Атлас новых профессий: Инструкция по применению
Атлас — в первую очередь книга для подростков, и никакая инструкция к ней не нужна. Поэтому, если вы подросток, смело пропускайте эту часть и переходите к самому интересному — к Прологу.
Этот раздел книги для тех, кто так или иначе связан с подростками: для родителей, школьных педагогов, представителей вузов и кружков, для работодателей, которые задумываются о том, чтобы привлечь мотивированную молодежь.
Атлас новых профессий — инструмент профориентации, который сегодня используют тысячи кружков, школ и вузов по всей стране. Он помогает начать с подростками разговор о будущем, заинтересовать их новыми возможностями, научить, как осознанно строить свою образовательную и карьерную траекторию. И мы хотим, чтобы вам было максимально удобно это делать. Итак, начнем.
1. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ: АВТОРЫ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО
Когда мы говорим об Атласе новых профессий, то часто сталкиваемся с буквальным прочтением книги, когда перечисленные в ней специальности воспринимаются как официальный перечень профессий будущего. И порой это вызывает отторжение, поскольку содержание Атласа выглядит очень далеким от современного языка профессиональных стандартов, ФГОС и т. д. Но воспринимать эту книгу буквально — ошибочный подход.
Прежде всего, Атлас создан для снятия шор с глаз сегодняшнего школьника или абитуриента. Это книга, которая показывает, что за пределами привычного мира юристов-экономистов-менеджеров-маркетологов существует огромный мир профессий, часто более привлекательных. Потому, как бы парадоксально это ни звучало, Атлас новых профессий говорит о дне сегодняшнем, о том, с чего стоит начать, чтобы построить свой путь, ведущий в многообещающее будущее.
Атлас — это не набор готовых рецептов, а способ понять само устройство рынка труда и происходящие на нем изменения. Это инструмент профориентации, который не только показывает широкий диапазон отраслей и направлений, но и рассказывает, почему эти направления возникают и как в них сориентироваться. Поэтому он открывает новые горизонты перед школьниками, родителями и людьми, работающими по устаревающим специальностям. Ведь чтобы стать через несколько лет высококлассным профессионалом, нужно четко представлять, чем ты хочешь заниматься в будущем и какие шаги помогут к этому прийти.
Немного истории
История Атласа новых профессий уходит в 2010 год. Тогда это был совместный проект Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления СКОЛКОВО «Форсайт компетенций — 2030». В течение двух лет проводилась проработка требований к будущим специалистам новой экономики. По материалам этого масштабного исследования и был создан Атлас новых профессий. В 2014 году появилась первая редакция Атласа новых профессий, авторами которой были:
ДЕНИС КОРИЧИН — партнер «Конструкторы сообществ практики»
ЕКАТЕРИНА ЛУКША — лидер международного проекта Voice of Youth
ПАВЕЛ ЛУКША — профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, основатель инициативы Global Education Futures
ДМИТРИЙ ПЕСКОВ — специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив
Без этих людей и институтов проект бы не состоялся.
Атлас развивался и с новой командой прошел вторую редакцию. В ней расширился список отраслей и появились небольшие художественные детали — дневники и чаты профессионалов будущего. Но эта версия, как и предыдущая, была скорее рассчитана на специалистов в сфере образования. Учителя из разных регионов страны создавали свои профориентационные уроки на основе Атласа, а мы в помощь им создали набор профориентационных игр и уроков «Мир профессий будущего».
Но затем мы поняли, что пора напрямую поговорить со школьниками о будущем, которое их ждет. И для этого создали нынешнюю версию, написанную более простым и понятным языком, с сюжетными вставками, погружающими читателя в нескучные рабочие будни новых профессионалов.
Форсайт — заглянем в будущее?
Содержание Атласа новых профессий создавалось на основе разработанной в России методики Skills Technology Foresight. Она получила международное признание и использовалась, в частности, в совместных проектах со Всемирным банком и Международной организацией труда. Форсайт (от англ. foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это социальная технология, которая была создана за рубежом более сорока лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.
Основные принципы форсайта:
● Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
● Будущее вариативно: оно не проистекает только из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
● Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Исходя из этих принципов, Атлас новых профессий показывает будущее, которое планируют сообща создать ведущие компании каждой из отраслей. Оно основывается на их плане развития: освоении новых рынков, выпуске новых продуктов, применении новых технологий и новых способов организации труда. Атлас — один из элементов подготовки к желаемому будущему, поскольку эти планы развития можно реализовать только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить. В известном смысле, Атлас новых профессий — это высказывание о том будущем, которое строят вместе лидеры изменений в нашей стране — институты развития, ведущие технологические компании и вузы.
Почему нужен новый подход к профориентации?
Долгое время привычный образовательный цикл в школе составлял 10–11 лет. Еще четыре-шесть лет уходило на специальное или высшее образование. То есть до начала работы было примерно 15 лет. Полвека назад реалии социального и экономического развития в стране позволяли прогнозировать потребность в кадрах на такой срок: существовал длинный технологический цикл, а благодаря госпланированию можно было транслировать заказ на необходимые кадры на 15 и даже больше лет вперед. Поэтому система образования эффективно справлялась со своей основной функцией: готовила людей так, что выпускники легко находили работу (в первую очередь благодаря системе распределения).
Сегодня мир изменился, скорость перемен и уровень неопределенности выросли настолько, что немногие компании способны сказать, какие специалисты им понадобятся даже через десять лет, не говоря уже о более далеких горизонтах.
Одновременно с этим мы видим, что специалисты узкого профиля постепенно уходят, поскольку слишком быстро меняются технологии, к которым привязаны их навыки. Сейчас востребованы люди, которые разбираются сразу в нескольких отраслях и способны переносить знания и технологические решения из одной отрасли в другую. Так, например, подходы 3D-печати, изначально разработанные для быстрого прототипирования, были позднее перенесены профессионалами в другие отрасли: печать зданий, лекарств, человеческих органов и еды.
Сегодняшний школьник войдет в экономику лет через пять-семь. Мир существенно изменится за это время. Рассчитывая стать менеджером, юристом, экономистом, пиарщиком или даже программистом, школьник ориентируется на успех в сегодняшних реалиях, но в будущем понадобятся другие специалисты. Иллюстрация этого — разочарование многих молодых людей, которые отправились получать высшее образование, опираясь на текущую статистику востребованности профессий, а через пять-шесть лет осознали, что ошиблись. Мы хотим помочь школьникам сделать более осознанный выбор, который приходит через понимание своих возможностей и целей.
2. КАК УСТРОЕН АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ
Будни новых профессионалов глазами подростка
Чтобы создать эффект присутствия и помочь школьникам представить, как может выглядеть работа специалистов будущего, мы придумали цикл историй про девочку-подростка Нику, которая неожиданно попадает в 2035 год. Вместе со своим проводником — роботизированным кроликом она путешествует по миру профессий из разных отраслей экономики. Каждая глава, посвященная той или иной отрасли, начинается с приключений Ники. Девушка попадает в команду специалистов, которые с ее помощью решают свои рабочие задачи, интересные и часто остросюжетные.
Ника — типичный подросток, который смотрит в будущее с любопытством и тревогой. Она пока смутно представляет, кем хочет работать и в чем вообще заключается та или иная работа. В историях мы рассказываем не только о новых профессиях, но и о том, как меняются рабочее место, технологии, способы организации работы. Например, о том, что практически вся работа завтрашнего дня — командная, требующая взаимодействия различных специалистов, взаимодополняющих друг друга. А через ситуации, в которые попадает героиня, мы разбираемся с опасениями, которые есть у современных подростков.
Разумеется, мы не знаем наверняка, как именно будет выглядеть работа специалистов будущего, — этого не знает никто. Мы предложили приблизительные сценарии, основанные на технологических прогнозах и представлениях экспертов о самых важных задачах будущего. И выбрали самые необычные и забавные из возможных ситуаций, чтобы подросткам было легко и интересно читать.
Задания
В конце каждого рассказа вы найдете один или несколько рабочих кейсов, похожих на те, что решали специалисты в рассказе. В кейсе ставится какая-то задача (например, быстро и с минимальным вредом для окружающей среды построить в пустыне высокотехнологичное здание). Читателю надо придумать, какие специалисты из Атласа нужны, чтобы выполнить эту задачу, какими инструментами они будут пользоваться, как будет выглядеть их рабочее место, и написать об этом небольшую историю. Эти творческие задания могут стать первым шагом для обсуждения с подростком его профессионального будущего.
