Как составить чертеж лодки

Как сделать лодку своими руками: обзор лучших проектов схем и чертежей с рекомендациями по выбору материалов изготовления (120 фото)

Активный досуг на загородном водоеме, совмещенный с рыбалкой, доставляет огромное удовольствие людям всех возрастов и профессий. При этом его можно сделать еще содержательней, если захватить с собой на крыше машины или на прицепе небольшое плавучее средство.

В некоторых случаях без миниатюрной лодки на приозерном пикнике вообще не обойтись, например, если рыбной ловле с берега препятствуют густые камышовые заросли. В то же время приобретение даже самой дешевой лодки в магазине способно нанести серьезный удар по личным сбережениям и втянуть рыбака в довольно крупный кредит.

Интересные факты и особенности

Чтобы ловко обойти эту проблему, рыбаку старше 40 лет достаточно вспомнить далекое детство, которое с большой вероятностью прошло в плотном окружении журналов «Юный техник» и широкоформатных приложений к нему.

Оставшиеся с тех пор навыки моделирования безошибочно подскажут, как сделать лодку ПВХ своими руками. Даже не увлекавшийся в школьные годы моделированием человек справится с этой задачей всего за одну-две недели.

Как сделать чертеж лодки

Надо заметить, что при всей занимательности малого судостроения данный процесс трудно назвать творческим. Он должен опираться исключительно на чертежи лодки для изготовления своими руками, взятые в библиотеке, специальной литературе или на вызывающем доверие сайте.

Никакая фантазия касательно геометрии и габаритов совершенно не приемлема. Построенное «по наитию» рыбацкое плавсредство будет переворачиваться сразу после спуска на воду.

Материалы для самодельной лодки

В плане выбора исходного сырья придется ограничиться малым. Однако тех материалов, которые можно купить в любом строительном супермаркете, вполне хватит даже для постройки крупного моторного баркаса.

В первую очередь для нужд гаражной верфи понадобятся

  • Алюминий;
  • Массив древесины;
  • Легкие прочные полимеры;
  • Прорезиненный текстиль;
  • Стальные профили;
  • Фанерные листы.

Преимущества деревянной лодки

У всякого строительного сырья есть ряд достоинств и недостатков. Однако судя по тому, что чаще всего мастера выбирают для своих целей именно дерево, оно подходит для данных целей больше всего.

Очевидными преимуществами деревянной лодки перед аналогами являются

  • Экологическая безвредность;
  • Отличная плавучесть;
  • Легкость гребли и руления;
  • Предельно низкая себестоимость;
  • Долгий срок эксплуатации при грамотных подготовке к воде и зимнем хранении;
  • Легкость монтажа весельных уключин, мотора, парусной мачты.

Виды лодок

В настоящее время наибольшее распространение получили два варианта маломерных деревянных судов:

  • С килем;
  • С днищем в виде плоскости.

Плоскодоная лодка

Вторая разновидность пользуется гораздо большей популярностью, что надо обязательно принять во внимание, когда делаем деревянную лодку своими руками. Данный факт объясняется их впечатляющей устойчивостью, делающей возможной ловлю в стоячем положении.

Вдобавок ко всему такие плавсредства легко маневрируют среди камышей и коряг. Они полностью устраивают рыбака и в плане вместительности. Внутреннего пространства плоскодонки вполне хватит для множества разных удилищных и донных удочек, сачка, коробок с наживкой и крючками, нескольких ножей, ведер для пойманной рыбы.

Килевые лодки для дальних походов

Самодельные килевые малые плавсредства больше подходят для ловли на постоянно обдуваемых водоемах, быстрых реках и у морского берега. Они отлично держатся на высокой волне, легко преодолевают большие расстояния, быстро идут под парусом.

Навыки гребли на лодке

Вот почему делаем маленькую лодку своими руками с килем в том случае, если есть необходимость совершать марш-броски вдоль берега, сильно от него удаляться, ловить бычка в условиях легкого шторма. Единственным недостатком килевых судов является необходимость приобретения рыбаком навыков гребли.

Такая лодка имеет тенденцию к раскачиванию, поэтому гребцу придется сидеть посреди банки, то есть лодочной скамейки. При работе веслами нужно будет четко удерживать центр тяжести, иначе качка легко собьет с выбранного курса.

Выбор габаритов лодки

Именно от размеров плавсредства зависят такие важные его параметры, как

  • Масса;
  • Вместимость;
  • Грузоподъемность;
  • Устойчивость на неспокойной воде.

Выбор размеров лодки

Основные рекомендации насчет выбора размеров можно свести к следующим правилам.

  1. Оптимальная высота бортов составляет полметра, при этом для речной ловли подойдут борта пониже, а для моря не помешает добавить 10-20 см.
  2. Выбор длины надо делать исходя из того, сколько всего людей будет перемещаться на малом плавсредстве. Для одного рыбака вполне хватит 1,8-2,5 метров. Для двух членов экипажа желательно предусмотреть побольше пространства, например, трехметровую длину. Для пяти человек вполне хватит 4-метровой длины. Правда, всем сразу ловить при этом будет затруднительно, поэтому хотя бы один должен стать простым пассажиром, наслаждающимся речными пейзажами.

Что касается ширины, то опытные мастера предлагают остановиться на значении в метр-полтора. Чем шире окажется суденышко, тем труднее им будет управлять, при этом устойчивость заметно возрастет.

Для точного выбора ширины надо учесть общий вес рыбаков и пассажиров, массу всех снастей, ящиков и ведер, расчетное количество пойманной рыбы. Чтобы лодка была послушна рулю и веслам, ширина должна строго соответствовать длине. Найти их подходящее соотношение помогут простые судостроительные формулы.

Создание или поиск чертежа лодки

Найдя полный компромисс относительно размеров, можно будет приступать к проектированию. При отсутствии же необходимых для этого навыков достаточно подыскать уже готовый чертеж плавсредства и пропорционально увеличить или уменьшить его параметры.

Проще всего найти профессионально составленные чертежи в Интернете. Нужно лишь ввести поисковый запрос «чертеж лодки». Совсем не лишним будет посетить техническую библиотеку.

Достаточно провести там пару выходных дней, чтобы получить много полезной информации как о габаритах, так и о такелаже. В журналах, посвященных маломерным судам, нетрудно почерпнуть знания и о том, как сделать якорь для лодки своими руками.

Набор инструментов

После исчерпывающего уяснения теоретических основ придет время закупки материалов и строительного инструментария. При подборе досок лучше предпочесть пиломатериалы, изготовленные из:

  • Ели;
  • Лиственницы;
  • Сосны.

Проверка досок на наличие дефектов

Важно проследить за тем, чтобы на досках не было ни трещин, ни сучков. Любые расщепления в дальнейшем будут расширяться, а сучки проявят тенденцию к выпадению, что надо обязательно принять во внимание рыбаку, заинтересовавшемуся, как сделать лодку из дерева своими руками.

Выявить наличие опасных повреждений можно, нанеся по сомнительным участкам несколько ударов молотком. Крепкие доски легко выдержат такое испытание, а треснувшие начнут раскалываться.

Считается, что лучше всего для постройки лодки подходит пиломатериал, на протяжении года лежавший на сухом складе на плоских стеллажах.

Перечень вспомогательных принадлежностей

Помимо досок для работы понадобятся:

  • Антисептик для обработки древесины;
  • Брус;
  • Краска;
  • Саморезы, гвозди и молоток;
  • Грунтовое покрытие;
  • Дрель и шуруповерт;
  • Клей и шприц для проклейки стыков;
  • Яхтный лак;
  • Листы железа для облицовки дна;
  • Наждак;
  • Смола;
  • Полипропилен для формирования бортов;
  • Рулетка;
  • Тиски;
  • Пила по дереву.

Фото самодельной лодки

Как сделать лодку своими руками? Чертежи и схема для изготовления деревянной плоскодонки из фанеры, досок и пластика

Лодка – необходимое транспортное средство для любителей активного отдыха на воде. Что может быть лучше, чем заехать погожим летним днем до середины речки, спрыгнуть в зеркальную гладь, охладиться, поплавать и вновь залезть в лодочку через корму.

Современный рынок представлен широким выбором плавательных средств, где каждый покупатель имеет возможность приобрести изделие по своим предпочтениям. Некоторые модели впечатляют особенностями дизайна, форм и характеристик, но имеют высокую стоимость.

Выходом из такой ситуации может стать знакомство с информацией, как сделать лодку своими руками. Увлекательное занятие позволит реализовать собственный творческий потенциал и приобрести полезные навыки.

Виды материалов

Существует большое количество оригинальных идей и нестандартных способов строительства самодельной лодки, которые можно воплотить в реальность.

