Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.
В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.
Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).
Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:
Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.
Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».
Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.
Составим алгоритм решения подобных задач:
1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.
Запишем условие в более кратком виде.
Дано: a, b
Найти: S, P
Блок-схема:
Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:
- 1) Описание переменных;
- 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
- 3) Расчет площади прямоугольника;
- 4) Расчет периметра прямоугольника;
- 5) Вывод значений площади и периметра;
- 6) Конец.
А вот и решение:
Program Rectangle; Var a, b, S, P: integer; Begin write('Введите стороны прямоугольника!'); readln(a, b); S:=a*b; P:=2*(a+b); writeln('Площадь прямоугольника: ', S); write('Периметр прямоугольника: ', P); End.
Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.
Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:
Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1
Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).
Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:
S1=(V1+V2)*T+S
Следующий пункт алгоритма – блок-схема:
А также решение, записанное в Pascal :
Program Rasstoyanie; Var V1, V2, S, T, S1: integer; {Ввод } begin write('Введите скорость первого автомобиля: '); readln(V1); write('Введите скорость второго автомобиля: '); readln(V2); write('Введите время: '); readln(T); write('Введите расстояние между автомобилями: '); readln(S); S1:=(V1+V2)*T+S; writeln('Через ', t,'ч. расстояние ', S1,' км.'); End.
Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:
Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:
Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.
Что это такое? Блок-схема алгоритма отображает в графическом виде последовательность операций и переходные фазы. Каждому действию соответствует определенная фигура (ромб, квадрат, овал и т. д.), поэтому располагать их нужно в правильном порядке.
Как составить? В любой блок-схеме существуют обязательные элементы: начало, конец, линии связи. Также необходима нумерация для понимания направления чтения. Остальные действия зависят от того, какой именно алгоритм нужно описать.
В статье рассказывается:
- Суть алгоритмов
- Что такое блок-схема алгоритма
- Составляющие блок-схемы алгоритма
- Правила составления блок-схемы
- Разделение блок-схемы
- Востребованность блок-схем
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть алгоритмов
Алгоритмом называют конечную последовательность конкретных действий, выполняя которые, исполнитель достигает определенной цели.
Итогом прохождения всех шагов должен быть изначально заданный результат (например, некие выходные данные). Для выполнения этого процесса по мере необходимости могут создаваться и использоваться промежуточные данные. Они выходными являться не будут и нужны исключительно для обеспечения всей работы.
Любой алгоритм нужно наделять определенными свойствами. Наиболее важную роль играют:
- Дискретность. Общая задача разделяется на отдельные, последовательно выполняемые шаги. Это, как правило, простейшие действия, порядок которых строго определен. Каждый шаг представляет собой инструкцию или команду, выполнение которой должно начинаться только тогда, когда выполнена предыдущая команда в этой последовательности.
- Конечность. Количество шагов должно быть конечным. Иными словами, результат необходимо получить по завершении строго определенного числа команд в алгоритме.
- Понятность. Все шаги необходимо формулировать так, чтобы исполнитель их полностью понимал. То есть алгоритм должен состоять только из команд, входящих в систему компетенций данного человека.
Скачать
файл
- Детерминированность. Каждую команду, а также порядок выполнения всех команд необходимо предварительно четко и однозначно определить. При этом на результат выполнения каждого шага не должна влиять никакая сторонняя информация. Необходимо выстроить команды так, чтобы конечная цель алгоритма обеспечивалась только формальным выполнением четких и последовательных инструкций. Исполнителю при этом не нужно вникать в смысл команд. Благодаря такому подходу итоговый результат будет всегда одинаковым и предсказуемым независимо от того, кто выполняет эту работу.
- Массовость. Один алгоритм призван решать сразу комплекс однотипных задач, определяемый заданным диапазоном входной информации.
Алгоритмы могут быть представлены в нескольких формах:
- Текстовая запись. Команды записываются обычным текстом на каком-либо языке. Порядок выполнения определяется нумерацией. Действия описываются произвольно и максимально конкретно.
Читайте также
- Блок–схема. Команды отображаются графически, в виде блок-схемы из геометрических фигур.
- Алгоритмические языки. Алгоритм строится с использованием специального искусственного языка, состоящего из определенной системы обозначений.
- Псевдокод. Обычный язык комбинируется с алгоритмическим. Последний берется за основу для описания базовых структур алгоритма.
