Как составить беседу с родителями ребенка

Когда нужно беседовать с учеником

Это один из самых известных методов обучения и воспитания, применяемых в процессе обучения. Основная задача — побудить ученика уделять больше внимания учебному процессу или внеклассным мероприятиям.

Беседа бывает:

  • вводной;
  • дающей новые знания;
  • закрепляющей;
  • контрольно-корректирующей.

Используемая в воспитательных целях, она носит название этической. Задача — оценить поступки, события, факты жизни и на их основе выработать определенное отношение к окружающему миру, к собственным нравственным, гражданским обязанностям учащегося.

Когда нужна встреча с родителями

Родителей приглашают на встречу, когда для корректировки поведения или успеваемости ребенка необходимо объединить усилия школы и семьи. Работая совместно с родными ребенка, учитель решает задачи:

  • организации педагогической помощи в воспитании;
  • контроля успеваемости;
  • получения помощи в организации и проведении школьных мероприятий.

Индивидуальный разговор — наиболее эффективный способ работы. В его процессе можно наладить контакт и совместно найти способы влияния на ребенка. Протоколы бесед с родителями учащихся фиксируют процесс общения, возникающие вопросы и ответы на них.

Правила

Индивидуальное общение — сложный вариант, ведь в процессе решаются проблемы, связанные с нарушениями дисциплины, конфликтами. Метод делится на этапы:

  1. Педагог обосновывает тему для обсуждения.
  2. Предоставляется материал для обсуждения (выписка из журнала, рассказ о происшествии).
  3. Вопросы педагога, помогающие высказывать свое мнение, обобщать и делать выводы.
  4. Формулировка решения проблемы.

Правила проведения следующие. Беседа:

  • должна носить проблемный характер;
  • помогать искать ответы на проблемные вопросы;
  • не превращаться в лекцию, когда говорит только учитель;
  • давать возможность честно обозначать свое мнение;
  • выявить имеющиеся мнения;
  • помочь сделать правильный вывод.

Целесообразно проводить встречи вне уроков.

Кто и когда их составляет

Протокол индивидуальной беседы с родителями неуспевающего ученика и другие становятся документом:

  • первичным, помогающим требовать воплощения упомянутых в нем мероприятий;
  • оправдательным — в конфликтных ситуациях.

Оформляется в свободной форме. Нужно отразить информацию о:

  • вопросах, которые обсуждались;
  • предложениях;
  • выработанных решениях.

Составляет протокол учитель, который проводит встречу.

Как составлять

Составить образец заполнения протокола беседы с учащимися или родителями — несложно. Строгой формы законодательно не установлено. Учитель может писать на листах А4 от руки или заполнять документ на компьютере.

«Шапка» включает информацию о:

  • наименовании учебной организации;
  • наименовании мероприятия;
  • дате и месте проведения;
  • ФИО участников как со стороны школы, так и со стороны семьи.

Раздел «Содержание беседы» включает сведения о вопросах, обсуждаемых на встрече, и выработанных предложениях. Сюда же включается информация о запланированных шагах.

Заключительная часть состоит из:

  • подписей участников мероприятия;
  • информации о лице, записавшем ход процедуры;
  • сведения о количестве страниц и экземпляров.

Готовый документ подписывают представитель учебного учреждения и представитель семьи.

Как и сколько хранить

Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (пункт 18 перечня) устанавливает необходимость хранить протоколы постоянно.

Их оформляют в отдельную папку, брошюруют, сшивают. Располагаются они снизу-вверх, то есть по датам – новые будут находиться сверху.

Необходимо оформить титульный лист с наименованием папки, указанием числа листов в ней.

В течение учебного года протоколы хранит учитель, по окончании оформляет в один документ, который заверяется печатью и подписью директора.

Образец протокола беседы с учеником

Образец протокола беседы с неуспевающим учеником

Индивидуальная беседа

с учащимся ________ класса

Ф. И. __________________________________________________________

Дата _________________ Классный руководитель ____________________

Тема беседы

Отсутствие успеваемости по основным учебным предметам: на уроках не работает, не имеет тетрадей для работы на уроке, не выполняет домашние задания, учебников на уроке не имеет.

Регулярные опоздания, пропуски занятий по неуважительной причине.

Рекомендации

Получить консультативную помощь преподавателей, дополнительные задания по указанным предметам в течение двух учебных дней.