Истории можно прислать на адрес atlas30@atlas100.ru. Лучшие истории мы опубликуем на сайте Атласа новых профессий, а победитель народного голосования по итогам года получит приз.
Образы будущего отраслей
Пожалуй, самая важная часть Атласа новых профессий — это представление того, чем отличается завтрашний день той или иной отрасли, от того, как выглядит день сегодняшний. В данной редакции Атласа новых профессий 27 отраслей российской экономики. Эти образы будущего были созданы по результатам десятков форсайт-сессий, которые проходили с участием представителей отраслей, власти и вузов. В ходе сессий они обсуждали, как будет меняться та или иная отрасль, какие технологии придут в нее, как изменится организация работы.
Новые профессии
На основании образов будущего можно сделать предположение о том, какого рода задачи будут стоять перед отраслью и какие специалисты будут эти задачи решать. В этой редакции Атласа — почти 350 новых профессий, но это лишь примеры, на деле их будет гораздо больше.
В мире будущего сокращается спрос на однотипных специалистов и растет потребность в редких сочетаниях различных компетенций. Таким образом, чем лучше человек сможет позиционировать себя как носителя уникального набора навыков, тем успешнее он будет в мире будущего. При этом нельзя забывать, что практически вся работа будет командной и рассчитывать на всеобъемлющую универсальность нельзя.
Для каждой профессии эксперты выделили набор важнейших надпрофессиональных навыков (подробно о них мы расскажем ниже). Эти навыки обозначены маленькими картинками.
Эпилог к приключениям героини
После своих путешествий Ника возвращается обратно в 2020 год и снова сталкивается с задачами сегодняшнего дня. Она осмысляет свои впечатления и обсуждает с друзьями и близкими, что она сейчас может сделать, чтобы стать успешным и довольным жизнью профессионалом.
Заключение
В конце книги мы рассказываем, как меняется мир работы в целом. В основе анализа — доклады, в подготовке которых принимала участие команда авторов Атласа (например, «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире»
https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf
и доклад Boston Consulting Group «Россия 2025: от кадров к талантам»).
https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf
В заключении мы показываем, какие глобальные общемировые тренды влияют на рынок труда, как формируется спрос на новые профессии и почему некоторые из существующих устаревают и теряют актуальность. А также объясняем, что это будет значить для современного школьника и что он может сделать сейчас, чтобы подготовиться к будущему.
К концу книги читатель сможет разобраться в деталях, касающихся отдельных отраслей, понять общую логику изменений на рынке труда и составить хотя бы базовый план действий.
3. ОТ УЗКОСПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ К НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
Надпрофессиональные навыки — тема, которую мы особо хотели подчеркнуть в Атласе. Впервые об их важности заговорили в первой редакции Атласа новых профессий в 2014 году. И пусть сейчас важность этих навыков стала очевидной для всех, кто работает в сфере образования, подростки, студенты, а часто и их родители все еще слабо представляют, для чего они нужны.
Суть в том, что в будущем у профессионалов появятся специфические наборы навыков, которые еще часто называют навыками XXI века. Они позволят специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность.
В Атласе мы рассказываем о надпрофессиональных навыках, которые показались работодателям наиболее важными для успеха в будущем. Вот они.
Мультиязычность и мультикультурность
Уже сейчас сложные изделия, вроде компьютеров или автомобилей, производят коллективы из разных стран. В будущем мы начнем все чаще работать в международных офлайн — и онлайн-командах. Важным будет не только свободное владение английским языком, но и понимание национального и культурного контекста стран-партнеров. Кроме того, будет полезно знать специфику вашей отрасли в других странах.
Навыки межотраслевой коммуникации
Многие передовые продукты производятся на стыке разных отраслей: ИТ и медицины, строительства и нанотехнологий, науки и искусства. Поэтому специалистам понадобится понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в смежных и даже несмежных отраслях. Чем более разноплановыми знаниями вы обладаете, тем выше шанс остаться востребованным.
Клиентоориентированность
Уже к началу XXI века для компаний стало критически важным точно понимать запрос клиента и предлагать идеально подходящее решение. В дальнейшем конкуренция за избалованного разнообразными сервисами потребителя будет только расти, поэтому все работодатели захотят видеть у себя клиентоориентированных сотрудников. Это в первую очередь касается сферы услуг, но и производители товаров будут стремиться сделать пользовательский опыт максимально комфортным.
Умение управлять проектами и процессами
Этот навык перестанет быть прерогативой специально подготовленных менеджеров. Компании будут уходить от строгой иерархической структуры, поэтому лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать нужную команду будут нужны многим специалистам.
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач
В современном стремительно меняющемся мире понадобится быстро принимать решения и реагировать на изменения, эффективно распределять свои ресурсы и управлять временем в условиях неполной информации. К ресурсам относится и способность контролировать свое состояние, например уметь концентрироваться на конкретной задаче и успокаивать себя во время стрессов.
Способность к художественному творчеству
Растет спрос на персонализированные товары и услуги, и вместе с ним увеличивается потребность в нестандартных решениях. Алгоритмы и автоматизированные решения пока не способны заменить творческого работника (возможно, что и никогда не смогут). Поэтому работодатели будут ценить творческое мышление и развитый эстетический вкус.
Умение работать с людьми
Мы с младенчества развиваем навык общения с людьми, и здесь робот или программа не могут нас превзойти. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты — важные навыки, которые пока что доступны только человеку.
Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом
Есть области, в которых бесполезно конкурировать с машинами. Но можно стать незаменимым для работодателя, если научиться настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи. Как минимум, полезно освоить базовый уровень программирования — стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно.
Системное мышление
Окружающий мир и встающие перед нами задачи становятся все сложнее и требуют от нас системного мышления — умения понимать, как устроены сложные системы, видеть взаимосвязи, находить причины. Люди будут реже заниматься одним делом всю жизнь, чаще — переходить из проекта в проект и даже менять сферы деятельности. Чтобы оперативно включаться в работу, нужно будет мыслить системно: быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях, а при необходимости — переводить свои соображения на язык, понятный коллегам из других отраслей.
Навыки бережливого производства
Бережливое производство (lean production) — это подход к управлению производственным процессом, основанный на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. При таком подходе каждый сотрудник участвует в оптимизации бизнеса, а сам бизнес максимально ориентирован на потребителя. Философия бережливого производства возникла в Японии в конце 80-х годов и сейчас востребована в ведущих компаниях всего мира.
Экологическое мышление
Экологическое мышление включает в себя бережливое отношение к используемым природным ресурсам (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также уменьшение объема производимых отходов (повторную переработку отходов, применение биоразлагаемых материалов и пр.). Природные богатства не безграничны, и каждый из нас несет ответственность за место, в котором мы обитаем, начиная с дома и заканчивая общей планетой.
Перечень важных в XXI веке надпрофессиональных навыков не ограничивается этим списком. Вот еще некоторые из них, которые пригодятся человеку будущего.
Управление вниманием
За наше внимание ведется постоянная и очень агрессивная борьба, и человек легко отвлекается на пришедшее на телефон сообщение, присланный в интернете ролик, на рекламу. Чтобы быстро и эффективно действовать в окружающем нас ярком мире, нужно научиться выделять из потока информации главное. Причем одинаково важно уметь и концентрироваться на работе, и расслабляться в часы отдыха.
Критическое мышление
Объем информации вокруг нас постоянно растет, и далеко не вся она достоверна и объективна. Чтобы не стать объектом манипуляций, нужно научиться с недоверием относиться даже к авторитетным источникам, находить подтверждение или опровержение получаемым новостям или знаниям.
Осознанность
Чтобы не потерять себя в сложных технологиях и информационных потоках, человек должен понимать и осознавать, что он делает в каждый момент времени. Хороший способ — регулярно отвечать себе на вопросы «Чем я сейчас занят?», «Для чего я это делаю?». Понимая, куда мы смотрим, проще понять, в каком направлении мы движемся на жизненном пути.
Эмоциональный интеллект
В мире, полном технологий, возрастает запрос на человечность, то, чего мы не сможем получить от технологий, — человеческое тепло, юмор, коммуникацию. При этом, когда технологии освободят наше время для общения с близкими, нам еще сильнее потребуется эмоциональный интеллект — умение определять и распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить с ним общий язык, создавать комфортную атмосферу.
