Загрузить PDF
Загрузить PDF
Вы хотите снять свой фильм, но не знаете, как или думаете, как можно сделать это лучше? Тогда эта статья для вас.
-
1
Самое первое, что вы должны сделать – это написать сценарий. Подумайте, что вы любите делать; это поможет придумать идею. Если вы любите спорт и состоите в футбольной команде, снимите фильм об этом. А может, вы любите собак, тогда вы могли бы сделать фильм о них. Также подумайте о жанре и о том, что бы вы хотели сказать зрителям. Существует много жанров: фильмы о любви, боевики про супергероев, фильмы-катастрофы, о дружбе, конкуренции, комедии… Проведите также исследование, касающееся темы вашего фильма. Если вы снимаете фильм о золотой лихорадке в Калифорнии, сходите в музей, поищите информацию в интернете.
-
2
Прекрасно, теперь вы знаете, как будут развиваться события в вашем фильме. Напишите сценарий, описав, какие герои будут участвовать в сценах, и как они будут выглядеть, где будут происходить съемки, какие саундтреки или музыку вы собираетесь использовать, номер сцены… детали важны в сценарии. Вы его раздадите, и если он не будет достаточно детальным, другой человек может представить его совершенно не так, как вы. Чтобы избежать этой проблемы, вы должны сделать раскадровку (следующий шаг).
-
3
Сделайте раскадровку. Это последовательность эскизов по сценарию. Раскадровка показывает, что происходит в каждой сцене, но не очень подробно. Она должна показать место съемки, позиции актеров, что они делают. Если рисование не ваш конек, не переживайте. Вы можете сделать хороший фильм и без этого.
-
4
Устройте кастинг актеров. Это могут быть друзья или члены семьи, но удостоверьтесь, что они относятся ко всему серьезно и не бросят вас. Это может уничтожить всю вашу работу. Если актеру некомфортно в роли или он смущается, не заставляйте его. Иначе его игра не будет такой хорошей, и шансов, что он все бросит, больше.
-
5
Напишите список всего необходимого и сколько денег вы планируете потратить. Будет очень плохо, если наступит съемочный день, а у вас нет костюмов.
Реклама
-
1
Позвоните людям, задействованным в фильме, и назначьте день, когда все они могут прийти. Если в вашем фильме много людей, выбрать день, чтобы собрать всех, может быть сложно. Составьте график, сколько времени вы тратите на сцену и какие люди вам нужны, потому что, если кто-то не снимается в какой-то день, будет глупо, если он придет (если только ему не надо выполнять другую работу, например, оператора).
-
2
Если хотите, разместите друзей или музыкантов за сценой; в этом случае музыка будет звучать чище, резче и четче. Или вы могли бы записать музыку, которую вы сочинили, загрузить ее в ваш компьютер, а потом вставить ее в ваш фильм, или просто поищите готовую музыку/звуки в программе, которой пользуетесь.
Реклама
-
1
Ваш проект приближается к завершению. Вы уже сняли все сцены: и плохие, и хорошие. Время заняться монтажом. Используйте любую программу, которая вам нравится, такую как Windows Movie Maker (обычно она установлена на компьютере) Sony Vega, Medial Impression… ВАЖНО: всегда лучше использовать программу, которая есть в видеокамере. Иногда редактировать видео с помощью другой программы невозможно, если предварительно вы не сохранили ее с помощью программы на видеокамере. Такие программы обычно не очень хороши, если только это не дорогая видеокамера. К тому же вы можете редактировать свое видео таким количеством программ, какое вам нравится, пока не получите нужный результат. Если вы сняли его с зеленым экраном, есть несколько программ, с помощью которых можно редактировать такое видео. Покупая одну из них, узнайте подробно, что можно сделать с ее помощью.
-
2
Вы можете наложить музыку на ваше видео с помощью практически любой программы, например, Windows Movie Maker. Попробуйте сочинить собственную музыку, если захотите. Напишите название и титры. Включите в них всех людей, которые работали над фильмом. Если большую часть работы сделали вы, неплохо было бы написать, чей это фильм. Не забудьте о дате. Если вы не можете добавить титры и название, то можно нарисовать буквы в программе Paint, которая есть во всех компьютерах, и сохранить все как кадр. Делая монтаж, просто добавьте и его.
