Как составить дескрипторы на уроках русского языка

ГУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4 имени Кейкі батыра

отдела образования
акимата г.Аркалыка»

Коучинг-занятие

для учителей
русского языка и литературы

«Навыки
составления дескрипторов»

(в рамках декады
русского языка и литературы)

Подготовила и провела учитель русского языка и
литературы Жандаулет Л.О.

г.Аркалык

План-коучинг
занятия

Тема: навыки
составления дескрипторов

Цель:
совершенствование навыков составления дескрипторов

Ожидаемый
результат: обеспечение достаточного уровня составления дескрипторов

Ключевая идея:
участники научатся составлять дескрипторы и использовать приобретенный навык  в
своей практике

Ход
занятия:

Этапы

Деятельность
коуча

Деятельность участников

Ресурсы

Начало занятия

0-7

минут

1.Приветствие.

Создание
положительного психо-эмоционального состояния через прием «Круг радости»

Деление на
группы через прием «Черный ящик», где находятся карточки с изображением
вопросительного, восклицательного знаков

2.Стадия вызова

Коуч предлагает
на слайдах комментарии учителей в тетрадях и дневниках.

Вопросы для
обсуждения:

Каким образом
была представлена обратная связь?

Как вы считаете,
эффективна ли она во всех примерах?

Ваши
рекомендации, автору данного комментария?

1.Приветствие

В круги
участники делают компплименты друг другу

Объединяются в 2
группы:

1группа-
вопросительный знак;

2
группа-восклицательный знак;

2. Отвечают на
вопросы коуча, обсуждают

«волшебный
мешочек», фигуры красного, желтого, зеленого цвета

Слайд №

Слайд №

Середина занятия

8-13 минут

14-24

25-40

минут

41-47 минут

4.Осмысление

Итак,
что же такое дескриптор?

(Корректирует и дополняет
ответы участников)

Оценивание –
систематический и критический анализ процесса и результатов обучения, ведущее
к последующему вынесению суждений или решений для дальнейшего обучения.

Какие
виды оценивания вы знаете?

Как
вы считаете, для чего необходимо оценивание на уроке?

Оценивание
учения (С)

Оценивание для
Обучения (ОдО)

На
каких этапах уроках вы используте оценивание?

5.Работа по теме
коучинга

Задание
1. Используя приложение 1, изучите и обсудите в группе через прием
«Думай-объединяйся -делись», следующий материал: 

1группа-
применение инструментов оценивания в начале урока

2 группа-
применение инструментов оценивания в середине урока

3 группа –
применение инструментов оценивания в конце урока

Задание
2. Создать постер, на котором вы покажите какие инструменты обратной связи вы
будете применять на разных этапах эрока

Защита пректов

Взаимооценивание

«+», «-», «?»

4.Ответы
участников

Формативное,
суммативное

Ответы
участников

Работают в
группах, изучают и обсуждают предложенный материал

Создают постер

Группы оценивают
друг друга

Слайд №

Приложение 1

Конец занятия

48-50 минут

Рефлексия
через приём «Три  М» (предлагается ответить на один из вопросов:

1.
Насколько оправдались ваши надежды и кому спасибо за это?

2.
Что не оправдалось и почему?

3.
Мои и наши перспективы?

Отвечают на
вопрос, записывают ответ на стикер

Стикеры

Тема: опыт разработки критерия оценивания,дескрипторов.

Цель: Учителя

расширят понятие о критериальном оценивании, научатся составлять дескрипторы к определенному критерию; применять на практике рубрики и градации критериев.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  учителя будут понимать, как разрабатывать

критерии оценок и смогут разработать критерии для проекта, исследовательской работы, применять некоторые приемы в своей практике.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя школы

ОБОРУДОВАНИЕ:  слайдовая

презентация по теме, раздаточный материал с заданиями.

Содержание выступления:

1. Слайдовая презентация по теме.

Критериальное оценивание – это  процесс,  основанный на  сравнении учебных  достижений учащихся с  четко  определенными,  коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими  целям урока.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Появляются дополнительные возможности

оценивать и наращивать свои достижения  по тому или иному критерию. При критериальном оценивании учащиеся не сравнивают себя с другими учениками. 

Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают  сами 

собой,  зато  появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому  или  иному  критерию. 

Критериальное оценивание не предполагает отказа  от  цифровой,  формальной  отметки, от  бальной  системы. 

Главное, чтобы  каждый  балл  был  содержательно  наполнен 

и  им  обозначался конкретный уровень достижений

 Зачем нужны критерии оценки?

Для учителей:

       

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

       

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

       

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

       

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Для учащихся:

       

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

       

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

       Когда ученики привыкают регулярно  использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа “Я еще не все сделал?”.

       

Создают условия для самостоятельной работы учащихся. 

Преимущества данного вида оценивания:

1. оценивается только работа учащегося, а не его личность;

2.работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее.

3.оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали.

4.учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки,

по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения.

5.повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

        При

ознакомлении и  внедрении   данной педагогической

технологии  мы встречаемся с  такими  понятиями, как  рубрика,

критерии, дескрипторы.

  • Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

  • Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

  • Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Критерии – перечень различных видов деятельности учащегося.

Дескрипторы – уровни достижения того или иного критерия, последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому критерию и оценивают их определенным количеством баллов.

 Рубрики

показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен

научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать.

2. Представление разработки критериев и дескрипторов из опыта работы.

При разработке дифференцированных заданий учителями разрабатываются критерии оценивания, в которых просматривается развитие навыков функциональной грамотности.

При изучении темы «Обычаи и традиции. Обычаи и традиции казахов» учителем были разработаны критерии для задания «Составить и прорекламировать рецепт «чайного купажа».

1.Продумывает состав купажа.

2.Составляет купаж чая.

3. Рекламирует полученный рецепт чайного купажа.

При разработке заданий к критериям предъявляются дополнительные требования: они не просто должны подразумевать деятельность, соответствующую предметным задачам, фигурирующим в критерии как аспекты дескрипторов, но и ещё должны предоставлять возможность продемонстрировать разные, в том числе самые высокие уровни достижения.

Критерии

Дескрипторы

А

(мах 5)

Знание, понимание и оперирование знаниями

Учащийся знает и понимает значение основных единиц синтаксиса, их признаки, знает различия между ССП, СПП и БСП, особенности семантики видов сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

В

(мах 8)

Применение умений и навыков

Ученик распознает части сложного предложения, умеет составлять схемы, определяет союзные слова и союзы в сложноподчиненном предложении и разряды союзов в сложносочиненном предложении, умеет отличать сложное предложение от осложненного простого, различает смысловые значения различных видов сложных предложений, применяет изученные правила пунктуации.

С

(мах 12)

Организация информации и коммуникация

Учащийся умеет оценивать и сравнивать языковые факты, производить синтаксический разбор сложных предложений, характеризовать выражаемое предложением смысловое значение, составлять предложения с указанным значением, а также сложные предложения по заданной схеме, употреблять в речи предложения сложных конструкций.

3.Заключение:

В итоге мы видим, что критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.

Уважаемые коллеги, в последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным. А что же она в себя включает?

Для детей важна психологическая атмосфера, в которой они находятся.

Отсюда, простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте добрым словом его личные достижения, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи.

 Если наши дети будут уважительно

относится к труду и  научатся правильно оценивать  труд и свой, и

других людей, то  мы можем быть уверены в завтрашнем дне.

Рефлексия:

1. Что нового узнали о критериальном оценивании?

2. Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить

понятия: дескриптор, градация критерия, рубрика?

ГУ «Отдел образования»

СШ им.Н.Островского

г.Державинск

выступление на педагогическом совете по теме:

Опыт разработки критерия оценивания, дескрипторов.

Елеубекова Р.К.,

учитель русского языка и литературы

2018 год

Коучинг – сессия “Критерии и дескрипторы в системе оценивания на уроках русского языка и литературы”

Оценка 4.6

Коучинг - сессия "Критерии и дескрипторы в системе оценивания на уроках русского языка и литературы"

Познакомить учителей с понятиями “Критерии”, “Дескрипторы”, “Критериальное оценивание”. Сформировать умение использовать формативное и суммативное оценивание учебной деятельности. Разрабатывать критерии и дескрипторы к заданиям, используемым на уроках русского языка и литературы. Посредством оценивания имеющихся знаний и навыков учителя пытаются прогнозировать будущее поведение и развитие учеников.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Автор Дудникова Наталья Борисовна

«Критериальное оценивание как новая педагогическая технология

на уроках русского языка»

Система оценивания в учебнообразовательной структуре уникальна, так как является тем самым

гибким инструментом в руках опытного педагога, тем фактором, который двигает весь школьный

процесс, это, по сути, механизм осуществления диагностической связи между учеником, учителем

и родителями. Зачем нужна реформа системы оценивания сегодня?

В последние годы не только в российской, но и в западной педагогике идет процесс

переосмысления системы оценки достижений учащихся в школе. Главную роль приобретает

развитие мотивации достижения успеха, то есть формирование ключевых компетенций учащихся.

Всех волнует вопрос, как сформировать в ученике такие способности, которые позволят

выпускнику школы легко влиться в социум, а позднее быстро найти работу в нашем современном

обществе и приносить пользу стране.

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который

пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны. Чтобы понять, что такое

критериальное оценивание, проведём мысленный эксперимент. Условно разделим

традиционный результат обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три части. В одной

окажутся только знания, которые приобрёл школьник за все годы учёбы; в школе; в другой –

только умения, которыми он овладел; в третьей – только навыки, которые у него сформировались.

Знания будем оценивать по некоему критерию А, умения по критерию Б, а навыки – по

критерию С.

Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат образования, а оценивание по

любому критерию – это определение степени приближения ученика к данной цели. Кроме того в

каждой предметной области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями

(например критерий Dнавыки презентации, словесного и материального оформления и

представления какой –либо работы) и т.д.

Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся положительные эмоции к

учебному процессу. Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Лексика. Фразеология.6

класс».

