Как составить библейскую историю

Как научиться рассказывать библейские истории для детей

А Вы знаете, как рассказать библейскую историю для детей так, чтобы слушатели сидели с открытым ртом и чтобы при этом история не только захватывала дух, но и побуждала детей к изменению своего поведения без многочасовых нотаций? Как рассказывать истории чтобы они оживали в глазах слушателей? Ответы на эти вопросы Вы найдете на Семинарах Детской Миссии Вы научитесь самостоятельно готовить и проводить библейские занятия, адаптировать существующие программы под потребности Ваших конкретных групп детей, рассказывать библейскую историю, которая возможно известна ребенку, так, чтобы было не только интересно, но и менялась жизнь детей в соответствии с Божьими принципами.

Кому из нас в детстве не нравились истории? Если вспомнить, у каждого из нас были свои любимые истории, которые мы были готовы слушать снова и снова! Мы знали их наизусть, но это не мешало нам сопереживать героям так же эмоционально, как и в первый раз!
А потом мы… «выросли» из возраста игрушек и историй. Выросли настолько, что, увы, стали забывать о том, как сильно детям нравятся истории. Более того, многим взрослым верующим стало казаться, что истории, взятые не из Библии, – бесполезное время препровождение, возмутительное непотребство и, вообще, что они от дьявола…
Согласна, что сказки, знакомые нам с детства, иногда похожи на будоражащие воображение триллеры. (Та же «Красная Шапочка», к примеру, где волк, типичный людоед, съедает бабушку, а охотники убивают его, разрезают ему брюхо и т.д.) Но тот факт, что некоторые истории рождены чьей-то не очень здоровой фантазией, восе не повод, чтобы вообще не рассказывать детям историй! Весь вопрос в выборе!
Но если вы все-таки категорически настроены против сказок (хотя многие из них имеют глубокий духовный смысл, например, «Сказка о трех поросятах»), тогда… сочиняйте свои собственные положительные истории! Во-первых, потому что истории нравятся детям! Во-вторых, потому что сочинять истории – просто!

А в-третьих, в защиту историй можно привести следующие аргументы:
Истории помогают строить дружеские отношения с детьми!
Истории развивают их воображение!
Истории воспринимаются намного легче, чем нудные родительские нотации!
Истории легко и надолго запоминаются!
Истории расширяют познания детей!
Истории показывают детям хорошие примеры для подражания!
Истории показывают детям, как можно решить конкретную проблему!
Истории исцеляют! В историях можно иносказательно рассказать о той травме, которую пережил ребенок, помогая ему высвободить негативные эмоции и найти выход! К примеру, если ребенок чувствует себя отверженным, вы, увидев эту проблему, рассказываете ему историю о Черепашке, которая чувствует себя никому не нужной. Но в вашей истории эту Черепашку кто-то любит и принимает. Ребенок, слушая вашу историю, понимает, что его тоже кто-то может любить!
Истории могут научить чему-то ценному! Один папа увидел, что его дети, несмотря на многократные объяснения, никак не хотят мыть руки и чистить зубы. Тогда он придумал историю про Вредную Бациллу, которая вела себя очень нахально. Она постоянно строила коварные планы, чтобы запрыгнуть на руку мальчика Феди. Потом она перепрыгнула на булку с маслом, которую ел Федя, и очутилась в его животе. Бацилла устроила там восстание, и у Феди очень болел живот. Как вы думаете, стали дети мыть руки после таких приключений Вредной Бациллы?

Практические советы для рассказа истории

Для тех, кто все-таки решил рассказывать детям истории, предлагаем несколько практических идей:
Вы можете переделать уже готовую историю так, чтобы вам, как христианину, в ней все нравилось: придумать другой конец, ввести нового, «верующего», героя и т.д.
Вы можете сочинять историю вместе с ребенком.
Дошкольникам легче отождествлять себя с маленькими пушистыми животными. Поэтому в историях, которые вы рассказываете дошкольникам, пусть героями будут в основном животные.
Вы можете рассказывать историю частями, как сериал, каждый раз придумывая в ней новые сюжетные повороты.
Чтобы одни и те же герои не наскучили детям, вы можете время от времени «отправлять» их на каникулы, в гости к бабушке, в командировку и т.д., а затем встречаться с ними снова.
В истории кто-то из героев может спеть песенку, пошутить. Вы можете в истории поиграть или в чем-то потренировать ребенка.
Результаты не заставят долго ждать. Детям будет интересно рядом с вами. Они будут просить рассказать новую историю или новую сказку. А ведь это – шанс! И в один из вечеров вы расскажете им Великую Историю Спасения и приобретете ваших детей для вечности… 

Детская Миссия — это служение, которое объединяет христиан разных церквей и деноминаций, желающих сделать служение детям более эффективным. Под служением детям мы подразумеваем взаимоотношения с детьми, в которых есть возможность выразить Божью любовь к ним так, как эта любовь открывается в Библии. Именно такое служение детям помогает им стать частью полноты во Христе, поверить и принять христианские ценности для своей жизни, которая принесет славу Богу и надежду миру. Основное звено в достижении этой цели – обучение тех взрослых, у кого есть дети, кто работает с ними и служит им.

Источник:Детская миссия

Подробнее о Семинарах Детской Миссии на сайте:www.childrenmission.net

Еще уроки для Воскресной школы:

10 библейский историй, которые должен знать каждый образованный человек

10 библейский историй, которые должен знать каждый образованный человек


Изображение:

архив

История еврейского народа, пережившего труднейшие испытания и страдания, его герои запечатлены в библейских сказаниях. Они являются не только подлинным кладезем мудрости, но учат вере и терпению, помогают понять культуру, ведь библейские сюжета – основа многих произведений искусства, и самих себя.

Мы в IsraLove подобрали список из 10 историй библейских времен, которые должен знать каждый образованный человек.

1. Содом и Гоморра

Названия двух библейских городов до сих пор завуалировано встречаются в нашей речи, хотя их самих давно уже не существует. Они исчезли, не оставив после себя ничего, кроме своих названий. Это библейские города Содом и Гоморра, от названия которых в нашей речи появились понятия «содомия» и «аморальность». Если верить ветхозаветной Книге Бытия, эти города располагались в районе южного побережья Мертвого моря в довольно плодородном краю. Однако природные богатства испортили нрав горожан, поэтому на них обрушился гнев Всевышнего. Содом, Гоморра, Адма, Севоим, входившие в так называемый район Пятиградия, были буквально стерты с лица земли. Всевышний пощадил только город Сигор, в котором в момент уничтожения Содомских городов остановились Авраам с женой и их племянник Лот с дочерями.

2. Давид и Голиаф

Битва между евреями и филистимлянами, которая должна была произойти в самом конце Эпохи Судей, хотя так и не состоялась, зато привела к решительной смене руководства Израиля. Впрочем, некоторое подобие битвы тогда, все же, было. Перед строем двух армий вышли на смертельный поединок два дальних родственника – Давид и Голиаф. Первый был сыном пастуха, тайно помазанным на Израильское царство, а второй – лучший и самый грозный воин армии филистимлян. Этот поединок стал показательной схваткой между силой и точным расчетом. В результате сила проиграла бой уму. Давид спустя некоторое время стал царем Израиля, при котором страна наконец-то обрела настоящее единство. В его заслугу входит и перенос столицы в Иерусалим. А Голиаф так и остался в памяти сильным, опытным, но плохо закончившим жизнь воином.

3. Добрый самаритянин

Есть, как минимум, три версии появления самаритян в Эрец-Исраэле. Сами они считают себя представителями еврейского колена Иосифа. Евреи же считают, что родословная самаритян берет свое начало от неиудея Сэмэра, ушедшего вместе с ними из Египта. По еще одной версии они являются пришельцами из месопотамского города Куты, для которых даже придуман термин «кутим». А вот почему «добрый самаритянин», повествует притча о некоем несчастном прохожем, избитом и ограбленном разбойниками. Именно самаритянин помог избитому до полусмерти путнику, промыл и перевязал его раны, а потом еще и снял для него комнату в гостинице. Согласно притче этот рассказ был произнесен лично Иисусом Христом. После этого самаритян стали считать воплощением добра и любви.

4. Кольцо царя Соломона

Заветное кольцо царя Соломона позволяло владыке Израиля сохранять сдержанность в самых сложных ситуациях. Этот подарок придворного мудреца царь носил до конца жизни. Считается, что о загадочных свойствах кольца даже сам Соломон долгое время не догадывался. Оно открывало свои тайны постепенно, и это только добавляло мудрости Израильскому царю. Может быть, история о кольце и является просто легендой, но его владелец и сейчас считается эталоном спокойствия и мудрости, а царство Израиль при нем достигло величайшего процветания за весь период своего существования. После Соломона ни в древнем Израиле, ни в Иудее не было правителей такого уровня. Все, что они могли, это каким-то образом приблизиться к уровню Соломона, но стать с ним вровень уже никому не удалось.

5. Взятие Иерихона

После долголетнего хождения по пустыне евреи вышли к Земле Обетованной. Однако на пути освоения этой земли их ожидало множество испытаний. Взятие Иерихона стало первым из них, хотя и далеко не последним. Захватить хорошо укрепленный город плохо вооруженными и слабо подготовленными бойцами было крайне сложной задачей. Это подтвердили посланные туда разведчики. Но здесь на помощь лидеру евреев Иисусу Навину пришел сам Господь, который дал несколько важных советов. Четкое следование им привело к тому, что мощная, прекрасно укрепленная крепость с засевшим в ней хорошо вооруженным гарнизоном внезапно пала. После того как стены укрепления рухнули, судьба Иерихона была решена. Город был разрушен до основания и несколько столетий не восстанавливался.

