Как составить блок схему алгоритма 4 класс информатика

План – конспект  урока

«Ступеньки  к  информатике»

в 4 классе

по теме: «Блок – схемы алгоритмов»

                                                                            
 Подготовила

 Петровская Татьяна
Борисовна,

                                                           
учитель высшей категории

                                                           
начальных классов

                                                           
СОШ №2

г. Краснодона

Луганской области

                                                           

Тема: Блок –  схемы  алгоритмов.

Цель: познакомить учащихся с понятием «блок – схемы»;
научить составлять блок – схемы алгоритмов; руководить объектами на экране
монитора, развивать логическое мышление, внимание, память, творчество,
компьютерную грамотность; воспитывать интерес к предмету, любовь к животным.

Оборудование: Программное обеспечение и оборудование:
компьютерная программа «Ступеньки», раздаточный материал к практической и
развивающей частей урока.

Ход урока.

І. Орг. момент.

• Приветствие.

• Проверка готовности к уроку.

• Повторение правил поведения на
уроке информатики.

II. Мотивационный момент.

-В жизни нам встречаются
различные ситуации, в которых мы должны четко пользоваться определенными
правилами. На предыдущем уроке мы изучили, как их называют в информатике. Так
как? (Алгоритмами).

– Вот и сегодня на уроке мы
должны научиться с помощью алгоритмов решать задачи и составлять
самостоятельно алгоритмы для нашего Кенгуру.

– Но сначала повторим, как
составлять алгоритмы на простом примере.

На повторение давайте составим
алгоритм «Покорми щенка»

Коллективное составление
алгоритма с помощью словосочетаний.

1. Позови собачку

2. Закрой пачку с кормом

3. Открой
пачку

4. Возьми
пачку с кормом

5. Убери пачку

6. Насыпь корм

( Ответы: 4; 3; 6; 1; 2; 5)

III.
Работа с учебником.

Урок 9. Ознакомление детей
записями алгоритмов с помощью геометрических фигур. (с.20 учебника).

– Что же такое блок –
схема, по которой мы прочитали?

(Графическое представление
алгоритма называют блок – схемой.)

IV. Физкультминутка.

Что-то не хочется сидеть, немного надо отдохнуть.

Руки вверх, руки вниз, на соседа посмотри.

Руки вверх, руки в стороны и сделай четыре шага.

Шаг вперед и шаг назад – время потрудиться.

– Вот и на физминутке
мы выполняли действия по алгоритму.

V. Работа
с компьютером.

– На предыдущем уроке наш
гость из Австралии Кенгуру вам напомнил что вы учили в прошлом году, как
ходить по команде. А вот сегодня вы уже самостоятельно будете составлять
команды и выполнять их.

– У вас есть рисунок. А вам
нужно составить и записать алгоритм для выполнения Кенгуру, чтобы он начертил
лабиринт. У вас виды заданий:

1.    
Прыгни

2.    
Сделай
шаг

3.    
Повернись
направо

4.    
Повернись
налево

5.    
Повтори
10 раз

Дети записывают алгоритм. Проверяют.

VI. Упражнения для снятия усталости.

Закрой веки. В течение 30 секунд провода их массаж
кончиками указательных пальцев.

Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, затем открыть
на 3 – 5 секунд, повторить 6 – 8 раз.

VII. Развивающая часть.

Работа в тетради в клеточку.

Уровень 1.

По представленным рисунком создай программу в рабочей
тетради «Цветок»

Уровень 2.

По представленным рисунком
создай программу в рабочей тетради «Щенок»

VIII. Закрепление. Работа в печатной тетради.
 

Работа в тетради на странице 9 по вариантам.

А. – Задача № 1 – какие числа получили Буратино и
Пьеро?

Б. – Задание № 2 – составить алгоритм по представленной
блок – схеме слова.

Проверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

IX. Итог урока.

– Что такое алгоритм?

– Что такое блок – схема?

– Достигли мы цели нашего урока. Научиться составлять
алгоритмы?

Х. Домашнее задание.

