Как составить цель лекции

УДК 37

doi 10.24411/2221-0458-2020-10049

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И СТУДЕНТУ: ФОРМУЛА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЦЕЛИ

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ

Атаманова Г.И.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск, Россия

IN SUPPORT TO TEACHERS AND STUDENTS: HOW TO FORMULATE THE

PURPOSE OF A LESSON

G.I. Atamanova Tuvan State University, Kyzyl, Russia Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia

В статье представлены различные формулы для написания цели, даны пояснения как написать цель к конкретному уроку/занятию/ мероприятию, или для серии мероприятий на основе простых вопросов. Ответы на вопросы дают ту формулу, которую может использовать каждый, в зависимости от потребности. Цель данной статьи – дать простые, понятные всем рекомендации, чтобы предостеречь от типичных ошибок. Статья может быть полезна всем, кто захочет более детально писать цель. Так как статья, в основе своей, нацелена на понимание того, что нужно написать, чтобы цель была только для одного урока/занятия/мероприятия, а не была формально составлена из набора подходящих слов. Как это сделать на основе требований ФГОС подробно дается через конкретные примеры.

Ключевые слова: студент; учитель; педагог; цель; формальность; понимание; формулировка; критерии оценивания; проверка

The article presents various formulas for formulating a purpose or main objective, explains how to write a goal for a specific lesson / activity, or for a series of activities based on simple questions. The answers to the questions provide a formula that anyone can use, depending on their needs. The purpose of this article is to give simple, clear guidelines for everyone to warn against common mistakes. The article can be useful to anyone who wants to formulate the objective in details. Since the article, at its core, is aimed at understanding what needs to be written, so that the

purpose is for only one lesson / event, and not formally made up of a set of suitable words. How to do this on the basis of the FGOS requirements is given in detail through specific examples.

Keywords: student; teacher; educator; purpose; formality; understanding; formulation; assessment criteria; verification

Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, при проверке студенческих работ становится понятно, что при формулировке цели реферата, расчетно-графической работы, занятия, мероприятия у студентов нет понимания, как записать цель, чтобы из нее можно было сформулировать задачи. Во-вторых, при работе с учителями в школе, даже со стажистами, которые каждый день пишут цели к своим урокам, также становится ясно, что и у них нет четкого понимания данной проблемы. Чаще всего цели пишутся по шаблону, не учитывается то, подходит этот шаблон к их разработке или нет. Поэтому за многолетний путь педагогической деятельности, после изучения множества литературы, сформировалась формула для написания цели, которую можно применить к любому мероприятию, будь то урок, занятие, воспитательное мероприятие или просто какое-то отвлеченное дело.

Цель этой публикации – дать педагогу, начинающему педагогу, студенту некоторые конкретные рекомендации, советы, которые, возможно, будут полезны и в какой-то мере предостерегут от многих типичных ошибок.

Чаше всего, при проверке студенческих работ ошибки исправляет преподаватель, а студент не вникает в то, что исправлено.

Поэтому еще одна цель – дать в руки студенту эту статью для прочтения, анализа и самостоятельного написания цели к своей работе, чтобы преподаватель мог только откорректировать его видение.

Введение в проблему. Согласно философскому словарю, цель -предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия. В условном смысле термином цель в науке (биологии, кибернетике) обозначается состояние системы, достигаемое в результате действия механизма обратной связи, может быть конечная и промежуточная, цель определяет путь (методы, технологию движения, средства и т.п.) своего достижения [1].

Бакурадзе А.Б. в своей статье про цель отмечает, что люди делятся по их способности к самостоятельной постановке целей: способные к такой постановке и неспособные. По словам автора цель – это осознанный, запланированный результат

работы, которого мы хотим достичь. Цель -удовлетворение потребностей [2].

В различной литературе есть множество рекомендаций как писать цель, есть разные требования к ее написанию. Андрей Жалевич, писатель, исследователь, автор книг на философские темы, предлагает читателю познакомиться с его книгой-конспектом «Мудрость лидера» для всех, кто хочет стать и оставаться настоящим лидером: здесь в краткой и лаконичной форме изложены все основные теоретические концепции, прикладные теории, практические методы и реальные инструменты лидерства, в частности в приложении 4 есть множество формул, которые следует проанализировать. Например:

Существует три главных вопроса постановки целей:

1. Почему? (мотив)

2. Что? (сама цель)

3. Как? (метод)

Модель SMART / SMARTIE Согласно модели постановки целей SMART цели должны быть:

– Specific (Spezifisch) – конкретными;

– Measurable (Messbar) – измеримыми;

– Attainable (Akzeptiert) – достижимыми или Action-Focused (сфокусированность на активных действиях);

– Relevant (Realistisch) – значимыми.

– Time-bounded (Terminiert) -соотносимыми с конкретным сроком.

Питер Кук в своей книге «Креатив приносит деньги» добавляет к модели SMART еще два критерия:

– Innovative – инновационность;

– Exciting – энтузиазм на личностном уровне.

Таким образом, эта модель приобретает вид SMARTIE. Иногда эта формула преобразуется в SMARTER. Две последних ее составляющих

расшифровываются как:

– Excitable – мотивирующая, возбуждающая;

– Recordable – записанная.

Формула КИПРО. Согласно этой формуле цели должны быть: К = конкретными; И = измеримыми; П = подконтрольными; Р = реалистичными; О = определенными во времени. Формула КИЛО. Согласно формуле КИЛО цели должны быть: К = конкретными; И = измеримыми; Л = локализованными во времени; О = определенными. Формула ЦЗСПД: Ц – цель; 3 – задача; С – стратегия; П – приоритеты; Д – действия.

