способствует созданию смысловых и гипертекстовых связей.
Процесс библиографической группировки состоит из:
а) вычленения из всего спектра представленных в библиографии пособии
документов разделов, подразделов, рубрик, подрубрик и т.д.;
б)определения последовательности разделов, подразделов, рубрик и
подрубрик;
в) размещения библиографических записей в указанных делениях. Существует
несколько способов библиографической группировки, которые, в свою очередь,
имеют варианты, в том числе: формальный, по содержанию, рекомендациям,
персональный и др. Библиографическая группировка документов в библиографическом
пособии зависит от целого ряда признаков, например от вида (типа)
библиографического пособия.
В данной контрольной работе перечисляемые издания в группировке не
нуждаются, поскольку общей тематикой для всех, критерием, по которому
выполнялся отбор – была тема «искусства».
Аннотированный библиографический список
1. Карл Ларссон, 1953-1919: рисунки и акварели / Рената Пьювогель
; пер. с англ. Т.И. Хлебнова: М.: Арт-Родник , 2006 :Отпеч. в Германии – 95 с.
ил., цв. ил., портр. ; 23 см.
2. Фрэнк Ллойд Райт. Джорджия О’Киф / пер с англ. Л.А.
Борис : М.: Арт-Родник, 2006 :Отпеч. в Словакии – 95 [1] с.портр., цв. ил.;23
см. – (Гении XX века)
3. Книга об известных американцах, архитекторе и художнице.
Искусство в соприкосновениях: зодчество и живопись американского модернизма
второй половины ХХ века.
4. Макс Эрнст. 1891-1976: живопись и не только / Ульрих
Бишофф ; пер. с англ. Е. Г. Лейтес : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии –
95 с.ил., табл., цв. ил.;23 см.
5. Кубизм / Анна Гентфюрер-Триер; УтаГросеник (ред.) ;
пер. Я. В. Лагузинской : М.: Арт-Родник , 2005 : 95 с.ил., цв. ил., портр.;23
см.
. Искусство двадцатого века в персоналиях, предпосылки
к появлению авангарда и постмодернизма. Особое внимание уделяется символу
стиля, с которым ассоциируется кубизм – Пикассо.
. Жорж Сера, 1859-1891. Пуантилизм / ХайоДюхтинг ;
[пер. с нем. Е. В. Ефремовой] : М.: Арт-Родник , 2005:Отпеч. в Германии – 95,
[1] с.ил., портр., цв. ил., портр.;23 см.
. Сюрреализм / Катрин Клингсёр-Лерой ;УтаГросеник
(ред.) ; пер. с англ. А. В. Гусевой : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии :
95 с.ил., цв. ил., портр. ; 23 см.
. Рафаэль. 1483 – 1520 / Кристоф Тойнс : М.:
Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 96 с.цв. ил. ; 23 см.
. Живопись великого итальянца эпохи Возрождения. В
книге собраны наиболее известные работы, описывается история создания картин и
жизнь художника.
. Фернандо Ботеро / МарианаХанштейн ; пер. с нем. Е.В.
Илюшечкиной : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 96 с.цв. ил. ; 23 см.
. Виктор Вазарели. 1906-1997:чистое видение /
Магдалена Хольцхай ; пер. с англ. А. В. Гусевой : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч.
в Германии : 96 с.ил., портр., цв. ил.;23 см
. «Творчество – это интуитивный катализатор для всей
информации своей эпохи». Живопись прогресса и абстрактное искусство – таково
послание в этой книге яркого итальянца, художника-графика, рекламщика,
привнесшего демократию в современную живопись второй половины XX века.
. Поп-арт / Клаус Хоннеф ;УтаГросеник (ред.) ; пер. с
нем. Т. А. Граблевской : М.: Арт-Родник, 2005 :Отпеч. в Германии : 96 с.ил.,
портр., цв. ил.;23 см
. В издании представлены деятели современной культуры XX века, наиболее яркие и известные
работы художников. Рассказывется о работах и творчестве Энди Уорхола, Роя
Лихтенштейна, Эдварда Руша, Питера Филлиса и других.
. Антонио Гауди. Сальвадор Дали / текст: Л. Боне, К.
Монтес; пер. с англ. С. И. Козловой, Е. Л. Козловой : М.: Арт-Родник, 2004:
Отпеч. в Словакии – 95 с.цв. ил., портр.;23 см. – (Гении XX века).
. В книге описана биография великого итальянца эпохи
Возрождения. Широко представлены работы художника, в том числе и наброски
многих картин.