Что такое блок-схема алгоритма
Как упоминалось выше, алгоритм может быть схематически представлен в виде блок-схемы. Этот вид графики также широко используется для представления любых процессов и систем в самых разных отраслях деятельности человека. С помощью блок-схемы выполняется документирование, изучение, планирование, совершенствование и объяснение сложных процессов путем превращения их в простые и логичные диаграммы.
Для описания конкретных действий используются геометрические фигуры: прямоугольники, ромбы, овалы и т. д. Последовательность шагов и направление процессов отображается соединительными стрелками.
Существует несколько видов блок-схем алгоритма, которые отличаются в числе прочего сложностью исполнения, начиная от простейших и нарисованных от руки эскизов, заканчивая сложными, спроектированными на компьютере диаграммами. Блок-схемы, учитывая многообразие всех вариаций, могут быть использованы в самых разных областях жизнедеятельности и, соответственно, по-разному называться.
Так, в зависимости от отрасли, встречаются схемы процессов, функциональные блок-схемы, модели и нотации бизнес-процессов, схемы технологических процессов. Все это имеет тесную связь с другими популярными разновидностями схем (например, с некоторыми диаграммами).
Составляющие блок-схемы алгоритма
Блок-схемы создаются из различных блоков, соединяемых между собой линиями со стрелками. Таким образом отображается поток управления. Далее разберем более подробно каждый тип блоков.
Терминал
Представляет собой овальную область, которой обозначают начало и конец выполнения программы. В любом алгоритме, изображенном в виде блок-схемы, присутствует как минимум два таких овала, которые ограничивают собой данный алгоритм.
Данные
Блок рисуется в виде параллелограмма, содержащего внутри входные или выходные данные. Обычно здесь размещают информацию, поступающую в алгоритм извне, и результат, который в итоге он выдает.
Процесс
Выглядит как прямоугольник, служит для записи основного программного кода. Процесс является ключевым элементом алгоритма, отражающим суть всей блок-схемы.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 20831
Решение
Данный блок рисуется в виде ромба и предназначен для управляющих и условных операторов какого-либо языка программирования (например, if или «больше» и «меньше»). Здесь всегда предлагается на выбор один из двух вариантов: «да» или «нет».
Поток
Обозначается в виде стрелки, представляя собой собственно поток какого либо процесса или алгоритма с указанием направления. Таким способом обеспечивается высокая читаемость программы.
Ссылка на странице
Выглядит как окружность с расположенными внутри символами. Такая ссылка дает понять, что блок-схема продолжает дальнейшие шаги алгоритма. Когда схема достаточно длинная, для экономии места внутри данной окружности в качестве ссылки размещают одну цифру. Этот же символ должен быть использован в продолжении схемы.
Правила составления блок-схемы
Чтобы составить блок-схему алгоритма грамотно, необходимо следовать приведенным ниже принципам.
- Начало и конец схемы обязательно ограничиваются соответствующими блоками в одном экземпляре.
- Начальный блок должен быть соединен с конечным линиями связи.
- Линии потока необходимо рисовать из всех блоков, кроме конечного.
- Все блоки нумеруются по порядку слева направо и сверху вниз. Номера ставятся в верхнем левом углу с разрывом начертания.
- Между всеми блоками обеспечивается взаимная связь через линии, определяющие последовательность выполнения команд. Движение потока в обратном порядке от принятого по умолчанию обязательно обозначается стрелками.
- Используемые в схеме линии могут быть входящими или выходящими. Это разделение относительное. Для одного линия, выходящая из одного блока, для другого уже будет являться входящей.
- Начальный блок имеет лишь выходящие линии потока. Соответственно, в конечный блок линии могут только входить.
- Поскольку движение потока идет сверху вниз, входящие линии принято изображать сверху от блока, а выходящие — снизу. Это в целом упрощает чтение блок-схемы.
- Линии потока могут обрываться. При этом места разрывов необходимо помечать специальными соединительными элементами.
- Чтобы блок-схема легче читалась, допускается описательную часть выносить в комментарии.
Разделение блок-схемы
Построение блок-схемы зачастую связано с определенными трудностями, среди которых:
- слишком малое место для размещения на одной странице;
- сложности в связывании всех элементов непосредственно друг с другом.
Устранить эти проблемы можно путем разбивки всей блок-схемы алгоритма программы на несколько фрагментов и последующего соединения этих фрагментов специальными соединительными элементами.
