ЦЕЛИ УРОКА:
- углубление, обобщение и систематизация знаний
по блок-схемам; - способствовать развитию алгоритмического
мышления через составление блок-схем;
способствовать воспитанию информационной
культуры через различные способы представления
информации: в виде блок-схемы, на алгоритмическом
языке, а также воспитанию аккуратности при
выполнении чертежей; развитие
информационно-коммуникационной компетентности
обучающихся; - сплочение коллектива, формирование
уважительного отношения друг к другу
Оборудование: интерактивная доска
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте!
2. Повторение
1. Задание на интерактивной доске (составить из
фигур алгоритм – пример: линейный алгоритм
(нахождение суммы двух чисел))
2. Найти значения алгоритмов
Тест
Для проверки усвоения темы дается следующий тест
(выполняется на листочках, после
самопроверки сдается без исправлений учителю):
- Конечная последовательность шагов в решении
задачи, приводящая от исходных данных к
требуемому результату, называется ….
(алгоритмом) - Форма организаций действий, при которой в
зависимости от выполнения некоторого условия
совершается одна или другая последовательность
шагов, называется… (ветвлением) - Форма организаций действий, при которой
выполнение одной и той же последовательности
команд повторяется, пока выполняется некоторое
заранее установленное условие, называется…
(циклом). - Перечислить три основных типа алгоритмов…
(Линейные, разветвляющиеся, циклические) - Базовая структура, образованная
из последовательности действий, следующих
одно за другим, называется… (следование) - Перечислите известные вам формы записи
алгоритмов (словесная, табличная, графическая –
в виде блок-схем)
(Сделаем самопроверку и самооценку)
4 учащихся (веб-квест) – на выбор: теоретики,
историки, практики.
https://sites.google.com/site/blokshema
– веб-квест по информатике Составление
блок-схем.
3. Закрепление (составить блок-схемы и
определить тип алгоритмов)
1. Составить блок-схемы (работа в парах):
Линейный алгоритм
- Вычисление площади прямоугольника.
- Вычисление суммы четырех чисел.
- Вычисление произведения трёх чисел.
- Вычисление площади треугольника.
- Вычисление частного двух чисел.
- Вычисление длины окружности.
- Вычисление площади круга.
- Вычисление площади квадрата.
- Вычисление площади параллелограмма.
- Вычисление заданных двух чисел и 18.
Ветвление
- По форме фигуры определить, какая фигура:
“квадрат”, “окружность”. - Определить виды предложений.
- Найти значение функции .
Дополнительное задание (составить блок-схемы):
- Пешеход шел по пересеченной местности. Его
скорость движения по равнине v1 км/ч, в гору
— v2 км/ч и под гору — v3 км/ч. Время
движения соответственно t1, t2 и t3
ч. Какой полный путь прошел пешеход? - Решение квадратного уравнения.
4. Работа за компьютером
1) Составить алгоритм в программе MS WORD
(напечатать).
2) Выполнить тест на компьютере.
5. Подведение итогов урока.
Что вам кажется проще: составлять или выполнять
алгоритмы?
Что нового для себя узнали вы на уроке? Где могут
пригодиться вам эти знания? Знаниями из каких
школьных предметов вы пользовались при
выполнении заданий?
Оценка работы учащихся.
6. Домашнее задание: Составить блок-схемы на
все виды алгоритмов.
В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь –
это алгоритм сложной структуры. Я желаю, чтобы
каждое ваше действие было обдуманным и приводило
к правильному, достойному результату!
Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.
В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.
Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).
Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:
Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.
Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».
Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.
Составим алгоритм решения подобных задач:
1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.
Запишем условие в более кратком виде.
Дано: a, b
Найти: S, P
Блок-схема:
Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:
- 1) Описание переменных;
- 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
- 3) Расчет площади прямоугольника;
- 4) Расчет периметра прямоугольника;
- 5) Вывод значений площади и периметра;
- 6) Конец.