. Отто Вагнер. Густав Климт / авт. и ред. текста:
Лоренс Боне, СолКличковский : М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Словакии – 95, [1]
с.ил., портр., цв. ил.;23 см. – (Гении XX века).
. Эдгар Дега, 1834-1917 / БерндГров ; пер. с англ. Н.
А. Поздняковой : М.: Арт-Родник, 2004: Отпеч. в Германии – 96 с.ил., цв. ил.,
портр.;23 см.
. В книге описывается история и жизненный путь
великого французского художника. Широко представлены работы Дега с описанием и
историей создания картин.
. ХРГигерARh+ / ред. Н. А. Кружкова ; пер. с англ. Л.
А. Борис : М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Германии – 96 с.ил.;23 см.
. Неординарные работы неординарного человека.
Современная живопись и эстамп – работы малоизвестного немецкого
фантаста-утописта Гигера. История жизни и отношений.
. Пауль Клее, 1879-1940 / Сюзанна Парч; [пер. с англ.
О. Л. Карловой : М.: Арт-Родник, 2004 :Отпеч. в Германии – 96 с.ил., портр.,
цв. ил.; 23 см.
. История о жизни, творчестве и борьбе за право на
искусство. Представлены и описаны работы великого немецкого графистас
материалами из личного архива.Опубликована переписка Клее.
. Творческая фотография: Идеи, сюжеты, техники съемки
/ Ли Фрост ; Пер. с англ. Н.М. Семчишиной : М.: Арт-Родник, 2004 :Отпеч. в
Китае – 160 с.цв. ил., портр.;28 см
. Издание представляет собой учебное пособие для
начинающих и интересующихся фотографией. Представлены работы фотографов,
примеры и техники обработки готовых фоторафий.
. Борис Игнатович. Фотографии. 1927-1963: Кат.выст. в
честь 100-летия со дня рождения : Из собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А.
С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия), арх. семьи Б.
Игнатовича и друих част. собр. / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. музей
изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.]; Авт. ст. К.Н. Игнатович, А.Н.
Лаврентьев : М. : Арт-Родник , 2002 : 142, c. ил., портр.;28 см.
. Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы
: Кат.выст. : Из собр. Гос. Ист. музея, Рос.гос. арх. лит. и искусства, Союза
фотохудож. России и част. коллекций, Москва 2002 / М-во культуры Рос. Федерации
; П.В. Хорошилов : М. : Арт-Родник , 2002 : 135, [1] c.ил., портр.;28 см.
. Книга описывает дин из наиболее популярных видов
техник фотоискусства конца ХIХ-
началаXX века, в частности его историю и
развитие в нашей стране.
. Плакат немого кино. Россия, 1900-1930 / Н. И.
Бабурина: М. : Арт-Родник , 2001 : 191 с.цв. ил.;33 см – На пер. авт. не
указан.
. Альбом с собранием работ художников-оформителей
кинокартин первых ранних лет. Представлены афиши наиболее известных и
популярных фильмов того времени.
. Аркадий Шайхет. Фотографии, 1924-1951:Кат.выст. в
честь 100-летия со дня рождения : из собр. Гос. музея изобраз. искусств им.
А.С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия) и арх. семьи А.
Шайхета / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. музей изобраз. искусств им. А.С.
Пушкина, Гос. муз.- выст. центр РОСИЗО ; авт.- сост. Е.Я. Березнер, А.А. Шайхет
: М : Арт-Родник , 2000 : 143 с.ил.;28 см.
. Собрание работиз коллекций ряда российских музеев –
галерей в объединенном издании, посвященное 100-лтию фотохудожника Шайхета. Так
же фотохроника семейной жизни, личный архив семьи.
. У истоков фотоискусства: Собр. дагеротипов Гос. ист.
музея / Авт.-сост.: Т.Г. Сабурова, И.А. Семакова :М. : Арт-Родник , 1999 : 142,
[1] с.ил., портр., цв. ил., портр. ; 25.
Заключение
В ходе данной работы в целом было произведено обозрение основ науки
«библиографии». В работе рассказывается об основных функциях и принципах
предмета, описаны сферы применения и изложена общественная значимость
библиографии, как науки позволяющей ориентироваться в обширном информационном
пространстве, делать информацию доступной читателю-потребителю.
В ходе выполнения работы описаны такие важные «механизмы»
библиографической деятельности, как библиографический поиск, библиографическое
описание, аннотирование и группировка. Все перечисленные виды библиографической
деятельности позволяют систематизировать саму науку, являясь тем самым
«алгоритмом» к исполнению и созданию системы информационного знания. На примере
продемонстрировано составление аннотированного библиографического списка. Для
выполнения работы использовались материалы одного издания «Арт-Родник» по
тематике «Искусство».