Используемые при этом соединители подписываются уникальными номерами, состоящими из двух частей. Это нужно для определения соответствия соединительных линий друг другу. Принадлежность частей уникального номера соединительному элементу обеспечивается записью данного номера на каждом фрагменте блок-схемы. Общие правила разделения приведем ниже.
Только до 18.05
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
- Места разрыва схемы обозначаются соединительным блоком. Каждое такое соединение маркируется уникальным номером.
- Использоваться должны только машинно-независимые элементы.
- Представление в блок-схеме каждого шага не является обязательным. Важно отобразить только ключевые этапы выполнения программы.
- Переменные и блоки желательно именовать наглядными и запоминаемыми словами.
И самое главное условие — сформированный алгоритм должен быть понятен любому программисту.
Востребованность блок-схем
В небольших компаниях для построения алгоритмов обычно применяют лаконичную словесную форму (псевдокод). Блок-схемы же вероятнее всего встречаются на государственных предприятиях, где действуют требования по оформлению документации ЕСПД. Однако даже при регистрации программного обеспечения в Госреестре можно обойтись без этих схем.
И все же современные учебные программы в школах и вузах учитывают умение рисовать данного вида графику. Вопросы, посвященные блок-схемам, встречаются на выпускных и государственных экзаменах. Студенты перед дипломной защитой также должны проверять свою работу на соответствие стандартам построения схем.
Программное обеспечение сегодня почти не разрабатывается по устаревшей каскадной модели, так как при этом часто на этапах проектирования возникают ошибки. Но когда разработка по такой модели все же ведется, применяются именно блок-схемы записи алгоритма.
Читайте также
Во всем мире наблюдается значительное отставание образовательной системы от технического прогресса. Отечественный устаревший стандарт ГОСТ 19.701-90 в целом схож с международным ISO 5807:1985. Более актуальные модификации до сих пор не разработаны. За рубежом все еще продолжают создавать специализированное программное обеспечение для проектирования блок-схем (Dia, MS Visio, yEd).
Есть немногочисленные примеры применения более совершенных диаграмм деятельности UML, хотя эти диаграммы показывают свою эффективность лишь при описании параллельных алгоритмов.
В среде разработчиков порой возникает мнение о бесполезности блок-схем и даже UML. Некоторые убеждены в том, что и документация для разработки тоже не требуется. Впрочем, об этом чаще говорят сторонники так называемого экстремального программирования.
Для определенных задач разработки использование блок-схем все же требуется. В частности, это необходимо, когда программы создаются в визуальных средах программирования (например, ДРАКОН). Также с помощью блок-схем верифицируются алгоритмы. То есть, в соответствии с методом индуктивных утверждений Флойда формально доказывается их корректность.
Пока что можно сделать вывод, что единого мнения касательно необходимости блок-схем нет. Безусловно, в некоторых областях деятельности без них пока не обойтись в отсутствие альтернативы. Формальная верификация требует создавать блок-схемы выполнения алгоритма, хотя для непосредственного проектирования и документирования это уже не нужно.
Здесь стоит прислушаться к утверждению «программистов-экстремалов» о том, что имеет смысл рисовать лишь те схемы, которые действительно полезны в работе и при этом не требуют слишком больших усилий для рисования и актуализации.
В одной из прошлых статей мы поговорили о алгоритмах и в ней же я обещал в скором времени рассказать про блок схемы. Что же, время пришло.
Давайте сначала поймем, что такое блок схемы.
Блок-схема — распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности
Ага, то есть блок схема, это способ представления нашего алгоритма в картинках. Но зачем? Дело в том, что человеку, как существу, имеющему зрение, проще и удобнее, зачастую, воспринимать информацию, если она продублирована в виде текста или имеет какие-то графические обозначения. Если не вдаваться в подробности, то это называется зрительным восприятием. Согласитесь, если вы видите объект беседы перед собой, вам проще его воспринимать, обсуждать и т.д.
Существует несколько основных блоков. В интернете вы можете найти примерно такое описание для части из них. Цвет фона значения не имеет, и здесь он синий для большей наглядности (наверное)
Процесс– под процессом здесь понимается какое-то действие. Арифметическая или логическая операция. Что то, что приведет вас к финальному результату выполнив один пункт вашего алгоритма. Допустим “a+b” будет помещаться именно в такой блок.
Решение – немного странное название, но думаю, что вы уже догадались, что это условие. С ним мы уже сталкивались в прошлой статье по алгоритмам. Когда нам приходилось РЕШАТЬ, что делать дальше, на основе какого-то результата.
