Как составить цветовую композицию

Из красного, синего и желтого каждый художник может получить большое количество разнообразных оттенков. И, казалось бы, в современном мире можно создать миллионы вариаций. Но все же вопрос о том, как грамотно составить цветовую композицию, волнует многих. И это не удивительно. Комбинировать оттенки — это значит подобрать два или более варианта так, чтобы их сочетание было максимально выразительным.

История цветовой композиции

Идеальное сочетание

Каждый художник знает имя человека, который разработал современную теорию цвета — это Иоганнес Иттен. Во главе своей системы он поставил физиологическое восприятие оттенков. Чтобы понять весь смысл его заключения, можно провести такое упражнение с цветовым кругом: продолжительное время необходимо смотреть на звездочку, а затем убрать ее из поля зрения, и на месте, где была фигура, появится изображение другого оттенка.

Особенность длительного восприятия заключается в том, что наша нервная система старается компенсировать действие цвета таким образом, чтобы в итоге получился нейтральный серый цвет. Именно данный оттенок не раздражает глаза — вот в этом и заключается главная особенность цветовой композиции.

Правило нейтральности

Сочетание оттенков является гармоничным, если при смешении двух и более красок художник получает серый, темно-серый или черный цвета. Кроме этого важного вывода, следует отметить, что сочетание любого цвета с серым, белым и черным является априори гармоничным. То есть если художник возьмем любой цвет, то он будет идеально смотреться с нейтральными оттенками. Это происходит потому, что если, например, смешать розовый цвет с черным, то в итоге получится все тот же черный цвет. С серым оттенком дела обстоят немного иначе. Добавив к нему, например, зеленую краску, чистый цвет не получим, при этом нейтральный цвет все же остается.

На этом факте основано главное правило и модельеров, и фотографов, и стилистов. Например, черный и белый костюмы с яркими цветными аксессуарами смотрятся великолепно. Причем не важно, что это будет – зеленые серьги или алые бусы. Самое главное, чтобы при подборе аксессуаров был использован или один оттенок, или, опять же, цветовая композиция.

Три категории в искусстве

цветовое решение композиции

Согласно теории оттенков, существует три первичных краски, которые нельзя получить никаким смешиванием — это красная, желтая и синяя. Если смешать все эти три цвета, то у художника получится темно-серый или черный оттенок, в зависимости от пропорций. То есть по итогу выйдут нейтральные серые цвета. Если человек смешает первичные цвета между собой, например красный с желтым, то получится вторичный цвет — оранжевый. А если художник смешивает синий с красным, то он получит фиолетовый. Стоит заметить, что именно от пропорции будет зависеть конечный оттенок, поэтому не стоит дополнительно разбавлять краску белым или черным цветом.

А уже при смешивании первичных и вторичных оттенков художник получает третичные — это зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и красно-оранжевый. В конечном результате должно получиться 12 цветов в круге.

Именно он выдает максимальное количество насыщенных оттенков. Это и называется спектральными цветовыми пятнами композиции. Используя их, художник может составить гармоничное сочетание.

Треугольник композиции

Цветовой круг

Итак, первый пункт на котором стоит остановиться — это контраст сопоставлений. Это самый простой пример того, как можно создать цветовую композицию, и его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в полученном выше круге. Как черный и белый образует самый сильный контраст, так и желтый, красный, синий образуют самое яркое сочетание. При создании гармоничных цветовых сопоставлений необходимо использовать те оттенки, которые находятся в равном удалении друг от друга.

Если художник построит равносторонний треугольник, углы этой фигуры и будут ему показывать гармоничное сочетание композиции цветовой гаммы. Его можно вращать как угодно, и в любом случае углы будут указывать на триаду из гармоничных цветов.

Оттенки красок

Равнобедренная фигура будет показывать на цвета, сочетание которых является гармоничным. Но стоит учесть, что все вышесказанное относится и к ярким, и к менее насыщенным цветам. То есть если художник добавит композицию цветового круга и решит каждый из оттенков затемнить, то краски, которые он получит, тоже будут гармонично сочетаться между собой, и триада сохранится.

Точно так же будет, если творец начнет использовать цвета немного светлее изначальных, сочетание останется гармоничным.

Можно получать цветовые сочетания, которые также будут гармоничными, и другими способами. Главное, чтобы смесь этих красок друг с другом давала в итоге серый или черный оттенок.

Цвет и цветовая композиция

Противостояние красного и синего

Гармоничное составление активно начало использоваться художниками в XX веке. Просматривая великие картины, можно заметить, что цветовые слайды активно используется в одежде. Например, на всех знаменитых картинах Анри Матисса, где женщины одеты, гармония красок подобрана идеально. Контраст цветовых сопоставлений хорошо прослеживается также и в декоративно-прикладном искусстве.

В народном искусстве цветовое решение в композиции позволяет создать такое сочетание, которое делает изделия очень яркими, наполняя их жизнерадостью. Особенно это заметно на жостовской росписи: красный, желтый, синий отлично гармонируют между собой. А использование такого сочетания, как желтый и красный, представляет тандем из теплых и холодных оттенков. Именно данная комбинация всегда сочетается.

Два цветовых полюса

Пример гармонии

Деление цветов на теплые и холодные основано на восприятие людей. Считается, что самые теплые цвета — это те, что приближаются к оранжевому. А холодные — это оттенки, которые стремятся к синему. Так, например, зеленый противостоит красному, при этом вместе они смотрятся очень даже гармонично.

