Как составить бриф для заказчика дизайнеру

Если заказчик недостаточно подробно заполнил бриф, скорее всего, дизайн придется переделывать, а это лишние временные и финансовые затраты. Роман Горбачев из «Логомашины» советует, как правильно составить ТЗ, чтобы подрядчики все поняли с первого раза

Когда предприниматель обращается в агентство, менеджеры высылают ему документ с вопросами о компании и будущем проекте — бриф. Он нужен для того, чтобы дизайнер понимал, что клиент хочет получить от сотрудничества.

У каждого агентства, студии и фрилансера есть собственный бриф, однако некоторые важные пункты в них совпадают. Например, в этот документ обычно включают такие вопросы, как:

  • Как называется проект?
  • Что означает его название?
  • Как давно он существует?
  • Чем компания-заказчик отличается от конкурентов?

Далее мы подробно разберем, о чем важно написать в каждом из этих пунктов, а также дадим несколько советов, которые пригодятся при заполнении брифа.

Вопросы из брифа

Основная информация о проекте

Первый вопрос в любом брифе — название компании, поскольку оно отражается в логотипе и фирменном стиле. Важно указывать его в документе с учетом регистра, а также правильно расставлять все пробелы и знаки препинания. В логотипе название будет написано так же, как в брифе.

Как составить бриф для клиента

Советы

Как составить бриф для клиента: структура и примеры

Зачем бриф нужен исполнителю и заказчику

Бриф — это список вопросов, который исполнитель отправляет заказчику перед началом сотрудничества. Могут быть две схемы:

  1. Заказчик уже выбрал исполнителя — агентство или фрилансера. В этом случае бриф нужен, чтобы прояснить детали проекта. Заказчик описывает свое видение, исполнитель понимает, сможет ли он с ним справиться и что для этого надо сделать.
  2. Заказчик еще не определился с выбором. В этом случае он рассылает заполненный бриф нескольким претендентам и смотрит, кто больше всего подходит по условиям и компетенциям.

В любом случае бриф нужен обеим сторонам:

Исполнитель и заказчик оценивают друг друга. Специалист прикидывает масштаб работы, бюджеты и сроки; понимает, сможет ли справиться ли с этим проектом. Заказчик оценивает, насколько компетентен исполнитель, какие вопросы он задает, на какие условия согласен. 

Оба экономят время. Частая отговорка клиентов — бриф заполнять долго, я человек занятой, лучше созвониться и быстренько голосом проговорить. На самом деле за короткий созвон ничего не решить, да и формулировать свои идеи намного продуктивнее в письменном виде.

Оба получают письменный документ — своего рода гарантию, что поняли друг друга правильно.

Какие бывают ошибки при составлении брифа

Исполнитель путает бриф с техническим заданием (ТЗ). Возьмем, например, разработку сайта. Во-первых, бриф заполняет сам заказчик, а ТЗ обычно делает исполнитель. Во-вторых, бриф более вольный документ — там еще нет конкретики, заказчик высказывает свои пожелания, мечтания, видение. А ТЗ — это свод четких указаний, по которым будет делаться сайт. Это полноценный документ, не менее важный, чем договор, по которому будет работать команда специалистов.

Исполнитель задает шаблонные вопросы. Спору нет, шаблон должен быть (далее мы приведем стандартную структуру брифа). Но часто агентства и фрилансеры просто берут и отсылают одну и ту же рыбу всем подряд — независимо от специфики и ниши бизнеса клиента. Такой подход прекрасно виден и далеко не всем нравится.

Как надо:

1. Внимательно изучить сайт клиента и информацию о нем, отметить, что важно или непонятно, и спросить об этом.

2. Это двойной профит: клиенты видят, что исполнитель подходит к задаче серьезно, а он, в свою очередь, получает ответы и думает, как с ними работать дальше.

Исполнители излишне заморачиваются над оформлением. На самом деле не так уж важно, в какой программе будет сверстан бриф — главное, какие в нем вопросы. Удобно и быстро можно составить документ в Google Формах — да даже Google Документы вполне подойдут.

Исполнители присылают бриф для галочки. Вроде надо прислать — ну ок, сделаем. А потом, когда договор заключен, благополучно забывают про ответы клиента. А там, между тем, может содержаться ценнейшая информация! Важно сразу зафиксировать свои идеи — можно прямо в тексте брифа, чтобы не потерялись. 

Как составить бриф для заказчика

Ниже общая структура брифа, которая подойдет к любой диджитал-услуге. Если у вас есть чем дополнить, пожалуйста, поделитесь в комментариях — обменяемся опытом.