Общие критерии оценивания достижений учащихся по разделу «Лексика. Фразеология»

МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ

Знание, понимание и оперирование

знаниями

Применение умений и навыков

Организация информации, коммуникация

Критерий А

Тебе необходимо знать:

*предмет изучения лексики и фразеологии;

*тематические группы слов;

*отличительные признаки понятий синонима, антонима, омонима и паронима;

*лексическое значение фразеологизмов;

* лексическое значение часто употребляемых слов.

Критерий В

Тебе необходимо уметь:

*объяснять значение слова;

*определять грамматическое и лексическое значение слова;

*различать однозначные и многозначные слова;

*различать общеупотребительные и диалектные слова, профессиональные и заимствованные

слова;

*объяснять значение устаревших слов и неологизмов;

*подбирать антонимы, синонимы и паронимы, уметь составлять синонимичные ряды слов;

*уметь толковать и использовать слова с прямым и переносным значением слов;

*уметь распознавать фразеологизмы в речи и уместно употреблять в предложениях.

Критерий С

Тебе необходимо научиться:

*работать с различными словарями (толковыми, фразеологическими, иностранных слов и др);

*использовать разные источники информации (книги, словари, Интернетресурсы);

*уметь выполнять лексический разбор слова;

*составлять словарь на заданную тему;

*различать типы переносных значений слова: метафора, метонимия, перенос по фукнции;

*использовать разнообразную и пригодную лексику в устной и письменной речи.

Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Фонетика. Графика. Орфография.6 класс».

Общие критерии оценивания достижений учащихся по «Фонетике».

МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ

Знание, понимание и оперирование

знаниями

Применение умений и навыков

Организация информации,

коммуникация

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ

*знать единицы фонетики: звуки речи, слог,

ударение, интонация

*знать алфавит и произношение букв

*развивать твёрдые и мягкие , глухие и

звонкие согласные, гласные ударные и

безударные

* различать звуки и буквы

*правильно обозначать звук на письме

*знать основные правила литературного

произношения

*уметь расставлять ударения в словах

*знать и формулировать правила

орфографии по изученным правилам

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ

*уметь использовать правила на изученные

орфограммы, объясняя правописание слов

*владеть орфоэпическими нормами речи в

контексте слова, предложения

*производить фонетический разбор слова

*различать типы слогов

*опознавать чередование звуков и их

позиционные изменения

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ

*уметь передавать информацию из раздела

«Фонетика и орфография» логично и

последовательно

*уметь определять звуковой состав слов в

речи

*уметь использовать принципы орфографии и

объяснять правописание слов на изученные

правила

*систематизировать правила орфографии по

изученному разделу

*исправлять орфоэпические ошибки,

допущенные в словах

*умело пользоваться словарями

(орфографическими, орфоэпическими и

другими)

Констатирующее (итоговое) оценивание.

Оно позволяет определить уровень сформированности учебных навыков при завершении

изучения блока учебной информации. Констатирующая работа выставляется по всем критериям,

каждый из которых отмечается баллами.

Представляю констатирующую работу по разделу «Фонетика. Орфография. 6 класс».

1 вариант.

Критерий А

1. Допишите определение:

Фонетика – это раздел языка, изучающий … .

Графика изучает … .

Орфография изучает … .

2. Укажите непарные звонкие и непарные глухие согласные в словах: чащоба, циркач,

зелёный, рояль, маркетинг, ширина.

3. Укажите непарные мягкие и непарные твёрдые согласные в словах: акация, качели,

майонез, машина, циновка, йод, цифра.

4. В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков: ателье, отъезд, моряк,

яичница, модель, нация.

5. Произнесите слова, правильно расставляя в них ударения:

алфавит, досуг, амплуа, диалог, свёкла, жалюзи, звонить, компас, свитер. Повторить,

расположить, углубить, щавель.

6. Прочитайте слова, выделяя голосом «опасные» буквы:

Каталог, бюллетень, диалект, дискуссия, интеллект, конституция, конферансье, квартал,

метеор, коллекция, этимология, языковед.

Общие критерии оценивания достижений учащихся по разделу «Фонетика».

Максимальный

уровень достижения

учащихся

Знание, понимание и

оперирование знаниями

Учащийся должен знать

*знать единицы фонетики: звуки речи,

слог, ударение, интонация

*знать алфавит и правильное

произношение букв

*различать твёрдые и мягкие, глухие и

звонкие согласные, гласные ударные и

безударные

*различать буквы и звуки

*правильно обозначать звук на письме

*знать основные правила

литературного произношения

*уметь расставлять ударения в словах

*знать и формулировать правила

орфографии по изученным правилам

Критериальная шкала оценивания достижений учащихся

Ученик получает по 1 баллу

за каждое правильно

выполненное задание

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Текст.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот изза горизонта появляется солнце, и его лучи съедают

серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы,

верхушкам далёкого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него

впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес.

На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель

перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся

водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки.

Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо на природе!

Грамматическое задание.

1) Найдите и графически обозначьте орфограммы, изученные в разделе «Фонетика.

Графика. Орфография».