Цель Д. И. К. А. Я. Цель должна быть «дикой»:

– Достижимой (реалистичной);

– Измеримой (определенной);

– Конкретной (четкой);

– Адекватной (должна соответствовать ценностям);

– Ясной (понятной для исполнения).

Эти формулы очень похожи, но каждая вносит свои дополнительные требования к эффективным целям. Модель SMART – значимость, формула КИПРО -подконтрольность, формула Д.И.К.А.Я. -ясность и адекватность, соответствие ценностям человека. Поэтому эти простые модели можно использовать параллельно, тогда они будут друг друга дополнять [3].

Цель исследования, по мнению А.М.Новикова, «…это то, что Вы в самом общем виде должны или, точнее, намерены достигнуть в итоге работы над диссертацией» [4, с. 29].

Согласно словарю, «Психология» -«…целеобразование – процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющегося требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель,

выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности» [5, с. 440].

Таким образом, существующие формулы, описания, рекомендации для написания цели можно использовать в зависимости от того, что хочется достичь. Поэтому далее будет дана формула для написания цели к занятию, или к уроку или к мероприятию. То есть та формула, которой сможет воспользоваться каждый. Она получилась после того, как были пропущены все формулы через собственный опыт, она проста в применении и понятна для педагога. Почему именно для педагога, так как будет дана через типы уроков, согласно ФГОС.

Исследование и их обсуждение. Для того, чтобы было более понятно, как сформулировать цель для конкретного урока или занятия, обратимся к исследованиям. Перед подготовкой к видео-лекции для студентов

педагогического профиля «Современный урок: какой он?», был проведен опрос учащихся МБОУ СОШ №3 г. Кызыла Республики Тыва. Те ответы, которые дали ученики этой школы, предполагаю, что мало отличаются от тех, что дали бы другие школьники. Все материалы были обработаны и обобщены. Краткие их результаты представлены в видео-лекции, которая размещена в УоиТиЬе [6]. В

частности, вот наиболее часто встречающиеся ответы, которые представлены в лекции: «Современный урок глазами школьника: какой он?»:

– веселый, интересный, нетрудный, увлекательный;

– разнообразный, без домашних заданий, легко понимаемый, быстро захватывающий;

– без стрессов;

– на котором легко общаться с учителем;

– где дают высказаться;

– где тебя слушают, причем любое твое мнение;

– где тебе помогают и поддерживают, а не упрекают и унижают и оскорбляют;

– где тебя понимают.

Это наиболее типичные ответы школьников. Но были и ответы учителей на этот же вопрос: «Современный урок глазами учителя: какой он?». Вот обобщенный один ответ на поставленный вопрос: «Попытка совместить привычную конкретику образовательно-воспитательных направлений с новыми реалиями жизни». Из этого ответа ясно, что учителям не до того, чтобы понять потребности школьников и сформулировать цель с учетом их потребностей чтобы развивать личность на каждом занятии, на каждом воспитательном мероприятии не важно запланировано оно по расписанию для класса или носит плановый характер для школы.

Что вкладывают учителя в эту формулировку «привычная конкретика»? Если рассматривать урок или занятие в школе, то привычная конкретика, это привычные типы уроков:

Стандартно, много лет это были традиционные уроки:

– изучения нового материала.

– закрепления изученного материала.

– проверки и коррекции знаний и умений: проверка уровня усвоения изученного материала – самостоятельные работы.

– контроля знаний, умений, навыков: контрольные мероприятия.

– обобщения и систематизации полученных знаний.

Сейчас, с введением новых образовательных стандартов поменялись не только формулировки, но и вектор, который направлен уже не на знания, умения, навыки, а на развитие личности на основе учебной деятельности. Уже нужно отвечать на другие вопросы, такие как: «Чему учить? (обновленное содержание), «Ради чего учить?» (ценности образования), «Как учить?» (обновленные средства обучения). А чтобы ответить на эти и другие вопросы, учитель должен понимать, как сформулировать цель, чтобы она была реальна, достижима, понятна, контролируема и учитывала потребности обучаемых. Именно понимать, а не списывать похожие слова из интернета и подставлять под свою цель.

Если посмотреть на традиционные формулировки уроков, как смотрят учителя и показать, куда должен быть направлен вектор, то станет более ясно, как писать цель.

А именно, как мыслят учителя, если дают формулировку типам уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами:

1. Изучения нового материала – это «урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков». По их мнению, это все равно новый материал.

2. Закрепления изученного материала -это «урок рефлексии по ФГОС», который тоже направлен на решение возникших проблем, их решение и закрепление изученного.

3. Проверки и коррекции знаний и умений: проверка уровня усвоения изученного материала – самостоятельные работы – это «урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)». Это на их взгляд тоже актуализация знаний, фиксирование затруднений для их решения.

4. Контроль знаний, умений, навыков: контрольные мероприятия – это «урок развивающего контроля»», где тоже осуществляется контроль. А в какой форме, учитель уже решает в зависимости от подготовки класса и его возможностей.

5. Обобщение и систематизация полученных знаний – этот урок вообще ничем не отличается от традиционной

формулировки, а соответственно и того, что и как на этом уроке будет осуществлено это обобщение и систематизация знаний.

Так как учителя находятся в зависимости от ЕГЭ, то все формулировки, что предполагают делать по-новому, они опускают. Но нужно менять вектор на то, чтобы перестать быть ретранслятором знаний. Необходимо создавать условия школьникам для того, чтобы образование было направлено в сторону личностно-ориентированного обучения, с

использованием деятельностного подхода в рамках экосистемной познавательной модели, но при существующем подходе учителей это не предоставляется возможным. А формулировки, которые требуются на основе универсальных учебных действий – это отдельный вопрос, который не может быть раскрыт в рамках данной статьи.

