Как составить бюджетное ограничение

2.2. Бюджетные ограничения для потребителя

Потребительский выбор всегда осуществляется в рамках ресурсных, или бюджетных ограничений. Предположим, покупатель потребляет только два товара: ананасы (а) и бисквиты (b). Рыночная цена ананасов – Ра, а бисквитов – Рb. Пусть сумма денег,
которую может израсходовать потребитель – I. Бюджетное ограничение 
потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на оба товара, не
превышала общей суммы денег, которую может израсходовать потребитель. Тогда
потребителю доступны все товарные наборы, которые стоят не дороже I. Это
доступное потребителю множество товаров – бюджетное
множество
можно записать в виде:

PaQa
+ PbQb ≤ I,

где Qa
количество товара а, а Qb –
количество товара b в потребительском
наборе, PaQa – сумма денег, расходуемая потребителем на
товар а, PbQb
-– сумма денег, расходуемая на товар b.

Предположим, для
простоты, что потребитель тратит на покупку товаров сумму I полностью. Тогда все наборы из
бюджетного множества, стоимость которых точно равна I, будут лежать на бюджетной линии, которая должна удовлетворять требованию

PaQa + PbQb = I      (1)

Пример.
Предположим, что ваш недельный бюджет, который вы можете использовать на
покупку двух товаров ананасов и бисквитов составляет 120 руб. и вы эту сумму
расходуете полностью. Пусть цена ананаса, Pa =10 руб., а цена
бисквита, Pb = 8 руб. Тогда вашим бюджетным ограничением будет:

10Qa +
8Qb = 120

Изобразим графически бюджетное множество и
бюджетную линию (рис. 2-7).

Рисунок 2-7Вам, как потребителю, доступны все наборы, лежащие внутри бюджетного
множества и на его границе АВ. Если бюджет 
расходуется полностью, то выбранный вами набор представляет одна из
точек бюджетной линии АВ (За пределами бюджетной линии находятся недоступные
комбинации благ. Так, набор в точке С недоступен, поскольку для его
приобретения требуется  176 руб. (= 10·8
+ 8·12). Поэтому
бюджетная линия называется также границей
потребительских возможностей.

Составим уравнение бюджетной линии.

Это линейное уравнение типа:   y = c + dx          (2)

где y –количество первого
товара (ананасов), то есть Qa,

x – количество второго товара
(бисквитов) то есть Qb,

 c – это вертикальное пересечение бюджетной линией оси ординат в
точке А (если x=0, то y = c),

d – это наклон линии, который
равен отношению вертикального изменения y
к горизонтальному изменению х.

Определим значение c
применительно к нашей задаче. Это количество ананасов (Qa), которое
в состоянии купить потребитель на всю сумму (I) , если он не будет покупать бисквиты вообще: с = I/Pa.
В нашем примере с = 120/10 = 12
(точка А).

Найдём, чему
равен наклон бюджетной линии d.

Наклон =  – ∆Qa/∆Qb,
или: – ОА/ОВ.

ОА –это вертикальное пересечение, равное I/Pa.

ОВ –
это горизонтальное пересечение бюджетной линией оси абсцисс. ОВ показывает,
сколько бисквитов может купить потребитель на всю сумму (I), если он не
покупает ананасов вообще. ОВ = I/Рb. В нашем примере в точке В
потребитель покупает 15 бисквитов (=120/8). Таким образом,

      (3)

Наклон бюджетной
линии в нашем примере составит: – 0,8 (= – 12/ 15 или – 8/10).

Подставим найденные значения с и d в
уравнение (2). Уравнение бюджетной линии
выглядит:

     (4)

 Вопрос к аудитории (пример): Какое количество ананасов может позволить себе потребитель, если он решил купить 10 бисквитов?

 Ответ (нажмите, чтобы увидеть):

4 ананаса = (120/10 − 8 × 10/10)

Уравнение бюджетной линии (4) легко можно получить путём чисто формального преобразования уравнения бюджетного ограничения (1). Но для нас было важно вывести и определить смысл наклона бюджетной линии.