Условно можно разделить цветовой круг на две части, и тогда в одной части будут холодные цвета, а в другой – теплые. При создании контрастных сочетаний двух полюсов желательно, чтобы они были одной светлоты, то есть одинаково светлыми или одинаково темными на спектре. Как правило, сочетание холодного и теплого пространства делает картину живой и дышащей.

Для примера можно рассмотреть сине-зеленый, фиолетовый и оранжевый оттенки. Данные цвета по своей светлоте близки друг другу, но по температуре – нет. Именно за счет такого дисбаланса и создается движение картинки по цвету.

В декоративном искусстве тоже используется этот контраст холодного с теплым, при этом работы становятся более спокойными, не такими яркими и более умиротворенными.

Дополнительный способ

Пример в живописи

Следующие цветовые контрасты в композиции – это сочетание дополнительных оттенков. Их тоже можно получить с помощью оттеночного круга. Как уже было сказано выше, диаметрально противоположные цвета в круге при смешивании дают серый или черный цвета и являются дополнительными друг для друга. Поэтому и сочетание из двух красок тоже является гармоничным. То есть если мы соединим всего пару цветов по диаметру, то получим то, что и требуется. Это, например, сочетание красного и зеленого или сочетание фиолетового и желтого. В данном способе можно использовать и дополнительные цвета. Для этого необходимо нарисовать уже не треугольник, а прямоугольник. Вращая эту фигуру по кругу, художник будет получать сочетание дополнительных цветов. Таким способом можно создать не только четыре цвета, но также и шесть, и восемь.

Это более сложное сочетание оттенков, но оно тоже имеет место. И, пожалуй, самым ярким примером использования этих сочетание опять же будет являться жостовская роспись.

Изделие, которое будет выполнено с помощью такой техники, получится ярким, и в нем можно будет встретить практически все цвета оттеночного круга.

Порядковые краски

И последнее правило, на котором хотелось бы остановиться — это гармония аналогичных цветов. Если художник возьмет стоящие рядом друг с другом оттенки, то он получит гармонию аналогичных красок.

Три цвета рядом друг с другом, например желтый, желто-зеленый и зеленый, дадут художнику идеальную композицию. Аналогичных цветов для еще одного примера здесь нет, потому как все цвета, близкие друг другу, создают отличное сочетание.

Упражнения для закрепления материала

Круг цвета

Чтобы усвоить любую теорию, ее необходимо как можно раньше применить на практике. Цветовая композиция не является исключением, поэтому вот ряд заданий, которые помогут любому творцу быстрее разобраться с идеальными сочетаниями:

  1. Создание своего круга. В современном мире есть большое количество цветов и оттенков, поэтому нет никакой необходимости создавать все самим. Но, несмотря на это, чтобы создать максимально точное сочетание, лучше составить свой круг. Для этого потребуется взять три краски: красную, желтую и синюю. Основываясь на представленном выше примере, необходимо смешивать оттенки различными пропорциями. Это позволит создать индивидуальный круг, на который можно будет в дальнейшем опираться.
  2. Создание натюрмортов. Данный жанр является одним из самых легких в создании потому, что не нужно брать картину из головы, и модель совершенно неподвижна. Необходимо написать натюрморт из теплых цветов, а после – из холодных. И только потом художник может приступать к третьей картине, к созданию гармоничного сочетания.
  3. Времена года. Лучше всего просматриваются идеальные композиции в самой природе. Творцу только остается подобрать правильный оттенок при создании картин на тему: осень, зима, весна и лето.

Не стоит думать, что данные упражнения помогут только художникам. На самом деле, такая работа облегчит дальнейшее творчество и архитектору при создании интерьера, и фотографу при обработке снимков, и даже дизайнеру при проектировке любого здания.

Искусство цвета 

Часто люди, занимающиеся искусством, сталкиваются с проблемами цветовых контрастов, цветовой гармонии, с вопросами на какие же правила опираться при создании цветовой композиции.  Данная статья поможет вам решить эти проблемы и узнать несколько правил, которые можно использовать в создании эскизов и смешивание пигментов.

Почему мы видим цвет? 

Начнем с самого начала: за счёт чего мы видим тот или иной цвет? Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных-это принцип вычитания.  

Что касается смешивания красок, то здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. Когда краски, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный. 

Как добиться цветовой гармонии? 

Кроме основ физики про цвет художнику будет полезно знать, как можно подобрать сочетающиеся между собой цвета для создания своей композиции. 

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов c друг другом. 

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу (яркость тона по отношению к белому или черному). На самом деле будут приятны те цвета, между которыми существует порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок . Основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Диаметрально противоположные цвета в этом круге – дополнительные, т.е. дающие при смешивании серый цвет. Например, в цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет.  

В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, однако их цветовая композиция, с точки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета.   

Цветовой шар и цветовой круг   

Цветовой круг или более подробный цветовой шар очень хорошо помогают подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов. 

Филиппом Отто Рунге был представлен шар, как наиболее подходящая форма для проведения цветовой систематизации. К числу основных цветов, помимо желтого, синего и красного, художник относил еще черный и белый. Таким образом, мы узнаем, что не только противолежащие цвета, но и ступени их светлоты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

 Монтажная область 1.jpg

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. 

Монтажная область 2.jpg 

Первичные цвета — синий, жёлтый и красный. Они находятся в центре круга и считаются основными. Если их смешать, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.

Монтажная область 5.jpg

Вторичные цвета — зелёный, оранжевы и фиолетовый. Получаются при смешении первичных цветов. Третичные цвета. Получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют на схеме.

