Как составить числовой луч

Числовой луч — это луч, на котором задано начало отсчёта, отмечен единичный отрезок и указано направление.

шаблон1.png

Другими словами, это луч, на котором нанесена шкала и задано направление возрастания чисел. Цена деления считается по общему правилу.

Обрати внимание!

1) Началу числового луча соответствует число (0).
2) На числовом луче откладываются равные единичные отрезки.
3) Каждое число на числовом луче показывает, сколько отложено единичных отрезков от начала отсчёта.

Числовой луч позволяет наглядно представить числа, а также сравнивать, складывать и вычитать числа.

1. На числовом луче можно отмечать дробные числа.

Пример:

отметить на числовом луче числа

25

 и

435

.

отр55.png

Решение:

построим числовой луч, выбрав для удобства единичный отрезок, равный (5) клеткам.

Разделим единичный отрезок на (5) частей, одно деление равно одной пятой части единичного отрезка.

Отметим число

25

, стоящее на (2) деления правее (0).

Отметим число

435

, стоящее на (3) деления правее (4).

2. С помощью числового луча можно сравнивать числа.

Из двух чисел больше то, которое находится на числовом луче правее.

Из двух чисел меньше то, которое находится на числовом луче левее.

В примере, приведённом выше, число

25

 стоит левее числа

435

, поэтому

25

 (<)

435

.

3. На числовом луче можно складывать и вычитать числа.

Например, вычтем из числа (12) число (1) на числовом луче.

Для этого передвинемся влево на (1) единичный отрезок от отметки (12). Мы переместились в точку (11), поэтому:

Прибавим к числу (11) число 

212

 на числовом луче.

Для этого передвинемся вправо на 

212

от отметки (11). Мы переместились в точку

1312

, поэтому:

теория1.png

(На рисунке изображена часть числового луча.)

Источники:

Изображения: числовой луч. © ЯКласс.

Алгоритм черчения числового луча

1.  Отступить 2 клеточки вниз от надписи «Классная работа» или «Домашняя работа». Отступить одну клеточку слева (от края тетради или от полей). На пересечении линий поставить засечку или точку.

2.  Приложить линейку к точке и вести точно по линии клеточек в тетради.

3.  Точно по линии начертить луч, не доводя его 2–3 клеточки до полей.

4. Назвать луч двумя заглавными латинскими буквами.

Алгоритм черчения числового луча

1.  Отступить 2 клеточки вниз от надписи «Классная работа» или «Домашняя работа». Отступить одну клеточку слева (от края тетради или от полей). На пересечении линий поставить засечку или точку.

2.  Приложить линейку к точке и вести точно по линии клеточек в тетради.

3.  Точно по линии начертить луч, не доводя его 2–3 клеточки до полей.

4. Назвать луч двумя заглавными латинскими буквами.

Алгоритм черчения числового луча

1.  Отступить 2 клеточки вниз от надписи «Классная работа» или «Домашняя работа». Отступить одну клеточку слева (от края тетради или от полей). На пересечении линий поставить засечку или точку.

2.  Приложить линейку к точке и вести точно по линии клеточек в тетради.

3.  Точно по линии начертить луч, не доводя его 2–3 клеточки до полей.

4. Назвать луч двумя заглавными латинскими буквами.

Алгоритм черчения числового луча

1.  Отступить 2 клеточки вниз от надписи «Классная работа» или «Домашняя работа». Отступить одну клеточку слева (от края тетради или от полей). На пересечении линий поставить засечку или точку.

2.  Приложить линейку к точке и вести точно по линии клеточек в тетради.

3.  Точно по линии начертить луч, не доводя его 2–3 клеточки до полей.

4. Назвать луч двумя заглавными латинскими буквами.

Задачи урока.


  • Образовательные: познакомить детей с
    числовым лучом, особенностями его построения,
    формировать умения строить числовой луч, научить
    отмечать на числовом луче точки, соответствующие
    заданным числам и определять числа,
    соответствующие данным точкам, закрепить навыки
    построения прямого и обратного числового ряда.
  • Развивающие: развивать вычислительные
    навыки, умение анализировать данные,
    синтезировать информацию, логически мыслить,
    развивать умение адекватно оценивать результат
    своей работы.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию
    дружеских взаимоотношений в процессе учебного
    взаимодействия.