Наклон бюджетной линии (3) показывает от какого количества одного блага
(ананасов) должен при существующих
ценах отказаться потребитель, чтобы включить в свой набор дополнительную
единицу другого блага (бисквиты). В нашем примере он равен – 0,8. Это означает,
что потребитель должен пожертвовать 0,8 ананаса, чтобы купить ещё один бисквит.
Для приобретения бисквита нужно 8 рублей (цена 1 бисквита). Их потребитель
получит, если откажется от покупки 0,8 ананасов (именно такое количество
ананасов можно было купить на 8 руб. при цене 1 ананаса в 10 руб.). Но то
количество блага, которым приходится жертвовать ради получения данного блага
есть не что иное как альтернативная стоимость (opportunity cost), или издержки
приобретения данного блага. (Напомним, что альтернативная стоимость  – это не особый вид издержек, а правильный
взгляд на любые издержки. Деньги, которые мы тратим, чтобы что-нибудь купить,
являются издержками только потому, что существуют другие вещи, которые мы могли
бы купить на эти деньги). Отсюда следует важный вывод, который будет нам
полезен потом, при нахождении потребительского оптимума: наклон бюджетной линии отражает предельные издержки приобретения
дополнительной единицы блага.

Из уравнения (3) также видно, что наклон
бюджетной линии показывает соотношение цен товаров, входящих в потребительский
набор
, точнее, отношение цены замещающего товара (бисквит), к цене
замещаемого товара (ананас).

При изменении цен товаров и дохода изменяется множество товаров,
доступное потребителю и, следовательно, положение бюджетной линии.          

Рисунок 2-8

Изменение дохода при тех же товарных ценах
ведёт к параллельному сдвигу бюджетной линии.
Её наклон не меняется – ведь
соотношение цен остаётся прежним. На рис.2-8 отражены два случая – изменение
бюджета (мы продолжаем наш пример) с I = 120 руб. до I1 = 160
руб., и с с I = 120 руб. до I2 = 160
руб. В случае увеличения суммы, предназначенной для расходов, бюджетная линия
сдвигается вверх, в случае уменьшения – вниз.

В случае изменения цен при неизменном доходе положение бюджетной линии
также меняется. Рассмотрим два случая.

Первый. Если изменяется цена одного товара, а
бюджет и цена второго товара те
же, то бюджетная линия меняя наклон (соотношение цен изменилось!)
поворачивается вокруг точки пересечения бюджетной линии с координатной осью, на
которой показывается количество товара, цена которого не претерпела изменения.

Рисунок 2-9

Пусть цена бисквитов повышается с Pb = 8 до Pb1 = 12 руб.
(см. рис. 2-9).

Тогда, максимальное количество бисквитов, которое может купить
потребитель на свой доход I = 120 руб. уменьшается с 15 штук до 10. Максимально
возможное количество другого товара в наборе (ананасов) по-прежнему равно 12,
ведь ни его цена, ни доход не изменились. Наклон бюджетной линии увеличился (по
модулю) с Pb/Pa = – 0,8 до Pb1/Pa =
– 1,2  (= -12/10).

Если бюджетная линия стала круче, значит
цена товара, показываемого по горизонтальной оси, снизилась.
Если же
произойдёт понижение цены, то бюджетная линия повернётся вокруг точки А направо
и её наклон уменьшится. Если бюджетная
линия стала более пологой то это означает, что относительная цена товара по
горизонтальной оси понизилась.

Если обе цены изменяются в одинаковой пропорции, а бюджет остаётся тем
же, то наклон бюджетной линии не меняется, но происходит её параллельный сдвиг
– верх, если цены понизились и  вниз,
если цены повысились. Если наряду с ценами в такой же пропорции изменяется
бюджет потребителя, то бюджетная линия останется в прежнем положении. Значение
для наклона и положения бюджетной линии имеет относительное, а не абсолютное
изменение цен.

На бюджетное
ограничение потребителя кроме цен и бюджета (дохода) оказывают также влияние
налоги, субсидии, рационирование благ правительством. Бюджетная линия может
прерываться, становится ломаной. Её конкретная форма зависит от обстоятельств.
Мы вернёмся к этому вопросу на лекции после рассмотрения потребительского
оптимума, а также на семинарах при решении различных задач.

Автор статьи

Maksim Maksimov

Эксперт по предмету «Экономика»

Задать вопрос автору статьи

Понятие бюджетного ограничения

Рассмотрим понятие бюджетного ограничения.

Определение 1

Бюджетное ограничение – это все комбинации товаров или благ, которые потребитель может купить при определенном доходе и ценах.

Данное понятие прямо связано с бюджетной линией, которая является графическим отображением бюджетного ограничения.

Определение 2

Бюджетная линия – это изображенная на графике прямая, все точки которой должны показывать все комбинации товаров и благ, услуг, при приобретении которых потребитель потратит свой доход полностью.

Бюджетная линия представлена на рисунке 1.

Линия бюджетного ограничения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Итак, как видно на графике, если потребитель приобретет товары, услуги, то выше линии будут находиться те товары, которые являются недоступными, а ниже линии те товары, которые потребитель может приобрести на свой бюджет.