  • Комплементарное. Сочетание цветов, расположенных на противоположных сторонах круга. Хорошо подходит для расстановки акцентов. Для этого один из цветов делают основным, а другой — дополнительным, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.
  • Контрастная триада. Похоже на комплементарное, но вместо одного из дополнительных цветов берут два соседних. Сочетание получается контрастное, но не резкое. Подходит, если вы хотите приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру.

Монтажная область 7.jpg

  • Классическая триада. Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.
  • Аналоговая триада. Сочетание трёх цветов, расположенных рядом на внешнем круге. Эта палитра — спокойная и сдержанная. Подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.

Монтажная область 8.jpg

  • Тетрада. Сочетание четырёх цветов по углам квадрата. Здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Оно подходит, если вам нужно создать красочное и разнообразное изображение.
  • Прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки. В этом сочетании контраст достигается за счёт комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре. Подходит, если вам нужна спокойная палитра из четырёх цветов.

 Монтажная область 9.jpg

Очень эффектно смотрятся контрастные композиции. Когда мы говорим о контрастах, мы сравниваем два цвета и находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.   

Существует семь видов контрастных проявлений: 
  1. Контраст цветовых сопоставлений
  2. Контраст светлого и тёмного
  3. Контраст холодного и тёплого
  4. Контраст дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст
  6. Контраст цветового насыщения
  7. Контраст цветового распространения.
Контраст цветовых сопоставлении

Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех. Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три ярких и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Основная группа трёх цветов жёлтого, красного и синего представляет собой самый большой цветовой контраст,  белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, — повышает их яркость и делает их более светлыми.

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах — лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.      

Контраст светлого и тёмного 

День и ночь, свет и тень- это противоположности.   Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. 

 gmXMZcOUbXc.jpg

Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести активность с помощью тончайших модуляций тени. Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд. Серый цвет — это  нейтральный цвет, характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными . Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого или жёлтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов. 

Контраст холодного и тёплого 

Особые затруднения вызывают холодные и тёплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединёнными между собой. Вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы цвета, имеющие одинаковую яркость или одинаковую темноту, могли быть точно различимы.

 Монтажная область 3.jpg

Когда в композиции участвуют и граничат с хроматическими цветами цвета ахроматические одной с ними светлоты, то последние теряют свой нейтральный характер. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то его тон должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета. А если ахроматичный цвет используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов разной светлоты.

 gItY1KQcbgY.jpg

Нам следует усвоить, что яркий, насыщенный жёлтый цвет весьма светел и что такой субстанции как тёмный жёлтый цвет не существует. Насыщенный, синий цвет очень тёмен, а светлые синие тона бледны и неярки. Красный цвет только в тёмном виде может излучать свою яркость, а осветлённый теряет свою яркость. Колорист обязательно должен учитывать это в своих композициях. Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный жёлтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего тёмного решения композиции.  Если красный цвет будет заменён ярким оранжевым, то вся цветовая композиция должна быть перестроена в соответствии со ступенями светлотной градации яркого оранжевого цвета. И в этом случае ткань с оранжевым рисунком будет в целом светлее, чем ткань в красном варианте. 

Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и жёлтый кажутся более тёмными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искажёнными.  

Картина, написанная на контрасте светлого и тёмного, может быть выдержана в двух, трёх или четырёх основных тональностях. Художник работает, как говорится, двумя, тремя, четырьмя красками, заботясь при этом, чтобы основные группы были хорошо согласованы друг с другом.   Для соблюдения этого правила важно иметь глаз, воспринимающий цвета одинаковой тональности. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность. ясность и силу. Обычно планы делятся на передний, средний и задний.  

Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений. Контраст холодного и тёплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов. 

Контраст дополнительных цветов

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. Например, желтый и фиолетовый – цвета, которые находятся друг на против друга на цветовом круге.

В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый — сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. 

Симультанный контраст 

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то порождает его сам. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт. 

Например, если смотреть на каждый серый прямоугольник, дожидаясь, когда глаз устанет, тогда серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону. Чтобы убрать симультанный контраст нужно в изменяемый цвет добавить оттенок основного(в данном случае в серый квадрат добавить оттенок фона).  

 flzf6LnOW4M.jpg

Контраст цветового насыщения

Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными.  

Среди пигментных цветов мы имеем цвета максимальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях. 

  • Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер. 
  • Чистый цвет можно смешать с чёрным. Светлые цвета теряют в таком случае свою лучистую светлоту и яркость. Однако темным цветам черный придает глубину и уводит их в темноту. 
  • Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. 
  • Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов.  

Если в какой-либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный цвет будет отличаться слабым, блёклым характером. С помощью трёх цветов «первого порядка» могут быть получены все степени блёклости(три основных цвета — жёлтый, красный и синий).

Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым — рядом с более ярким.  

Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блёклым красным.  

Блёклые тона — главным образом, серые — кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. Cерый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яркие цвета покажутся менее яркими и относительно ослабленными.

Контраст цветового распространения

Сущность контраста цветового распространения — противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».

Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости.  А если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием сильно разнятся между собой? В конечном счёте решать должен глаз.  Гармонизованные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

Оба фактора — и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство. Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.

Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста распространения — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов.  Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Согласование размеров цветовых плоскостей  так же важно в работе над живописным произведением, как и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.

Форма и цвет

Форма, также как и цвет, обладает своей выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрат- это тяжесть и строгое ограничение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм.

Форма треугольника возникает из трёх пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. 

В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству тяжести, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения.  К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные.  