6. Вавилонская башня

Библейская Вавилонская башня стала ярким примером того, как не надо распоряжаться имеющимися ресурсами. Многое было дано царю Нимроду: всеобщий мир, позволявший только накапливать богатства, огромные людские ресурсы, возможность общения на одном языке. Однако гордыня обуяла этого человека. Ему захотелось стать вровень с Богом, поэтому и задумал он колоссальное строительство, которое по своим масштабам превосходило все, что было сделано ранее. Всецело доверявшие Нимроду люди поддержали идею царя и приступили к строительству. Их энтузиазму, казалось, не было предела. Строительство башни велось самыми оперативными методами, но длилось это ровным счетом до того момента, пока Бог не решил вразумить слишком увлекшихся строителей. В один момент по воле Всевышнего люди забыли единый язык, и все построенное ими оказалось напрасным. Через некоторое время исчезли и остатки недостроенной башни.

7. Испытания Авраама

Испытания Авраама различной степени сложности, которым он по воле Бога подвергался в продолжение жизни, стали проверкой его на прочность. То ему предлагалось отправиться в чужие края, то самостоятельно проводить, пусть и несложные, но медицинские операции, то требовалось выполнить некие действия в пользу других людей. Но самым трудным испытанием Авраама стало требование пожертвовать своим сыном. Без раздумий он отправился в указанное место, где на собственноручно построенном жертвенном столе собирался лишить жизни своего первенца. Столь великая вера в Создателя сохранила жизнь мальчику, а Авраама сделала праотцом нации, на которую впоследствии была возложена крайне важная задача – помочь миру прийти к Богу.

8. Исход евреев из Египта

Наверное, сложно отыскать более масштабное переселение людей, чем Исход евреев из Египта. Огромное количество, более полтора миллиона, людей ушло в пустыню, бросив все нажитое в Египте. С собой они могли взять только то, что быстро уместилось в небольших тележках, да можно было перенести в руках. Даже еды с собой достаточного количества не было. Тем не менее, несмотря на трудности, жару, однообразие пути, люди, веря своему лидеру Моисею, ежедневно поднимались и шли вперед. Понятно, что без Божественной помощи это путешествие вряд ли окончилось бы хорошо из-за очень серьезных испытаний: преследования врагов, отсутствия пищи и воды. Но сплоченность и вера помогли евреям выдержать все трудности, и Исход завершился выходом в Земле Обетованной.

9. Ной и Ноев ковчег

История о чудесном спасении праведника Ноя с семьей до сих пор занимает умы искателей. Согласно древним текстам, Ной и Ноев ковчег пристали к суше в районе Араратских гор. Что было дальше, известно хорошо. Дети Ноя дали жизнь новому человечеству, которое развиваясь, создало прекрасные образцы искусства, монументальные памятники истории, великих ученых, военачальников и разбойников. И если с продолжателями рода Ноя все относительно ясно, то судьба его ковчега до сих пор остается тайной. Известно, что свое судно, длина которого достигала полутора сот метров, Ной так и оставил лежать на склоне горы Арарат. Учитывая приличную высоту этого места, ковчег должен был неплохо сохраниться. Вот только многочисленные поисковые экспедиции на Арарат пока ничего не дали. Кто знает, может кому-то еще улыбнется удача, и он отыщет знаменитый ковчег.

История великого Самсона – это рассказ о мести героя-одиночки за причиненный ему вред. В данном случае героем-одиночкой оказался молодой еврейский парень предположительно из колена Дана, который доверился филистимлянам. Когда же это доверие было подорвано стараниями самих филистимлян, Самсон начал жестоко мстить им. Как ни старались филистимляне успокоить Самсона, задобрить его или убить, у них ничего не получалось. Остановить героя смогла только хитрость. Оружием возмездия была избрана красавица Далила, а инструментом – простые ножницы. Срезав волосы с головы героя, она лишила его силы. Больше Самсон так и не увидел свободы, хотя перед смертью успел совершить еще один подвиг: он обрушил крышу храма, в котором филистимляне устроили празднество.

свящ. Вадим Маркин

Руководство к изучению Священной Библейской Истории

Содержание

Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого и Нового Завета

КОНСПЕКТЫ ПО СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Ветхого Завета

КОНСПЕКТЫ

Вводная лекция

Вступление

Объем материала учебного года

Основные принципы обучения

Общие понятия

Цели и задачи курса I периода Священной Библейской Истории – Ветхого Завета

Главный предмет Священного Писания.

Разделение священных книг по времени их написании.

Что такое “ЗАВЕТ”

О богодухновенности Библии

Источники изъяснения Священного Писания.

Язык Библии

Переводы Священного Писания

Домашнее задание

Лекция 1

Книга БЫТИЕ

Времена патриархов (допотопное время)

Период первый – От сотворения мира до потопа

Картина сотворения мира

Сотворение человека

Грехопадение и его последствия

Каин и Авель

Два направления в жизни допотопного человечества

События, предшествующие Всемирному потопу

Домашнее задание

Контрольный опрос по периоду от сотворения мира до потопа

Лекция 2

Времена патриархов (послепотопное время)

Период второй – От Всемирного потопа до Авраама

Всемирный потоп

Жизнь Ноя после потопа

Родословие народов

Вавилонское столпотворение – смешение языков и рассеяние народов

Домашнее задание

Контрольный опрос по периоду от потопа до Авраама

Лекция 3

Период третий – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет

Начало истории еврейского рода

Призвание Авраама

Авраам и Лот

Мелхиседек, царь Салимский

Завет Бога с Авраамом и Обетование сына

Рождение Исмаила

Знамение Завета

Богоявление у дуба Мамрийского

Содом и Гоморра

Авраам и Авимелех

Рождение Исаака

Высшее испытание веры Авраама

Женитьба Исаака

Рождение Исава и Иакова

Исаак и Авимелех

Благословение Иакова и Исава

Сон Иакова

Иаков и Лаван

Бегство Иакова

Встреча Иакова с Исавом

Последующая жизнь Иакова

История Иосифа и одиннадцати братьев

Продажа Иосифа в рабство

Грех Иуды

Иосиф в доме Потифара

Иосиф истолковывает сны в темнице

Иосиф и Фараон

Братья Иосифа в Египте

Второе путешествие в Египет с Вениамином

Израильтяне в Египте

Переселение в Египет

Жизнь Евреев в Египте до смерти Иосифа

Пророческое благословение Иаковом колен Израилевых

Завещание Иакова и его смерть

Смерть Иосифа

Книга Иова

История Иова

Религиозное состояние языческих народов

Характеристика Патриархальной эпохи

Домашнее задание

Контрольный опрос по периоду от Авраама до переселения еврейского народа в Египет

Лекция 4

Период четвертый – От переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную

Времена вождей

Книга ИСХОД

Введение

Моисей

Призвание Моисея. Неопалимая купина

Десять казней Египетских

Исход из Египта

Переход через Чермное море

Странствование по пустыне до горы Синай

Синайское законодательство

Золотой телец

Сооружение скинии

Книга ЛЕВИТ

Учреждение священства

Книга ЧИСЛА

Поход до земли Обетованной

События сорокалетнего странствования

Книга ВТОРОЗАКОНИЕ

Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина

Законодательство Моисея

Теократия

Домашнее задание

Контрольный опрос по периоду от переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную

Лекция 5

Период пятый – От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти

Земля Обетованная

Географическое положение и природа страны

Внешнее политическое положение в древности

Современное политическое окружение

Население, его язык, религия и гражданское состояние

Книга Иисуса Навина

О книге Иисуса Навина

Вхождение в Землю Обетованную

Израильтяне перед Землей Обетованной

Соглядатаи в Иерихоне

Переход евреев через Иордан

Покорение Гая

Общая характеристика времен вождей

Времена судей

Книга Судей

О книге Судей

Гофониил – первый судья Израильский

Судья Аод

Судья Самегар1

Девора и Варак

Судья Гедеон

Седьмой судья – Фола2

Восьмой судья – Иаир3

Девятый судья – Иеффай

Десятый судья – Есевон4

Одиннадцатый судья – Елон5

Двенадцатый судья – Авдон6

Тринадцатый судья – Самсон

Миха Ефремлянин и его священник

Левит и его наложница

Характеристика периода Судей

Книга Руфи

Первая книга ЦАРСТВ

Общие сведения о книгах Царств

Первосвященник Илий – судья народа Израильского

Самуил – последний пророк и судия

Домашнее задание

Контрольный опрос по периоду от вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти

Лекция 6

Времена разделения Царств

Период седьмой – От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами

Разделение царства

Краткая характеристика и сравнение Израильского и Иудейского царств

История царства Израильского

Иеровоам и произведенный им религиозный раскол

Человек Божий из Иудеи

Иеровоам – первый царь Израильский

Ахав – седьмой царь Израильский

Пророк Илия

Войны Ахава с Сирией

Первый поход Ахава на Сирию

Поход Ахава на Сирию

Виноградник Навуфея

Третий поход Ахава на Сирию

4 книга ЦАРСТВ

Охозия – восьмой царь Израильский

Пророк Елисей

Царь Израильский Ииуй и его приемники

Смерть пророка Елисея

Иеровоам II – царь Израильский (4 Цар. 14, 23–29)

