Как составить аргумент для обществознания

Алгоритм построения сильного аргумента
(на примере выполнения заданий
ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию)

Автор: Нина Ивановна Новоселова

Организация: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Населенный пункт: г. Соликамск

Сила аргументов не в числе, а в весомости

( латинская пословица)

Умение аргументировать – образовательный результат согласно новой редакции ФГОС ООО, относится к группе метапредметных результатов, блок: овладение умением работать с информацией, а именно – приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения приводить аргументы, подтверждающие вывод.

Процент выполнения заданий на аргументацию в ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию довольно низкий и составляет около 30 %. Этим и продиктована актуальность описания опыта работы по этому метапредметному результату. Цель– повышение компетентности педагогов в области аргументации, знакомство с обязательными элементами сильного аргумента.

Большинство педагогов недостаточно владеют информацией о том, что такое сильный аргумент и определяют силу аргумента интуитивно, по наитию. Однако, объектом оценки экспертов при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ на аргументацию является сила аргумента. Из чего же она складывается?

Работая над формированием данного метапредметного результата, следует обратить внимание не на количество, а на качество, проработанность, глубину, доказанность аргументов.

Сильный аргумент – тот, который на 100 % понятен всем реципиентам, и он исключает возможность двусмысленности или интерпретации смысла.

Оценку аргумента можно свети к двум основным показателям: доказанность и глубина ( проработанность философии). Доказанность показывает, насколько аргумент обоснован, насколько он хорошо растолкован и понятен целевой аудитории. За доказанность отвечают поддержки , примеры.

Поддержка – это раскрытие, растолкование, объяснение причинной связи между аргументом и тезисом. Она опирается на наши знания, логику, здравый смысл. В рамках научной терминологии поддержка относится к теоретической аргументации.

Пример- это факт из жизни, случай, статистические данные, которые доказывают истинность аргумента. Пример относится к эмпирической аргументации.

Чем логичнее и понятнее поддержка, чем убедительнее примеры, тем выше доказанность аргумента. Без поддержек, примеров любой аргумент- голословное, неубедительное, брошенное на ветер заявление.

Какой аргумент мы называем глубоким? Обычно это довод, который близок нам, вписывается в нашу систему ценностей, картину мира, иерархию потребностей. За глубину любого аргумента отвечает философия убеждения, т. е. ценность важная для человека. Более глубоким будет тот довод, философия которого носит исключительно узконаправленный , индивидуальный характер или, наоборот, более глобальный и общезначимый. Существуют различные классификации философий убеждения: базовые, традиционные, современные, инструментальные и другие. Список простейших философий: свобода, здоровье, здравый смысл, общение, семья, карьера, честность, безопасность справедливость, личностный рост, статус комфорт и др.

От аргументов недостаточно глубоких нужно избавляться, так как они способны внести зерно сомнения в обоснованность нашей позиции, именно на них будет направлена критика и возражения . Грамотная структура аргумента должна выглядеть так: фабула аргумента ( четкая и короткая формулировка довода)- поддержка или пример.

Приложение 1. Разбор аргументов, составленных обучающимися

Задание:

  1. Внимательно прочтите предложенные аргументы в защиту тезиса.
  2. Найдите в доводах фабулу аргумента, поддержки, примеры.

3.Оцените доказанность и глубину каждого из аргументов по пятибалльной шкале.

Тезис: Необходимо отменить мораторий на применение смертной казни.

Аргумент 1.

– Сейчас в России смертная казнь заменяется на пожизненное заключение, и впоследствии человек может получить возможность освободиться. Это приводит к тому, что освободившись, человек может снова совершить преступление (рецидив). Руководство Федеральной службы исполнения наказаний отмечает высокий процент рецидива среди осужденных. На слушаниях в Общественной палате РФ ( когда?)первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый заявил, что из 673 тысяч осужденных 85 процентов — это люди, которые были два и более раз судимы.

Философия убеждения ____________

Доказанность 1 2 3 4 5 ( обведите нужную цифру)

Глубина 1 2 3 4 5 ( обведите нужную цифру)

Замечания: Не выдержана структура аргумента. Аргумент должен начинаться с фабулы – четкая и короткая формулировка довода , как правило, выражается в глагольной форме. Опора на факт в отношении судимости- спорный, возможно они отбывали срок за преступления небольшой или средней тяжести.