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зелёного — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс. 

 tZKP_Zpv2Ps (1).jpg

Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается 

Пространственное воздействие цвета

Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения. Помимо этого изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.

Для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.     

Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.

Что касается холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а холодные стремиться в глубину. Если встречается контраст светлого и тёмного, то ощущения глубины будут или увеличиваться благодаря цвету, или нейтрализуются, или же будут действовать в обратном направлении.    

Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Чаще всего пространство картины строится за счет двух, трёх и большего количества планов.   

Теория цветовых впечатлений

Исходной точкой теории цветовых впечатлений является исследование цветовых проявлений в природе.   Когда белый свет — под которым мы подразумеваем солнечный свет — освещает поверхность какого-либо предмета, то последний в соответствии со своим молекулярным составом поглощает одни световые волны определённой длины, или цвета, и отражает другие. Тело, которое отражает все лучи белого света и не поглощает ни одного, выглядит белым. Тело, которое поглощает все лучи белого света и не отражает ни одного, кажется нам чёрным.

Отсюда можно судить о громадном значении цвета освещения. Изменение цвета освещения меняет и локальные цвета освещённых предметов. Чем хроматичнее освещение, тем сильнее меняется локальный цвет. Чем цвет освещения ближе к белому, тем интенсивнее отражаются непоглощённые предметами цвета и тем более чистым покажется нам их локальный цвет.   

Для передачи этих качеств необходимо, по крайней мере, иметь ввиду три различные градации силы света: свет, обладающий полной силой, средней силой и свет, обеспечивающий ощущение тени. При освещении светом средней силы локальные цвета предметов приобретают особую чёткость, также как и фактурные особенности поверхностей становятся более очевидными. При свете в полную силу цвет предмета высветляется, а в тени — воспринимается смутным и затемнённым.

Форма и цвет с помощью светлых и тёмных тонов могут получить пластическую проработку. При этом пластическая интерпретация может быть превращена в плоскостную, если цвет предметов по своему тону и светлоте будет связан с цветом и светлотой фона. Пластического впечатления  также можно добиться благодаря модуляциям холодных и тёплых тонов, при этом контраст света и тени в значительной мере смягчается.  

Изучение цветовых впечатлений даёт художнику ещё много возможностей для постижения цветовых тайн природы и их использования в искусстве.

Теория цветовой выразительности

Цветовой тон влияет на психологию и физиологию человека, с его помощью легко вызвать ту или иную эмоцию.

Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой тональности. Можно привести пример с временами года. Весна, обычно выражается красками, пронизанными светом. Цвета осени контрастируют с весенними.   Летом   изобилие, пышности форм и силы цвета. Для изображения зимы, требуются холодные цвета, сияющие внутренней глубиной, прозрачные и одухотворённые.Для понимания психологической выразительности каждого цвета, свойственной только ему, необходимы сравнения.    

 Монтажная область лето зима.jpg

Жёлтый.

Жёлтый цвет — самый светлый изо всех цветов. Он теряет это качество, как только его затемняют серым, чёрным или фиолетовым цветом. Жёлтый представляет собой как бы уплотнённый и более материальный белый цвет.   Красный цвет является его границей, которую жёлтый перейти не может. В середине пути от жёлтого к красному стоит оранжевый.

Жёлтый цвет на белом фоне производит впечатление тёмного цвета, потерявшего свою лучистость. Белый цвет оттесняет его и ставит в положение подчинённого цвета.  Жёлтый цвет на чёрном фоне проявляет себя в самом ярком и агрессивном блеске. Он резок и остр, бескомпромиссен.

Красный.

Красный вместе с черным и белым входит в тройку самых востребованных колеров в мире. Его мощную, неотразимую яркость нелегко затмить. Красный цвет-активный, цвет энергии.

Синий.

Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен.Синий цвет всегда холодный, красный всегда тёплый. Синий цвет словно сжат и сосредоточен в себе, он интровертен. Синий всегда производит впечатление тени, стремится к темноте.  

Зелёный.

Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зелёный является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных — жёлтого и синего цвета, но эту операцию трудно осуществить с той точностью, при которой ни один бы из них не преобладал. Зелёный — это цвет растительного мира.Если сияющий зелёный затемняется серым цветом, то у зрителя легко возникает чувство ленивой вялости. Этот цвет успокаивает.

Оранжевый.

Оранжевый цвет — смесь жёлтого с красным. Оранжевый, смешанный с белым быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в ничего не говорящий и сухой коричневый. Если этот коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие тёплую, благотворную атмосферу.

Фиолетовый.

Крайне трудно установить точный фиолетовый цвет, который не имел бы ни красноватого, ни синеватого оттенка.   В зависимости от соседних контрастирующих тонов он нередко может вызвать у зрителя даже гнетущее настроение. Когда фиолетовый цвет покрывает большие площади, он может стать определённо угрожающим, особенно рядом с пурпурным цветом.

Каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:

  • В характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
  • В яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий 
  • Голубым, синим и тёмно-синим;
  • В насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным — оранжевым цветом;
  • В количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;
  • В результате возникновения симультанных контрастных воздействий.

Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.

Композиция

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, формы, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. 

Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из её основных положений:

  • Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом.  
  • Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении тёмных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ. Его можно считать «симультанным», ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции.  Порядок в картине, кроме этого, может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.
  • Расположение и размер цветовых плоскостей так же важный параметр. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. 
  • Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» — подчёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом.   «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину.  

Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать своё внимание и одновременно вызывает ощущение движения.  

  • Важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть «прикреплённой» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему её краю, или сразу к обоим. Это «прикрепление» называется «растяжением» цвета или формы. В настенной живописи этот приём имеет важное значение для стабилизации композиции. Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счёт подчёркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы.   В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования чётко выраженной направленности ограничивающих линий. Однако при реализации замысла, интуиция не должна сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.
Субъективное отношение к цвету 

Формирование художника должно исходить из его субъективной предрасположенности к определённой цветовой гамме и формам.  Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств и поведения.   

При изучении контрастов целесообразно проводить анализы хороших работ старых и новых мастеров. Полезно анализировать произведения, нравящиеся и интересующие вас. В любимых произведениях стоит обращать внимание на общую тональность в целом, затем на расположение каждого цвета по отношению к другому, их движение, яркость, светлоту или, наоборот, приглушнность, пропорциональность, структуру и ритм цветового построения. 

Люди, которые профессионально работают с цветом, часто склонны руководствоваться собственными пристрастиями в отношении к цвету. Это может привести к непониманию и спорам, особенно в тех случаях, когда одно субъективное мнение сталкивается с другим. Проект может быть отвергнут, если формы и цвета не соответствуют теме.

Достигнуть успеха можно, если попытаться приспособиться к вкусам своих клиентов вместо того, чтобы навязывать им свои. Если новые модные цвета будут близки вашим собственным субъективным цветовым предпочтениям и предпочтениям клиента, то найти нужные тона и оттенки будет очень легко, а рисунки окажутся убедительными и будут иметь успех. 

Надеюсь, эта статья поможет, вам, составить алгоритм действий в создании эскизов и композиций и найти личные ориентиры. Экспериментируйте с сочетаниями цветов, их тенями, оттенками и тональностью, пробуйте сделать несколько цветовых решений для одного и того же эскиза, чтобы выбрать лучшее. Важно помнить, что цветовая гармония для всех субъективна, поэтому ориентируйтесь на правила контрастов , так как правила дадут порядок, а порядок= гармония. Ориентирами также могут быть цветовой круг, поскольку он систематизирует цвета, а также ваша интуиция.  

Одним из важнейших элементов дизайна интерьера и декора является выбор цветов. Это также одна из самых больших проблем, потому что цвета оказывают огромное влияние на создание определенной атмосферы. Мы можем поместить только одну деталь в другой цвет, и все пространство приобретет другой вид.

Сколько раз вас спрашивали, какой ваш любимый цвет? Мы уверенны, что несколько сотен раз. Но дело в том, что независимо от того, какой у нас любимый цвет, мы никогда не будем окружать себя им исключительно. То же самое и с дизайном интерьера – представьте себе пространство, в котором все в одном цвете, включая вас (ваша одежда того же цвета). Классно? Нет, конечно.

Цветовая композиция: делаем выбор правильно
Цветовая композиция: делаем выбор правильно

Цветовая композиция

Основное расположение цветов начинается с «колеса цветов», то есть спектра цветов, соединенных в круг.

Первая круговая диаграмма была разработана Исааком Ньютоном в 1666 году, и с тех пор многие ученые и художники изучили и разработали многочисленные варианты этой концепции.

Цветовое колесо – это простой и оригинальный инструмент, с помощью которого мы можем создать определенную гармонию путем объединения двух или более цветов в одно целое. На цветовом круге может отображаться много разных цветов, но самое главное, что они расположены в логической последовательности.

Цветовая композиция: делаем выбор правильно

Версия о цветовом круге, о которой вы должны узнать, – это версия с 12 цветами. В этой модели мы различаем основные цвета – красный, желтый и синий, которые нельзя получить, смешивая другие цвета. Вторые – это второстепенные цвета – зеленый, оранжевый и фиолетовый, которые получаются путем смешивания основных цветов. Наконец, существует третья цветовая группа, которая получается путем смешивания первичных и вторичных цветов.

Помимо выбора цветов, также важно соотношение их применения в адаптации интерьера. Примените правило 60-30-10 для сбалансированного выбора цвета, которое гласит, что один цвет занимает 60% пространства (стены), другой 30% (например, мебель, полки), а третий должен быть дополнительным (декор).

Цветовая температура – теплые и холодные тона

Мы должны понимать разницу между теплыми цветами – красным, оранжевым, желтым и холодным – синим, фиолетовым и зеленым. Теплые цвета, как правило, более энергичны и привносят ощущение живости. С другой стороны, прохладные цвета могут быть использованы, чтобы успокоить и создать ощущение комфорта в комнате.

Прежде чем выбрать цветовую температуру, рассмотрите размер комнаты. Использование теплой краски в тесном помещении может создать ощущение клаустрофобии.

Аналогичный цвет для гармонии и комфорта

Аналоговая цветовая схема относится к использованию трех цветов подряд от колеса цветов. Как правило, два цвета будут основными цветами с третьим оттенком, который представляет собой смесь двух цветов и вторичного цвета. Например, вы можете выбрать красный, фиолетовый и синий, оранжевый и желтый или красный. Ключом к успешному использованию этой цветовой схемы является пропорция. Выберите один цвет, который будет доминировать, один, чтобы поддержать преобладающий цвет, и третий светлый цвет для акцентов.

Вы можете создать аналогичную цветовую схему, используя нейтральные цвета. Обычно её называют однотонной цветовой схемой. Лучший пример аналоговой цветовой схемы – градация цветов листьев осенью. В искусстве одним из примеров аналогичной расцветки является «Подсолнухи» Ван Гога.