А вот и решение:
Program Rectangle; Var a, b, S, P: integer; Begin write('Введите стороны прямоугольника!'); readln(a, b); S:=a*b; P:=2*(a+b); writeln('Площадь прямоугольника: ', S); write('Периметр прямоугольника: ', P); End.
Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.
Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:
Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1
Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).
Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:
S1=(V1+V2)*T+S
Следующий пункт алгоритма – блок-схема:
А также решение, записанное в Pascal :
Program Rasstoyanie; Var V1, V2, S, T, S1: integer; {Ввод } begin write('Введите скорость первого автомобиля: '); readln(V1); write('Введите скорость второго автомобиля: '); readln(V2); write('Введите время: '); readln(T); write('Введите расстояние между автомобилями: '); readln(S); S1:=(V1+V2)*T+S; writeln('Через ', t,'ч. расстояние ', S1,' км.'); End.
Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:
Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:
Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.
Содержание
- Урок 4. Блок-схема
- Урок 8. Блок-схема оператора if
- Ветвления
- Реализация ветвления в Паскаль.
- Задачи из блока if.
- Урок информатики на тему «Составление блок-схем алгоритмов». 9-й класс
- ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Повторение 1. Задание на интерактивной доске (составить из фигур алгоритм – пример: линейный алгоритм (нахождение суммы двух чисел)) 2. Найти значения алгоритмов Для проверки усвоения темы дается следующий тест (выполняется на листочках, после самопроверки сдается без исправлений учителю): Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется …. (алгоритмом) Форма организаций действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется. (ветвлением) Форма организаций действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется. (циклом). Перечислить три основных типа алгоритмов. (Линейные, разветвляющиеся, циклические) Базовая структура, образованная из последовательности действий, следующих одно за другим, называется. (следование) Перечислите известные вам формы записи алгоритмов (словесная, табличная, графическая – в виде блок-схем) (Сделаем самопроверку и самооценку) 4 учащихся (веб-квест) – на выбор: теоретики, историки, практики. https://sites.google.com/site/blokshema – веб-квест по информатике Составление блок-схем. 3. Закрепление (составить блок-схемы и определить тип алгоритмов) 1. Составить блок-схемы (работа в парах): Линейный алгоритм
Вычисление площади прямоугольника. Вычисление суммы четырех чисел. Вычисление произведения трёх чисел. Вычисление площади треугольника. Вычисление частного двух чисел. Вычисление длины окружности. Вычисление площади круга. Вычисление площади квадрата. Вычисление площади параллелограмма. Вычисление заданных двух чисел и 18.
Ветвление По форме фигуры определить, какая фигура: “квадрат”, “окружность”. Определить виды предложений. Найти значение функции . Дополнительное задание (составить блок-схемы): Пешеход шел по пересеченной местности. Его скорость движения по равнине v1 км/ч, в гору — v2 км/ч и под гору — v3 км/ч. Время движения соответственно t1, t2 и t3 ч. Какой полный путь прошел пешеход? Решение квадратного уравнения. 4. Работа за компьютером 1) Составить алгоритм в программе MS WORD (напечатать). 2) Выполнить тест на компьютере. 5. Подведение итогов урока. Что вам кажется проще: составлять или выполнять алгоритмы? Что нового для себя узнали вы на уроке? Где могут пригодиться вам эти знания? Знаниями из каких школьных предметов вы пользовались при выполнении заданий? Оценка работы учащихся. 6. Домашнее задание: Составить блок-схемы на все виды алгоритмов. В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Я желаю, чтобы каждое ваше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату! Источник
Урок 4. Блок-схема
Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.
В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.
Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).
Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:
Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.
Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».
Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.
Составим алгоритм решения подобных задач:
1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.
Запишем условие в более кратком виде.
Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:
- 1) Описание переменных;
- 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
- 3) Расчет площади прямоугольника;
- 4) Расчет периметра прямоугольника;
- 5) Вывод значений площади и периметра;
- 6) Конец.
Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.
Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:
Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).
Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:
Следующий пункт алгоритма – блок-схема:
Решение задачи №2.
А также решение, записанное в Pascal :
Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:
Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!
Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:
Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.
Здесь понятней чем в школе.
мля… прикиньте, я узнал про этот сайт только ПОСЛЕ того как сделал программу с условием, узнавая все в инструкции
Ребята , вопрос на засыпку, как заставить «,» (введенную пользователем в числе) заменить на «.» внутри программы, что бы не вылетало юхни с ошибкой.
Взять строку введенную пользователем, заменить «,» на «.».
Если совсем гуглить не умеете, то вам сюда — http://www.cyberforum.ru/pascal/thread190664.html
>> скорость машины не обязательно круглое число!
Нет такого понятия, как «круглое число».
Обе ваши блок-схемы не соответствуют ГОСТу (сдать такие на курсовой проект не получится). ГОСТ определяет блоки начала и конца, как «прямоугольник со скругленными краями», а не «скругленными углами».
>> умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.
Большинство программистов так не считает. Кроме того, попробуйте поспрашивать у программистов «когда они последний раз составляли блок-схему?» — окажется что в ВУЗе (когда с них зачем-то сдирали знание ГОСТа).
>> так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.
Очень сложное, долгое и бесполезное занятие. Для хоть сколько-нибудь большой программы (в тысячу строк хотя бы, как курсак) блок-схемы будут огромные и их будут десятки. А что делать если они перестают соответствовать коду? — вот даже в вашей первой задаче надо будет добавить проверку, что юзер не ввел отрицательные значения сторон, что делать? — исправления кода займут 1 минуту, а исправление блок-схем 10 минут, и зачем тогда этим заниматься?
Программист не должен писать блок-схемы (он их должен читать и понимать и при необходимости исправлять). Блок-схемы это графический язык общения, который понимает как программист, так и не программист. Чтобы пользователь не общался с программистом своими «хотелками», типа я хочу, чтобы вот это правильно считалось, и это число складывалось с этим, а потом выводилось сюда (или вообще говорил — хочу что бы работало), а рисовал все в виде блок-схем с четким алгоритмом. Тогда по идее у программиста будет понимание того, что от него хотят (и он через пять минут не забудет все что ему сказали). Либо, когда общаются два программиста пишущих на разных языках программирования (LISP и Java) и одному нужно объяснить как работает его код, что бы другой переписал его на другом языке.
Как объяснить преподавателю как работает программа, если преподаватель не знает языка программирования на котором написана ваша программа? Или как преподавателю объяснить алгоритм задачи студентам пишущим и реализующим этот алгоритм или программу на разных языках программирования? Нужен какой-то универсальный язык общения и обычно это просто текст «что нужно сделать» на русском языке, а не намного облегчающая жизнь программиста блок-схема.
Вам могут сказать — сделай модуль авторизации (ты же знаешь как, ну как всегда и как везде), а могут нарисовать блок-схему модуля авторизации с учетом всех пожеланий, типа того, что пароль должен содержать не менее 6 символов и что нужно делать в противном случае т.д. То есть блок схему должен уметь рисовать тот кто ставит задачу, а не программист. Либо программист (архитектор либо менеджер проекта), который ставит задачу другим программистам.
Вы слишком придирчивы, серьезно (я говорю про последние два пункта). Понятно, что статья (как почти и весь сайт) написана почти только для школьников, которым об этом твердят в школе. Здесь же им просто объясняют те вещи, которые они на учебе недопоняли
Блок схемы всей программы могут не понадобиться. Это же тонны бумаги и много времени. И да, они устаревают и актуализировать их трудоёмко.
Но при обсуждении новых вариантов решения задачи с другими программистами удобно оперировать блоками с криво-косо нарисованными краями и линиями. Начертил на бумаге или доске и все понятно.
На практике я встречал фотографии доски с блок-схемами, прикреплённые к задачам в Jira.