Книга пророка ИОНЫ

Пророк Иона

Начало падения царства Израильского

Осия – двадцатый, последний царь Израиля – падение царства Израильского

Священное Писание о причинах гибели Израильского царства

Заселение Израиля новыми пришельцами

Книга ТОВИТА

История царства Иудейского

Слабость и нечестие Ровоама и Авии

Благочестивое царствование Асы и Иосафата

Иоас – восьмой царь Иудейский

Ахаз – двенадцатый царь Иудейский

Пророк Исаия

Езекия – тринадцатый царь Иудейский

Манассия – царь Иудейский

Падение Ассирийской монархии

Книга ИУДИФИ

Иосия – шестнадцатый царь иудейский

Падение царства Иудейского

Пророк Иеремия

Разрушение Иерусалима и Храма

Внутреннее состояние избранного народа в период разделения царства

Домашнее задание

Контрольный опрос по периоду от разделения Царства до разрушения храма Вавилонянами

Лекция 8

Времена Вавилонского владычества

Период восьмой – Вавилонское владычество

Внешнее и религиозное состояние Иудеев

Пророческая деятельность Иезекииля

Пророк Даниил

Три чуда с Навуходоносором

Сон Навуходоносора об истукане и камне от горы (Дан. 2):

Золотой истукан и три отрока в раскаленной пещи (Дан. 3)

Умопомешательство Навуходоносора (Дан. 3, 98 – 4)

Падение Вавилона

Даниил во рву львином

Последние видения Даниила

Манифест об освобождении пленников

Судьба Вавилона

Лекция 9

Времена всеобщего ожидания Спасителя

Период девятый – Состояние ветхозаветной церкви от возвращения Иудеев из плена до Рождества Христова

1. Продолжение Персидского владычества

Возвращение Иудеев из плена

Создание второго храма

Ездра

Неемия

Последние пророки – Аггей, Захария и Малахия

Книга ЕСФИРЬ

История Есфири и Мардохея

2. Времена греческого владычества

3. Маккавеи и их подвиги для церкви и государства

4. Иудеи под владычеством римлян

Царствование Ирода

Религиозно-нравственное состояние иудеев по возвращении их из плена

Состояние языческого мира

Общее ожидание Спасителя

Главные вехи Священной Истории Ветхого Завета (повторение)

КОНСПЕКТЫ ПО СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ НОВОГО ЗАВЕТА

Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета

КОНСПЕКТЫ

Лекция 1

Период первый – От Рождества Спасителя до Его Крещения

События, предваряющие Рождество Христово

Рождество, детство и отрочество Спасителя мира

Крещение Спасителя

Домашнее задание

Контрольные вопросы по первому периоду – от Рождества Спасителя до Его Крещения

Лекция 2

Период второй – Общественное служение Спасителя

Начало общественного служения

Период от первой Пасхи до второй

Период от второй Пасхи до третьей

Домашнее задание

Контрольные вопросы по второму периоду – Общественное служение в Галилее

Лекция 3

Период третий – Великая Страстная седмица

Домашнее задание

Контрольные вопросы по третьему периоду – Великая Страстная седмица

Лекция 4

Период четвертый – Воскресение Господа Иисуса Христа

Домашнее задание

Контрольные вопросы по четвертому периоду – Воскресение Господа Иисуса Христа

Главные вехи Священной Истории Нового Завета (повторение)

Приложения

Картографический материал

Синхронизация событий Библейской Истории и Истории Древнего мира

Перечень кратких исторических справок, данных в конспекте

Список иллюстраций

Перечень мер

Планирование преподавания. Сетка часов

Руководство к изучению с приложением географических карт, рисунков, индивидуальных заданий, контрольных вопросов и перечнем тем для сочинений

1994 – 98 гг.

* * *

1

Значение имени Самегар не определено. Являлся сыном Анафа.

2

Имя Фола означает “червь”. Фола был сыном Фуи, принадлежавшем к колену Иссахарову. Он судил Израиля 23 года. Жил в Шамире на горе Ефремовой, здесь же умер и погребен.

3

Имя Иаир означает “светодавец”. Судьею был 22 года и имел 30 сыновей. Погребен в Камоне, который находился в Галааде.

4

Имя Есевон значит “блеск”. В семействе у него было 30 сыновей и 30 дочерей.

5

Елон был Завулонянин, судивший Израиля 10 лет. Погребен в Аиалоне, земле Завулоновой.

6

Имя Авдон значит “рабский”. Сын Гиллела Пирафофянин. Судил Израиля 8 лет.

Источник: Руководство к изучению Священной библейской истории Ветхого и Нового Завета / Сост. священник Вадим Маркин. – М., 2004. – 331 с.

 ИСКУССТВО РАССКАЗЫВАНИЯ ИСТОРИЙ

Все сие Иисус говорил притчами, и без притчи не говорил им. Мф 13:34
Значение рассказывания историй

Иисус рассказывал истории. И не просто исто­рии, а притчи. Можно было бы сказать, что притчи – это что-то вроде земных историй с не­бесным смыслом. Читая притчи Иисуса, мы по­ражаемся их простоте. Они короткие и неза­тейливые. Дети способны уловить их суть в весь­ма раннем возрасте. Притчи нельзя назвать не­глубокими. Они как будто заставляют нас уви­деть свою жизнь подобно отражению в зеркале, в свете Царства Божьего.

Многое в нашей жизни зависит от рассказанных и услышанных историй. Мы вы­слушиваем и рассказываем истории каждый день. Рассказывание историй — одно из самых естественных действий в нашей жизни. Мы рассказываем истории, болтая по телефону со своими друзьями. «Ты ни за что не поверишь, что со мной приключилось сегодня!..» Дети рассказывают о том, что происхо­дило в школе. Они рассказывают о том, что они видели на улице, о людях, кото­рые застали их врасплох, грозились и пу­гали их или, напротив, были к ним добры. Они рассказывают о вещах, которые ка­жутся им смешными или забавными.

Мы слышим истории, когда включаем радио или телевизор, чтобы узнать ново­сти, послушать или посмотреть те или иные передачи. Эти истории помогают нам составить представление о мире, в котором мы живем. Мы читаем истории в газе­тах и журналах.

История нашего народа или нашей церкви дошла до нас в рассказах.

Мы держим в памяти исто­рию не столько благодаря датам и фактам, сколько благодаря рассказам о том, что люди говорили или делали в те времена.

Подобным образом и Благая весть о спасении мира через Иисуса Христа, до­шла до нас в виде историй. Библия несет нам слово искупления в историях об Ав­рааме, Исааке, Иакове, Моисее, Иисусе Навине, Иеремии, Иисусе Христе, Петре, Иоанне, Павле и многих других.

Пересечение Божественной истории и наших историй

Знакомя детей с историей спасения, нам нужно сделать нечто большее, чем толь­ко интересно и живо пересказать библейские истории. Слова Писания необходимо связать со всей реальностью нашей человеческой жизни и опыта. Следовательно, нам надо включить в занятие все это, а именно:

Личный опыт — моя история

Опыт детей из вашей группы — их история

Опыт наших семей, наших друзей и знакомых —  наша история

Увиденное в новостях, прочитанное в газетах, биографических трудах и исторических книгах —  история человечества

Прочитанное в художественной литературе и показавшееся

нам весьма правдоподобным —  вероятная история

Прочитанное в Библии – история отношений Бога и человечества

Рассказывая детям библейские истории, нужно коснуться всех этих моментов. Причем их надо включить в рассказ таким образом, чтобы дети восприняли Слово Божье не только как удивительную историю о событиях, произошедших много лет назад в Святой земле. Детям необходимо увидеть, что Слово Божье остается жи­вым словом и имеет непосредственное отношение к их повседневной жизни.

Библейская история, рассказанная на занятии в воскресной школе, в некото­ром смысле исполняет ту же задачу, что и проповедь на богослужении. Рассказ ставит целью донести Слово Божье в живой и искренней манере, чтобы дети по­лучили возможность принять Бога и обращаться к Нему как к «моему Богу». Хо­рошо рассказанные истории позволяют людям приблизиться к Богу, прикоснуться к Нему и ощутить Его прикосновение. А раз так, то стоит потратить время и при­ложить усилия, чтобы поучиться умению рассказывать библейские истории и де­лать это хорошо.

 Структура истории

В каждой хорошей истории легко различить структуру. Слушатель, скорее, ощу­щает ее сердцем, нежели осознает разумом. И все же тем, кто хочет усовершен­ствовать свое умение рассказывать истории, необходимо представлять себе эту структуру, чтобы истории, рассказанные нами, задели людей за живое и побуди­ли их обратиться к Господу.

Идет ли речь о библейской истории или какой-то иной, мы выделим в ней сле­дующие части:

 вступление                        

развитие событий            

кульминация     

заключение

 Начнем со вступления. Вступление к истории, как пра­вило, должно быть коротким. Оно играет важную роль, ста­вя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у слушателя любопытство и увлечь его. Если дети, слушая, витают в облаках, то вступление, предваря­ющее историю, должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление заставляет нас навострить уши и задать себе вопрос: «А что же будет дальше?»

Вот пример подобного вступления у великого рассказчика — Иисуса: «Некото­рый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сня­ли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив едва живым» (Лк 10:30). Вступле­ние сжато и ясно очерчивает сложную ситуацию. Мы тотчас же задаемся вопросом, что же будет с этим человеком, с которого сняли одежду, изранили и оставили едва живым? Как разрешится эта ситуация?

А вот еще один — современный пример вступления к рассказу: «Сегодня, ког­да я вышел из метро на улицу, я увидел напротив техникума двух молодых людей, которые яростно размахивали кулаками друг у друга перед носом. Их друзья изо всех сил пытались удержать их от драки».

