Как составить действие для задачи

Краткая запись при решении задач очень помогает. Она содержит основную информацию из задачи. Опираясь на краткую запись, задачу легко решить. Но часто дети не понимают, как составить краткую запись. В этой статье я расскажу, как помочь ребенку научиться составлять краткую запись.

Первое, что должны сделать родители – запастись терпением и настроиться на то, что вы много раз будете повторять одни и те же вопросы. Если ребенок не может ответить на какой-то вопрос при составлении краткой записи, просите посмотреть в задаче. Только так можно научить ребенка видеть условие задачи.

Составляем краткую запись к задачам в одно действие

Задача 1

У Пети 2 жëлтых мячика и 3 красных. Сколько всего мячиков у Пети?

После того, как ребенок прочитал задачу, спрашиваем, о чем идёт речь в задаче (о мячиках). Мячики каких цветов были у Пети? (красные и желтые). Красные и жёлтые – опорные слова в задаче. Это те слова, которые будут в краткой записи. Сколько у Пети желтых мячиков? (2). Записываем в краткой записи. Сколько у Пети красных мячиков? (3). Записываем в краткой записи.

При каждом ответе: “Не знаю” просим ребенка найти ответ на этот вопрос в условии задачи (просим прочитать, что нам известно только про красные или только про желтые мячики).

Просим ребенка прочитать вопрос задачи. (Сколько всего кубиков у Пети?). “Сколько всего?” обозначается в краткой записи фигурной скобочкой.

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 2

У Пети 10 мячиков. Из них 4 жëлтые, а остальные – красные. Сколько красных мячиков у Пети?

Вопросы к задаче:

О чем речь в задаче?

Какие были мячики ( красные и желтые)

Красные и желтые – опорные слова.

Сколько было желтых мячиков?

Сколько было красных мячиков?

Сколько мячиков всего?

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 3

У Маши 3 ручки, а у Кати на 4 ручки больше. Сколько ручек у Кати?

Вопросы к задаче:

О чем задача? ( о ручках)

У кого были ручки? ( у Маши и у Кати)

Сколько ручек у Маши?

Сколько ручек у Кати( мы не знаем, но знаем, что их на 4 больше) .

Читать нам нужно узнать?

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 4

У Кати 3 флажка, у Жени 4 флажка. А у Марины столько флажков, сколько у Кати и Жени вместе. Сколько флажков у Марины?

Вопросы к задаче:

О чем эта задача?

У кого были флажки ( у Кати, у Жени, у Марины).

Имена девочек – опорные слова.

Сколько флажков у Кати?

Сколько флажков у Жени?

Сколько флажков у Марины? (неизвестно, но мы знаем, что у нее столько же флажков, сколько у Кати и Жени вместе).

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 5

На тарелке было 15 пирожков. 5 пирожков съели. Сколько пирожков осталось на тарелке?

Вопросы к задаче:

О чем эта задача?

Что мы знаем про пирожки? (что они были, потом их съели, сколько-то осталось).

Было, съели, осталось – опорные слова.

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 6

На детской площадке 7 мальчиков и 4 девочки. На сколько мальчиков больше, чем девочек?

Вопросы к задаче:

О ком эта задача?

Сколько мальчиков на детской площадке?

Сколько девочек на площадке?

Что нам нужно узнать?

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

О том, как научить ребенка составлять чертëж к задачам на сложение и вычитание, можно прочитать здесь.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе “Задачи” мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть “Сколько всего?”

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе “Сколько … осталось?”

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии “на … больше”

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии “на … меньше”

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе “На сколько больше…?”

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  “На сколько меньше…?”

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии “Было…Стало…”

В вопросе “Сколько добавили?”

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии “Было… Осталось…”

В вопросе “Сколько уехало?”

                  “Сколько человек вышло?”