Работа в тетради с заданиями № 3 и № 4 на с. 9.

 На этом уроке мы рассмотрим алгоритмы с
ветвлением, определим почему они имеют такое название, научимся описывать данный
алгоритм словесно и с помощью блок-схемы.

Вспомни

В 3
классе мы изучили
линейные алгоритмы. 
Основной принцип составления линейного
алгоритма состоит в описание
действий, которые выполняются однократно в заданном порядке
.
Исполнитель
выполняет действия последовательно, одно за другим в том порядке, в котором они
следуют.

Например, чтобы решить задачу по математике, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Прочесть задачу
  2. Выполнить краткую запись
  3. Выполнить вычисления
  4. Записать ответ

Данный алгоритм может быть выполнен только в этой последовательности, иначе он не может быть выполнен. Ведь нельзя вставить ключ в замочную скважину,
не достав его из кармана.

Блок-схема линейного алгоритма имеет следующий вид. 

Вспомни правила дорожного движения. Какие действия должен
выполнить пешеход, чтобы перейти через дорогу на перекрёстке со
светофором. 
Рассмотри  рисунок и подумай, является ли этот алгоритм линейным?
Почему?

Команды
данного алгоритма выполняются не последовательно.  Поэтому его н
ельзя
считать линейным. 

В блок-схеме данного алгоритма используется новая фигура –
ромб, где записан вопрос (
Горит зеленый?). В зависимости от ответа  на вопрос выполняется выбор действия (Перейти улицу или стоять).

Если в алгоритме нужно дать ответ на
вопрос (проверить условие) и в зависимости от ответа (да или нет) на этот
вопрос, сделать выбор из двух команд, то такой алгоритм называется 
разветвляющимся алгоритмом
или
алгоритмом с ветвлением.

Форма организации действий, при которой в
зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо
одна, либо другая последовательность действий называется ветвлением.

Если задача имеет несколько вариантов реализации в зависимости от исполнения некоторого условия, то для её решения используют логическую структуру «если – то – иначе».

Логику принятия решения можно описать так:

 ЕСЛИ <условие> ТО <действие 1> ИНАЧЕ < действие  2>

 Примеры:

 ЕСЛИ хочешь быть здоровТО закаляйсяИНАЧЕ валяйся весь день на диване;

 ЕСЛИ низко ласточки летаютТО будет дождьИНАЧЕ дождя не будет;

ЕСЛИ уроки выученыТО иди гулятьИНАЧЕ учи уроки.

Существуют полная и неполная форма ветвления 

ВЕТВЛЕНИЕ

полное

неполное

Если сделал уроки

  То иди гулять

    Иначе делай уроки

Если на улице идёт дождь

   То возьми зонт

 85935.007.png

85935.013.png

если <условие>

 то действие 1

 иначе действие 2

если <условие>

  то действие 1

 Пример, “Алгоритм покупки мороженного”

 Выполни самостоятельно задание

Составь блок-схемы следующих пословиц.

Поспешишь – людей насмешишь (неполная форма).

Болен – лечись, а здоров – берегись (полная форма).

Привет,
ребята. На прошлом уроке мы узнали, что такое алгоритм и какими свойствами он
обладает. Сегодня мы поговорим о формах записи алгоритма и видах алгоритмов.

На
примере задачи, в которой надо найти периметр треугольника, создадим две формы записи
алгоритма.

Давайте
составим таблицу, в которой будет 2 столбца и 2 строки. В первой строке первого
столбца запишем: текстовая форма записи алгоритма.

Во
второй строке первого столбца запишем алгоритм, как мы делали это на прошлом
уроке, но внесём и некоторые изменения.

Все
алгоритмы начинаются с команды «начало», её мы и запишем первой. Затем
записываем уже известный нам алгоритм. Команда «начало» не нумеруется.

Первое
действие
: измерить длину стороны a треугольника.

Второе
действие:
измерить длину стороны b треугольника.

Третье
действие:
измерить длину стороны c треугольника.

Четвёртое
действие:
найти сумму длин всех сторон треугольника.

Добавим
ещё одно действие алгоритма.