2) Разделите слова на слоги, определите типы слогов:

съедают, поверхность, ложишься (1 вариант)

необъятным (полям), водоросли, замираешь (2 вариант)

3) Произведите полный фонетический разбор слова:

Берег (1 вариант)

Солнце (2 вариант)

Общие критерии оценивания достижений учащихся

Применение

умений и

навыков

Учащийся должен применять на письме

следующие орфографические правила:

1) правописание безударных гласных в

корне слова;

2) правописание ОЁ после шипящих в

корне слова;

3) правописание ОЁ после шипящих в

суффиксах и окончаниях имён

существительных;

4) правописание глухих и звонких

согласных в корне слова;

5) правописание непроизносимых

согласных;

6) ЫИ после шипящих и Ц в разных

частях слова.

Учащийся должен уметь:

1) делить слова на слоги;

2) находить и графически обозначать в

словах изученные орфограммы;

3) уметь использовать правила на

изученные орфограммы, объясняя

правописание слов;

4) владеть орфоэпическими нормами в

контексте слова, предложения;

5) различать типы слогов;

6) производить фонетический разбор

слова

Критериальная шкала оценивания достижений учащихся

Ученик не достиг ни одного из

критериев, перечисленных ниже

Допущены в работе грубые ошибки в

орфоэпии и орфографии

Допускает в работе 58

орфографических ошибок

Есть 34 орфографические и

орфоэпические ошибки

Есть 12 орфографические и

орфографические ошибки

Безошибочное выполнение работы.

Допускается 1 негрубая орфографическая

ошибка. Соблюдены нормы орфографии

и каллиграфии.

КРИТЕРИЙ С.

Контрольная работа. 6 класс. 1 вариант.

1.Догадайтесь, какие пропущенные гласные нужно вставить:

Очарованиеочаровать чары

Просв…щение – просв…тить – св…т

Благосл…влениеблагосл…влятьсл…во

Просл…влениепросл…влятьсл…ва

2.Вставьте пропущенные буквы О и графически обозначьте орфограммы:

А) Суш…й, луж…й, грош…к. кож…й;

Б) Мяч…м, калач…м, луч…к, сач…к.

3. Вставьте пропущенные буквы ЫИ в данные слова, графически обозначая их написание:

А) Ц…плёнок, ц…ган, ц…кнуть, сестриц…н, ножниц…, куниц…н, учениц… ;

Б) Ц…ркуль, ц…нга, делегац…я, полиц…я, нац…я, ц…линдр.

4. Вставьте пропущенные буквы, подберите к ним проверочные слова:

1)Чес…вовать, грус…ный, чу…ствовать, вес…ник, учас…ник

2)Гря…ка, схва…ка, моло….ьба, моро…, варе…ка, ко…ьба

5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:

А…ергия, атм…фера, г…рмония, д…станц…я, и…юминац…я, к….мпл…мент, м…эстр…, м…н…тор,

Пр…дю…ер, ф…олетовый, ф…т…графия, ц…када, х…рактер, ч…рёмуха, ящ…рица.

6. Расставьте ударение в словах, определите типы слогов. Укажите количество букв и звуков в

словах:

Ателье, ворота, датьдаладали, километр, положить, средства, фонетика, цыган, шинель,

экспресс.

7. Сделайте фонетический разбор слова: аллергия.

8. Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные «ошибки» в отрывке из повести

Лескова «Очарованный странник»:

Я родился в крепосном звании, и происхажу из дворовых людей графа К. Теперь эти имения при

моладых господах расплылись но при старом графе были очень значительные. В селе Г., где сам

граф изволил жить…, более всего обращалось внемания на конный зовод. Половина лошадей ,

купленных графом, бывало, подохнет стоят во дваре, только на небо, как птици, смотрят.

(Подсказка: 7 орфографических и 3 пунктуационные ошибки)

Ученик не достиг ни одного из критериев,

перечисленных ниже

Ученик различает звуки и буквы, делит

слова на слоги, вставляет буквы

(выполнил 1 задание)

Ученик умеет применять

орфографические правила на практике,

ставить ударения в словах, различать

звукобуквенный состав слов

(выполняет 2 задания из 6)

Ученик правильно различает типы слогов,

графически обозначает изучаемые

орфограммы (выполняет 3 задания из 6)

Ученик находит и графически

обозначает изученные орфограммы,

исправляет орфоэпические ошибки в

словах, определяет типы слогов,

правильно ставит ударения в словах

(выполняет 2 задания из 6)

Учащийся умело использует правила на

изученные правила, находя и графически

обозначая их, владеет орфоэпическими

нормами речи (выполняет 5 заданий из 6)

Ученик правильно выполняет все задания,

допускается 1 негрубая ошибка в одном

из заданий

ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев

суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в пятибалльную.

ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ:

2225 баллов– «5»

2116 баллов– «4»

1512 баллов – «3»

100 баллов «2»

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕНИКА 6 КЛАССА

(по фонетике)

Контрольная работа №1

Фамилия ……………………………… Имя …………………………………………

Знание основных единиц

фонетики: звуков речи, слогов,

ударения, интонации

Умение использовать

изученные орфограммы на

практике

Умение находить и графически

обозначать изучаемые

орфограммы

Умение производить полный

фонетический разбор слова

Умение владеть

орфоэпическими нормами

речи в контексте слова,

предложения

Умение пользоваться

словарями

Умение исправлять

орфографические ошибки,

допущенные в словах

Умение систематизировать

правила орфографии по

изученному разделу

ЛИСТ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА 6 КЛАССА

Фамилия……………………………….. Имя ………………………….