Не по ГОСТу 🙂
Спасибо, теперь я напишу программу, которая делает код по блок схеме и наоборот
program Logarifm;
Var
X,y,z:real;
function Lgrfm(A,B:Real):Real;
var
Osn:Real;
begin
Osn:=ln(A)/ln(B);
Lgrfm:=Osn;
end;
begin
Write(‘Введите X = ‘);
ReadLn(X);
Write(‘Введите Y = ‘);
ReadLn(Y);
Z:=Lgrfm(X,2)+Lgrfm(Y,3);
WriteLn(‘Z = ‘,Z:10:3);
ReadLn;
end.
Отличный сайт, мне все нравится все понятно и четко, нашел нужные программы.
В блок-схемах начало и конец алгоритма обозначаются не прямоугольником со скруглёнными краями, а овалом!
Ребята, что сделали сайт молодцы)) Оч полезная инфа, что нужно поправить, чтобы сайт стал еще лучше:
1) мне не хватает структуры уроков порядковой (или хотябы под уроками чтобы была ссылка на следующий), поэтому приходится на другие уроки искать ссылки по сайту и в контексте уроков;
2)нет описания функций используемых в примерах (по крайней мере, возможно по причине отсутствия структуры, я их не нашел), поэтому беру на сторонних ресурсах описания таких функций как dec() inc() sqr() odd().
А вообще как я понял сайт составлялся школьниками «на коленках», поэтому я не придираюсь, а просто говорю им спасибо за их труд. Желаю успехов.
Источник
Урок 8. Блок-схема оператора if
В предыдущих уроках мы рассмотрели наиболее простой, линейный тип алгоритмов. Напомню, что всего существует три типа: линейные, разветвляющиеся и циклические (алгоритмы с повторениями). В этом уроке я расскажу вам о втором типе алгоритмов — об алгоритмах с ветвлениями.
Ветвления
Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор, выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условий.
Ветвление используется в двух случаях:
- Когда требуется пропустить определенную команду или группу команд.
- Когда нужно записать выбор тех или иных действий в зависимости от условия.
В блок-схеме условие ветвления изображается в ромбе, из которого обязательно выходят ДВЕ стрелки – первая (стрелка «Да») указывает на команды, которые будут выполняться в случае, если условие соблюдено; вторая (стрелка «Нет») – на команды, которые будут выполнены, если условие не соблюдено. Даже если команда, на которую указывает одна из стрелок (Чаще всего «Нет») отсутствует, стрелка все равно имеет место быть.
Алгоритм с ветвлением, представленный в виде блок-схемы.
В словесной формулировке запись ветвления выглядит так:
Реализация ветвления в Паскаль.
Как же реализовать ветвление в Паскаль? Проще, чем вы думаете:
if then else
Запомните! Перед else никогда не ставят точку с запятой!
Давайте поговорим об условии выбора. Понятно, что этологическое выражение. Если оно является правдой, то выполняется главная ветвь, если ложь, то боковая ветвь.
Задачи из блока if.
Рассмотрим несколько задач из сборника М.Э.Абрамяна «1000 задач по программированию».
If1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.
В данной программе даже не надо реализовывать боковую ветвь.
If2. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.
If3. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.
Для того чтобы решить эту задачу мы должны использовать вложенный if.
Мы работаем в PascalABC.NET. Только в этой СР есть возможность написать а -= 2.
If5. Даны три целых числа. Найти количество положительных и количество отрицательных чисел в исходном наборе.
If30. Дано целое число, лежащее в диапазоне 1–999. Вывести его строку-описание вида «четное двузначное число», «нечетное трехзначное число» и т. д.
Вот и все! Не забывайте кликать по кнопочкам и добавлять наш сайт в закладки!