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии “Убрали… Осталось…”

В вопросе “Сколько было сначала?”   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором – на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 63. ПР 3. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 14,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 18,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 29,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 73,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 59,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 67,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 9,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 43,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 47,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 60,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 67,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 75,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 100,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 49,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 57,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 63,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 4,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 20,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 21,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 57,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 70,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 71,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 83,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 102,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Задание 373,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 81,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 264,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 265,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 365,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 481,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 497,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 502,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 507,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 508,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 361,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 370,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 382,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 385,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 398,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 418,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 420,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 430,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 434,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 443,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


Образцы оформления задачи

 

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть Сколько всего?”

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе “Сколько … осталось?”

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии на … больше

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии на … меньше

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе На сколько больше…?”

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  “На сколько меньше…?”

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии “БылоСтало…”

В вопросе Сколько добавили?”

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии “БылоОсталось…”

В вопросе “Сколько уехало?”

                  “Сколько человек вышло?”

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии “УбралиОсталось…”

В вопросе “Сколько было сначала?”   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором – на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по их условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня узнаем, как решить задачу в два действия во 2 классе? То есть, как помочь школьнику научиться решать их самостоятельно.

Во-первых, стоит сказать, что, если ребенок не сразу понимает или сразу вообще не понимает, как решаются подобные задачи, его нельзя назвать неспособным. Просто разные дети воспринимают информацию по-разному. Возможно, родителю придется разобрать детально несколько примеров или показать решение схематически, применить юмор или посчитать по палочкам. Главное, не путать малыша забрасыванием различных упражнений. К примеру, сначала стоит закрепить решение задач в 1 действие.

Во-вторых, не ругайте малыша. Подбадривайте юного школьника. Говорите, что у него все получится, ведь он умный. Имейте в виду, ваш ребенок должен знать, что он умный, у него хорошая память, он сообразительный. Откуда знать? От вас, родителей.

В-третьих, не применяйте в разъяснениях сложные математические термины. Объясняйте все «на пальцах». Чем проще, тем лучше.

Пример из жизни. Моему сыну тему в 2 действия объяснял папа. И знаете, как он это делал? С юмором! Он говорит: «На одной ветке сидит 3 мужика, на второй ветке сидит на 2 мужика больше. Сколько всего мужиков сидит на ветках?». Представляете? Уже на середине рассказа ребенок все это представил и решение появилось само. Не говоря уже о том, что весь дом разразился смехом и настроение было поднято на 3 дня вперед.

Теоретический материал

Задачи в 2 действия – это составные задачи, в которых для нахождения искомого ответа необходимо вычислить одно неизвестное по имеющимся данным. По сути дела, подобные упражнения готовят ученика к изучению линейных уравнения в более старших классах. Только там неизвестное число будет обозначаться иксом или игриком.

Задачам в два действия предшествуют они же, но в одно действие. Как они решаются? Нахождением суммы, остатка или разницы.

Как ребенку рассуждать самостоятельно? Пример: «В одной коробке было 8 ручек, а во второй на 2 ручки меньше. Сколько ручек в двух коробках?»  План:

  • О чем говорится в задаче? О коробках и ручках.
  • Что известно? В одной коробке было 8 ручек, во второй на 2 меньше.
  • Что не известно? Сколько точно ручек во второй коробке.
  • В чем состоит вопрос? Сколько всего ручек.
  • Что нужно, чтобы понять, сколько всего ручек? Сложить ручки из одной и второй коробки.

План решения:

  • Найти, сколько ручек во второй коробке.
  • Сложить число ручек из первой и второй коробки.

Краткая запись:

В первой коробке – 8 р.

Во второй – на 2<.

Сколько ручек всего?

1)8 – 2 = 6 (р.) – во второй коробке.

2)8 + 6 = 14 (р.) – всего.

Ответ: всего было 14 ручек.

1 действие

Пример 1 (нахождение суммы).

В саду посадили 7 яблонь и 4 груши. Сколько всего деревьев посадили в саду.

Решение:

Яблони – 7 д.

Груши – 4 д.

Сколько всего — ? д.

1)7 + 4 = 11 (д.) – деревьев всего.

