ПРОЕКТ
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Москва
2009
Пояснительная записка
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений является нормативно-правовой основой для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения. В учебном плане общеобразовательного учреждения должны быть отражены основные показатели базисного учебного (образовательного) плана: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка, а также должен быть подробно расписан раздел «Внеурочная деятельность» по направлениям, определенным основной образовательной программой общеобразовательного учреждения.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд).
Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Общеобразовательное учреждение по своему усмотрению может использовать часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).
Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Изучение родной литературы призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное место на уроках родной литературы занимает чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны, русской литературы.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве интегрированного предмета «Художественный труд».
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Рекомендуется отводить на этот предмет дополнительные часы за счет раздела «Внеурочная деятельность».
Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Для первой ступени общего образования представлены четыре возможных варианта учебного плана обучения.
Варианты 1 и 2 базисного учебного (образовательного) плана предназначены для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке.
Вариант 3 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России.
Вариант 4 базисного учебного (образовательного) плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном (нерусском) языке.
При проведении занятий по родному языку в школах, где наряду с русским языком изучается родной язык (1–4 кл.), по иностранному языку (2–4 кл.) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Учебный курс «Информатика» в начальной школе изучается во 2–4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология».
Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При режиме 6-дневной учебной недели используется вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную базисным учебным (образовательным) планом.
Продолжительность урока в начальной школе:
- в 1 классе — 35 минут;
- во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
- в 1 классе — 33 учебные недели;
- во 2–4 классах — 34 учебные недели.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ |
|||||
Начальное общее образование |
|||||
Вариант 1 |
|||||
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Инвариантная часть |
|||||
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Художественный труд |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
Вариативная часть (6-дневная учебная неделя) |
– |
3 |
3 |
3 |
9 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе |
– |
25 |
25 |
25 |
75 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)* |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
*Примечание:
Внеурочная деятельность |
|||||
Направления Классы |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Художественно-эстетическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Научно-познавательное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Военно-патриотическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Общественно-полезная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Проектная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ |
|||||
Начальное общее образование |
|||||
Вариант 2 |
|||||
Учебные предметы классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Инвариантная часть |
|||||
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Искусство (музыка, ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
Вариативная часть (6-дневная учебная неделя) |
– |
3 |
3 |
3 |
9 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
– |
25 |
25 |
25 |
75 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
*Примечание:
Внеурочная деятельность |
|||||
Направления Классы |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Художественно-эстетическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Научно-познавательное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Военно-патриотическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Общественно-полезная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Проектная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 3 |
|||||
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Инвариантная часть |
|||||
Русский язык |
4 |
5 |
5 |
5 |
19 |
Литературное чтение |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
Родной язык и литературное чтение |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Искусство (музыка, ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого |
20 |
24 |
24 |
24 |
92 |
Вариативная часть ( 6-дневная учебная неделя) |
– |
1 |
1 |
1 |
3 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
*Примечание:
Внеурочная деятельность |
|||||
Направления Классы |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Художественно-эстетическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Научно-познавательное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Военно-патриотическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Общественно-полезная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Проектная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 4 |
|||||
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
Всего часов |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Инвариантная часть |
|||||
Русский язык и литературное чтение |
4 |
6 |
5 |
6 |
21 |
Родной язык и литературное чтение |
5 |
5 |
6 |
5 |
21 |
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Искусство (музыка, ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого |
20 |
24 |
24 |
24 |
92 |
Вариативная часть ( 6-дневная учебная неделя) |
– |
1 |
1 |
1 |
3 |
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) * |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Всего к финансированию (6-дневная учебная неделя) |
30 |
35 |
35 |
35 |
135 |
*Примечание:
Внеурочная деятельность |
|||||
Направления Классы |
I |
II |
III |
IV |
Всего |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Художественно-эстетическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Научно-познавательное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Военно-патриотическое |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Общественно-полезная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Проектная деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Базисный учебный план
-
2 слайд
ФГОС ООО
(Требования к структуре ООП ООО)
ООП ООО
Организационный раздел
Базисный учебный план -
3 слайд
БУП определяет общие рамки:
– отбора содержания основного общего образования,
– разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса -
4 слайд
Базисный учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию
распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам -
5 слайд
обязательная (состав учебных предметов предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения
формируемая участниками образовательного процесса (содержание образования, обеспечивающее реализацию интересов и потребностей всех субъектов образования)
Базисный учебный план состоит из двух частей: -
6 слайд
Направления использования времени части БУП, формируемой участниками образовательного процесса:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
внеурочную деятельность (принципы чередования определяет ОУ). -
7 слайд
Образовательное учреждение имеет право разрабатывать индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов должна сопровождаться тьюторской поддержкой.