В работе использовались материалы из изданий А.А. Гречихина и М.В.
Истриной, так же проработаны основные ГОСТы.
В подведении итога к данной работе, хочу сказать, что поле для
деятельности в сфере информационного знания весьма широкое, вопрос
усовершенствования систем информационного поиска остается актуальным. Сегодня
библиография остается единственной всеохватывающей сферой сбора, формирования и
хранения информации. В связи с переходом огромного количества изданий на
электронные носители, в сеть Интернет, у библиографии появилось новое
направление для развития и, надеюсь, создания в будущем универсальной системы
ориентирования в информационном пространстве.
Библиография
1. Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов /
А.А. Гречихин. – М. : Изд-во МГУП, 2000. – 588 с.
2. Брискман М.А., Бронштейн М.П. Основы методики
составления библиографических указателей. 2-е изд. Л., 1974.
. Истрина М.В. Аннотирование произведений печати :
метод.пособие / М.В. Истрина. – М., 1981. – 48 с. – (От рукописи к книге).
. Коршунов О.П. Библиограоведение. Общий курс. Раздел
1. Основы теории библиографии : учебник для вузов / О.П. Коршунов. – М., 2001.
– 154 с.
. ГОСТ 7.1-2003. Библиорафическая запись.
Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Взамен
ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; Введ.
01.07.2004. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 47 с.
. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.
– Взамен ГОСТ 7.9-77 ;Введ. 01.07.97. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 1996. – 7
с.
. Шамурин Е.И. Методика составления аннотаций / Е.И.
Шамурин. – М., 1959. – 230 с.
Совет по исследованию
Написание исследовательской работы в колледже станет проще, если вы сначала выполните аннотированную библиографию.
VirginiaLynne, CC-BY, через HubPages
9 шагов в написании
Вы собираете источники для аннотированной библиографии, чтобы подготовиться к написанию исследовательской работы. Вот шаги, чтобы начать:
1. Определитесь с идеей вашей темы, подумав о темах, которые вам интересны, а затем сузьте эту тему, найдя конкретный вопрос, на который ответит ваша статья. Примеры хороших вопросов см. В разделе «100 тем аргументации или позиционного эссе с примерами эссе».
2. Выберите условия поиска, которые вам помогут. Подумайте о поисковых запросах, которые помогут как в подтверждении идей по вашему вопросу, так и в вашем ответе на этот вопрос. Если вы не можете найти условия поиска, обратитесь за помощью к библиотекарю. Google тоже может вам помочь. Введите свои идеи для поисковых запросов в Google и посмотрите, какие у них есть предложения по аналогичным поисковым запросам. Попробуйте Google Scholar для поиска рецензируемых источников, которые вы можете использовать в своем эссе.
3. Соберите в Интернете и библиотеке источники по вашей теме, которые, по вашему мнению, помогут вам ответить на вопрос. Поскольку не все источники действительно подходят для вашей темы, вам нужно либо бегло просматривать их, либо выбирать больше, чем вам нужно, чтобы вы могли выбрать лучший.
4. Внимательно читайте свои источники и комментируйте их, то есть делайте заметки и подчеркивайте их, чтобы:
- Знайте основные положения статьи.
- Проанализируйте, являются ли аргументы и доказательства сильными или слабыми.
- Решите, какие идеи из источника могут быть полезны в вашей статье.
5. Сделайте правильную библиографическую запись для своей статьи. Подсказка: многие интернет-источники могут иметь библиографическую ссылку в конце статьи. Если они этого не делают, ознакомьтесь с моими шагами по написанию библиографии MLA, чтобы помочь в написании вашей собственной, и ссылками на некоторые онлайн-справочные инструменты, которые могут сделать библиографию для вас.
6. Напишите свое собственное резюме каждой статьи. Помните, что ваше резюме не должно включать цитаты и что слова, которые вы используете, должны быть вашими собственными, а не автором, которого вы цитируете.
7. Напишите ответ на статью, в котором укажите, что вы думаете об идеях и аргументах.
8. Напишите, как вы будете использовать эту статью в своей исследовательской работе. Самая важная часть этого процесса – подумать о том, как вы можете поместить этот источник в свою статью. Решение о том, как вы будете использовать эту информацию, может помочь вам составить план, а также поможет выяснить, какая часть вашего эссе требует дополнительной информации и исследований.
