Как составить авторскую методику

Разработка собственной методики обучения требует определенных знаний в той или иной области. Опытным педагогам такая задача вполне по силам. Но к разработке методики нужно подходить более чем серьезно, чтобы не допустить ошибок.

Методика — совокупность мер, приемов, форм, методов работы учителя. Это то, на что должен опираться педагог во время проведения занятий. В большинстве образовательных учреждений учителям предлагают воспользоваться уже готовыми методиками. Разрабатывают их такие же педагоги, но для этого существует специальный отдел в Министерстве образования.

Разработка методики обучения тому или иному предмету — довольно сложная задача. Чтобы справиться с ней, человеку требуется определенный опыт, знания. Как правило, к разработке методик допускают педагогов со стажем. Но, при желании, разработкой может заняться любой преподаватель. Далее ему нужно будет представить собственную программу обучения и согласовать ее с некоторыми людьми, которые занимаются оценкой методик. Специальная комиссия может одобрить новый подход к обучению или, наоборот, раскритиковать его, найдя в нем множество недостатков.

Первое, на что следует обратить внимание при создании собственной методики обучения — это обозначить цель. В данном случае она играет первостепенную роль. Целей может быть множество. К примеру, разрабатывая методику обучения детей рисованию, педагог ставит цель не только научить рисовать, но и развить воображение, мышление, трудолюбие. Для каждого урока цель обозначается отдельно. При постановке цели обязательно нужно обозначить возраст детей, на которых ориентирована программа.

После того, как основные цели будут указаны, педагог должен подробно прописать задачи, которые ставит перед собой данная программа обучения. К примеру, учитель рисования, разрабатывая методику обучения своему предмету детей 6-7 лет, может указать такие задачи, обучение ребенка правильному удержанию кисти, ориентировании в цветовой палитре, смешивании красок между собой, правильному нанесению мазков на бумагу.

Далее в разработке собственной системы обучения следует выбрать принципы, которыми должен руководствоваться педагог. Это может быть принцип последовательности, принцип самостоятельности, принцип наглядности, принцип учета индивидуальных особенностей и так далее.

При построении основы собственной методики нужно учитывать дидактические, методические и психологические принципы.

Каждый педагог при разработке методики вправе определиться, что играет большую роль в процессе обучения. К примеру, при разработке методики обучения рисованию вполне можно опираться на принцип самостоятельности и принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. Творческие занятия обязательно должны приносить ученикам радость. Рисование развивает воображение, поэтому в данном случае очень важно дать ученику возможность самостоятельно выбирать предмет для изображения или оттенки красок.

Что касается обучения точным наукам, то в данном случае очень важен принцип поэтапного формирования определенных знаний и навыков. Без хорошего и полного усвоения предыдущего материала очень сложно усвоить дальнейший материал.

Самой основной частью новой методики должна стать практическая база. В этой части педагог подробно должен описать, каким образом проводить занятия, где их проводить, кто именно должен это делать. В данной части нужно подробно описать, как именно сформировать у детей определенные навыки, как добиться поставленных целей.

Как правило, разработчик методики должен начать описание практической базы с подготовительного этапа. Подготовительный этап можно начать с тестирования. Педагог предлагает варианты тестов, при помощи которых можно оценить знания детей, их умения. Это очень важно для того, чтобы учитель мог ориентироваться на начальный образовательный уровень своих воспитанников.

Далее нужно подробно расписать планы занятий. Это, пожалуй, самая емкая часть методики. Чтобы написать планы, нужно потратить много времени. В них нужно подробно расписать, как именно проводить уроки, о чем нужно на них говорить, чему учить детей. Если в начале уроков предполагается разминка, это также нужно подробно описать.

Далее следует описать инструменты, необходимые для обучения. Если это урок рисования, то это могут быть бумага, кисти, краски, карандаши. Для урока математики потребуются учебники, ручки, рабочие тетради.

При разработке методики нужно описать рабочее пространство. Разработчику следует указать, в каких помещениях должны проходить уроки. Это могут быть рабочие классы или даже открытые площадки. Для проведения музыкальных занятий, к примеру, может потребоваться музыкальный класс. Также нужно указать на необходимость проведения внеклассных занятий. Это может быть поход в художественную галерею или в музей.

При разработке собственной программы обучения важно указать, на какую целевую аудиторию рассчитаны занятия. Это могут быть классные, групповые, индивидуальные занятия.

