Как составить циклический алгоритм для 4 класса

Цель:

  • Познакомить с цикическим алгоритмом;
  • Закрепить понятие о линейном, ветвящемся
    алгоритме;
  • Закрепить умение составлять алгоритмы разных
    видов;
  • Повторить правила техники безопасности в
    кабинете информатики;
  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать умение работать с мышью и
    клавиатурой;
  • Воспитывать чувство уважения и сотрудничества
    при работе в группах.

Оборудование:

  • Компьютеры;
  • Маркерная доска;
  • Цветные карандаши, альбомный лист.

Ход урока

Ребята, сегодня наша цель познакомиться с новым
алгоритмом- циклическим, но сначала мы вспомним
алгоритмы изученные ранее.

На уроке за активную работу вы будете получать
“таланты”, в конце урока проведём подсчёт и
узнаем, кто из вас усвоил тему на “отлично”.

1. Повторение: свойства линейного алгоритма и
алгоритма с ветвлением.

– Что такое алгоритм?
– На доске две схемы, какой алгоритм линейный?
Почему?…..

Задание (групповое).

На столе карточки – собрать алгоритм
(проверка). Приложение 1

Задание (в парах).

Выполнить задания согласно данному алгоритму
(проверка). Приложение 2

Задание на смекалку.

Угадайте, какую пословицу спрятали в алгоритм
(умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт)
(Слайд2-3)

2. Новая тема.

Все вы любите сказки. В русских народных
сказках герои часто сражались с нечистой силой и
побеждали её. Ваша задача – посмотрите
внимательно отрывок.

Просмотр отрывка из сказки “ Василиса
прекрасная” (до момента отрубания голов).

– Что произойдёт дальше?
– Из данного набора команд составим алгоритм
– Что следует из условия? (Надо выполнять до тех
пор, пока не закончатся головы).

– Посмотрим, как выполнил данный алгоритм
Иванушка.

Закрепление.

– Предлагаю составить вместе циклический
алгоритм “Карандаши”.

Двое детей показывают на практике.
Составляется схема (слайд 4)

Самостоятельная работа.

Придумать циклический алгоритм (несколько
заслушать). Приложение 3

3. Работа на компьютере Лого-миры.

Создать движение объекту.

Для многократного повторения заданных
действий предусмотрены специальные средства.
Одним из этих средств является Личная карточка
черепашки.

Выполняем 1 задание вместе “Автомобиль”.

Самостоятельно – выбрать объект, задать
движение.

4. Посчитать таланты, выставить оценки.

Домашнее задание.

Все вместе выполняем алгоритм: 1. встать 2.
нагнуться 3. заглянуть под крышку стула, если есть
сюрприз, взять, иначе сесть на место.

Это ваше дз. Приложение 4

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организацион ный момент

Учитель приветствует детей, настраивает на работу.

– Вы с собой принесли все необходимые принадлежности для урока информатики.

Ученики проверяют готовность к уроку.

2. Сообщение темы, целей урока

– Тема нашего урока “В мире алгоритмов”.

Сегодня на уроке мы закрепим понятие “алгоритм”, знания о видах алгоритма. Вы будете работать двумя творческими группами, поэтому нужно соблюдать такт и уважение друг к другу.

Ученики распределены в 2 рабочие группы, находятся за партами.

3. Повторение правил поведения в кабинете информатики.

– В начале урока мы должны повторить правила поведения в кабинете информатики.

– В какой программе мы можем найти информацию о правилах поведения в кабинете информатики?

– Правила поведения в кабинете мы повторяем по программе “Мир информатики” 4 год обучения.

Ученики пересаживаются за компьютеры. Открывают программу “Мир информатики” 4 год обучения. Раздел “Правила поведения в кабинете информатики”.

4. Постановка проблемы.

– Как вы выполняли эту работу?

Действия на компьютере выполняли по порядку, по установленному алгоритму.

– Что такое алгоритм?

Алгоритм-это действия, выполненные по порядку, которые приводят к решению поставленной задачи

– Данный алгоритм является полным?

1) Пропущены слова “начало”, “конец”, которые обозначаются овалом.

2) Условия ветвления

3) Слов “да”, “нет”

(пишет ученик)

5. Актуализация знаний о видах алгоритма

На доске схемы алгоритмов

– Какие алгоритмы вы знаете?

(Презентация.)

1) Линейный алгоритм- описание действий, которые выполняются по порядку однократно.

2) Ветвящийся алгоритм – это алгоритм, в котором есть ветвление. Ветвление в алгоритме – такое место в алгоритме, где нужно остановиться и решить, какую команду выполнять дальше.

6. Работа в группах

Работа в парах

1) Выполнение алгоритма и представление результата действий.

– Каждой паре я даю алгоритм. Вы коллективно выполняете его и показываете, что у вас получается. Определяете вид алгоритм

Ученики подходят к столам.

1 группа – циклический алгоритм.

