VI класс: Информатика. Босова Л.
IV четверть: Понятие алгоритма. Типы
алгоритмов
ЦЕЛИ УРОКА:
1) формирование навыков записи алгоритмов с
помощью блок-схем;
2) формирование умений устанавливать
соответствие между командами алгоритма,
записанного словесно, и элементами блок-схемы;
3) развитие умения определять правильность
алгоритма;
4) закрепление навыков работы в текстовом
редакторе;
5) развитие логического мышления учащихся через
использование субъективного опыта в новых
ситуациях.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Воспитательная – сплочение коллектива,
формирование уважительного отношения друг к
другу. - Учебная – углубление, обобщение и
систематизация знаний по блок-схемам. - Развивающая – развитие алгоритмического и
логического мышления, памяти, внимательности.
Учебная среда:
- Компьютерный класс, мультимедиапроектор,
демонстрационный экран; - Презентация урока;
- Программа MS WORD.
Виды работы: беседа, работа за ПК.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Тема урока: “Создание блок-схем.
Алгоритмы в стихах.” (демонстрируется слайд)
Учитель.
Информатику у нас
Изучает шестой класс.
Целый год вбивают им,
Что такое алгоритм?
Есть об алгоритме молва, что он в порядок ум
приводит, Потому хорошие слова часто говорят о
нем в народе. Учится с тобою молодежь развивать и
волю, и смекалку.
2. Повторение основных понятий по теме.
Учитель. Вы уж знаете, что такое
алгоритм? Напомните мне. . . . .
(После ответов учащихся демонстрируется слайд
– на нем записаны определения алгоритма.)
Учитель. Вспомним, как называются известные
вам элементы блок-схемы. (демонстрируется слайд)
Учитель. Какие типы алгоритмов знаем? И
вспомним определения.
(Демонстрируется слайд, на котором записаны
типы алгоритмов: линейный, разветвляющий,
циклический. Запись алгоритма в виде блок-схемы
на примере стихов.)
Для проверки усвоения темы дается следующий тест
(выполняется на листочках, после
самопроверки сдается без исправлений учителю):
1. Конечная последовательность шагов в решении
задачи, приводящая от исходных данных к
требуемому результату, называется ….
(алгоритмом)
2. Форма организаций действий, при которой в
зависимости от выполнения некоторого условия
совершается одна или другая последовательность
шагов, называется. . . (ветвлением)
3. Форма организаций действий, при которой
выполнение одной и той же последовательности
команд повторяется, пока выполняется некоторое
заранее установленное условие, называется. . .
(циклом).
4. Перечислить три основных типа алгоритмов. . .
(Линейные, разветвляющиеся, циклические)
5. Базовая структура, образованная
из последовательности действий, следующих
одно за другим, называется. . . (следование)
6. Ситуация, при которой выполнение цикла
никогда не заканчивается,
называется…(зацикливанием)
7. Перечислите известные вам формы записи
алгоритмов. (словесная, табличная, графическая – в
виде блок-схем)
(Сделаем самопроверку и самооценку
по слайду. )
3. Отработка навыков на составление блок-схем на
примере стихов (составить блок-схемы и
определить тип алгоритмов). Приложение
2.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…(А. С. Пушкин)
Если ты, мечтой томим,
Знаешь слово Элоим,
Муху странную бери,
Муху в банку посади,
С банкой по полю ходи,
За приметами следи.
Если муха чуть шумит,
Под ногою медь лежит,
Если усиком ведет,
К серебру тебя зовет.
Если хлопает крылом,
Под ногами злата ком.(Н. Заболоцкий “Царица мух”)
Если серый ты, как тряпка,
И скребут на сердце мыши –
Надевай скорее шапку,
Вынимай скорее лыжи.Прямо с горки,
По оврагу
Чуть не воя,
Чуть не плача,Ты лети, лети бедняга,
Ноги фетром раскоряча.
Ты лети, лети по снегу,
Словно пташка из-под ели –
Лыжи вылечат калекуВ самом деле!
