Как составить беседу с социальным работником

Зачастую социальному работнику в своей
деятельности необходимо общаться с
официальными лицами – представителями
власти, каких-либо социальных институтов
и пр. Ведь в функции социального работника
входит координация деятельности
различных государственных и 
негосударственных учреждений, участие
в работе по формированию социальной 
политики, развитию сети учреждений
социального обслуживания, отстаивание
интересов своих клиентов в различных
инстанциях и многое другое, связанное
с контактированием  специалиста не
только с нуждающимися в какой-либо
помощи, но и с другими людьми в процессе
своей работы. Этот контакт происходит
в деловом общении, в деловой беседе
социального работника.

Деловая беседа представляет собой акт
непосредственной коммуникации в
официально-деловой сфере, осуществляемой
с помощью вербальных и невербальных
средств. Она имеет следующие характерные
особенности:

· Дифференциальный подход к предмету
обсуждения с учетом коммуникативной
цели и особенностей партнеров в интересах
доступного и убедительного изложения
позиций сторон.

· Быстрота реагирования на высказывания
партнеров.

· Аналитический подход к учету и оценке
субъективных и объективных факторов.

· Ощущение собственной значимости и
повышение компетентности партнеров в
результате критического разбора других
точек зрения по данной проблеме.

· Ощущение сопричастности
и ответственности в решении проблем.

В своем официально-деловом
общении при проведении
деловой беседы социальный работник
должен учитывать следующие рекомендации:

1. Необходимо заранее написать план
беседы, отработать наиболее важные
формулировки;

2. Применять принцип периодического
воздействия на собеседника в ходе
беседы: неблагоприятные моменты и факты
чередовать с благоприятными, в начале
и в конце говорить о положительных
фактах;

3. Постоянно помнить о движущих мотивах
собеседника: его ожиданиях, преимуществах,
которых он добивается, его желании
самоутвердиться, его самолюбии;

4. Избегать присутствия посторонних,
незаинтересованных лиц;

5. В любой ситуации быть вежливым,
проявлять  безукоризненный вкус;

6. Облегчать собеседнику положительный
ответ;

7. Следует избегать вопросов, на которые
собеседник может ответить “нет”;

8. Подробно объяснять свою позицию, если
собеседник с ней не соглашается;

9. Не отвлекаться от предмета беседы и
избегать попутных отступлений, выражаться
в убедительной и оптимистичной манере;

Необходимо также помнить, что нормальному
ходу диалога мешает, когда бестактно
обрывают собеседника на полуслове,
неоправданно лишают его возможности
высказать свое мнение, игнорируют или
высмеивают аргументы партнера,
подтасовывают факты, высказывают
необоснованные подозрения и т. д.

Основные правила и принципы проведения консультативной беседы социального работника с клиентом

При общении с клиентом социальный
работник должен выполнять ряд правил,
касающихся этики проведения консультативной
беседы. Итак, основные требования к
социальному работнику при общении с
клиентом:

1. Соблюдение профессиональной тайны,
конфиденциальности беседы и результатов
тестирования, если оно проводилось.

2. Уважение к любому клиенту с любой
проблемой.

3. Сотрудничество с клиентом, социальный
работник не должен быть начальником
по отношению к клиенту, здесь важен
подход с позиции “мы”.

4. Вежливость, приветливость, предельная
корректность по отношению к клиенту.

5. Строгость и требовательность к
клиенту, социальный работник не должен
идти на поводу желаний клиента.

6. Позитивный подход к любой проблеме,
необходимо постоянно отмечать
положительные черты в клиенте (но не
лицемерить), позитивные сдвиги в работе
с его проблемой.

7. Умение слушать и слышать клиента.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Социальные работники часто сталкиваются с тем, что подопечные избегают их помощи или даже проявляют агрессию. Чтобы наладить контакт, нужно знать возрастные и психологические особенности людей. В статье обсудим советы для социальных работников и родственников тех, кто нуждается в помощи.

Общение с пожилыми людьми

Молодым специалистам бывает непросто установить контакт с человеком старшего поколения. Используйте эти советы, чтобы наладить отношения.