Также следует указать, какие кадры могут обучать детей по данной методике. К примеру, уроки математики может вести только педагог определенной степени подготовки. Что касается уроков рисования, то в данном случае также нужно обозначить степень подготовленности педагога. Чем сложнее методика, тем более образованный в том или ином вопросе человек может приступить к обучению на ее основе.

Также необходимо обозначить степень участия педагога в проведении того или иного урока. В грамотно построенных методиках обучения, как правило, есть и занятия при непосредственном участии педагога, и самостоятельные занятия. Чем старше ученики, тем больше они могут выполнять самостоятельной работы.

В занятиях также могут принимать участие сторонние лица. Это могут быть родители, ученики старших классов. Педагогу, составляющую методику обучения, нужно тщательно расписать обязанности каждого человека, принимающего участие в проведении урока. Также необходимо указать методы создания комфортной обстановки, благоприятной для обучения.

В разрабатываемой методике нужно обязательно расписать методы промежуточной аттестации и способы коррекции обучения, в случае обнаружения неудовлетворительного результата. К примеру, это могут быть тесты, опросы, экзамен, контрольная работа. Для учеников младших классов опросы могут быть проведены в игровой форме. Если на основании данных исследований будет установлено, что дети плохо освоили материал, нужно предусмотреть дополнительные занятия. Также педагогом-разработчиком может быть предложено дать ученикам дополнительное задание на дом.

В разработке методики обучения важно прописать систему поощрений. К примеру, для старших классов поощрениями могут служить хорошие оценки. Для младших классов можно предложить раздавать ученикам медали, вырезанные из картона. Тем, кто наберет большее количество медалей, можно выдать похвальную грамоту или поощрить каким-то другим способом. Большинство современных педагогов недооценивают эту часть программы, и очень напрасно. В соответствии с проведенными исследованиями, дети гораздо охотнее учатся чему-то именно при условии хорошей системы поощрения. Им, как и взрослым людям, нужно чувствовать себя оцененными по-достоинству.

В заключительной части методики обучения педагог-разработчик должен обязательно прописать ожидаемый результат и методы его оценки, коррекции. К примеру, для методики обучения рисованию ожидаемым результатом может стать умение учеников рисовать какие-то предметы, пейзажи, смешивать краски. Для методики обучения математике этом может быть умение считать до 10, до 20, складывать, вычитать в уме и так далее. Если поставленная цель не была выполнена, нужно указать, как именно можно это скорректировать.

Напоследок, педагог, разрабатывающий методику обучения тому или иному предмету, должен обозначить, кто может ей воспользоваться. К примеру, это могут быть школьные учителя, студенты педагогических ВУЗов, работники кружков или даже родители, которые желают позаниматься с ребенком в свободное время.

При разработке методики очень важно учитывать современные тенденции в обучении. Иными словами, она должна отвечать последним требованиям. Если же она будет кардинально отличаться от тех методик, по которым проходит обучение в данный момент, придется очень постараться, чтобы доказать ее состоятельность. Важно, чтобы новая программа также не являлась плагиатом.

После того, как методика будет полностью доделана, педагог может пригласить своих коллег обсудить ее за круглым столом. Возможно, при коллективном обсуждении удастся выявить ее достоинства и недостатки наиболее полно. При этом не стоит воспринимать критику близко к сердцу. Именно конструктивная критика помогает развиваться дальше. Учтя самые распространенные замечания, можно несколько отредактировать собственную методику и сделать ее более совершенной.

Далее программу можно представить на суд специалистов. Если в Комитете по образованию посчитают ее интересной и заслуживающей внимания, возможно, вскоре ученики некоторых школ будут обучаться именно по ней.

Несмотря на большое количество уже существующих методик, некоторые педагоги задумываются о том, как разработать свою методику обучения. Обладая необходимыми знаниями и опытом, это вполне можно сделать.

моск

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум сервиса и туризма № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ

Москва

2015

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данные методические рекомендации помогут преподавателям техникума разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.

Автор: Королева Л.В., преподаватель,  методист ГБПОУ ТСиТ №29

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………….4

Алгоритм написания методической записки……………………………………………………………………5

Алгоритм написания памятки……………………………………………………………………………………..5

Алгоритм написания методической рекомендации………………………………………………6

Алгоритм написания методической разработки………………………………………………….7 

Алгоритм написания методического пособия……………………………………………………………8 

Алгоритм написания методического проекта……………………………………………………………………..9

Глоссарий…………………………………………………………………………………………………..11

Список рекомендованной литературы………………………………………………………………………..13

Список  информационно-электронных ресурсов………………….…………………………………….14

Образец оформления памятки…………………………………………………………………………..15

Образец оформления титульного листа методической рекомендации…………………………16

Образец оформления титульного листа методической разработки…………………………………….17

Образец оформления титульного листа методического пособия………………………………………18

Образец оформления титульного листа методического проекта………………………………19

Основные требования к оформлению текстовых документов…………………………………………20

Правила оформления приложений……………………………………………………………….22

Правила оформления списка литературы………………………………………………………..23

Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу…………………………………24

Пояснительная записка

Профессиональное  образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства в современном российском обществе. В наше время современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма. 