2 группа – ветвящийся алгоритм.

Выполните предложенный вам алгоритм

(1 группа. Возьми цветные карандаши. Нарисуй вазу. Повторяй команды для цветов: розы, гвоздики, тюльпана: нарисуй стебель, нарисуй лепестки. Убери карандаши. Покажи рисунок всем.

2 группа. Возьми цветные карандаши. Нарисуй слона. Раскрась его. Рядом нарисуй слоненка. Если на листе много места, то нарисуй крокодила, иначе нарисуй меленькую бабочку на слоне. Убери карандаши. Покажи рисунок всем).

Поменяйтесь работами со своим соседом и проверьте работу по образцу.

Ученики работают в тетрадях.

Несколько работ проверяются и заслушиваются.

– Какой вид алгоритма? Почему?

Ученики называют вид алгоритма.

 Новая тема

1) Знакомство с циклическим алгоритмом на примере игры «Карандаши»

После инсценировки составляется алгоритм с циклом.

2) Составление схемы по тексту.

– Я вам предлагаю составить блок – схему к тексту.

Красная Шапочка гуляла по лесу и собирала цветы. Она сорвала 5 колокольчиков, 5 незабудок, 4 василька. Вдруг сзади кто-то захихикал. Красная Шапочка оглянулась и увидела Серого Волка.

– Милая Красная Шапочка, поделись со мной цветами: если у тебя больше 7 цветов, дай мне 5, а иначе подари хотя бы 3.

Сколько цветов осталось в букете у Красной Шапочки?

– Проверьте выполнение работы на магнитной доске. У вас также?

Сверим работы по образцу.

(Презентация.)

– Какой вид алгоритма? Почему?

Выходят два ученика. Задача: поточить карандаши, находящиеся в коробке.

Дети составляют блок – схему в своих тетрадях.

1 человек составляет блок – схему на магнитной доске.

Дети проверяют свои работы по образцу.

Вид алгоритма – ветвящийся, потому что встретились слова “если”, “то”, “иначе”.

 Работа на компьютере

Работаем с программой «Колобок»

Ученики знакомятся с программой. В конце работы получается надпись: 4Б

9.Итог урока.

– Что такое алгоритм?

– Какие виды алгоритма мы знаем?

10. Домашнее задание. Инструктаж выполнения.

Вам необходимо составить дома блок – схему к алгоритму, который вы получаете на листочках.

(Белоснежка и семь гномов нашли в Альпах 8 шоколадок. Потом они отправились в Карпаты и там обнаружили еще 4 шоколадки, а на Памире они нашли всего 2 шоколадки. Но там им навстречу вышел Снежный человек и проворчал: “Если у вас 12 шоколадок, отдайте мне половину, а иначе убирайтесь в свои Альпы!”)

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Технологическая карта урока информатики

ФИО студента: Локтюшина Наталья Витальевна

Программа (УМК): Перспективная начальная школа

Класс: 4

Тема урока: Составление алгоритмов с циклом

Цель урока: формировать навыки составления простейших циклических алгоритмов

Задачи урока:

Обучающая: формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов с циклом;

Развивающая: способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели; способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;

Воспитывающая: способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения

Планируемые результаты:

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;

Предметные:

Знать:

Что такое цикл в алгоритме;

Уметь:

Выполнять циклический алгоритм;

Выполнять составленный алгоритм;

Соединять точки отрезками, выполняя циклический алгоритм;

Заполнять пропуски в циклическом алгоритме.

Тип урока: комбинированый

Методы: словестный метод, наглядный метод.

Приемы: проблемная ситуация.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование и ПО: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиям.

План урока

1) Организационный момент (1мин)

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин)

3) Актуализация знаний (7мин)

4) Первичное усвоение новых знаний (8мин)

5) Физминутка(2мин)

6) Первичная проверка понимания (10мин)

7) Первичное закрепление (4мин)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2мин)

9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (2мин)

Ход урока

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: Настроить учащихся на работу.

Здравствуйте ребята!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Дети приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя

Личностные:

– формирование навыков самоорганизации

Постановка темы и целей урока, планирование

Цель: Сообщить тему и цель урока

– Перед вами алгоритмическая конструкция приложение 1

– Посмотрите, пожалуйста, на данную конструкцию, назовите ее и попробуйте определить тему нашего урока. В определении темы урока, вам помогут слова-помощники (составление, исполнение)

– Хорошо! А, теперь, давайте исходя из темы, попробуем определить цель нашего урока

– Как достичь поставленной цели? Что делать дальше?

– Сразу составлять и исполнять алгоритмы с циклом?

– Или что-то надо повторить? Что повторить?

