Как составить беседу по литературному чтению 2 класс

Школа – общеобразовательное учреждение. В школе ученики получают знания по многим предметам. В первую очередь, знакомятся с буквами, учатся читать и писать, узнают цифры, учатся считать.

Но в школе не только дают знания по определенным дисциплинам. В школе учат жизни, поведению на уроках, переменах, тому как надо вести себя со старшими, тому, что нужно помогать малышам и так далее, то есть знакомят с правилами поведения в обществе.


Примеры диалогов на тему “Чему учат в школе”

  • Как ты думаешь, чему учат в школе?
  • Нас уже научили читать, писать и считать.
  • А еще чему-нибудь вы научились?
  • Да. На уроках нам рассказывают, как нужно вести себя на улице, в школе и дома. Сегодня мы знакомились с пословицами и поговорками о дружбе. Теперь я знаю, что такое настоящая дружба, дружить нужно уметь, дружбу нужно ценить и дорожить своими друзьями.

  • Как можно ответить на вопрос, чему учат в школе?
  • Мы изучаем на уроках разные школьные предметы и учимся использовать полученные знания в жизни. Нас учат наблюдать, обобщать, делать выводы.
  • А чему еще учат в школе?
  • Нас учат правилам поведения. Нам рассказывают, что книга – источник знаний, поэтому нужно много читать. Лучше читать не все подряд, а добрые поучительные произведения, герои которых могут служить примером. Еще мы теперь знаем, что нужно помогать пожилым людям, не обижать тех, кто слабее тебя и малышей.

Учебный
диалог на уроках литературного чтения в начальных классах.

         Современная школа призвана воспитывать творческую
личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных
областях общественной и государственной жизни. Особая роль при этом отводится
начальному этапу обучения, где закладывается фундамент образования, формируются
основы научных знаний, познавательные интересы и навыки самостоятельной
творческой работы. Основная цель обучения русскому языку  и литературному чтению 
в начальных классах – научить умению пользоваться языком в различных ситуациях
общения. А овладение связной диалогической речью – одна из главных задач
речевого развития детей младшего школьного возраста. Её успешное решение
зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного
благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности
ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного
речевого воспитания.

      Диалогическую речь обучающихся я стремлюсь развивать на
каждом уроке литературного чтения
, поскольку эти уроки ориентированы на формирование
эмоционально-ценностных отношений, что позволяет организовать учебный процесс
вокруг важных тем, проблем, волнующих учеников.

      Базой служит традиционная программа общеобразовательной
школы «Школа России». Учебник «Литературное чтение». Авторы Л.Ф. Климанова.,
В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, и тетради «Литературное чтение» авторы М.В.
Бойкина, Л.А. Виноградская.

Важной задачей
учителя на уроке является создание ситуации, близкой к ситуации живого общения.
Здесь мне на помощь приходит учебный диалог. (Слайд 2)Учебный диалог на уроке –
 это  не только особая форма обучения, при которой учебные задачи становятся в
виде нерешенных проблем, но и форма обучения, и тип взаимоотношений в процессе
совместной познавательной деятельности. Поэтому я стремлюсь к зарождению
необычного общения между учителем и обучающимися, в котором собеседники
проявляют собственный взгляд на мир.

      Особенностями
учебного диалога являются (слайд3):

-наличие единой,
интересной для всех участников диалога проблемы;

-наличие двух и
более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

-возможность
свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;

-наличие цели
организации диалога;

-наличие обратной
связи;

-наличие
диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и обучающимся.

Главное
условие для возникновения учебного диалога на уроке литературного чтения – проблемная
ситуация, интересная для всех участников, поскольку именно она является
начальным моментом мыслительного процесса.

В
обучении использую различные виды учебного диалога: учитель-класс; учитель-обучающийся;
обучающийся-обучающийся, обучающийся – класс. Чаще на уроке бывает  диалог  учитель-класс.,
Организую его так, чтобы этот диалог вылился в непринужденную беседу по
вопросам, интересующим не только меня, но и детей.

Развитие диалогической речи обучающихся во многом
зависит и определяется наличием  текстов художественных произведений в
учебниках литературного чтения. Доступными для обучающихся начальной школы
являются произведения, в которых отношение автора к героям выражено ясно, а
содержание соответствует представлениям школьников об окружающем мире. Тема
художественного произведения должна быть близка и понятна детям, вызывать
интерес и эмоциональные переживания. Тексты – с динамически развивающимся,
эмоционально окрашенным сюжетом.