В данной работе представлены рекомендации написания и оформления лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных преподавателями профессионального образования.

Изучив предложенный материал,  преподаватели получат представление о формах изложения методик, в соответствии с современными требованиями[1], им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками с другими педагогами. 

Цель: помощь преподавателям техникума в структуризации собственного методического материала для  последующей публикации.

Целевая аудитория: преподаватели общеобразовательного и профессионального  образования.

С дополнительным материалом, таким как: образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты[2] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов[3], на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.

Основная часть

Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и  распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.

Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.

Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий, а также на сайтах Интернета. 

Наличие методических работ повышает профессиональный статус преподавателя и статус учреждения, в котором он преподает.

Всю создаваемую преподавателями методическую продукцию можно условно разделить на два блока:

Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении рабочей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания,  графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.

Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе.  Материалы из научно методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, и  только педагогам.  И соответственно этому регламентируется терминология, стиль и  объем методических работ.

 Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках программы для информационного блока и блока учебно-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.

Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку. 

1. Методическая записка 

Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях, также, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.

Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.

2. Методическая рекомендация 

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются[4] без титульного листа по следующей схеме:

Памятка

«Название»

Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса,  затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист[5]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Автор(ы) ( ФИО полностью)

Должность  

Место написания

Год написания

2. Второй лист:

Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).

3. Третий лист:

Пояснительная записка

(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций,  обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;  целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).

 Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися  могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием). 

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[6] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

 Приложение[7]  (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).

3. Методическая разработка 

Методическая разработка – это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий,   мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.

Методические разработки помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам  использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.

Методические разработки можно условно разделить на два варианта, в зависимости от целеполагания.  

Методическая  разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:

1. Титульный лист[8]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическая разработка)

Автор(ы) (ФИО полностью), должность

Место написания

Дата написания

2. Описание методики:

Название разработки, сведения об авторе.

Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновывается, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с обучающимися, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).

Основная часть (Основная часть содержит методические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность  действий, с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).

Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам  водной части методической разработки.  При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты, и предостеречь от возможных ошибок).

Список использованной литературы (список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[9] литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).            

 Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, или в использовании нового оборудования, или в интеграции с другим мероприятием и т.п.

Обязательными в этом случае являются три раздела:  введение, основная часть и заключение.

Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.

Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное  – описание  методики оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.

4. Методическое пособие 

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать практический материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие, помимо теоретического,  содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. 

Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по  отдельной направленности, или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).       

Методическое пособие оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[10]

Полное наименование учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическое пособие)

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать преподавателям использование данного пособия).

Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования).

Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).

Дидактическая часть (здесь размещаются  дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).

 Список литературы (оформляется[11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями;  кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).

5. Методический проект

Методический проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Преподаватель может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом, или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.

Работа над проектом подразумевает   деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учетом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Методический проект оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[12]

Полное наименование учреждения

Проект

«Название»

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (Обосновывается тема проекта,  формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).

Основная часть  (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом).

Заключение (Выводы о правильной поставки цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).

 Список литературы (список[13]  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).            

Заключение

Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от  умения создавать собственную методическую продукцию.

Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь преподавателям в выработке этого умения. Понимание преподавателями правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.

Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий преподаватели часто обращаются к интернету, за поисками новых методик, и, поэтому, опубликованные работы на интернет-сайтах намного быстрее находят своих читателей.

Глоссарий

Адресность – понятие, в контексте данной работы,  означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.

Алгоритм – набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.

Аннотация – краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.

Аннотированный каталог – систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др., содержащий краткие пояснения.

Буклет – вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.  

Бюллетень – регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Задачи – это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Инструктивно-методическое письмо – указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Инструкция – пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр. 

Картотека – систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Листовка – вид  информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.

Методика  – наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

Методический – строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Методическая тема – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.

Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам.