-
3
Запишите диск с вашим фильмом и дайте его всем, кому хотите. Загрузите его на YouTube, если вы хотите, чтобы все увидели вашу работу.
-
4
Оцените ваш фильм. Он хорошо сделан? Оправдал ли он ваши ожидания? Вам понравилось над ним работать? А всем остальным понравилось? С какими проблемами вы столкнулись, работая над фильмом? Что вам понравилось больше всего? А меньше всего? Что бы вы улучшили в следующий раз? Почему? Хотите ли вы снять еще один фильм?
Реклама
Советы
- Убедитесь, что вы действительно можете сделать то, что написано в сценарии. Действительно здорово было бы снять фильм об авиакатастрофе, и на бумаге это может выглядеть хорошо, но…вы можете воссоздать крушение самолета?
- Не вводите в фильм много персонажей, если у вас нет столько людей. Если один актер будет играть две роли, это сделает фильм непрофессиональным. Если же вы пойдете на это, позаботьтесь о хороших костюмах.
- Не тратьте время на раскрашивание раскадровки. Раскадровка важна только для того, чтобы все остальные люди, работающие над фильмом, имели представление о том, как он должен быть сделан.
- Делая список необходимых материалов и планируя расходы, позвоните своим друзьям и попросите одолжить вам нужные вещи. Если у вас нет платья ведьмы, не стоит покупать его ради того, чтобы использовать один день!
- Если у вас хороший саундтрек, результат будет лучше.
- Когда актер делает то, что вы хотите донести до зрителей, это должно быть хорошо видно. Постарайтесь снять с хорошего ракурса.
- Если вы хотите, чтобы зрители лучше видели чувства героев, снимайте только их лица. Вид плачущей девушки затронет ваши чувства больше, если вы увидите ее вблизи, а не издалека.
- Лучше, чтобы актеры точно знали, что им делать, чем импровизировали. В сценах с драками вы это сразу поймете.
- То, что вы являетесь режиссером, не означает, что только вы должны руководить. Не будьте слишком авторитарным, принимайте идеи других, потому что «одна голова хорошо, а две лучше».
- Камера очень важна. То, что видит камера, увидит и зритель. Дайте четкие инструкции всем, а оператору – особенно. Всем очень важно понимать, что конкретно они должны делать. Так вы избежите многих ошибок.
- Время от времени делайте короткие перерывы.
- Помните, что это может затянуться дольше, чем на день и вам, возможно, придется переснимать сцены снова и снова. Так всегда бывает, поэтому не нервничайте и будьте терпеливы с актерами. Сделайте перерыв, если какая-то сцена не получается, и попробуйте снять ее позже. Если и это не поможет, сделайте разные кадры с двух углов. Если вы их перемешаете, вам не придется переснимать всю сцену целиком, а лишь две-три фразы.
- Представьте себе, что вы снимаете пять сцен в день, а человек произносит только одну фразу в сцене. Ему может стать скучно, поэтому, составляя график, это нужно учесть.
- У вас есть актеры и все готово к началу съемок… но подождите… кто будет оператором? Помните, что вам нужен еще один человек в качестве оператора! (или вы могли бы поставить камеру на штатив, но в этом случае она не будет двигаться).
- Не снимайте сцену с одного ракурса. Это может быть сложнее, но выглядит профессиональнее. В настоящих фильмах пользуются для этого несколькими камерами, а вы можете просто сделать нарезку. Если вы это сделаете, удостоверьтесь, что ваши актеры не шевелились и остались на своих местах. Будет странно, если секунду назад человек шел со шляпой на голове, а мгновением позже шляпа вдруг исчезла. Эта техника хороша, только если вы хотите быть супер-человеком, заставляющим исчезать предметы.
- Объявляйте перерывы, но не начинайте делать что-то другое, потому что, если это всем понравится, вам трудно будет вернуться к работе. Вы можете перекусить или поговорить минут десять, например.
