Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей №25
Авторская программа,
требования к ее разработке
и оформлению
Методические рекомендации
Автор-составитель:
Мысь Е.А.,
методист.
Полысаево 2010
Введение
В процессе работы у каждого педагога с годами накапливается много дополнительного материала по предмету, а, используя существующие программы, он видит их недочёты и недостатки. Творчески работающий педагог не остановится на достигнутом и, учитывая запросы работодателей и потребности современного рынка труда, может издать авторскую программу.
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.
Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.
Вспомним прежде, что такое учебная программа.
Учебная программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.
Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
Авторская программа,
требования к ее разработке и оформлению
Авторская программа – это спроектированная самим педагогом
(автором) на основе собственной методической концепции организационно-содержательная модель воспитательно-образовательного процесса. Она нацелена на обновление профессионального образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Классификация авторских программ:
• по способу разработки:
– адаптивные – связаны с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;
- комбинированные – новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
- радикальные – происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовыми является государственный образовательный стандарт.
• по степени новизны:
- педагогическая инновация – создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т. е. социально значимую для страны и мира) новизну;
педагогическое изобретение – общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;
– педагогическое открытие – установление ранее неизвестных объ-
ективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов,
принципов обучения и воспитания.
Процесс разработки авторской программы
1. Аналитический этап:
- установить наличие программ по данному учебному курсу;
- выявить то, что педагога не устраивает в существующей программе, определить трудности, возникающие у педагога при работе с программой;
- установить причины педагогических трудностей и сформулировать проблему.
2. Этап разработки концепции:
- описать авторскую идею (замысел) новой программы;
- формулировать ожидаемые результаты при работе с новой программой;
- спрогнозировать цели новой программы;
- разработать модель содержания программы;
- разработать модель совместной деятельности педагога и учащихся при работе по новой программе.
3. Этап оформления рабочего варианта программы (текстовое опи-
сание).
4. Этап опытно-экспериментальной проверки авторской про-
граммы:
- разработать программу опытно-экспериментальной проверки;
- отобрать экспериментальные группы;
- подготовить педагогов-экспериментаторов;
- разработать критерии диагностики промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной проверки.
- провести эксперимент;
- осмыслить полученные результаты;
- оформить результаты опытно-экспериментальной проверки;
- провести коррекцию рабочего варианта авторской программы.
5. Конечное оформление авторской учебной программы:
Блоки авторской учебной программы: Введение (пояснительная записка), Концепция программы, Содержание учебного материала, Moдель образовательного процесса, Информационное и научно-методическое обеспечение.
При описании каждого из указанных блоков авторской программы необходимо ответить на поставленные ниже вопросы:
Введение:
- Под какой учебный курс составлена программа?
- Кому она адресована?
- Чем обусловлена необходимость создания данной программы?
Концепция:
- Какое место занимает данный курс в системе профессионального образования?
- Какая основная идея отличает авторскую программу от других, т.е. каков авторский замысел?
- Что нового привносит разработчик (новые цели, новое содержание, новый способ структурирования материала и др.)?
- Что и как изменилось в связи с введением авторской программы?
Содержание программы:
- Каковы цели и назначение программы? (На развитие каких личностных качеств, способностей обучаемых ориентирована программа? Какие типы деятельности осваиваются учениками (поисковый, репродуктивный, коммуникативный, рефлексивный, творческий и др.)? На формирование каких общеучебных и предметных умений она рассчитана? Какие типовые профессиональные задачи осваиваются с помощью данного курса?)
- Какие блоки, разделы, темы, понятия (другие единицы содержания) включены в программу?
Модель образовательного процесса:
- Каковы особенности организации образовательного процесса?
- Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы, техники целесообразно использовать педагогу для достижения поставленных целей и др.)?
3. Каковы особенности деятельности учащихся (как и за счет чего будет повышаться учебная мотивация учащихся: к какой последовательно и почему именно так будет осуществляться деятельность учащихся, каково место и объем самостоятельной работы, «удельный вес» рефлексивной работы и др.)?
4. По каким критериям оцениваются промежуточные и конечные результаты?
Информационное и методическое обеспечение:
- Какая учебная литература для учащихся (учебники, учебные пособия, книга чтения) обеспечивают авторскую программу?
- Какие дидактические материалы рекомендуются педагогу, работающему по авторской программе?
- Какие методические материалы обеспечивают авторский курс (сборники задач и упражнений, практикумы и др.)?
- Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся по авторской программе (комплекты диагностических и контрольных тестов, контрольных вопросов, задач, заданий и др.)?
- Какими компьютерными программами обеспечивается авторский курс?
- Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт, сборники законодательных и нормативных актов, правила по технике безопасности)?
- Какая публицистическая, научная и художественная литература (в случае необходимости) поддерживает авторскую программу?
Заключение
Для научно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования педагогов и качественной профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом современных требований методической службе должно быть присуще максимальное удовлетворение запросов педагогов и администрации на педагогические и методические услуги.
В данных методических рекомендациях мы рассмотрели требования к авторской программе, процесс ее разработки, конечное оформление и др. Педагогические работники могут воспользоваться ими и разработать свою авторскую программу.
Список литературы
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
- Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
Рекомендации по разработке и оформлению авторской программы.
Работа над авторской программой начинается с детального знакомства с содержанием родственных программ других авторов, выделения в них достоинств и недостатков. Составление программы предполагает осознание её концепции, главных идей и логики программы, опирающейся как на личный опыт автора, на его педагогический стаж, индивидуальные особенности и условия работы, так и на запросы и потребности родителей и детей, характер взаимоотношений педагога и его воспитанников и др.
Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной.
Логика любой программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах, методов (путей, способов) решения этих задач, прогнозируемого результата и критерия оценки этого результата.
Требования к авторским программам Программы должны строиться на принципах личностно-ориентированного образования.
Программы должны предусматривать различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков:
-
занятие как специально организованная форма обучения;
-
нерегламентированные виды деятельности;
-
конкурсы, соревнования, конференции, выставки, олимпиады и другие формы свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учётом специфических особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к обучающемуся, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и физиологические особенности.
Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием перечней применяемых материалов и оборудования.
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Примерная структура и характеристика основных блоков авторской программы
Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.
