Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора.
Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.
Основные длительности нот
Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.
Основных длительностей не так уж и много. Это:
ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».
ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).
ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).
ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).
Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.
Соотношение длительностей между собой
На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.
Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?
Что такое музыкальное время?
Оказывается, в музыке есть своя единица измерения времени. Это удар пульса. Да, в музыке, как и у любого живого организма, бьется пульс. Удары пульса равномерные, но они могут быть разные по скорости. Пульс может биться быстро, учащенно, а может – медленно, спокойно. Таким образом, получается, что биение пульса как единица измерения времени непостоянна, изменчива. Она зависит от темпа произведения. Но одновременно это измерение является очень важным. Почему?
Допустим, что пульс в пьесе бьется четвертями (то есть четвертными нотами). Тогда, зная соотношение длительностей между собой можно высчитать и почувствовать, как будут звучать другие ноты. Например, половинные будут занимать по своей продолжительности два удара пульса, целая – четыре удара пульса, и на один удар пульса надо успеть произнести две восьмушки или четыре штуки шестнадцатых нот.
Ритмические упражнения на разные длительности
Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.
УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.
Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.
УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.
И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.
УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.
И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.
Как считать длительности нот?
Когда начинающие музыканты разучивают произведения для своего инструмента, им часто приходится считать вслух. Считаются именно удары пульса. Счет может вестись до двух, до трех или до четырех. Причем, для того чтобы легче было делить удар пульса пополам при игре восьмыми длительностями, после каждого счета вставляется разделительный слог «и». Вот и получается, что музыкантский счет выглядит так: РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И или РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, а иногда просто РАЗ-И, ДВА-И.
Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.
Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».
Правописание штилей
Напоминаем, что ШТИЛЬ – это палочка у ноты. Эти палочки присоединяют к головке и направляют как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило очень простое: до третьей линейки палочки смотрят вверх, а начиная с третьей и выше – вниз.
На сегодня это все, но тема ритма таит в себе еще немало интересных открытий. Мы обязательно обратим ваше внимание на них в следующих выпусках. А теперь еще раз просмотрите пройденный материал, подумайте, какие вы хотите задать вопросы. Все что придумали, напишите в комментариях.
И напоследок – порция хорошей музыки для вас. Пусть это будет знаменитая Прелюдия соль минор Сергея Рахманинова в исполнении пианистки Валентины Лисицы.
В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно — о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.
Ноты, длительности и их обозначения
Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо — устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков — нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.
К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.
Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан — пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.
Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.
Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности — тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.
Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота — это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:
1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.
Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.
Ключи
Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.
Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль — его «завитушка» своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.
Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов — альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.
Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы — басовый ключ, клавишники — скрипичный и басовый ключ.
Знаки альтерации
Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация — понижение или повышение основной ступени — обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.
Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.
Дополнительные знаки, увеличивающие длительность
Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.
Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.
Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке — у головы ноты.
Лига — выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.
Фермата — это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.
Паузы
Перерывы в звучании нот называются паузами.
В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот — каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.
Длительность нот
Ваш малыш уже выучил названия нот, знает как они располагаются на нотном стане. Задача этого урока – объяснить ребенку длительности нот. Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность.
Пример разных длительностей:
Целая нота
Давайте возьмем для лучшего понимания единицу измерения — 1 секунду. Итак, целая нота длится 4 секунды: раз- и, два- и, три- и, четыре -и.
Записывается целая нота прозрачным овалом без каких-либо палочек -штилей:
Половинная нота (половинка)
Записывается половинка прозрачным овалом, но уже с палочкой (штилем):
Половинная нота длится в два раза меньше, чем целая, то есть 2 секунды: раз-и, два-и.
Получается, пока играется целая нота, можно сыграть 2 половинных:
Примечание:
Штиль направлен либо вниз, либо вверх. Это зависит вот от чего: в нотах, которые записаны до третьей линеечки нотного стана — штиль направлен кверху. Нота между третьей и четвертой линейками (в скр. ключе это нота «До») и все вышестоящие — штиль книзу. Это просто сделано для лучшего восприятия и никакой роли для нот не играет.
Четвертная нота (четверть)
Записываются четверти так же, как и половинки, только они закрашены:
Длится четверть — 1 секунду: раз -и.
В два раза короче половинной:
и в 4 раза короче целой:
Восьмая нота
На нотном стане рисуются так же, как и четвертные, только еще с волнистым хвостиком (флажок называется):
Восьмая нота длится в два раза меньше, чем четверть.
А по отношению к целой ноте — она в 8 раз короче!
Таким образом, пока играется целая нота, мы можем успеть сыграть 8 восьмых. И получается, что длится восьмушка пол секунды — то есть за одну секунду играется две восьмых ноты.
Все длительности:
А теперь объясняем это маленькому исследователю музыкальной грамоты.
Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки, получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт и т.д.
При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился.
Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам).
У целой нотки нет штиля и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).
Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.
Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить
Тренажер для запоминания длительностей
Если нота – кругляшок, А в нём окошко белое, Значит, счёт до четырёх, – Это нота целая! Если к ноте прилепилась Сбоку палка длинная, Значит, счёт идёт до двух, Нота – половинная! Если в нотном кругляшке Чёрная серединка, То считаем лишь “раз и”, Нота – четвертинка!
Доступ будет открыт после покупки курса
Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту
Для совершения платежа необходимо авторизоваться
Быстрая регистрация по email
Пароль будет отправлен на почту
Как объясните ребенку, что такое дробь?
