План – конспект урока
«Ступеньки к информатике»
в 4 классе
по теме: «Блок – схемы алгоритмов»
Подготовила
Петровская Татьяна
Борисовна,
учитель высшей категории
начальных классов
СОШ №2
г. Краснодона
Луганской области
Тема: Блок – схемы алгоритмов.
Цель: познакомить учащихся с понятием «блок – схемы»;
научить составлять блок – схемы алгоритмов; руководить объектами на экране
монитора, развивать логическое мышление, внимание, память, творчество,
компьютерную грамотность; воспитывать интерес к предмету, любовь к животным.
Оборудование: Программное обеспечение и оборудование:
компьютерная программа «Ступеньки», раздаточный материал к практической и
развивающей частей урока.
Ход урока.
І. Орг. момент.
• Приветствие.
• Проверка готовности к уроку.
• Повторение правил поведения на
уроке информатики.
II. Мотивационный момент.
-В жизни нам встречаются
различные ситуации, в которых мы должны четко пользоваться определенными
правилами. На предыдущем уроке мы изучили, как их называют в информатике. Так
как? (Алгоритмами).
– Вот и сегодня на уроке мы
должны научиться с помощью алгоритмов решать задачи и составлять
самостоятельно алгоритмы для нашего Кенгуру.
– Но сначала повторим, как
составлять алгоритмы на простом примере.
На повторение давайте составим
алгоритм «Покорми щенка»
Коллективное составление
алгоритма с помощью словосочетаний.
1. Позови собачку
2. Закрой пачку с кормом
3. Открой
пачку
4. Возьми
пачку с кормом
5. Убери пачку
6. Насыпь корм
( Ответы: 4; 3; 6; 1; 2; 5)
III.
Работа с учебником.
Урок 9. Ознакомление детей
записями алгоритмов с помощью геометрических фигур. (с.20 учебника).
– Что же такое блок –
схема, по которой мы прочитали?
(Графическое представление
алгоритма называют блок – схемой.)
IV. Физкультминутка.
Что-то не хочется сидеть, немного надо отдохнуть.
Руки вверх, руки вниз, на соседа посмотри.
Руки вверх, руки в стороны и сделай четыре шага.
Шаг вперед и шаг назад – время потрудиться.
– Вот и на физминутке
мы выполняли действия по алгоритму.
V. Работа
с компьютером.
– На предыдущем уроке наш
гость из Австралии Кенгуру вам напомнил что вы учили в прошлом году, как
ходить по команде. А вот сегодня вы уже самостоятельно будете составлять
команды и выполнять их.
– У вас есть рисунок. А вам
нужно составить и записать алгоритм для выполнения Кенгуру, чтобы он начертил
лабиринт. У вас виды заданий:
1.
Прыгни
2.
Сделай
шаг
3.
Повернись
направо
4.
Повернись
налево
5.
Повтори
10 раз
Дети записывают алгоритм. Проверяют.
VI. Упражнения для снятия усталости.
Закрой веки. В течение 30 секунд провода их массаж
кончиками указательных пальцев.
Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, затем открыть
на 3 – 5 секунд, повторить 6 – 8 раз.
VII. Развивающая часть.
Работа в тетради в клеточку.
Уровень 1.
По представленным рисунком создай программу в рабочей
тетради «Цветок»
Уровень 2.
По представленным рисунком
создай программу в рабочей тетради «Щенок»
VIII. Закрепление. Работа в печатной тетради.
Работа в тетради на странице 9 по вариантам.
А. – Задача № 1 – какие числа получили Буратино и
Пьеро?
Б. – Задание № 2 – составить алгоритм по представленной
блок – схеме слова.
Проверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
IX. Итог урока.
– Что такое алгоритм?
– Что такое блок – схема?
– Достигли мы цели нашего урока. Научиться составлять
алгоритмы?
Х. Домашнее задание.
Работа в тетради с заданиями № 3 и № 4 на с. 9.