Установить со стороны родителейй контроль качества учебной деятельности, обеспечить контроль систематического выполнения домашних заданий.

С данной информацией ознакомлены:

Учащийся: _________________________

Родители _________________________

Скачать

Образец протокола беседы с родителями

Образец заполнения протокола индивидуальной беседы с родителями

Протокол

Беседа с родителями ученика _______ класса МБОУ СОШ №_______

Иванова Ивана

ФИО родителей: Иванов Иван Иванович

Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии администрации школы;

Беседа состоялась (подчеркнуть) – в присутствии ребёнка;

В присутствии (подчеркнуть) третьих лиц; _____________________________

Основные вопросы беседы:

  1. нарушение дисциплины на переменах и после школы;
  2. грубое отношение к одноклассникам;
  3. неуважительное отношение к учителям;
  4. часто нет школьных принадлежностей (учебников, ручки, дневника, линейки);
  5. нет спортивной формы (черных шорт и белой футболки).

Принятые решения:

  1. провести беседу с Артемом о правилах поведения в учебном коллективе;
  2. контролировать готовность ребенка к школе;
  3. приобрести спортивную форму.

Подпись родителей учащегося:

Мать __________________________________роспись ____

Отец __________________________________ роспись ____

Подпись классного руководителя/_______________ /

Дата:

Скачать

Об авторе статьи

Иванова Наталья

Специалист по кадрам, юрист

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ БЕСЕДУ С РОДИТЕЛЯМИ О ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА В ДОУ

Наумова Н.П.,

воспитатель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25

Белгородского района Белгородской области»

Белгородская область, Белгородский район, с. Ясные Зори

Аннотация. В данной консультации  рассмотрим основные правила построения бесед с родителями о поведении ребенка в дошкольном учреждении. Определим,  кому принадлежит ведущая роль в организации общения. Сформулируем  понятия профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников, принципы взаимодействия с родителями, а также основное содержание к проведению индивидуальной консультации с родителями.

Все мы знаем, что детский сад – учреждение, которое помогает родителям воспитывать своих детей.

Но с этой задачей можно справиться лишь в том случае, если между воспитателями и родителями есть взаимопонимание, взаимоуважение, доверие. Детский сад обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Авторитет воспитатель может завоевать лишь в том случае, если будет выполнять работу с детьми добросовестно. С родителями же будет уметь разговаривать, а именно – вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
  • осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
  • установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
  • выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.

Знания (содержательный компонент)

  • о семье;
  • об особенностях семейного воспитания;
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
  • о методах изучения семьи;
  • о современных формах организации общения;
  • о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • умение преодолевать психологические барьеры общения;
  • владение методами изучения семьи;
  • умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;
  • умение ориентироваться в информации;
  • умение конструировать программу деятельности с родителями;
  • умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;
  • коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Одной из форм работы, которая помогает реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является  индивидуальное консультирование.  

Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Индивидуальные консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку. Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Подготовка к консультации:

  • наметить тему, план;
  • подготовить содержание, наглядность;
  • продумать место и время;
  • заранее пригласить родителя.

Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи.

Содержание консультации.

Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов). Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.

Требования к проведению консультации:

  • консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка;
  • консультация проводится без спешки и доброжелательно.
  • важно расположить к себе родителя.
  • инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка-это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога. Индивидуальные консультации — это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций — повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.

Организация
беседы с родителями

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному
вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание
родителям своевременной помощи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как са­мостоятельная
форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на
родительском собрании, консультации.

Особенности  проведения   бесед:

ü 
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует
тематику и структуру беседы.

ü 
Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — сущест­венная
особенность данной формы,
позволяющая осуществить
эффективное воздействие на родителей.

Подчас
воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что
побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по
этому поводу сами роди­тели: как они восприняли совет, замечание, как
предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или ма­тери,
явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при
воспитании того или иного навыка, умения, каче­ства и т. п., т. е. беседы по
существу не было.

Беседу лучше
всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания
взаимоотношений между родителями и деть­ми, между отдельными педагогами и
семьей.

Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что
бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки
соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны
становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет
. В бе­седе
педагог должен больше слушать и слышать, а не да­вать рекомендации воспитания
или назидать.

ü
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие
условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно
к главным темам.