Модификация – забудьте про это слово. Это просто цикл. О циклах мы тоже говорили. Но конкретно этот цикл немного специфичный. Это обозначение цикла For, который является счетным циклом и немного отличатся от остальных. Иные циклы могут быть представлены без специального оператора, это мы с вами попробуем изобразить чуть ниже.
Предопределенный процесс – некая модификация первого блока. Что значит предопределенный? Значит определённый заранее. И тут вообще ступор, но тем не менее он именно так и называется. Говоря простым языком – это ПОДпрограмма, (метод или процедура/функция). Такого мы еще не видели.
Подпрограмма – буквально, программа в программе. То есть это некоторый кусок кода, который выделен в отдельную группу для того, чтобы не писать его каждый раз в разных частях алгоритма/программы. В дальнейшем этот кусок алгоритма/программы может быть запущен, там, где нужно. Сейчас не стоит зацикливаться, подпрограммы мы еще рассмотрим и не раз.
Ввод-вывод, это два блока которые выглядят одинаково, как правило понять, что там происходит можно по тексту внутри блока. Объединены в одну группу, потому что близки по специфике. Получение данных, вывод данных. Мы с вами уже использовали ввод, кстати говоря, когда наш робот читал название колбасы.
Пуск-останов – это те же самые начало и конец, тут думаю пояснения не требуются.
Сейчас вы в ужасе, что я почти для каждого из пунктов подобрал синонимы, и порой более логичные, и понятные. Да, дело в том, что алгоритмизация, это забытый аспект программирования. И из-за этого появляются некоторые сложности. Если что-то не развивать, оно и не разовьется. Может быть многие со мной не согласятся, но я спрошу их, как часто они видят блок схемы в курсах по программированию? Бинго. Ни где их нет.
Зачем же я вам показал отличающиеся название, от тех, что я обычно использую? Что бы вы просто не впадали в ступор если вдруг увидите останов, вместо конца. Более подробно о том, как же все-таки правильно и где какие размеры и сколько градусов углы у каждого ромбика вы можете почитать в ГОСТ 19.701-90 «Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения». Мы в такие подробности вдаваться не будем, по причине того, что мы любители и нам за это не платят, но уметь строить блок-схемы и самое главное читать их, мы должны уметь.
В блок схеме, как правило каждый пункт алгоритма соответствует своему блоку, исключения могут составить блоки, которые реализуют сразу несколько пунктов, допустим цикл For. Или блоки процесса или подпроцесса, которые можно объединять в один, если захочется. Стоит сделать оговорку, что все эти блоки имеют свои размеры, и не стоит растягивать один блок процесса так, чтобы в него все влезло, а вокруг него лепить кучу маленьких.
Между собой блоки соединяются стрелочками, указывающими к какому блоку стоит перейти дальше. В блоках условия/выбора нужно указать какая из стрелочек переведет нас при каком результате. То, что написано внутри блока выбора иногда может быть представлено как вопрос. И если ответ на него да, то идем по стрелочки с надписью да, если нет, то нет. Мы немного расширим наш кругозор вариантов, когда поговорим о “логике”, лжи и истине.
Быть или не быть? Вот в чем блок-схема…. Если быть, то да, следовательно, быть. Если нет, значит нет, ну и вы поняли…
Если у кого то язык чуть не сломался когда читали что в ромбике, то вы заметили, что на самом деле там все должно быть однозначно. И по идеи стоит заменить на вопрос «Быть?» тогда все станет немного логичнее, если вы запнулись на этом месте, значит вы на верном пути в понимании процесса, если нет, то ничего страшного, все еще впереди, тем-более что об условиях я мало рассказал, пока что.
А вот так вот должна выглядеть блок-схема для нашего первого алгоритма. Не густо, но там и алгоритм без ветвлений и чего-либо еще.
Давайте не будем тратить время зря, и сразу перейдем к финальному алгоритму
Тут у нас появляется ввод (в ромбике), даже два. Первый раз, робот читает с бумажки, второй с этикетки.