Самыми распространенными материалами для сборки собственного судна считаются:

  • Дерево;
  • Влагостойкая фанера;
  • Пластиковые бутылки;
  • Резина;
  • Алюминий.

Каждый из перечисленных материалов имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее востребованной у мастеров является древесина. По количеству преимуществ она превосходит остальные материалы.

К плюсам можно отнести:

  • Натуральность;
  • Прочность, маневренность;
  • Низкая себестоимость;
  • Легкий вес;
  • Плавучесть, бесшумность;
  • Возможность установки бензинового двигателя, использования весел.

Совет: «При сборке самодельной лодки не стоит экономить деньги на качестве древесины, так как хороший материал — залог долгой эксплуатации будущего плавсредства».

Деревянная лодка

Выбрав подходящую модель судна, можно приступать к подготовительному этапу. Важно обеспечить свободное пространство для его сборки, а потом приобрести необходимые инструменты и стройматериалы.

Понадобятся:

  • Панели из дуба габаритами 1‐м × 25 см;
  • Сосна 1‐м×25;
  • Дуб (в сечении 3/4) ;
  • Молоток;
  • Саморезы и болты;
  • Пила;
  • Дрель;
  • Герметик;
  • Кисть малярная;
  • Грунтовка водоотталкивающая.

Пошаговое руководство:

  1. Берутся 40-сантиметровые дубовые бруски и высверливаются с обеих сторон прорези для вставки боковых бортов. Лодку располагают диагонально. С двух сторон ножовкой делают выемки глубиной 1, 5 см, формируя нос лодки.
  2. Для создания кормы понадобится дубовая доска 1‐м × 25 см, у которой вырезают нижнюю часть до тех пор, пока итоговая ширина станет 70 см сверху и 55 см внизу. Габариты самой кормы должны составлять 76 см.
  3. Отпиливают часть сосновой доски размером 1‐м×25см, которая станет крестообразной распоркой, объединяющей верх и низ кормы. Длина отрезанной планки должна быть равной 76-80 см, чтобы она находилась на одном уровне с нижней и верхней задней частью корпуса. Далее заготовки с помощью болтов (5 см) приворачивают к корме.
  4. Для изготовления основы лодки отрезают кусок сосны без изъянов размером 1×4. Длина боковых досок составляет не меньше 1, 5 м, чтобы они доставали до кормы и носа. Для изготовления дна лодки выпиливают из сосновой доски 1×10 см три расположенных крест на крест ребра и крепят их болтами к боковинам.
  5. Подготавливают 6 досок размерами 1×10см×76см. С помощью крепежных деталей закрепляют их на дно к краям поперечных брусков. Чтобы усилить жесткость боковых бортов, следует каждую из 6 досок длиной 76 см прочно прикрепить болтами по диагонали сквозь вертикальную планку по направлению к поперечной.
  6. Закрепляют передний край поперечных планок, находящихся на днище, к передней части лодки. Для безопасности мастера борт слегка изгибают. Прочно фиксируют шурупами 1, 5 дюйма нижнюю поперечную доску лодки к носовой части.
  7. Каркас аккуратно переворачивают. К днищу крепят дубовые доски 1×25 см пяти сантиметровыми болтами. Присоединяют бортовые края друг к другу, далее измеряют их длину и лишние куски отрезают, чтобы лодка сужалась к носу.
  8. Соединяют дубовые доски длиной 183 см и шириной 1×25 см с бортами, плотно прижимая края друг к другу. Доски разворачивают в сторону носа и закрепляют болтами 5 см. Остатки досок фиксируют шурупами к боковым ребрам, пока все части судна не будут надежно соединены.
  9. Размещают построенную корму на заднюю часть лодки. Предварительно обрабатывают края задних планок герметиков для скрепления швов и стыков. Чтобы установленная корма не болталась, снизу ее прикручивают болтами.
  10. Дубовую доску фиксируют к верхнему краю плавучего средства снаружи от носа, затем — вокруг верхнего внешнего края.
  11. На последнем этапе проводят гидроизоляцию. Лодку покрывают двумя слоями водоотталкивающей грунтовки, с перерывом на полное высыхание предыдущего покрытия. Грунтовка должна проникнуть глубоко между досками. Дополнительно лодку можно покрасить свинцовой краской. В течение 5-7 дней судну дают как следует просохнуть, после чего его можно спускать на воду.

Важно: «Герметик, пакля, клей, смола – то, что желательно купить с большим запасом, чтобы как следует обработать швы бортов с лодочным днищем».

Из фанеры

Начинающим мастерам желательно выбирать простые модели. Лодки из фанеры имеют как достоинства, так и недостатки.

Плюсы:

  • Высокая прочность;
  • Простота конструкции;
  • Несложный ремонт;
  • Легкий вес.

Минусы:

  • Невозможность достижения плавных форм. Конструкция выходит угловатой, что плохо сказывается на маневренности лодки;
  • Материал не гнется, поэтому судно придется собирать из отдельных кусков.

На заметку: «Все заготовки целесообразно вырезать с маленьким запасом, так как легче отпилить излишки, чем вырезать другой элемент».

Из пластиковых бутылок

Конструирование такой лодки не потребует больших финансовых затрат, но понадобится большое количество пластиковых бутылок. Если вопрос с их наличием решен, тогда можно приступать к работе.

Монтаж судна отличается простотой и прочностью. Творческий процесс можно превратить в хобби или в собственный бизнес. Главное не спешить, так как сборка занимает много времени.

Резиновая лодка

Мастерить собственноручно лодку из резины своими руками — дело ответственное, кропотливое и не всегда благодарное. Одно неловкое движение и материал может порваться. Лучше всего приобрести готовую модель, тем более что цены на них вполне доступные.

Если принято решение сделать лодку из резины своими руками, в первую очередь необходимо отталкиваться от грамотного чертежа.

Используя качественные материалы, возможно получить пригодное изделие. И вновь надо повторить, что риск применения таких лодок на воде очень велик.

  • Во-первых, они неустойчивы,
  • Во-вторых, любой подводный сучок может сделать прокол на резине.
  • Соответственно, постоянно надо иметь с собой клей и куски материала для экстренного ремонта.
  • Другой минус – в свернутом виде могут образоваться заломы, приводящие к трещинам.

Лодка из алюминия

Основным преимуществом такого материала перед вышеперечисленными – высокая степень прочности. Алюминиевые лодки отличаются долговечностью и безопасностью.

Существенным недостатком материала можно назвать его дороговизну и проблемы с поиском алюминиевых листов.

Чтобы самодельная лодка приносила радость в течение многих лет, нужно раз в год проводить сезонную обработку и профилактику корпуса.

При хранении лодки из дерева на открытом воздухе могут образоваться сколы. Чтобы избежать последующего трудоемкого ремонта, желательно на зиму водное транспортное средство отправить в гараж или сарай.

Фото Как сделать лодку своими руками

Приобрести готовую лодку сможет не каждый, поскольку цены очень кусачие. К тому же, не все конструкции отвечают запросам различных клиентов. Если взять надувные лодки, то это не очень надежные модели, поскольку могут запросто повредиться в сложных условиях. А это означает, что они не очень надежные. В таких случаях принимается решение на изготовление лодки своими руками из фанеры. Строительство маломерного плавсредства, начинается с зарисовок, которые потом трансформируются в весьма профессиональные чертежи.
Это увлекательный процесс и он под силу только тем рыбакам, которые находятся в постоянном творческом поиске. Кроме этого, построение лодки – это как фактор самоутверждения. Но если посмотреть на процесс серьезно, то ведь сложного ничего нет.

Лодка своими руками из фанеры

Небольшое плавсредство, которое в состоянии взять на борт 2-3 рыболова, имеющее не большой вес, можно легко сделать из фанеры, как одного из самых доступных строительных материалов. Причем, лодка может передвигаться как при помощи весел, так и с помощью лодочного мотора или паруса. Для этого не потребуется особой, профессиональной подготовки, что вполне посильно даже новичкам.

Фанера является достаточно прочным материалом, для того, чтобы построить маленькое судно, не говоря уже о дорогостоящих яхтах, где при их изготовлении широко используется и фанера. Кроме этого, она просто поддается обработке, при применении электрических или ручных приспособлений.

Кроме этого, если на такую лодку установить мотор, то она может развить солидную скорость при не плохих ходовых характеристиках. К тому же, фанерная лодка на много надежнее надувной лодки.

Постройка лодки за 2 недели.

