Как составить декларацию по сточным водам

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

(см. текст в предыдущей редакции)

124. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, – за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов.

(п. 124 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

125. Декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, нормативов состава сточных вод, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

126. Декларация, а также изменения, вносимые в декларацию, утверждаются руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими лицами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

(см. текст в предыдущей редакции)

127. Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией, осуществляющей водоотведение, и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию. Рассмотрение организацией водопроводно-канализационного хозяйства декларации с изменениями, вносимыми абонентом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 130 настоящих Правил. Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод и до окончания таких мероприятий внесение изменений в декларацию не допускается.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

(см. текст в предыдущей редакции)

128. Декларация содержит:

а) сведения об абоненте (полное и сокращенное наименование абонента, реквизиты договора, на основании которого осуществляется водоотведение, сведения об объектах абонента);

б) фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения;

в) схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев;

г) иные сведения, указанные в форме декларации.

(п. 128 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

(см. текст в предыдущей редакции)

129. При наличии нескольких канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких канализационных выпусков.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:

учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

исключаются значения запрещенного сброса;

не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод, не допускается указание значений фактических концентраций и фактических свойств сточных вод путем указания интервала таких значений, а также указание таких значений с точностью, превышающей 6 знаков после запятой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

Загрязняющие вещества и показатели общих свойств сточных вод, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод и по которым в декларации указываются фактические концентрации загрязняющих веществ и показатели свойств сточных вод, определяются в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 5 к настоящим Правилам, а также нормативами состава сточных вод (действующими для объектов абонентов, сбрасывающих сточные воды в соответствующую централизованную систему водоотведения или технологическую зону водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 129 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

(см. текст в предыдущей редакции)

130. Организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в следующих случаях:

отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;

несоответствие сведений, указанных в пунктах 1 – 5 формы декларации, примечаниях и приложениях к ней, действительности;

указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод либо значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении N 5 к настоящим Правилам, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод;

подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (за исключением случаев создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты);

подача абонентом декларации в отношении объектов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

(п. 130 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

130(1). Декларация прекращает действие в следующих случаях:

а) выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения нормативов состава сточных вод или максимальных допустимых значений показателей и концентраций по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) выявление 2 раза в течение календарного года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента по одному и тому же показателю, превышающих в 2 раза и более значение соответственно фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента, заявленное абонентом в декларации;

(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) подача абонентом в отношении соответствующих объектов новой декларации (в этом случае декларация прекращает действие с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором новая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства).

(пп. “в” введен Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(п. 130(1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

130(2). В течение 3 месяцев со дня оповещения абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о наступлении хотя бы одного из случаев, указанных в подпунктах “а” и “б” пункта 130(1) настоящих Правил, абонент обязан внести соответствующие изменения в декларацию и подать измененную декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если измененная декларация не была подана в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, декларация прекращает действие по истечении 3 месяцев со дня оповещения абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о наступлении указанных случаев.

(п. 130(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

(см. текст в предыдущей редакции)

130(3). В течение 3 месяцев с даты опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления городского поселения, городского округа или муниципального района (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении” – органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) (далее – орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод) об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод (в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод) абонентом вносятся соответствующие изменения в декларацию в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых в декларации указаны фактические концентрации загрязняющих веществ, и подать измененную декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если измененная декларация не была подана в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, декларация прекращает действие по истечении 3 месяцев со дня опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа, уполномоченного на установление нормативов состава сточных вод, об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод.

(п. 130(3) введен Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

Декларация о составе сточных вод

Порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод определен разделом VIII “Правил холодного водоснабжения и водоотведения”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее –  Правила № 644).

Обязанность подачи декларации

В соответствии с п. 124 Правил № 644 абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, – за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.

Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Порядок подачи декларации определен в разделе VIII Правил № 644.

В соответствии с п. 127 Правил № 644 декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией, осуществляющей водоотведение, и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию.

Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

АО “Мосводоканал” вправе не принимать декларацию для осуществления контроля в случаях, указанный в п. 130 Правил № 644.

Требования к заполнению п. 6 Декларации (Таблицы “Фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и фактические показатели свойств сточных вод абонента”) указаны в п. 129 Правил № 644.

О нормативах состава и свойств сточных вод (НССВ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728 “Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление № 728), вступившим в силу с 3 июня 2020 года в “Правила холодного водоснабжения и водоотведения”, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее – Правила № 644), внесен ряд изменений.