На самом деле вопрос спорный, ввод это или операция. Будем считать, что это ввод, я программист я так вижу. Вообще многие из стандартов, связанных с обозначением и прочим уже устаревают, и не все из них успевают менять. Вот если допустим в недалеком будущем, полноценный ИИ решит что-то прочесть, это будет ввод или операция? Операция? То есть это не его решение что-то вложить в себя, а просто кусок кода, а то есть ввод пользователя, живого человека, это нечто иное? Слава богу прав у железок пока нет, и статьи за оскорбление чувств кибернетических организмов пока не придумали. 🙂
А видите условие с переходом по НЕТ, не далее, а назад. Это, по сути, тот цикл о котором мы говори. Если колбаса не та, мы возвращаемся к тому, что берем колбасу (старую он бросает на пол, тсссс, потом исправим, может быть), и снова читаем, и снова проверяем. Именно поэтому в прошлый раз я рассказал вам о ветвлениях, это, наверное, более широкое определение всем возможным переходам, будь то по условию или из-за цикла, а может быть и без условия (поговорим о том хорошо это или нет, когда встретимся с кодом на С++ или ASM).
Как вы заметили, блок схемы могут быть довольно большими, но как быть, если вдруг что-то не влезло, а вот так, например как я и сделал. Указываем одинаковые цифры в кругляшках и переходим по нему. Есть другие способы, но нам пока и этого хватит.
А теперь еще раз, зачем же это нужно? Думаю, сейчас вы наглядно видите, что смотреть за тем, куда идет выполнение нашего алгоритма, стало проще. И в некоторых довольно разветвленных алгоритмах, блок схемы помогают лучше понять, что за чем и когда выполняется. Нужно просто вести пальцем по стрелочкам и отвечать на условия, да или нет.
Блок схемы важный, но не основной этап, они скорее пригодятся тем, кто будет разбираться в вашем коде, куда важнее алгоритм, который эта блок схема представляет, поэтому думаю на сегодня хватит.
Не забывайте что каждое подобное знание дает вам преимущество перед вашими конкурентами или коллегами. Сегодня вы научились читать и создавать блок-схемы, в определенных кругах этот навык о многом говорит.
Надеюсь вам было интересно, а пока-что, до скорого.
Блок -схема — это общий тип «схемы процесса», «модели процесса» или «схемы рабочего процесса». Это позволяет вам нарисовать картину того, как работает процесс, чтобы вы могли понять существующий процесс и сформировать идеи о том, как его улучшить. Поскольку люди в первую очередь визуальные виды, блок-схема передает информацию более эффективно, чем письменное или устное описание. Делая процесс видимым, вы также упрощаете управление им и фиксируете тонкое взаимодействие между компонентами.
Блок-схема используется для отображения последовательных шагов в процессе. В таких диаграммах используется ряд взаимосвязанных символов для отображения всего процесса, что упрощает его понимание и помогает в общении с другими. Блок-схемы можно использовать для объяснения работы сложного и/или абстрактного процесса, системы, концепции или алгоритма. Блок-схемы также могут помочь в планировании и разработке процессов или улучшении существующих процессов.
Почему блок-схемы актуальны и сегодня?
Блок-схемы могут предоставить пошаговые иллюстрации для отображения сложных ситуаций, таких как программирование или бизнес-процессы. Существует множество типов диаграмм процессов, в том числе плавающие диаграммы, такие как межфункциональные диаграммы, диаграммы возможностей или диаграммы процессов развертывания.
Давайте рассмотрим еще несколько причин, по которым блок-схемы являются эффективным дополнением к процессу программирования.
Вот преимущества, которые могут принести блок-схемы.
- Легко учить.
- Мгновенная связь.
- Эффективный анализ
- Хорошо для нетехнических.
- Повышенная эффективность.
- Решение проблем.
- Визуальный алгоритм
- Правильная отладка
- Процедурное описание
Элементы блок-схемы?
Разные символы означают разные вещи, и каждый символ имеет свою особую форму. Метка каждого шага написана внутри формы символа; блок-схемы используют изогнутые прямоугольники, чтобы показать начало и конец процесса; сегменты линий или стрелки используются, чтобы показать направление или переход от одного шага к другому; простые инструкции или прямоугольники действий используются, чтобы указать, когда необходимо принять решение, и используются ромбовидные формы. В дополнение к ним есть много других символов, которые можно использовать в блок-схемах.
Блок-схемы могут быть горизонтальными или вертикальными.
Символы блок-схемы
Различные формы блок-схем имеют разные общепринятые значения. Значения некоторых из наиболее распространенных форм следующие:
Терминатор
Символ завершения представляет собой начальную или конечную точку системы.
Обработать
Прямоугольник указывает на некоторую конкретную операцию.