-
8 слайд
Для основной школы представлены четыре варианта базисного учебного плана:
– Варианты 1, 2 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке (один или два иностранный языка)
Вариант 3 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России
Вариант 4 – для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в том числе в ОУ Российской Федерации, где законодательно установлено государственное двуязычие
-
9 слайд
Деление классов на группы закреплено по иностранному языку, технологии при наполняемости 25 человек (20 человек)
Деление классов на группы возможно с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам при наличии необходимых средств -
10 слайд
Образовательное учреждение самостоятельно при выборе пяти- шестидневной учебной недели
-
11 слайд
Продолжительность учебного года – 35 недель
Продолжительность каникул – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Продолжительность уроков в основной школе – 45 минут -
12 слайд
БУП – основа для разработки учебного плана образовательного учреждения
Школа отражает и конкретизирует:
состав учебных предметов
недельное распределение учебного времени
максимально допустимую недельную нагрузку
направление внеурочной деятельности
Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
В учебных планах, программах, учебной, дидактической и методической литературе и иных наглядных пособиях, отражено содержание обучения.
Определение 1
План (в педагогике) – это основная нормативная документация, которая имеет определенную структуру и требования.
Выделяют три основных вида учебных планов, которые используются педагогами общеобразовательных учреждений в работе:
- базисный учебный план
- типовой учебный план
- учебный план общеобразовательной школы
Базисный учебный план
Определение 2
Базисный учебный план (БУП) – основной государственный документ, который является составной частью государственного стандарта в определенной области воспитания или предметной области.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
В том случае, если базисный учебный план разрабатывает для основной общеобразовательной школы, то он подлежит обязательному одобрению и утверждению Государственной Думой Российской Федерации. Если план разрабатывается для полной и средней общеобразовательной школы, то утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Наличие базисного плана для образовательной организации является обязательной государственной нормой.
Базисный учебный план включает:
- Общую продолжительность обучения и характеристику каждого его этапа.
- Обязательная недельная нагрузка, которая включает в себя почасовое распределение каждого учебного занятия, в соответствии с государственным Стандартом образования.
- Обязательная недельная нагрузка дополнительных и внеурочных занятий с распределением часов на каждый вид занятий.
- Общая часовая нагрузка, в соответствии с государственным Стандартом образования, включающая в себя все виды занятий, а также внеклассную и самостоятельную работу учащихся.
«Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы» 👇
Таким образом, структура базисного учебного плана представлена составом и структурой учебных предметов, порядком их изучения (семестрам, четвертям, годам), формами обучения и контролем.
Базисный учебный план состоит из трех компонентов:
- федеральный
- национально-региональный
- курсы, дисциплины и предметы по выбору
Базисный учебный план является основной для разработки рабочих и типовых учебных планов, а также основным документом для финансирования образовательного учреждения.
Замечание 1
Таким образом, базисный учебный план является основным и первичным образовательным документов в любом учебном заведении.
Типовой учебный план
Определение 3
Типовой учебный план – необязательный нормативный документ, составляемый на основании базисного учебного плана.
Типовой учебный план проходит процесс одобрения и утверждения Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Этот вид учебного плана не всегда полностью соответствует требованиям образовательной организации, поэтому он может подвергаться корректировки со стороны педагогического коллектива и методистов учреждения.