Например, фабула – Сохраняется высокий уровень рецедивной преступности, далее должна идти поддержка ( объяснение связи тезиса и аргумента) это означает, что освободившись, человек может снова совершить преступление (рецидив). Первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый заявил, что из 673 тысяч осужденных 85 процентов — это люди, которые были два и более раз судимы.

( с точки зрения доказанности можно поставить 3 балла)

Оценим аргумент с точки зрения глубины, т. е. нам необходимо определить на какую ценность направлен данный аргумент , такой ценностью может быть – безопасность граждан. Можно поставить 5 б.

Аргумент 2.

– Смертная казнь может являться устрашающим фактором. Неотвратимость наказания в виде смертной казни может являться фактором сдерживания для преступлений. Например, в Китае 53 вида преступлений предусматривают наказание в виде смертной казни. Измена родине, вооруженное восстание, сепаратизм, шпионаж, убийство, изнасилование, разбой, торговля людьми – караются смертной казнью. Кроме того, этот вид наказания применяется за взяточничество и присвоение государственного имущества – благодаря чему в Китае сокращается количество коррупционеров.

Замечания. В этом аргументе также четко не сформулирована фабула аргумента, необходимо выдержать структуру. Фабула. Смертная казнь может служить фактором сдерживающим рост преступности. Поддержка ( объяснение): так как неотвратимость наказания в виде смертной казни может заставить людей отказаться от совершения преступления. Пример, в Китае 53 вида преступлений предусматривают наказание в виде смертной казни. Измена родине, вооруженное восстание, сепаратизм, шпионаж, убийство, изнасилование, разбой, торговля людьми – караются смертной казнью. Кроме того, этот вид наказания применяется за взяточничество и присвоение государственного имущества – благодаря чему в Китае сокращается количество коррупционеров. ( можно было бы привести статистику). Доказанность – 4б.

Философия убеждения- желание жить ( 5б.)

Аргумент 3

Подсчитано, что в РФ на содержание одного заключённого в месяц уходит больше, чем на зарплату школьных учителей. Это содержание осуществляется за счет государства, т. е. налогов, взимаемых с законопослушных граждан. Смертная казнь снизила бы количество заключенных и, соответственно, затраты на их содержание, что позволило бы направить эти средства в другие отрасли

Здесь также недостаточно точно сформулирована фабула аргумента –

Фабула. Введение смертной казни сократит расходы государственного бюджета на содержание осужденных, Поддержка так как сократит количество заключенных и, соответственно, затраты на их содержание, что позволило бы направить эти средства в другие сферы общества. Пример. Подсчитано, что в РФ на содержание одного заключённого в месяц уходит больше, чем на зарплату школьных учителей.

Философия – расходы государства.

Приложение 2. Разбор аргументов, составленных обучающимися (задание 24 ЕГЭ)

24. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию авторов.

Тезис: Социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества.

Аргумент1.

борьба??? с социальными пороками, такими как наркомания, алкоголизм и т.д, побуждает людей к созданию новых предметов культуры (например, бывали случаи, когда люди создают шедевры культуры, находясь в наркотическом или алкогольном опьянении )

Исправляем: фабула: социальные пороки могут побуждать людей к созданию новых предметов культуры…… Пример , Стивен Кинг – его произведения были написаны под воздействием наркотиков: « Страдание», «Томминокеры» и др. М. Булгаков , известна его привычка к морфию. Эдгард Аллан По – литератор- алкоголик. В Маяковский – кокаин.

Философия – творчество

Аргумент 2.

Культура существует в связи с обществом, и не может существовать без людей, т.к. явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности , а значит без социальных пороков не обойтись, ведь общество не может состоять из идеальных людей.

Исправляем. Социальные пороки – есть результат человеческой деятельности, значит , это тоже культура….

Философия – деятельность человека

Аргумент 3.

Люди, наблюдая за людьми с социальными пороками и видя их судьбу, отказываются от вредных привычек, становятся приверженцами ЗОЖ

Исправляем. Некоторая часть людей, в основном это зрелые ( сильные) личности могут отказаться от социальных пороков, т. е. стать культурным в самом широком смысле, проявляется регулирующая, воспитывающая функции культуры.

Философия – переосмысление ценностей

Социальные пороки не могут быть элементом культуры.

Аргумент 1.

Преступность ( как социальный порок) может погубить культуру, то есть очень часто в СМИ освещаются преступления, когда люди в неадекватном состоянии уничтожают предметы культуры (резали полотна картин, взрывали памятники архитектуры и т.д.). Пример. Триумфальная арка в Пальмире ( Сирия).