Примеры:

  • Зеленый (60%), желто-зеленый (30%) и желтый (10%);
  • Желто-оранжевый (60%), оранжевый (30%) и красно-оранжевый (10%);
  • Фиолетовый (60%), красно-фиолетовый (30%) и красный (10%).

После того, как вы выбрали цветовую систему для главной комнаты в вашем доме, выберите один нюанс цвета, чтобы разместить его вокруг дома. Вы всегда можете добавить другие цвета к основному цвету при переходе из одной комнаты в другую. Такой подход сделает интерьер вашего дома плавным и сплоченным, не слишком похожим в каждой комнате.

Дополнительные цвета

Они расположены на противоположных участках по кругу. Обратите внимание на оттенки, потому что у каждого цветового оттенка есть соответствующая пара. Высокая контрастность этих цветов создает энергичный и живой вид пространства, и поэтому не должны доминировать оба дополнительных цвета в одном и том же пространстве.

Гармонические схемы

Существует два основных типа гармонических схем.

Одноцветная схема включает в себя цвета низкой интенсивности, такие как бежевый, светло-серый или белый в ограниченном диапазоне. Это схема, которая часто используется для выставочного пространства, потому что ее спокойствие создает идеальный фон. Любой яркий или заметный объект, введенный в эту схему, привлечет внимание к себе, прерывая монохроматическое изображение, которое вы также можете использовать в качестве преимущества, если хотите, чтобы что-то было заметным.

Монохроматическая схема состоит из одного оттенка, но в более широком диапазоне значений и интенсивностей, чем монохромная схема. Например, монохроматическая схема, основанная на желтом, может включать светло-желтый, лимонно-желтый и золотисто-желтый, которые можно использовать по отдельности или в комбинации. Монохроматическая схема делает все пространство особенным.

Выберите подходящий цвет для пространства и декора

Краски дают поверхности и объекты в дополнение к желаемой оптике и ряду других важных свойств, таких как гладкость, структура, прозрачность, глянец, водостойкость, устойчивость к атмосферным условиям, стойкость к ультрафиолетовому излучению, прочность, эластичность, устойчивость к грибку, легкость очистки, яркость.

Как правило, следует соблюдать осторожность при планировании всех желаемых характеристик, но не переусердствовать. Каждая дополнительная характеристика достигается дополнительным содержанием цвета, которое в конечном итоге может иметь негативные последствия для здоровья.

И, наконец, следует помнить: цвета приносят в наш дом живость, но слишком много несовпадающих цветов может привести к получению насыщенных цветов, а слишком мало – к стерильному интерьеру. Именно поэтому важно знать, какие цветовые сочетания использовать и в какой пропорции добиться баланса и уюта дома.

Цветовая композиция: делаем выбор правильно
Все фотографии взяты с сайта Яндекс. Картинки
Все фотографии взяты с сайта Яндекс. Картинки

Из красного, синего и желтого каждый художник может получить большое количество разнообразных оттенков. И, казалось бы, в современном мире можно создать миллионы вариаций. Но все же вопрос о том, как грамотно составить цветовую композицию, волнует многих. И это не удивительно. Комбинировать оттенки — это значит подобрать два или более варианта так, чтобы их сочетание было максимально выразительным.

История цветовой композиции

Идеальное сочетание

Уфтюжская роспись: итория, особенности, известные мастераВам будет интересно:Уфтюжская роспись: итория, особенности, известные мастера

Каждый художник знает имя человека, который разработал современную теорию цвета — это Иоганнес Иттен. Во главе своей системы он поставил физиологическое восприятие оттенков. Чтобы понять весь смысл его заключения, можно провести такое упражнение с цветовым кругом: продолжительное время необходимо смотреть на звездочку, а затем убрать ее из поля зрения, и на месте, где была фигура, появится изображение другого оттенка.

Особенность длительного восприятия заключается в том, что наша нервная система старается компенсировать действие цвета таким образом, чтобы в итоге получился нейтральный серый цвет. Именно данный оттенок не раздражает глаза — вот в этом и заключается главная особенность цветовой композиции.

Правило нейтральности

Авангард в архитектуре: история, описание стиля, фотоВам будет интересно:Авангард в архитектуре: история, описание стиля, фото

Сочетание оттенков является гармоничным, если при смешении двух и более красок художник получает серый, темно-серый или черный цвета. Кроме этого важного вывода, следует отметить, что сочетание любого цвета с серым, белым и черным является априори гармоничным. То есть если художник возьмем любой цвет, то он будет идеально смотреться с нейтральными оттенками. Это происходит потому, что если, например, смешать розовый цвет с черным, то в итоге получится все тот же черный цвет. С серым оттенком дела обстоят немного иначе. Добавив к нему, например, зеленую краску, чистый цвет не получим, при этом нейтральный цвет все же остается.

На этом факте основано главное правило и модельеров, и фотографов, и стилистов. Например, черный и белый костюмы с яркими цветными аксессуарами смотрятся великолепно. Причем не важно, что это будет – зеленые серьги или алые бусы. Самое главное, чтобы при подборе аксессуаров был использован или один оттенок, или, опять же, цветовая композиция.

Три категории в искусстве

цветовое решение композиции

Согласно теории оттенков, существует три первичных краски, которые нельзя получить никаким смешиванием — это красная, желтая и синяя. Если смешать все эти три цвета, то у художника получится темно-серый или черный оттенок, в зависимости от пропорций. То есть по итогу выйдут нейтральные серые цвета. Если человек смешает первичные цвета между собой, например красный с желтым, то получится вторичный цвет — оранжевый. А если художник смешивает синий с красным, то он получит фиолетовый. Стоит заметить, что именно от пропорции будет зависеть конечный оттенок, поэтому не стоит дополнительно разбавлять краску белым или черным цветом.