В самом деле!Если где-нибудь мужчина
Не имеет аппетита,
Поразмысли – где причина
Столь мучительного вида?
Надевай, мужчина, лыжи,
Вынимай свою фуфайку,
Да с пригорка, словно с крыши
Начинай-ка, начинай-ка.
Кто бы ни был, мой читатель,
Но когда на сердце скука –
Помни! Лыжи – твой приятель
Или, может быть, подруга.(Н. Заболоцкий “Прогулка на лыжах”)
Пока есть к чему стремиться,
Жажда все постичь, узнать.
Пока жизнь бурлит, струится,
Хочешь многое объять.Пока есть желанье спорить
И за право постоять
Разъяренных успокоить
И в беде не унывать.Пока веселиться умеешь,
Друзей собирать у себя.
Пока ты душой не стареешь:
Живешь ты на свете не зря.(А. С. Климова)
(Стихи – на слайдах презентации, а составление
блок-схем – на доске).
4. Физминутка.
А теперь пришла пора –
Разомнется детвора.
Головой мы покиваем,
Глазами поморгаем,
Мы к соседу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Повторим разочка три –
Мы теперь богатыри!
5. Работа на компьютере. ( в программе MS WORD).
Открыть файл с именем: stich. txt. Приложение1
1) Собрать алгоритм и прочитать получившееся
стихотворение:
Определить к какому типу алгоритмов относятся
эти стихи.
(О. Колесник) |
2) Составить блок-схему алгостиха.
Определить к какому типу алгоритмов относятся
эти стихи.
(Э. Межелайтис) |
5. Подведение итогов урока.
Что вам кажется проще: составлять или выполнять
алгоритмы?
Что нового для себя узнали вы на уроке? Где
могут пригодиться вам эти знания?
Знаниями, из каких школьных предметов вы
пользовались при выполнении заданий?
Оценка работы учащихся.
6. Домашнее задание: Сделать книжку- малышку:
подобрать стихи к каждому типу алгоритма.
Приложение
Литература:
- Е. Кузнецов. Алгостихи и алгоритмы. Информатика
и образование №6 1988 Издательство Педагогика - Дудкина Н. Н. Серия из двух уроков: “Анализ
блок-схемы алгоритма”; “Инструментальные
средства рисования в Ms Word. Создание блок-схем
алгоритмов”.
http://www. 1september. ru/
Содержание
- Как сделать схему стиха?
- Какие есть формы стиха?
- Как составить ритмическую схему стихотворения?
- Как правильно определить размер стиха?
- Что означает слово Дактиль?
- Какие виды рифм вы знаете?
- Как называется стихотворение с одной рифмой?
- Как называется стих без рифмы?
- Что такое стихотворная форма?
- Как определить размер и ритм стихотворения?
- Что такое дактиль и примеры?
- Каким стихотворным размером написан фрагмент стихотворения а Твардовского?
- Как называется Двусложный размер стиха с ударением на второй слог?
- Что такое стихотворный размер и как его определить?
- Как определить размер стопы в стихотворении?
- Презентация на тему: Алгоритмы в стихах Создание блок-схем
- Создание блок-схемы алгоритма в стихах
- Как составить схему стихотворения?
Как сделать схему стиха?
Какие есть формы стиха?
Стихотворения. Виды стихотворений
- Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. .
- Смешанный стих
Как составить ритмическую схему стихотворения?
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные.
23 нояб. 2017 г.
Как правильно определить размер стиха?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
Что означает слово Дактиль?
Да́ктиль (др. -греч. δάκτυλος «палец») — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним. . Палец состоит из трёх фаланг, первая из которых длинней остальных.
Какие виды рифм вы знаете?
Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:
- смежная (парная),
- перекрестная (попеременная),
- кольцевая (опоясывающая, охватная).
Как называется стихотворение с одной рифмой?
МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.
Как называется стих без рифмы?
Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник. . В португальской литературе белый стих был введён Антониу Феррейрой в трагедии «Каштру» (Castro, первая публикация 1587).