Вступление к рассказу должно быть связано с главной темой вашего занятия. Оно сосредотачивает внимание детей на проблеме или вопросе, которому посвяще­но это занятие и на который в конце занятия будет получен ответ. Вдобавок, вступ­ление должно быть обращено к реальному опыту ребенка. К примеру, если тема вашего занятия — доверие к Богу, вы можете приступить к рассказу следующим образом: «Когда Маша шла через двор в школу, навстречу ей из-за машины выбе­жала большая овчарка. Собака принялась ее обнюхивать. Маше стало страшно…» Вступление к рассказу не должно содержать подсказки к решению проблемы. Не стоит начинать словами: «Сегодня я расскажу вам о том, как Давид убил Голифа с помощью пращи».

 Лучше приступить к рассказу, представив ситуацию во всей сложности так, как это делается в Писании: «Выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом более двух метров… Своим гром­ким голосом он стал угрожать всем полкам Израильским… Когда Саул и все Изра­ильтяне услышали эти слова Филистимлянина, они ужаснулись и испугались». Вступ­ление предназначено для того, чтобы сосредоточить внимание, подготовить место действия для следующей части рассказа. Если вы расскажете о решении пробле­мы в самом начале, слушатель сразу же потеряет к ней интерес.

Вторая часть истории — развитие события. Здесь раскрывается сюжетная ли­ния и характеры действующих лиц. Эта часть позволяет нам глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором мы узнали из вступления. Подобно тому, с ка­ким трудом отыскивается решение проблем в жизни, в истории ситуация тоже час­то ухудшается, прежде чем изменится в лучшую сторону. Люди, которые могли бы помочь в самый тяжелый для нас момент, не делают этого. Священник и левит, за­видев раненого человека, переходят на другую сторону дороги. Преступники, ко­торые должны были понести ответственность за свои злодеяния, не наказаны. Эта часть истории усугубляет проблему, создавая тем самым определенное напряжение, Ситуация не разрешена — по сути, она становится все напряженнее.

Третья часть истории — кульминация. Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение. Загадка раскрыта. Наконец-то мы получаем ответ на вопрос, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали, поскольку Бог находит совершенно ;

непредсказуемое для нас решение. Самарянин ос­танавливается, чтобы помочь раненому и отвезти его в гостиницу. Эта часть рассказа должна быть достаточно краткой.

И наконец мы переходим к заключению. По сути, кульминация завершила ис­торию; но здесь должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением: «И они жили долго и счастливо», «И увидел Бог, что это хорошо», «Иди и поступай так же», «Имеющий уши да услышит». Не следует чрез­мерно задерживаться на заключении и возвращаться к предыдущим частям расска­за, чтобы выяснить, поняли ли дети его так, как вы. Хорошо рассказанная история несет в себе послание Бога и не требует истолкования или поучения. Она говорит сама за себя.

Таким образом, истина, предназначенная для всех, на занятии становится доступной каж­дому, имеющему уши, чтобы слышать ее. Наглядно части рассказа можно представить следующим образом:

 Рассказывание истории — способ передачи Божьей истины

Как дети воспринимают истину о Боге?

При выборе библейского повествования важно учитывать возраст и особеннос­ти слушателей. Дети воспринимают мир сквозь призму реальных переживаний — им нужны конкретные представления о нем. Поэтому они воспринимают истину о Боге, слушая повествования об Иисусе, Моисее, Давиде, Аврааме и других библейских персонажах. В этих повествованиях дети видят жизнь героев, чувствуют их эмоции, переживают с ними голод, холод, угнетение, радость, горе, надежду, отчаяние. Читать с маленькими детьми послания Павла, Петра и Иоанна с их абстрактными понятиями о грехе, благодати и любви неуместно и приносит мало плода. Дети, скорее, воспринимают истину о Боге косвенно, отождествляя себя с библейскими персонажами: как они остались верными Богу или наоборот, как отступили от Него.
Рассказ — творческий процесс

Нужно непременно отметить, что процесс рассказывания истории — творческий про­цесс. Рассказать детям историю из Библии, в точности изложив подробности — это еще не все. Есть немало моментов, которые необходимо учитывать преподавателю при подготовке такого рассказа. Нельзя бездумно твердить заученный текст — надо придумать, как истолковать библейское послание, чтобы представить его детям как живое слово от Бога, которое несет в себе весть, имеющую прямое отноше­ние к их сегодняшней жизни. Следовательно, чтобы хорошо рассказать историю, надо обратиться к разным источникам, мы их уже упоминали. Это истории о нашем опыте в Боге, о событиях в нашей собственной жизни, жизни наших друзей, чле­нов семьи, знакомых; истории, услышанные в новостях, прочитанные в историчес­ких книгах, истории, почерпнутые из хорошей детской литературы. Все эти и мно­гие другие источники могут быть использованы как наглядные примеры, поясняю­щие истины и учение Писания. Каким образом их надлежит использовать — дело творчества, для которого необходим опыт и водительство Святого Духа Божия — Он направляет нас, когда мы готовимся к занятиям.

Хорошее изложение истории подразумевает не только верный пересказ текста Писания, но и предлагает детям вопросы, загадки и тайны Божьего Слова, которое зачастую не дает полных и окончательных ответов на наши вопросы. Библия не отвечает на все наши вопросы, зато предоставляет нам необходимые знания о спасении через Иисуса Христа, о том, что нам нужно сделать, чтобы обрести спасение.

 Библия — не скучная книга о каких-то событиях — это книга, которая преподносит нам истину о Боге в историях, которые временами содержат иронию и юмор. Иногда Библия сообщает нам о событиях достаточно, чтобы пробудилось наше любопытство, и при этом не дает законченных ответов на наши вопросы. Такой же должна быть и наша манера рассказывать. Образной, творческой, пробуждающей интерес у слушателя и дающей все то, что нужно знать ребенку, чтобы полагаться  на Бога, но не дающей ему ответов на каждый возникающий у него вопрос.

Возраст и социальная среда

Готовясь рассказывать истории детям, прежде всего, учтите их основные возрастные особенности, то есть интеллектуальный, эмоциональный, физический и ду­ховный уровень развития. В этом вам поможет изучение психологии. Кроме того, вы можете это сделать, близко общаясь с детьми, наблюдая за их играми и заик реакцией в тех или иных ситуациях. В любом случае, вам придется приобретать знания о детях, об их переживаниях и поведении. Вам помогут в этом детские книги, которые развивают в нас интуитивное понимание детей и мира, в котором они живут.

Во-вторых, примите во внимание социальную среду, в которой живут дети. По­пытайтесь побольше узнать о детях из вашего класса. Что они из себя представля­ют? Обучение детей из христианских семей, которые в течение многих лет посеща­ют занятия в воскресной школе, будет совсем иным, чем обучение тех, кто не так давно стал ходить в воскресную школу. Задайтесь  над вопросами: в каком месте они живут? Какого рода проблемы могут быть в их семьях? К примеру, проблема де­тей, живущих в портовых городах, состоит в том, что их отцы месяцами не бывают дома. Детей воспитывают матери. Дети алкоголиков нередко страдают от недостат­ка еды, одежды и родительской любви. Дети-сироты зачастую фантазируют, вооб­ражая в мечтах, что у них есть замечательные, любящие родители, которые однаж­ды придут и заберут их из детского дома, где любовь родителей заменена попечи­тельской заботой, и тем самым избавят их от одиночества. Все эти обстоятельства должны быть приняты вами во внимание при поиске наилучших способов расска­зывать истории.

Когда мы собираемся написать письмо, для нас имеет значение качество бума­ги, четкость почерка и само содержание письма. Все это действительно важно, но если адрес на конверте окажется неправильным, это утратит всякий смысл. Дети — наш адресат. Для того, чтобы Слово Божье вошло в сердца, нам нужно найти к детям правильный подход и изо всех сил стараться их понять.

Язык

Язык при передаче библейского повествования должен быть живым, понятным, адаптированным к возрасту детей. Для дошкольника слово «се­мья» означает «я, моя мама, мой папа», а слово «любовь» означает «когда меня целуют и обнимают, и мне дают то, о чем я прошу». Мышление ребенка замкнуто на нём самом и ограничено физическим и психологическим развитием.

Объясняя ребенку Библию, преподаватель использует слова, которые могут быть непонятны ему. Хотите не хотите, дети понимают слово «грех» как «неповиновение родителям». Следует им объяснить что «грех» — это «все то, что не нравится Богу, и то, за что нам стыдно». Объясните,  что «прощение» — это «когда меня любят, несмотря на мои плохие поступки» и «молитва» — это «разговор с Богом». Пове­ствуя, постарайтесь избегать штампов и около церковного языка, который может быть непонятен детям, незнакомым с церковью и её жизнью.

Этапы подготовки к рассказыванию историй

Мы рекомендуем вам придерживаться такой последовательности при подготовке истории:

1. Усвойте историю, перечитав ее несколько раз. Надо предоставить Слову Бо­жьему время, чтобы Оно смогло прочно обосноваться в нашем сердце. Это не делается на скорую руку. Для этого требуется время. Когда мы, не спеша, читаем и перечитываем историю, мы, естественным образом, вживаемся в нее. Но это не значит, что надо пытаться выучить ее наизусть. В таком случае, рассказывая, вы будете постоянно напрягать память и к концу только ощутите бессмысленность усилий. Вы можете запомнить некоторые ключевые слова или фразы, но нет нужды заучивать весь текст.