Программа по литературному чтению предлагает
многообразие тем: о ребятах-сверстниках и их поступках, о путешествиях и
приключениях, о труде взрослых и детей. Выбор тем обусловлен важными для
начинающего читателя вопросами: добра и зла, милосердия и сострадания, т.е.
вопросами связанными с определенными нравственными понятиями. Для организации
диалога на уроке использую  тексты для беседы с элементами дискуссии,  в
которых  есть  проблемы, обозначенные авторами  в произведениях. Также учитываю
разнообразие жанров. Сказки и рассказы развивают оценочные суждения школьников,
рассказы привлекают детей  знакомыми ситуациями, героями-сверстниками. Характер
произведений играет немаловажную роль. Больший интерес и желание высказаться,
поделиться впечатлениями вызывают у детей весёлые рассказы. Для беседы с
элементами дискуссии я выбираю произведения Л.Н. Толстого, Н. Носова, В.
Голявкина, В. Драгунского, Ю. Яковлева, В. Осеевой и др.

Структура
учебного диалога учитель – класс может быть следующей:

(Слайд 4)

1. Первый этап-формулировка темы, которая может
заключать в себе проблему. Тема учебного диалога формулируется всегда шире, чем
учебная задача: «Ложь и фантазия», (по рассказу Н. Носова «Фантазёры»),
«Красота внутренняя и внешняя» (по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок») и
т.д.

Иногда
тема урока задаётся в виде вопроса. Вопрос – тема побуждает обучающихся к
самостоятельному поиску новых знаний, содержит в себе затруднение или
противоречие, которое необходимо решить на уроке. Например: «Чем провинилась
Малька в рассказе В.И. Белова?». Тема может быть сформулирована интересной
загадкой, пословицей («Будь храбр по уму и по сердцу»   рассказ Л.Н. Толстого
«Лев и собачка»)

Формулировки
должны отражать противоречивые точки зрения, своеобразный толчок, побуждение к
спору.

Так
по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» для беседы с элементами дискуссии мною
была предложена тема «Был ли старик волшебником»?. Такая формулировка позволила
заинтересовать обучающихся, послужила началом учебного диалога.

2.
На следующем этапе, заключающем в себе совместный поиск решения учебной задачи,
применяю разные методические приёмы, способствующие организации учебного
диалога. Главным приёмом здесь является вопрос. Вопросы содержат в себе
познавательную трудность, побуждают обучающихся к самостоятельному поиску
знаний, заставляющие рассуждать, анализировать, аргументировать свои выводы.

         Беседа
начинается с вопроса, содержащего проблему и направляющего внимание обучающихся
на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в
ходе всего урока, т.е. дети вначале беседы не знают не только ответа, но и
путей решения данной проблемы

В обучении
пользуюсь интересными приемами: «Дразнящий собеседник». Он заставляет мыслить
школьника от себя; Приём «Угадай вопрос».

обучающемуся,
вышедшему к доске,  даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и
не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным
нужно догадаться, каким был вопрос.  «Верю, не верю»- поддержка позиции ученика,
выдвигающего смелую идею; приём «Сопоставление» произведений, героев;  «прогнозированное
чтение». Эти приёмы способствуют развитию мышления, позволяют обратиться к
личному опыту ребенка, сопоставить знакомые ему явления.

Третий
этап – совместный поиск учебной задачи – идёт на этапе анализа произведения.
Здесь выслушиваются разные точки зрения детей, при необходимости проводится
корректировка. На этом этапе, использую систему вопросов, помогающих
понять содержание произведения, вникнуть в смысл, понять позицию автора. Например, 
приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы применила при
анализе произведения В. Бианки «Сова».
Обучающиеся
отвечают с места по желанию. Вопросы, ответы на которые обычно получаются
однозначными, короткими, по факту называются «тонкими». Вопросы, ответы на
которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными
и длинными называются «толстыми».

На
толстый вопрос могут быть несколько ответов.

         Приём
«Ромашка Блума» использовался мною при составление вопросов по содержанию
рассказа М. Пришвина «Ребята и утята»
. На доске магнитами
прикреплены лепестки ромашки. По одному обучающемуся выходят к доске, снимают
лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию
прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети
отвечают на получившиеся вопросы.(Слайд6)

Куда?
(Куда утка повела своих утят?)

Зачем?
(Зачем дети ловили утят?)

Что?
(Что сказал ребятам взрослый?)

Как?
(Как Пришвин простился с утятами?)

Объясни…
(Объясни, почему автор называет ребят глупышами).

Что
было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)

         Эти
приёмы являются формами учебного диалога, используются для формирования таких
коммуникативно-речевых умений, как слушать, устанавливать обратную связь,
изменять своё коммуникативное поведение.

На уроках стараюсь
создать благоприятный эмоциональный фон обучения, показать детям свою искреннюю
заинтересованность темой разговора.

Обобщение в
учебном диалоге делаю сама, подводя  итог высказываниям обучающихся. (Слайд 7)

Конец
ХХ в. начало ХХI в. часто называют временем диалога. Поэтому школа ставит
основной целью обучение общению. Учитель на уроке должен создать учебный диалог
равноправных сознаний, в ходе которого происходит не усвоение готовых
знаний, а поиск истины.