Ответ: 11 деревьев.

Пример 2 (нахождение остатка).

Ваня посадил в саду 5 кустов крыжовника. 2 из них он полил. Сколько Ване осталось полить кустов?

Решение:

Посадил – 5 к.

Полил – 2 к.

Осталось полить — ? к.

1)5 – 2 = 3 (к.) – осталось полить.

Ответ: 3 куста.

Пример 3 (на увеличение).

Мама с папой собирали грибы. Мама нашла 10 грибов, а папа на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел папа?

Мама – 10 г.

Папа – на 3 г. больше.

Сколько г. нашел папа?

1)10 + 3 = 13 (г.) – папа.

Ответ: 13 грибов.

Пример 4 (на уменьшение).

У Коли было 6 груш, а у Оли на 2 груши меньше. Сколько груш было у Оли?

Коля – 6 г.

Оля – на 2 г. меньше.

Сколько груш было у Оли?

1)6 – 2 = 4 (г.) – у Оли.

Ответ: 4 груши.

Пример 5 (на сколько больше).

Пирожок с капустой стоит 20 рублей, а булочка – 15 рублей. На сколько больше рублей стоит пирожок?

Пирожок – 20 р.

Булочка – 15 р.

На сколько больше стоит пирожок?

1)20 – 15 = 5 (р.) – рублей.

Ответ: на 5 рублей.

Пример 6 (на сколько меньше).

Тыква весит 3 кг, а кабачок – 1 кг. На сколько меньше тыквы весит кабачок?

Тыква – 3 кг.

Кабачок – 1 кг.

На сколько меньше весит кабачок?

1)3 – 1 = 2 (кг) – килограмм.

Ответ: на 2 килограмма.

Пример 7.

У Вани было 7 карандашей. Когда он нашел еще несколько карандашей, у него их стало 13. Сколько карандашей нашел Ваня?

Было – 7 к.

Нашел — ? к.

Стало – 13 к.

Сколько нашел?

1)13 – 7 = 6 (к.) – карандашей.

Ответ: 6 карандашей.

Пример 8.

В ремонтной мастерской было 9 машин. Когда несколько машин забрали хозяева, в мастерской их осталось 5. Сколько машин забрали?

Было – 9 м.

Забрали — ? м.

Осталось – 5 м.

Сколько забрали?

1)9 – 5 = 4 (м.) – машин.

Ответ: 4 забрали.

Пример 9.

После того, как Ирина отдала 3 конфеты младшему брату, у нее осталось 2 конфеты. Сколько конфет было у Ирины сначала?

Было — ? к.

Отдала – 3 к.

Осталось – 2 к.

Сколько было сначала?

1)2 + 3 = 5 (к.) – было.

Ответ: было 5 конфет.

2 действия

Пример 1.

В спортивной секции занимаются 5 мальчиков, а девочек на 4 больше. Сколько всего ребят занимаются в секции?

Мальчиков – 5 м.

Девочек – на 4>.

Сколько всего ребят — ? (оформляется фигурной скобкой двух предыдущих строчек).

1)5 + 4 = 9 (д.) – девочек.

2)9 + 5 = 14 (р.) – ребят всего.

Ответ: 14 ребят.

Можно оформить решение скобками. Тогда следует написать (5 + 4) + 5 = 14.

Пример 2.

В комнате стояло 4 стула, а табуреток на 3 меньше. Сколько всего стульев и табуреток было в комнате?

Стулья – 4 с.

Табуретки – на 3<.

Сколько всего?

1)4 – 3 = 1 (т.) – табуреток.

2)4 + 1 = 5 (шт.) – всего.

Ответ: 5 стульев и табуреток всего.

Или запишите одним действием со скобками. (4 — 3) + 4 = 5.

Пример 3.

В бутылке было 8 стаканов молока. Из них 3 стакана мама израсходовала на кашу, а на какао 2 стакана. Сколько стаканов молока осталось в бутылке?

Было – 8 ст.