Пятое
действие:
записать результат на носителе.

Все
алгоритмы заканчиваются командой «конец». Его и пишем самым последним. Как и
«начало», команда «конец» тоже не нумеруется.

Вот
мы и создали текстовую форму записи алгоритма.

В
первой строке второго столбца запишем: графическая форма записи алгоритма
(блок-схема).

Но
прежде, чем её записать, надо разобраться, что такое блок-схема.

Блок-схема
– это описание команд (шагов, инструкций), составляющих алгоритм. Каждый шаг
описывается с помощью геометрических фигур, которые называются блоками. Один
блок описывает один шаг. Весь алгоритм описывается схемой, которая состоит из
блоков. А блоки соединены между собой стрелками, которые указывают порядок
выполнения команд.

Как
мы сказала ранее, все алгоритмы начинаются с команды «начало» и заканчиваются командой «конец». Эти команды оформляются одинаковыми
блоками – прямоугольники с закруглёнными углами. Внутри блока пишем «начало»
или «конец». Только стрелочка из блока команды «начало» идёт вниз к следующему
блоку, а у блока «конец» стрелочка приходит сверху, из предыдущего блока.

Блоки
ввода и вывода данных
оформляются в форме параллелограмма. В
блоке ввода данных записываются данные, необходимые для выполнения алгоритма,
например, измерить длину треугольника, измерить ширину прямоугольника. Блок
вывода данных служит для вывода результата работы алгоритма, например, вывести
площадь треугольника.

Блок
для команды выполнения действия изображается в виде прямоугольника. В нём мы
записываем, например, найти произведение сторон вычислить сумму 2 чисел, залить
в чайник воду.

Есть
ещё и блок с командой проверки условия. Он изображается в виде ромба, в
нём записывается условие, например, чётное ли число, если в чайнике вода. Из
блока выходят вправо и влево две стрелки, которые подписаны «Да» или «Нет».
Если условие выполняется, то следует перейти к следующему блоку с командой по
стрелке перехода с названием «Да», если условие не выполняется, то переходим к
следующему блоку с командой по стрелке перехода с названием «Нет».

Ну
что же, перейдём к графической форме записи алгоритма. Смотрим на текстовую
форму и выбираем, какой блок нам использовать.

Начало
алгоритма записываем в прямоугольный блок с закруглёнными углами. Из него
выходит стрелочка вниз. Дальше идут 3 действия, в которых мы измеряем длины
сторон треугольника, значит, и блоков будет тоже 3. Это действия, которые нам
нужны для того, чтобы по формуле найти периметр треугольника, значит, это будут
входные данные и оформляем мы их в форме параллелограмма. Из каждого блока вниз
идёт стрелка перехода.

Четвёртый
шаг – это выполнение действия, значит, его мы изображаем в форме
прямоугольника. И не забываем стрелку вниз.

Пятое
действие, как вы, надеюсь, догадались, это вывод результата, и его мы оформляем
в форме параллелограмма. Рисуем стрелочку вниз.

Последний
блок – это конец алгоритма, его, как и начало, изображаем в форме
прямоугольника с закруглёнными углами.

Посмотрите
на нашу таблицу. В ней записан один и тот же алгоритм, только формы записи
разные.

Алгоритм
может быть представлен в виде текста – это текстовая форма, или в виде
блок-схемы – это графическая форма.

Посмотрите
на блок-схему, в ней наглядно видно, что все шаги выполняются последовательно,
один за другим. Такой алгоритм называется линейным.

Как
вы думаете, есть ли ещё какие-то виды алгоритмов?

Чтобы
ответить на этот вопрос, рассмотрим ещё одну задачу.

Петя
предложил Алисе загадать двузначное число. И попросил: «Если это двузначное
число заканчивается на цифру 5, то прибавь к нему 10 и назови число. Если
задуманное число не заканчивается на цифру 5, то из него вычти 3 и назови
число».

Вы
заметили, что в условии этой задачи есть такие слова, как «если…, то …»?