4. КАК МНЕ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ, ЕСЛИ Я…
…родитель
Атлас может стать отправной точкой для разговора с ребенком о его профессиональном будущем. Почитайте книгу вместе с ним (или с ней), обсудите прочитанное, поищите в интернете дополнительную информацию о том, что вас заинтересовало. Помогите ребенку выполнить какое-нибудь из заданий, предложенных в Атласе (в зависимости от наиболее интересной для него отрасли).
Помните две вещи.
Во-первых, подросток выбирает свою первую профессию во многом под влиянием семьи, так что на вас лежит большая ответственность.
А во-вторых, наши представления о том, что будет востребовано завтра, весьма ограничены. Опыт показывает, что наиболее успешными становятся люди, занятые делом, которое им нравится. Постарайтесь не направлять ребенка, но вместе с ним изучать варианты будущей карьеры. Прислушивайтесь к его интересам и помогайте ему или ей.
Подумайте вместе, какими могли бы стать первые шаги к будущему, которое привлекает вашего ребенка, какие предметы стоило бы подтянуть, на чем сосредоточиться. Какие кружки ему стоило бы посещать, на работу каких специалистов посмотреть и, возможно, примерить (но помните, что через 5–10 лет, когда он начнет работать, все может сильно измениться!). Сегодня нет готовых программ, которые предлагали бы стать специалистами, описанными в Атласе, в будущем вообще будет мало готовых решений. Но есть большое количество колледжей и вузов, которые могли бы стать первым шагом на этом пути.
Обсудите, какие надпрофессиональные навыки понадобятся ребенку для успешной работы и где он мог бы их получить — в рассказах о Нике мы приводим немало примеров, как можно развить тот или иной надпрофессиональный навык, и наверняка вы сможете придумать свои способы.
Подумайте, что можно было бы почитать дальше, чтобы развить и закрепить интерес ребенка. И главное — прислушивайтесь к ребенку и доверяйте ему.
…школьный педагог
В Атласе мы даем варианты заданий, которые можно обсудить с классом. Объедините учеников в команды, чтобы они вместе попробовали их выполнить (помните, в будущем им предстоит работать сообща, пусть начинают уже сейчас!).
Атлас новых профессий — инструмент профориентации, но важно помнить, что профориентация — это не разовое мероприятие вроде теста или экскурсии на предприятие, она должна быть системной. Подумайте, как можно встроить повестку Атласа в различные уроки. Скажем, на географии можно обсудить, какие специалисты из Атласа потребуются в том или ином регионе России, на литературе — обсудите, какие надпрофессиональные навыки были развиты у Евгения Онегина, а какие ему не помешало бы развить, на истории — каким специалистом мог бы стать Оливер Кромвель, попади он в 2035 год.
Кроме того, на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru) в разделе «Примеры использования» приведены практики применения Атласа в различных контекстах (игры, уроки, мероприятия). Если вы сконструировали свои игры и уроки, которыми хотели бы поделиться, — присылайте нам на почту atlas30@atlas100.ru, мы с радостью разместим их на сайте.
Ну и наконец, специально для школ мы разработали комплект «Мир профессий будущего». Это набор профориентационных уроков и игр на материалах Атласа новых профессий, рассчитанный на системное применение в школах. Подробную информацию о комплекте можно найти здесь: http://box.atlas100.ru/.
…кружок
Кружок как форма организации дополнительного образования — очень важный формат. Атлас новых профессий в данном случае может стать смыслозадающим инструментом. Обсудите внутри своей команды и с посетителями кружка, какие именно важные навыки помогает развить ваш кружок, на построение какого будущего он работает.
Атлас пригодится не только активно развивающимся сегодня технологическим кружкам, связанным с робототехникой, программированием и т. д. Навыки XXI века развивают и творческие занятия (танцы улучшают творческое мышление и эмоциональный интеллект, а пение в хоре — работу в команде), и шахматы (системное мышление), и многие другие кружки.
Помимо самой книги вам могут пригодиться существующие игры и уроки по содержанию Атласа.
Важно донести и до ребенка, и до родителя, что занятия в кружке — это не «камера хранения» для ребенка, а важная и полезная для будущего деятельность, которая пригодится в завтрашней работе.
…колледж или вуз
Современная система образования в России сильно зарегулирована и довольно неповоротлива. Тем не менее важно уметь показывать своим абитуриентам перспективы, которые могут открыться перед ними, если они поступят на ту или иную специальность или программу.
Да, сегодня в российском профобразовании не готовят сити-фермеров и космогеологов. Но можно обсудить, какими специалистами из Атласа могут стать выпускники вашего вуза или колледжа в дальнейшем и что им необходимо будет изучить дополнительно.
Кроме этого, можно подумать, чем необходимо достроить существующие программы, чтобы они больше соответствовали требованиям XXI века. Многие вузы и колледжи сегодня также проводят мероприятия и игры, используя содержание Атласа новых профессий, о которых рассказано в разделе «Если вы школьный педагог».
…работодатель
Мы понимаем, что работодателю важно найти специалистов под существующие вакансии и о будущем часто подумать некогда. Тем не менее мир стремительно меняется, и в ближайшее время бизнес столкнется с двумя важнейшими вызовами.
Во-первых, появится необходимость привлекать людей «нового качества». Тех, кто способен работать с новыми технологиями и создавать инновации. По оценкам, сделанным в докладе Boston Consulting Group «Россия 2025: от кадров к талантам», до 2025 года работодателям потребуется дополнительно не менее 4,5 миллиона таких людей (отдельный вопрос — где их брать, и здесь, разумеется, потребуется совместная работа бизнеса и системы образования).
Во-вторых, придется думать, куда перевести людей с «профессиями-пенсионерами». По оценкам того же исследования BCG, к 2025 году без работы могут остаться свыше 9 миллионов человек.
Атлас отвечает на оба этих вызова. Его можно использовать как маркетинговый ход, привлекающий мотивированную талантливую молодежь «нового качества»: «Да, у нас сегодня нет позиции, которая тебе приглянулась в Атласе, но приходи к нам на эту вакансию, и ты постепенно дорастешь до нее».
Также он может подкинуть идеи для «группы риска» с «профессиями-пенсионерами». Во втором случае важно помнить, что эта версия Атласа новых профессий написана в первую очередь для подростков и языком подростков, поэтому вам потребуется адаптация содержания под более взрослую аудиторию.
Помимо этого, информация из Атласа может помочь работодателю определить свой путь стратегической трансформации.
Хороший опыт здесь показывает, например, Челябинский трубопрокатный завод. В ходе форсайт-сессии в 2017 году ее участники обозначили необходимость новой рабочей позиции, которая получила название «Ремонтник 2.0» (входит в главу «Промышленность» Атласа), и уже в 2018 году компания начала подготовку таких специалистов на базе своего колледжа. Подробнее с материалами форсайт-сессии можно ознакомиться по ссылке:
https://worldskills.ru/assets/docs//FutureSkills%20foresight%20session%20%D0%A7%D0%A2%D0%9F%D0%97.pdf
…регион
Перед регионом стоит целый ряд важных задач, связанных с развитием региональной экономики, а это немыслимо без талантливой молодежи. Атлас новых профессий описывает ситуацию в стране в целом, поэтому для региона дополнительной задачей может стать оценка того, какие сектора и отрасли из Атласа актуальны для конкретной территории. И если получится показать интересные образы будущего и новые профессии в этих отраслях, это может стать элементом работы по повышению привлекательности региона для молодежи.
Сегодня уже существуют успешные примеры такой работы, более того, на момент написания этого текста уже создан региональный Атлас новых профессий Калужской области и создается Атлас новых профессий Башкортостана.
5. СОТРУДНИЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Команда Атласа новых профессий не перестает двигаться вперед. Мы развиваем проект, создаем игры, помогаем в разработке региональных Атласов новых профессий, проводим форсайт-сессии, обучаем педагогов и т. д.
По вопросам сотрудничества в рамках развития проекта пишите руководителю проекта Дмитрию Судакову: sudakov@atlas100.ru.
Эксперты Сбера и НИУ ВШЭ составили Атлас профессий будущего, в который вошли 50 профессий. Зачем он школьникам и абитуриентам, о каких трендах на рынке труда рассказывает и как его правильно изучать?
В этой статье:
Что такое Атлас профессий будущего?
Атлас является результатом исследования рынка труда и современных тенденций.
Это пособие, включающее 50 перспективных профессий и их описание.