Шапка брифа

Нужна в ситуациях, когда документов много: у исполнителя десяток новых потенциальных клиентов, у заказчика очередь из желающих посотрудничать. Шапка поможет не перепутать документы. Ну и просто приятно разложить все по полочкам: это делает работу системной и располагает к серьезному подходу.

Что писать в шапке: 

название компании заказчика,
дату заполнения, 
имя и фамилию контактного лица, 
способы связи (телефон, email),
сайт компании.

Данные о компании

В этом разделе клиент пишет полное название организации и описывает основные продукты или услуги. Опытный исполнитель обязательно забьет название в поисковик и изучит информацию о нише, с которой придется работать. Что за компания, как давно на рынке, какие о ней отзывы, есть ли долги — любая информация может пригодиться.

Важно выделить именно основные продукты и услуги, чтобы понять, на что делать упор в продвижении.

Что спросить:

Полное название организации.
Описание основных продуктов/услуг.

Данные о конкурентах

Очень надеемся, что клиент знает своих основных конкурентов . Идеально, если в компании заказчика проводился маркетинговый анализ и анализ конкурентов — полезно знать сильные и слабые стороны противника, чтобы успешно бороться с ним. Это пригодится при решении абсолютно любой диджитал-задачи, будь то SEO, SMM, контекстная реклама или контент-маркетинг.

Что спросить:

Названия компаний конкурентов.
Их сильные и слабые стороны.
Ссылки на сайты.

Информация о целевой аудитории

Эту информацию клиенты обычно берут из маркетингового анализа: присылают портреты ЦА разных сегментов. Нужно узнать все о покупателе товара или услуги: кто он, где живет, чем интересуется, какой у него уровень и стиль жизни и т. д. 

Ваша задача дальше — проанализировать, как полученная информация соотносится с оказываемой услугой.

Например, вы делаете контент-маркетинг. Подумайте:

Где сегменты ЦА ищут нужный контент?
Как и где они могут увидеть контент вашего клиента? 
Какой контент им больше понравится, какой принесет пользу? 
Есть ли у них боли по контенту (мало информации, она неэкспертная, приходится искать по крупицам в разных источниках и т. д.)?
На что сделать основной упор — на блог, соцсети, внешние площадки?

Что спросить:

Цель и задачи создания сайта.
Есть ли предварительная структура. Для чего нужен каждый раздел и подраздел, каким он должен быть хотя бы примерно.
Есть ли требования к дизайну.
Примеры дизайна, которые нравятся — так называемые референсы.
Какие материалы имеются (логотип, брендбук, макеты страниц, фото, видео и т.д.).
Сроки и бюджет проекта.

Для других услуг вопросы будут отличаться (логично). Например, в брифе на таргетированную рекламу можно спросить у клиента:

  • Был ли у вас опыт запуска рекламы ранее? В каких соцсетях? С какими результатами? Почему распрощались с подрядчиком?
  • Установлены ли у вас системы аналитики?
  • Каковы цели запуска рекламы?
  • На какие соцсети будем запускать рекламу, учитывая последние реалии и блокировку привычных площадок?
  • Есть ли у вас по-настоящему выгодное предложение для пользователей или нужно его придумать?
  • Какие результаты вам наиболее важны — увеличение количества лидов, трафика на сайт или реальных продаж?

В брифе на контекстную рекламу можно спросить следующее:

  • Имеются ли у вас приоритеты по показам? 
  • Давно ли собирали семантику и составляли список ключевых запросов? 
  • По каким KPI будем работать?  
  • Какую стоимость клика вы считаете приемлемой в данной тематике?

А, скажем, в брифе на разработку фирменного стиля вопросы будут иными:

  • Есть ли у вас элементы айдентики (корпоративные цвета, шрифты, логотип)? Если нет, есть ли варианты, которые нравятся?
  • Ваш стиль будет привычным для потребителя или, наоборот, инновационным? 
  • Какой характер необходимо придать фирменному стилю — легкий или серьезный, современный или классический, яркий или сдержанный?
  • Какие цвета, образы, объекты, свойства или явления предпочтительно использовать, а какие — нет?
  • Нужен ли вам брендбук?

Дополнительная информация

Здесь на ваш выбор. Например, если речь идет о создании сайта — можно спросить у заказчика следующее:

  • Есть ли у вас сотрудник, который в дальнейшем будет поддерживать сайт? 
  • Будет ли меняться количество/расположение разделов сайта уже после сдачи проекта?
  • Какие дополнительные услуги могут вам понадобиться — SEO-продвижение, тексты, контекст и т.д.?