Доказанность+, философия – уничтожение культуры +

Аргумент 2.

Наркомания и алкоголизм ( как яркие проявления социальных пороков)разрушает не только здоровье, но и человека как личность. Тем самым лишая человека возможности осознавать, что он делает и брать на себя ответственность, человек с разрушенной психикой не может понимать и хранить культурные ценности, а значит не может является её элементом.+

Доказанность +, философия – жизнь +

Итак, чтобы научить обучающихся этому сложному умению, необходимо проводить целенаправленную работу по его формированию. Можно использовать следующие советы:

1.Используя прием « мозговой штурм», написать как можно больше аргументов.

2. Определить философию ( ценность ) каждого аргумента. Если философии повторяются, то объединить их.

3. Выстроить аргументы следуя логике: фабула аргумента ( короткая и четкая формулировка довода, начинается с глагола), – поддержка ( показать взаимосвязь, объяснить аргумент), привести пример.

Список источников:

  1. Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно/ Никита Непряхин- М. : Альпина Паблишер, 2018.-164с.
  2. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе, часть1, 2: сб. научных и метод. Материалов/под общей редакцией В. Р. Имакаева: РИНО ПГНИУ. –Пермь, 2014
  3. Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации/ Никита Непряхин- М. : Альпина Паблишер, 2018.-254с.
  4. 100 правил убеждения и аргументации/ Никита Непряхин- М. : Альпина Паблишер, 2017.-131с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 26,8 КБ

Опубликовано: 03.04.2020

Выпускники часто выбирают обществознание в качестве одного из предметов для ЕГЭ: с результатами по этому экзамену можно поступать на юриспруденцию, политологию, социологию и другие популярные направления. Мы уже рассказывали, как избежать распространённых ошибок в ЕГЭ по этой дисциплине, а сегодня уделим внимание аргументам для эссе по обществознанию, ведь это задание может принести до 6 первичных баллов.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Лайфхаки по подготовке эссе и других учебных работ вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы пишем о наших акциях и скидках.

Эссе по обществознанию на ЕГЭ: структура, критерии оценивания

Эссе — последнее, 29-е задание на ЕГЭ по обществознанию. Учащимся дают на выбор 5 цитат, по одной из них надо написать эссе. Цитаты относятся к различным разделам предмета:

  • человек и общество;
  • экономика;
  • социальные отношения;
  • политика;
  • право.

В работе нужно продемонстрировать свои знания по предмету и отразить личную позицию: согласиться или не согласиться с автором высказывания. Своё мнение нужно подкрепить аргументами.

План эссе стандартный:

  • вступление, в котором раскрывают смысл цитаты;
  • основная часть, где представлена авторская позиция и приведены аргументы;
  • заключение.

Критерии оценивания эссе:

  1. Раскрыть смысл высказывания — 1 балл.
  2. Пояснить ключевые термины, привести теоретические положения — 2 балла.
  3. Соблюдать логику в рассуждениях и выводах — 1 балл.
  4. Привести убедительные аргументы — 2 балла.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Аргументы для эссе по обществознанию для ЕГЭ: виды, примеры

Как видно из представленных критериев, именно аргументы могут принести большое количество баллов, поэтому к их подбору стоит отнестись тщательно. Аргументов должно быть как минимум три: один теоретический и два фактических. Если учащийся приведёт только один аргумент, два аргумента из одного источника или аргументы, содержащие ошибки, они лишатся одного или целых двух баллов.

Теоретические аргументы в эссе по обществознанию

В качестве теоретических аргументов в эссе по обществознанию лучше всего использовать известных людей. Можно брать жизнеописания представителей искусства, учёных, политиков, успешных предпринимателей, выдающихся исторических и общественных деятелей. Уместно будет привести их высказывания, если они касаются проблемы, которую вы рассматриваете в эссе.

Аргументы и факты

Архивы газет и журналов можно использовать как банк аргументов для эссе

​​​​​​​Если ваша тема относится к экономике или праву, можно использовать соответствующие законы, для других разделов также подойдут теории, доказанные учёными в той или иной отрасли.

Фактические аргументы в эссе по обществознанию

В качестве фактических аргументов рекомендуется использовать проверенную информацию: например, материалы официальных СМИ, научные публикации, статистику, исторические события. Примеры в фактической аргументации не должны повторяться по сути или искажать смысл выбранной цитаты.