Тренды и профессии выявлены на основе анализа больших данных. Авторы исследовали глобальные тренды и прогнозы, оценки работодателей и экспертов, так что Атлас представляет собой комплексный анализ современного рынка труда.
Ознакомиться с Атласом профессий будущего можно как в интерактивном формате, так и в формате электронного пособия.
Атлас профессий будущего от Сбера и НИУ ВШЭ: о чём он говорит школьнику?
Чем он отличается от Атласа новых профессий от «Сколково»?
Действительно, подобный атлас есть у «Сколково» — это Атлас новых профессий. Он так же содержит перспективные специальности, однако наполнение и функционал Атласов отличается:
- Отрасли. В Атласе от «Сколково» больше отраслей — их 25, в то время как у Атласа от Сбера и ВШЭ — 12. При этом у «Сколково» это уже устоявшиеся отрасли, но с новыми профессиями, а у Сбера и ВШЭ зачастую новыми являются сами отрасли.
- Профессии. В Атласе от Сбера представлено 50 профессий, от «Сколково» — 100. У Сбера более широко раскрыты профессии: можно изучить драйверы развития профессии, обязанности, которые будут у специалиста, места, где можно обучиться на специальность или пройти стажировку, а также посмотреть на числовые данные.
- Интерактивные версии. В Атласе от «Сколково» можно найти профессии по четырем показателям: отрасль, профессия, навыки и умения, тренды. В Атласе от Сбера отобрать профессию «вручную» можно только по специальности, зато есть возможность пройти тест, по результатам которого будут предложены подходящие профессии.
О каких трендах говорит Атлас?
Все 50 профессий Атласа профессий будущего объединяют глобальные тренды:
- Востребованность цифровых навыков. В число таких навыков входят работа с большими данными, знания в области цифровой безопасности, использование цифровых инструментов для поиска и обработки информации, производство мультимедийного контента и многие другие.
- Большая роль мягких навыков. Все чаще монотонная работа становится автоматизированной, а за человеком остается его главное преимущество – критическое мышления и творческий подход. Развитие soft skills не даст машине заменить человека и поможет найти профессию в период цифровой трансформации.
- Тренд на ESG (Environmental, Social, Governancе — учет экологических, социальных факторов, корпоративного управления). Проблемы экологии и социального неравенства обуславливают высокую необходимость в развитии устоявшихся моделей компаний. Теперь важно не только производить продукт, но и делать это экологично и толерантно.
Из каких профессий состоит Атлас?
В Атласе рассматриваются 12 сфер, которые будут актуальны в ближайшее время. В их число вошли:
Информационные технологии
- Архитектор мультиоблачных решений
- Нейроинформатик
- Инженер виртуальной/дополненной реальности
- Инженер-робототехник
Кибербезопасность
- Эксперт по защите персональных данных
- Специалист по анализу угроз
- Специалист по противодействию кибермошенничеству
- Специалист по кибербезопасности облачных сред
- Исследователь уязвимостей
Дизайн
- Дизайнер голосового интерфейса
- Дизайнер нейронных интерфейсов
- Дизайнер эмоционального опыта
- UX-исследователь
- Продуктовый дизайнер
Agile – гибкая методология разработки
- Scrum-мастер
- Владелец продукта
- Agile-коуч
ESG – экологическое, социальное и корпоративное управление
- Эксперт по работе с ESG-показателями
- ESG-трансформации
- Специалист по ESG-коммуникациям
- Специалист по климатическим вопросам компании
Маркетинг
- Цифровой маркетолог
- Нейромаркетолог
- Форсайтер
- Консультант по электронному бизнесу
Финансы
- Дизайнер бизнес-моделей
- Аналитик выручки компании
- Финтех-эмбеддер
- Оценщик технологических инициатив
- Аналитик по процесс-майнингу
- Архитектор интегрированной отчетности
Здоровье
- Биоинформатик
- Биоэкономист
- Нейрореабилитолог
- Консультант по здоровой старости
- Менеджер индивидуальных медицинских программ
Юриспруденция
- Юрист в сфере информационных технологий
- Техноэтик
- Блокчейн-юрист
- Специалист по правовому регулированию в фармацевтике и биотехнологиях
Логистика
- Менеджер по логистике и планированию цепей поставок
- Цифровой логист
Урбанистика
- Экоурбанист
- Геоаналитик
- Специалист по транспортному развитию городов
- Менеджер местного сообщества
Менеджмент в сфере досуга
- Менеджер по формированию впечатлений
- Менеджер по управлению доходом в индустрии гостеприимства и туризме
- Спортивный менеджер
- Цифровой продюсер
В каждой из сфер представлены от 4 до 6 перспективных профессий. Каждая из них подробно раскрыта:
- Кто это?
- Почему профессия перспективна?
- Что предстоит делать?
- Где этому учат и как найти карьеру?
- Какие нужны знания и навыки?
- Как растет число упоминаний профессии за последний год?
Блокчейн-юрист в Атласе профессий будущего
Как пользоваться Атласом профессий будущего от Сбера и НИУ ВШЭ?
Если хотите подобрать потенциально подходящие профессии, пройдите тест из 7 вопросов в интерактивном формате Атласа профессий будущего. Вопросы теста учитывают индивидуальные навыки и особенности в работе. По результатам теста будет предложено несколько подходящих профессий.
Если хотите узнать про каждую из профессий или если пока плохо понимаете свои потребности, изучите электронное пособие целиком, прочитав его хотя бы по диагонали.
Выбирать будущую профессию всегда нелегко. Вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Оставьте заявку на бесплатную консультацию, и эксперт по поступлению поможет сделать правильный выбор.
Поделиться
Атлас профессий будущего и профессий-пенсионеров
16 марта 2021
Жизнь общества стремительно меняется под натиском новых технологий. Этот процесс продолжается уже более трёхсот лет – с начала промышленной революции. Появляются новые отрасли экономики, а новые профессии вытесняют старые. «Атлас профессий будущего» от Сколково – наиболее точный информационный источник, подробно рассказывающий о том, какие профессии станут востребованными в обозримом будущем.
Немного истории
Московская школа управления «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив провела большое исследование, в котором участвовали две с половиной тысячи экспертов из России и зарубежных стран. Его главная задача – выявление востребованных профессий в девятнадцати основных отраслях экономики.
Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, напрямую влияющие на структуру рабочих задач. Также рабочая группа построила отраслевые «карты будущего», которые позволили выявить спрос на новые компетенции и выстроить образ профессий. Результаты исследования – это и есть основа для «Атласа новых профессий». Труд постоянно дополняется.
Методика Skills Technology Foresight
Появился совершенно новый метод, позволяющий создать единую систему подходов к прогнозированию компетенций и методологии технологических форсайтов. Он упростил процесс определения профессиональных навыков, которые потребуются при внедрении новых технологий.
Технологический форсайт компетенций состоит из следующих этапов:
- Анализ трендов. Анализируют главные технологические и социальные процессы в динамике, которые влияют на предметную область и преобразуют её.
- Создание карты будущего. Эксперты размещают на картах главные возможные события, влияющие на отрасль в указанный период времени.
- Определение рабочих задач и условий. Определяют список важных рабочих задач, которые появятся в будущем.
- Определение разрыва в компетенциях. Анализируют имеющиеся программы по подготовке специалистов и сравнивают их с теми знаниями и навыками, которые потребуются выпускникам вузов и колледжей в будущем.
- Разработка рекомендаций и проектных предложений, которые помогут изменить подготовку профессиональных кадров.
Почему нужен новый подход к профориентации?
Результаты проведённого исследования от WorldSkills Russia показали, что лишь пять процентов молодых людей точно знают, чем хотят заниматься в жизни. Более семидесяти процентов людей не знают даже приблизительно. Такие показатели указывают на системную проблему, которая требует решения и нового подхода к профориентации.
Атлас новых профессий от «Сколково»
Атлас поможет разобраться с тем, какие новые технологии и продукты появятся в ведущих отраслях. Это существенно облегчит выбор.
Биотехнологии
Биотехнология – отрасль многообещающая. Она не только развивается сама, но и двигает вперёд медицину, энергетику, а также хозяйство городов и сёл. В итоге человек сможет заменить производство химических медикаментов и бытовую химию на препараты из живой системы, например, растения. Будут развиваться новые агротехнологии и решится проблема голода. Города станут безотходными. Новые профессии в секторе биотехнологий:
- системный биотехнолог;
- сити-фермер;
- биофармаколог;
- архитектор живой системы;
- ГМО-агроном;
- урбанист-эколог.