С 2011-2012 учебного года во всех школах России
введен Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего
образования, в основу которого положен системно-деятельностный подход, ориентирующий начальную
школу не только на изучение предметного
содержания материала, но и на достижение
метапредметных и личностных результатов. В
соответствии с примерной программой по
математике основными целями изучения данного
предмета стали:
- математическое развитие младшего школьника –
формирование способности к интеллектуальной
деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного
воображения, математической речи; умение строить
рассуждения, выбирать аргументацию, вести поиск
информации; - освоение начальных математических знаний –
понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических
способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и
практические задачи средствами математики;
работа с алгоритмами выполнения арифметических
действий; - воспитание интереса к математике, стремления
использовать математические знания в
повседневной жизни.
Исходя из целей, названы и предполагаемые
результаты освоения курса математики начальной
школы.
Под метапредметными результатами освоения
математики понимают:
- готовность ученика целенаправленно
использовать знания в учении и в повседневной
жизни для исследования математической сущности
предмета (явления, события, факта); - познавательный интерес к математической науке;
- способность анализировать учебную ситуацию с
точки зрения математических характеристик,
устанавливать количественные и
пространственные отношения объектов
окружающего мира, строить алгоритм поиска
необходимой информации, определять логику
решения практической и учебной задачи; - умение моделировать – решать учебные задачи с
помощью знаков (символов), планировать,
контролировать и корректировать ход решения
учебной задачи.
На достижение этих результатов направлена, в
том числе, и работа по обучению младших
школьников умению решать задачи. Наибольшую
трудность у детей вызывает решение составных
задач. Для достижения высоких результатов в
обучении детей данному умению я использую в
своей деятельности различные способы, приёмы и
методы работы над задачей. Один из них –
составление алгоритма решения задачи в виде блок-схемы.
Рассмотрим работу над задачей в 3-м классе на
примере учебника “Математика” авторов М.И. Моро,
М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. серии “Школа
России”. (Страница 10, задача 1.)
М.А. Бантова выделяет следующие этапы работы
над задачей:
1. Работа над содержанием задачи.
2. Поиск решения задачи.
3. Решение задачи.
4. Формулировка ответа.
5. Проверка решения задачи.
6. Последующая работа над решенной задачей.
Рассмотрим работу над задачей, проводимую на
уроках, в соответствии с данными этапами, при
этом наиболее подробно остановимся на работе,
направленной на поиск решения задачи.
Работа над содержанием задачи.
– Прочитайте задачу.
В четырёх одинаковых банках засолили 8 кг
огурцов. Сколько таких банок потребуется для
засолки 40 кг огурцов?
– О чём говорится в задаче?
– Назовите условие задачи.
– Назовите вопрос задачи.
– Как вы понимаете выражение “огурцы засолили в
одинаковых банках ”?
– Что обозначает в задаче число 8 (4, 40)?
– Что надо узнать в задаче?
Поиск решения задачи.
– Какие слова возьмём для составления краткой
записи ?
Далее дети под руководством учителя (или
самостоятельно с последующей проверкой)
составляют и записывают краткую запись задачи.
Вместимость 1 банки. | Количество банок. | Всего огурцов. |
? Одинаковая. | 4б. | 8 кг |
? | 40 кг |
Поиск решения задачи предполагает составление
алгоритма её решения. Для этого используют
анализ задачи, который ведётся либо индуктивным
методом (от данных к вопросу), либо дедуктивным
(от вопроса к данным). Первый способ логично
использовать при введении нового вида задач, а
для последующей работы, направленной на обучение
учащихся умению решать задачи, целесообразно
использовать дедуктивный метод рассуждения.
Рассмотрим каждый метод отдельно.
Индуктивный метод анализа задачи.
– Зная, что 8 кг огурцов засолили в 4 – ёх
одинаковых банках, что можно узнать? (Сколько
огурцов засолили в одной банке.)
– Каким действием? (Делением.)
– Зная, что всего надо засолить 40 кг огурцов и,
узнав, сколько килограммов огурцов засолили в
одной банке, что можно узнать? (Сколько банок
потребуется для засолки 40 кг огурцов.)
– Каким действием? (Делением.)
– Ответили ли мы на вопрос задачи? (Да.)