Израсходовали 3 ст. и 2 ст.

Сколько стаканов осталось?

1)3 + 2 = 5 (ст.) – израсходовали.

2)8 – 5 = 3 (ст.) – осталось.

Ответ: осталось 3 стакана.

Или со скобками. 8 — (3 + 2) = 3.

Пример 4.

В баке трактора было 20 л бензина. Сначала в бак добавили 5 литров, потом еще 12 литров. Сколько всего литров бензина оказалось в баке?

Было – 20 л.

Добавили – 5 л и 12 л.

Стало – ? л.

1)12 + 5 = 17 (л.)

2)20 + 17 = 37 (л.)

Ответ: 37 литров бензина.

Пример 5.

В библиотеке на одной полке стояло 32 книги, а на другой – 40 книг. Детям выдали 20 книг. Сколько книг осталось на этих полках?

Было – 32 к. и 40 к.

Выдали – 20 к.

Сколько осталось?

1)32 + 40 = 72 (к.) – всего.

2)72 – 20 = 52 (к.) – осталось.

Ответ: осталось 52 книги.

Пример 6.

У фермера было 3 лошади, коров на 8 больше, а овец столько же, сколько коров и лошадей вместе. Сколько было овец?

Лошади – 3 л.

Коровы – на 8 >.

Овец – сколько коров и лошадей вместе.

1)3 + 8 = 11 (к.) – коров.

2)11 + 3 = 14 (ов.) – овец.

Ответ: на ферме 14 овец.

Задачи с составлением таблиц

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько кг муки в пяти таких же пакетах? (Фото 1)

На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 метров ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 метров ткани? (Фото 2)

Решение задач 1

Образцы оформления задачи

2 года назад Юле было 10 лет. Сколько лет ей будет через 6 лет? (Фото 3)

На первой тарелке лежит 5 пончиков, а на второй на 2 пончика меньше. Сколько всего пончиков на двух тарелках? (Фото 4)

Решение задач 2

В первом аквариуме было 4 рыбки, а во втором на 2 рыбки больше. Сколько рыбок в двух аквариумах? (Фото 5)

У Вани 10 тетрадей, 4 тетради он уже использовал. На сколько больше тетрадей осталось, чем Ваня использовал? (Фото 6)

Решение задач 3

У Ирины было 12 счетных палочек. Для решения примера она уже использовала 3, а потом еще 4 палочки. Сколько неиспользованных палочек осталось у Ирины? (Фото 7)

У Юры было 20 рублей. На покупку ручки и карандаша он истратил 6 и 8 рублей. Сколько рублей осталось у Юры? (Восьмое фото)

Решение задач 4

Задачи в 2 или 3 действия

Далее публикуем множество примеров задач, которые вы можете предложить своим детям для решения. К примеру, во время каникул или на выходных. По 4-5 задач в день малышу будет вполне достаточно.

На дороге стояло 5 синих машин, а зеленых на 3 меньше. Сколько всего машин стояло на дороге?

В лодке было 3 гребца, а в байдарке на 2 гребца больше. Сколько всего гребцов было в лодке и на байдарке?

В трёх альбомах 60 листов. В первом и втором альбомах — по 24 листа. Сколько листов в третьем альбоме?

Гусь весит 9 кг, а курица — на 7 кг меньше. Сколько весят гусь и курица вместе?

В магазин привезли 3 ящика конфет, а печенья на 2 ящика меньше. Сколько всего ящиков привезли в магазин?

У Леры было 5 открыток, а у Карины на 2 открытки больше. Сколько всего открыток было у девочек?

Аня купила булочку за 15 рублей и чай за 6 рублей. В кассу Аня отдала 50 рублей. Сколько девочка получит сдачи?

На школьной выставке 60 рисунков. 13 из них выполнены фломастерами, 27 карандашами, а остальные — красками. Сколько рисунков, выполненные красками, на школьной выставке?

В школьный буфет привезли два лотка с пирожками. На одном лотке было 50 пирожков, на другом — 30. За первую перемену продали 37 пирожков. Сколько пирожков осталось?

