Как составить чистоговорки

Для автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи

очень эффективным методом является использование чистоговорок. В своей

работе можно использовать не только уже известные чистоговорки, но и

сочинять их совместно с детьми. Для этого нужно выбрать тему, которая

будет интересна ребёнку. Тогда наши индивидуальные занятия по

автоматизации звуков будут проходить творчески, и дети будут участвовать

в них с удовольствием.

Мы с детьми выбрали тему «Динозавры» для сочинения чистоговорок.

Если троекратно повторить слог в начале чистоговорки, то это поможет

правильному произнесению этого слога в конце этой чистоговорки.

Существует несколько правил, которые помогают нам составить

чистоговорку:

1. Определение главного действующего лица, про которого вы будете

составлять чистоговорку.

2. Выбор буквы, которую вы хотите закрепить в чистоговорке.

3. Добавление к ней гласной буквы, чтобы получился слог.

4. Подбор рифмующегося слова.

5. Составление фразы с подобранным словом. Перед каждой фразой

произносим слоги столько раз, сколько будет удобно их проговаривать.

6. Использование картинок в соответствии с текстом чистоговорки.

Фразы для чистоговорок должны содержать нейтральное или

поучительное содержание, помогающее детям расширить свои знания или

получить положительный пример для подражания.

Самостоятельно составленные чистоговорки помогают быстрее

закрепить правильное произношение звуков.

Предлагаем вам чистоговорки про динозавров, составленные детьми

подготовительной группы.

Чистоговорки — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков.   Проговаривание чистоговорок и скороговорок не только превосходно развивает речь ребёнка, но и способствует выработке хорошей дикции и чёткости звучания.

Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть предусматривает трехкратное повторение определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов, которая рифмуется с первой частью.

Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Да-да-да – очень чистая вода».

Чистоговорки желательно начать проговаривать с ребёнком как можно раньше. Как правило, чистоговорки легко запоминаются малышом. Проговаривая их, ребёнок, незаметно для себя, тренируется в правильном произношении трудных для него звуков.

В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз.

Это можно делать по-разному:

  •  произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной);
  •  произносим с разными эмоциями (грусть, радость и т.д.);
  •  произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
  •  произносим тихо или громко;
  •  произносим в разном темпе (медленно или быстро).

Чистоговорки для дошкольников

Чтобы малышам было интересно, я обычно придумываю чистоговорки с рисунками.

чистоговорки для детей 6-7 лет в детском саду

Но можно брать и стандартный вариант. Главное здесь — четкость проговаривания.

Ба-ба-ба — очень тёплая изба.

Бе-бе-бе — приду в гости я к тебе.

Бы-бы-бы — подросли в лесу грибы.

Бя-бя-бя — все зависит от тебя.

Ва-ва-ва—  летает по ночам сова.

Ву-ву-ву – косят на лугу траву.

Ов-ов-ов – в лесу много комаров.

Ду-ду-ду – растут яблоки в саду.

Де-де-де — будь вежливым везде.

Ди-ди-ди — вперед всегда иди.

Жа-жа-жа — мы видели  ежа.

Же-же-же – вырос я уже.

Жи-жи-жи – разлетаются стрижи.

Жу-жу-жу – я с ребятами дружу.

За-за-за — очень добрые глаза.

Зу-зу-зу – я вижу стрекозу.

Зи-зи-зи – осторожно тормози.

Зы-зы-зы – нет капусты у козы.

Ай-ай-ай – приближается трамвай.

Ой-ой-ой – приходи скорей домой.

Ку-ку-ку – поёт птица на суку.

Ак-ак-ак – цветёт на поле мак.

Ки-ки-ки – красивые цветки.

Ла-ла-ла – быстро крутится юла.

Ло-ло-ло – прозрачное стекло.

Лю-лю-лю— маму с папой я люблю

Ре-ре-ре – стоит домик на горе.

Ри-ри-ри – мы пускаем пузыри.

Ря-ря-ря – поднимаем якоря.

Рю-рю-рю – я двери отворю.

Ча-ча-ча – мы остались без мяча.

Чи-чи-чи – я ищу везде ключи.

Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу.

Цо-цо-цо – высокое крыльцо.