Сборка конструкции

Когда материалы и чертежи есть, то нужно начинать работу. Первым этапом станет вырезание деталей из фанеры. Для этого лучше всего использовать электролобзик

Важно точно резать по размерам, иначе конструкция не сойдется

Потом шпангоуты склеивают с задним бортом, эти детали будут весьма тяжелыми. Если для плавсредства нужен мотор, то задний борт укрепляют.

Следующим этапом станет скрепление транца с бортами и дном. Обшивочные части крепить нужно с помощью клея.

После сборки конструкции нужно приготовить аэросил и эпоксидную смолу. Эти вещества смешиваются 1 к 1. Полученное вещество используют для герметизации швов. Также для этой цели, внутри лодки, швы заклеивают полосами из стеклоткани.

Важно: при такой работе используются весьма токсичные вещества, поэтому работать нужно на улице, или в проветриваемом помещении, и с использованием специальных средств защиты. Когда клей высыхает нужно поставить шпангоуты

Потом нужно установить сидения, багажные отсеки и другие элементы. После того, как судно высохнет, надо приступать к финальному этапу, это шлифовка и герметизация стеклотканью и эпоксидным раствором

Когда клей высыхает нужно поставить шпангоуты. Потом нужно установить сидения, багажные отсеки и другие элементы. После того, как судно высохнет, надо приступать к финальному этапу, это шлифовка и герметизация стеклотканью и эпоксидным раствором.

После этого следует процесс покраски конструкции, это поможет дополнительно защитить судно от влияния воды и придаст хороший внешний вид.

Покраска состоит из:

  • Обезжиривания всех деталей судна;
  • Обработки деревянных элементов пропиткой;
  • Шпатлевки поверхностей. Это позволит замаскировать все дефекты;
  • Грунтовки. Для этого можно использовать кипяченую олифу;
  • Нанесения лакокрасочных материалов. Для этого можно покупать любую краску, но увеличить срок службы лодки помогут специальные водостойкие материалы для фанеры;

Материалы и инструменты

Во-первых, придется подобрать соответствующее по пощади, помещение, где могла бы свободно разместиться лодка. Желательно, чтобы помещение отапливалось, так как все работы могут происходить зимой. Летом, вряд ли кто-нибудь начнет строить лодку: летом нужно уже плавать на ней. Мало того, помещение должно быть вентилируемым, с возможностью поддержания оптимального температурного режима. Поскольку работать придется с деревом, то влажность должна быть оптимальной.

Чтобы начертить схему, нужно иметь:

  • чертежные принадлежности;
  • карандаши;
  • резинки;
  • лекала;
  • линейки и треугольники;
  • рейсшина;
  • картон и чертежная бумага;
  • клей для бумаги;
  • калькулятор.

На этапе постройки потребуется:

  • электролобзик;
  • молоток;
  • топор;
  • струбцины (до 10-ти шт, не меньше);
  • кисточки, шпатели (металлические и резиновые);
  • шуруповерт;
  • электро и ручной рубанок;
  • отвертки;
  • стамески;
  • степлер;
  • циркулярная и ручная пила.

Материалами для изготовления могут послужить:

  • фанера (лист 1,5х1,5 метра), толщиной 4-5 мм;
  • доски сосновые или дубовые;
  • стеклоткань для оклейки корпуса лодки;
  • шпаклевка для заделки щелей;
  • водонепроницаемый клей;
  • олифа или водоотталкивающая пропитка для дерева;
  • краска масляная или водостойкая эмаль;
  • гвозди, шурупы, саморезы;
  • металлическая полоса, металл для различного крепежа.

Первая склейка

Если удалось достать листовую фанеру, которая по длине соответствует размерам будущей лодки – это хорошо. Но если в наличие обычные листы 1,5-1,5 метра – придётся их склеить. Самый лучший способ – склейка на «ус».

Склейка на «ус» — самое прочное соединение фанерных листов

От края листа отступается расстояние, равное 10-12 толщин листа, и рубанком стачивается под углом. После этого нужно пройтись шлифмашинкой и такие же операции проделать со вторым листом. Очищенные и обезжиренные поверхности намазываются клеем, аккуратно соединяются и скрепляются струбцинами. Так как струбцины можно поставить только по краям, в центр необходимо положить груз. После высыхания клея струбцины можно снять, но дать изделию вылежаться ещё не менее суток.

Из чего состоит лодка

Лодка состоит из узлового элемента – киля, который служит базой и к которому крепятся прочие элементы лодки. Нос лодки называется форштевнем и с обратной стороны находится ахтерштевень. С помощью этих компонентов лодке придается продольная жесткость. Подобные детали конструкции могут быть выполнены как из цельного отрезка дерева или отдельных составляющих, соединенных способом склеивания, а так же сбитых гвоздями или скрученных шурупами.

Форма корпуса определяется наличием поперечных силовых элементов, которые называются шпангоутами. Доски, соединенные со шпангоутами, форштевнем и ахтерштевнем, формируют борта лодки.

Если этот остов обшить фанерой, то получится лодка. Внутри лодки настилается настил – слань, который является нижней палубой, чтобы защитить дно лодки.

Лодки из фанеры под мотор

Лодки под мотор особо не отличаются своими конструкционными соображениями, по сравнению с лодками, предназначенными для движения под веслами или под парусом. Отличие заключается лишь в организации места для крепления двигателя. Как правило, на корме крепится транцевая доска, где и устанавливается лодочный мотор.

Отдельные конструкции маломерных судов оснащают и другими элементами, такими как кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры и др. Для улучшения устойчивости и непотопляемости, в плавсредствах предусматриваются специальные промежутки, которые заполняются монтажной пеной. Подобный подход позволяет исключить возможность затопления лодки, если она опрокинется.

Рабочие чертежи лодки

Вся работа по постройке лодки начинается с чертежей, которые должны быть составлены профессионально. Если этого сделать невозможно, то можно обратиться за помощью в Интернет, где можно подыскать уже готовые чертежи. Главное, чтобы они соответствовали основным воображениям. Но и здесь нужно быть внимательным, чтобы не пропустить основные этапы по сборке лодки и изготовлению дополнительных узлов.

Как правило, большинство чертежей рисуется на миллиметровой бумаге. Это даст возможность детально просчитать все узлы конструкции.

Большой эскиз чертежа можно нарисовать по следующему алгоритму:

  • Проводится линия, которая условно делит лодку на две части. При этом учитывается тот факт, что две части, левая и правая должны быть симметричными и абсолютно одинаковыми.
  • Проведенная линия делится на несколько равных отрезков. Впоследствии, на этих участках будут установлены шпангоуты.
  • Рисуется как вертикальное отображение, так и проекция сверху.
  • По поперечным отметкам вычерчиваются формы шпангоутов.
  • Проверяются основные размеры всех составляющих в масштабе.
  • Форма шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1 на картоне или толстой бумаге.
  • Гибкие линии формы лодки вычерчиваются с помощью линейки или лекала.

Полученный рисунок складывается вдоль прочерченной линии для проверки на симметричность. Обе части должны безупречно повторять друг друга.

Ремонт

Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:

  • дефекты декоративного слоя;
  • трещины в корпусе;
  • пробоины и полупробоины;
  • расхождение углов;
  • раковины.

При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.

Устранение повреждений

Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.

Полупробоина характеризуется проломом с оставшимся куском пластика. Если пролом небольшой, то нужно вправить торчащий кусок. Для этого необходимо обработать компаундом все поверхности. При помощи упора и киянки кусок ставится на место, при этом с одной стороны образуется выпуклость, а с другой – вмятина. На выпуклое место укладывается стеклоткань с пропиткой, фиксируется грузом. После полимеризации полупробоина шпаклюется смолой с наполнителем. Дальнейшие действия, шлифовка – укладка пропитанного листа, повторяются дважды. Затем осуществляется шлифовка и покраска.

Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.

Перенос рисунка на деревянную заготовку

После очередной проверки чертежей на правильность, их переносят на картон. Толстая и жесткая бумага облегчит этап переноса чертежей на заготовки. Рисунок переносится на заготовку с учетом всех контуров и обводов в точности, как он начерчен, без всевозможных напусков, уменьшений и увеличений размеров.

При копировании рисунков следует учитывать направление волокон древесины. В данном случае, все зависит от конструкции элементов лодки. Если элемент изготавливается из фанеры, то слои фанеры сами по себе расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Что касается изготовления футоксов, то их можно сделать и больше, по высоте, поскольку их потом можно будет обрезать.