– называют алг. Конструкцию (циклическая алг. Конструкция или алгоритм с циклом);

– формулируют тему урока («Составление и исполнение алгоритмов с циклом)

– определяют цель урока (научиться составлять и исполнять алгоритмы с циклом)

– планирование учащимися способов достижения намеченной цели

– Повторить что такое алгоритм, виды алгоритмов, алгоритм с циклом (цикл, тело цикла, блок выхода), блок-схема

Познавательные:

– развитие познавательной активности

Актуализация знаний

Цель: вспомнить предыдущую тему урока

Фронтальная беседа (что такое алгоритм, виды алгоритмов, алгоритм с циклом (цикл, тело цикла, блок выхода)

– Существуют разные способы записи алгоритмов. Мы составлять и исполнять свои алгоритмы будем в виде

блок-схемы. Что такое блок-схема?

– Давайте, вспомним, какое назначение имеет каждая фигура?

– Мы сегодня с вами будем составлять, и исполнять алгоритмы, заданные блок-схемами. Чтобы правильно исполнить или составить алгоритм, каким он должен быть? (Свойства алгоритмов)

– Проверка. Обобщение.

– участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы

– Алгоритм – это план решения задачи или достижения цели.

– Виды алгоритмов (линейные, с ветвлением, циклические)

– В линейном алгоритме все команды исполняются одна за другой от начала алгоритма к его концу, ни одну команду нельзя пропустить

– В алгоритме с ветвлением исполнитель выбирает, какие команды исполнить, а какие – пропустить

– Если одну и ту же команду или группу команд надо выполнить несколько раз подряд, то составляют алгоритм с циклом

– Цикл – это участок алгоритма. Цикл состоит из тела и блока выхода

– Тело цикла может содержать любое количество команд

– Блок выхода из цикла изображается ромбом. Он содержит условие выхода из цикла. Если условие истинно, выполнение цикла прекращается, если ложно – тело цикла выполняется еще раз.

– Блок-схема – это способ записи алгоритма, состоит из геометрических фигур-блоков, соединенных линиями (стрелками). Разные фигуры имеют разное назначение.

– Понятным, точным, конечным – приводить к поставленной цели

– Проверяют, обобщают

Регулятивные:

– умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

Коммуникативные:

– умение общаться со взрослыми и сверстниками

Первичное усвоение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с темой урока

«Все птицы имеют крылья»

О каких животных мы получили информацию из этого предложения?

Какую информацию мы получили о животных класса «Птицы»?

– Сказано ли в данном предложении, что только птицы имеют

крылья?

Следует ли из данного предложения, что животные других классов не имеют крыльев?

Узнали ли мы что-нибудь о животных других классов?

Из предложения «Все птицы имеют крылья» мы получили сведения только о животных класса «Птицы». Мы узнали, что у каждой

птицы есть крылья.

«У поденки есть крылья».

Сказано ли в данном предложении, что поденка – животное?

Итак, из предложения «Все птицы имеют крылья» мы получили

следующую информацию: у каждой птицы есть крылья. Из этого

предложения мы не получили информацию о том, что объекты

других классов не имеют крыльев. Из предложения

«У поденки есть крылья» мы не получили информацию о том, что поденка

является птицей. Можем ли мы из этих двух предложений сделать вывод о том, что поденка является птицей?

Откроем учебник на стр 16 прочитайте задание 9а

– Посмотрите на рисунок. На нем вы видите рисунки различных

животных. Что общего у всех животных, помещенных в черную рамку?

-Какие животные из имеющих крылья помещены в голубую рамку?

– Можно сказать, что все животные, имеющие крылья, являются птицами?

-Теперь расставьте знаки и минусы,

Поденки, как и стрекозы, – животные отряда крылатых насекомых. У поденок короткий век: день, два, а то и всего несколько часов отпустила им природа. Поэтому не тратят они время на еду и питье, а всю свою недолгую жизнь посвящают продлению рода. Личинки, вышедшие из яиц, живут куда дольше родителей. Год, два, три они проводят в водоемах, питаясь илом, водорослями и

мелкой водяной живостью.

Все поденки вылетают из оболочек личинок в одно и то же время. Гибнут они миллионами одновременно, так что иногда кажется, что пошел снег хлопьями – так их много.

Гинета– млекопитающее семейства виверровые отряд хищные (к этому же семейству относится мангуст, известный многим детям по сказке Р. Киплинга).

Гинеты – небольшие зверьки (1–2 кг), с вытянутым тонким телом длиной 42–58 см, с длинным (39–53 см) пушистым хвостом.

Мех плотный, нежный. Водятся в Африке, Палестине и Юго-Западной Европе.

Гинеты деятельны по ночам. Хорошо лазают и охотятся как в

кронах деревьев, так и на земле; ловят птиц, пресмыкающихся,

насекомых.

О птицах

– мы получили информацию о том, что все птицы (каждая

птица) имеют крылья.

-нет

-нет

-нет

-нет

-нет

-Какие рассуждения являются верными, а какие – нет? Объясни свой ответ.

– все эти животные имеют крылья

-птицы

-нет

Все птицы имеют крылья.

У поденки есть крылья; следовательно, она – птица.

