Как составить бюджет времени студента

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Семенова Н.В.

1

Ляпин В.А.

2

Амиржанова Д.З.

1

Игнатьева Д.В.

1

Елохова Ю.А.

2


1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ»

2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Время – одна из форм богатства человека, социальной группы и общества. Оно распределяется и потребляется (используется) в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил и характером производственных (т.е. социальных) отношений. Данный литературный обзор посвящен проблеме оптимального распределения времени студента относительно его занятости, видов деятельности и актуальности данной проблемы в студенческие годы. Многие студенты, имея слабую самоорганизацию, просто не понимают, куда уходит все свободное время, которое можно было бы потратить с умом, подойдя к вопросу с большей ответственностью. Другим же, наоборот, хочется узнать и сделать как можно больше. Бюджет времени включает в себя различные виды деятельности, дает оценку их актуальности, первостепенности и значимости; помогает наглядно увидеть вещи, требующие особого внимания, отражает динамику развития деятельности, относительно ее необходимости, и функционирования во взаимосвязи с другими видами.

студенты

бюджет времени

здоровье

профилактика

1. Андреенков В.Г. Показатели использования времени жителями города / В.Г. Андреенков, В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1988. – С. 1-4.

2. Артемов В.А. Время населения города: планирование и использование / В.А. Артемов, Н.А. Балыкова, З.И. Калугина. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982. – 200 с.

3. Артемов В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использования / В.А. Артемов. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987. – 235 с.

4. Болгов В.И. Внерабочее время и уровень жизни трудящихся / В.И. Болгов. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1964. – 167 с.

5. Время и его использование / Ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1988. – С. 253.

6. Время населения: динамика его использования / Ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1992. – С. 35-41.

7. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов, Н.А. Скоблина, Е.И. Шубочкина, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, М.И. Степанова и др. / Под ред. член-корр. РАМН В. Р. Кучмы // Сборник нормативно-методических документов. – М., 2013.

8. Зборовский Г.Е. Досуг: Действительность и иллюзии / Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд., 1970. – С. 25-31.

9. Куликова О.М. Оценка экономического ущерба от заболеваемости взрослого населения региона / О.М. Куликова // Вестник института бизнеса и информационных технологий. – 2015. – № 4(16). – С.39-44.

10. Куликова О.М. Онкологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ / О.М. Куликова, Г.Д. Боуш // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1(23). – С. 215-220.

11. Максимова, Т.М. Здоровье населения и социально – экономические проблемы общества / Т.М. Максимова, О.Н. Гаенко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – № 1. – С. 3-7.

12. Мальцев С.В. Влияние экологических факторов на развитие почечной патологии у детей / С.В. Мальцев, Т.П. Макарова, В.С. Валиев // Педиатрия. – 1997. – № 6. – С. 76-78.

13. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков / А.Г. Сухарев [и др.] // Гигиена и санитария. – 2000. – № 4. – С. 33-36.

14. Методика оценки эффективности реализации планов действий по гигиене окружающей среды и здоровья населения на муниципальном уровне: МР № 5.2.009-03; утв. ЦГСЭН в Омской области. – Омск, 2003. – 28 с.

15. Методика сбора, обработки и комплексной оценки показателей II этапа социально-гигиенического мониторинга на муниципальном уровне: МР № 5.2.002-02; утв. ГКСЭН РФ. – Омск, 2002. – 30 с.

16. Патрушев В.Д. Региональные различия в использовании бюджета времени городского населения СССР / В.Д. Патрушев // Социологические исследования. – 1990. – № 2. – С. 134-141.

17. Патрушев В.Д. Финляндия: различия и тенденции в использовании бюджета времени / В.Д. Патрушев // Социологические исследования. – 1991. – № 12. – С. 31-38.

18. Патрушев В.Д. Многомерная типология время препровождения / В.Д. Патрушев, Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова // Социологические исследования. – 1980. – № 4. – С 13-18.

19. Подоров Г.М. Рабочее и свободное время / Г.М. Подоров. – Горький: Волго-Вятское, 1975. – 78 с.

20. Показатели времени в социально-экономическом планировании / Отв. ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1981. – 134 с.

21. Региональные и национальные особенности образа жизни и использования бюджета времени населения СССР и МНР / Ред. В.Д. Патрушев. – М.: ИСИ АН СССР, 1988. – 231 с.

22. Семенова Н.В. Физическая активность студентов спортивного ВУЗа / Н.В. Семенова, В.А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-10510.

23. Baldesberger S. Sinus node disease and arrhythmias in the long-term follow-up of former professional cyclists / S. Baldesberger, U. Bauersfeld, R. Candinas, B. Seifert, et al. // European Heart Journal Advance Access originally published online on December 7, 2007 // European Heart Journal. – 2008. – 29(1). – Р. 71-78.

24. Baldesberger S. Sinus node disease and arrhythmias in the long-term follow-up of former professional cyclists / S. Baldesberger, U. Bauersfeld, R. Candinas, B. Seifert, M. Zuber, M. Ritter, R. Jenni, E. Oechslin, P. Luthi, C. Scharf et al. // Eur. Heart J. – 2008. 1. – 29(1). – Р. 71-78.

25. Basso C. Clinical profile of congenital coronary artery anomalies with origin from the wrong aortic sinus leading to sudden death in young competitive athletes / C. Basso, B.J. Maron, D. Corrado, G. Thiene // J Am CollCardiol. – 2000. – 35. – Р. 1493-1501.

26. Chaitman B.R. An Electrocardiogram Should Not Be Included in Routine Preparticipation Screening of Young Athletes Circulation. – 2007, November 27. – 116(22). – Р. 2610-2615.

27. Choo J.K. Electrocardiographic observations in professional football players / J.K. Choo, W.B. Abernethy, A.M. Hutter // Am J Cardiol. – 2002. – 90. – Р. 198-200.

28. Corrado D. Appropriate interpretation of the athlete’s electrocardiogram saves lives as well as money / D. Corrado, W.J. McKenna // European Heart Journal Advance Access published online. – 2007. – № 10. – Р. 1920-1922.

29. Dorn G.W. The Fuzzy Logic of Physiological Cardiac Hypertrophy / G.W. Dorn // Hypertension. – 2007. – 49(5). – Р. 962-970.