Коротко о главном

Мы разобрали примерную структуру брифа — вы можете менять и дополнять ее по своему усмотрению в зависимости от вводных данных, условий проекта, его ниши и специфики. 

Запомните главное:

  • Бриф нужен не только исполнителю, но и заказчику. 
  • Бриф — это не ТЗ. Это, скорее, его прелюдия.
  • У брифа типовая структура, но вопросы для каждого клиента надо прорабатывать индивидуально. Для этого придется изучить его нишу и бизнес.
  • Также вопросы брифа зависят от услуги, которую вы оказываете.

А еще на сайте Workspace есть готовые шаблоны брифов на популярные диджитал-услуги — качайте бесплатно и пользуйтесь!

ЭКСКЛЮЗИВЫ ⚡️
Читайте только в блоге
Unisender

Поделиться

СВЕЖИЕ СТАТЬИ

Другие материалы из этой рубрики

документ

документ

Не пропускайте новые статьи

Подписывайтесь на соцсети

Делимся новостями и свежими статьями, рассказываем о новинках сервиса

«Честно» — авторская рассылка от редакции Unisender

Искренние письма о работе и жизни. Свежие статьи из блога. Эксклюзивные кейсы
и интервью с экспертами диджитала.

unisender

Часто заказчик сам не до конца понимает, что ему нужно и какую информацию ждет исполнитель. В статье вы найдете список вопросов для брифа, который поможет понять задачу и сделать классный макет.

Привет! Меня зовут Евгений Кузнецов, я сооснователь WIM.Agency. Мы занимаемся CRM-маркетингом, веб-разработкой и дизайном. Эту статью помогла подготовить Кристина Гордиенкова, арт-директор WIM: она наверняка знает, какие вопросы задать клиенту перед работой, чтобы результат устроил обе стороны.

Рассмотрим разные типы макетов: письмо, печатный материал, 3D-модель и другие. Информация будет полезна начинающим дизайнерам, чтобы ничего не упустить, и менеджерам, который ставят ТЗ дизайнерам, чтобы понять какие моменты важно уточнить у клиента, в зависимости от типа креатива.

Что узнать первым делом

Главное, что нужно понять перед стартом работ — кто целевая аудитория и для чего разрабатывается макет. От этого зависит все: структура макета, стилистические приемы, функционал и прочее. ЦА и цель работы — главные пункты брифа не только при разработке дизайна, а вообще при любой задаче: от копирайтинга до разработки.

Также нужно запросить необходимые материалы и референсы. Важно, чтобы референсы были представлены именно изображениями или ссылками на изображения, а не просто описаны на словах. «Хочу, как у Apple» — это не референс. Необходимо собрать как можно больше примеров работ, которые нравятся и не нравятся заказчику, — это увеличит вероятность, что результат устроит обе стороны.

Материалы, которые понадобятся в работе над макетом:

  • Логотип. Должен быть векторным или, в крайнем случае, растровым на прозрачном фоне в высоком разрешении.
  • Брендбук (документ, отражающий позиционирование бренда).
  • Гайдлайн (набор правил, например, ToV и фирменные цвета).
  • Исходники. Должны быть в редактируемом формате, иначе их нельзя использовать в работе. Если файл открывается без специального графического редактора — это не исходник.

Форматы визуальных материалов

  • Изображения. Должны быть высоком разрешении, подходящие под формат макета (для web — от 600 px, для печати от 3000 px). Не лишним будет уточнить у клиента, где он взял изображение, чтобы убедиться, что вы имеете право его использовать.
  • Фирменный шрифт.

Бриф для имейла

При формулировании ТЗ на email-рассылку важно уточнить тип письма (промо, контентное, триггерное и т.д.) и какому сегменту целевой аудитории оно будет отправлено. Сразу узнайте про адаптивность под мобильные почтовики и темную тему — нужна ли она. Если клиент новый — попросите примеры предыдущих писем и спросите, что в них нравится, а что хотелось бы исправить.

Вопросы для брифинга:

  • тип письма,
  • повод, к которому приурочено письмо,
  • какой сегмент ЦА,
  • адаптивность,
  • примеры прошлых рассылок и/или референсы,
  • материалы для работы.

Бриф для сайта

Детали, которые необходимо уточнить перед началом работы с сайтом, схожи с брифом для письма. Спрашиваем, какой тип сайта необходим (landing page, визитка, интернет-магазин и т.д.), цель, ЦА, просим референсы и материалы.

Вопросы для брифинга:

  • тип сайта,
  • с какой целью создается,
  • кто основная ЦА,
  • страницы, разделы, контент,
  • адаптивность,
  • референсы,
  • материалы для работы.