+ Все птицы имеют крылья.

Нанду – птица; следовательно, у него есть крылья.

+ Все стрекозы – хищники.

Коромысло – стрекоза; следовательно, она – хищник.

– Все стрекозы – хищники.

Гинета – хищник; следовательно, она – стрекоза.

Познавательные:

– развитие познавательной активности

Физкультминутка

Цель: снять напряжение учащихся

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Повторяют

Первичная проверка понимания

Цель: закрепить полученные знания

Заполнение пропусков в готовом алгоритме постепенно формирует навыки составления циклического алгоритма. На данном этапе урока используется задание 10 учебника.

У ученика, играющего роль робота, в руке какая-либо емкость, в которую он будет складывать собранные помидоры. Он стоит у доски.

Остальные ученики по очереди читают команды алгоритма, называя номер блока

Блок № 1. Начало. Надо приготовиться к выполнению алгоритма.

Блок № 2. Переменной N присвоить значение 0.

Значение переменной N показывает, сколько плодов в корзине робота. N равно нулю. Сколько плодов в корзине?

Давайте проверим, так ли это на самом деле? Робот, покажи

нам свою корзинку. Действительно, в корзине нет плодов.

Ученики продолжают по очереди читать команды алгоритма:

Блок № 3. Переменной K присвоить значение 1.

(Исполнение: ученик у доски пишет в столбце K таблицы число 1.)

Блок № 4. Подъехать к растению номер K.

Блок № 5. Сорвать плоды и положить в корзину

Блок № 6. Переменной N присвоить значение N+. Здесь пропуск

-Кто знает, как надо заполнить пропуск?

Что показывает переменная N?

На сколько увеличилось количество помидоров в корзине после выполнения роботом предыдущей команды алгоритма?

На сколько единиц надо увеличить переменную N?

Что надо написать в блоке № 6?

-«Заполните пропуски в блоке № 6 и прочтите еще раз команду».

Блок № 7. Переменной К присвоить значение … В алгоритме пропуск.

Значение переменной K показывает номер куста, к которому надо подъехать роботу. Робот подъезжает к кустам по очереди: сначала к первому, затем ко второму, третьему и т. д. Значение переменной K увеличивается каждый раз на 1. То есть к старому значению

переменной K надо прибавить 1. Старое значение переменной, так же как и новое, обозначается буквой K. Значит, в блоке № 7 должно быть записано K := K + 1.

Блок № 8 является блоком выхода из цикла. Условие в блоке пропущено, и мы не можем определить, продолжать выполнение цикла или прекратить.

В условии задачи сказано, что робот должен собрать плоды с

семи растений. Посмотрите на доску. Робот выполнил задание?

Надо продолжать выполнение алгоритма? Не будем пока заполнять пропуски в блоке № 8. Перейдем

к блоку № 4. Аналогичным образом алгоритм выполняется до тех пор, пока не будут собраны все помидоры с семи кустов. После этого меняются рассуждения при выполнении блока № 8.

Надо ли продолжать выполнение цикла?

Чему сейчас равна переменная K?

Когда переменная K была равна 2, 3, 4, 5, 6, 7, мы переходили

к блоку № 4 и повторяли выполнение тела цикла. Когда переменная K стала равна 8, мы хотим выйти из цикла. Каким будет

условие выхода из цикла в блоке № 8?

-ученик, изображающий робота, берет корзину и встает вдалеке от рисунков кустов

-ученик у доски пишет в столбце N таблицы число 0.

– в корзине нет плодов

– ученик у доски подходит к растению номер 1

ученик у доски снимает «помидоры» с куста, у которого он стоит, и кладет их в корзину; предполагается, что до

следующего куста он не может дотянуться.

значение переменной показывает, сколько помидоров

находится в корзине

количество помидоров увеличилось на два

значение переменной N надо увеличить на две единицы

– N := N + 2

-Блок № 6. Переменной N присвоить значение N + 2.

-у доски записывает в пустую строку таблицы в столбик N новое значение переменной, то есть число 2

-Да

-нет

-посмотрим в последнюю заполненную строку таблицы на

доске; переменная K равна 8

– K = 8 или K > 7

Познавательные:

– развитие познавательной активности

Первичное закрепление

а. Весы устанавливаются так, чтобы были видны всем ученикам.

Процесс выполнения алгоритма и заполнения пропусков в алгоритме

организован аналогично заданию 10. При заполнении пропусков следует иметь в виду следующее:

команда в блоке № 2 исполняется всего один раз. Перед выполнением команды обе чаши весов пусты. Следовательно, первый

предмет можно положить и на правую, и на левую чашу весов.

Поэтому пропуск в блоке № 2 можно заполнить двумя разными

способами: «Взять предмет со стола и положить его на правую

чашу весов» или «Взять предмет со стола и положить его на левую чашу весов»;

поскольку мы ищем самый легкий из всех предметов, из двух

предметов, лежащих на весах, нам не подходит тот, что тяжелее.