В последнее время общество все чаще сталкивается с проблемой нехватки свободного времени. Это связано с непрерывным ростом темпа жизни человечества, развитием науки, нанотехнологий, и на общество «сваливается» огромное количество информации, которую нужно обработать, усвоить и правильно воспользоваться [1, 7, 9, 17, 28]. Студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, деятельность которой сопряжена с рядом особенностей. Ими являются значительные временные затраты на учебный процесс, необходимость изучить большое количество дисциплин за короткий срок, отсутствие своевременного питания, что приводит к выраженному нервно-эмоциональному напряжению и снижению резервов здоровья. В последние время проблеме состояния здоровья студентов уделяется всё больше и больше внимания, так как в России 65 % студентов имеют хронические заболевания. Также ухудшение состояния здоровья населения приводит к существенным социально-экономическим потерям.

Ухудшение здоровья студентов в период обучения в вузе в большей степени связано с неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что при поступлении в вуз у большей части студентов происходит изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима.

 Одним из показателей здорового образа жизни и учебной активности студентов является структура бюджета времени. Суммарная продолжительность рабочего времени студентов в вузе и дома по данным литературы составляет 9–11 часов. В настоящее время изучение проблем бюджета времени ведется довольно интенсивно. В результате, это может привести к тому, что студенты из-за плохого усвоения материала не смогут стать высококвалифицированными специалистами, которые очень нужны в наше время. Для этого необходимо внимательно подойти к вопросу об организации учебного процесса и формировании бюджета времени студента. На этот вопрос трудно ответить сразу, так как он включает в себя множество факторов, в которых нам придется разобраться. И цель для нас состоит в том, чтобы выяснить, как зависят между собой организация учебного процесса и бюджет времени студента, а также выработать наилучшие рекомендации по их улучшению и эффективности использования.

Важнейшие задачи исследований бюджетов времени обычно следующие:

  1. Изучение состояния распределения всего суточного (недельного и т.д.) фонда времени на различные виды деятельности.
  2. Выявление возможностей оптимизации использования времени соответственно определенным критериям на основные виды деятельности, как-то: оплачиваемую работу, домашний труд, удовлетворение бытовых потребностей, отдых.
  3. Выявление типологических структур времяпрепровождения (всего бюджета времени, свободного времени и др.) различными группами населения.
  4. Изучение ценностных ориентаций и мотивации времяпрепровождения по группам населения, удовлетворенности условиями и использованием различных видов деятельности (связанных с трудом, бытом и отдыхом), т. е. некоторых характеристик качества жизни.
  5. Изучение тенденций и закономерностей изменений в реальном поведении по группам населения за тот или иной период.
  6. Прогноз изменений в использовании времени населением в результате осуществления тех или иных социально-экономических мероприятий.
  7. Изучение влияния на распределение и использование времени населения социально-экономических процессов и нововведений.
  8. Расчет и анализ балансов времени всего населения той или иной территории (город, область, республика, страна) для социального прогнозирования и планирования.

Понятие «бюджет времени» и «вид деятельности». Бюджет времени – это распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т. д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей [3, 4, 27]. Рассчитанный бюджет времени получает форму таблицы, в подлежащем которой приводится перечень видов деятельности, а в сказуемом – показатели затрат времени.

Вид деятельности – исследуемая единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфических потребностей (например: чтение, просмотр телепередач, шитье, сон и т.д.). Особое место в составе внерабочего времени и в общем бюджете времени населения занимает свободное время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развития и отдыха населения. Бюджет времени выступает своеобразной «моделью личности». Он является существенной особенностью, характеризующей образ жизни, быта, поведения как отдельной, так и социальной группы или даже нации в целом. Безусловно, структуру бюджета времени нельзя разбить на четкие блоки определенных занятий, оно носит многомерный характер, имеет определенные ритмы, насыщенность занятий, окрашено психическим состоянием человека, связано со многими одновременными занятиями. При изучении бюджетов времени выделяют до 100, 300 и более единиц классификации видов деятельности [2, 6, 16]. Выделение каких-либо других видов деятельностей осложненно в виде невозможности оценки и учета всех видов временных затрат. Как и любая другая отрасль социологического знания, изучение бюджетов времени испытывало и испытывает воздействие теоретико-методологических установок исследователя. В разных странах и в разные периоды такие влияния исходили одновременно со стороны общемировоззренческих представлений, своего рода «постулатов» социальной философии и со стороны смежных социальных дисциплин – экономики, культурологии, социопсихологии, других отраслей социологии (социологии досуга, индустриальной социологии, социологии образа и качества жизни…). Что касается общемировоззренческой направленности, или некоторых принципов общесоциологической теории, то в России, начиная с работ С.Г. Струмилина [3, 5, 10,15, 18], в данной проблематике господствовала марксистская, т.е. материалистическая теоретическая ориентация. Так же с начала нашего века, получили распространение и другие теоретико-методологические подходы. В США изучение бюджетов времени долгие годы испытывало сильное воздействие структурно-функционалистской методологии Т. Парсонса и Р. Мертона. Акцентировались явные и неявные функции занятий, их системность (в смысле социокультурной взаимосвязанности), функциональность как «полезность» и дисфункциональность в отношении общесоциальной стабильности. В Германии послевоенных лет, возможно, под влиянием работ Ю. Хабермаса и Н. Лумана [1, 4, 5, 12, 15, 16] исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности. Социология досуга, в рамках которой в мировой социологии развивалось рассматриваемое направление, претерпевала несомненные изменения под влиянием смены общетеоретических парадигм. Следует отметить, что изучение бюджетов времени в условиях плановой экономики естественно ориентировано на обеспечение обратной связи: от достигнутого состояния к его изменению путем государственного регулирования.

Особенности изучения бюджета времени:

  1. Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определяются прежде всего их социально-экономическими потребностями, складывающимися при определенных условиях труда, быта и отдыха и при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений.
  2. Все группы видов деятельности взаимосвязаны и в определенной степени взаимообусловлены.
  3. Системный подход к изучению использования времени, разработку и анализ баланса совокупного фонда времени всего населения некоторого региона.
  4. Время – одна из форм богатства человека, социальной группы и общества. Оно распределяется и потребляется (используется) в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил и характером производственных (т.е. социальных) отношений. Временное пространство – необходимое условие осуществления всей совокупности деятельности людей, удовлетворения их общественных и личных потребностей. В связи с этим время, как любая другая форма богатства, требует учета (изучения) и контроля за его распределением и расходованием (использованием).
  5. Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения или условиях жизни отдельных социальных групп отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей.
  6. Применения наряду с объективными показателями (продолжительность, структура, частота и др.) показателей и оценок субъективного характера – особенности ценностных ориентаций, отношения к тем или иным видам деятельности (оплачиваемый труд, домашняя работа, занятия в свободное время и др.), удовлетворенность условиями и результатом осуществления изучаемых видов занятий и др.
  7. Использование времени в обществе осуществляется в соответствии с законом экономии времени.

Важнейшие составные части суточного и годового бюджетов времени – рабочее, свободное и др. имеют относительно самостоятельное значение [4, 6, 7, 8, 11, 13, 22, 28].

Методика изучения бюджета времени. Исследования бюджетов времени населения в отечественной социальной науке имеют давнюю историю: первые попытки использования показателей времени были предприняты в середине XIX в. известными российскими социальными статистиками Д.П. Журавским, Н.И. Зибером, Н.Н. Романовым и др. Эти исследования носили экономико-статистический характер, и акцент в них делался на изучение структуры рабочего времени в целях оценки затрат труда в рабочих и крестьянских семьях. Социологи, как отечественные, так и западные, подключились к исследованиям бюджетов времени уже несколько позже, в 20-х гг. ХХ в. Исследователи считают, что первым социологом, который ввел в научный оборот термин «бюджет времени» в начале ХХ в., был президент Американской социологической ассоциации Ф. Гиддингс. Известный русский социолог П. Сорокин в 20-х гг. прошлого века в своих исследованиях также использовал понятие «бюджет времени человека», «бюджет суток». Именно российские социологи в 1921 г. пытались использовать разработки Ф. Гиддингса при изучении бюджета времени, используя специальные карточки, включающие 24 позиции по структуре времени. Наиболее значимыми в этот период считаются обследования бюджетов времени рабочих и крестьянских семей, проведенные под руководством С.Г. Струмилина [4]. В СССР и России с 20-х гг. по настоящее время, естественно, претерпела определенные изменения. В 1920-30-х гг. запись данных о видах деятельности и их продолжительности проводилась путем опросов за обычный, средний день. Начиная с 1960-х гг. исследователи стали прибегать к дневниковым записям: самофотографии или саморегистрации данных обследуемыми.

Продолжительность записи данных об использовании времени также претерпела изменения. В начале 1960-х гг. осуществлялись записи за 7 дней недели, позднее за 3 дня (будний, предвыходной и выходной дни), или 2 дня (рабочий и нерабочий дни), а сейчас, как правило, за один день недели так, чтобы в выборке обследуемой совокупности были пропорционально представлены все дни недели. С начала 1970-х гг. в наших исследованиях, а также в исследованиях Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР [5, 14, 20, 26, 29] респонденту наряду с дневником для записи данных о видах деятельности стал вручаться и вопросник. Он предназначен для выявления субъективных оценок по поводу условий использования рабочего и внерабочего времени (быт и свободное время), удовлетворенности ими и т. д.

Заключение. В настоящее время структура времени населения претерпевает дальнейшие изменения, что связано в первую очередь с глобальными изменениями, произошедшими в образе жизни населения в постсоветский период. Поэтому исследования бюджетов времени нисколько не потеряли своей актуальности. При этом особенно важен анализ дифференциации структуры бюджетов времени в тех социальных группах и контингентах, в которых изменения образа жизни, занятости, досуга проявились особенно ярко. Например, существенные изменения в этом аспекте произошли у студенческой молодежи. Сейчас, в отличие от советского периода, функционируют две формы получения высшего образования: бесплатная (бюджет) и платная. В связи с этим быстрыми темпами распространяется вторичная занятость студентов, совмещающих учебу на дневных отделениях и работу для получения дополнительного заработка. Это, с одной стороны, дает возможность улучшения материального положения студентов, а с другой – может ухудшать их посещаемость и успеваемость, т.е. негативно влиять на качество получаемого образования. В структуру свободного (внеучебного времени) студентов вошла такая, ранее не наблюдавшаяся его форма, как использование интернета, причем как в целях обучения, так и для общения и развлечений. Это, с одной стороны, расширяет кругозор студентов и круг их общения, а с другой – длительное, многочасовое «присутствие» в интернете забирает время, которое могло быть использовано, например, для занятий физкультурой и спортом, общественной работой и т.д. «Бюджеты времени – отличный индикатор изменений в повседневной жизни людей».

Таким образом, новые изменения в бюджетах времени, например, студентов, требуют тщательного изучения, оценки их положительных и отрицательных сторон и выработки практических рекомендаций по оптимизации этой структуры в целях повышения качества образования, уровня здоровья и уровня жизни студентов в целом. Поэтому так важно развивать методику исследований бюджетов времени, расширять теоретико-методологические подходы к изучению времени, особенно с использованием социологических методов, не только для всего населения, но и для различных групп в его составе. Такая дифференциация объектов исследования бюджетов времени является в настоящее время актуальной научной задачей. Вопросы о том, как правильно и с пользой использовать свое свободное время, будут существовать всегда и у всех. Однако особенно остро этот вопрос стоит для студента. Ведь оно всегда неотрывно связано с учебным временем. Бюджет времени включает в себя различные виды деятельности, дает оценку их актуальности, первостепенности и значимости; помогает наглядно увидеть вещи, требующие особого внимания, отражает динамику развития деятельности, относительно ее необходимости, и функционирования во взаимосвязи с другими видами. Прослеживается история развития методики изучения бюджета времени: начиная с дневниковых записей 20 века и заканчивая настоящим временем, где используются все возможные прелести научного прогресса, как компьютерные таблицы, сводки, диаграммы, графики и т.д. Таким образом, на сегодняшний день в связи с увеличивающейся долей самостоятельной работы студентов в общем объеме учебной деятельности и необходимости продолжения формирования у студентов здорового образа жизни стоит вопрос о проведении комплексных исследований в области научного прогнозирования подготовки здоровых кадров и научного планирования учебно-воспитательного процесса. Для научных исследований нормативов бюджета времени студентов, в более широком плане необходимо скоординировать усилия всех педагогических вузов и использовать уже имеющийся опыт работы в этом направлении.


Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Ляпин В.А., Амиржанова Д.З., Игнатьева Д.В., Елохова Ю.А. БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25364 (дата обращения: 16.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Авторы
  • Файлы


Казакова К.И.

1


1 «НГУЭУ»

Студенты часто откладывает дела на потом, делают все в последний момент, опаздывают. Но многие привычки, выработанные, будучи молодыми, становятся спутниками в течение всей жизни. Какой работодатель захочет принять в компанию ленивого сотрудника, вечно не успевающего все сделать в срок? В связи с этим тема изучения бюджета времени студентов будет актуальна, так как в период студенческой жизни формируется характер и зарождается компетентность будущего работника, а также его привычки, которые могут по-разному влиять на его трудовую деятельность в дальнейшем.

С целью изучения бюджета времени в ноябре 2013г. было проведено анкетирование студентов третьего и пятого курсов специальности «Управление персоналом» в Новосибирском Государственном Университете Экономики и Управления. Опрошенные студенты обучаются по разным программам: бакалавры и специалисты, соответственно. Разница между их учебными программами существенна и было интересно рассмотреть – насколько эффективно используют свое время студенты.

В середине учебного семестра студенты, участвовавшие в анкетировании, проводили самофотографию в течение семи дней недели, записывая в соответствующий бланк свои действия за день. В исследовании приняло участие 54 % студентов от общей численности группы каждого курса, что обеспечило репрезентативность выборки (при 5 % ошибке по Ядову В.А.).

Бюджет времени – это время, которым располагает человек. Так, недельный бюджет времени студента составляет 168 часов, его распределение представлено на рис. 1.

ekon13.tiff

Рис. 1. Структура недельного бюджета времени студентов 3 и 5 курсов, %

Ученые считают, что на сон в сутки человеку достаточно 8 часов, чтобы отдохнуть и в течение дня не чувствовать усталости, что составляет около 33 % от недельного бюджета времени. Студенты спят на 4-6 % больше и все равно большая часть студентов, а именно 73 % опрошенных, считают, что они не высыпаются. Студенты стараются выспаться на выходных, время на сон в эти дни в среднем составляет около 11 часов.

Из рис. 2 следует, что на учебу специалистам и бакалаврам дается разное количество времени по учебному плану. Специалистам выделяется больше времени на аудиторные занятия, а бакалаврам на самостоятельную работу. Третий курс (бакалавры) обучается 4 года и для получения полных знаний многое им приходится осваивать самостоятельно, поэтому в неделю они должны посвятить этому около 21 % времени от всего недельного бюджета (согласно учебному плану).

ekon14.tiff

Рис. 2. Структура учебной нагрузки, %

По факту, оба курса уделяют самостоятельной работе времени меньше, чем им установлено. Можно выделить ряд причин такой ситуации:

  • несложные задания,
  • учебные планы завышены, чтобы учесть скорость выполнения заданий всеми студентами,
  • некачественное выполнение заданий или их решение в последний момент.

Таким образом, бакалавры не используют около 6 % времени от общего бюджета (10 часов в неделю), а специалисты порядка 2 % (3,4 часов в неделю) на самостоятельную работу.

У студентов 3 курса остается свободного времени около 20 % (33,6 часов в неделю), не занятых на сон, учебу или передвижения в городе, а у специалистов порядка 33 % (55,44 часов в неделю) недельного бюджета времени (рис. 3). Это и понятно, что у бакалавров меньше времени уходит на досуговую деятельность, поскольку у них большее количество работ для самостоятельного изучения во внеаудиторное время. Большая часть студентов, на обоих курсах, проводит свободное время с друзьями, в социальных сетях и смотрит телевизор. Студенты уделяют им слишком много внимания, иногда забывая о времени, проживая не реальную жизнь вместе с этими объектами, откладывая все реальные дела на потом. Перераспределение досуговой деятельности позволит эффективнее использовать время.

ekon15.tiff

Рис. 3. Распределение времени на досуг студентами 3 и 5 курсов, %

Главное достоинство учебной программы специалистов, в том, что у них больше свободного времени, которое можно использовать для получения трудового опыта, но не все этим воспользовались. Только 12 % опрошенных 5-курсников работают и после окончания университета у них будет трудовой опыт, что положительно влияет на их дальнейшее трудоустройство.

В ходе проведения исследования был предложен ряд рекомендаций для улучшения эффективности использования времени студентами. Так, студенты мало времени отводят на спорт и чтение книг. Занятие спортом – это залог крепкого здоровья, меньшей подверженности различным заболеваниям и позитивного настроения в течение дня. Чтение книг позволяет развивать общие и специальные компетенции, получить дополнительные знания, которые с легкостью можно будет использовать в дальнейшей работе. Хочется пожелать студентам – читайте больше, это влияет на Ваш имидж и Вашу конкурентоспособность на рынке труда.

Введение режима дня также отлично влияет на повышение эффективности. В итоге студент не только знаете расписание своего дня, но и количество времени, отведенное на каждый вид деятельности, что позволит устранить опоздания или не высыпания.

Сегодня набирает популярность наука по управлению временем – тайм менеджмент. Она пропагандирует рациональное расставление приоритетов и разделение на подцели для быстрого достижения результата. Рациональное планирование режима дня и исключение из него бесполезных занятий обязательно приведёт к высоким результатам. Умению управлять своим временем необходимо учиться и оно пригодится не только во время обучения в ВУЗе, но и в последующей трудовой жизни.

Научный руководитель – Кудаева М.М., к.э.н., ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом.


Библиографическая ссылка

Казакова К.И. ИЗУЧЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1.
– С. 40-41;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34177 (дата обращения: 16.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Хотите учиться бесплатно?

Зачем планировать бюджет

Когда-нибудь задумывались, на что уходят ваши деньги? Допустим, вы спонтанно купили новые кроссовки. При этом у вас остались траты на продукты, проезд и прочее. Уже через неделю вы обнаружите, что цифры на вашем счету превратились в предательский ноль. Хорошо, если можно позвонить родителям и попросить гуманитарную помощь. Но ведь такой вариант есть не всегда, да и гордость не позволяет. Планирование бюджета нужно как раз для того, чтобы избежать подобных ситуаций. Оно помогает лучше понимать ваши расходы и доходы. И, как результат, контролировать их.

Имейте в виду. Если ваш бюджет изначально мал, планирование его не увеличит. Но оно точно поможет в правильном распределении средств.

Как составлять бюджет на месяц

  1. Выпишите ваши доходы. Укажите все из разных источников, но учитывайте только стабильные. Как правило, это стипендии, донаты от родителей и родственников, зарплата с подработки и другие накопления. Подарки на день рождения и Новый Год не считаются.
  2. Затем выпишите расходы. Распределите их на две большие категории: обязательные и необязательные. К первым относятся те вещи, без которых вы действительно не сможете жить: коммунальные платежи, аренда, продукты, транспорт, материалы для учебы, мобильная связь. Необязательные расходы — это развлечения, походы в кафе, кино, хобби, оплата подписок и прочее. Будьте предельно честны, когда составляете список расходов.
  3. Сведите расходы и доходы. Составлять бюджет удобнее всего в таблице. Так вы сразу увидите разницу между тем, сколько получаете и тратите. Можно воспользоваться Excel и заодно прокачать навык работы в этой программе, или расчертить табличку самому. Третий вариант — специальные приложения. О них поговорим чуть позже.

    Беремся за калькуляторы. Сначала суммируем все доходы, а потом все расходы, и вычитаем последние. Например, вы получаете в месяц 30000, а тратите 25000 рублей. 30000 — 25000 = 5000. Поздравляем. Ваши расходы не превышают доход. Здорово, если хотя бы 20% дохода остаются нетронутыми. Это значит, что ваш бюджет сбалансирован и остаток можно убрать в копилочку на будущее. Если же вы вышли в ноль или минус, лучше перераспределить свои финансы.

  4. Рассчитайте недельный бюджет. Для этого отдельно сложите обязательные расходы, а потом вычтите их из общей суммы доходов. Полученный результат поделите на четыре (по количеству недель в месяце). Допустим, вам всенепременно нужно иметь на счету 20000 для оплаты аренды и покупки продуктов. Значит следует «заблокировать»‎ эту сумму, то есть убрать из возможных трат. Тогда из дохода в 30000 доступными останутся всего 10000 рублей. Делим их на 4 и получаем 2500 рублей — недельный лимит на необязательные расходы.

Планирование бюджета за рубежом

Планирование бюджета за рубежом несколько сложнее, чем в родной стране. Вы не знаете местных цен, поэтому не понимаете, сколько денег закладывать на траты. Можете посмотреть их заранее на сайте Numbeo или в наших статьях про обучение в конкретной стране (там везде указаны дополнительные расходы). Но в любом случае первые месяцы вам придется «настраиваться» под местные цены и узнавать, как и что работает. Только после получится правильно спланировать бюджет. О чем еще нужно помнить, когда распределяете финансы за рубежом и откуда их вообще брать?

  • Запись всех расходов. Очень полезная штука в целом и особенно тем, кто учится за границей. Заведите привычку всегда записывать, сколько и на что вы потратили. Поначалу это кажется занятием скучным и бесполезным, но хорошо окупается в перспективе. Когда вы точно знаете свои расходы — бюджет планируется легче.
  • Жить дорого. Студенту в России в среднем нужно 20500 рублей в месяц (при условии, что он живет в общежитии)[1]. В Британии же потребуется от 80000 рублей[2].
  • Стипендии. Это ваш шанс хотя бы частично покрыть расходы на обучение и проживание. Получить стипендию или грант за рубежом так же реально, как в родной стране. Правда, далеко не все из них позволяют жить с комфортом. Многое зависит от конкретного вуза. Но вам в любом случае стоит попробовать и податься на стипендию. Подробнее читайте в нашей статье про варианты финансирования обучения.
  • Студенческие льготы и скидки. Практически нет таких стран, где студенты не относились бы к «особой» категории граждан.‎ Многие государства дают им специальные льготы на транспорт, посещение музеев, покупку билетов в кино или некоторых брендов одежды. Например, по студенческому билету можно получить скидку в Asos и Topshop.
  • Подработка. В среднем иностранным студентам разрешено работать до 20 часов в неделю. Где-то меньше (в Швейцарии — 15), где-то больше (в Японии — 28). Самые популярные подработки: репетитор, официант, сиделка и догситтер. Подробнее о работе студентов и особенностям по странам — в нашей статье.

Ошибки при составлении бюджета

  • Занижать расходы. Говорю вам на собственном опыте — это плохая практика. Всегда честно оценивайте свои траты.
  • «Авось повезет». Не надейтесь на подарки свыше. Планируйте бюджет на основе реальных регулярных доходов. Если вы только предполагаете, что получите дополнительные финансы в этом месяце, лучше не закладывайте их в план. ‎
  • Забывать о приоритетности. Помните про деление на обязательное и необязательное. Новая одежда — это, конечно, хорошо, но арендная плата явно важнее. Поэтому и в приоритете она будет стоять выше. Сначала главное — потом все остальное.
  • Сильно себя ограничивать. Не стоит полностью урезать траты на развлечения. Если вы объективно можете их себе позволить, оставьте место для маленьких радостей.

Хотите учиться бесплатно?

Как экономить, когда ты студент

У студентов не так много возможностей пополнять свои финансы. О некоторых мы уже сказали выше: стипендия, подработка и разные скидки. Здесь же поговорим о других, менее очевидных способах экономии.

  • Карта ISIC. International Student Identity Card — международный студенческий. Он работает в 135 странах мира, и его можно оформить в России. ISIC дает скидки на разные виды транспорта, посещение достопримечательностей, обед в некоторых кафе, проживание в гостиницах и так далее. Получить его могут школьники от 12 лет, студенты бакалавриата, магистратуры и докторантуры.
  • Электронные книги. Многие учебники вам дадут в библиотеке, но если их там нет, то необязательно тратить деньги на печатный вариант. Сегодня каждый студент носит на пару ноутбук или планшет. Скачайте учебник в электронном формате. Там можно и важную информацию выделять, и комментарии добавлять. Удобно.
  • Б/у учебники. Другой лайфхак — покупка с рук. Многие старшекурсники с радостью сбывают ненужные учебные материалы дешевле, чем они есть в магазинах. Проблема — такие книги часто исписаны и уже заполнены предыдущими хозяевами.
  • Совместный съем жилья. Не во всех странах иностранным студентам доступно общежитие. Например, в Нидерландах его катастрофически не хватает. Поэтому за рубежом распространено проживание студентов (не обязательно близких друзей) в одной квартире. Каждый снимает по комнате, а счета за коммунальные услуги делятся поровну.
  • Распродажи. Вот мы и дошли до бабушкиных способов. Шутки шутками, а он ведь действительно работает. Если вы понимаете, что денег совсем не хватает, то почему бы не пойти на распродажу в продуктовый или магазин одежды.
  • Университетские столовые. Как правило, обеды там дешевле, чем в кафе и ресторанах. В некоторых странах есть целые сети студенческих столовых. Так, во Франции работают Resto U, где полноценный обед с десертом стоит 4 USD.

Приложения для контроля финансов

Если вы пока новичок в составлении бюджета или просто не хотите тратить много времени на графики и таблицы, воспользуйтесь специальными сервисами. В них можно забить расходы / доходы, и они все посчитают за вас. Правда, большинство таких приложений не бесплатны и только добавляют строчку в траты. Наиболее популярные приложения:

  • Тяжеловато (бесплатно)
  • Financisto (бесплатно)
  • Wallet (бесплатно)
  • Дзен-мани (платно)
  • Money Lover (платно)
  • Дребеденьги (платно)[3]

Связанные статьи

МАЛЬКИНА М. Е.

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические предпосылки к изучению бюджета времени студенческой молодежи. Анализируется бюджет времени современных студентов.

Ключевые слова: бюджет времени, свободное время, студенческая молодежь.

MALKINA M. E.

TIME BUDGET OF YOUNG UNIVERSITY STUDENTS

Abstract. The article deals with the theoretical background of the time budget of young students. The author presents an analysis of the time budget of students of Mordovia State University.

Keywords: time budget, free time, university student, youth.

За годы реформирования в нашей стране выросло новое поколение, социализация которого проходила, и в некоторой степени проходит и сейчас, в условиях продолжительного системного кризиса общества. Трансформирующееся общество было не в состоянии определить новые задачи воспитания. На данный момент именно это поколение является большей частью студенческой молодежи. Изучение поведения и ежедневной деятельности молодежи позволяет рассмотреть как решается противоречие между условиями социализации студенчества и стоящей перед ним необходимостью решать вопросы, связанные с социально-экономическими преобразованиями в организации и функционировании рынка труда, изменениями в системе образования и рядом других проблем.

Бюджет времени представляет собой распределение фонда времени студентов по направлениям его использования, состоит из рабочего и внерабочего времени. Он позволяет определить, каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека [4, с. 456].

Бюджет времени – это имеющееся у нас в распоряжении время (24 часа в сутки, не зависящее от нас) и совокупность дел, на которые мы его тратим. Получается, что мы реально планируем только расходную часть нашего бюджета времени исходя из имеющегося постоянного поступления этого времени. Чем бюджетирование отличается от планирования? При планировании бюджета мы планируем распределение имеющегося в нашем распоряжении ресурса (времени) на сферы наших интересов. А при бюджете рассматривается либо расход, либо уже израсходованное время [2].

Рабочее время – это время работы, с целью заработка, учебы, которое мы расходуем на выполнение общественно необходимых работ.

Свободное время – 1. Это часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом разного рода необходимых затрат. 2. Это время, направленное на развитие личностных качеств человека, удовлетворение его духовных, физических и других социально значимых потребностей.

В развитии исследований бюджета времени выделяют несколько этапов. Первый этап длился с 1920-1930 гг. и связан с С. Г. Струмилиным. Второй этап проходил с середины 1950-х до конца 1960-х гг. и его связывают с Г. А. Пруденским. Третий этап – 1970-1980-е гг. Во время данного периода ученые чаще всего применяли методику, использованную в международном проекте под руководством А. Салаи.

XXI век характеризуется глобальными переменами, динамизмом и ускорением. На образ жизни человека, как и на использование им времени, влияют изменения в технике, образовании, доходах. Так, если раньше молодежь могла себе позволить часто ходить в театры и музеи, то в современном мире, если молодой человек и захочет пойти в театр, то сначала нужно будет накопить деньги.

Облик современного студента тоже довольно сильно поменялся. Изменилось и содержание свободного времени. Теперь оно стало рассматриваться не как средство культурного развития, а как средство отдыха.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности студента. Оно непосредственно влияет и на его учебную сферу деятельности. Использование свободного времени студентов является своеобразным индикатором их культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы [3, с. 107].

Современные формы времяпровождения отражают не только возрастные особенности студентов, но и уровень жизни молодых людей. Общей тенденцией стала примитивизация свободного времени, сведение его к визуальным пассивным способам времяпровождения [1, с. 116].

Г. А. Пруденский предложил следующую классификацию внерабочего времени: свободное время он определяет как часть внерабочего времени, остающегося за вычетом: 1. Времени, не находящегося в процессе труда, но непосредственно связанного с производством (переодевание, умывание). 2. Времени, идущего на дорогу. 3. Времени, затрачиваемое на бытовые нужды. 4. Времени на личную гигиену, питание, сон.

Вероятно, исследования бюджетов времени в Советской России были одной из важных предпосылок появления в конце 30-х гг. работ П. А. Сорокина по проблематике

времени. В США изучение бюджетов времени испытало сильное воздействие структурно-функциональной методологии Т. Парсонса и Р. Мертона. В Германии послевоенных лет, возможно, под влиянием работ Ю. Хабермаса и Н. Лумана, исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности.

Социология досуга, в рамках которой в мировой социологии развивалось рассматриваемое направление, претерпевала несомненные изменения под влиянием смены общетеоретических парадигм. В этом ракурсе менялись акценты целевых установок исследований бюджетов времени. Например, многие исследователи переходили к качественному изучению деятельности, распределенной во времени.

Исследования бюджетов времени – направление, которое получило широкое распространение в России, начиная с 1920-х гг., затем после длительного перерыва – с конца 1950-х гг. и по настоящее время.

Бюджет времени рассчитывается, как правило, на одного человека в качестве представителя определенной социальной группы в среднем за день или неделю.

Образование относят к свободному времени, хотя у современной студенческой молодежи образование занимает одно из ведущих место в жизни на момент получения образования, и, соответственно, отнимает достаточно большое количество времени, за исключением работающих студентов. Так как у студенческой молодежи, которая помимо учебы еще и работает – время на работу и учебу чаще всего приходится на одну и ту же часть суток, и, для студента автоматически работа ставится приоритетнее обучения в учебном заведении.

Проанализировав результаты исследования, проведенного автором в марте и ноябре 2015 г. среди студентов МГУ им. Н. П. Огарева методом самофотографии, можно сделать вывод о том, что студенты данного вуза больше всего времени тратят на социальные сети, они «находятся в них» даже на учебе, работе и в общественных местах. Второе место занимает учебная деятельность, третье – время в пути, четвертое – просмотр телевизора. На социальные сети в среднем уходит по 7 часов в день у каждого «огаревца». Учебная деятельность занимает чуть меньше времени, на нее студенты тратят порядка 5,5 часов в день. На дорогу уходит в среднем от 1 до 2 часов в день. Соответственно, досуг современная студенческая молодежь проводит, в основном, в социальных сетях, таких как «Вконтакте», «Instagram», «Twitter», «Facebook» и реже в «Одноклассниках» (данной социальной сетью заинтересовано старшее поколение).

У большинства студентов, проживающих в общежитиях нет телевизоров, поэтому они меньше времени тратят на его просмотр. Однако, те, у кого он есть довольно часто могут просидеть за ним безо всякой надобности, и это время составляет в среднем 1,5-2 часа в день.

На чтение книг у студентов уходит в день около 1,5 часов. Современная молодежь или не читает вовсе, или же погружается в книги «с головой».

Гигиенические процедуры занимают в среднем у большинства студентов лишь 15-30 минут в день. У абсолютного большинства современных девушек достаточно много времени уходит на приведение себя в порядок. В среднем у каждой девушки расходуется на это около 1 часа каждый день.

Очень многие студенты любят поспать, на сон в среднем уходит 11 часов в сутки у каждого студента. К сожалению, занятия спортом отмечали далеко не все студенты. Лишь около 3 часов в неделю современный студент занимается спортом. Участвующих в волонтерских движениях и того меньше, на это уходит менее трех часов в неделю (в среднем 2,5 часа).

По данным исследования проведенного Социологическим центром РАГС в 2009 году свободное время студентов по местам распределилось таким образом: 1. СМИ (просмотр телепередач и видеофильмов) (43%). 2. Общение (31%). 3. Спортивные мероприятия, прогулки (18%). 4. Увлечения и развлечения студентов (8%). В среднем свободное время составляет 4-5 часов в день [5].

В свободное время россияне обычно смотрят телевизор, а общественной деятельностью, самообразованием или спортом занимается незначительное меньшинство. Психологи называют это пережитком советского прошлого, когда проявлять активность было принято только по приказу. По данным социологов, потребительский пассивный отдых предпочитают и большинство жителей развитых стран, однако они гораздо чаще россиян ходят в рестораны или кино. Перед телевизором проводят свободное время более трех четвертей (79%) россиян, гласят результаты опроса «Левада-Центра». Почти две трети опрошенных (61%) в часы досуга также общаются с семьей, более трети (38%) – слушают музыку, почти столько же (36%) – читают книги или прессу. Треть (33%) выезжают на природу – поработать на даче или порыбачить, пятая часть (20%) – сидят в барах или гуляют с компанией во дворах, почти каждый пятый (18%) играет в компьютерные игры. Лишь 13% участников опроса сказали, что любят тратить свободные часы, катаясь на велосипеде или на роликах. Только 8% регулярно посещает спортивные залы, еще меньше (4%) играют в командные виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол. Сторонников интеллектуального отдыха тоже оказалось немного. Только 9% опрошенных посещают театр, музеи и лишь 6% ходят на курсы, лекции, или самостоятельно обучаются полезным навыкам. Меньше всего

оказалось тех, кто готов свободное время работать на благо общества – всего 2% респондентов заявили, что участвуют в деятельности общественных организаций или работают волонтерами. Еще 2% ответили, что у них практически нет свободного времени.

Жители Европы также предпочитают свободное время проводить в четырех стенах. Такие результаты демонстрирует опрос, проведенный Брюссельским маркетинговым центром GfK Ad Hoc Research Worldwide в 2013 году. Одним из самых популярных способов отдохнуть оказался «выход в город», например, посещение ресторана. Главные приверженцы этого – голландцы, шведы и британцы. Половина (49%) испанцев заявили, что одно из любимых занятий для них – поход в кино. Обустройству сада/огорода отдали свое предпочтение 56% румын. А больше половины финнов (55%) назвали своим любимым видом досуга спорт [6].

В завершении можно сделать вывод о том, что бюджет времени – распределение всего времени определенной временной единицы (сутки, неделя, месяц) на всевозможные виды деятельности, осуществляемые той или иной группой людей. Обычно рассматривают бюджет времени отдельных людей уже после изучения дневниковых записей распорядка дня. Большую часть своего времени современная молодежь тратит на социальные сети и учебу. Меньше всего времени студенты тратят на спорт и волонтерские движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев И. С. Проблемы реализации свободного времени студентов / Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. – 168 с.

2. Бюджет времени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pttm.ru/vesti-biudzhet-vremeni.

3. Зубок Ю. А. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. – М., 2008. – 520 с.

4. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1998. – 664 с.

5. Свободное время студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rags.ru.

6. Смотреть в «ящик»: Опрос Левада-центра от 26.08.2014 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.levada.ru/2014/08/26/smotret-v-yashhik.

Обучение за границей: После приезда

Как составить студенческий бюджет и не разориться?

Планируем свой студенческий бюджет так, чтобы деньги оставались и на учебу, и на развлечения

планирование студенческого бюджета

Многие студенты, уехав учиться за границу, впервые сталкиваются с необходимостью самостоятельно вести бюджет, планировать свои доходы и расходы. Из-за этого уже в первые месяцы «взрослой жизни» студенты часто испытывают финансовые проблемы. Обычно речь идет о перерасходе и нехватке средств, и признаться в этом родителям может быть очень непросто.

Согласно результатам опроса National Student Money Survey 2018, целых 78% студентов испытывают постоянное волнение из-за нехватки денег, а еще 70% сожалеют о собственном низком уровне финансовой грамотности.

Что сделать, чтобы избежать проблем с деньгами? Все достаточно просто: нужно научиться грамотно составлять свой студенческий бюджет, который позволит вам легко покрывать все обязательные расходы и не экономить на дополнительных тратах.

Специально для вас мы в Hotcourses.ru подготовили полезные советы, которые повысят ваш уровень студенческой финансовой грамотности и помогут раз и навсегда забыть о проблемах с деньгами!

Зачем вообще составлять бюджет?

Ведение бюджета может показаться довольно скучным занятием для студента, и все же есть целый ряд преимуществ в том, чтобы контролировать свои расходы.

Представьте, что ваш банковский счет – это протекающее ведро. Периодически открывается кран, чтобы наполнить его, – это ваш доход.

Но в вашем «ведре» полно дырок, через которые вытекают ваши деньги. Уровень воды будет постоянно меняться, но пока воды в ведре достаточно – проблем нет.

Однако, проблема возникнет, если уровень воды станет слишком низким. Вы должны будете начать закрывать эти дыры в ведре (ваши привычки расходования средств). Именно в этом и заключается бюджетирование.

Одним словом, это помогает поддерживать постоянный уровень воды, чтобы вы могли продолжать тратить деньги на то, что вам нужно и нравится (в пределах разумного, конечно).

Вне зависимости от того, пытаетесь ли вы отложить крупную сумму, например, на отпуск или свой первый автомобиль, или же вы просто хотите подстраховаться на случай чрезвычайных ситуаций, вроде срочного лечения или ремонта сломавшейся электроники, грамотно спланированный бюджет значительно облегчит и упорядочит вашу студенческую жизнь.

Планирование студенческого бюджета

Основной механизм составления студенческого бюджета довольно прост: нужно подсчитать размер своих доходов и размер расходов, а затем понять, насколько они сбалансированы.

Это позволит вам понять, как перераспределить свои расходы таким образом, чтобы не только легко оплачивать все необходимые траты, но еще и откладывать значительные суммы.

1) Установите размер своих доходов

Для начала подсчитайте, каков ваш суммарный ежемесячный доход. Обычно у студентов доход складывается из следующих сумм:

  • деньги от родителей
  • выплаты по стипендии или гранту
  • заплата с постоянной работы или подработки
  • другие накопления

2) Установите размер своих расходов

Затем нужно подсчитать, сколько вы тратите в месяц по каждой статье расходов. При этом расходы могут быть обязательными и необязательными:

Обязательные расходы:

  • арендная плата
  • счета (газ, электричество, вода, страховка, мобильная связь, интернет и т.д.)
  • продукты питания
  • транспортные услуги (проездные билеты или расходы на содержание автомобиля)
  • учебники и другие материалы, необходимые для учебы

Необязательные расходы:

  • посещение кинотеатров, клубов, вечеринок и т.д.
  • питание вне дома
  • траты на хобби и досуг (покупка книг, посещение воршкопов и занятий вне вуза, покупка билетов на концерты и т.д.)
  • посещение фитнес-клуба
  • одежда и обувь
  • посещение парикмахера, салона красоты и т.д.
  • оплата цифровых услуг, типа Spotify или Amazon Prime
  • расходы на путешествия (авиабилеты, отели, транспорт, билеты на посещение достопримечательностей и т.д.)

3) Подсчитайте свой недельный бюджет

После установления доходов и расходов вы можете подсчитать свой еженедельный бюджет. Для этого:

  • из общей суммы ежемесячного дохода вычтете сумму обязательных ежемесячных расходов
  • полученный результат разделите на количество недель в месяце

Сумма, которую вы получите, – это ваш еженедельный бюджет, которым вы можете распоряжаться по своему усмотрению без ущерба для обязательных расходов.

4) Поставьте перед собой цель

Итак, вы подсчитали свои доходы, расходы и установили еженедельный бюджет? Отлично! Но, что если на все расходы в неделю у вас осталось слишком мало денег?

Вне зависимости от того, хотите ли вы поддерживать установленный бюджет или урезать свои расходы, все сводится к постановке финансовых целей, чтобы либо сократить свои расходы, либо увеличить свой доход.

Например, если вы ежемесячно тратите $100 на еду вне дома, вы можете научиться готовить и урезать эту статью расходов, как минимум, на половину.

Или, если у вас уходит очень много денег на абонемент фитнес-клуба, вы можете узнать о бесплатных спортивных возможностях вашего вуза или пересмотреть свой подход к спорту и выбрать другой, менее затратный, вид физических нагрузок.

Согласитесь, держать все эти вычисления в голове не очень удобно, именно поэтому важно знать о специальных инструментах для грамотного бюджетирования…

Инструменты для ведения бюджета

Мы уже рассказали вам о том, как и зачем составлять студенческий бюджет. Теперь стоит также отметить инструменты, которые помогут вам в бюджетировании, сэкономят ваше время и силы.

Бюджетная таблица Excel

Если вы не дружите с математикой, не готовы к сложным подсчетам и высокотехнологичным решениям, в бюджетировании вам поможет самая простая таблица Excel, создавать которую вас наверняка учили еще в школе. Здесь вы легко можете создать отдельные графы для каждой статьи расходов и доходов, а с помощью заданных математических вычислений – произвести расчет бюджета.

Мобильные приложения для бюджетирования

Если вы предпочитаете пользоваться мобильными приложениями, вы можете скачать одно из множества специальных приложения для ведения бюджета. Такие приложения учитывают все статьи расходов и доходов, сами формируют ежемесячный и еженедельный бюджет, указывают на статьи с перерасходом и дают советы по разумной экономии средств.

Среди самых популярных приложений:

  • CoinKeeper
  • Дзен-мани
  • Money Flow
  • Money Lover
  • Деньги ОК

Хотите найти способ отложить как можно больше денег во время учебы за рубежом? Узнайте о том, как студенту сэкономить за границей или устроиться на работу во время учебы.

Как путешествовать во время учебы за рубежом

Как заработать за границей во время учебы

Добавить комментарий