В ходе такого анализа составляется блок-схема.
Дедуктивный метод анализа задачи.
– Назовите главный вопрос задачи? (Сколько
банок потребуется для засолки 40 кг огурцов.)
– Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет.)
– Какие две величины нам надо знать, чтобы
ответить на вопрос задачи? (Общее количество
огурцов, которые надо засолить, и вместимость
одной банки огурцов.)
– Какая из этих величин известна, а какая нет? (Известно
количество огурцов, которые надо засолить, их 40
кг, а неизвестно, сколько килограммов огурцов
можно засолить в одной банке.)
– Можем ли мы узнать, сколько килограммов
огурцов можно засолить в одной банке? (Да.)
-Какие известные величины нам помогут ответить
на этот вопрос? (Количество банок – их 4 и масса
огурцов в этих банках – она составляет 8 кг.)
– Каким действием можно узнать, сколько
килограммов огурцов засолили в одной банке? (Делением.)
– Что теперь можем узнать? (Сколько банок
потребуется для засолки 40 кг огурцов.)
– Каким действием? (Делением.)
– Ответили ли мы на вопрос задачи? (Да.)
В результате такого анализа получается
следующая схема.
В обоих случаях после составления алгоритма
решения задачи имеет смысл повторить план
решения задачи с опорой на блок-схему.
– Сколько действий в задаче? (2.)
– Что узнаем в 1-ом действии? Как?
– Что узнаем во 2-ом действии? Как?
– Ответили ли на вопрос задачи?
Решение задачи.
Решение задачи может быть записано по
действиям с пояснением, с вопросами или с помощью
выражения. Ниже будет приведён способ решения по
действиям с пояснением.
- 8 : 4 = 2 (кг) – вместимость 1-й банки с огурцами.
- 40 : 2 = 20 ( б.) – потребуется для засолки 40-а
килограммов огурцов.
Формулировка ответа.
– Назовите ответ задачи. (Двадцать банок
потребуется для засолки сорока килограммов
огурцов.)
Ответ: 20 банок.
Проверка решения задачи.
Составьте задачу, обратную данной. (Могут быть
использованы другие способы проверки
правильности решения задачи.)
Последующая работа над решённой задачей.
– Измените вопрос задачи так , чтобы её можно
было решить одним действием.
– Составьте подобную задачу с другими данными.
Использование блок-схемы делает алгоритм
решения задачи, составляемый в ходе её анализа,
наглядным. Это способствует лучшему усвоению
приёмов решения задач учащимися, даёт
возможность каждому ученику безошибочно
записать решение задачи при выполнении
самостоятельной работы, то есть способствует
формированию навыка самоконтроля, помогает
ученику постепенно перейти от
наглядно-образного способа мышления к словесно –
логическому. Данный приём отвечает требованиям
стандарта: способствует развитию логического и
знаково-символического мышления, учит
устанавливать количественные отношения
объектов окружающего мира и моделировать эти
отношения с помощью символов и схем, строить
алгоритм поиска необходимой информации,
определять логику решения практической и
учебной задачи, своевременно корректировать
действия учащихся, направленные на решение
задачи.
Литература
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. “Методика
преподавания математики в начальных классах”
— М.: Просвещение, 1984 г. - Лавриненко Г.А. “Как научить детей решать
задачи?”, Саратов, издательство “Лицей”, 2001 г. - Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная
школа./(сост. Савинов) – М.: Просвещение, 2010 г. - Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования. – М.:
Просвещение, 2010 г.
Презентация на тему: ” ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК – СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5.” — Транскрипт:
1
ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК – СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5
2
Виды алгоритмов Алгоритмы принято разделять на : Линейные Разветвляющиеся Циклические
3
Способы записи алгоритмов Алгоритмы можно записывать разными способами. Ранее мы записывали алгоритмы словесным способом. Словами можно описать любой алгоритм. Но чаще всего это способ оказывается очень громоздким. Есть и другой способ записи алгоритма, например, с помощью стрелок и схем. Этот способ называется графическим или блок – схемой.