Также можно пользоваться литературой и примерами персонажей из известных произведений. Старайтесь выбирать классические, хорошо знакомые всем произведения, ведь члены комиссии не обязаны знать все сюжеты книг последних лет.

Будьте аккуратны, приводя примеры из личного опыта: члены комиссии могут не посчитать их достаточно убедительными.

Примеры аргументов для разных тем

Рассмотрим аргументацию в сочинении по обществознанию на конкретных примерах.

В эссе по цитате П. Бергера «Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» необходимо раскрыть теоретические основы социализации, а как аргументы можно использовать положение о биосоциальной сущности человека и вспомнить теории Аритостеля, который называл человека «общественным животным». Фактическим аргументом может стать упоминание детей-маугли, которые, несмотря на свою человеческую сущность, так и не смогли стать полноценными членами общества, т. к. были лишены возможности вовремя социализироваться. Уместно будет вспомнить и романы-антиутопии («1984» Дж. Оруээла, «Мы» Е. Замятина), герои которых являлись логичным продуктом общественной среды, в которой они родились и воспитывались.

Для темы «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» (Пол Хейне) в качестве теоретического аргумента можно взять закон о спросе и предложении, а в качестве фактического — описать коллаборации, которые возникают между компаниями с целью удовлетворить запросы клиентов.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Надеемся, наши рекомендации помогут вам хорошо написать эссе и получить высокую оценку за единый государственный экзамен. А если вы не уверены в своих силах, оставляйте заявку на написание эссе по обществознанию и доверьте эту работу нашим квалифицированным экспертам.

Argument

Сегодня беспрецедентная тема: о том, как подбирать аргументы к эссе по обществознанию, задания 29. Мы уже разбирали вопрос о том, как писать само эссе по обществознанию. Настоятельно  рекомендую сначала ознакомиться с той статьей, прежде чем читать эту! В том посте я не затронул вопрос о том, как подбирать аргументы к эссе. Сейчас настало время! Да, дорогой друг, если тебе понравился пост, лайкни его: тебе, может быть, всё равно а мне приятно! 😉

Итак, задание 29 оценивается в 6 первичных баллов. В самом демотесте вообще ничего не говорится о том, как писать эссе, и нет примеров. Чтобы убедиться в этом, посмотрите разбор КИМах ЕГЭ по обществознанию. На нашем же сайте вы получаете информацию практически из первых рук!

Итак, вы прочитали тему, как же подобрать аргументы к эссе?

Вот примеры

Шаг 1. Для начала поймите, о чем говорить автор высказывания!  С какой сферой жизни общества связано высказывание?

Людвиг Фейербах говорит о том, что является подлинной (истинной) человеческой сущностью (человеческой природой): стремление к познанию окружающего мира. Искусство, религия и философия объясняют окружающий мир со своей точки зрения. При этом их объяснительный потенциал направлен на окружающий мир: человек с помощью искусства познает мир через чувства, эмоции, отражение реальности в виде образов. Человек с помощью религии пытается объяснить не постигаемые вещи: формы божественного проявления в реальности. С помощью философии человек пытается понять законы и основы бытия, мироздания!

Шаг 2. Поняли смысл высказывания и выстроили тезисы по каждой стороне проблемы. О том как это делать написано здесь=>>. Далее ваши тезисы надо доказать аргументами, которые лучше всего строить на фактах общественной жизни, так как очень часто абитуриенты подменяют знание курса обществознание своей корявой (уж не обижайтесь!) логикой, которая не выдерживает элементарной критики, не говоря уже о проверке.

Какие аргументы к эссе могут быть приведены по указанному высказыванию Л. Фейербаха?

Искусство — отражение мира с помощью образов. Аргумент к эссе в виде примера: (1) художник рисует пейзаж, чтобы передать окружающим своё чувственное восприятие окружающей его природы.  (2) В художественной галерее мы может ощутить мировосприятие людей прошлого.  (3) Древние палеолитические охотники в пещерах рисовали животных, себя, чтобы понять своё место в окружающем мире. До нас эта деятельность дошла в виде так называемого палелитического искусства.

Пожалуйста три аргумента. Чтобы их приводить, надо хотя бы знать, что есть художники, художественные галереи и что там находятся картины. Если не верите 😉 есть классный проект google art. Ну а то, что были палеолитические охотники знают все толковые ребята, которые хоть немного обладают любознательностью.