Если
в задаче есть слова «если…, то …», то алгоритм решения такой задачи называют алгоритмом
с ветвлением
.

В
чём же особенность такого алгоритма?

Дело
в том, что для того, чтобы решить такую задачу, необходимо сделать выбор:

·   
Если
задуманное число заканчивается на цифру 5, то необходимо выполнить одно
действие.

·   
Если
задуманное число не заканчивается на цифру 5, выполнить другое действие.

Давайте
представим описание последовательности действий Алисы в форме блок-схемы.

Изображаем
блок «Начало». От него идёт стрелка перехода вниз к блоку ввода данных «Задумай
двузначное число» в форме параллелограмма. От этого блока идёт стрелка перехода
к блоку с командой проверки условия «Заканчивается ли число на цифру 5». Он
изображается в виде ромба. От него влево идёт стрелка перехода с пометкой «Да»
к блоку выполнения действия «Прибавь 10». И от этого блока вниз идёт стрелка
перехода к блоку вывода данных «Назови результат сложения» в форме
параллелограмма. Вернёмся к блоку с командой проверки условия. Вправо от него
идёт стрелка перехода с пометкой «Нет» к блоку выполнения действия «Вычти 3». И
от этого блока вниз идёт стрелка перехода к блоку вывода данных «Назови
результат вычитания» в форме параллелограмма. Теперь от блоков вывода данных
ведём вниз линии, которые переходят в общую стрелку перехода к блоку «Конец».

Теперь
мы наглядно можем увидеть, как быстро решить задачу с условием.

Запомните!

Алгоритм
с ветвлением содержит блок выбора, в котором есть условие, один вход и два
выхода: «Да» и «Нет».

Давайте
проверим, как хорошо вы усвоили новую тему. Выполните следующие задания.

Первое
задание.
Расположите в правильном
порядке обозначение блок-схемы и его значение.

Проверьте,
правильно ли вы выполнили задание.

Второе
задание.
Вставьте пропущенные слова.

Справились?
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Ну
что же, повторим самое главное, что мы сегодня узнали.

Существует
две формы записи алгоритмов: текстовая и графическая в виде
блок-схемы.

Блок-схема
– это описание команд (шагов, инструкций), составляющих алгоритм.

Текстовая
форма даёт более подробную информацию, а графическая – более наглядную.

Линейный
алгоритм
– это алгоритм, в котором шаги (инструкции)
выполняются последовательно, один за другим.

Алгоритм
с ветвлением
– это алгоритм, который содержит блок с
условием, один вход и два выхода: «Да» и «Нет».

Ну а мы с вами прощаемся. До свидания. До новых встреч.

Презентация на тему: ” ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК – СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5.” — Транскрипт:



1


ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК – СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5


2


Виды алгоритмов Алгоритмы принято разделять на : Линейные Разветвляющиеся Циклические


3


Способы записи алгоритмов Алгоритмы можно записывать разными способами. Ранее мы записывали алгоритмы словесным способом. Словами можно описать любой алгоритм. Но чаще всего это способ оказывается очень громоздким. Есть и другой способ записи алгоритма, например, с помощью стрелок и схем. Этот способ называется графическим или блок – схемой.


4


Для записи алгоритмов используют : 1) Словесный способ 2) Графический способ – блок – схемы Запишите в тетрадь


5


Блок – схема Блок – схема строится из различных блоков : прямоугольников, ромбов, параллелограммов и так далее. У каждого блока свое специальное назначение.


6


Запишите в тетрадь


7


Составьте блок – схему для заданного примера : 9 * 9 / 3 = ? Задание 1.1


8


Самостоятельно в тетради 1. Для примера : (15 – 5) : – 7 составьте и запишите алгоритм в виде блок – схемы. Арифметические действия : Сложение + Вычитание – Умножение * Деление /


9


1. Ответ Начало / Результат Конец


10


Запишите в тетрадь 2. Для примера : *789 составьте и запишите алгоритм в виде блок – схемы. Порядок выполнения арифметические действий : Умножение, деление Сложение, вычитание


11


2. Ответ Начало 456 * Результат Конец *789 12


12


Домашняя работа 3. Записать алгоритмы в виде блок – схем для примеров : 1. ( 512 – 270 ) * = ? 2. (83 * 102) / = ? * 303 = ?