Типовой учебный план общеобразовательной школы составляется и готовится на основании государственного базисного плана и региональных учебных планов. В данном плане определены характерные черты образовании в конкретном учебном заведении.
Выделяют следующие виды типовых учебных планов:
- Индивидуальный учебный план образовательной организации – основан на базисном учебном плане, создается на тот же период.
- Рабочий учебный план образовательной организации – опирается на текущие условий, проходит ежегодное утверждение на Совете учреждения.
Рабочий учебный план – документ, который определяет структуру образовательного курса, объем времени, отведенный на освоение учебных дисциплин, в рамках рабочих и авторских программ.
Процесс обучения в образовательных организациях любого типа отражают разделение воспитания на два основных вида: технологическое и фундаментальное.
Фундаментальный тип воспитания – является основой воспитательного процесса в учебной организации.
Технический тип воспитания – направлен на повышение количества технологической подготовки.
Каждая образовательная сфера в своей деятельности опирается на каждый тип при составлении учебного плана соответствующей ступени образования, при этом сам процесс обучения делят на теоретический и практический.
Типовой учебный план включает в себя инвариантную часть, которая является основной и служит для ознакомления учащихся с национальными и общекультурными ценностями, значимыми в процессе становления и развития нравственной стороны личности. Кроме того, соблюдается правило индивидуализации образовательного процесса, учитывающего возрастные особенности, возможности и потребности каждого учащегося.
Учебный план общеобразовательной школы
Определение 4
Учебный план общеобразовательной школы – нормативный документ, который составляется и формируется на основе государственного базисного учебного плана и регионального учебного плана.
В учебном плане общеобразовательной школы отражаются характерные образовательные черты, присущие именно данной школе.
Выделяют следующие типы учебных школьных планов:
- Индивидуальный учебный план общеобразовательной школы – сформирован на основе базисного учебного плана, направлен на демонстрацию индивидуальности данной школы (например, национальные особенности обучения).
- Рабочий учебный план общеобразовательной школы – содержит планирование обучению предметам по часам, а также во внеурочное время и во время самостоятельной работы.
Учебный план общеобразовательной школы направлен на оптимизацию системы контроля качества образования, проверки внутренней работы учебного заведения в рамках единого образовательного пространства, а также соблюдение последовательности перехода между ступенями образования. Под переходом между ступенями образования понимается организация и реализация эффективного воспитательно-образовательного процесса, формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
3.1. Базисный учебный план основного общего образования
Базисный
учебный план образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих
основную образовательную программу
основного общего образования (далее
базисный учебный план), фиксирует
максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав учебных предметов
и направлений внеурочной деятельности,
распределяет учебное время, отводимое
на освоение содержания образования по
классам, учебным предметам.
Базисный
учебный план определяет общие рамки
принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к
его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его
реализации.
Базисный учебный
план обеспечивает в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
в области образования, возможность
обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации и родном
(нерусском) языке, возможность их
изучения, а также устанавливает количество
занятий.
Содержание
образования основной школы направлено
на формирование у обучающихся умения
организовывать свою деятельность –
определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации целей и применять
их на практике, взаимодействовать с
другими людьми в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
Базисный
учебный план состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса,
включающей внеурочную деятельность.
Обязательная
часть базисного
учебного
плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей,
которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждениях, реализующих
основную образовательную программу
основного общего образования, и учебное
время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Содержание
образования на ступени основного общего
образования
обеспечивает
приобщение обучающихся к общекультурным
и национально-значимым ценностям,
формирует систему предметных и
метапредметных навыков и личностных
качеств, соответствующих требованиям
Стандарта, а также формирует нравственные,
мировоззренческие и гражданские позиции,
профессиональный выбор, выявляет
творческие способности обучающихся,
развивает способности самостоятельного
решения проблем в различных видах и
сферах деятельности.
Содержание
образования на второй ступени является
относительно завершенным и базовым для
продолжения обучения в средней (полной)
общеобразовательной или профессиональной
школе, создает условия для получения
обязательного среднего (полного)
образования, подготовки обучающихся к
выбору профиля дальнейшего образования,
их социального самоопределения и
самообразования.
Часть
базисного учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на увеличение учебных
часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
В часть,
формируемую участниками образовательного
процесса, входит и внеурочная деятельность.
В соответствии с требованиями Стандарта
внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности
(духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное и т.д.)
Организация
занятий по направлениям раздела
«Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательного
процесса в образовательном учреждении.
Общеобразовательные учреждения
предоставляют обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Содержание
занятий, предусмотренных как внеурочная
деятельность, должно формироваться с
учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и
направляться на реализацию различных
форм ее организации, отличных от урочной
системы обучения, таких как экскурсии,
кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики и т. д.
При
организации внеурочной деятельности
обучающихся образовательным учреждением
могут использоваться возможности
учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта. В период каникул для
продолжения внеурочной деятельности
могут использоваться возможности
специализированных лагерей, тематических
лагерных смен, летних школ.
Чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках
реализации основной образовательной
программы основного общего образования
определяет образовательное учреждение.
Для
развития потенциала одаренных и
талантливых детей могут разрабатываться
с участием самих обучающихся и их семей
индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируется индивидуальная
траектория развития обучающегося
(содержание дисциплин, курсов, модулей,
темп и формы образования). Может быть
организовано
дистанционное образование.
Реализация индивидуальных учебных
планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Для второй ступени
общего образования представлены четыре
варианта базисного учебного плана:
варианты
1,2 – для общеобразовательных учреждений,
в которых обучение ведется на русском
языке;
вариант
3 – для общеобразовательных учреждений,
в которых обучение ведется на русском
языке, но наряду с ним изучается один
из языков народов России;
вариант
4 – для общеобразовательных учреждений,
в которых обучение ведется на родном
(нерусском) языке, в том числе в
общеобразовательных учреждениях
субъекта Российской Федерации, где
законодательно установлено государственное
двуязычие.
При
проведении занятий по родному (нерусскому)
языку в школах, где наряду с русским
языком изучается родной (нерусский)
язык (5–9 кл.), по иностранному языку и
второму иностранному языку (5–9 кл.),
технологии (5-9 кл.), а также по физике и
химии (во время проведения практических
занятий) осуществляется деление классов
на две группы: в городских учебных
заведениях при наполняемости 25 и более
человек, в сельских – 20 и более человек.
При наличии необходимых средств возможно
деление на группы классов с меньшей
наполняемостью при проведении занятий
по другим учебным предметам.
Каждое
образовательное учреждение самостоятельно
определяет режим работы (5-дневная или
6-дневная учебная неделя). При этом
предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка не должна превышать определенную
базисным учебным планом максимальную
учебную нагрузку.
Продолжительность
учебного года на второй ступени общего
образования составляет 35 недель.
Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет
не менее 30 календарных дней, летом – не
менее 8 недель.
Продолжительность
урока в основной школе составляет 45
минут.
