Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по литературе на тему “Цитатный план по сказке Мороз Иванович “
Презентация по литературе на тему “Цитатный план по сказке Мороз Иванович “
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
- Сейчас обучается 116 человек из 33 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Цитатный план сказки
-
2 слайд
«…жили две девочки Рукодельница да Ленивица».
«Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива тебе же хуже».
«Я у тебя в долгу не останусь»
«Поди-ка к старичку да послужи ему».
«Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 250 151 материал в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 29.11.2015
- 985
- 0
- 29.11.2015
- 494
- 0
- 29.11.2015
- 698
- 0
- 29.11.2015
- 437
- 2
- 29.11.2015
- 827
- 0
- 29.11.2015
- 1418
- 0
- 29.11.2015
- 1351
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Шестакова Екатерина Михайловна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 8 лет и 4 месяца
- Подписчики: 2
- Всего просмотров: 72511
-
Всего материалов:
13
Как часто великое кажется простым и не бросается в глаза, потому что оно понятно и ребенку! Однако время – судья надежный. И если небольшое по объему сочинение неизменно находится на слуху вот уж третий век, то оно, согласитесь, гениально.
Сказка “Мороз Иванович” является замечательным образцом русской авторской сказки.
Русский дух произведения
Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:
“Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет!”
Действительно, сказка “Мороз Иванович” (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра – сказки “Городок в табакерке”.
Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.
Композиция: присказка и зачин
По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален. Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души… Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений…
Сказка “Мороз Иванович” начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.
Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: “Даром нам, без труда, не дается ничего.”
Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции – зачин: “В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница…” Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом. И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).
Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.
Волшебный сюжет
Талантливый писатель-сказочник Одоевский не подводит ожиданий читателя-ребенка. Сказка полюбилась народу, поскольку повествование соответствует крестьянской традиции. В трудовых семьях постепенно, по степени сложности, поручалось детям выполнять разную домашнюю работу. И в этом смысле “Мороз Иванович” – народная сказка, так как соответствует крестьянской традиции воспитания трудом. Она создает для детей яркие мотивирующие образы.
Рукодельница позитивна и удачлива. И даже когда ей выпадают нелегкие испытания, девочка своим вниманием к окружающим и заботой о них добивается того, что весь мир ей сочувствует и помогает. То, что необычные ожившие предметы – наливное яблочко и пирожок “с пылу, с жару” – становятся ее союзниками, определенно добавляет девочке вес в глазах детей. Успешное выполнение тестов доброго и справедливого Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. В то же время Ленивица во всем добивается обратного результата. Рождественский сюжет сказки не только волшебен, но и справедлив, поэтому обречен на успех.
Сказочная концовка
Завершается “Мороз Иванович”, народная сказка по своему духу, классической поучительной концовкой. Писатель в ней обращается непосредственно к “детушкам” с призывом подумать над сутью услышанного и решить, что в нем является правдой, о чем упомянуто в переносном смысле, где автор пошутил, а где попытался донести до детей мысль важную.
Авторское произведение у Одоевского получилось сообразным самым любимым народным: волшебно, предельно понятно, красиво, изящно.
Напевность
Сказка “Мороз Иванович” исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.
Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы – незлая ирония, осуждение, подтрунивание.
Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.
В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала – сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.
Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.
О работе детей на уроке
Это произведение, по замыслу автора, действительно адаптировано для восприятия детьми младшего школьного возраста. Задача учителя заключается в том, чтобы ребенок, прочитавший ее, сделал это не формально, а осмыслив ее содержание. Преподаватель планирует свое занятие так, чтобы в процессе обсуждения сказки в классе дети сформулировали ответы на следующие вопросы:
– Было ли им интересно?
– Что нового на этом уроке они узнали?
– Что именно в сказке понравилось?
– Поняли ли дети заложенный автором смысл?
– Какие родственные сказки других авторов дети могут вспомнить, читая о Рукодельнице?
Также учитель мобилизует школьников, чтоб те составили цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс – это уже то время, когда ребята вполне в состоянии справиться с поставленной задачей).
Пример цитатного плана
Приведем возможный пример такого плана:
1. Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”…жили 2 девочки – Рукодельница и Ленивица.”
2. Волшебное приключение Рукодельницы: ”…тут с ней чудо случилось…”
3. Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже…”
4. Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка…”
5. Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”…не ты для меня работала, а я тебе служил.”
6. Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте…”
Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.