В корзине было 15 грибов. Из них 6 лисичек и 2 белых гриба, остальные подберезовики. Сколько подберезовиков было в корзине?

На одной ветке сидели 4 синицы, на второй ветке – на 3 синицы больше. Сколько всего синиц сидит на обеих ветках?

На правом подоконнике стоит 4 цветочных горшка, на левом – на 3 горшка больше. Сколько всего цветочных горшком стоит на обоих подоконниках?

Карина собирала букет из осенних листьев. Дубовых листочков у нее было 12, осиновых — на 4 меньше, а кленовых столько, сколько дубовых и осиновых вместе. Сколько кленовых листочков в букете Карины?

В саду растут 10 деревьев. Из них 2 сливы, 3 груши, а остальные вишни. Сколько вишен растут в саду?

У Иры было 4 конфеты. Она взяла еще 3, а потом одну отдала брату. Сколько конфет осталось у Иры?

Для салата требуется 4 огурца, а помидоров на 2 меньше. Сколько помидоров и огурцов потребуется для салата?

У Вани было 10 тетрадей в клетку, а тетрадей в линейку на 3 штуки меньше. Сколько у Вани всего тетрадей?

В субботу в музее побывало 26 учеников из 4 «А» класса, а в воскресенье — на 8 человек больше из 4 «Б» класса. Сколько всего учеников побывало в музее за субботу и воскресенье?

В ларьке было 70 булочек. До обеда продали 35 булочек, а после обеда — 15. Сколько булочек не продали?

На строительстве дома работали 20 каменщиков и 12 маляров. 8 человек перевели на другую работу. Сколько человек осталось на строительстве?

Папа на рыбалке поймал 7 окуней, а щук на 2 меньше. Сколько всего рыб поймал папа?

Катя съела 2 пирожных, а Алина на 3 больше. Сколько всего пирожных съели обе девочки?

Ученики первого класса подготовили для выставки 17 рисунков, а ученики второго класса на 8 рисунков больше. Сколько всего рисунков подготовили ученики первого и второго класса вместе?

На столе лежали яблоки и конфеты. Яблок было 17, а конфет на 4 меньше. Сколько всего яблок и конфет лежало на столе?

Марина решила нарисовать 30 рисунков. В понедельник она нарисовала 12, во вторник — 8 букета. Сколько рисунков Марина не стала рисовать?

В саду посадили 8 кустов сирени, голубики — на 5 кустов больше, чем сирени, а ирги — столько, сколько сирени и голубики вместе. Сколько кустов ирги посадили в саду?

Катя помыла 5 тарелок, а Аня на 7 тарелок больше. Сколько всего тарелок помыли девочки?

Бабушка испекла пирожки. 15 пирожков с капустой, а с черникой на 7 пирожков меньше. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

Мама купила аквариум с рыбками. В нем было 7 желтых рыб, а красных на 3 меньше. Сколько всего рыб в аквариуме?

В зоомагазине продается 17 черепашек, а канареек на 4 больше. Сколько всего черепашек и канареек продается в зоомагазине?

В пруду плавали 6 лебедей, 9 гусей, а уток на 3 меньше, чем лебедей и гусей вместе. Сколько уток плавало в пруду?

Саша собирает марки с картинками транспорта. У него уже есть 5 марок с автобусами и 7 марок с поездами. Сколько всего марок в коллекции Саши?

Туристы шли 6 дней пешком и 3 дня сплавлялись по реке на байдарках. Сколько всего дней длилось их путешествие?

На карусели катались 5 мальчиков, а девочек было на 3 меньше. Сколько всего мальчиков и девочек катались на карусели?

С клумбы срезали 5 роз, а колокольчиков на 9 больше. Сколько всего цветов срезали?

В первой корзинке 8 грибов, а во второй на 2 гриба меньше. Составь вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

За лето Митя прочитал 20 книг, а Карина на 7 книг больше. Поставь вопрос задачи и реши ее.