Медицина
Задача медицины – комплексная забота о здоровье, подразумевающая работу на опережение. Диагностика и лечение болезней отдельных органов устаревают. Поэтому становится популярной превентивная медицина. Ее основная цель – выявление возможных заболеваний и предотвращение их развития на ранних стадиях. Способы массовой терапии сменяются персонализированным лечением на уровне человеческого генома. В будущем врачи смогут сверхточно диагностировать состояние и прогнозировать заболевания. В этом направлении популярными станут такие специальности, как:
- ИТ-медик;
- архитектор медицинского оборудования;
- оператор медроботов;
- ИТ-генетик;
- сетевой доктор;
- генетический консультант;
- специалист по кристаллографии;
- эксперт персонифицированной медсферы;
- медмаркетолог;
- специалист по киберпротезированию;
- R&D менеджер здравоохранения;
- консультант по здоровой старости;
- молекулярный диетолог.
Энергогенерация и накопление энергии
Устойчивое развитие экологического общества в будущем за атомной энергетикой. Она способна обеспечить стабильную стоимость электричества и минимальное воздействие на окружающий мир. Речь идет о выбросе парникового газа и канцерогенных веществ, ведь они до сих пор составляют существенную долю традиционной энергетики.
Усовершенствование атомных электростанций повысит уровень их безопасности. Активного развития достигнет также и частная альтернативная энергетика, например, солнечные батареи. Изменится модель снабжения зарядом гаджетов – энергия будет поступать с тела человека, благодаря вшитым в одежду и обувь энергогенераторам. Популярными профессиями станут:
- менеджеры, модернизирующие системы энергогенерации;
- проектировщики энергонакопителей;
- разработчики микрогенерационных систем;
- дизайнеры энергоустройств;
- метеоэнергетики;
- специалисты локальных систем энергоснабжения;
- проектанты рекуперационных систем.
Энергосети и управление энергопотреблением
Экологическое общество стремится к атомной энергетике, способной обеспечить стабильную стоимость электричества и минимальное воздействие на окружающий мир. Речь идет о выбросе парникового газа и канцерогенных веществ, ведь они до сих пор составляют существенную долю традиционной энергетики.
С появлением большинства атомных электростанций повысится уровень их безопасности. Активного развития достигнет также и частная альтернативная энергетика, например, солнечные батареи. Изменится модель снабжения зарядом гаджетов – энергия будет поступать с тела человека, благодаря вшитым в одежду и обувь энергогенераторам. Среди популярных профессиональных должностей будут:
- менеджеры, модернизирующие системы энергогенерации;
- проектировщики энергонакопителей;
- разработчики микрогенерационных систем;
- дизайнеры энергоустройств;
- метеоэнергетики;
- специалисты локальных систем энергоснабжения;
- проектанты рекуперационных систем.
Энергосети и управление энергопотреблением
В сфере энергетики появятся «Умные сети», управляемые искусственным интеллектом. Такие сети смогут точно определять уровень энергопотребления в доме, защитить от поломки и обеспечить бесперебойную подачу энергии. Кем выгодно стать в этом направлении:
- маркетологом энергетических рынков;
- контроллером энергосетей;
- энергоаудитором;
- электрозаправщиком;
- защитником прав потребителя электроэнергии;
- системным инженером интеллектуальных энергосетей;
- разработчиком системного энергопотребления.
Наземный транспорт
Транспортная система перейдёт на новый уровень. Из-за растущих требований общества к безопасности, скоростному показателю и комфорту переход к интеллектуальному управлению системами стал неизбежным. На дорогах появились беспилотные транспортные средства – более безопасный и предсказуемый вариант, чем авто, которыми управляют люди.
Изменения коснутся и строительства дорог. Речь о появлении облегченных сверхпрочных дорожных конструкций. Другим интересным нововведением станет возможность сканировать груз, не вскрывая упаковку. В этой сфере выгодно выучиться на:
- оператора кросс-логистики;
- строителя «умных дорог»;
- проектировщика высокоскоростных железных дорог;
- архитектора интеллектуальных систем управления;
- оператора автоматизированных систем;
- проектировщика композитной конструкции для авто;
- техника интермодальных решений;
- инженера по безопасности.
Водный транспорт
Водный транспорт – это важный сектор экономики: грузы экономичнее доставлять по воде. Сейчас развивается система мультимодальных перевозок. Уже применяют систему интеллектуального управления. В будущем ожидается появление материалов, сокращающих сопротивления воды во время движения судна. В этом секторе спрос растёт на профессии:
- портового эколога;
- специалиста по навигации в арктических условиях;
- системного инженера морской инфраструктуры.
Авиация
Сфера авиации порадует новыми летными средствами. Более доступными станут самолеты и вертолеты. Летательные аппараты будут стоить примерно, как автомобиль. Их можно будет использовать, чтобы доставить груз, при строительстве или для контроля безопасности. Станет применяться экотопливо, и произойдет переход на электрические двигатели. Популярными станут профессии:
- инженер малой авиации;
- проектировщик воздухоплавательной инфраструктуры;
- аналитик данных эксплуатации;
- разработчик интеллектуальной системы управления;
- проектировщик дирижаблей.
Космос
Запуск частной ракеты уже подешевел в сравнении с традиционными ракетоносителями. Сейчас обсуждается колонизация Марса. В ближайшие двадцать лет самым перспективным направлением станет космотуризм. Космос сможет помогать земной промышленности, например, в утилизации токсичных отходов. Особенно ценными профессионалами будут:
- инженеры-космодорожники;
- космогеологи;
- проектировщики космических конструкций;
- космобиологи;
- менеджеры космического туризма.
Новые материалы и нанотехнологии
Среди новых материалов уже активно используются стеклянные композиты. Это существенно повышает качество изделий в аэродинамической промышленности. В будущем также появятся «умные компоненты». Речь о чипах и контроллерах, с помощью которых можно будет управлять свойствами техники.
Другое изобретение –3D-печать. Специальные составы позволяют напечатать любой объект, например, компьютерную плату или медицинский протез. В сфере нанотехнологий лучше выучиться на:
- глазира;
- специалиста по безопасности;
- проектировщика нанотехнологий;
- системного инженера композитов;
- проектировщика «умной среды».
ИТ-сектор
Цифровые решения приобретают большую мобильность. Сейчас в каждой семье есть ПК или ноутбук, а у каждого её члена – телефон в кармане. Спустя десять лет у пользователя будет минимум пять устройств, например, очки дополненной реальности, браслет, отслеживающий состояние здоровья. Развиваются виртуальные миры. Их используют для различных целей – работы или досуга. Из всего числа профессий заслуживают внимания:
- дизайнер интерфейса;
- сетевой юрист;
- разработчик моделей Big Data;
- дизайнер виртуального мира;
- ИТ-проповедника;
- архитектор информационной системы;
- организатор интернет-сообществ;
- цифровой лингвист.
Безопасность
Понятие безопасности существовало всегда, но трактовалось по-разному в зависимости от технического развития общества. Однако никогда проблема безопасности не стояла перед человечеством так остро, как сегодня.
Мы изобрели модели умных домов, научились многими системами управлять дистанционно, постепенно внедряем искусственный интеллект, который берёт на себя все больше функций, уже умеет самообразовываться и принимать самостоятельные решения. С одной стороны, это подспорье во многих сферах жизни, с другой – всё это становится и новым оружием в руках мошенников и аферистов. Кроме этого, будет расти угроза усиления власти машин над человеком с непредсказуемыми последствиями для последнего.
Основное направление развития безопасности на современном этапе связано с развитием охранных и защитных технологий для взрослых и детей с дополнительной разработкой систем, защищающих от мошенников, некорректной работы ИИ, а также альтернативных защитных программ, необходимых на случай, если компьютерами нельзя будет воспользоваться.
Появятся и новые профессии:
- дизайнер и эргономист носимых устройств для безопасности;
- проектировщик личной безопасности;
- дистанционный координатор безопасности;
- аудитор комплексной безопасности в промышленности;
- консультант по безопасности личного профиля;
- специалист по детской психологической безопасности;
- менеджер непрерывности бизнеса.