Поэтому пропуск в блоке № 4 надо заполнить так: «Более тяжелый предмет снять с весов и положить в коробку»;

выполнение цикла заканчивается, когда на столе не осталось

предметов. В блоке № 5 можно записать: «Нет предметов на столе». Можно использовать любую другую фразу, имеющую тот же смысл. После того как пропуски в алгоритме заполнены, следует выполнить алгоритм до конца и назвать самый легкий предмет

Задания 11b и 11c ученики выполняют самостоятельно в тетради в

клетку.

Личностные:

– формирование навыков самостоятельной работы;

– формирование навыков самооценки

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Открываем дневники записываем домашнее задание стр 19 №12

Вам нужно будет составить циклический алгоритм приготовление блинов и записать его в виде блок-схемы.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Давайте, вспомним цель нашего урока?

– Достигли ли мы поставленной цели?

– Какое выражение из записанных на доске характеризуют ваши ощущения после урока

На доске

Я всё понял, могу объяснить, было интересно

Я всё понял, могу объяснить

Всё понял, но не объясню

У меня остались вопросы, но было интересно

Я ничего не понял, было не интересно

-Запишите на листочке выражение соответствующее вашим ощущениям, а также поставьте себе оценку за урок

– Оценивание учащихся за работу на уроке

Обобщение

Учитель:

Методист:

Оценка за урок:

Приложение 1

План урока:

Понятие циклического алгоритма

Программирование циклического алгоритма

Операторы цикла

Решение задач с использованием операторов while, repeat, for

Понятие циклического алгоритма

В жизни людей очень часто встречаются циклы. Будь то жизнь маленького ребёнка или взрослого человека, а то и пожилых людей. Эти циклы можно расписать как выполнение одних и тех же действий, пока выполняется определённое условие. К примеру, взрослый человек находится на работе до момента, когда наступит время его ухода. И так изо дня в день, однако, есть и исключения в виде выходных. В жизни детей можно привести такой пример, как обязанность каждый день ходить в школу до момента, когда наступят выходные или каникулы.

Циклические алгоритмы – это алгоритмы, в которых некоторая часть операций повторяется многократно.

Цикл – конструкция с оператором, который повторяется определённое или неопределённое заранее количество раз. Действия, выполняющиеся последовательно внутри цикла, называют телом цикла.

В разных средах программирования циклические конструкции могут быть реализованы по-разному, но неизменным остается главный признак, отличающий циклы от линейных операций и ветвлений – возможность перемещения по программе не только «сверху-вниз», но и «снизу-вверх», для возврата к уже выполненным ранее действиям.

Циклы разделяют на три типа в зависимости от метода организации повторений:

  • Цикл, в котором задано условие окончания работы;
  • Когда известно условие продолжения работы цикла;
  • Когда известно число повторений цикла.

1 cikly razdelyaut na tri ripa

Программирование циклического алгоритма

Выбрав среду программирования Паскаль необходимо познакомиться с операторами, с помощью которых можно разработать программу с циклом. Ими являются while, repeat, for. Оператор while был разобран ещё на прошлом уроке, однако забывать о нём нельзя.

Цикл с предусловием

Цикл с предусловием реализует циклический алгоритм, записанный на языке программирования, с использованием определённого условия, истинность которого проверяется перед каждой итерацией цикла. Выполнение цикла прекращается, когда условие становится ложным.

2 cikl s predusloviem

Цикл с постусловием

Цикл с постусловием – это алгоритм циклической структуры, в котором проверка условия продолжения осуществляется после выполнения тела цикла.

Тело цикла с постусловием всегда выполняется как минимум один раз, независимо от истинности или ложности условия. Это его ключевое отличие от цикла с предусловием.

Такие циклы удобны, когда в условии используется результат выполнения тела цикла. Например, если мы хотим найти в тексте слово «стоп», мы должны сначала прочитать очередное слово, и только потом проверить, является ли оно искомым или следует продолжить поиск.

3 cikl s postusloviem4 cikl s postusloviem drugoi variant 

Цикл с заданным числом повторений

Этот вид цикла вместо логического условия выполнения использует параметр (счетчик) – специальную переменную, которая на каждом шаге цикла получает очередное значение из определенного диапазона. Цикл повторяется до тех пор, пока не будут перебраны все элементы диапазона. Таким образом, определяя диапазон, мы определяем заранее заданное число повторений.

4 cikl s postusloviem drugoi variant

Операторы цикла

Для программирования циклических алгоритмов и корректного выполнения программ с их использованием, необходимо знать операторы цикла. Чаще всего, в языке Паскаль используют операторы цикла: for, repeat и while. Разберем их подробнее.