Образ Рукодельницы
Рукодельница из сказки “Мороз Иванович”, ее сестра Ленивица и Мороз Иванович, вобравший в себя типаж Деда Мороза, являются основными сюжетообразующими героями сказки.
Автор намеренно дал девочкам не обычные имена (Маша, Алина, Татьяна и т. п.), а отражающие их характер, направленность личности: Рукодельница и Ленивица. Такое имя является отправной точкой при анализе самого образа. Это видно по тому, что на протяжении всего повествования перед читателем с позитивной стороны раскрывается образ маленькой труженицы и подвергается осуждению персонаж ее ленивой сестры. План сказки “Мороз Иванович” (2 класс), как и сама сказка, предполагает последовательное освещение образов: сперва – Рукодельницы, а затем и Ленивицы.
Мы в нашей статье последуем именно такому порядку.
Рукодельница, несмотря на детский возраст, является уже сформировавшимся светлым и деятельным человеком. Она умелая, чуткая и внимательная. Это – настоящая хозяйка. Автор перечисляет виды женской деятельности, в которых девочка является мастерицей, (Рукодельница трудолюбива и постоянно в работе):
– избу метет;
– в доме прибирает;
– хлеб печет;
– воду из колодца приносит, да еще и процеживает ее;
– кушанья изготавливает;
– одежду чинит;
– чулки вяжет, платки рубит;
– кроит и шьет;
– постель взбивает.
Ей некогда скучать. Она, словно пчелка, создает вокруг себя уютный, ухоженный, приветливый мирок. Впрочем, девочка, пребывая в труде, вдобавок к этому успевает спрашивать, мило общаться с окружающими, исполнять их просьбы, интересоваться людьми.
К Властителю Зимы героиня сказки попадает случайно: она спускается в колодец, где он живет в надежде достать упавшее ведро. Находясь в трехдневном услужении у Мороза Ивановича (тот ставит такое условие), Рукодельница приветлива, расспрашивает старика, узнает о его житье-бытье. Хозяину ледяного дворца и его гостье действительно интересно общаться. Мороз Иванович замечает, что девочка умна.
Повелитель зимы ей рассказывает, как снежным покрывалом оберегает до весны зеленую травку; почему в жару находится в волшебном колодце; зачем зимой стучит в окошки домов.
Неудивительно, что Рукодельница “старика утешила” своей обходительностью, хозяйственностью, и тот по совести отблагодарил трудолюбивую, почтительную, добрую и скромную девушку, – серебряными пятаками да булавкой с бриллиантиком.
Девочка Ленивица
Ленивица из сказки “Мороз Иванович” предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она – лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм “мух считать” стал общепринятой характеристикой бездельника.
Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков “с пылу, с жару”. Она не желает “себя утомлять”, бросив их в свою котомку.
Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:
– она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;
– вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;
– с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.
Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки “Мороз Иванович” охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.
Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два “дара”: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.
Образ Мороза Ивановича
Переходя к характеристике третьего основного героя сказки, заметим, что мы при характеристике двух маленьких совершенно разных героинь уже частично поведали читателям, какой Мороз Иванович в сказке. Впрочем, конечно, стоит подробней рассказать, как он выглядит и где живет.
Внешне Властитель зимы похож на седенького дедушку с окладистой бородой. Его любимое времяпровождение на досуге – сидеть на ледяной скамейке да пожевывать ледяные комочки (со стороны это, наверное, напоминает простое щелканье семечек).
Под его присмотром находится сон природы. Он заботится о грядущем урожае.
В общении он прост, вежлив. Слова грубого не скажет. Мороз Иванович щедр, но справедлив. За его кажущейся простотой скрывается мудрость и сила Повелителя вьюг и морозов. И конечно же, все будет так, как он рассудит.
Второстепенные герои сказки
Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.
О второстепенных персонажах – говорящих пирожках да яблочках – мы уже упоминали…
Впрочем, есть еще один герой сказки – домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.
Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы – эквивалент осуждения.
Заключение
Автор сказки “Мороз Иванович” сумел показать, пользуясь яркой народной лексикой, самым маленьким читателям, что труд украшает человека. В то же время Одоевским развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная, злая, спесивая Ленивица. Такой она стала, потакая своей лени.
Два разных человека, две различные жизненные позиции…
Как актуальна нынче любовь к труду! Ведь сообщества деятельных людей способны творить настоящие чудеса: конструировать, строить, создавать… Но ведь все эти люди родом из детства, из “маленькой страны”, в которой ее жители читают сказку о Морозе Ивановиче.
4. Закончи цитатный план сказки.