Таблица 1
Структурные элементы авторской программы
Элементы авторской программы |
Содержание элементов |
Титульный лист |
– наименование образовательного учреждения; – сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; – название элективного курса; – класс, на который рассчитана программа; – ФИО, должность автора (авторов) программы; – название города, населенного пункта; – год разработки программы. |
Пояснительная записка |
– кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; – концепция (основная идея) программы; – обоснованность (актуальность, новизна, значимость); – указание на место и роль курса в обучении; – цели, задачи; – сроки реализации программы; – основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы; – методы, формы обучения и режим занятий; – предполагаемые результаты; – система оценки достижений учащихся; – инструментарий для оценивания результатов. |
Учебно-тематический план |
– перечень тем или разделов, последовательность их изучения; – количество часов на изучение каждой темы; – вид занятий; – деление на виды деятельности и формы, включая занятие, которое позволит провести рейтинг учащихся по итогам авторского курса; – образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, конспект, макет, схема, стихи, тезисы, эксперимент и др.). |
Содержательная часть |
– перечень тем и их реферативное описание; – содержание теоретической и практической частей; – дифференцирование учебного материала. (содержание должно быть направлено на: создание условий для развития личности; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям). |
Информационное обеспечение |
– литература, использованная при подготовке программы; – литература, рекомендованная для учащихся; – образовательные диски. |
Возможное приложение |
– основные понятия курса; – списки тем рефератов; – темы проектов; – темы курсовых и творческих работ; – примеры работ и т.п.; – методические рекомендации. |
Первый блок программы
Первый блок программы содержит пояснительную записку и концепцию.
Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект – самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).
Таблица 2
Состав аспектов содержания первого блока
Аспекты содержания первого блока |
Маркеры |
1 |
2 |
1. Актуальность разработки курса |
|
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, предмета, факультатива) |
|
3. Особенности программного материала |
|
4. Роль и место дисциплины (курса, предмета, факультатива) |
|
5. Адресат |
|
6. Соответствие Государственному образовательному стандарту |
|
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся |
1. …………………………………; 2. …………………………………; 3. …………………………………; знает: 4. …………………………………; 5. …………………………………; умеет: 6. …………………………………; 7. …………………………………; 8. ………………………………..; владеет: 9. ………………………………..; 10. ………………………………;
|
8. Целевая установка |
В ходе ее достижения решаются задачи: 1. формировать систему …; 2. совершенствовать умения …; 3. развивать творческий подход к …; 4. создать основу для понимания … (скоординировать …, определить …, упорядочить …, систематизировать …, углубить понимание …).
|
9. Структура программы |
1. «……….»; 2. «……….»; 3. «……….».
|
10. Формы организации учебного процесса |
|
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых |
|
12. Итоговый контроль |
|
13. Объем и сроки изучения |
|
Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. Ее функция – обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, аргументировать новый подход, выводящий из проблемной ситуации, показать его преимущества и результативность. Основные вопросы, на которые автор отвечает в этой части, таковы: «Почему сделана эта работа?», «Что она дает?».
Основными структурными элементами текста пояснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.
Отвечая, важно выделить причину (группу причин), по которой автор решил создать свою педагогическую разработку и объяснить направленность своих действий: на разрешение каких конкретных противоречий, проблем, затруднений в практике она нацелена.
Предлагается следующая группировка требований к пояснительной записке в четыре части: аналитическую, конструктивную, технологическую и информационную.
Аналитическая часть предполагает анализ программ, предшествующих авторской, их достоинств и недостатков, обоснование актуальности авторской программы (для конкретного региона, учреждения, ребёнка), её новизны и основных отличий, преимуществ от других аналогичных или смежных по профилю деятельности.
Если программа адаптированная, модифицированная, необходимо обосновать те изменения, которые автор вносит.
Конструктивная часть включает основные ведущие идеи программы: научные (по предмету занятий); общепедагогические; социальные и др., т.е. концептуальные положения, объясняющие (раскрывающие) научную и методическую позиции автора; обоснование цели на все годы действия программы (ради чего создаётся объединение по интересам), а также цели по годам (как возможный вариант); прогнозируемый результат и критерии его замера, т.е. формулировка цели и что будет достигнуто в результате.
Здесь необходимо иметь в виду взаимосвязь результатов и цели, в основе этой взаимосвязи лежит деятельность педагога, обеспечивающая адекватность прогнозируемых и реально получаемых результатов путём выявления противоречий, обусловливающих расхождение целей и результатов, и их устранения.
Здесь же должно быть обоснование отбора содержания, адекватного цели программы.
Технологическая часть раскрывает методическую оснащённость программы – пути, средства, методы достижения цели. Также необходимо отразить виды образовательной деятельности обучающихся, формы (кружок, клуб, секция, научное общество), методы сотрудничества, развивающего общения, взаимодействия педагога и учащихся, практикумы, семинары, конференции и т.д.
В информационную часть входят сведения о сроках реализации программы, характеристика возрастной группы, на которую она рассчитана, о знаниях, умениях, навыках, необходимых для начального этапа.
Второй блок программы
Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной), является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета.
При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета, необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать: как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в пояснительной записке к программе.
Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и этапы творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.
Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т.д., где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.
Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам, увязаны с конкретным материалом.
Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:
-
определяет собственно содержание учебного материала
-
определяет объем содержания разделов
-
определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.
Данный раздел программы дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).
Таблица 3
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы
контроля |
Образовательный продукт | ||
всего |
лекции |
практика |
|||
Раздел 1. ___________
1.1. ______________ 1.2. ______________ 1.3. Резервное время Итого по разделу: |
|||||
Раздел 2. ___________
2.1. ______________ 2.2. ______________ Итого по разделу: |
|||||
…………………………. …………………………. |
………………. ………………. |
||||
Всего |
Количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.
Например:
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||||
Всего |
Уроки |
Экскурсии |
Лабора- торные занятия |
Самостоя- тельная работа |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
……………… |
……… |
……… |
……….. |
………… |
………… |
……….. |
Третий блок программы
Содержание программы тесно связано с учебно-тематическим планом. В содержании тема, лишь обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается достаточно полно с указанием всех основных вопросов, прежде всего, в теоретической части. Такого же полного раскрытия требует и практическая часть, причём необходимо указать названия практических работ и формы их проведения. Содержание бесед можно привести в виде тезисов. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится и по возможности её содержание.
Необходимо продумать темы рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной работы (в том числе исследовательской) для сообщений на общем занятии с целью их защиты или обсуждения.
В каждом разделе программы, по каждой теме определяются ожидаемые диагностируемые результаты обучения (образования), достижения, которые могут быть сформулированы в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля.
Намечаются варианты оценки обученности (исходной, текущей, итоговой), варианты изучения изменений личностных качеств обучающихся, варианты коррекции усвоения и развития.
Основные требования, предъявляемые к третьему блоку программы:
1. Содержание определяется задачами программы.
2. Содержание структурировано, выделены разделы, темы, подтемы.
3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-тематическому плану.
4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца.
5. Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова).
6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование.
Текст программ должен быть:
– точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающим двоякого толкования;
– ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво;
– кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.
Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания.
Таблица 4
Содержание учебной программы.