- Если вы знаете кого-то сведущего в кино, не стесняйтесь попросить у него совета. Он во многом может вам помочь. Вы могли бы поучиться на его ошибках.
- Постарайтесь соблюдать тишину во время съемок. Никакого собачьего лая, никаких плачущих детей; будет очень странно, если в романтической сцене послышится гудок автомобиля.
- Было бы хорошо хранить все бумаги, с которыми вы работали, в одной папке просто на случай, если вы будете снимать другой фильм или захотите посмотреть, как вы что-то делали.
- Если вы снимаете на улице, подумайте об окрестностях. Удостоверьтесь, что нет проезжающих мимо машин и пролетающих в середине сцены птиц. Кажущиеся незначительными детали могут сильно отвлекать зрителей.
- Всегда будьте терпеливы с актерами. Если кадр не выходит идеально, и вы делаете его снова и снова, это может вызвать стресс. Сделайте перерыв и попробуйте еще раз. Или снимите с другого ракурса, это поможет справиться со стрессом.
- Будьте готовы прийти на помощь и поощряйте людей делать все возможное, но не давите на них, иначе они могут все бросить.
- Убедитесь, что вы все распланировали и все знают, что им делать и какого персонажа они играют.
Еще один совет – хорошее освещение, убедитесь, что вы хорошо видите актеров. Спросите у взрослых разрешения, если это не ваша собственная видеокамера.
Реклама
Предупреждения
- Если вы загружаете ваш фильм в интернет, убедитесь, что у вас есть разрешение от всех актеров. Многим людям ваша работа понравится, но некоторые могут с этим не согласиться. Всегда найдется кто-то, кто сделал бы что-то по-другому или кому что-то не понравится в вашем фильме. Люди разместят хорошие и плохие комментарии. Это вы должны знать.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 8361 раз.
Была ли эта статья полезной?
Дети любят сниматься в кино, даже тихие скромники с удовольствием представляют себя в главной роли на экране. Об этом я могу с уверенностью говорить, как режиссёр семейного кино с многолетним опытом. Команда ТvоёКино регулярно снимает детские фильмы на день рождения, к школьным выпускным и, конечно же, во время детских экскурсий по декорациям киностудии.
Дети полны артистизма и непосредственности, они с лёгкостью входят в роли, вот только, чтобы съёмки по-настоящему захватили ребят, нужен интересный сюжет. Именно поэтому сценарий в любом, и особенно в детском кино выполняет самую важную роль.
С чего начать сценарий
Как театр начинается с вешалки, так и подготовка к детскому фильму начинается с поиска идеи. Но далеко за идеей ходить не надо. Если перед вами стоит задача сделать сценарий детского фильма к какому-то событию, сначала нужно пообщаться с самими ребятами, их родителями и наставниками. Эта беседа раскроет тонкости отношений в коллективе, пристрастия большинства детей. Что им нравится больше — бегать на переменах в догонялки или играть по сети в майнкрафт, кто заводила в группе, а кто предпочитает отсидеться в стороне. Эта информация поможет определиться с концепцией будущего кино.
Сюжет-господин
Для небольшого детского фильма не стоит делать многолинейный сюжет. Достаточно одной линейной истории. Если это кино, которое планируется снять на вечеринке в честь дня рождения, расскажите о том, как дети спасают именинный торт от злобных гоблинов.
Выбранную идею запишите в виде рассказа, объемом в один печатный лист. В нескольких абзацах перескажите события, которые планируете снимать.
Без воды, только факты
Когда сюжет готов, наступает время поработать над самим сценарием. Некоторые могут удивиться, но на данном этапе текст — сухая констатация того, что будет показано на экране. В нём скрупулезно прописано кто из героев куда входит, что видит перед собой, что берёт в руки. Задача сценариста — дать максимум фактов, с которыми потом будут работать операторы и режиссёр. Сценарий должен быть примерно таким: «Поляна, посередине стоит торт. Из-за дерева выглядывает гоблин и быстро прячется. Через секунду выглядывает уже несколько гоблинов. К торту подходит девочка».