13


Физкультминутка Все ребята дружно встали, На месте тихо зашагали, Пальцы сжали и разжали, Головою покивали. Руки верх и потянулись. Отдохнули ? – Отдохнули !


14


Компьютерный практикум Программа « Фантазия »:


15


До новых встреч


Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Тема:
«Виды
алгоритмов»
 Линейный
 Разветвляющийся
 Циклический
 Вспомогательный

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Линейным алгоритм – это
алгоритм, в котором действия
выполняются последовательно
одно за другим.
начало
Сложить числа 50 и 10
Составить алгоритмы и блок  ­ схемы:
1. Открыть входную дверь.
2. Приготовить бутерброд с колбасой.
Из полученной суммы 
вычесть 40
3. Вскипятить чайник. 
К результату прибавить 10
конец

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Разветвляющийся алгоритм
Сюда пойдешь – жену найдешь
Сюда пойдешь – клад найдешь
Сюда пойдешь – мегабайт найдешь

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Сюжет русской сказки
Иван Царевич останавливается у развилки
дороги и видит камень с надписью:
«Направо пойдешь – коня потеряешь,
налево пойдешь – сам пропадешь…»

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Разветвляющийся алгоритм
– это алгоритм, в котором в зависимости от условия 
выполняется либо одна, либо другая 
последовательность действий.
кино
домой

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Схема разветвляющего алгоритма выглядит так: «если, 
то…, иначе…» ­  это полная форма.
Вспомните кота из сказки А. С. Пушкина:
«Идет направо – песнь заводит, налево –
сказку говорит».

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Полная форма
ветвления
да
нет
УСЛОВИЕ
ДЕЙСТВИЕ 1
ДЕЙСТВИЕ 2
Если <условие>, то <действие 1>, иначе
<действие 2>

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Если действия пропускаются, то схема:
 «если, то…» ­ это неполная форма. 
Пример: если бензин в автомобиле на
на
исходе,
заезжает
ближайшую автозаправочную станцию.
то
водитель

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Неполная форма ветвления
да
УСЛОВИЕ
нет
ДЕЙСТВИЕ 1
Если <условие>, то  <действие >

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Условие ­  это выражение, находящееся 
между словом «если» и словом «то» и 
принимающее значение «истина» или «ложь».
Если закат красный, то жди ветреной погоды.
Пример:
условие
0
или
1

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Составим алгоритм и блок –
схемы для разветвляющегося
Задачи
алгоритма:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задача №1. «Песенка»
Задача №2. Правописание приставок, 
оканчивающихся на буквы «з», «с». 
Задача №3. Проверить, исправна лампочка или нет.
Задача №4. АЗС
Задача №5. Телефон
Задача №6. Кино

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача №1.
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали
мы
Этих дней веселых!
Не кружила б
малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы
лыжня,
Кабы, кабы, кабы…
Составьте блок-схему к этой
песенке
Составьте блок-схему к этой песенке

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Первый блок – это
всегда НАЧАЛО
Стрелки показывают
направление
перехода
Города и села – это
исходные данные!
Проверяем – там
есть зима ?
Если ДА, то:
– малышня кружит
возле снежной бабы,
– лыжня петляет;
– мы знаем веселые
дни (это результат!),
иначе (стрелка НЕТ)

– малышня НЕ
кружит возле
снежной бабы,
– лыжня НЕ петляет;
НЕ знать нам
веселья!
В любом случае –
КОНЕЦ!
НАЧАЛО
НАЧАЛО
Города, села
Города, села
ДА
Есть зима?
Есть зима?
НЕТ
Дни –
веселые!
Дни ­ 
КОНЕЦ
КОНЕЦ
НЕвеселые…