Доказываем тезис, что религия также является формой познания окружающего мира человеком: в древности человек был более зависим от природы (урожая, неурожая, стихии), поэтому верил что эти природные явления управляются божествами: возникает язычество. Например наши предки древние славяне были язычниками. Вообще, чтобы привести аргументы по этой теме, рекомендую тебе свою статью о том, что такое религия, которая «заточена» под ЕГЭ.

Доказываем, что философия связана с познанием мира человеком: объектом философии является бытие — законы мироздания, поэтому она направлена на познание окружающего мира и отражает познавательную сущность (природу) человека. Обратите внимание, что в этом аргументе я использовал знание курса «обществознание», а не факты общественной жизни.

Шаг 3. Если ты понимаешь, что твоя голова бедна фактами общественной жизни, поищи их заранее в Интернете! Почитай газеты, официальные новостные сайты. Выпиши себе в тетрадь по 10-20 фактов общественной жизни по каждой сфере жизни общества (экономической, социальной и пр.) и выучи их! Также рекомендую свой Пакет Подготовки к ЕГЭ по обществознанию, в котором в видеоуроках «накидал» кучу примеров по каждой сфере, а кроме того есть возможность под моим руководством попрактиковаться в решении тестов ЕГЭ.

После приведения аргументов к эссе, необходимо сделать выводы. Как их делать, тоже рассказано в прошлой статье, ссылка на которую привел ранее.

Приведем аргументы к эссе по другим темам:

Суть высказывания в том, что реклама с минимумом издержек позволяет продавать товары, в которых нет особой потребности у населения. И бывает даже так, что реклама рождает спрос.

Аргументы к этому эссе:

1. В 90-е годы в Россию хлынул поток западных товаров: шоколад, техника, еда, газировка, кино. Население в России жило как-то 70 лет и без них, между тем реклама позволила создать на них огромный спрос, внушая мысль, что «надо попробовать неизведанное».

2. Каждый год компания Apple зарабатывает огромные деньги на телефонах (iphone) и планшетах (ipad), хотя по данным опросов население как правило редко в жизни пользуется возможностями смартфонов. Смартфоны просто стали в моде, благодаря рекламе.

3. Аргумент к тому что реклама — дешевый способ продавать товары: сегодня есть возможность сделать рекламу в сети Интернет с минимальными затратами. Например через сеть Яндекс-директ, Google Adwords. При этом эта реклама может быть очень красочной и создавать спрос на новые товары. Например недавно вышла компьютерная игра World of Warplanes, о которой мои сверстники узнали из сети Интернет.

Другой пример темы эссе из реального теста ЕГЭ:

Думаю, высказывание итак всем понятно. Если нет, пишите в комментариях!

Аргументы к эссе на эту тему:

1. При демократии народ изъявляет свою волю на выборах Президента, депутатов парламента, тем самым определяя направление  политики своего государства (доказывает управление народа!)

2. Многие органы государственной власти ответственны перед народом, а именно перед парламентом, который избрал народ. Например в Российской Федерации правительство и министры ответственны перед Государственной Думой РФ — нижней палаты Федерального Собрания (доказывает тезис «для народа» ).

3. Одной из форм прямой демократии является референдум, когда народ голосует за решение наиболее важных проблем в жизни общества: принятие Конституции, распад или сохранение государства — например референдум в апреле 1991 года, когда большинство населения высказалось ЗА сохранение СССР (правление народа!)

Шарль Монтескьё говорит, о том, что безграничная власть одного человека (тирания), если она опирается на закон, — самая опасная для общества форма правления.

Аргументы к эссе по этой теме:

1. Гитлеризм в Германии опирался за законность и идеи справедливости. В результате по законам Третьего рейха в концентрационных лагерях погибли миллионы невинных людей. 

2. Массовые репрессии в СССР при Сталине опирались на законность — статью 58. 

3. В Камбодже при Пол Поте было уничтожено 3 млн. человек из 6-миллионного населения Камбоджи — тоже на основе понятий справедливости и законности красных кхмеров.

Ну а к следующему высказыванию постарайтесь сами подобрать аргументы:

На этом мы завершим эту статью! Проработайте ее: поучитесь сами подбирать аргументы к эссе на основе изложенных мной рекомендаций. Не забудьте поставить лайк на эту статью! 😉

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Главная » FAQ » Аргументы к эссе по обществознанию

Аргументы к эссе по обществознанию

Содержание

  1. Как приводить аргументы к эссе по обществознанию
  2. Аргументы эссе по обществознанию
  3. Типы доказательств
  4. Где взять доказательства
  5. Основные ошибки
  6. Примеры

Как приводить аргументы к эссе по обществознанию

В этой статье мы рассмотрим, что такое аргументы к эссе по обществознанию, какие они бывают и где их взять, приведем пример.