Таким образом, после работы в качестве учителя физики в

общеобразовательной школе более 17 лет, после работы со студентами, после изучения многочисленной литературы, после проведенного исследования, были сформулированы некоторые рекомендации для студентов при написании цели к занятию/уроку/воспитательному мероприятию, цели к индивидуальному заданию, из которых и получилась формула для понимания как написать цель, чтобы она

относилась именно к запланированному занятию и чтобы из этой формулировки можно было сформулировать задачи.

Результаты. Перед представлением формулы для написания цели к конкретному занятию, будут даны некоторые методические рекомендации, которые, возможно, будут полезны для других направлений деятельности. Для того, чтобы было понятно, что нужно писать в конкретном случае, нужно помнить, что: тема, объект, предмет – это про одно и то же. Говоря простым языком, объект – это граница того, с кем или чем будет осуществляться работа или деятельность. Что является объектом, можно прочитать в литературе той дисциплины, для которой это нужно написать. Предмет – это чаще всего тема с некоторой интерпретацией. То есть, объект, это границы деятельности, а предмет – это содержание этой деятельности. Из содержания предмета будет

формулироваться цель.

Для урока/занятия/мероприятия тоже можно сформулировать объект и предмет, однако, эта часть формулировок будет опущена, чтобы более подробно рассмотреть формулу для написания цели к уроку/занятию/мероприятию.

Перед написанием цели нужно знать ответы на вопросы: 1. Тема какая?

2. Что хотите сделать? На этот вопрос можно получить ответ, если посмотреть на типы уроков или типы занятий, или типы мероприятий. Для того, чтобы было более понятно, в качестве примера будут даны формулировки для урока. Помните, что цель должна отражать тему запланированного урока/ занятия/ мероприятия.

По типам уроки, согласно ФГОС, были рассмотрены выше. Для того, чтобы правильно написать цель, нужно внимательно изучить структуру каждого урока. То есть свести потребности обучаемых, новые требования, условия осуществления, подготовку школьников и учителя и многое другое, которое дает ответ на поставленный вопрос. Что нужно сделать? Именно сделать, а не делать. Для этого нужно помнить, что учитель, согласно новым образовательным стандартам должен создавать условия для школьников, чтобы развивать личность в деятельностной форме и фиксировать результаты деятельности через

универсальные учебные действия. Так как основополагающей компетенцией

современной системы образования является именно формирование у учащихся универсальных учебных действий — действий, нацеленных на

самосовершенствование личности через активное получение нового социального опыта. Эта длинная мысль превращается в

короткие глаголы, которые нужно употреблять при ответе на вопрос: что сделать? Какие глаголы рекомендуется использовать, будет дано далее на основе Таксономии Бума.

3. Вторым вопросом, который чаще всего пренебрегают в формулировки – это вопрос: «Зачем?». Этот вопрос и есть цель, из которой может быть сформулирована задача и сформулирован результат. Именно задача, а не задачи. Так как для урока есть три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Чтобы был ответ на этот вопрос, поможет предлог «для».

Если будет формулироваться цель, например, практики, то перед вопросом «Зачем?», добавляется вопрос: «С кем?». Здесь имеется в виду с кем будет осуществляться взаимодействие: с учащимися, с малообеспеченными семьями, с родителями и т.д. Может быть и вопрос «С чем?», в зависимости от потребностей.

Итак, формула для написания цели к уроку/занятию/мероприятию: ответить на вопросы: Тема какая? Что сделать? Зачем?

Если цель формулируется для большей деятельности, например, для практики, то вопросы должны быть такие: Тема какая? Что сделать? С кем/с чем? Зачем?

Далее в качестве примера будут рассмотрены пошагово формулировки цели

одного из уроков (физика) и для практики, например, по социальной работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 1. Физика.

Помните, цель – одна, задач – три: образовательная, воспитательная,

развивающая, универсальные учебные действия (УУД) – личностные, предметные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные). Цель должна быть понятна всем.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема: Строение вещества. Молекулы (физика, 7 кл.)

Что сделать? Создать условия для решения проблемной ситуации через самостоятельное исследование.

Зачем? Чтобы школьники поняли, что все вещества состоят из молекул, молекулы очень малы, что между ними есть промежутки, что все молекулы непрерывно и хаотически движутся и между ними возникают силы взаимодействия и силы отталкивания.

Цель: создать условия проведения исследовательской работы учащимся 7 класса, для формулировки самостоятельного вывода о трех положениях молекулярно-кинетической теории (МКТ). (Кто-то скажет, что они еще этого не знают. Если не знают, а вы скажите об этом, тогда им дальше будет проще объяснять процессы и явления).

Критерии оценивания написания цели, по которым проверяется так ли написана цель: если эту формулировку подставить под другой урок, и она подойдет, то цель сформулирована формально. Если эта формулировка не подойдет к другим, то цель сформулирована для этого урока.

Для сравнения – цель этого урока из конспектов сети интернет: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы». Это про что цель? Какая объективная реальность на конкретном уроке? И это транслируется, умножается и многократно копируется.

Эта же тема, но другой тип урока. Урок развивающего контроля.

Тема: Строение вещества. Молекулы (физика, 7 кл.)

Что сделать? Создать условия по выявлению проблем актуализации знаний о строении вещества, зафиксировать затруднения, которые можно решить самим учащимся, с помощью учителя или с помощью дополнительных заданий. Как это сделать: предложить школьникам заполнить таблицу, в которой сделать схематически рисунок строения твердого тела, жидкости, газа, заполнить графы на основе изученного теоретического материала с использованием литературы и практических задач с прошлых занятий с акцентом на три положения МКТ,

сформулировать и обсудить особенности строения веществ с точки зрения МКТ для подготовки к самостоятельному исследованию в домашних условиях при выполнении конкретных заданий различного уровня и применения полученных знаний для дальнейшей работы.