Бриф для баннера

Баннер — графический блок с рекламой. Он может быть размещен на сайте, в социальных сетях бренда, в карточке товара на маркетплейсе или может использоваться для таргетированной рекламы.

Виды баннеров

Важно узнать, где именно будет размещаться баннер, потому что у каждой площадки свои требования к характеристикам изображения: максимальный вес и размер, допустимое количество текста, необходимые отступы, наличие кнопки и т.д. Если у площадки нет требований, нужно уточнить их у клиента.

Еще один важный момент — нужно узнать, какие ресайзы могут потребоваться. Если изначально заказчик попросил сделать баннер 200х200 px, а в будущем ему понадобится ресайз 1600х800 px, то могут возникнуть сложности. Лучше разрабатывать сначала самый большой баннер, и затем делать из него баннеры поменьше.

Вопросы для брифинга:

  • цель баннера,
  • основная ЦА,
  • место размещения,
  • целевая страница (куда ведет баннер),
  • технические требования,
  • размеры и ресайзы,
  • нужна ли анимация,
  • адаптивность (если это html5),
  • референсы,
  • материалы для работы.

Бриф для геймификаций

Чтобы сделать классную геймификацию, нужно уточнить у заказчика ряд моментов.

Где планируется размещение геймификации: приложение, отдельная страница или оконная версия. От этого зависит формат геймификации и стиль (если игра будет открываться в окне, она не должна сильно отличаться по стилю от основной страницы).

Механика геймификации и основная идея. Перед началом работы над дизайном важно утвердить механику (аркада, ребус, лабиринт и т.д.), сюжет и героев.

Вопросы для брифинга:

  • место размещения,
  • основная ЦА,
  • цель и повод,
  • механика и основная идея,
  • адаптивность,
  • референсы,
  • материалы для работы.

Полиграфия

Основные виды печатных материалов

Уникальная характеристика печатной продукции — это цветность. Печать бывает полноцветная и черно-белая, обозначается цифрами 4 и 1 соответственно. 0 обозначает отсутствие печати вообще. То есть, если вам нужна брошюра цветная с одной стороны и черно-белая с другой, — цветность будет обозначаться как 4+1.

Обозначение цветности

Еще одна характеристика — это цветовая модель. Цвета, которые вы видите на мониторе ноутбука, — это RGB-цвета. Но, если вы попробуете распечатать фотографию красивого пляжа, который стоит у вас на обоях, она получится темной и блеклой. Чтобы этого не произошло, следует использовать палитру CMYK. Это специальная цветовая модель для печати, у нее меньшее количество цветов, но она помогает максимально точно передать исходное изображение.

Некоторые типографии предоставляют свои цветовые профили, которые настроены специально под оборудование и помогают попасть в цвет. Если заказ крупный и важный, перед отдачей в тираж стоит заказать цветопробу. Вам распечатают образцы цветов на том материале, который вы хотите использовать, чтобы вы убедились в корректности цветопередачи.

Также важно помнить про постобработку, ведь она тоже влияет на исходный дизайн. Если после печати изделие планируют сгибать или обрезать, необходимо узнать об этом до отрисовки макета.

Основные виды постобработки печатных материалов

Вопросы для брифинга:

  • вид печатной продукции,
  • цель макета,
  • место размещения или распространения,
  • формат и размер,
  • односторонняя или двухсторонняя печать,
  • цветная или черно-белая печать,
  • материал,
  • постобработка,
  • метод печати,
  • цветовой профиль типографии,
  • количество экземпляров,
  • референсы,
  • материалы.

Наружная реклама

Основные виды наружной рекламы

Наружка — самый старый вид рекламы, и она тоже имеет свои особенности. Это широкоформатная печать, для которой используют износостойкие материалы: баннерная сетка, винил, пластик, бэклит, стекло и пр. У наружной рекламы зачастую невысокие требования к качеству изображения, ведь прохожий будет смотреть на нее издалека, и детали не так важны. Обычно разрешение составляет 10-75 dpi (точек на дюйм).

Виды постобработки наружной рекламы

Ограничения на количество показов

При печати любой продукции нужно узнать, какое количество показов планируется, потому что у фотостоков есть ограничения на количество показов. И, если листовки можно посчитать поштучно, то с наружной рекламой сложнее. Существует специальный показатель — OTS (Opportunity to see), он оценивает потенциальное количество зрительных контактов с рекламой. У разных стоков разные ограничения: например, у Shutterstock, если количество показов на кампанию больше 500 000, нужно покупать расширенную лицензию на изображения.

Вопросы для брифинга:

  • вид наружной рекламы,
  • цель макета,
  • место размещения,
  • формат и размер,
  • материал,
  • постобработка,
  • метод печати,
  • цветовой профиль типографии,
  • количество экземпляров (показов),
  • референсы,
  • материалы.

Бриф для POS-материалов

К POS-материалам относятся постеры, ценники, баннеры и другие рекламные изделия, которые используются в местах продаж.

Пример POS-материалов

В целом, детали, которые нужно уточнить у клиента перед началом работы, совпадают с требованиями к остальной печатной продукции. Главное разбираться в типах POS-материалов и запомнить, чем отличается воблер от некхенгера.

Виды POS-материалов

Вопросы для брифинга:

  • вид POS-материала,
  • цель макета,
  • место размещения,
  • материал,
  • постобработка,
  • метод печати,
  • цветовой профиль типографии,
  • количество экземпляров,
  • референсы,
  • материалы.

Бриф для 2D-иллюстрации

Пример иллюстрации

Перед работой над иллюстрацией нужно узнать у клиента, где и как он планирует ее использовать. Будет это стикерпак, упаковка, презентация или пойдет в печать? От этого зависит, в каком формате лучше передать файл с картинкой, чтобы им было удобно пользоваться в дальнейшем.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • формат файла,
  • референсы/стилистика,
  • материалы для работы,
  • гайдлайн по иллюстрациям (если есть).

Бриф для 3D-дизайна

Мы рассмотрим два вида 3D-дизайна — 3D-иллюстрации и 3D-модель. Они отличаются тем, что иллюстрация — это вымышленный предмет, а модель — это реально существующий объект, который вы можете увидеть и потрогать.

Примеры 3D-дизайна

3D-иллюстрация

3D-иллюстрация обычно создается на основе 2D-драфта, который рисует иллюстратор. Если такого исходника нет, то дизайнеру потребуется очень подробное техническое задание с референсами и детальным описанием модели: какие цвета нужно использовать, какие текстуры (металлик, стекло, камень и тд). Работа 3D-дизайнера очень трудоемкая, и, если не описать задачу правильно с самого начала, на правки может потребоваться еще десяток часов.

3D-модель

Предметная 3D-модель создается на основе реального физического объекта. Поэтому лучший вариант — передать дизайнеру этот предмет прямо в руки, чтобы он мог его осмотреть и потрогать. Если такой возможности нет, нужно сделать качественные фотографии предмета с разных ракурсов в разных состояниях (открытый, закрытый и т.п.). Для понимания реальных размеров в кадр можно добавить линейку.

Но одних только фото недостаточно, чтобы увидеть все характеристики предмета. Следует запросить у клиента видео, чтобы понять, как ведет себя предмет и его материал при разном освещении. Плюс потребуется текстовое описание объекта: где он используется, какой он на ощупь, какой имеет функционал и возможности. Вся эта информация нужна для того, чтобы дизайнер мог нарисовать предмет, даже если никогда не видел его в живую.

Форматы 3D-моделей

1. Рендер — растровое изображение смоделированного объекта в формате jpeg или png. Его можно использовать в макетах, но нельзя редактировать.

Что нужно узнать:

  • требуемый формат (jpeg или png),
  • разрешение изображения,
  • максимальный вес,
  • необходимые ракурсы,
  • настройки света.

2. Web-формат — модель можно посмотреть через специализированное ПО и/или сервисы, но нельзя отредактировать. При необходимости её можно конвертировать в редактируемый формат.

Что нужно узнать:

  • должна ли модель разбираться,
  • требуемый формат,
  • максимальный вес,
  • настройки света.

3. Исходник — файл, который создан в специализированном графическом редакторе (Cinema 4D, Blender, ZBrush). Открыть и посмотреть его можно только в этом самом редакторе. Клиент может запросить исходник для дальнейшей работы с моделью.

Что нужно узнать:

  • должна ли модель разбираться,
  • требуемый формат,
  • настройки света.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • требуемый формат файла,
  • сам объект или фото/видео-материалы,
  • технические требования,
  • референсы, стилистика, текстуры.

Бриф для маскота/стикерпака

Типы маскотов

Список необходимой информации здесь небольшой, главное — сразу определиться со стилистикой. От этого зависит, какой специалист будет привлечен к работе — иллюстратор или 3D-дизайнер. Затем нужно понять количество поз/эмоций/ситуаций, чтобы оценить объем работы.

Также стоит спросить у клиента, планирует ли он в будущем анимировать маскота, особенно если он в 3D, потому что от этого зависит процесс создания модели. Если анимация нужна, модель сразу будет создаваться как персонаж, а не статичный объект, чтобы его было легко анимировать в будущем.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • цель создания,
  • 2D или 3D,
  • набор поз и эмоций,
  • нужна ли анимация,
  • референсы, стилистика,
  • материалы.

Бриф для motion-дизайна

Основные типы motion-дизайна

Motion-дизайн — анимация, с помощью которой оживляют статичное изображение. Его используют в приложениях, email-рассылках, масс-медиа и рекламе. От места использования motion-дизайна зависит формат рендера, длительность, вес файла и другие характеристики (например, должна ли анимация зацикливаться).

Еще очень важный момент брифа — раскадровка. Описания вроде «сначала девушка танцует, потом вылазит текст» недостаточно. Нужно согласовать с клиентом пошаговый сценарий с описанием каждого кадра, его длительностью и пояснениями для переходов.

Вопросы для брифинга:

  • место и способ использования,
  • цель создания,
  • тип анимации,
  • раскадровка,
  • технические требования,
  • референсы, стилистика,
  • материалы.

Цель брифинга — получить вводные, которые помогут правильно понять задачу и сделать именно то, что ожидает клиент. Конечно, в процессе работы у вас могут возникнуть и другие вопросы. Но лучше, если они будут касаться креатива, а не банальных технических моментов, которые не проговорили заранее.

  1. Для чего дизайнеру бриф
  2. Структура брифа
  3. Как уговорить клиента на заполнение брифа

Бриф и визуальное пояснение для него от Sofia Paraizo. Источник

Для чего дизайнеру бриф

Дизайнеру бриф необходим для того, чтобы облегчить свою работу. Не все заказчики могут прямо излагать свои пожелания и замечания. Простая анкета поможет избежать десятков уточняющих звонков и обратной связи вроде «поиграйте шрифтами и сделайте фон пооптимистичнее». Кроме того, во время устной беседы часто работает человеческий фактор: одна из сторон забыла озвучить свое пожелание или требование, а другая не успела записать важную мелочь или упустила ее в ходе продолжительного разговора. Бриф нужен веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов и интерьеров, иллюстраторам и любым другим специалистам этой сферы, чтобы сразу закрепить вводную информацию и базовые договоренности по будущему проекту. Идеальный бриф в дизайне поможет сэкономить время и определить ключевые показатели, по которым будет оцениваться работа. Да, его составление требует времени. Но выделите на подготовку такого документа день или два, чтобы потом сэкономить на коммуникации десятки, а то и сотни часов.

Структура брифа

Информация о заказчике. Бриф на разработку макета сайта, дизайна интерьера или интерфейса приложения должен начинаться со сведений о фирме, для которой готовится проект: название компании (юридическое и то, которое клиент желает видеть в готовом проекте), контактная информация (телефоны директора для решения оргвопросов, бухгалтерии, чтобы общаться по поводу выставления счетов, а также эксперта, который сможет отвечать на специфические вопросы о продукте компании).

Блок онлайн-брифа «О компании» от Smotrow Design. Источник

Виды и объем работ. И клиент, и заказчик должны понимать, что за определенную плату будет совершено определенное количество действий. Распишите, что вы должны сделать: отрисовать логотип только для визиток или отработать полный пакет с разными цветовыми решениями, форматами и вариантами оформления, подготовить макет сайта по уже имеющейся цветовой схеме или дополнительно подбирать оттенки самостоятельно (и если да, то стоит включить в анкету пункт и о предпочтениях клиента). Помните и про объем работ. Одна маленькая иконка или полноценная подборка различных графических элементов? Дизайн только санузла или всего загородного дома? Результат — красивая картинка, презентация на мокапах или пакет полноценных спецификаций?

Пример дизайна книжных обложек от Marta Gawin. Источник

Цели проекта. Заказчика могут интересовать как яркие баннеры на период проведения какой-либо акции, так и макет сайта, который останется с брендом на ближайшие несколько лет. В первом случае дизайнеру важно учитывать актуальные тенденции в графике, во втором — придумать решение, которое не устареет с годами.

Сроки. В брифе для графического, интерьерного или веб-дизайнера стоит прописать несколько дат, на которые нужно ориентироваться в процессе работы над проектом. Срок согласования — момент, когда будут собраны основные идеи и референсы, обговорена стилистика и цветовая гамма. Срок промежуточного контроля — день, когда клиенту будет предоставлен черновик проекта для внесения изменений. Дедлайн — дата сдачи полностью готового проекта, в котором уже учтены все замечания, сделаны исправления и устранены недочеты. Важно: не делайте сроки слишком сжатыми ради привлечения заказчиков — лучше оставить какое-то количество времени в резерве, а потом сдать проект раньше срока, чем вносить правки в день дедлайна.

Все блоки онлайн-брифа для клиента от Smotrow Design. Источник

Ссылки на примеры работ. Дизайнерский бриф, как правило, самый приятный в заполнении. Просто дайте клиенту возможность показать, что именно ему нравится. Пресловутое «Хочу как вот у этих ребят!» пойдет только на пользу. Возможно, он поделится ссылками на сайты конкурентов или примерами работ предыдущих специалистов. В таких случаях комментарии о том, что нравится, а что не очень, будут крайне уместны.

Сведения о продукте. Пусть заказчик опишет свое предложение, расскажет о его назначении и актуальности. В чем польза для конечного потребителя и какие стоит сделать акценты? Если речь идет о брифе для дизайна интерьера, то важно, чтобы клиент рассказал о том, как помещение будет использоваться, сколько человек будет в нем находиться и какие функциональные зоны критически важно предусмотреть в проекте.

Пример дизайна интерьера от IRA LYSIUK. Источник

Целевая аудитория. В данном случае заказчику важно расписать, кто будет покупать или использовать продукт: пол, возраст, профессия, интересы потребителей. Это важно, чтобы сделать дизайн привлекательным с точки зрения конкретной аудитории.

Пожелания по проекту. Графа для заказчиков, которые любят давать обширные комментарии. Сюда также можно включить ссылки на промоматериалы фирмы, брендбук, гайды, редполитику.

Пример дизайна логотипа от Ivan Burtsev. Источник

Электронный документ. Простая таблица из двух столбцов, которую можно сделать в Word или Excel и отправить по почте, станет отличным решением.

Опрос в онлайн-форме. Подходит для небольших однотипных задач. Клиенту нужно отправить ссылку на опросник. Результат придет обеим сторонам на электронную почту в виде ссылки на итоги опроса.

Страница с брифом на сайте. Оптимально для владельцев собственных веб-ресурсов. Если уделить внимание разработке, то можно создать интересный сценарий заполнения, чтобы сразу продемонстрировать свой креатив.

Пример дизайна интерфейса для мобильного приложения от Евгении Пономаренко. Источник

Как уговорить клиента на заполнение брифа

К сожалению, не все потенциальные клиенты готовы заполнять бриф. В таком случае работа усложнится, ведь у исполнителя не будет представления о видении заказчиком конечного результата. И здесь стоит либо убедить будущего заказчика, что информация необходима, либо отказаться от сотрудничества. Дизайнеры, которые соглашаются на работу без брифа, к сожалению, часто страдают от избыточных правок.

Вот что можно сделать, чтобы побудить клиента заполнить бриф.

  • Рассказать о результатах. Если времени у заказчика достаточно, то расскажите ему, зачем нужен бриф. Можно пояснить, что только клиент знает, какой результат ему нужен, и бриф — идеальная возможность сделать так, чтобы этот результат был достигнут.
  • Привести пример. Классика жанра — идеальный, по вашему мнению, проект не был принят клиентом из-за того, что он хотел совсем другое. Но вот беда: бриф не был заполнен, а запись телефонного разговора с пожеланиями (которые вы полностью учли) сохранилась. Деньги уплачены, а проект не понравился. Как правило, после этого многие клиенты соглашаются на заполнение брифа.
  • Помочь в заполнении. Бриф нельзя заполнить быстро, для этого нужно собрать пожелания, свести их воедино, отбросить лишнюю информацию и указать дополнительные источники. Часто клиентам просто некогда. Если сроки не терпят отлагательств, запишите телефонный звонок заказчику на диктофон, заполните бриф самостоятельно, а затем отправьте его на согласование.
Как написать бриф для дизайнера?

Чтобы между заказчиком и исполнителем возникало минимум споров и разногласий, важно составить грамотный бриф. Сегодня Логомашина расскажет: что такое бриф, зачем он нужен и как его составить. Статья будет полезна и заказчикам, и дизайнерам!

Бриф — оптимальный метод определения того, что хочет клиент и что он ожидает получить от работы

Что из себя представляет бриф?

Бриф — внутренний документ, важная составляющая проекта. Он отражает суть работы и представляет дизайнеру полную информацию, необходимую для работы. Бриф обычно имеет вид анкеты, созданной по форме: «вопрос-ответ».

К его особенностям можно отнести следующее:

  • он определяет конечные цели работы дизайнера
  • сосредоточен на коммерческой составляющей проекта
  • создается в сухом информационном ключе
  • дает только точные указания для работы
  • помогает выявить конкретные задачи

Грамотно оформление брифа гарантирует проекту качественный и ожидаемый результат. Конечно, здесь многое зависит от профессионализма самого дизайнера.

Выделяют несколько разновидностей написания брифов:

  1. Анкетный
    Цель — определение коммерческой составляющей заказа. Содержит должные вопросы и ответы о компании клиента, особенности ЦА, товара, деятельности и пр.
  2. Коммуникационный
    Определяет ожидаемые заказчиком активность потребителя, отзывы, реакции.
  3. Креативный
    Помогает исполнителю определить, какой посыл желает видеть от работы клиент. Какого персонажа или сюжет он ассоциирует с товаром (услугой, брендом). Здесь описываются вопросы, связанные с рекламной атрибутикой.
  4. Медиа
    Содержит данные о формате, методах и способах коммуникационных каналов.
  5. Обобщенный
    Состоит из информации о заказчике. Его разработка идентична определенному шаблону.
  6. Экспертный
    Направлен на описание желаемого бренда, торговой марки или образа для компании. Brief включает ряд вопросов для задания, затрагивающих маркетинговую концепцию, и помогает определить стратегию вывода нового продукта на рынок.
  7. Индивидуальный
    Необходимо заполнять под заказчика с учетом специфики деятельности, ЦА, продукта, рынка и маркетинговой составляющей.

Как оформить идеальный бриф?

Структура этого дизайнерского документа идентична и шаблон одинаков независимо от области деятельности заказчика. Бриф состоит из ряда пунктов/, которые могут быть дополнены с учетом специфики работодателя.

Бриф содержит следующие разделы:

О заказчике

Здесь указываются данные о компании клиента:

  • название и реквизиты
  • контакты, адрес, сайт
  • область деятельности
  • перечень услуг и производимых товаров
  • положение на рынке
  • история создания компании
  • награды и достижения
  • лицензии, сертификаты
  • плюсы и преимущества производимой продукции

О целевой аудитории

Здесь указываются данные о потребителе, создаются портрет ЦА, включая:

  • возможные интересы аудитории
  • возрастной порог и пол
  • социальный статус
  • вид деятельности
  • образ и уклад жизни
  • демографические особенности

Об особенностях товара или услуги

В этом пункте к брифу описывается цель конечного проекта. Заказчик обязан грамотно написать, что он желает получить от работы исполнителя. Указывается географическое положение рынка сбыта, охват аудитории. Отдельно пишутся пожелания по визуальному оформлению: шрифт, образы, эффекты, цветовая гамма и пр.

Идеально, если заказчик для ТЗ предоставит исполнителю уже разработанные ранее рекламные материалы, образцы стиля, логотипы. Это поможет в работе и минимизирует недочеты, сократит время выполнения проекта

В этом пункте обсуждается наличие иллюстраций, фотоматериалов, необходимость видео- или аудиоинформации. Описывается особенность и стилистика текстового наполнения, нужны ли диаграммы, графический анализ конкурентов и т.п.

Аналитика

В этом пункте клиенты описывают особенности обратной связи с потребителем (отзывы, контакты, доставка, оплата, консультационная поддержка и пр.). Дизайнер по данному пункту определяет для себя уровень удовлетворенности будущих покупателей.

Технические детали

Данный пункт брифа посвящен организационным нюансам. В нем заказчик согласовывает с исполнителем дедлайн, запланированный бюджет для работы, порядок предоставления готового проекта (в виде презентации, отдельных блоков). Также обсуждаются правила и период внесения возможных доработок.

Заказчик во многом облегчит труд дизайнера, если предоставит примеры рекламы или дизайна в брифе, которые не нравятся и противоречат политике фирмы — это даст представление о вкусовых предпочтениях клиента.


Бриф может дополняться и другими пунктами, формирующимися по результатам предварительного обсуждения проекта. Дизайнер может вписывать в него заметки после изучения предоставленного брифа и консультации с заказчиком. Чем больше информации указывается в этом документе, тем проще, правильнее и быстрее будет выполнена работа.

Хочешь узнать больше о дизайне?

Чтобы прокачивать знания, навыки, развивать круг профессионального общения, быстро осваивать тренды и лайфхаки в дизайне, приглашаем в Логомашину.

Мы регулярно проводим бесплатные мероприятия, где ты можешь попробовать разные направления в дизайне, сделать первые крутые кейсы и даже найти заказчиков. Тыкай по ссылке, чтобы посмотреть ближайшие интенсивы!

Добавить комментарий