Цены

Материал Цена
Водостойкая фанера ФСФ 6,5мм
Формат: 2500 х 1250
776 р.
Фанера для опалубки ламинированная (Россия) 3000*1500/ 15мм/18мм/21мм 4300 р.
Полиэфирная смола 5 кг (общего назначения) + отвердитель 1900 р.
Стеклолента ЛЭСБ 0,2х50 мм — 10 метров Эпоксидная смола (1кг.) 2157 р.
Эпорип (Eporip): двухкомпонентный эпоксидный клей 2900 р.
Стеклоткань 300 г/м2 247 р.
Стеклолента ЛЭСБ 0,2х50 мм — 10 метров 190 р.

Постройка такого плавсредства своими руками – это интересное и творческое занятие для людей, которые любят делать вещи самостоятельно. Главное – придерживаться размеров, на которые указывают чертежи.

Возможно, во время этого процесса, будут ошибки, которые нужно будет переделывать. Но, в результате получится отличная и недорогая лодка. Хранить такое средство лучше всего на суше. Это судно отлично подойдет для использования на спокойных озерах и реках.

Выходить в море или сплавляться по горным рекам на нем запрещено. Также нужно внимательно следить за швами и целостностью конструкции, если есть проблемные участки, то их нужно герметизировать.

При бережливом отношении и правильно хранении, такое плавсредство прослужит долго, и поможет отлично провести время на рыбалке, или просто во время прогулки по водоему.

Рекомендуем ознакомится с нашим материалом о том, как правильно выбрать насос для лодки ПВХ? Возможно вас также заинтересует информация о создании тента для лодки своими руками.

Технологические этапы изготовления

Чтобы построить лодку из фанеры своими руками, нужно проделать следующие шаги:

  • перенести рисунок на шаблон;
  • перенести рисунки из шаблонов на дерево;
  • установить киль и закрепить форштевень;
  • закрепить шпангоуты;
  • закрепить охтерштевень и транцевую доску (для мотора);
  • обшить днище фанерой;
  • обшить борта;
  • загерметизировать стыки и стрингеры;
  • пошпаклевать и покрасить корпус лодки.

Какую делать?

Конструкций фанерных и дощатых лодок, не требующих для постройки производственных условий, тоже множество; плавают-то люди испокон веку. Попробуем определиться, как начинающему судостроителю-судоводителю сориентироваться в этом многообразии. Напр., лодки типа каноэ (поз. 1 на рис.), каяка, байдары или отечественной оморочки очень ходки, весьма мореходны и в то же время не боятся заросших мелководий. Однако для управления ими нужен не то что опыт – большое искусство. По количеству утопленников среди новичков лодки типа каноэ прочно держатся в топе рейтинга среди маломерных судов. Кроме того, такие лодки с жесткой обшивкой технологически сложны, т.к. их обводы двойной кривизны.

Виды лодок для разных условий плавания

Русская лодка-фофан (поз. 2) по своей надежности не менее легендарна, чем американская дори (см. ниже), но очень остойчива, вместительна, а управлять ею может зеленый салага. Закрученные обводы в носу делают фофан хорошо всхожим на волну в полном грузу, а вместе с «пузатым» корпусом, пологими обводами в корме и заглубленным транцем способным довольно быстро, до 20 км/ч и более, идти под достаточно мощным мотором в переходном (полуглиссирующем) режиме. Но, как видим, обводы фофана тоже двояко изогнутые, и он тяжел: чтобы ворочать фофан, нужно не менее 2-3 крепких мужиков.

Прогулочно-рыболовная лодка русский тузик (поз. 3; русский потому, что есть еще американская лодка-тузик динги, см. ниже) легка, но опять-таки с обводами двойной кривизны. То же касается морской парусной шлюпки, поз. 5, хотя она под парусом устойчиво держится на курсе на 4-балльной волне, а вытащить ее на берег возможно в одиночку.

Гнуть однажды!

Итак, мы определились еще с одним требованием в самодельной лодке из фанеры: ее обводы должны быть одинарной кривизны, т.е. образующие корпус поверхности должны представлять собой изогнутые плоскости. Для малых тихих внутренних вод оптимальным выбором будет лодка-плоскодонка типа скиф, поз. 5. Скифы в таких условиях зарекомендовали себя надежнейшими судами. Кроме того, лодки-скифы дешевы, просты в постройке, легки: 4-х метровый скиф с днищем из оцинковки может поднять и погрузить один человек. Дополнительное достоинство для данных условий плавания – скифы отлично управляются на течении и в заросших водоемах. Воде или водорослям просто не за что их ухватить.

В несколько более сложных условиях плавания, на волнении до 2-3 баллов, оптимальной будет лодка динги. На вид динги легко распознать по носовому транцу-форшпигелю и килеватому (как говорят, имеющему поперечное V) днищу, поз. 6. Последнее позволяет динги легче всходить на волну, а форшпилель делает отношение вместимости к габаритным размерам и собственному весу динги почти рекордным. Благодаря этому динги самая популярная лодка выходного дня у жителей удаленных от воды мест: 2-3 местная динги на верхнем багажнике вписывается в габариты легкового автомобиля, а весить может менее 50 кг. Технологически динги еще проще скифа – ее можно собрать методом шитья фанеры (см. далее) просто на полу в квартире.

Динги под парусом (поз. 7) вполне безопасна, но очень вертка, и поэтому является отличным судном для первоначального обучения плаванию под парусами. Научился управлять такой – можно без опаски переходить к румпелю/штурвалу и шкотам большой яхты. В СССР для обучения кадетов-подростков в яхтклубах широко использовался швертбот-динги «Золотая рыбка».

Наконец, если вы живете у моря или большого внутреннего озера, знаете большую воду и возжелали наконец-то построить лодку для нее своими руками, то выбор следует остановить на дори. Лодки дори – истинно океанские. Рыбаки Ньюфаундленда ловили и ловят на них рыбу в 280 и даже в 400 км от берега. Мореходность и надежность дори феноменальны: известно немало случаев, когда в жестокий шторм терпели крушение большие надежные суда, а дори тогда же в тех же водах благополучно возвращались домой.

Лодки дори известны в 2-х модификациях: чисто гребной банковой и парусной (поз. 9). Чтобы управлять банковой дори, нужно быть с детства просоленным насквозь моряком, т.к. их статическая остойчивость невысока. Парусная дори не так капризны, научиться управлять ею способен новичок, знающий основы движения судна под парусами. Кроме того, на парусную дори возможно установить мотор в колодце. Оборудовать лодку моторным колодцем, конечно, сложнее, чем усилить под мотор транец (см. далее), но зато мотор и винт будут лучше защищены от повреждений, а ремонтировать мотор на воде можно будет без опасений утопить деталь или инструмент.

Корпус лодки

Остов лодки и его корпус собираются из заготовленных деталей. Процесс сборки должен проходить аккуратно и внимательно, во всех плоскостях.

Шпангоуты к килю крепятся сначала предварительно и лишь только после очередного контроля закрепляются окончательно. Причем, крепление должно быть надежным, поскольку лодку придется переворачивать перед обшивкой ее фанерой.

Собираем внутренний контур футоксов

Крепость конструкции, в том числе и бортов, зависит от того, насколько надежное крепление футоксов. Футоксы являются составной частью конструкции шпангоута, который состоит из флортимберса и двух футоксов.

Флортимберс – это нижняя часть шпангоута, которая предназначена для закрепления к килю. Футоксы – это боковые части шпангоутов, к которым крепятся борта лодки. Места креплений футоксов и флортимберса конструктивно выполнены несколько шире, что увеличивает устойчивость всей конструкции. Особенно это важно для плавсредств, где будут установлены двигатели, которые увеличивают нагрузку на конструкцию в целом и при движении в частности.

Материал для форштевня

Форштевень имеет непростую форму, что обусловлено нагрузками, действующими на него в процессе движения лодки. Одним из самых подходящих материалов для его изготовления может послужить дуб, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и вязом.

Повезет, если удастся отыскать отрезок подходящего дерева, имеющего природный изгиб. Если такой возможности нет, то можно изготовить форштевень из отдельных элементов, методом склеивания. Если хочется иметь цельную конструкцию, то нужно взять топор и другие инструменты, и вырубить его согласно форме лодки.

Итог

Несмотря на то, что данный способ сборки требует определенных затрат, так как найти чертежи такого типа бесплатно в большинстве случаев не представляется возможным – собранное в конечном итоге плавательное средство будет достойным результатом ваших усилий, и позволит осуществить процесс без обязательного наличия особых практических навыков и знаний. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (узнайте также об особенностях изготовления авторской мебели из фанеры).

Изготовление транца

Транец предназначается для крепления лодочного мотора. Доска для транца должна иметь толщину 25 мм. Если используется фанера, то лучше склеить несколько слоев, чтобы в итоге получилась подходящая толщина (20-25 мм). Основание для крепления мотора должно быть жестким, поэтому его толщина не должна быть меньше 20 мм. Если необходимо, то транцевая доска усиливается сверху деревянным бруском. В данном случае, все зависит от способа крепления лодочного мотора.