Степень осознанности

изученного материала

Последовательность

сообщения

Правильность

языкового оформления

Орфографическая

грамотность ученика

Пунктуационная

грамотность ученика

Орфоэпическая

грамотность ученика

Богатство языкового

диапозона учащегося в

работе

Применение знаний на

практике и в

нестандартных

ситуациях

Стилевое единство и

выразительность речи

Разнообразие словаря

ученика,

синтаксических

конструкций, точность

словоупотребления

Выделяют некоторые особенности и свойства технологии критериального оценивания:

1.Это общественный договор. В начале на первых уроках учитель должен договориться с

учениками, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году,

когда будут проводиться итоговые работы по каждой тем ,в какой форме (тест, эссе,

исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться.

2.Рубрики это инструкции по оцениванию работ. Такие рублики, без сомнения, позволяют и

ребёнку, и даже родителям увидеть, почему была поставлена учителем та или иная оценка,

избежать споров и проблем, когда родители не довольны оценками своих детей. В рубриках

указано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Например, отметка «3» по критерию С

может быть прочитана следующим образом: «вы показали незначительные способности в

применении необходимых умений и навыков. Ваша работа, хотя и носит в основном

описательный характер, но с отсутствием глубокого анализа.»

3.Своевременная работа над ошибками и промежуточное оценивание небольших

самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал

данной темы: какие у него успехи и где недочёты. При этом у него есть время до итоговой работы,

чтобы улучшить свой результат. А неудовлетворительные оценки – сигнал, что чтото он не

доработал, но так как оценки за них в журнал не выставляются, у ученика есть возможность

подтянуться по тому или иному предмету или какойто запущенной теме. При критериальном

оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

4.Самооценивание. Критериальное оценивание позволяет самому ученику понимать, насколько

он должен заработать, чтобы получить «3», « 4» или «5».

Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая

демонстрирует устойчивое развитие во время урока.

В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые

незначительные), соответствующие каждому баллу. Поэтому любое улучшение в достижениях

ученика фиксируется в баллах. Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой,

формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был

содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

5.Итоговое оценивание: по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые

баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –

балльную.

В заключении хочется сказать, что методика критериального оценивания является действенным

средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику. Хватит

ориентироваться на средних учеников, подходить ко всем детям с одинаковыми мерками! При

внедрении данной педагогической технологии действительно каждый ребёнокшкольник

сможет достигнуть определённого уровня в развитии и уж точно не получит двойку, поскольку

сама технология направлена на движение учащегося вперёд, на самореализацию ученика.

Список литературы:

1.А.А. Красноборова. Критериальное оценивание в школе. Пермь, ГПТУ, 2010г.

2.М.Я Шнейдер. Оценка качества образования в школах международного бакалавриата.

3.Л.А Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом. 6 класс. Просвещение. Москва, 2001г.

4. Методические пособия АО Назарбаев. Интеллектуальные школы по критериальному

оцениванию.

Чеснокова О.В., МБОУ «СШ№6» г. Нижневартовск ХМАО-Югра

Критериальная оценка знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

Современное критериальное оценивание, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, с ФГОС,  не предусматривает никакого соперничества между учащимися, но осуществляется по заранее определенным критериям.

• Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели.

• Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося с учетом специфики предметов.

• Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию.

• Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание

Функции критериального оценивания:

обучающая, контролирующая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, мотивационная.

Задачи критериального оценивания:

• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

• Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;

• Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

• Мониторинг эффективности учебной программы;

• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.

Практическая значимость:

• Оценивается только работа учащегося;

• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

                Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС

  1. Оцениванию подлежат результаты предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика- это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

  1. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


     Количество отметок определяется по числу решённых задач

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Деятельность учителя в системе оценивания должна быть следующей:

– обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

– обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

оценивание только работы ученика, а не его самого;

– обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями или учеником.

Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
Система проверки и оценивания учебной деятельности школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Объектами оценивания являются:

  1. Учебные работы (таблицы, схемы по темам урока, презентации, опорные конспекты)
  2. Контрольная работа (итоговая по разделу).
  3. Самостоятельная работа (итоговая по теме).
  4. Проверочная работа (по теме урока).
  5. Тестовые задания.
  6. Устный ответ.
  7. Домашнее задание.
  8. Чтение наизусть.
  9. Творческая работа (письменный ответ, сочинение, иллюстрации к произведениям).
  10. Учебный проект.
  11. Учебно-исследовательская работа.

Общими критериями для любой работы  ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать  с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. Все критерии предъявляются ученикам в начале учебного года и размещаются на информационном стенде в кабинете.

Информация для учащихся

Сообщение – это выступление информативного, иллюстративного или аналитического характера по одной проблеме. Оно может быть продуктивного (анализ материала) или репродуктивного (пересказ материала) характера. Готовясь к сообщению, ученик пользуется одним или несколькими источниками.