Аргументы эссе по обществознанию

В отличие от эссе по литературе, которое допускает наличие общего размышления, философствования, эссе по обществознанию требует четко и конкретно ответить на поставленный вопрос.

Поэтому аргументы эссе по обществознанию должны носить научный характер. При подборе доказательства нужно будет вспомнить термины и теоретические положения, подкрепив личным или общественным опытом.

В эссе для ЕГЭ нужно привести 2 фактических аргумента из различных источников. Примеры приводятся развернуто, показывается связь с высказыванием.

Типы доказательств

Доказывая своё мнение, Вы должны привести аргументы двух уровней: теоретические и исторические.

  1. Теоретический уровень – это знания по обществознанию (термины, теории, научные течения, имена и позиции общественных деятелей).

Важно понимать, что это не должно быть набором теоретических сведений, все приводимые высказывания, гипотезы и термины должны быть связаны.

  1. Исторический уровень – предполагает наличие двух вариантов:
  • общественный опыт – исторические факты, примеры событий из нужной сферы общества;
  • личный опыт – конкретные примеры, подтверждающие теоретическую позицию.

Подбирая факты, ответьте мысленно на следующие вопросы:

  • подтверждают ли факты мою позицию?
  • не противоречат ли они теоретической аргументации?
  • можно ли истолковать их по-другому?
  • насколько они убедительны?

Ответ на эти вопросы позволит Вам строго придерживаться заданной темы, исключить отход от неё.

Где взять доказательства

При написании эссе, может возникнуть вопрос: Откуда брать аргументы? Большинство, отвечая на этот вопрос, отдает предпочтение источникам с готовыми высказываниями по разным проблемам. При этом готовые аргументы не всегда вызывают в голове ассоциации. А значит, не могут быть использованы максимально эффективно.

В качестве источника аргументов стоит выбирать теоретические положения, точки зрения ученых и общественных деятелей, с которыми Вы сами ознакомились, прочитали и поняли. Это позволит свободно оперировать изложенными в этих трудах гипотезами,  использовать их как подтверждение Вашей точки зрения.

Также в качестве доказательства необходимо привести факты из истории, прецеденты в области права, примеры из повседневной жизни.

Основные ошибки

Приведем типичные ошибки при подборе доказательств:

  • отсутствие аргументов, как незнание требований к написанию эссе;
  • подмена приводимых понятий;
  • неумение анализировать общественный опыт;
  • поверхностность примеров.

Примеры

Приведем примеры аргументирования:

  1. Утверждение: Шарль Монтескье говорил, что ничем не ограниченная единоличная власть (тирания), если она опирается на закон, является самым опасным типом управления государством.

Возможные аргументы:

  • Теоретический уровень

Тирания – форма государственного правления, основанная на единоличном правлении;

  • Исторический уровень
  1. Массовые репрессии при И.В. Сталине опирались на закон – статью 58 Уголовного кодекса.
  2. Массовое уничтожение евреев, славян и цыган в концентрационных лагерях фашисткой Германии были результатом курса официальной политики Третьего Рейха.
  3. Три миллиона человек было истреблено на законных основаниях в Камбодже при Поле Поте.

Утверждение: Реклама формирует активность покупателя, помогает продавать товары и услуги, которые не пользуются спросом.

Возможные аргументы:

  • Теоретический уровень.

Реклама – основной способ информирования покупателя о качестве и характеристиках товара, является призывом к покупке.

  • Исторический уровень.
  1.  После перестройки в нашу страну хлынул поток разнообразных товаров: напитки, жвачка, сладости, фаст-фуд, чипсы, сухарики и др. Много лет наши соотечественники жили без этих товаров, но активная реклама сформировала на них спрос.
  2. Своей огромной популярностью смартфоны компании Apple обязаны рекламе. По данным социальных исследований, многие не пользуются всеми встроенными возможностями этих смартфонов. Однако благодаря рекламе айфоны популярны.

( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Многие выпускники при подготовке к ЕГЭ по обществознанию сталкиваются с одним из самых сложных заданий экзамена — эссе. В каждом КИМ в задании 29 дается пять цитат различных ученых, общественных деятелей и политиков. Все цитаты разделены на, соответственно, пять разделов: философия, социальные отношения, право, политика и экономика — по одной цитате в каждом разделе.

Чтобы выполнить задание, необходимо выбрать одну из цитат и раскрыть ее смысл, аргументировав мнение автора цитаты двумя аргументами.

Критерии эссе по обществознанию

Всего при оценивании эссе эксперты пользуются четырьмя критериями:

  1. Раскрытие смысла высказывания — 1 балл
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений — 2 балла
  3. Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл
  4. Качество приводимых социальных фактов и примеров — 2 балла

К1. Раскрытие смысла высказывания

Критерий с раскрытием смысла цитаты является самым главным при оценивании. Если вы не раскрыли смысл того, что говорит автор в высказывании, то дальше эссе не оценивается.

Самая главная ошибка учеников — они понимают смысл высказывания, но неверно оформляют его. Недостаточно просто повторить то, что сказал автор. Важно именно объяснить, что он имеет в виду, порассуждать на данную тему.

🔫 Пример: «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)

🤯 Как не надо писать: Вольфром считает себя гордым за страну, поэтому он не националист.

😍 Как надо написать: В данном высказывании автор говорит об истинном патриотизме. По мнению Вольфрома, настоящий патриот не может быть националистом…

После раскрытия основной мысли цитаты стоит порассуждать немного на эту тему, чтобы выразить свое мнение. Это не обязательно, но очень желательно, потому что поможет четко раскрыть тему.

К2. Теоретическое содержание сочинения

Далее нужно обязательно привести несколько теоретических положений, связанных с данной цитатой. Важно, чтобы это был не просто словарик с перечислением нескольких определений, а связанные красивые предложения, включающие в себя как определения, так и отдельные характеристики.

😍 Пример: «В политологии выделяют следующее определение понятия „государство“ — главный институт политической системы, управляющий обществом в конкретной стране, политическая организация страны. Для существования государство должно иметь территорию с признанными границами, иметь право на издание законов, на легальное насилие, членство (гражданство), систему устройства органов власти, а также ряд других признаков.

Также различные государства выделяют по форме правления (монархические или республики), по их политическому режиму (тоталитарный, авторитарный и демократический), а также по их форме устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное). Каждой из форм государств соответствуют свои принципы предоставления прав и свобод населению, основ политического строя и государственного устройства» 

Сколько всего нужно теоретических положений? Четко сказать нельзя, однако очевидно, что их должно быть от трех до пяти-семи в зависимости от сложности темы и ее составляющих.

Важно также не забывать, что под теоретическими положениями понимаются не только определения понятий, а в целом все возможные вариации теории, которая изучается в обществознании:

  • определения понятий
  • характеристики явлений
  • структура явлений
  • типология

Всего за критерий «К2» можно получить два балла, но зачастую выпускникам удается набрать только один балл по этому критерию. Вот основные ошибки:

  • Недостаточное количество теоретических положений. Например, если в цитате о многообразии политических режимов вы в теории укажете только один политический режим, а об остальных будете умалчивать.
  • Указаны только определения. Важно учитывать, что в эссе нужно не просто перечислить связанные определения «словариком», а использовать теоретические положения, характеристики, функции для рассуждения по теме цитаты.
  • Отдельные неточности в теоретических положениях

К3. Корректность суждений

Критерий «Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов» оценивает то, как автор эссе пользуется теоретическими положениями: как строит выводы, приводит классификации.

😩 Важно! Если по критерию К2 выставляется 0 баллов, то за критерий корректности суждений автоматически выставляется 0 баллов.

Обратите внимание, что все критерии оценивают эссе полностью, а не отдельные его части. То есть если в теоретической части эссе ваши рассуждения корректны, но в одном из аргументов вы составите некорректный с научной точки зрения вывод, то получить балл за «К3» будет нельзя.

К4. Аргументы к эссе по обществознанию

Самая важная часть эссе по обществознанию — аргументы-примеры. Важно, что все аргументы должны быть конкретными и максимально полными.

Самое главное требование к аргументам — подтверждение смысла цитаты автора, поэтому важно в конце каждого примера делать микро-вывод.