Внимательно слушайте

Родственники пожилых членов семьи и социальные работники часто раздражаются из-за “ворчания стариков”. Якобы бабушки и дедушки всегда чем-то недовольны, жалуются на здоровье и на весь мир. Чтобы наладить отношения, важно научиться слушать пожилых людей и прислушиваться к их просьбам. Ведь каждый человек хочет быть услышанным.

Если бабушка просила купить черный хлеб, а вы принесли белый, нет ничего удивительного в ее недовольстве. Вместо того чтобы оправдываться и провоцировать негативную реакцию, признайте свою ошибку и пообещайте быть внимательнее в следующий раз. Если дедушка говорит о проблемах со здоровьем, не пропускайте эту информацию мимо ушей с мыслями “У него всегда что-то болит”. Подумайте, как вы можете ему помочь. Возможно своевременная забота в какой-то момент спасет ему жизнь.

Ищите суть проблемы, а эмоции оставляйте на потом

Чтобы быть соцработником, нужно любить людей. Однако в критические моменты нельзя проявлять излишнюю мягкость и сочувствие. В этот момент необходимо действовать без эмоций. Какой смысл идти к стоматологу с зубной болью, если он будет бегать вокруг вас и кричать “Ой, как же вам больно!”. Мы ожидаем, что специалист решит проблему, а не посочувствует. Так и социальный работник должен видеть суть проблемы, а эмоции оставить на потом.

Будьте терпимым и предлагайте помощь

Часто пожилые люди испытывают внутренний конфликт. Они понимают, что больше не могут самостоятельно делать простые вещи – ходить или принимать ванну. Но боятся стать обузой для близких, поэтому скрывают или приукрашают свое состояние. Социальные работники или родственники нуждающихся должны настаивать на оказании своей помощи, но не слишком навязчиво.

Запаситесь терпением. Со временем человек начнет более охотно принимать вашу помощь. У пожилых людей любые изменения в мышлении происходят дольше. Когда вы просите их принять вашу помощь, признать опасность коронавируса или игнорировать телефонных мошенников, не рассчитывайте на быструю реакцию. Не раздражайтесь, если одну и ту же информацию приходится повторять по несколько раз.

Общение с подростками

Если выполняя ваши рабочие обязанности, вам приходится сталкиваться не только с пожилыми подопечными, но и “трудными” подростками, вы уже наверняка выработали целый арсенал “ключей” и способов контакта. Но иногда мы упускаем из виду совсем простые важные вещи. Проверьте, все ли инструменты вы используете при общении с будущей молодежью.

Дайте подростку сделать выбор

В подростковом возрасте дети хотят почувствовать себя взрослыми. Подросток любит самостоятельно принимать решения и расширять границы дозволенного. Не всегда такие решения бывают взвешенными. Однако родителям и социальным работникам следует давать им возможность принимать эти решения, поощрять самостоятельность. Подросток почувствует, что вы ему доверяете и будет лучше к вам расположен. Часть самых важных решений, которые могут повлиять на жизнь и судьбу ребенка, оставьте все же за собой.

Проявляйте заботу и слушайте

Несмотря на желание казаться взрослыми, подростки остаются детьми. Им приятно, когда вы интересуетесь его проблемами и пытаетесь поддержать. Если ребенок в последнее время ходит грустный или агрессивный, обсудите с ним его состояние. Ребенок может отреагировать негативно на подобные вопросы. Нужно проявить терпение. Чаще всего они хотят поделиться проблемами, но боятся услышать критику и осуждение. Покажите, что вы на его стороне. Попытайтесь понять его чувства, а не навязать свое видение его проблемы.

Общение с людьми разных психотипов

Соцработник может испытывать трудности в общении с подопечными, независимо от их возраста, особенно на этапе знакомства. Обсудим, как наладить контакт с людьми разных психотипов.

Учитывайте физиологические особенности организма человека

Социальный работник приходит на помощь в самые трудные моменты жизни людей. Некоторые воспринимают эту помощь как вторжение в личное пространство и вмешательство в семью. Это ощущение вызывает стрессовые реакции в организме. Они повышают уровень гормонов кортизона, адреналина и норадреналина в крови. В этот момент поведением человека руководят химические реакции, а не здравый смысл. Чтобы наладить контакт с таким человеком, социальный работник должен это учитывать и быть готовым реагировать быстро и правильно.