Что нам нужно

Набор инструментов

Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

В принципе, набор потребуется простой:

Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

  • пила по дереву (дисковая или сабельная);
  • электролобзик с набором полотен;
  • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • шуруповерт;
  • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;

Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

  • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
  • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

Подбор материалов

Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.

Заготовки для работы

Для постройки судна нам будут нужны:

Элемент конструкции Особенности материала
Борта и днище В качестве основного материала для изготовления днища и бортов используем фанерные листы.
Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

  • толщина – от 5 до 10 мм в зависимости от конструкции борта. Иногда для усиления внутри устанавливаются элементы из более толстого (до 15 мм) материала;
  • максимальная влагостойкость. Борта лучше всего делать из фенолформальдегидной или бакелитизированной фанеры. Панели на карбамидном связующем также подойдут, но в этом случае понадобится дополнительная влагозащитная обработка, например, оклейка стеклотканью;
  • шлифовка – односторонняя. Из соображений безопасности и надежности шлифованный слой размещается с наружной стороны.
Внутренний каркас Опорные конструкции – шпангоуты, киль, распорки, а также сидения и транцы делают из более прочных материалов:

  • фанера толщиной 20-25 мм;
  • обрезная доска аналогичного размера.
Соединительные элементы Очень часто для соединения деталей в единую конструкцию применяется только клей. В то же время некоторые методики предполагают сшивку фанерных листов с использованием тонкой стальной проволоки, капронового шнура, толстой лески и т.д.
В качестве дополнительного укрепления швов применяются полосы из стеклоткани, пропитанной эпоксидными смолами.
Наружная отделка Какой бы качественной ни была фанера, при длительном контакте с водой она будет набухать. Вот почему и снаружи, и изнутри все деревянные детали обрабатываются специальными составами.
К ним относятся:

  • морилки;
  • пропитки с антисептическими и влагозащитными компонентами;
  • лаки и краски.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.

Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узлов

Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

  1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
  2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
  3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.

Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

Читайте Самые уловистые приманки на судака и их параметры

Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

  1. Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
  2. Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
  3. После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».

Схема склейки фанерных листов

Изготовление каркаса лодки

Каркас собирается в следующей последовательности:

  • устанавливается киль;
  • устанавливаются штевни;
  • размечаются места установки шпангоутов;
  • установка шпангоутов;
  • крепеж шпангоутов, штевней и транца к боковым доскам;
  • проверка правильности установки всех элементов, перед окончательным их креплением;
  • места соединения элементов конструкции желательно обработать водостойким составом или олифой.

Обшивка лодки фанерой

Согласно рабочего чертежа, из фанеры вырезаются заготовки для обшивки корпуса лодки.

В последующем:

  • каркас лодки опрокидывается вверх дном;
  • все поверхности киля и шпангоутов обрабатывают наждачной шкуркой и делают их абсолютно ровными;
  • детали дна лодки устанавливают на свое место и закрепляют с помощью степлера, после чего места крепления пробивают гвоздями;
  • бортовые элементы обшивки для начала примеряют, а потом крепят аналогичным образом, как и при креплении днища;
  • при проклейке заготовок, следует обращать внимание на направление волокон внешного слоя фанеры. Они должны располагаться вдоль, а не поперек лодки.

Эксплуатация

От правильной эксплуатации зависит срок службы лодки.
Не стоит хранить ее в воде, поскольку это будет способствовать гниению. После рыбалки или прогулки следует сразу поднимать ее на базу. Считается, что в соленой воде лодки служат дольше. Важную роль играют качество материалов и тщательность обработки соединений.

При повреждении стоит сразу вырезать всю намокшую фанеру и заменить заплаткой подходящего размера. В сырости и влаге фанера разрушается, поэтому рекомендуется хранить лодку в помещении. Хранение зимой на открытом воздухе чревато — недостаточно просохшая древесина раскалывается под воздействием осмоса.

Работа с клеем

Работы с клеем направлены на то, чтобы получить прочную конструкцию, а при случае, заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой, проклеиваются все места соединения заготовки с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, клеем заполняют зоны соединения фанеры с несущими элементами, если они не прилегают плотно.

Для улучшения прочности и ходовых качеств плавсредства, фанерная обшивка обклеивается стеклотканью. Подобная защита деревянной конструкции повышает долговечность лодки. Стеклоткань одинаково распределяется по плоскости обшивки, при этом не желательны складки или появление пузырей, что указывает на плохое качество работы. Ткань клеится от киля, по направлению к бортовым доскам.

Теоретический чертеж мотолодки «Косатка»

Форштевень подрезан по плавной кривой и больше, чем у обычных мотолодок; благодаря этому уменьшается смоченная длина корпуса, особенно на волнении. При входе форштевня в волну лодка не зарыскивает в сторону, так как точка приложения боковой гидродинамической силы не так сильно смещается в нос, как при более крутом форштевне.

Еще одна важная особенность обводов — слом борта в кормовой части, образующий наклонный под 45° к ватерлинии участок близ транца. Назначение этого участка — обеспечить остойчивость сравнительно узкой лодки при крутых поворотах. При повороте наклонная часть борта входит в воду и действующая на него гидродинамическая сила препятствует чрезмерному крену и опрокидыванию лодки.

Притуплённый нос у палубы и выгнутая вверх линия борта — дань современной моде.

Размеры лодки приняты минимальными для экипажа четыре человека и с расчетом на то, чтобы корпус обшивался тремя листами фанеры по длине

Читайте Ловля леща с лодки на бортовые удочки и оснастка снасти разными методами

Большая ширина при палубе необходима по условиям остойчивости; сравнительно узкое днище очень важно для уменьшения смоченной поверхности и снижения ударных перегрузок при ходе на волнении

При испытаниях двух первых построенных «Косаток» выявилось, что лодка развивает наибольшую скорость при сосредоточении пассажиров и другой полезной нагрузки в носовой части. Поэтому в приводимых чертежах, в отличие от готовой лодки, все четыре сиденья расположены спинками друг к другу. Топливный бачок рекомендуется размещать под палубой в носу, а просторную кормовую часть кокпита использовать для размещения легкого походного снаряжения. В непогоду кокпит закрывается складным тентом на дюралевых трубчатых дугах.

Конструкция корпуса — типичная для мотолодок с фанерной обшивкой, но с учетом повышенной мощности подвесного мотора и того обстоятельства, что лодке придется ходить на волне. Мы решили ограничиться минимальным числом шпангоутов (всего шесть, включая транец), которое позволяло бы выдержать при постройке заданную теоретическим чертежом форму корпуса. Размеры поперечных сечений деталей шпангоутов, естественно, пришлось увеличить. Кстати, благодаря большей массе древесины это обеспечит большую долговечность конструкции, чем на легких мотолодках с часто поставленными шпангоутами

Это тем более важно, что обычно при изготовлении набора используются наиболее доступные породы древесины — сосна, ель, кедр, которые обладают меньшей плотностью и быстрее «стареют», чем дуб или ясень. Для упрощения постройки топтимберсы в районе кокпита выполнены широкими, но без скуловых и бимсовых книц

В месте сосредоточения основной нагрузки — под сиденьями пассажиров, на шп. 3 установлен усиленный фанерный флор по высоте сидений. Это — существенная деталь конструкции: ведь здесь же действуют и наибольшие динамические силы при ударе о волну. Шпангоуты закреплены к килю и скуловым стрингерам при помощи угольников-коротышей на сквозных болтах.

При выборе точной ширины необходимо учитывать общий вес рыбаков и пассажиров, вес всех снастей, коробок и ящиков, а также предполагаемое количество рыбы, которую предстоит поймать. Для того чтобы лодка могла реагировать на действия руля и весел, ширина должна точно соответствовать длине. Простые формулы для строительства лодок помогут вам найти правильное соотношение.

Как сделать лодку своими руками? Виды лодок, чертежи, необходимые материалы и инструкция по выполнению работ

Будь то рыбалка или охота, небольшая, удобная лодка всегда практична. Но она может пригодиться для гребли, потому что приятно взять лодку на озеро или реку. При покупке лодки в магазине вам придется потратить значительную сумму денег, но не стоит сильно расстраиваться по этому поводу, ведь лодка может сделать это самостоятельно. В этой статье представлены способы постройки лодки своими руками.

Оптимальные материалы для изготовления небольшого судна

Самое главное — решить, из чего будет сделана лодка. Наиболее надежными и распространенными являются следующие строительные материалы:

  • древесина;
  • фанера;
  • пенопласт;
  • стеклопластик.