Добавляем детали
В киноиндустрии существует несколько подходов к тому, должен ли сценарист продумывать внешний вид героев, описывать звуковой ряд. Иногда это делает и режиссёр, но часто детали продумывает именно сценарист.
Итак, что следует прописать в сценарии:
- внешность и костюмы героев
- биографию действующих лиц
- характер персонажей
- взаимоотношения между персонажами
Дарим возможность говорить
Диалог — часть сценария, которая кажется зрителям главной, обычно рождается только в конце написания сценария. Лишь в этом случае можно избежать пустых разговоров, или неуместных выражений. Каждая фраза в фильме обязана нести информацию, которая не закодирована в визуальной части картины.
Давайте обратимся к примеру, который мы приводили выше, про торт и гоблинов. Когда мы показываем, как гоблины смотрят на торт, зрителю и так понятно, что они интересуются этим примером и диалог героев должен дополнить картину и рассказать, для чего же гоблинам торт. Возможно, они просто хотят испортить праздник, или голодны, или их заставила злая королева. Именно эти мысли должны быть в диалоге, а не просто: «Смотри, торт!», «Ага, красивый».
Немного о технике исполнения
Писать сценарий можно и на печатной машинке, но лучше, конечно же, пользоваться профессиональными программами. Ведь такой сценарий удобно использовать и показать заказчику не стыдно.
Обратите внимание на некоторые из таких бесплатных программ:
- Celtx — бесплатная программа по созданию сценариев для кино и игр
- Писарь — плагин для Microsoft Word, который помогает с разметкой и форматированием
- Еще есть Dramatica, Movie Outline, Scenewriter Pro, Scrivener, Montage, Scripped.
Конечно, главное — суть, но и презентовать её следует достойно.
Если вы хотите создать фильм с детьми, приходите в ТvоёКино, с удовольствием поможем вам реализовать задумку.
Обсудить детали можно по телефону: +7 (499) 322-71-45
Дети любят красочные и интересные видео, ведь в маленьком возрасте проявляется фантазия, воображение. Эффектные кадры, которые останутся в истории семьи, можно создать самостоятельно, без помощи специалистов. В этом нет ничего сложного, главное — придумать интересный сюжет и подобрать простой редактор для монтажа. Всё остальное будет зависеть уже от ваших стараний и воображения. В этой статье вы найдете несколько беспроигрышных идей для детского фильма, а также полезные советы по монтажу для новичков. Узнать ещё больше полезного и интересного о процессе создания видео, вы можете здесь – https://videoshow.ru/programma-dlya-sozdaniya-videorolikov.php
Идеи видео для ребёнка: что же смонтировать?
Существует огромное количество универсальных концепций для детских видео на любой случай – видеодневник взросления, семейный кинофильм, развлекательный ролик и т. п. Выбрать можно любую подходящую идею, чем уникальней — тем лучше. Ниже в качестве примера приведем самые актуальные, на наш взгляд,идеи.
Слайд-шоу
Самый простой видеоролик для монтажа — это слайд-шоу. Даже начинающий пользователь сможет без труда подготовить красочную композицию слайдов из картинок и видеозаписей с музыкой и озвучкой голосом.
Для создания такого клипа надо:
- Выбрать жанр. В первую очередь определитесь с тематикой видео и способом подачи. Будет ли это быстрый ролик с импровизацией, юмором и креативом или же что-то трогательное и ностальгическое – решаете только вы.
- Составить перечень обязательных кадров. Выберите нужные кадры из уже готовых материалов или устройте съёмку специально для ролика. После продумайте примерную последовательность слайдов и тайминг (продолжительность показа каждого элемента). Стремитесь к тому, чтобы в итоге получился понятный и хорошо считываемый сюжет.
- Вставить короткие видео до 10 секунд. Чередуйте показ фотографий и видеозаписей. Так вы добавите в слайд-шоу больше разнообразия, динамики, эмоций и точно не дадите зрителю заскучать. Смело используйте гифки, таймлапсы, картинки-бумеранги – всё это будет только в плюс.