1) «Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».
2) «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же
хуже».
3) «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня,
старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь».
4) «Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку
работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже».
5) «Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя
труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».
6) «Жить и служить – разница, да и работа работе
рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит,
я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда».
5. Перескажи сказку по плану.
В одном доме жили две девочки – Рукодельница и
Ленивица – и их нянюшка. Рукодельница рано вставала и сразу принималась за дело,
помогала по дому, а Ленивица долго в постели лежала, а потом целый день только
другими командовала и мух считала.
Однажды у Рукодельницы упало ведро в колодец. Пришлось
ей спуститься по веревке вниз. Вдруг увидела она печку, а в печке пирожок – испекла
пирожок и пошла дальше. Пошла дальше и увидела дерево с золотыми яблоками – собрала
яблоки и пошла дальше. Встретила девочка Мороза Ивановича, поделилась с ним
пирожком и яблоками. И сказал Мороз Иванович, что прежде чем отдать
Рукодельнице ведро, он возьмет ее на 3 дня служить в своем доме помощницей.
Три дня Рукодельница помогала старику: взбивала
перину, все в доме прибрала, одежду починила, еду приготовила. Очень рад был
старик своей помощнице. На третий день Мороз Иванович поблагодарил
Рукодельницу, наградил и домой отправил.
Когда Рукодельница вернулась домой с наградой, нянюшка
отправила и Ленивицу в колодец. Девочка не хотела идти, но пришлось – очень
захотелось ей награды. По дороге увидела пирожок в печи – не приготовила его,
прошла мимо. Дальше пошла, увидела яблоню с золотыми яблоками – не стала
собирать, прошла мимо. Встретила Мороза Ивановича и поступила к нему в
помощницы, как Рукодельница. Только Ленивица совсем не старалась. Постель
старику не взбивала, в доме не убирала, одежду не чинила, а еду приготовила
кое-как, так что Морозу Ивановичу самому пришлось и готовить, и убирать. Так
прошли три дня.
На третий день пришло время прощаться, и Ленивица
пришла к Морозу Ивановичу за наградой. Тот объяснил, что работа работе рознь,
но все-таки дал ей в награду большой серебряный слиток и огромный брильянт. Вот
только, когда вернулась Ленивица домой, растаяли у нее в руках и слиток, и
брильянт, потому что были ненастоящие.
6. Сравни Рукодельницу и Ленивицу: их отношение к работе, их
характеры. Заполни таблицу.
Рукодельница (какова?) |
Ленивица (какова?) |
Трудолюбива Старательна Вежлива Доброжелательна Послушна Участлива Благодарна |
Ленива Небрежна Неуважительна, груба Раздражительна Непослушна Равнодушна Неблагодарна |
7. Каким показан в сказке Мороз Иванович? Подчеркни.
Мороз Иванович добрый, справедливый, жестокий, щедрый, злой, злопамятный.
Можно
ли назвать Мороза Ивановича положительным героем? Мороз
Иванович показывает природу, а природе не злая и не добрая. Он справедливо заботится
обо всех – и о людях, и о деревьях, и о животных, и одаривает по заслугам.
8. Прочитай пословицы, объясни их смысл и связь со смыслом
сказки.
а) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Если хочешь чего-то достичь, приложи усилия и сделай
это – только тогда будет результат. В сказке девочки должны были три дня быть
помощницами в доме Мороза Ивановича, который за хорошую работу не только отдал
ведро для колодца, но и наградил Рукодельницу.
б) Цыплят по осени считают.
Судить о чем-то нужно по конечному результату. Когда
Ленивица пришла домой с большим серебряным слитком и бриллиантом, она думала,
что получила настоящую награду, хотя это было бы незаслуженно. Но в конце
концов ее наградой оказалась только растаявшая в руках сосулька.
в) Хорошей хозяйкой дом стоит.
Каждому дому нужен человек, который будет заботиться о
порядке – тогда это уютный дом. В сказке Рукодельница поддерживала чистоту и
порядок в доме.
г) У ленивой пряхи нет для себя рубахи.
Когда человек ленится позаботиться о себе, то и о
другом он позаботиться не сможет. В сказке Ленивица сама ничего не делала для
себя, поэтому и Морозу Ивановичу помочь не захотела.
9. Мои вопросы к сказке «Мороз Иванович»
Зачем Морозу Ивановичу серебряные пятачки? Какое блюдо Мороз Иванович хотел получить от Ленивицы на обед?
Назад к содержанию