Чаще всего лодку строят из дерева, потому что такая лодка, если она правильно построена, долговечна и удобна. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Необходимо подробно описать технологический процесс изготовления лодки из досок своими руками.

Процесс изготовления деревянной лодки

Специфика создания деревянного судна

Чтобы построить лодку из этого материала, необходимо учесть следующие шаги:

  1. Умение работать с древесиной и деревянными элементами — главная особенность, учесть которую надо перед началом изготовления судна. Человек должен понимать, какие пиломатериалы лучше выбрать для создания лодки. Рекомендуется изучить различные справочники и инструкции перед началом работ, чтобы конечный результат был без дефектов.
  2. Необходимо найти подходящие чертежи и схемы деревянной лодки. Своими руками можно сделать эти документы, поскольку существует множество специализированных компьютерных программ для этих целей.
  3. Важно знать: понадобится не только древесина, но и иные стройматериалы, с помощью которых конструкцию лодки можно будет скрепить и обезопасить от проникновения воды.
  4. Специалисты могут изготовить деревянное судно за 10 рабочих дней. Необходимо учитывать, сколько свободного времени будет доступно для проведения этих работ. К тому же надо найти свободное место, на котором впоследствии будет собираться плавучее средство.
  5. Перед началом работ следует приобрести требуемые инструменты и материалы, список которых будет представлен ниже.

Это самые важные особенности, на которые следует обратить внимание, но в процессе работы могут возникнуть и другие специфические моменты. Чтобы дать вам наглядное представление о конструкции, вот чертеж деревянной лодки.

Чертеж лодки с русскоязычными обозначениями. Найти такой рисунок в англоязычном интернете не получится.

Особенности

Простым примером самодельной лодки является лодка с плоским дном. Его можно даже сложить для большего комфорта. Складную лодку легче транспортировать к озеру. Эта мини-версия выгодна еще и тем, что затраты на ее производство довольно низкие. Самостоятельно построенные фанерные лодки также могут быть моторными и обычными лодками с веслами. В этом случае корма будет выглядеть иначе. Необходимо прикрепить транец для мотора (для этого подходит ламинированная фанера).

Существуют уже разработанные и популярные модели лодок, такие как гребная секционная лодка «Дори», «Окунь» и многие другие, чертежи которых можно легко найти в Интернете. В специализированном магазине можно также приобрести готовые наборы для сборки фанерной лодки, например, «Скиф».

Цена такого набора гораздо ниже, чем цена готовой лодки.

Материалы и инструменты

Для выполнения работы вам понадобятся следующие материалы:

  • водостойкая фанера 2,5 на 1,25 метра, ее толщина должна составлять 0,5 см;
  • 1,5 панели влагостойкой фанеры того же размера, но уже с толщиной 0,6 см;
  • строганные доски – лучше отдать предпочтение мягким и пористым сортам древесины;
  • деревянные рейки;
  • эпоксидная смола;
  • водостойкий лак или краска;
  • капроновая нить;
  • стеклоткань в рулоне, чтобы оклеить корпус плавательного средства;
  • миллиметровая и более плотная бумага (можно использовать картон) для построения эскизов;
  • бруски 0,5 на 3,4 м и 0,4х0,2х4 м.

Подготовьте также инструменты:

  • шуруповерт или дрель с необходимой мощностью;
  • ручную шлифовальную машину или рубанок;
  • струбцину, а лучше несколько – если нет специального инструмента, то можно использовать фиксаторы от старых ручных мясорубок;
  • электрический лобзик;
  • латунные гвозди различной длины и саморезы по дереву;
  • молоток;
  • рулетку;
  • кисточки или валик для нанесения лака.

Как построить?

Рассмотрим подробнее всю технологию строительства фанерной лодки своими руками.

Подготовка

Прежде чем приступить к работе, необходимо знать все особенности будущей конструкции: форму и внешний вид лодки. Основой лодки будет киль, к которому будут крепиться все остальные части. Бант формируется из стебля и должен быть закреплен с обеих сторон. Корма будет крепиться с помощью оттяжек. Эти две структуры отвечают за продольную жесткость лодки. Они могут быть изготовлены из цельного куска дерева или из отдельных частей, прикрепленных с помощью стебля и сухожилий.

Поперечные элементы корпуса помогают придать лодке необходимую жесткость. Над носом и кормой крепятся доски, которые соединяются с поперечными ребрами корпуса. В целом, эта структура образует боковые стороны. Также можно прикрепить кокпит, палубу и боковые поручни.

Углубления заполнены пеной для обеспечения хорошей плавучести, что предотвращает опрокидывание судна.

Чертежи

Прежде чем проектировать лодку, необходимо также определиться с ее размерами. Это во многом зависит от того, сколько человек будет вмещать лодка в будущем. Оптимальными параметрами для строительства фанерной лодки с заданной толщиной (0,5 см) являются: Длина — 4,5 м, ширина самой большой части лодки — 1,05 м, глубина лодки — около 0,4 м. Для создания проекта лучше использовать графическую бумагу, которая позволяет создать более точные контуры корпусных деталей лодки.

Затем сделайте набросок:

  • проводим осевую черту по длине, чтобы разделить чертеж на две части, соблюдать симметрию в данном случае очень важно;
  • далее условно делим диаметральную плоскость на 4 участка, в которых в дальнейшем будут находиться поперечные ребра корпуса (шпангоуты);
  • наносим проекцию судна по вертикали, а также чертим вид судна сверху;
  • вырисовываем шпангоуты;
  • обязательно проверяем параметры всех элементов по заданному масштабу;
  • составляем эскизы шпангоутов в масштабе 1 к 1 на плотной бумаге;
  • с помощью лекала и длинной линейки прорисовываем изображение изогнутых линий;
  • проверяем симметричность чертежа, для этого его можно сложить пополам и сравнить идентичность обеих половин на выкройке.

Раскрой

Сначала перенесите все изображение на плотную бумагу. Затем с помощью этих шаблонов нарисуйте детали на листах фанеры. Необходимо точно следовать контурам и выбранным размерам. Важно отметить, что вам не нужно добавлять границы! После перевода проверьте правильность всех данных. Поскольку фанерные панели могут быть меньше, чем детали панели до распила, вам придется соединять несколько панелей «на слух». Стыки необходимо обязательно обработать рубанком, а затем отшлифовать. Суставы прижимаются друг к другу грузом.

Самодельная лодка из дерева

Дерево — самый распространенный и популярный материал для лодок среди рыбаков.

Как сделать лодку фото

И не зря: деревянные лодки — самые прочные и плавучие, они изготавливаются из экологически чистых материалов и потребляют мало природных ресурсов.

Как сделать лодку фото

При правильной эксплуатации и надлежащем, качественном хранении деревянная лодка может прослужить очень долго.

Как сделать лодку фото

Ход работы

Если у вас нет глубоких знаний в этой области, мы рекомендуем вам ознакомиться с интернетом и полезной литературой по проектам деревянного строительства.

Если у вас есть программы и поддержка для 3D-моделирования, например, 3D Paint, вы также можете использовать их для проектирования и грубой прорисовки всех моделей.

Как сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фото

Как вы уже поняли, рисование — это самая важная часть вашей работы. Когда у вас есть план, не так уж сложно сделать все необходимое правильно и без ошибок.

Как сделать лодку фото

Если по какой-то причине вы не уверены, лучше не рисковать и обратиться за помощью.

Как сделать лодку фото

Помимо плана, вам понадобится набор стандартных инструментов для работы с деревом, которые знает каждый (молоток, гвозди и т.д.).

Как сделать лодку фото

Самое главное — иметь грамотный и правильный план, а остальное пойдет по шаблону, и вы поймете, как построить лодку самостоятельно.

Как сделать лодку фото

Резиновая лодка

Резина также является довольно распространенным материалом для строительства самодельных лодок. Резиновая лодка известна своей высокой грузоподъемностью и низкой стоимостью строительства.

Как сделать лодку фото

Строительство собственной резиновой лодки — дело очень ответственное, ведь одно неосторожное движение — и все ваши финансы и усилия будут «потрачены впустую».

Как сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фотоКак сделать лодку фото

Поэтому лучше купить лодку без риска, особенно когда цена таких лодок вполне доступна, чем вкладывать много времени и сил в ее строительство самостоятельно.

Как сделать лодку фото

Однако если вы решили рискнуть и построить резиновую лодку самостоятельно, то сначала вам нужен план.

Если вы создадите грамотный дизайн и реализуете его с помощью правильных материалов, в итоге вы получите пригодный для использования и качественный продукт. Но, опять же, риск очень высок.

