Структура библиографического обзора
Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе.
Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.
Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания.
Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание.
Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.
Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.
В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
Этапы подготовки библиографического обзора
Устные и письменные обзоры несколько отличаются по формату, однако в целом им предшествуют одни и те же этапы.
Что нужно, чтобы подготовить библиографический обзор?
- Выбрать тему обзора;
- определить читательское назначение и формат обзора;
- подобрать подходящие книги, документы, пособия;
- прочитать, просмотреть, изучить их, определить связи между ними;
- на основе сформулированных связей сгруппировать произведения или продумать порядок их следования в обзоре;
- подготовить характеристику подобранной литературы: составить библиографическое описание, рекомендательные аннотации и пр.
Далее, если обзор письменный, то подготовленный на основе этого плана текст обрабатывается, корректируется и редактируется для последующей публикации.
Для устного обзора дополнительно учитывается тайминг (рекомендуется проводить обзоры длительностью до 30−40 минут). Кроме того, в процессе устного выступления важно умение держаться перед аудиторией, привлекать и удерживать ее внимание, умение работать с громкостью, темпом речи, говорить эмоционально и захватывающе.
Такие устные обзоры часто проходят в библиотеках и как самостоятельные мероприятия, и как дополнение к поэтическому вечеру, тематической лекции или конференции.
Очень важно рассказывать устный обзор, а не читать его: так сохранится ощущение живой беседы, и внимание читателей и слушателей будет максимально сосредоточено на вас и вашем выступлении. Кроме того, к устному обзору важно заранее подготовить цитаты и отрывки, которые планируется озвучивать, отметить их закладками для удобства.
Библиографические обзоры — устные и письменные — давно стали одним из основных форматов представления книг. Например, их используют для знакомства читателей библиотеки с поступившими новинками или для создания тематических подборок литературы.
Это связный, последовательный рассказ о документах, научных материалах, художественных произведениях. В новой статье уточним виды библиографических обзоров, цели их создания и этапы подготовки: что должно быть в хорошем обзоре, который заставит читателя затем прийти и взять книгу, на которую был сделан обзор?
Что такое библиографический обзор
Библиографический обзор — библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное описание (ГОСТ 7.0.-99). Это полноценный, связный рассказ о документах и произведениях печати, который способен заинтересовать читателя и заставить его взять нужную ему литературу в библиотеке.
Библиографические обзоры бывают устные и письменные, их отличительными чертами являются оперативность подготовки, конкретность и доходчивость описания, эмоциональность и активность обзорщика-докладчика (особенно когда речь идет об устных выступлениях). В таком обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, а читатели получают возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Какими бывают библиографические обзоры
Помимо формата — устный или письменный — библиографические обзоры могут быть классифицированы в зависимости от выбранного критерия:
• по целевому и читательскому назначению выделяют информационные и рекомендательные обзоры;
• по содержанию выделяют тематические обзоры, персональные обзоры, обзоры новой литературы, обзоры библиографических пособий;
• по видам включенных изданий обзоры делятся на обзоры книг, журналов, специальных видов литературы и других документов.
Структура библиографического обзора
Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе.
Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.
Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания.
Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание.
Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.
Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.
В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
Этапы подготовки библиографического обзора
Устные и письменные обзоры несколько отличаются по формату, однако в целом им предшествуют одни и те же этапы.
Что нужно, чтобы подготовить библиографический обзор?
• Выбрать тему обзора;
• определить читательское назначение и формат обзора;
• подобрать подходящие книги, документы, пособия;
• прочитать, просмотреть, изучить их, определить связи между ними;
• на основе сформулированных связей сгруппировать произведения или продумать порядок их следования в обзоре;
• подготовить характеристику подобранной литературы: составить библиографическое описание, рекомендательные аннотации и пр.
Далее, если обзор письменный, то подготовленный на основе этого плана текст обрабатывается, корректируется и редактируется для последующей публикации.
Для устного обзора дополнительно учитывается тайминг (рекомендуется проводить обзоры длительностью до 30−40 минут). Кроме того, в процессе устного выступления важно умение держаться перед аудиторией, привлекать и удерживать ее внимание, умение работать с громкостью, темпом речи, говорить эмоционально и захватывающе.
Такие устные обзоры часто проходят в библиотеках и как самостоятельные мероприятия, и как дополнение к поэтическому вечеру, тематической лекции или конференции.
Очень важно рассказывать устный обзор, а не читать его: так сохранится ощущение живой беседы, и внимание читателей и слушателей будет максимально сосредоточено на вас и вашем выступлении. Кроме того, к устному обзору важно заранее подготовить цитаты и отрывки, которые планируется озвучивать, отметить их закладками для удобства.
Полезные приемы
Как можно удержать внимание читателей и слушателей обзора, максимально заинтересовать их? Для этого библиотекари часто используют следующие приемы, которые вы тоже можете включать в свои обзоры.
• Начните рассказ с самого интересного — так вы точно завладеете вниманием слушателя.
• Расскажите об авторе и других его произведениях, упомяните о прототипах героев, расскажите о переводчике или сравните разные переводы одной и той же книги и т. п.
• В процессе устного выступления не забывайте о преимуществах этого формата: используйте мимику, жесты, двигайтесь по аудитории, меняйте громкость голоса.
• Не забывайте о том, что вы можете продемонстрировать книгу: покажите обложку, иллюстрации, дайте читателям наглядное представление о количестве страниц.
• Предложите несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, лишь прочитав книгу.
• Начните читать вслух фрагмент книги, дочитайте до самого интересного, а затем резко остановитесь, когда почувствуете, что сюжет захватил внимание слушателей. Предложите им далее дочитать самим.
Все это позволит сделать библиографический обзор не рутинной процедурой, а творческой задачей, решение которой будет полезно и интересно читателям вашей библиотеки.
Начиная любое новое исследование, ученый прежде всего задается вопросом о том, что уже известно по рассматриваемой проблеме. Научные работы чаще базируется на трудах предшественников, постепенно расширяя и углубляя имеющиеся знания, чем опровергают их и предлагают что-то принципиально новое.
Обзор литературы помещает текущее исследование в контекст уже существующих знаний. Обоснование исследовательского вопроса строится на том, что известно на данный момент, какие пробелы есть в этих знаниях и почему важно эти пробелы заполнить. Главная цель обзора литературы в научной статье — избежать затрат сил, времени и денег на повторное открытие уже известных фактов.
Эту статью мы посвящаем обзору литературы в научной публикации. Поговорим о том, каким должен быть хороший литературный обзор, как искать источники и как написать обзор полезный для читателей и безупречный с точки зрения редактора научного журнала.
Содержание статьи
- 1. Каковы признаки хорошего обзора литературы?
- 2. Порядок работы над обзором литературы.
- 3. Поиск источников для обзора литературы.
- 4. Как писать литературный обзор?
- 5. Как правильно цитировать в обзоре литературы?
- Заключение
1. Каковы признаки хорошего обзора литературы?
Существует мнение, что хороший обзор литературы должен быть большим. Тридцать листов и сотня источников — это серьезно. На самом деле, если размер и важен, он не может быть единственным показателем качества. Признаками хорошего литературного обзора считаются:
- Соответствие теме исследования. Основная цель обзора — рассказать, что известно по конкретному вопросу. Отвлекаться на посторонние предметы, значит просто запутать читателя и продемонстрировать рецензенту отсутствие логики и здравого смысла.
- Достаточная широта и глубина охвата. Пожалуй, главное слово здесь — достаточная. Обзор должен включать все важные работы по теме исследования. Однако не стоит начинать с Адама и Евы. Если вы не собираетесь дискутировать с корифеями и опровергать устоявшиеся теории, сосредоточьтесь на ключевых работах последних лет.
- Последовательность и ясность. Начиная с характеристики широкого научного поля, сужайте фокус к конкретной проблеме. Читатель должен понимать, как цитируемые работы связаны друг с другом и с текущим исследованием.
- Краткость. Объем литературного обзора — спорный вопрос, единых стандартов тут нет. Важно чтобы читатель не успел устать, соскучиться и потерять мысль.
- Анализ и синтез. Обзор не равен простому пересказу источников. Отдав должное своим предшественникам, автор должен вычленить пробел в имеющемся массиве знаний, обосновать исследовательский вопрос и пути решения проблемы.
Оценить качество обзора литературы можно, опираясь на следующие признаки:
- Ясно сформулирована тема.
- Основные исследования по теме определены и рассмотрены.
- Обсуждаются разные точки зрения.
- Из предшествующих исследований сделаны адекватные выводы.
- Четко сформулирован исследовательский вопрос.
- Предлагаются обоснованные пути решения проблемы.
Обзор литературы должен быть сделан до начала исследования, и, разумеется, до написания статьи. Несмотря на кажущуюся очевидность этого требования, оно далеко не всегда соблюдается. Начинающим ученым литературный обзор иногда представляется вишенкой на торте, которую можно положить в последний момент.
Однако, планировать научную работу, не зная, что уже сделали ваши предшественники, большой риск. Изобретение велосипеда может быть интересным и творческим занятием, однако люди, которые давно ездят на велосипедах не оценят ваших усилий. Прежде чем планировать исследование нужно убедиться, что вопрос, на который вы хотите ответить действительно актуален.
2. Порядок работы над обзором литературы.
Знакомо ли вам чувство растерянности и дезориентации в библиотеке? Если да, то вас конечно посещала мысль о том, что на чтение всей важной литературы одной жизни может не хватить. Это действительно так, если поиск происходит “сплошным чесом”, по принципу “просматриваем все в надежде наткнуться на нужное”.
Опытные исследователи советуют действовать по плану. Начиная обзор с широкой перспективы и постепенно сужая фокус можно добиться того, что вы не упустите ничего важного и не включите ничего лишнего.
Начать обзор литературы рационально с источников, рассматривающих ключевые вопросы по теме. К ним относятся:
- Учебники. Рекомендуется выбирать те, которые выдержали несколько переизданий. Они дают общее представление об имеющимся массиве знаний.
Хороший учебник показывает основные идеи и концепции, их критику, упоминает работы, которые внесли существенный вклад в изучаемый вопрос. Именно эти труды будут следующим этапом литературного обзора.
Учтите, что никакой учебник не сообщает о свежих исследованиях, в этом смысле он является только отправной точкой.
- Энциклопедии и справочники, особенно специализированные тематические издания. Их статьи представляют собой краткий обзор современного состояния темы и приводят ссылки на источники, раскрывающие вопрос более подробно. Они-то вам и нужны. Труды, на которые ссылаются учебники, энциклопедии и справочники, являются фундаментальными.
После изучения основных авторитетных источников нужно выяснить, что нового появилось в научном поле с момента их опубликования. Для этого переходят к журналам и базам данных. Прежде всего ищите в них обзорные и аналитические статьи.
Не исключайте из обзора литературы работы, противоречащие вашим результатам и выводам. В интересах развития науки такие конфликты нужно обсуждать, а не заметать под ковер.
Когда работа над рукописью будет закончена, просмотрите последние публикации, чтобы убедиться, что все новейшие исследования в вашей области охвачены.
Бесконечно можно смотреть на огонь, беседовать с другом, вернувшимся из дальней дороги и плавать в море научной литературы. Перед каждым ученым, собирающим материал для литературного обзора, возникает вопрос: когда следует остановиться? Ведь в современной науке невозможно объять необъятное, особенно по направлениям, которые давно и активно разрабатываются. Твердых критериев здесь, к сожалению, нет. Это всегда вопрос опыта и здравого смысла.
3. Поиск источников для обзора литературы.
В современном мире публикуется огромное количество научной литературы. Если в поиске нет системы, существует серьезный риск упустить важные ресурсы и потратить много времени на второстепенные.