На графике Х, У – это определенные товары и услуги, которые может приобрести потребитель и цены таких товаров.

Линия, представленная на графике, показывает фиксированный доход, выше которого потребитель приобрести благ не может из-за бюджетного ограничения.

При решении задач, а также в теории, используется не только графический способ изображения и расчета бюджетного ограничения, но и числовой. То есть для определения бюджетного ограничения используется уравнение.

Рассмотрим уравнение бюджетного ограничения.

Уравнение линии бюджетного ограничения

Итак, возьмем за I полностью весь доход определенного потребителя.

За цену определенного блага примем Px для блага Х, Py для блага Y.

Таким образом, запишем уравнение следующим образом:

Замечание 1

Уравнение бюджетного ограничения $I = Pxcdot Х + Pycdot Y$

«Уравнение линии бюджетного ограничения» 👇

Если благо Х будет равно нулю, то весь доход будет потрачен на благо Y, то есть $Pycdot Y$ (цена $cdot$ количество товара);

Если благо Y будет равно нулю, то весь доход будет потрачен на благо Х, то есть $Pхcdot Х$ (цена $cdot$ количество товара);

Итак, на уравнение бюджетного ограничения влияют два главных фактора:

  • цена блага;
  • количество приобретаемого блага;
  • выбор потребителя в пользу одного или другого блага.

Замечание 2

Обратите внимание, если доход потребителя вырастет или станет ниже, или цены благ упадут или станут выше, бюджетное ограничение также изменится. Важно, что при совмещении бюджетного ограничения и кривых безразличия возможно определить равновесие потребителя (такие расчеты важны не только на макроэкономическом уровне, но и на микроэкономическом).

Для того чтобы понять сущность бюджетного ограничения и уравнения, рассмотрим примеры расчета.

Пример расчета

Составим уравнение бюджетного ограничения при следующих условиях.

Предположим, что потребитель выбирает между двумя товарами, которые для потребителя являются взаимозаменяемыми. Общий доход потребителя составляет 2000 условных единиц. Цена продукта Х составляет 40 условных единиц, а продукта Y – 20 условных единиц.

Таким образом, уравнение бюджетного ограничения выглядит так:

$I = 40 Х + 20 Y$ (значения Х, Y могут быть различны, в зависимости от выбора потребителя в пользу одного иди другого товара, но не больше, чем 50 единиц для Х, 100 единиц для Y).

Так, если потребитель, приобретает товары в равном количестве, то уравнение выглядит так:

$I = 40cdot 25 + 20cdot 50$, то есть при доходе в 2000 условных единиц, потребитель может приобрести при условии равномерной покупки одного и второго блага, 25 единиц товара Х и 50 единиц товара Y.

Обратите внимание, что потребитель может выбрать и другие комбинации благ, полагаясь на личный выбор.

Замечание 3

Важно, что потребитель стремится к максимизации полезности от приобретения благ.

При условии максимизации полезности, для расчетов дополнительно используется уравнение максимизации полезности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Бюджетная линия (также известная как бюджетное ограничение или бюджетная строка) – это таблица или график, которые показывают ряд различных комбинаций двух продуктов, которые могут быть потреблены при заданном доходе и ценах.

Бюджетная линия для потребителей – это то же самое, что кривая производственных возможностей для производителей. Это полезный инструмент для понимания потребительского поведения и выбора.

Бюджетная линия отображает потребительский выбор между двумя продуктами. Количество единиц одного продукта отображается по горизонтальной оси, а количество единиц другого – по вертикальной.

Каждая возможная комбинация этих двух продуктов затем строится для получения кривой бюджетных ограничений.

Бюджетная линия является ограничением в том смысле, что она ограничивает общее потенциальное потребление потребителя.

Достижимо только такое сочетание двух товаров, которое укладывается в бюджетное ограничение или входит в него. Любая комбинация двух товаров, выходящая за рамки бюджетной строки, недостижима.

Вместе с кривыми безразличия потребителя, показывающими различные комбинации двух продуктов, которые дают потребителю одну и ту же полезность, можно прийти к комбинации двух товаров, которая будет оптимальной для потребителя с точки зрения максимального удовлетворения его пожеланий.

Уравнение бюджетного ограничения

Совокупные расходы на любую комбинацию товаров по бюджетной статье равны доходам потребителей. Это можно выразить математически следующим образом:

QAPA + QBPB = I,

где QA и QB – единицы товара A и товара B, PA и PB – их соответствующие цены, а I – общий доход потребителя.