Мастер-класс
«Организация учебного диалога на уроках литературного чтения»

Фрагмент
урока

Предмет:
литературное чтение.

Тема:
В. Бианки. «Сова»

Класс: 
2.

Цель
урока: уметь отвечать на вопросы по содержанию текста, конструировать
собственные вопросы.

Формы
работы: индивидуальная, парная, групповая (большая группа).

Ресурсы:
компьютер,  слайдовая презентация,  карточки с таблицей
«Тонкие»  и «Толстые» вопросы, расстановка парт П-образной формы.

Аннотация:

Предлагаемый
фрагмент урока  демонстрирует один из оптимальных способов расстановки
парт в классе для создания благоприятного психологического климата и
эффективной организации общеклассной дискуссии.

Подобная
расстановка парт позволяет системно и целенаправленно работать над развитием у
учащихся умения вести учебный диалог как в парах, так и в большой группе,
самостоятельно конструировать вопросы низкого и высокого порядка (модули «Новые
подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению»).

Также
данный подход обеспечивает личностное развитие младших школьников – снижение
уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, быть  непонятым,
формирование познавательного интереса и учебной мотивации.

Кроме
этого, это способ диагностики знаний ученика, уровня его погружения в текст.

https://pandia.ru/text/80/511/images/img1_97.png

План
фрагмента урока:

Этап урока

временные рамки

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Активизация

1 минута

– Ребята, давайте начнём наш урок с приветствия.

Два ученика наизусть читают стихотворение-приветствие:

Мы рады приветствовать всех

в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше,

и краше.
Но пусть в нашем классе

нам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.  
Ну что ж, начнём урок,

не будем зря время терять.

Повторение правил  ведения диалога

1 минута

– Ребята, напомните друг другу некоторые правила ведения
диалога. Какие правила общения  нужно соблюдать?

Ученики отвечают с места по желанию.

Предполагаемые ответы учащихся:

умение слушать другого

умение высказывать своё мнение

быть уважительным

хочешь говорить – подними руку…

Актуализация знаний 

3 минут

– Ребята, какое умение поможет определить, насколько хорошо вы
помните содержание прочитанного произведения. 

– Какой приём помогает думать над прочитанным, понимать произведение?

https://pandia.ru/text/80/511/images/img2_135.jpg

– Умение задавать вопросы.

– Приём «Толстых» и «Тонких» вопросов.

– Напомните друг другу, какие вопросы называются тонкими, какие
толстыми.

Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы в данном случае применяется
на стадии рефлексии при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Ученики отвечают с места по желанию.

Предполагаемые ответы учащихся:

– Вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными,
короткими, по факту называются «тонкими».

– Вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми,
подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными называются
«толстыми».

На толстый вопрос могут быть несколько ответов.

Актуализация знания содержания текста

2 минуты

– Ребята, посмотрите внимательно на название произведения,
которое мы изучили.

Название произведения написано на доске:  «Сова».

– О чём это произведение?

– К какому жанру оно относится?

– Чему оно вас учит?

Ученики отвечают с места по желанию.

Предполагаемые ответы учащихся:

– это произведение о природе.

–  к сказке – не сказке.

– учит уважать  природу, заботиться о ней…

Составление  вопросов низкого и высокого порядка

3 минуты

– Проведем небольшую разминку «Проверь себя».

– Ребята, сейчас каждый из вас устно придумает 

два-три вопроса («тонкие», «толстые») по данному произведению
для своего соседа по парте. Вопросы запишите в таблицу.

Ученики индивидуально конструируют и записывают «тонкие» и
«толстые» вопросы в таблицу.

Устно отвечают на них.

Диалоговая беседа “ученик-ученик”,

работа  в парах

5 минут

– Затем вы будете работать  в парах, задавая по очереди
каждый свой вопрос. Один ученик задаёт вопрос, другой отвечает, потом
меняетесь, и так, пока у вас не закончатся вопросы.

Дети устно друг другу задают вопросы и отвечают на них.

Диалоговая беседа “ученик-класс”

10 минут

– А сейчас выберите самые интересные вопросы из придуманных вами
и задайте их своим одноклассникам. Работать будем по цепочке.

Дети друг другу задают вопросы и отвечают на них по цепочке.

Предполагаемые варианты «тонких и толстых» вопросов и ответов по
сказке «Сова»:

-Почему сова обиделась на старика?

-Старик сказал, что от совы нет пользы. Какой же она ему друг?

-Почему для мышей настало раздолье?

-Сова обиделась на старика и перестала охотиться на мышей. 
– О чем сова сказала старику?

-Мыши начнут разорять гнезда шмелей, и они улетят на другой луг.

-Обеспокоило это старика?