Оператор while

Оператор while используется, когда нужно создать цикл с предусловием. Его схема в циклическом алгоритме выглядит следующим образом:

6 uslovie operatora

Если переводить его дословно, то можно сказать, что он работает по принципу «пока <условие> выполнять действие <оператор 1>», а заканчивается при переходе программы на слово end. Перед выполнением операторов внутри цикла условие обязательно проверяется и уже дальше, в зависимости от его истинности, программа либо выполняет тело цикла, либо переходит к последующим операторам.

Решение задач с использованием оператора while

Для более чёткого понимания решения задач нужно разобрать циклические алгоритмы, примеры которых приведены в решениях.

Задача 1. На вход подаются целые числа. До тех пор, пока не будет введено число, которое больше 17, программа должна вывести сумму полученного числа и числа 8. Когда вводимое число будет больше 17, то после выполнения программы цикл завершается.

Решение.

7 kod na vhod podautsya celye chisla

Шаг 1. Для начала необходимо дать программе название.

Шаг 2. Учитывая, что на вход подаётся целое число, указать тип данных, в данном случае – integer.

Шаг 3. Запись командного блока. Нужно написать слово, обозначающее начало, begin.

Шаг 4. Нужно дать переменной a значение 1, чтобы цикл начался автоматически.

Шаг 5. Запись цикла. Поскольку известно условие окончания работы, для этой задачи необходимо написать «пока a меньше или равно 17» и сделать переход к последующим операторам путём написания составного цикла.

Шаг 6. Первоначальный вывод программы. Необходимо написать то, что программа будет выдавать в первую очередь. В данном случае, она будет запрашивать целое число, запрос так и пишется: «Введите целое число: » .

Шаг 7. Запись необходимых операторов. Используя оператор readln программа считывает данные и переводит курсор на новую строку. Далее она производит операции над поступившими данными.

Шаг 8. Запись суммы. Исходя из условия задачи необходимо сделать так, чтобы программа выводила сумму входящего числа и числа 8. Осуществить это можно используя оператор writeln.

Шаг 9. Запись вывода программы после цикла. После того, как программа выполнит свою работу в цикле, необходимо показать, что она из него вышла. Можно просто попрощаться, как в данном случае.

Шаг 10. Проверка правильности записи алгоритма. В конце программного блока, после слова end нельзя забывать точку, её обязательно нужно поставить.

Оператор repeat

Оператор цикла repeat until используется для создания циклического алгоритма с постусловием. Его схема выглядит так:

8 operator cikla repeat until

Дословно оператор Паскаля repeat можно перевести как «повторяй <оператор 1>, до <условие>». В зависимости от истинности условия, либо происходит переход на повторение «оператора 1», либо осуществляется выход из цикла к последующим операторам.

Оператор repeat имеет два важных отличия от оператора while:

  • в операторе repeat сначала выполняется тело, а затем проверяется условие;
  • в операторе repeat прописывается условие завершения цикла, тогда как в операторе while – условие его продолжения.

Решение задач с использованием оператора repeat

Задача 1. Придумать алгоритм и написать по нему программу, результатом выполнения которой будет вывод последовательности натуральных чисел от 1 до введенного пользователем числа.

Решение.

9 kod pridumat algoritm i napisat programmu

Шаг 1. Название программы. В данном случае – «задача 1».

Шаг 2. Учитывая, что на вход подаются целые числа, требуется указать тип данных – integer.

Шаг 3. Командный блок. Запись начального слова begin.

Шаг 4. Вывод запроса программы. Поскольку программе необходимо целое число, нужно попросить пользователя ввести его. Осуществляется это с помощью процедуры writeln и текста «Введите целое число, которое больше 1: ».

Шаг 5. Необходимо присвоить переменной i значение 1 для того, чтобы последовательность начиналась с натурального числа.

Шаг 6. Запись цикла. Учитывая, что используется цикл с постусловием, необходимо сначала записать оператор, который будет повторяться, затем увеличить i на 1, чтобы образовывалась последовательность, и уже после этого прописать условие повторения. В данной задаче цикл перестаёт повторяться тогда, когда переменная i принимает значение больше введённого числа, которое является последним членом последовательности.

Шаг 7. Проверка программы на правильность в выводе. В результате своей работы программа должна вывести последовательность натуральных чисел от 1 до n, через пробел.

Оператор for

Используя оператор for можно задать нужное количество повторений одних и тех же действий. По-другому его называют оператором циклов с известным числом повторений. Он имеет два соединительных слова – это to и downto. Различие между ними в том, что при использовании первого к предыдущему значению переменной цикла прибавляется единица, а при написании второго – вычитается единица. Схемы оператора имеют следующий вид:

10 operator for

Дословно его можно перевести как «для переменной в значении от начального к конечному выполнять <оператор 1> ».

Решение задач с использованием оператора for

Рассмотреть пример с оператором for можно при написании короткого алгоритма для следующей задачи.

Задача 1. Напишите на одном из языков программирование алгоритм, который выводит квадраты чисел от 1 до 10.

Решение.

11 reshenie zadach s ispolzovaniem operatora for

Шаг 1. Необходимо дать программе название.