Раздел 1 _____________________ Тема 1. ______________________ ________. ____________. ________ Тема 2. __________ и т.д. |
Ссылки на задачи: |
Четвертый блок
Программа должна не только раскрывать содержание учебного предмета, но и регулировать процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и, выделенные в специальную рубрику, «Требования к знаниям, умениям и навыкам»
Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУНАМ) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представлять собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.
При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:
-
детализированное описание учебного предмета, раскрывающее как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения;
-
деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся;
-
личностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности.
Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь.
Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:
-
основные понятия и термины;
-
факты, законы науки;
-
теории, идеи;
-
знания о способах деятельности;
-
методологические знания;
-
оценочные знания;
-
рефлексивные знания.
Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:
-
специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета;
-
умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.);
-
интеллектуальные умения, представляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогия и т.п.);
-
для полноценной характеристики требований к ЗУНАМ существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью.
Пятый блок программы
Список литературы
В рабочей учебной программе должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники информации по предмету.
Списки строятся по алфавитному ряду. Записи рекомендуется располагать следующим образом:
– если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;
– при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;
– указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.;
– если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.
Например:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1977. – 223 с.
2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. – 83 с.
3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.
4. Статьи из журналов и газет.
Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30-33.
Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.
При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.
Глоссарий (понятийный аппарат)
Глоссарий (понятий аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом.
Контрольные материалы
Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде реферативных, творческих и проектных работ, эссе и т.д. (см. Приложения).
Также итоговые формы контроля могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.
Таблица 5 Характеристика контрольных заданий
Нетестовые задания |
Тестовые задания |
1 |
2 |
Вопросительная или отрицательная форма |
Тестовое задание в утвердительной форме, например, предложение, которое нужно закончить или вставить пропущенные слова, символы, формулы |
Вопрос понимается неоднозначно (есть возможность его уточнять в беседе) |
Четко, однозначно сформулированное задание |
Вопрос включает в себя несколько более простых вопросов |
Задание содержит только одну законченную мысль |
Вопрос перегружен синтаксическими конструкциями, содержит двойное отрицание |
В задании используется не более одного деепричастного (причастного) оборота. Чаще это простое распространенное предложение |
Вопрос содержит вводные фразы, повторы и сведения, мало связанные с основным вопросом |
Задание очищено от материала, не связанного или мало связанного с ним |
Вопрос допускает неоднозначность ответа (это нормально для творческих задач) |
Задание имеет один однозначный, правильный ответ |
Короткий вопрос и длинный ответ |
Четкий (при необходимости длинный) вопрос и краткий ответ |
Ответ на вопрос зависит от ответа на предыдущий вопрос |
Задания не связаны друг с другом |
Вопрос выясняет мнение ученика по поводу изученного материала |
Задание оценивает уровень владения учебным материалом |
Вопрос неявно содержит правильный ответ |
Задание исключает все вербальные ассоциации, помогающие выбору правильного ответа с помощью догадки |
Вопрос с «ловушкой» |
Задания с «подвохом» отсутствуют, т.к. они вводят в заблуждение наиболее подготовленных обучаемых (остальные просто могут не увидеть «ловушки» в задании) |
Различные способы представления правильных ответов |
Одна инструкция для групп однотипных зданий |
Время ответа на вопрос колеблется в широких пределах |
Ограничение на время выполнения каждого задания (1-2 мин.) и теста в целом |
Ответ на вопрос требует дополнительных сложных вычислений и оформления |
Ответы краткие, их форма оговорена в инструкции, они не требуют сложных расчетов («вижу – пишу») |
Ответ требует заученной формулировки, пересказа |
Ответ требует умения применять полученные знания в конкретных ситуациях |
Ответ может быть оценен как частично правильный |
Задание оценивается или как верное, или как неверное. Промежуточных оценок нет |
Распространенная форма вопроса: «дано – найти» |
Задания предлагают сравнивать, сопоставлять, находить закономерность и т.д. |
Обязательное участие преподавателя в оценке правильности ответов |
Технологичность процедуры выставления оценок, не требующей участия в ней преподавателя |
Вопросы требуют только знания конкретных фактов, определений, законов, правил |
Задание имеет «второй» план, требующий определенных общеинтеллектуальных умений |
Вопросы случайны, не проверяют уровень подготовки ученика, который задается целями учебной дисциплины |
Задания соответствуют целям учебной дисциплины |
Для разработки теста можно использовать различные типы тестовых заданий.
Таблица 6
Перечень основных типов тестовых заданий
Типы заданий |
Краткая характеристика |
1 |
2 |
1. Закрытые задания |
Задание содержит вопрос и варианты ответов. |
1.2. Альтернативный выбор |
Имеет два варианта ответа (да/нет, верно/неверно и т.д.), недостаток – высокая степень угадывания, которая может быть уменьшена за счет увеличения числа заданий в тесте. Число правильных ответов типа «да» или «нет» должно быть примерно равным, что предупреждает желание ответить одинаково на все вопросы. |
1.3. Множественный выбор 1.3.1. Задание с одним (отрицательным или положительным) правильным ответом 1.3.2. Задание с множественными ответами (верно/неверно) 1.3.3. Задание на определение причинной зависимости |
Задание содержит вопрос и несколько вариантов ответов. За неоконченным утверждением, рисунком, формулой следует несколько (пять – оптимальное число) правдоподобных ответов. Сложность – поиск правдоподобных ответов; лучший вариант, если ответы являются верными, но в других ситуациях. За утверждением, схемой, формулой следует чаще всего четыре пронумерованных ответа, например, выберете А В С D Если верно Если верно Если верно Если все 1,2,3 1,3 2,4 верно Проверяется понимание причинной зависимости между двумя явлениями. Вначале тестируемый определяет верно или неверно каждое из утверждений по отдельности, а затем определяет верна или неверна зависимость между ними. Ответ утверждение 1 утверждение 2 связь А 1 0 1 В 0 1 0 С 1 1 0 D 0 0 0 E 1 1 0 1 – верно, 0 – неверно |
2. Открытые задания (или задания со свободно конструируемым ответом) |
Ответы в произвольной форме |
2.1. Задания дополнения 2.2. Задание свободного изложения |
Требуется вписать пропущенное слово, символ, знак и т.д. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого проверяется. Как правило, это условие задачи или описание конкретной ситуации, требующие решения. Сложность составления задания связана со сложностью формализации ответов. |
3. Задания-соответствия |
Дается две колонки слов, фраз, рисунков, формул, требуется определить соответствие. Число вопросов и ответов должно быть неравным |
4. Задание на классификацию (могут быть закрытыми или открытыми) |
Для классификации необходимо сравнить объекты по общему для них всех признаку. Нельзя классифицировать по двум различным признакам, классификация должна быть исчерпывающей, каждый объект попадает только в один класс. |
5. Задачи на установление последовательности |
В задании в произвольном порядке приводятся действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок приведенных действий и указать его с помощью цифр. |
6. Задания на исключение лишнего |
В задании представлен перечень слов, элементов, событий, законов, процессов, предметов и т.д. по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежности к классу, блоку, системе и т.п. Необходимо исключить лишний компонент. |
Использование различных типов заданий, каждое из которых лучше всего проверяет подготовку по этому конкретному материалу, повышает качество теста.