ü
Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае ее
инициаторами бывают родители) и педагог не может уде­лить отцу или матери
необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в
удобное для них время.
На эту беседу могут быть
приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в
беседе на данную те­му полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы,
затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отноше­ниями, присутствие
посторонних лиц нежелательно — обста­новка беседы должна располагать к
откровенности. И в том случае, когда беседа возникает по инициативе
родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой
должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направ­ление, делает
выводы.

ü
Если инициатором беседы является педагог, он заранее про­думывает,
с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, что­бы выявить их понимание
обсуждаемых вопросов, отношение к ним.

Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает ее тему и просит
подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику
бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные  стороны
воспитания детей.

Педагогическая
беседа должны отвечать определенным

 тре­бованиям:

Ø
прежде всего, это их конкретность и содержательность,
родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения
и воспитания детей

Ø
беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим
проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Ø
важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность,
но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления
воспитателем необходимых требований.

Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их
в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:

·       
Продумать место и время проведения беседы.

·       
Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки
обсудить намеченные вопросы.

·       
В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих.
Не должно быт посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей хотя
бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других
родителей и вовлечь их в разговор.

·       
Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.

·       
Воспитатель всегда располагает фактами, положительно
характеризующими ребенка.
Эти факты обязательно надо
применить в беседах, тогда то отрицательное, что вынужден говорить  о ребенке
воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как
реализованы его со­веты родителями, что изменилось в воспитании ребенка.

Используя беседу как средство получения информации о вос­питании
ребенка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация
достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их
собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в
противоречие, особенно когда дается оценка семейным отношениям. Поэтому знания
о характере воспитания ребенка в семье, полученные в беседе, должны дополняться
и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за
взаимоотношениями родителей и ребенка.

Материал для бесед с родителями дают педагогу  наблю­дения за
ребенком: за выполнением им правил поведения в кол­лективе, за отношением к
детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с
ребенком, выявляю­щие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов,
которые он делает с позиции интересов ребенка, вы­зывают у родителей желание
откровенно высказывать свое мне­ние, поделиться впечатлениями, рассказать о
поведении ребенка в семье.
Основные правила
установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и
взаимодействия с родителями.

Основные
требования к проведению беседы:

Подготовка к беседе:

1.     Определить
цель беседы.

Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть
известны собеседнику.

2.     Определить
целевые вопросы, которые вы будете задавать
. Распределите
вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной
ситуации.

3.     Определить
вопросы, поддерживающие беседу.
Исходя из потребностей, интересов
собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

1.     Вопросы,
поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы
заинтересовать его

2.     Не
начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. Если вы
увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет
настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу
исправить ошибку – будьте активно-внимательными.

 Как правильно
вести беседу.

1.     Как лучше
ставить вопросы

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их
ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику

2.     Слушать
внимательно и доверительно. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами,
всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая,
можно услышать максимальное количество информации

3.     Дать
возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность
высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или
одобрения точности высказанных мыслей.

4.     Не
прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для
него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная
информация может быть утеряна.
Основные моменты:

  • Дайте
    собеседнику возможность выговориться
  • Выражайте
    вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно
    поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте
    наиболее важные высказывания
  • Не
    прерывайте собеседника
  • Не
    противоречьте
  • Задавайте
    вопросы

Таким образом, беседа является средством установления кон­тактов с
родителями, изучения семейного воспитания ребенка  и влияния на характер этого
воспитания.

Доверие родителей к педагогу необходимо для того, чтобы возникла благоприятная почва для взаимного сотрудничества. Часто доверительный контакт с родителями отсутствует, в связи с чем может показаться, что у них нет должной мотивации или что они ничего не хотят делать.

Большую роль играет то, как именно педагог сможет построить диалог. Если требования выражены в виде четкой задачи, которой нужно достигнуть, описаны конкретные действия и сроки, т.е. приведена конкретика, то с большой долей вероятности родители сделают то, что от них требуется. Именно наличие единой цели позволит создать совместный план действий, который сможет помочь в решении данной проблемы. Большинство родителей охотно идут на контакт, на просьбы в помощи, если этот контакт предполагает взаимное сотрудничество и партнерство.

У родителей может быть низким уровень собственной ответственности за свою жизнь, что прямым образом сказывается на ребенке. Часто от них можно услышать что-то вроде: «Я же не педагог, я не знаю, что делать в таком случае…», «Я ему говорю, но он не делает, поэтому лучше вы скажите ему…». Иными словами, идет всяческое перекладывание ответственности.