Уфтюжская роспись: итория, особенности, известные мастераВам будет интересно:Уфтюжская роспись: итория, особенности, известные мастера

А уже при смешивании первичных и вторичных оттенков художник получает третичные — это зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и красно-оранжевый. В конечном результате должно получиться 12 цветов в круге.

Именно он выдает максимальное количество насыщенных оттенков. Это и называется спектральными цветовыми пятнами композиции. Используя их, художник может составить гармоничное сочетание.

Треугольник композиции

Цветовой круг

Итак, первый пункт на котором стоит остановиться — это контраст сопоставлений. Это самый простой пример того, как можно создать цветовую композицию, и его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в полученном выше круге. Как черный и белый образует самый сильный контраст, так и желтый, красный, синий образуют самое яркое сочетание. При создании гармоничных цветовых сопоставлений необходимо использовать те оттенки, которые находятся в равном удалении друг от друга.

Если художник построит равносторонний треугольник, углы этой фигуры и будут ему показывать гармоничное сочетание композиции цветовой гаммы. Его можно вращать как угодно, и в любом случае углы будут указывать на триаду из гармоничных цветов.

Оттенки красок

Равнобедренная фигура будет показывать на цвета, сочетание которых является гармоничным. Но стоит учесть, что все вышесказанное относится и к ярким, и к менее насыщенным цветам. То есть если художник добавит композицию цветового круга и решит каждый из оттенков затемнить, то краски, которые он получит, тоже будут гармонично сочетаться между собой, и триада сохранится.

Точно так же будет, если творец начнет использовать цвета немного светлее изначальных, сочетание останется гармоничным.

Можно получать цветовые сочетания, которые также будут гармоничными, и другими способами. Главное, чтобы смесь этих красок друг с другом давала в итоге серый или черный оттенок.

Цвет и цветовая композиция

Противостояние красного и синего

Гармоничное составление активно начало использоваться художниками в XX веке. Просматривая великие картины, можно заметить, что цветовые слайды активно используется в одежде. Например, на всех знаменитых картинах Анри Матисса, где женщины одеты, гармония красок подобрана идеально. Контраст цветовых сопоставлений хорошо прослеживается также и в декоративно-прикладном искусстве.

В народном искусстве цветовое решение в композиции позволяет создать такое сочетание, которое делает изделия очень яркими, наполняя их жизнерадостью. Особенно это заметно на жостовской росписи: красный, желтый, синий отлично гармонируют между собой. А использование такого сочетания, как желтый и красный, представляет тандем из теплых и холодных оттенков. Именно данная комбинация всегда сочетается.

Два цветовых полюса

Пример гармонии

Деление цветов на теплые и холодные основано на восприятие людей. Считается, что самые теплые цвета — это те, что приближаются к оранжевому. А холодные — это оттенки, которые стремятся к синему. Так, например, зеленый противостоит красному, при этом вместе они смотрятся очень даже гармонично.

Условно можно разделить цветовой круг на две части, и тогда в одной части будут холодные цвета, а в другой – теплые. При создании контрастных сочетаний двух полюсов желательно, чтобы они были одной светлоты, то есть одинаково светлыми или одинаково темными на спектре. Как правило, сочетание холодного и теплого пространства делает картину живой и дышащей.

Для примера можно рассмотреть сине-зеленый, фиолетовый и оранжевый оттенки. Данные цвета по своей светлоте близки друг другу, но по температуре – нет. Именно за счет такого дисбаланса и создается движение картинки по цвету.

В декоративном искусстве тоже используется этот контраст холодного с теплым, при этом работы становятся более спокойными, не такими яркими и более умиротворенными.

Дополнительный способ

Пример в живописи

Следующие цветовые контрасты в композиции – это сочетание дополнительных оттенков. Их тоже можно получить с помощью оттеночного круга. Как уже было сказано выше, диаметрально противоположные цвета в круге при смешивании дают серый или черный цвета и являются дополнительными друг для друга. Поэтому и сочетание из двух красок тоже является гармоничным. То есть если мы соединим всего пару цветов по диаметру, то получим то, что и требуется. Это, например, сочетание красного и зеленого или сочетание фиолетового и желтого. В данном способе можно использовать и дополнительные цвета. Для этого необходимо нарисовать уже не треугольник, а прямоугольник. Вращая эту фигуру по кругу, художник будет получать сочетание дополнительных цветов. Таким способом можно создать не только четыре цвета, но также и шесть, и восемь.

Это более сложное сочетание оттенков, но оно тоже имеет место. И, пожалуй, самым ярким примером использования этих сочетание опять же будет являться жостовская роспись.

Изделие, которое будет выполнено с помощью такой техники, получится ярким, и в нем можно будет встретить практически все цвета оттеночного круга.

Порядковые краски

И последнее правило, на котором хотелось бы остановиться — это гармония аналогичных цветов. Если художник возьмет стоящие рядом друг с другом оттенки, то он получит гармонию аналогичных красок.

Три цвета рядом друг с другом, например желтый, желто-зеленый и зеленый, дадут художнику идеальную композицию. Аналогичных цветов для еще одного примера здесь нет, потому как все цвета, близкие друг другу, создают отличное сочетание.