Кроме того, якорь для лодки будет очень полезен. Это поможет вам удержать самостоятельно построенную лодку на месте даже при сильном ветре. Это может быть очень полезно, если вы любите рыбалку.

Одна из лучших моделей для импровизированной лодки — якорь-кошка. Надежность довольно высокая. Чтобы укрепить конструкцию и снизить риск повреждения, прикрепите ее к стеблю.

Для крепления можно использовать медные штифты. Зубья соединены вращающимся механизмом, что повышает эффективность их использования.

Вам также необходимо сделать собственные колеса из ПВХ для более удобной транспортировки. Это не слишком сложно.

Ремонт

Для лодок, которые вы построили сами, лучше всего выполнять ремонт самостоятельно. Предварительно необходимо осмотреть лодку, выяснить причину повреждения (поломка и т.д.) и обязательно устранить дефект.

Вы можете заделать отверстие с помощью кусочков дерева, предварительно обезжирив поверхность и приклеив новый кусочек дерева. Если проблема более серьезная, лучше обратиться к специалисту, который сможет выполнить профессиональный ремонт.

Теперь вы знаете, как построить свою собственную лодку и ремонтировать ее в домашних условиях.

Фото лодки своими руками

Особенности лодок из дерева

  1. Умение рассчитывать нагрузку на древесину. Обязательно нужно обладать внимательностью и хорошим зрением, которое поможет определить качество выбранных досок.
  2. Умение подбирать корректирующий материал — чтобы не было протечек нужно владеть практическими знаниями в использовании стекловолокна, эпоксидной смолы.
  3. Иметь место для сборки — даже небольшая лодочка может занять в разобранном виде много место, оно обязательно должно быть сухим.

Вам понадобится помощник и столярные инструменты. Если в семье все есть, а помощник готов добровольно, то проблем со сборкой не возникнет. Перед изготовлением такого изделия лучше поэкспериментировать с лодкой из фанеры, которую вы построили сами.

Чертеж деревянной лодки

  1. Борт и высота — в среднем 500 мм. Небольшое отклонение — не опасно, но чем точнее, тем лучше.
  2. Длина — 2000 мм. Если есть желание разместить 3-4 человека, то логично увеличить до 3500 мм.
  3. Ширина — специалисты рекомендуют от 1000 до 1500 мм.

Рисунок поможет вам соблюдать параметры. Если у вас недостаточно времени для рисования, вы можете использовать готовый чертеж. Лодка своими руками из дерева может даже стать частью декора комнаты.

Обратите внимание.

Инструменты и материал для дерева

Самое важное при строительстве деревянной лодки — это доски. Те, кто уже построил лодку, знают, что лучше всего подходит древесина ели и сосны.

Достаточно один раз ударить по доске молотком, чтобы избежать выпадения сучков, которые нарушат гидроизоляцию. Если она выдержит — можно получить материал даже для двух сосудов.

  1. Антисептики для деревянной основы.
  2. Брус для носовой части.
  3. Водоотталкивающая краска.
  4. Гвозди — оптимально использовать оцинкованные.
  5. Грунтовку для дерева.
  6. Дрели или шуруповерт.
  7. Пилы.
  8. Клей.
  9. Паклю.
  10. Рулетка.

Это минимальный набор, который поможет вам построить деревянную лодку своими силами. Если сложить затраты на строительство лодки своими руками, то получится довольно круглая сумма.

Резиновая лодка

Резина также является довольно распространенным материалом для строительства самодельных лодок. Резиновая лодка известна своей высокой грузоподъемностью и низкой стоимостью строительства.

Строительство собственной резиновой лодки — дело очень ответственное, ведь одно неосторожное движение — и все ваши финансы и усилия будут «потрачены впустую».

Поэтому лучше купить лодку без риска, особенно когда цена таких лодок вполне доступна, чем вкладывать много времени и сил в ее строительство самостоятельно.

Однако если вы решили рискнуть и построить резиновую лодку самостоятельно, то сначала вам нужен план.

Если вы создадите грамотный дизайн и реализуете его с помощью правильных материалов, в итоге вы получите пригодный для использования и качественный продукт. Но, опять же, риск очень высок.

Раскрой

Теперь вырежьте ткань ПВХ в соответствии с планом, соблюдая все размеры. При переносе деталей делайте не только эскиз внешней части, но и переносите все метки на ткань, чтобы потом не запутаться в них, так как в самодельной лодке из ПВХ все основные детали предусмотрены в двух экземплярах.

Читайте также: Купил, не купил, а бизнес делать можно, лодки Omega

После того как вы перенесли все детали, их нужно вырезать. Старайтесь использовать острые ножницы или специальный резак, работающий с лазером, чтобы все детали были ровными. Помните, что даже небольшая ошибка может испортить дорогостоящее оборудование.

Как сделать резиновую лодку

Лодка из алюминия

Алюминиевые ванны отличаются от других надежностью и долговечностью.

Главный недостаток, из-за которого рыбаки редко используют этот материал, заключается в том, что алюминий довольно дорог и его трудно достать.

Время, необходимое для строительства лодки из других материалов, гораздо больше. Поэтому, если вам нужна устойчивая, прочная и качественная лодка, вам следует выбрать деревянный вариант. Это позволит вам сэкономить время и деньги.

Создание или поиск чертежа лодки

После того, как вы нашли хороший компромисс в выборе размера, можно приступать к планированию. Если у вас нет необходимых навыков, достаточно найти готовый дизайн панели и пропорционально увеличить или уменьшить его параметры.

Самый простой способ найти профессионально составленные планы — это Интернет. Просто наберите в поисковике запрос «план лодки». Посещение специализированной библиотеки не является чем-то неразумным.

Достаточно провести там несколько выходных, чтобы получить много полезной информации о размерах и оснастке. В журналах для маленьких лодок можно узнать, как сделать якорь для лодки своими руками.

Проверка досок на наличие дефектов

Важно убедиться, что доски не имеют трещин и сучков. Любые трещины впоследствии расширяются, а сучки имеют тенденцию отпадать, что следует учитывать рыболову, желающему построить деревянную лодку своими руками.

Определить наличие опасных повреждений можно, несколько раз постучав молотком по соответствующим участкам. Прочные доски легко выдержат испытание, но треснувшие доски начнут раскалываться.

Считается, что лучшим материалом для изготовления доски является древесина, которая хранилась на плоских полках в сухом складе в течение года.

Перечень вспомогательных принадлежностей

В дополнение к доскам вам также понадобятся:

  • Антисептик для обработки древесины;
  • Брус;
  • Краска;
  • Саморезы, гвозди и молоток;
  • Грунтовое покрытие;
  • Дрель и шуруповерт;
  • Клей и шприц для проклейки стыков;
  • Яхтный лак;
  • Листы железа для облицовки дна;
  • Наждак;
  • Смола;
  • Полипропилен для формирования бортов;
  • Рулетка;
  • Тиски;
  • Пила по дереву.

Как сделать лодку своими руками? Виды лодок, чертежи, необходимые материалы и инструкция по выполнению работ

  • 19 Ноября, 2018
  • Снаряжение

На рыбалке или охоте будет весьма кстати небольшая и удобная лодка. Однако и для водного туризма может пригодиться это судно, ведь иногда приятно поплавать по озеру или речке. Если приобретать лодку в магазине, придется выложить немалую сумму денег, но не стоит сильно огорчаться по этому поводу, поскольку плавучее средство можно сделать самостоятельно. В статье описаны варианты, как сделать лодку своими руками.

Оптимальные материалы для изготовления небольшого судна

Главное — решить, из чего будет создана лодка. Самыми надежными и распространенными являются следующие стройматериалы:

  • древесина;
  • фанера;
  • пенопласт;
  • стеклопластик.

Чаще всего делают лодку из дерева, поскольку такое судно, если сделать его правильно, будет долговечным и комфортным. У каждого из способов есть свои преимущества и недостатки. Надо подробно описать технологический процесс того, как сделать своими руками лодку из досок.

Процесс изготовления деревянной лодки

Специфика создания деревянного судна

Чтобы сделать лодку из этого материла, необходимо учитывать следующие рабочие моменты:

  1. Умение работать с древесиной и деревянными элементами — главная особенность, учесть которую надо перед началом изготовления судна. Человек должен понимать, какие пиломатериалы лучше выбрать для создания лодки. Рекомендуется изучить различные справочники и инструкции перед началом работ, чтобы конечный результат был без дефектов.
  2. Необходимо найти подходящие чертежи и схемы деревянной лодки. Своими руками можно сделать эти документы, поскольку существует множество специализированных компьютерных программ для этих целей.
  3. Важно знать: понадобится не только древесина, но и иные стройматериалы, с помощью которых конструкцию лодки можно будет скрепить и обезопасить от проникновения воды.
  4. Специалисты могут изготовить деревянное судно за 10 рабочих дней. Необходимо учитывать, сколько свободного времени будет доступно для проведения этих работ. К тому же надо найти свободное место, на котором впоследствии будет собираться плавучее средство.
  5. Перед началом работ следует приобрести требуемые инструменты и материалы, список которых будет представлен ниже.