4
Для записи алгоритмов используют : 1) Словесный способ 2) Графический способ – блок – схемы Запишите в тетрадь
5
Блок – схема Блок – схема строится из различных блоков : прямоугольников, ромбов, параллелограммов и так далее. У каждого блока свое специальное назначение.
6
Запишите в тетрадь
7
Составьте блок – схему для заданного примера : 9 * 9 / 3 = ? Задание 1.1
8
Самостоятельно в тетради 1. Для примера : (15 – 5) : – 7 составьте и запишите алгоритм в виде блок – схемы. Арифметические действия : Сложение + Вычитание – Умножение * Деление /
9
1. Ответ Начало / Результат Конец
10
Запишите в тетрадь 2. Для примера : *789 составьте и запишите алгоритм в виде блок – схемы. Порядок выполнения арифметические действий : Умножение, деление Сложение, вычитание
11
2. Ответ Начало 456 * Результат Конец *789 12
12
Домашняя работа 3. Записать алгоритмы в виде блок – схем для примеров : 1. ( 512 – 270 ) * = ? 2. (83 * 102) / = ? * 303 = ?
13
Физкультминутка Все ребята дружно встали, На месте тихо зашагали, Пальцы сжали и разжали, Головою покивали. Руки верх и потянулись. Отдохнули ? – Отдохнули !
14
Компьютерный практикум Программа « Фантазия »:
15
До новых встреч
Методические указания
Урок 1. Тема: «Блок-схемы»
Цели урока для учителя:
- Продемонстрировать составные компоненты блок-схемы.
- Помочь ученикам составить блок-схему (инструкция для официанта).
Задачи урока для ученика:
- Продемонстрировал понимание назначения блоков.
- Составил блок-схемы с условием.
Ссылка на презентацию к уроку
Ссылка на основное задания на платформе
Ссылка на дополнительное задания на платформе
План занятия:
Этап |
Содержание этапа |
Слайд |
Время этапа |
1. Анонс модуля и занятия |
– Повторяем материал прошлого модуля — актуализируем понятийный аппарат. – Анонсируем задачу на модуль — познакомиться с понятием программирование, учиться писать программы. |
1–18 |
5 мин. |
2. Введение понятия «Блок-схем» |
– Обсуждаем преимущества записи инструкции в формате блок-схемы на примере инструкции по входу на платформу. – Разбираем структуру блок-схемы, знакомимся с назначением основных блоков. – Вместе с учениками рисуем пример блок-схемы в РТ — должностная инструкция официанта. |
19–46 |
10 мин. |
3. Рабочая тетрадь |
– Выполняем задания в РТ. |
47 |
10 мин. |
4. Работа за компьютером |
– Демонстрируем платформу. – Помогаем выполнять задания. |
48–53 |
15 мин. |
5. Рефлексия |
– Фиксируем результат урока. |
49–51 |
5 мин. |
1. Анонс модуля и занятия (5 мин.)
Слайды 1–18
С целью актуализации знаний по темам прошлого модуля проведите обобщающее повторение с опорой на слайды презентации.
Требовать точного воспроизведения понятий не нужно, достаточно напомнить, что мы работаем с информацией, информация может быть представлена в разных видах (текст, графика и т. п.), с ней можно работать (хранить, передавать, обрабатывать). Инструментом для работы с информацией на компьютере является программа. Попросите учеников назвать знакомые им программы (их минимум две — Google Chrome и Блокнот).
Сообщите цель на следующие уроки — понять, как научить компьютер делать что-то новое.
Сообщите цель урока: научиться правильно писать инструкции.
2. Введение понятия «Блок-схема» (10 мин.)
Слайды 19–46
Вспомните с детьми, как на уроках информатики мы входили на платформу Алгоритмика.
Зафиксируйте цель — придумать, как обучить этому другого человека.
Продемонстрируйте разные варианты инструкций и обсудите, какие самые удобные.
Выделите элементы блок-схемы — начало/конец, команда, условие.
«Во втором и третьем вариантах используются похожие форматы! Какие элементы общие? В обоих — отдельные действия обозначены прямоугольниками и ромбами! А чем они отличаются? В прямоугольниках у нас команды, а что в ромбах? Условия. Для чего они нужны? Верно, чтобы проверить, на каком языке можно печатать».
