Как составить даймонд по литературе

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Быковская Виктория Александровна

учитель русского языка и литературы

58 лет

рейтинг5 121
место6 485

Местоположение

Донецкая Народная Республика, г.Енакиево

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даймонд – творческая работа, по форме представляет 7-стишие.
                                             Алгоритм составления:

Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.

Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.

5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.

Пример даймонда

День

Ясный, светлый

Радует, волнует, бодрит

День светел. Ночь темна.

Печалит, опустошает, усыпляет

Мрачная, темная

Ночь.

09.01.2015 19:45

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Мастер-класс

«Даймонд
как способ  развития логического мышления обучающихся на уроках русского языка
и литературы по ФГОС».

Чтобы
иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Буду рада, если мастер-класс
сможет пополнить ваш педагогический багаж знаний.

В
современном мире нас окружает большой поток информации. Это требует навыков её
поиска, анализа, интерпретации. Поэтому формирование логического мышления очень
важно.

Новый
образовательный стандарт ставит перед образованием новые цели. Теперь школьнику
необходимо прививать универсальные учебные действия, навыки решения творческих
и логических задач.

Реализуя
новые образовательные цели, я стремлюсь организовывать целенаправленную работу
по обучению учащихся основным приёмам мыслительных действий. В результате ученики
должны научиться преобразовывать текстовый материал в схему, таблицу или
краткую словесную форму. Такой краткой словесной формой может быть даймонд, что
переводится как бриллиант. Такое название не случайно, бриллиант – это алмаз,
которому посредством обработки придана специальная форма, максимально
выявляющая его естественный блеск. Шлифуется все лишнее и получается идеальный
силуэт.

Так и
при составлении даймонда по теме, ученику необходимо выделить из
объёмного текста по любому предмету те прилагательные, глаголы и существительные,
которые должны охарактеризовать явление, объект, предмет или событие, как можно
точнее. Ребятам необходимо в этом случае применить все приемы логического
мышления: анализ, синтез, абстракцию, обобщение, конкретизацию.

Самостоятельно
составленный даймонд защищается учеником, превращаясь в текстовую информацию,
отражая уровень познаний и личностное отношение к изучаемому понятию каждого
ученика.

Я
использую даймонд на своих уроках сравнительно недавно. Например, в этом
учебном году мы составляли даймонд «Онегин и Ленский» по роману «Евгений
Онегин» А.С.Пушкина с девятиклассниками, «Россия и Англия» по сказу «Левша»
Н.С.Лескова с шестиклассниками. Также этот прием я применила на уроках русского
языка по теме «Фонетика», «Морфемика».  Могу сказать, что детям интересно, так
как от них требуется умение размышлять над поставленной задачей.

А
сейчас предлагаю вам стать моими учениками, и мы вместе продемонстрируем, как
можно использовать даймонд  на уроках русского языка и литературы.  Для этого
нам нужно разделиться на группы. Прежде чем мы приступим к самостоятельной
работе, сравним даймонд и синквейн. С последним вы уже знакомы. Попробуем сопоставить
известное и неизвестное, выявить разницу и дать определение Даймонду.

1.Создание
проблемной ситуации.

Сравните
синквейн и даймонд. Попробуйте сформулировать, что такое Даймонд.

Синквейн

1.Семья

2.
Дружная, крепкая.

3.Любит,
хранит, оберегает.

4.Нет
ничего дороже семьи.

5.Счастье.

Даймонд

1.Семья.

2.Дружная,
крепкая.

3.Любит,
хранит, оберегает.

4.
Семья спасает, а одиночество убивает.

5.Выматывает,
угнетает, опустошает.

6.
Унылое, безрадостное.

7.Одиночество.

Синквейн
– это стихотворная форма из 5 строк, характеризующая предмет (тему),
которая пишется по определённому плану:

1)1
существительное.

2)  2
прилагательных.

3) 3
глагола.

4)  1
фраза.

5)1 существительное.

Даймонд
– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия
с противоположным значением.