Упражнения для закрепления материала

Круг цвета

Чтобы усвоить любую теорию, ее необходимо как можно раньше применить на практике. Цветовая композиция не является исключением, поэтому вот ряд заданий, которые помогут любому творцу быстрее разобраться с идеальными сочетаниями:

  • Создание своего круга. В современном мире есть большое количество цветов и оттенков, поэтому нет никакой необходимости создавать все самим. Но, несмотря на это, чтобы создать максимально точное сочетание, лучше составить свой круг. Для этого потребуется взять три краски: красную, желтую и синюю. Основываясь на представленном выше примере, необходимо смешивать оттенки различными пропорциями. Это позволит создать индивидуальный круг, на который можно будет в дальнейшем опираться.
  • Создание натюрмортов. Данный жанр является одним из самых легких в создании потому, что не нужно брать картину из головы, и модель совершенно неподвижна. Необходимо написать натюрморт из теплых цветов, а после – из холодных. И только потом художник может приступать к третьей картине, к созданию гармоничного сочетания.
  • Времена года. Лучше всего просматриваются идеальные композиции в самой природе. Творцу только остается подобрать правильный оттенок при создании картин на тему: осень, зима, весна и лето.
  • Не стоит думать, что данные упражнения помогут только художникам. На самом деле, такая работа облегчит дальнейшее творчество и архитектору при создании интерьера, и фотографу при обработке снимков, и даже дизайнеру при проектировке любого здания.

    #статьи

    • 17 янв 2022

    • 11

    Что такое цветовой круг Иттена и как с его помощью подбирать красивые сочетания

    Рассказываем о комплементарных цветах, триадах, тетрадах и о том, как их использовать в дизайне.

    Изображение: vlada_maestro / Shutterstock

    Дарья Тамилина

    Пишет о дизайне в Skillbox Media, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.

    Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса, известный своим вкладом в изучение колористики в начале XX века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и свой цветовой круг.

    Круг Иттена — схема из 12 цветов. Сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на цветовой круг, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.

    Изображение: Skillbox Media

    Разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.

    Первичные цвета — синий, жёлтый и красный. Они находятся в центре круга и считаются основными. Если их смешать, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.

    Изображение: Skillbox Media

    Вторичные цвета — зелёный, оранжевый и фиолетовый. Получаются при смешении первичных цветов. Например, сочетание жёлтого и красного даёт оранжевый цвет, а синего и красного — фиолетовый.

    Изображение: Skillbox Media

    Третичные цвета. Получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый — жёлто-оранжевый.

    В результате во внешнем круге есть 12 цветов: три первичных, три вторичных и шесть третичных.

    Изображение: Skillbox Media

    Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Рассмотрим шесть самых популярных из них.

    1. Комплементарное. Сочетание цветов, расположенных на противоположных сторонах круга. Хорошо подходит для расстановки акцентов. Для этого один из цветов делают основным, а другой — дополнительным, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.

    Изображение: Skillbox Media

    2. Контрастная триада. Похоже на комплементарное, но вместо одного из дополнительных цветов берут два соседних. Сочетание получается контрастное, но не резкое. Подходит, если вы хотите приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру.

    Изображение: Skillbox Media

    3. Классическая триада. Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.

    Изображение: Skillbox Media

    4. Аналоговая триада. Сочетание трёх цветов, расположенных рядом на внешнем круге. Эта палитра — спокойная и сдержанная. Подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.

    Изображение: Skillbox Media

    5. Тетрада. Сочетание четырёх цветов по углам квадрата. По сути, здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Подходит, если вам нужно создать красочное и разнообразное изображение.

    Изображение: Skillbox Media

    6. Прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки. В этом сочетании контраст достигается за счёт комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре. Подходит, если вам нужна спокойная палитра из четырёх цветов.

    Изображение: Skillbox Media

    В круге всего 12 цветов, а дизайнеру приходится оперировать бесчисленным множеством оттенков. Круг Иттена — это упрощённая схема, а не полноценное решение. Но её можно использовать шире.

    Допустим, вам нужен комплементарный цвет к бирюзовому. На круге его нет, но мы понимаем, что он находится между зелёным и голубым. Значит, на круге нужный вам цвет будет максимально удалён от границы этих двух цветов. Максимально удалённая точка — граница между красным и красно-оранжевым. Смешение этих цветов будет комплементарно бирюзовому.

    Изображение: Skillbox Media

    Выбор конкретных оттенков бирюзового и красно-оранжевого — это работа дизайнера.

    Также стоит помнить о насыщенности и яркости. Цвет может быть бледным или сочным, тёмным или светлым. Например, красный бывает совсем ненасыщенным — розовым. Или очень тёмным — бордовым. Это тоже влияет на восприятие картинки.

    Подобрать сочетание конкретных оттенков можно на расширенном цветовом круге. Он позволяет точно задать тон, насыщенность, яркость и найти подходящие цвета, используя схемы круга Иттена.

    Удобный инструмент есть и у Adobe. Он основан на таких же правилах сочетания, но позволяет быстро редактировать параметры каждого цвета в палитре и смотреть, как от этого меняется гармоничная гамма.

    Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. А со временем вы научитесь подбирать гармоничные цвета и вовсе без схемы.

    В цветовой теории есть много интересного и кроме цветового круга: как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как, например, связаны форма и цвет. Читайте об этом в нашем обзоре книги Иттена «Искусство цвета».

    Также советуем изучить то, как Иттен учил студентов работать с формой объектов. Он не преподавал им механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Об этом Иттен написал в своей книге «Искусство формы», на которую у нас тоже есть обзор!

    Научитесь: Профессия Графический дизайнер
    Узнать больше

    Добавить комментарий