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача №2.
Составим алгоритм правописания приставок, 
оканчивающихся на буквы «з», «с». 
Например:
Разговор (пишем «з»)
Рассказ ( пишем «с»)
Ответ
Алг Правописание
 нач 
     1.Выделяем корень слова.
     2. Если корень начинается со звонкой 
перейти к пункту 3, в противном случае к 
пункту 4
     3. В приставке пишем «з». Перейти к 
пункту 5
     4. В приставке пишем «с». 
     5. Записать слово
кон

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача №3.
«Проверить исправна ли лампочка или нет»
Начало
Завернуть лампочку в патрон
Да
Ответ
Лампочка 
горит?
Нет
Она исправна
Она не исправна 
Вывернуть лампочку из патрона
Конец

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача №4.
Мы  едем к  АЗС  по  дороге,  мы должны  проехать  участок,    который 
ремонтировался и вам неизвестно, закончился ли ремонт или  нет. Если 
ремонт  закончился,  то  проехать  5  км  по  отремонтированной  дороге. 
Если нет ехать в объезд 10 км.
Начало
Уменьшить скорость
Ответ
Если 
ремонт 
участка
да
Проехать по 
отремонтированному 
шоссе 5 км
нет
Проехать 10 км в 
объезд
Остановиться у АЗС

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача №5.
Однажды школьник решил из своего дома позвонить 
приятелю
1. Подойти к телефону.
2. Снять трубку.
3. Набрать номер.
4. Ждем ответ.
5. Если знакомый ответит, то:
6. Сказать: «Здравствуй!»
7. Сообщить последние новости.
8. Узнать, что нового и как жизнь.
9. Сказать: «До свидания!» (см. №11,12)
10. Если незнакомый, то 
11. Положить трубку.
12. Отойти от телефона.

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Начало
Подойти к телефону
Снять трубку
Набрать номер
нет
да
Ждем 
ответ
Сказать: «Здравствуй!»
Сообщить последние новости
Узнать что нового и как жизнь телефону
Сказать: «До свидания!»
Положить трубку
Отойти от телефона

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача №6.
Вы собрались в кино на сеанс 12.00. Подойти к кассе. 
Если билеты на сеанс 12.00 имеются, то купить. Если нет, 
то отойти от кассы. 
Начало
Подойти к кассе
Нет
Если 
билеты?
Да
Ответ
Протянуть кассиру деньги
Назвать сеанс и количество билетов
Получить билеты
Отойти от кассы
Конец

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Домашнее задание

Построить блок-схему для

разветвляющегося

алгоритма:
1. «Если билет в кино стоит не
больше десяти рублей, то купить
билет и занять свое место в зале,
иначе (если стоимость билета больше
10 руб.) вернуться домой».
2. Если гриб съедобный, то положить
его в котелок для варки, иначе –
выбросить в костер.

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача № 1
Составим алгоритм и блок – схему:
«Робот обучен красить забор. Он
последовательно закрашивает доску за
доской».

Алгоритм:
1.         Покрасить доску.
2.         Переместиться к следующей
доске.
3.    Перейти к действию 1.
Начало
Покрасить доску
Переместиться к следующей доске

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача № 2
Составим алгоритм блок – схему:
«Робот обучен красить забор. Он
последовательно закрашивает доску за
Начало
Покрасить доску
Доски 
остались
да
нет
Конец
Перейти к 
следующей  доске
доской».

Алгоритм:
1. Покрасить доску.
2. Если есть еще
доска,
переместиться к
следующей т.е.
перейти к
действию 1.
3. Если доски
закончились,
завершить работу.

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Циклический алгоритм –
это алгоритм, который
содержит описание
повторяющихся действий.

Примеры:
бег, ходьба, танец, зарядка;
каждый год наступает весна, лето,
зима, осень.