1) 1 существительное.

2) 2
прилагательных или причастия.

3)3
глагола или деепричастия.

4) 
4 слова: два из них характеризуют первое существительное, другие два – второе.

5)
3 глагола или деепричастия.

6)
2 прилагательных или причастия.

7)
1 существительное.

2.Совместное
составление Даймонда.

А
теперь давайте попробуем составить даймонд вместе. Как советовал Петр Яковлевич Гальперин, начнем с
простого: звуков и букв. Чтобы составить даймонд, нужно подобрать к данным
понятиям подходящие прилагательные или причастия, глаголы или деепричастия.

1.Звуки.

2.Гласные,
согласные.

3.Льются,
слышатся, звучат.

4.Звуки
произносятся, буквы пишутся.

5.Изображаются,
строят, печатаются.

6.Прописные,
заглавные.

 7.Буквы.

3.Самостоятельная
работа в группах. Составьте даймонд на предложенную тему:

 1
группа «Лингвисты»: корень и окончание.

1.Корень

2.
Обязательный, главный.

3.
Выражает, определяет, смыслообразует.

4.Новые
слова, а не формы слова.

5.
Служит, меняется, связывает.

6.
Формообразующее, нулевое.

7. Окончание.

2
группа «Литераторы»: Остап и Андрий.

1.Остап.

2.Мужественный,
стойкий.

3.Сражается,
защищает, погибает.

4.Остап
– герой, Андрий – отступник.

5.Воюет,
влюбляется, предает.

6.Красивый,
страстный.

7.Андрий.

3.группа
«Творцы»: зима и лето.

1.Зима.

2.Белая,
снежная.

3.Вьюжит,
веселит, завораживает.

4.Зима
успокаивает, лето пробуждает.

5.Радует,
кормит, цветет.

6.Цветное,
яркое.

7.Лето.

4.
Рефлексия.

Уважаемые
коллеги, давайте подведем итог занятию и продолжим предложения: «Мы с вами
сегодня…..

У
– узнали, что такое даймонд.

Р
– развивали логическое (творческое) мышление.

О
– обсуждали, как составляют даймонд.

К
– конструировали даймонд.

Спасибо
за внимание!

О синквейне, даймонде, диаманте, хайку и штрихах…

 Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.

Что такое синквейн?

 В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

 Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

 Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка – слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

          Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

          Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

         Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

              Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

          Использование синквейнов в школе

      Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

 – знает содержание учебного материала темы;

– умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

 – умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

       Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

       Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему “НОВЫЙ ГОД”.

1.НОВЫЙ ГОД.

2.РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3.ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5.ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему “Витамин”.

1. Вещество

2. Полезное, необходимое

3. Поглощать, принимать, употреблять

4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

5. Польза для здоровья

Имя

Самостоятельное, предметное

Называет, конкретизирует, абстрагирует.

Может быть любым членом предложения.

Существительное

Что такое даймонд?

 Даймонд – состоит из 7 строк.

     Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

     Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

    Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

      Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

 Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

                                    Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Что такое диаманта? 

       Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

 строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.

     Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Что такое хайку?

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Примеры хайку

Снегирь

 Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

     Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Что такое штрихи?

Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:

Молодость,

Зажигательная, весёлая,

Восхитительная, влюблённая, пламенная.

Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

Минаева Настя, 6а класс

Чувства,

Искренние, противоречивые,

Чарующие, манящие, дурманящие.

Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,

Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.

Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

Герасимова Елена, 6а класс

Ручей,

Свежий, прохладный,

Звенящий, пробуждающий, зовущий.

Бежит, поёт, журчит, течёт,

Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается

Даймонд как прием технологии

«Даймонд как способ развития логического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы по ФГОС».

Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Буду рада, если мастер-класс сможет пополнить ваш педагогический багаж знаний.

В современном мире нас окружает большой поток информации. Это требует навыков её поиска, анализа, интерпретации. Поэтому формирование логического мышления очень важно.