Методические рекомендации – структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Памятка –  книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо  случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.

План – это фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.

Программа – это запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.

Проект – замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.

Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.

Целевая аудитория – это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.

Цель – это то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.

Рекомендуемая литература

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось, 2002.

Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Виды   методической продукции. Справочник. – Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»·

Драхлер А.Б.  Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. –  Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.

Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, – М: АРКТИ, 2002.

Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с.26-30.

Корлякова С.В. , Деникаева  О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.

Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. – М.: ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014. 

Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн.: ООО «Сэр –Вит», 2000.

Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – М.: Учитель, 2005г.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. –  М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005.

Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. – 2001 – №2.

Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.  

Информационно-электронные ресурсы.

Википедия 

ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 

http://dic.academic.ru

Мой словарь

http://my-dictionary.ru/word/

TOLKSLOVAR.RU

http://tolkslovar.ru

Словарь – Аудитория целевая 

glossostav.ru/word/

Русский язык. Справочно-информационный портал. грамота.ру.

Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.

Тематические сайты сети Internet.

Приложение № 1  

Образец оформления памятки

ПАМЯТКА

«Правила пользования ножницами для дошкольников»

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.              

1.     Брать ножницы только с закругленными концами.

Рис. №1

2.     Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.

Рис. №2

3.     Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.

Рис. № 3

4.     Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.

Рис. №4

5.     Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.

Рис. №5

6.     По окончании работы привести рабочее место в порядок.

Рис. №6

                 Смирнова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования, ЦДЮТТ «Охта». 01.09.14.

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа методических рекомендаций

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

методические рекомендации для обучающихся

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 3

Образец оформления титульного листа методической  разработки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

методическая разработка

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 4

Образец оформления титульного листа методического  пособия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ИСОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»

методическое пособие

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 5

Образец оформления титульного листа методического проекта

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ПРОЕКТ

«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение №  6

Основные требования к оформлению текстовых документов:

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

1.Текст работы выполняется на ПК.

2.Все страницы текста должны соответствовать формату единому формату А4 или (А5).

3.Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое -30 мм, правое -10 мм, верхнее-15мм, нижнее -20мм-

4. Нумерация страниц:

 – Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

– Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;

– Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание,  учитываются как и страницы текста начиная с 1.

5. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

6. Введение, главы основной части, заключение, список литературы,

вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.

7. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

8. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

10.  Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы, …) должны быть однотипными.

11. После надписи «Таблица…», как и после названия таблицы, точка не ставится;

 таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

 слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

 если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости – в приложении.

12. Оформление библиографических ссылок

Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.

Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).

Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.

Например:

Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.С Макаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества»1.

1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.

13. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль -12,     междустрочный интервал – 1,5.

 Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.

14. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа – Microsoft Word;

  для таблиц и графиков – Microsoft Excel;

  для оформления текста в буклет, брошюру – Microsoft Publisher; 

  для презентации и демонстрации – Power Point, Movie Maker.

Приложение № 7

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Правила оформления приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных;  промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки;  каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;

 на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Приложение № 8

Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

1.Фамилия и инициалы автора.

2.Основное заглавие.

3.Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).

5.Место издания.

6.Издательство или издающая организация.

7. Дата издания.

Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.

Например:

1. Дошкольная педагогика в 2х ч., ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой – М.:-1988. – С. 208-210.

2. Дронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. – 224 с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. – М.: – 1984. – С.62.

Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц  указывать необязательно.

Приложение №  9  

 Список сайтов, на которых можно разместить свою методическую работу, обменятся опытом с коллегами и узнать их мнение на форуме педагогического интернет-сообщества.

1. Портал Министерства образования   http://www.minobr.org/

2. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»   http://metodisty.ru/

3. Социальная сеть работников образования.

http://sportal.ru/npo-spo/obrazovanie

4.Образование.   http://www.kakprosto.ru

5. Умная Школа: Национальный образовательный проект  http://умная-школа.рф 

6. Педсовет http://pedsovet.org/

7. Сетевое образовательное сообщество  http://rusedu.net/

8. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

9. Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. http://www.zavuch.info/ 

10. Сетевое социально-педагогическое сообщество. http://wiki.iot.ru/index.php/

11. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество.   http://www.schoolexpert.ru/main

12. Учебно-методический кабинет. http://ped-kopilka.ru/

13. Издательская группа «Основа»   http://www.e-osnova.ru


[1] ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

[2] ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

[3] Список сайтов см. в приложении № 9

[4] См. образец  в приложении № 1

[5] См. образец в приложении № 2

[6] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». См. образец  в приложении № 8