Что такое стихотворная форма?
Относящийся к стихам или к сочинению стихов. Стихотворный размер.
Как определить размер и ритм стихотворения?
Ритм ‒ это равномерное чередование в стихотворении ударных и безударных слогов в определенной последовательности. Ударный слог в сочетании с безударным образует стопу. Стихотворный размер определяется по количеству безударных звуков и положению ударного звука в одной стопе.
Что такое дактиль и примеры?
Дактиль – стихотворный размер, состоящий из трех слогов и открывающийся ударным слогом. Стопа дактиля строится из трех слогов в таком порядке: ударный – безударный – безударный. Схематически это можно представить как ÚUU| ÚUU| ÚUU| ÚUU, например: В по́лном раз|га́ре стра|да́ дере|ве́нская…
Каким стихотворным размером написан фрагмент стихотворения а Твардовского?
2, 4, 6, 8, 10 и т. д. Ответ: ямб.
Как называется Двусложный размер стиха с ударением на второй слог?
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение. Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.
Что такое стихотворный размер и как его определить?
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы.
Как определить размер стопы в стихотворении?
Чтобы определить количество стоп в стихотворении, нужно посчитать, сколько стоп в каждой строке. Считается только количество полных стоп. Не считается пиррихий (стопа без ударного звука). Например, может быть пятистопный ямб и четырехстопный амфибрахий.
Источник
Презентация на тему: Алгоритмы в стихах Создание блок-схем
Алгоритмы в стихах Создание блок-схем
Алгоритм – конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Откуда я пришел, не знаю…Не знаю я, куда уйду,Когда победно отблистаюВ моем сверкающем саду… (Н. Гумилев)
Линейный алгоритм Линейный алгоритм – алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом.
Если ты стремишься к цели.Не ищешь легкого пути.Значит, ты на самом делеСможешь до неё дойти (А. Климова)
Разветвляющий алгоритм Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется ветвлением.
Пока мы боль чужую чувствуем,Пока живёт в нас сострадания.Пока мечтаем мы и буйствуем –Есть нашей жизни оправдание. (А. Дементьев)
Циклический алгоритм Форма организации действий , при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом.
У лукоморья дуб зеленый;Златая цепь на дубе том:И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом: Идет направо – песнь заводит,Налево _ сказку говорит,Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит… (А.С.Пушкин)
Если ты, мечтой томим,Знаешь слово Элоим,Муху странную бери,Муху в банку посади,С банкой по полю ходи,За приметами следи.Если муха чуть шумит,Под ногою медь лежит,Если усиком ведет,К серебру тебя зовет.Если хлопает крылом,Под ногами злата ком.(Н.Заболоцкий «Царица мух»)
Если серый ты, как тряпка,И скребут на сердце мыши –Надевай скорее шапку,Вынимай скорее лыжи.Прямо с горки,По оврагуЧуть не воя,Чуть не плача,Ты лети, лети бедняга,Ноги фетром раскоряча.Ты лети, лети по снегу,Словно пташка из-под ели –Лыжи вылечат калеку.В самом деле!В самом деле!Если где-нибудь мужчинаНе имеет аппетита,Поразмысли – где причина Столь мучительного вида?Надевай, мужчина, лыжи,Вынимай свою фуфайку,Да с пригорка, словно с крышиНачинай-ка, начинай-ка.Кто бы ни был, мой читатель,Но когда на сердце скука –Помни! Лыжи – твой приятельИли, может быть, подруга.(Н. Заболоцкий «Прогулка на лыжах»)
Пока есть к чему стремиться,Жажда все постичь, узнать.Пока жизнь бурлит, струится,Хочешь многое объять.Пока есть желанье споритьИ за право постоять,Разъяренных успокоитьИ в беде не унывать.Пока веселиться умеешь,Друзей собирать у себя.Пока ты душой не стареешь:Живешь ты на свете не зря.(А.С.Климова)
Если губы устали,Если сжаты они – разожми,Чтобы птичьей стаей летелиСлова над людьми.(Э. Межелайтис)
Если быстро обернуться -Можно на себя наткнуться,Поздороваться с собой,Удивиться, крикнуть «Ой!»И свалиться как попало,Потому что страшно стало. (О. Колесник)
Источник
Создание блок-схемы алгоритма в стихах
VI класс: Информатика. Босова Л.