Приложения
Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др.
Приложения нумеруются и должны иметь название. Например:
Приложение 1 Рекомендуемые темы рефератов
1. ____________________________.
2. ____________________________ и т.д.
Оформление авторской программы
Программа может быть написана от руки или напечатана на любом множительном аппарате и представлена в сброшюрованном виде. Оформление программы производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, список литературы, приложения (чертежи, схемы, иллюстрации). Каждая часть начинается с новой страницы.
Каждая страница нумеруется. Счёт нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева – 3 см (для подшивки и заметок), справа – 2 см, верхнее и нижнее поле – 2 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета. Шрифт 14, Times New Roman, интервал одинарный.
Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости – и указание на масштабные единицы.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы, при его наличии, следует помещать над таблицей. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: таблица 1.1.
Слово «Таблица» пишется справа над таблицей, ниже по центру пишется название таблицы.
При переносе части таблицы, слово «Таблица» и название её указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями слева пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. Например: Рис. 1.1. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:
Рис. 1. Электрокардиограмма Больной конструктивным перикардитом.
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должно быть приведено непосредственно под формулой.
Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:
, (1)
где – плотность образца, кг/м3;
m – масса образца, кг ;
V – объём образца, м3.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.
Одну формулу обозначают – (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, … в формуле (1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
При цитировании работ различных авторов, использование статистического и другого материала, оформляется ссылка на этот источник. Цитаты необходимо брать в кавычки.
Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным квадратными скобками. Ссылаться следует на источники в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа. Например: [8], [6, с.75].
В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).
Список литературы оформляется на отдельном листе в алфавитном порядке (автор, название, издательство, год), ниже указываются электронные источники информации, Интернет-ресурсы.
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например: графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.
Приложение оформляют как продолжение документа на последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху по середине страницы слова «Приложение» и его обозначение.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Ее в документе одно приложение оно обозначается «Приложение 1».
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А44, А2 и А1
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.
Номера таблиц, иллюстраций, формул, содержащихся в приложении, состоят из обозначения приложения и порядкового номера таблицы иллюстрации и формул.
В программе должны применяться научные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научной литературе.
Если в работе принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком использованных источников) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание программы.
В тексте программы не допускается:
– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
– применять для одного и того же понятия различные научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
– применять произвольные словообразования;
– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;
– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений.
Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур:
1) Экспертиза авторской программы;
2) Рецензирование;
3) Апробация;
4) Утверждение.
Экспертиза авторской программы.
Экспертиза – исследование специалистом (экспертом) вопросов, решение которых требует специальных познаний.
Как следует из определения, экспертиза, прежде всего, является исследованием. В данном случае исследуется авторская программа с целью определения ее качества. Для проведения экспертизы авторской программы как учебного проекта можно использовать различные методы.
Методы и формы экспертизы учебных проектов:
1. Групповая дискуссия (метод фокус-групп): групповое фокусированное интервью, которое проходит в форме групповой дискуссии.
2. Дискуссия без лидера: недирективная дискуссия в форме беседы в круговом интерьере.
3. Имитационная игра: в игровой условной форме воспроизводятся (моделируются) конкретные (реальные или воображаемые) процессы, а участникам игры предлагается выполнение игровых функций (ролей).
4. Герменевтический метод: понимание и интерпретация субъективных смыслов текста.
5. Контент-анализ: количественно-качественный метод изучения содержания проекта, использующий готовые системы категорий.
6. Эксперимент, тесты, опросы.
Качество учебной программы
Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным, а также объективная и всеобщая характеристика объекта, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.
Качество учебной программы определяется наличием компонентов программы и их характеристикой, которая должна соответствовать современным требованиям науки, методики обучения и воспитания, передовым тенденциям педагогической практики (см. табл. 7).
Требования к качеству учебной программы
1. Соответствие принципам развития системы образования.
2. Обеспечение реализации функций учебной программы.
3. Соответствие задаче повышения качества общего образования.
Таблица 7
Критерии оценки качества авторской программы
Компоненты программы |
Критерии оценки |
Концепция |
– Соответствие закону «Об образовании» и принципам развития системы образования: гуманизации, гуманитаризации, модернизации, дифференциации, вариативности; – соответствие стандартам образования. Базисному учебному плану (или другим директивным документам); – новизна, отличие от существующих, значимость |
Содержание |
– ориентация на базовые компоненты содержания образования учебного предмета; – обоснованность отбора учебного материала с учетом взаимосвязей с содержанием других предметов; – научная корректность содержания; соблюдение общепринятой терминологии и символики; – учет возрастных особенностей учащихся при отборе и изложении учебного материала; – оптимальность объема содержания; – реализация принципов дидактики (систематичность, доступность, наглядность, логичность и последовательность изложения материала); – оценка воспитательного и культурологического компонентов программы; – язык изложения: ясность, точность и лаконичность, четкость формулировок; – иллюстративный материал: объем, научная достоверность изображения объектов, схем и т.п. Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций; – практическая направленность учебного материала |
Методический аппарат |
– Методическая целесообразность выбора структуры и способа изложения учебного материала; системы развития научных понятий, основных положений и теорий; – сбалансированность теоретического и практического материала; – посильность учебного материала для учащихся, учет их психолого-педагогических особенностей, соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся; – систематичность, логичность и последовательность изложения материала, соблюдение преемственности, уровневая и профильная дифференциация; – обеспечение возможности реализации новых педагогических технологий – направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования, интереса учащихся к предмету и выбранному профилю, практическому применению знаний и навыков; – межпредметные связи; – методическая целесообразность использования иллюстративного, справочного материала, и других составляющих методического аппарата; – способствует формированию общеучебных умений и навыков: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия |
Экспертная оценка – количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалиста (эксперта).
Учитывая функции учебной программы, ее компоненты и критерии качества, ее адекватную оценку может осуществить специалист (эксперт), обладающий широкими знаниями в области дидактики и методики преподавания предмета.
На федеральном уровне учебные программы оцениваются группой специалистов, причем непосредственно рецензируют материалы не менее трех рецензентов – представителей педагогической науки, методики и учителя-практики. При этом снижается возможность субъективизма суждения при оценке того или иного вопроса по содержанию программы.
На уровне образовательного учреждения достаточно получить экспертную оценку специалиста по предмету методического центра. Результат экспертизы письменно фиксируется в качестве рецензии.
Рецензирование
Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.