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Циклические алгоритмические
конструкции бывают двух
типов:
1.  Циклы со счетчиком
2.  Циклы с условием

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Цикл с условием, в которых тело цикла 
выполняется до тех пор, пока выполняется 
условие.
условие
тело цикла

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Цикл со счетчиком, в которых тело цикла 
выполняется определенное количество раз.
счетчик
тело цикла

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Циклы
бывают:
1. определенные ­ с заранее известным 
числом повторений. 
2. неопределенные ­ число повторений 
заранее неизвестно

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Если в алгоритме одну и туже команду 
приходится записывать несколько раз, то 
для сокращения алгоритма используется 
специальная команда повторения.
Алгоритм, который содержит команду 
повторения, называют алгоритмом с 
повторением.
Задача №
3

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача № 3
Алгоритм  с 
повторением
Наполнить литровой кружкой ведро.
Алгоритм:
1.Пока ведро неполное, повторять команду 2. В противном 
случае пропустить  команду 2 и завершить работу.
2. Налить в ведро кружку воды.   
Начало
Ведро 
неполное?
Нет
Конец
Да
Налить кружку 
воды

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Практические задания: 
Составим алгоритм и блок – схему.
1. Перевода из десятичной с/с в двоичную с/с.
2.
Выполоть сорняки в огороде.
«Пирожок». Мальчик шел по улице проголодался и
решил купить один пирожок. Съев, его он понял, что
голоден и купил еще один пирожок и т.д. пока не
наелся.
«Перевод». Перевести текст с анг.языка на русский.
«Помыть посуду». Мама сказала помыть посуду, но
перед этим надо вымыть раковину.
«Покрасить комнату». Мама сказала покрасить комнату
краской.
«Препятствие».Человек идет по темной улице, если нет
препятствия, то шаг вперед. Если препятствие то
остановится.
С.р. 
С.р. 
3.
4.
5.
6.
7.
1 задача
2 задача

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача № 4
Перевод из десятичной с/с в двоичную с/с.

Начало
Ввести двузначное число
Разделить число на 2 и запомнить частное
Разделить частное на 2
Сравнить новое частное с числом 2
Алгоритм:
1.
2.
Записать двузначное число.
Разделить исходное число на 2 
и записать частное.
Разделить частное на 2.
Сравнить получившееся новое 
частное с числом 2.
Если частное оказалось 
больше 2, перейти к шагу 3. 
Если частное равно 1, то 
прекратить деление.
Записать получившийся 
двоичный код.
3.
4.
5.
6.
да
Если 
частное 
больше 2
нет
Записать результат
Конец

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Задача № 5
«Выполоть сорняки в огороде»

Алгоритм:
1. Вырвать один сорняк.
2. Если есть ещё 1 сорняк вернуться к действию 1.
3. Нет сорняков закончить работу.
Начало
Вырвать один сорняк
Если 
сорняк?
Да
Нет
Конец

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Пример:
Вычислить  выражение  a*5+b/4.  Сначала  надо  выполнить 
действия  умножения  и  деления,  а  потом  сложить 
результаты. 
Тогда алгоритм будет иметь вид:
• Ввести число, соответствующее переменной а.
• Выполнить умножение чисел ­а*5 и записать произведение.
• Ввести число, соответствующее переменной b.
• Выполнить деление чисел ­ b/4 и записать частное.
• Выполнить сложение полученных на шаге 2 произведения и 
на шаге 4 частного.

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Вспомогательный
алгоритм – это алгоритм, который 
можно использовать в других алгоритмах, указав 
только его имя.

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Самостоятельная работа
Составьте блок­схему для следующей задачи
Известен такой способ проверки арбуза на спелость. Если 
бросить арбуз в воду и он всплывет, значит ­ арбуз   
спелый, иначе ­ не спелый.
Правильный ответ

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Начало
Бросить арбуз в воду
Да
нет
Арбуз 
всплыл?
Нет
да
Он не спелый
Он спелый 
Достать арбуз из воды
Конец

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Составьте блок­схему для следующей задачи
Проверьте 100 арбузов на спелость
Правильный ответ

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Презентация по информатике. Тема: «Виды алгоритмов» (4 класс).

Начало
Проверено 
100 
арбузов?
Да
Конец
Нет
Бросить арбуз в воду
Нет
Арбуз 
всплыл?
Да
Он не спелый
Он спелый 
Достать арбуз из воды

Добавить комментарий