-Нет, старик не обратил внимание.

-Почему шмели улетели с луга?

-Мыши разорили их гнезда.

-Огорчило это старика?

-Нет, его это не огорчило.

-С чем сравнивает автор сено без клевера?

-Сено без клевера, что каша без масла.

-А какая каша без масла?

-Не вкусная, не сытная, пустая.

-О чем предупреждала сова?

-Корова мало будет давать молока. Старику нечем будет забеливать
чай.

-Почему старик ругается?

-Сова оказалась права.

-Почему старику и сове плохо друг без друга?

-Они нужны друг другу.

-Ребята, какой урок извлекли для себя из сказки?

-В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это
равновесие.

Рефлексия

проделанной работы

1 минута

– Какое умение помогло  вам лучше понять содержание сказки?

Учащиеся осуществляют рефлексию собственных умений задавать
разные типы вопросов.

5.    Обобщение

(определение
главной мысли рассказа)

Организует
деятельность учащихся, направленную на исследование и решение проблемных
ситуаций.

СЛАЙД
22


Выполним задание 5 на рабочих листочках.


Прочитайте задание.


Что нужно сделать?


Слушайте вопросы внимательно.


Прочитайте 1 вопрос.


чём попросила мама дочек?)


Кому из одноклассников ты адресуешь вопрос?


Прочитайте второй вопрос.


Верно ли составлен вопрос?


Сформулируй вопрос правильно.


Кому адресуешь вопрос?


Прочитайте третий вопрос.


Кому адресуешь вопрос?


Прочитайте 4 вопрос.


Охарактеризуем Наташу. При ответе можете пользоваться словами, приведёнными
ниже.


Обсудите варианты ответов с товарищем.


Какие слова характеризуют Наташу?


Как понимаете значение слова равнодушная?


Подберите нужные слова, чтобы охарактеризовать Олю.


Работаем в паре.

·        
 


Какие слова характеризуют Олю?


Как понимаете значение слова отзывчивая?


Прочитайте 5 вопрос.


Есть ли в вопросе ошибка?


Исправьте ошибку.


Кому адресуешь вопрос?


Прочитайте 6 вопрос.


Кто нашёл ошибку?


Кому адресуешь вопрос?


Прочитаем седьмой вопрос.


Как вы на него ответите?

Организует
деятельность детей, направленную на определение замысла автора.


Чему автор хотел вас научить, написав этот рассказ?


Определите главную мысль рассказа.


Вспомним пословицу, которую вам предложило солнышко в начале урока.

СЛАЙД
23


Какое отношение она имеет к нашему уроку?

(СЛАЙД
2 4)


Как в жизни вам может пригодиться совет автора, приведите примеры.

Исследуют
и решают проблемные ситуации.

Читают
задание.

Отвечают
на вопрос учителя.

(Прочитать
вопросы, исправить ошибки, задать вопросы одноклассникам).

Читают
вопрос.


чём попросила мама дочек?)

Адресуют
вопрос.

Отвечают
на вопрос. 
(Помочь вымыть посуду).

Читают
вопрос.

(Почему
девочки хотели помогать маме?)

Находят
ошибку.

Формулируют
вопрос.

(Почему
девочки не хотели помогать маме?)

Адресуют
вопрос.

Отвечают
на вопрос. 
(Были заняты своими делами. Наташа читала книгу, Оля лепила из
пластилина).

Читают
вопрос.

(Какой
выбор сделала каждая из сестер?)

Адресуют
вопрос.

Отвечают
на вопрос. 
(Наташа осталась читать увлекательную книгу. А Оля решила сначала
помочь маме, а потом лепить.)

Читают
вопрос.

(Какими
по характеру были сестры?)

Работают
в парах, обсуждают варианты ответов.

Характеризуют
Наташу.

(Равнодушная,
ленивая, нечуткая).

Токуют
значение слова.

Работают
в парах, обсуждают варианты ответов.

Характеризуют
Олю.

(Трудолюбивая,
добрая, отзывчи-

вая)

Токуют
значение слова.

Подчёркивают
выбранные слова.

Читают
вопрос.

(Почему Наташа съела
два пирожных?)

Находят
ошибку.

Формулируют
вопрос.

(Почему Оля съела
два пирожных?)

Адресуют
вопрос.

Отвечают
на вопрос. 
(Оля съела два пирожных, потому что за старание ее отблагодарила
мама, а старшая сестра так и не пришла на помощь).

Читают
вопрос.

(Какой
урок хотела дать мама младшей дочке?)

Находят
ошибку.

Формулируют
вопрос.

(Какой
урок хотела дать мама старшей дочке?)

Адресуют
вопрос.

Отвечают
на вопрос.
 (Мама хотела таким поступком показать дочке, что нужно
помогать, когда просят, быть ответственной).

Читают
вопрос.

(Как
вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?)