Цы-цы-цы – какие молодцы.

Щи-щи-щи – положу щавель я в щи.

Щу-щу-щу – я щенка везде ищу.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Можно поиграть с детьми в игру, где им нужно самим  добавить слог с определённым звуком:

Рю-рю-рю – цветы маме пода… .

Или же закончить чистоговорку, выбирая слово с соответствующим слогом. Это упражнение учит ребёнка подбирать рифмующиеся слова: 

На-на-на — длинный хобот у ….

Много интересных заданий и упражнений на рифмовку можно найти в статье «Подбираем рифму».

Например:

подбираем рифму подобрать рифму

Некоторые другие задания из моей книги «Как стать поэтом» можете посмотреть в статье «Подбираем рифму».

Детей постарше можно научить составлять чистоговорки.

Как самому составить хорошую чистоговорку?

Это совсем несложно. Но для начала я бы все-таки посоветовала потренироваться в подборе рифмующихся слов.

  1. Берем букву, для которой чистоговорка составляется (Пусть это будет буква Р);
  2. Добавляем к ней гласную букву, чтобы получился слог (Ри);
  3. Подбираем слово, оканчивающееся на ударный слог Ри (фонари);
  4. Составляем фразу с подобранным словом (загорелись фонари);
  5. Перед этой фразой добавляем 3 раза наш слог.

Ри-ри-ри – загорелись фонари.

Очень важно составлять фразу либо с нейтральным, либо с поучительным или познавательным содержанием. Детей надо учить хорошему!

Используйте уже известные чистоговорки, придумывайте свои собственные, получайте удовольствие от процесса общения, не теряйте чувство юмора! Желаю удачи!

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

.

Первое слово ребенка дарит родителям непередаваемые эмоции. Затем идет второе слово, третье… далее следуют предложения и беглая речь уже не за горами. Однако, внимательные родители и педагоги следят еще и за правильностью произношения звуков. И увы, не всем деткам, это дается легко. Многим приходится прибегать к помощи логопедов, а также играть в логопедические игры.

Давайте поговорим сегодня о чистоговорках. Чистоговорки (чисто говорю) — важная часть логопедических игр, участвующих не только в правильной постановке звуков, но и учат вниманию, чувству ритма, рифмы и такта. Их можно успешно сочетать со скороговорками.

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга…

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши, как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно…

Как самому придумать чистоговорку

Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».

  1. Берем слог «ро»
  2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро -ро
  3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.

Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро.

Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:

Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал! 

Для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически! И пусть наша подборка чистоговорок для деток 3 — 6 лет вам поможет.

Чистоговорки на звук «л»

Ла-ла-ла – завизжала пила.
Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
Ла-ла-ла  – завертелась юла.
Лу-лу-лу – я помою пиалу.
Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
Лу-лу-лу – нитку вставлю я в иглу.
Ли-ли-ли – мусор весь с тобой смели.
Ла-ла-ла – дочка в доме убрала.
Лы-лы-лы – чисто вымыла полы.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
Ля-ля-ля — утром мокрая земля.
Ол-ол-ол — мы большой накрыли стол.
Ал-ал-ал — этот персик слишком мал.
Ял-ял-ял — маму сыночка обнял.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на звук «р»

Ря-ря-ря — я поеду на моря.
Рю-рю-рю — полюбуюсь на зарю.
Ри-ри-ри — как красиво! Посмотри!
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ре-ре-ре — мы собрались во дворе
Ро-ро-ро — будем всем дарить добро!
Ры-ры-ры — надоели комары
Ру-ру-ру — в зоопарке кенгуру
Ар-ар-ар — положу зерно в амбар
Ор-ор-ор — разрешите этот спор.
Ир-ир-ир — брат мой командир!

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

Чистоговорки на звуки «с»

Ся-ся-ся мы поймали карася.
Се-се-се Дед Мороза любят все.
Си-си-си мяч скорее к нам неси.
Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс.
Са-са-са — длинная коса.
Сы-сы-сы- не боимся мы осы!
Су-су-су — я арбуз несу.
Ос-ос-ос — там работает насос.
Са-са-са — в норке прячется лиса.
Юс-юс-юс — а в тетради плюс!
Ус-ус-ус — у компота сладкий вкус.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.

Пёс лису учуять смог —
Сразу подал голосок.
Унеслась лиса в лесок —
Сала дали псу кусок.

Чистоговорки на звуки «з»

Зи-зи-зи — обезьянку привези!
Зя-зя-зя — обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи — раз нельзя — не привози.

За-за-за  – убежала в лес коза.
За-за-за – надвигается гроза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

За-за-за – вижу желтые глаза.
За-за-за – зашумела стрекоза.
Зу-зу-зу – не боимся мы грозу.
Зи-зи-зи – ты дрова скорей грузи!
Аз-аз-аз — зарычал огромный МАЗ.
Уз-уз-уз — громко плачет карапуз.
Оз-оз-оз — заскрипел мороз.
Ез-ез-ез — кот под печку влез.

Чистоговорки на звук «ш» и «щ»

Ша-ша-ша — наша детка хороша.
Ош-ош-ош — наш малыш хорош!
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Уш-уш-уш — малыш наелся груш.
Аш-аш-аш — мы построили шалаш.
Шу-шу-шу — поёт песню малышу.
Ши-ши-ши — любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Ща-ща-ща — сурова в лесу чаща.
Щу-щу-щу — забреду я в рощу.
Щи-щи-щи — все полезны овощи.

Щи-щи-щи — не люблю я щи.
Ща-ща-ща — сварите мне борща!

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Чистоговорки на звук «ч»

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
Чу-чу-чу – на машине прокачу!
Ич-ич-ич – у меня большой кирпич.
Ча-ча-ча – печка нынче горяча.
Очь-очь-очь – наступила ночь.
Чи-чи-чи – принеси-ка мне ключи.
Ач-ач-ач — подарили мне калач.
Ча-ча-ча — на столе горит свеча.
Чо-чо-чо- ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу — я подую на свечу.
Чи-чи-чи — пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Чистоговорки на звук «б»

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — высока у нас труба.
Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.
Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
Бы-бы-бы — принесли домой грибы.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

Чистоговорки на звук «ц»

Ца-ца-ца — а цыпленок из яйца!
Це-це-це — ярко светит солнце!
Цо-цо-цо — поднялося деревцо.
Ец-ец-ец — ты сегодня молодец!
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на звук «ф»

Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
Аф-аф-аф — в замке живет граф.
Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.
Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на звук «х»

Ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хо-хо-хо — отвечало дружно эхо.
Хи-хи-хи — сочиняются стихи.
Ах-ах-ах — стоит вся школа «на ушах».
Эх-эх-эх — слышен всюду звонкий смех!
Ох-ох-ох — и рассыпался горох.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха — есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху — клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — без хвостов два петуха.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на звук «т»

Та-та-та – на поляне красота
Ты-ты-ты – расцвели на ней цветы!

Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – нам с тобою по пути…
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – будем землю мы копать.
Ат-ат-ат – в океане страшный скат.
Ят-ят-ят — нарисую я утят.
От-от-от — там огромный кашалот!
Ют-ют-ют — в доме чисто и уют!

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень –
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день — тень!

Чистоговорки на звук «п»

Ап-ап-ап — опускают длинный трап.
Ип-ип-ип — что-то дедушка охрип.
Оп-оп-оп — к барину пришел холоп.
По-по-по — поезд наш пришел в депо.
Уп-уп-уп — ах! горячий суп!
Яп-яп-яп — вот веселый киноляп.
Па-па-па — вот витвистая тропа.

Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на звук «н»

На-на-на — вот пустая стена.
Но-но-но — но на ней окно.

Ан-ан-ан — у тебя пустой стакан.
Не-не-не — стоит ваза на окне.
Ни-ни-ни, — пролетают летом дни.
Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
Но-но-но — мы пойдем в кино.
Он-он-он — в зоопарке слон.
Ну-ну-ну — вас я припугну.
Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын — это старший сын.
Ню-ню-ню — сена дам коню.
Ня-ня-ня — отыщи меня.
Ян-ян-ян — где растет тимьян?

Чистоговорки на звук «м»

Мо-мо-мо – скушай эскимо.
Мы-мы-мы – снежной ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим новый дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ми-ми-ми – меня с собой возьми.
Му-му-му – на каток тебя возьму.