Шаг 2. Поскольку на вход числа не подаются, тип указывается в зависимости от данных, которые изначально находятся в программе. В данном случае – это целые числа. 

Шаг 3. Запись блока с командами алгоритма.

Шаг 4. Перебор последовательности чисел осуществляется в цикле for, в котором счетчик i пробегает значения от 1 до 10, а расчет и вывод квадратов осуществляется в процедуре write.

Решение задач с использованием операторов while, repeat, for

Задача 1 Разработать алгоритм программы, которая выведет таблицу умножения чисел от 1 до 10 на 9.

Решение

12 reshenie zadach algoritm programmy

13 razrabotat algoritm programmy

Для решения можно написать два вида кода. Однако, этапы разработки программы, задачи, которые ей необходимо выполнить, очень похожи на прошлые примеры, и она ничем не отличается от решения обычной задачи. Поскольку различие в этих двух кодах лишь в использованном операторе while и for, то рассматривать их по-отдельности нет смысла. Последовательность написания первого кода выглядит так:

Шаг 1. Нужно назвать программу.

Шаг 2. Так как пользователь не вводит никаких данных, то их можно ввести в сам код программы. Тип используемых данных в данном случае – это integer.

Шаг 3. Написание команд. Изначально нужно сделать так, чтобы программа вывела название того, для чего она предназначена. В данной задаче это «Таблица умножения на 9».

Шаг 4. Запись цикла for. С помощью него программа будет последовательно умножать числа от 1 до 10 на 9 и составлять таблицу умножения путём вывода каждого значения по схеме «9x, i, =, p», где i – умножаемое на 9 число, p – результат произведения 9 и i.

Шаг 6. Программа завершает свою работу. Необходимо проверить правильность выведенных данных и, если это необходимо, поправить код для более корректной работы.

4 класс «Утверждаю» ______________

Предмет: Занимательная информатика

Урок « 19

Дата: 27.01.2014

Тема: Циклический алгоритм

Цели:

1. Образовательные:

Познакомить с понятием “алгоритм”, его свойствами.

Научить записывать алгоритм, определять наличие алгоритмов в школьных

предметах: биология, математика, русский язык.

2. Развивающие:

развивать познавательный интерес;

развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться,

синтезировать знания, полученные на различных предметах.

3. Воспитательные:

воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из

различных областей жизни;

чувство товарищества, взаимовыручки;

коммуникативные качества, умение слушать;

культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие.

Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.

Оборудование: компьютер, проектор.

Вид урока: комбинированный урок.

Программное обеспечение: презентация, составленная в Power Point.

План урока:

1. Орг. момент.

2. Изучение нового материала:

3. Алгоритм.

4. Свойства алгоритма.

5. Способы записи алгоритма.

6. Обобщение и систематизация знаний.

7. Закрепление изученного материала.

8. Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока:

I. Орг момент.

II. Изучение нового материала:

Многие считают, что информатика нужна только для того, чтобы научиться

работать на компьютерах. Но это заблуждение, которое мы постараемся опровергнуть на

нашем уроке тема которого: Алгоритм. Его свойства. Способы записи алгоритма.

Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомится с историей

возникновения данного понятия, его свойствами, видами алгоритмов и формами, с

помощью которых можно записать тот или иной алгоритм, а также где в реальной жизни

мы встречаемся с алгоритмами.

Послушайте стихотворение и решите, в чем ошибка капитана?

Пароход уперся в берег.

Капитан кричит: Вперед!

Как такому ротозею

Доверяют пароход?

Ответы учащихся …

Выслушав и обобщив все ваши ответы можно сделать следующий вывод: ошибка

капитана состоит в том, что он действует по принципу “Тяп ляп и готово”!

А ведь для того чтобы не попасть впросак и добиться желаемого результата, нужно

заранее все продумать и составить план своих действий, следуя которому можно получить

хороший результат.

Такой план действий в большинстве случаев называют алгоритмом выполнения

действий.

В настоящее время слово “алгоритм” является одним из важнейших понятий науки

информатики и имеет следующее определение: Алгоритм это описание

последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению

поставленной задачи за конечное число шагов. Запишите определение алгоритма:

Алгоритм это описание последовательности действий (план), строгое

исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Приведите примеры алгоритмов. Ответы учащихся …

Из приведенных вами примеров видно, что мир алгоритмов очень разнообразен.

Но, несмотря на это, можно выделить общие свойства, которыми обладает любой

алгоритм:

Понятностьисполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

Конечность выполняемый алгоритм должен приводиться к результату за

конечное число шагов;

Дискретностьлюбой алгоритм должен состоять из конкретных действий,

следующих в определенном порядке;

Массовостьодин и тот же алгоритм можно использовать с различными

исходными данными.