Зачем? Чтобы поняли, что твердое тело, жидкость, газ состоят из молекул. Что есть отличия в строении твердого тела, жидкости, газа на основе МКТ. Эти отличия могут быть продемонстрированы примерами из жизни, природы, техники, для активизации познавательной деятельности учащихся, актуализации знаний для саморазвития и подготовки к изучению следующей темы.

Ответ на вопрос «Зачем?» может быть самый разнообразный, так как то, что можно спланировать зависит от множества факторов, описывать которые в данной статье не предоставляется возможным.

Цель: проконтролировать уровень усвоения изученного материала на основе творческого задания по заполнению таблицы о строении вещества с точки зрения МКТ, оценить степень понимания материала через проверку таблицы, обсуждение и обобщение сделанных выводов для активизации познавательной деятельности при выполнении домашнего задания различного уровня сложности и для применения на других занятиях.

Пример 2. Педагогика Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. 39.03.02. Социальная работа. Профиль. Социальная работа в образовании Для того, чтобы написать цель уже не одного занятия, а целого комплекса мероприятий, которые будут входить в учебную практику, нужно внимательно изучить предложенную документацию чтобы дать ответ на вопрос: «Что нужно сдать?» «Как этого добиться?» и в итоге: «Что нужно сделать?». Для этого нужно сформулировать свое индивидуальное задание, которое непременно должно содержать цель. Опуская как будет формулироваться объект и предмет, далее будет рассмотрен вопрос как сформулировать цель к целому комплексу мероприятий и действий. Простым языком: объект – это очертания той организации, где будет проходить практика, то есть процессы в этой организации. Предмет -это то, что нужно будет делать в период прохождения практики и подумать: «Зачем?» и «Как сделать?». Зачем – это для получения отметки за практику, как сделать – это те документы, которые требуется сдать, чтобы получить запланированный результат. Теперь, когда понятно зачем и как сделать, нужно сформулировать цель всей практики. То есть уже есть четкое понимание:

— С какой группой населения будет прохождение практики, то есть про кого будет цель и задачи. Это про то, в какой организации будет практика – очертания, для формулировки объекта.

— Как называется эта группа. То есть это все будет для малообеспеченных семей, для многодетных семей, для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для детей определенного возраста в интернате, для школьников в школе… – для формулировки предмета.

Формула для цели в этом случае: «Что хотите сделать? «С кем хотите это сделать?» «Зачем?», то есть для чего хотите сделать?

Что сделать? Освоить опыт работы..

С кем? С малообеспеченными семьями.

Зачем? Для закрепления полученных теоретических знаний на занятиях в университете.

Из ответов на эти вопросы и будет сформулирована цель – понимание конечного результата деятельности. Глаголы, обозначающие действия могут быть и другие. Вот некоторые глаголы, которые будут полезны для формулировки цели, с помощью Таксономии Бума:

Уровень знания: рассказать, показать, направить, сформулировать, перечислить, запомнить, назвать, познакомить и т.д.

Уровень понимания: сравнить, противопоставить, продемонстрировать, объяснить, преобразовать, обсудить, определить, рассказать и т.д.

Уровень применения: использовать, применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, продемонстрировать, проиллюстрировать, интерпретировать, модифицировать, спланировать, показать, сделать, решить и т.д.

Уровень анализа: проанализировать, оценить, сгруппировать, вычислить, классифицировать, сравнить, противопоставить, обсудить, дифференцировать, исследовать, соотнести, упорядочить и т.д.

Уровень синтеза: сгруппировать, собрать, скомбинировать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объединить, придумать, модифицировать, организовать, спланировать, подготовить, предложить, переписать, установить, заменить и т.д.

Уровень оценки: доказать, выбрать, сравнить, вделать вывод, убедить, решить, обосновать, объяснить, измерить, предсказать, проранжировать, порекомендовать, выделить, суммировать, поддержать, проверить, оценить и т.д.

Уровень создания: адаптировать, организовать, изобрести, имитировать, инициировать, модифицировать, опубликовать, сконструировать и т.д.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, то, что написано, это далеко не конечный результат для написания цели. Это всего лишь некоторые рекомендации, которыми можно

воспользоваться, модернизировать и получить для себя понятную формулу, которой можно будет пользоваться в разных ситуациях. Какая бы формула не была составлена, нужно помнить, что все начинается с темы. Поэтому к теме тоже нужно подойти творчески, чтобы в ней были заложены цель, задачи, то есть шаги, которые нужно сделать. А шаги уже приведут к результату, который напрашивается сам и который легко будет формулироваться.

Исходя из сформулированной темы: «В помощь педагогу и студенту: формула для написания цели при разработке занятия», можно предположить, что результатом этого должно быть, как минимум – понимание того, как пишется цель, как максимум – это написание любой цели, с использованием любой формулы, которая наиболее подходит к реалиям жизни. Вопрос «Зачем? – это помогает сформулировать результат.

«Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий» ^Конфуций — древний мыслитель и философ Китая).

Библиографический список

1. Философский словарь. – URL: https://gufo.me/dict/philosophy_dict/%D0%A6%D0 %B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 24.10.2020). – Текст : электронный.

2. Бакурадзе, А. Б. Значимая и конкретная цель -лучший мотивационный фактор // Директор школы. 2003. № 10. С. 19-27. – URL: http://ecsocman.hse.ru/text/18279598.html (дата обращения: 24.10.2020). – Текст : электронный.

3. Жалевич, Андрей. Мудрость лидера. Приложение 4. Формула постановки цели. -URL: https://staff.wikireading.ru/18042 (дата обращения: 24.10.2020). – Текст : электронный.

4. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя. – 4-е изданике. – Москва : Издательство «Эгвес», 2003. – 104 с. – Текст : непосредственный.

5. Психология. Словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. – 2 издание, исправленное и дополненное. – Москва : Политиздат, 1990. – 494 с. – Текст : непосредственный.

6. Атаманова, Г. И. Современный урок : какой он? URL:

https://www.youtube.com/watch?v=aPa0KbhXta4 (дата обращения: 24.10.2020). – Текст : электронный.

References

1. Filosofskij slovar’ [Philosophical Dictionary]. Available at: https: //gufo.me /dict/philosophy_dict/%D0%A6%D0%B5%D0%BB %D1%8C (access date: 24.10.2020). (In Russian)

2. Bakuradze A. B. Znachimaja i konkretnaja cel’ -luchshij motivacionnyj faktor [A significant and concrete purpose is the best motivation factor]. Direktor shkoly. 2003, no. 10, p. 19-27. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/18279598.html (access date: 24.10.2020). (In Russian)

3. Zhalevich A. Mudrost’ lidera. Prilozhenie 4. Formula

postanovki celi [Leader’s wisdom. Application 4. A formula to set a goal]. Available at: https://staff.wikireading.ru/18042 (access date: 24.10.2020). (In Russian)

4. Novikov A. M. Kak rabotat’ nad dissertaciej : posobie

dlja nachinajushhego pedagoga-issledovatelja [How to work on a dissertation: a manual for an educator and researcher]. 4th edition. Moscow, Jegves Publ., 2003, p. 104. (In Russian)

5. Petrovsky A. V. and Yaroshevsky M. G. Psihologija.

Slovar’ [Psychology. Dictionary]. 2nd edition. Moscow, Politizdat Publ., 1990, p. 494. (In Russian)

6. Atamanova G. I. Sovremennyj urok : kakoj on? [A modern lesson. What it is like?]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=aPa0KbhXta4 (access date: 24.10.2020).

Атаманова Галина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета, г. Кызыл; доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, email: atamanova-tuva@list.ru

Atamanova Galina Ivanovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl; Associate Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, e-mail: atamanova-tuva@list.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2020.

*Лекция
– это творческое общение лектора с
аудиторией,

сотворчество,
эмоциональное взаимодействие
(расстановка акцентов, рассуждение,
объяснение). Эмоциональная окраска
лекции, сочетаясь с глубоким научным
содержанием, создает гармонию мысли,
слова и восприятия студентами.

*Лекция
– весьма экономный способ получения
в общем виде основ знаний за счет
сконцентрированной подачи материала,
построенного на основе переработки
множества учебников, монографий,
статей, практического опыта и других
источников;

*Лекция
активизирует мыслительную деятельность,
если хорошо понята и внимательно
прослушана;

*Лекция
мотивирует студентов к самостоятельному
познанию, расширению своих знаний по
предмету;


учебном процессе складывается ряд
ситуаций, когда лекционная форма
обучения не может быть заменена никакой
другой:


при отсутствии учебников по новым
складывающимся курсам, лекция основной
источник информации;


новый учебный материал по конкретной
теме не нашел еще отражения в существующих
учебниках или некоторые его разделы
устарели;


отдельные темы учебной дисциплины
особенно трудны для самостоятельного
изучения и требуют методической
переработки лектором;


по основным проблемам курса существуют
разноречивые концепции. Лекция
необходима для их объективного
освещения;


лекция ничем не заменима в тех случаях,
где особенно важно личное эмоциональное
воздействие лектора на студентов с
целью повлиять на формирование их
взглядов.

*Лекция
приучает к пассивному восприятию
чужих мнений, тормозит самостоятельное
мышление. Чем лучше лекция, тем эта
вероятность больше;

*Лекция
отбивает вкус к самостоятельным
занятиям;

*Лекции
нужны лишь тогда, когда мало учебников;

*Одни
студенты успевают осмыслить, другие
– только механически записать слова
лектора;

*Слабая
обратная связь со студентами в виду

монологичности
лекции.

Требования к учебной лекции

1.Тема лекции должна соответствовать ФГОС, программе
дисциплины ( профессионального модуля ) .

2.Содержание лекции должно отражать основные вопросы и
понятия, важнейшие положения, необходимые для полного раскрытия темы, а также
диагностики знаний студентов. Обязателен список дополнительной литературы для
самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции
студентами.

3.Структура лекции раскрывает: тему и план лекции; цель и
задачи данной лекции; изложение по каждому вопросу плана; список дополнительной
рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов; контрольные
вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами.

4.Наглядные средства – демонстрации иллюстраций (их
использование позволяет повысить эффективность занятия по сравнению с обычной
лекцией на 20-50%). Объём иллюстраций зависит от научной сложности
рассматриваемой проблемы и от продолжительности лекционного времени, отводимого
на данную тему. Конспектирование иллюстрационного материала студентами,
вызывает потерю лекционного времени. Обилие иллюстрационного материала может
ослабить внимание студентов к важнейшим теоретико-методологическим аспектам лекции.

5.В ходе лекции у студентов могут возникнуть вопросы. В
случае чтения проблемной лекции можно порекомендовать им, прослушать всю лекцию
до конца, ибо в ходе её дальнейшего изложения лектор сам разъяснит ту или иную
ситуацию, по поводу которой возник вопрос. Поэтому рекомендуется оставить
определенное время для ответов на вопросы.

Кроме  того,  лекция   должна  отвечать   следующим
требованиям:

·       
Она
должна быть доступна для понимания; принцип изложения должен быть от простого к
сложному, от известного к неизвестному;

·       
Учебный
материал должен быть построен логично;

·       
Изложение
должно быть четким и ясным;

·       
Должны
умело применяться наглядные пособия и современные методы активизации
деятельности обучаемых (диалог, дискуссия, проблемное изложение).