На первых порах ему нужно знать, что целый предмет можно разделить на половинки и четвертушки. Используйте для этого тоже яблоко, апельсин. Расскажите, что точно так же может делиться протяженность звука. Нажмите клавишу клавиатуры и попросите малыша сосчитать до четырех. Затем нажмите ту же клавишу еще раз. Пусть ребенок сосчитает еще раз, а вы возьмите ноту дважды, чтобы один звук длился на счет «1-2», а другой — на «3-4». Точно так же можно объяснить начинающему музыканту четвертушки и восьмушки.
Как еще раз объяснить ребенку длительности нот.
Придумываем сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.
Например: Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом. Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
Длительности нот и пауз
ЦЕЛИ:
- Знать соответствие длительностей и размеров.
- Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.
- Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
- Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.
- Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.
Ноты и их запись
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 – головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает “четвертями”.
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается “И” .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда “восьмая” или “шестнадцатая” стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами – точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот – восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте “И” не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) – количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Размер такта | Произношение |
2/4 | Две четверти |
3/4 | Три четверти |
4/4 | Четыре четверти |
6/8 | Шесть восьмых |
12/8 | Двенадцать восьмых |
Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.
Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:
Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.
Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях “и” не считается.
Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.
Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.
Проверь себя.
- Чем отличается целая нота от четвертной в письме?
Ответ:
Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.
- Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?
Ответ:
Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.
- Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?
Ответ:
По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.
- Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
- Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
- Что означают цифры в размере композиции?
Ответ:
Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя – длительность этих нот.
- Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?
Ответ:
Можно
- Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?
Ответ:
В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.
- Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4
Ответ:
12
Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас на моём канале!
В прошлой статье мы говорили о нотах, а в этой я расскажу вам о длительностях, а в конце вас ждёт полезный совет ;)
Как уже говорилось в другой статье, длительности – это графическое изображение длины музыкального звука. Они говорят нам о том, сколько времени звучит нота.
В современной музыке есть 5 основных длительностей, которые используются чаще всего и все они взаимосвязаны между собой. Самая длинная нота называется целая, она длится 4 доли (доля – это единица музыкального времени, условно – секунда). Выглядит целая нота как белый или чуть закрашенный овал.
Чтобы получить более короткие ноты, делим целую пополам и получаем две половинные ноты. В каждой из них будет по 2 доли. Для их записи к белому овалу добавляется вертикальная палочка – штиль.
Теперь каждую половинную также делим пополам и получаем ещё по 2 новые длительности. Таким образом, целая нота делится на 4 части, отсюда и их название – четвертные. На каждую такую ноту приходится по одной доле. Выглядят они как половинные, только черного цвета.
Четверти, в свою очередь, тоже делятся пополам и образуют 4 пары коротких нот, которые называются восьмые – по количеству частей, на которые мы разделили целую ноту. Две таких ноты умещаются в одну долю. Они могут быть написаны по отдельности (в таком случае нота изображается как четвертная, к штилю которой добавляется “хвостик”), но чаще всего группируются по две или четыре ноты, штили которых соединяются горизонтальной линией.
И, наконец, самые короткие ноты, которые получаются в результате деления предыдущих длительностей, это – шестнадцатые. В большинстве случаев они группируются по 4 ноты – именно столько их содержится в одной доле. Выглядят они как восьмые с двумя “хвостиками” или линиями.
Рассказывая ученикам о важности соблюдения длительностей, я всегда привожу в пример кубики “лего”, из которых можно построить домик. Если взять их и сложить как попало, не считаясь с размером, то и домик получится кривой и некрасивый. То же самое и с музыкой – даже идеально выученные ноты, сыгранные короче или длиннее положенного, испортят любую, пусть и самую красивую, мелодию. Поэтому нужно стараться играть ровно, выдерживая длину каждой ноты.
В этом нам поможет специальная система счёта, которая используется для точного определения времени звучания длительностей.
Разумеется, все мелодии не могут играться с одинаковой скоростью, одна будет звучать быстрее, другая – медленней. Поэтому приравнивание длительностей к секундам условное и делается исключительно для лучшего понимания их взаимодействия между собой.
Существуют и более короткие длительности, такие как 32-е и 64-е, но в учебных музыкальных произведениях они встречаются редко, поэтому мы не будем их рассматривать.
Также длительности могут объединяться между собой, что даёт нам возможность играть ноты другой длинны. Обычно мы переходим к ним когда уже достаточно хорошо запомнили как играть “основной набор” длительностей. Но если вам интересно о них узнать, напишите об этом в комментариях и тогда я выложу дополнение к этому уроку. А пока продолжаем.
В некоторых мелодиях, кроме музыкальных звуков, есть ещё и знаки молчания или паузы. Каждая пауза совпадает с длительностью обычной ноты и обозначается специальным символом.
Напоследок приведу ещё пару примеров, которыми я пользуюсь для наглядности деления длительностей
Кстати, вариант с “лего” здорово выручает при работе с малышами, которые ещё не знают цифр и им сложно запоминать громоздкие названия длительностей.
Ну и обещанный мною полезный совет :
- если вы только начали знакомство с длительностями и еще не очень хорошо их запомнили, можно сделать себе подсказку в нотах, подписав над каждой длительностью счёт, на который она играется.
- во время проигрывания произведения обязательно считайте вслух. Это поможет вам лучше запомнить длину каждой ноты, проследить, правильно ли вы играете, и вовремя исправить ошибки, в результате чего музыка в вашем исполнении будет звучать ровно и красиво.
Если у вас есть вопросы по уроку или по какой-то другой теме, вы можете написать их в комментариях, где я с удовольствием на них отвечу 🙂 А если вы ещё на с нами, то подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео.
На этом у меня всё, надеюсь, материал был вам полезен. В следующей статье я расскажу о ритмическом рисунке, который образуется в результате чередования нот разной длины.
Спасибо за просмотр! Всего вам доброго! Успехов с учёбе!
Все уроки по гитаре
Уроки по теории