Требования к сообщению

1. Правильный отбор материала, его анализ (сравнение, обобщение, классификация).

2. Наличие собственных суждений, их аргументация (цитирование, комментарий).

3. Умение привлечь внимание слушателей (риторические приёмы).

4. Терминологическая и речевая грамотность.

5.Научный стиль изложения.

Оценка устного ответа (доклад, реферат, сообщение)

«5»

  1. Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и  из других источников.
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  4. Речь выразительна, эмоциональна.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 – 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
  2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
  3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  4. Речь невыразительна.

«2»

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл.  

Примечание:  Оценивается не только  единовременный ответ,  но и рассредоточенный во времени (ученик отвечает на протяжении урока).  

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

балл

степень выполнения задания

«5»

87-100%

«4»

72 – 86%

«3»

58 – 71%

«2»

30 -57%

 Оценка выполнения контрольнойписьменной  работы

Объем диктанта устанавливается:

для V класса — 90— 100 слов,

для VI класса – 100-110,

для VII – 110-120,

для VIII – 120-150,

для IX класса — 150—170 слов,

для 10-11 – до 200 слов. 

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Контрольный словарный диктант может состоять из следующего количества слов:

для V класса — 15-20,

для VI класса – 20-25,

для VII класса – 25-30,

для VIII класса – 30 – 35,

для IX -11 классов – 35 – 40.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.        

Диктант  оценивается  одной отметкой.

балл

критерии

«5»

в работе нет ошибок

допускается 1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка

«4»

допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки;

или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

 допускается  3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.

«3»

допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок;

 или 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2»

допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок

или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок

или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

оценка выполнения грамматического задания

каждое задание оценивается 1 баллом, степень выполнения оценивается в % от нормы по шкале тестовой оценки

Оценка сочинений и изложений

Примерный объем текста для подробного изложения:

в V классе -100-150 слов,

в VI классе – 150-200,

в VII классе – 200-250,

в VIII классе – 250-350,

в IX классе – 350-450 слов.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. 

Предметы

Русский язык (контр. раб.)

Литература (контр. раб.)

Классы

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

10

11

Объём   сочинения  (стр.) (кл./дом)

 0,5-1/1-1,5

1-1,5/1,5-2

1,5-2/2-2,5

2-3/2,5-3

3-4

 1-1,5

1,5-2

2-2,5

2,5-3

4-5

5-7

 5-7

Основные критерии оценки сочинения, изложения

балл

критерии

содержание и речь

грамотность

«5»

Содержание соответствует теме

1 орфографическая ошибка

или 1 пунктуационная ошибка

или 1 грамматическая ошибка

Фактические ошибки отсутствуют

Содержание излагается последовательно

Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2 орфографические и  2 пунктуационные ошибки

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

 или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок  

+  2 грамматические ошибки. 

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки)

+ 4 грамматические ошибки.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Оценка презентации

 критерии

критерии

балл

Содержание

4 б.

1. соответствие заявленной теме

1

2. логичность и последовательность изложения

1

3. раскрытие выбранной темы

1

4. наличие выводов,  заключения (логическая завершенность изложения)

1

Форма (зрительный ряд)

5 б.

1. имеет четкую, понятную структуру

1

2.имеет логическую последовательность ( титульный лист и список используемой литературы)

1

3. текст презентации можно прочитать на расстоянии

1

4. отсутствие ошибок (логических, фактических, орфографических, этических и т.п.)

1

5. корректное цветовое оформление, подобраны соответствующие иллюстрации

1

Выступление

5 б.

1. соответствующее заявленным пунктам защитное слово

1

2. понимание информационного содержания презентации

1

3. умение общаться с аудиторией,

1

4. беглое и выразительное  чтение

1

5. полные и содержательные ответы на вопросы аудитории по заявленной теме

1

14 б

14-12 баллов  – «5»

11 – 9 баллов – «4»

8 – 7 баллов  – «3»

На каждую контрольную, самостоятельную работу разрабатываются конкретные критерии, которые объявляются ученикам перед работой.

Критерии оценивания контрольной работы

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданиемв 6 классе

Текст диктанта

           Утром в низинах  расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

           На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес.

На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

            Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет  его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

               Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо  на природе!

Грамматическое задание.

1 вариант

балл

2 вариант

1

Озаглавьте текст

1

Озаглавьте текст

2

Выпишите 3 слова с чередующейся гласной в корне слова

 3

Выпишите 3 слова с проверяемой гласной в корне слова

3

Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей звонкой согласной.

1

Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей  глухой согласной.

4

Выполните синтаксический разбор 2 предложения

1

Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения

5

Выполните морфемный разбор

ра..брас..вает, необ..ятным

2

Выполните морфемный разбор

направля..мся, замира..шь

8 б.