Эффективная лекция должна иметь не только богатое
содержание, но и строгую дидактическую систему построения и оптимальную
методику подачи.

Типы лекций

·       
Проблемная лекция

 Проблемная лекция – лекция, опирающаяся на
логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки
проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация –
это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки
проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности
обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в
себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения
известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения
новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит
дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры
поиска её решения.

С помощью проблемной лекции
обеспечивается достижение трех
основных дидактических целей:

     
усвоение студентами теоретических знаний;

     
развитие теоретического мышления;

     
формирование познавательного интереса к содержанию
учеб
ного предмета и профессиональной мотивации будущего
специали
ста.

Применение на своих занятиях проблемной лекции
приводит к значительным результатам:

1. Знания, усвоенные «активно», прочнее
запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия), а также более
глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации
(эффект развития, творческого мышления).

2. Решение проблемных задач выступает
своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия).

3. Восприятие знаний подобным способом повышает
интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность
(эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).

4. Освоенные таким образом знания являются
собственным достоянием студентов, тем самым достигается воспитательный эффект
занятия.

·               
Лекция-визуализация

Лекция-визуализация
учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную
форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы
содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип
доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие
информации.

Процесс
визуализации является свертыванием различ­ных видов информации в наглядный
образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление
абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера.
Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и
придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

 Любая форма
наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому
лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разреше­ние
которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит
на основе анализа, синтеза, обобщения, свертыва­ния или развертывания
информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная 
задача преподавателя – использовать та­кие формы наглядности, которые не только
дополняли словесную ин­формацию, но и сами являлись носителями информации. Чем
больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной
активности студента.

Методика
проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных
материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем
состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или
часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекци­онного
занятия в визуальную форму для представления студентам че­рез технические
средства обучения или вручную (схемы, рисунки, модели  и т. п.). Основная
трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств
наглядности и ди­дактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивиду­альных
особенностей студентов и уровня их знаний.

Читая такую
лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь
пол­ностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент)  данной лекции.
Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию
имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их
разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельно­сти.

Лучше всего использовать разные виды визуализации –
натураль­ные, изобразительные, символические, каждый из которых или их со­четание
выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от
текста к зрительной форме или от одного вида на­глядности к другому может
теряться некоторое количество информа­ции. Но это является преимуществом, так
как позволяет сконцентриро­вать внимание на наиболее важных аспектах и
особенностях содержа­ния лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В некоторых случаях к этой
работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них
подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом
совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у
студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий
уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна
определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно
использовать комплекс техни­ческих средств обучения, рисунок, в том числе с
использованием гро­тескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и
наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и
мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.

Этот вид лекции лучше, всего
использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

·       
Лекция вдвоем

В лекции такой формы
учебный материал проблемного содержания дает­
ся
студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей
между собой. Моделируются реальные профессиональные си­туации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций дву­мя
специалистами (например, теоретиком и практиком, сторонником
или противником той или иной точки зрения и т. п.). Основная задача,
стоящая перед преподавателями,
чтобы диалог де­монстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы, с
привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою
позицию, формируют свое отно­шение к обсуждаемому материалу лекции, показывают
свой эмоцио­
нальный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем
происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для
понимания учебной проблемы и
участия в совместной работе. Такая лекция заставля­ет студентов активно
включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и делать
выбор, присоединиться к той или иной
из них или выработать свою.

Высокая активность
преподавателей на лекции вдвоем вызывает
отклик студентов, что
является одним из характерных признаков ак­
тивного
обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятель­
ность
студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо
всего
этого, студенты получают наглядное представление о культуре
дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и приня­тия решений.

Специальной задачей этого
вида лекции является демонстрация
отношений преподавателей к
объекту высказываний. Эта лекция, как
никакая другая, ярче
и глубже показывает личностные качества пре­
подавателя
как педагога-профессионала в своей предметной области.

Подготовка и чтение лекции
вдвоем предъявляет повышенные
требования к 
преподавателям, использующим такую форму работы. Они должны быть интеллек­туально
и личностно совместимы, обладать развитыми коммуника­
тивными
умениями, способностями к импровизации, показывать вы­
сокий
уровень владения всем предметным материалом. Если эти тре­бования при
проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студен­
тов
сформируется доверительное отношение к такой форме работы.

Для студентов лекции вдвоем
вызывают определенные затрудне­ния: две позиции, предлагаемые лекторами, иногда
вызывают  отторжение самой формы обучения, так как от студентов требуется
принятие самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться.
Однако применение лекции вдвоем эффективно для
формирова­
ния теоретического
мышления, воспитания убеждений студентов.

·       
Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции
позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать
профессиональные ситуации, вы­
ступать в роли экспертов,
оппонентов, рецензентов, вычленять невер­
ную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к
лекции состоит в том, чтобы зало­жить в ее содержание определенное количество
ошибок содержа­тельного, методического или поведенческого характера. Список та­
ких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто до­пускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподавате­ли в
ходе чтения лекции.
Количество запланированных ошибок
зависит от специфики учебно­
го материала, дидактических
и воспитательных целей лекции, уров­
ня подготовленности студентов.

Сложность подготовки к такой
лекции для преподавателя состоит в необходимости

специальной ра­
боты над содержанием лекции, высокого уровня
вла­
дения
материалом и лекторского мастерства, т.к.  он
проводит изложение лекции
таким образом,
чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так
легко можно было заметить студентам.

Задача студентов заключается
в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в
конце лекции. На раз­
бор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе
которого преподавателем,
студентами или совместно
даются правильные ответы на вопросы.