Содержание рецензии на учебную программу
Рецензия составляется рецензентом (экспертом) на основе анализа всех компонентов рецензируемой программы. При ее написании может быть использована свободная форма изложения текста, при опоре на общие критерии оценки.
В обязательном порядке рецензия содержит следующие части:
1. Введение, в котором указывается название рецензируемого материала, автор, адресность, цель и вид экспертизы (предварительная, первичная, повторная).
2. Основная часть, содержащая всесторонний анализ учебной программы в соответствии с общими критериями оценки, учетом их вида и назначения для использования в образовательном процессе. Отмечается достоверность материала программы, соответствие концепции, целей и содержания, а также указываются фактические ошибки, если они есть.
3. Заключительная часть включает аргументируемые вывод, замечания и предложения по усовершенствованию программного материала. Возможные выводы:
– рекомендовать к использованию в образовательном процессе;
– не рекомендовать к использованию в учебном процессе;
– материалы программы требуют доработки по замечаниям и предложениям рецензента и последующей экспертизы.
Рецензия в обязательном порядке подписывается рецензентом, указывается его должность, место работы, ученая степень, звание, его подпись расшифровывается, указывается дата написания рецензии. Подпись рецензента заверяется печатью по месту основной работы рецензента.
Умение учителя писать программы
курсов (авторские, адаптированные или
другие) – уже не доброе пожелание,
а необходимость. Особенно когда речь заходит
об инновационном учебном заведении,
работающем в режиме эксперимента. Кроме того,
введение предпрофильной подготовки и
профильного обучения, свобода выбора учебников
и учебных пособий, содержания, средств, форм и
технологий обучения делают способность
создавать программы еще более востребованной.
Представляем описание курса, разработанного
в лицее № 2 г. Братска. Оно позволяет
осмыслить ту деятельность, которую необходимо
проделать учителю, чтобы стать автором
программы.
Пояснительная записка к курсу
Курсы в настоящее время
разрабатываются известными авторами учебников,
ведущими педагогами, специализированными
институтами. Однако не все и не всегда готовые
программы могут соответствовать потребностям
того или иного образовательного учреждения,
нюансам процесса обучения. Они не в полной мере
учитывают (или совсем не учитывают) интересы
учеников конкретной школы, возможности и уровень
подготовки учителей, материально-технические
ресурсы ОУ, региональные и национальные
особенности, характерные черты
социально-культурной и экономической среды
определенного микрорайона, города.
Именно поэтому учителя обновляют
(модернизируют, адаптируют) существующие курсы
или берутся самостоятельно создавать авторские
программы.
Разработанный в нашем лицее курс
«Авторская программа: от замысла до воплощения»
ориентирован на заместителей директоров
общеобразовательных учреждений,
учителей-предметников, методистов. Формы
занятий: лекции, практикумы, круглый стол.
Курс рассчитан на 10 часов, включает 5
занятий продолжительностью 2 часа каждое (табл.).
Таблица
Тематика и содержание курса
№ |
Тема |
Содержание |
1 |
Виды программ. |
Анкетирование
Программы предпрофильной
Практикум. Подходы к |
2 |
Оформление
Написание пояснительной записки |
Основные |
3 |
Учебно-тематическое Практическая часть программы.
Содержание программы. Методическая |
Практикум. Тематический план |
4 |
Экспертиза |
Экспертиза. |
5 |
Круглый стол.
Презентация программ |
Подведение
Практикум. Презентация |
В качестве итога
работы слушателей на курсах предполагается
создание программы (проекта программы) курса
(элективного, спецкурса, факультатива и др.) и ее
защита.
Для разработки теоретической части
использовались материалы научно-методических
изданий, сайтов институтов повышения
квалификации. Для практической части –
сборники программ элективных курсов.
Информации по разработке курсов много,
но порой в ней трудно разобраться и довольно
сложно использовать в работе. Рекомендации
разных авторов иногда имеют значительные
отличия. Именно поэтому вся изученная
литература, советы тех или иных специалистов и
учреждений были проанализированы,
систематизированы и оформлены в виде конкретных
предложений. Все они сопровождаются выдержками
из различных программ курсов, представляя собой
практические приложения – скорее ориентир,
нежели образец.
Вероятно, не имеет смысла приводить
полностью тексты всех занятий, а стоит указать
только на то, что было систематизировано и
разработано непосредственно нами.
Примеры практикумов
Прежде всего, к отдельным занятиям
курса опорной школы были продуманы практикумы.
Это дало возможность мотивировать слушателей,
включить их в активную деятельность.
Занятие № 1, практикум № 1
«Придумать название для программы курса –
задача не из простых».
I. Слушателям предлагается список
различных курсов (более 30–40), составленный на
основе уже опубликованных программ. При работе с
ним не имеет значения, какой предмет преподает
учитель, главная задача – ухватить идею, как
сформулировать название.
Задачи:
1. Познакомьтесь с предложенными в
списке названиями курсов.
2. Выберите те, которые, как вам кажется,
в большей степени отвечают идее:
– спецкурса (I группа);
– элективного курса (II группа);
– факультатива (III группа).
3. Попробуйте сформулировать общие
требования к названиям данных курсов.
II. Обсуждение в группах.
III. Представление результатов работы
групп.
Результаты обсуждения групп. В
первую очередь название курса должно отражать
содержание. Если это программа по базовому,
профильному курсу или спецкурсу, то, возможно,
никакого «особого» творчества и фантазии здесь
не требуется.
Например: спецкурс «Решение уравнений
с параметрами», профильный курс «Сложные вопросы
истории», спецкурс «Органическая химия для
абитуриентов».
Если же речь идет о программе
факультатива или элективного курса (когда у
детей есть право выбора, а перед учителем стоит
задача набрать учащихся в группу), то желательно
подобрать яркие, звучные, оригинальные названия,
чтобы привлечь внимание ребят, заинтересовать
их, продемонстрировать практическую значимость.
Скажем, элективный курс «Традиции и культура
народов мира», факультатив «Экспериментальное
естествознание», элективный курс «Химия на кухне
и в быту», факультатив «Старинные задачи
по математике».
Занятие № 3, практикум № 2
«Анализ качества составления пояснительной
записки программы элективного курса по схеме».
I вариант
I. Слушатели (в паре) получают образец
пояснительной записки и перечень пунктов, по
которым пишется данная записка. Образцы можно
взять из любого сборника программ. Главное, чтобы
они были не очень объемными. На всю аудиторию
предлагается 3–4 вида пояснительных записок.
Задания:
1. Познакомьтесь с предложенной
пояснительной запиской.
2. Выделите в ней пункты в соответствии с
требованиями к записке.
В идеале пояснительная записка должна
содержать информацию по следующим пунктам:
-
Адрес места разработки программы.
-
Образовательная область и предмет
изучения, функции данного курса. -
Концепция программы (основная идея).