Методика оценивания

критерий

 предметное знание

применение умений и навыков

Учащийся должен знать:

Орфография

1)правописание безударных гласных в корне  слова;

2)правописание О-Ё  после шипящих в корне слова;

3) правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных;

4) правописание глухих и звонких согласных в корне слова;

5) правописание непроизносимых согласных;

6) Ы-И после шипящих и Ц в разных частях слова;

7)правописание чередующихся гласных в корне слова;

8) правописание приставок на –з-с;

9) правописание личных окончаний глаголов;

10) правописание глагольных суффиксов –ова-ева-ыва-ива;

11) правописание окончания глаголов 2 лица ед.числа;

12) правописание падежных окончаний существительных и прилагательных

Пунктуация

 Завершающие знаки препинания;

Пунктуация в сложном предложении с союзом И;

Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Учащийся должен уметь:

1) производить синтаксический разбор простого и сложного предложения;

2) находить и графически обозначать в словах  изученные орфограммы;

3) уметь использовать правила  на изученные орфограммы, объясняя правописание слов;

4) производить морфемный разбор;

5) определять тему текста;

6) различать звонкие и глухие согласные

7) правильно расставлять знаки препинания в сложном и простом предложениях, различать интонацию восклицательного предложения

дескрипторы

оценка

1

Работа выполнена без ошибок. Допускается 1 негрубая орфографическая ошибка или  1 пунктуационная + 1 грамматическая

«5»

2

Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные

«4»

3

Допущены  3-4 орфографические ошибки и 4 пунктуационные + 2 грамматические

«3»

4

Допущено   5-8 орфографических ошибок, пунктуационные и грамматические ошибки

«2»

Самооценка обучающихся

На уроках используется карта самоанализа для того, чтобы ученик не только осознал содержание материала, но и оценивал способы и приемы своей работы, активность на уроке.

Оцените себя по каждому критерию от 1 до 2 баллов

Фамилия, имя ______________________________

критерии для самооценки

балл

1

Я (не) правильно выполнил домашнее задание

2

Я (не) допустил ошибки в словарном диктанте

3

Я (не) допустил ошибок в тетради / отвечая у доски

4

Я (не) доказал свою точку зрения в работе …

5

Я (не) принимал участие в комментировании ответов

6

Я (не) принимал участие во взаимоопросе

7

Я (не) …

8

Я

9

Я

всего баллов

Вывод: я

Оценка метапредметных результатов

Стандарт определил особенности оценки метапредметных результатов.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности (УУД) – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

1. достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. (Диагностические работы по русскому языку);

 2. достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;

3. достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Оценивая сформированность этих УУД, учитель прибегает к методу наблюдения.

Оценивание должно двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Оценка проекта, исследовательской работы

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Тип работы

1 – реферативная работа,

2 – работа носит исследовательский характер

2.

Использование     научных фактов и данных

1  – используются широко известные научные данные,

2  – используются уникальные научные данные

3.

Использование  знаний вне     школьной программы

1  – использованы знания школьной программы,

2 – использованы знания за рамками школьной программы

4.

Качество исследования

1  – результаты могут быть изложены на школьной конференции,

2 – результаты могут быть изложены на районной конференции,

3  – результаты могут быть изложены на региональной конференции

5.

Структура       проекта: введение,    постановка проблемы,      решение, выводы

0 – в работе плохо просматривается структура

1  – в работе   присутствует   большинство структурных элементов

2 – работа четко структурирована

6.

Оригинальность и новизна темы

1 – тема традиционна

2 – работа строится вокруг новой темы и новых идей                                                            

7.

Владение  терминологическим аппаратом

1 – автор владеет базовым аппаратом

2 – автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе

8.

Качество   оформления работы

1 – работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки

2  – работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно

3  – работа оформлена изобретательно, применены  приемы  и  средства,  повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно      

максим.

19

Критерии защиты проекта

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 – доклад зачитывается

2  – о работе над проектом рассказывается, но не объясняется суть работы

3  – о работе над проектом рассказывается,  объясняется суть работы

4 –  предыдущий критерий +  иллюстративный материал

5 – доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество   ответов   на вопросы

1  – не может четко ответить на большинство вопросов

2 – отвечает на большинство вопросов

3 – отвечает на все вопросы убедительно, аргументированно

3.

Использование демонстрационного материала

1 – представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 – представленный демонстрационный материал используется в докладе

3 – представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление   демонстрационного материала

1  – представлен плохо оформленный демонстрационный материал

2  – демонстрационный    материал    хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3  –  к демонстрационному материалу нет претензий                                                                

максим.

14

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания

Оценка предметных результатов учащихся по русскому языку

п/п

ФИ уч-ся

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

устный

опрос

письменная

контр.работа

диктант

тесты

изложение

сочинение,

творч.работа

контрольная

работа

диктант

изложение

тесты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Индивидуальная карта оценки метапредметных  результатов

учащихся по русскому языку

(уровни: В – высокий – показатель проявляется в полной мере; С – средний – показатель проявляется не в полной мере, Н – низкий – показатель отсутствует)

ФИ уч-ся:_______________________________________________

УУД

Начало года

Конец года

Регулятивные УУД:

Уровень сформированности: В (высокий), С (средний), Н (низкий).

1.Самостоятельно формулирует задание

2. Выбирает для выполнения определённой задачи различные средства

3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов

4. Оценивает результаты собственной деятельности

5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками

6. Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её

7. Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради

8. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

9. Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями

Познавательные УДД

1.Ориентируется в учебниках.

2.Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников

4. Составляет сложный план текста

5. Устанавливает причинно- следственные связи,  строитлогичные рассуждения,  анализирует,  сравнивает,  группирует

различные объекты, явления

6.Самостоятельно делает выводы,  перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем ,  моделей,  таблиц, сообщений

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде,  в виде презентаций

Коммуникативные УДД:

1.Владеет диалоговой формой речи

2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное

3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций

4.Отстаивает свою точку зрения,  имеет собственное мнение и позицию

5. Критично относится к своему мнению,  учитывает разные мнения и стремится к координации  различных позиций в паре

6.Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель

7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь

8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач

ОценкасформированностиУУД  у учащихся

        Таблица 1

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

  1.  Сформированность личностных УУД

1.1

Сформированность учебно-познавательного

интереса

проявляет устойчивый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к теоретическому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя

проявляет интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем

обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые

1.2

Принятие и соблюдение норм школьного поведения

всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке

знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других

нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их

1.3

Самооценка

во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка)

в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка)

чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению

1.4

Нравственно-этическая ориентация

выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи)

не выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи).

1.5

Эмоциональная отзывчивость

всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим

способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится

переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

II Сформированность регулятивных УУД

2.1

Действие целеполагания

самостоятельно ориентируется в практических заданиях, учебная задача удерживается и регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учителя ориентируется в заданиях теоретического характера

ориентируется в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется

способен принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать

2.2

Действие планирования

может совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану

в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя

копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь,

самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может

2.3

Действия контроля и коррекции

ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

контроль выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно

ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

2.4

Действие оценки

умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других учеников

ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некритически, не воспринимает аргументацию оценки;

2.5

Саморегуляция

помнит и удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные поведенческие реакции

помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент;

не всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке

не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

III Сформированность познавательных УУД

3.1

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий

самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий

не может без помощи педагога найти необходимую информацию для выполнения учебных заданий

3.2

Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного

с помощью учителя способен отличать новое от уже известного

даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного

3.3

Умение делать выводы

способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы

совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы

даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы

3.4

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов

выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога

затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов

3.5

Группировка и классификация объектов

практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту предметном материале

осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого

данные логические операции для ребенка недоступны

3.6

Установление причинно-следственных связей

способен самостоятельно определить причинно-следственные связи на доступном учебном материале

определяет причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого

не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого

3.7

Умение выявить аналогии на предметном материале

часто способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале

по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале

даже при значительной помощи взрослого затрудняет-ся в выявлении аналогии на предметном материале

3.8

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок

понимает инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно

не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем,

не понимает как передавать логические или числовые отношение знаково-символическими средствами, не может выполнить задание даже по образцу

Оцениваемые параметры

Уровень сформированности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

IV Сформированность коммуникативных УУД

4.1

Умение работать в паре и группе

согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла

приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других

не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятельности других детей;

4.2

Умение оформлять свою мысль в устной речи

умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста

умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения

не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи

4.3

Умение выразительно читать и пересказывать текст

чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста

чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначительными искажениями содержания

чтение с большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает текст со значительными искажениями его содержания

4.4

Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми

4.5

Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль

в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя

Мониторинг сформированности коммуникативных УУД

(значение оцениваемых параметров по уровням см. Таблица 1)

        Таблица 2

Оцениваемые параметры

ФИ учащегося

Уровни сформированности:

 В, С, Н

Умение работать в паре и группе

Умение оформлять свою мысль в устной речи

Умение выразительно читать и пересказывать текст

Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми

Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности

Мониторинг сформированности личностных результатов

(значение оцениваемых параметров по уровням см. Таблица 1)

                               Таблица 3

Оцениваемые параметры

ФИ учащегося

Уровни сформированности:

 В, С, Н

Сформированность учебно-познавательного

интереса

Принятие и соблюдение норм школьного поведения

Самооценка

Нравственно-этическая ориентация

Эмоциональная отзывчивость

Мониторинг личностных результатов учащихся по русскому языку

(Уровни:В –высокий: показатель присутствует в полной мере; С – средний – показатель присутствует в неполной мере; Н –низкий – показатель отсутствует)

        Таблица 4

п/п

ФИ учащегося

Проявляет

чувство

сопричастности

с жизнью своего

народа, Родины

Ценит семейные

отношения,

традиции своего

народа, уважает

и изучает историю

России

Определяет

личностный смысл учения,

выбирает

дальнейший

образовательный маршрут

Регулирует

своё поведение

в соответствии

с моральными

нормами и

этическими

требованиями

.

Ответственно

относится к

своему

здоровью,

к окружающей

среде,

стремится к

сохранению

живой природы

Проявляет

эстетическое

чувство на

основе знакомства с

художественной

культурой

.

Ориентируется

в понимании

причин успешности/

неуспешности в учебе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Добавить комментарий