Как составить библиографический обзор литературы

Структура библиографического обзора

Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе.

Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.

Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются по­этические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, ори­гинальное обращение к читате­лям.

В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания.

Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание.

Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.

Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.

В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изда­ниям.

Этапы подготовки библиографического обзора

Устные и письменные обзоры несколько отличаются по формату, однако в целом им предшествуют одни и те же этапы.

Что нужно, чтобы подготовить библиографический обзор?

  • Выбрать тему обзора;
  • определить читательское назначение и формат обзора;
  • подобрать подходящие книги, документы, пособия;
  • прочитать, просмотреть, изучить их, определить связи между ними;
  • на основе сформулированных связей сгруппировать произведения или продумать порядок их следования в обзоре;
  • подготовить характеристику подобранной литературы:  составить библиографическое описание, рекомендательные аннотации и пр.

Далее, если обзор письменный, то подготовленный на основе этого плана текст обрабатывается, корректируется и редактируется для последующей публикации.

Для устного обзора дополнительно учитывается тайминг (рекомендуется проводить обзоры длительностью до 30−40 минут). Кроме того, в процессе устного выступления важно умение держаться перед аудиторией, привлекать и удерживать ее внимание, умение работать с громкостью, темпом речи, говорить эмоционально и захватывающе.

Такие устные обзоры часто проходят в библиотеках и как самостоятельные мероприятия, и как дополнение к поэтическому вечеру, тематической лекции или конференции.

Очень важно рассказывать устный обзор, а не читать его: так сохранится ощущение живой беседы, и внимание читателей и слушателей будет максимально сосредоточено на вас и вашем выступлении. Кроме того, к устному обзору важно заранее подготовить цитаты и отрывки, которые планируется озвучивать, отметить их закладками для удобства.

ОБЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений,

последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.

Библиографические    обзоры подразделяются:

  • по целевому и читательско­му назначению: на информацион­ные и рекомендательные;
  • по содержанию: на темати­ческие, персональные, обзоры новой литературы, обзоры биб­лиографических пособий;
  • по видам включенных изда­ний: на обзоры книг; журналов, специальных видов литературы и других документов;
  • по форме: на устные, пись­менные (печатные), наглядные и смешанного характера.

Подготовка любого вида обзо­ра осуществляется по единому плану:

  1. Выбор темы.
  2. Выявление произведений печати.
  3. Просмотр и отбор произве­дений печати.
  4. Группировка произведений.
  5. Характеристика произведе­ний печати.
  6. Литературная обработка текста обзора.

Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библио­тек, затем — целевое и читатель­ское назначение обзора. Необхо­димо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отра­жала тему.

Выявление произведений пе­чати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических по­собий родственной тематики, прикнижных и пристатейных спис­ков литературы и др.

Выявленную литературу необ­ходимо внимательно просмот­реть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретнос­ти), полноты раскрытия темы в от­дельных произведениях печати. Если подготавливается рекомен­дательный обзор, то количество произведений обычно ограничи­вают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую оче­редь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, не­интересные, не представляющие художественной и научной цен­ности материалы в обзор вклю­чать не следует.

Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологичес­кий. Выбор группировки докумен­тов обзора — процесс творчес­кий, основанный на учете многих факторов, определяющих группи­ровку.

Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произ­ведении самые существенные сведения, сопоставить книги раз­ных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготов­ке обзоров художественной лите­ратуры используются тексты са­мих произведений: заранее под­бираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяю­щие плавно перейти к рассказу о другом произведении.

Не рекомендуется полностью пересказывать содержание про­изведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомит­ся с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача биб­лиотекаря (библиографа) — заин­тересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.

На заключительном этапе под­готовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывка­ми и цитатами.

По структуре обзор состоит из трех основных частей:

  1. Вводная.
  2. Основная.
  3. Заключительная.

В водной части читателя вво­дят в тему, обосновывают ее важ­ность, актуальность. Начало обзо­ра во многом определяет его ус­пех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать чи­тателя. Многое зависит от личнос­ти библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в сво­ем арсенале ряд приемов, спо­собствующих активизации внима­ния. Среди них можно назвать по­этические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, ори­гинальное обращение к читате­лям.