Чистоговорки на звук «к»

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон —
В капюшоне он смешон.

Ка-ка-ка  – мы вчера спасли жука.
Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – на столе стоит мука.
Ки-ки-ки – будем делать пирожки.

Ук-ук-ук — слышен очень громкий стук.
Ок-ок-ок — за окном поет сверчок.
Ак-ак-ак — лучше жить без драк.
Як-як-як — по дороге встретил дьяк.
Ик-ик-ик — раздается чей-то крик.
Ок-ок-ок — за углом стоит совок.

Ек-ек-ек — съел я вкусный чебурек.

Чистоговорки на звук «ж»

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жу-жу-жу – чай горячий остужу.

Жу-жу-жу – куклу спать я уложу.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Чистоговорки на звук «д»

Да-да-да – очень теплая вода.
Ду-ду-ду – я купаться пойду.

До-до-до — на макушке есть гнездо.
Ду-ду-ду — я птенца найду
Да-да-да — получилась чехарда
Ди-ди-ди — лучше мимо проходи.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два — у Димы.

До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди — тихо иди.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на звук «г»

Гу-гу-гу — кто пасется на лугу?
Га-га-га – у кого-то там рога.
Ги-ги-ги – это бык! быстрей беги.
Ги-ги-ги – только ноги береги.

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Га-га-га – дай мне мама пирога.

Чистоговорки на звук «в»

Ва-ва-ва – разрослась в саду трава.
Ва-ва-ва – пожелтела вся листва.
Ве-ве-ве – муравей сидит в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – знаю разные слова!
Ва-ва-ва — умная голова!

Ва-ва-ва — вот высокая трава.
Вы-вы-вы — даже выше головы.
Ве-ве-ве — васильки видны в траве.
Ву-ву-ву — васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

На полках книжных магазинов сегодня также представлена большая коллекция красочных книг для детей с чистоговорками:

В завершении приглашаю посмотреть видео с увлекательными чистоговорками. Добавьте визуальный контакт. Так звуки усвоятся еще быстрее!

Еще по теме развития речи:

Игры в развитии речи

Логопедическая сказка — упражнения для язычка.

Непослушные звуки — логопедические игры

Сказкотерапия и развитие речи

Скороговорки для детей

Что «скрывают» кончики пальцев

Иллюстрации для статьи взяты с просторов интернета.

Здоровых, счастливых и правильно разговаривающих вам деток!

Цы-цы-цы — вы сегодня МОЛОДЦЫ!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Загрузка…

Дорогие Читатели! Уже из одного только названия данного жанра литературы можно догадаться о главной функции чистоговорок: научиться правильно и чисто произносить буквы и слова. То есть в первую очередь — чистоговорки для развития речи. Как это сделать? Во-первых, при изучении определенных букв. Если вы учите с ребенком букву В, например, то естественно, вы будете вместе с ним проговаривать чистоговорки для этой буквы. Это помогает закрепить произношение данной буквы в памяти ребенка. Но стоит помнить, что именно ВЫ даете ребенку узор правильного произношения! Поэтому он должен сначала послушать, КАК произносите ВЫ, а потом уже проговаривать ВМЕСТЕ с вами!

Кроме того, для себя я открыла, как еще можно использовать чистоговорки. Моей доченьке сейчас только два месяца. Использовать такие жанры как потешки и пестушки можно, но еще рановато, так как ребенок еще не понимает смысла слов. А использование в общении чистоговорок облегчает наше общение и придает ему разнообразие. Все мы знаем, что дети сначала произносят легкие склады: бу, агу, гу, ам, ма и т.п. Так покажем им, как! Играя с дочкой, я четко произношу склады в чистоговорках – и она улыбается и радуется! Еще только два месяца, а она уже пытается что-то сказать своим детским язычком))), хотя во многих книгах говорится, что малыши начинают гулить только с 3-го месяца. Я думаю, что для развития речи чистоговорки подходят как никогда.

Как можно использовать данный жанр с детьми постарше? Например, для того, чтобы научить ребенка рифмовать. Ведь легче подобрать рифму к одному слогу, чем с целому слову. Чтобы в этом убедиться, подберите 5 рифм к слову «корона», а теперь 5 рифм – к слогу «на». Убедились? Так сыграйте с ребенком в «Рифмоплета»!)))