-
Обоснование необходимости введения
данного курса (актуальность, значимость,
новизна). -
Указание на место и роль курса в
профильном обучении (если речь идет о программах
для профильной школы). -
Цели и задачи.
-
Краткое описание логики структуры
программы и особенностей организации учебного
процесса по курсу. Методы и формы обучения. -
Продолжительность реализации
программы. -
Ожидаемый результат. Система
контроля. -
Система оценки достижений учащихся.
-
Ресурсная обеспеченность (УМК и др.).
-
Сведения об апробации программы
(если она прошла апробацию в рамках
экспериментального преподавания).
3. Оцените полноту пояснительной
записки. Укажите достоинства, дайте рекомендации
автору по ее доработке.
II. Работа в парах.
III. Обсуждение результатов выполнения.
II вариант
I. Слушатели (в группе) получают образец
пояснительной записки программы (одинаковый для
всех). Группам даются различные задания.
Задания.
Первой группе:
1. Познакомьтесь с пояснительной
запиской программы.
2. Выделите в ней пункты в соответствии
с требованиями к ее написанию.
3. Оцените полноту пояснительной
записки. Укажите достоинства. Дайте рекомендации
автору по доработке.
Второй группе:
1. Познакомьтесь с пояснительной
запиской программы.
2. Установите, прослеживаются ли
внутренние связи между ее частями: «Виды
деятельности учащихся» и «Критерии успешности
усвоения курса». Аргументируйте свое заключение.
Предложите меры по совершенствованию.
Третьей группе:
1. Познакомьтесь с пояснительной
запиской программы.
2. Установите, прослеживаются ли
внутренние связи между ее частями «Задачи» и
«Обязательные результаты обучения».
Аргументируйте свое заключение. Предложите меры
по совершенствованию.
II. Работа в группах.
III. Обсуждение результатов выполнения.
Занятие № 5, практикум № 5.
В преддверии завершения работы курса
«Авторская программа: от замысла до воплощения»
определяется форма отчетности.
Учителям-предметникам
предлагается провести презентацию программы
курса (авторской или другой). Педагог приобретет
опыт презентации, коллеги увидят пример,
ориентир в разработке продукта.
Для презентации программы курса
даются следующие указания:
– организационные:
1. Оформление презентации в программе
PowerPoint.
2. Время выступления – 7 минут.
3. Ответы на вопросы – 3 минуты.
– содержательные:
1. Название курса.
2. Место данного курса в учебном плане
школы (для кого предназначен).
3. Цель курса.
4. Представление одного из элементов
программы. Варианты: отбор содержания и его
структурирование (линейная, блочно-модульная и
т.д.); выбор технологии для достижения ожидаемого
результата; реализация межпредметных связей;
методическое обеспечение курса; авторские
материалы (пособия, рабочая тетрадь, словарь и
т.д.).
Покажите в презентации оригинальность
вашего курса, особенности программы. Пусть
выступление будет ярким, наглядным, и
главное – полезным для коллег.
Заместителям директоров,
методистам предлагается поделиться опытом
разработки локальных актов и методического
сопровождения учителя по созданию программ
элективных и профильных курсов в школе. Это может
быть:
– опыт работы методических советов и
методических предметных объединений
преподавателей школы по рассмотрению и
утверждению программ;
– опыт методического сопровождения учителя
(вопросники, анкеты, самоанализ и т.д.);
– опыт разработки локальных актов:
-
положение об элективных курсах;
-
положение о презентации программ;
-
положение о конкурсе элективных
курсов; -
положение о презентации результатов
элективного курса и др.
Презентация программ слушателями. Слушатели
делятся на группы: по предметам, видам программ
или другим признакам. По ходу презентации каждая
заполняет лист отзывов. Он разработан таким
образом, что позволяет собрать только
положительные мнения о представленной
программе. Это станет своего рода моральным
поощрением для авторов.
Что взять за основу?
В публикациях можно встретить самые
разные рекомендации по таким вопросам, как
требования к написанию пояснительной записки,
структура программы, порядок проведения ее
экспертизы. Что взять за основу, на что
ориентироваться? Было решено выработать единый
подход.
На основе анализа доступных
материалов (публикации, нормативные документы)
четко определили содержание важных элементов
программы.
Требования к структуре:
1. Титульный лист (со всеми выходными
данными).
2. Пояснительная записка (обоснование
актуальности, цели и задачи, технологии, формы и
методы, требования к уровню усвоения и др., нормы
часов, контингент).
3. Содержательная часть
(учебно-тематическое планирование, содержание
тем учебного курса (теоретический и практический
разделы), виды занятий, деятельности учителя и
учащихся).
4. Методическая часть (дидактические
материалы (тесты, контрольные работы), разработки
занятий, уроков; методические рекомендации по
проведению практикумов, оформлению рефератов,
портфолио; по участию в дискуссии, диспуте;
список рекомендуемых тем рефератов и
научно-исследовательских работ и т.д.).
5. Литература (список источников,
использованных при составлении программы,
рекомендованный для учителя и учащихся).
6. Приложения (диагностические
материалы, анкеты, опросные листы, диагностики),
аналитические материалы, полученные в ходе
экспериментального преподавания и
подтверждающие эффективность программы.
Пояснительная записка –
обязательный элемент, предваряющий текст
учебной программы.
Экспертиза программы. Анализ
доступной литературы и материалов по экспертизе
программ свидетельствует, что разные эксперты
(методические центры, ИПКРО субъектов)
используют отличные друг от друга экспертные
листы, оценочные шкалы, наборы критериев. Общее
число таких параметров после изучения
литературы при подсчете составило более 20-ти. В
чем-то они схожи, в чем-то отличаются. Из их числа
выделяется 14 общих для всех подходов пунктов:
1. Новизна содержания программы для
учащихся (включает новые знания, не содержащиеся
в базовых программах).
2. Мотивирующий потенциал (содержит
сведения, вызывающие познавательный интерес и
представляющие ценность для определения профиля
обучения в старшей школе).
3. Развивающий потенциал (содержание
способствует творческому, эмоциональному
развитию детей, формированию у них
теоретического, эмпирического, абстрактного
мышления).
4. Полнота содержания учебного
материала, включенного в программу (содержит все
знания, необходимые для достижения
запланированных в ней целей подготовки).
5. Прогрессивность, научность
содержания обучения (позволяет более полно
сформировать представления о единой и
предметной научной картине мира; раскрывает
способы профессиональной деятельности
специалистов соответствующего профиля).
6. Инвариантность содержания программы
(включенный в нее материал может применяться для
различных групп (категорий) школьников, что
достигается обобщенностью охваченных в ней
знаний; их отбором в соответствии с общими для
всех учащихся задачами предпрофильной
подготовки, а также модульным принципом
построения программы).