Источник
Урок информатики на тему «Составление блок-схем алгоритмов». 9-й класс
ЦЕЛИ УРОКА:
- углубление, обобщение и систематизация знаний по блок-схемам;
- способствовать развитию алгоритмического мышления через составление блок-схем; способствовать воспитанию информационной культуры через различные способы представления информации: в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке, а также воспитанию аккуратности при выполнении чертежей; развитие информационно-коммуникационной компетентности обучающихся;
- сплочение коллектива, формирование уважительного отношения друг к другу
Оборудование: интерактивная доска
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение
1. Задание на интерактивной доске (составить из фигур алгоритм – пример: линейный алгоритм (нахождение суммы двух чисел))
2. Найти значения алгоритмов
Для проверки усвоения темы дается следующий тест (выполняется на листочках, после самопроверки сдается без исправлений учителю):
- Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется …. (алгоритмом)
- Форма организаций действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется. (ветвлением)
- Форма организаций действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется. (циклом).
- Перечислить три основных типа алгоритмов. (Линейные, разветвляющиеся, циклические)
- Базовая структура, образованная из последовательности действий, следующих одно за другим, называется. (следование)
- Перечислите известные вам формы записи алгоритмов (словесная, табличная, графическая – в виде блок-схем)
(Сделаем самопроверку и самооценку)
4 учащихся (веб-квест) – на выбор: теоретики, историки, практики.
https://sites.google.com/site/blokshema – веб-квест по информатике Составление блок-схем.
3. Закрепление (составить блок-схемы и определить тип алгоритмов)
1. Составить блок-схемы (работа в парах):
Линейный алгоритм
Ветвление
Дополнительное задание (составить блок-схемы):
- Пешеход шел по пересеченной местности. Его скорость движения по равнине v1 км/ч, в гору — v2 км/ч и под гору — v3 км/ч. Время движения соответственно t1, t2 и t3 ч. Какой полный путь прошел пешеход?
- Решение квадратного уравнения.
4. Работа за компьютером
1) Составить алгоритм в программе MS WORD (напечатать).
2) Выполнить тест на компьютере.
5. Подведение итогов урока.
Что вам кажется проще: составлять или выполнять алгоритмы?
Что нового для себя узнали вы на уроке? Где могут пригодиться вам эти знания? Знаниями из каких школьных предметов вы пользовались при выполнении заданий?
Оценка работы учащихся.
6. Домашнее задание: Составить блок-схемы на все виды алгоритмов.
В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Я желаю, чтобы каждое ваше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!
Источник
Основные блоки
Виды алгоритмов
линейный
цикл с предусловием
разветвляющийся (полная форма)
разветвляющийся (неполная форма)
цикл с параметром
Пример 1.
Дана блок-схема алгоритма
Примеры определения результата выполнения алгоритма по заданной блок-схеме.
Пример 1
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при x=16 и y=2
Ввод: х=16, y=2
x=√16=4
y=y 2 =4
x=4+1=5
y=4+5=9
Вывод: y=9
0 = «Нет» = y=-2*(-6)=12 Вывод: y=12 2) Ввод: х=0 Проверка условия x0 = «Нет» = y=-2*0=0 Вывод: y=0 3) Ввод: х=7 Проверка условия x0 = «Да» =y=2*7=14 Вывод: y=14 ” width=”640″
Пример 2. Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при x=-6 или x=0 или x=7
1) Ввод: х=-6
Проверка условия x0 = «Нет» =
y=-2*(-6)=12
Вывод: y=12
2) Ввод: х=0
Проверка условия x0 = «Нет» =
y=-2*0=0
Вывод: y=0
3) Ввод: х=7
Проверка условия x0 = «Да» =y=2*7=14
Вывод: y=14
2 = «Да» = S=0+4=4; n=4-1=3 Проверка условия k2 = «Да» = S=4+3=7; n=3-1=2 Проверка условия k2 = «Нет» = Вывод S=7 2) Ввод: n=1 S=0 k=1 Проверка условия k2 = «Нет» = Вывод S=0 ” width=”640″
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных Например, при n=4 или n=1
1 ) Ввод: n=4
S=0
k=4
Проверка условия k2 = «Да» = S=0+4=4; n=4-1=3
Проверка условия k2 = «Да» = S=4+3=7; n=3-1=2
Проверка условия k2 = «Нет» = Вывод S=7
2) Ввод: n=1
S=0
k=1
Проверка условия k2 = «Нет» = Вывод S=0
Задания : составьте блок схемы для следующих задач
- Вычислить площадь прямоугольника по заданной длине и ширине
- Пешеход шел по пересеченной местности. Его скорость движения по равнине v1 км/ч, в гору — v2 км/ч и под гору — v3 км/ч. Время движения соответственно t1, t2 и t3 ч. Какой полный путь прошел пешеход?