- Выбрать музыку. Смотреть слайд-шоу без звука неинтересно. Дополните свой фильм детской, весёлой песней. Ещё можете попробовать наложить вторую звуковую дорожку с голосом, который комментировал бы происходящее в кадре или читал же стих, рассказывал историю, сказку и т.д.
Выполнив эти шаги, вы получите в результате нечто гораздо большее, чем простой пролистывание фотографий. Это будет интересный и красивый фильм, который станет достойным пополнением семейного архива.
Воплощение сказки в жизнь
Что может быть лучше, чем домашний мультфильм с участием ребёнка? За основу можно взять любые мультсериалы и детские фильмы. Например, для девочек подойдут «Маша и Медведь, «Золушка», а для мальчиков —«Рататуй» или «Тачки». Однако лучше всего, конечно же, выбирать любимчиков именно ваших детей.
План действий несложен. Выберите любую серию или отрывок из полнометражки, найдите похожие по «сюжету» или настроению фото из жизни ребёнка, если таких нет – устройте фотосессию или видеосъёмки специально. Попросите детей повторить действия или речь любимого персонажа, подготовьте похожий костюм. После вам необходимо будет смонтировать свой мультяшный фильм — чередовать моменты из мультика и реальной жизни, установить заставку в начале, наложить музыку или даже использовать вырезки из реплик героев.
Взрослые вопросы устами малыша
Запоминающимся на долгое время станет блог, где ребёнок отвечает на разные вопросы или рассказывает о себе. Такой эксперимент не только пополнит вашу коллекцию ценным роликом, но поможет еще лучше узнать своих детей. Спустя годы вам и вашему уже повзрослевшему ребёнку будет интересно взглянуть на эти уникальные кадры.
Темы могут быть как простыми так и более сложными. Можете попросить ребёнка рассказать о себе, о любимых, кем он хочет стать, когда вырастет. Младшим школьникам можно задать вопросы посерьёзнее, вроде «что такое любовь, дружба?», «откуда у людей появляется злость?», «война – это плохо или хорошо?». Их ответы – беззаботные, по-взрослому вдумчивые, смешные или наивные – однозначно окажут сильнейшее эмоциональное воздействие на любого зрителя.
Воплощение идей на практике
Многие до сих пор считают, что монтаж видео – очень сложный процесс. Чаще всего это те, кто однажды установил сложный профессиональный софт, ничего не понял и всё забросил. На самом деле хороший видеоредактор – половина успеха. Важно выбрать программу, которая будет вам проста и понятна с первых же минут.
Если вы никогда раньше не создавали видео, рекомендуем обратить внимание на программу ВидеоШОУ. Редактор – новый, современный, функциональный и, что важнее, простой и доступный. С ним можно воплотить любую из представленных идей. Ниже – перечислим несколько наиболее интересных функций. Однако советуем самостоятельно оценить все возможности и попробовать свои силы в монтаже. Для этого нужно скачать ВидеоШОУ по ссылке.
Новичков однозначно порадуют:
- встроенные бесплатные шаблоны видео (в том числе и детские);
- наборы готовых эффектов, переходов, титров;
- коллекция музыки;
- готовые настройки экспорта видео.
Опытные пользователи найдут все привычные инструменты, но в более удобном, упрощенном формате:
- создание анимации на основе ключевых кадров;
- замена фона (хромакей);
- многослойное редактирование;
- звукозапись.
Оцените этот яркий детский фильм, созданный с помощью бесплатного шаблона ВидеоШОУ:
Выбрав цепляющую идею для видео, засняв фрагменты и смонтировав их в хорошей программе, вы создадите яркий и запоминающийся фильм, независимо от опыта. Результат будет греть сердце долгие годы, им точно захочется поделиться с друзьями и родственниками.
Написать сценарий детского мультфильма не легче, чем создать его для взрослой полнометражной кинокартины. Хороший мультфильм — это прежде всего история, «цепляющая» зрителя. Как найти идею, способную захватить внимание детей, и на что обратить особое внимание в работе над сценарием? Один из главных авторов мультсериалов студии «Паровоз» Мария Парфенова делится советами с начинающими сценаристами детской анимации.