Новый образовательный стан

Содержимое разработки

«Даймонд как способ развития логического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы по ФГОС».   Теляшова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ Китовская СШ

«Даймонд как способ развития логического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы по ФГОС».

Теляшова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ Китовская СШ

Даймонд - бриллиант .

Даймонд – бриллиант .

Бриллиант – это алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск. Шлифуется все лишнее, и получается идеальный силуэт.

  • Бриллиант – это алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск. Шлифуется все лишнее, и получается идеальный силуэт.

Применить приёмы логического мышления: Анализ Синтез Абстракцию Обобщение Конкретизацию

Применить приёмы логического мышления:

  • Анализ
  • Синтез
  • Абстракцию
  • Обобщение
  • Конкретизацию

  Синквейн - это стихотворная форма из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому плану: 1)1 существительное. 2) 2 прилагательных. 3) 3 глагола. 4) 1 фраза. 5)1 существительное.  Даймонд - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. 1) 1 существительное. 2) 2 прилагательных или причастия. 3)3 глагола или деепричастия. 4) 4 слова: два из них характеризуют первое существительное, другие два – второе. 5) 3 глагола или деепричастия. 6) 2 прилагательных или причастия. 7) 1 существительное.

  •  
  • Синквейн – это стихотворная форма из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому плану:
  • 1)1 существительное.
  • 2) 2 прилагательных.
  • 3) 3 глагола.
  • 4) 1 фраза.
  • 5)1 существительное.
  • Даймонд – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
  • 1) 1 существительное.
  • 2) 2 прилагательных или причастия.
  • 3)3 глагола или деепричастия.
  • 4) 4 слова: два из них характеризуют первое существительное, другие два – второе.
  • 5) 3 глагола или деепричастия.
  • 6) 2 прилагательных или причастия.
  • 7) 1 существительное.

Синквейн 1.Зима. 2. Белая, снежная 3.Вьюжит, веселит, завораживает. 4.Зима успокаивает. 5.Время года. Даймонд 1.Зима. 2. Белая, снежная 3. Вьюжит, веселит, завораживает. 4. Зима успокаивает, лето пробуждает. 5.Радует, кормит, цветет. 6. Цветное, яркое. 7.Лето.

Синквейн

  • 1.Зима.
  • 2. Белая, снежная
  • 3.Вьюжит, веселит, завораживает.
  • 4.Зима успокаивает.
  • 5.Время года.

Даймонд

  • 1.Зима.
  • 2. Белая, снежная
  • 3. Вьюжит, веселит, завораживает.
  • 4. Зима успокаивает, лето пробуждает.
  • 5.Радует, кормит, цветет.
  • 6. Цветное, яркое.
  • 7.Лето.

1.Звуки.         7.Буквы.

1.Звуки.

7.Буквы.

1.Звуки. 2.Гласные, согласные.     6.Прописные, заглавные.  7.Буквы.

  • 1.Звуки.
  • 2.Гласные, согласные.
  • 6.Прописные, заглавные.
  • 7.Буквы.

1.Звуки. 2.Гласные, согласные. 3.Льются, слышатся, звучат.  5.Изображаются, строят, печатаются. 6.Прописные, заглавные.  7.Буквы.

  • 1.Звуки.
  • 2.Гласные, согласные.
  • 3.Льются, слышатся, звучат.
  • 5.Изображаются, строят, печатаются.
  • 6.Прописные, заглавные.
  • 7.Буквы.

ДАЙМОНД 1.Звуки. 2.Гласные, согласные. 3.Льются, слышатся, звучат. 4.Звуки произносятся, буквы пишутся. 5.Изображаются, строят, печатаются. 6.Прописные, заглавные.  7.Буквы.

ДАЙМОНД

  • 1.Звуки.
  • 2.Гласные, согласные.
  • 3.Льются, слышатся, звучат.
  • 4.Звуки произносятся, буквы пишутся.
  • 5.Изображаются, строят, печатаются.
  • 6.Прописные, заглавные.
  • 7.Буквы.