Непонимание возрастных особенностей детей, необходимости эффективной коммуникации – все это приводит к тому, что семья продолжает жить в ситуации стресса, она перестает видеть позитивные возможности для изменения сложившейся ситуации. В этом случае необходима помощь и именно равноправное партнерство между педагогом и родителями помогает им разделить эту ответственность.

Немецкое издательство учебной литературы Cornelsen разместило на своем сайте актуальную подборку материалов, посвященных образовательному партнерству: взаимодействию между семьей и образовательными организациями[1]. «Воспитание и образование ребенка могут быть успешно продвинуты только через хорошо налаженное сотрудничество между обоими партнерами», – подчеркивается во вступлении к ней.

Кроме анонсов книг, которые рекомендуются для изучения вопросов образовательного партнерства, в тематическую подборку входят чек-листы в помощь работникам дошкольного и школьного образования. Этот формат хорош своей практической направленностью и краткостью. Он позволяет не забывать о самом важном, в данном случае – о том, что правильно организованное общение педагогов и родителей как двух равноправных партнеров образовательного процесса укрепляет конструктивное взаимодействие между ними в интересах ребенка и создает необходимую уверенность в успешном преодолении любых кризисов, которые, возможно, возникнут в будущем.

За небольшую плату на сайте издательства Cornelsen можно скачать чек-листы по нескольким темам: как организовать первое родительское собрание, как добиться сплоченности педагогов и родителей, какие шаблоны можно использовать для письменного информирования родителей о различных событиях в жизни образовательной организации, а также о тех или иных проблемах в учебе и поведении ребенка и т. д. Например, по теме проведения родительских собраний предлагаются следующие чек-листы: «Подготовка к родительскому собранию», «Порядок проведения собрания», «Шаблон приглашения на родительское собрание», «Список посещаемости родительских собраний».

Впрочем, каждый педагог может и самостоятельно составить чек-листы, наиболее полно отражающие ситуацию в конкретных условиях образовательного партнерства.

Ниже представлены практические рекомендации, которые должны быть учтены при составлении чек-листа для конструктивного взаимодействия в сложной ситуации. К примеру, ребенок плохо занимается, у него проблемы с поведением, он конфликтует с другими детьми. Как сказать об этом родителям? И как вместе с ними прийти к хорошему результату?

2.jpeg

Подготовка к беседе

То, что важно для эффективных занятий, успешных экзаменов или незабываемого праздничного мероприятия, оправдывает себя и при проведении беседы педагога с родителями – это не что иное, как хорошая подготовка.

  • Сформулируйте для себя точный повод разговора. Он не должен оставаться расплывчатым, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы иметь наготове аргументы и доказательства каждого своего утверждения. Например, если хотите поговорить о дисциплине, заранее запишите точные даты опозданий и пропусков занятий.
  • Представьте себе личность своего собеседника: с кем вы будете иметь дело, какие желания, страхи и ожидания могут быть у этого человека как у родителя?
  • Определите конкретно, какую мысль вы хотите донести до родителя, какого результата добиться, какую цель ставите перед беседой.
  • Заранее структурируйте ход разговора, составьте план встречи, который может выглядеть так:

– приветствие и завязывание контактов,

– причина разговора,

– фактологическая информация и оценка ситуации,

– поиск возможных решений обсуждаемой проблемы,

– план действий и график,

– окончание разговора и прощание.

  • Обязательно согласуйте повестку дня с родителем и совместно внесите в нее изменения, если это будет необходимо. Такой подход с самого начала поможет создать атмосферу равенства между собеседниками и положительно повлияет на ход беседы. Установите временные рамки, которые ограничат продолжительность разговора и будут соразмерны его поводу. Благодаря этому вам не придется сворачивать и комкать разговор, не завершив его, а с другой стороны, вы избежите его ненужного затягивания. 

Начало разговора

Дружелюбное приветствие (желательно с небольшим отвлечением на общие темы) и комфортная обстановка значительно способствуют приятной беседе и, следовательно, успеху встречи. Конечно, не стоит замалчивать важные проблемы. Однако их можно и нужно представить в форме, ориентированной на поиск решения.

Педагог не должен позволять себе формулировки типа: «От вашего сына на занятиях вечно одно беспокойство, так дальше продолжаться не может». Гораздо лучше это звучит так: «Что мы можем сделать, чтобы вызвать у вашего сына интерес к занятиям?»