Предположим, что продукт А находится на оси Y, а продукт В – на оси X. Мы можем записать бюджетное ограничение в стандартном формате прямолинейного уравнения:

QA = I/PA – (PB/PA) × QB

Оно показывает, что наклон бюджетной линии равен отрицательному отношению цены товара по оси X к цене товара по оси Y.

Бюджетная линия смещается, когда изменяется доход потребителя: она смещается внутрь, когда доход уменьшается, и смещается наружу, когда доход увеличивается. Но когда происходит изменение цены только одного товара, бюджетная строка вращается, то есть смещается, но не параллельно.

Пример

Предположим, вы получили подарочную карту AppStore на 50 долларов от своего друга. Вы подумываете о покупке видеоигр и песен для своего смартфона. Цена игры – 5 долларов, а песни – 1 доллар.

Вы можете либо потратить всю сумму на игры, и в этом случае купленные игры будут стоить 10 [= $50 / 5]. Или вы можете потратить всю сумму на музыку, и в этом случае количество купленных песен составит 50.

Скажем, количество песен представлено вдоль горизонтальной оси X, а количество игр – вдоль вертикальной оси Y. Теперь у нас есть две точки на бюджетной линии (0,10) и (50,0).

Вышеперечисленные комбинации редко приобретаются типичным потребителем. Вы, скорее всего, купите и игры, и песни в некотором количестве выше нуля.

Допустим, вы покупаете 6 игр. Это будет 30 долларов [= 4 × 5]. На оставшуюся сумму можно купить 20 песен. Теперь у нас есть еще одна точка на графике (20,6).

Если мы построим вышеприведенные точки и любые другие возможные комбинации, которые вы можете выбрать, мы получим прямую бюджетную линию, как показано ниже:

Бюджетная линия

Достижимая комбинация – это любая комбинация двух продуктов, которые могут быть приобретены с использованием данного дохода. Все пункты на или ниже бюджетной линии достижимы, например, 20 песен и 4 игры.

Недостижимая комбинация – это любая комбинация двух продуктов, которую невозможно приобрести с использованием данного дохода. Все пункты выше бюджетной линии недостижимы, например, 30 песен и 6 игр.

Что такое бюджетное ограничение — понятие, что показывает

Определение

Бюджетное ограничение – это максимально возможная денежная сумма, которую готов отдать покупатель за товары и услуги по запрашиваемым продавцом ценам.

Подразумевается, что потребитель может приобрести товары и получить услуги только на сумму, которая у него имеется, то есть расходы не могут быть больше доходов человека. В этом и заключается суть понятия «бюджетное ограничение». 

Какие факторы влияют на бюджетное ограничение

Ключевыми факторами, влияющими на бюджетное ограничение, являются:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • доход потребителя;
  • цена товара или услуги.

Схематически явление финансового лимита можно изобразить в виде линии:

Схематически явление финансового лимита

Источник: studref.com

Предположим, что ассортимент товаров сведен к двум единицам. Такая данность не является кардинальным искажением действительности, так как зачастую в реальной жизни стоит именно такой выбор: купить на завтрак йогурт или колбасу, приобрести автомобиль или сделать ремонт в квартире и т.д.

К примеру, на покупку блага В потрачен весь доход. В этом случае на вертикали системы координат получится точка, указывающая на количество единиц данного товара, которое можно приобрести на предполагаемую сумму. Величина на оси ординат зависит от бюджета покупателя и цены товара В.

При использовании всех средств на покупку блага А число единиц товара отразится на горизонтальной оси. Расположение этой точки также определяется двумя параметрами: размером дохода потребителя и стоимостью товара А.

Для того, чтобы получить линию бюджетного ограничения, необходимо соединить перечисленные точки на вертикали и горизонтали. Образовавшийся отрезок будет ограничивать поле возможностей или поле выбора.

Точки, из которых состоит данная прямая, указывают на то, что доходы покупателя могут быть распределены между двумя товарами. То есть человек может приобрести некоторые комбинации товаров А и В.

Точки, находящиеся в области возможностей (слева от линии), показывают сочетание двух товаров, которые могут быть куплены на часть от имеющихся средств.

Поле выбора и бюджетная линия характеризуют зону допустимых показателей покупательских возможностей при конкретном уровне дохода и установленных ценах.

Справа от бюджетной линии лежат точки, которые выходят за рамки потребительских возможностей, то есть покупатель не может приобрести это количество товаров А и В.

