Структура библиографического обзора
Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе.
Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.
Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания.
Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание.
Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.
Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.
В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
Этапы подготовки библиографического обзора
Устные и письменные обзоры несколько отличаются по формату, однако в целом им предшествуют одни и те же этапы.
Что нужно, чтобы подготовить библиографический обзор?
- Выбрать тему обзора;
- определить читательское назначение и формат обзора;
- подобрать подходящие книги, документы, пособия;
- прочитать, просмотреть, изучить их, определить связи между ними;
- на основе сформулированных связей сгруппировать произведения или продумать порядок их следования в обзоре;
- подготовить характеристику подобранной литературы: составить библиографическое описание, рекомендательные аннотации и пр.
Далее, если обзор письменный, то подготовленный на основе этого плана текст обрабатывается, корректируется и редактируется для последующей публикации.
Для устного обзора дополнительно учитывается тайминг (рекомендуется проводить обзоры длительностью до 30−40 минут). Кроме того, в процессе устного выступления важно умение держаться перед аудиторией, привлекать и удерживать ее внимание, умение работать с громкостью, темпом речи, говорить эмоционально и захватывающе.
Такие устные обзоры часто проходят в библиотеках и как самостоятельные мероприятия, и как дополнение к поэтическому вечеру, тематической лекции или конференции.
Очень важно рассказывать устный обзор, а не читать его: так сохранится ощущение живой беседы, и внимание читателей и слушателей будет максимально сосредоточено на вас и вашем выступлении. Кроме того, к устному обзору важно заранее подготовить цитаты и отрывки, которые планируется озвучивать, отметить их закладками для удобства.
ОБЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений,
последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Библиографические обзоры подразделяются:
- по целевому и читательскому назначению: на информационные и рекомендательные;
- по содержанию: на тематические, персональные, обзоры новой литературы, обзоры библиографических пособий;
- по видам включенных изданий: на обзоры книг; журналов, специальных видов литературы и других документов;
- по форме: на устные, письменные (печатные), наглядные и смешанного характера.
Подготовка любого вида обзора осуществляется по единому плану:
- Выбор темы.
- Выявление произведений печати.
- Просмотр и отбор произведений печати.
- Группировка произведений.
- Характеристика произведений печати.
- Литературная обработка текста обзора.
Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библиотек, затем — целевое и читательское назначение обзора. Необходимо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отражала тему.
Выявление произведений печати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических пособий родственной тематики, прикнижных и пристатейных списков литературы и др.
Выявленную литературу необходимо внимательно просмотреть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретности), полноты раскрытия темы в отдельных произведениях печати. Если подготавливается рекомендательный обзор, то количество произведений обычно ограничивают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую очередь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, неинтересные, не представляющие художественной и научной ценности материалы в обзор включать не следует.
Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологический. Выбор группировки документов обзора — процесс творческий, основанный на учете многих факторов, определяющих группировку.
Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произведении самые существенные сведения, сопоставить книги разных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготовке обзоров художественной литературы используются тексты самих произведений: заранее подбираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяющие плавно перейти к рассказу о другом произведении.
Не рекомендуется полностью пересказывать содержание произведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомится с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача библиотекаря (библиографа) — заинтересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.
На заключительном этапе подготовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывками и цитатами.
По структуре обзор состоит из трех основных частей:
- Вводная.
- Основная.
- Заключительная.
В водной части читателя вводят в тему, обосновывают ее важность, актуальность. Начало обзора во многом определяет его успех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать читателя. Многое зависит от личности библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в своем арсенале ряд приемов, способствующих активизации внимания. Среди них можно назвать поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
Вторая часть — сам текст обзора. Отобранные документы располагаются в определенном по-
рядке — по хронологии или логике, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо использовать особое влияние на читателей — внушение, убеждение, приемы рекламы.
Среди специфических рекомендуемых приемов — сведения об авторе, заслуживающая внимания история написания, новизна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые используют опытные лекторы: воздействие на слуховое восприятие — повышение или понижение тона повествования, использование приемов выразительного чтения, обращение к аудитории, создание атмосферы непринужденного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источников, акцентируя при этом внимание на оформлении, иллюстрациях и т. п.
Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
К проведению устного библиографического обзора предъявляются в основном следующие требования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее составленным конспектом; отрывки, цитаты предварительно отмечают специальными закладками; библиографические данные следует называть отчетливо, чтобы читатели успели правильно их записать. Не следует употреблять слова и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.
Важна продолжительность обзора: он не должен длиться более 30 минут.
Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование технических средств.
Библиографический обзор как метод массовой работы может быть самостоятельным мероприятием, а может являться частью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каждой библиотеке, особенно массовой, есть место для его проведения. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занимаются читатели, неправомерно.
Многие библиотеки нашли выход: они повесили объявление в читальном зале, в котором определено время для проведения обзоров. Например, каждое воскресенье в 13.00 организуются обзоры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце концов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.
Новые возможности для их проведения предоставляют современные информационные технологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.
Эффективность обзора отмечается в дневнике, то есть фиксируется, сколько человек прослушало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
Обзоры новых поступлений
Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих читателей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают преимущественно универсальными по содержанию и информационными по назначению. В такие обзоры включают книги, журналы и другие материалы, относящиеся ко всем отраслям знания.
Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слушателей. В обзор включается сравнительно большое количество произведений печати, и главное внимание в рассказе обращают на новизну сведений, содержащихся в книгах и журналах.
Вступление и заключение в обзоре новинок делают, как правило, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь характеризуют новинки общественно-политического характера, затем — научно-технического, после чего характеризуют издания по искусству и литературно-художественные.
Цель устных обзоров, подготавливаемых по материалам поступивших в библиотеку журналов, — познакомить читателей с публикациями последних номеров. Вступительная часть содержит краткую характеристику самого журнала (год создания, профиль, структуру и другие сведения, которые особенно важны в случае, если он издается недавно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной части рассказывается о конкретных материалах.
Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одному из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо отобрать из них наиболее интересные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публицистические произведения, воспоминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.
В заключительной части обзора необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом журнале — не только литературно-художественном, кратко охарактеризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуемых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению читателей.
Тематические обзоры
Искусство построения тематического обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных одной теме, но и показать своеобразие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тщательностью отбираются материалы для вступительной части обзора и текстов-связок.
При составлении тематического обзора художественной литературы предпочтительнее конкретизировать тему, подобрать эмоциональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведений (например, «Мир и дар Набокова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в обзор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публикации местных авторов в периодических изданиях.
Необходимо тщательно продумывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, перечисляются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются критические статьи и рецензии, печатные литературно-критические обзоры.
В основной части важно показать значение каждого произведения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а потом — произведения, посвященные отдельным событиям, периодам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рассказы, стихотворения, художественная публицистика). В ряде случаев можно сначала назвать произведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней. В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы, в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать критические статьи и рецензии, а также книги и публикации других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.
Персональные обзоры
Такие обзоры проводятся в связи с подготовхой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).
Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора — писателя, публициста. В персональный обзор включают основные произведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую очередь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В третьих — одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нем.
Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов и библиографических картотек, но и путем просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.
Обзоры серий
При подготовке обзора серий основное внимание уделяется общей характеристике серии: во вступительной части сообщается ее название, приводятся краткие сведения об истории создания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дается информация о каждой книге, включенной в обзор.
Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указатель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, статьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библиография» и др.).
Можно запланировать, подготовить и провести цикл рекомендательных обзоров книг, вышедших в сериях «Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговедческих серий: «Писатели о писателях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».
Обзор периодических изданий
Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного издания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состав редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых стоит обратить внимание читателей.
Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные рубрики — проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора. Обзоры периодических изданий можно делать по одному журналу или комплектами за год, полгода и т. д.
|
Библиографическая работа >
1. Библиографические рекомендации
|
Обзор литературы по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.
Литературный обзор для научной статьи
При подготовке публикаций для научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.
Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.
В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.
Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.
Качество библиографического поиска во многом определяет содержание статьи автора: чем эффективнее исследователь умеет работать с массивами документов и базами данных, тем точнее он сформулирует тему своей будущей публикации.
Для чего нужен обзор литературы в исследовании?
Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:
- проанализировать имеющиеся материалы и сформировать новый подход к проблеме;
- верифицировать результаты и выводы по итогам собственного исследования;
- продемонстрировать отличие исследования автора от уже напечатанных трудов, т.е. продемонстрировать научную новизну и научный вклад;
- сформулировать актуальность проводимого исследования;
- обосновать значимость проблемы;
- овладеть терминологией по соответствующей проблематике;
- выявить основные методы исследования, применявшиеся для изучения проблемы.
При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.
Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.
К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.
Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.
Анализ литературных источников как метод исследования
Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.
Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.
Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.
Как писать литобзор?
К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:
- уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
- обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
- правильно оформлять цитирование.
Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:
- изучите массив литературы по выбранной проблеме;
- выделите основные труды ученых-предшественников;
- сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
- определите недостатки и пробелы в существующей теории;
- оцените необходимость и значимость собственного труда;
- оформите текст, используя актуальные правила цитирования.
С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования.
Пример литературного обзора
Предлагаем вам ознакомиться с примером написания обзора литературы.
На определенном
этапе изучения литературы по теме можно
составить библиографический обзор
(если есть основания полагать, что
использована вся литература, касающаяся
проблематики исследования), если же нет
уверенности, что подбор литературы
исчерпывающий (что чаще всего бывает
при написании работ на младших курсах),
то — обзор использованной литературы.
Этот обзор в дальнейшем составит часть
«Введения».
При обозрении
литературы называется не только автор
и его работа, но и точка зрения каждого
автора на исследуемую проблему. Следует
выбрать какую-то систему изложения:
жанровую, тематическую (если есть
несколько основных направлений в мнениях
авторов по данной проблеме), хронологическую.
Вся использованная литература должна
быть описана должным образом.
При изложении
материала курсовой работы следует
придерживаться общих принципов:
а) в представлении
точек зрения на проблему важно идти от
общего к частному, не возвращаясь вновь
к общим положениям;
б) сходные точки
зрения следует отмечать не повторным
описанием идей, а перечислением авторов,
занимающих данную позицию. Здесь возможны
такие варианты, как: “Этой
же точки зрения придерживаются…”
(перечисляете фамилии авторов и указываете
в сносках работы, в которых эти точки
зрения представлены), “Эту
же точку зрения находим в…”
(указываете источник, в котором эта
точка зрения излагается) и т.п.;
в) противоположные
точки зрения на проблему следует
приводить рядом друг с другом, четко
сопоставляя их и подчеркивая
противоположность. Здесь рекомендуется
употребление таких вариантов, как: С
одной стороны, … / С другой стороны, …;
N. считает, что … / Z., напротив, полагает,
что … и т.п..
Упоминание каждого имени исследователя
должно сопровождаться подробным
библиографическим описанием соответствующей
монографии (в виде постраничной сноски
или ссылкой на пункт библиографического
списка);
Если подбор
литературы исчерпывающий, то можно
сделать в качестве вывода библиографического
обзора заключение о степени изученности
проблемы. Этот вывод является оправданием
целесообразности предпринятого,
исследования.
Примечания
1.
Следует уже на этапе подбора литературы
систематизировать ее по жанрам, взглядам,
эпохам и т.д.
2.
Полезно вести «регистрацию» прочитанного,
то есть, отмечать для себя те места в
изучаемых книгах, которые почему-либо
остановили внимание, с присоединением
своих мыслей по поводу прочитанного,
если таковые имеются. Если книги
труднодоступны, то лучше делать буквальные
извлечения, с точным «адресом» (автор,
название, выходные данные, страницы).
Иначе труды по работе с литературой
придется повторять при написании текста.
2.4. Определение целей и задач работы
Прежде всего,
следует продумать выбранную тему, исходя
из уже имеющихся у Вас знаний, общих
пособий по курсу и уже изученной
литературы.
На этом этапе
необходимо попытаться понять, какая
именно проблема в выбранной теме имеет
принципиальный характер, что нужно
сделать, чтобы эту проблему решить.
Ответ на вопрос что? носит специальное
название — это цели работы.
Определение целей
работы – важнейшее умение, которое
вырабатывается в процессе учебы. Цель
– тот итоговый результат, ради которого
и предпринимается данная работа
(например, пишется курсовая работа). Это
главный вопрос, ответ на который и будет
решением проблемы, раскрытием темы.
Отсутствие цели всегда делает работу
бессистемной и, строго говоря, бессмысленной
(образцом бессмысленной работы является
списывание чужого текста или рассуждения
на абстрактные, не связанные с темой
курсовой работы, темы).
Но помимо постановки
цели, студент должен отдавать себе отчет
в том, как он собирается этой цели
достичь, с помощью каких средств. Ответ
на вопрос как? Также носит специальное
название – это задачи работы.
Задачи намечают
путь к цели. Каким образом определение
и анализ тех или иных особенностей
изучаемых текстов может привести к
намеченной цели, то есть, каковы средства,
с помощью которых исследователь
собирается достичь цели?
Итак, результатом
этого этапа работы должно стать: а)
определение места и значения темы
курсовой работы в контексте всего
предмета, по которому пишется курсовая
работа, б) постановка цели работы и
предварительное определение вопросов,
которые следовало бы рассмотреть при
раскрытии темы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #