Мой любимый Бином фантазии
(выступление в рамках инновационного каскада)
Приветствую вас, коллеги!
Поговорим сегодня о простом, но достаточно эффективном приёме творческого мышления – Биноме фантазии.
…Можно представить наше мышление как высокогорное озеро. Запас воды – это наши знания. В основном озеро спокойно и знания не работают. Ну, может, конечно, возникнуть случайный всплеск – рыба хвостом плеснет или турист камешек бросит… Но вот, представьте, мы от этого озера специально в определенном направлении проложили канал и … вода понеслась вниз! Представляете мощь и работоспособность этого потока? Приемы и методы ТРИЗ – это и есть те самые каналы – направления, по которым будут работать наши знания и в результате этой работы возникнут идеи. Можно, конечно, ждать, пока мысль сама всплеснется в голове, а можно и нужно дать ей направление. Мне очень нравится такое ТРИЗовское выражение: «Куда думать будем?», т. е. в каком направлении? И, вообще, мне уже давно хочется написать
ОДУ БИНОМУ ФАНТАЗИИ!
Бином фантазии (БФ) – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бином фантазии (би – два, ном- имя, наименование): берем два произвольных слова, и по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. То есть мы вспомнили одновременно два понятия и дали мозгу команду объединить эти понятия в форме сказки. Сказок может получиться множество, смотря каким путём идти, соединяя понятия: можно по прямой, а можно разными витиеватыми тропинками…
Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов:
-книжка с голубем;
-голубь с книжкой;
-книжка в голубе;
-голубь в книжке;
-голубь под книжкой;
-книжка под голубем; и т. д.
Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны? «Книжка в голубе» дала мне идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д… «Голубь под книжкой» вызвал у меня представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов.
Если в качестве одного элемента БФ взять изделие (варежки, дверь и т. д.) и, соединяя мысленно это изделие с произвольным словом, дать мозгу команду получить дизайнерскую или изобретательскую идею, то, соответственно, мозг будет работать в этом направлении. Например: БФ «Варежки + облако», это сочетание могло дать и сказочную идею, но, если мы решим изобретать новые варежки, то можем получить, например, идею надувных варежек. А если возьмём «дверь + ветер» (дверь с ветром, ветер в двери – попробуйте и с другими предлогами сочетания составить), можно получить идею двери, оборудованной специальной системой, запасающей сжатый воздух при открывании – закрывании двери и расходующей его потом на «подметание» крылечка от снега и пыли.
БФ можно использовать для поиска идей по применению какого-то материала, явления, закона. Например, надо найти применение сухим осенним листьям с помощью БФ. «Сухие листья + цирк» – идея небольшого номера жонглёра: подкидывает охапку сухих листьев и, пока они медленно кружатся и падают, он их все ловит. «Сухие листья + подоконник» – отделка поверхности подоконника красивыми листьями с последующей лакировкой и полировкой. «Сухие листья + болезнь» – наверняка какие-то болезни можно лечить запахом сухих листьев определённого вида (сделать подушку или матрац из листьев). «Сухие листья + электричество» – в каких-то экстремальных обстоятельствах сухие листья могут служить электроизоляцией.
Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию генерирования идей в том случае, когда практически нет ограничений : мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному!) и определяем цель движения (сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских и изобретательских идей по поводу совершенствования любого изделия).
Иногда возникает ступор на этапе выбора ПРОИЗВОЛЬНОГО слова. Какое же выбрать? Можно просто открыть любую книгу, и не глядя ткнуть пальцем в ЛЮБОЕ слово. Далее пытаемся соединить это слово с тем понятием (изделием, материалом, законом природы) по поводу которых надо получить идею.
Можно применить метод гирлянд ассоциаций: (Автор Г.Буш). Составим гирлянду ассоциаций от любого слова: жизнь – ассоциация: ребенок. (У Вас может возникнуть другая ассоциация!). Ассоциация с ребёнком – игра, с игрой – мяч, с мячом – спорт и т.д.
На занятиях мы гирлянду ассоциаций составляем вместе с детьми и записываем на доске: жизнь – ребёнок – игра – мяч – спорт – велосипед – руль – штурвал – корабль – «Титаник» – безопасность – жилет – одежда и т. д.
Составляя гирлянду ассоциаций, надо следить за тем, чтобы каждое новое слово в гирлянде уводило нас всё в новые и новые области человеческих знаний, интересов и деятельности. Вот и в этой гирлянде у нас возникли темы игры, спорта, кораблей, спасательных средств, одежды… Всё это нам потом пригодится, чтобы направить свою мысль по новому направлению. Рассмотрим, какие идеи можно получить, применяя эту гирлянду для получения идей по применению КОНУСА. Соединяем мысленно любое слово из гирлянды с конусом (чувствуете, это тот же Бином фантазии?):
- мяч + конус. Интересно, если сделать мяч в виде усеченного конуса для футбола? Пока он по воздуху летит, форма его не имеет особого значения, а вот при ударе и когда по земле катится по дуге – это, я думаю, оживит давно сложившиеся правила игры!
- «Титаник» + конус. Можно спасательные средства делать конусообразной формы для повышения их устойчивости на воде.
- конус + одежда. Для одежды в стиле «авангард» можно сделать плечики в виде конусов или полуконусов.
Не приходят идеи со словами из этой гирлянды – составьте другую. Это ведь легко! Не обязательно с каждым словом получится идея, но при определённом навыке этим методом можно получать веер идей по применению чего-либо: старых вещей, отходов производства или новых знаний об объектах, веществах и явлениях природы.
До следующей встречи!
Бином фантазии – уникальный метод Джанни Родари, который могут использовать не только писатели для сочинительства сказок, фантастических историй и создания персонажей, но и родители, желающие сохранить и развить гениальность своих детей.
Сегодня все чаще остро встает вопрос о том, чем можно отвлечь детей от планшетов, привить им привычку думать о том, что они делают и научить их жить более осознанно. Я сама мама пятерых детей и понимаю, что во многом решение этой проблемы ложится на плечи родителей. Но какая альтернатива гаджетам и влиянию интернета, соцсетей? Как не потерять связь с детьми? Как помочь им видеть окружающий их мир и не стать зависимым от влияния интернета? Задавая себе эти вопросы, я вдруг поняла, что для развития детей можно использовать “бином фантазии” – метод, которым я пользуюсь, когда пишу книги для детей.
Да, я – детский писатель, многодетная мама и предприниматель. Много общаюсь не только с творческими людьми, но и с детьми, провожу занятия по развитию фантазии и сочинительству сказок. Сегодня я расскажу о биноме фантазии Джанни Родари – итальянского детского писателя, сказочника и журналиста, лауреата Андерсеновской премии.
Многие из нас выросли на его сказках и помнят его героев таких как Синьор Помидор и принц Лимон, графини Вишни и служанки Землянички. А вы знаете, что писатель не только придумал свои сказки используя бином фантазии, но и проводил уникальные, интереснейшие занятия с детьми, помогающие каждому ребенку развить фантазию и воображение, ум и творческое начало?
ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ ФАНТАЗИЮ?
Умение фантазировать нужно не только для того, чтобы заниматься творчеством, суметь написать сказку, или сочинение, или сценарий. Развитие фантазии имеет намного больший смысл.
Развивая фантазию, мы заставляем работать другие отделы мозга, где создаются новые нейронные связи, мы развиваем ребенка как личность, даем ему инструменты, необходимые для личностного роста и становления в социуме. Стимулируя воображение ребенка, мы помогаем ему творить, создавая собственный фантастическо-сказочный мир, познавать себя и окружающих. Если ребенок счастлив в тот момент, когда фантазирует и мечтает, то в будущем он сумеет превратить свои мечты в цель, цель в план, а план в действие.
Мы развиваем детям фантазию сегодня, чтобы в будущем они стали успешными, счастливыми людьми, чтобы они могли добиваться поставленных целей, создавать новое и не бояться быть собой. Если же вы творческий человек – без фантазии вам и вовсе не обойтись – вот полный исчерпывающий ответ.
СУТЬ МЕТОДА
Что такое «бином фантазии» и как его использовать в творчестве и развитии?
Первая часть этого слова «би» переводится с латинского как «два», бином – это нечто, состоящее из двух частей – это и есть основа для этого метода развития фантазии – два случайные слова.
Задача взять два слова, никак не связанные между собой, чем больше они будут разниться, тем лучше. Хорошо, если «бином фантазии» будет определён случаем. Например, пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой» .
В самих этих словах уже будет заложена основа для развития фантазии. Чтобы был всплеск творческой идеи, начало построения оригинального сюжета, нам нужно столкнуть мысли с привычного пути, заставить их работать по-новому: взять два несвязанных между собой слова и попытаться их объединить, создав единое целое, в котором оба элемента могли бы существовать.
ОШИБКИ
Хочется заострить внимание на возможной ошибке, которую ни в коем случае нельзя допустить – если использовать схожие слова, то вся идея умрет на корню. Не будет всплеска идей, не будет пищи для фантазии, ничто не станет стимулировать воображение. Например, «стол» и «стул», это сочетание не вызывает никакой эмоции, не дает никакой искры для развития истории, в этом сочетании нет столкновения конфликтов.
Когда два ребенка, не сговариваясь между собой, называют по слову, то в большинстве случаев, это будут непохожие друг на друга слова. Например, это могут быть: «колокольчик – луноход», «крокодил – зонтик», «вампир – клюшка». Эти слова не являются противопоставлениями, но вместе с тем они совершенно не похожи друг на друга, их ничто не объединяет, между ними сложно найти какую-то логическую связь.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
Вначале из выбранных слов необходимо создать словосочетания используя падежи и предлоги: колокольчик в луноходе, крокодил под зонтиком, вампир с клюшкой. Чем больше мы придумаем, тем лучше, этот этап может проходить очень весело, если придумывать «неправильные» сочетания: луноход в колокольчике, зонтик из крокодила, вампир не клюшка. Такие словосочетания мы уже можем назвать картинами, потому что они уже скрывают в себе некий образ, два различные слова сложились в какую-то картинку.
Далее из каждой картины мы будем придумывать различные ситуации. Они должны быть легкие, веселые, не скованные никакими законами. Все, что придумано ребенком – правильно, не надо останавливать развитие фантазии стереотипами и принятыми нормами. Пусть за одной интересной придумкой следует другая, еще более невероятная и красочная.
«Колокольчик в луноходе» едет на базар по болоту, потому что колокольчик — это живое существо и ему срочно потребовались новые рукавички.
«Колокольчик в луноходе» вот что осталось от всей экспедиции, высадившейся на дальней планете. «Колокольчик в луноходе» расцвел в тот момент, когда состоялась первая встреча с неземным разумом.
Чем больше будет придумано ситуаций с каждым из словосочетаний, тем лучше. Очень хорошо, если удастся придумать хотя бы несколько ярких, красочных деталей в каждой из таких картин – луноход с зелеными колесами и разбитой фарой; зонтик в горошек, а у крокодила порезана лапка; у вампира длинный нос, а левый клык шатается. А дальше каждая ситуация вырастает в самостоятельную историю.
Чем веселей проходит обучение, тем больше пользы оно несёт, и тем сильнее будет у ребенка желание позже вернуться к этим занятиям, продолжить развивать фантазию и развиваться самому, творить с родителями, которые в процессе созидания, могут не только поделиться своим жизненным опытом, направить историю, но и подтолкнуть ребенка к осмыслению того, что он создает, к анализу своих изобретений.
РАБОТА С ГРУППОЙ ДЕТЕЙ
Я часто использовала бином фантазии Джанни Родари на интерактивах “СКАЗКОТВОРЕНИЕ”. Я просила двух ребят написать на доске любое слово. Один писал на той стороне, которая видна всем детям, второй – на обратной. Обычно, увидев, что написал первый ребенок, допустим это было слово «змея», остальные начинали улыбаться и обсуждать, какую сказку можно придумать про этого героя. Создавался эффект активного обсуждения и фантазирования, и еще было ожидание – что же написано с другой стороны доски?
Как правило, когда я поворачивала доску и все видели второе слово, например, слово «ведро» и это вызывало бурный смех. Никто не ожидал, что там окажется такое слово, это слишком не связывалось с теми предположениями, которые были сделаны только что. Яркая разница между словами была основой для создания комического эффекта. И дальше, с этими словами нам предстояло играть, это было захватывающе интересно. Мы с помощью простых союзов и изменения падежей получали несколько словосочетаний:
Змея в ведре
Змея с ведром
Змея на ведре
Ведро змеи
Ведро со змеями
И начиналось настоящее развлечение – полет фантазии, развитие сюжета, игра в сказку. Потому, что сочетание двух несвязных между собою слов помогало детям придумать новые интересные ходы. Воображение и фантазия включались моментально, и это было необычайно весело, дети не работали, а играли. Мы обсуждали, какими могут быть змея и ведро – обычными или наделенными особыми свойствами. Разумеется, и змею и ведро дети сразу же начинали наделять какими-то волшебными свойствами, придумывали, различные детали и характеристики для создания захватывающей истории. Какая это змея? Удав или анаконда? Какого цвета у нее чешуя? Есть ли у нее друзья и семья? Добрая или злодейка? Может быть у нее болят зубы? Какая у нее цель и какие планы на будущее? Как выглядело ведро? Какие волшебные свойства могут быть у ведра? Может быть они змее давали силы? Защищали от любых врагов? Наделяли особыми знаниями? Может, ведро было живым и пыталось сбежать от змеи?
А далее, используя уже полученные словосочетания, мы получали совершенно разные картины для создания истории. Их было невероятное множество, потому что дети играли, соревновались друг с другом. Придумывать было интересным развлечением, а не унылой обязанностью. Обычно мы обсуждали каждое словосочетание до тех пор, пока не получался интересный яркий сюжет, побуждающий творить дальше.
1. Змея в ведре. Змея затаилась в ведре и поджидала главного героя, чтобы укусить и забрать его силу. Змея в ведре пряталась от героя, который хотел сшить из нее перчатки. Змеи играли в прятки, одна из них спряталась в ведре.
2. Змея с ведром . Змея с волшебным ведром на голове вместо каски – по-моему, весьма харизматичный отрицательный герой, с которым можно сочинить массу историй на любой вкус – и тут активно подключаются все придуманные магические свойства ведра. Или ведро было обычным, а змея надела его на голову, чтобы соответствовать моде. Или же ведро было вовсе не на голове, а в руках (откуда у змеи руки, мы тоже придумали массу объяснений) и змея собирала монетки для покупки мотоцикла, который ей нужен… И тут можно придумать бесконечное количество вариантов, которые позволяют развернуть историю в любую сторону.
3. Змея на ведре. Змея на ведре, словно в лодке, переплывала заколдованное озеро, хвост она использовала вместо весла. Змея танцевала на перевернутом ведре, потому что она была принцессой на змеином балу, на голове у нее была корона, а на хвосте крошечная туфелька, вокруг в танце кружились другие змеи. Змея сидела на перевернутом ведре с биноклем, потому что так обзор был лучше, и выслеживала добычу, вокруг талии у нее был ремень, а за ним ложка с вилкой.
4. Ведро змеи. Ведро, которое змея считала своим другом, везде таскала с собой и вечерами разговаривала с ним. Ведро змеи, в которое она сцеживала свой яд, и отдавала в аптеки, что бы из него сделали лекарства для заболевших кроликов, а на самом деле… Приём «А на самом деле…» можно использовать для продолжения любого метода фантазирования. Возьмите его на заметку, с его помощью можно перевернуть любую историю с ног на голову. А на самом деле змея ждала, когда кролики поправятся, чтобы потом их съесть.
5. Ведро со змеями. Змеи используют ведро, как свой домик, их там собралось несколько штук, и они думают, где в ведре устроить кухню, а где туалет. Или заклинатель змей играет на дудочке, а из ведра бесконечно вылезают змеи. Или ведро змей летит в космосе, это захватчики, которые приближаются к нашей планете, у этого ведра есть двигатель и пульт управления.
Найдя близкий для себя сюжет, дети начинали бурно его обсуждать, домысливать и развивать историю. Они интуитивно выбирали самые яркие словосочетания, которые дают большое количество поводов для фантазирования. На этом этапе можно повеселиться от души, например, при помощи разных деталей, и чем эти детали будут экспрессивней, тем лучше, змее можно добавить ноги, руки, заячьи уши, оленьи рога, павлиний хвост и тюленьи ласты (можно даже добавить антенну инопланетянина). Чем ярче и необычнее персонаж, тем интересней дальше придумывать про него историю и тем красочней эта история получается.
И конечно, детям гораздо интереснее учиться фантазировать и развивать свои навыки в весёлой обстановке, без критики. Необходимо поддерживать любую идею ребенка, показать, что она может быть необычайно важной, что из нее может быть создан захватывающий сюжет. В такой обстановке дети начинают ценить свои идеи и идеи друг друга, что приводит к коллективному творчеству. Дети активно фантазируют и лучше раскрываются, как личности, когда понимают, что их ценят и ценят их выдумки. Только в таком случае результат гарантирован!
Однажды, придумывая персонажей по методу Джанни Родари, у нас с детьми не вышло придумать сюжет. Ребята настолько увлеклись обсуждением получившихся словосочетаний, что в итоге оно превратилось в бессмыслицу, мы не придумали основы для создания истории. И несмотря на то, что работа над сюжетами в тот день у нас провалилась, мы невероятно хорошо провели время, вдоволь насмеялись и получили массу удовольствия от совместного творчества. Это я говорю к тому, что по сути, при развитии фантазии вовсе не важно, что у вас получится в результате. В любом случае вы запускаете позитивный процесс созидания, а не разрушения, формируете привычку общения и имеете возможность показать светлое и доброе, объяснить, сочиняя историю, что такое зло и подумать вместе о том, чему ваша сказка учит.
В данном случае нет задачи придумать и написать сказку, выдержав чётко структуру построения текста. Самое важное – процесс. А дети владеют им в совершенстве, нам взрослым нужно лишь их направить и получать удовольствие.
Если вы писатель, то используя “бином фантазии” вы сможете придумать самые невероятные, яркие и незабываемые истории!
Подписывайтесь на мой канал.
Говорим о методах фантазирования и сочинительства, развития фантазии и конечно о детской литературе сегодня: как придумать, как написать, как продать?
Творите книги с любовью и в хорошем настроении.
Светлана Кривошлыкова
#кривошлыкова #сказкотворение #развитиедетей #биномфантазии #джанниродари #какпридумать #советыписателям #советыродителям #гениальныедети #мастерскаяписателя
11.05.2017
vetas
Сегодня я маленько загрустил, сел было писать про новый метод, да волной воспоминаний смыло. Да так, что опомнился сказке на пятой…
В детстве (а в моём детстве не было ни интернета, ни цифровой записи) я заслушивался грампластинками «Мелодия» и зачитывался сказками одного странного итальянца — Джанни Родари.
Чтобы вы со мной оказались на одной волне, вот фрагмент одной его популярной сказки, про лукового человечка в овощной стране:
Я это всё к чему вспомнил? Как и подобает творческой личности, Джанни придумывал и использовал множество приёмов развития творческого воображения. Среди его изобретений есть один, построенный на причинно-следственных цепочках — «Бином фантазии». Где «би», как вы догадались, означает «два». Вспомните хотя бы метод бисоциаций.
Как это работает?
За основу берутся два существительных, между которыми нет прямой ассоциативной связи. В обычной жизни вы эти два существительных сознательно никогда рядом бы не поставили. Эта дистанция нужна, чтобы ваше сознание попало в ловушку построения ассоциативных связей и попыталось установить её между этими словами. Единую, и почти всегда фантастическую. Хорошо, когда слова для этого приёма выбираются случайно, или предлагаются разными людьми. Объединяют слова между собой через изменение падежных окончаний и использование предлогов.
Алгоритм использования бинома
- Ставите цель, например — создать новый объект или модифицировать уже имеющийся;
- Выбираете два слова, первично не связанных по смыслу. В случае, если модифицируете уже имеющийся объект, первое слово будет именно он;
- Составляете и записываете все возможные сочетания этих слов, меняя предлоги и падежные окончания;
- Анализируете полученные сочетания, и выбираете наиболее полезные (или наиболее реальные из абсурдных);
- Думаете, как реализовать.
Вариант посложнее
- ×2 — вариант работы в паре, при этом каждый участник работает над своим биномом, а потом пара работает над объединением двух биномов
Плюсы и минусы
- плюсы — это реально развивает вашу фантазию, это нереально весело
- минусы — в области абсурдных идей и концепций сложно найти реализуемую и действенную
На своём примере
На входе два слова: система и лимонад, так получилось.
Смешиваем:
- системный лимонад
- система вне лимонада
- система в лимонаде
- лимонадная система
- система из лимонада
- лимонад от системы
- система на лимонаде
- в системе лимонада
- и т.д.
Я выделил тот вариант, который показался мне очень уж интересным. Представьте, что некая подпольная организация разработала формулу лимонада от системы…
А теперь мультфильм!
Фантазия — это реальность на паузе, а пульт у вас в руке. Но что это?! Он до сих пор в целлофане?!
Рекомендую почитать
- Джанни Родари: Грамматика фантазии — та самая книга, в которой автор пишет про бином фантазии в том числе.
- Рэй Брэдбери: Дзен в искусстве написания книг — одна из сильнейших книг про креативность, которую я читал.
- Ветас Разносторонний: Сказкобук — да, это моя книга и в ней сказки.
p.s.: развивайте интеллект, изучайте науки, читайте книги, приглашайте меня на эффективные мозговые штурмы.
Tagged: быстрый, воображение, групповой, одиночный, письменные практики, простой
Одно слово оживает лишь тогда, когда оно
встречает другое, его провоцирующее,
заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть
новые смысловые возможности. Нет жизни без
борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую
обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним
целое и реализуется путем одних и тех же приемов
в самых различных областях. Ум же рождается в
борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе
“Истоки мышления у детей” пишет, что мысль
возникает из парных понятий. Понятие “мягкий”
появляется не до и не после появления понятия
“жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их
столкновения, который и есть созидание. “Основа
мысли – это ее двойственная структура, а не
составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка,
возникла раньше, чем единичный элемент”.
Итак, вначале было противопоставление. Того же
мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в
своей “Теории формы и изображения”, что
“понятие немыслимо без своей противоположности;
не существует понятий самих по себе, как правило,
мы имеем дело с “биномами понятий”.
Рассказ может возникнуть лишь из “бинома
фантазии”.
Надо, чтобы два слова разделяла известная
дистанция, чтобы одно было достаточно чуждо
другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь
необычным, – только тогда воображение будет
вынуждено активизироваться, стремясь установить
между указанными словами родство, создать
единое, в данном случае фантастическое, целое, в
котором оба чужеродных элемента могли бы
сосуществовать. Вот почему хорошо, когда “бином
фантазии” определяется случаем. Пусть два слова
будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один
не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к
жеребьевке.
Я вызвала к доске двух учеников, одного
попросила написать слово на видимой стороне
доски, другого – на оборотной. Этот небольшой
подготовительный ритуал имел определенный
смысл. Он создает атмосферу напряженного
ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у
всех слово “жираф”, то оно уже было особым
словом, готовым к определенной роли в необычной
ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего
непредвиденного события. “Жираф” уже был не
просто животным, он был героем приключения,
вымышленным персонажем, полностью находящемся в
нашем распоряжении. Повернув доску, мы
обнаруживали, предположим, слово “котенок”.
Дети встречали его взрывом смеха. Отдельно
взятое, слово “котенок” не заставит ни смеяться,
ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но “жираф” в
паре с “котенком” – это совсем другое дело. Это
уже открытие, изобретение, стимул.
В “биноме фантазии” слова берутся не в их
обычном значении, а высвобожденными из языкового
ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они
“отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают на
невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой
взгляд, оптимальные условия для появления на
свет занимательного рассказа.
Итак, возьмем все те же два слова: “жираф” и
“котенок”.
Самый простой способ их сочленить – это
прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким
образом, мы получим несколько картин:
Жираф с котенком
Жираф у котенка
Котенок жирафа
И т. д.
Каждая из этих картин может послужить основой
для придумывания конкретной ситуации, и мы с
ребятами решили пофантазировать на данную тему.
- По улице идут жираф с котенком. Они
закадычные друзья и всегда придумывают что-то
интересное, необычное. В трудной ситуации они
помогают друг другу, никогда не ссорятся. И так
далее и тому подобное. - Однажды “жираф у котенка” был в гостях.
Друзья решили поиграть в прятки. Первым прятался
котенок, и жирафу пришлось долго его искать,
потому что его маленький друг мог забраться в
самый тихий и укромный уголок своего дома, и
найти его было очень сложно. Данную тему можно
продолжить по своему усмотрению.
После того, как мы с ребятами попробовали
сочинить несколько историй с выбранными словами,
я предложила каждому прямо на уроке придумать
свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей
очень увлекло данное занятие, так как каждый мог
реализовать свои фантазии и попробовать себя в
придумывании сказок, историй.
Стоит отметить, что большинство учеников
справились с этим заданием и получили
удовольствие от процесса сочинительства. В
качестве примера я предлагаю познакомиться с
двумя историями “бинома фантазии”.
“Котенок и жираф”. Жирафа поймали и
привели в зоопарк. Он очень тосковал по Африке и
другим зверям. Все, кто приходили в зоопарк,
видели в клетке грустное животное. Однажды
прилетел к нему котенок. Они стали друзьями. Но
жираф по-прежнему грустил. Он сказал котенку, что
хотел бы вернуться в Африку к маленьким
жирафчикам. Котенок сказал: “Что-нибудь
придумаю”. Он полетел в клетку к птице кондор и
попросил у него крылья. Кондор давно не летал. У
него были запасные крылья. Он отдал их жирафу.
Крылья навесили на жирафа, и он улетел из
зоопарка. Котенок улетел с ним в Африку.
(Сочинила Соловьева Дарья)
“Котенок и жираф”. Жил-был котенок. И был
он весь в рыжих пятнышках. И все его звали
Маленьким Жирафом. Он никогда не видел
настоящего жирафа, но очень хотел с ним
познакомиться. Вот как-то раз мама отпустила его
одного гулять. И котенок решил разыскать жирафа.
Шел-шел и увидел за кустами пестрого гуся и
спросил: “Вы жираф?” “Я? – разозлился гусь. – Я
гусь, и никто другой! Понял?” “Спасибо”, – сказал
котенок. И пошел дальше. Шел-шел и пришел в цирк.
Там дрессировали тигра. Тигр вставал на задние
лапы, и котенок подумал, что это и есть жираф и
спросил: “Вы жираф?” “Нет, – прорычал в ответ
тигр, – я тигр!” И котенок пошел дальше. Шел-шел и
пришел в зоопарк. Там были разные звери, он долго
искал жирафа. Сначала нашел обезьяну, потом
леопарда и, наконец, дошел до большого зверя с
длинной-длинной шеей. У него были такие же рыжие
пятнышки, как и у маленького котенка. И котенок
решил с ним познакомиться: “Вы, наверное, большой
кот?” “Нет, – удивленно ответил большой
пятнистый зверь. – Я жираф!” “Жираф! Жираф! Как
хорошо, что я нашел вас! – запрыгал от радости
котенок. – Я тоже Жираф, только маленький”.
И с тех пор они стали друзьями – Маленький
Жираф и Большой Жираф.
(Сочинила Иванова Светлана)
«Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и, главное, нужно обучение приемам фантазирования. Мало сказать: «Придумай то-то» — надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)» Г.С.Альтшуллер
Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.
Приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль, би-план, би-цепс и др. Соответственно, «бином» — это «состоящий из двух частей». Для использования Бинома фантазии берутся два слова, лучше случайных, никак не ассоциирующихся друг с другом. Джанни Родари проводил такую аналогию: как один электрод не вызовет искру – необходимо два электрода, так и для фантазии необходимо два слова, провоцирующих друг друга, соседство которых необычно и необъяснимо на первый взгляд. Только тогда воображение активизируется в стремлении установить между этими словами связь, создать единое целое.
В ТРИЗ-педагогике Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения:
– для генерирования идей новых объектов или преобразования имеющегося объекта;
– для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество).
Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.
Например: ПЧЕЛА и ЛАМПА.
– Пчелиная лампа
– Ламповая пчела
– Пчела В лампе
– Лампа В пчеле
– Пчела ИЗ лампы
– Лампа ИЗ пчелы
– Пчела НА лампе
– Лампа НА пчеле
– Пчела ПОД лампой
– Лампа ПОД пчелой
– Пчела МЕЖДУ лампами
– Лампа МЕЖДУ пчелами
Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Постановка цели (создание нового или совершенствование имеющегося объекта; получение идеи для написания фантастического рассказа).
2 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект.
3 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
4 шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа.
В работе с детьми дошкольного возраста есть свои нюансы. Так как мы используем изображения, схемы, рисунки для обозначения определенных слов и предлогов, дети зачастую воспринимают слова слишком предметно, отталкиваясь от предложенного образа. Поэтому следует обращать внимание на то, что каждый образ имеет разнообразные варианты воплощения.
Так, например:
– Пчела может быть реальным насекомым, стилизованной поделкой, нарисованной и т.п.
– Лампы бывают настольными, карманными, потолочными и др.
– Предлоги могут обозначать разные сочетания: ИЗ – может быть как сделанный/состоящий ИЗ…, так и «выходящий», извлекаемый ИЗ…, и т.д.
Пример организации игры.
1 шаг. В преддверии Нового года предлагается придумать новые интересные новогодние украшение и/или оформление помещения.
2 шаг. Двум детям предлагается выбрать, не советуясь, две картинки: из серии новогодней атрибутики и любую на выбор.
ЕЛКА и ЗЕРКАЛО.
3-4 шаг. Составление возможных сочетаний с использованием схем предлогов и падежных окончаний. Обоснование – как такое сочетание возможно.
Зеркальная елка – искусственная елочка из блестящей зеркальной мишуры.
Елочное зеркало – настенное зеркало в форме елки.
Зеркало на елке – маленькие зеркала-елочные украшения. В них будут отражаться огоньки гирлянды, другие игрушки, и елка будет выглядеть более нарядно даже с небольшим количеством украшений.
Елка на зеркале – наклейки на зеркала, трафареты.
Зеркало в елке – футляр для карманного зеркальца, наподобие пудренницы, в виде елочки.
Елка в зеркале – поставить елку напротив большого зеркала: будет казаться, что в комнате 2 елки.
Зеркало под елкой – зеркальная подставка-крепление для большой новогодней елки.
Елка под зеркалом – верхушка для елки в виде крутящегося зеркально шара: отражая огоньки гирлянды и елочные игрушки, шар будет отбрасывать блики на потолок, стены, пол.
Зеркало над елкой – Потолочная зеркальная наклейка, украшенная снежинками, можно объемными – создает эффект снежного неба.
Елка над зеркалом – композиция, воссоздающая участок леса с ледяной гладью озера, которое изображает зеркало и возвышенным берегом, на котором находится елка.
И т.д.
5 шаг. Отбор вариантов и обсуждение возможностей реализации идей. При необходимости – альтернативные средства и способы реализации. Расширение возможностей — приветствуется.
Зеркало можно заменить фольгой. Изготовление елочных игрушек из фольги. Наклеить на окна трафареты. Создать настольную композицию в виде участка леса с озером, с использованием маленькой елочки, снеговичка из ваты, фигурок зверей и Деда Мороза.
В следующих статьях мы рассмотрим:
– использование Бинома фантазии в речетворчестве и
– Бином фантазии на основе Кругов Луллия.
А пока попробуйте с ребенком изобрести новый объект или усовершенствовать имеющийся рукотворный предмет на основе сочетаний слов «КОШКА и МАШИНА», «ЗАЯЦ и СТУЛ», «ДЕРЕВО и МЯЧ». Подумайте – где, для чего и как можно использовать полученный объект. Поделитесь своими идеями в комментариях.