Металлургия
Развитие металлургии ближайшего будущего пойдёт одновременно по нескольким направлениям. В добывающем сегменте упор будет сделан на биометаллургию, т. е. металлы будут извлекаться из бедных руд при помощи микроорганизмов. В перспективе наладится добыча руд металлов с океанских глубин. Производственная стадия станет ещё более автоматизированной. Перед ней будут стоять задачи получения новых видов продукции, например, порошков или сложных сплавов, материалов с заданными свойствами (упругостью, плавкостью и т. д.). За счёт внедрения природосберегающих технологий, а также инновационных способов переработки руд и вторсырья, металлургия станет более экобезопасной.
Все эти задачи будут решать:
- конструкторы новых металлов;
- экорециклеры;
- супервайзеры оборудования;
- системные модернизаторы оборудования;
- ИТ-металлурги;
- биометаллурги;
- рециклеры электронного мусора;
- консультанты по применению новых металлов;
- проектировщики оборудования порошковой металлургии.
Добыча и переработка полезных ископаемых
Спрос на полезные ископаемые не снизится. Многие месторождения истощились, поэтому требуются новые технологические решения. Например, применение автоматизированных и роботизированных систем разработки, а также дистанционных методов управления месторождениями. Повысится спрос на:
- системных горных инженеров;
- экоаналитиков добывающих отраслей;
- инженеров роботизированных систем.
Строительство
В отрасль строительства постепенно внедряются новые материалы. Теперь стали доступны новые архитектурные решения. «Вторую жизнь» получают некоторые традиционные материалы, например, дерево. Наиболее востребованными станут:
- прорабы-вотчеры;
- специалисты, занимающиеся модернизацией стройтехнологий;
- проектировщики 3D-печати в строительных работах;
- специалисты по усилению старой конструкции;
- проектировщики «умного дома».
Робототехника и машиностроение
Интерес к робототехнике последнее время возрастает. Технологии для производства роботов стали более дешевыми. Совсем скоро они будут у многих в доме, как часть интерьера. Актуальной будет профессия проектировщика робототехники:
- промышленной;
- домашней;
- медицинской;
- детской.
Не менее популярными будут операторы многофункциональных роботокомплексов и инженеры-композитчики.
Лёгкая промышленность
Основными трендами в лёгкой промышленности и индустрии моды станут производства новых видов тканей, которые будут одновременно красивыми, практичными, не вредными для здоровья и умными, т. е., например, самоочищающимися или умеющими аккумулировать солнечную энергию. Изменится и процесс пошива одежды. Внедрение новых технологий сделает его автоматизированным и персонализированным: клиент сможет виртуально выбрать модель, ткань, фурнитуру и отправить заказ в ателье вместе со своими мерками.
Что касается украшений, то здесь всё большую актуальность набирает 3D-печать, позволяющая заказывать на фирмах электронные рецепты модных аксессуаров, нужные картриджи и распечатывать украшения, не выходя из дома.
Какие специальности появятся на рынке в связи с модернизацией отрасли лёгкой промышленности? Это:
- разработчик ИТ-интерфейсов для лёгкой промышленности;
- техно-стилист;
- проектировщик новых тканей;
- эксперт в области здоровой одежды;
- специалист по рециклингу одежды;
- программист электронных «рецептов» одежды и аксессуаров.
Пищевая промышленность
Продовольственная проблема становится всё острее: население планеты растёт, а количество земельных угодий сокращается. При этом люди становятся всё более требовательными к потребялемой пище: одни хотят, чтобы еда была сытной, здоровой, насыщенной максимальным количеством витаминов и минералов, другие отказываются от употребления продуктов животного происхождения.
Меняется ситуация и в области фаст-фуда: здесь всё стремительно автоматизируется со ставкой на скорость приготовления, удешевления и увеличения объёма. Ещё одна тенденция – утилизация пищевых отходов и использование их в качестве вторсырья. Отдельное направление в развитии пищевой промышленности – это создание гаджетов и обучающих программ, развивающие навыки здорового питания и стимулирующие употребления исключительно полезных для здоровья продуктов.
В пищевой промышленности в недалеком будущем появится спрос на специалистов в области:
- пищевой безопасности;
- дизайна обогащённой еды;
- разработки синтетической продуктов, заменяющих натуральные животные;
- разработки алгоритмов пищевого производства;
- логистики пищевых продуктов;
- разработки роботов для фастфуда;
- консультирования по замене вредных ингредиентов;
- рециклинга пищевых отходов;
- нейрогастрономии;
- ИТ-диетологии;
- геймификации здоровых пищевых привычек;
- экодиетологии.
Сельское хозяйство
Постоянно растущее количество жителей Земли требует постоянного увеличения объёмов производства продуктов питания. Единственный путь решения проблемы – это максимальная интенсификация сельского хозяйства с использованием инновационных технологий. Этот метод позволит получать больше продукции с той же площади сельхозугодий. Однако люди желают не просто получать продукты, а иметь на столе вкусные и одновременно полезные для здоровья блюда (выращенные без применения «химии»). Значительно расширяется движение веганов, не приемлющих продукты животного происхождения. Также нельзя сбрасывать со счетов участившиеся случаи климатических катаклизмов в виде засух, наводнений, температурных скачков, что придётся корректировать за счёт выведения новых пород животных и сортов растений.
Появление новых профильных специалистов поможет решить большую часть актуальных проблем. К ним относятся:
- агроном-экономист;
- с/х диетолог;
- оператор автоматизированной с/х техники;
- сити-фермер;
- ГМО-агроном;
- агроинформатик/агрокибернетик.
Финансовый сектор
Задача новая экономика – уменьшить число посредников, заместить их автоматизированной системой. Интернет позволяет изобретать новые финансовые инструменты, например, краудинвестинг.
Профессии финансового сектора:
- переводчик мультивалют;
- разработчик индивидуального пенсионного плана;
- менеджер, специализирующийся на прямых инвестициях для талантливых людей;
- оценщик интеллектуальной собственности.
Экология
Экологичные практики – неотъемлемая часть будущего. Экологизация затронет все сферы промышленности. Главная задача на ближайшие годы – развивать экологическую осознанность. Востребованными станут:
- экоаудиторы;
- парковые экологи;
- рециклинг-технологи;
- эковожатые;
- экопроповедники.
Менеджмент
Основной целью в сфере менеджмента станет поиск механизма, позволяющего распределять управление, формировать и оценивать каждую команду менеджеров. На пике популярности окажутся неиерархические организации, к примеру, сообщества независимых производителей. Поэтому спрос повысится на;
- тайм-брокеров;
- форсайтеров;
- виртуальных адвокатов;
- координаторов программ развития;
- менеджеров по управлению онлайн-продажами;
- корпоративных антропологов;
- модераторов пользовательских сообществ;
- проектировщиков личной траектории финансов;
- менеджеров портфеля корпоративного венчурного фонда.
Социальная сфера
Социальная сфера станет более прозрачной. Теперь люди могут смело делиться своими проблемами в интернете и получать решения. В будущем станут вовлекать граждан в территориальное управление. Сеть также расширит возможности для проявления социальной активности людям с ограниченными возможностями. Популярные профессии этого направления:
- специалисты по миграционной адаптации;
- модераторы платформ благотворительных проектов;
- социальные работники;
- модераторы общения на платформах с государственными органами;
- медиаторы соцконфликтов.
Образование
В образование активно вводятся новые инструменты обучения. Речь об онлайн-курсах, симуляторах и игровых онлайн-мирах. Это способствует развитию когнитивных навыков и освоению продуктивных состояний сознания. Благодаря информационным технологиям образование станет более индивидуализированным, так как весь процесс подстраивается под запрос каждого учащегося и его индивидуальные особенности. Большую популярность получат:
- модераторы;
- тренеры по майнд-фитнесу;
- игропедагоги;
- разработчики траекторий образования;
- тьюторы;
- менторы стартаров;
- тьюторы;
- координаторы онлайн-платформ.
Индустрия детских товаров и сервисов
В отрасли детских сервисов и товаров формирование представлений о поведенческих нормах и ценностях происходит за счет медийных персонажей. Самыми успешными продуктами считаются мультфильмы, книги и компьютерные игры. В данной среде будут распространены:
- архитекторы трансмедийной продукции;
- специалисты по безопасности психологического характера;
- эксперты по «образу будущего» детей;
- управленцы детским R&D.
Культура и искусство
Эта сфера человеческой деятельности чутко реагирует на любые изменения в обществе, впитывая их и воплощая в различных видах творчества. Так, например, уже ни для кого не в диковинку виртуальная прогулка по музеям мира.