7. Практическая направленность
содержания программы (позволяет осуществить
эвристические пробы и сформировать практическую
деятельность школьников в изучаемой области
знаний).
8. Связность или систематичность
содержания учебного материала (его
развертывание структурировано таким образом,
что изучение всех последующих тем
обеспечивается предыдущими, а между частными и
общими знаниями прослеживаются связи).
9. Соответствие способа развертывания
содержания такого материала поставленным целям
и задачам (способ развертывания содержания
такого материала соответствует стоящим в
программе целям обучения: формирование
теоретического или эмпирического мышления
учащихся определяется объективным уровнем
развития научных знаний).
10. Соответствие форм, методов и приемов
обучения поставленным целям (программа дает
возможность проведения эвристических проб, что
обеспечивается ее содержанием и использованием
в преподавании активных методов обучения).
11. Наличие здоровьесберегающих
характеристик (соответствуют ли виды
деятельности, предлагаемые в программе,
возрастным особенностям учащихся; программа не
создает учебных перегрузок; объем содержания
соответствует заявленному на ее реализацию
времени).
12. Контролируемость промежуточных и
итоговых результатов реализации программы
(выраженность критериев и их показателей,
«прозрачность» для педагога и ученика; динамика
интереса к курсу, к профильному образованию;
адекватность форм отчетности об учебных
достижениях целям профильной подготовки. Четко
определены ожидаемые результаты обучения и
методы их проверки. Программа дает возможность
ее использования в конкретных условиях).
13. Реалистичность программы (с точки
зрения использования учебно-методических и
материально-технических средств, кадровых
возможностей школы, временных затрат).
14. Наличие в структуре программы
необходимых разделов (выдержанность
дидактической структуры).
Но этот список вовсе не означает, что
остальные критерии нужно отбросить. Например, в
тех или иных случаях большое значение могут
приобрести и другие пункты: степень
интегрированности с прочими образовательными
программами, реализуемыми в школе; наличие
межпредметных и внутрипредметных связей;
чувствительность программы к сбоям; ее
технологичность (доступность для использования
на практике коллегами, независимость от личности
учителя).
Формулируем цели
Одной из важных, и в то же время
достаточно сложных, задач учителя является формулирование
цели курса.
Мы предлагаем ориентироваться на
следующие рекомендации:
1. Выберите глагол или отглагольное
существительное, лучше всего описывающее
действие, которое будет осуществляться в рамках
программы.
2. Назовите объект, на который будет
направлено действие.
3. Укажите условия, существенные для
его выполнения (или при его выполнении). Укажите
средства реализации.
4. Определите ожидаемый результат
(генерированный, идеальное видение).
Пример формулировки цели:
«Формирование у подростков знаний и ценностных
ориентаций о природном и культурном наследии
России и родного края как средства развития
гражданственности и патриотизма (программа
профильного курса ”Природное и культурное
наследие России и родного края: изучаем,
оцениваем, сохраняем” опубликована в журнале
”География и экология в школе XXI века”)».
В помощь учителю мы предлагаем алгоритм
разработки и написания программы курса. Он
может оказать содействие в самоорганизации и
осуществлении постоянного самоконтроля в ходе
работы над программой. В алгоритме определена
последовательность всех действий, а также
результат на каждом из этапов (Приложение).
Умение разрабатывать программы любых
курсов – важная составляющая
профессиональной компетентности педагога. Оно
дает возможность учесть особенности и запросы
учащихся, решать средствами предмета
приоритетные задачи школы и адекватно отвечать
на вызовы современного общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица
Алгоритм разработки и написания
программы курса
Этап |
Содержание |
Результат |
Подготовительный |
Совместная 1. Изучение интересов детей, |
1. Установлена |
Итог. |
||
Написание |
||
I.
1. Обоснование необходимости разработки |
1. Сбор |
1. Возможные |
Итог. |
||
2. |
1. Отбор, |
1. Принято |
Итог. |
||
Итог. |
||
II. Разработка |
1. Определение – углубленное изучение предмета; 2. Формулирование названия курса в |
1. Определено |
1. Определяется |
1. Установлены |
|
Определяются и |
Составлено |
|
Описывается |
1. Расписано |
|
Определяются |
1. Выбрана |
|
1. Анализируется |
1. Прописана база |
|
1. Создается |
1. Уточнены сроки |
|
1. Составление |
1. Список |
|
Подготовка |
Банк |
|
1. Самоанализ |
1. Внесены |
|
Итог. |
||
III. Апробация |
1. Проверка |
1. Внесены |
Итог. |
||
IV. Массовое |
1. Исследуется, |
Точно – число учащихся, испытывающих |
Итог. |
9
Рекомендации по разработке авторской программы
Все мы знаем, что до недавнего прошлого при аттестации на высшую категорию требовалось наличие авторской программы с рецензией.
С 2020 года вводится новая система аттестации по единым правилам во всей стране, где главный критерий роста – профессиональный стандарт.
После первых 3 лет работы учитель будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. ЕФОМ – единые федеральные оценочные материалы.
В эти «плюс другие пункты» может входить и составленная и рецензированная авторская программа педагога. Разработка такой программы и её реализация – это часть экспериментальной и инновационной деятельности, которая так же необходима при аттестации.
Определение авторской программы
Единого определения нет, существует несколько определений авторской программы.
Все определения сводятся к одной концепции:
Авторская программа – инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения.
Она может быть различной по объему, по содержанию, по полноте представленности педагогической технологии, но, каждая программа должна состоять из трех логических блоков, отвечающих на вопросы:
-
Какие изменения предполагаются в состоянии учащихся в процессе преподавания данной программы?
-
Каково содержание обучения?
-
Как предполагается достичь планируемого результата обучения?
Если учитель не испытывает потребности поделиться с коллегами своими находками, не хочет представить свою разработку на рассмотрение (и оценку), коллег, не хочет обосновывать и доказывать, тогда педагог может остаться «автором для себя».
Если же педагог-автор хочет, чтобы о его опыте узнали, он должен иметь в виду, что теперь он выступает в новом качестве – как автор, и его деятельность с этих пор подчиняется некоторым требованиям. Он должен уметь четко объяснить коллегам, что меняет его опыт, какова результативность, в чем заключаются идея, подход автора.
Если педагог-автор намерен представить свою разработку на экспертизу, то требования к ее оформлению возрастают. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу автора заочно и не могут задать ему интересующие их вопросы. Они ищут ответы на вопросы в самом тексте разработки. Поэтому текст должен быть предельно ясным и содержать в себе ответы на возможные вопросы экспертов:
Вопросы могут быть такими:
Какая идея положена в основу разработки новой программы?
В чем состоит авторская точка зрения? замысел автора?
Какие преимущества от программы получат дети?
Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении?