[7] См. приложение № 7

[8] См. образец в приложении № 3

[9] См. образец в приложении № 8

[10] См. образец в приложении № 4

[11] См. приложение № 8

[12] См. образец в приложении № 5

[13] См. приложение № 8

Как писать методику

Вы разработали систему занятий, которая позволяет решить образовательные задачи, которые до вас решались с куда меньшей эффективностью или не решались вообще? Для того, чтобы другие могли использовать ваш опыт в своей работе, напишите методику. У вас, очевидно, уже есть методические разработки, которые необходимо оформить в единое целое. Желательно, чтобы эти разработки уже были апробированы. В этом случае вы будете точно знать, к каким конкретным, а не предположительным результатам ведут те или иные приемы, указанные в методике. Собственно, любая методика представляет собой совокупность таких приемов, направленных на решение определенных педагогических задач.

Расскажите, чем ваша методика отличается от предыдущих разработок по данной теме

Вам понадобится

  • Методические разработки
  • Литература по теме
  • Наглядные материалы

Инструкция

Составьте план методики. Он должен включать в себя вступительную часть, разбивку по периодам обучения или по этапам деятельности. Подумайте, какие уже имеющиеся методические разработки должны быть включены в каждый раздел, какие из них уже апробированы, а каким это только предстоит.

Во вступительной части укажите, каких целей можно достичь, используя вашу методику. Цели должны быть как для всего курса в целом, так и для каждого периода времени, и для каждого отдельного занятия. Напишите, в чем новизна вашей методики и чем она отличается от предшествующих методик, если таковые имеются. Если данным вопросом вообще никто не занимался, укажите, почему вас заинтересовала эта тема и зачем нужна данная методика.

Любая методика должна давать ответ на два вопроса: что нужно делать и как это сделать. Ответам на эти вопросы должны быть посвящены все части методики. Каждая часть должна рассказывать о каком-то этапе деятельности. Например, в методике обучения рисованию детей дошкольного возраста в каждой части рассказывается, чему учит детей педагог в течение всего года, каждого квартала, каждого месяца и на каждом занятии, какая предварительная работа должна быть перед каждым занятием, какими материалами детей учат пользоваться на том или ином этапе. Точно так же необходимо строить и любую другую методику.

В начале каждого раздела укажите, какие цели и задачи стоят на данном этапе работы, что должен знать человек, работающий по данной методике и что уже должны уметь те, с кем он работает по предложенным вами принципам. Укажите в общем, какими приемами необходимо пользоваться на данном этапе работы и почему. Разбейте раздел на отдельные главы, посвященные более мелким этапам работы или более ограниченным периодам времени. В педагогической методике, как правило, даются еще и темы отдельных занятий с указанием используемых приемов работы, наглядных материалов, предварительной работы и т.д. Уместно привести и развернутые конспекты уроков и занятий. Те, кто будет работать по вашей методике, темы могут придумывать и свои, но задачи они будут решать те же самые, так что пример им просто необходим.

Подготовьте образцы наглядных материалов. Если это материалы, которые выпускаются промышленным способом, дайте их общий список и отдельный по каждому занятию. Если это ваши собственные разработки, к методике необходимо приложить фотографии макетов или рисунки. Для методики, которую предполагается опубликовать в Интернете, можно подготовить и заархивировать компьютерную презентацию, которую ваши последователи будут скачивать с вашего сайта.

В конце работы укажите список литературы Для небольших методических разработок, посвященных решению какой-то одной конкретной задачи, это может быть и не обязательно. При написании крупных методик это желательный сделать, потому что в любом случае вы пользовались трудами своих предшественников хотя бы для того, чтобы понять, в чем они были неправы.

Полезный совет

В конце каждого раздела постарайтесь указать ожидаемый результат. Если вы уже апробировали какие-то методические разработки, можно в приложении рассказать о начальном и конечном экспериментах и диагностике.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Доброго всем здравия. С вами, опять я, Татьяна Сухих. Вы, наверное, ждете других познавательных статей от меня, не так ли? Сегодня постараюсь ответить на вопрос читательницы. Она интересуется о том, что собой представляет авторская программа. Она спрашивает о том, что если есть различные разработки, то зачем иметь свою программу. Давайте, прежде всего, разберемся, что это такое?