Конспект урока.
Тема урока: Построение блок-схем.
Место урока в курсе: урок №15 (9
класс)
Цели
урока:
Образовательная – Знакомство
учащихся с алгоритмическими структурами
построения блок-схем к задачам.
Развивающая
– Формирование приемов
логического и алгоритмического мышления,
развитие интереса к предмету;
Воспитательная – Воспитание
аккуратности, точности.
Опорные
знания: Учащиеся знают, что такое
алгоритм и исполнитель алгоритма?
Какими
свойствами обладает алгоритм? Что
означает СКИ?
Новые знания:
знать:
Различные формы построения
блок-схем алгоритмов.
уметь: Составлять
графическую блок-схему для различного
вида задач.
Этапы |
Дидактические |
Содержание |
Организация процесса обучения (методы, |
Учебная деятельность учащихся (мотивы, |
1.Орг.момент (1 мин.) |
Подготовка |
Взаимные |
Метод словесной |
Подготовка |
2.Актуализация (2 мин.) |
Проверка правильности понимания, |
Вопросы Что Какими Что |
Метод: Средства: |
Ответы |
3.Объяснение (29 мин) |
Формирование |
Способы
Пример
|
Метод: Форма: Средства: |
Записывают |
4.Практическая (6 мин.) |
Установление Выявление |
Понимание |
Метод: Форма: Средства: |
Выполняют практическую часть урока |
5.Итог (2 мин.) |
Анализ успешности овладения материалом Домашнее |
Проставление Сообщение |
Метод: Форма: Средства: |
Записывают |
Приложения:
Дидактический материал для этапов
урока.
Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, что мы изучали на
прошлом уроке?
– Что такое алгоритм? ( Алгоритм
– это точное предписание о последовательности
действий, которые должны быть произведены
для получения результата.)
– Кто может выполнить алгоритм? ( Алгоритм
может выполнить тот, кто понимает все
его команды и может их выполнить, т.е.
исполнитель.)
– Какими свойствами обладает алгоритм?
( Дискретность
– процесс решения задачи должен быть
разбит на последовательность отдельных
шагов. Понятность
– алгоритм должен быть понятен исполнитель
и исполнитель должен быть в состоянии
выполнить его команды.
Определенность –
алгоритм не должен содержать команды,
смысл которой может восприниматься
неоднозначно.
Результативность –
процесс решения задачи должен прекратиться
за конечное число шагов и при этом должен
быть получен ответ задачи. Массовость.
По одному алгоритму можно решать
однотипные задачи.)
– Что
такое СКИ? (Система
команд исполнителя – совокупность
команд, которые данный исполнитель
умеет выполнить.
Например: Человек,
автомат, компьютер, машина и т.д. )
Объяснение
нового материала.
Мы уже с вами познакомились с понятием
алгоритма и его свойствами. Формы
представления алгоритмов могут быть
разнообразными. На практике наиболее
распространенными являются следующие
формы записи алгоритмов:
-
словесная
запись (псевдокоды) -
графическая
запись (блок – схемы) -
запись
на языке программирования.
На предыдущем уроке мы разбирали
алгоритмы, написанные на естественном
языке. Словесная форма записи алгоритма
представляет собой описание на
естественном языке последовательных
этапов обработки данных. Словесный
способ не имеет широкого распространения,
так как такие описания строго не
формализуемы, допускают неоднозначность
толкований отдельных предписаний.