Зафиксируйте результат: блок-схема — это вид схемы, удобный для составления инструкций:
Предложите ученикам открыть рабочие тетради и записать в них схему, делая необходимые комментарии. Если в тетрадях нет свободных листов, то можно выполнять задание на отдельных листках бумаги.
Опрашивая детей, поэтапно зарисуйте/продемонстрируйте блок-схему инструкции для официанта кафе.
Предпочтительно это задание выполнять на интерактивной/школьной доске силами учеников, нежели идти по презентации. Убедитесь, что ученики открыли рабочие тетради и ведут в них запись.
3. Рабочая тетрадь (10 мин.)
Слайд 47
Предложите ученикам открыть рабочую тетрадь и приступить к выполнению задач.
4. Работа за компьютером (15 мин.)
Слайды 48–53
Продемонстрируйте на проекторе решение первого задания. Покажите функционал подсказки. Отправьте учеников за компьютеры для выполнения задания (если дети быстро справились с блоком заданий — предложите перейти в задание «Проект: блок-схема»).
Напомните ученикам о необходимости ответить на вопросы по уроку и оценить его.
Слайды этапа «Рефлексия» включены в этап «Работа на платформе», т. к. выполнять задания этапа «Рефлексия» ученики будут в индивидуальном темпе, после завершения выполнения основных заданий трека.
Также обратите внимание учеников на то, что критерии оценки урока добавлены в рабочую тетрадь на последнюю страницу.
Организуйте выполнение заданий на платформе:
- окажите помощь тем ученикам, которые в ней нуждаются;
- ученикам, справившимся с основным заданием, предложите выполнить дополнительное.
На чтение 12 мин Просмотров 5 Опубликовано 10 апреля 2023 Обновлено 10 апреля 2023
Содержание
- Урок 4. Блок-схема
- Урок 8. Блок-схема оператора if
- Ветвления
- Реализация ветвления в Паскаль.
- Задачи из блока if.
- ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК — СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК — СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5.» — Транскрипт:
Урок 4. Блок-схема
Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.
В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.
Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).
Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:
Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.
Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».
Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.
Составим алгоритм решения подобных задач:
1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.
Запишем условие в более кратком виде.
Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:
- 1) Описание переменных;
- 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
- 3) Расчет площади прямоугольника;
- 4) Расчет периметра прямоугольника;
- 5) Вывод значений площади и периметра;
- 6) Конец.
Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.
Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:
Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).
Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:
Следующий пункт алгоритма – блок-схема:
Решение задачи №2.
А также решение, записанное в Pascal :
Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:
Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!
Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:
Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.
Здесь понятней чем в школе.
мля… прикиньте, я узнал про этот сайт только ПОСЛЕ того как сделал программу с условием, узнавая все в инструкции
Ребята , вопрос на засыпку, как заставить «,» (введенную пользователем в числе) заменить на «.» внутри программы, что бы не вылетало юхни с ошибкой.
Взять строку введенную пользователем, заменить «,» на «.».
Если совсем гуглить не умеете, то вам сюда — http://www.cyberforum.ru/pascal/thread190664.html
>> скорость машины не обязательно круглое число!
Нет такого понятия, как «круглое число».
Обе ваши блок-схемы не соответствуют ГОСТу (сдать такие на курсовой проект не получится). ГОСТ определяет блоки начала и конца, как «прямоугольник со скругленными краями», а не «скругленными углами».
>> умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.
Большинство программистов так не считает. Кроме того, попробуйте поспрашивать у программистов «когда они последний раз составляли блок-схему?» — окажется что в ВУЗе (когда с них зачем-то сдирали знание ГОСТа).
>> так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.
Очень сложное, долгое и бесполезное занятие. Для хоть сколько-нибудь большой программы (в тысячу строк хотя бы, как курсак) блок-схемы будут огромные и их будут десятки. А что делать если они перестают соответствовать коду? — вот даже в вашей первой задаче надо будет добавить проверку, что юзер не ввел отрицательные значения сторон, что делать? — исправления кода займут 1 минуту, а исправление блок-схем 10 минут, и зачем тогда этим заниматься?