Для поиска источников используются:
- Библиотечные каталоги. Если вы знаете фамилию автора, его работы можно найти в алфавитном каталоге. Предметный каталог предлагает поиск по названиям работ и ключевым словам.
В настоящее время библиотечные каталоги существуют не только в бумажном, но и в электронном виде. В электронный каталог можно войти с любого компьютера, для поиска необязательно идти в библиотеку.
Электронные каталоги могут объединять все библиотеки города и даже региона. Они содержат не только бумажные, но и электронные источники. В каталогах можно найти учебники, монографии, диссертации, рефераты, периодические издания.
- Базы данных. Представляют собой крупные агрегаторы научных публикаций по всему миру. Наибольшей популярностью пользуются Web of science, Scopus, Google Scholar. Статьи, находящиеся в открытом доступе, можно найти на Sci Hub. Особняком стоит Pubmed, который аккумулирует публикации по биологии и медицине.
Публикации, которых нет в открытом доступе, можно получить в ResearchGate — бесплатной социальной сети, которой пользуются ученые по всему миру. Через нее можно связаться с автором нужной статьи и попросить предоставить доступ в частном порядке.
- Онлайн-поиск. Чтобы найти источники для литературного обзора в интернете прежде всего используйте свою тему и ключевые слова.
Задача усложняется, если в ответ на поисковый запрос вы получаете несколько страниц ссылок. Понять, стоит ли читать конкретную публикацию, поможет информация о журнале и авторе. В пользу внимательного изучения статьи говорят следующие факты:
- Журнал рецензируемый.
- Он специализируется в вашей научной области.
- Хорошо, если журнал относится к первому или второму квартилю и имеет высокий импакт-фактор.
- Статья имеет высокие показатели цитирования.
- Автор является признанным авторитетом в вашей области науки.
Если хотя бы половина из этих условий выполняется, статья, скорее всего, заслуживает изучения.
Важно! Если вы собираетесь опубликовать статью в иностранном научном журнале, в список цитирования должны входить работы ученых, которые являются авторитетами в стране публикации.
Расширять круг источников лучше всего, используя библиографию тех статей, которые вы уже нашли.
Поиск источников информации для обзора литературы за пределами своей области науки может дать интересные результаты и навести на нетривиальные идеи. Количество междисциплинарных исследований в современной науке стремительно растет.
Изучение научных статей начинается с аннотаций. Ваша цель — определить, действительно ли эта работа связана с вашим исследовательским вопросом. Для поиска аннотаций можно использовать реферативный журнал, который издается ежемесячно в бумажном и электронном виде. В нем размещают рефераты, аннотации и библиографические описания российских и зарубежных публикаций по естественным, точным, техническим наукам, биологии и медицине. Реферативный журнал освещает статьи, книги, доклады научных конференций, диссертации, патентные и нормативно-технические документы.
Для ведения записей можно использовать бумажные карточки или электронные файлы. При любом способе ведения заметок указывайте источник (желательно в определенном стиле цитирования), основную идею и ключевое слово, с которым она связана. Не ограничивайтесь простым копированием при сборе материала. Излагайте мысли своими словами, покажите, как цитаты связаны с темой вашей работы. О том как повысить эффективность заметок, читайте здесь.
4. Как писать литературный обзор?
Когда основной материал собран, наступает время структурировать информацию и представить ее в виде связного текста. Обзор не является простым перечислением источников и констатацией фактов. Он должен представить анализ, выявить тенденции и обосновать теоретическую базу собственного исследования.
Обзор литературы логично начать с определения рамок исследования и постановки основных исследовательских вопросов. Выявите проблему и покажите, что она действительно актуальна. Расскажите, какие подходы к решению задачи существуют и что нового предлагаете вы сами.
Соблюдайте логику и последовательность. Каждая рассматриваемая работа должна быть связана с предыдущей и последующей. Работы можно сгруппировать по времени или месту проведения исследований, позиции авторов или другим признакам.
Не цитируйте большие куски текста без острой необходимости. Сформулируйте основные тезисы авторов и свяжите их со своей работой. Помните, что целью обзора литературы является не пересказ источников, а анализ и описание общей картины.
Стиль письма должен соответствовать характеру целевой аудитории:
- Если вы пишете диссертацию, ваша аудитория — научный руководитель, научный совет университета, высшая аттестационная комиссия. Стиль должен соответствовать установленным правилам.
- Публикация в журнале должна учитывать редакционные требования и интересы читателей. Ориентиром могут служить статьи других авторов в этом же издании.
- Если же пишется книга для широкой аудитории, то ее цель привлечь как можно больше людей с разной подготовкой и интересами. Здесь весьма уместен юмор и живые примеры.
Если вы готовите статью для иностранного научного журнала, учтите специфику академического английского языка. Закажите вычитку носителем английского, чтобы быть уверенным в том, что у редактора не будет претензий к стилю.
О том, как написать хорошее введение для научной статьи читайте в статье.
5. Как правильно цитировать в обзоре литературы?
Один из самых важных моментов, определяющих качество научного текста вообще и, особенно, обзора литературы — корректное цитирование. Его цель — дать читателю достаточно информации, чтобы он мог найти источник и самостоятельно провести критический анализ, не полагаясь только на мнение автора статьи.
Самые частые проблемы цитирования — недостаточная полнота и точность. Важно! Всю ответственность за точность цитирования несет автор. Ни редактор, ни рецензент, ни издатель не должны проверять точность ссылок и не нужно ждать, что они станут это делать.
Ошибки при цитировании можно отнести к двум классам: неверное указание источника и недочеты в оформлении цитаты. В первом случае возникает серьезная проблема, так как читатель вообще не может найти источник по указанной ссылке. Во втором случае речь идет о неверном использовании знаков препинания, ошибках в именах, названиях и тому подобных неточностях. По такой ссылке источник все же можно найти, но это требует больших усилий.
Как не перегрузить работу цитатами и при этом не допустить плагиата?