Высказывают
свои мнения.

Отвечают
на вопрос учителя.

(Нужно
помогать людям, быть добрыми, внимательными и люди ответят тебе благодарностью).

Делают
вывод.

(Какой
труд, такая и награда.)

Какие
труды, такие и плоды.

Соотносят
содержание рассказа с пословицей.

(Передаёт
главную мысль рассказа, который мы изучали).

Соотносят
новые знания с жизненным опытом, высказывают предположения.

(Будешь
хорошо выполнять просьбы учителя, учить уроки, будешь получать хорошие оценки)

(Поможешь
бабушке донести сумки, бабушка испечёт пирог).

Личностные:

умение
выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности,
внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и оказанию помощи тем, кто
в ней нуждается.

Познавательные:

давать
оценку поступкам главных героев; 
находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе
чтения текста.

Коммуникативные:

умение
слушать и слышать; ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые
конструкции.

Регулятивные:

оценивать
собственное мнение. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Личностные:

умение
выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Регулятивные:

оценка
собственного мнения.

Познавательные: ориентироваться
в своей системе знаний. Решение проблемы, построение логической цепи
рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

умение
аргументировать своё предположение.

Закрепление приобретённых
знаний в новых условиях.

Цель: освоение
способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Организует
деятельность учащихся, направленную на закрепление новых знаний.

– Прочитайте
«про себя» отрывки из рассказа. Подумайте, в правильной ли последовательности
они располагаются.


Пронумеруем отрывки в правильном порядке.

– Какой
отрывок идёт сначала?


Нумеруй.


Далее?


Нумеруй.


Какой отрывок следующий?


Нумеруй.


Далее?


Нумеруй.


Прочитай отрывок, который идёт в тексте последним, пронумеруй.

Применяют
знания в практической деятельности.

Выполняют
задание, следуя инструкциям учителя.

Первый
ученик читает отрывок, нумерует его.

Второй
ученик читает отрывок, нумерует его.

Третий
ученик читает отрывок, нумерует.

Четвёртый
ученик читает отрывок, нумерует его.

Читает
и нумерует пятый отрывок.

Познавательные:

умение
структурировать знания; выбирать наиболее эффективные способы решения задания;
умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление
поведением партнера при работе в паре, контроль, коррекция, оценка действий
партнера.

Регулятивные:

точное
следование инструкциям учителя.

Контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение
поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, оценка,
самооценка деятельности.

Организует
деятельность детей, направленную на подведение итогов урока. Отмечает степень
вовлеченности учащихся в работу на уроке.


Какие задачи мы ставили в начале урока?

СЛАЙД
25


Как считаете, смогли ли добиться решения поставленных задач?


Докажите.


Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева.


Дети будьте добрыми и отзывчивыми, цените своих родителей, уважайте окружающих
вас людей, тогда и все они отплатят вам благодарностью.

Цель: ознакомление
учителей начальных классов района с методами и приёмами технологии развития
критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

Задачи:


расширить понятие о технологии развития критического мышления.


показать варианты применения приемов развития критического мышления в своей
практической работе;


доказать важность использования подобных приёмов на уроках в начальной школе.

Оборудование: интерактивная
доска, презентация, раздаточный материал для организации работы в группах.

Целевая
аудитория:
  учителя начальных классов.

Ход мастер-класса.

Добрый
день,  уважаемые коллеги! Я хочу представить вашему вниманию
мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного
чтения».

Предлагаю
вам рассмотреть фрагмент урока литературного чтения во 2 классе «Добро и зло в
произведениях Михаила Пришвина», а затем проанализировать методы и приёмы,
используемые мной.

Итак,
представьте, что вы ученики 2 класса.

I.
Работа над новой темой

1.
Прогнозирование

– Перед
вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)

Можно
ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь? Слайд 10

– Кто
видел маленьких утят? Где?

– Утки
бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек –
чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд 11

2.
Первичное чтение рассказа.

Прослушайте
аудиозапись рассказа Пришвина «Ребята и утята», подчеркните карандашом
непонятные по значению слова.

(Звучит
аудиозапись).

Маленькая
дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести
своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро
далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за
три, на кочке, в болотном лесу. А когдавода спала, пришлось все три
версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека,
лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту
из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она,
конечно, пустила их вперед.

Вот
тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили
утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны
на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались
закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

– Что
вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они
струсили и ответили:

– Пустим.

– Вот
то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где
теперь мать?

– А
вон сидит! – хором ответили ребята.

И
указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка
действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

– Живо,
– приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!

Они
как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм.
Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и
дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному
полю
. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход
деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно
снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

– Счастливый
путь, утята!

Ребята
надо мной засмеялись.

– Что
вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть
утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все
шапки, кричите «до свиданья»!