Например, если у человека случился приступ истерики на фоне сильного стресса, уведите его в комнату или уголок, где будет только он и вы. Заставьте выпить холодной воды или прысните в лицо холодной водой, используйте нашатырь. Спокойным голосом несколько раз обратитесь к нему по имени. Несколько раз повторите, что все хорошо и вы рядом, вы поможете. Вернитесь к обсуждению проблем и вопросов только, когда человек немного успокоился. Иногда, чтобы быстро остановить истерику, рекомендуют дать несильную пощечину. Это действенное средство, но применять его можно только для своих близких, т.к. чужой человек может не понять, что вы пытаетесь ему помочь, и обвинить вас в “превышении полномочий”. 

Ориентируйтесь на тип темперамента

Человек отвечает на стресс реакцией “бей”, “беги” или “замри”. От темперамента зависит какая из реакций будет преобладать.

  • Сангвиник
    Предрасположен к положительным эмоциям даже в стрессовых ситуациях. А значит он легко может адаптироваться и справиться со стрессом. С ним легче всего установить контакт. Но такой тип темперамента редко встречается у подопечных социальных работников.

  • Холерик
    Очень эмоциональный и неуравновешенный темперамент. В стрессовых ситуациях человек чаще других ведет себя агрессивно. Преобладает реакция “бей”. Социальному работнику следует занимать нейтральную позицию, нет смысла бороться с этими сильными эмоциями: “Я понимаю вашу реакцию и не имею ничего против вас. Я просто исполняю свои обязанности”.

  • Меланхолик
    Меланхолики очень чувствительные. Они быстро поддаются тревоге и страху. В стрессовой ситуации преобладает реакция “беги”. Он будет избегать встреч с социальным работником. Специалисту нужно проявить настойчивость. А во время встречи потратить основную часть времени на развеивание тревоги. Объясните, какие страхи реальны, а какие необоснованны.

  • Флегматик
    Таким человеком чувства овладевают медленно. Внешне кажется, что он реагирует на стрессовые ситуации без эмоций. Так проявляется реакция “замри”. Однако внутри у него есть переживания. Социальному работнику следует выделить время на то, чтобы успокоить подопечного и подробно рассказать как будет проходить ваше взаимодействие.

Не забывайте о себе

Вы – тоже живой человек. И вы также реагируете стрессом на негативную реакцию подопечного. Если ваши темпераменты совпадают, может быть непросто установить контакт. К примеру, два холерика вероятней всего начнут с конфликта, зато два сангвиника быстро найдут общий язык. Но научиться управлять своим темпераментом, работая с людьми, одна из ваших первостепенных задач, чтобы не выгореть, сохранить здоровую психику и получать удовольствие от своей работы, от того, что вы приносите огромную пользу людям. Поэтому вспомните конфликты, случавшиеся в вашей практике, проанализируйте свои реакции на стрессовые ситуации и учитывайте их в общении с подопечными. Если вы холерик, досчитайте до 5 и подышите прежде, чем отвечать на агрессию. В конфликтной ситуации верх всегда одерживает тот, кто сохраняет спокойствие. 

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Стратегия беседы с пожилым человеком при его обращении к социальному педагогу

Страницы работы

Содержание работы

Как провести
беседу с пожилым человеком, если он обратился в консультативную службу Центра в
сфере социальной работы (к социальному педагогу) в связи с нарастанием
душевного дискомфорта, чувства одиночества, снижением интереса к активной
жизни, а может быть, и просто «поговорить по душам»?

Конечно, каждый
случай такого общения по-своему уникален и во многом зависит не только от
уровня знаний, профессионализма социального педагога, но и от его находчивости,
способности найти решение, которое представляет особую ценность именно для
данного пожилого человека. Хорошо известно, что далеко не всегда в таких
Центрах есть специальная психологическая служба, да и не каждый пожилой человек
пойдет на консультацию к психологу, нередко отождествляя его с психиатром (а посещение
психиатра для многих – своего рода «табу», внутренний запрет).

Однако, на наш
взгляд, можно (особенно начинающему свою практическую деятельность социальному
педагогу) использовать примерно такую стратегию беседы.