2. Представьте себе мысленно ход событий. К примеру, закройте глаза и по­пытайтесь «прокрутить» всю историю в голове. Это поможет вам проверить, не упустили ли вы какие-то существенные детали. Попробуйте воспроизвести в уме все происходящие события. Если в истории есть моменты, которые вам трудно представить в образах, вернитесь к началу и прочтите историю еще раз.

3. Набросайте план рассказа на бумаге. Не нужно переписывать всю историю, запишите только ключевые фразы. Возможно, вы захотите сопроводить свой

рассказ примерами из других историй или предварить его событиями, услы­шанными в новостях или случаем из вашей собственной жизни. Это завись от темы занятия — каждое из них посвящено какому-то событию и истине, содержащейся в Слове Божьем.

4. Попрактикуйтесь, рассказав историю вслух или записав ее на магнитофон. Рассказывайте ее непринужденно. Обратите внимание на интонацию, на темп речи, рече­вые обороты, паузы, на ваше выражение лица, жесты, на то, хорошо ли вы помните последовательность собы­тий. Воспользуйтесь образными средствами языка.

5. Определите, что нужно улучшить. Не слишком ли корот­кий у вас рассказ? Или, быть может, слишком длинный? Не упустили ли вы важных деталей? Сумеете ли вы сво­им вступлением привлечь внимание слушателей и по­мочь им соотнести библейскую историю с жизнью XXI века? Насколько ваш голос, темп речи, жесты и манера изложения были живыми и непосредственными? Если нет, попробуйте зано­во. Не переставайте тренироваться, покуда не почувствуете себя уверенно.

6. Отложите ваши записи.

7. Попробуйте рассказать эту историю вашему другу или кому-то из домашних, Узнайте их впечатления, попросив указать сильные и слабые стороны ваше­го рассказа.

8. Попросите Бога благословить вас перед началом урока.
Альтернативные способы рассказывания истории

Мы представили традиционный способ подачи библейских историй. Но есть много альтернативных способов. Вот некоторые из них.
Использование фланелеграфа

 Можно изготовить  фланелеграф из холста, на котором нарисованы пейзаж, озеро, город, храм или иное место действия. На этом фоне помещены и могут передвигать­ся фигуры библейских персонажей, животные и т. п. — все это служит наглядным пособием для библейских историй. Фигуры прикрепляются к фланелеграфу разны­ми способами, в зависимости от материала, из которого они сделаны. Такие нагляд­ные пособия помогают завладеть вниманием маленьких детей, которые очень лю­бят разглядывать картинки. Им будет проще запомнить историю, если во время рассказа ее персонажи будут у них перед глазами.

Фланелеграф можно сделать и дома — стенд, изготов­ленный своими руками, может быть ничуть не хуже фаб­ричного. Поищите материал, на который будет легко кре­пить наглядные пособия. Наклейте его на большой кусок фанеры. Вы можете разрисовать его поверхность или же просто вырезать из ткани разных цветов лоскутки, обо­значающие небо, озеро, дома, дорогу, деревья и тому подобное. Из другого материала вырежьте фигурки лю­дей, животных, скрижали, светильники и прочие предметы, которые понадобятся для рассказа.

Если вам не удастся найти подходящий материал, замените его цветной бума­гой или картоном. В этом случае вам понадобятся кусочки липкой ленты, чтобы крепить фигурки к стенду.

Нет необходимости тщательно прорисовывать черты лица и детали одежды пер­сонажей. Тем самым вы предоставите детям свободу поразмышлять, о чем думает тот или иной персонаж и что он чувствует. В этом преимущество фланелеграфов, сделан­ных собственноручно, над готовыми, где одежда и лица библейских персонажей от­штампованы. Их черты лица уже нельзя изменить, а стало быть, дети не могут увидеть, когда персонаж радуется, а когда боится, когда он надеется, а когда грустит.Еще одно преимущество фланелеграфа — библейские истории можно рассказывать при помощи небольших деревянных или глиняных фигурок, перемещая их : на поверхности стола или на полу, рассадив детей вокруг этих фигурок. Этот спо­соб подходит для групп из 12-15 детей. Если их больше, детям будет трудно рас­смотреть фигурки и уследить за их передвижениями.

В любом случае вам необходимо поупражняться в рассказывании, используя фланелеграф и фигурки, чтобы вам стало привычно говорить и одновременно дви­гать их. Прежде, чем приступать к рассказу, убедитесь, что все фигурки собраны в соответствующем порядке. Вам придется потренироваться в этом не один раз, прежде чем вы научитесь обходиться с фланелеграфом уверенно.

Чтение по ролям

Чтение по ролям — превосходный способ донести библейскую историю во всей ее непосредственности, привлекая детей к участию и приглашая взрослых вам

Многие истории в Библии изложены таким образом, что их можно слово за слово» просто читать, распределив между слушателями роли персонажей и рассказчика, Чтобы пользоваться этим методом, вам необходимо внимательно прочесть библей­ский текст, определить количество персонажей, говорящих от первого лица, вклю­чая автора — рассказчика. Вы можете размножить текст на ксероксе, сделав копии по числу участников, отпечатать роли на машинке или переписать их от руки. Если вы делаете ксерокопии, пометьте на каждом экземпляре цветными фломастерами реплики тех или иных персонажей. Вверху листа напишите имя персонажа. Если вы печатаете текст на машинке или переписываете от руки, вы можете сразу указывав персонажей, ставя имена перед их репликами. В любом случае вам надо пригото­вить экземпляр с текстом для каждого слушателя. Слова, которые предстоит про­износить им, нужно выделить. Не забудьте, что текст «от автора» — отдельная роль, причем одна из главных.

Раздайте тексты слушателям и предложите всем по очереди выразительно про­честь свою роль. Можно произносить реплики, стоя перед группой или сидя на сво­их местах. Будет лучше, если участники прорепетируют несколько раз, прежде чем прочесть текст перед всей группой. В тех местах, где нужно читать за нескольких человек, говорящих разом, например за «толпу», поручите прочесть эти фразы, по крайней мере, трем чтецам.

Вы сами убедитесь, как благодаря чтению по ролям история и впрямь начинает оживать. Это прекрасный способ помочь вашим слушателям прочувствовать ход событий, оказавшись лично вовлеченным в историю. Кстати, ваша группа может подготовить и прочесть по ролям отрывок из Писания на богослужении или во вре­мя праздничного представления.
Ящик с притчей

Прекрасный способ подачи библейских историй — использование так на­зываемого ящика с притчей. Как мы уже говорили, притча — это земная история с небесным смыслом. В ней скрыта истина о Боге. Притчу можно назвать таинственным даром от Бога.

Вырежьте из цветной бумаги или плотной ткани фигурки и предме­ты, при помощи которых вы сможете представить детям сюжет притчи. Это могут быть женщина, мужчина, семена, овцы, деревья, монеты,сокровище и многое другое, что появляется по ходу рассказа. Каждый предмет, который понадобится для рассказа, бережно поместите в ящик с крышкой. Его можно оклеить блестящей золотой или серебряной бу­магой и представить притчу детям как таинственный дар от Бога, кото­рый может стать явным.

Преподаватель привлекает внимание детей, показывая золотой ящичек со словами что он принес им особый дар от Бога, который называется притчей. Как и сле­дует ожидать, дети захотят заглянуть в ящик, чтобы узнать, что же там внутри. Преподаватель приподнимает крышку ровно настолько, чтобы можно было доста­вать фигурки, но не удалось бы разглядеть все содержимое сразу. Затем он начи­нает по порядку доставать те или иные предметы или фигурки, одновременно рас­суждая о них. Притчу можно рассказывать за столом, а можно усадить детей в круг на полу. После того, как рассказ завершен, все предметы бережно складывают об­ратно в ящик, а сам ящик убирают в укромное место.

Театральная постановка в драматическом кружке, театр одного актера, пантомима или кукольный театр

Хорошо разыгранный спектакль производит на детей неизгладимое впечатление. Подготовить такое представление весьма непросто. Но возможно, в вашей церк­ви найдутся люди с актерскими талантами, или быть может, такие способности есть у вас. Вы можете попросить этих людей разыграть перед детьми спектакль, сделанный совместными усилиями или в одиночку, от лица одного из библейских персонажей или от лица наблюдателя библейских событий, облачившись в тради­ционные для той эпохи одежды. Для рассказа может быть использована и панто­мима. В последнее время чрезвычайно популярным становится разыгрывать исто­рию при помощи кукол. Детям нравятся кукольные представления, и когда спек­такль удался, впечатление остается надолго. Дети тоже могут участвовать в поста­новках такого рода, но справиться с ролью им удается лишь в том случае, если они хорошо знакомы с содержанием разыгрываемой истории. Если вы предложите детям роли, которые они плохо себе представляют, вряд ли из этого что-то полу­чится. Обсуждать технические тонкости театральной постановки библейских сюже­тов не входит в задачу нашей книги, мы только хотели обратить ваше внимание на возможность их использования в преподавании.
Рассказ в зарисовках

Можно рассказывать историю, сопровождая ее рисунками на доске. Это требует особых умений. Если вы можете рисовать, вам стоит испробовать этот способ.
Песни, пересказывающие библейские истории

Существуют песни, слова которых можно сопровождать соответствующими сим­волическими движениями тела и жестами. Так, содержание притчи о двух людях, строивших себе дом, — один на песке и другой на скале — легко изображается жестами к песне «Один построил дом свой на песке». Дети могут знакомиться с библейской историей и таким образом — распевая песню и проделывая при этом

соответствующие движения, они как бы участвуют в истории и основательно ее запоминают.