Документ
Представляет собой распечатку, такую как документ или отчет.
Решение
Ромб представляет собой решение или точку ветвления. Линии, выходящие из ромба, указывают на разные возможные ситуации, ведущие к разным подпроцессам.
Данные
Он представляет информацию, входящую или выходящую из системы. Ввод может быть заказом от клиента. Результатом может быть продукт, который должен быть доставлен.
Ссылка на странице
Этот символ будет содержать букву внутри. Это указывает на то, что поток продолжается на совпадающем символе, содержащем ту же букву, в другом месте на той же странице.
Справочник вне страницы
Этот символ будет содержать букву внутри. Это указывает на то, что поток продолжается на совпадающем символе, содержащем ту же букву, где-то еще на другой странице.
Задержка или узкое место
Обозначает задержку или узкое место.
Поток
Линии представляют поток последовательности и направление процесса.
Использование блок-схем
- Документировать процесс
- Развивать понимание того, как осуществляется процесс
- Сообщите другим, как выполняется процесс
- При планировании проекта
- мозговой штурм идеи
- Отладка функции или программы
- Объясните процедуру
- Исследуйте процесс, который нуждается в улучшении
- Когда есть необходимость в улучшении коммуникации между людьми, вовлеченными в один и тот же процесс
Пример блок-схемы — простые алгоритмы
Блок-схему также можно использовать для визуализации алгоритмов, независимо от ее сложности. Вот пример, показывающий, как можно использовать блок-схему для демонстрации простого процесса суммирования.
Пример блок-схемы – расчет прибыли и убытков
В приведенном ниже примере блок-схемы показано, как можно рассчитать прибыль и убыток.
Используйте блок-схему с разными уровнями детализации
Блок-схема высокого уровня, показывающая от шести до двенадцати шагов, дает панорамное представление о процессе. Эти блок-схемы ясно показывают основные блоки деятельности или основные компоненты системы в процессе.
Блок-схемы высокого уровня особенно полезны на ранних этапах проекта. Подробная блок-схема представляет собой крупный план процесса, обычно показывающий десятки шагов. Эти блок-схемы упрощают выявление циклов доработки и сложности процесса.
Изменить этот шаблон блок-схемы
Подробные блок -схемы полезны после того, как команды точно определили проблемы или когда они вносят изменения в процесс.
Изменить этот шаблон блок-схемы
Блок-схема дорожки для плавания
Базовая блок-схема состоит из ряда шагов процесса, соединенных стрелками, показывающими порядок операций, который считается одномерным. Блок-схема дорожек (также известная как кросс-функциональная блок-схема) обеспечивает дополнительное измерение, назначая каждому шагу процесса категорию. Чаще всего категорией является стейкхолдер (человек, роль или отдел), визуально разграничивающий распределение обязанностей и ответственности за подпроцессы бизнес-процесса. Дорожка может располагаться как горизонтально, так и вертикально.
В чем отличия? Блок-схема против блок-схемы Swimlane
Блок-схема дорожек отличается от других блок-схем тем, что процессы и решения визуально сгруппированы путем размещения их на дорожках. Параллельные линии делят диаграмму на дорожки, по одной дорожке для каждого человека, группы или подпроцесса. Дорожки помечены, чтобы показать, как организована диаграмма.
В приведенном ниже примере вертикальное направление представляет собой последовательность событий в общем процессе, а горизонтальные деления показывают, какой подпроцесс выполняет этот шаг. Стрелки между дорожками показывают, как информация или материал передаются между подпроцессами.
Изменить этот шаблон блок-схемы
С другой стороны, поток можно повернуть так, чтобы последовательность читалась по горизонтали слева направо, при этом задействованные роли показаны на левом краю. Это может быть легче читать и проектировать, поскольку экраны компьютеров обычно шире, чем в высоту, что дает лучшее представление о потоке.
Изменить этот шаблон блок-схемы
Блок-схема развертывания Swimlane
Формы, используемые при рисовании блок-схемы развертывания, такие же, как и в стандартной блок-схеме с обозначениями дорожек. Блок-схема развертывания сочетает в себе две ключевые функции:
- Последовательность шагов в процессе
- Кто отвечает за какой этап развертывания
Он показывает этапы процесса, а также показывает, какое лицо или группа вовлечены в реакцию на шаг. В приведенном ниже примере показаны ответственные группы, перечисленные вверху. Это группы Производство, Администрация и Маркетинг. Вы можете нарисовать блок-схему развертывания, в которой перечислены люди, а не группы. Преимущество блок-схемы развертывания заключается в том, что она показывает, где работа передается от одного человека или группы к другому, где недоразумения и ошибки могут быть сведены к минимуму.