1.Корень 2. Обязательный, главный. 3. Выражает, определяет, смыслообразует. 4.Новые слова, а не формы слова. 5. Служит, меняется, связывает. 6. Формообразующее, нулевое. 7. Окончание.

  • 1.Корень
  • 2. Обязательный, главный.
  • 3. Выражает, определяет, смыслообразует.
  • 4.Новые слова, а не формы слова.
  • 5. Служит, меняется, связывает.
  • 6. Формообразующее, нулевое.
  • 7. Окончание.

ДАЙМОНД 1.Остап. 2.Мужественный, стойкий. 3.Сражается, защищает, погибает. 4.Остап – герой, Андрий – отступник . 5.Воюет, влюбляется, предает. 6.Красивый, страстный. 7.Андрий.

ДАЙМОНД

  • 1.Остап.
  • 2.Мужественный, стойкий.
  • 3.Сражается, защищает, погибает.
  • 4.Остап – герой, Андрий – отступник .
  • 5.Воюет, влюбляется, предает.
  • 6.Красивый, страстный.
  • 7.Андрий.

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД

ДАЙМОНД 1.ДЕНЬ 2 3. 4 5. 6 7.НОЧЬ        7.НОЧЬ

ДАЙМОНД

  • 1.ДЕНЬ
  • 2
  • 3.
  • 4
  • 5.
  • 6
  • 7.НОЧЬ
  • 7.НОЧЬ

ДАЙМОНД 1 ВОЙНА       7.МИР

ДАЙМОНД

  • 1 ВОЙНА
  • 7.МИР

Даймонд 1.Урок 2. 3. 4 5. 6.   7.Перемена

Даймонд

  • 1.Урок
  • 2.
  • 3.

4

  • 5.
  • 6.

7.Перемена



-80%

Вы смотрели


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Диамантом называется стихотворение, которое по своей форме напоминает алмаз. Обычно оно состоит из 7 строк, где первое и заключительное слова обычно синонимы (вроде “лист” и “лепесток”) или антонимы (вроде “огонь” и “вода”).[1]
Хотя форма этого стихотворения весьма необычна, но его написание не займет много времени.
И вот как это сделать.

Шаги

  1. Изображение с названием Write a Diamante Step 1

    1

    Первая строка стихотворения должна состоять из одного слова. Начните с существительного или местоимения. Для первой строки выберите-что-то, что будете описывать на протяжении последующих двух или трех строк.

  2. Изображение с названием Write a Diamante Step 2

    2

    Для второй строки подойдут два прилагательных. Вторая строка служит описанием первой и выражает ваши чувства, вызванные первой строкой.

  3. Изображение с названием Write a Diamante Step 3

    3

    Следующая строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий. Она описывает действия, связанные с первой строкой.

  4. Изображение с названием Write a Diamante Step 4

    4

    Четвертая строка состоит из четырех любых частей речи и описывает отношения, которые связывают начало и конец диаманта. Эту строку можно создать двумя путями:

    • Комбинацией из четырех существительных. Это сделает стихотворение более образным.
    • Целой фразой, которая будет по размеру больше последующей.
  5. Изображение с названием Write a Diamante Step 5

    5

    Пятая строка снова состоит из трех глаголов. Она решает каким по характеру будет диамант. Как уже говорилось выше, он может заканчиваться синонимом или антонимом первого слова. Синоним – слово, близкое или равное по значению к исходному слову. Антоним – слово, противоположенное по значению.

  6. Изображение с названием Write a Diamante Step 6

    6

    Для шестой строки вновь выберите два прилагательных. Они могут быть либо синонимами, если вы выбрали синонимичный диамант, или антонимами.

  7. Изображение с названием Write a Diamante Step 7

    7

    Завершите свой диамант последним существительным. Эта строка представляет или антипод первого существительного или его метаморфозу.

    Реклама

Советы

  • Последняя строка может быть и просто синонимом первой.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 465 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добавить комментарий