Итак, как же самому составить хорошую чистоговорку?

Во-первых, берем букву, для которой чистоговорка составляется. (Пусть это будет буква Р)

Во-вторых, добавляем к ней гласную букву, чтобы получился слог. (РЕ)

В третьих, подбираем рифму. (дворе)

Далее составляем фразу с подобранным словом. (цветет вишня во дворе)

И – перед этой фразой добавляем наш слог столько раз, сколько вам удобно для проговаривания. (Ре-ре-ре, ре-ре-ре – цветет вишня во дворе.)

ОЧЕНЬ важно составлять фразу либо с нейтральным, либо с поучительным содержанием (Цветет вишня во дворе. Горит шапка на воре). Но не с плохими примерами, дразнилками, «обижалками» и им подобными (дрался Саша во дворе). Ведь дети итак быстро учатся плохому. Наша задача – научить их хорошему!

Примеры педагогически правильных чистоговорок вы можете посмотреть здесь и здесь. Чистоговорки можно совмещать и с отдыхом, как, например, вот эти.

Желаю вам успехов!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями –

И моя благодарность останется с вами!

Памятка для родителей

Приемы работы с чистоговорками

1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

В: сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак. (Если ребенку трудно, взрослый дает образец).

В: теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

2 вариант

Взрослый показывает ребенку карточку со знаком препинания (восклицательным, вопросительным знаками или точкой), а ребенок сам произносит чистоговорку с нужной интонацией.

2. СКАЖИ КАК….

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса

1 вариант

Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Взрослый показывает маску или куклу (например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

2 вариант

В: А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

3. СКАЖИ ТИХО – ГРОМКО

Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.

В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.

2 вариант

Взрослый показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса. (Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку).

4. СКАЖИ МЕДЛЕННО – БЫСТРО

Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.

1 вариант

Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

2 вариант

Взрослый выкалывает чистоговорку фишками и просит произнести ее. Ребенок сам, ориентируясь на расстояние между фишками, произносит чистоговорку в нужном темпе.

5. ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

1 вариант

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са – идет КТО? , голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишка – . ми, а слово-ответ – большой фишкой: Например: са-са – идет ЛИСА

2 вариант

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

3 вариант

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

6. ВЫЛОЖИ ФИШКАМИ (применяется как часть других приемов)

Цель: учить ребенка выделять каждое слово в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить выделять слова из потока речи.

1 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, ребенок повторяет ее. Например, ла-ла – острая пила.

В: А сейчас выложи фишками каждое слово в чистоговорке. Произнеси начало чистоговорки.

Р: Ла-ла.

В: Выложи для каждого слога «ла» фишку. Ла-ла

Дальше, какое слово? Р: Острая.

Если ребенок ошибся, уточнить:

– слова «ост» нет, а слово “острая» есть;

– «острая пила» — это два слова. Какое из них первое?

Потом взрослый просит ребенка «прочитать» чистоговорку с опорой на выложенные фишки.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, а ребенок самостоятельно выкладывает ее.

7. ПРОШАГАЙ ПО СЛОГАМ

Цель: учить ребенка делить слова на слоги.

Задача: автоматизировать и дифференцировать звук во фразе, уточнить понятие «слог», учить делить слова на слоги.

1 вариант

Взрослый напоминает ребенку, что такое слог и как производится слогораздел. Затем просит прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог приходился один шаг (хлопок). Например: ла-ла – ост-ра-я пи-ла. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.

2 вариант

Ребенок сам пытается прошагать чистоговорку по слогам. Если он ошибается, то взрослый задает уточняющие вопросы. Например:

— Это слог или звук?

– Какой это звук – гласный или согласный?

– А в слоге обязательно вместе с согласным звуком стоит гласный звук? (Слога не может быть без гласного звука.)

– Какой звук идет после звука «Л»?

– Он гласный?

— Значит, какой слог получается из этих звуков?

– Правильно, «ЛА». Поэтому на один шаг скажи «ЛА».

3 вариант

Ребенок сам пытается прошагать (прохлопать) чистоговорку, деля слова на слоги.

Добавить комментарий