Описание действий в алгоритме следуют последовательно друг за другом. Однако

очередность выполнения этих действий может быть изменена, если в алгоритме

предусмотрен анализ некоторого условия. Путем включения условий создаются

алгоритмы с различной структурой, в которой можно выделить несколько типовых

конструкций: линейную, разветвляющуюся и циклическую.

Рассмотрим эти конструкции:

Предположим, что требуется составить алгоритм результата выражения: 100+15-40+20.

Как вы будем выполнять действия в этом выражении? Ответы учащихся …

В этом примере вы выполняли действия в том порядке, в котором они записаны. Такие

алгоритмы получили название линейных алгоритмов.

Запишите определение линейного алгоритма: Линейный алгоритм это описание

действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Приведите примеры таких алгоритмов. Ответы учащихся …

Давайте вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки

дороги и видит камень с надписью: “Направо пойдешь коня потеряешь, налево пойдешь

сам пропадешь …”. Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в

зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни.

Приведите пример такой ситуации. Ответы учащихся …

Алгоритм, в котором используется условие, получил название разветвляющегося

алгоритма.

Запишите определение разветвляющегося алгоритма: Разветвляющийся алгоритм

это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая

последовательность действий.

Вспомните кота из сказки А.С. Пушкина, который “идет направо песнь заводит,

налево сказку говорит”. В этом примере от значения условия зависит выполнение

первого или второго действия. В таких случаях схема разветвляющегося алгоритма будет

выглядеть так: “если <условие>, то … иначе …”.

Такое представление алгоритма получило название полной формы. Запишите:

Разветвляющийся алгоритм называется полным, если он имеет вид: “если <условие>, то

… иначе …

Но разветвляющийся алгоритм может иметь и другой вид. Например, в

предложении “если выучишь урок, то получишь хорошую оценку” в зависимости от

значения условия либо выполняется, либо не выполняется действие “получишь хорошую

оценку”.

В таких случаях схема разветвляющегося алгоритма будет иметь вид: “если

<условие>, то …”, и будет носить название неполной формы. Запишем: Разветвляющийся

алгоритм называется неполным, если он имеет вид:“если <условие>, то …”.

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении

одной и той же последовательности действий. Например, каждый год наступают зима,

весна, лето, осень.

Алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий,

называют циклическим. Число повторений в циклических процессах известно заранее или

зависит от какоголибо условия.

Запишем определение циклического алгоритма: Циклический алгоритм это описание

действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено

заданное условие.

Итак, любой алгоритм можно составить, используя только типовые алгоритмические

конструкции. Формы же представления этих алгоритмов могут быть разными:

словесной;

графической;

программной.

Рассмотрим их:

1. Словесная форма это форма описания алгоритма на естественном языке.

Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако

при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.

2. Для более наглядного представления алгоритма используется графическая

форма. Графическая форма изображение алгоритма в виде последовательности

связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует

выполнению одного или нескольких действий.

3. При записи алгоритма в словесной и в графической форме допускается

определенный произвол при изображении команд. Вместе с тем такая запись точна на

столько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. Однако на

практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы –

компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере,

должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком

программирования, а форму представления алгоритма программной.

То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке

программирования.

Рассмотрим пример использования данных форм записи алгоритмов:

Задание: написать алгоритм “Одеться по погоде”. Если на улице температура ниже

0, то необходимо надеть шубу, иначе – куртку.

1. Словесная форма:

Алгоритм ПОГОДА

1. Начало

2. определить температуру воздуха

3. если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку

4. Конец.

3. Графическая форма записи:

Мы рассмотрели на примере алгоритма разветвляющейся конструкции. Дома распишите

формы представления алгоритмов линейных и циклических конструкций, используя

сравнительную таблицу, которая лежит у вас на столах.

III. Обобщение и систематизация знаний:

1. С какими типами алгоритмов мы познакомились сегодня на уроке?

2. Почему они так называются?

3. Какие из них мы сегодня рассматривали на уроке?

4. Почему не было линейных алгоритмов?

IV. Закрепление изученного материала:

Мы с вами познакомились с видами и свойствами алгоритмов. Теперь я предлагаю

вам закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания и выполнить самостоятельную

работу. Вам нужно будет рассмотреть задачу из определенного школьного предмета,

определить вид алгоритма и записать его при помощи одной из форм записи алгоритмов и

ответить на предложенные вопросы. Приступим!

Ученики выполняют работу (5 минут)

V. Пока проверяются работы учащихся и выставляются оценки, они

записывают задание на дом.

VI. Подведение итогов урока:

А теперь давайте, вернемся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: Почему

слова Пушкина можно использовать в качестве эпиграфа к данному уроку?

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся.

А.С. Пушкин

Ответы учащихся …

Какой здесь приведен алгоритм?

VII. Выставление оценок.

Спасибо за урок!

Урок закончен.

КГУ «Средняя школа имени Карасай батыра с дошкольным мини центром»

учитель: Терлецкая Е.В

с.Ушконыр

Добавить комментарий