Кроме того, постарайтесь описывать проблемы, а не оценивать их, и не забывайте указывать на сильные положительные стороны ребенка. Ни один ребенок не бывает всё время ленивым, незаинтересованным или агрессивным.

Реакция на критику со стороны родителей

Педагоги тоже не безгрешны. Так что будьте открыты для критики со стороны родителей. Возможно, вы все-таки неверно оценили действия ребенка в определенных ситуациях. Может быть, вам стоит скорректировать свое мнение, если родители предоставят веские аргументы или расскажут о личном опыте, который объяснит причины поведения ребенка.

Если родители не уверены в себе, разгневаны или вообще не хотят прислушиваться к вашим аргументам, разговор может быстро выйти за рамки делового общения. Лучше всего дать родителям возможность с самого начала избавиться от раздражения, и тогда во многих случаях ситуация быстро улучшается. Не воспринимайте нападки на свой счет, старайтесь вести себя профессионально и спокойно. Если вам это удается, вы на правильном пути.

Дипломатия

Иногда в ходе беседы становится понято, что она не дает никаких конструктивных результатов, потому что родители не желают менять свою точку зрения и не проявляют заинтересованности в решении обозначенной вами проблемы. В таком случае вежливо, но твердо прервите разговор и предложите продолжить его позже. Рассматривайте эту отсрочку не как свою неудачу, а как возможность подумать, каким образом можно продолжить начатое и к кому вы можете обратиться для разрешения конфликта: к коллегам, руководству образовательной организации, психологам или даже к представителям родительской общественности.

И помните: категоричные заявления или обвинения не помогают. Скорее, они ведут к ожесточению и совершенно ненужной конфронтации. Объясните четко, что в ваших высказываниях речь идет лишь о вашей точке зрения и что вполне возможны другие интерпретации: «Я вижу это таким образом…», «У меня такое впечатление, что…», «Как вы это видите?» Преимуществом такого стиля ведения беседы является то, что вы поддерживаете собеседника и, в лучшем случае, предлагаете ему какой-то вариант, давая возможность выработать свое собственное решение.

Даже если у вас уже есть совершенно четкое представление о том, как надо подойти к проблеме, немного дипломатии не помешает. Сформулируйте свои предложения в виде вопроса: «Как вы думаете, может ли помочь, если…», «Что вы думаете о…?» Если у собеседника сложится впечатление, что решение принято совместно, то можно считать, первый важный шаг на пути к сотрудничеству уже сделан.

01.jpg

Шесть фраз, которые никогда нельзя употреблять в беседе с родителями

Родители ваших учеников и воспитанников могут оказаться людьми, которые относятся к вашей работе еще более критически, чем аудитор к бухгалтерским счетам. А возможно, они просто стремятся участвовать в жизни своих детей так же страстно, как заядлый спорщик – отстаивать свою позицию. И в том и в другом случае периодически возникают ситуации, которые могут вывести из себя самого рассудительного педагога. Вы, наверное, уже попадали в подобные обстоятельства и знаете, что порой лучше сделать глубокий вдох вместо того, чтобы выплескивать свое раздражение. Это верно, потому что перечисленные ниже фразы, которые порой так и просятся сорваться с губ, приносят немало вреда.

1. «Я просто хочу делать свою работу!»

Когда кажется, что родители знают всё лучше всех, подвергают сомнению каждый ваш шаг, и вы тратите больше времени на оправдания, чем на подготовку к занятиям, вам, вероятно, хочется в отчаянии биться головой о стол. Гораздо правильнее в таких ситуациях сделать вот что: осознайте, что родители, как «неспециалисты», просто не обладают вашими знаниями – ни педагогическими ноу-хау, ни инсайдерской информацией о жизни образовательной организации. Многие вопросы возникают из-за незнания. И чем прозрачнее вы сделаете свою работу для родителей, чем свободнее и нагляднее объясните им все обстоятельства, вызывающие у них сомнения, тем быстрее родители заметят, что у вас и правда всё под контролем и что вы действуете профессионально. И, соответственно, тем больше времени у вас останется на выполнение своих обязанностей.

2. «Иногда я спрашиваю себя: что вы внушаете дома своему ребенку?»