И
те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все
разом закричали ребята:

– До
свиданья, утята!

3.
Словарная работа. Работа со словарём. Слайды 12-15


Какие непонятные слова вам встретились?

(Далее
проводится словарная работа с опорой на словарь учебника и презентацию).

Чирок-свистунок –
птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

Верста –
старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Вода
спала
 – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница –
помещение, где работают кузнецы.

Паровое
поле 
– поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное
поле 
– поле, засеянное овсом. 

4.
Эвристическая беседа. Приём «фишбоун».

-Ребята,
давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых
поступков героев.

Дети
приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет
рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева
добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.

hello_html_5de3a949.png


Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок?
Почему он это делает?


Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?

Утка
– добрая, защищает своих утят.

Утята
– добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.

Автор
– добрый, любит животных, неравнодушный.

Ребята
– совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.


Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).

5.
Анализ названия рассказа


Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой
поступок детей»).

– Как
автор назвал свой рассказ? Почему именно так?

– Автор
делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все
вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.


Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А
чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен
контролировать своё поведение).

II.
Проверка понимания прочитанного.

1.
Составление синквейна. Работа в группах. Слайд 17.


предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.( Дети
составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).

Ребята.

Глупые,
легкомысленные.

Бегут,
ловят, раскаиваются.

Дети
пожалели о своём плохом поступке.

Глупыши.

Утята.

Маленькие,
беспомощные.

Идут,
боятся, путешествуют.

Утята
– маленькие живые существа.

Дети.

Утка.

Заботливая,
смелая.

Ведёт
за собой, учит, защищает.

Утка
заботится о своих утятах.

Мама.

Пришвин.

Добрый,
неравнодушный.

Наблюдает,
записывает, любит.

Михаил
Пришвин учит любить природу.

Учитель.

2.
Составление вопросов по содержанию рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» Приём
«Ромашка Блума».

На
доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к
доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по
содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его
классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.

Куда?
(Куда утка повела своих утят?)

Зачем?
(Зачем дети ловили утят?)

Что?
(Что сказал ребятам взрослый?)

Как?
(Как Пришвин простился с утятами?)

Объясни…
(Объясни, почему автор называет ребят глупышами).

Что
было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)

3.
Составление плана рассказа. Работа в группах.

Каждая
группа получает лист ответов и набор карточек.

Задание:
восстановите последовательность событий. Наклейте на лист ответов план
рассказа. Запишите цепочку цифр в отведённые для этого окошки внизу страницы.

3.
Утка повела утят к озеру.

5.
Ребята ловили утят.

2.
Приказ взрослого.

1.
Семья продолжает путешествовать.

4.
До свидания, утята!

VII. Рефлексия урока. Слайд 18.

– Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце
или добрые поступки?

У каждого из вас на парте 3 цветочка: красный символизирует
доброе сердце, жёлтый – добрые мысли, голубой – добрые поступки.

– Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые
мысли или добрые поступки?

Выберите один цветочек и наклейте его на рисунок. (На доске
рисунок, на котором изображена уточка с утятами, идущие по лугу).

– Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне.
Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).

– Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были
добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!

Анализ фрагмента урока

При
организации работы с текстом были использованы приёмы технологии развития
критического мышления. Авторы этой технологии – американские учёные Чарльз
Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил.

Критическое
мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и уметь
обосновать её.

Главная
цель ТРКМ – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему
добывать знания самостоятельно.

Вы
наблюдали такие приёмы, как:

1. Прогнозирование развивает
творческое воображение, умение предвидеть развитие событий..

2. Эвристическая
беседа
 развивает умение работать с источником информации, сравнивая, обобщая
и делая выводы. Приём «фишбоун».

hello_html_ccf307e.png

3. Синквейн позволяет
провести синтезирование, обобщение информации по теме, способствует развитию
речи, пополнению словарного запаса, упражнению в составлении краткой
характеристики героя.

4.
Ромашка Блума позволяет развивать умение формулировать вопрос и ответ. Используется
прием «Толстый и тонкий вопросы»
. Тонкий вопрос требует знания фактов,
толстый – рассуждения.

5.Восстановление
плана рассказа развивает логическое мышление, умение работать в группе.

6.Рефлексия
развивает умение оценить себя и готовит к решению задач в жизненных ситуациях.

Таким
образом, применение методов и приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения
позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и
творческого решения проблем. Критическое мышление помогает человеку
определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует
умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать
последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру
диалога в совместной деятельности.

Составьте с другом диалог о том, чему учат в школе. Используйте выражения: дорожить дружбой, книжки добрые читать, не обижать малышей.