Программист не должен писать блок-схемы (он их должен читать и понимать и при необходимости исправлять). Блок-схемы это графический язык общения, который понимает как программист, так и не программист. Чтобы пользователь не общался с программистом своими «хотелками», типа я хочу, чтобы вот это правильно считалось, и это число складывалось с этим, а потом выводилось сюда (или вообще говорил — хочу что бы работало), а рисовал все в виде блок-схем с четким алгоритмом. Тогда по идее у программиста будет понимание того, что от него хотят (и он через пять минут не забудет все что ему сказали). Либо, когда общаются два программиста пишущих на разных языках программирования (LISP и Java) и одному нужно объяснить как работает его код, что бы другой переписал его на другом языке.
Как объяснить преподавателю как работает программа, если преподаватель не знает языка программирования на котором написана ваша программа? Или как преподавателю объяснить алгоритм задачи студентам пишущим и реализующим этот алгоритм или программу на разных языках программирования? Нужен какой-то универсальный язык общения и обычно это просто текст «что нужно сделать» на русском языке, а не намного облегчающая жизнь программиста блок-схема.
Вам могут сказать — сделай модуль авторизации (ты же знаешь как, ну как всегда и как везде), а могут нарисовать блок-схему модуля авторизации с учетом всех пожеланий, типа того, что пароль должен содержать не менее 6 символов и что нужно делать в противном случае т.д. То есть блок схему должен уметь рисовать тот кто ставит задачу, а не программист. Либо программист (архитектор либо менеджер проекта), который ставит задачу другим программистам.
Вы слишком придирчивы, серьезно (я говорю про последние два пункта). Понятно, что статья (как почти и весь сайт) написана почти только для школьников, которым об этом твердят в школе. Здесь же им просто объясняют те вещи, которые они на учебе недопоняли
Блок схемы всей программы могут не понадобиться. Это же тонны бумаги и много времени. И да, они устаревают и актуализировать их трудоёмко.
Но при обсуждении новых вариантов решения задачи с другими программистами удобно оперировать блоками с криво-косо нарисованными краями и линиями. Начертил на бумаге или доске и все понятно.
На практике я встречал фотографии доски с блок-схемами, прикреплённые к задачам в Jira.
Не по ГОСТу 🙂
Спасибо, теперь я напишу программу, которая делает код по блок схеме и наоборот
program Logarifm;
Var
X,y,z:real;
function Lgrfm(A,B:Real):Real;
var
Osn:Real;
begin
Osn:=ln(A)/ln(B);
Lgrfm:=Osn;
end;
begin
Write(‘Введите X = ‘);
ReadLn(X);
Write(‘Введите Y = ‘);
ReadLn(Y);
Z:=Lgrfm(X,2)+Lgrfm(Y,3);
WriteLn(‘Z = ‘,Z:10:3);
ReadLn;
end.
Отличный сайт, мне все нравится все понятно и четко, нашел нужные программы.
В блок-схемах начало и конец алгоритма обозначаются не прямоугольником со скруглёнными краями, а овалом!
Ребята, что сделали сайт молодцы)) Оч полезная инфа, что нужно поправить, чтобы сайт стал еще лучше:
1) мне не хватает структуры уроков порядковой (или хотябы под уроками чтобы была ссылка на следующий), поэтому приходится на другие уроки искать ссылки по сайту и в контексте уроков;
2)нет описания функций используемых в примерах (по крайней мере, возможно по причине отсутствия структуры, я их не нашел), поэтому беру на сторонних ресурсах описания таких функций как dec() inc() sqr() odd().
А вообще как я понял сайт составлялся школьниками «на коленках», поэтому я не придираюсь, а просто говорю им спасибо за их труд. Желаю успехов.
Источник
Урок 8. Блок-схема оператора if
В предыдущих уроках мы рассмотрели наиболее простой, линейный тип алгоритмов. Напомню, что всего существует три типа: линейные, разветвляющиеся и циклические (алгоритмы с повторениями). В этом уроке я расскажу вам о втором типе алгоритмов — об алгоритмах с ветвлениями.