Рассмотрим особенности смещения функции при изменении экономического положения потребителя: уменьшение дохода влечет параллельный сдвиг влево, а увеличение – вправо, как на рисунке:

Экономического положения потребителя

Источник: studref.com

Зависимость бюджетной кривой от стоимости товара имеет следующий характер. При условии, что товар B подорожал, а стоимость товара A и бюджет потребителя не изменились, точка пересечения вертикальной оси опустится ниже.

Такие трансформации говорят о том, что покупатель в прежнем финансовом положении сможет купить меньше подорожавшего товара B на всю имеющуюся сумму. При этом точка на горизонтальной оси будет неизменной, а поле выбора уменьшится:

Зависимость бюджетной кривой от стоимости товара

Источник: studref.com

В случае статичности цены товара В и доходов покупателя и росте стоимости товара А, произойдет смещение точки пересечения на горизонтальной оси вправо. Точка на вертикали останется прежней.

Если стоимость одного из товаров уменьшится, то точка пересечения с соответствующей осью отодвинется дальше от начала координат, следовательно, произойдет увеличение поля выбора.

Основные свойства бюджетного ограничения потребителя

  1. Бюджетная линия всегда имеет отрицательный наклон, означающий возможность увеличения расходов на один товар за счет сокращения закупок другого.
  2. Параллельное смещение функции вверх говорит о росте бюджета, вниз – об уменьшении.
  3. Значительное повышение стоимости обоих товаров влечет смещение прямой вниз.
  4. Снижение цены обоих продуктов отражается на графике в виде сдвига вверх.

Уравнение линии бюджетного ограничения

Формула бюджетного ограничения имеет вид:

(I=P_Xtimes X+P_Ytimes Y)

Значения переменных в уравнении: I – доход покупателя, РX – стоимость Х, РY – стоимость Y, Х и Y – товары.

В рассматриваемом случае предполагается, что потребитель тратит все свои деньги на покупку благ Х и Y. Переводя указанную формулу с математического языка, бюджет покупателя складывается из его трат на приобретение благ X и Y.

Выполним преобразование данного уравнения и изобразим прямую ограничений в системе координат:

(Y=frac I{P_Y}-frac{P_X}{P_Y}times X)

Уравнение линии бюджетного ограничения

Источник: studfile.net

Здесь точка пересечения прямой с осью абсцисс (I/PX) обозначает, сколько единиц товара X сможет купить человек, если расходует на него все свои деньги. Точка на оси ординат (I/PY) указывает на максимальное количество блага Y, доступное покупателю при расходовании всех средств.

Равновесие потребителя

В экономике также существует термин «равновесие потребителя», заключающееся в следующем: перед покупателем стоит цель – совершить покупки так, чтобы достигнуть наибольшей эффективности в пределах своего финансового лимита. Такую полезность можно обеспечить посредством определения равновесной комбинации благ.

Фактически, поиск равновесия для покупателя заключается в подборе оптимальной комбинации (X;Y), соответствующей прямой лимита и увеличивающей функцию полезности. Для этого соотнесем карту безразличия с линией ограничений.

Определение

Кривая безразличия – это множество всех возможных наборов благ, обладающих идентичной полезностью, к выбору которых покупатель относится безразлично.

Кривая безразличия

Источник: studfile.net

Кривая Uне пересекается с прямой бюджетных ограничений. На ней расположены сочетания X и Y, которые покупатель с данным доходом не может себе позволить. На прямой лимита M имеется 3 точки, общие с кривыми безразличия U1 и U2.

Найдем точку равновесия. С и D, принадлежащие U1, не являются оптимальными с точки зрения равновесия, поскольку при перемещении от них по линии М, покупатель может перейти на кривую U2, которая обладает большей полезностью. Отсюда следует, что равновесным будет товарный набор в точке E, находящейся на U2.

Значит, равновесие потребителя обеспечивается в точке, где бюджетная прямая соприкасается с максимально высокой из доступных покупателю кривых безразличия.

Золотовалютные резервы, государственный долг, фонд национального благосостояния, бюджет – вот лишь небольшой перечень макроэкономических терминов, о которых с февраля 2022г. узнали многие, даже далекие от вопросов экономики. Изменение параметров данных макроэкономических показателей так или иначе коснулось или коснется каждого.

1200-600.png

Есть еще один очень важный термин – «бюджетное правило». В общем понимании это определенный свод правил для ведения бюджетной политики государства. Бюджетное правило – боль или спасение для экономики? В нашей статье мы разложим по полочкам всю суть бюджетного правила: как оно работает, когда и зачем оно было внедрено, его влияние на экономику страны, окунемся в рабочие процессы Минфина и Центрального Банка РФ.