- Цитируйте только те источники, которые действительно считаете необходимыми. Не нужно автоматически переносить библиографические списки из статей, на которые вы ссылаетесь, в свою работу. Это приводит к тому, что ошибки при цитировании кочуют из одной статьи в другую и никогда не исправляются. Некоторые авторы ограничиваются чтением аннотаций, что тоже нельзя считать корректным. Если вы не читали источник целиком, не ссылайтесь на него.
- Отбирайте авторитетных авторов и статьи из рецензируемых журналов: эти источники проанализированы серьезными экспертами и на них можно полагаться. Как узнать показатели цитирования, читайте здесь.
- Не цитируйте друзей и коллег только потому, что вас об этом попросили. Казалось бы, вам эта мелкая услуга ничего не стоит, а человеку приятно. Однако, если хотите, чтобы к вам относились серьезно, ваш собственный подход к исследованию должен быть соответствующим. Одна из самых плохих вещей, которые портят репутацию ученого — присутствие в списке литературы источников, не имеющих отношения к исследованию.
Как понять, что количество цитат достаточно? Представьте, что вашу статью читает выпускник университета или аспирант. Сможет ли он хорошо понимать ваши идеи, изучив источники, на которые ссылается статья?
В то же время количество ссылок не должно быть чрезмерным. Думаю, многим приходилось встречать статьи, библиографические списки которых занимают больше места, чем сам текст. Существует мнение, что автор, который перелопатил гору литературы, заслуживает доверия и уважения. Однако, взгляните на это с точки зрения читателя. Много ли пользы приносит такое цитирование:
related work on the technique has been carried out by numerous researchers1–101
Прежде чем вносить в список цитирования еще десяток источников, подумайте, будет ли полезно чтение ВСЕХ этих статей.
Все сказанное относятся и к самоцитированию. Ссылаться на собственные работы уместно только тогда, когда они действительно помогают понять вопросы, обсуждаемые в текущей статье.
Проверяйте точность цитирования и правильность оформления своих ссылок сразу. В дальнейшем это сэкономит много времени и продемонстрирует редактору вашу аккуратность и внимание к деталям.
Заключение
Основные критерии качества литературного обзора — простой язык, логичное развитие повествования, четкость аргументации. Чтобы проверить, соответствует ли им ваш обзор, проведите простой тест. Попросите прочитать текст ученого, не являющегося специалистом в вашей области науки. Если он найдет его интересным и понятным, цель достигнута.
Начинайте обзор литературы с базовых ресурсов, таких как учебники, энциклопедии и справочники. Изучите источники, на которые они ссылаются. Затем переходите к поиску в отраслевых журналах и базах данных. Уделите максимальное внимание публикациям последних лет.
Что касается содержания, хороший обзор литературы должен показать, что:
- автор знаком с предыдущими работами по теме;
- понимает их сильные и слабые стороны;
- поставленный исследовательский вопрос действительно отражает существующий пробел в знаниях;
- приводятся убедительные аргументы, почему важно заполнить этот пробел.
Объем и стиль обзора должен соответствовать запросам целевой аудитории: статья для специализированного журнала, диссертация и научно-популярная книга предъявляют разные требования.
И главное: не забывайте, что обзор должен быть логически связан с другими частями работы. Из аналитического обзора литературы вытекают методы и дизайн исследования, статистическая обработка полученных данных и обсуждение полученных результатов.
Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!
ОБЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений,
последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Библиографические обзоры подразделяются:
- по целевому и читательскому назначению: на информационные и рекомендательные;
- по содержанию: на тематические, персональные, обзоры новой литературы, обзоры библиографических пособий;
- по видам включенных изданий: на обзоры книг; журналов, специальных видов литературы и других документов;
- по форме: на устные, письменные (печатные), наглядные и смешанного характера.
Подготовка любого вида обзора осуществляется по единому плану:
- Выбор темы.
- Выявление произведений печати.
- Просмотр и отбор произведений печати.
- Группировка произведений.
- Характеристика произведений печати.
- Литературная обработка текста обзора.
Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библиотек, затем — целевое и читательское назначение обзора. Необходимо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отражала тему.
Выявление произведений печати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических пособий родственной тематики, прикнижных и пристатейных списков литературы и др.
Выявленную литературу необходимо внимательно просмотреть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретности), полноты раскрытия темы в отдельных произведениях печати. Если подготавливается рекомендательный обзор, то количество произведений обычно ограничивают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую очередь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, неинтересные, не представляющие художественной и научной ценности материалы в обзор включать не следует.
Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологический. Выбор группировки документов обзора — процесс творческий, основанный на учете многих факторов, определяющих группировку.
Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произведении самые существенные сведения, сопоставить книги разных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготовке обзоров художественной литературы используются тексты самих произведений: заранее подбираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяющие плавно перейти к рассказу о другом произведении.
Не рекомендуется полностью пересказывать содержание произведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомится с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача библиотекаря (библиографа) — заинтересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.
На заключительном этапе подготовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывками и цитатами.
По структуре обзор состоит из трех основных частей:
- Вводная.
- Основная.
- Заключительная.
В водной части читателя вводят в тему, обосновывают ее важность, актуальность. Начало обзора во многом определяет его успех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать читателя. Многое зависит от личности библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в своем арсенале ряд приемов, способствующих активизации внимания. Среди них можно назвать поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
Вторая часть — сам текст обзора. Отобранные документы располагаются в определенном по-
рядке — по хронологии или логике, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо использовать особое влияние на читателей — внушение, убеждение, приемы рекламы.
Среди специфических рекомендуемых приемов — сведения об авторе, заслуживающая внимания история написания, новизна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые используют опытные лекторы: воздействие на слуховое восприятие — повышение или понижение тона повествования, использование приемов выразительного чтения, обращение к аудитории, создание атмосферы непринужденного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источников, акцентируя при этом внимание на оформлении, иллюстрациях и т. п.
Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
К проведению устного библиографического обзора предъявляются в основном следующие требования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее составленным конспектом; отрывки, цитаты предварительно отмечают специальными закладками; библиографические данные следует называть отчетливо, чтобы читатели успели правильно их записать. Не следует употреблять слова и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.
Важна продолжительность обзора: он не должен длиться более 30 минут.
Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование технических средств.
Библиографический обзор как метод массовой работы может быть самостоятельным мероприятием, а может являться частью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каждой библиотеке, особенно массовой, есть место для его проведения. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занимаются читатели, неправомерно.
Многие библиотеки нашли выход: они повесили объявление в читальном зале, в котором определено время для проведения обзоров. Например, каждое воскресенье в 13.00 организуются обзоры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце концов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.
Новые возможности для их проведения предоставляют современные информационные технологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.
Эффективность обзора отмечается в дневнике, то есть фиксируется, сколько человек прослушало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
Обзоры новых поступлений
Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих читателей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают преимущественно универсальными по содержанию и информационными по назначению. В такие обзоры включают книги, журналы и другие материалы, относящиеся ко всем отраслям знания.
Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слушателей. В обзор включается сравнительно большое количество произведений печати, и главное внимание в рассказе обращают на новизну сведений, содержащихся в книгах и журналах.
Вступление и заключение в обзоре новинок делают, как правило, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь характеризуют новинки общественно-политического характера, затем — научно-технического, после чего характеризуют издания по искусству и литературно-художественные.
Цель устных обзоров, подготавливаемых по материалам поступивших в библиотеку журналов, — познакомить читателей с публикациями последних номеров. Вступительная часть содержит краткую характеристику самого журнала (год создания, профиль, структуру и другие сведения, которые особенно важны в случае, если он издается недавно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной части рассказывается о конкретных материалах.
Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одному из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо отобрать из них наиболее интересные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публицистические произведения, воспоминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.
В заключительной части обзора необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом журнале — не только литературно-художественном, кратко охарактеризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуемых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению читателей.
Тематические обзоры
Искусство построения тематического обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных одной теме, но и показать своеобразие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тщательностью отбираются материалы для вступительной части обзора и текстов-связок.
При составлении тематического обзора художественной литературы предпочтительнее конкретизировать тему, подобрать эмоциональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведений (например, «Мир и дар Набокова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в обзор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публикации местных авторов в периодических изданиях.
Необходимо тщательно продумывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, перечисляются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются критические статьи и рецензии, печатные литературно-критические обзоры.
В основной части важно показать значение каждого произведения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а потом — произведения, посвященные отдельным событиям, периодам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рассказы, стихотворения, художественная публицистика). В ряде случаев можно сначала назвать произведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней. В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы, в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать критические статьи и рецензии, а также книги и публикации других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.
Персональные обзоры
Такие обзоры проводятся в связи с подготовхой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).
Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора — писателя, публициста. В персональный обзор включают основные произведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую очередь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В третьих — одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нем.
Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов и библиографических картотек, но и путем просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.
Обзоры серий
При подготовке обзора серий основное внимание уделяется общей характеристике серии: во вступительной части сообщается ее название, приводятся краткие сведения об истории создания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дается информация о каждой книге, включенной в обзор.
Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указатель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, статьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библиография» и др.).
Можно запланировать, подготовить и провести цикл рекомендательных обзоров книг, вышедших в сериях «Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговедческих серий: «Писатели о писателях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».
Обзор периодических изданий
Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного издания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состав редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых стоит обратить внимание читателей.
Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные рубрики — проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора. Обзоры периодических изданий можно делать по одному журналу или комплектами за год, полгода и т. д.
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись:
Библиографический обзор. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//193/bibliograficheskij-obzor/ (дата обращения: 23.05.2023)
Библиографический обзор – это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах – объектах библиографирования. Связное повествование о документах, цель которого – библиографическое исследование определенной темы или отрасли знания, или состояния книгоиздательской деятельности.
Отдельные описания или краткие упоминания о произведениях печати объединены в нем связующим текстом, содержащим обычно сравнительную или критическую оценку источников по значимости. Обзор обычно используется в научной литературе, так как позволяет подробнее осветить литературные источники, чем обычный список или даже аннотированный. Вместе с тем обзор литературы носит чисто библиографический характер, его задача – представить источники, а не проблему как таковую. <
Отдельные описания или краткие упоминания о произведениях печати объединены в нем связующим текстом, содержащим обычно сравнительную или критическую оценку источников по значимости. Обзор обычно используется в научной литературе, так как позволяет подробнее осветить литературные источники, чем обычный список или даже аннотированный. Вместе с тем обзор литературы носит чисто библиографический характер, его задача – представить источники, а не проблему как таковую.
Библиографический обзор всегда составляется на основе определенного множества документов.
Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные).
В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.
Обычно документы в обзоре группируются по принципу «от общего — к частному», «от простого — к сложному». Такое построение позволяет читателю получить определенный объем знаний. Иногда документы в обзоре группируются по отдельным аспектам темы, по значимости документов или по жанрам.
В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка.
Методика подготовки и проведения библиографического обзора
Библиографическая информация может существовать в одной из трех форм: письменной, устной, машиночитаемой. Распространенной формой предоставления библиографической информации является библиографический обзор.
Библиографический обзор — это связный, последовательный рассказ о документах. Специалисты-практики отмечают, что это наиболее эффективный способ доведения информации о документах до потребителей.
Очевидное преимущество обзоров в их гибкости, возможности непосредственного воздействия на слушателя. Поэтому обзоры регулярно проводятся в библиотеках всех типов. Их тематика определяется или событиями, происходящими в стране и в мире, или интересами читателей. Библиографические обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно.
Библиографические обзоры стали применяться в массовых библиотеках с 20-х гг. XX в. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». На этих вечерах делались обзоры новинок научной и художественной литературы. В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг.
Существует несколько видов библиографических обзоров.