Научные открытия в разных областях, появление новых технологий, знаний, материалов, общественных трендов даёт возможность для создания нетрадиционных атр-объектов, новых направлений в живописи, дизайне, появлению принципиально иных видов творчества. При этом в процесс вовлечены не только художники или архитекторы, но и программисты, и учёные, и ИИ. Некогда чёткие грани между несовместимыми на первый взгляд направлениями становятся совершенно незаметными.
В этом сегменте набирают популярность такие профессии, как:
- арт-оценщик;
- сайенс-художник;
- личный наставник по эстетическому развитию;
- тренер творческих состояний;
- куратор коллективного творчества;
- арт-технолог;
- куратор человеко-машинного творчества;
- куратор виртуального музея;
- разработчик мобильных арт-гидов;
- издатель интерактивных книг;
- концепт-художник в компьютерных книгах.
Туризм и гостеприимство
Туристический сектор вряд ли потеряет свою актуальность в ближайшей перспективе. Развитие транспорта позволяет людям быстрее добираться в самые отдалённые уголки. При этом растёт спрос на путешествия по не классическим туристическим местам, т. е. не в столицы, крупные культурные или исторические центры, а на периферию, например, по малым городам России, в арктические широты и т. п.
Перед сферой туризма и гостеприимства в ближайшее время будут поставлены задачи организации отдыха по индивидуальным запросам, с учётом возраста человека, его пристрастий, состояния здоровья, желания составить индивидуальный маршрут и т. п. Многие турсервисы будут упрощены и автоматизированы, часть профессий «уйдёт на пенсию», но появятся новые, более востребованные:
- разработчик интеллектуальных туристических систем;
- разработчик тур-навигаторов;
- консьерж робототехники;
- куратор осознанного экотуризма;
- сценарист семейного туризма;
- куратор образовательного туризма;
- тренер для экскурсоводов по межкультурной коммуникации;
- игрофикатор туристического опыта;
- дизайнер дополнительной реальности территорий;
- архитектор территорий;
- режиссёр индивидуальных туров;
- бренд-менеджер пространств.
Медиа и развлечения
Во второй половине XX века основная задача СМИ заключалась в том, чтобы донести до человека как можно больше разнообразной информации. Однако с началом XXI века ситуация изменилась до обратной: человечество стало в буквальном смысле «захлёбываться» в информационных потоках. Если раньше нужный контент было сложно найти из-за недостатка информации, то теперь та же самая проблема возникла от её переизбытка.
Теперь главным направлением развития масс-медиа является развитие технологий, позволяющих фильтровать информационные потоки, создавать контент с учётом интересов и предпочтений индивидуального пользователя, повышать качество восприятия за счет внедрения интерактивных технологий, позволяющих не только узнавать, но и ощущать реальность, участвовать в действиях (это касается игр и кинолент). В связи с этим появились и новые профессии, такие как:
- архитектор виртуальности;
- дизайнер эмоций;
- продюсер смыслового поля;
- игропрактик в смешанной реальности;
- медиаполицейский;
- разработчик медиапрограмм;
- медиастилист;
- фактчекер;
- редактор агрегаторов контента;
- куратор креативных нейросетей;
- дизайнер умной рекламы;
- разработчик контекстно зависимых игр;
- сценарист интерактивного кино;
- частный контент-мейкер;
- архитектор трансмедийных продуктов;
- дизайнер виртуальных миров.
Спорт
Судя по всему, в ближайшее время спорт разделится на два направления: традиционное, в котором спортсмены будут соревноваться, рассчитывая только на свои физические возможности, и технологическое, где будет позволено использовать любые достижения науки и техники. Людей с выдающимися спортивными данными будут определять на основе генетической предрасположенности и специально готовить с раннего детства. В традиционном спорте больше внимания будет уделяться развитию технологий, направленных на повышение стрессоустойчивости, способности принимать правильные решения в условиях максимального прессинга, на развитие навыков управления собой.
Фитнес-тренеры перейдут на дистанционное обучение клиентов, тренировочные программы станут максимально индивидуализированными с учётом всех нюансов здоровья, желаний и возможностей клиента. Опережающими темпами будут развиваться направления киберспорта.
Новыми профессиями в спорте станут:
- аналитик жизненного пути профессионального спортсмена;
- DATA-тренер;
- карьерный спортивный консультант;
- аналитик спортивных данных;
- консультант по здоровому образу жизни;
- онлайн-тренер;
- страховой агент ответственности тренера;
- архитектор спортивных сообществ;
- спортивный омбудсмен;
- тренер по киберспорту;
- тренер для пожилых людей;
- специалист по AR-эффектам на спортивных состязаниях.
Профессии-пенсионеры
Из-за стремительных изменений профессии устаревают. Специалист, который отличается средними навыками, находится под ударом.
Что забирает вашу профессию?
В частичной мере:
- Роботы. Вытесняют работников, специализирующихся на тяжелом физическом труде, а в настоящее время и на более легком. Сегодня человек все чаще следит за машинами или собирает конечные изделия.
- Программы. Серьезным конкурентом, для тех, чья сфера работы связана с интеллектуальным трудом, считается искусственный интеллект. Со временем последний заменит человека в большинстве областей.
- Гастарбайтеры. Мигранты, которые приезжают из других стран – частое явление для территорий с развитой экономикой. Чаще у таких людей низкая квалификация, и они соглашаются на работу за меньшую плату.
В полной мере:
- Аутсорсинг. Речь идет о переносе товарного производства или некоторых услуг в развивающиеся страны. Например, Китай превратился в «фабрику мира». Сейчас аутсорсинг используют в редких случаях, так как страны пытаются вернуть производство на родину. Но все же исчезли многие отрасли, например, обувное производство из России.
- Бактерия. В будущем возможно будет конкурировать со многим отраслями. Химические заводы производят пищу и медикаменты, очищают воду и воздух, производят строительные материалы. Есть риск замены нефтегазовой промышленности. Речь о биологическом топливе четвертого поколения – превращения органического мусора в дизель.
- 3D-принтер. В скором времени получится печатать бытовые приборы и даже еду. Когда принтер появится у каждого в доме, то люди больше не будут нуждаться в большой фабрике или заводе. Но раньше, чем через двадцать лет, этого не случится.
Может ли машина заменить человека?
С одной стороны это возможно, ведь программы отлично справляются с рутинными интеллектуальными операциями любой сложности и работают с таким объемом данных, которые не под силу человеку. Тоже можно сказать о роботах – они способны выполнять тяжелый физический труд и работать в сложных условиях.
С другой стороны машины не смогут воспроизводить художественное творчество, а также профмастерство. Да и труд гастарбайтеров обойдется в разы дешевле, нежели обслуживание машин и роботов.
Процесс выхода профессии «на пенсию»
Профессии выходят на «пенсию» постепенно: сначала проводятся эксперименты по внедрению новых технологических решений, и процесс приобретает массовый характер. Правда он может в некоторых районах наступить позже, чем в других. Например, некоторые до сих пор используют телеги для езды вместо автотранспорта. Процесс считается естественным. Он происходит всегда во время обновления и смены технологического цикла.
Интеллектуальные профессии, которые устаревают
К интеллектуальным относится профессии:
- сметчик;
- стенографист;
- копирайтер;
- туристический агент;
- лектор;
- библиотекарь;
- архивариус;
- испытатель;
- юридический консультант;
- нотариус;
- логист;
- журналист;
- диспетчер;
- провизор;
- секретарь;
- системный администратор.
Рабочие профессии-пенсионеры
К рабочим профессиям относятся:
- билетер;
- лифтер;
- парковщик;
- почтальон;
- оператор Call-центра;
- вахтер;
- шахтер;
- фасовщик;
- прораб;
- швея;
- водитель такси;
- инспектор ДПС;
- горняк.
Сейчас подростки и их родители встречаются с новыми способами самоопределения почти ежедневно.
Кругозорро попробует помочь разобраться в многообразии инструментов и в том, как подойти к вопросу выбора профессии в разном возрасте.
Сегодня поговорим об “Атласе профессий будущего” и о многочисленных методиках и продуктах, которые на нем основаны. Эта статья открывает цикл на тему современных способов профориентации.
Очень часто заход в профориентацию начинается со схемы Хочу-Могу-Надо.
Здесь “Хочу” – это те занятия и отдельные действия, которые лежат в области интересов, которыми нравится заниматься.
“Могу” – это всё то, что хорошо получается и то, где достижения объективно признаются другими.
“Надо” – это требования рынка труда, навыки, которые указываются в вакансиях и то, за что вам вообще готовы заплатить. На пересечение этих трех областей деятельности и лежит та самая идеальная профессия с точки зрения сегодняшнего выбора.