Пройдемся по следующему плану:

  • Суть и механизм работы бюджетного правила.

  • История внедрения бюджетного правила в России.

  • Влияние бюджетного правила на курс рубля.

  • Плюсы и минусы бюджетного правила для экономики.

Суть и механизм работы бюджетного правила

Бюджетное правило характерно для государств, чья экономика зависит от сырьевых ресурсов и рыночной конъюнктуры на мировых рынках. Простыми словами, бюджетное правило можно охарактеризовать как механизм, ограничивающий доходы бюджета от сырьевых ресурсов ценой отсечения. Данная цена фиксирует цену нефти, выше которой доходы от добычи и экспорта нефти и газа попадают в специально созданные фонды и не принимают участия в формировании расходной части бюджета, она формируется на основе средних цен за прошлые периоды, либо на основе прогнозов.

Бюджетное правило необходимо для придания гибкости доходам бюджета. Оно делает их более стабильными вне зависимости от ситуации на рынке сырья.

Углубимся более детально в механизм работы данной системы.

У бюджетного правила есть 2 основных параметра:

  • Цена отсечения.

  • Уровень первичного структурного баланса.

Итак, для начала разберемся, что же относится к нефтегазовым доходам РФ? Согласно Бюджетному кодексу РФ, к нефтегазовым доходам относятся:

  • НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

  • Таможенные пошлины.

  • Налог на дополнительные доходы.

  • Акцизы на сырье.

Согласно данным Минфина, в 2021 году нефтегазовые доходы составили 36% в общей структуре доходов бюджета. В среднем же с 2006 года по 2021 год их доля составляла 42%.

Динамика и структура доходов федерального бюджета РФ

Высокая доля нефтегазовых доходов приводит к тому, что даже незначительное отрицательное колебание по данной статье может привести к тому, что расходы бюджета необходимо будет сокращать или искать дополнительные источники доходов (кредиты, повышение налогов и т.д.). При этом нужно понимать, что государствам с сырьевой зависимостью сложно быстро перестроиться и переключиться на другие отрасли.

Как раз здесь проявляется одна из функций бюджетного правила – это компенсация выпадающих доходов из накопленных резерва (Фонд национального благосостояния, далее ФНБ). Если цена нефти или газа падает ниже утвержденной цены отсечения, то часть денег ФНБ идет на финансирование текущих расходов страны. Благодаря бюджетному правилу и управлению денежными средствами, ФНБ России вырос с 2008 года с 783 млрд. до 12,9 трлн рублей (9,7% ВВП) по состоянию на март 2022 года.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, под ценой отсечения понимается среднегодовая цена на нефть марки Urals – 40$ за один барр. Цена отсчета берется на уровне 2017 года. Данная цена индексируется на 2 процента ежегодно. Цена отсечки в 2022 г. составляет 44,2$ за баррель.

Динамика цены отсечения

Что касается базовой цены на газ, то тут ситуация более сложная, и она строиться на цене нефти. Согласно Бюджетному кодексу РФ, под базовой экспортной ценой на природный газ понимается прогнозируемое значение среднегодовой экспортной цены на газ, умноженное на соотношение базовой цены на нефть к прогнозируемой цене на нефть. Минфин заложил в бюджет на 2022г. цену на газ в 208,4$ за тысячу кубометров. Вклад доходов от газа в фонд небольшой и включает НДПИ плюс экспортную пошлину. К примеру, по итогам 2021 года вклад доходов от газа в ФНБ составил 16%.

Данный функционал бюджетного правила отлично показывал себя долгие годы, сглаживая колебания цен на рынке нефти и газа и, как следствие курса валюты, инфляцию. Яркий пример был в 2021 году, когда цены на нефть падали до 10$, но экономика страны оставалась стабильной.

Вторым параметром бюджетного правила является – уровень первичного структурного баланса. Данный параметр определяет уровень суммы займов для финансирования дефицита бюджет. В долгосрочном плане страны дефицит установлен на нулевом уровне.

Первичный структурный баланс = (доходы за минусом нефтегазовых доходов) – (расходы за минусом затрат на госдолг)

История внедрения бюджетного правила в России

Бюджетное правило в России прошло длинный и сложный эволюционный путь. До появления бюджетного правила бюджет России формировался на основе предельных показателей дефицита, т.е. профицит/дефицит бюджета формировался в процентном отношении к прогнозируемым доходам. Размер госдолга страны определялся на основе федеральных законов, при этом каких-то ограничений по конкретным цифрам прописано не было.