Мария Парфенова, сценарист студии «Паровоз»:
Чтобы увлечь историей современных детей, сценаристу нужно сначала понять, к кому он обращается: точно предположить реакции аудитории, разобраться, о чем она мечтает, что ее вдохновляет, что пугает, а что смешит. При этом важно помнить, что анимационный сценарий — это особый жанр драматургического произведения, который должен очень подробно описывать каждую сцену, действие и диалоги персонажей.
Сценарному мастерству учат многие вузы мира. Чтобы освоить эту профессию, нужно пройти большой путь и сломать множество копий. Но все имеет свое начало. Автору всегда помогает изучение опыта других. Меня часто спрашивают, как придумать героев, до которых будет дело юному современному зрителю, в какие ситуации их поместить, кому показать свою работу начинающим авторам. Я знаю, что в начале профессионального пути помощь коллег очень ценна, и решила поделиться с вами своими советами.
5 СОВЕТОВ ОТ МАРИИ ПАРФЕНОВОЙ
1. Будьте в постоянном поиске
Как говорил Хаяо Миядзаки, вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды. Набрести на идею для сценария можно, заглянув в себя и вспомнив свое детство. Задайтесь вопросом: что вас тогда волновало и завораживало? Что казалось удивительным и волшебным? Прислушайтесь к своему «внутреннему ребенку».
Начитанность и насмотренность тоже очень важны. Они дают «информационный слой», от которого можно оттолкнуться.
Внимательно наблюдайте за людьми вокруг вас. Часто реальные люди с яркими характерами становятся прототипами выразительных персонажей.
Ведите дневник. Записывайте все мысли, сценки, незаконченные сюжеты. Все, что показалось вам интересным. Эти зарисовки могут пригодиться в будущей работе над сценарием.
2. Интерпретируйте известные сюжеты
Мифы, легенды, сказания и сказки народов мира несут в себе огромный пласт информации и являются неисчерпаемым источником вдохновения для любых современных детских авторов — как литераторов, так и сценаристов. Не пренебрегайте ими.
Изначально такого рода произведения были своего рода страшилками, призванными предупредить, уберечь детей от опасности. Не ходи в темный лес! Там живет злая Баба Яга. Не подходи к болоту! Затянет Кикимора — не выберешься. При этом «темные» духи оберегают и направляют героев сказок. Ведь, к примеру, что бы делал Иван-царевич без помощи Серого Волка? Не отстает и Баба Яга, которая во многих сказках наставляет добрых молодцев и, в итоге, спасает их.
Такая двойственность персонажей дает большой простор для фантазии. Именно неожиданная трактовка известных сказок, характеров и образов героев стала «фишкой» сериала «Сказочный патруль». Мы посмотрели на них по-новому, и это предопределило большой зрительский успех мультфильма.
3. Не забудьте про конфликт
Ничто так ярко не раскрывает характер героев, как «конфликт». Об этом иногда забывают начинающие авторы. Тем временем именно конфликтная ситуация чаще всего является триггером сюжета. В условиях противостояния личностям или обстоятельствам привычные герои раскрываются с неожиданной стороны. Оно позволяет зрителю взглянуть на себя и свою жизнь через призму истории героев и дает развитие персонажам. В любом жанре, будь то литературное произведение, игровое кино или анимационное, конфликт является неотъемлемой частью сюжета, позволяющей зацепить и удержать внимание зрителя.
4. Показывайте, а не рассказывайте
При написании сценария важно понимать, чем он отличается от литературного текста. Главная разница — в диалогах персонажей, которые в анимационном сценарии сопровождаются четким описанием действий героев. Даже самые остроумные и смешные диалоги, если их произносят просто «говорящие головы», теряют свою яркость. Описание действий персонажей во время произносимого диалога — обязательное условие. Чем подробнее они будут прописаны в сценарии, тем лучше у режиссера получится раскрыть характер персонажей.
5. Цените критику и действуйте
Если вы уже написали сценарий для анимации, для начала дайте почитать его своим друзьям. Выслушайте их мнение и подумайте над замечаниями. Часто авторы сильно погружаются в свое произведение, буквально живут им и не желают что-либо в нем менять. Любить свое детище — правильно и замечательно. Но эта погруженность иногда мешает увидеть его слабые места. А вот читатель сразу почувствует, где есть «жулимэ». Стоит прислушаться к мнению окружающих.