Оборудование. Плакат с изображением зимнего
леса с “кармашками”, в которые вложены карточки
с изображением прямой, мяча, вопросительного
знака, карточки с изображением отрезков, лучей,
числовых лучей, мяч, карточки с цифрами, у детей –
тетрадь на печатной основе (Н.Б.Истомина.
Математика. Рабочая тетрадь к учебнику для 1
класса. Часть 1.), математические веера.

Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная и индивидуальная

Ход урока

I. Организационный момент.


    Мы начинаем урок математики, который поможет
    одним – узнать что-то новое, другим – понять
    непонятое, третьим – сделать научное открытие.

II. Устный счет.

Для начала запишем сегодняшнее число в тетради:
18 н.

– Что вы можете сказать об этом числе?

– Какое сейчас время года? (поздняя осень)

Запорошило снегом тропы,
Деревья в инее стоят,
А рядом белые сугробы
Загадки снежные хранят.

(на доске – плакат)

– Давайте посмотрим, какие загадки хранят
сугробы.

(Из-за первого “сугроба” достаю карточку с
изображением мяча.)

– Загадайте число и расскажите нам о нем так,
чтобы мы догадались, какое число загадано (не
называя самого числа).

Бросаю мяч детям. У кого мяч, тот и загадывает
число. Все числа, которые отгадали, записываем на
доску и в рабочую тетрадь.

– Составить из данных чисел прямой и обратный
числовые ряды.

3. Работа по теме урока.

1) Повторение изученного материала.


– Какие линии помогли художнику нарисовать
сугробы? (кривые)

– Какими бывают кривые линии? (замкнутые и
незамкнутые)

– Какие линии, кроме кривых, вы еще знаете?
(прямые)

– Какими могут быть прямые линии? (отрезок, луч,
прямая)

– Что изображено?

– Какой отрезок длиннее?

– Что вам помогло это определить? (глазомер)

– А сейчас какой отрезок длиннее?

– Всегда ли наш глазомер бывает прав? (обман
зрения)

– Как можно убедиться в своей правоте? (измерить
с помощью циркуля)

– Сравните сейчас. Что длиннее?

– Я рада. Что вы научились отличать луч от
отрезка.

2) Работа с новым понятием.


(достаю из второго “сугроба” карточку)

– Что изображено на карточке? (прямая линия)

– Превратите эту прямую в луч.

– Чтобы показать, что этот луч можно продолжить
только в одном направлении, на его незаконченной
стороне мы изображаем стрелочку.

От начала луча отложите одну мерку и поставьте
точку. Напишите около точки число 1, а у точки
начала луча число 0.

Теперь у вас получился числовой луч.

– Догадайтесь, как на этом луче отметить точку,
которая соответствует числу 2? (самостоятельно)

– Каждый из вас выполнил это задание по-своему. Я
перенесла сейчас на доску несколько вариантов.
Есть ли среди них правильные? (1)

– Что нужно помнить, чтобы правильно построить
числовой луч?

– Что будет происходить с числами, если мы будем
двигаться по числовому лучу слева направо?
справа налево?

Работа в тетради на печатной основе. Стр.39, №69.

– Чем похожи все числовые лучи?

– Чем отличаются?

(выполняют задание по тетради)

На доске луч:

– Каким числам соответствуют точки,
обозначенные красным цветом?

3) Отработка вычислительных навыков.


(нахожу в “сугробе” карточку с изображением
вопросительного знака)

Задачи в стихах. (ответ показываем
математическим веером)

1) Я рисую кошкин дом:
Два окошка, дверь с крыльцом,
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки. (3)

2) Восемь яблок из сада
Ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке. (7)

3) Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Еще три к ним прибежало.
Сколько вместе кошек стало? (6)

4) На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И улегся радом с ним.
Сколько стало щенят? (2)

5) На поляне у дубка
Крот увидел три грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (4)

6) На рельсах перегона стояли 5 вагонов.
А три других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Ответь без промедления,
Сколько вагонов ждут отправления? (8)

– Каких чисел здесь не хватает, чтобы построить
числовой ряд от 1 до 9? (1,5,9)

– Придумайте сами задачи, чтобы при их решении в
ответе получилось одно из недостающих чисел (не в
стихотворной форме).

IV. Итог.

– Что нового сегодня узнали?

– Чему научились?

– О чем задумались?

– Где получили ответ?

Добавить комментарий