Видеофильмы

Можно найти видеокассеты с библейскими историями. Дети всегда непрочь посидеть перед телевизором, и с удовольствием посмотрят такие фильмы. Однако нам не следует поддаваться соблазну и излишне занимать детей просмотром фильмом Телевизор никогда не заменит живого общения с преподавателем, и видеоматериалы стоит использовать лишь как вспомогательное средство. Потому после показа фильма или его части обсудите с детьми то, что они увидели и услышали. Телевидение, как правило, отводит своим зрителям пассивную роль. Вы можете использовать его как активный способ обучения, если подберете подходящий отрывок на кассете, подготовите детей к его просмотру, а по окончании обсудите с детьми впечатления.                                                      Это лишь некоторые из альтернативных способов подачи библейской истории, есть немало иных методов, о которых вы узнаете, поддерживая связь с другим преподавателями.

Общие рекомендации по теме.

1. Найти и разработать одну тему. В методических пособиях тема занятия под­разумевает определенную мысль, которую называют основной. Преподава­тель не должен отступать от нее, но постоянно возвращаться к ней. Пересече­ние множества библейских историй может смутить ребенка, если они не объе­динены одной темой. Обратимся к библейскому примеру — теме Пасхальных событий. Они включают в себя множество историй: Тайная Вечеря, умыва­ние ног, суд Пилата и первосвященников, отречение Петра, распятие, слова на кресте, погребение и т. д. Детям разных возрастов преподается определен­ная часть историй о Пасхе. Не стоит пытаться за один урок рассказать их все, лучше выбрать одну тему. Например, тему «Верность Христу», и рассказать детям об отречении Петра, выстраивая весь урок вокруг нее. Некоторые неопытные преподаватели, обладающие большим энтузиазмом, считают, что дети должны знать как можно больше мест Священного Писания. Но детине могут вспомнить того, что не связано с одной темой занятия. Им не нужно знать много историй, но они должны хорошо знать те, которые им рассказа­ли. Для детей очень важно повторение. Если дети полюбили какую-то исто­рию и хотят снова и снова слушать ее, не отказывайте им в этом.      

Нельзя постоянно метаться по Библии, стараясь выбрать самые интересные и захватывающие истории. Детям трудно будет составить представление о целостности Библии, если рассказываемые им события происходят в раз­ное время, в разных местах, с разными героями. Например: вы рассказывае­те о жизни Иосифа, его красивой одежде, а затем — об истории Рождества, где тоже есть герой с таким же именем. Дети могут спутать эти личности. По­старайтесь исследовать жизнь одного героя.

2. Найти современный, живой, адекватный, верный язык для пересказа. Мы уже говорили о том, что искусство рассказывания историй — это творческий про­цесс, и о том, что нужно приспособить язык для конкретной возрастной груп­пы. Нам необходимо пользоваться языком, который динамично передает Слово Божье детской аудитории. Но все должно быть представлено правди­во. Нельзя додумывать то, что, на наш взгляд, было упущено автором книги. Преподаватели часто «грешат» этим, приписывая определенные черты ха­рактера или внешности кому-то из героев Библии. Мы должны толковать Библию и пытаться понять мотивы героев. Но все-таки, будьте честны с деть­ми и говорите им о том, что Библия не дает нам той или иной информации. Например, если мы говорим о том, что не написано в Библии, то говорим только о возможности того, что могло бы быть: «Может быть, он думал, что…» или «Может быть, она чувствовала…»

3. Ярко и четко рассказать о великих Божьих подвигах. Главная тема Библии -«Спасение через Иисуса Христа». Так или иначе, мы должны включить эту тему в каждый урок, делая это, мы избежим бестактного или ошибочного истолкования наших слов детьми.

4. Рассказывая истории, нужно опираться на веру, надежду и любовь. В Библии, как и в реальной жизни, есть место напряженности, показывающей безнадеж­ность этого мира, оторванного от Бога — и Божьим великим подвигам, кото­рые вдохновляют нас на то, чтобы надеяться, верить и радоваться. Мы не дол­жны скрывать от детей реальности греха и смерти, но должны обратить вни­мание на надежду, которую мы имеем в Боге. Поэтому важно как можно чаще заканчивать историю положительно. Исключением могут быть пасхальные со­бытия, но и в них преподаватель должен стремиться сделать упор на надежду

Нельзя позволить детям вернуться домой с известием о том, что Иисус мертв. Обращайте внимание детей не на боль Христа и страшную картину распятия, а на Божий план спасения. Для маленьких детей особенно важ­но правильно представить то или иное повествование, правильно расставить смысловые ударения. Например: «Потоп» — одна из любимых детьми исто­рий, на основе которой мы можем провести занятие для малышей. О потопе можно рассказать так: «Дождь шел и шел. Все люди в городах утонули, все плакали. Все звери и птицы утонули, и все маленькие дети утонули…» Мысль, возникающая сама собой после подобного рассказа — Бог несправедлив. Де­тям бывает сложно объяснить те или иные действия Божий. Поэтому внима­ние в этой истории должно быть обращено на другое: «Бог спас Ноя, его се­мью и некоторых зверей, потому что очень их любил. Скоро они снова будут жить на земле, которую Бог заново украсит». Не стоит подробно описывать людям, тем более детям, казни, смерти, страдания и болезни (проказа), шо­кирующие подробности (окровавленная голова Голиафа), слишком эмоцио­нальные подробности.

5. Наше преподавание должно быть связано с реальной жизнью. Не надо за­бывать о значимости веры в нашем мире. После урока, на котором говори­ли о небе, дети, собираясь в школу, ответили матери, попросившей их быть осторожными при переходе дороги, так: «Зачем, ведь на небе так хорошо!» Нужно знать, какие моменты нашего рассказа могут возбудить воображение ребенка. В этом случае преподаватель слишком много рассказывал о вечно­сти и о том, как там будет хорошо. В сознании детей земная жизнь обесце­нилась, и они стали воспринимать ее как нечто нежелательное.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Если вы проводите учебный семинар по искусству рассказывания историй, мы ре­комендуем вам дать участникам следующие задания:

1. Попросите участников разбиться на маленькие группы по два-три человека. Предложите каждому участнику кратко рассказать в группе о каком-либо интерес­ном событии, происшедшем с ним на этой неделе. Рассказ не должен длиться бо­лее пяти минут.

Когда группы закончат свою работу, обратите их внимание на то, что рассказы­вать истории — для нас вполне естественно. Это часть нашей повседневной жизни. Мы читаем истории в газетах и книгах, видим их в кино и по телевизору, мы слы­шим в разговорах с друзьями и домашними. Рассказывать истории — самое обыч­ное дело в нашей жизни

2. Как ведущий заранее подготовьте историю, чтобы дважды рассказать ее группе,! Предупредите об этом. Предложите записать за вами оба пересказа вашей истории,

Рассказывая историю в первый раз, не прикладывайте особых усилий, не смотри­те на слушателей, не проявляйте какого бы то ни было энтузиазма. Допустите не­сколько ошибок в рассказе, нарушив порядок изложения. Скажите: «Ой, я забыла упомянуть, что…» или «давайте-ка я начну сначала». Вы даже можете читать по бу­мажке, не поднимая глаз. Постарайтесь сделать это далеко не лучшим образом. ^

На второй раз расскажите историю как можно лучше — вдохновенно и увлечен­но. Говорите, обращаясь к слушателям, стараясь поймать их взгляд и удержать его как можно дольше. Рассказывайте с подобающим чувством. Не забывайте делать паузы в нужные моменты. Подведите историю к кульминации, нагнетая напряжение, Подытожьте ваш рассказ соответствующим заключением.

А теперь предложите участникам сравнить записанное. Попросите их перечис­лить отличия. Запишите на доске или на большом листе бумаге так, чтобы каждо­му было видно.

Мы не актеры и не чтецы. Мы — свидетели любви Иисуса Христа. Рассказы­вая истории другим людям, нам не следует излишне беспокоиться о своем уме­нии их рассказывать; но если мы хотим с пользой свидетельствовать об истинах Евангелия, нам стоит потратить время и силы и хорошенько поупражняться в этом умении.

3. Предложите слушателям потренироваться в рассказывании. Для этого лучше всего подойдет история о том, как Иисус усмирил бурю (Мф 8:23-27). Попросите слушателей разбиться на группы по три человека. Обратите их внимание на то, что в истории есть три части: текст от автора, реплики учеников и слова Иисуса. Попро­сите слушателей прочитать эту историю друг другу вслух по ролям. Ее нужно про­честь многократно, учась вкладывать чувство и понимание. Когда все потренируются в чтении минут пять, предложите группам по очереди выйти и прочесть историю перед остальными слушателями.

После этого объясните группам, что они только что отрабатывали некоторые важные навыки умения рассказывать: 1) Прочли историю несколько раз в группе. 2) Прочли ее перед всеми группами. Это важные шаги в развитии навыков расска­зывания историй. Нам необходимо хорошенько освоиться с историей, которую мы собираемся рассказать. Для нас должно стать привычным рассказывать истории группе людей. Многие из нас чувствуют себя легко и непринужденно, рассказывая истории друзьям или домашним, но стоит нам оказаться перед группой людей, как нас охватывает страх. С опытом этот страх проходит.

4. Поупражняйтесь в интонационном произношении фраз, которые могут быть произнесены по-разному. Попросите группы из трех человек снова собраться вместе:

и поупражняться в произнесении одной-единственной фразы:

«Что вы так боязли­вы?» (Мф 8:26). Попросите каждого члена группы позадавать этот вопрос, меняя интонацию, тембр голоса, паузы, перемещая акцент с одного слова на другое. Когда группа все это проделает, предложите им поделиться своими впечатлениями. Цель этого упражнения — помочь людям обнаружить, что мы можем по-своему истолко­вать историю, делая паузы, меняя тембр голоса и ставя ударение на том или ином слове или выражении.