Вторая часть — сам текст об­зора. Отобранные документы рас­полагаются в определенном по-

рядке — по хронологии или логи­ке, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо исполь­зовать особое влияние на читате­лей — внушение, убеждение, при­емы рекламы.

Среди специфических реко­мендуемых приемов — све­дения об авторе, заслуживающая внимания история написания, но­визна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые ис­пользуют опытные лекторы: воз­действие на слуховое воспри­ятие — повышение или понижение тона повествования, использова­ние приемов выразительного чте­ния, обращение к аудитории, соз­дание атмосферы непринужден­ного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источни­ков, акцентируя при этом внима­ние на оформлении, иллюстраци­ях и т. п.

Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изда­ниям.

К проведению устного библио­графического обзора предъявля­ются в основном следующие тре­бования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее состав­ленным конспектом; отрывки, ци­таты предварительно отмечают специальными закладками; биб­лиографические данные следует называть отчетливо, чтобы чита­тели успели правильно их запи­сать. Не следует употреблять сло­ва и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.

Важна продолжительность об­зора: он не должен длиться более 30 минут.

 Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование тех­нических средств.

Библиографический обзор как метод массовой работы мо­жет быть самостоятельным меро­приятием, а может являться час­тью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каж­дой библиотеке, особенно массо­вой, есть место для его проведе­ния. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занима­ются читатели, неправомерно.

Многие библиотеки нашли вы­ход: они повесили объявление в читальном зале, в котором опре­делено время для проведения об­зоров. Например, каждое воскре­сенье в 13.00 организуются обзо­ры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце кон­цов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.

Новые возможности для их проведения предоставляют со­временные информационные тех­нологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.

Эффективность обзора отме­чается в дневнике, то есть фикси­руется, сколько человек прослу­шало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

Обзоры новых поступлений

Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих чита­телей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают пре­имущественно универсальными по содержанию и информацион­ными по назначению. В такие об­зоры включают книги, журналы и другие материалы, относящие­ся ко всем отраслям знания.

Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слу­шателей. В обзор включается сравнительно большое количест­во произведений печати, и глав­ное внимание в рассказе обраща­ют на новизну сведений, содержа­щихся в книгах и журналах.

Вступление и заключение в об­зоре новинок делают, как прави­ло, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь харак­теризуют новинки общественно-политического характера, за­тем — научно-технического, по­сле чего характеризуют издания по искусству и литературно-худо­жественные.

Цель устных обзоров, подго­тавливаемых по материалам по­ступивших в библиотеку журна­лов, — познакомить читателей с публикациями последних номе­ров. Вступительная часть содер­жит краткую характеристику са­мого журнала (год создания, про­филь, структуру и другие сведения, которые особенно важ­ны в случае, если он издается не­давно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной час­ти рассказывается о конкретных материалах.

Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одно­му из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо ото­брать из них наиболее интерес­ные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публи­цистические произведения, вос­поминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.

В заключительной части обзо­ра необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом жур­нале — не только литературно-ху­дожественном, кратко охаракте­ризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуе­мых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению чита­телей.

Тематические обзоры

Искусство построения темати­ческого обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных од­ной теме, но и показать своеобра­зие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тща­тельностью отбираются материа­лы для вступительной части обзо­ра и текстов-связок.

При составлении тематическо­го обзора художественной лите­ратуры предпочтительнее конкре­тизировать тему, подобрать эмо­циональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведе­ний (например, «Мир и дар Набо­кова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в об­зор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публика­ции местных авторов в периоди­ческих изданиях.

Необходимо тщательно проду­мывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, пере­числяются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются крити­ческие статьи и рецензии, печат­ные литературно-критические об­зоры.

В основной части важно пока­зать значение каждого произве­дения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а по­том — произведения, посвящен­ные отдельным событиям, перио­дам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рас­сказы, стихотворения, художест­венная публицистика). В ряде слу­чаев можно сначала назвать про­изведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней. В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы, в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать  критические статьи и ре­цензии, а также книги и публика­ции других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.

Персональные обзоры

Такие обзоры проводятся в свя­зи с подготовхой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).

Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется ха­рактеристике самих произведе­ний какого-либо автора — писате­ля, публициста. В персональный обзор включают основные произ­ведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую оче­редь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и от­дельных его произведениях. В третьих — одновременно реко­мендуются как произведения ав­тора, так и литература о нем.

Материалы для обзоров выяв­ляют не только в конкретных раз­делах каталогов и библиографи­ческих картотек, но и путем про­смотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.

Обзоры серий

При подготовке обзора серий основное внимание уделяется об­щей характеристике серии: во вступительной части сообща­ется ее название, приводятся краткие сведения об истории соз­дания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дает­ся информация о каждой книге, включенной в обзор.

Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указа­тель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, ста­тьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библио­графия» и др.).

Можно запланировать, подго­товить и провести цикл рекомен­дательных обзоров книг, вышед­ших в сериях «Жизнь замечатель­ных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговед­ческих серий: «Писатели о писа­телях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».

Обзор периодических изданий

Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного из­дания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходи­мо дать краткую характеристику истории журнала, его учредите­лей, состав редакционной колле­гии, где много имен известных пи­сателей, поэтов, литературове­дов, на которых стоит обратить внимание читателей.

Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные руб­рики — проза, поэзия, публицис­тика, литературная критика, биб­лиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике ха­рактеризуются в процессе обзо­ра. Обзоры периодических изда­ний можно делать по одному жур­налу или комплектами за год, полгода и т. д.

  • Главная страница

  • Библиографическая работа

    • 1. Библиографические рекомендации

    • 2. Библиографические пособия

  • ИРБИС

  • Методическая работа

    • 1. Планы/Отчеты

    • 2. Нормы времени

    • 3. Методические рекомендации

  • Отдел комплектования

    • 1. Учет библиотечного фонда

    • 2. Списание библиотечного фонда

    • 3. Расстановка библиотечного фонда

    • 4. Изучение библиотечного фонда

    • 5. Инвентаризация фонда

    • 6. МБА и ЭДД

  • Официальные документы

  • Школа молодого библиотекаря

Библиографическая работа‎ > ‎

1. Библиографические рекомендации

Библиографический обзор

Методические рекомендации к проведению библиографического обзора

Методические рекомендации к проведению библиографического обзора для детей

Обзор литературы ‎‎(образец)‎‎

Библиотечная экскурсия

Как выполнить библиографическую справку?

Как составить библиографическое описание

Что такое библиографическое информирование

Что такое «СБА» библиотеки

Что такое «Библиографическое пособие»

Comments

Обзор литературы по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.

Литературный обзор для научной статьи

При подготовке публикаций для научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.

Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.

В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.

Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.

Качество библиографического поиска во многом определяет содержание статьи автора: чем эффективнее исследователь умеет работать с массивами документов и базами данных, тем точнее он сформулирует тему своей будущей публикации.

Для чего нужен обзор литературы в исследовании?

Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:

  • проанализировать имеющиеся материалы и сформировать новый подход к проблеме;
  • верифицировать результаты и выводы по итогам собственного исследования;
  • продемонстрировать отличие исследования автора от уже напечатанных трудов, т.е. продемонстрировать научную новизну и научный вклад;
  • сформулировать актуальность проводимого исследования;
  • обосновать значимость проблемы;
  • овладеть терминологией по соответствующей проблематике;
  • выявить основные методы исследования, применявшиеся для изучения проблемы.

При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.

Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.

К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.

Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.

Анализ литературных источников как метод исследования

Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.

Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.

Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.

Как писать литобзор?

К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:

  • уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
  • обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
  • правильно оформлять цитирование.

Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:

  • изучите массив литературы по выбранной проблеме;
  • выделите основные труды ученых-предшественников;
  • сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
  • определите недостатки и пробелы в существующей теории;
  • оцените необходимость и значимость собственного труда;
  • оформите текст, используя актуальные правила цитирования.

С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования.

Пример литературного обзора

Предлагаем вам ознакомиться с примером написания обзора литературы.