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 2 класс (часть 1) Климанова. страница 102. Номер №4

Решение

В школе ученики получают знания по многим предметам. Знакомятся с буквами, учатся читать и писать, узнают цифры, учатся считать.
Но в школе не только дают знания по определенным дисциплинам. В школе учат жизни, поведению на уроках, переменах, тому, как надо вести себя со старшими, тому, что нужно помогать малышам, знакомят с правилами поведения в обществе.
Ученик 1: Как ты думаешь, чему учат в школе?
Ученик 2: Нас уже научили читать, писать и считать.
Ученик 1: А еще чему−нибудь вы научились?
Ученик 2: Да. На уроках нам рассказывают, как нужно вести себя на улице, в школе и дома. Сегодня мы знакомились с пословицами и поговорками о дружбе. Теперь я знаю, что такое настоящая дружба, что дружбой нужно дорожить и ёщё не обижать малышей, а помогать им, читать надо только добрые книжки.

Конспект урока по литературному чтению  по теме: «Диалог с автором». 2 класс

Цели и задачи

Обучающие: закрепить навык работы по прогнозированию содержания книги по её элементам

самостоятельно или с помощью учителя задавать вопросы по тексту и отвечать на них

продолжить работу, направленную на формирование умения понимать прочитанное, на основе диалога с автором

Развивающие: расширять кругозор учащихся

развивать умение школьников осуществлять поиск необходимой информации в справочно–энциклопедических изданиях

Воспитательные: выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу

Учитель

Каждый раз, беря в руки книгу, мы замираем в ожидании чуда. Куда позовёт нас автор на этот раз: может полюбоваться на первый весенний цветок или поплакать с грустным осенним дождиком, а может быть покатает на облаках. Или просто расскажет интересную историю про таких же, как вы мальчишек и девчонок, или пригласит порассуждать о том, например, откуда появился ветер, почему вода в море солёная?

Рассмотрите книги, представленные здесь.

Давайте попробуем предположить, о чём в каждой из них автор будет говорить с нами?

Дети

Пришвин, Бианки, Паустовский писали о природе, поэтому в этих книгах, скорей всего, будут рассказы о животных или растениях. Иллюстрации подтверждают наше предположение, потому что на обложках книг нарисованы лес, животные, да и названия говорят о том же.

Иван Андреевич Крылов писал басни, поэтому в этой книге мы, наверно, сможем прочитать басню.

Учитель

Как можно узнать: одна или несколько басен в этой книге?

Дети

Посмотреть на титульный лист или в содержание.

Аналогично дети анализируют представленные на выставке книги.

Учитель

Давайте перечислим всё, что нам помогло ориентироваться в книге, предположить её содержание.

Дети

Автор, название, иллюстрации, титульный лист, (содержание?)

Учитель

А вот сейчас нас ждёт задание потруднее.

Мы будем учиться разговаривать с автором, даже не зная его фамилии. Как же называется разговор двух лиц (мы и автор)?

Дети

Диалог.

Учитель

У этого текста известно только название – «Редкий случай».

Сможем ли мы предположить, о чём пойдёт речь в произведении, его жанр?

Дети

О содержании можно сказать только, что это будет что-то очень необычное, редкое, интересное. Скорей всего это будет рассказ, потому что автор использовал слово – случай, значит должно что-нибудь произойти, какое-то событие. Но так может называться и сказка, и басня и стихотворение.

(На доске появляется знак вопроса)

Учитель

Откроем первое предложение и прочитаем его.

Однажды на Волге произошёл исключительно редкий случай.

Учитель

Удалось ли как-то уточнить наши предположения?

Дети

Можно сказать, что речь пойдёт о событии, связанном с рекой Волгой.

Учитель

Каким условным значком можно её обозначить?

(На доске появляется знак волнистой линии)

Прочитаем следующее предложение.

Большой орёл быстро опустился на воду и что-то схватил.

Дети

Да, действительно, речь идёт о птице, которая опустилась на воду, как мы и предполагали.

Учитель

Как можно дополнить нашу схему?

(Над полосой появляется значок птицы)

Есть ли в этом предложении скрытый вопрос?

Дети

Да, что схватил орёл?

Учитель

Что бы это могло быть?

Дети

Это могла бы быть рыба, водяной зверёк или какой-то плывущий предмет.

Учитель

Давайте обозначим эти предположения условными значками.

(На доске появляются значки рыбы, животного, предмета)

Прочитаем следующее предложение.

Он попытался подняться на воздух и не смог.

Учитель

Удалось ли нам узнать, кого схватил орёл?

Дети

Нет.

Учитель

А,  может быть, появились новые вопросы?

Дети

Непонятно, почему орёл не смог взлететь?

Учитель

Как вы думаете, что могло произойти?

Дети

Может быть, он зацепился за что-нибудь, или предмет, который орёл схватил, был слишком тяжёлым?

Учитель

Как можно обозначить наши предположения значками?

Дети

Крючком и гирькой.

Читаем следующее предложение.