Программы доу делятся на: основную и дополнительную. В основную входят образовательная комплексная и парциальная программа, которая дополняет ее и направлена на всестороннее воспитание детей. В дополнительную входят парциальная, адаптированная и авторская самостоятельная методика, являющаяся результатом изучений педагога в теории и на практике. Вот о последнем мы и поговорим.

Литература

Прежде чем перейти к этой теме, посмотрим, какая литература предлагается на различных сайтах.

  1. Здесь можете получить купоны, которые дают право на участие офлайн в вебинарах по теме о рабочей программе воспитателя.
  2. Хотите приобрести комплект с книгой и диском о составлении основной образовательной программы ДОО? Тогда зайдите сюда.
  3. Чтобы познакомиться с разработкой рабочей программы педагога  в компакт – диске для компьютера, перейдите сюда.
  4. Хотите заглянуть в педагогическую видеомастерскую для основной образовательной программы ДОО? Тогда вам сюда.

Требования и уровень

Образовательная авторская методика является результатом интеллектуальной работы воспитателя. По подготовке такой разработки можно анализировать уже готовые методики, сделать исследовательскую работу и внести интересные технологии обучения современных методик.

Авторская разработка должна соответствовать требованиям ФГОС, целями  которых является:

  • личностное развитие детей;
  • укрепление их здоровья;
  • воспитание активной жизненной позиции, творческого подхода в решении задач в различных условиях жизни;
  • прививание деткам патриотизма, честности, доброты, уважения к взрослым и традициям.

Уровень авторской методики должен иметь передовой педагогический опыт, отличаться новизной и иметь инновационный  характер.  Об инновационном общеобразовательном документе под редакцией Вераксы Н.Е. и других.

Для того чтобы вникнуть во все тонкости посетите вебинар «Рабочая программа — основной документ воспитателя ДОО».

И вы на нем рассмотрите следующие вопросы:

  1. Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ воспитателя ДОО.
  2. Особенности разработки рабочей программы в соответствии с принципами интеграции образовательного процесса и требованиями ФГОС ДО.
  3. Положение о рабочей программе как реализация единого подхода к разработке и оформлению программы.
  4. Структура и содержание рабочей программы.

Эта разработка предполагает соответствие правилам системности в образовании. Она должна быть направлена на развитие способностей ребенка. Уровень авторской методики собирается использовать основные дидактические средства и обеспечивать учебными пособиями по реализации учебной программы. В такой методике отражаются задачи и цели программы на каждый год деятельности. Ее можно создать и коллективом воспитателей.

Намерения, отличия программы

Итак, мы выяснили с вами, что собственная программа создается воспитателем или коллективом. Она принадлежит ему или им как интеллектуальная собственность. Ее цель — решение определенной задачи в дополнительном образовании и достижение его многообразия.

Вы спросите, каковы отличия авторской методики от образовательной? Первая создается самим воспитателем:

  • по личному замыслу, учитывая стаж работы с ребятами;
  • исходя из опыта;
  • уровня мастерства воспитателя;
  • наработанных программ;
  • видения воспитателем решения задач.

В собственной методике необходимо дать оригинальный подход и необходимую новизну.

Содержание авторских методик

Что входит в сущность авторских программ?

  1. Создание в детском саду условий для всестороннего развития малыша.
  2. Развитие личностной мотивации детей к творчеству и познанию.
  3. Обеспечивание радости, веселья малюток.
  4. Приобщение воспитанников к ценностям человека.
  5. Профилактика социального образа действий.
  6. Создание условий для детской творческой самореализации.
  7. Единство в психическом, физическом и духовном развитии детей.
  8. Укрепление как физического, так и умственного развития.
  9. Связь воспитателя с членами семьи ребенка.

Инновационные программы

Какую рабочую, инновационную методику можно составить? На основе авторской разработки можно выбрать много интересных тем по экологии, физкультуре, искусстве, рисованию и иным дисциплинам.

Исходная основа для разработки авторской программы – это типовая образовательная программа, где задаются базовые параметры тех умений ребят, которые должны осваиваться. Поэтому, педагогу при создании своей собственной программы, нужно отталкиваться от данного минимума и углубить, расширить, конкретизировать его. В то же время воспитателям необходимо помнить, что нельзя выстраивать методику ниже этого минимального уровня.

Примеры авторских программ

дети играют

Наименование занятия: 

Конструирование с Lego

Новизна

  1. Внедрение  новейших информационных технологий в образовательный процесс.
  2. Развитие сенсорики в интеллекте воспитанников, реализуемых в двигательных игрищах.