Это ключевые особенности, на которые стоит обратить внимание, однако во время работы могут появиться и другие специфические моменты. Чтобы иметь визуальное представление о конструкции, ниже приведен чертеж деревянной лодки.

Чертеж лодки с русскоязычными обозначениями. Найти такой рисунок в англоязычном интернете не получится.

Размеры судна

Габариты лодки влияют на следующие технические параметры:

  • грузоподъемность;
  • вес;
  • вместимость.

Величину следует выбирать с учетом тех целей, для выполнения которых судно изготовляется. Определение нужных габаритов — непростое дело, поэтому следует огласить оптимальные размеры деревянного судна:

  • Длина должна составлять от 2 до 4 метров. Для одного человека хватит 1,8-2,5 м, а вот для двух персон понадобится около 3 м. Если планируется перевозить более 5 людей, то можно сделать лодку, длина которой составляет 4 метра, однако этот показатель может быть и выше.
  • Ширина, как правило, равняется 1-1,5 м. Чем больше этот показатель, тем устойчивее лодка. Однако важно знать: данный параметр влияет на маневренность судна.
  • Высота борта чаще всего составляет 50 см.

Перед началом работ надо составить проект и схему судна. Можно сделать своими руками чертежи лодки из дерева. На рисунке надо обозначить все конструктивные детали плавучего средства. Для наглядного примера ниже приведена одна из схем деревянного судна.

Чертеж лодки "Скиф" с русскоязычными обозначениями. Найти такой рисунок в англоязычном интернете не получится.

Требуемые материалы и инструменты

Чтобы собрать деревянную лодку, понадобятся следующие строительные предметы:

  • основной материал — доски (рекомендуется приобрести ель или сосну);
  • гвозди или шурупы разной длины;
  • строительная рулетка;
  • пакля;
  • молоток;
  • ножовка;
  • клей или смола;
  • дрель и шуруповерт;
  • наждачная бумага;
  • краска (водоотталкивающая), лак и малярные кисти;
  • плотная веревка;
  • металлические листы для скрепления отдельных деталей лодки;
  • антисептический раствор для обработки деревянных поверхностей.

Это перечень основных стройматериалов, которые понадобятся для изготовления лодки из дерева.

Процесс сооружения

Необходимо выполнить такие этапы, чтобы изготовить деревянное судно:

  1. Создание всех деталей с учетом размеров, проставленных в чертеже. Главное — изготовление бортов из двух широких досок.
  2. Отпилить края каждой доски с одной стороны под углом 45°. Чтобы носовая часть судна была сделана правильно, при соединении оба пиломатериала надо присоединить друг к другу без зазоров.
  3. Доски надо закрепить в таком положении. В этом случае следует взять треугольный брусок и приложить его с внутренней стороны на стык. Важно знать: перед этим этапом доски необходимо тщательно обработать антисептическим раствором и смолой.
  4. Далее надо взять веревку и обвязать ее вокруг бортов, чтобы придать лодке необходимую форму. Не следует забывать про распорки, ширина которых должна совпадать с соответствующим параметром судна. Их необходимо установить внутри изготавливаемой конструкции.
  5. Следующий этап — готовую заднюю часть, сделанную ранее по чертежам, следует прикрепить к бортам лодки с помощью полиуретанового клея и гвоздей.
  6. Дно судна можно сделать из дерева или листов металла.
  7. В случае с железом, следует вырезать стальной кусок, размер которого должен быть на несколько сантиметров больше днища лодки. Для крепления можно использовать клей и смолу, а также шурупы, крепить которые надо на расстоянии 15-20 мм друг от друга. Следует тщательно обработать паклей стыки, чтобы исключить протечку судна во время эксплуатации.
  8. Сделать деревянное дно труднее, поэтому рекомендуется в этом случае использовать одну широкую доску.
  9. Готовую конструкцию следует обработать различными средствами: антисептиком, краской и лаком.
  10. Завершающий шаг — внутренняя отделка, суть которой состоит в том, чтобы по периметру судна установить скамейки, стулья и другие дополнительные элементы.

Готовая деревянная лодка на фото выглядит потрясающе (снимок приведен ниже).

Снимок деревянная лодка

Самодельное судно из фанеры

Многие люди выбирают этот вариант. К ключевому преимуществу фанеры можно отнести то, что это дешевый материал, с которым легко работать. Изготовить небольшую лодку можно из одного листа, толщина которого составляет 6-8 мм. Соединять элементы придется при помощи медной проволоки. Но для начала необходимо проделать небольшие отверстия в листе фанеры через каждые 15 см. Нижнюю часть плоской кормы (транец) и борта надо ставить на дно лодки.

Внутренние и наружные стыки следует проклеить стекловолокном, сверху которого можно монтировать буртик, каркасы для сидения и уширения под уключины. Чтобы обеспечить сооружение нужной жесткостью, на дно надо установить несколько реек. Скреплять элементы между собой можно при помощи деревянных нагелей, предварительно обработанных эпоксидной смолой. Рекомендуется в отверстия для уключин закрепить латунные трубки.

Как сделать своими руками лодку из фанеры, чтобы она не протекала? Есть простой ответ: перед использованием судно необходимо обработать лакокрасочными растворами. Чтобы увеличить срок службы лодки, ее можно оклеить стекловолокном. Не стоит забывать про весла, поскольку сделать их можно самостоятельно из древесины.

Лодка из фанеры

Изготовление лодки из пенопласта

Сделать судно из этого материла — простое дело, для выполнения которого надо следовать такой инструкции:

  1. Взять два пенопластовых блока, которым надо придать форму лодки. Для этих целей можно использовать зарядное устройство и проволоку из нихрома.
  2. Присоединить килевые рейки, после чего следует оклеить судно стеклотканью. Особенно важно качественно обработать волокном переднюю и заднюю части.
  3. Изготовить платформу из дерева или металла.
  4. Необходимо обустроить катамаран гребным колесом.

Кстати, деревянное судно можно обшить пенопластом для продления его эксплуатационного срока.

Судно из пенопласта

Как сделать своими руками лодку из стеклопластика?

Если пропустить разработку чертежа и матрицы, то для изготовления этого судна надо выполнить такие несложные этапы:

  1. Очистить конструкцию от загрязнений, а после обработать поверхность антиадгезионным составом. Этот слой будет неким разделителем, который не допустит, чтобы смола приклеилась к подготовленной форме.
  2. Стеклоткань — это армирующий наполнитель, для раскроя которого надо применять специальные шаблоны.
  3. Следующий шаг — нанесение декоративного покрытия с помощью гелькоута. Этот слой не только придаст судну привлекательный внешний вид, но и защитит его поверхность от легких механических повреждений и сильного воздействия солнечных лучей. Рекомендуется наносить гелькоут аккуратно, поскольку из-за различных огрехов во время выполнения этих работ можно случайно испортить внешний вид лодки.
  4. Далее необходимо укладывать на засохший слой гелькоута раскроенные составляющие армирующего наполнителя. Стекловолокно рекомендуется обработать смолой, наносить которую следует с помощью малярного валика.
  5. Чтобы соорудить силовой каркас, надо вдоль корпуса лодки установить несколько деревянных брусков. После чего на каждый из них приклеить 2 слоя стекловолокна. На бруски необходимо установить шпангоуты (поперечные ребра) через каждые 300 мм.
  6. Пол монтируется таким образом: следует закрепить листы фанеры на смонтированные шпангоуты. Для этого можно использовать как саморезы, так и гвозди. На пол желательно уложить 2 слоя армирующей ткани, при этом каждый из них следует обработать смолой.
  7. Финальный этап — извлечение лодки из формы. Поверхность судна рекомендуется зашлифовать.

В итоге должно получиться весьма надежное и долговечное плавучее средство.

Лодка из стеклопластика

Заключение

Самодельную лодку можно изготовить из различных материалов. Главное — приобрести нужные инструменты. Конечно, проще всего купить готовое плавучее средство в магазине, однако в статье довольно подробно описано, как сделать лодку своими руками. Времени на это занятие уйдет много, но ведь финальный результат стоит затраченных усилий.

Добавить комментарий