Первый этап. Прежде всего важно войти в
контакт
с собеседником, постараться расположить его к себе (узнать имя и
отчество, представиться, может быть, несколько фраз сказать о себе). Обычно это
достигается небольшим разговором на нейтральные темы, которые могут
возникнуть спонтанно (например, «Любители Вы гулять?», «Давно ли Вы были в…?»
/назвать интересное место в городе/, Понравилась ли Вам /такая-то/ передача по
ТВ?», «Когда Вы шли мимо… /назовите место/, не заметили ли Вы как-либо
изменений, которые Вас удивили?»).

При этом важно
найти какие-то точки соприкосновения интересов Ваших и Вашего собеседника,
общие мнения о чем-то.

Как правило,
после установления доверительных отношений переход к теме разговора
осуществляется достаточно естественно и просто. Например: «Расскажите, пожалуйста,
какие у Вас возникли трудности. Возможно, мы вместе сможем их разрешить». Или:
«Можно я расскажу Вам об одном случае, который не выходит у меня из головы?
Возможно, Вы мне поможете его лучше понять» и т.д.

Последний
вариант часто оказывается более удачным, потому что человек легче раскрывается
сам, если до этого к попытался понять другого.

Слушая рассказ
пожилого человека о себе и своих проблемах, главное – не перебивать его
вопросами, но при этом следить за тем, чтобы его речь не превратилась в «поток
сознания». Обычно минут 10-ти достаточно, чтобы после это можно было начать
диалог, в котором незаметно Вы сами перехватываете инициативу, постепенно уводя
его от «болевых точек» в более «светлое и чистое пространство» человеческого
бытия. Например, в монологе между прочим прозвучало слово «дети». Всегда есть
возможность переключиться на эту тему или, по крайней мере, сделать на ней
положительный акцент.

Главное – чтобы
постепенно от эмоционально выраженного внутреннего смятения (может быть,
раздражения, досады, агрессии), проявившегося в монологе, человек передел к
достаточно уравновешенному типу общения и партнерским отношениям с
собеседником-консультантом. Если процесс обсуждения проблемы осуществляется на
раритетных началах, то окончательное решение должно быть принято самим
человеком или, по крайней мере, он должен быть уверен в том, что сам принял
такое решение.

В противном
случае он достаточно быстро отторгнет его как только вернется в знакомую
ситуацию и перестанет во внутренней речи слышать голос своего собеседника – социального
педагога, убеждавшего его поступить так, а н иначе.

Вторым этапом такой беседы может стать
самодиагностика пришедшим в консультационную службу пожилым человеком некоторых
личностных качеств, особенностей которые могут существенно влиять на те
проблемы, которые у него возникли.

Конечно,
предварительно следует объяснить, почему так важно каждому человеку поглубже
узнать самого себя и, возможно, самому найти какие-то дополнительные аргументы
к тому предлагаемому решению проблемы, о котором выше и шла речь (естественно,
возможны и другие аргументы – главное, чтобы предложение не носило сугубо
рекомендательного характера).

Конечно,
выполнение этих заданий и тестов не сможет дать пожилому человеку полного
представления о своем психологическом состоянии (это может сделать только
квалифицированный психолог).

Однако их
выполнение поможет ему в спокойной обстановке (так как в этом случае нет обычно
напряжения, которое всегда сопутствует человеку, когда его «проверяют»)
максимально непредвзято ответить на поставленные вопросы и получить для себя
общее представление об объективной и апробированной специалистами оценке его
психологического состояния. Несомненно, было бы очень хорошо, если бы в этой
работе участвовал и психолог.

По собственному желанию
пожилой человек может ознакомиться с дополнительной информацией (которую ему
порекомендует социальный педагог) и выполнить либо все предложенные ему тесты,
либо некоторые из них.

Возможно, для
удобства работы информационные материалы и тесты могут быть заранее
ксерокопированы, и тогда работа с ними значительно облегчается (в отдельных
случаях она может быть выполнена и дома).

После
ознакомления Вашего собеседника с дополнительной информацией и проведения
самодиагностики целесообразно продолжить беседу (естественно, если пожилой человек
выразит такое желание).

Похожие материалы

  • Тестовые задания 1-60 по дисциплине «Социальная психология» (Предмет исследования социальной психологии. Эксперимент Шерифа)
  • Конфликты в системе «учитель-ученик»
  • Перцептивная сторона общения. Особенности формирования социальных установок

Информация о работе

Добавить комментарий