На определенном
этапе изучения литературы по теме можно
составить библиографический обзор
(если есть основания полагать, что
использована вся литература, касающаяся
проблематики исследования), если же нет
уверенности, что подбор литературы
исчерпывающий (что чаще всего бывает
при написании работ на младших курсах),
то — обзор использованной литературы.
Этот обзор в дальнейшем составит часть
«Введения».

При обозрении
литературы называется не только автор
и его работа, но и точка зрения каждого
автора на исследуемую проблему. Следует
выбрать какую-то систему изложения:
жанровую, тематическую (если есть
несколько основных направлений в мнениях
авторов по данной проблеме), хронологическую.
Вся использованная литература должна
быть описана должным образом.

При изложении
материала курсовой работы следует
придерживаться общих принципов:

а) в представлении
точек зрения на проблему важно идти от
общего к частному, не возвращаясь вновь
к общим положениям;

б) сходные точки
зрения следует отмечать не повторным
описанием идей, а перечислением авторов,
занимающих данную позицию. Здесь возможны
такие варианты, как: “Этой
же точки зрения придерживаются
…”
(перечисляете фамилии авторов и указываете
в сносках работы, в которых эти точки
зрения представлены), “Эту
же точку зрения находим в
…”
(указываете источник, в котором эта
точка зрения излагается) и т.п.;

в) противоположные
точки зрения на проблему следует
приводить рядом друг с другом, четко
сопоставляя их и подчеркивая
противоположность. Здесь рекомендуется
употребление таких вариантов, как: С
одной стороны, … / С другой стороны, …;
N. считает, что … / Z., напротив, полагает,
что …
и т.п..
Упоминание каждого имени исследователя
должно сопровождаться подробным
библиографическим описанием соответствующей
монографии (в виде постраничной сноски
или ссылкой на пункт библиографического
списка);

Если подбор
литературы исчерпывающий, то можно
сделать в качестве вывода библиографического
обзора заключение о степени изученности
проблемы. Этот вывод является оправданием
целесообразности предпринятого,
исследования.

Примечания

1.
Следует уже на этапе подбора литературы
систематизировать ее по жанрам, взглядам,
эпохам и т.д.

2.
Полезно вести «регистрацию» прочитанного,
то есть, отмечать для себя те места в
изучаемых книгах, которые почему-либо
остановили внимание, с присоединением
своих мыслей по поводу прочитанного,
если таковые имеются. Если книги
труднодоступны, то лучше делать буквальные
извлечения, с точным «адресом» (автор,
название, выходные данные, страницы).
Иначе труды по работе с литературой
придется повторять при написании текста.

2.4. Определение целей и задач работы

Прежде всего,
следует продумать выбранную тему, исходя
из уже имеющихся у Вас знаний, общих
пособий по курсу и уже изученной
литературы.

На этом этапе
необходимо попытаться понять, какая
именно проблема в выбранной теме имеет
принципиальный характер, что нужно
сделать, чтобы эту проблему решить.
Ответ на вопрос что? носит специальное
название — это цели работы.

Определение целей
работы – важнейшее умение, которое
вырабатывается в процессе учебы. Цель
– тот итоговый результат, ради которого
и предпринимается данная работа
(например, пишется курсовая работа). Это
главный вопрос, ответ на который и будет
решением проблемы, раскрытием темы.
Отсутствие цели всегда делает работу
бессистемной и, строго говоря, бессмысленной
(образцом бессмысленной работы является
списывание чужого текста или рассуждения
на абстрактные, не связанные с темой
курсовой работы, темы).

Но помимо постановки
цели, студент должен отдавать себе отчет
в том, как он собирается этой цели
достичь, с помощью каких средств. Ответ
на вопрос как? Также носит специальное
название – это задачи работы.

Задачи намечают
путь к цели. Каким образом определение
и анализ тех или иных особенностей
изучаемых текстов может привести к
намеченной цели, то есть, каковы средства,
с помощью которых исследователь
собирается достичь цели?

Итак, результатом
этого этапа работы должно стать: а)
определение места и значения темы
курсовой работы в контексте всего
предмета, по которому пишется курсовая
работа, б) постановка цели работы и
предварительное определение вопросов,
которые следовало бы рассмотреть при
раскрытии темы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий