Как составить бюджет жкх

Управляющие домом организации, а также ТСН/ТСЖ имеют свой собственный бюджет, куда включаются все их доходы и расходы. Составление смет доходов и расходов относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. УО для удобства бухучёта также могут их вести. Читайте об общих правилах составления смет при планировании расходов и доходов.

Бланк необходимо разработать самостоятельно

Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени.

В смете планируется, сколько организация получит дохода и сколько будет потрачено денежных средств в процессе её деятельности. Документ составляется обычно раз в год. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Управляющие домом организации могут также составлять сметы для удобства расчётов, а также составления планов по содержанию общего имущества МКД и ведения отчётности.

На законодательном уровне бланк сметы для УО и ТСЖ не установлен. Поэтому организации, управляющие многоквартирными домами, разрабатывают его самостоятельно. ТСЖ утверждает его на общем собрании членов товарищества, заносит в Устав, а УО при необходимости может сделать эту форму одним из приложений к договору управления с собственниками.

Смета может быть составлена от руки на бумаге любого формата или в электронном виде, расположена как вертикально, так и горизонтально. Если смета занимает более одной страницы, то листы должны быть прошиты и пронумерованы. В шаблоне обязательно должны быть указаны:

  • название товарищества/организации;
  • дата утверждения сметы и период, на который она составлена;
  • таблица с запланированными показателями доходов и расходов: перечень статей и подстатей, объём запланированных работ, услуг и их стоимость.
  • итоговые цифры.

Доходы управляющей компании

Доходы управляющей компании

Структуру сметы диктует перечень статей расходов и доходов

Структура сметы зависит от перечня статей расходов и доходов организации или товарищества. Перечень статей диктует форму сметы, её состав и группировку, систему детализации доходов и расходов.

Перечень расходов организации или товарищества формируют такие ПП РФ как № 290, № 491, № 354, № 416 и другие НПА, определяющие обязанности по управлению многоквартирным домом.

Пункты сметы должны быть прописаны чётко и соответствовать выполняемым составителем обязанностям, влекущим расходы или доходы. При составлении сметы обязательно указываются:

  • площадь дома,
  • площадь общего имущества,
  • площадь и количество жилых и нежилых помещений.

При этом важно помнить, что суммы, заносимые в плановые сметы доходов и расходов, фиксируются с учётом НДС.

Смета должна быть подписана и подтверждена расчётами

Смета доходов и расходов составляется сотрудником ТСЖ, который выполняет функции бухгалтера. В УО, если принято решение составить такую смету, обычно этим занимаются сотрудники экономического отдела. При составлении сметы организация или товарищество определяет, в каких единицах указываются запланированные суммы: чаще всего в рублях.

Документ может быть составлен и утверждён в электронном виде, например, с помощью электронного документооборота. Но в таком случае его необходимо распечатать и подписать у председателя ТСЖ или, в случае УО, главного должностного лица организации. Подпись на бланке сметы свидетельствует о её действительности. Сроки, в которые смета составляется и утверждается, в законодательстве РФ не указаны, как и форма её составления. ТСЖ готовит и утверждает смету на будущий год  в конце предыдущего или в самом начале нового календарного года.

В основу расчёта планируемых доходов и расходов берутся смета за прошлый период и фактические данные о её выполнении, остаток средств предыдущего периода, средняя стоимость работ по обслуживанию и управлению многоквартирными домами. Также учитываются инфляция и уровень колебания цен, повышение тарифов и характеристики дома, по которому составляется смета. Все сметные статьи должны подтверждаться расчётами или объяснительными документами.

Особенности учёта расходов УК на услуги управления МКД

Особенности учёта расходов УК на услуги управления МКД

В доходы не включаются субсидии и взносы собственников на капремонт

Поговорим об общих, стандартных статьях доходов и расходов сметы для ТСЖ/ТСН или УО. По структуре смета делится на два больших блока: доходов и расходов, которые соответственно также делятся на группы и подгруппы в зависимости от перечня доходных и расходных статей. Остановимся сначала на доходах.

Доходы – это все денежные средства, которые за определённый период получает в результате своей деятельности управляющая домом организация (п. 2 ПБУ 9/99). Доходная часть сметы обязательно должна начинаться с суммы остатка денежных средств предыдущего периода. Затем формируется перечень статей доходов на планируемый период:

1. Доходы от обязательных услуг и работ: это платежи жителей дома за жилищные услуги, плата за содержание домом и управление.

2. Плата за посреднические/агентские услуги: за сбор платы за коммунальные услуги по договору с РСО при наличии таких договоров.

3. Доходы от использования общего имущества дома: сдача в аренду помещений и участков придомовой территории, размещение рекламы и оборудования.

4. Иные доходы: например, выплаченные жителями МКД и третьими лицами в адрес ТСЖ/УО штрафы и суммы возмещения ущерба.

К доходам не относятся средства целевого финансирования: например, платежи за капитальный ремонт МКД и субсидии, выделяемые из бюджета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Каждая из приведенных выше групп подразделяется на подгруппы и подстатьи в зависимости от перечня запланированных в будущем году услуг и работ. Например, по статье «Доходы от использования общего имущества МКД»: аренда части фасада дома ООО «Компания» (размещение баннера 6*3), размещение оборудования ООО «Провайдер» в подъездах №№ 1-4, аренда подвального помещения в 12 кв.м. ИП Иванов И.И. и т.д.

Каждая группа в смете должна быть разбита на подгруппы и подстатьи в соответствии с количеством работ и услуг, которые предусмотрены к выполнению и оказанию в будущем году хотя бы один раз.

Смета должна содержать все направления расходования средств

Список статей расходов ТСЖ/УО за год будет намного длинней и подробнее, чем соответствующий перечень доходов организации. Расходы – это все затраты организации, которые она несёт в процессе своей деятельности и которые приводят к уменьшению её средств (п. 2 ПБУ 10/99).

В смету обязательно должны быть включены следующие расходы:

1. По содержанию общего имущества дома, в том числе платежи в адрес РСО за КР на СОИ, придомовой территории.

2. По текущему ремонту ОИ МКД за услуги подрядчиков, которые проводят ремонт.

3. Административные, которые касаются работы ТСЖ/УО: материальные, кадровые, хозяйственные, за услуги банка и ЕРЦ и др.

4. Налоговые сборы и страховые взносы.

5. Выплаты штрафов, пени, неустоек и иного ущерба.

6. На капитальный ремонт за услуги подрядчиков.

7. Непредвиденные, если в предыдущие периоды такие траты возникали регулярно.

Каждая ТСЖ или УО составляет свой список статей расходов в зависимости от наличия или отсутствия в её деятельности тех или иных услуг и работ, связанных с управлением многоквартирным домом.

В какой форме УО составить годовой отчёт за 2018 год

В какой форме УО составить годовой отчёт за 2018 год

Отчёт о выполнении смет размещается в ГИС ЖКХ

Обязанность вести сметы доходов и расходов, а также размещать их в ГИС ЖКХ закреплена за ТСЖ, ТСН и кооперативами (п. 17 разд. 10 № 74/114/пр). Согласно п.п. 15, 16 разд. 10 № 74/114/пр, УО обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ сведения о своей финансовой (бухгалтерской) отчётности и годовой отчёт о выполнении договора управления, куда входят и сведения о расходах и доходах за прошедший период.

Запланированные УО суммы расходов на услуги и работы по управлению МКД ложатся в основу расчёта размера платы за содержание 1 кв.м. площади помещения в многоквартирном доме и отражаются в перечне работ и услуг. Перечень утверждается на общем собрании собственников помещений в МКД. При необходимости УО может вынести на обсуждение и смету расходов и доходов.

Если УО решила вести такую смету или собственники оговорили подобное условие в договоре управления, то ей следует учесть:

1. Форма сметы не утверждена законодательством, разработать её нужно самостоятельно.

2. Смета составляется на следующий отчётный период.

3. В доходы не включаются субсидии и взносы на капремонт от собственников помещений.

В следующей статье мы подробнее поговорим о составления смет доходов и расходов в ТСЖ/ТСН и размещении этого финансового документа в ГИС ЖКХ.

Код раздела 05

Раздел “Общегосударственные вопросы” включает расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на иные разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, в том числе расходы на обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы муниципального образования, расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов.

Источник: отчет Казначейства России на 01.03.2022

Подразделы

Рз/Пр Наименование подраздела Утверждено Исполнено Не исполнено
0501 Жилищное хозяйство 52 032 888 800,00 ₽ 29 013 546 639,68 ₽ 23 019 342 160,32 ₽
0502 Коммунальное хозяйство 68 654 794 800,00 ₽ 18 525 362 459,69 ₽ 50 129 432 340,31 ₽
0503 Благоустройство 80 512 385 400,00 ₽ 16 216 691 297,43 ₽ 64 295 694 102,57 ₽
0504 Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства 539 858 500,00 ₽ 134 964 925,00 ₽ 404 893 575,00 ₽
0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства 260 159 594 200,00 ₽ 115 888 565 222,10 ₽ 144 273 653 977,90 ₽

  • ГРБС
  • ГП
  • НП
  • Все строки
Код ГРБС Наименование ГРБС Утверждено Исполнено Не исполнено
051 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 2 440 905 900,00 ₽ 0,00 ₽ 2 440 905 900,00 ₽
069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 182 463 467 100,00 ₽ 95 730 266 589,44 ₽ 86 735 825 510,56 ₽
075 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 9 876 895 800,00 ₽ 4 603 504 000,00 ₽ 5 273 391 800,00 ₽
082 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 3 230 000 000,00 ₽ 19 079 430,53 ₽ 3 210 920 569,47 ₽
092 Министерство финансов Российской Федерации 142 900 000 000,00 ₽ 44 510 017 640,68 ₽ 98 389 982 359,32 ₽
139 Министерство экономического развития Российской Федерации 22 099 603 300,00 ₽ 1 725 362 459,69 ₽ 20 374 240 840,31 ₽
141 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 14 734 500,00 ₽ 0,00 ₽ 14 734 500,00 ₽
180 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации 4 133 089 700,00 ₽ 109 028 550,39 ₽ 4 024 061 149,61 ₽
187 Министерство обороны Российской Федерации 89 315 542 000,00 ₽ 33 040 704 375,00 ₽ 56 274 837 625,00 ₽
188 Министерство внутренних дел Российской Федерации 2 498 709 200,00 ₽ 37 686 314,97 ₽ 2 461 022 885,03 ₽
303 Управление делами Президента Российской Федерации 692 653 900,00 ₽ 0,00 ₽ 692 653 900,00 ₽
320 Федеральная служба исполнения наказаний 972 771 100,00 ₽ 3 481 183,20 ₽ 969 289 916,80 ₽
322 Федеральная служба судебных приставов 48 499 800,00 ₽ 0,00 ₽ 48 499 800,00 ₽
385 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский государственный университет” 67 398 700,00 ₽ 0,00 ₽ 67 398 700,00 ₽
415 Генеральная прокуратура Российской Федерации 461 404 000,00 ₽ 0,00 ₽ 461 404 000,00 ₽
417 Следственный комитет Российской Федерации 22 248 500,00 ₽ 0,00 ₽ 22 248 500,00 ₽
727 Публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства” 450 000 000,00 ₽ 0,00 ₽ 450 000 000,00 ₽
730 Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» 211 598 200,00 ₽ 0,00 ₽ 211 598 200,00 ₽

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

Код ГП Наименование направления, госпрограммы Утверждено Исполнено Не исполнено
05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации 295 770 970 400,00 ₽ 115 835 472 714,00 ₽ 179 938 122 686,00 ₽
08 Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности 2 498 709 200,00 ₽ 37 686 314,97 ₽ 2 461 022 885,03 ₽
12 Охрана окружающей среды 2 440 905 900,00 ₽ 0,00 ₽ 2 440 905 900,00 ₽
21 Космическая деятельность России 211 598 200,00 ₽ 0,00 ₽ 211 598 200,00 ₽
31 Обеспечение обороноспособности страны 89 315 542 000,00 ₽ 33 040 704 375,00 ₽ 56 274 837 625,00 ₽
35 Развитие Северо-Кавказского федерального округа 1 504 487 900,00 ₽ 0,00 ₽ 1 504 487 900,00 ₽
42 Юстиция 1 021 270 900,00 ₽ 3 481 183,20 ₽ 1 017 789 716,80 ₽
45 Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя 20 775 115 400,00 ₽ 1 725 362 459,69 ₽ 19 049 752 940,31 ₽
47 Научно-технологическое развитие Российской Федерации 13 934 153 000,00 ₽ 4 738 468 925,00 ₽ 9 195 684 075,00 ₽
48 Комплексное развитие сельских территорий 3 230 000 000,00 ₽ 19 079 430,53 ₽ 3 210 920 569,47 ₽
50 Обеспечение защиты личности, общества и государства 4 133 089 700,00 ₽ 109 028 550,39 ₽ 4 024 061 149,61 ₽
99 Реализация функций иных федеральных органов государственной власти (Непрограммные направления деятельности) 27 063 679 100,00 ₽ 24 269 846 591,12 ₽ 2 793 832 508,88 ₽

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

Код НП Наименование нацпроекта Утверждено Исполнено Не исполнено
D Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации” 160 500 000,00 ₽ 77 625 000,00 ₽ 85 500 000,00 ₽
F Национальный проект “Жилье и городская среда” 148 151 096 300,00 ₽ 70 738 884 727,00 ₽ 77 412 211 573,00 ₽
G Национальный проект “Экология” 2 440 905 900,00 ₽ 0,00 ₽ 2 440 905 900,00 ₽
P Национальный проект “Демография” 28 600 000 000,00 ₽ 3 023 516 644,74 ₽ 25 576 483 355,26 ₽
S Наука и университеты 10 326 895 800,00 ₽ 4 603 504 000,00 ₽ 5 723 391 800,00 ₽

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

КБК Наименование Утверждено Исполнено Не исполнено
051 0502 12 1 G2 68819 800 Имущественный взнос Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами “Российский экологический оператор” в целях финансирования инвестиционных проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке), утилизации и размещению твердых коммунальных отходов, включая комплексные объекты обращения с отходами (Иные бюджетные ассигнования) 2 440 905 900,00 ₽ 0,00 ₽ 2 440 905 900,00 ₽
ГРБС 051 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0502 Коммунальное хозяйство
Госпрограмма 12 Охрана окружающей среды
Подпрограмма 121 Подпрограмма “Регулирование качества окружающей среды”
Нацпроект G Национальный проект “Экология”
Федпроект G2 Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами
Основное мероприятие 121G2 Федеральный проект “Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами”
Направление расходов 68819 Имущественный взнос Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами “Российский экологический оператор” в целях финансирования инвестиционных проектов, направленных на введ
Вид расходов 800 Иные бюджетные ассигнования
069 0501 05 2 01 50230 500 Субсидии на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали (Межбюджетные трансферты) 535 095 000,00 ₽ 0,00 ₽ 535 095 000,00 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0501 Жилищное хозяйство
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 052 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России”
Основное мероприятие 05201 Федеральный проект “Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг”
Направление расходов 50230 Субсидии на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали
Вид расходов 500 Межбюджетные трансферты
069 0501 99 9 00 67375 800 Имущественный взнос Российской Федерации в публично-правовую компанию “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства” для завершения строительства объектов незавершенного строительства, строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и восстановления прав граждан – участников долевого строительства, граждан – членов жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов (Иные бюджетные ассигнования) 27 000 000 000,00 ₽ 24 259 846 591,12 ₽ 2 740 153 408,88 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0501 Жилищное хозяйство
Основное мероприятие 99900 Код отсутствует в справочнике. Напишите нам об этом, пожалуйста (spending.gov.ru)
Направление расходов 67375 Имущественный взнос Российской Федерации в публично-правовую компанию “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства” по завершению строительства объектов незавершенного строительства и восстановлению прав граждан – участников долевого стр
Вид расходов 800 Иные бюджетные ассигнования
069 0501 99 9 00 67375 822 Имущественный взнос Российской Федерации в публично-правовую компанию “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства” для завершения строительства объектов незавершенного строительства, строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и восстановления прав граждан – участников долевого строительства, граждан – членов жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов (Субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям в виде имущественного взноса Российской Федерации на иные цели, не связанные с капитальными вложениями) * 24 259 846 591,12 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0501 Жилищное хозяйство
Основное мероприятие 99900 Код отсутствует в справочнике. Напишите нам об этом, пожалуйста (spending.gov.ru)
Направление расходов 67375 Имущественный взнос Российской Федерации в публично-правовую компанию “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства” по завершению строительства объектов незавершенного строительства и восстановлению прав граждан – участников долевого стр
Вид расходов 822 Субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям в виде имущественного взноса Российской Федерации на иные цели, не связанные с капитальными вложениями
069 0502 35 2 03 55230 500 Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (Межбюджетные трансферты) 180 000 000,00 ₽ 0,00 ₽ 180 000 000,00 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0502 Коммунальное хозяйство
Госпрограмма 35 Развитие Северо-Кавказского федерального округа
Подпрограмма 352 Подпрограмма “Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия – Алания на 2016 – 2025 годы”
Основное мероприятие 35203 Федеральный проект “Социально-экономическое развитие субъектов Северо-Кавказского федерального округа”
Направление расходов 55230 Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа
Вид расходов 500 Межбюджетные трансферты
069 0503 05 1 F2 55550 500 Реализация программ формирования современной городской среды (Межбюджетные трансферты) 36 126 000 000,00 ₽ 131 401 034,50 ₽ 35 994 598 965,50 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0503 Благоустройство
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F2 Формирование комфортной городской среды
Основное мероприятие 051F2 Федеральный проект “Формирование комфортной городской среды”
Направление расходов 55550 Реализация программ формирования современной городской среды
Вид расходов 500 Межбюджетные трансферты
069 0503 05 1 F2 55550 523 Реализация программ формирования современной городской среды (Консолидированные субсидии) * 131 401 034,50 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0503 Благоустройство
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F2 Формирование комфортной городской среды
Основное мероприятие 051F2 Федеральный проект “Формирование комфортной городской среды”
Направление расходов 55550 Реализация программ формирования современной городской среды
Вид расходов 523 Консолидированные субсидии
069 0504 47 1 F1 F0000 600 Реализация национального проекта “Жилье и городская среда” (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) 539 858 500,00 ₽ 134 964 925,00 ₽ 404 893 575,00 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0504 Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 47 Научно-технологическое развитие Российской Федерации
Подпрограмма 471 Подпрограмма “Развитие национального интеллектуального капитала”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F1 Жилье
Основное мероприятие 471F1 Федеральный проект “Жилье”
Направление расходов F0000 Код отсутствует в справочнике. Напишите нам об этом, пожалуйста (spending.gov.ru)
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0504 47 1 F1 00100 600 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) * 134 964 925,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0504 Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 47 Научно-технологическое развитие Российской Федерации
Подпрограмма 471 Подпрограмма “Развитие национального интеллектуального капитала”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F1 Жилье
Основное мероприятие 471F1 Федеральный проект “Жилье”
Направление расходов 00100 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0504 47 1 F1 00100 621 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве (Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)) * 134 964 925,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0504 Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 47 Научно-технологическое развитие Российской Федерации
Подпрограмма 471 Подпрограмма “Развитие национального интеллектуального капитала”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F1 Жилье
Основное мероприятие 471F1 Федеральный проект “Жилье”
Направление расходов 00100 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве
Вид расходов 621 Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
069 0505 05 1 D2 D0000 600 Реализация национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) 150 000 000,00 ₽ 75 000 000,00 ₽ 75 000 000,00 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект D Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”
Федпроект D2 Информационная инфраструктура
Основное мероприятие 051D2 Федеральный проект “Информационная инфраструктура”
Направление расходов D0000 Код отсутствует в справочнике. Напишите нам об этом, пожалуйста (spending.gov.ru)
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0505 05 1 D2 06300 600 Обеспечение методологической поддержки развития и внедрения стандартов и решений в сфере “Умного города”, формирование банка лучших практик (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) * 75 000 000,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект D Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”
Федпроект D2 Информационная инфраструктура
Основное мероприятие 051D2 Федеральный проект “Информационная инфраструктура”
Направление расходов 06300 Обеспечение методологической поддержки развития и внедрения стандартов и решений в сфере “Умного города”, формирование банка лучших практик
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0505 05 1 D2 06300 622 Обеспечение методологической поддержки развития и внедрения стандартов и решений в сфере “Умного города”, формирование банка лучших практик (Субсидии автономным учреждениям на иные цели) * 75 000 000,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект D Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”
Федпроект D2 Информационная инфраструктура
Основное мероприятие 051D2 Федеральный проект “Информационная инфраструктура”
Направление расходов 06300 Обеспечение методологической поддержки развития и внедрения стандартов и решений в сфере “Умного города”, формирование банка лучших практик
Вид расходов 622 Субсидии автономным учреждениям на иные цели
069 0505 05 1 D6 72500 600 Внедрение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, облачного решения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, облачного решения “Стройкомплекс” и обеспечение на их основе оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также обеспечение законодательных, правовых, методических и нормативно-технических основ управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования и внедрением платформы “Цифровое строительство”, проведение работ по разработке системы мониторинга состояния и управления теплоснабжением поселений, создание и обеспечение функционирования проектного офиса цифровой трансформации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) * 2 625 000,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект D Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”
Федпроект D6 Цифровое государственное управление
Основное мероприятие 051D6 Федеральный проект “Цифровое государственное управление”
Направление расходов 72500 Внедрение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, облачного решения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, облачного решения “Стройкомплекс” и обеспечение на их о
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0505 05 1 D6 72500 612 Внедрение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, облачного решения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, облачного решения “Стройкомплекс” и обеспечение на их основе оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также обеспечение законодательных, правовых, методических и нормативно-технических основ управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования и внедрением платформы “Цифровое строительство”, проведение работ по разработке системы мониторинга состояния и управления теплоснабжением поселений, создание и обеспечение функционирования проектного офиса цифровой трансформации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве (Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели) * 2 625 000,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект D Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”
Федпроект D6 Цифровое государственное управление
Основное мероприятие 051D6 Федеральный проект “Цифровое государственное управление”
Направление расходов 72500 Внедрение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, облачного решения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, облачного решения “Стройкомплекс” и обеспечение на их о
Вид расходов 612 Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели
069 0505 05 1 D6 D0000 600 Реализация национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) 10 500 000,00 ₽ 0,00 ₽ 10 500 000,00 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект D Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”
Федпроект D6 Цифровое государственное управление
Основное мероприятие 051D6 Федеральный проект “Цифровое государственное управление”
Направление расходов D0000 Код отсутствует в справочнике. Напишите нам об этом, пожалуйста (spending.gov.ru)
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0505 05 1 F1 F0000 600 Реализация национального проекта “Жилье и городская среда” (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) 455 344 200,00 ₽ 147 326 050,00 ₽ 308 018 150,00 ₽
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F1 Жилье
Основное мероприятие 051F1 Федеральный проект “Жилье”
Направление расходов F0000 Код отсутствует в справочнике. Напишите нам об этом, пожалуйста (spending.gov.ru)
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0505 05 1 F1 00100 600 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям) * 99 022 850,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F1 Жилье
Основное мероприятие 051F1 Федеральный проект “Жилье”
Направление расходов 00100 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве
Вид расходов 600 Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
069 0505 05 1 F1 00100 621 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве (Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)) * 86 471 650,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F1 Жилье
Основное мероприятие 051F1 Федеральный проект “Жилье”
Направление расходов 00100 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве
Вид расходов 621 Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
069 0505 05 1 F1 00100 622 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве (Субсидии автономным учреждениям на иные цели) * 12 551 200,00 ₽ *
ГРБС 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Раздел 05 Жилищно-коммунальное хозяйство
Подраздел 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства
Госпрограмма 05 Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации
Подпрограмма 051 Подпрограмма “Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России”
Нацпроект F Национальный проект “Жилье и городская среда”
Федпроект F1 Жилье
Основное мероприятие 051F1 Федеральный проект “Жилье”
Направление расходов 00100 Проведение актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве
Вид расходов 622 Субсидии автономным учреждениям на иные цели

* — в источнике данных (ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета) в строках, детализирующих исполнение по конкретному КВР, отсутствуют значения для утвержденных и неисполненных бюджетных обязательств. Соответствующие суммарные значения по группе видов расходов (КВР, заканчивающийся на 00) представлены в полной таблице строк КБК в любом из разрезов бюджета

На чтение 7 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано 09.06.2022

Содержание

  1. Бланк 
  2. Перечень статей расходов и доходов 
  3. Подпись и подтверждение
  4. Субсидии и взносы собственников на 
  5. Направления расходования средств 
  6. Отчёт о выполнении смет в ГИС ЖКХ 

Управляющие организации, ТСЖ и ТСН имеют свой собственный бюджет, куда включаются все их доходы и расходы. Составление смет доходов и расходов относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Управляющие организации для удобства бухгалтерского учёта могут их вести. Разберемся, какие существуют правила составления смет при планировании расходов и доходов. 

Бланк 

Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени. 

В смете планируется, сколько организация получит дохода и сколько будет потрачено денежных средств в процессе её деятельности. Документ составляется обычно раз в год. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием, согласно пункта 2 части 1 статьи 137 Жилищного Кодекса РФ. Управляющие организации могут также составлять сметы для удобства расчётов, а также составления планов по содержанию общего имущества МКД и ведения отчётности. 

На законодательном уровне бланк сметы для УО и ТСЖ не установлен. Поэтому организации, управляющие многоквартирными домами, разрабатывают его самостоятельно. ТСЖ утверждает его на общем собрании членов товарищества, заносит в Устав, а УО при необходимости может сделать эту форму одним из приложений к договору управления с собственниками. 

Смета может быть составлена от руки на бумаге любого формата или в электронном виде, расположена как вертикально, так и горизонтально. Если смета занимает более одной страницы, то листы должны быть прошиты и пронумерованы. В шаблоне обязательно должны быть указаны: 

  1. название товарищества или организации; 
  2. дата утверждения сметы и период, на который она составлена; 
  3. таблица с запланированными показателями доходов и расходов: перечень статей и подстатей, объём запланированных работ, услуг и их стоимость; 
  4. итоговые цифры. 

Перечень статей расходов и доходов 

Структура сметы зависит от перечня статей расходов и доходов организации или товарищества. Перечень статей диктует форму сметы, её состав и группировку, систему детализации доходов и расходов. 

Перечень расходов организации или товарищества формируют такие Постановления Правительства РФ как № 290, № 491, № 354, № 416 и другие нормативно-правовые акты, определяющие обязанности по управлению многоквартирным домом. 

Пункты сметы должны быть прописаны чётко и соответствовать выполняемым составителем обязанностям, влекущим расходы или доходы. При составлении сметы обязательно указываются:  

  • площадь дома; 
  • площадь общего имущества; 
  • площадь и количество жилых и нежилых помещений. 

При этом важно помнить, что суммы, заносимые в плановые сметы доходов и расходов, фиксируются с учётом НДС. 

Подпись и подтверждение

Смета доходов и расходов составляется сотрудником ТСЖ, который выполняет функции бухгалтера. В УО, если принято решение составить такую смету, обычно этим занимаются сотрудники экономического отдела. При составлении сметы организация или товарищество определяет, в каких единицах указываются запланированные суммы: чаще всего в рублях. 

Документ может быть составлен и утверждён в электронном виде, например, с помощью электронного документооборота. Но в таком случае его необходимо распечатать и подписать у председателя ТСЖ или, в случае УО, главного должностного лица организации. Подпись на бланке сметы свидетельствует о её действительности. Сроки, в которые смета составляется и утверждается, в законодательстве РФ не указаны, как и форма её составления. ТСЖ готовит и утверждает смету на будущий год  в конце предыдущего или в самом начале нового календарного года. 

В основу расчёта планируемых доходов и расходов берутся смета за прошлый период и фактические данные о её выполнении, остаток средств предыдущего периода, средняя стоимость работ по обслуживанию и управлению многоквартирными домами. Также учитываются инфляция и уровень колебания цен, повышение тарифов и характеристики дома, по которому составляется смета. Все сметные статьи должны подтверждаться расчётами или объяснительными документами. 

Субсидии и взносы собственников на 

Поговорим об общих, стандартных статьях доходов и расходов сметы для ТСЖ, ТСН или УО. По структуре смета делится на два больших блока: доходов и расходов, которые соответственно также делятся на группы и подгруппы в зависимости от перечня доходных и расходных статей. 

Доходы – это все денежные средства, которые за определённый период получает в результате своей деятельности управляющая домом организаци. Доходная часть сметы обязательно должна начинаться с суммы остатка денежных средств предыдущего периода. Затем формируется перечень статей доходов на планируемый период: 

  1. Доходы от обязательных услуг и работ: это платежи жителей дома за жилищные услуги, плата за содержание домом и управление. 
  2. Плата за посреднические/агентские услуги: за сбор платы за коммунальные услуги по договору с РСО при наличии таких договоров. 
  3. Доходы от использования общего имущества дома: сдача в аренду помещений и участков придомовой территории, размещение рекламы и оборудования. 
  4. Иные доходы: например, выплаченные жителями МКД и третьими лицами в адрес ТСЖ/УО штрафы и суммы возмещения ущерба. 

К доходам не относятся средства целевого финансирования: например, платежи за капитальный ремонт МКД и субсидии, выделяемые из бюджета. 

Каждая группа в смете должна быть разбита на подгруппы и подстатьи в соответствии с количеством работ и услуг, которые предусмотрены к выполнению и оказанию в будущем году хотя бы один раз. 

Направления расходования средств 

Список статей расходов ТСЖ или УО за год будет намного длинней и подробнее, чем соответствующий перечень доходов организации. Расходы – это все затраты организации, которые она несёт в процессе своей деятельности и которые приводят к уменьшению её средств.

В смету обязательно должны быть включены следующие расходы: 

  1. По содержанию общего имущества дома. 
  2. По текущему ремонту общего имущества за услуги подрядчиков, которые проводят ремонт. 
  3. Административные расходы: материальные, кадровые, хозяйственные, за услуги банка и др. 
  4. Налоговые сборы и страховые взносы. 
  5. Выплаты штрафов, пени, неустоек и иного ущерба. 
  6. На капитальный ремонт за услуги подрядчиков. 
  7. Непредвиденные, если в предыдущие периоды такие траты возникали регулярно. 

Каждая ТСЖ или УО составляет свой список статей расходов в зависимости от наличия или отсутствия в её деятельности тех или иных услуг и работ, связанных с управлением многоквартирным домом. 

Отчёт о выполнении смет в ГИС ЖКХ 

Обязанность вести сметы доходов и расходов, а также размещать их в ГИС ЖКХ закреплена за ТСЖ, ТСН и кооперативами. Согласно пунктам 15, 16 раздела 10 № 74/114/пр, УО обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ сведения о своей финансовой (бухгалтерской) отчётности и годовой отчёт о выполнении договора управления, куда входят и сведения о расходах и доходах за прошедший период. 

Запланированные УО суммы расходов на услуги и работы по управлению многоквартирным домом ложатся в основу расчёта размера платы за содержание 1 кв.м. площади помещения в многоквартирном доме и отражаются в перечне работ и услуг. Перечень утверждается на общем собрании собственников помещений. При необходимости УО может вынести на обсуждение и смету расходов и доходов. 

Если УО решила вести такую смету или собственники оговорили подобное условие в договоре управления, то ей следует учесть: 

  1. Форма сметы не утверждена законодательством, разработать её нужно самостоятельно. 
  2. Смета составляется на следующий отчётный период.
  3. В доходы не включаются субсидии и взносы на капремонт от собственников помещений.

Управление социально-экономическими системами

УДК 64.031:330.322 ББК 65.290.-2.65.441

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТАНОВКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

М.Е. Гпущенко

В статье разработан методический инструментарий процесса постановки бюджетирования на предприятиях ЖКХ для повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Описана система взаимосвязанных бюджетов, образующих генеральный бюджет предприятия ЖКХ с учетом отраслевых особенностей функционирования и предложена поэтапная процедура организации работ по постановке бюджетирования.

Ключевые слова: бюджетирование, жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиционная привлекательность, управление, финансовое планирование, контроль, генеральный бюджет, бюджет продаж, бюджет доходов и расходов, бюджет денежных потоков, анализ, исполнение бюджета, бюджетный регламент, бюджетный период, резервы.

Одним из важнейших вопросов социальной и экономической политики государства на сегодняшний день остается реформа жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ). Концепция дальнейшего развития и модернизации отрасли ЖКХ основана на изменении системы финансирования этого сектора экономики. Базовым приоритетом в решении этого вопроса является активное привлечение в сферу ЖКХ ресурсов частного бизнеса. Для обеспечения притока инвестиционных средств в жилищно-коммунальный комплекс необходимо обеспечить повышение инвестиционной привлекательности предприятий через создание прозрачной для собственников и инвесторов системы управления и контроля на предприятиях отрасли.

На сегодняшний день можно выделить два возможных пути преодоления кризиса и развития структуры ЖКХ. Первый подразумевает наращивание производственных мощностей, увеличения численности и квалификации рабочего персонала и требует значительных инвестиций в отрасль [7]. В долгосрочной перспективе в рамках реформирования ЖКХ этот подход представляется единственным возможным способом возрождения нормального функционирования предприятий этого сектора. На данном этапе реформ в условиях недостаточности финансовых ресурсов предприятиям

сферы ЖКХ следует максимально использовать имеющиеся внутренние резервы и реализовывать не самые высокие по себестоимости, но эффективные программы.

Высвобождение внутренних резервов финансирования возможно при внедрении и применении в практике функционирования предприятий жилищно-коммунальных услуг инструментов современного финансового менеджмента. Одним из эффективных инструментов мобилизации внутренних резервов предприятия является бюджетирование. Бюджетирование является важным инструментом управленческого учета, включающим разработку и утверждение бюджетов, организацию текущего контроля их соблюдения, учета и анализа отклонений от бюджетных показателей в целях регулирования деятельности центров финансовой ответственности и организации в целом для достижения намеченных результатов [2].

С внедрением системы бюджетирования на предприятиях ЖКХ можно обеспечить решение ряда задач, а именно:

– повышение финансовой устойчивости предприятия;

– повышение эффективности использования активов и обоснованности выделения финансовых ресурсов по видам хозяйственной деятельности;

– создание основы для реструктуризации хозяйственной деятельности предприятия;

– повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений;

– прогнозирование, моделирование, анализ и оценка различных сценариев изменения финансового состояния предприятия для оперативного принятия решений;

– повышение ответственности персонала структурных подразделений за связанные с их деятельностью финансовые результаты [3].

Внедрение и эффективное использование бюджетирования позволит получать наиболее достоверную и полноценную информацию о финансовом и материальном состоянии предприятия в режиме реального времени, в том числе и для «внешнего» пользователя.

При организации работ по постановке бюджетирования необходимо руководствоваться некоторыми сущностными особенностями этого процесса.

1. Основой постановки бюджетирования является структура предприятия, отражающая все направления и виды деятельности, которыми занимается предприятие.

2. Прежде чем строить полноценную систему бюджетного управления, нужно определить достигаемые ею цели. Они формируются на стратегическом уровне управления, следовательно, бюджетирование является инструментом выполнения стратегии предприятия.

3. При разработке бюджетов необходимо определить, на какие финансовые показатели ориентируется руководство предприятия. Эти показатели должны быть установлены и связаны со стратегическими целями предприятия.

4. Процессу бюджетирования должны быть приданы не только функции планирования, но и другие функции, присущие любому управленческому процессу: контроль, анализ и регулирование. Если бюджет не функционирует как инструмент контроля и анализа достигнутых результатов, его значение обесценивается.

5. Бюджетирование – это коллективное планирование, в котором участвуют специалисты всех уровней управления. Последовательное согласование планов на всех уровнях организации обеспечит снижение сложности процесса бюджетирования путем его децентрализации (чрезмерно централизованный бюджет сложно разрабатывать, корректировать и отслеживать его исполнение). Вместе с тем, очень важным для бюджетирования яв-

ляется определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб, отсутствие дублирования в полномочиях.

6. Бюджетирование, как всякий управленческий процесс, должно осуществляться непрерывно. Утвержденный бюджет всегда является основой для продолжения работы по планированию.

К основным проблемам при внедрении бюджетирования на предприятиях ЖКХ можно отнести:

– отсутствие эффективного механизма планирования и бюджетирования деятельности предприятия: принятая ранее система планирования не подразумевала учет времени движения денежных средств, в некотором случае плановый объем денежных средств за период определялся путем простого деления итоговой суммы планируемой выручки на число месяцев [6];

– отсутствие как таковой «прозрачности» учета;

– отсутствие эффективного взаимодействия между подразделениями предприятия, что сказывается на своевременности, достоверности и качестве предоставляемой информации [1].

Методика организации бюджетирования на предприятии включает разработку целого комплекса направлений:

– форм операционных и финансовых бюджетов центров финансовой ответственности (ЦФО) и организации в целом, образующих в совокупности генеральный бюджет организации;

– методики консолидации бюджетов ЦФО;

– форм отчетов об отклонениях,

– методики анализа отклонений.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии жилищно-коммунальных услуг необходимо создание системы бюджетов предприятия. Сводный (генеральный, общий) бюджет предприятия ЖКХ представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и включает два основных блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов. Третий блок бюджетов – бюджеты нефинансовых показателей и специальные бюджеты – хотя и не основной, но необходимый блок, обеспечивающий максимально верное составление операционных и финансовых бюджетов. Схематично схема генерального бюджета для предприятий ЖКХ представлена на рисунке.

Бюджет общеэксплуатационных затрат

ОПЕРАЩОННЫЕБЩЖЕТЫ

ФИНАНСОВЫЕ БЮДЖЕТЫ

Бюджет Бюджет Бюджет Налоговый

показателей 4- показателей по —► запасов сырья бюджет

по персоналу объему услуг и материалов

Бюджет показателей по потребителям

СПЕЦИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ И БЮДЖЕТЫ НЕФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Схема генерального бюджета предприятий ЖКХ

Система операционных бюджетов для предприятий ЖКХ может включать: бюджет продаж услуг, бюджет закупок сырья и материалов, бюджеты прямых затрат (материальных, затрат на оплату труда и прочих), бюджет вспомогательного производства (аварийно-ремонтных служб), бюджеты общеэкплуа-

тационных и управленческих расходов, бюджеты затрат (себестоимости).

Подготовка бюджета продаж услуг – самый ответственный момент в процедуре планирования. Во-первых, в последовательности составления бюджетов он стоит первым, поэтому любое искажение показателей скажется на всех последующих бюджетах. Во-вторых,

как никакой другой, бюджет продаж непосредственно связывает предприятие с внешней средой – потребителями жилищно-коммунальных услуг.

К началу планового периода предприятие должно заключить договоры на оказание жи-лшцно-коммунальных, бытовых и прочих услуг и сформировать реестр договоров. В этом случае для подготовки бюджета продаж достаточно перенести в него данные из договоров.

Операционные бюджеты консолидируются и образуют систему финансовых бюджетов, традиционно включающую бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках), бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.

Основным документом, на основании которого предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны осуществлять свою деятельность и, следовательно, организовать бухгалтерский и налоговый учет, является Бюджет доходов и расходов. Данный документ составляется, исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств. Какой-либо унифицированной формы бюджета доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми предприятиями, не существует. Форма бюджета, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных разрабатывается, исходя из поставленных задач.

Учитывая наличие многоцелевого бюджетного финансирования в сфере ЖКХ, а в настоящее время и приток финансовых ресурсов с рынка капиталов (кредиты, займы, средства акционеров, инвесторов), активное обновление и модернизацию основных фондов данной отрасли, в систему основных (не вспомогательных – как в других отраслях) финансовых бюджетов необходимо включать бюджет целевого финансирования и бюджет капитальных вложений.

При составлении бюджета целевого финансирования необходимо учесть все источники предполагаемого бюджетного финансирования, которые определяются целевым направлением такого финансирования:

– средства на покрытие убытков от предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

– субсидии малообеспеченным гражданам и льготы отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг;

– средства на возмещение расходов на проведение капитального ремонта жилищного фонда;

– средства на реализацию целевых федеральных, региональных и муниципальных адресных программ, принятых законодательными органами власти.

Бюджет движения денежных средств (бюджет денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути, это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.

Бюджет движения денежных средств призван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.

Бюджет движения денежных средств создается на основе бюджета доходов и расходов. Это, в определенном смысле, способ исполнения бюджета доходов и расходов, платежный календарь. В бюджете движения денежных средств освещается решение вопросов с приоритетами оплаты, связываются входящие и исходящие платежи. Бюджет включает график движения (поступления и выбытия) денежных средств и процедуру прохождения платежей.

В качестве исходных данных для планирования притока денежных средств используется прогноз поступления денежной выручки от оказания услуг. Кроме этого, необходимо учитывать возможное погашение реальной к получению дебиторской задолженности.

Планирование оттока денежных средств по основной деятельности зависит от прогноза объема поступившей выручки и прогноза погашения кредиторской задолженности предприятия. При планировании выплат необходимо определить приоритеты в последовательности выплат и строго их придерживаться. В первую очередь это касается выплаты заработной платы, отчислений по налоговым платежам и выплатам во внебюджетные фонды, оплаты или предоплаты за энергоресурсы и т. д. Необходимо также учитывать периодичность и сезонность выплат. Так, заработная плата должна выплачиваться ежемесячно, налоговые выплаты – в зависимости от

вида налога и сроков оплаты, значительная часть оплаты за топливо приходится на 2-3 кварталы, оплата ремонтных работ и материалов для проведения работ по подготовке к зиме начинается со 2 квартала и т. д.

Указанные особенности подготовки бюджета движения денежных средств на предприятиях ЖКХ систематизированы в табл. 1.

Перечисленные виды основных бюджетов позволяют управлять соответственно финансовыми результатами, финансовыми потоками и финансовой устойчивостью, т. е. факторами, определяющими финансовое состояние предприятия.

Обеспечивающими (вспомогательными) бюджетами выступают бюджеты нефинансовых показателей: бюджет показателей по потребителям, бюджет показателей по объему производства услуг, бюджет показателей по персоналу, бюджет запасов материалов. К

специальным бюджетам могут относиться налоговый бюджет и другие бюджеты (например, бюджет использования прибыли). Данный блок бюджетов необходим для подготовки исходной информации основных бюджетов, для точного определения их целевых показателей, нормативов финансового планирования, учета особенностей налогообложения.

Все бюджеты составляются на основе прогноза объема оказания жилищно-коммунальных услуг (бюджет показателей по объему производства услуг). Данный прогноз рассчитывается на основании количественных показателей потребителей жилшцно-комму-нальных услуг. Это объясняется тем, что при оказании жилищно-коммунальных услуг не может быть остатков незавершенного производства и запасов готовой продукции. Услуг должно быть оказано столько, сколько это

Таблица 1

Организация учета источников поступления и направления выплат денежных средств

на предприятиях ЖКХ

Источники входящих и исходящих денежных потоков Рекомендации по учету факторов, необходимых для расчета денежных потоков

По поступлениям денежных средств

1. Потребители услуг (население и предприятия) Учитывается динамика собираемости, сезонность, периодичность, регулярность платежей от населения и юридических лиц за предыдущие годы

2. Возмещение убытков из бюджета При заключении договора с администрацией муниципального образования на возмещение убытков от оказания услуг населению разработать и согласовать график выплаты бюджетных ассигнований

3. Возмещение льгот и субсидий Учитываются данные о выплатах за предыдущий год

4. Погашение дебиторской задолженности Учитывается только реальная к взысканию задолженность

5. Полученные авансы Учитываются данные из заключенных договоров

6. Доходы от прочей деятельности Учитываются данные из заключенных договоров либо данные за предыдущий год (платные услуги населению)

7. Бюджетное финансирование Учитываются данные из договоров, заключенных с администрацией муниципального образования и ГУ ЖКК на выполнение работ по благоустройству и по целевьм программам. Учитывается сезонный характер выполнения работ (необходимость авансирования)

8. Штрафы и пени Учитывается реальная к взысканию задолженность

По выплатам денежных средств

1. Расходы по основной деятельности Учитываются расходы с учетом сезонности оказания услуг по теплоснабжению и выполнению ремонтных работ

2. Расчеты с бюджетом и внебюджетным фондом Учитываются суммы предполагаемых налогов и сроки их оплаты в зависимости от организованного на предприятии налогового учета

3. Расходы от прочей деятельности Учитываются суммы и сроки выполнения работ по заключенным договорам и прочие предполагаемые расходы

4. Выплаты по кредитам и займам Учитываются суммы и сроки выплат, предусмотренные кредитными договорами, заключенными предприятием

необходимо потребителям (с учетом количества потребителей и нормативов потребления). При планировании показателей количества потребителей и объема оказываемых им услуг обычно никогда не возникает проблем, так как значительная часть услуг в сфере ЖКХ оказывается на основе договоров, заключенных на длительный период времени (год и более) [4]. Исходя из указанной специфики производственной деятельности предприятий ЖКХ, бюджет показателей по объему производства услуг, составленный в натуральных единицах измерения, является первостепенным, обеспечивающим составление операционных бюджетов.

Сквозная система бюджетов предприятия ЖКХ, включающая весь набор бюджетных форм, может быть различна и зависит от специфики конкретного предприятия (принадлежности к тому или иному сектору бизнеса в отрасли, количества видов оказываемых услуг, уровня развития организационной структуры).

Немаловажная проблема бюджетирования – корректировка утвержденных бюджетов. Тщательная разработка и обоснование бюджетов не гарантируют от необходимости корректировки отдельных показателей, а иногда и в целом отдельных бюджетов. Если по каким-то причинам, как правило, не зависящим от предприятия, меняются условия оказания услуг, снабжения, оплаты труда и др., то целесообразно вслед за происшедшими изменениями скорректировать показатели соответствующих бюджетов. Если бюджеты не скорректировать, то они приобретают формальный характер и полностью утрачивают своё значение.

Следующими важными этапами бюджетирования являются сбор фактической информации и контроль за исполнением бюджета. Исходя из этого, можно констатировать, что наряду с бюджетами необходимыми являются Отчеты об исполнении бюджетов. Отчеты по бюджетам сводят воедино информацию по планированию, учету, контролю и анализу производственной и финансовой деятельности. Отчеты по бюджетам целесообразно составлять ежемесячно, а по некоторым данным – еженедельно. При разработке бюджетных форм следует обеспечить сопоставимость показателей, включаемых в бюджеты, с показателями бухгалтерского финансового и управленческого учета, иначе возникнет проблема получения фактических данных для

формирования Отчетов об исполнении бюджетов.

Действенность бюджетирования во многом определяется соблюдением существенного требования – оперативности. Оперативный отчет об исполнении бюджета должен быть предельно простым и быстросоставимым. Если за источник фактической информации принять данные бухгалтерской службы предприятия, то в этом случае будет исключена оперативность контроля за исполнением бюджета, необходимая для принятия управленческих решений. В связи с этим подразделения должны готовить информацию об исполнении бюджета на основе оперативных данных, в дальнейшем сравнивая их с фактическими данными.

Итоговая форма Отчета об исполнении бюджета, которая заполняется по истечении отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год) и используется для анализа возникших отклонений и разработки бюджета следующего периода, должна быть достаточно подробной и аналитичной, с расчетом не только абсолютных, но и относительных величин. Не менее важен и анализ тенденций (трендов) показателей во времени. Таким образом, в Отчете об исполнении бюджета должны сопоставляться отчетные данные с плановыми величинами и с данными за прошлый год по каждому анализируемому периоду (месяц) и нарастающим итогом с начала года. По результатам такого сопоставления проводится анализ план-фактных отклонений, отклонений от результатов прошлого года, который позволяет определить требующие первоочередного внимания проблемы в области хозяйственной деятельности, выявить не предусмотренные в процессе разработки бюджетов возможности, а также оценить деятельность каждого центра финансовой ответственности и его руководителей. Анализ исполнения бюджетов позволяет применять систему управления по отклонениям, – когда внимание концентрируется на показателях, которые имеют значительные отклонения от плановых. Анализу также подвергаются различия между бюджетными показателями предприятия и данными предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми данными.

Таким образом, бюджеты предприятий ЖКХ обеспечивают информационную базу анализа включенных в них показателей. В процессе бюджетирования определяется прогнозное финансовое состояние предприятия

через расчет результирующих финансовых показателей (ликвидность, прибыль, рентабельность), а также проводится анализ влияния на финансовое состояние предприятия основных параметров бюджетов и заложенных в них нормативов. Кроме того, бюджетный анализ обеспечивает информационную прозрачность хозяйственной деятельности предприятия, являющуюся важным условием для проявления интереса инвесторов и увеличения инвестиционной привлекательности предприятия.

Для постановки системы бюджетирования необходимым элементом является не только разработка методического инструментария, но и наличие на предприятии основных внутренних регламентирующих организационно-распорядительных документов (Положений, инструкций и т. д.) и формализованных процессов управления (правил и порядка организационных процедур, регламентирующих вопросы бюджетного управления).

Бюджетный регламент представляет собой установленный в организации порядок составления, представления, согласования, консолидации, проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов ЦФО. Бюджетный регламент устанавливает:

1) бюджетный период и подпериод;

2) сроки и порядок разработки, согласования, представления, консолидации и утверждения бюджетов различных видов и уровней;

3) процедуру и методику мониторинга исполнения бюджета и проведения план-факт анализа [5].

Процесс постановки бюджетирования на предприятии ЖКХ может быть условно разделен на несколько этапов. Содержание работ на каждом из этапов представлено в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение системы бюджетирования -достаточно эффективный инструмент для выявления внутренних финансовых резервов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (принимая во внимание конечность, регулируемость и определенность годовой тарифной выручки для предприятий этой отрасли органами государственной власти).

Постановка и применение на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства системы бюджетирования позволят установить жесткий контроль за поступлением и расходованием средств, выявить возможность совершенствования финансовой работы на предприятии, наметить пути улучшения его финансового состояния, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии и, как результат, – перейти в режим безубыточного функционирования предприятий ЖКХ.

Таблица 2

Поэтапная процедура организации работ по постановке бюджетирования на предприятии ЖКХ

Основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии ЖКХ Содержание работ на этапе

Подготовка к внедрению бюджетирования Определение и классификация всех возможных статей доходов и расходов; разделение расходов на условнопеременные и условно-постоянные; определение мест и должностных лиц, осуществляющих первичный учет доходов и расходов; разработка системы показателей деятельности ЦФО

Предварительное финансовое планирование Распределение доходов и расходов по статьям затрат и подразделениям; определение направлений движения денежных средств за месяц

Внедрение системы управления по отклонениям Определение нормативных затрат на единицу услуг (на основании нормативных цен основного сырья и материалов, нормативного количества сырья и материалов, нормативного рабочего времени на оказание услуг, нормативных ставок оплаты труда, нормативных коэффициентов постоянных и переменных общепроизводственных расходов); определение нормативно оправданных расходов по калькуляционным статьям затрат; разработка системы управления отклонениями

Определение финансовой структуры предприятия Определение организационно-управленческой структуры предприятия; определение ЦФО

Окончание табл. 2

Основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии ЖКХ Содержание работ на этапе

Предварительная постановка бюджетирования Определение видов, содержания, методики определения показателей и порядка составления операционных, финансовых бюджетов, бюджетов нефинансовых показателей, консолидированных бюджетов и генерального бюджета

Регламентирование бюджетирования Определение бюджетного периода, минимальных бюджетных периодов; установка регламента, порядка разработки, представления, консолидации, корректировки бюджетной отчетности

Разработка системы бюджетного контроля Определение форм контроля за составлением бюджетов, форм отчетов о выполнении бюджетов; установка процедур оценки исполнения бюджета и анализа причин план-факт отклонений

Организация бюджетного процесса Определение служб, участвующих в бюджетировании; распределение их функций и полномочий, сфер ответственности; определение порядка взаимодействия между службами; составление документации, регламентирующей процесс бюджетирования; обучение специалистов навыкам по внедрению и эксплуатации системы бюджетирования

Литература

1. Каменева, Е.А. Финансы жилищно-коммунального хозяйства / Е.А. Каменева, С.В. Барулин. — М.: Ось-89, 2003. – 189 с.

2. Керимов, В.Э. Управленческий учет: учебник /В.Э. Керимов. – М: Дашков и К, 2003. – 412 с.

3. Мазур, ИИ. Реструктуризация предприятий и компаний: учебное пособие / ИИ Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Экономика, 2003. – 456 с.

4. Титяев, В.И Организация управления и планирования жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие / В.И. Титяев, А.Г. Кислощаев. — Харьков: Вища шк.; Изд-во приХарък. ун-те, 1980. -119 с.

5. Хруцкий, В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования / В.Е. Хруцкий, ТВ. Сизова, В.В. Гамаюнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

6. Черняк, В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учебное пособие/В.З. Черняк. -М.: КНОРУС, 2007.-392 с.

7. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие/ под ред. Ю.Ф. Симионова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 208 с.

Поступила в редакцию 9 сентября 2008 г.

Глущенко Марина Евгеньевна. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Омского государственного института сервиса, г. Омск. Область научных интересов – финансовый и инвестиционный анализ. Контактный телефон:83812533110.

Glushchenko Marina Eugenievna. Senior Teacher of the Accounting, Analysis and Audit Department of the Omsk State Institute of Service, Omsk. Professional interests: financial and investment analysis. Tel.: +73812533110

Добавить комментарий