9. Составьте вашу библиографию. Аннотированная библиография – это единый документ, в котором источники собраны в алфавитном порядке на основе фамилии автора (или названия источника, если автор не указан). Формат каждого источника:
- Библиографическое цитирование
- Резюме
- Ваш ответ или что вы думаете об этом источнике.
- Как вы можете использовать этот источник в своей статье.
Примечание. Ознакомьтесь с инструкциями к своей бумаге. Не все задания будут включать написание ответа и то, как вы будете использовать его в своей статье, хотя вы можете сделать эти заметки, чтобы помочь вам вспомнить, о чем вы думали, когда начинаете писать.
Как форматировать с помощью Word
Действительно ли люди умнее компьютеров?
geralt CC0 Public Domain через Pixaby
Образец
Следующая аннотированная библиография включает резюме, ответ и указание на то, как источник будет использоваться в статье о программе Meals on Wheels. Я прошу своих студентов написать аннотацию из 250 слов для каждого источника (около одной страницы). Эта аннотация составляет 292 слова. Некоторым инструкторам может потребоваться более короткое резюме, поэтому сверьтесь со своим заданием или спросите своего инструктора о длине ваших аннотаций.
Куоллс, Сара. Старение семьи и уход . Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc., 2009. Печать.
Резюме: Объясняя проблему ухода за ребенком в Америке, Куоллс приводит пример семьи с прабабушкой, которой только что исполнилось 92 года. Автор объясняет, как семье постепенно приходилось брать на себя больше ответственности за помощь ей по мере того, как она становилась старше.. Несмотря на то, что семья рада окружить любимого человека любовью и заботой, Куаллс также объясняет, как количество времени, необходимое для удовлетворения финансовых, физических и эмоциональных потребностей пожилых членов семьи, сильно сказывается на лицах, осуществляющих уход, которые часто работают. и одновременно заботясь о своих семьях. Куаллс описывает преимущества и проблемы двух основных государственных программ помощи пожилым людям и их опекунам: Medicare и Medicaid.
Куоллс также объясняет основные вещи, которые помогают пожилым людям жить лучше. Самый важный фактор – это хорошие отношения и активная социальная сеть. Поскольку очень много пожилых людей живут одни, они часто одиноки, и это может сказаться на их здоровье. Семьи часто вынуждены удовлетворять растущие эмоциональные потребности своих пожилых близких, а также вынуждены выполнять множество повседневных задач, таких как обеспечение обедом, стирка, покупка товаров, посещение врача и помощь им. оплачивать счета.
Ответ: Этот источник помогает объяснить, какое бремя берет на себя семья по уходу за пожилыми людьми. Я не понимал, сколько разных задач нужно выполнять опекуну, чтобы держать члена семьи дома. Я буду использовать это в своей статье, чтобы объяснить физические и эмоциональные потери, связанные с уходом, а также для сравнения затрат на содержание пожилого человека дома с затратами на проживание и уход за престарелыми.
Аннотированная библиография в формате APA
Написание аннотированной библиографии
Писатель колледжа.
VirginiaLynne, CC-BY, через HubPages
Зачем делать аннотации?
Простой ответ заключается в том, что с ним легче писать исследовательскую работу. Он также научит вас, как писать, используя исследования. Аннотированная библиография заставляет вас остановиться и внимательно прочитать найденные вами источники. Таким образом, вы можете решить, действительно ли у вас есть информация, необходимая для написания статьи.
Делает вашу исследовательскую работу лучше: очень часто студенты обнаруживают, что в процессе исследования их тема меняется. Вы можете сузить тему до чего-то более интересного для вас или более конкретного и интересного. Как правило, вы получите гораздо лучшую итоговую исследовательскую работу, если дадите себе время на то, чтобы пройти процесс исследования, изучить и изменить свои идеи по мере открытия новых вещей.
Готовит вас к написанию : Кроме того, если вы сначала найдете свои источники, вы будете готовы просто сесть и написать, когда дело доходит до написания исследовательской работы. Делая аннотированную библиографию, вы вынуждены фактически читать источники по мере их нахождения, чтобы убедиться, что они действительно помогают вам в вашей теме. Нет ничего хуже, чем в последнюю минуту обнаружить, что ни один из ваших источников не говорит того, чего вы от них хотите! Для моего курса это отдельное задание, но у некоторых преподавателей оно может быть частью заключительной исследовательской работы.
Пример студенческой библиографии
См. Образец аннотированной библиографии для получения примера аннотированной библиографической статьи, написанной студентом. Этот документ посвящен теме голода пожилых людей, и образец включает стиль MLA, а также ссылки и видео, описывающие стили APA и Chicago для библиографии.