1. По общественному назначению:
- а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Например, о новых поступлениях. Информационный обзор проводится перед подготовленными слушателями, например, на производственных совещаниях, семинарах в библиотеке. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок содержания;
- б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нем, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов;
- в) научный обзор по структуре, задачам и целям отличается от информационного и рекомендательного. Научный обзор представляет собой доклад, реферат по теме, в конце которого называются использованные документы. Цель данного обзора — не рекомендация документов, а изложение фактов, содержащихся в документах.
2. По содержанию обзоры бывают:
- а) универсальный, в нем представлены документы из разных областей знания (например, обзор новых поступлений в библиотеку);
- б) тематический, где представлены документы по одной теме, проблеме;
- в) персональный — рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нем и/или его произведений.
3. По видам документов:
- а) обзор периодических изданий (нескольких или одного);
- б) обзор непериодических изданий;
- в) обзор методических и библиографических пособий, проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т. д.);
- г) смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, СО-ВОМ).
4. По форме передачи:
-
-
-
- а) устный: • непосредственно в аудитории, • запись на магнитофоне, • видео-запись;
-
-
- б) письменный: • библиотечный плакат, • напечатанный на страницах периодического издания, • размещенный на сайте библиотеки.
Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:
- 1. Выбор темы. Тема выбирается актуальная, интересная читателям библиотеки.
- 2. Изучение темы осуществляется по различным источникам. Выбирается самая удачная формулировка темы, определяется целевое и читательское назначение обзора.
- 3. Выявление документов осуществляется с помощью каталогов и картотек библиотеки, библиографических пособий. Нельзя ограничиваться просмотром соответствующих разделов фонда, так как документов может не оказаться на месте.
- 4. Отбор документов зависит от целевого и читательского назначения обзора, от широты темы. Если это рекомендательный обзор, то количество документов ограничивается. Библиотекарь дает лишь первоначальную ориентировочную оценку отобранным документам. Но он должен уметь исключать малоинтересные и не имеющие научной ценности документы. Именно от отбора документов зависит качество обзора.
- 5. Группировка документов в обзоре зависит от целевого и читательского назначения. Она должна соответствовать последовательности повествования, логическому раскрытию темы. Часто документы группируются «от общего к частному» или «от простого к сложному». В универсальном обзоре применяется группировка по отраслям знания. Используют также группировку по разделам наук, по значимости документов, по жанрам литературы. В обзоре исторической литературы обычно применяют историко-хронологическую группировку.
В библиографическом обзоре можно выделить вступление, основную часть, заключение, которые и позволяют говорить о нем как о «связном рассказе».
Во вступлении обосновывается тема, отмечаются ее особенности. Вступление должно быть интересным, привлекающим внимание слушателей. Во вступлении можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.
В основной части дается характеристика самих документов, Рассказывая о книге, не надо ее пересказывать, надо наметить ее тематику и рассказать что-то интересное о книге, об истории ее создания, о времени, когда она была написана или об авторе. Выходные сведения о документе должны быть названы в контексте рассказа. Если стандартизированные сведения не вписываются в обзор, то их можно перечислить только в конце обзора.
Рассказывая о книгах или статьях, необходимо предусмотреть небольшие тексты-связки, которые позволят плавно перейти от одного документа к другому. В связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними, можно отметить популярность автора, историю создания произведения. Можно в качестве связок использовать и тексты самих произведений (цитаты). Но никогда нельзя пересказывать содержание документа, так как цель обзора — заинтересовать читателя или поставить его в известность о существовании данного документа. В качестве связок используют проблемные вопросы, новые факты, факты-парадоксы, противоречия, столкновение разных точек зрения. Можно использовать и образные средства — ключевой эпизод, историческую, психологическую или художественную деталь.
В заключении называются выходные данные всех перечисленных в обзоре документов.
По целевой установке, содержанию, особенностям подготовки и проведения различают обзоры новых поступлений и тематические обзоры.
Цель тематического обзора — познакомить слушателей с литературой (как недавно вышедшей в свет, так и в ретроспективном плане), посвященной определенной проблеме, теме («Книги для молодой семьи», «Скорбный путь Романовых», «Творчество М. Цветаевой» и др.).
При подготовке такого обзора решающее значение приобретает актуальность темы, заинтересованность в ней слушателей. С определения темы и читательского назначения обзора и следует начинать работу над ним. Нужно решить, какой характер будет иметь обзор — информационный или рекомендательный. Для рекомендательного обзора отбирается меньшее число документов, что позволяет дать им более подробную характеристику, использовать приемы, убеждающие читателя взять эти книги для чтения. По узким и конкретным проблемам обзоры проводятся для специалистов одного профиля. Внимательное ознакомление с предназначенной для обзора литературой помогает выявить достоинства и недостатки изданий и публикаций, определить степень актуальности разобраться в их научной и практической значимости. В обзор включаются лучшие с точки зрения актуальности, новизны и значимости документы.
Материал в обзоре подается в логической последовательности и взаимосвязи, с учетом важности и ценности каждого источника, с соблюдением принципа перехода от общего к частному. Содержание обзора будет значительно богаче, если его дополнить библиографическими пособиями по теме, иллюстрациями, фотографиями, картами и т. д., использовать аудиовизуальные средства. Продолжительность такого обзора 30-45 минут. Для проведения обзоре по узкоспециальным темам следует привлекать специалистов соответствующего профиля.
Обзоры новых поступлений — неотъемлемая часть работы библиотеки, важное средство оперативного осведомления читателей об интересующих их документах.
За время обзора новых поступлений библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой, выразительной характеристикой. Вводная часть при этом сводится к нескольким фразам, в которых сообщается, какая литература (отрасли знания, принцип отбора) и за какой период поступила в библиотеку. Если время обзора не позволяет охарактеризовать все вновь поступившие документы, то обзор носит выборочный характер. Принято рассматривать его как универсальный, однако можно ограничится сообщением сведений о новых поступлениях по определенной отрасти знания, принимая во внимание информационные потребности слушателей.