Позже, в 2000 г. вступает в силу Бюджетный кодекс, где впервые устанавливаются ограничения на дефицит бюджета. Теперь он не может превышать расходы на обслуживание госдолга страны и объем бюджетных инвестиций. При этом в бюджете уже появились зачатки бюджетного правила, когда сверхдоходы направлялись на погашения долга и на финансирование дефицита бюджета. Эти средства можно было использовать без принятия дополнительных законов.

Эволюция бюджетного правила

На фоне роста цен на нефть в 2000 году Правительству важно было создать механизм сдерживания валютных поступлений от продажи нефти и укрепления рубля.

В 2004 году появляется первая версия бюджетного правила. Для этого был образован Стабилизационный фонд и установлена первая цена отсечения в 20$ за баррель. На сверхдоходы в фонд покупались резервные мировые валюты и облигации иностранных государств. Расходовать фонд можно было при снижении цены нефти ниже цены отсечения или, если накопления достигали 500 млрд. руб.

За счет высоких цен на нефть к 2004 году фонд достиг 3,1% от ВВП.

В 2005 году, была установлена новая цена отсечения 27$ за барр. В это время средства фонда частично направлялись на гашение внешнего госдолга страны. В 2007г. впервые средства фонда были потрачены внутри страны и перечислены в уставные капиталы ВЭБа, Инвестиционного фонда, Роснано.

В этом же году появляется вторая версия бюджетного правила. Стабфонд был разделен на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (создан для финансирования пенсионных программ и балансирования бюджета ПФР). В основу бюджета был положен принцип не нефтегазового бюджета. Его суть состояла в том, что все нефтегазовые доходы учитывались обособленно, и размер использования этих доходов устанавливался в % от ВВП страны – так называемый нефтегазовый трансферт. Доходы выше данного трансферта поступали в Резервный фонд. При этом, если доходы превышали и размер трансферта, и размер норматива Резервного фонда, то они направлялись в ФНБ. Однако после начала финансового кризиса в 2008 году данная система использовалась не полноценно, и многие механизмы не работали. Несмотря на сложности работы новой версии правила, в условиях кризиса средства фондов помогли закрыть «дыры бюджета» и поддержать реальный сектор экономики и банковскую систему. Сама система просуществовала недолго. В условиях кризиса она стала недееспособной и не отвечала целям страны.

В 2013 году произошел переход к третьей версии бюджетного правила:

  • Был отменен трансферт, и на его место пришел механизм, использованный в Стабфонде, устанавливалась средняя цена отсечения по нефти за 10 лет (позже перешли на 5 лет).

  • Норматив по объему Резервного фонда устанавливался на уровне 7% от ВВП.

  • Объем расходов должен быть равен объему доходов при цене отсечения, плюс 1% ВВП.

  • Нельзя было снижать расходы на следующий год, а также первый год планового периода по сравнению с предыдущим годом, утвержденным законом о бюджете на предшествующий год, за минусом условно утвержденных расходов. Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде бюджетные ассигнования.

  • Резервный фонд можно было частично использовать как на покрытие дефицита бюджета, так и компенсацию выпадающих доходов.

В 2014 году после падения цен на нефть средства фондов активно тратились, и уже в 2015 году применение бюджетного правила было приостановлено. Управление бюджетом было в ручном режиме. К 2017 году средства были полностью исчерпаны.

В 2018 году была принята четвертая версия бюджетного правила, в основе которой лежат следующие принципы:

  • Цена отсечения нефти марки Urals в 40 долларов (на уровне цен 2017 года), далее ежегодно цены индексировались на 2%.

  • Базовые нефтегазовые доходы рассчитываются в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В это же время Резервный фонд был упразднен, и основным фондом стал ФНБ.

Текущая система действует до сих пор. Однако ситуация в мире привела к тому, что с февраля 2022 года Минфин частично приостановил действие бюджетного правила.

Влияние бюджетного правила на курс рубля

Курс рубля зависит от многих факторов – уровня инфляции, значения ключевой ставки ЦБ, политических рисков. Но одним из важных факторов является стоимость нефти.

Всю свою современную историю курс рубля коррелировал со стоимостью нефти. На представленном ниже графике: синяя линия – стоимость нефти, оранжевая – курс рубля к доллару.

Корреляция цены нефти и курса рубля к доллару

Курс доллара зависит от спроса и предложения на рынке. Если у страны положительный торговый баланс, то в данном случае приток валюты больше (за счет экспорта продукции) чем отток (за счет покупки иностранных товаров), тогда на рынке появляется дополнительное предложение валюты, и, как следствие, происходит укрепление курса рубля. Нефтегазовые доходы занимают значительные доходы страны, и сильно влияют на весь торговый баланс страны.