IV четверть: Понятие алгоритма. Типы алгоритмов
1) формирование навыков записи алгоритмов с помощью блок-схем;
2) формирование умений устанавливать соответствие между командами алгоритма, записанного словесно, и элементами блок-схемы;
3) развитие умения определять правильность алгоритма;
4) закрепление навыков работы в текстовом редакторе;
5) развитие логического мышления учащихся через использование субъективного опыта в новых ситуациях.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Воспитательная – сплочение коллектива, формирование уважительного отношения друг к другу.
- Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по блок-схемам.
- Развивающая – развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимательности.
Учебная среда:
- Компьютерный класс, мультимедиапроектор, демонстрационный экран;
- Презентация урока;
- Программа MS WORD.
Виды работы: беседа, работа за ПК.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Тема урока: “Создание блок-схем. Алгоритмы в стихах.” (демонстрируется слайд)
Информатику у нас
Изучает шестой класс.
Целый год вбивают им,
Что такое алгоритм?
Есть об алгоритме молва, что он в порядок ум приводит, Потому хорошие слова часто говорят о нем в народе. Учится с тобою молодежь развивать и волю, и смекалку.
2. Повторение основных понятий по теме.
Учитель. Вы уж знаете, что такое алгоритм? Напомните мне. . . . .
(После ответов учащихся демонстрируется слайд – на нем записаны определения алгоритма.)
Учитель. Вспомним, как называются известные вам элементы блок-схемы. (демонстрируется слайд)
Учитель. Какие типы алгоритмов знаем? И вспомним определения.
(Демонстрируется слайд, на котором записаны типы алгоритмов: линейный, разветвляющий, циклический. Запись алгоритма в виде блок-схемы на примере стихов.)
Для проверки усвоения темы дается следующий тест (выполняется на листочках, после самопроверки сдается без исправлений учителю):
1. Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется …. (алгоритмом)
2. Форма организаций действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется. . . (ветвлением)
3. Форма организаций действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется. . . (циклом).
4. Перечислить три основных типа алгоритмов. . . (Линейные, разветвляющиеся, циклические)
5. Базовая структура, образованная из последовательности действий, следующих одно за другим, называется. . . (следование)
6. Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется…(зацикливанием)
7. Перечислите известные вам формы записи алгоритмов. (словесная, табличная, графическая — в виде блок-схем)
(Сделаем самопроверку и самооценку по слайду. )
3. Отработка навыков на составление блок-схем на примере стихов (составить блок-схемы и определить тип алгоритмов). Приложение 2.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево — сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
(А. С. Пушкин)
Если ты, мечтой томим,
Знаешь слово Элоим,
Муху странную бери,
Муху в банку посади,
С банкой по полю ходи,
За приметами следи.
Если муха чуть шумит,
Под ногою медь лежит,
Если усиком ведет,
К серебру тебя зовет.
Если хлопает крылом,
Под ногами злата ком.
(Н. Заболоцкий “Царица мух”)
Если серый ты, как тряпка,
И скребут на сердце мыши –
Надевай скорее шапку,
Вынимай скорее лыжи.
Прямо с горки,
По оврагу
Чуть не воя,
Чуть не плача,
Ты лети, лети бедняга,
Ноги фетром раскоряча.
Ты лети, лети по снегу,
Словно пташка из-под ели –
Лыжи вылечат калеку
В самом деле!
В самом деле!
Если где-нибудь мужчина
Не имеет аппетита,
Поразмысли – где причина
Столь мучительного вида?
Надевай, мужчина, лыжи,
Вынимай свою фуфайку,
Да с пригорка, словно с крыши
Начинай-ка, начинай-ка.