Одним из изменений, внесенных в Правила № 644, является включение в них новых разделов, регулирующих порядок установления нормативов состава сточных вод (НССВ) и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

С 19 августа 2020 года одновременно действуют два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: 

  • требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением № 5 к Правилам № 644;
  • нормативы состава сточных вод, рассчитанные в порядке, определенном разделом XIII  Правил №644. Нормативы состава сточных вод для объектов абонентов АО “Мосводоканал” установлены Распоряжением ДЖКХ г.Москвы от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20 “Об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов АО”Мосводоканал”, а также его действующими изменениями:
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 10 февраля 2021 г. № 01-01-14-44/21 “О внесении изменения в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20”  – изменение с 01.03.2021г. приложения №4 для технологической зоны водоотведения Зеленоградских очистных сооружений;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 19 октября 2021 г. № 01-01-14-211/21 “О внесении изменения в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20”  – изменение с 01.12.2021 г. приложений №№1,5,6 для технологической зоны водоотведения Курьяновских очистных сооружений; очистных сооружений в поселке подсобного хозяйства Минзаг АО “Мосводоканал”; очистных сооружений в поселке Щапово АО “Мосводоканал”;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 17 февраля 2022 г. № 01-01-14-46/22 “О внесении изменения в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20”   – изменение с 01.04.2022 г. приложения №3 для технологической зоны водоотведения Южно-Бутовских очистных сооружений;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 25 апреля 2022 г. № 01-01-14-108/22 “О внесении изменения в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20”   – изменение с 01.05.2022 г. приложения №19 для технологической зоны водоотведения очистных сооружений в поселке Рассудово АО “Мосводоканал”;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 06 мая 2022 г. № 01-01-14-124/22 “О внесении изменения в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20”  – изменение с 01.06.2022 г. приложений № 10,18 для технологической зоны водоотведения очистных сооружений в поселении Кленово АО “Мосводоканал”;  для технологической зоны водоотведения очистных сооружений в поселке Кокошкино АО “Мосводоканал”;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 24 мая 2022 г. № 01-01-14-128/22 “О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20”  – изменение с 01.06.2022 г. приложений №22, 23 для технологической зоны водоотведения очистных сооружений в поселке Ватутинки-1 АО “Мосводоканал”; для технологической зоны водоотведения очистных сооружений в жилом поселке № 3 (п/о Приволье);
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 04 августа 2022 г. № 01-01-14-185/22 “О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20”  – изменение с 01.09.2022 г. приложений №13 для технологической зоны водоотведения очистных сооружений в селе Красное АО “Мосводоканал;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 09 сентября 2022 г. № 01-01-14-205/22 “О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20” – изменение с 03.10.2022 г. приложений №18 для технологической зоны водоотведения очистных сооружений в поселке Кокошкино АО “Мосводоканал”;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 16 января 2023 г. № 01-01-14-17/23 “О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20  – изменение с 01.02.2023 г. приложения №1 для технологической зоны водоотведения Курьяновских очистных сооружений АО “Мосводоканал;
    • Распоряжение ДЖКХ г. Москвы от 22 февраля 2023 г. № 01-01-14-81/23 “О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19 августа 2020 г. № 01-01-14-182/20  – изменение с 01.03.2023 г. приложения №4 для технологической зоны водоотведения Зеленоградских очистных сооружений АО “Мосводоканал.

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ НЕОБХОДИМО: 

Шаг 1. Определить технологическую зону водоотведения: 

  • Технологические зоны водоотведения для объектов абонентов г.Москвы (округа: СВАО, ВАО, ЮАО,ЗАО, СЗАО, ЗелАО)
  • Технологические зоны водоотведения для объектов абонентов г.Москвы (округа: ЦАО, САО, ЮВАО, ЮЗАО)
  • Технологические зоны водоотведения для объектов абонентов, расположенных в Московской области

Шаг 2. Выбрать и скачать форму Декларации в соответствии с технологической зоной водоотведения:

  • Курьяновские очистные сооружения
  • Люберецкие очистные сооружения
  • Южно-Бутовские очистные сооружения
  • Зеленоградские очистные сооружения 
  • Очистные сооружения в поселке подсобного хозяйства Минзаг
  • Очистные сооружения в поселке Щапово
  • Очистные сооружения в поселке Московский
  • Очистные сооружения в поселке Минвнешторга
  • Очистные сооружения в деревне Яковлево
  • Очистные сооружения в селе Кленово
  • Очистные сооружения в поселке Курилово
  • Очистные сооружения в поселке Рогово
  • Очистные сооружения в селе Красное
  • Очистные сооружения в поселке Шишкин Лес
  • Очистные сооружения в деревне Марушкино
  • Очистные сооружения в поселке Кокошкино
  • Очистные сооружения в поселке Рассудово
  • Очистные сооружения в поселке Птичное
  • Очистные сооружения в городе Троицк
  • Очистные сооружения в поселке Ватутинки-1
  • Очистные сооружения в жилом поселке № 3 (п/о Приволье)
  • Для абонентов технологических зон, образованных очистными сооружениями других организаций ВКХ, для которых отсутствуют утвержденные нормативы состава сточных вод (АО “Троицкая камвольная фабрика”, ФБУ “Санаторий “Вороново” Минэкономразвития России”, Оздоровительного объединения “Солнечный городок” Банка России, ОАО “Солод”, ООО “Новое строительство”, ООО “Кузнецовский комбинат”, Филиала МУП “Межрайонный Щёлковский Водоканал” – “Водоканал Пушкинского района”)

Ключевые вопросы

Кто должен подавать декларацию?

Можно ли указать в декларации превышения показателей и концентраций, нормативов состава сточных вод?

Что включает в себя декларация?

Как определить фактические концентрации загрязняющих веществ?

Как долго рассматривается декларация? Могут ли отказать в ее принятии?

Когда декларация прекращает свое действие?

Водопользование касается каждого жителя планеты. Роли в водопользовании распределяются следующим образом:

• водопользователь;

• потребитель;

• абонент.

Водопользователем является юридическое или физическое лицо, непосредственно использующее водный объект с целью изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод, а также в иных целях, предусмотренных Водным кодексом РФ.

Потребителем водных ресурсов мы можем назвать любого человека, имеющего водопровод и оплачивающего поставку ресурса.

Абоненты центральной системы водоотведения (далее — ЦСВ) — юридические лица, осуществляющие сброс сточных вод в ЦСВ. И здесь существует проблема, связанная с качеством сбрасываемых сточных вод: ответственность за их очистку несет организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) либо градообразующее предприятие.

Что делать абоненту при передаче сточных вод, как правильно задокументировать процесс? Поехали!

Заключение договора водоотведения

Сперва необходимо открыть раздел II Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 22.05.2020; далее — Правила).

Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом, или предложение о заключении договора от организации ВКХ. Подписание документов от имени абонента возможно уполномоченным лицом по доверенности.

Заявка абонента рассматривается в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке отсутствуют необходимые сведения, то организация ВКХ в течение 5 рабочих дней направляет абоненту уведомление о необходимости предоставить недостающие сведения. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация ВКХ вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.

Если заявка абонента отвечает требованиям Правил, организация ВКХ в течение 20 дней со дня получения заявки направляет абоненту в двух экземплярах проект договора, отвечающего условиям типового договора.

Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора обязан подписать оба экземпляра и направить один экземпляр подписанного договора организации ВКХ. Договор считается заключенным со дня получения организацией ВКХ подписанного абонентом договора.

Предложение о заключении договора водоотведения от организации ВКХ направляется абоненту в виде двух экземпляров проекта договора, отвечающего условиям типового договора[1].

Негативное воздействие на работу ЦСВ

Продолжаем изучать Правила, переходим к разделу VI. Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в т.ч. ее отдельных объектов).

Запрещен сброс (прием) абонентами в ЦСВ сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к повреждениям сетей и очистных сооружений.

Сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям:

• запрещается сбрасывать в ЦСВ вещества, материалы, отходы и сточные воды по перечню согласно приложению № 4 к Правилам, в т.ч. с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1);

• значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Правил.

Порядок подачи абонентами декларации

Декларация подается абонентами в соответствии с разделом VIII Правил.

Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, — за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 м3/сут. и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод. Иные абоненты вправе подать такую декларацию в организацию ВКХ.

Однако данное требование не распространяется на объекты абонентов, у которых отсутствует контрольный колодец для отбора сбрасываемых сточных вод. В случае когда имеется канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, декларация также не предоставляется.

Что характеризует декларация?

Состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в ЦСВ и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года.

Можно ли указать в декларации превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций, нормативов состава сточных вод?

 


[1] Может быть единый договор на холодное водоснабжение и водоотведение.

К.Ю. Ощепкова, инженер-эколог, старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ, основатель сообщества «Время для эколога»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2021.

ДЕКЛАРАЦИЯ СТОЧНЫХ ВОД: СОСТАВ И СВОЙСТВА

Сэкономьте время. Поручите разработку экологической документации профессионалам:

  • Декларация о составе и свойствах сточных вод как понятие
  • Согласование декларации о составе сточных вод в ВКХ
  • Правила подачи декларации о составе и свойствах сточных вод
  • Нововведения от ГУП Водоканал 2020
  • Что будет, если состав сточных вод при проверке отличается от указанных в декларации?
  • Консультация по вопросам подачи декларации сточных вод

Успейте подать до 1 ноября

Декларация о составе и свойствах сточных вод как понятие было введено в 2013 году Постановлением Правительства РФ № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения».

Согласно ППРФ № 644 п. 124 ч. VIII, декларацию о составе и свойстве сточных вод должны подавать все хозяйствующие субъекты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам. В перечень таких объектов входят также те, для кого установлены нормативы допустимых сбросов (с 1 января 2014).

1 ноября

Срок подачи декларации сточных вод

В 2020 ГУП Водоканал исключил показатель «Полихлорированные бифенилы» (ПХБ)

Согласование декларации о составе сточных вод в ВКХ

Бытует мнение, что декларация о составе и свойствах сточных вод должна быть одобрена организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Между тем, законодательством такая необходимость не подтверждается.

Однако следует учитывать, что данные о составе и свойствах сточных вод используются для расчёта платы за негативное воздействие на канализацию. И в том случае если сточные воды соответствуют требованиям по составу и свойствам, плата за воздействие на КС будет минимальной. Таким образом, и организация ВКХ, и предприятие заинтересованы в том, чтобы данные в декларации были максимально точными.

Декларация о составе и свойствах сточных вод – одно из средств контроля качества воды. И в том случае если плановые проверки предприятия проводятся редко, у представителей организации ВКХ могут возникнуть сомнения по поводу достоверности указанных в декларации сведений.

  • Декларация сточных вод: шаблон
  • Пример ответа Водоканала

Правила подачи декларации о составе и свойствах сточных вод

Предприятие может вносить изменения в документ до получения уведомления о проведении отбора проб в целях контроля состава и свойств сточных вод.

Нововведения от ГУП Водоканал 2021

Абонентам, среднесуточный сброс которых менее 30м3

В соответствии с поправками Постановления 644 (ст. 123.4), абонентам, объём сбросов которых не превышает 30 м3, начисляется плата за НВОС, равная 50% за водоотведение.

Это значит, что всем маленьким организациям, имеющим водоотведение, необходимо платить немалую сумму.

Что делать? «Водоканал» предлагает подать до 1 ноября декларацию о составах и свойствах сточных вод. В этом случае необходимо будет оплатить только за превышения, указанные в декларации. Если они вообще будут.

Согласно Постановлению 644, абонентам, объём сбросов которых менее 30 м3, подавать декларацию необязательно. Но не запрещено. Если Вы не знаете, как Вам поступить: подавать декларацию или платить по пункту 123.4, — обращайтесь, всегда расскажем, как выгоднее поступить именно вам.

Вносимые изменения направляются в организацию ВКХ, которая обязана в течение 3 дней направить их в органы экологического надзора (п. 130 ППРФ № 644).

Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • при внедрении новых технологий по очистке сточных вод, при перепрофилировании производства, при изменении производственных процессов, повлиявшем на состав и объём сточных вод;
  • в ходе контрольной проверки состава и свойств сточных вод выявилось несоответствие фактических данных информации, указанной в декларации;
  • изменились нормативы допустимых сбросов.

В этих случаях предприятие разрабатывает новую декларацию и подаёт её в органы ВКХ в течение 2 месяцев (п.п.38,39 ППРФ от 29.07.2013г. №645).

Нововведения от ГУП Водоканал 2020

В 2020 году исключен показатель «Полихлорированные бифенилы» (далее ПХБ).

C 03.06.2020 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации №728 от 22.05.20 (далее – Постановление №728).

Согласно этому постановлению, исключен показатель ПХБ из перечня декларируемых показателей и является запрещенным к сбросу в централизованную систему водоотведения в концентрации 0,00002 мг/дм3 и более.

В соответствии с пунктом 125 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644, Декларация сточных вод (далее — Декларация) не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу.

9 сентября 2021

До этой даты необходимо внести изменения по ПХБ в декларацию

Всем организациям, декларации которых предусматривают сброс полихлорированных бифенилов в концентрации, являющейся запрещенной к сбросу в ЦС водоотведения, в соответствии с постановлением №728, необходимо внести изменения в декларацию в течение 3 месяцев с момента вступления в силу постановления №728.