Схема, безусловно, хорошая, но есть с ней некоторый нюанс именно в части блока “Надо”. В случае, когда речь идет о подростках, “Надо” – это требования рынка труда через 10-15 лет. Тем же, кто планирует долгую успешную карьеру по выбранной профессии, нужно уметь заглядывать за 30-летний горизонт.
Заглянуть за горизонт будущего
В этом должен помочь Атлас профессий будущего, который в 2015 был издан в виде книги и сейчас полностью доступен на сайте
“«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.” – так написано в самом Атласе. В народе “Атлас” и “Профессии будущего” почти сразу стали синонимами, поэтому найти его можно и по основному названию и по народному.
Внутри Атласа содержится описание перспективных и исторически сильных отраслей российской экономики, профессий, которые могут появиться внутри этих отраслей, основных трендов, навыков и умений.
Плюсы и минусы методики
Описания, безусловно, интересные, но основной и очень большой минус самого Атласа в том, что не говорит на языке детей, он рассчитан в основном на педагогов. То есть если вы хотите взять этот инструмент в свой арсенал, то вам точно нужно будет помогать своему подростку разбираться в том, что там написано.
Хорошая новость в том, что существует огромное количество адаптаций Атласа под цели профориентации: выпущены настольные игры, разработаны тренинги. Правда в массовую продажу эти продукты пока не поступают, поэтому вам еще предстоит найти такую программу или педагога дополнительного образования, которые используют Атлас в своей деятельности.
Второй минус Атласа – он далек от современной реальности, дает очень общие рекомендации и никак не учитывает ограничения. В нем нет региональной специфики, а она бывает очень важна для тех детей, которые не хотят уезжать учиться и работать далеко от дома. Атлас не ответит на вопрос – где прямо сейчас учиться на профессию будущего. Всё это вам предстоит исследовать самостоятельно.
Региональные Атласы уже появляются, в 2019 году создан Атлас новых профессий Калужской области, а это значит, что в ближайшем будущем могут появиться такие же атласы и для других регионов.
С картами приложения воздушных описаний профессий будущего на реальные программы и места в ВУЗах пока всё не так хорошо, но запрос на такое исследование есть. Эксперты сходятся во мнении, что если вы выбрали себе профессию из Атласа, скорее всего вам придется помимо общего и высшего образования получать дополнительно до 50% знаний самостоятельно.
Главный плюс Атласа – его уникальность. Подобных настолько же масштабных проектов по прогнозированию будущего рынка труда пока не было. А еще он написан на языке будущего. Просто читая тексты, разбираясь в терминах, можно узнать много нового и полезного.
Чтение Атласа помогает развивать фантазию, достраивать картину мира. Можно понять технологию превращения фантазии в реальность. Правда, доступно это только тем подросткам, которые уже сформировали собственную позицию по отношению к миру. Они могут планировать и прогнозировать свое будущее, хотя бы на несколько лет вперед.
Подведем итог.
Полезность методики: 8 из 10 в первую очередь за счет своей уникальности
На какой возраст рассчитана методика: 14+ и взрослые
Можно ли применять самостоятельно: в чистом виде нет, поэтому появилось много адаптаций в виде настольных игр, специальных тренингов и даже фильмов, которые уже можно применять самостоятельно.
Вывод: Атлас как продукт пока уникален и познакомиться с ним точно стоит всем, опираться только на него при выборе профессий нельзя, так как он имеет мало отношения к современной реальности.
Многие исследования подтверждают, что успех связан с тем, может ли человек планировать, думать о будущем, разговаривать в терминах будущего. инструментов развития не так много, еще меньше из них пригодны для профориентации. Хорошо, что появляются такие продукты как Атлас.
* В статье использованы иллюстрации с сайта atlas100.ru/
Профессии будущего: инструкция по применению
Клуб для подростков “Кругозорро” проводит профориентационные консультации для подростков и их родителей, в том числе с учетом информации, которую дает Атлас и другие исследования будущего рынка труда. По всем вопросам обращайтесь к руководителю и ведущему консультанту клуба “Кругозорро” – Александре Шиловой.
Запись на консультацию по телефону +7(909)013-41-14, или info@kzorro.ru
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Профессии будущего
У ребенка каждый день новое увлечение – что с ним не так? Просто ваш ребенок – сканер
Тренинги для детей и подростков: все, что вы хотели об этом знать
Как победить лень: 10 приемов для начала выполнения проекта или домашней работы
Современные способы профориентации. Соревнования и конкурсы
#кейсы
- 20 сен 2022
-
0
Wow-карта вместо скучного справочника для школьников.
Изображение: «Сбер» / Tetraform
Всюду ищет великую красоту, работает над разумностью потребления.
Сооснователь и дизайн-директор студии Tetraform рассказывает, как создаются проекты на стыке функциональности и wow-эффекта.
Выбирать будущую профессию всегда нелегко: информация о направлениях и специальностях сложная и разрозненная. Особенную тревогу вызывает мысль, что они быстро станут неактуальными.
«Сбер» и НИУ ВШЭ решили создать веб-сайт, на котором студенты, школьники и молодые специалисты смогли бы узнавать о двенадцати направлениях профессий будущего. Команда Center-Game разработала общую концепцию и архитектуру проекта, а Tetraform привлекли работать над дизайном и проектированием.
За идеей платформы стояли масштабные исследования и анализ больших данных от банка и университета. Поэтому важно было не потерять научный фундамент, но представить его в виде увлекательного интерактивного атласа.
У заказчиков уже была определена концепция: все профессиональные направления должны быть представлены как кварталы в городе. Он должен быть живым и интерактивным, чтобы аудитория легко в нём ориентировалась и могла выбрать то, что подходит им больше всего.
Визуальные решения и пользовательские сценарии должны были доступно объяснять, какие отрасли будут активно развиваться, на какие новые технологии нужно обратить внимание и кто потребуется работодателям уже очень скоро.
Первоначальная идея предполагала, что посетители сайта могли пройти профориентацию, а после — посмотреть варианты профильного обучения или вакансии.
Дизайнеры Tetraform начали с перебора разных референсов и решений, чтобы «нащупать» подходящий стиль: от простых схем и плоских карт до сложных 3D‑моделей, созданных на основе WebGL, и интерфейсов компьютерных игр.
Смотрели, как работают различные карты, как и с какой стороны появляются подсказки и навигация. И неожиданно много полезного почерпнули в интерфейсах сервисов для аренды жилья, где тоже есть советы и навигация по карте.
Изображение: William Cameron / ArtStation
Изображение: Fiasco Design / Rio 2016 Interactive map
В итоге остановились на 3D-графике. Примерили разные варианты стилистики как для самого города, так и для элементов навигации.
Изображение: «Лаборатория Касперского»
Продуктовый подход требует прописывать возможные сценарии поведения пользователей, поэтому важно было выстроить исчерпывающий user flow.
Сначала все экраны создавали в виде вайрфреймов — чёрно-белых макетов, в которых акцент смещается с визуальных решений на функциональность.
Изображение: «Сбер» / Tetraform
Изображение: «Сбер» / Tetraform
Чтобы ускорить работу, дизайнеры использовали готовые элементы для архитектуры и декора города, но адаптировали их эстетику под требования заказчика.
Банк предложил опираться на стиль одного из внутренних проектов. Некоторые UI-элементы попали в интерактивный город профессий из него.
Улицы сделали шире, чем обычно бывает в реальности, чтобы пользователям было проще воспринимать кластеры профессий.
Изображение: «Сбер» / Tetraform
В проект интегрировали образ ассистента Салют — того же, что «работает» в остальных сервисах экосистемы «Сбера». Он появляется с подсказкой, когда пользователь впервые заходит на платформу.
Изображение: «Сбер» / Tetraform
50 перспективных профессий «разбиты» на 12 кварталов. У них нет цветовой идентификации — только карточки с названиями направлений. Весь город единообразно оформлен в палитре и градиентах дизайн-системы «Сбера».
Каждый кластер собирали по отдельности, потом «сшивали» в общую карту и оживляли деталями: добавляли фигуры людей, транспорт, парки и реалистичную дорожную разметку.
Для каждого кластера придумали анимацию, её создавали в Cinema 4D. Но в итоговый продукт она не вошла, так как сильно тормозила загрузку сайта.
Научитесь: Профессия Веб-дизайнер
Узнать больше