Кто бы ни был, мой читатель,
Но когда на сердце скука –
Помни! Лыжи – твой приятель
Или, может быть, подруга.
(Н. Заболоцкий “Прогулка на лыжах”)
Пока есть к чему стремиться,
Жажда все постичь, узнать.
Пока жизнь бурлит, струится,
Хочешь многое объять.
Пока есть желанье спорить
И за право постоять
Разъяренных успокоить
И в беде не унывать.
Пока веселиться умеешь,
Друзей собирать у себя.
Пока ты душой не стареешь:
Живешь ты на свете не зря.
(А. С. Климова)
(Стихи – на слайдах презентации, а составление блок-схем – на доске).
4. Физминутка.
А теперь пришла пора –
Разомнется детвора.
Головой мы покиваем,
Глазами поморгаем,
Мы к соседу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Повторим разочка три –
Мы теперь богатыри!
5. Работа на компьютере. ( в программе MS WORD). Открыть файл с именем: stich. txt. Приложение1
1) Собрать алгоритм и прочитать получившееся стихотворение:
Определить к какому типу алгоритмов относятся эти стихи.
Если быстро обернуться —
Можно на себя наткнуться,
Поздороваться с собой,
Удивиться, крикнуть «Ой!»
И свалиться, как попало,
Потому, что страшно стало.
(О. Колесник)
2) Составить блок-схему алгостиха.
Определить к какому типу алгоритмов относятся эти стихи.
Если губы устали,
Если сжаты они – разожми,
Чтобы птичьей стаей летели
Слова над людьми.
(Э. Межелайтис)
5. Подведение итогов урока.
Что вам кажется проще: составлять или выполнять алгоритмы?
Что нового для себя узнали вы на уроке? Где могут пригодиться вам эти знания?
Знаниями, из каких школьных предметов вы пользовались при выполнении заданий?
6. Домашнее задание: Сделать книжку- малышку: подобрать стихи к каждому типу алгоритма.
Источник
Как составить схему стихотворения?
Стихотворный размер поэтического произведения можно определить по 2 – 4-ём строкам, которые следует выписать и расставить ударения, помня, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и иногда односложные местоимения ударения не несут.
Составляя стихотворную схему, нужно вынести все гласные звуки построчно друг под другом. Ударные гласные схематически обозначаются значком тире с ударением над ним. Безударные гласные обозначаются как простое тире (или дуга).
Когда эта работа сделана, следует выявить закономерность в чередовании ударного и безударного(ых) звуков и определить размер:
Выявив размер, можно увидеть количество стоп в строке, то есть сколько раз повторяется данная закономерность.
Насевередиком стоитодиноко** АЕЕ ЕИО ОИО ИОО ** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ *** 4-ёхстопный амфибрахий.
Наголой вершинесосна ******** АОО ЕИЕ ОА******** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ *** 3-ёхстопный амфибрахий с усечённой последней стопой.
Вывод: стихотворение Лермонтова написано амфибрахием. При этом 4-ёхстопный амфибрахий чередуется с 3-ёхстопным, что придаёт стихотворению бОльшую динамичность.
Источник
Урок информатики
в 7 классе
«Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»
Провел: Учитель физики и
информатики
МБОУ СОШ №11 .Шевченко
Э.А.Хут
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Составление блок-схем алгоритмов на
примере пословиц и стихов»
Тип урока:
Урок совершенствования
знаний, умений и навыков.
Цель урока:
закрепление знаний и умений
учащихся строить и анализировать блок-схемы алгоритмов линейной и
разветвляющейся структур.
Задачи урока:
- Развитие умения
построения речевых высказываний, ведение диалога, формирование умения
оценивать себя, работу в паре;
- Создание условий
для анализа, обобщения результатов исследования, умение выделять
существенные признаки для решения учебных задач;
- Закрепить умения
строить блок-схемы алгоритмов, закрепить навыки работы в текстовом
процессоре MS Word.
Планируемые
результаты:
- Формирование
коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой,
учебно-исследовательской деятельности, формирование ответственного отношения
к учению.
- Развитие умения
построения блок-схем алгоритмов применительно к поставленным задачам, развитие
компетентности в области использования ИКТ.
- Формирование
умения построения блок-схем алгоритмов применительно к поставленным
задачам, выполнить работу в текстовом процессоре MS Word.
Формы и методы
диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся
на уроке:
·
Мониторинг работы в парах и оценка личных
результатов учащихся по собранным бланкам заданий;
·
Наблюдение за развитием коммуникативных
навыков учащихся;
·
Мониторинг личностного взаимодействия
участников работы;
·
Карта рефлексии учащихся.
Методы работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), интегрированный
Формы организации
работы детей: устная, письменная, индивидуальная, в
парах.
Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные,
здоровьесберегающие технологии.
УМК:
·
Учебник Л.Босова «Информатика», 6 класс
Этапы
интегрированного урока:
·
Организационный момент
·
Актуализация знаний
·
Применение теоретических положений в
условиях решения задачи
·
Самостоятельное творческое использование
сформированных навыков и умений. Компьютерный эксперимент
·
Подведение итогов урока, выставление
оценок. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия
деятельности
Ход урока
1. Организационный момент.
Для
урока подготовлена презентация с помощью MS PowerPoint с
целью визуализации информации по ходу повторения и закрепления материала.
На
партах детей разложены:
- бланк
для проведения проверки полученных знаний по предыдущим урокам (Понятие алгоритма,
виды алгоритмов по способу представления, виды блок-схем, виды алгоритмов)
- бланки
для выполнения заданий
Учитель приветствует детей.
2. Мотивационное начало урока.
(Рассматривается сюжет из сказки, и связь литературного сюжета с
предметом информатика.)
Учитель: Здравствуйте. На
прошлых занятиях мы знакомились с понятием алгоритм, видами алгоритмов, способами
представления алгоритмов. Сегодня я хочу предложить вам вспомнить известный сюжет.
Давайте посмотрим видеофрагмент из мультфильма «Иван-Царевич и Серый Волк», (ученики
смотрят видеофрагмент). Сказка – это литературное произведение. Подумайте, а
нет ли связи между этим сюжетом из сказки и информатикой?
Ученики отвечают: Иван-царевич должен
выполнить алгоритм.
Учитель: Вы были внимательны и определили, что
герой должен выполнить алгоритм. Значит, алгоритмы встречаются и в
повседневной жизни и в литературных произведениях. Попробуйте сформулировать
тему нашего урока («Составление алгоритмов на примере пословиц и стихов»).
Ученики отвечают, предлагают варианты для темы
урока.
Учитель: Этот урок не первый по теме
алгоритмы. Вы уже многое знаете. Определите цели нашего урока.
Ученики: Закрепить умения строить блок-схемы
алгоритмов
3. Актуализация знаний
Учитель: Но прежде давайте повторим основные
понятия, изученные на предыдущих уроках при изучении темы Алгоритмы. Вспомните
известную пословицу о повторении. (Повторение – мать учения). Она станет
девизом нашей работы на этом этапе.
Вы
будете работать в парах. Возьмите бланк для выполнения задания, подпишите.
Учитель: Выполняем первое задание. Что такое
алгоритм?
Восстановите
порядок слов в предложении, чтобы получилось определение алгоритма.
Ученики отвечают: Алгоритм – это
конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных
данных к требуемому результату.
Учитель: Определите, являются ли алгоритмом
предложенные пословица и стихотворение. Почему?
Дети отвечают: Нет, не определен конечный
результат.
Учитель: Определите вид алгоритма по форме представления.
Объясните, пожалуйста, свой ответ. Восстановите пословицу и объясните ее смысл.
Ученики отвечают: Словесная форма
представления, графическая форма представления, первый алгоритм записан в форме
текста, второй изображен в виде блок схем.
Учитель: Для построения блок-схем алгоритмов используются блок-схемы.
Соедините
название блока с его изображением.
Ученики выполняют задание, соединяют название
блока с его изображением, проверяют.
Учитель: Следующее задание: определите вид алгоритма,
объясните, что такое линейный алгоритм, что такое разветвляющийся алгоритм,
какое бывает ветвление?
Ученики отвечают: Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды
выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом.
Алгоритм
с ветвлениями или разветвляющийся алгоритм – форма
организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого
условия совершается одна или другая последовательность шагов.
Ветвление
бывает полное и неполное.
Учитель:
Наверное, вы узнали басню И.Крылова, кто ее нам прочитает наизусть? Также
восстановите пословицу и объясните ее смысл.
Ученики
отвечают, предлагают свои варианты, делают вывод о смысле пословицы.
При проверке всех заданий на экране показан верный ответ, ученики
проверяют, вносят исправления.
4. Применение теоретических положений в условиях решения задачи
Учитель: Сдайте, пожалуйста, работы. Переходим
к следующему этапу «Составление блок-схем алгоритмов». Девизом этого этапа
работы я предлагаю взять следующее известное высказывание «Покажи мне – и я
запомню».
Продолжаем
работу в парах. Возьмите бланки заданий, подпишите. Варианты разные. Выполняем
первое задание. Построить алгоритм на примере стихов известных поэтов А.
Плещеева, А. Пушкина, А. Толстого. Давайте прочитаем стихи. (Задание
составлено в 3 вариантах, каждой паре учеников предлагается 1 вариант).
Ученики читают стихи.
Учитель: Определите вид алгоритма. (Линейный).
Подчерните действия. Составьте алгоритм.
Ученики
в парах на бланках для выполнения задания находят и подчеркивают действия,
строят алгоритм.
Учитель: Давайте проверим. (На экране –
правильные варианты выполненного задания.)
Учитель: Следующее задание по предложенному
алгоритму восстановите пословицу. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы. (Задание
составлено для 3 вариантов: «Болен – лечись, а здоров – берегись», «Сделал дело – гуляй смело», «Не зная броду
– не суйся в воду».) Каждой паре учеников предлагается 1 вариант.
Ученики в парах выполняют алгоритм, восстанавливают пословицу. Предлагают свои
варианты. Спорят. На экране при проверке задания появляется правильный
ответ. Объясняют смысл пословицы.
Учитель: Следующее задание: Составить алгоритм
к известным стихам. Давайте прочитаем. Определите, какой вид алгоритма
встречается в этих стихах, обоснуйте, почему вы так считаете. Подчерните
волнистой линией условие, назовите его. Сформулируйте условие, так чтобы его можно
было вписать в блок принятие решения. (Кругом все мирно? Ожидается война?
Быстро обернулся? Жизнь тебя обманывает?) Подчерните действия. В
предложенный шаблон алгоритма впишите условия и действия. (Задание составлено в
3 вариантах, каждой паре учеников предлагается 1 вариант, учитывая уровень
подготовленности учащихся.)
Ученики работают, проверяют, заполняют шаблон алгоритма
на бланке задания и этот же шаблон заполняют на доске (шаблон заранее начерчен
на доске).
Всем
ученикам предлагается проверить правильность выполнения задания, исправить
ошибки.
Учитель: сегодня мы повторяли, выполняли
различные задания в парах и коллективно. И сейчас сделаем небольшую паузу,
немножко отдохнем. Вам было задано домашнее задание: найти пословицы об отдыхе.
Есть пословицы об отдыхе? Какие вы нашли?
Ученики: Сделал дело – гуляй смело. Кто не работает, тот
отдыха не знает. Кто не работает, тот не ест.
Учитель: Чтобы лучше шло дело, пусть отдохнут голова и тело. Давайте выполним алгоритм.
Ученики выполняют алгоритм. Результатом выполнения
алгоритма является гимнастика для глаз.
Учитель: Чем отличается этот алгоритм от тех, что
рассматривали мы сегодня?
Ученики: В этом алгоритме необходимо выполнить одни и те же
действия несколько раз.
Учитель: Верно. Такие алгоритмы называются циклическими, и
мы познакомимся с ними на следующем уроке.
5.
Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений
Учитель: Итак, с новыми силами, отдохнувшими продолжаем
работу. Переходим к третьему этапу урока. Как вы думаете, что кроме составления
алгоритма по уже готовой блок-схеме или восстановление пословицы по блок-схеме
алгоритма поможет вам лучше научиться строить алгоритмы?
Ученики: Построить алгоритм самостоятельно.
Учитель: Да, согласна. Девизом третьего этапа пусть будет
пословица «Вовлеки меня – и я научусь». Вы будете работать самостоятельно. Для
этого на каждом компьютере подготовлена папка с заданиями. Первое задание: из
имеющихся блоков составить алгоритм, восстановить пословицу и напечатать ее,
применить к шрифту следующее форматирование шрифт Times New Roman, 14 пт.
Второе задание: самостоятельно
определить вид алгоритма в стихотворении А.С. Пушкина, построить алгоритм,
используя средства текстового процессора MS Word.
Учитель проверяет,
как ученики выполняют работу.
6. Подведение итогов урока, рефлексия
деятельности.
Информация о домашнем задании, инструкция
о его выполнении.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хочется узнать,
было ли вам интересно и полезно использовать ваши знания по литературе для
работы на уроке информатики? Сегодня мы работали с алгоритмами, и последнее
задание не будет исключением. Создайте новый документ в программе MS Word. Выполните,
пожалуйста, алгоритм.
Ученики выполняют задание. (Обычно ученикам нравятся такие
уроки, и они рисуют смайлики зеленого цвета).
Учитель: Для того чтобы мы с вами могли оценить свою работу
(провести самоанализ), я предлагаю вам ответить на несколько вопросов,
используя специальную программу. (Результаты голосования всех участников сразу
можно увидеть в виде диаграммы на экране). (Обобщенная карта рефлексии Приложение1).
Учитель: Мне понравилось, как вы работали на уроке. Вам
тоже урок понравился. Я проверю ваши работы и выставлю оценки, при этом
обязательно учту активность каждого при работе устно и доски.
Учитель: На разных этапах урока у нас были разные девизы.
Основное базовое домашнее задание для всех учащихся составить алгоритмы для
девизов разных этапов урока. А задание повышенного уровня сложности подобрать
стихотворение или фрагмент стихотворения, на примере которого можно построить
линейный алгоритм и построить этот алгоритм.
Спасибо. Урок окончен.
Презентация на тему Алгоритмы в стихах Создание блок-схем
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Алгоритмы в стихах Создание блок-схем.
Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Стихотворный размер поэтического произведения можно определить по 2 – 4-ём строкам, которые следует выписать и расставить ударения, помня, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и иногда односложные местоимения ударения не несут.
Составляя стихотворную схему, нужно вынести все гласные звуки построчно друг под другом. Ударные гласные схематически обозначаются значком тире с ударением над ним. Безударные гласные обозначаются как простое тире (или дуга).
Когда эта работа сделана, следует выявить закономерность в чередовании ударного и безударного(ых) звуков и определить размер:
_i_ __ хорей
__ _i_ ямб
_i_ __ __ дактиль
__ _i_ __ амфибрахий
__ __ _i_ анапест
Выявив размер, можно увидеть количество стоп в строке, то есть сколько раз повторяется данная закономерность.
Пример:
Насевередиком стоитодиноко** АЕЕ ЕИО ОИО ИОО ** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ *** 4-ёхстопный амфибрахий.
Наголой вершинесосна ******** АОО ЕИЕ ОА******** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ *** 3-ёхстопный амфибрахий с усечённой последней стопой.
Вывод: стихотворение Лермонтова написано амфибрахием. При этом 4-ёхстопный амфибрахий чередуется с 3-ёхстопным, что придаёт стихотворению бОльшую динамичность.
Опубликовано 5 октября, 2018