Практикуются обзоры отдельных видов изданий: книг, сборников, журналов, библиографических пособий и др.
Информационные обзоры новой литературы могут проводиться по отдельным темам и частным вопросам. В обзор можно включать информацию о нетрадиционных носителях информации, например о CD-ROM. Главное — регулярность проведения, которая обеспечивает постоянную информацию читателей о новых документах. Продолжительности информационного обзора — 15-20 минут.
Обзоры новинок часто проводятся в связи с открытыми просмотрами новой литературы, у выставок, приурочиваются к Дням информации.
К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Можно провести обзор нескольких номеров одного журнала или серийного издания. При выборе журнала могут быть учтены не только общеобразовательные, но и профессиональные, деловые интересы читателей. В обзоре говорится об основном направлении журнала, дается его общая характеристика, название, кто выпускает, основные рубрики, читательский адрес, периодичность. Если библиографический обзор делается регулярно, то эти сведения можно опускать. В этом случае дается общая характеристика содержания журнала. В тексте обзора показывают не все статьи, а лишь самые актуальные и важные, о других можно лишь упомянуть. Обязательно делается заключение, в котором называют выходные данные и предлагают прочесть журналы.
Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы.
Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.
Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включенных в обзор.
Обзор — это своего рода театр одного актера, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.
Общие требования к проведению обзора:
- 1. Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
- 2. Страницы с цитатами отмечаются закладками.
- 3. В конце обзора даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли записать.
- 4. Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны.
- 5. Необходимо следить за культурой речи и поведения.
- 6. Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей, и будет трудно удержать их внимание.
- 7. Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом (музыкой, слайдами).
Учету подлежит каждый библиографический обзор, его тема, количество присутствовавших на нем. В конце года учитывается общее количество проведенных обзоров и их слушателей.
- Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии: Учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под ред. О.П. Коршунова. – М.: “Издательство ФАИР”, 2009. – 336 с.
- Библиография и книговедение: учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Казан. гос. ун-т, филол. фак, каф. рус. лит.; сост. М.М.Сидорова.- Казань, 2005.- 80 с.
- Абросимова Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учеб.-практ. пособие / Н. В. Абросимова. — Санкт-Петербург: Профессия, 2013. — 160 с.
/p>
Библиографический обзор всегда составляется на основе определенного множества документов.
Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные).
В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.
Обычно документы в обзоре группируются по принципу «от общего — к частному», «от простого — к сложному». Такое построение позволяет читателю получить определенный объем знаний. Иногда документы в обзоре группируются по отдельным аспектам темы, по значимости документов или по жанрам.
В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка.
Методика подготовки и проведения библиографического обзора
Библиографическая информация может существовать в одной из трех форм: письменной, устной, машиночитаемой. Распространенной формой предоставления библиографической информации является библиографический обзор.
Библиографический обзор — это связный, последовательный рассказ о документах. Специалисты-практики отмечают, что это наиболее эффективный способ доведения информации о документах до потребителей.
Очевидное преимущество обзоров в их гибкости, возможности непосредственного воздействия на слушателя. Поэтому обзоры регулярно проводятся в библиотеках всех типов. Их тематика определяется или событиями, происходящими в стране и в мире, или интересами читателей. Библиографические обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно.
Библиографические обзоры стали применяться в массовых библиотеках с 20-х гг. XX в. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». На этих вечерах делались обзоры новинок научной и художественной литературы. В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг.
Существует несколько видов библиографических обзоров.
1. По общественному назначению:
- а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Например, о новых поступлениях. Информационный обзор проводится перед подготовленными слушателями, например, на производственных совещаниях, семинарах в библиотеке. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок содержания;
- б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но
в нем, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов; - в) научный обзор по структуре, задачам и целям отличается от информационного и рекомендательного. Научный обзор представляет собой доклад, реферат по теме, в конце которого называются использованные документы. Цель
данного обзора — не рекомендация документов, а изложение фактов, содержащихся в документах.
2. По содержанию обзоры бывают:
- а) универсальный, в нем представлены документы из разных областей знания (например, обзор новых поступлений в библиотеку);
- б) тематический, где представлены документы по одной теме, проблеме;
- в) персональный — рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нем и/или его произведений.
3. По видам документов:
- а) обзор периодических изданий (нескольких или одного);
- б) обзор непериодических изданий;
- в) обзор методических и библиографических пособий, проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т. д.);
- г) смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, СD-RОМ).
4. По форме передачи:
-
-
-
- а) устный:
• непосредственно в аудитории,
• запись на магнитофоне,
• видео-запись;
- а) устный:
-
-
- б) письменный:
• библиотечный плакат,
• напечатанный на страницах периодического издания,
• размещенный на сайте библиотеки.
Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:
- 1. Выбор темы. Тема выбирается актуальная, интересная читателям библиотеки.
- 2. Изучение темы осуществляется по различным источникам. Выбирается самая удачная формулировка темы, определяется целевое и читательское назначение обзора.
- 3. Выявление документов осуществляется с помощью каталогов и картотек библиотеки, библиографических пособий. Нельзя ограничиваться просмотром соответствующих разделов фонда, так как документов может не оказаться на месте.
- 4. Отбор документов зависит от целевого и читательского назначения обзора, от широты темы. Если это рекомендательный обзор, то количество документов ограничивается. Библиотекарь дает лишь первоначальную ориентировочную оценку отобранным документам. Но он должен уметь исключать малоинтересные и не имеющие научной ценности документы. Именно от отбора документов зависит качество обзора.
- 5. Группировка документов в обзоре зависит от целевого и читательского назначения. Она должна соответствовать последовательности повествования, логическому раскрытию темы. Часто документы группируются «от общего к частному» или «от простого к сложному». В универсальном обзоре применяется группировка по отраслям знания. Используют также группировку
по разделам наук, по значимости документов, по жанрам литературы. В обзоре исторической литературы обычно применяют историко-хронологическую группировку.