Актуальность

  1. Такое конструирование более обширно открывает для старших дошколят мир техники,  чем другие виды занятий;
  2. Подготавливает почву  для технических способностей малышей;
  3. Активизирует мыслительную и речевую деятельность, общительные навыки, воображение  малюток, развивает познавательную активность и расширяет кругозор.

Цели и задачи

  1. Развитие у детей технического творчества.
  2. Развитие интереса к конструированию.
  3. Обучение анализа основных частей конструкции объекта и понятие об их функциональном назначении.
  4. Развитие мелкой моторики, внимания и памяти.
  5. Улучшение коммуникативных навыков во время работы с парой.

Содержание

  • с деталями Lego;
  • со способом крепления конструктора;
  • конструирование по замыслу.

дети поют

Наименование занятия:

Пение хором

Новизна

Тесный контакт ребят, воспитателей и педагогов через приготовление костюмов, концертов вне детского сада и совместного пения песен.

Актуальность

  1. Тесная связь с всесторонним развитием детей: умственных способностей, внимания и  наблюдательности, сравнения музыки с текстом.
  2. Положительное воздействие пения на  здоровье малышей.

Цели и задачи

  1. Развитие музыкально — творческой личности ребенка с помощью хорового пения.
  2. Формирование коммуникативных умений и навыков.
  3. Развитие вокально — интонационных навыков.
  4. Сформирование навыков поведения на сцене.
  5. Углубление знаний в музыкальной области.
  6. Обучение согласованию действий ребят с другими.
  7. Воспитание уважения к творчеству взрослых и детей.

Содержание

  1. Правила поведения на уроках.
  2. Формирование навыков пения. Упражнения для музыкального слуха и певческого голоса.
  3. Элементы музыки: динамика, лад, темп.
  4. Нотные знаки.
  5. Метроритмы: тренировка над ритмикой и качеством звука.
  6. Музыкальные формы.
  7. Ознакомление с терминами музыки.

Очень надеюсь, что смогла ответить на вопрос читательницы. Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях. Всего доброго!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих

Разработка методологии обучения

Эффективность онлайн-курса зависит от качества подачи материала. Неважно, какой опыт имеет за плечами эксперт: если он не умеет правильно его передать ученикам, вряд ли его знания принесут реальную пользу аудитории. Разработка методологии обучения облегчит процесс восприятия информации за счет структурирования, чередования теории и практики, мотивации студентов, что положительно скажется на показателе доходимости и позволит получить больше позитивных отзывов. 

Оглавление

  • 1 Чем занимаются методологи
  • 2 Как методолог может помочь эксперту
  • 3 Этапы разработки методологии обучения
    • 3.1 Проведение исследования
    • 3.2 Составление программы
    • 3.3 Оценка качества онлайн-курса

Чем занимаются методологи

Методологи специализируются на том, чтобы обучение приносило реальную пользу студентам. В их задачу входит разработка инструментов, форматов и подходов, которые будут использованы экспертом при составлении курса.

Чтобы выстроить методологию образовательного курса, необходимо обладать аналитическим мышлением, уметь действовать не по шаблону, не бояться использовать новые инструменты и методики. Невозможно стать методологом после прохождения краткого обучения в сети. Чуть ли ни главный признак профессионализма — участие во множестве успешных проектов, ведь именно практика развивает в человеке насмотренность. Разработка методологии обучения — один из краеугольных камней проекта, поэтому подбору эксперта и проверке его опыта стоит уделить повышенное внимание.

Прочитайте нашу статью о том, чем отличается методист от методолога.

Как методолог может помочь эксперту

Какой курс можно назвать успешным? Когда студент не просто завершил программу обучения, но и в конце сумел достичь запланированных целей, например, научился на 30 % быстрее обрабатывать изображения в Photoshop, похудел на 15 кг или устроился на работу по новой специальности.

Сделать онлайн-курс эффективным и помогает методология программ обучения. В процессе разработки продукта методолог решает следующие задачи:

  • Разрабатывает структуру курса таким образом, чтобы в процессе обучения у студентов возникало минимум трудностей с восприятием и усвоением учебного материала.
  • Помогает автору найти свою «фишку», которая выделит его среди конкурентов и привлечет внимание большего количества людей.
  • Создает линейку онлайн-курсов, «разбивая» знания на несколько инфопродуктов. За счет охвата разной целевой аудитории продажи курса будут расти, а вместе с ними начнет увеличиваться заработок эксперта. Студентам это поможет более детально изучить отдельные темы.
  • Работает с мотивацией учеников для повышения доходимости онлайн-курса. Например, с целью повышения вовлеченности в обучение методологи используют приемы геймификации. Правильное выстраивание информации по схеме «от простого к сложному» также увеличивает число студентов, успешно добравшихся до конца курса.