Изменить этот шаблон блок-схемы
Блок-схема дорожки возможностей
Блок-схемы возможностей (также известные как блок-схемы добавленной стоимости) используются для определения того, какие шаги в процессе являются дополнительными или расточительными. Он отделяет эти важные шаги для создания продукта или услуги от дополнительных затрат.
- Создайте блок-схему «дорожки возможности», чтобы определить все этапы процесса.
- Определите, какие из шагов повышают ценность с точки зрения клиентов, а какие нет.
- Создайте блок-схему для каждого шага в соответствующем столбце.
Изменить этот шаблон блок-схемы
использованная литература
- 10+ шаблонов блок-схем и примеров
- Учебник по блок-схеме
- Бесплатный конструктор блок-схем
Так ты хочешь выучить блок-схемы? Ну, это учебное пособие по блок-схемам научит тебя всему, что тебе нужно знать. В нем будет освещена история блок-схем, символы блок-схем, как создавать блок-схемы, лучшие практики создания блок-схем, а также мы включили раздел для ответов на часто задаваемые вопросы о блок-схемах. Лучше всего, что вы можете использовать наше программное обеспечение блок-схем, чтобы нарисовать их.
Creately уже есть некоторые действительно удивительные статьи, охватывающие различные вещи, связанные с блок-схемами, как значения символов блок-схемы, как использовать плавательные дорожки в блок-схемах, блок-схемах передового опыта, тематических исследований и многое другое. Этот пост в блоге просто соберет всю эту информацию и представит ее в логическом виде. Я добавил ссылки на различные разделы, чтобы облегчить навигацию. Нажмите на соответствующую ссылку, чтобы быстро прочитать соответствующий раздел.
- История блок-схем
- Символы блок-схемы Значение
- Как нарисовать блок-схему
- Шаблоны и примеры блок-схем
- Лучшие практики флоучартов
- Обычные ошибки, допущенные при рисовании блок-схем
- Блок-схемы Примеры использования
- Обратная связь с Руководством по блок-схемам
История блок-схем
Фрэнк Гилберт представил блок-схемы в 1921 году, а в начале их называли “Process Flow Charts”. Аллану Х. Могенсену приписывают заслуги в обучении бизнесменов работе с блок-схемами. В Википедии есть отличное резюме истории блок-схем, подробнее читайте в разделе wiki.
Значение символов блок-схемы
Так какие же символы используются в блок-схеме? Большинство людей знают только об основных символах, таких как процессы и блоки решений. Но есть еще много символов, которые сделают вашу блок-схему более значимой. На изображении выше показаны все стандартные символы блок-схемы.
Наиболее распространенным символом, используемым в блок-схеме, является прямоугольник. Прямоугольник представляет собой процесс, операцию или задачу. Следующим наиболее распространенным символом является бриллиант, который используется для обозначения решения.
Существует множество других символов блок-схемы, таких как последовательный доступ к хранилищу, прямые данные, ручной ввод и т.д. Ознакомьтесь со страницей Символы блок-схемы для получения подробного объяснения различных символов.
Хотя это стандартные символы, доступные в большинстве программ для создания блок-схем, некоторые люди используют разные формы для разных значений. Самый распространенный пример – использование кругов для обозначения начала и конца. Примеры в этом учебном пособии по блок-схемам будут придерживаться стандартных символов.
Как нарисовать блок-схему
Как нарисовать блок-схему? Ну, наш инструмент для блок-схем – хорошее начало. Но перед непосредственным использованием инструмента давайте рассмотрим некоторые основы.
Существует четыре основных типа блок-схем. Документная схема, системная схема, блок-схема данных и программная схема. Не все согласны с этой категорией, но основные принципы построения блок-схемы остаются неизменными. Вы должны рассмотреть несколько вещей при рисовании блок-схем, Прежде чем начать, ознакомьтесь с 6 полезными советами по рисованию блок-схем.
Если вы рисуете блок-схему со многими ответственными лицами, вы можете сгруппировать их вместе, используя плавательные дорожки. Плавательные дорожки – это мощная техника для повышения читабельности вашей блок-схемы, поэтому их следует использовать в зависимости от ситуации. Прочтите использование дорожек для плавания на блок-схемах, чтобы узнать больше об этом процессе.