Базисный |
|||||||
основного |
|||||||
|
Вариант № 1 |
||||||
Предметные |
Учебные предметы |
Количество |
|||||
области |
|||||||
классы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная |
|||||||
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
21 |
|
Филология |
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
Иностранный |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Математика |
5 |
5 |
10 |
||||
Математика и |
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
9 |
||
информатика |
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
6 |
||
Информатика |
1 |
1 |
1 |
3 |
|||
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
|
Обществознание |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Основы духовно- |
Основы духовно- |
1/0 |
0,5 |
||||
нравственной |
нравственной |
||||||
народов России |
народов России |
||||||
Физика |
2 |
2 |
2 |
6 |
|||
Естествознание |
Химия |
2 |
2 |
4 |
|||
Биология |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
Изобразительное |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Технология |
Технология |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
|
Физическая |
ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
культура и ОБЖ |
Физическая |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого: |
28,5 |
29 |
31 |
31 |
31 |
150,5 |
|
Часть, |
3,5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
21,5 |
|
Максимально |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
|
Внеурочная |
Базисный учебный |
|||||||
основного |
|||||||
Вариант № 2 |
|||||||
Предметные |
Учебные предметы |
Количество |
|||||
области |
|||||||
классы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная |
|||||||
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
3 |
3 |
21 |
|
Филология |
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
Иностранный |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Второй иностранный |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Математика |
5 |
5 |
10 |
||||
Математика и |
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
9 |
||
информатика |
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
6 |
||
Информатика |
1 |
1 |
1 |
3 |
|||
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
|
Обществознание |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Основы духовно- |
Основы духовно- |
1/0 |
0,5 |
||||
нравственной |
нравственной |
||||||
народов России |
народов России |
||||||
Физика |
2 |
2 |
2 |
6 |
|||
Естествознание |
Химия |
2 |
2 |
4 |
|||
Биология |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
Изобразительное |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Технология |
Технология |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
|
Физическая |
ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
культура и ОБЖ |
Физическая |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого: |
30,5 |
31 |
33 |
33 |
33 |
160,5 |
|
Часть, |
1,5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
11,5 |
|
Максимально |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
|
Внеурочная |
Базисный учебный |
|||||||
основного |
|||||||
Вариант № 3 |
|||||||
Предметные |
Учебные предметы |
Количество |
|||||
области |
|||||||
классы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная |
|||||||
Русский язык |
5 |
6 |
3 |
3 |
3 |
20 |
|
Филология |
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Родной язык и |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Иностранный |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Математика |
5 |
5 |
10 |
||||
Математика и |
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
9 |
||
информатика |
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
6 |
||
Информатика |
1 |
1 |
1 |
3 |
|||
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
|
Обществознание |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Основы духовно- |
Основы духовно- |
1/0 |
0,5 |
||||
нравственной |
нравственной |
||||||
народов России |
народов России |
||||||
Физика |
2 |
2 |
2 |
6 |
|||
Естествознание |
Химия |
2 |
2 |
4 |
|||
Биология |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
Изобразительное |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Технология |
Технология |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
|
Физическая |
ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
культура |
Физическая |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого: |
30,5 |
31 |
33 |
34 |
34 |
162,5 |
|
Часть, |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9,5 |
|
Максимально |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
|
Внеурочная |
Базисный учебный |
|||||||
основного |
|||||||
Вариант № 4 |
|||||||
Предметные |
Учебные предметы |
Количество |
|||||
области |
|||||||
классы |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
Всего |
|
Обязательная |
|||||||
Русский язык |
5 |
6 |
4 |
4 |
5 |
24 |
|
Филология |
Родной язык и |
5 |
6 |
4 |
4 |
5 |
24 |
Иностранный |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|
Математика |
5 |
5 |
10 |
||||
Математика и |
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
9 |
||
информатика |
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
6 |
||
Информатика |
1 |
1 |
1 |
3 |
|||
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
|
Обществознание |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Основы духовно- |
Основы духовно- |
1/0 |
0,5 |
||||
нравственной |
нравственной |
||||||
народов России |
народов России |
||||||
Физика |
2 |
2 |
2 |
6 |
|||
Естествознание |
Химия |
2 |
2 |
4 |
|||
Биология |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
Изобразительное |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Технология |
Технология |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
|
Физическая |
ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
3 |
||
культура |
Физическая |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого: |
30,5 |
32 |
33 |
34 |
35 |
164,5 |
|
Часть, |
1,5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
7,5 |
|
Максимально |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
|
Внеурочная |
Базисный
учебный план является основой для
разработки учебного плана образовательного
учреждения, в котором отражаются и
конкретизируются основные показатели
базисного учебного плана:
·состав
учебных предметов;
·недельное
распределение учебного времени,
отводимого на освоение содержания
образования по классам, учебным предметам,
а также внеурочную деятельность;
·максимально
допустимая недельная нагрузка обучающихся;
·направления
внеурочной деятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Базисный учебный план НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования:
- является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта,
- определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся,
- состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности,
- распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Реализация учебного плана на первой ступени общего образования
- формируются базовые основы
2. фундамент всего последующего обучения
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования
1. закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка —
3. развивается познавательная мотивация и интересы об учащихся,
2. формируются универсальные учебные действия;
система учебных и познавательных мотивов,
умение принимать, сохранять, реализо-
вывать учебные цели,
умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия и их результат
их готовность и способность к сотрудничеству и
совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками,
формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Базисный учебный план состоит из двух частей
обязательной части
и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность,
осуществляемую во второй половине дня.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет
состав обязательных учебных предметов для реализации во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования,
и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть базисного учебного плана
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.
Обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует
в пределах максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся), может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
- В данную часть входит и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность
организуется по направлениям
развития личности
социаль-
ное
спортивно-оздоровите-
льное
Общекуль-
турное
Общеинтел-
лектуальное
духовно-
нравственное
Примерный учебный план 2010 года.
Для первой ступени общего образования представлены три
варианта базисного учебного плана:
- вариант 1 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;
- вариант 2 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
- вариант 3 — для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.
Примерный учебный план 2010 года (1 вариант).
Предметные
области
Учебные предметы
класс
Филология
Количество часов в неделю
I
Русский язык
5
II
Литературное чтение
III
5
Иностранный язык
Математика и информатика
4
IY
5
Всего
Обществознание и естествознание
–
Математика
4
5
Окружающий мир
Основы духовно-нравственной культуры народов России
4
2
4
20
Искусство
2
4
2
4
Основы духовно-нравственной культуры народов России
4
–
16
2
Музыка
2
Изобразительное искусство
1
6
2
–
4
Технология
–
Физическая культура
2
1
16
Технология
1
1
Физическая культура
1
0/5
1
8
1
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
ИТОГО:
2
1
1
0,5
1
2
Максимально допустимая недельная нагрузка
1
4
20
1
4
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)
–
2
22
22
4
20
Всего к финансированию
2
3
3
8
25
22,5
10
2,5
25
86,5
10
30
35
8,5
10
25
10
35
95
40
35
135
Примерный учебный план образовательного учреждения.
Учебные предметы
класс
Количество часов в неделю
I
Русский язык
II
Литературное чтение
5
4
5
III
Английский язык
5
IY
4
Всего
Математика
–
4
5
2
4
Окружающий мир
4
20
2
2
4
Основы духовно-нравственной культуры народов России
16
–
2
Музыка
2
4
1
2
4
–
Изобразительное искусство
6
1
1
16
–
2
Технология
1
0/1
1
8
1
Физическая культура
Краеведение
2
1
0,5
1
1
–
1
4
2
Информатика
1
4
ИТОГО:
–
1
1
2
1
20
2
1
4
24
1
1
8
3
24
1
3
24,5
92,5
Примерный учебный план образовательного учреждения
Учебные предметы
класс
Количество часов в неделю
I
Внеурочная деятельность
10
Спортивные кружки, секции
II
2
III
Растим патриотов
10
IY
10
Всего
Предметные кружки
2
2
2
2
Музыкальные кружки, театральная студия
2
10
2
Социальная работа
2
2
2
40
2
1
8
2
Проектная деятельность
2
Всего к финансированию
1
1
8
2
2
8
30
1
2
1
8
34
1
1
4
34
1
4
34,5
132,5
№
п/п
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 октября 2009 г. N 373
1.
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 ноября 2010 г. N 1241
Пункт16. Разделы основной образовательной программы начального общего образования.
2.
Разделы основной образовательной программы начального общего образования.
Пункт 17. Реализация основной образовательной программы начального общего образования.
3.
Реализация основной образовательной программы начального общего образования.
Пункт 19.3. Учебный план начального общего образования.
Учебный план начального общего образования.
Режим работы образовательного учреждения.
Образовательное учреждение
самостоятельно определяет режим работы
(5дневная или 6дневная учебная неделя).
- Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.
- Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
- Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
- Продолжительность урока составляет:
• в 1 классе — 35 минут;
• во 2—4 классах — 40—45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).