Дан 1 ответ
Тематическая цепочка: Споры по поводу наименования
города- Алматы – значит «Яблоневое»- Двойное имя города:
Алматы-Алма-Ата- Правильное название города
Таким образом, развитие темы происходит постоянно на протяжении всего
текста с вовлечением все большего количества номинаций нескольких
тематических цепочек. Такая сложная конфигурация тематической цепочки
объясняется информативностью текста, введением новых понятий или
рассмотрением множества аспектов одной или нескольких проблем.
Следует отметить, что предложенная схема развития темы является типичной.
JokerAnk777_zn
20 Март, 18
Что такое тематическая цепочка и цепочка нового?
И как их составлять?
Перед вами страница с вопросом Что такое тематическая цепочка и цепочка нового?, который относится к
категории Литература. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 – 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
zarghelyser
Вопрос по литературе:
Что такое тематическая цепочка и цепочка нового? И как их составлять?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок – бесплатно!
Ответы и объяснения 1
athaboutun135
Тематическая цепочка: Споры по поводу наименования города- Алматы – значит «Яблоневое»- Двойное имя города: Алматы-Алма-Ата- Правильное название города Таким образом, развитие темы происходит постоянно на протяжении всего текста с вовлечением все большего количества номинаций нескольких тематических цепочек. Такая сложная конфигурация тематической цепочки объясняется информативностью текста, введением новых понятий или рассмотрением множества аспектов одной или нескольких проблем. Следует отметить, что предложенная схема развития темы является типичной.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат – это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
JokerAnk777
Тематическая цепочка: Споры по поводу наименования города- Алматы – значит «Яблоневое»- Двойное имя города: Алматы-Алма-Ата- Правильное название города Таким образом, развитие темы происходит постоянно на протяжении всего текста с вовлечением все большего количества номинаций нескольких тематических цепочек. Такая сложная конфигурация тематической цепочки объясняется информативностью текста, введением новых понятий или рассмотрением множества аспектов одной или нескольких проблем. Следует отметить, что предложенная схема развития темы является типичной.
MaksimASK
А как ее построить? то есть мне дан текст и на его основе мне нужно построить тематическую цепочку
Краткое описание
Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.
Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.
Каждый новый элемент происходит от предыдущего. Это позволило сделать специалистам вывод, что сформированная конструкция имеет универсальную иерархическую структуру. К примеру: в выстроенной цепи «приятный > неприятный > пренеприятный разговор» первое слово является логическим производным по отношению к «неприятный», а также мотивирующим для «пренеприятный».
Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.
В классической словообразовательной цепи здоровый > здоровенький > здоровенный > нездоровый > здороветь именно слово «здоровый» является непроизводным.
Техническая сторона
Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.
Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.
Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.
Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.
Предназначение словообразовательной цепи
Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:
- Необходимо выяснить, в какой именно цепи была нарушена важная для этого направления последовательность.
- Найти производящую форму.
- Опираясь на основные правила построить словообразовательную цепочку.
- Определить характерную мотивирующую основу.
- Установить, какое именно количество словообразовательных конструкций присутствует в конкретном гнезде.
Правильно сформированные словообразовательные цепи призваны объединить однокоренные элементы речи с идентичным смысловым значением, чтобы в итоге составить ещё одну последовательность, которую называют «гнездом». Это одно из самых важных понятий в системе поэтапного построения совершенно новых лексических форм. В словообразовательном направлении гнёзда представляют собой некую совокупность цепочек, благодаря которым происходить объединение речевых единиц с общим смыслом.
Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.
Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.
Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.
Особенности выбора однокоренных слов
Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.
Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:
- Когда речь касается морфологического словообразования, то приставки и суффиксы могут выполнять сразу две важные функции: играть ключевую роль в образовании отдельных слов, а также выражать важные грамматические значения. Многие специалисты практикуют совмещение этих функций.
- Сложение. Конкретная речевая единица может быть сформирована благодаря соединению двух слов. Специалисты допускают комбинирование производящей основы и ещё одной производящей основы. Сложение позволяет добавить к существующей схеме ещё и суффикс. Производящая основа в комбинации с соединительной гласной буквой (в некоторых случаях этот фрагмент может отсутствовать), а также мотивирующее слово. Наглядный пример слова без соединительной гласной — Калининград. Образование сложных по типу слов может происходить благодаря своеобразному сложению частично сокращённых основ.
- Универсальный лексико-семантический вариант. Взятое в качестве основы слово не меняет своей морфологической структуры, но может приобретать совершенно другой смысл.
- Классический морфолого-синтаксический вариант. Основное слово не подвержено каким-либо корректировкам, так как формирование новой единицы происходит благодаря переходу между разными частями речи. Для этого способа характерна адъективация (морфолого-синтаксический подспособ неморфологического способа словообразования). Для субстантивации свойственно формирование имени существительного из другого речевого направления. В эту категорию также можно отнести адвербиализацию, прономинализацию, а также переход в предлоги.
- Не менее значимым является лексико-синтаксический способ, когда происходит слияние двух и даже более единиц в одно слово.
Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.
Алгоритм действий
Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:
- Первым делом нужно поставить конкретное слово в исходную форму.
- Следует выделить все присутствующие аффиксы.
- Нужно определить способ формирования цепочки.
- Крайне важно найти семантическое значение речевого элемента (в этом случае может пригодиться словарь).
- На финальном этапе в ряду однокоренных единиц нужно подобрать производящее слово с похожим значением.
К примеру: нужно найти производящее для слова «родственники». Обязательно следует выделить аффиксы и корень: род-ств-енн-ик-и (корень — род; суффикс — ств; суффикс — енн; суффикс — ик; окончание — и). Для этого варианта свойственен суффиксальный способ словообразования. Остаётся определить семантическое значение: родственники — это лица, которые связаны кровным родством.
Важные нюансы
При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:
- Чаще всего основная часть нового элемента включает в себя множество различных аффиксов, чего нельзя сказать о мотивирующем слове.
- Нужно уметь различать классический формообразовательный и словообразовательный типы разборов. Основной целью последнего является максимально точный анализ предварительно составленной цепи новых лексических единиц. А вот формообразовательный разбор полностью направлен на определение всех форм слова.
- В тех речевых парах, которые призваны обозначать конкретных людей либо животных разного пола, производящим словом является существительное мужского рода (бывают исключения).
- Базовая часть возвратных глаголов формируется от невозвратных слов.
Прилагательное в словообразовании наречий на «о» выполняет функцию производящей единицы.
Поиск недостающей информации в словарях
Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.
Для закрепления изученной информации можно ознакомиться с алгоритмом составления словообразовательной цепи, взяв за основу слово «развеселиться». Схема действий:
- Из слова «развеселиться» нужно выделить префиксы, а также формообразующие суффиксы. Эта разновидность словообразования относится к приставочно-суффиксальному типу.
- Нужно определить аффиксы. В слове присутствуют следующие суффиксы: основной формообразующий «и», неопределённой формы — «ть», постфикс возвратной формы глагола «ся». Также присутствует корень — «весел», префикс — «раз».
- Нужно правильно выделить смысловую нагрузку: развеселиться — поднять настроение, стать весёлым.
- На финальном этапе нужно путём упрощения найти производящую единицу слова. Невозвратный тип глагола «развеселить» является мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться». Присутствующая приставка «раз» указывает на совершение действия с определённой интенсивностью.
В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.