5. Попросите членов группы отложить Библии в сторону и закрыть глаза. Когда

они сделают это и расслабятся, скажите им:

«Вчера вы были с Иисусом. В то время, когда вы вместе с другими учениками находились посреди озера, вас настиг сильнейший шторм. Это было столь нео­бычное происшествие, что вы не скоро о нем забудете. Подумайте о том, что произошло вчера. Попытайтесь мысленно представить, как это было». Затем попросите слушателей открыть глаза и, обратившись к соседу, рассказать

ему от своего имени, что произошло вчера, когда вы были с Иисусом.

6. Поупражняйтесь в пересказе истории. Библейские истории необходимо при­способить к возрасту наших слушателей, к их уровню понимания, к их социальным условиям, к их опыту. Надо с осторожностью подбирать слова, чтобы нам удалось донести содержащееся в рассказе послание. Отрывок из Библии может содержать слова, которые детям (а подчас и взрослым) непонятны. А потому требуется такое изложение, которое верно донесет послание на языке, понятном нашим слушате­лям. Нам необходимо определить, какие детали здесь наиболее важны, избегая до­бавлять то, что возникает в нашем воображении, выдавая это за подлинные фак­ты, описанные в Евангелии.

Попросите слушателей письменно, своими словами изложить библейскую исто­рию. Например, историю о том, как Иисус призвал учеников (Мф 4:28-22).

 Слушателям также необходимо удерживать в памяти основные элементы структуры своего рассказа — вступление, которое сосредотачивает внимание слу­шателей, развитие событий, кульминацию и заключение.

Дайте слушателям двадцать минут, чтобы записать свой рассказ. Затем попроси­те их обменяться рассказами с другими членами группы. Предложите им объяснить, почему они предпочли те или иные слова. Предложите членам группы поделиться друг с другом трудностями, которые у них возникли при выполнении этого задания.

7. Познакомьте слушателей с альтернативными способами подачи рассказа.

Рас­смотрите с группой каждый из этих способов.

Затем попросите каждого из членов группы сделать следующее:

1. Выбрать историю из Библии и хорошенько с ней ознакомиться.

2. Определить способ, с помощью которого история будет представлена на за­нятии воскресной школы.

3. Потренироваться в ее изложении.

4. Рассказать историю перед группой.

Предоставьте в их распоряжение фланелеграфы, материалы для изготовления ящика с притчей, кукол, видеофильмы, музыкальные инструменты, доску и мел и все прочее, что может понадобиться для выполнения задания. В зависимости от раз­мера группы, участники могут работать индивидуально или в малых группах.

Одному проповеднику приснилось, что он проповедует в собрании. Проснувшись, он обнаружил себя стоящим за кафедрой, а вокруг дремали прихожане. Проповедь была настолько скучной, что заснули не только прихожане, но и сам проповедник.

  • Bookmark and Share
< Назад   Дальше >

Содержание

  • 1 Биографический метод изучения Библии
    • 1.1 Определение
    • 1.2 Важность библейских персонажей
    • 1.3 Несколько советов по эффективному изучению биографии
    • 1.4 Простые шаги по биографическому изучению
      • 1.4.1 Первый шаг: выберите библейский персонаж для изучения
      • 1.4.2 Второй шаг: составьте список всех стихов в библии об этом человеке
      • 1.4.3 Третий шаг: запишите свои первые впечатления (первое прочтение)
      • 1.4.4 Четвертый шаг: составьте хронологию событий (второе прочтение)
      • 1.4.5 Пятый шаг: постарайтесь узнать этого человека ближе (третье прочтение)
      • 1.4.6 Шестой шаг: определите некоторые из его черт характера (четвертое прочтение)
      • 1.4.7 Седьмой шаг: покажите, как в его жизни проявились другие библейские истины
      • 1.4.8 Восьмой шаг: запишите основной урок (уроки)
      • 1.4.9 Девятый шаг: запишите личное применение
      • 1.4.10 Десятый шаг: сделайте свое исследование удобным для передачи другим людям
    • 1.5 Вывод

Биографический метод изучения Библии

Изучение биографии. Многочисленные истории мужчин и женщин в библии.

Библия состоит из многочисленных историй мужчин и женщин и их отношений с любящим Отцом, который создал их. Изучение судеб этих людей преисполнено смысла и преображающей силы для нас.

Мы можем учиться тому, как поступать и кем быть, наблюдая за положительным примером сотен людей, жизнь которых запечатлена на страницах Священного Писания.

Кроме того, мы обретаем обширные познания и мудрость, наблюдая и избегая сокрушительных провалов и отрицательных сторон в жизни людей, упомянутых в Божьем Слове.

Определение

С помощью биографического метода изучения Библии вы пытаетесь выяснить, что определило духовный успех или неудачу в судьбе того или иного человека. Проводя биографическое исследование, вы стараетесь как можно ближе познакомиться с внутренней жизнью определенного человека.

Попросите Господа помочь вам думать и чувствовать, как тот человек так, чтобы это исследование послужило к переменам в вашей жизни. В рамках данного метода вы выбираете определенный библейский персонаж и исследуете Писание с целью изучить его жизненный путь и характер.

Данное изучение переходит в практику, когда вы исследуете свою жизнь в свете изученного и просите Бога помочь вам улучшить свой характер там, где это необходимо.

Все это приводит нас к духовному росту и зрелости во Христе.

Важность библейских персонажей

Люди важны для Бога; они созданы по Его образу и подобию, и Библия является письменным свидетельством взаимодействия Бога с разными мужчинами и женщинами. Она также является откровением о Самом Боге, переданное как людям, так и через людей. Для того, чтобы в полной мере понять Библию, необходимо познакомиться с выдающимися людьми Священного Писания.

Большая часть Ветхого Завета представляет собой повествование о судьбах многих людей. Вся книга Бытия, например, связана с именами шести великих людей: Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф. Апостол Павел говорил нам, что Бог дал нам истории Ветхого Завета в назидание, чтобы мы могли усвоить ценные уроки и научиться жить для Него в этом мире.

Он писал: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Также он сказал: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11).

Новый Завет — это книга инструкций; Ветхий Завет — книга иллюстраций, хотя оба завета содержат как инструкции, так и иллюстрации. Новозаветные истины наглядно показаны в Ветхом Завете.

Один из лучших способов изучения Ветхого Завета — изучение судеб людей, упомянутых в нем. Это оживляет древние тексты Писания. В Библии, более или менее подробно, упоминаются судьбы более трех тысяч человек.

Как только вы освоите данный метод изучения, перед вами откроется дверь в мир захватывающих и волнительных исследований Божьего Слова, которых хватит на всю жизнь. Изучение биографии всегда интересно и является одним из самых легких методов для личного применения.

Несколько советов по эффективному изучению биографии

Для эффективного изучения биографии вам необходимо следовать следующим указаниям.

  1. Начните с человека, изучение биографии которого будет несложным. Выберите такого человека, чей жизненный путь отражен лишь в нескольких стихах Библии.
    Изучение жизни одних людей в Писании может занять всего несколько часов, других — несколько недель, а отдельных личностей нужно изучать всю жизнь. Не начинайте с таких людей, как Иисус, Моисей или Авраам.
    Начните с тех, о ком не упоминается в Библии часто, но кто, при этом, имеет большое значение, таких как Андрей, Варнава или Мария из Вифании.
  2. Секрет успеха биографического изучения — в том, чтобы «вжиться» в изучаемого вами человека.
    Пройти весь путь в его сандалиях. Попытаться заглянуть в его сознание и ощутить то, как он мыслит, чувствует и реагирует на различные жизненные обстоятельства. Попытайтесь увидеть мир с его стороны, его глазами, слушать его ушами, общаться с его друзьями и бороться с его врагами.
    Станьте этим человеком на время своего изучения. Это возможно, только если вы будете проводить много времени с ним, перечитывая вновь и вновь все, что говорится о нем в Библии.
    Один друг изучает Авраама всю свою жизнь. Он изучает этот библейский персонаж так долго, что уже перенял у него многие черты характера. Его вера так же сильна, как и вера Авраама.
  3. При просмотре ссылок будьте внимательны и не перепутайте разных людей с одинаковыми именами.
    Убедитесь, что в тексте говорится именно о том человеке, которого вы выбрали для изучения.
    Вам бы не хотелось спутать Иоанна Крестителя с Иоанном Богословом или Иоанном Марком. Это были разные люди.
    Обычно контекст изучаемых стихов показывает, о ком именно идет речь.
    Например, Библия показывает, что были популярны следующие имена, и дает ссылки на разных людей:

    • Захария — 30 разных мужчин
    • Нафан — 20 мужчин
    • Ионафан — 15 мужчин
    • Иуда — 8 мужчин
    • Мария — 7 женщин
    • Иаков — 5 человек
    • Иоанн — 5 человек
  4. Также следует внимательно относиться к случаям, когда разные имена могут относиться к одному и тому же человеку.
    Поскольку Библия формировалась в иудейско-арамейско-греческом контексте, имена некоторых людей на разных языках писались поразомну, и это коснулось как Ветхого, так и Нового Завета. Апостол Петр, например, известен как Петр, Симон, Симеон и Кифа.
    Три друга Даниила — Анания, Мисаил и Азария — в основном, известны как Седрах, Мисах и Авденаго.
    Иногда изменение имени происходило в связи с переменами в характере самого человека, как в случае с Иаковом, который стал Израилем.
    Поэтому будьте внимательны при изучении Библии и найдите все имена, относящиеся к конкретному человеку.
  5. Не обращайтесь к книгам о библейских персонажах, пока не перечитаете всех ссылок в Библии и не получите все возможные откровения из текстов о конкретном человеке.
    Не позвольте комментатору Библии лишить вас радости личных открытий и сформировать у вас предвзятое мнение о каком-либо человеке.
    Сначала проведите свое исследование, а уже потом сверяйтесь с другими источниками.