Как будет реализовываться Ваша идея (идея автора)?
Каковы шаги, этапы реализации идеи?
В основу авторской разработки может быть положена как новая, так и уже известная идея.
Авторские программы можно классифицировать
По способу разработки:
адаптивные – связанные с приспособлением уже имеющихся разработок
комбинаторные – новые сочетания известных элементов, способов, приемов; И
радикальные – происходит принципиальное обновление содержания предмета.
По степени новизны:
педагогическая инновация – создание и внедрение новшеств, но не претендующих на социально значимую для страны или мира новизну;
педагогическое изобретение -претендующее на новизну И
педагогическое открытие – установление ранее неизвестного
По сроку реализации Вы видите на экране, что авторские программы так же подразделяются на виды.
По особенностям развития: общие – программы, ориентированные на широкий круг обучающихся и специальные – например, для одаренных детей или наоборот детей с ОВЗ.
Сущность авторской программы состоит в поиске и разработке новых, отличных от существующей практики целей и ценностей образования, в некоторых случаях даже противоречащих традиционным среднестатистическим нормам.
Отличительным признаком авторской программы может служить то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом личного опыта работы, с учетом педагогического мастерства, собственных наработанных методик, технологий обучения и воспитания, запросов и потребностей детей и родителей.
Цель создания авторской программы: решение определенной проблемы в образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Педагог, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения и отсюда вытекает Обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям Закона РФ «Об образовании».
При составлении авторской программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики: доступность и последовательность, научность, учёт возрастных особенностей детей, наглядность, связь теории с практикой, предлагается максимальный учёт особенностей каждого воспитанника,
принцип результативности – в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок;
Учитываем так же актуальность и принцип межпредметности.
К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования, отражающие стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ: актуальность
прогностичность; рациональность; реалистичность; целостность
контролируемость и корректируемость.
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?».
Поэтому необходимо учесть: последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа и опыт других педагогов.
Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), оформление и утверждение программы.
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
Определение вида проектируемой программы
Установление цели
Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
Определение средств, методов и форм обучения.
Составление списка необходимой литературы.
Примерная структура основных блоков авторской программы
титульный лист;
Титульный лист – это “визитная карточка” программы, здесь указывается информация: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; полное название программы, возраст обучающихся на которых программа рассчитана; срок реализации программы; Ф. И. О. и должность автора и т. д.
пояснительная записка;
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.
Особенно важной частью пояснительной записки программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая возникает здесь, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их. цель программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, а задачи есть результат конкретных стадий реализации программы.
Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. Ожидаемые результаты – это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Также при описании ожидаемых результатов необходимо указать какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
учебно-тематический план;
учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему
содержание изучаемого курса;
В разделе “Содержание программы” необходимо кратко и конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. с использованием
собственного представления современных инновационных технологий, своего педагогического опыта, указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
методическое обеспечение программы;
Раздел “Методическое обеспечение программы” предоставляет педагогу возможность хоть в какой¬-то мере заочно передать свое педагогическое творчество, показать собственные “изюминки”, это Описание форм занятий, методов и приемов проведения занятий, их дидактического оснащения и даже желательно представить свою систему оценки.
информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)
Список литературы – заключительный раздел программы. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы.
Авторская программа может стать основой методических разработок по отдельным темам, а также написания учебного пособия.
Авторская образовательная программа – это официальный документ, который должен быть оформлен определённым образом.
1. Актуальность разработки программы
2. Причины разработки программы
3. Особенности программного материала
4. Адресат
5. Соответствие нормативной базе
6. Требования к знаниям и умениям обучающихся
7. Целевая установка
8. Структура программы
9. Формы организации учебного процесса
10. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых
11. Итоговый контроль
12. Объем и сроки изучения
Из своего опыта работы:
В 2013 году мной разработана авторская программа элективного курса для учащихся 9 классов общеобразовательной школы по социальной географии на тему: «Проблема века – демографическая проблема». Программа имеет рецензию. Программа построена на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы, в ней раскрываются новые аспекты уже имеющихся у 9 классников знаний. В программе формируется интегрированный подход к изучению вопроса населения и общества. Рассчитана на 17 часов. Имеет большую практическую направленность. Может использоваться в широкой образовательной практике. Рекомендована к использованию другими педагогами.
Программа призёр Всероссийского конкурса «Лучшая авторская программа элективных курсов».
В 2016 году мной разработана методика для педагогов и психологов образовательных учреждений «Педагогические условия формирования информационно-коммуникационных компетенций обучающихся в образовательном процессе». Имеет рецензию. РЕЦЕНЗЕНТ отмечает как большое достоинство работы – наличие приложений –комплекса умений, показывающих какие навыки информационной компетентности сформированы у учащихся. Практическая значимость заключается в технологических картах уроков географии, тематических классных часов и родительских собраний. Разработаны методические рекомендации по использованию системы оценочных заданий для оценивания уровня сформированности информационной компетентности учащихся. Отмечен высокий уровень качества оформления работы.
В 2019 году составлена Методическая разработка для учителей географии являющихся наставниками молодых педагогов «Программа деятельности учителя-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов» : Учитель – учителю. Программа имеет рецензию. Рецензент отмечает, как положительный момент, что программа является универсальной и практико –ориентированной.
Программа рекомендована для предоставления широкой педагогической общественности в рамках работы РИП.
Все разработанные мной программы были реализованы на практике.
Вывод: Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы и свою готовность интересно, грамотно, профессионально написать, реализовать программу, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить программу.
Сейчас, чтобы получить квалификацию педагог – исследователь и педагог – мастер, учителям необходимо составить свою авторскую программу по определенному направлению или предмету
У меня две авторские программы, и обе программы являются призерами районного, областного и республиканских конкурсов. Мои программы составлены в соответствии обновленному содержанию образования, внедрено критериальное оценивание образовательных достижений ребенка. Календарное планирование программ представлено в виде ССП, поурочное планирование в виде КСП.
Здесь я собрала рекомендации (из личного опыта работы и Положения об авторской программе) не только по составлению авторской программы, но и по ее защите на конкурсах. Останавливаюсь подробно на основных моментах, которые необходимо учитывать учителям при составлении и презентации программы. Теоретический материал в рекомендациях рассматривается на примере моих авторских программ, что упрощает процесс понимания сути работы учителями.
Да, это трудно и долго – составить грамотно программу, учесть все требования к ее составлению, и еще труднее доказать на конкурсе, где участвуют авторские программы учителей всей республики, что Ваша ПРОГРАММА самая лучшая. Самая ЛУЧШАЯ из всех работ, представленных на конкурс. У Вас это обязательно получится, если Вы будете следовать рекомендациям.
Данные рекоментации в формате WORD и POWER POINT во многом облегчат труд педагога при разработке своей уникальной программы.