Данный факт мы хорошо видим на графике: при росте стоимости нефти курс рубля по отношению к доллару укреплялся, а при падении стоимости нефти – наоборот. При высоких ценах на нефть (природный газ) поступление валюты в страну увеличивается, экспортеры частично продают ее на внутреннем рынке для текущих расходов, следовательно, предложение валюты растет и курс рубля укрепляется.

Одним из важных игроков на рынке валюты является ЦБ. До 2015 года банк активно проводил валютные интервенции, поддерживая курс на комфортном для экономики страны значении.

Валютные интервенции ЦБ

Однако в ноябре 2014 года ЦБ отказался от валютного коридора, прекратил интервенции и перешел к практике плавающего курса рубля. Предполагалось, что это будет помогать экономике подстраиваться под внешние рыночные условия.

Однако в периоды роста цен на нефть и укрепления курса рубля встал вопрос об эффективности работы экспортеров в России. Укрепление курса рубля приводило к падению прибыли компаний и, соответственно, снижению налогов.

В 4 версии бюджетного правила попытались исправить данную ситуацию, и было принято решение продавать валюту, полученную сверх цены отсечения на открытом рынке, а не внутри ЦБ.

Минфин РФ выходит на рынок через ЦБ и проводит покупку/продажу валюты в рамках бюджетного правила. Данная система помогла сгладить курс рубля, поддерживая его более 3 лет.

Интервенции Минфина

Плюсы и минусы бюджетного правила для экономики

Бюджетные правила существуют во многих странах, и каждая страна настраивает систему под себя. Насколько эффективно бюджетное правило в России? Однозначно ответить на данный вопрос сложно. Точно можно сказать, что для сырьевых экономик бюджетное правило необходимо, так как «ресурсное проклятие» таких стран может привести к шоковым ситуациям при изменении конъюнктуры на рынке.

Да, с одной стороны бюджетное правило сглаживает и защищает экономику от колебаний на рынке сырья через накопление резервов и использование их в кризисные периоды либо через ограничения долговой нагрузки страны. С другой стороны, деньги копятся в фондах и не вкладываются полноценно в экономику страны. То есть не решается глобальная проблема – избавление от сырьевой зависимости через новые направления экспорта. Бюджетное правило, по сути, латает дыры в бюджете, возникающие из-за сырьевой зависимости, доходами от сырьевых ресурсов, и это просто замкнутый круг. Да, мы видели периоды, когда частично ФНБ распаковывали и деньги вливались в экономику (это же планируется сделать в 2022 году), но данная ситуация носит в себе не фундаментальную основу развития экономики, а лишь тушение пожаров. Помимо «складирования» сверхдоходов, экономика находится всегда в замкнутом пространстве.

Также как мы знаем, вторым функционалам бюджетного правила является ограничение по долговой нагрузке. С одной стороны, это делает страну более независимой, но тут кроются свои минусы. Кредиты при правильном использовании помогают развивать экономику, помогают финансировать крупные инфраструктурные проекты. Бюджетное же правило загоняет экономику в рамки – нет возможности занимать деньги для развития страны сверх ограничений.

Ко всему прочему стоит отметить проблему долгосрочного использования бюджетного правила. Мир идет к декарбонизации, появляются новые технологии, и со временем, на горизонте нескольких десятков лет, спрос на углеводороды будет падать и, как следствие, будущая эффективность текущей системы ставится под сомнение.

Также в текущий ситуации мы видим, как меняется мир, и в условиях глобальных санкций необходима будет перестройка не только бюджетного устройства РФ, но и всей экономики в целом.

Вывод

Как видим, бюджетное правило – это не просто одна из строчек в кодексе. Это система, которая непосредственно влияет на каждого инвестора. Нововведения в бюджетном правиле приводят к движениям на валютном рынке, на рынке долга и, как следствие, на рынке акций.

Сейчас встает очень много вопросов относительно эффективности работы действующей системы. Возможно, в ближайшее время мы с Вами увидим глобальную перестройку бюджетного правила и новые технологии управления бюджетом страны.

Каждому инвестору очень важно разбираться и понимать макроэкономические показатели страны, находить взаимосвязь и делать выводы об их влиянии на фондовый рынок. Обо всех нюансах макроэкономики и фондового рынка с актуальной повесткой для инвестора мы рассказываем на наших отрытых вебинарах. Записаться на очередной прямой эфир можно по ссылке.

Добавить комментарий