Что будет, если состав сточных вод при проверке отличается от указанных в декларации?

В случае если зафиксировано превышение концентрации какого-либо вещества, органами контроля производится перерасчет платы негативного воздействия на канализацию за период от последнего контроля, обнаружившего такое превышение, до следующего отбора проб, но не более 3 месяцев.

Декларация сточных вод

Срок и стоимость разработки декларации сточных вод в Санкт-Петербурге зависит от вида канализации, количества выпусков и необходимости проводить лабораторные исследования.

Количество выпусков и тип каждого выпуска указаны в договоре с Водоканалом (акт разграничения эксплуатационной ответственности).

+7 812 903 51 73

Позвоните нам для точного расчёта разработки декларации для вашей компании

Не нашли ответа на свой вопрос или нужна помощь в оформлении экологической документации?

Звоните +7 812 903 51 73 или пишите на info@ekoers.ru. Проконсультируем, разработаем, оформим, согласуем.

Консультация по вопросам подачи декларации сточных вод

Бесплатные консультации по телефону 8 (812) 903-51-72 проводит Гоголина Алёна Андреевна, инженер-эколог компании «ЭкоРасчетСервис».

Каукенас Алина, гендиректор «ЭкоРасчетСервис», рассказывает о порядке составления декларации сточных вод

+7 812 903 51 72

Бесплатная консультация по телефону с инженером-экологом «ЭкоРасчетСервис»

Разработка паспортов отходов


Читайте также:

Новости экологии

28 апреля 2023

Невский экологический оператор отчитался о доходах

Согласно публичной версии отчетности, НЭО заработал 1,77 млрд рублей. Однако оговаривается, что часть этой суммы, 1,4 млрд рублей, уже потрачено на финансирование мусорной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728 “Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”, вступившим в силу с 03 июня 2020 года в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 внесен ряд изменений.

Одним из изменений, внесенных в Правила № 644, является включение в них новых разделов, регулирующих порядок установления нормативов состава сточных вод (НССВ) и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, (далее – Правила), согласно которого для абонентов ежемесячно начисляется:

плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;

– плата за сброс загрязняющих веществ в составе в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения взимается с абонентов:

– на основании деклараций (по формулам п. 120, 123 Правил);

– на основании результатов контроля – отбора проб сточных вод абонента (по формулам п. 120, 123 Правил);

– а также без отбора проб сточных вод абонента и при отсутствии деклараций для объектов абонентов:

1) среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и менее суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта;

2) с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

3) расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

4) для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

П = К x Т x Qпр1, 

где:

П – размер платы за негативное воздействие (в рублях);

К – коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 – объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. –  п. 123 (4) Правил применяется коэффициент 0,5.

В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Данное положение   не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.

Положение о предоставлении декларации не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов.

В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. 

Перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, а также перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, утвержден Приложениями 4 и 5 Правил.

В случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных Правилами, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле согласно п. 123 (1) Правил.

Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод взимается с абонентов:

– на основании деклараций и результатов контроля – отбора проб сточных вод абонента (по формуле п. 197 Правил);

– а также без отбора проб сточных вод абонента и при отсутствии деклараций для объектов абонентов:

1) среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и менее суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта и используемых в целях осуществления деятельности;

– гостиниц,

– предприятий общественного питания,

– полиграфической деятельности,

– деятельности по складированию и хранению,

– деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун,

– деятельности сухопутного транспорта,

– розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах,

– предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты,

– производства пара и горячей воды (тепловой энергии),

– производства пищевых продуктов,

– производства стекла и изделий из стекла,

– производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий,

– производства огнеупорных керамических товаров,

– производства стекловолокна,

– производства изделий из бетона, цемента и гипса,

– производства химических веществ и химических продуктов,

– производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий,

– производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла,

– производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях,

– производства резиновых и пластмассовых изделий,

– мойки транспортных средств,

– стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий,

– сбора, обработки или утилизации отходов,

– обработки вторичного сырья,

– предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов

2) с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

3) расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

4) для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

 Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1

где:                                

Пнорм. сост. – размер платы  за сброс загрязняющих веществ  сверх  установленных нормативов (в рублях);

2 – коэффициент, применяемый при сбросе загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных  вод;

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 – объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. 

В целях расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) и соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации.

Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без отбора проб сточных вод абонентов и при отсутствии деклараций вводится для применения с 1 января 2021 года.
Форма декларации о составе сточных вод Word

Пожалуйста, оцените материал:

Документы

Добавить комментарий