В библиографическом обзоре можно выделить вступление, основную часть, заключение, которые и позволяют говорить о нем как о «связном рассказе».
Во вступлении обосновывается тема, отмечаются ее особенности. Вступление должно быть интересным, привлекающим внимание слушателей. Во вступлении можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.
В основной части дается характеристика самих документов, Рассказывая о книге, не надо ее пересказывать, надо наметить ее тематику и рассказать что-то интересное о книге, об истории ее создания, о времени, когда она была написана или об авторе. Выходные сведения о документе должны быть названы в контексте рассказа. Если стандартизированные сведения не вписываются
в обзор, то их можно перечислить только в конце обзора.
Рассказывая о книгах или статьях, необходимо предусмотреть небольшие тексты-связки, которые позволят плавно перейти от одного документа к другому. В связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними, можно отметить популярность автора, историю создания произведения. Можно в качестве связок использовать и тексты самих произведений (цитаты). Но никогда нельзя пересказывать содержание документа, так как цель обзора — заинтересовать читателя или поставить его в известность о существовании данного документа. В качестве связок используют проблемные вопросы, новые факты, факты-парадоксы, противоречия, столкновение разных точек зрения. Можно использовать и образные средства — ключевой эпизод, историческую, психологическую или художественную деталь.
В заключении называются выходные данные всех перечисленных в обзоре документов.
По целевой установке, содержанию, особенностям подготовки и проведения различают обзоры новых поступлений и тематические обзоры.
Цель тематического обзора — познакомить слушателей с литературой (как недавно вышедшей в свет, так и в ретроспективном плане), посвященной определенной проблеме, теме («Книги для молодой семьи», «Скорбный путь Романовых», «Творчество М. Цветаевой» и др.).
При подготовке такого обзора решающее значение приобретает актуальность темы, заинтересованность в ней слушателей. С определения темы и читательского назначения обзора и следует начинать работу над ним. Нужно решить, какой характер будет иметь обзор — информационный или рекомендательный. Для рекомендательного обзора отбирается меньшее число документов, что позволяет дать им более подробную характеристику, использовать приемы, убеждающие читателя взять эти книги для чтения. По узким и конкретным проблемам обзоры проводятся для специалистов одного профиля. Внимательное ознакомление с предназначенной для обзора литературой помогает выявить достоинства и недостатки изданий и публикаций, определить степень актуальности разобраться в их научной и практической значимости. В обзор включаются лучшие с точки зрения актуальности, новизны и значимости документы.
Материал в обзоре подается в логической последовательности и взаимосвязи, с учетом важности и ценности каждого источника, с соблюдением принципа перехода от общего к частному. Содержание обзора будет значительно богаче, если его дополнить библиографическими пособиями по теме, иллюстрациями, фотографиями, картами и т. д., использовать аудиовизуальные средства. Продолжительность такого обзора 30-45 минут. Для проведения обзоре по узкоспециальным темам следует привлекать специалистов соответствующего профиля.
Обзоры новых поступлений — неотъемлемая часть работы библиотеки, важное средство оперативного осведомления читателей об интересующих их документах.
За время обзора новых поступлений библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой, выразительной характеристикой. Вводная часть при этом сводится к нескольким фразам, в которых сообщается, какая литература (отрасли знания, принцип отбора) и за какой период поступила в библиотеку. Если время обзора не позволяет охарактеризовать все вновь поступившие документы, то обзор носит выборочный характер. Принято рассматривать его как универсальный, однако можно ограничится сообщением сведений о новых поступлениях по определенной отрасти знания, принимая во внимание информационные потребности слушателей.
Практикуются обзоры отдельных видов изданий: книг, сборников, журналов, библиографических пособий и др.
Информационные обзоры новой литературы могут проводиться по отдельным темам и частным вопросам. В обзор можно включать информацию о нетрадиционных носителях информации, например о CD-ROM. Главное — регулярность проведения, которая обеспечивает постоянную информацию читателей о новых документах. Продолжительности информационного обзора — 15-20 минут.
Обзоры новинок часто проводятся в связи с открытыми просмотрами новой литературы, у выставок, приурочиваются к Дням информации.
К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Можно провести обзор нескольких номеров одного журнала или серийного издания. При выборе журнала могут быть учтены не только общеобразовательные, но и профессиональные, деловые интересы читателей. В обзоре говорится об основном направлении журнала, дается его общая характеристика, название, кто выпускает, основные рубрики, читательский адрес, периодичность. Если библиографический обзор делается регулярно, то эти сведения можно опускать. В этом случае дается общая характеристика содержания журнала. В тексте обзора показывают не все статьи, а лишь самые актуальные и важные, о других можно лишь упомянуть. Обязательно делается заключение, в котором называют выходные данные и предлагают прочесть журналы.
Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы.
Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.
Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включенных в обзор.
Обзор — это своего рода театр одного актера, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.
Общие требования к проведению обзора:
- 1. Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
- 2. Страницы с цитатами отмечаются закладками.
- 3. В конце обзора даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли записать.
- 4. Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны.
- 5. Необходимо следить за культурой речи и поведения.
- 6. Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей, и будет трудно удержать их внимание.
- 7. Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом (музыкой, слайдами).
Учету подлежит каждый библиографический обзор, его тема, количество присутствовавших на нем. В конце года учитывается общее количество проведенных обзоров и их слушателей.
- Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии: Учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под ред. О.П. Коршунова. – М.: “Издательство ФАИР”, 2009. – 336 с.
- Библиография и книговедение: учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Казан. гос. ун-т, филол. фак, каф. рус. лит.; сост. М.М.Сидорова.- Казань, 2005.- 80 с.
- Абросимова Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учеб.-практ. пособие / Н. В. Абросимова. — Санкт-Петербург:
Профессия, 2013. — 160 с.
22.11.2020, 4790 просмотров.