Алгоритм, записанный с помощью псевдокода,
представляет собой полуформализованное
описание на условном алгоритмическом
языке, включающее как основные элементы
языка программирования, так и фразы
естественного языка, общепринятые
математические обозначения и другие.
Возьмем, к примеру, словесный алгоритм
приготовления теста. Расскажите,
пожалуйста, как приготовить тесто для
выпечки коржа или печенья. (Размягчить
200 г маргарина, влить пол стакана воды,
добавить 3 стакана муки, перемешать,
чтобы не было комков, положить
в холод на 30 минут.)
Для более наглядного
представления алгоритма широко
используется графическая форма.
Графическая форма записи, называемая
также схемой алгоритма, представляет
собой изображение алгоритма в виде
последовательности связанных между
собой функциональных блоков, каждый из
которых соответствует выполнению одного
или нескольких действий. Графическая
запись является более компактной и
наглядной по сравнению со словесной. В
схеме алгоритма каждому типу действий
соответствует геометрическая фигура.
Фигуры соединяются линиями переходов,
определяющими очередность выполнения
действий.
Графическая
форма записи, называется также структурной
схемой или блок-схемой алгоритма.
Давайте попробуем с вами дать определение,
что это такое, БЛОК-СХЕМА АЛГОРИТМА?
(Алгоритм, изображенный в виде рисунка
с использованием геометрических фигур)
Правильно! Давайте запишем
определение.
Блок
– схема алгоритма
– изображение алгоритма в виде
последовательности связанных между
собой функциональных блоков, каждый из
которых соответствует выполнению одного
или нескольких действий.
Сейчас мы рассмотрим основные элементы
блок-схем и запишем их в тетрадь.
Перед вами графический вид нашего
примера. Только при графической форме
записи алгоритма нужно вводить еще две
обязательных графические структуры.
Значит,
наш алгоритм будет выглядеть так. (Слайд
№6)
Задача №1.
Выполнить
графическую блок-схему развития
бабочки.(Слайд №7)
Правильность
выполнения блок-схемы сверяется (Слайд
№8).
Но линейные алгоритмы встречаются в
этой жизни очень редко. Часто возникает
условие, которое надо либо выполнять,
либо нет. Порядок выполнения действий
будет зависеть от выполнения некоторого
условия. И появляется еще одна графическая
структура.
Алгоритмы, в которых осуществляется
выбор действий в зависимости от какого-то
условия, называются разветвляющимися.
(Слайд №9-10)
Задача №2.
Выполнить
графическую блок-схему покупки билетов
в кино. (Слайд №11)
Правильность
выполнения блок-схемы сверяется (Слайд
№12).
Мы также очень часто встречаем
повторяющиеся действия или события,
например: смена времени года, смена дня
и ночи. Повторяющиеся действия совершает
человек, когда выполняет какую-то работу:
пилит дрова, моет посуду, собирает ягоды
и т.д. Повторяющаяся последовательность
действий называется циклом.
Алгоритмы,
содержащие повторяющиеся действия,
называются циклическими. (Слайд №13)
Задача №3.
Выполнить
циклическую блок-схему алгоритма «Сбор
ягод». (Слайд №14)
Правильность
выполнения блок-схемы сверяется (Слайд
№15).
Практическая часть.
Теперь мы с вами займемся практической
частью урока.
Для этого организовываем свою группу
из 3-х человек, запасаемся листочками и
приступаем к выполнению алгоритмических
блок-схем к задачам, представленным на
слайде презентации. (Слайд 16)
Итог.
Сегодня на уроке вы познакомились с
различными видами блок-схем алгоритмов
и научились сами выполнять их графически.
Запишем домашнее задание.
§ 4.1.2. Ответить на вопрос. Придумать
задачу и алгоритмическую блок-схему к
ней.
-
Задания,
предлагаемые ученикам для работы в
группах. -
Презентация
к уроку.