Шаблоны и примеры блок-схем
Хотя вы можете начать рисовать блок-схемы с нуля, использовать шаблоны намного проще. Они помогают сократить количество ошибок и напоминают вам о передовом опыте. Если Вы хотите использовать готовый шаблон, перейдите в секцию Примеры блок-схемыи нажмите на наиболее подходящую Вам блок-схему. Нажмите на использование в шаблоне после изображения, и вы будете готовы нарисовать вашу блок-схему.
Ниже представлены два шаблона из сотен шаблонов блок-схем, доступных пользователю. Нажмите на любую из них, чтобы начать рисование блок-схем немедленно.
Лучшие практики флоучартов
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы ваша блок-схема была принята всеми. И есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать его визуально приятным и для других.
Если вы планируете поделиться своей блок-схемой или надеетесь использовать одну презентацию и т.д., то разумно использовать стандартные символы. Однако важно помнить, что идея заключается в том, чтобы выдавать информацию в доступной для понимания форме. Вполне допустимо использовать вместо условного обозначения документа альтернативное изображение до тех пор, пока аудитория его понимает.
Держание потока стрелок в одну сторону, использование символов одного и того же размера, называние блоков решений, процессов, стрелок и т.д. – это лишь некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать это лучше. Раздел “Обычные ошибки” подробно описывает большинство из этих практик.
Обычные ошибки, допущенные при рисовании блок-схем
В этом разделе выделены наиболее распространенные ошибки, допущенные при построении блок-схем. Некоторые из вещей, упомянутых здесь, чтобы сделать его лучше выглядеть и более понятным, не имея их в вашей блок-схеме не сделает его неправильным. Так как есть две должности, освещающие эти ошибки подробно, я буду ссылаться на них из этого руководства по блок-схемам.
15 ошибок, которые вы непреднамеренно сделали бы с блок-схемами (Часть 1)
15 ошибок, которые вы непреднамеренно сделали бы с блок-схемами (Часть 2)
Эффективное использование блок-схем – тематические исследования
Учебное пособие по блок-схемам не является полным без некоторых примеров. Ниже приведены три конкретных примера и реальные примеры того, как блок-схемы могут помочь вам в принятии решений.
- Десять идей блок-схем для вашего бизнеса – как блок-схемы могут быть использованы при принятии бизнес-решений и оптимизации текущих бизнес-процессов
- Анализ воронки продаж с помощью блок-схем – Как анализировать воронку продаж Google с помощью блок-схем.
- Случай с флаттерскейпом – как один из наших клиентов использовал блок-схемы для усовершенствования своих процессов.
Часто задаваемые вопросы о блок-схемах
Раздел комментариев в этой статье полон вопросов. Пожалуйста, обратите внимание, что я не буду рисовать блок-схемы для конкретных сценариев. Ниже я ответил на некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов.
Q 01: Что такое подпроцесс в блок-схеме?
Отвечай: Иногда сложные процессы для наглядности разбиваются на более мелкие подпроцессы. Таким образом, блок-схема может указывать на другой подпроцесс в своем потоке. Для отображения таких подпроцессов используется предопределенный символ процесса.
Q 02: Как используются блок-схемы в компьютерном программировании?
Отвечай: Компьютерная программа состоит из множества процессов и потоков. Блок-схемы используются для того, чтобы визуализировать процессы и сделать их понятными для нетехнических людей. Они также используются для визуализации алгоритмов и понимания псевдокода, который используется в программировании.
Комментарии и отзывы об учебном пособии по блок-схемам
Надеюсь, этот учебник по блок-схемам поможет вам придумать потрясающие блок-схемы. Блок-схемы – это отличный способ представления сложных процессов в простой для понимания форме, и они используются во многих отраслях промышленности по всему миру. Если у вас есть вопрос о том, как нарисовать блок-схемы, или у вас есть предложения по улучшению данного сообщения, не стесняйтесь упоминать об этом в разделе комментариев.
Creately – мощная альтернатива Visio для рисования диаграмм
Больше руководств по диаграммам
- Учебное пособие “Схема последовательности”: Полное руководство с примерами
- Учебное пособие по моделированию бизнес-процессов (Руководство BPM, объясняющее особенности)
- Используйте учебное пособие по тематической диаграмме (Руководство с примерами)