Беспомощно махая крыльями, орёл поплыл по Волге.

Учитель

Как показать движение орла по воде?

Дети

Стрелочкой.

Наверно, плыть орлу было страшно, ведь он – птица. Значит, его что-то держало, да ещё плыло с ним вместе. Но «таинственный корабль» не мог утащить орла под воду.

Учитель

Давайте прочитаем следующее предложение.

Люди на берегу, наблюдавшие охоту орла, заспорили: одни думали, что птица от удара о воду повредила себе крылья.

Учитель

Могло такое случиться?

Дети

Да, могло, но автор не стал бы обращать наше внимание на то, что орёл что-то схватил. Это было бы не важно.

Учитель

Что же подскажет нам следующее предложение?

Другие говорили, что орла кто-то схватил из воды.

Учитель

Какое предположение кажется вам вероятным? Почему?

Дети

Скорей всего орла, действительно схватили или он за что-то зацепился.

Учитель

Как обозначить знаком, что орла могли схватить?

Дети

Нарисованной рукой.

Учитель

Давайте проверим.

Рыбаки изловили орла и вот, что оказалось: орёл вкогтился в огромную белугу.

Учитель

Кто такая белуга?

Дети

Это рыба.

Учитель

Вернёмся к нашей схеме. Какое из первоначальных предположений подтвердилось?

Дети

Орла держала рыба.

Учитель

А как вы понимаете слово – вкогтился?

Дети

Значит, зацепился когтями.

Учитель

Ребята, неужели рыба может быть такой огромной, что даже большой орёл не смог её поднять? Кто знает, сколько килограммов может поднять в воздух большой орёл? А сколько весит крупная белуга?

А смогут ли книги, представленные на выставке, помочь нам в ответе на эти вопросы? Какие?

Дети

Можно посмотреть в энциклопедиях.

Дети ищут интересующие их сведения в книгах парами.

Учитель

Теперь прочитаем следующее предложение.

Хищная птица и рыба оказались равными по силе.

Дети

Всё правильно, мы нашли подтверждение этому в энциклопедии.

Учитель

Прочитаем ещё два предложения.

Орёл не был в состоянии ни поднять рыбу из воды, ни вытащить из неё свои крючковатые когти. Не лучше было и белуге: она не могла ни освободиться от орла, ни утащить его в воду.

Учитель

В чем же заключается главная мысль текста?

Дети

Главная мысль в том, что орёл и белуга оказались равными по силе.

Учитель

Дочитаем текст.

Оба хищника стали добычей рыбаков.

Учитель

Часто ли можно наблюдать такое в жизни животных?

Дети

Нет, это действительно редкий случай.

Учитель

К какому жанру можно отнести это произведение? Докажите.

Дети

Это – рассказ, потому что автор рассказывает о реальных событиях, происходит смена действий.

Учитель

Есть ли среди книг, представленных на выставке такая, в которую мы могли бы поместить этот рассказ?

А теперь, давайте подведём итог сегодняшнего урока. На доске схемой мы отразили всю нашу работу с текстом. Попробуйте, опираясь на неё, восстановить наш диалог с автором.

Домашнее задание.

Нарисуйте к рассказу иллюстрацию, но перед началом работы ответьте на вопросы:

 Как показать, что орёл пытается, но не может взлететь?

 Нарисуете ли вы спину рыбы над водой? Почему?

Школа – общеобразовательное учреждение. В школе ученики получают знания по многим предметам. В первую очередь, знакомятся с буквами, учатся читать и писать, узнают цифры, учатся считать.

Но в школе не только дают знания по определенным дисциплинам. В школе учат жизни, поведению на уроках, переменах, тому как надо вести себя со старшими, тому, что нужно помогать малышам и так далее, то есть знакомят с правилами поведения в обществе.


Примеры диалогов на тему “Чему учат в школе”

  • Как ты думаешь, чему учат в школе?
  • Нас уже научили читать, писать и считать.
  • А еще чему-нибудь вы научились?
  • Да. На уроках нам рассказывают, как нужно вести себя на улице, в школе и дома. Сегодня мы знакомились с пословицами и поговорками о дружбе. Теперь я знаю, что такое настоящая дружба, дружить нужно уметь, дружбу нужно ценить и дорожить своими друзьями.

  • Как можно ответить на вопрос, чему учат в школе?
  • Мы изучаем на уроках разные школьные предметы и учимся использовать полученные знания в жизни. Нас учат наблюдать, обобщать, делать выводы.
  • А чему еще учат в школе?
  • Нас учат правилам поведения. Нам рассказывают, что книга – источник знаний, поэтому нужно много читать. Лучше читать не все подряд, а добрые поучительные произведения, герои которых могут служить примером. Еще мы теперь знаем, что нужно помогать пожилым людям, не обижать тех, кто слабее тебя и малышей.

Добавить комментарий