Студенты могут находить как задуманные ошибки (преподавателем прово­дится сверка со списком таких ошибок), так ошибки,
которые были невольно допущены преподавателем,
особенно
речевые и поведенческие. Соз­
дание на занятиях атмосферы
доверия между преподавателем и студентами, лично­
стное
включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной
деятельности сту­
дентов – вот главный результат проведения данного типа лекций.

Лекция с запланированными
ошибками выполняет не только сти­
мулирующую функцию, но и
контрольную. Преподаватель может оце­
нить уровень
подготовки студентов по предмету, а те в свою очередь –
проверить
степень своей ориентации в материале. С помощью системы
ошибок
преподаватель определяет недочеты, анализирует их
в
ходе обсуждения со студентами, получает представление о
структуре
учебного материала и трудностях овладения им.

Подобные лекции вызывают у
обучающихся высокую интеллек­туальную и эмоциональную активность, так как
студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную
с пре­подавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ
ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.

Данный вид лекции лучше
всего про­
водить в завершение темы или раздела учебной
дисциплины, когда у
студентов сформированы основные понятия
и представления.

·       
Лекция – пресс-конференция

Форма проведения такой лекций напоминает
классическую (традиционную) пресс-конференцию,
но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия препода­ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут
сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи­сать их
на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо­даватель в течение 3-5
минут сортирует вопросы по их смысловому содержа­
нию
и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится
в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во­просов, выявляя знания и интересы студентов.

    Отличительная
черта
этой
формы лекции состоит в активизации работы
студентов на занятии
за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на
свой
вопрос концентрирует внимание
студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов  формулировать вопросы,
которые носят проблемный характер и являются нача­
лом творческих процессов мышления.

Личностное, профессиональное
и социальное отношение преподавателя к поставленным
вопросам и
ответам на них оказывает воспитательное
влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабаты­
вают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из труд­ных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательст­ва и
опровержения.

Лекцию пресс-конференцию
можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы
основная цель лекции – выявление круга интересов и потребно­
стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель мо­жет составить представление об аудитории слушателей – ее ожиданий,
возмож­
ностей. Это важно при первой встрече
преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения курса лекций,
новых дисциплин и
т. п.

Лекция-пресс-конференция в
середине темы или курса ставит задачу
привлечения внимания
студентов к главным моментам содер­
жания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала;
систематизации знаний студентов,
корректировки выбранной
системы
лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции
пресс-конференции в конце темы или раз­дела – подведение итогов лекционной
работы, определение уровня
усвоения студентами
содержания разделов/тем дисциплины.

Лекцию такого
рода можно провести и по окончании всего курса с целью об­суждения перспектив
применения теоретических знаний на практике.

·       
Лекция-беседа

Лекция-беседа, или диалог с
аудиторией является наиболее распростра­
ненной и
сравнительно простой формой активного вовлечения студен­
тов
в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт
преподавателя с аудиторией.

С целью привлечения к
участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать
вопросы к аудитории. Вопросы, которые задает
преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть
информационного
или проблемного характера. И предназначе­
ны  они для выяснения
мнений и уровня осведомлен­
ности студентов по
рассматриваемой теме, степени их готовности к
усвоению
последующего материала, а
не
для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудит
ории,
так и кому-то конкретно. Они
могут быть как простые,
способные сосредоточить внимание
на отдельных нюансах темы,
так и проблемные.
 Студенты, продумывая
ответ на заданный вопрос, получают воз­можность самостоятельно прийти к тем
выводам и обобщениям, ко­
торые преподаватель должен
был сообщить им в качестве новых
знаний, либо понять глубину
и важность обсуждаемой проблемы,
что повышает интерес и
степень восприятия мате­
риала.

Основным методом изложения
учебного материала здесь явля­
ется беседа, как наиболее
простой способ обучения, в ходе которой
преподаватель
вовлекает студентов в диалог. Наряду с беседой могут приме­
няться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после органи­зовать беседу. Студенты отвечают с мест, а свои дальней­шие рассуждения преподаватель строит с учетом ответов обучающихся, при
этом имея возможность наиболее доказа­
тельно
изложить очередной тезис лекционного материала.

Преимущество такой лекции
состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее
важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Недостаток же
заключается в
снижении эффективности этого метода в
условиях группового обучения вследствие невозможности каждого студента вовлечь
в обмен мнениями. И связано это обычно с недостатком времени, даже если
группа малочисленна. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон,
привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации
мышления студентов.

При такой форме занятия
главная задача преподавателя – позаботиться о том, чтобы его вопросы не
оставались без ответов, иначе они будут
носить только риторический
характер, не обеспечивая достаточной
активизации мышления обучаемых.

·       
Лекция-дискуссия

Дискуссия – это
взаимодействие преподавателя и студентов, сво­бодный обмен мнениями, идеями и
взглядами по исследуемому во­
просу.

В отличие от лекции-беседы в данной
технологии при изложении лекционного материала преподаватель
использует ответы студентов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.

Выбор вопросов для
активизации студентов и темы для обсужде­ния составляется самим преподавателем
в зависимости от конкретных
дидактических задач,
которые он ставит перед собой для
данной аудитории.

Можно предложить студентам
проанализировать и обсу­
дить конкретные ситуации,
документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии пре­подаватель
приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко
сформулированных
проблем и предлагает студентам коротко обсу­
дить
их, затем делает краткий анализ, выводы и – лекция продолжается.

 По­зитивным
моментом
в такой лекции является то, что студенты в
ходе дискуссии могут согласить­ся с точкой зрения преподавателя с большей
охотой,
нежели во время беседы, когда преподаватель
выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу,
в том числе и свою.
Дан­ный
метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студен­
ты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно опре­делять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать
возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться
запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собствен­ном мнении
(возможно, ошибочном), а не попытаться понять или изменить его.