В магазин привезли 16 кг фруктов. Из них несколько килограммов яблок и 12 кг груш. Сколько килограммов яблок привезли в магазин?

У Кати было несколько наклеек. Несколько она подарила сестре, тогда у Кати осталось 8 наклеек. Сколько наклеек было у Кати изначально?

Мама вышила 6 маленьких салфеток и 3 большие. 2 салфетки она подарила сестре. Сколько салфеток осталось у мамы?

На салат потребовалось 5 огурцов, 4 помидора. А редисок столько, сколько огурцов и помидоров вместе. Сколько всего овощей потребовалось для салата?

В погребе было 30 кг капусты. После того, как несколько килограммов капусты продали, в погребе осталось 12 кг. Сколько кг капусты продали?

Футбольный матч наша команда проиграла. Наши мальчики забили на 2 гола меньше, чем их противники, которые забили 7 голов. Сколько голов забито в ворота в этом матче?

После того, как из вазы взяли 6 груш, в вазе осталось еще 5 груш. Сколько груш было в вазе сначала?

В пенале было 12 карандашей. Сначала из пенала взяли 5 карандашей, а потом положили в него 3 карандаша. Сколько карандашей стала в пенале?

В автобусе ехали 11 мужчин и 6 женщин. На остановке село еще 3 человека, никто не вышел. Сколько людей стало в автобусе?

Задачи повышенной сложности

Саша старше Коли на 6 лет, а Аня моложе Саши на 4 года. Кто из детей старше и на сколько лет?

Папе 42 года, а маме 31 год. На сколько лет папа старше мамы?

Митя выше Кости на 7 см, а Коля ниже Кости на 3 см. Кто из мальчиков самый высокий?

До метро мама идет 10 минут, а на метро едет на 17 минут больше. Сколько всего минут мама тратит на дорогу?

Через 6 лет Кате будет 13 лет. Сколько лет Кате было 3 года тому назад?

У Марины на 6 конфет больше, чем у Оли. Сколько конфет Марина отдала Оле, если после этого у них стало конфет поровну?

К началу учебного года мама купила Ване 12 новых книжек. Из них 7 было без картинок, а из тех, которые с картинками, половина — учебники.  Сколько учебников мама купила Наташе?

У Тамары две ленты зеленая и желтая. Зеленая лента на 3 дм длиннее желтой. Тамара отрезала от зеленой ленты 6 дм, а от желтой 2 дм. Какая лента стала длиннее и на сколько сантиметров?

Катя принесла из магазина 2 кг картошки, а мама принесла капусту, вес которой был на 6 кг больше, чем вес картошки. Сколько всего килограммов овощей они несли?

Четыре года назад Кате было 8 лет. Сколько лет Кате будет через 3 года?

Во вторник папа принес из леса на 3 гриба больше, чем в среду, и на 2 гриба больше, чем в четверг. В какой день, в среду или в четверг папа принес больше грибов?

У Сережи, Димы и Вали есть 3 поделки из бумаги – лиса, собака и кораблик, по одному у каждого. Известно, что у Сережи – не кораблик, а у Вали и Сережи – не лиса. У кого какое изделие?

Коля прыгнул в высоту с шестом на 50 дм, а Дима – на 52 дм. Поставь вопрос и реши задачу.

Девочки на уроке физкультуры прыгали в длину с места. Кто из них занял первое, второе и третье место, если длина прыжка Кати была равно 75 см, Марины – 86 см, а Юли – 10 дм?

Составь ряд чисел, в котором первым числом будет 3, вторым – 4, а каждое следующее равно сумме двух предыдущих.

В семье трое детей. Женя, Валя и Саша – 2 мальчика и 1 девочка. Среди имен Женя и Валя есть имя одного мальчика. Среди имен Саша и Женя тоже есть имя одного мальчика. Как зовут девочку?

Коля и Оля измеряли длину дорожки, идя навстречу друг другу. Коля прошел до встречи 20 м, а Оля на 7 метров больше. Какой длины была дорожка?