💰 Цитата эссе по экономике: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности общества при помощи ограниченных ресурсов»

😍 Очень крутой аргумент: «В произведении английского писателя Джорджа Мартина «Игра престолов» из цикла «Песнь льда и огня» поднимается как раз проблема удовлетворения потребностей населения города в условиях ограниченности ресурсов. Перед десницей (правой рукой) короля Эддардом Старком встаёт следующая задача: как удовлетворить потребности города в условии приближающегося турнира, то есть праздника, и более плохих урожаев вследствие приближения зимы.

Население города Королевской гавани нуждается в удовлетворении своих как первичных, если мы говорим о бедняках, то есть самой простой еде и предметов быта, необходимых для проживания, так и о вторичных потребностях, если мы говорим о представителях знати, то есть предметах косметики и атрибутики для присутствия на турнире. Турнир выступил в роли катализатора, то есть ускорил рост потребностей населения города в условиях приближающейся зимы, что ещё более ограничивало доступные ресурсы Королевской гавани.

Эддард Старк решил эту проблему, чем проявил как раз искусство, о котором говорил Л. Питер, а именно: он занял деньги у крупного землевладельца Ланнистера, балгодаря чему смог закупить товары первой и не только необходимости в другом крупном торговом городе — Хайгардене и сократил расходы на турнир, а также взносы для участия в нём»

Всего в эссе нужно привести как минимум два аргумента из разных источников. Откуда брать аргументы для эссе? Все очень просто, ФИПИ в критериях указывает список основных источников.

В ЕГЭ-2019 и ранее в эссе по обществознанию можно было приводить только реальные аргументы-примеры из социального опыта, учебных предметов и фактов общественной жизни, сообщений СМИ. В ЕГЭ-2020 (которое будут сдавать выпускники этого учебного года), список источников для аргументов изменился.

Откуда брать аргументы в эссе по обществознанию?

Всего ФИПИ выделила три возможных источника примеров-аргументов, которые можно приводить в эссе:

  • факты общественной жизни, в том числе смоделированные примеры
  • личный социальный опыт
  • история

😅 Важно! Каждый аргумент должен быть из разных сфер. Нельзя привести два аргумента из истории — за них поставят в сумме 1 балл (вместо двух). 

Аргументы из общественной жизни в эссе по обществознанию

В качестве аргументов из общественной жизни вы можете привести различные факты, которые узнали из сообщений СМИ, прочитали на каких-то специализированных сайтах. Кроме реальных фактов, можно приводить и смоделированные примеры, однако важно, чтобы эти примеры были максимально конкретными и подробными, полностью подтверждали примеры.

Важно, что приводя примеры из сообщений СМИ, в эссе не нужно указывать название этого СМИ и другие данные (автор статьи, редактор, дата выпуска и так далее).

Аргументы из личного социального опыта

Под этим видом аргументов понимают различные события из социальной жизни выпускника, а также его родственников, друзей и знакомых. Также в эту категорию входят прочитанные книги, сериалы, фильмы, театральные постановки. Даже если книги изучались в курсе литературы в школе, они будут входить в данную категорию.

Обратите внимание, что примеры из художественных произведений являются примерами из личного социального опыта, поэтому если привести один пример из Толстого, а второй про вашу сестру, то вы получите лишь 1 балл.

Аргументы из истории в эссе по обществознанию

Третий вид аргументов, которые можно приводить в эссе по обществознанию — аргументы из истории. Можно приводить примеры как из российской истории, так и из всемирной. Помимо истории общества, также допустимы примеры из истории литературы (в частности, биографии авторов), истории техники (например, история изобретения какого-либо технического средства) и так далее.

Структура эссе по обществознанию

Четкой структуры эссе не существует, так как критерии ФИПИ не устанавливают какой-то конкретный формат написания эссе. Также важно, что в обществознании нет требования минимального количества слов или предложений.

Большинство преподавателей рекомендуют использовать следующую структуру эссе, чтобы получить максимальные баллы:

  1. Раскрытие смысла цитаты (1-2 абзаца)
  2. Теоретические положения (2-3 абзаца)
  3. Аргумент 1 (2 абзаца)
  4. Аргумент 2 (2 абзаца)
  5. Вывод (1-2 предложения)

Помните, что все части эссе должны быть связаны между собой, а после каждого аргумента следует сделать микро-вывод примерно в одно предложение.

В конце эссе тоже лучше сделать вывод — этого нет в критериях, но наличие вывода позволяет четко раскрыть смысл высказывания: если в первых абзацах вы не полностью переформулировали цитату, но сделали это в выводе, то эссе засчитают в 99% случаев.

Добавить комментарий