Не всегда удается избежать противоречий между вашими взглядами на воспитание ребенка и традициями семьи. Очень важно в этой ситуации не реагировать оценочно, осуждающе. Вместо того, чтобы судить родителей и тем самым провоцировать фундаментальные дискуссии, просто проявите деловой подход. Объясните те ценности, которым привержен ваш педагогический коллектив, и подчеркните их положительное воздействие на детей. Какими бы разными ни были пути воспитания, в конечном итоге для всех родителей важно, чтобы у их ребенка всё было хорошо.

3. «У меня просто нет времени постоянно держать вашего ребенка за руку»

Тот факт, что вам часто не хватает времени для идеальной поддержки учеников или воспитанников с особыми образовательными потребностями, действительно может очень расстраивать. Вместо того, чтобы выражать свое разочарование, которое подспудно может звучать как обвинение, попробуйте искать решения вместе с родителями ребенка. Например, скажите: «Ваш сын в некоторых ситуациях нуждается в еще большей поддержке. Я охотно подумала бы вместе с вами, как мы можем ему помочь». Это гораздо более конструктивное начало. Затем обсудите, какие варианты у вас есть. Возможно, вы решите привлечь «более сильных» сверстников в качестве наставников ребенка, а может быть, его родители найдут время для дополнительных занятий с ним дома. Следите за тем, чтобы ваши высказывания были сформулированы положительно: вместо того, чтобы сосредоточиваться на нехватке времени, нацеливайтесь прямиком на поиск решения.

4. «Вы меня не слушаете!» / «Вы меня неправильно поняли!»

Постарайтесь вовремя вспомнить, что так называемые я-сообщения или мы-сообщения гораздо более конструктивны, чем обвинение собеседника. «Мы как-то не очень удачно сегодня поговорили» или: «Тут мы друг друга не поняли». Это звучит гораздо менее агрессивно и наступательно.

Чтобы избежать недоразумений в будущем, всегда резюмируйте важные вещи и не забывайте удостовериться в том, что вашему собеседнику всё ясно и что он согласен. Непременно смотрите на жесты и мимику: если родитель уверяет, что всё понял, но на лице у него написан вопрос, лучше сформулировать сказанное еще раз, более точно. Самые важные выводы и договоренности лучше всё же кратко записать, чтобы вы могли при необходимости отправить их по электронной почте в качестве напоминания.

5. «Ваш ребенок почти всегда не подготовлен к занятиям»

Если ребенок регулярно появляется без того, что его просили сделать или принести с собой из дома, то педагог в конце концов теряет терпение. Вместо попытки пристыдить родителей и воззвать к их совести лучше спросить открыто: «Как вы думаете, почему так получается? И что мы можем сделать?» Независимо от того, что вы решите, важно работать вместе, как одна команда, а не перекладывать ответственность на другого.

6. «Мне кажется, что вы совершенно измучены и не справляетесь»

Если у вас складывается впечатление, что родители перегружены работой, воспитанием ребенка или домашними делами, то вам зачастую не терпится сказать им об этом. Однако не спешите читать нотации или предпринимать какие-то действия за их спиной. Поговорите с мамой или папой ребенка прямо, задавая открытые, но деликатные и доброжелательные вопросы. Старайтесь постепенно укреплять доверие между вами. Согласитесь, что вопрос «Не может ли быть так, что сейчас у вас дома сложилась ситуация, которая немного чересчур для вас?» звучит совсем иначе, чем фраза: «Когда вы в последний раз стирали одежду сына?»

Аккуратно составьте себе представление о ситуации в семье, внимательно выслушайте и проявите понимание – и только после этого можно подсказать, что помогло бы справиться со сложившимися обстоятельствами. Важно: не перегружайте родителей различными предложениями. Сделайте их и дайте время разобраться с ними, прежде чем проявлять дальнейшую активность.

В заключение эксперты издательства Cornelsen подчеркивают: «Теория – это одно, но на практике одного уважения и доверия зачастую недостаточно, чтобы избежать проблем в образовательном партнерстве. Встреча педагога и родителей воспитанника должна происходить на равных. Если ставится под сомнение компетентность родителей, это быстро приводит к негативному отношению к педагогу. Верно и обратное. И еще: если родителей поощрять к совместной работе с самого начала, а не только тогда, когда проблемы уже возникли, это обеспечивает гармоничное сотрудничество».


[1] https://www.cornelsen.de/empfehlungen/paedagogik/schulpaedagogik/elternarbeit

Добавить комментарий