Если просто «вывалить» на студентов весь свой опыт во время одного урока, никакие конспекты не помогут им выучить материал так, чтобы в будущем можно было успешно применять его на практике. Методология поможет составить «скелет» программы обучения — продумать сценарий занятий, определить методы проверки и оценивания знаний, установить периодичность стоп-уроков.

Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали

Не изобретай велосипед

Этапы разработки методологии обучения

При создании методологии онлайн-образования методолог проделывает огромный объем работы. Рассмотрим пошагово, как происходит разработка e-learning проектов.

Проведение исследования

Первый этап разработки методологии обучения заключается в организации масштабного исследования, результаты которого помогут четко увидеть будущий продукт. Разработка подходящего стратегического решения возможна только в том случае, если очевидны потребности аудитории. Вот, что понадобится изучить в процессе исследования:

  • Предметная область. Для создания качественного авторского продукта методолог должен говорить с экспертом на одном языке, поэтому в его обязанности входит всестороннее изучение предмета. Специалисты работают с большим количеством информации, отмечая для себя узкоспециализированные термины, выделяя проблемные области и т. д.
  • Целевая аудитория. Методолог проводит исследование потребностей потенциальных студентов: чему хотят научиться, какие форматы обучения предпочитают, сколько времени могут выделить на курсы, какой уровень изначальной подготовки и т. д. На основе полученной информации можно спроектировать программу, которая будет по-настоящему привлекательна для ЦА. Получить ответы на все эти вопросы помогают анкетирование, опросы в соцсетях и интервью.
  • Конкуренты. Чтобы понимать, что сейчас актуально в сфере виртуального образования, нужно проведение «конкурентной разведки». Таким образом, методолог определяет наиболее эффективные модели взаимодействия со студентами, интересные способы подачи контента и другое. Все это позволит создать конкурентоспособный продукт. 

методология программ обучения

Составление программы

Проанализировав выводы исследования, специалист обозначает цели обучения и составляет список ожидаемых результатов. Следующим шагом будет разработка структуры проекта, которая позволит проследить влияние каждого элемента на достижение поставленных задач. На этом этапе эксперт и методолог работают вместе. Во время встреч они обсуждают главные вопросы: как будет называться инфопродукт, на сколько модулей (уроков) следует разбить курс, чему в конечном итоге должны научиться студенты и т. д.

Написанием контента для уроков занимается сам автор. Задача методолога — помочь ему собрать основные мысли и последовательно распределить их по занятиям, чтобы избежать дублирования информации, перепрыгивания с темы на тему и других проблем. Важно убедиться, что каждый из разработанных модулей имеет реальную ценность для студентов. Специалист в области методологии подскажет, как написать действительно интересный сценарий для курса, какие приемы вовлечения аудитории использовать, когда можно включать практические уроки.

Методология подразумевает создание так называемого «каркаса» обучающей программы — стратегического фреймворка, с которым дальше работает эксперт. На основе разработок методиста подготавливается контент: специалисты снимают видеоролики, пишут методические материалы и практические задания.

Оценка качества онлайн-курса

Оценить результаты и выполнить работу над ошибками — еще одна задача методолога. Она особенно важна при разработке программы обучения персонала: улучшая продукт, удастся большему научить следующий поток.

Чтобы разобраться, понравилась ли ученикам конкретная образовательная система, необходимо регулярно отслеживать такие метрики, как продуктивность, удовлетворенность и успеваемость. Пользуясь цифровым помощником, можно отследить процент дошедших до финиша студентов, их оценки за домашние задания, число «лайков» контента на платформе. Подробный анализ позволяет в будущем сделать курс лучше.

Важным показателем является и оценка конечного результата. Если инфопродукт привел человека к первичной цели — например, устроиться на работу дизайнером или перевести всю семью на правильное питание, то его кейс можно считать успешным.

В компании 360 MEDIA разработкой методологии онлайн-обучения занимаются эксперты с опытом 5+ лет. Наша digital-студия специализируется на запуске проектов дистанционного обучения, мы ежегодно разрабатываем десятки проектов из разных сфер. Это дает нашим методологам огромную перспективу и потрясающий опыт. Вы можете убедиться в их профессионализме прямо сейчас — оставьте заявку, чтобы получить бесплатную консультацию.

Добавить комментарий