Простые шаги по биографическому изучению

Форма по биографическому изучению состоит из 10 разделов, которые соответствуют 10 шагам, составляющим данный метод:

  1. Шаг первый: выберите библейский персонаж для изучения
  2. Шаг второй: составьте список всех стихов в Библии об этом человеке
  3. Шаг третий: запишите свои первые впечатления (первое прочтение)
  4. Шаг четвертый: составьте хронологию событий (второе прочтение)
  5. Шаг пятый: постарайтесь узнать этого человека ближе (третье прочтение)
  6. Шаг шестой: определите некоторые из его черт характера (четвертое прочтение)
  7. Шаг седьмой: покажите, как в его жизни проявились другие библейские истины
  8. Шаг восьмой: запишите основной урок (уроки)
  9. Шаг девятый: запишите личное применение
  10. Шаг десятый: сделайте свое исследование удобным для передачи другим людям

Ниже к каждому шагу даны небольшие подсказки. Нажимая на плюс и комментарии сразу откроются.

Первый шаг: выберите библейский персонаж для изучения

Вы можете начать с такого человека, у которого есть те же слабости, что и у вас, или такие сильные стороны, которые вы хотели бы в себе развить.

Выберите человека, чья жизнь даст вам ценное понимание того, как следовать Божьим стандартам жизни и все больше уподобляться Иисусу Христу.

Второй шаг: составьте список всех стихов в библии об этом человеке

С помощью справочных материалов соберите все возможные факты об этом человеке и его жизни. Это могут быть обстоятельства его рождения, основные события в его жизни, его достижения, как о нем отзывались люди, а также сведения о его смерти.

Вы не сможете получить всей «жизненной статистики» о каждом изучаемом человеке, но все же постарайтесь узнать все возможное об этом человеке. Также просмотрите все ссылки, относящиеся к историческому контексту его жизни.

Изучая Даниила, вам необходимо узнать о той эпохе, в которую он жил: вавилонское пленение. При изучении жизни апостола Павла, вам необходимо изучить его миссионерские путешествия.

Третий шаг: запишите свои первые впечатления (первое прочтение)

Перечитайте все собранные вами ссылки и сделайте необходимые пометки. Запишите свое первое впечатление об этом человеке.

Затем запишите общие наблюдения и важную информацию, которую вы узнали об этом человеке.

В конце перечислите любые проблемы, вопросы или затруднения, с которыми вы столкнулись во время чтения библейских стихов.

Четвертый шаг: составьте хронологию событий (второе прочтение)

Если вы рассматриваете важную личность в Библии, перечитайте еще раз все ссылки и составьте хронологию событий в его жизни. Благодаря этому вы получите представление о его жизни и проведете связи между различными событиями.

Далее, при изучении событий, связанных с его жизнью, вы узнаете, в какой именно период они происходили. Относительно менее значительных библейских персонажей или тех людей, о жизни которых написано немного, прочитайте соответствующие ссылки и составьте хронологию на основе имеющейся информации.

Попробуйте прочитать все стихи за один раз и в современном переводе. Это поможет вам прочувствовать ход его жизни.

Во время чтения обратите внимание, из каких основных этапов сложилась жизнь данного человека. Затем найдите и запишите, какие перемены в поведении и отношении произошли в человеке с течением времени.

Например, хорошо известные этапы жизни Моисея:

  • Сорок лет при дворе фараона: время становления личности.
  • Сорок лет в Мадиамской земле: время забвения личности.
  • Сорок лет в пустыне: познание того, что Бог есть Личность.

Это настоящий ключ к познанию характера тех или иных людей в Библии. Проследите, как Бог постепенно формировал и менял личность человека, или же как сатана привел его к кончине.

Пятый шаг: постарайтесь узнать этого человека ближе (третье прочтение)

Вернитесь к ссылкам и отыщите возможные ответы на вопросы, предложенные в Приложении В. Ответив на некоторые из этих вопросов, вы сможете получить полезные сведения о характере изучаемого вами человека.

Шестой шаг: определите некоторые из его черт характера (четвертое прочтение)

При очередном пересмотре ссылок сверьтесь с приведенным списком положительных и отрицательных черт характера в Приложении С. Перечислите в своей форме для заполнения или на листе бумаги все качества, плохие и хорошие, которые проявились в жизни человека. Укажите, в каких стихах указаны изученные черты характера.

Седьмой шаг: покажите, как в его жизни проявились другие библейские истины

Изучите жизнь человека для того, чтобы увидеть, как она иллюстрирует другие истины, которым учит Библия.

Например, показывает ли его жизнь принцип «что посеешь, то и пожнешь»?

Найдите в жизни человека случаи, которые отражают истинность каких-то притч или принципов, содержащихся в псалмах.

Например, можно задать такой вопрос:

«Отражает ли его жизнь исполнение обетования «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего»
(Пс. 36:4)?»

Найдите перекрестные ссылки, которые показывают, что говорит Библия о некоторых качествах характера, которые вы находите в жизни этого человека.

Восьмой шаг: запишите основной урок (уроки)

В нескольких предложениях запишите, что, по вашему мнению, какой основной урок нам преподает или показывает жизнь данного человека.

Каким словом можно охарактеризовать жизнь этого человека?

Какие выдающиеся качества отличали его или ее?

Девятый шаг: запишите личное применение

Подробные указания о том, как составлять применение смотрите в главе «Молитвенный метод изучения Библии».

В дополнение к принципам, предлагаемым там, вы можете задать себе следующие дополнительные вопросы:

  • Увидел ли я себя в жизни этого человека?
  • Показал ли он мне какие-либо из моих слабостей?
  • Показал ли он мне какие-либо из моих сильных сторон?
  • Что в жизни этого человека впечатлило меня больше всего?
  • Чего мне не хватает в этой сфере?
  • Что я собираюсь с этим делать?

Десятый шаг: сделайте свое исследование удобным для передачи другим людям

Оформите все полученные знания в виде простого конспекта, который поможет вам не забыть нужную информацию и поделиться своими выводами с другими людьми.

Сделайте его «передаваемым».

Спросите себя: «Какое значение может иметь жизнь этого человека для других? Какими полученными сведениями я могу поделиться, чтобы это помогло кому-то еще?»

Разделите всю информацию на последовательные периоды и/или события и на полученные уроки.

Используйте изменения, которые вы нашли и записали. Затем придумайте заглавия для каждого раздела, которые легко запомнить.

Постарайтесь, чтобы заглавия отражали основное содержание раздела, прибегнув к рифмовкам, аллитерациям и другим приемам, облегчающим запоминание. Включите свое воображение!

Например, жизнеописание Варнавы можно оформить в виде такого легко передаваемого плана:

  • Он был инвестором и вкладывал деньги в жизнь членов церкви (Деян. 4:36-37).
  • Он был тем, кто представил Савла (позднее Павла) апостолам (Деян. 9:26-28).
  • Он был проверяющим в новой церкви в Антиохии (Деян. 11:22-24).
  • Он был учителем для новообращенных христиан, включая Павла и Марка (Деян. 11:22-26; 15:39).
  • Он был инициатором первого миссионерского путешествия, которое он начал как глава группы, а закончил как член группы (Деян. 13-14).
  • Он был истолкователем доктрины о спасении и Божьем замысле Господа для язычников (Деян. 13-14).
  • Он настаивал на том, чтобы дать Марку еще один шанс для проповеди Божьего Слова (Деян. 15:36-39).

Вывод

Биографический метод изучения Библии. Изучение биографии

Биографический метод изучения Библии. Изучение биографии

Согласно десяти шагам, приведенным выше, предполагается, что вы прочитали все библейские ссылки четыре раза. На самом деле, это самый минимум. Чем чаще вы будете перечитывать тексты о конкретном человеке, тем больше будете узнавать о нем.

Как заполнять форму по биографическому изучению

В конце главы приведена форма для биографического изучения, которую вы можете скопировать и использовать в качестве руководства для своих записей.

Форма содержит 10 шагов, из которых состоит рассмотренный выше метод изучения Библии.

Заполнение формы

Заполните поля всех 10 разделов, как описано выше. Если вам понадобится больше места, используйте обратную сторону листа формы или используйте другой лист.

Образец заполненной формы

Смотрите пример изучения жизни Стефана:

Форма по биографическому изучению библии

Задание

В Приложении D есть список главных и второстепенных по значимости мужчин и выдающихся женщин, жизнь которых описывается в Библии. Выберите из этих списков те людей, которые вам особенно интересны. Если вы только знакомитесь с данным методом изучения, то лучше начать со следующих людей:

  1. Мария из Вифании
  2. Андрей
  3. Халев
  4. Руфь
  5. Даниил

Дополнительная литература

О персонажах Библии, как мужчинах, так и женщинах, написано много книг.

Однако не забывайте, что вам не следует приступать к чтению этих книг, пока вы не выполните своего изучения; сначала проведите свое исследование, а потом проверьте, что другим людям удалось узнать о конкретном человеке в Библии.

Предметный метод изучения Библии

Добавить комментарий