У Тамары было 16 р. Она истратила из них столько же, сколько осталось. Сколько рублей осталось у Тамары?

У Карины было 3 игрушки. Это обезьяна, утка и слон. Карина определила, что шаг обезьяны 15 см, утри на 10 см короче, а слона на 20 см длиннее, чем обезьяны. На сколько сантиметров шаг утки корочек шага слона?

Катя, Рита и Даша заняли три первых места на конкурсе чтецов. Догадайтесь, кто какое место занял, если следующие ответы неверны? Даша – первое, Рита – второе, Катя – первое или третье.

На одной тарелке было 5 пирожков, а на другой – 10. После того, как за обедом съели несколько пирожков, на двух тарелках осталось 9 пирожков. Сколько пирожков съели за обедом?

Задачи на 2 класс

Надеюсь, вы поняли, как объяснить ребенку 2 класса решение задач, а ваш школьник понял, как решить задачу в два действия? Примеры упражнений распечатайте и пусть ребенок решает каждый день по 1-2 задачи. Знания быстро усвоятся и появятся автоматические навыки. В школе малыш будет «щелкать подобные задания, как орешки». До скорых встреч, друзья.

Краткая запись условия задач
в 1-4 классе начальной школы

Для того, чтобы наглядно представить задачу и
облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи.
В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также
некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили»,
«стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково»
и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде
опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной
степени способствовала решению задачи, нужно:

1)  
Краткую запись составлять
на основе анализа текста задачи; 
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных
обозначений; 
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству
действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла
условие задачи
.

Основные
виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись

Возможны вариации
перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи.
Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

http://www.7gy.ru/images/n-shkola/kr-zapis2.jpg

Примеры
задач:

– Витя
собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в
каждой банке?

Простая
задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1
коробке          Количество коробок   
      Всего камней
    ? к.               
            3 к.       
                     
  18 к.

– 8
приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали
конвертов?

В 1 конверте 
         Количество конвертов     
       Всего приглашений
     2 пр.             
                     
 ? к.                   
         8 пр.

– Трое
друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег
должен дать каждый из них?

На 1 чел.
денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                 
    3 чел.               
    60 руб.

– Одну
деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени
сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная
задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

http://www.7gy.ru/images/n-shkola/z3.jpg

– Вера
посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая
задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

http://www.7gy.ru/images/n-shkola/krugi.jpg

– В
детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком
дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на
нахождение остатка.

Было – 20 л
и 20 л 
Выпили – 12 л 
Осталось – ? л

– В
куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские
костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани
расходовали на одно пальто.

Было -24
м 
Израсходовали – 10 м 
Осталось – 7 к. по ? м

– Когда
брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько
всего грядок должны полить дети?

Было – ?
гр. 
Полили – 5 гр. и 3 гр. 
Осталось – 4 гр.

– В парк
привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то
осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было – 33
к. 
Посадили – ? кл. по 6 к. 
Осталось – 15 к.

– В
прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько
всего ребят стали играть в прятки?

Было – 12
р. 
Пришли – 3 д. и 4 м. 
Стало – ? р.

– У Саши
было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек.
Сколько наклеек стало у Саши?

Было – 6
н. 
Подарил – 2 н. 
Купил – 5 н. 
Стало – ? н.

– На
полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на
полянке?

http://www.7gy.ru/images/n-shkola/z1.jpg

– В первый
день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м
больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй
день вместе, чем в третий?

http://www.7gy.ru/images/n-shkola/z4.jpg

– На
двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках
стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее
представит задачу запись в виде схемы.

http://www.7gy.ru/images/n-shkola/z2.jpg

Пояснения к решению задач

Эта форма
работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным
действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает
действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно
мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие
отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и
делать выводы.

Ответ задачи

Если
использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не
использовались, пишем полный ответ.

Добавить комментарий