Дискуссия оживляет учебный
процесс, активизирует
познавательную деятельность аудитории и
позволя­ет преподавателю управлять коллективным мнением группы, исполь­
зовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.

Для достижения эффекта от
такой лекции необходимо
правильно подобрать вопросы
для дискуссии и умелой, целена­
правленной ее организации, что определяется
компетентностью и степенью профессионального мастерства преподавателя.

·       
Лекция с разбором конкретных ситуаций

Это еще один способ
активизации учебно-познавательной дея­
тельности
студентов.  По форме – это лекция-дискуссия, но на обсуждение
преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Как правило, ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма, поэтому ее изложение должно быть кратким,
но содержащим достаточную информацию для его последующего
обсуждения.

Это, так называемые, 
микроситуации.
Чтобы сосредоточить внимание, ситуации
подбираются достаточ­
но характерные и, как правило, острые.
Студенты анализируют и
обсуждают их всей аудиторией. Роль
преподавателя здесь – стремиться ак­
тивизировать участие в
обсуждении вопросами, обращенными к от­
дельным студентам,
выяснить оценку их суждений, предложить со­
поставить
с собственной практикой, возможно, столкнуть между собой различ­
ные мнения и тем самым развить дискуссию, направив ее в нуж­ное русло.
В итоге, опираясь на правильные высказывания и анали­
зируя
неправильные выводы, преподаватель не навязчиво, но убе­
дительно
подводит студентов к коллективному выводу или обоб­
щению.

Недостатком такого вида занятий может быть
возникновение такой ситуации, когда студенты, обсуждая предложенную проблему,
используя примеры подобных обстоятельств из
собст­
венного опыта, могут
увести дискуссию в сторону других проблем.
Преподавателю
необходимо помнить, что основным содержанием занятия является
лекционный
материал, поэтому подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом
конкретных рас­сматриваемых вопросов.

Обсуждение микроситуации
может иногда использоваться в каче­
стве своеобразного пролога к
последующей части лекции. Это бывает
необходимо для того,
чтобы заинтересовать аудиторию, заострить
внимание
на отдельных проблемах и подготовить студентов к творче­
скому восприятию
изучаемого материала.

·       
Лекция с применением технологии обратной
связи

Обратная связь в виде реакции аудитории на
слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям
умело
оценить эту обратную связь и внести соответствующие
корректи­
вы в методику занятий.

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обуче­ния, где руководитель занятия имеет возможность с помощью тех­нических
устройств получить сведения о реакции всей аудитории на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются и в начале, и в кон­це изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы
узнать, насколько студенты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй – для
контроля качества усвоения материала.

Если аудитория в целом правильно отвечает на
вводный вопрос,
преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же
число правильных отве­
тов ниже
желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце
смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос.
При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к
уже прочитан­ному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Здесь важ­ным
является использование методического принципа обратной свя­зи: вводный вопрос –
изложение – конкретный вопрос и т. д.

Таким образом, в лекции с
применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала
становится управляемым и максимально приближенным к уровню
подготовленности и восприятия студентами данной конкретной темы
занятия. А это
обеспечивает в какой-то степени реализацию
принципа ин­дивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения.

Следует сказать, что лекция с применением
тех­ники обратной связи возможна не только при наличии соответствующих
технических средств. При их отсутствии обратную
связь можно обеспечить более простыми способа­
ми.
Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется,
группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т. п.

Классификация лекций показывает, что лекция – это очень динамичная
гибкая форма организации учебной деятельности и обладает большими
возможностями.  Для         современной       лекции       характерно разумное сочетание нескольких методов проведения.

Во введении к числу основных
действий преподавателя можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции,
указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и
способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в
программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в
аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции
преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с
аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение
материала.

3. Установление четких временных
рамок на изложение материала по намеченному плану.

4. Использование материала лекции как
опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контроль за грамотностью своей
речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и
поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции
преподавателю рекомендуется:

1. Подвести итоги сказанного в
основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Напомнить слушателям о
методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную
тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным
содержанием.

      Желательно спокойно
положить перед собой записи и сделать небольшую паузу в пределах секунд. Эта
начальная пауза имеет большое психологическое значение. Во время начальной
паузы преподаватель стремиться установить зрительный контакт с аудиторией.
Однако во всех случаях следует добиваться ощущения устойчивого равновесия,
подвижности и естественности.

      Многие преподаватели стоят
неподвижно, навытяжку, другие топчутся на месте, третьи не знают, куда девать
руки и т. Подобная неловкость снижает престиж преподавателя. Особенна, неудачна
поза, когда преподаватель со слабым зрением сгибается в три погибели над
столом, чтобы разглядеть свои записи.

“Считай
несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил
к своему образованию”.  

 Я.А. Коменский

Использованные
источники

1.     http://vuzirossii.ru/publ/15-1-0-975

2.     http://tbmc.tomsk.ru/sites/default/files/podgotovka_i_provedenie_lekcionnyh_zanyatiy.pdf

3.     http://www.sgau.ru/files/pages/620/13745578180.pdf

4.     https://xn--80ae7bem.xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/6951682

5.     https://studfiles.net/preview/3924617/page:2/

Структура лекционного занятия

Обновлено

2021-03-18



5 мин. для прочтения



сиянс

Типы и структура лекционных занятий.

Содержание

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

Может содержать:

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций – использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций – демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература

6 Backlinks

  • Лекционные занятия

Дмитрий Сергеевич Кулябов

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Высшее образование. Зачем
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения

Добавить комментарий