Ветвления
Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор, выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условий.
Ветвление используется в двух случаях:
- Когда требуется пропустить определенную команду или группу команд.
- Когда нужно записать выбор тех или иных действий в зависимости от условия.
В блок-схеме условие ветвления изображается в ромбе, из которого обязательно выходят ДВЕ стрелки – первая (стрелка «Да») указывает на команды, которые будут выполняться в случае, если условие соблюдено; вторая (стрелка «Нет») – на команды, которые будут выполнены, если условие не соблюдено. Даже если команда, на которую указывает одна из стрелок (Чаще всего «Нет») отсутствует, стрелка все равно имеет место быть.
Алгоритм с ветвлением, представленный в виде блок-схемы.
В словесной формулировке запись ветвления выглядит так:
Реализация ветвления в Паскаль.
Как же реализовать ветвление в Паскаль? Проще, чем вы думаете:
if then else
Запомните! Перед else никогда не ставят точку с запятой!
Давайте поговорим об условии выбора. Понятно, что этологическое выражение. Если оно является правдой, то выполняется главная ветвь, если ложь, то боковая ветвь.
Задачи из блока if.
Рассмотрим несколько задач из сборника М.Э.Абрамяна «1000 задач по программированию».
If1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.
В данной программе даже не надо реализовывать боковую ветвь.
If2. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.
If3. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.
Для того чтобы решить эту задачу мы должны использовать вложенный if.
Мы работаем в PascalABC.NET. Только в этой СР есть возможность написать а -= 2.
If5. Даны три целых числа. Найти количество положительных и количество отрицательных чисел в исходном наборе.
If30. Дано целое число, лежащее в диапазоне 1–999. Вывести его строку-описание вида «четное двузначное число», «нечетное трехзначное число» и т. д.
Вот и все! Не забывайте кликать по кнопочкам и добавлять наш сайт в закладки!
Источник
ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК — СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИннокентий Машковцев
Похожие презентации
Презентация на тему: » ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК — СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5.» — Транскрипт:
1 ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ С ПОМОЩЬЮ БЛОК — СХЕМ. ЧАСТЬ 1 С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. 4 класс. Урок 5
2 Виды алгоритмов Алгоритмы принято разделять на : Линейные Разветвляющиеся Циклические
3 Способы записи алгоритмов Алгоритмы можно записывать разными способами. Ранее мы записывали алгоритмы словесным способом. Словами можно описать любой алгоритм. Но чаще всего это способ оказывается очень громоздким. Есть и другой способ записи алгоритма, например, с помощью стрелок и схем. Этот способ называется графическим или блок — схемой.
4 Для записи алгоритмов используют : 1) Словесный способ 2) Графический способ — блок — схемы Запишите в тетрадь
5 Блок — схема Блок — схема строится из различных блоков : прямоугольников, ромбов, параллелограммов и так далее. У каждого блока свое специальное назначение.
7 Составьте блок — схему для заданного примера : 9 * 9 / 3 = ? Задание 1.1
8 Самостоятельно в тетради 1. Для примера : (15 — 5) : – 7 составьте и запишите алгоритм в виде блок — схемы. Арифметические действия : Сложение + Вычитание — Умножение * Деление /
9 1. Ответ Начало / Результат Конец
10 Запишите в тетрадь 2. Для примера : *789 составьте и запишите алгоритм в виде блок — схемы. Порядок выполнения арифметические действий : Умножение, деление Сложение, вычитание
11 2. Ответ Начало 456 * Результат Конец *789 12
12 Домашняя работа 3. Записать алгоритмы в виде блок — схем для примеров : 1. ( 512 – 270 ) * = ? 2. (83 * 102) / = ? * 303 = ?
13 Физкультминутка Все ребята дружно встали, На месте тихо зашагали, Пальцы сжали и разжали, Головою покивали. Руки верх и потянулись. Отдохнули ? – Отдохнули !
14 Компьютерный практикум Программа « Фантазия »:
Источник