Когда вы убедились, что со сценарием все в порядке, приходит пора действовать. Обращайтесь к продюсерам анимационных студий, отправляйте сценарий на всевозможные литературные конкурсы. И тогда ваше произведение обязательно найдет свою аудиторию!
Быстрый способ написать сценарий детского фильма
(из опыта работы школьного кинокружка).
Современный российский кинематограф не критикует только ленивый. Огромные затраты на производство фильмов, спорные сценарии, плохая игра актеров, откровенно слабая режиссура… Где-то потерялась знаменитая советская киношкола, в прокат выпускается просто халтура. На этом фоне видеоролики, снятые Евгением БэдКомедианом без фантастических бюджетов практически на коленке, выглядят шедеврами.
В этой ситуации перспективными представляются взгляды детей и подростков на настоящее кино, интересно узнать, как они видят наш мир, и как представляют себе киноискусство. В школьном кинокружке дети учатся все делать сами, от самого начала до самого конца фильма (в том числе «прокат» и рецензирование).
Поэтому в кинокружке «Охотники за Оскарами» из самой обычной школы самого обычного города-миллионника все делают сами детишки: пишут сценарии, проводят постановку сцен, ведут видеосъемку и выполняют монтаж. Продюсирование готовых фильмов проводит наш социальный партнер, он же предоставляет качественную видеокамеру, освещение и микрофоны. С моей стороны – организация и теоретическое сопровождение школьного кинопроцесса.
Любой фильм начинается с киносценария. Киносценарий – это литературное произведение, на основании которого снимается кинофильм. Есть много советов, как правильно и грамотно написать сценарий. Различные способы написания сценария указаны в источниках (в конце статьи).
И вот как раз написание сценариев вызывает у учащихся значительные затруднения. Очень легко предлагаются учениками идеи фильмов, а вот превращение идей в сценарий происходит с огромным трудом. Ребятам крайне трудно прописывать диалоги, трансформацию героев, сами приключения, без которых невозможно представить себе хороший кинофильм.
Я опробовал следующую идею (идея не моя, источник не помню, моя только модификация для целей кинокружка): предложил всем участникам кинокружка написать короткое эссе по различным темам: сколько и какие персонажи должны быть в фильме, что должно происходить, как персонажи должны взаимодействовать. После написания эссе состоялось расширенное совещание кинокружка с привлечением родителей для обсуждения результатов написанного. Эти результаты и легли в основу нашего киносценария. В дальнейшем, при возникновении трудностей на съемках, я снова ставил задачу написать короткое эссе по конкретной теме.
Так, этот подход сформировался у меня в некую последовательность текстовых квестов. Сами детишки, придерживаясь идеи сценария, с удовольствием писали продолжение. Оставалось только обсуждать результаты, осуществлять разбивку сцен и выполнять съемку. Подчеркну – сценарий в виде текстовых квестов писали сами ребята, и обсуждали результаты они же. Я брал на себя роль «сдерживающего фактора», т.к. фантазия у ребят зашкаливала, а вот возможности отснять прилет инопланетян на суперзвездолете у нас не было.
Подводя итоги, могу саму методику сформулировать следующим образом:
-
Идея сценария (она короткая, выражена практически одним предложением).
-
Текстовый квест, который выполняют сами участники кинокружка (ответы на вопросы о сценарии они оформляют в виде коротких эссе, не больше одного тетрадного листа).
-
Обсуждение эссе на заседании кинокружка, создание итогового сценария.
-
Разбивка сценария на сцены и видеосъемка.
Созданный нами таким образом кинофильм «Веселая экскурсия» получил специальный приз жюри международного кинофестиваля «Zealant – 2020».
Источники:
-
https://www.avtoram.com/algoritm_napisaniya_stzenariya/
-
https://kinoscenariy.com/kak-napisat-stsenarij-pravila-i-sovety/
-
https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9